Всеволод гаршин - красный цветок. Краткое изложение красный цветок гаршин Рассказ гаршина красный цветок краткое содержание

Всеволод гаршин - красный цветок. Краткое изложение красный цветок гаршин Рассказ гаршина красный цветок краткое содержание

Гаршин Всеволод Михайлович

Красный цветок

Всеволод Михайлович Гаршин.

Красный цветок

Памяти Ивана Сергеевича Тургенева

Именем его императорского величества, государя императора Петра Первого, объявляю ревизию сему сумасшедшему дому!

Эти слова были сказаны громким, резким, звенящим голосом. Писарь больницы, записывавший больного в большую истрепанную книгу на залитом чернилами столе, не держался от улыбки. Но двое молодых людей, сопровождавшие больного, не смеялись: они едва держались на ногах после двух суток проведенных без сна, наедине с безумным, которого они только что привезли по железной дороге. На предпоследней станции припадок бешенства усилился; где-то достали сумасшедшую рубаху и, позвав кондукторов и жандарма, надели на больного. Так привезли его в город, так доставили и в больницу.

Он был страшен. Сверх изорванного во время припадка в клочья серого платья куртка из грубой парусины с широким вырезом обтягивала его стан; длинные рукава прижимали его руки к груди накрест и были завязаны сзади. Воспаленные, широко раскрытые глаза (он не спал десять суток) горели неподвижным горячим блеском; нервная судорога подергивала край нижней губы; спутанные курчавые волосы падали гривой на лоб; он быстрыми тяжелыми шагами ходил из угла в угол конторы, пытливо осматривая старые шкапы с бумагами и клеенчатые стулья и изредка взглядывая на своих спутников.

Сведите его в отделение. Направо.

Я знаю, знаю. Я был уже здесь с вами в прошлом году. Мы осматривали больницу. Я все знаю, и меня будет трудно обмануть, - сказал больной.

Он повернулся к двери. Сторож растворил ее перед ним; тою же быстрою, тяжелою и решительною походкою, высоко подняв безумную голову, он вышел из конторы и почти бегом пошел направо, в отделение душевнобольных. Провожавшие едва успевали идти за ним.

Позвони. Я не могу. Вы связали мне руки.

Швейцар отворил двери, и путники вступили в больницу.

Это было большое каменное здание старинной казенной постройки. Два больших зала, один - столовая, другой - общее помещение для спокойных больных, широкий коридор со стеклянною дверью, выходившей в сад с цветником, и десятка два отдельных комнат, где жили больные, занимали нижний этаж; тут же были устроены две темные комнаты, одна обитая тюфяками, другая досками, в которые сажали буйных, и огромная мрачная комната со сводами - ванная. Верхний этаж занимали женщины. Нестройный шум, прерываемый завываниями и воплями, несся оттуда. Больница была устроена на восемьдесят человек, но так как она одна служила на несколько окрестных губерний, то в ней помещалось до трехсот. В небольших каморках было по четыре и по пяти кроватей; зимой, когда больных не выпускали в сад и все окна за железными решетками бывали наглухо заперты, в больнице становилось невыносимо душно.

Нового больного отвели в комнату, где помещались ванны. И на здорового человека она могла произвести тяжелое впечатление, а на расстроенное, возбужденное воображение действовала тем более тяжело. Это была большая комната со сводами, с липким каменным полом, освещенная одним, сделанным в углу, окном; стены и своды были выкрашены темно-красною масляною краскою; в почерневшем от грязи полу, в уровень с ним, были вделаны две каменные ванны, как две овальные, наполненные водою ямы. Огромная медная печь с цилиндрическим котлом для нагревания воды и целой системой медных трубок и кранов занимала угол против окна; все носило необыкновенно мрачный и фантастический для расстроенной головы характер, и заведовавший ванными сторож, толстый, вечно молчавший хохол, своею мрачною физиономиею увеличивал впечатление.

И когда больного привели в эту страшную комнату, чтобы сделать ему ванну и, согласно с системой лечения главного доктора больницы, наложить ему на затылок большую мушку, он пришел в ужас и ярость. Нелепые мысли, одна чудовищнее другой, завертелись в его голове. Что это? Инквизиция? Место тайной казни, где враги его решили покончить с ним? Может быть, самый ад? Ему пришло, наконец, в голову, что это какое-то испытание. Его раздели, несмотря на отчаянное сопротивление. С удвоенною от болезни силою он легко вырывался из рук нескольких сторожей, так что они падали на пол; наконец четверо повалили его, и, схватив за руки и за ноги, опустили в теплую воду. Она показалась ему кипятком, и в безумной голове мелькнула бессвязная отрывочная мысль об испытании кипятком и каленым железом. Захлебываясь водою и судорожно барахтаясь руками и ногами, за которые его крепко держали сторожа, он, задыхаясь, выкрикивал бессвязную речь, о которой невозможно иметь представления, не слышав ее на самом деле. Тут были и молитвы и проклятия. Он кричал, пока не выбился из сил, и, наконец, тихо, с горячими слезами, проговорил фразу, совершенно не вязавшуюся с предыдущей речью:

Святой великомученик Георгий! В руки твои предаю тело мое. А дух нет, о нет!..

Сторожа все еще держали его, хотя он и успокоился. Теплая ванна и пузырь со льдом, положенный на голову, произвели свое действие. Но когда его, почти бесчувственного, вынули из воды и посадили на табурет, чтобы поставить мушку, остаток сил и безумные мысли снова точно взорвало.

За что? За что? - кричал он. - Я никому не хотел зла. За что убивать меня? О-о-о! О Господи! О вы, мучимые раньше меня! Вас молю, избавьте...

Жгучее прикосновение к затылку заставило его отчаянно биться. Прислуга не могла с ним справиться и не знала, что делать.

Ничего не поделаешь, - сказал производивший операцию солдат. - Нужно стереть.

Эти простые слова привели больного в содрогание. "Стереть!.. Что стереть? Кого стереть? Меня!" - подумал он и в смертельном ужасе закрыл глаза. Солдат взял за два конца грубое полотенце и, сильно нажимая, быстро провел им по затылку, сорвав с него и мушку и верхний слой кожи и оставив обнаженную красную ссадину. Боль от этой операции, невыносимая и для спокойного и здорового человека, показалась больному концом всего. Он отчаянно рванулся всем телом, вырвался из рук сторожей, и его нагое тело покатилось по каменным плитам. Он думал, что ему отрубили голову. Он хотел крикнуть и не мог. Его отнесли на койку в беспамятстве, которое перешло в глубокий, мертвый и долгий сон.

Он очнулся ночью. Все было тихо; из соседней большой комнаты слышалось дыхание спящих больных. Где-то далеко монотонным, странным голосом разговаривал сам с собою больной, посаженный на ночь в темную комнату, да сверху, из женского отделения, хриплый контральто пел какую-то дикую песню. Больной прислушивался к этим звукам. Он чувствовал страшную слабость и разбитость во всех членах; шея его сильно болела.

События развиваются в психиатрической лечебнице, располагающейся в губернском городе. В больницу доставляют нового пациента, который ведет себя крайне беспокойно и даже представляет определенную опасность для окружающих. Этот человек не перестает ходить из угла в угол отведенной ему палаты, фактически не спит и постоянно теряет в весе, хотя доктор сразу же назначает ему самый усиленный режим питания. Пациент прекрасно осознает, что находится в клинике для душевнобольных.

Невзирая на его психические проблемы, мужчина обладает немалым интеллектом, который в значительной степени остается сохранным, ранее ему удалось получить солидное образование. Этого человека крайне тревожит огромное количество зла, наличествующее в мире. Во время пребывания в больнице мужчине кажется, что он обитает в эпицентре некоего огромного предприятия, задачей которого станет именно уничтожение всего зла, имеющегося на свете, и в достижении этой цели ему непременно помогут и другие неординарные личности, также находящиеся поблизости.

Наступает летний сезон, и пациенты психиатрического медицинского учреждения проводят дневные часы главным образом за работой в саду, они выращивают овощи и усердно ухаживают за цветами. Неподалеку от крыльца в глаза сложному пациенту бросаются три куста мака, обладающие удивительно яркой расцветкой. По необъяснимым причинам у него создается впечатление, что именно эти три цветка и впитали в себя все мировое зло и являются столь красными из-за невинно пролитой крови. Человек делает для себя четкий вывод о том, что он просто обязан уничтожить эти зловещие цветы и таким образом спасти всех обитателей планеты.

Сорвав один цветок, мужчина скрывает его у себя на груди и настаивает на том, чтобы в этот вечер никто из окружающих к нему не приближался. По его мнению, растение источает яд, и больной считает, что лучше погибнуть ему самому, чем кому-либо другому. Пациент лечебницы без всяких колебаний готов умереть, видя в себе первого бойца за очищение и последующее счастье человечества.

Наутро фельдшер видит, что мужчина находится в крайне тяжелом состоянии, его уже с трудом можно назвать живым, поскольку несчастного человека полностью измучила борьба с ненавистным цветком. Но по прошествии трех дней душевнобольной срывает и второй цветок, невзирая на возражения сторожа, и вновь прячет его на собственной груди. Он снова ощущает, как мак буквально излучает зло, и на этот раз сражение оказывается еще более тяжелым, мужчина окончательно лишается всяких сил, как моральных, так и физических. Врач, видя, что состояние этого человека становится критическим, отдает распоряжение привязать его к кровати, надев предварительно на него смирительную рубаху.

Пациент яростно сопротивляется, поскольку должен еще сорвать последний оставшийся цветок и таким образом окончательно положить конец мировому злу. Он старательно объясняет надзирателям, что им угрожает огромная опасность, если они не позволяет сделать ему то, что он запланировал, ведь, кроме него, никто во всем мире не сумеет справиться со злобным цветком, любому другому человеку предстоит умереть в результате одного лишь прикосновения к маку.

Сторожам жаль больного, но они абсолютно не желают прислушиваться к его словам, намереваясь выполнить предписанные им служебной инструкцией обязанности. Но мужчина не сдается, видя, что на его предупреждения никто не обращает внимания, он принимает решение обмануть надсмотрщиков.

Дождавшись наступления ночи, пациент действует весьма ловко и в то же время осторожно. Он избавляется от надетой на него смирительной рубахи и, приложив все оставшиеся у него силы, сгибает сделанный из железа прут оконной решетки, после чего пытается вскарабкаться по каменной ограде.

Человек в кровь стирает руки, обрывает себе все ногти, однако все же добирается до нужного ему цветка. На следующее утро люди обнаруживают этого пациента психиатрической лечебницы умершим. Однако лицо его кажется абсолютно спокойным, просветленным и даже счастливым. В руке покойник сжимает мак, который ему суждено унести с собой в иной мир.

Самый знаменитый рассказ Гаршина. Не являясь строго автобиографическим, он тем не менее впитал личный опыт писателя, страдавшего маниакально-депрессивным психозом и перенёсшего острую форму болезни в 1880 г.

В губернскую психиатрическую больницу привозят нового пациента. Он буен, и врачу не удаётся снять остроту приступа. Он непрерывно ходит из угла в угол комнаты, почти не спит и, несмотря на усиленное питание, прописанное врачом, неудержимо худеет. Он сознаёт, что он в сумасшедшем доме. Человек образованный, он в значительной степени сохраняет свой интеллект и свойства своей души. Его волнует обилие зла в мире. И теперь, в больнице, ему кажется, что каким-то образом он стоит в центре гигантского предприятия, направленного на уничтожение зла на земле, и что другие выдающиеся люди всех времён, собравшиеся здесь, призваны ему в этом помочь.

Меж тем наступает лето, больные проводят целые дни в саду, возделывая грядки овощей и ухаживая за цветником.

Недалеко от крыльца больной обнаруживает три кустика мака необыкновенно яркого алого цвета. Герою вдруг представляется, что в этих-то цветках и воплотилось все мировое зло, что они так красны оттого, что впитали в себя невинно пролитую кровь человечества, и что его предназначение на земле - уничтожить цветок и вместе с ним все зло мира...

Он срывает один цветок, быстро прячет на своей груди, и весь вечер умоляет других не подходить к нему.

Цветок, кажется ему, ядовит, и пусть уж лучше этот яд сначала перейдёт в его грудь, чем поразит кого-либо другого... Сам же он готов умереть, «как честный боец и как первый боец человечества, потому что до сих пор никто не осмеливался бороться разом со всем злом мира».

Утром фельдшер застаёт его чуть живым, так измучила героя борьба с ядовитыми выделениями красного цветка...

Через три дня он срывает второй цветок, несмотря на протесты сторожа, и снова прячет на груди, чувствуя при этом, как из цветка «длинными, похожими на змей ползучими потоками извивается зло».

Эта борьба ещё более обессиливает больного. Врач, видя критическое состояние пациента, тяжесть которого усугубляется непрекращающейся ходьбой, велит надеть на него смирительную рубаху и привязать к постели.

Больной сопротивляется - ведь ему надо сорвать последний цветок и уничтожить зло. Он пытается объяснить своим сторожам, какая опасность им всем угрожает, если они не отпустят его, - ведь только он один в целом мире может победить коварный цветок - сами они умрут от одного прикосновения к нему. Сторожа сочувствуют ему, но не обращают внимания на предупреждения больного.

Тогда он решает обмануть бдительность своих сторожей. Сделав вид, что успокоился, он дожидается ночи и тут проявляет чудеса ловкости и сообразительности. Он освобождается от смирительной рубахи и пут, отчаянным усилием сгибает железный прут оконной решётки, карабкается по каменной ограде. С оборванными ногтями и окровавленными руками он наконец добирается до последнего цветка.

Утром его находят мёртвым. Лицо спокойно, светло и исполнено горделивого счастья. В окоченевшей руке красный цветок, который борец со злом и уносит с собой в могилу.

Пересказала

Однажды сумасшедший дом одного из небольших городов пополнился новым пациентом. Измученные бессонными ночами сотрудники с трудом доставили буйного мужчину из-за очередного приступа.

Его физическая раскованность была остановлена благодаря крепкому холсту, стягивающему руки на груди. Поступившего провели в отделение переполненной больницы. Его агрессия и бессилие увеличились намного после попытки помощников врачей помыть в ванной. Больное сознание привело к испытаниям, во время которых он представлял себя казненным. После того, как приступ закончился, больной уснул.

Утром в сопровождении коллег доктор задал ряд вопросов пациенту, выслушав в ответ странную речь об отсутствии времени и пространства. Беспокойное поведение больного, несмотря на хороший аппетит, привело к резкой потере веса и ухудшению психического состояния.

В отличие от ночного времяпровождения, когда его отдохнувший разум был в норме, дневная суета накрывала его волной бессознательных действий.

По его мнению, каждый человек скрывал от него тайну и представлял опасность. Главный герой чувствовал себя той силой, которая в состоянии сразить зло на земле. Его больной разум стремился постоянно к обнаружению причинно-следственных связей происходящих явлений вокруг.

Однажды через стеклянную дверь заведения с видом на сад большое любопытство у него вызвал цветущий красный цветок. Однако ближе его рассмотреть было нельзя, так как в дождливое время пациентам было запрещено выходить на улицу.

Когда погода разъяснилась, пациенты вышли гулять. Во время пребывания в больнице каждый из присутствующих занимался разведением цветов в саду и уходом за ними. Среди них поступивший вновь увидел тот самый алый цветок. Приложив немало усилий, чтобы его сорвать, был замечен сторожем. С этого дня он пытался найти способ уничтожить эти красные цветы, после чего его состояние заметно ухудшалось.

Весь вечер в голове мужчины созревал план, как обезопасить окружающих. Он прятал растение у себя на груди, считая его посланником зла.

После ужина эта идея не давала ему заснуть. Он обдумывал свою миссию на земле, которая состояла в освобождении людей от чего-то страшного. Сила мысли сделала свое дело. Ядовитый цветок, вобрав в себя всемирное зло, уничтожал его изнутри. Об этом свидетельствовал упадок сил и бессвязная речь.

Спустя трое суток был сорван еще один цветок. Больному казалось, что пропуская через себя зло, он спасает таким образом мир.

На следующий день доктор обратил внимание на ухудшение состояния пациента. Он дал распоряжение связать больного. Но мужчина, притворившись спящим, освободился от холста и выбрался в сад, преодолев с трудом железную преграду.

Третий цветок был сорван. На следующее утро безжизненное тело пациента было найдено в кровати. В руке так и остался смятый красный цветок.

Рассказ В. Гаршина "Красный цветок" является напоминаем того, что в борьбе со злом добро всегда должно победить, хотя осуществить это может далеко не каждый.

Картинка или рисунок Красный цветок

Другие пересказы и отзывы для читательского дневника

  • Краткое содержание Булгаков Стальное горло

    Герой произведения – выпускник медицинского университета. Ему 24 года, все это время он жил в шумном городе. А теперь его направили в Никольское, где он должен был руководить местной больницей. Такая перспектива пугала

  • Краткое содержание Шолохов Коловерть

    Рассказ М. Шолохова «Коловерть» описывает события Гражданской войны. В народе в тот период произошёл раскол на сторонников «красных» и «белых».

  • Краткое содержание Я в замке король Сьюзен Хилл

    В старое фамильное поместье Уорингс приезжает сын покойного хозяина дома. Джозеф Хупер - так зовут сына бывшего хозяина поместья. Он вдовец и у него есть сын Эдмунд, которому исполнилось 10 лет

  • Краткое содержание Шергин Миша Ласкин

    Рассказ Бориса Викторовича Шергина «Миша Ласкин» ведется от лица самого писателя. Когда автор был еще ребенком, жил в городке на берегу большой судоходной реки. Он вспоминает свою дружбу с мальчиком Мишей Ласкиным.

  • Краткое содержание Шукшин Материнское сердце

    Чтоб заработать денег на свадьбу Витька поехал продавать сало на городской рынок. Распродавшись и ожидая отправления автобуса, он пошел в ларек выпить вина. Там к Витьке подошла девушка, попросила прикурить, а разговорившись и выпивши с Витькой

Красный цветок
Краткое содержание рассказа
Самый знаменитый рассказ Гаршина. Не являясь строго автобиографическим, он тем не менее впитал личный опыт писателя, страдавшего маниакально-депрессивным психозом и перенесшего острую форму болезни в 1880 г.
В губернскую психиатрическую больницу привозят нового пациента. Он буен, и врачу не удается снять остроту приступа. Он непрерывно ходит из угла в угол комнаты, почти не спит и, несмотря на усиленное питание, прописанное врачом, неудержимо худеет. Он сознает, что он в сумасшедшем доме.

Человек образованный, он в значительной степени сохраняет свой интеллект и свойства своей души. Его волнует обилие зла в мире. И теперь, в больнице, ему кажется, что каким-то образом он стоит в центре гигантского предприятия, направленного на уничтожение зла на земле, и что другие выдающиеся люди всех времен, собравшиеся здесь, призваны ему в этом помочь.
Меж тем наступает лето, больные проводят целые дни в саду, возделывая грядки овощей и ухаживая за цветником.
Недалеко от крыльца больной обнаруживает три кустика мака необыкновенно яркого алого цвета. Герою вдруг представляется, что в этих-то цветках и воплотилось все мировое зло, что они так красны оттого, что впитали в себя невинно пролитую кровь человечества, и что его предназначение на земле – уничтожить цветок и вместе с ним все зло мира…
Он срывает один цветок, быстро прячет на своей груди, и весь вечер умоляет других не подходить к нему.
Цветок, кажется ему, ядовит, и пусть уж лучше этот яд сначала перейдет в его грудь, чем поразит кого-либо другого… Сам же он готов умереть, “как честный боец и как первый боец человечества, потому что до сих пор никто не осмеливался бороться разом со всем злом мира”.
Утром фельдшер застает его чуть живым, так измучила героя борьба с ядовитыми выделениями красного цветка…
Через три дня он срывает второй цветок, несмотря на протесты сторожа, и снова прячет на груди, чувствуя при этом, как из цветка “длинными, похожими на змей ползучими потоками извивается зло”.
Эта борьба еще более обессиливает больного. Врач, видя критическое состояние пациента, тяжесть которого усугубляется непрекращающейся ходьбой, велит надеть на него смирительную рубаху и привязать к постели.
Больной сопротивляется – ведь ему надо сорвать последний цветок и уничтожить зло. Он пытается объяснить своим сторожам, какая опасность им всем угрожает, если они не отпустят его, – ведь только он один в целом мире может победить коварный цветок – сами они умрут от одного прикосновения к нему. Сторожа сочувствуют ему, но не обращают внимания на предупреждения больного.
Тогда он решает обмануть бдительность своих сторожей. Сделав вид, что успокоился, он дожидается ночи и тут проявляет чудеса ловкости и сообразительности. Он освобождается от смирительной рубахи и пут, отчаянным усилием сгибает железный прут оконной решетки, карабкается по каменной ограде. С оборванными ногтями и окровавленными руками он наконец добирается до последнего цветка.
Утром его находят мертвым. Лицо спокойно, светло и исполнено горделивого счастья. В окоченевшей руке красный цветок, который борец со злом и уносит с собой в могилу.