Мастер-класс: «дидактический синквейн, как инновационная технология, применяемая в коррекционно-педагогической работе у детей с тяжелыми нарушениями речи». Дидактический синквейн как средство оптимизации работы по развитию речи детей

Мастер-класс: «дидактический синквейн, как инновационная технология, применяемая в коррекционно-педагогической работе у детей с тяжелыми нарушениями речи». Дидактический синквейн как средство оптимизации работы по развитию речи детей

Использование дидактического синквейна в речевом развитии

детей дошкольного возраста

мастер-класс для педагогов ДОУ

Кто ясно мыслит – тот ясно излагает.
Античная поговорка

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет требования к результатам освоения основной образовательной программы дошкольного образования в виде целевых ориентиров, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования.

В Стандарте дошкольного образования выделена, как самостоятельная образовательная область «Речевое развитие», включающая в себя обогащение активного словаря, развития связной грамматически правильной диалогической и монологической речи дошкольников. Речь включается в качестве важного компонента, в качестве средства общения, познания, творчества.

Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования:

Ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности;

Творческие способности ребенка проявляются в придумывании сказок, он может фантазировать вслух, играть звуками и словами;

Ребенок активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх;

Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, стараться разрешать конфликты;

Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы (почему? зачем? как?) взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей;

Ребенок способен к принятию собственных решений.

Достижение целевых ориентиров дошкольного образования не может быть достигнуто без освоения речевой культуры.

Развитие речи является актуальной темой в дошкольном возрасте. У детей старшего дошкольного возраста часто имеются нарушения речи, бедный словарный запас, возникают трудности составлять рассказ по картинке, пересказать прочитанное, выучить наизусть стихотворение. Поэтому педагогическое воздействие на развитие речи дошкольников – кропотливая, ежедневная и необходимая работа.

Сегодня существует множество методик, с помощью которых можно регулировать процесс развития речи у детей.

Составление синквейна – один из эффективных интересных приемов, который способствует совершенствованию мыслительных и познавательных способностей, развитию лексико-грамматического строя и связной речи дошкольников. Опора на личностно-ориентированный, системно-деятельностный, комплексный и дифференцированный подходы соответствует требованиям ФГОС ДО и запросам современного общества.

Синквейн – слово французское, в переводе означает «стихотворение из пяти строк».

Синквейн – это нерифмованное стихотворение, которое сегодня является эффективным приёмом развития речи. Простота построения синквейна позволяет быстро получить результат.

Синквейн – пятистрочная стихотворная форма.

Традиционный (классический) синквейн как жанр поэзии, основанный на подсчёте слогов в каждом стихе, в начале XX века придумала американская поэтесса Аделаида Крэпси благодаря японской поэзии.

Дидактическое правило составления синквейна в педагогических и образовательных целях, как результативный метод развития речи, интеллектуальных и аналитических способностей, синквейн используется во многих странах мира, с конца 90-х годов и в России. Дидактический синквейн составляется главным образом по смыслу.

Синквейн – это средство творческого самовыражения.

Синквейн – малая стихотворная форма, используемая для фиксации эмоциональных оценок, описания своих текущих впечатлений, ощущений, ассоциаций.

Синквейн – короткое литературное произведение, характеризующее предмет (тему), состоящее из пяти строк, которое пишется по определённому плану.

Синквейны можно сочинять на разные темы.

Синквейн для воспитателя детского сада – это:

Инструмент для синтеза и обобщения информации,

Средство творческого самовыражения ребёнка,

Способ обогащения словарного запаса,

Подготовка к краткому пересказу,

И просто увлекательное занятие, благодаря которому каждый дошкольник может почувствовать себя гением-творцом.

Синквейн – эффективный приём технологии развития критического мышления на стадии рефлексии.

В чём же его эффективность и значимость?

Во-первых, его простота. Синквейн могут составить все.

Во-вторых, в составлении синквейна каждый ребенок может реализовать свои творческие, интеллектуальные возможности.

Синквейн является игровым приемом.

Синквейн как увлекательная игра, как возможность выразить свое мнение, согласиться или нет с мнением других, договориться.

Составление синквейна используется как заключительное задание по пройденному материалу.

Составление синквейна используется для проведения рефлексии, анализа и синтеза полученной информации

Одна из целей при составлении синквейна – добиться умения выделять главную мысль текста, а также кратко выражать свои мысли. «Значение слова есть феномен мышления», – писал известный психолог Л.С. Выготский в работе «Мышление и речь».

Синквейн – это не простое стихотворение, а стихотворение, написанное по следующим правилам:

Синквейн состоит из 5-ти строк. Его форма напоминает « елочку » .

1-я строка – одно ключевое слово – название, заголовок, тема, обычно существительное, определяющее содержание (название предмета, произведения, имя героя и т. д.) ;

2-я строка – два слова (прилагательных), описывающие признаки предмета или его свойства, слова можно соединять союзами и предлогами;

3-я строка – три слова (глаголы), д ействия предмета, относящиеся к теме;

4-я строка – четыре слова – предложение, фраза, которая показывает отношение автора синквейна к теме (афоризм, крылатое выражение, цитата, пословица);

5-я строка – одно слово – слово-резюме, ассоциация, синоним, который характеризует суть темы, обобщение, выражает личное отношение автора синквейна к теме в первой строчке, обычно существительное.

Для дошкольников строгое и чёткое соблюдение правил составления синквейна необязательно. В четвёртой строке синквейна предложение может состоять из трёх или пяти слов (можно вспомнить с детьми пословицу, крылатое выражение или афоризм на заданную тему). А в пятой строке может быть два или три слова. Возможны варианты использования и других частей речи.

Что пишется в каждой строке?

В первой строке синквейна задается тема, которая заключает в себе одно слово – существительное (местоимение, обозначает предмет описания), отвечает на вопросы кто? или что? (Предлагается выбрать тему для синквейна и сочинить его).

Вторая строка – два слова – прилагательные (или причастия) – они обозначают признаки выбранного предмета и отвечают на вопросы: какой? какая? какое? какие?

Третья строка – три глагола (или деепричастия) описывают характерные действия, происходящие с предметами, и отвечают на вопросы: что делает? что делают?

Четвертая строка – это фраза (предложение ) из четырех слов, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету (афоризм или пословица).

Пятая строка – резюме, итог, вывод. Это одно слово для выражения своих чувств, ассоциаций, связанных с предметом, о котором говорится в синквейне, то есть личное выражение автора к теме или синоним.

Этапы работы по обучению дошкольников составлению синквейна:

I этап – подготовительный (сентябрь – декабрь первого года обучения) .

Синквейны помогут быстро и эффективно научить ребенка синтезу, обобщению и анализу различных понятий. Для того, чтобы правильно, полно, грамотно выразить свою мысль, ребенок должен иметь достаточный словарный запас. Чем богаче будет словарный запас ребёнка, тем легче ему будет построить не только синквейн, но и пересказать текст и выразить свои мысли.

Цель первого этапа: уточнение, расширение и совершенствование детского словаря; знакомство и обогащение словаря дошкольников словами-понятиями: «слово-предмет», «слово-определение», «слово-действие», «слово-ассоциация», «предложение», введение символов этих слов.

Знакомим детей с понятием «слово», обозначающее предмет (живой, неживой) и «слово», обозначающее действие предмета, готовим платформу для последующей работы над нераспространенным предложением и его схемой. Графические схемы помогают детям более конкретно ощутить границы слов и их раздельное написание.

Знакомим детей со словом, обозначающим признак предмета, мы учим дошкольников составлять распространенное предложение. Завершается работа умения строить нераспространенные и распространенные предложения разных структур, опираясь на сюжетные картинки, вопросы, схемы и т.д.

Знакомим детей со словами-ассоциациями, связанными по смыслу с описываемым предметом (иногда это слово является синонимом).

Работа на подготовительном этапе завершается знакомством детей с символами-обозначениями: «слов-предметов» , «слов-определений» , «слов-действий» , «слов-ассоциаций» , схемой предложения. Знакомим детей с символами слов, которые на втором этапе составят алгоритм дидактического синквейна.

Формы организации образовательной деятельности дошкольников, через которые проводится обогащение и активизация словаря:

1. Образовательная деятельность (фронтальная, подгрупповая, индивидуальная).

2. Словесные игры и упражнения («Кто это? Что это?» , «Отгадай загадки» , «Узнай по описанию» , «Скажи, какой? какая? какое? какие?» , «Подбери признаки» , «Кто что делает?» и другие).

3. Дидактические игры («Найди пару» , «Кто что делает?» , «Слова с противоположным значением» и др.), настольно-печатные материалы из рабочей тетради «30 уроков развития речи» .

4. Речевые тренинги (картотека материала для речевых тренингов) .

5. Игры малой подвижности («У Маланьи, у старушки» , «Что мы делаем – не скажем» , «Живые слова» и другие).

6. Просмотр мультимедийных презентаций (сайт «Планета детства»).

II этап – основной (январь – май первого года обучения) .

Цель второго этапа: знакомство с алгоритмом составления синквейна, формирование первоначального умения составлять синквейн символами (с помощью педагога).

Алгоритм синквейна для детей, которые пока не умеют читать:

Условные обозначения:

слова-предметы (существительные);

слова-признаки (прилагательные);

слова-действия (глаголы);

слова-предметы (существительные).

При составлении синквейна с дошкольниками нужно помнить, что необходимо составлять синквейн только на темы, хорошо известные детям и обязательно показывать образец. При помощи наводящих вопросов дети учатся выделять главную мысль, отвечать на вопросы и по алгоритму создают свои нерифмованные стихотворения.

Нужно быть готовым к тому, что не всем детям может понравиться составление синквейна, потому что работа над ним требует определенного осмысления, словарного запаса и умения выражать свои мысли. Поэтому необходимо помогать и поощрять стремление детей составить синквейн или отвечать на вопросы. Постепенно дети привыкнут к правилам написания нерифмованных стихотворений, а их составление превратится в игру. И незаметно для самих детей игра в синквейн станет для них весёлым и занимательным занятием. «Даже мгновенное озарение может стать той первой искрой, из которой рано или поздно возгорится пламя творческого поиска», – писал В. Шаталов. Дети будут гордиться своими достижениями!

III этап – практический (до конца второго года обучения) .

Цель этапа: Формирование умения и совершенствование навыка составления дидактического синквейна на разные темы: о природе, о картине и литературном герое, о маме и папе, о настроении и многое другое.

Чтобы правильно составлять синквейн, важно:

Иметь достаточный словарный запас в рамках темы;

Владеть: анализом, обобщением; понятиями (слово-предмет, слово-действие, слово-признак);

Уметь подбирать синонимы;

Научиться правильно, понимать и задавать вопросы;

Согласовывать слова в предложении;

Правильно оформлять свою мысль в виде предложения.

Практическая часть (Предлагается каждому педагогу выбрать тему для синквейна и сочинить его самостоятельно, отводится 3-5 минут).

Заключение . Простота синквейна дает возможность его составления каждым ребенком. Это интересное занятие, способствующее самовыражению детей. Это форма свободного мини-творчества, полёт мысли, которая направлена на развитие умения находить в большом потоке информации самые главные и существенные признаки, анализировать, обобщать, вычленять, объединять, делать выводы и заключения, и кратко излагать своё мнение.

Составление синквейна похоже на игру, ведь сочинять весело, полезно и легко!

Синквейн можно использовать для проведения рефлексии, анализа и синтеза полученной информации. Созданные детьми нерифмованные стихотворения являются оригинальным продуктом – результатом детской творческой деятельности «Копилка синквейнов». В копилку можно собрать синквейны по разученным стихотворениям, мультфильмам, прочитанным рассказам и сказкам, ситуациям из жизни и т.д.

Синквейн – это французское пятистишие, похожее на японские стихотворения.

Синквейн помогает пополнить словарный запас.

Синквейн учит краткому пересказу.

Синквейн учит находить и выделять в большом объеме информации главную мысль.

Сочинение синквейна – процесс творческий. Это интересное занятие помогает самовыражению детей, через сочинение собственных нерифмованных стихов.

Составить синквейн получается у всех.

Синквейн помогает развить речь и мышление.

Синквейн облегчает процесс усвоения понятий и их содержания.

Синквейн это также способ контроля и самоконтроля (дети могут сравнить синквейны и оценивать их).

Таким образом, прием составления синквейна носит комплексный характер воздействия, не только развивает речь, но и способствует развитию мышления, внимания, памяти, воображения, восприятия. Способствует освоению коммуникативных умений, обеспечивает полноценное включение в общение, а также развивает творческие способности детей, способствует выражению чувств, проявлению индивидуальности и инициативы детей. Активизирует познавательную деятельность детей: учит анализировать, делать выводы, находить в большом потоке информации самые главные и существенные признаки, способствует развитию критического мышления, что актуально в связи с вводом ФГОС ДО.

Рефлексия . Давайте составим синквейн о синквейне.

Хочется закончить словами учителя-новатора Игоря Павловича Волкова: «Творчество дошкольника – это создание им оригинального продукта, изделия, в процессе работы над которым, самостоятельно применены усвоенные знания, умения и навыки».

Желаю творческих успехов!

Используемая литература:

Акименко, В.М. Новые педагогические технологии: Учеб.- метод. пособие. Ростов н/Д., 2008.

Акименко, В.М. Развивающие технологии в логопедии. – Ростов Н/Д; изд. Феникс, 2011.

Душка, Н.Д. Синквейн в работе по развитию речи дошкольников. Журнал «Логопед» № 5 - 2005.

Коноваленко, В.В. Родственные слова. Лексико-грамматические упражнения и словарь для детей 6 – 8 лет. – ГНОМиД – Москва, 2009. Слайд 1

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Яйский детский сад «Чайка» Использование дидактического синквейна в речевом развитии детей дошкольного возраста мастер-класс для педагогов ДОУ Козик М.В., старший воспитатель

Кто ясно мыслит – тот ясно излагает Античная поговорка

Целевые ориентиры речевого развития дошкольников (согласно ФГОС ДО): - ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания; - у ребенка складываются предпосылки грамотности; - творческие способности ребенка проявляются в придумывании сказок; - ребенок активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх; - способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, стараться разрешать конфликты; - ребенок проявляет любознательность, задает вопросы (почему? зачем? как?) взрослым и сверстникам; - ребенок способен к принятию собственных решений.

Развитие речи является актуальной темой в дошкольном возрасте У детей старшего дошкольного возраста часто имеются нарушения речи, бедный словарный запас, возникают трудности составлять рассказ по картинке, пересказать прочитанное, выучить наизусть стихотворение. Поэтому педагогическое воздействие на развитие речи дошкольников – кропотливая, ежедневная и необходимая работа.

Что такое синквейн? Слово «синквейн» происходит от французского слова «пять» и в переводе означает «стихотворение из пяти строк». Синквейн – пятистрочная стихотворная форма. Синквейн – это нерифмованное стихотворение, которое сегодня является эффективным приёмом развития речи. Простота построения синквейна позволяет быстро получить результат.

Что такое синквейн? Синквейн – это средство творческого самовыражения. Синквейн – малая стихотворная форма, используемая для фиксации эмоциональных оценок, описания своих текущих впечатлений, ощущений, ассоциаций. Синквейн – это не обычное стихотворение, а стихотворение, написанное в соответствии с определёнными правилами. Синквейны можно сочинять на разные темы.

«Значение слова есть феномен мышления» Л.С. Выготский в работе «Мышление и речь»

1 слово – предмет 2 слова – определение 3 слова – действие 4 слова – предложение 1 слово – ассоциация Правила написания синквейна: Синквейн состоит из 5 строк. Его форма напоминает ёлочку.

В чём же его эффективность и значимость? Во-первых, его простота. Синквейн могут составить все. Во-вторых, в составлении синквейна каждый ребенок может реализовать свои творческие, интеллектуальные возможности. Синквейн является игровым приёмом. Синквейн – эффективный приём технологии развития критического мышления.

Что пишется в каждой строке? 1 строка 2 строка 3 строка 4 строка 5 строка 1 слово – заголовок. Это существительное или местоимение. (Кто? Что?) 2 слова Это прилагательные. (Какой? Какая? Какое? Какие?) 3 слова Это глаголы. (Что делает? Что делают?) 4 слова Это фраза, в которой выражается личное мнение к предмету разговора. 1 слово Вывод, итог. Это существительное. (Кто? Что?)

I этап – подготовительный Цель: уточнение, расширение и совершенствование детского словаря; знакомство и обогащение словаря дошкольников словами-понятиями: «слово-предмет», «слово-определение», «слово-действие», «слово-ассоциация», «предложение», введение символов этих слов.

Формы организации: Словесные игры и упражнения («Кто это? Что это?», «Отгадай загадки», «Узнай по описанию», «Скажи, какой? какая? какое? какие?», «Подбери признаки», «Кто что делает?» и другие). Дидактические игры (настольно-печатные материалы). Игры малой подвижности («У Маланьи, у старушки», «Что мы делаем – не скажем», «Живые слова» и другие). Мультимедийные презентации (сайт «Планета детства»)

Условные обозначения слов для составления синквейна: Слово – живой предмет (кто?) Слово – неживой предмет (что?) Слово – определение (какая? какой? какое? какие?) Слово – действие (что делает? что делают?) Предложение Слово – ассоциация

II этап – основной Цель: знакомство с алгоритмом составления синквейна, формирование первоначального умения составлять синквейн (с помощью педагога). Алгоритм составления синквейна для дошкольников:

«Творчество дошкольника – это создание им оригинального продукта, изделия, в процессе работы над которым, самостоятельно применены усвоенные знания, умения, навык» И.П. Волков

III этап – практический Цель: Формирование умения и совершенствование навыка составления дидактического синквейна на разные темы: о природе, о картине и литературном герое, о маме и папе, о настроении и многое другое. Осень Весёлая, разноцветная. Украшает, восхищает, танцует. Красивое время года. Красавица!

Модель синквейна Слово-предмет (тема) Слова-признаки по теме. Слова- действия по теме. Предложение по теме. Ассоциация

Использование синквейна в коррекции ОНР способствует успешной коррекции всей речевой системы в целом: развивается импрессивная речь детей, обогащается и активизируется лексическая сторона речи, закрепляются навыки словообразования, формируется и совершенствуется умение использовать в речи различные по своему составу предложения, умение описывать предметы, составлять синквейн по предметной картинке (сюжетным) картинкам, по прослушанному рассказу или сказке.

Современная технология «Дидактический синквейн» в работе учителя-логопеда с детьми.

«Изучая родной язык, ребенок усваивает не только слова,
но и множество понятий, мыслей, чувств,
художественных образов…»
К. Д. Ушинский

В современном мире активно происходят процессы модернизации образования. Современная дошкольная педагогика не может оставаться в стороне от происходящих процессов.

Речь – важнейшее средство общения и вершина познавательных процессов. Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи. Поэтому речевое развитие дошкольников необходимо рассматривать как основу коррекционной деятельности.

В логопедической практике накоплено достаточное количество методик, научных трудов, статей по коррекции речевых нарушений у дошкольников. Сегодняшний день отличается активным ростом новых развивающих технологий, многие из которых можно успешно использовать в коррекционной работе.

Занимаясь с детьми, имеющими речевые нарушения, я пришла к выводу, что необходимо максимально использовать все известные в специальной педагогике приемы и методы, в том числе и современные методы, которые способствовали бы: совершенствованию мыслительных и познавательных способностей, развитию лексико-грамматического строя и связной речи дошкольников. А это значит, опора на личностно-ориентированный, деятельностный, комплексный и дифференцированный подходы, что соответствует требованиям ФГОС ДО и запросам современного информационного общества.

Ребенок повседневно сталкивается с предметами и явлениями окружающей действительности. Перед ним открывается много интересного, нового и привлекательного. У него возникают вопросы: «Что это? Как называется? Из чего и как сделано? Для чего?»
И задача взрослых четко и правильно отвечать на вопросы ребенка, помочь понять смысл каждого слова, запомнить его и правильно употреблять в речи.

Для решения этой задачи, в своей работе с детьми я использую образовательную технологию «Дидактический синквейн «. Благодаря данной технологии создаются условия для развития личности, которая может критически мыcлить, отсекать лишнее и определять главное, обобщать, классифицировать и систематизировать.

Актуальность технологии «дидактический синквейн» заключается в следующем:

  • Синквейн используется на занятиях по развитию речи с детьми старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями, а также с детьми с нормой речевого развития.
  • Составление синквейна проводится в рамках прохождения определенной лексической темы.
  • Синквейн в коррекционной работе с детьми с ОНР совершенствует словарную работу.
  • Учит определять грамматическую основу предложений.
  • Развивает языковое чутье, формируется фразовая речь, ассоциативное мышление.
  • Синквейн помогает анализировать информацию, кратко излагать идеи, чувства и представления в нескольких словах.

При обучении составления синквейна решаются следующие задачи :

  • Уточнение, расширение, активизация словаря;
  • Знакомство с понятиями: «слово, обозначающее предмет», «слово, обозначающее действие предмета», «слово, обозначающее признак предмета»;
  • Дети учатся: подбирать к существительному прилагательные, подбирать к существительному глаголы;
  • Дети знакомятся с понятием: предложение. Составляют предложения по предметной, сюжетной картине, используя схемы предложений;
  • Дети выражают своё личное отношение к теме одной фразой; а так же используют знания пословиц, поговорок по заданной теме.

Предварительная работа по созданию речевой базы для составления синквейна со старшими дошкольниками, имеющими ОНР, основывается на той части программы Т.Б. Филичевой и Г.В. Чиркиной «Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста», которая касается развития лексико-грамматических средств языка и связной речи. Для того чтобы наиболее правильно, полно и точно выразить свою мысль, ребенок должен иметь достаточный словарный запас.

Детям предлагается определённый алгоритм, предложенный автором данной технологии В. М. Акименко, который помогает составить рассказ на любую лексическую тему. Лексические темы, которые усваивают дети коррекционной группы, служат темами синквейнов.

Алгоритм составления синквейна:

Синквейн состоит из пяти строк его форма напоминает ёлочку:

  1. 1 строка – Название. Одно слово, обычно существительное, отражающее главную идею;
  2. 2 строка – Описание. Два слова, прилагательные, описывающие основную мысль;
  3. 3 строка – Действие. Три слова, глаголы, описывающие действия в рамках темы;
  4. 4 строка – Фраза из нескольких слов, показывающая отношение к теме, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту;
  5. 5 строка – Синоним названия темы. Одно слово-резюме, характеризующее суть предмета или объекта (обобщающее слово).

На первом этапе работы при обучении составления синквейна уточняется, расширяется и совершенствуется словарь дошкольников.

Дети знакомятся с понятиями «слово, обозначающее предмет» и «слово, обозначающее действие предмета», тем самым готовится платформа для последующей работы над предложением. Давая понятие «слово, обозначающее признак предмета», я накапливаю материал для распространения предложения определением. Дети овладевают понятиями «живой и неживой» предмет, учатся правильно задавать вопросы к словам, обозначающим предметы, действия и признаки предмета.

Свои работы (синквейны) дети оформляют как в форме графических рисунков, которые помогают дошкольникам более конкретно ощутить границы слов и их раздельное написание, так и в виде устных сочинений с опорой на схему.

Учитывая, что ведущая деятельность у дошкольников — игровая, организовать процесс познания новых слов проще в игре. А составление дидактического синквейна — это увлекательная и интересная игра.

Уместно начинать на начальном этапе обучения детей составлению синквейна с использования дидактические игр и упражнений. В группе созданы картотеки дидактических игр: «Подбери определения», «Узнай предмет по определению», «Кто что делает?», «Что чем делают?», «Назови часть целого» и др.

Синквейн можно составлять как на индивидуальных, групповых занятиях, так и на занятиях с одной группой или в двух подгруппах одновременно.

На втором этапе продолжается работа по обогащению и активизации словаря; составлению предложения из нескольких слов, показывающая отношение к теме, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту, предметной (сюжетной) картине. На данном этапе очень важно научить детей выражать своё личное отношение к теме одной фразой; а так же использовать знание пословиц, поговорок по заданной теме.

При составлении синквейна можно использовать такие варианты работы как:

  • составление краткого рассказа по готовому синквейну (с использованием слов и фраз, входящих в состав последнего);
  • составление синквейна по прослушанному рассказу;
  • коррекция и совершенствование готового синквейна;
  • анализ неполного синквейна для определения отсутствующей части (например, дан синквейн без указания темы (первой строки) - на основе существующих строк необходимо ее определить).

Большое значение на данном этапе отводится работе с родителями . После проведения консультации «Применение метода синквейн в развитии речи детей старшего дошкольного возраста», мастер-класса «Учимся составлять синквейн» родителям вместе с детьми предлагается написать «Сочинения — синквейн» на тему недели, что находит свое отражение в комплексно-тематическом планировании.

А к концу второго года обучения дети, умеющие читать, создают синквейн — записывая печатными буквами на листе бумаги.

Использование синквейна в коррекции ОНР способствует успешной коррекции всей речевой системы в целом: развивается импрессивная речь детей, обогащается и активизируется лексическая сторона речи, закрепляются навыки словообразования, формируется и совершенствуется умение использовать в речи различные по своему составу предложения, умение описывать предметы, составлять синквейн по предметной картинке (сюжетным) картинкам, по прослушанному рассказу или сказке.

Дидактический синквейн позволяет создавать условия для свободного выбора ребенком деятельности, принятия решений, выражения чувств и мыслей, благодаря ему возможна поддержка индивидуальности и инициативы каждого ребенка, а это, в свою очередь, создает социальную ситуацию для развития ребенка, что актуально в связи с вводом в действие ФГОС дошкольного образования.

Кузьменко Л,П.,
учитель-логопед

Использование инновационных педагогических технологий в условиях введения ФГОС дошкольного образования. «Дидактический Синквейн»

Макарова Елена Васильевна, воспитатель высшей квалификационной категории МДОУ №6 «Родничок» комбинированного вида» г. Оленегорск, Мурманской области

В условиях введения ФГОС дошкольного образования перед педагогами дошкольного образования встаёт много вопросов:

Как сделать современного дошкольника социально мобильным выпуская его во взрослую жизнь, в школу?
- Как научить применять знания, умения, навыки в конкретной ситуации?
- Как научить умению выявлять, наблюдать, различать, классифицировать, оценивать, делать выводы, принимать продуманные решения?
- Как вовлечь ребенка в интерактивную деятельность на занятиях?

Одним из эффективных интересных методов, который позволяет активизировать познавательную деятельность и способствует развитию речи, является работа над созданием нерифмованного стихотворения, дидактического синквейна.

Применение данной методики помогает создать условия для развития личности, способной критически мыслить, т. е. исключать лишнее и выделять главное, обобщать, классифицировать. Данный метод может легко интегрироваться со всеми образовательными областями. Простота построения синквейна позволяет быстро получить результат. В дидактическом синквейне самое главное это смысловое содержание и часть речи, которая используется в каждой строке.

Синквейн – с французского языка переводится как «пять строк», пятистрочная строфа стихотворения. В педагогических и образовательных целях, может использоваться как результативный метод развития образной речи, интеллектуальных и аналитических способностей.

Правила составления дидактического синквейна:

В первой строке – должна находиться сама тема (заголовок) дидактического синквейна, обычно это явление или предмет, о котором идет речь. Чаще всего в первой строке пишется всего одно слово, но иногда и небольшое словосочетание. По части речи это местоимение или существительное, и отвечает на вопросы: кто? что?

Во второй строке – находятся уже два слова, иногда и словосочетания, которые описывают свойства и признаки этого предмета или явления. По части речи это обычно причастия и прилагательные, отвечающие на вопросы: какой? какая? какое? какие?

В третьей строке – содержатся уже три слова (иногда и словосочетания) которые описывают действия обычные для этого явления или объекта. По части речи это глаголы и деепричастия, отвечающие на вопрос: что делает? что делают?)

В четвертой строке - ребенок выражает уже непосредственно свое мнение о затронутой теме. Иногда это может быть просто известный афоризм, фраза или что-то подобное, иногда даже небольшой стих. Самый традиционный вариант, когда эта фраза состоит из четырех слов.

Пятая строка – содержит в себе опять всего одно слово или словосочетание. Это как бы резюме всего стихотворения, отражающее суть предмета или явления о котором говориться в дидактическом синквейне, и мнение автора об этом. Обычно как часть речи также существительное или местоимение и отвечает на вопрос: кто? что?

Чёткое соблюдение правил составления синквейна не обязательно. Например, для улучшения текста в четвёртой строке можно использовать три или пять слов, а в пятой строке - два слова. Возможны варианты использования и других частей речи. Его форма напоминает ёлочку.

При работе с данным приёмом можно решить сразу множество важнейших задач:

Изученный на занятии материал приобретает некую эмоциональную окраску, что способствует его более глубокому усвоению;

Отрабатываются знания о частях речи;

Знания о предложении;

Умение соблюдать интонацию;

Значительно активизируется словарный запас ребёнка;

Совершенствуется навык использования в речи синонимов, антонимов;

Активизируется и развивается мыслительная деятельность;

Совершенствуется умение высказывать собственное отношение к чему-либо.

На сегодняшний день десятки отечественных авторов указывают на большую помощь дидактического синквейна в постановке правильности и осмысленности речи для детей дошкольного возраста, а также в опыте правильного использования различных терминов.

Например:
Кто? - Медведь.
Какой? - Мохнатый, большой.
Что делает? - Рычит, Лакомится, Спит.
Предложение - Зимой спит в берлоге.
Ассоциация - Зверь.

Дидактический синквейн можно использовать:

Для закрепления изученной лексической темы.
1. Рябина.
2. Тонкая, кудрявая.
3. Растет, Зеленеет, Цветет.
4. Ягоды рябины любят снегири.
5. Дерево.

Для закрепления понятий, усвоенных на занятиях по подготовке к обучению грамоте:
1. Звуки речи.
2. Гласные, согласные.
3. Слышим, произносим, выделяем.
4. Звуки складываются в слоги.
5. Речь.

Используя слова из синквейна, придумать рассказ.

2. Пушистая. Рыжая.

3. Прыгает, Скачет, Заготавливает.

4. Белка живет в дупле.

5. Дикое животное.

В лесу живет рыжий, пушистый зверек. Это белка. Жизнь у белки хлопотливая, она заготавливает себе пищу на зиму. Ловко прыгает и скачет по веткам. На большом дереве у нее дупло. Зимой диким животным жить трудно. Мы подкармливаем белку орешками, семечками.

Синквейн несёт определенную эмоциональную окраску автора, можно сравнить:
Осень
Солнечная, тёплая.
Дарит, Светится, Радует.
В парке осыпаются листья.
Золото!
Осень
Ветреная, холодная.
Дождит, Шуршит, Хмурится.
Люди смотрят в окна.
Грусть!

Различные вариации для составления дидактического синквейна способствуют разноплановому составлению заданий.
Помимо самостоятельного (как и в паре, группе) составления нового синквейна, возможно варианты:
- составление краткого рассказа по готовому синквейну (с использованием слов и фраз, входящих в состав синквейна);
- коррекция и совершенствование готового синквейна;
- анализ неполного синквейна для определения отсутствующей части (например, дан синквейн без указания темы - без первой строки, необходимо на основе существующих ее определить).

Синквейн печатают дети, имеющие некоторые знания по грамматике, владеющие послоговым чтением и чтением словами. Для детей старшей группы, которые еще не умеют читать, можно предложить алгоритм, по которому они создают свои устные сочинения, затем красиво их оформляют вместе с воспитателем.

Для того чтобы наиболее правильно, полно и точно выразить свою мысль, ребенок должен иметь достаточный словарный запас, поэтому работу нужно начинать с уточнения, расширения и самосовершенствования словаря.

Знакомя детей с понятием «слово, обозначающее предмет», и «слово, обозначающее действие предмета», мы тем самым готовим платформу для последующей работы над предложением.
Давая понятие «слово, обозначающее признак предмета», мы накапливаем материал для распространения предложения определениями.

В чём же эффективность и значимость синквейна?

Составление дидактического синквейна, краткого резюме на основе больших объемов информации, полезно для выработки способности к анализу.
В отличие от составления рассказа, синквейн требует меньших временных затрат, хотя и имеет более жёсткие рамки по форме изложения, и его написание требует от составителя реализации практически всех его личностных способностей (интеллектуальных, творческих, образных).

Процедура составления дидактического синквейна позволяет гармонично сочетать элементы всех трех основных образовательных систем: информационной, деятельностной и личностно - ориентированной.

Синквейн для воспитателя детского сада - это:
- инструмент для синтеза и обобщения сложной информации,
- средство творческого самовыражения ребёнка,
- способ обогащения словарного запаса,
- подготовка к краткому пересказу,
- и просто увлекательное занятие, благодаря которому каждый дошкольник может почувствовать себя гением-творцом.

В составлении синквейна каждый ребенок может реализовать свои интеллектуальные возможности.
- Синквейн является игровым приемом.
- Составление синквейна используется как заключительное задание по пройденному материалу.
- Составление синквейна используется для проведения рефлексии, анализа и синтеза полученной информации.

Синквейн учит краткому пересказу.
- Синквейн помогает развить речь и мышление.
- Сочинение синквейна – процесс творческий. Это интересное занятие помогает самовыражению детей, через сочинение собственных нерифмованных стихов.
- Синквейн учит находить и выделять в большом объеме информации главную мысль.
- Синквейн облегчает процесс усвоения понятий и их содержания.
- Синквейн - это также способ контроля и самоконтроля (дети могут сравнить синквейны и оценивать их).

Актуальность и целесообразность использования дидактического синквейна в дошкольной практике объясняется тем, что:

Технология – открывает новые возможности; современная практика характеризуются поиском и внедрением новых эффективных технологий, помогающих оптимизировать работу воспитателя.

Гармонично вписывается в работу по развитию ЛГК, использование синквейна не нарушает общепринятую систему воздействия на развитие речи детей и обеспечивает индивидуальный, дифференцированный подход.

Способствует обогащению и актуализации словаря, уточняет содержание понятий.

Является диагностическим инструментом, даёт возможность педагогу оценить уровень усвоения ребёнком пройденного материала.

Носит характер комплексного воздействия, не только развивает речь, но способствует развитию памяти, внимания, мышления.

Увлечение составлением дидактического Синквейна началось с выпуска традиционных, к Дню Защитника Отечества, международному дню 8-е Марта детских фотогазет. Совместно с детьми рассматривали фотографии, подбирали стихотворный текст, который наиболее точно подходил по содержанию. И на основе текстового анализа, с использованием слов и фраз из текста стихотворений, составляли Синквейн. Здесь же пригодились пословицы и поговорки. Я не ограничивала детей в количестве придуманных слов согласно правилам построения дидактического синквейна. В четвёртой строке предложение может состоять от 3 до 5 слов, а в пятой строке, вместо одного слова, может быть и два слова. Другие части речи применять тоже разрешается.

Для развития речевой активности, понимания и использования образности слов по каждой из лексических тем стараемся подбирать стихотворный материал.

Вспомните, с чем связана ваша счастливая пора детства!? Конечно это дом, семья, детский сад, друзья. Вслушайтесь, в какие слова дети вкладывают это понятие.

Вот увидите - удовольствие будет не только полезным, но и взаимным.

Система работы над составлением Синквейна по лексическим темам «Семья», «Детский сад», которые хочу представить, имела и коммуникативную направленность. Усвоенные элементы языковой системы включались в непосредственное межличностное общение, таким образом, чтобы у детей формировалась активная установка на процесс общения, оптимизм, коммуникативность, уверенность в своих силах. По итогам работы состоялся выпуск детского журнала нашей группы «Радужные страницы детства».

Этапы работы по лексическим темам «Семья», «Детский сад»:

I этап. Информационно-познавательный (получение информации с последующим обсуждением)
Цель: получение информации о самом себе, сверстниках, о близких ребенку людях, их занятиях, увлечениях, взаимоотношениях.
II этап. Эмоционально-волевой (понимание и оценка)
Цель: помочь детям выработать положительную оценку по отношению к окружающим близким людям, сверстникам.
III этап. Мотивоционно-поведенческий (апробация способов толерантного поведения в повседневной жизни)
Цель: привитие нравственных норм поведения, уважения к окружающим, доброжелательности, вежливости, понимания.

Материалы работы по составлению дидактического синквейна сгруппировали по следующим направлениям:

1 Блок: Синквейны «Что такое дом?»

2 Блок: Синквейны «О семье!»

3 Блок: Синквейны «Детство, дети, дружба, друг, наша группа!»

4 Блок: Синквейны «О маме!»

5 Блок: Синквейны «О папе!»

6 Блок: Синквейны «Отношения детей в семье!»

7 Блок: Синквейны «О бабушке!»

8 Блок: Синквейны «О дедушке!»

9 Блок: Синквейны «День рождения!»

Примеры Синквейнов составленных детьми по темам «Семья», «Детский сад»:

Родной, теплый.

Согревает, укрывает, принимает.

В гостях хорошо, а дома лучше.

Семья. (Саша Полозов)

Надёжный, любимый.

Охраняет, оберегает, защищает.

Он нужен каждому.

Любовь. (Галя Швыдкова)

Большой, красивый, теплый.

Согревает, укрывает, защищает.

Нужен всем людям.

Тепло. (Даша Шунина)

Красивый, крепкий.

Защищает, обогревает, любит.

В доме уютно.

Все вместе. (Лена Тихонова)

Большая, дружная.

Любят, заботятся, живут вместе.

Люблю когда все вместе.

Отдых. (Кирилл Симачков)

Добрые, красивые, умные.

Любят, растят, заботятся.

Мама, папа, дети.

Счастье! Все вместе!

(Кирилл Симачков)

Лучшая, любимая.

Учим стихи, покупаем наряды, отдыхаем.

Люблю когда вместе.

Дочка. (Соболева Полина)

Дружная, счастливая.

Читаем вместе сказки, играем, печем пирог.

Взрослые заботятся о детях.

Родители. (Даша Гаврилова)

Дружная, счастливая, лучшая.

Папа ремонтирует, мама готовит, обедаем.

Играем с папой в домино.

Хорошо вместе. (Саша Полозов)

Заботливая, дружная, спортивная.

Ходим на лыжах, катаемся с горки, ловим рыбу.

Любим ходить в гости к бабушке, дедушке.

Здорово дружим. (Виталий Карпов)

Дружная, веселая.

Живет, трудится, отдыхает.

Вместе весело путешествовать.

Моя! (Юля Савченкова)

Дружная, спортивная.

Путешествуем, катаемся с горки, любим готовить.

Люблю, когда всем весело.

Радость. (Алена Ионова)

Крепкая, большая.

Согревает, радует, окружает.

Люблю, когда на меня не сердятся.

Это Добро. (Даша Шунина)

Веселое, счастливое.

Играем, веселимся, растем.

Лучшее время в жизни.

Радость. (Алена Ионова, Даша Гаврилова)

Прекрасные, озорные.

Играют, шалят, бегают.

Люблю, когда никто не обижает друг друга.

Хорошо дружить! (Аня Синякова)

Хороший, близкий.

Дружит, играет, защищает.

Старый Друг - лучше новых двух.

(Юля Савченкова, Саша Полозов)

Наша группа

Весёлая, дружная.

Учимся, играем, танцуем.

Наш любимый детский сад.

Мы - дружные! (Яна Филиппова)

Дорогая, родная!

Слушаюсь, помогаю, люблю!

Ты нам всегда нужна.

Мамочка! (Даниил Романов)

Милая, добрая.

Любит, заботится, помогает.

Люблю прижаться к маме.

Доброта. (Лена Тихонова)

Добрая, красивая, умная.

Заботится, готовит, разговаривает.

Мама печёт вкусный пирог.

Моя мама. (Даша Шунина)

Красивая, добрая.

Готовит, моет, помогает стареньким бабушкам.

Люблю, когда мама делает прическу.

Красивая. (Галя Швыдкова)

Ласковая, красивая, строгая.

Целует, обнимает, убирает.

Любовь. (Аня Синякова)

Самая любимая!

Помогаю, слушаюсь, стараюсь…

Нет никого дороже тебя.

Всегда вместе! (Вася Башан)

Ласковая, строгая.

Воспитывает, заботится, обижается, когда не слушаюсь.

Мама помогает мне учить стихи.

Выручалочка. (Юлиана Савченкова)

Находчивый, умный, смелый.

Книжки читает, играть интересно, любит смеяться.

С ним каждый день – это праздник.

Настоящий друг. (Кирилл Симачков)

Сильный, добрый, родной.

На каток идем, держимся за руки и не упадем.

Мы лучшие с ним друзья.

Настоящий супермен! (Полина Соболева)

Заботливый, добрый.

Книжки читает, из садика забирает, мирит нас.

Думаю, нет его счастливей на свете.

Он папа двух дочерей. (Юлиана Савченкова)

Прогулка с папой

Необычная, приключенческая.

Одеваемся, берем лыжи, идем в парк.

Вместе слепили снеговика.

Жалко мама в кадр не попала… (Виталий Карпов)

Папин помощник

Трудолюбивый, ловкий.

Намело, лопаты взяли, дорогу с папой расчищали.

Я от папы не отставал, снег лопатою бросал.

Довольны работой. (Саша Полозов)

Прогулка с папой

Интересная, веселая.

Катаемся, радуемся, смеемся.

Летим вместе с горки на «ватрушке».

Мы с папой вместе. (Даниил Романов).

Старшая сестра

Заботливая, строгая, умелая

Шутит со мной, помогает маме, рисуем.

Люблю с ней играть в догонялки.

Классно, что она есть. (Соня Кашинская)

Младший брат

Шумный, веселый.

Не любит одеваться, отбирает игрушки.

Вместе с братом катаемся с горки.

Скучно без него. (Кирилл Симачков)

Младшая сестра

Маленькая, шустрая.

Разбрасывает игрушки, капризничает, просится на ручки.

Люблю катать на машинке.

Малышка. (Даниил Романов)

Младший брат

Непоседливый, шумный, любимый.

Капризничает, просится на ручки, шумит, веселится.

Люблю его развлекать, держать на руках.

Мой братик! (Даша Шунина)

Добрая, заботливая, хлопотливая.

Балует, любит, играет, поет.

Люблю с ней путешествовать!

Как подружки мы! (Полина Соболева)

Щедрая, светлая.

Жалеет, любит, заботится.

Наполняет дом теплом.

Доброта. (Даша Шунина)

Добрая, любимая, выдумливая.

Балует, любит, угощает, играет.

Люблю проводить с ней выходные дни!

Настоящий друг! (Виталий Карпов)

Веселый, добрый, необходимый.

Играет, шутит, рассказывает, знакомит.

Люблю с ним играть.

Друзья! (Соболева Полина)

Серьезный, ворчливый, добрый.

Мастерит, шутит, учит, берет на рыбалку.

Люблю с ним ездить на буране.

Здорово! (Виталий Карпов)

Для каждого ребенка день рождения – это праздник, подарки и сладости, сюрпризы.
Дети с нетерпением ждут этот день, чем он необычнее, тем ярче его радость.
Составляя Синквейны о своем дне рождения они еще раз проживают это событие.

День рождения.

Впечатлительный, веселый, развлекательный.

Приближается, радуемся, приглашаем друзей.

Это веселье, подарки, фейерверк.

Удивление. (Полина Соболева)

День рождения.

Незабываемый, веселый, долгожданный.

Приближается, наступает, празднуем.

Это праздник, подарки и сладости.

Много друзей. (Даша Шунина)

День рождения.

Сказочный, увлекательный, красочный.

Приближается, радуемся, приглашаем гостей.

Это сказка, конкурсы, игры с друзьями.

Мои друзья. (Соня Кашинская)

День рождения

Долгожданный, хлопотливый, радостный.

Наступает, украшаем комнату, готовим угощение.

Это сюрприз, удивление, разноцветные гирлянды.

Поздравления. (Юлиана и Лиза Савченковы)

Деньрожденьичное меню

Необычное, яркое.

Режем, украшаем, накрываем.

Стараемся помочь маме.

Красота! (Юлиана Савченкова)

Вывод: выстраивание работы с детьми по формированию речемыслительной деятельности с использованием метода Синквейн, способствует освоению коммуникативных умений, обеспечивает полноценное включение в общение, как процесс установления и развития контактов с людьми, возникающих на основе потребности совместной деятельности, а также подготовки дошкольника к успешному обучению в школе.

Думаю, что коллеги, применяющие метод Синквейн в работе, согласятся с тем, что созданные детьми стихотворения нередко становятся «изюминкой» непосредственной образовательной деятельности.

Литература:
1. Мордвинова Т. Синквейн на уроке литературы. Фестиваль педагогических идей «Открытый урок».
2.Терентьева Н. Синквейн по «Котловану»? Литература. Журнал «Первое сентября», №4 (2006).
3. Душка Н. Синквейн в работе по развитию речи дошкольников. Журнал «Логопед», №5 (2005).
4. Написание синквейнов и работа с ними. Элементы инновационных технологий. МедБио (кафедра Медицинской биологии и генетики КГМУ).
5. Личный архив Макаровой Е. В. воспитателя МДОУ № 6 «Родничок» по лексическим темам «Семья», «Детский сад».

КАБАЧЕНКО Е.И., учитель-логопед ГБОУ ЦПМСС «Открытый мир», ГБОУ д/с № 2444;

КАБАЧЕНКО Н.А., учитель-логопед ГБОУ ЦО № 1446, ГБОУ д/с № 2444, Москва


Л
огопедическая практика имеет в своем арсенале технологии, направленные на свое­временную диагностику и максимально возможную коррекцию речевых нарушений. Находясь на границе соприкосновения педагогики, психологии и медицины, современная логопедия использует в своей практике наиболее эффективные технологии смежных наук, помогающие оптимизировать работу учителя-логопеда. В логопедической практике их нельзя рассматривать как самостоятельные, они становятся частью общепринятых проверенных временем логопедических технологий, привнося в них новые способы взаимодействия педагога и ребенка, новые стимулы; служат для создания благоприятного эмоционального фона, включения в работу сохранных и активизации нарушенных психических функций.

К таким технологиям относятся:

  • · нейропсихологические;
  • · кинезитерапия;
  • · различные виды логопедического массажа;
  • · суджок-терапия;
  • · гимнастика А.Н. Стрельниковой.

Развитие лексико-грамматической стороны речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (ОНР III уровня) значительно отстает от возрастной нормы. В активной речи они используют в основном общеизвестные, часто употребляемые в обиходе слова и словосочетания. Непонимание и искажение значений слов, как правило, проявляются у них в неумении выбирать и правильно употреблять в речи слова, наиболее точно выражающие смысл высказывания, в несовершенстве поиска номинативных единиц.

Трудности согласования слов в словосочетаниях и предложениях выражаются у таких детей в неумении правильно подобрать окончания слов. Для них характерны низкая активность познавательной деятельности, быстрая утомляемость, недостаточные работоспособность на занятиях, устойчивость внимания, малая инициативность в игровой деятельности, ограниченные возможности распределения внимания, при относительно сохранной логической сниженная вербальная память, слабая продуктивность запоминания.

Обладая в целом полноценными предпосылками к овладению мыслительными операциями, дети с ОНР отстают в развитии словесно-логического мышления и без специального обучения с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением.

Опыт работы со старшими дошкольниками с ОНР, анализ методической литературы показывают, что даже после пройденного курса коррекции и развития речи у детей с хорошими диагностическими показателями остаются трудности, связанные со скоростью актуализации имеющихся знаний и собственного речевого высказывания, им требуется больше времени на обдумывание и формулирование ответа. Поэтому часто даже на первый взгляд у благополучных первоклассников возникают проблемы в учебе. Трудности проявляются не сразу, а чаще всего во второй половине года, когда повышаются требования к скорости выполнения заданий и на первый план выходят умения анализировать информацию, выбирать главное, коротко и точно выражать свои мысли.

Развить эти способности еще в дошкольном возрасте поможет использование в логопедической практике дидактического синквейна (синквейн - в переводе с фр. -«пять строк», пятистрочная строфа стихотворения). Эта технология не требует особых условий его применения и органично вписывается в работу по развитию лексико-грамматических категорий, способствует обогащению и актуализации словаря, уточняет содержание понятий, дает возможность педагогу оценить уровень усвоения ребенком пройденного материала, носит характер комплексного воздействия,не толькоразвивая речь, но способствуя развитию высших психических функций (памяти, внимания, мышления), позволяет ребенку быть активным, творческим участником образовательного процесса.

Дидактический синквейн основывается на содержательной стороне и синтаксической заданности каждой строки. Его составление требует умения выбирать из имеющейся информации существенные элементы, делать выводы и кратко их формулировать.

В настоящее время составление синквейна активно используется в психологии как эффективный инструмент для рефлексирования и в работе учителей-предметников в школе как средство, способствующее прочному усвоению знаний, развивающее способность обобщать и резюмировать информацию, дающее возможность оценить уровень знаний учащегося. Человек, не владеющий знаниями по теме, не сможет составить синквейна.

К основным правилам составления синквейна относятся следующие:

  • · первая строка включает одно слово, слово-предмет, отражающее главную идею;
  • · вторая строка - два слова, слова-признаки, характеризующие предмет;
  • · третья строка - три слова, слова-действия, описывающие действия в рамках темы;
  • · четвертая строка - фраза из нескольких слов, показывающая отношение автора к теме;
  • · пятая строка - слова, связанные с первым, отражающие сущность темы (это может быть одно слово).

Примеры составления синквейна

1. Кукла.

2. Красивая, любимая.

3. Стоит, сидит, улыбается.

4. Моя кукла самая красивая.

5. Игрушка.

1. Машина.

2. Быстрая, мощная.

3. Едет, обгоняет, тормозит.

4. Я люблю кататься.

5. Транспорт.

1. Дождь.

2. Мокрый, холодный.

3. Капает, стучит, льется.

4. Я не люблю дождь.

Таким образом, чтобы правильно составить синквейн, важно:

  • · иметь достаточный словарный запас в рамках темы;
  • · владеть:

Анализом, обобщением,

Понятиями: слово-предмет (живой-неживой), слово-действие, слово-признак;

  • · уметь подбирать синонимы;
  • · научиться правильно понимать и задавать вопросы;
  • · согласовывать слова в предложении;
  • · правильно оформлять свою мысль в виде предложения.

Предварительная работа по созданию речевой базы для составления синквейна со старшими дошкольниками, имеющими ОНР, основывается на той части программы Т.Б. Филичевой и Г.В. Чиркиной «Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста», которая касается развития лексико-грамматических средств языка и связной речи.

В конце первого года обучения большинство старших дошкольников постепенно овладевают навыком составления синквейна, упражняясь в подборе действий и признаков к предметам, совершенствуя способность к обобщению, расширяя и уточняя словарный запас, работая с предложением.

Синквейн можно составлять на индивидуальных и групповых занятиях, занятиях с одной группой или в двух подгруппах одновременно. Дети, умеющие печатать, могут создавать синквейн на листе бумаги, не умеющие - в виде устных сочинений с опорой на схему. Можно дать работу на дом для совместной деятельности ребенка и родителей: нарисовать предмет и составить синквейн.

Могут быть использованы такие варианты работы:

Составление краткого рассказа по готовому синквейну (с использованием слов и фраз, входящих в состав последнего);

Синквейна по прослушанному рассказу;

Коррекция и совершенствование готового синквейна;

Анализ неполного синквейна для определения отсутствующей части (например, дан синквейн без указания темы, первой строки - на основе существующих строк необходимо ее определить).

Целесообразное
использование синквейна

  • · На занятиях для закрепления изученной лексической темы.

1. Береза.

2. Тонкая, белоствольная.

3. Растет, зеленеет, радует.

4. Береза - символ России.

5. Дерево.

  • · Для закрепления понятий, усвоенных на занятиях по подготовке к обучению грамоте.

1. Звуки речи.

2. Гласные, согласные.

3. Слышим, произносим, выделяем.

4. Звуки складываются в слова.

  • · На занятиях по развитию связной речи: используя слова из синквейна, придумать рассказ.

1. Заяц.

2. Белый, пушистый.

3. Прячется, боится, убегает.

4. Я жалею зайца.

5. Дикое животное.

В зимнем лесу живет белый пушистый заяц. Жизнь у зайца трудная, он боится волка и лису, увидев их, прячется или убегает. Мне жалко зайца. Зимой диким животным жить трудно.

При творческом, не директивном использовании синквейна на занятиях он воспринимается дошкольниками как увлекательная игра, как возможность выразить свое мнение, согласиться или нет с мнением других, договориться.

Эффективность использования синквейна заключается в быстром получении результата и закреплении его, облегчении процесса усвоения понятий и их содержания, расширении и актуализации словарного запаса, обучении выражать свои мысли, подбирать нужные слова, выработке способности к анализу.

Написание синквейна требует от составителя реализации практически всех его личностных способностей (интеллектуальных, творческих, образных). Использование дидактического синквейна на занятиях позволяет логопеду гармонично сочетать в работе элементы трех основных образовательных систем: информационной, деятельностной и личностно-ориентированной, что особенно актуально в условиях работы с детьми с особыми образовательными потребностями.

Синквейн о синквейне

1. Синквейн.

2. Творческий, активизирующий.

3. Развивает, обогащает, уточняет.

4. Синквейн помогает учиться.

5. Технология.

Акименко В.М. Новые педагогические технологии: Учеб.-метод. пособие. Ростов н/Д., 2008.

Акименко В.М. Развивающие технологии в логопедии. Ростов н/Д., 2011.

Акименко В.М. Речевые нарушения у детей. Ростов н/Д., 2008.

Баннов А. Учимся думать вместе: Мат-лы для тренинга учителей. М., 2007.

Бахман Е.В. Синквейны на уроках химии. Школа: день за днем. [Электронный ресурс]. URL: http://www.den-za-dnem.ru/page.php?article=410 (Дата обращения: 03.08.2012).

Гин А. Приемы педагогической техники. М., 2003.