Уведомление на социальную стипендию и. Как получать социальную стипендию для студентов от государства. Кому разрешается оформление социальных выплат для учащихся ВУЗов

Уведомление на социальную стипендию и. Как получать социальную стипендию для студентов от государства. Кому разрешается оформление социальных выплат для учащихся ВУЗов
Уведомление на социальную стипендию и. Как получать социальную стипендию для студентов от государства. Кому разрешается оформление социальных выплат для учащихся ВУЗов

Процесс разработки ЭОР состоит из двух основных этапов: подготовительного и компоновки.

На первом этапе (подготовительном) производится:

  • подбор источников и формирование основного содержания;
  • структуризация материала и разработка оглавления или сценария;
  • переработка текста и формирование основных разделов;
  • выбор, создание и обработка материала для мультимедийного воплощения (видеосюжеты, звуковое сопровождение, графические изображения).

На втором этапе производится компоновка ( сборка в единое целое) всех отобранных и разработанных частей ЭОР (информационных, обучающих, контролирующих) для предъявления обучающимся в соответствии с задуманным автором сценарием.

В общем виде процесс разработки ЭОР поясняет схема, представленная на рис. 3.1 .


Рис. 3.1.

Содержание ЭОР должно соответствовать уровню получаемого образования. В настоящее время разработка ЭОР должна быть ориентирована на получение заданных программой дисциплины компетенций. На подготовительном этапе ведется подбор или разработка исходных материалов для ЭОР (текстов, графических иллюстраций, анимационных, аудио и видеофрагментов и т.д.), включая разработку или приобретение, при необходимости, пакетов учебных прикладных программ. На этом этапе обычно используют программные средства общего назначения: текстовые и графические редакторы, аниматоры, программы оцифровки аудио/видео, инструментальные среды программирования и т.п.

В структуре ЭОР принято выделять введение и основную часть, которая состоит из разделов, глав, тем. Введение является важным элементом ЭОР, поскольку в нем обосновывается актуальность данного ЭОР и определяется уровень образования и аудитория на которые рассчитан данный ресурс . При формировании содержания рекомендуется его разделить на две части: основную часть, обязательную для изучения, и дополнительную – вариативную, для углубленного изучения материала, расширения кругозора, повышения мотивации. Обязательными разделами являются: глоссарий , список литературы и Интернет источников.

В соответствии с ИПК структурой ЭОР, определенной в разделе 1, при формировании текста ресурса в модули предполагается, что под модулем понимается любой из модулей структуры ИПК.

При разработке структуры и содержания ЭОР необходимо учитывать следующие принципы и технологические особенности:

  1. Принцип приоритетности педагогического подхода: реализуется через постановку образовательной цели и разработку содержания образовательной деятельности на основе одного или комбинации нескольких дидактических подходов: системного, синергетического, проблемного, алгоритмического, программированного, проектного, эвристического, компетентностного и т.д. Системный подход означает, что целесообразно разрабатывать комплексные пособия, включающие как лекционный материал, семинарские занятия, так и комбинированные уроки (например, практики для гуманитарных и общеспециальных дисциплин).
  2. Принцип модуля: разбивка материала на разделы, состоящие из модулей, минимальных по объему, но замкнутых по содержанию.
  3. Принцип полноты: каждый модуль должен иметь следующие компоненты: теоретическое ядро, контрольные вопросы по теории и примеры. Иногда полезно давать исторический комментарий или хронологическую картину развития конкретного направления.
  4. Принцип наглядности. Каждый модуль должен максимально обеспечиваться иллюстративным материалом. При отборе и подготовке иллюстраций следует выбирать такие, которые выполняют не рекламную или развлекательную роль, а обучающую функцию.
  5. Следует стремиться к максимальному использованию иллюстраций в местах, трудных для понимания учебного материала; для обобщений и систематизации тематических смысловых блоков; для общего оживления всего учебного материала и рассредоточенного по всему полю текста как печатного, так электронного (гипертекста).

На втором этапе компоновку электронных материалов в ЭОР можно осуществить путем прямого программирования сценария обучения на каком-либо алгоритмическом языке: Бейсик, Паскаль , СИ , Java и т.п. В этом случае роль навигатора в процессе обучения выполняет сценарий , в то время как при использовании только HTML эту роль, как и в традиционных учебниках, выполняет оглавление. Использование программирования позволяет реализовать практически любые дидактические методики автора и разработчиков. Однако этому подходу присущи и существенные недостатки, такие как:

  • высокая трудоемкость процесса разработки ЭОР;
  • необходимость привлечения профессиональных программистов;
  • невозможность внесения изменений без привлечения программистов;
  • существенная зависимость дидактического качества сценария обучения от педагогической квалификации разработчиков.

Альтернативным путем для компоновки учебного материала ЭОР является использование инструментальных программных комплексов, которые можно разделить на две группы – программные средства общего или специального назначения. К первой группе можно отнести программы PowerPoint, Adobe Acrobat и ряд других. Однако возможности пакетов программ общего назначения ограничены с точки зрения создания функционально полноценных ЭОР. Например, в PowerPoint - это лишь представление (презентация) учебного материала с преимущественно линейной навигацией. Здесь нет возможности обеспечить произвольную навигацию по учебному материалу и возможности для подготовки интерактивных упражнений для самоконтроля и тренинга. Эти возможности обеспечиваются, как правило, в специальном программном инструментарии, называемом авторскими системами.

Программными инструментальными средствами создания ЭОР являются так называемые авторские системы (от англ. Authoring System ), которые определяются как комплекс инструментальных программ, предназначенный для создания и эксплуатации ЭОР. В России имеет хождение также термин "Инструментальная оболочка " или просто оболочка для создания ЭОР.

Современные авторские системы позволяют разрабатывать ЭОР из различных мультимедиа компонентов: гипертекстов, статических и анимированных изображений, видео и аудиоклипов, готовых программных модулей. Более того, некоторые авторские системы имеют собственные встроенные текстовые и графические редакторы, аниматоры, средства подготовки имитационных и математических моделей. Но главное отличие авторских систем от программного инструментария общего назначения - наличие типовых шаблонов, реализующих различные виды учебной работы, в частности сценарии компьютерного тренинга и контроля. Такие системы не требуют знания языков программирования для подготовки ЭОР, что позволяет работать с ними обычным преподавателям. Некоторые их них имеют свой встроенный язык, что сужает круг потенциальных пользователей, хотя и предоставляет разработчикам ЭОР больше простора для реализации различных дидактических идей.

  • Кто будет использовать ЭОР?
  • В каких дисциплинах планируется использование ЭОР?
  • Кто будет разрабатывать ЭОР?
  • Какие характеристики авторской системы необходимы?
  • Как будет поддерживаться система?
  • Сколько будет стоить приобретение и эксплуатация?

Кто будет использовать ЭОР? Каков возраст учащихся? Это очень важный фактор, который необходимо учитывать с первого этапа разработки ЭОР. Дети младшего школьного возраста обычно не имеют достаточно значимой мотивации для выполнения самостоятельной учебной работы. Для них шаблоны сценариев учебной работы авторской системы должны содержать игровые компоненты с использованием, например, типовых педагогических агентов - Учителя и Ученика, а также иметь привлекательное графическое оформление. Для старшеклассников, студентов вузов, слушателей курсов повышения квалификации и переподготовки более подходящим является строгий, академический стиль ЭОР.

В наше время с построением различного рода диаграмм и блок-схем сталкивается каждый дизайнер и программист. Когда информационные технологии еще не занимали такую важную часть нашей жизни, рисование этих конструкций приходилось производить на листе бумаги. К счастью, теперь все эти действия выполняются с помощью автоматизированного программного обеспечения, устанавливаемого на компьютер пользователя.

В интернете довольно легко найти огромное количество редакторов, предоставляющих возможность создания, редактирования и экспорта алгоритмической и деловой графики. Однако не всегда легко разобраться в том, какое именно приложение необходимо в конкретном случае.

В силу своей многофункциональности, продукт от компании Microsoft может пригодится как профессионалам, не один год занимающимся построением различных конструкций, так и обычным пользователям, которым необходимо нарисовать простую схему.

Как и любая другая программа из серии Microsoft Office, Visio имеет все необходимые для комфортной работы инструменты: создание, редактирование, соединение и изменение дополнительных свойств фигур. Реализован и специальный анализ уже построенной системы.

Dia

На втором месте в данном списке вполне справедливо располагается Dia, в которой сосредоточены все необходимые современному пользователю функции для построения схем. К тому же, редактор распространяется на бесплатной основе, что упрощает его использование в образовательных целях.

Огромная стандартная библиотека форм и связей, а также уникальные возможности, не предлагаемые современными аналогами — это ждет пользователя при обращении к Диа.

Flying Logic

Если вы ищете софт, с помощью которого можно быстро и легко построить необходимую схему, то программа Flying Logic — это именно то, что вам нужно. Здесь отсутствует громоздкий сложный интерфейс и огромное количество визуальных настроек диаграмм. Один клик — добавление нового объекта, второй — создание объединения с другими блоками. Еще можно объединять элементы схемы в группы.

В отличие от своих аналогов, данный редактор не располагает большим количеством различных форм и связей. Плюс ко всему, существует возможность отображения дополнительной информации на блоках, о чем подробно рассказано в обзоре на нашем сайте.

BreezeTree Software FlowBreeze

FlowBreeze — это не отдельная программа, а подключаемый к самостоятельный модуль, в разы облегчающий разработку диаграмм, блок-схем и прочих инфографик.

Безусловно, ФлоуБриз — это ПО, по большей части предназначенное для профессиональных дизайнеров и им подобных, которые разбираются во всех тонкостях функционала и понимают, за что отдают деньги. Среднестатистическим пользователям будет крайне сложно разобраться в редакторе, особенно учитывая интерфейс на английском языке.

Edraw MAX

Как и предыдущий редактор, Edraw MAX — это продукт для продвинутых пользователей, профессионально занимающихся подобной деятельностью. Однако, в отличие от FlowBreeze, он является самостоятельным программным обеспечением с несчетным количеством возможностей.

По стилю интерфейса и работы Edraw очень напоминает . Не зря его называют главным конкурентом последнего.

AFCE Редактор Блок-Схем (Algorithm Flowcharts Editor)

Данный редактор является одним из наименее распространенных среди представленных в данной статье. Вызвано это тем, что его разработчик — обычный преподаватель из России — полностью забросил разработку. Но его продукт все-равно пользуется некоторым спросом на сегодняшний день, поскольку отлично подходит любому школьнику или студенту, который изучает основы программирования.

Вдобавок к этому программа является полностью бесплатной, а ее интерфейс выполнен исключительно на русском языке.

FCEditor

Концепция программы FCEditor кардинально отличается от других представленных в данной статье. Во-первых, работа происходит исключительно с алгоритмическими блок-схемами, которые активно используются в программировании.

Во-вторых, ФСЭдитор самостоятельно, в автоматическом режиме строит все конструкции. Все что необходимо пользователю — это импортировать готовый исходный код на одном из доступных языков программирования, после чего экспортировать конвертированный в схему код.

BlockShem

В программе BlockShem, к сожалению, представлено намного меньше функций и удобств для пользователей. Полностью отсутствует автоматизация процесса в любом виде. В БлокСхеме пользователь должен вручную рисовать фигуры, а после объединять их. Данный редактор скорее относится к графическим, нежели к объектным, предназначенным для создания схем.

Библиотека фигур, к сожалению, в этой программе крайне бедна.

Как видите, существует большой выбор софта, предназначенного для построения блок-схем. Причем различаются приложения не только количеством функций — некоторые из них предполагают фундаментально другой принцип работы, отличимый от аналогов. Поэтому сложно посоветовать, каким редактором пользоваться — каждый может подобрать именно тот продукт, который ему необходим.

Введение……………………………………………………….

1 Теоретические основы разработки и использования электронных образовательных ресурсов …………………………

1.1 Электронные образовательные ресурсы: понятия и разновидности ……………………………………………………...

1.2 Программные инструментальные средства создания электронных образовательных ресурсов …………………………

Заключение………………………………………………………….

Список литературы ………………………………………………...

Приложения

Введение

В настоящее время в области информатизации образования основное внимание фокусируется на проблемах создания эффективных электронных образовательных ресурсов (ЭОР).

Актуальность разработки ЭОР связана с недостатком или отсутствием полноценных материалов по вновь введенным дисциплинам, внедрением методов дистанционного обучения в образовательный процесс, систематизацией и обобщением материалов преподавателей, необходимостью адаптации материалов для учебных программ и контингента студентов, обучающихся в данном учебном заведении. Важно также иметь возможность постоянно развивать и совершенствовать имеющиеся обучающие материалы, сделать их максимально доступными для студентов. Электронные учебные пособия, разумеется, не являются копией бумажных, они должны включать средства навигации по учебному материалу, тезаурус, средства поиска, вопросы и задачи для самопроверки усвоения учебного материала, а также средства привлечения внимания студентов, включая анимационные последовательности и активное содержимое.

Цель работы: Разработать ЭОР, для использования на уроках и в качестве методической копилки учителя;

    Изучить методическую литературу и источники сети Интернет;

    Изучить современные инструментальные программные средства для создания электронных образовательных ресурсов и сайтов.

    Определить структуру и содержание электронного образовательного ресурса «Профильное обучение информатике».

    Разработать ЭОР «Профильное обучение информатике».

Методы исследования

1 Теоретические основы разработки и использования электронных образовательных ресурсов

      Электронные образовательные ресурсы: понятия и разновидности

В настоящее время продолжается стремительная информатизация сферы образования, в частности, разработка электронных средств обучения. В связи с этим перед учебными заведениями стоит задача создания дополняющих учебники наборов электронных образовательных ресурсов (ЭОР): электронных курсов лекций, электронных учебных пособий, контрольно-измерительных материалов с постепенным переходом к созданию полных электронных модулей и электронных учебно-методических комплексов по дисциплинам, поддерживающих проведение всех видов занятий для получения соответствующих специальности компетенций.

В соответствии с мировым опытом на смену текстографическим электронным продуктам приходят высоко интерактивные, мультимедийно насыщенные ЭОР. Особенно важны требования к интерактивности и мультимедийной насыщенности для учебных продуктов, используемых в общем образовании. Очевидно, что ожидать от информатизации повышения эффективности и качества образования можно лишь при условии, что новые учебные продукты будут обладать некоторыми инновационными качествами.

Электронными образовательными ресурсами называют учебные материалы, для воспроизведения которых используются электронные устройства.

В самом общем случае к ЭОР относят учебные видеофильмы и звукозаписи, для воспроизведения которых достаточно бытового магнитофона или CD-плеера.

Наиболее современные и эффективные для образования ЭОР воспроизводятся на компьютере. Именно на таких ресурсах мы сосредоточим свое внимание.

Иногда, чтобы выделить данное подмножество ЭОР, их называют цифровыми образовательными ресурсами (ЦОР), подразумевая, что компьютер использует цифровые способы записи/воспроизведения. Однако аудио/видео компакт-диски (CD) также содержат записи в цифровых форматах, так что введение отдельного термина и аббревиатуры ЦОР не даёт заметных преимуществ. Поэтому, следуя межгосударственному стандарту ГОСТ 7.23-2001, лучше использовать общий термин «электронные» и аббревиатуру ЭОР.

ЭОР бывают разные, и как раз по степени отличия от традиционных полиграфических учебников их очень удобно классифицировать.

Самые простые ЭОР – текстографические. Они отличаются от книг в основном базой предъявления текстов и иллюстраций – материал представляется на экране компьютера, а не на бумаге. Хотя его очень легко распечатать, т.е. перенести на бумагу.

ЭОР следующей группы тоже текстографические, но имеют существенные отличия в навигации по тексту.

Страницы книги мы читаем последовательно, осуществляя таким образом так называемую линейную навигацию. При этом достаточно часто в учебном тексте встречаются термины или ссылки на другой раздел того же текста. В таких случаях книга не очень удобна: нужно разыскивать пояснения где-то в другом месте, листая множество страниц.

В ЭОР это можно сделать гораздо комфортнее: указать незнакомый термин и тут же получить его определение в небольшом дополнительном окне, или мгновенно сменить содержимое экрана при указании так называемого ключевого слова (либо словосочетания). По существу ключевое словосочетание аналог строки знакомого всем книжного оглавления, но строка эта не вынесена на отдельную страницу (оглавления), а внедрена в основной текст.

В данном случае навигация по тексту является нелинейной (вы просматриваете фрагменты текста в произвольном порядке, определяемом логической связностью и собственным желанием). Такой текстографический продукт называется гипертекстом.

Третий уровень ЭОР – это ресурсы, целиком состоящие из визуального или звукового фрагмента. Формальные отличия от книги здесь очевидны: ни кино, ни анимация (мультфильм), ни звук для полиграфического издания невозможны.

Но, с другой стороны, стоит заметить, что такие ЭОР по существу не отличаются от аудио/видео продуктов, воспроизводимых на бытовом CD-плеере.

Наиболее существенные, принципиальные отличия от книги имеются у так называемых мультимедиа ЭОР. Это самые мощные и интересные для образования продукты, и они заслуживают отдельного рассмотрения.

Английское слово multimedia в переводе означает «много способов». В нашем случае это представление учебных объектов множеством различных способов, т.е. с помощью графики, фото, видео, анимации и звука. Иными словами, используется всё, что человек способен воспринимать с помощью зрения и слуха.

Сегодня термин «мультимедиа» применяется достаточно широко, поэтому важно понимать, к чему именно он относится. Например, хорошо известный мультимедиа плеер называется мультимедийным потому, что он может по очереди воспроизводить фотографии, видеофильмы, звукозаписи, текст. Но при этом каждый воспроизводимый в данный момент продукт является «одномедийным» («двухмедийным» можно назвать только озвученный видеофильм).

То же самое можно сказать про «мультимедиа коллекцию»: в совокупности коллекция мультимедийна, но каждый отдельно используемый её элемент не является мультимедийным.

Когда мы говорим о мультимедиа ЭОР, имеется в виду возможность одновременного воспроизведения на экране компьютера и в звуке некоторой совокупности объектов, представленных различными способами. Разумеется, речь идет не о бессмысленном смешении, все представляемые объекты связаны логически, подчинены определенной дидактической идее, и изменение одного из них вызывает соответствующие изменения других. Такую связную совокупность объектов справедливо называть «сценой». Использование театрального термина вполне оправдано, поскольку чаще всего в мультимедиа ЭОР представляются фрагменты реальной или воображаемой действительности.

Степень адекватности представления фрагмента реального мира определяет качество мультимедиа продукта. Высшим выражением является «виртуальная реальность», в которой используются мультимедиа компоненты предельного для человеческого восприятия качества: трехмерный визуальный ряд и стереозвук.

Интерактивность – это возможность взаимодействия?

Совершенно верно, перевод английского interactive – взаимодействие.

Заметим, что именно взаимодействие (путем согласия или противодействия) с окружающей природной и социальной средой есть основа разумного существования. Поэтому в образовательном процессе роль интерактива трудно переоценить.

Достаточно часто используют словосочетание «интерактивный режим работы». Однако, как и с определением «мультимедийный», нужно разбираться, в чем именно заключается интерактивность.

Вообще говоря, работа с компьютером имеет сама по себе интерактивный характер: с помощью клавиатуры и манипулятора «мышь» пользователь продуцирует некоторые результаты, в частности – разыскивает определенный фрагмент текстовой информации. Но с точки зрения образования в таком варианте он в интерактивном режиме решает учебные задачи информатики. Найденный текстовый фрагмент, разумеется, может быть посвящен другой предметной области, но чтение текста, во-первых, не интерактивно, а во-вторых, не эффективно, если та же информация имеется в школьном учебнике.

Доминантой внедрения компьютера в образование является резкое расширение сектора самостоятельной учебной работы, и относится это, разумеется, ко всем учебным предметам. Принципиальное новшество, вносимое компьютером в образовательный процесс – интерактивность, позволяющая развивать активно-деятельностные формы обучения. Именно это новое качество позволяет надеяться на реальную возможность расширения функционала самостоятельной учебной работы – полезного с точки зрения целей образования и эффективного с точки зрения временных затрат.

Поэтому вместо текстового фрагмента с информацией по тому или иному учебному предмету необходим интерактивный электронный контент. Иными словами – содержание предметной области, представленное учебными объектами, которыми можно манипулировать, и процессами, в которые можно вмешиваться.

Таким образом, интерактив является главным педагогическим инструментом электронных образовательных ресурсов, но есть и другие новые педагогические инструменты, которые создают ему (интерактиву) среду применения.

Какие новые педагогические инструменты используются в ЭОР?

Всего их пять:

    интерактив;

    мультимедиа;

    моделинг;

    коммуникативность;

    производительность.

Об интерактиве и мультимедиа мы уже говорили. Если к ним добавить еще моделинг – имитационное моделирование с аудиовизуальным отражением изменений сущности, вида, качеств объектов и процессов, то электронный образовательный ресурс вместо описания в символьных абстракциях сможет дать адекватное представление фрагмента реального или воображаемого мира.

Мультимедиа обеспечит реалистичное представление объектов и процессов, интерактив даст возможность воздействия и получения ответных реакций, а моделинг реализует реакции, характерные для изучаемых объектов и исследуемых процессов.

Четвертый инструмент – коммуникативность – это возможность непосредственного общения, оперативность представления информации, удаленный контроль состояния процесса. С точки зрения ЭОР это, прежде всего, возможность быстрого доступа к образовательным ресурсам, расположенным на удаленном сервере, а также возможность on-line коммуникаций удаленных пользователей при выполнении коллективного учебного задания.

Наконец, пятый новый педагогический инструмент – производительность пользователя. Благодаря автоматизации нетворческих, рутинных операций поиска необходимой информации творческий компонент и, соответственно, эффективность учебной деятельности резко возрастают.

ЭОР нового поколения представляют собой открытые образовательные модульные мультимедиа системы (ОМС).

В самом простом изложении это электронные учебные продукты, позволившие решить три основные проблемы современных ЭОР.

Первая проблема заключалась в том, что ЭОР, распространяемые в Интернете, были преимущественно текстографическими. Очевидно, что электронная копия учебника школьнику пользы не принесет, а работа со многими информационными источниками для школы, в отличие от вуза, не характерна.

Более того, на любой ступени образования получением информации учебный процесс далеко не исчерпывается, нужно обеспечить еще практические занятия и аттестацию (лучше всего на предметной базе).

Понятно, что для решения этих задач требуются ЭОР с интерактивным мультимедийным контентом, но распространение таких продуктов в глобальной сети наталкивалось на серьезные технические трудности.

В ЭОР нового поколения проблема сетевого доступа к высокоинтерактивному, мультимедийно-насыщенному контенту решена. Иными словами, в этих продуктах могут использоваться все пять новых педагогических инструментов.

Вторая технологическая проблема тесно связана с решением первой. До настоящего времени интерактивные мультимедиа продукты выпускались на компакт-дисках, при этом каждый производитель использовал собственные программные решения, способы загрузки, пользовательские интерфейсы. Часто это приводило к тому, что изучение методов работы с диском требовало практически такого же усердия и времени, какое требовалось на учебное содержание.

ЭОР нового поколения (ЭОР НП) – сетевые продукты, выпускаемые разными производителями в разное время и в разных местах. Поэтому архитектура, программные средства воспроизведения, пользовательский интерфейс были унифицированы. В результате для ЭОР НП была решена проблема независимости способов хранения, поиска и использования ресурса от компании-производителя, времени и места производства.

Для учащихся и учителей это означает, что сегодня и в перспективе для использования любых ЭОР НП требуется один комплект клиентского программного обеспечения, и во всех ЭОР НП контентно-независимая часть графического пользовательского интерфейса одинакова.

Третья проблема характерна именно для образования. Уже много лет декларируется, что компьютер обеспечит личностно-ориентированное обучение. В педагогической практике давно используется понятие индивидуальных образовательных траекторий учащихся.

Действительно, необходимость по-разному подходить к обучению разных учеников очевидна, но в классно-урочной системе практически невозможна. Однако даже в действующей бинарной системе «учитель – класс» учителя-то все равно разные, каждый из них хочет учить по-своему. Соответственно, ЭОР должны позволять создавать авторские учебные курсы.

В традиционных условиях учитель достаточно свободен в применении множества информационных источников (учебники разных издательств, методические материалы, научные публикации…) и ограниченно свободен в части практических занятий (например, лабораторные комплексы по выбору – это, к сожалению, утопия). Поэтому, когда появились первые серьезные учебные продукты на CD-ROM, к их недостаткам сразу же отнесли жесткую заданность учебного курса. Учителю хотелось бы что-то изменить, но в создании интерактивного мультимедиа контента участвует множество разных специалистов, которых, конечно, в школе нет.

В ЭОР нового поколения проблема создания учителем авторского учебного курса и индивидуальных образовательных траекторий для учащихся также решена.

Очевидно, что ожидать от информатизации повышения эффективности и качества образования можно лишь при условии, что новые учебные продукты будут обладать некоторыми инновационными качествами.

К основным инновационным качествам ЭОР относятся:

1. Обеспечение всех компонентов образовательного процесса:

    получение информации;

    практические занятия;

    аттестация (контроль учебных достижений).

Заметим, что книга обеспечивает только получение информации.

2. Интерактивность, которая обеспечивает резкое расширение возможностей самостоятельной учебной работы за счет использования активно-деятельностных форм обучения.

Что дают ЭОР учителю?

Здесь стоит привести мнение учителя. На сайте pedsovet.org Е. И. Бегенева из Воронежской области формулирует ответ так:

      конспекты не писать;

    сумки с тетрадками на проверку не носить, при этом ежедневно имеем фронтальный опрос, и нет проблемы объективности оценок – с компьютером не поспоришь;

    экономим «горловые» усилия, освобождаемся от рутинной части урока, взамен получаем хорошо подготовленных деток для «десерта» – творчества;

    решена проблема дисциплины на уроках: ученики либо уткнулись в экраны, либо участвуют в общей дискуссии, интересной для всех, поскольку каждый к ней подготовлен;

Действительно, пожалуй, главное заключается в том, что с подготовленным учеником гораздо интереснее и эффективнее работать.

Однако не все так просто. Прогрессивный педагог скромно умалчивает, что использует элементы новых педагогических технологий, которые нужно сначала осознать, а затем начать применять, идя трудным путем проб и ошибок.

Имеются в виду плоские ЖК-мониторы, время работы с которыми не ограничивается десятками минут, отводимых устаревшим СанПиНом для электронно-лучевых трубок.

Электронные учебники (ЭУ) являются основными электронными средствами обучения. Такие учебники создаются на высоком научном и методическом уровне и должны полностью соответствовать составляющей дисциплины образовательного стандарта специальностей и направлений, определяемой дидактическими единицами стандарта и программой. Кроме этого, ЭУ должны обеспечивать непрерывность и полноту дидактического цикла процесса обучения при условии осуществления интерактивной обратной связи. Одним из основных свойств ЭУ, является то, что его редукция к "бумажному" варианту (распечатка содержания ЭУ) всегда приводит к потере специфических дидактических свойств, присущих ЭУ.

Классификацию электронных образовательных ресурсов целесообразно соотнести с видами образовательной деятельности. Наиболее известный вид – учебная работа, которая регламентируется Государственными образовательными стандартами (ГОС), учебными программами и организуется в различных формах: очной, заочной (дистанционной) и др. К учебной работе относится также сегмент самообразования, характерный для повышения профессиональной квалификации.

Значительное место в образовательной деятельности самых широких слоев населения определяется активностью, направленной на удовлетворение культурных и социальных запросов, разностороннее развитие личности и формирование общественной позиции.

К образовательной деятельности относится также получение справочной информации, необходимой в работе, учебе, личной жизни.

Соответственно, ЭОР разбиваются на три больших группы: учебные, социокультурные, информационно-справочные – рисунок 1.

Рисунок 1 – Классификация ЭОР

В рамках современной образовательной парадигмы, объединяющей три основных компонента обучения: получение информации, практические занятия и аттестацию, учебные продукты целесообразно подразделить на три соответствующих типа.

ЭОР можно классифицировать также по технологическим признакам, способам доставки и другим критериям. Для нас важно разделять текстографические ЭОР (иллюстрированный текст), аудиовизуальные (состоящие из одного медиаэлемента) и интерактивные мультимедийные ЭОР.

По способу доставки пользователю ЭОР подразделяются на продукты для глобальных компьютерных сетей, именуемые еще интернет-ресурсами, и ЭОР на локальных носителях (чаще всего – на оптических компакт-дисках).

Классификационная система ЭОР, позволяющая:

1) оперативно определять вид ЭОР в рамках предложенной системы;

2) выбирать адекватную технологию разработки нового или совершенствования ранее разработанного ЭОР, обеспечивающую его обучающую эффективность;

3) оптимизировать процесс анализа потребностей вузовского обучения в конкретных видах ЭОР (факультетов и кафедр) в соответствии с компетентностной моделью специалиста (выпускника кафедры, вуза).

При разработке классификационной системы ЭОР мы ориентировались на инновационные преобразования в области высшего профессионального образования и, прежде всего, на утверждение в современной высшей школе компетентностного, проектного и личностно ориентированного деятельностного подходов.

Концептуальной основойразработки оперативной системы классификации ЭОР стали следующие принципы:

    определение целевой (функциональной) направленности разрабатываемых ЭОР в соответствии:

    с логикой учебно-познавательного процесса, разворачивающегося по конкретной учебной дисциплине

    с запросами кафедры и ожидаемыми образовательными результатами в виде конкретных профессиональных компетенций или их структурных элементов;

    с необходимостью обеспечения заявленного уровня развития компетенций для конкретных специальностей;

    определение соответствия учебного содержания ЭОР новым моделям (технологиям) организации вузовского обучения (обеспечению необходимого уровня интерактивности организации учебного содержания ЭОР);

    использование достижений новых информационных технологий при разработке ЭОР;

    обеспечение всех компонентов образовательного процесса для формирования необходимых компетенций по специальности (на соответствующих кафедрах УрФУ).

Указанные принципы легли в основу выбора критериев нашей классификационной системы, в соответствии с которой все многообразие ЭОР, создаваемых в вузе, можно объединить в следующие группы:

    ЭОР, различающиеся по критерию функционального предназначения, а именно:

    информационные ЭОР (вспомогательные и справочные источники информации: справочники, словари, электронные энциклопедии, библиография (основная и дополнительная литература), сайтография и т.п.);

    обучающие ЭОР (видеолекции, электронные УМК, электронные учебники система электронных практических занятий, виртуальные лабораторные работы и т.п.,);

    контрольно-диагностические ЭОР.

    ЭОР, различающиеся по уровню интерактивности (по форме взаимодействия пользователя с контентом ЭОР – Осин):

    ЭОР, предполагающие работу пользователя с неизменным видом контента (условно-пассивная форма интерактивности) ;

    ЭОР, обеспечивающие взаимодействие с контентом на уровне элементарных операций с его элементами (условно-активная форма интерактивности);

    ЭОР, предполагающие самостоятельный выбор пользователем методически обоснованной последовательности действий, приводящих к заданному обучающему результату (деятельная форма интерактивности);

    ЭОР, обеспечивающие произвольную манипуляцию с объектами и процессами, представленными или сгенерированными в процессе взаимодействия с контентом (исследовательская форма интерактивности).

3. ЭОР, различающиеся по способу взаимодействия пользователя с ресурсом:

    с помощью персонального компьютера (с локального носителя, через Интернет);

    сопроводительные ЭОР (используется преподавателем в мультимедийной аудитории, в компьютерном классе, для web-семинара);

    работа с использованием мобильных устройств;

    интеграция в систему управления процессом обучения (LMS);

    с помощью электронной книжки (Elnk).

4. ЭОР, различающиеся по формату представления:

    текстовые документы (MS Word, Adobe PDF, HTML, CHM) ;

    тексты с автоматизацией проверки;

    видео и аудио файлы;

    интерактивные мультимедиа ресурсы (Adobe Flash);

    презентации (Power Point);

    программные продукты (виртуальные практикумы);

    с интегрированием видео, аудио и flash компонентами;

    SCORM – пакеты.

5. ЭОР, различающиеся по технологии изготовления:

    электронный учебник в формате SCORM;

    видео-ресурс;

    HTML + Flash (mediatransformater) ;

    Flash-ресурс.

Разработанная классификация ЭОР в соответствии со спецификой обучающей деятельности на кафедрах и факультетах будет способствовать адекватности выбора ЭОР и повышению эффективности обучения на их основе.

С целью обеспечения единой терминологии вводится следующая классификация ЭОР:

    Нормативно-методические ЭОР (учебные планы, рабочие программы дисциплин).

Обучающие основные средства обучения, главный источник научно-дисциплинарных знаний; по функциональному признаку (значению и месту в учебном процессе) делятся на:

  • информационно-обучающие (учебники: сетевые, мультимедийные, электронные текстовые; учебные пособия; электронные учебные издания; лекции (тексты лекций (полные, краткие), конспекты лекций, видео- и аудио лекции (их курсы и фрагменты);

    информационно-вспомогательные(справочники, словари/глоссарии, электронные энциклопедии, сборники документов и материалов, указатели научной и учебной литературы (библиография – основная и дополнительная литература –, сайтография), научные публикации педагогов, материалы конференций статьи специалистов, первоисточники, фрагменты из бумажных учебных пособий, фрагменты чат-занятий, стенограммы проведенных ранее чат-дискуссий по изучаемой теме, авторские работы обучаемых по изучаемой теме или их значимые фрагменты, рецензии специалистов на работы студентов, презентации, сопровождающие лекцию / практическую / лабораторную работу, хрестоматии);

    практико-ориентированные (задания для самостоятельной работы студентов, практикумы, сборники задач и упражнений, виртуальные лабораторные и практические работы, семинарские занятия и т.п.);

    контрольно-диагностирующие (задания для самоконтроля).

Рассмотрев учебно-методический комплекс на примере образовательного учреждения возникает вопрос: Как создать ЭОР и что он из себя представляет? ЭОР называют учебные материалы, для воспроизведения которых используются электронные устройства. В самом общем случае к ЭОР относят учебные видеофильмы и звукозаписи, для воспроизведения которых достаточно бытового магнитофона или СD-плеера . Наиболее современные и эффективные, для образования ЭОР, воспроизводятся на компьютере. Именно на таких ресурсах мы сосредоточим свое внимание.

Для того, что бы нам разобраться в этом вопросе, необходимо познакомится со структурой, содержанием, требованиями и принципами работы ЭОР.

По форме содержания лекционного материала, ЭОР можно разделить на несколько типов:

Электронный учебник - программный комплекс с учебными материалами и тестами по определенном предмету (И.Г.Захарова). Например: электронная копия печатного издания без использования мультимедийных средств и гиперссылок (И.М.Ибрагимов) или учебник, внесенный в компьютер, но организованный по принципу гипертекста (Г.М.Коджаспирова, К.В.Петров).

Интернет - учебник - мультимедийный гипертекстовый электронный учебник, используемый в сети Интернет в качестве постоянно развивающейся и справочной системы (И.М.Ибрагимов). Например словарь Ожегова С.И. в электронном варианте.

Мультимедийный электронный учебник - гипертекстовое и мультимедийное переложение печатного учебника на компьютер, в сравнении с печатными материалами в такой учебник могут оперативно вноситься необходимые изменения; он имеет большую графическую наглядность и удобный пользовательский интерфейс (И.М.Ибрагимов).

Программа обучающая - совокупность элементарных порций учебного материала по данной дисциплине, предъявляемых обучаемому на экране компьютера в интерактивном режиме в зависимости от его действий с автоматизированной обучающей системой (И.В.Роберт).

Автоматизированная обучающая система - система программного обеспечения ПК, предназначенная для разработки и создания обучающих программ, управления учебным процессом в диалоговом режиме, сбора и обработки результатов обучения (Г.М.Коджаспирова, К.В.Петров).

Компьютерная обучающая система - программное средство, в которой отражается некоторая предметная область, в той или иной мере реализуется технология ее изучения, обеспечиваются условия для осуществления различных видов учебной деятельности (И.В.Роберт).

Именно от типа ЭОР будет завесить его содержание. Первая часть электронного образовательного ресурса должна включать:

титульный лист;

аннотацию к?ЭОР;

программу ЭОР;

перечень сокращений;

перечень иллюстраций;

тексты тем (глав) № 1, 2, 3 и т.д.;

список цитированной литературы;

приложения (перечень разнообразных нормативных актов, указов, постановлений).

Вторая часть предполагает наличие:

перечня вопросов и заданий для самопроверки изученного материала по каждому разделу и по всему ресурсу и заданий для компьютерного тренинга в?среде мультимедиа;

перечня вопросов и заданий для контроля уровня знаний к?каждой теме, главе, разделу и ко всему ресурсу;

предполагаемых тем курсовых работ и/или рефератов;

примерного перечня экзаменационных вопросов и/или вопросов к?зачету;

различных указателей (хронологического, предметного, указателя имен);

словаря терминов;

Рис.1

ЭОР может содержать:

Методический материал. Включает в себя текстовую форму изложения знаний. Например: электронный учебник, таблицы и т.д.

Дидактический материал. Представляет собой визуализацию. Например: фото, видео, презентации, игры. Дидактический материал является контентом для интерактивного обучения - это взаимодействие людей, которые принимают участие в образовательном процессе: взаимодействие между учителем и учеником, между самими учениками . . В Томском государственном университете разработан комплект учебно-методических материалов для учителей, где представлены дидактические модели проведения уроков с применением информационных технологий. Его основу составляют видео уроки, представляющие различные модели организации уроков на основе информационных технологий .

Контрольно-измерительный материал. Дает представление о усвоенных знаниях. Например: тесты, опросы и т.д.

Так же, при составлении ЭОР необходимо соблюдать дидактические требования, которые отражают необходимые условия и закономерности процесса обучения. Кратко рассмотрим традиционные дидактические требования к?ЭОР.

Требование научности обучения означает необходимость учета последних научных достижений, а также обеспечения достаточной глубины, корректности и научной достоверности изложения содержания учебного материала, предоставляемого образовательными ресурсами.

Требование доступности обучения, осуществляемого посредством образовательных ресурсов, означает необходимость определения степени теоретической сложности и глубины изучения учебного материала сообразно возрастным и индивидуальным особенностям обучающихся, необходим учет специфики базового образования и комплексного характера изучаемых проблем.

Требование обеспечения проблемности обучения обусловлено самой сущностью и характером учебно-познавательной деятельности. Когда ученик сталкивается с?учебной проблемной ситуацией, требующей разрешения, его мыслительная активность возрастает. Необходимо отметить, что уровень выполнимости данного дидактического требования с?помощью электронных образовательных ресурсов может быть значительно выше, чем при использовании традиционных учебников и пособий.

Требование обеспечения наглядности обучения означает необходимость учета чувственного восприятия изучаемых объектов, их макетов или моделей, то есть личное наблюдение учащихся. В?случае ЭОР данное дидактическое требование реализуется на более высоком уровне, обеспечивая полисенсорность обучения с?включением в?учебно-познавательный процесс практически всех каналов восприятия информации человеком.

Требование обеспечения сознательности обучения предполагает обеспечение средствами образовательного ресурса самостоятельных действий учащихся по извлечению информации при четком понимании конечных целей и задач учебно-познавательной деятельности.

Требование систематичности и последовательности обучения пользователями образовательного ресурса означает обеспечение последовательного усвоения определенной системы знаний в?изучаемой предметной области. Необходимо, чтобы знания, умения, навыки и компетенции формировались в?определенной системе, в?строго логическом порядке и находили применение в?практической жизнедеятельности. При этом существенное значение имеет не только логика изучения дисциплины, но, в?первую очередь, логика деятельности . Для этого необходимо:

предъявлять учебный материал в?систематизированном и структурированном виде;

учитывать как ретроспективы, так и перспективы формируемых знаний, умений и навыков при организации каждой порции учебной информации;

учитывать межпредметные связи изучаемого материала, соответствующие особенностям вида деятельности;

тщательно продумывать последовательность подачи учебного материала и обучающих воздействий, аргументировать каждый шаг по отношению к?ученику;

строить процесс получения знаний в?последовательности, определяемой логикой обучения, в?свою очередь определяемой логикой будущей (текущей) профессиональной деятельности ученика;

обеспечивать связь информации, предъявляемой образовательным ресурсом, с?практикой путем увязывания содержания и методики обучения с?личным опытом, подбором примеров, создания содержательных игровых моментов, предъявления заданий практического характера, экспериментов, моделей реальных процессов и явлений.

Требование прочности усвоения знаний: для прочного усвоения учебного материала наибольшее значение имеет глубокое осмысление этого материала .

Требование адаптивности подразумевает приспособляемость ЭОР к?индивидуальным возможностям учащихся, то есть адаптацию процесса обучения к?уровню их знаний и умений, психологическим особенностям. Различают три уровня адаптации ЭОР:

Первым уровнем адаптации считается возможность выбора студентом наиболее подходящего для него индивидуального темпа изучения материала.

Второй уровень адаптации подразумевает диагностику состояния обучающегося, на основании результатов которой предлагаются содержание и методика обучения.

Третий уровень адаптации базируется на подходе, который не предполагает классификации возможных пользователей и заключается в?том, что авторы ЭОР стремятся разработать как можно больше вариантов использования для как можно более широкого контингента возможных обучающихся.

Требование интерактивности обучения означает, что в?процессе обучения должно иметь место взаимодействие обучающегося с?ЭОР. Электронные образовательные ресурсы должны обеспечивать интерактивный диалог и суггестивную обратную связь. Важной составной частью организации диалога является реакция ЭОР на действия пользователя. Суггестивная обратная связь позволяет осуществлять контроль и корректировать действия ученика, выдавать рекомендации по дальнейшей работе, осуществлять постоянный доступ к?справочной и разъясняющей информации. При контроле с?диагностикой ошибок по результатам учебной работы суггестивная обратная связь выдает результаты анализа работы с?рекомендациями по повышению уровня знаний.

Требование реализации возможностей компьютерной визуализации учебной информации, предъявляемой ЭОР. Требование предполагает анализ возможностей современных средств отображения информации (технические возможности средств отображения информации - компьютеров, мультимедиа проекторов, средств виртуальной реальности и возможностей современного программного обеспечения) по сравнению с?качеством представления учебной информации в?электронных образовательных ресурсах .

Требование развития интеллектуального потенциала ученика при работе с?ЭОР предполагает формирование разнообразных стилей мышления (алгоритмического, наглядно-образного, рефлексивного, теоретического), умения принимать рациональные или вариативные решения в?сложных ситуациях, умений по обработке информации (на основе использования систем обработки данных, информационно-поисковых систем, баз данных и пр.) .

Требование обеспечения полноты (целостности) и непрерывности дидактического цикла обучения означает, что ЭОР должны предоставлять возможность выполнения всех звеньев дидактического процесса в?пределах одного сеанса работы с?информационно-коммуникационными технологиями (что реализуется ЭОР, комплексно поддерживающими сразу несколько дидактических функций).

Каждая программа нуждается в методических рекомендациях, которые не всегда указываются разработчиками. Самостоятельно разобраться иногда очень тяжело. Возникают такие вопросы: с чего начать? Что нужно сделать, что бы это начало двигаться? Ведь с помощью ЭОР мы сможем составить качественный учебный материал для дистанционного образования школьников.

Для того, что бы приступить к созданию электронного образовательного ресурса, необходимо придерживаться некоторым рекомендациям:

Тщательно продумайте ЭОР, для чего он будет требоваться и для чего служить.

Разбить трудную работу на более легкие этапы.

Лучше не пытаться беспорядочно реализовать всевозможные варианты решения, а сначала подумать и выбрать самый понятный и простой.

Переходить от простого к сложному, шаг за шагом приближаясь к решению проблемы.

Творческое оформление будет важную роль, его так же необходимо хорошо продумать.

К числу практических предпосылок решения проблемы по созданию ЭОР следует отнести рост числа учителей, использующих электронные ресурсы в своей образовательной деятельности. ЭОР не заменимо при дистанционном обучении, помогает создать условия для наилучшего взаимодействия ученика и учителя, а так же улучшает качество содержания образования. Это значит, что при правильном создании ЭОР, можно сформировать качественное учебно - методическое обеспечение ДО школьников.

Схема это абстракция какого-либо процесса или системы, наглядно отображающая наиболее значимые части . Схемы широко применяются с древних времен до настоящего времени — чертежи древних пирамид, карты земель, принципиальные электрические схемы. Очевидно, древние мореплаватели хотели обмениваться картами и поэтому выработали единую систему обозначений и правил их выполнения. Аналогичные соглашения выработаны для изображения схем-алгоритмов и закреплены ГОСТ и международными стандартами.

На территории Российской Федерации действует единая система программной документации (ЕСПД) , частью которой является Государственный стандартГОСТ 19.701-90 «Схемы алгоритмов программ, данных и систем» . Не смотря на то, что описанные в стандарте обозначения могут использоваться для изображения схем ресурсов системы, схем взаимодействия программ и т.п., в настоящей статье описана лишь разработка схем алгоритмов программ.

Рассматриваемый ГОСТ практически полностью соответствует международному стандарту ISO 5807:1985 .

Элементы блок-схем алгоритмов

Блок-схема представляет собой совокупность символов, соответствующих этапам работы алгоритма и соединяющих их линий. Пунктирная линия используется для соединения символа с комментарием. Сплошная линия отражает зависимости по управлению между символами и может снабжаться стрелкой. Стрелку можно не указывать при направлении дуги слева направо и сверху вниз. Согласно п. 4.2.4, линии должны подходить к символу слева, либо сверху, а исходить снизу, либо справа.

Есть и другие типы линий, используемые, например, для изображения блок-схем параллельных алгоритмов, но в текущей статье они, как и ряд специфических символов, не рассматриваются. Рассмотрены лишь основные символы, которых всегда достаточно студентам.

Терминатор начала и конца работы функции

Терминатором начинается и заканчивается любая функция. Тип возвращаемого значения и аргументов функции обычно указывается в комментариях к блоку терминатора.

Операции ввода и вывода данных

В ГОСТ определено множество символов ввода/вывода, например вывод на магнитные ленты, дисплеи и т.п. Если источник данных не принципиален, обычно используется символ параллелограмма. Подробности ввода/вывода могут быть указаны в комментариях.

Выполнение операций над данными

В блоке операций обычно размещают одно или несколько (ГОСТ не запрещает) операций присваивания, не требующих вызова внешних функций.

Блок, иллюстрирующий ветвление алгоритма

Блок в виде ромба имеет один вход и несколько подписанных выходов. В случае, если блок имеет 2 выхода (соответствует оператору ветвления), на них подписывается результат сравнения — «да/нет». Если из блока выходит большее число линий (оператор выбора), внутри него записывается имя переменной, а на выходящих дугах — значения этой переменной.

Вызов внешней процедуры

Вызов внешних процедур и функций помещается в прямоугольник с дополнительными вертикальными линиями.

Начало и конец цикла

Символы начала и конца цикла содержат имя и условие. Условие может отсутствовать в одном из символов пары. Расположение условия, определяет тип оператора, соответствующего символам на языке высокого уровня — оператор с предусловием (while) или постусловием (do … while).

Подготовка данных

Символ «подготовка данных» в произвольной форме (в ГОСТ нет ни пояснений, ни примеров), задает входные значения. Используется обычно для задания циклов со счетчиком.

Соединитель

В случае, если блок-схема не умещается на лист, используется символ соединителя, отражающий переход потока управления между листами. Символ может использоваться и на одном листе, если по каким-либо причинам тянуть линию не удобно.

Комментарий

Комментарий может быть соединен как с одним блоком, так и группой. Группа блоков выделяется на схеме пунктирной линией.

Примеры блок-схем

В качестве примеров, построены блок-схемы очень простых алгоритмов сортировки, при этом акцент сделан на различные реализации циклов, т.к. у студенты делают наибольшее число ошибок именно в этой части.

Сортировка вставками

Массив в алгоритме сортировки вставками разделяется на отсортированную и еще не обработанную части. Изначально отсортированная часть состоит из одного элемента, и постепенно увеличивается.

На каждом шаге алгоритма выбирается первый элемент необработанной части массива и вставляется в отсортированную так, чтобы в ней сохранялся требуемый порядок следования элементов. Вставка может выполняться как в конец массива, так и в середину. При вставке в середину необходимо сдвинуть все элементы, расположенные «правее» позиции вставки на один элемент вправо. В алгоритме используется два цикла — в первом выбираются элементы необработанной части, а во втором осуществляется вставка.


Блок-схема алгоритма сортировки вставками

В приведенной блок-схеме для организации цикла используется символ ветвления. В главном цикле (i < n) перебираются элементы необработанной части массива. Если все элементы обработаны — алгоритм завершает работу, в противном случае выполняется поиск позиции для вставки i-того элемента. Искомая позиция будет сохранена в переменной j в результате выполнения внутреннего цикла, осуществляющем сдвиг элементов до тех пор, пока не будет найден элемент, значение которого меньше i-того .

На блок-схеме показано каким образом может использоваться символ перехода — его можно использовать не только для соединения частей схем, размещенных на разных листах, но и для сокращения количества линий. В ряде случаев это позволяет избежать пересечения линий и упрощает восприятие алгоритма.

Сортировка пузырьком

Сортировка пузырьком , как и сортировка вставками , использует два цикла. Во вложенном цикле выполняется попарное сравнение элементов и, в случае нарушения порядка их следования, перестановка. В результате выполнения одной итерации внутреннего цикла, максимальный элемент гарантированно будет смещен в конец массива. Внешний цикл выполняется до тех пор, пока весь массив не будет отсортирован.


Блок-схема алгоритма сортировки пузырьком

На блок-схеме показано использование символов начала и конца цикла. Условие внешнего цикла (А) проверяется в конце (с постусловием ), он работает до тех пор, пока переменная hasSwapped имеет значение true. Внутренний цикл использует предусловие для перебора пар сравниваемых элементов. В случае, если элементы расположены в неправильном порядке, выполняется их перестановка посредством вызова внешней процедуры (swap ). Для того, чтобы было понятно назначение внешней процедуры и порядок следования ее аргументов, необходимо писать комментарии. В случае, если функция возвращает значение, комментарий может быть написан к символу терминатору конца.

Сортировка выбором

В сортировке выбором массив разделяется на отсортированную и необработанную части. Изначально отсортированная часть пустая, но постепенно она увеличивается. Алгоритм производит поиск минимального элемента необработанной части и меняет его местами с первым элементом той же части, после чего считается, что первый элемент обработан (отсортированная часть увеличивается).


Блок-схема сортировки выбором

На блок-схеме приведен пример использования блока «подготовка», а также показано, что в ряде случаев можно описывать алгоритм более «укрупнённо» (не вдаваясь в детали). К сортировке выбором не имеют отношения детали реализации поиска индекса минимального элемента массива , поэтому они могут быть описаны символом вызова внешней процедуры. Если блок-схема алгоритма внешней процедуры отсутствует, не помешает написать к символу вызова комментарий, исключением могут быть функции с говорящими названиями типа swap, sort , … .