Минусы учебы. Плюсы и минусы дистанционного образования. Выгоды высшего образования – видео

Минусы учебы. Плюсы и минусы дистанционного образования. Выгоды высшего образования – видео

Для доказательства ненужности высшего образования обычно прибегают к ссылкам на авторитеты: вот посмотрите, сколько людей добились успеха не имея образования! Билл Гейтс, Пол Аллен, Стив Джобс, Стив Возняк, Генри Форд, Ричард Брэнсон… Все они либо не учились, либо бросили вузы. К сожалению, как бы ни был велик этот список, он ничего не доказывает.

Во-первых , список успешных людей с высшим образованием подлинней будет. Если мы говорим о финансах, то самые успешные инвесторы имели не просто высшее образование, а высшее финансовое: Уоррен Баффетт, Джордж Сорос, Питер Линч. В мире бизнеса тоже подобных людей немало. Google – это вообще дипломная работа Брина и Пейджа. Кто знает, бросили бы они университет, мы бы до сих пор пользовались поиском от Yahoo…

Общие зарубежные исследования дают следующие цифры: примерно 40% достигших финансового успеха не имеют высшего образования. Цифра довольно приличная, но она же означает, что 60% получили «вышку»… В России ситуация еще веселее: только 2% состоятельных людей не закончили вуз.

Но это связано с тем, что подавляющее большинство сегодняшних миллионеров и миллиардеров начинали свой путь еще в советские времена, когда образование было необходимым для продвижения по социальной лестнице… Думаю, что в будущем картина станет более похожей на общемировую.

Во-вторых , сами исследования о связи образования и достижения финансового успеха сделаны в стиле «британских ученых». Нельзя делать выводы на основе единичных примеров, да еще и самых успешных. Для выявления влияющих факторов есть определенные процедуры, которые в исследованиях финансового успеха просто игнорируются.

Известная байка, иллюстрирующая подход. Берем 200 человек с раком легких. Мы разобьем больных на две группы. Первая не будет получать лечения, вторая будет пить малиновый чай. В первой группе умерло 90%, остальные выжили. Во второй группе умерло 90%, остальные выжили. Какой вывод вы сделаете о влиянии малинового чая на лечение рака? Что НИКАКОГО влияния нет, верно?

Но консультанты действуют по-другому: они изучают выживших, и спрашивают, что те делали. Оказывается, они пили малиновый чай. Первый человек это говорит, второй, третий. Какой вывод делают авторы книг и методик? Малиновый чай работает! Ведь у них нет даже ни малейшей мысли о том, что результат может быть случаен.
Когда исследуют эффективность лекарств, то есть две группы: основная и контрольная. Основной дают лекарство, контрольной – плацебо. И смотрят, есть статистически значимое (!!!) отклонение в результатах. Только в этом случае можно говорить, что лекарство работает.

По аналогии: нужно взять две группы совершенно случайных людей, половина из которых будет с высшим образованием, а вторая – без. И сравнить их финансовые результаты. Таких исследований нет. Самое близкое, что мне удалось найти – это сравнение зарплат. У выпускников вузов начальная зарплата выше. Но этот ответ не полон. Сравниваются только начальные зарплаты, да и финансовый успех зависит не только от заработка на основной работе.

Плюсы высшего образования

С образованием легче получить хорошую работу. Совершенно верно. При размещении вакансии отдел кадров может даже сразу отсеивать кандидатов без «вышки», если конкурс большой. А в аудиторской «большой четверке» еще и не все вузы котируются. В крупных международных компаниях есть потолок, который нельзя преодолеть без МВА. Впрочем, при длительной карьере значение образования падает, а на первый план выходят опыт и профессиональные достижения.

Образование расширяет кругозор. Вы получаете множество знаний из разных областей и становитесь интересным собеседником. Очень спорный аргумент. По моему опыту самые интересные собеседники – это увлеченные чем-то люди, и не важно, какое образование они получали. Мне гораздо интереснее общаться с путешественником, который закончил начальную школу, чем с топ-менеджером с вышкой, чьи интересы ограничиваются карьерой и приобретениями потребительских благ.

Образование дает специализированные знания. Верно, но с оговорками. Я бы не хотел, чтобы мне удалял аппендицит доктор, изучивший видео-курс «как стать хирургом за 21 день». Или чтобы мой дом рисовал архитектор, научившийся создавать модели в 3D-max. Но, как вы понимаете, список таких профессий очень невелик.

Образование учит учиться. Работать с литературой, усваивать огромный объем знаний за ограниченное количество времени (за ночь перед экзаменом), вести переговоры с преподавателем, когда не знаешь предмета и т.п. Всему этому можно научиться и вне вуза.
Вуз дает полезные связи. Это да, студенческое братство создает довольно близкие отношения, которые действительно в будущем могут помочь достичь вам финансового успеха.

Образование учит системному мышлению. Фундаментальное образование дает картину явлений в целом, позволяет увидеть взаимосвязи между различными областями. Это дает гибкость. Человек закончивший бухгалтерские курсы может стать бухгалтером, и даже неплохим. А выпускник финансового вуза может стать бухгалтером, аудитором, аналитиком, управляющим, финансовым контролером, андеррайтером…

Минусы высшего образования

Высшее образование не учит созданию бизнеса. Совершенно верно. И такой задачи перед ним не стоит. Да, существуют «бизнес-школы», но это уже на совести их создателей. Ни один нормальный экономический и финансовый вуз не говорит о том, что учит создавать бизнес. О медицинских, технических, сельскохозяйственных вузах и говорить нечего. А финансовой свободы можно достичь и без своей фирмы.

Высшее образование не учит инвестированию и управлению деньгами. Тоже верно. Хотя хорошее финансовое образование уж точно этому не мешает. Баффетт с Соросом тому примеры. Лично мне финансовая и математическая подготовка очень сильно помогает в понимании некоторых аспектов инвестиций и анализе финансовых инструментов.

Стандартный набор предметов. Есть программа, ее должны изучить все студенты независимо от своих наклонностей и интересов. Верно, если вы стремитесь к красному диплому. В противном случае ничто не мешает вам нужные предметы изучать, а по «ненужным» учить необходимый минимум для сдачи экзамена и зачета.

Оторванность от практики. Зачастую лекции читают люди, которые сами знакомы с предметом по учебникам. Что касается бизнес-специальностей и финансов, зачастую так и есть. Многое зависит от вуза.

Не секрет, что популярность юридического и экономического образования привела к тому, что такие факультеты открыли вузы, весьма далекие от экономики и юриспруденции. Неудивительно, что у них нет ни кадров, ни программ, отвечающих современным требованиям.

Уж как повезет: нам курс о гражданском праве читал действующий адвокат, о страховании рассказывал актуарий, об аудите – владелец аудиторской фирмы. Есть и обратные примеры: государственное управление, макроэкономику, теорию фирмы нам читали чистые теоретики, по сути пересказывавшие учебники.

Огромные затраты времени. 4-5 лет каждый день по несколько часов. И не поспоришь. Это, наверное, самый главный недостаток «вышки». Время – ресурс ценный и невосполнимый. Лично я считаю, что высшее образование дается слишком рано. В 17-18 лет еще не сформирована личность, не определены жизненные интересы, и выбор образования является не осознанным, а под внешним давлением. Как шутят, для девушек вуз расшифровывается, как «выйти удачно замуж», а для молодых людей – «возможность увильнуть от забривания». После этого неудивительно, что выпускники считают «вышку» потерянным временем.

Самым оптимальным был бы вариант сделать высшее образование с цензом, как на МВА. Не принимать в вуз студентов со стажем меньше 3 лет по специальности. Обучение специальности – либо на работе, либо краткие курсы. Все равно, какой бы вуз не закончил студент, на серьезную должность его не возьмут, а выполнять обязанности низшего звена можно и без «вышки». Зато те, кто пойдет на высшее образование будут точно знать, зачем они его получают.

Так нужно ли высшее образование для успеха?

Я не устану повторять, что нужность любого действия или бездействия определяется целью.

Если вы хотите спасать жизни в операционной, создавать новые механизмы, открыть бозон Хиггса и определить состав темной материи – без высшего образования будет трудно. Вопреки распространенному заблуждению, что Эйнштейн был чуть ли не неучем, на самом деле у него – высшее образование по физике, полученное в лучшем швейцарском вузе.

Если ваша задача – заработать денег, то вопрос о высшем образовании более сложен. Оно может, как помочь, так и помешать. В вузе вас не научат продавать, управлять людьми, организовывать бизнес-системы. Но могут научить финансовому анализу, программированию, то есть конкретным специфическим знаниям. И чем точнее вы определите свой путь к успеху, тем яснее для вас будет ответ на вопрос: получать ли высшее образование.

Более 260 000 человек уже используют для контроля своих финансов, 55% пользователей заметно улучшают своё финансовое состояние , 25% – избавляются от долгов , 22% – достигают поставленных целей уже через год использования сервиса.

Раньше некоторые из нас были убеждены, что академические достижения в школе и институте, круглые пятерки и медали - всё это необходимое условие успешности и быстрого накопления богатства.

Что узнали ученые

В конце прошлого года ученые из Школы экономики при Университете Санс-Сериф (Миннесота, США) опубликовали интересные результаты исследования, которые перевернут с ног на голову наше представление об устройстве общества.

Комментирует Джоэль Файбер, д. э. н.: «Чрезмерная фиксация на высокой оценке свойственна людям с так называемым комплексом отличника. Для них важно получить высочайшую оценку своей деятельности в чужой системе координат. В школе или институте это приводит их к хорошей успеваемости, но когда пропадает оценивающий, такие люди теряют цель, к которой нужно стремиться».

То есть те, кто привык соответствовать чужим системам оценки, позже в жизни рискуют не выработать собственных, что приведет их к зависимости и пассивности при построении карьеры.

Само собой, когда человек обладает редкими навыками и большой ценностью для общества, он хорошо зарабатывает и обеспечивает себе финансовое благополучие. Но настоящий успех приходит только к тем, кто умеет переделывать чужие правила под себя и создавать собственную систему ценностей.

Как проходил эксперимент

В рамках эксперимента исследователи изучили доход и карьерную динамику более 80 тысяч человек по всему миру, а потом сравнили эти показатели с уровнем их успеваемости в школе и вузе. По результатам анализа оказалось, что самыми богатыми становятся не отличники и «краснодипломники», а творческие, упорные и предприимчивые люди.

Кроме того, в своей работе исследователи отмечают важность финансового планирования: «Да, креативность и настойчивость помогают в накоплении капитала. Но чтобы сохранить его, люди должны понять принципы управления деньгами. Наши данные показывают, что сохранить свои деньги могут лишь те, кто с юности владеет навыками бюджетирования и финансового планирования».

«Мы называем это финансовым интеллектом. Именно финансовый интеллект, а не высокие оценки, являются, на наш взгляд, главным признаком богатых людей».

Так что теперь нам есть над чем подумать. Может, нужно быть не самым-самым, а просто оставаться собой - живым, изобретательным и разумным? Пора перестать гнаться за оценками других, корочками и красными дипломами, а наконец-то заняться тем образованием, которое действительно пригодится в жизни?

Что может дать образование за границей

Передовые научные разработки и технологические стартапы, работа в лучших компаниях и возможность путешествовать по всему миру - образование за рубежом открывает множество новых дверей. И вот почему.

1. Высокий уровень подготовки

В США, Европе и некоторых азиатских странах работают лучшие в мире школы и вузы. Дипломы большинства российских университетов мало что скажут иностранному работодателю - в отличие от диплома Сорбонны, Кембриджа или MIT. Есть и менее известные учебные заведения с отличной репутацией: в Louisiana State University лучшие в мире курсы по финансовому аудиту и нефтяной промышленности, а в University of Massachusetts Boston - одна из топовых бизнес-школ. Некоторые предметы уже в школе можно изучать на университетском уровне. Частные школы привлекают к работе лучших преподавателей: в St. Johnsbury Academy , например, 70% учителей имеют научные степени в университетах Brown, Harvard, Dartmouth и Johns Hopkins.

2. Доступные стажировки и отличные карьерные перспективы

Образование за границей - первый шаг к построению яркой международной карьеры. Зарубежные университеты сотрудничают с ведущими мировыми компаниями: из Washington State University можно отправиться на стажировку в Boeing, Microsoft и Amazon.com, а из Goldsmiths University of London - в Yahoo! и BBC. Студенты института Les Roches получают в среднем по 3 приглашения на стажировку за семестр и после выпуска легко находят работу в лучших компаниях индустрии. Выпускники итальянского института Polimoda в 88% случаев находят работу в течение полугода после окончания вуза - и не где-нибудь, а в Dior, Cavalli и Giorgio Armani.

Занятия по робототехнике, Florida International University

3. Специальности, которым (почти) не учат в России

Бизнес-образование, гейм-дизайн и мультимедиа, альтернативная энергетика и нейробиология - в отечественных вузах эти направления пока развиты слабо или не развиты совсем. По оснащенности лабораторий и близости к переднему краю науки зарубежные университеты находятся далеко впереди наших. Например, в университете UMass Lowell , который является частью MIT, действуют уникальные научные программы по инженерному делу в сфере пластика и метеорологии, во французском L’Institut Superieur des Arts Appliques занимаются созданием мультимедиа и цифрового искусства, а студенты The University of Illinois in Chicago проводят эксперименты по биоинженерии.

4. Образование для жизни

Если в России школьники и студенты осваивают массу теоретических знаний, то в США и странах Европы действует другой подход. Здесь главная цель образования - польза, а не эрудиция, статус или диплом. Все обращают внимание не только на оценки, но и на то, как вы собираетесь применять свои знания. Студенты Hult International Business School уже во время обучения создают проекты по социально-экономическому развитию регионов - победитель конкурса получает 1 млн долларов на реализацию своих идей. А один из студентов University of Central Florida недавно основал проект Limbitless Solutions и теперь создает бионические протезы для детей-инвалидов прямо на базе университета.

5. Гибкая система выбора специальности

В старших классах американской школы ученики могут сами создавать свою учебную программу и заранее подготовиться к поступлению. Можно изучать программирование, статистику, ведение бизнеса, живопись и многое другое: у ребенка есть всё, чтобы попробовать свои силы в самых разных занятиях. Например, ученики британской Lincoln Academy проводят морские исследования, работают над цифровыми медиа и создают инженерные проекты. Даже после поступления в университет можно сменить специальность на любом годе обучения - или просто прослушать самые интересные курсы на соседних факультетах.

Образование за границей нужно не только для построения успешной карьеры. Оно учит не бояться неудач, правильно расставлять приоритеты и шире смотреть на мир.

Во-первых, чтобы рассуждать о плюсах и минусах высшего образования нужно определиться с профессией. Если мечта вашей жизни – работать на заводе, тогда на кой черт вам учиться 5 или даже больше годков? Хотя, с другой стороны, на заводах есть и хорошие должности.

Во-вторых, есть ли у вас средства для того, чтобы его получить? Конечно, существуют бюджетные места и их реально занять, но их количество ограниченно, а кроме того они есть не на всех факультетах и даже не во всех ВУЗах. Если эти два вопроса не решили вашу дилемму, тогда перейдем к тяжелой артиллерии.

Плюсы высшего образования

  • По окончанию вы станете высококвалифицированным специалистом, которые обладает багажом необходимых знаний в определенной области. Вы будете четко знать, как и что вам нужно будет делать. Будете иметь представления обо всех тонкостях своей профессии.
  • Это даст вам преимущество при приеме на работу. Потому что каждый работодатель заинтересован в том, чтобы у него работали грамотные и умные специалисты. А навыки человека с высшим образованием намного превосходят умения того, у кого есть только среднее.
  • С помощью высшего образования вы сможете получить профессию своей мечты. Ведь колледжи и техникумы готовят специалистов не по всем специальностям. А вот университеты по всем, причем в течение обучения вы сможете выбрать более узкий профиль в изучаемой области знаний.
  • За годы, проведенные в институте, вы получите незаменимый опыт. Ведь кроме теории, вы будете еще и практиковаться. А практика, как известно, работает эффективнее, чем теория.
  • Вы познакомитесь с множеством новых интересных людей, каждый из которых сможет открывать вам что-то новое, показать свой взгляд на привычные вещи, а может, за эти годы вы встретите и свою любовь.
  • Время, проведенное в университете самое веселое и беззаботное. Вы еще не взрослые, но уже и не ребенок. Вам позволительны шалости, а вот уже потом начнется взрослая жизнь, на вас ляжет груз ответственности, и после получения диплома вы уже будете полностью самостоятельной личностью. Так сделайте то, о чем вы не смогли бы рассказывать или вспоминать без смеха.

Минусы высшего образования

  • Быстро получить высшее образование не получится. Конечно, для каждого института и факультета длительность обучения разная. Но чаще всего она составляет не менее 5 лет. К тому же в некоторых специальностях после получения диплома вам еще нужно будет пройти практику или ординатуру.
  • Получать высшее образование нелегко. Для этого нужно заниматься, учить материал к сессиям, иначе вас выгонят из университета без разговоров. А если вы хотите получить красный диплом, тогда вам вообще не стоит расслабляться ни на недельку.
  • Даже если вы поступили на бюджет, вам нужно на что-то жить. Конечно, можно устроиться на неполный рабочий день. Но студентом не всех специальностей это удается. То есть еще одним минусом является материальная сторона, которой обернется учеба в институте.

Помните, что выбор за вами. Это ваша жизнь. Поэтому сравните все плюсы и минусы, а потом послушайте сердце. И на основе этого сделайте свой выбор. А затем не сомневайтесь. У вас все получиться.

Выгоды высшего образования – видео

Многие родители сталкиваются с дилеммой, когда приходит пора задуматься об образовании своих детей. Отправлять ли ребенка учиться за границу? Или пусть подольше побудет под крылышком мамы и папы? Возможно, стоит спросить самих детей? WoMo так и поступил и попросил детей наших working moms рассказать обо всех плюсах и минусах обучения за рубежом. И вот какие ответы мы получили.

Марта Билас, 25 лет

Место обучения: TASIS в Швейцарии (The American School In Switzerland), после чего получила степень бакалавра BA (Hons) Public Relations в Bournemouth University (Великобритания, Бормут) и степень магистра MA (Hons) International Business and Management в Westminster University (Великобритания)

Я уехала в школу в Швейцарии в неполных 15 лет. В школе сразу очень понравился тот факт, что тебя никто не заставляет учиться. Просто дают понять, что знания нужны исключительно тебе и создают условия и атмосферу, в которых хочется взять от процесса обучения максимум. Учителя профессиональны и дружелюбны, всегда готовы помочь тебе понять материал любой сложности, потратив на это любое количество дополнительного времени, что особенно важно для иностранных студентов с языковым барьером. Непривычен формат отношений между учителями и студентами – партнерский и равный в учебное время и дружественный, иногда даже неформальный, вне учебного процесса. Со многими преподавателями я и сейчас общаюсь как со своими друзьями.

Момент, который не нравился, связан, скорее, с разной национальной ментальностью. Многие студенты-иностранцы не хотят помогать друг другу в учебе, что для нас, воспитанников украинских школ, вообще непонятно и неприемлемо, даже после нескольких лет учебы за рубежом. Но у них таким образом проявляется конкуренция и такой индивидуализм считается абсолютно нормальным.

Жизнь студента за границей

В школе и в университете правила разные. В школе каждый студент должен был изучать английский, математику, иностранный язык, историю, одну из точных наук и один предмет из области искусства (фотографию, рисование, драматургию, историю искусства и т.д.). В университете студенты уже изучают набор предметов, который соответствует выбранной профессии. Как правило, у студентов отведено 3 часа в неделю на предмет с преподавателем — 2 часа лекций и 1 час семинара, где можно задавать вопросы и обсуждать тему с сокурсниками и 9 часов самостоятельной подготовки для максимального результата. Много проектной и групповой работы.

Кампусы и студгородки, в которых я жила или бывала у друзей, могут быть разными по размеру, но всегда очень комфортны и хорошо организованы. Обязательно снабжены и оборудованы всем необходимым для нормальной жизни: магазинчики, кафе, фудкорты, спортзал, просторные комнаты для учебы и главное место кампуса — нереальные библиотеки, где собираются студенты для работы над совместными проектами или просто интересно провести время.

Школьное образование я получала в Швейцарии, высшее — в Англии. Поскольку сам учебный процесс в школе и в университете довольно сильно отличается, то сравнивать мой личный опыт сложно. Можно, пожалуй, отметить более демократичную модель школы в Швейцарии по сравнению со школой в Англии – это из рассказов друзей, окончивших английские школы.

- Читайте также:

Сложности

Конечно же, очень тяжело быть вдали от дома, семьи и друзей в подростковом возрасте. Очень часто просто хотелось быть рядом с родителями. Жизнь в новой стране сначала тоже дается нелегко. С бытовыми проблемами, как правило, в школах не сталкиваешься, все сложности психологического плана – умение адаптироваться и коммуницировать. Просто быстро взрослеешь.

Плюсы

Знакомства и дружба с людьми с других стран — одно из самых главных и замечательных преимуществ, помимо многих других, в обучении за рубежом.

Самостоятельность и уверенность. Умение принимать решения и отвечать за них. Я могу адаптироваться в любой компании, в любом городе и в любой стране. Не могу представить, что я бы смогла приобрести эти навыки, если бы жила и училась дома.

Перспективы

Для меня мир глобален и не обременен границами. Везде рады молодым специалистам с хорошим образованием и желанием работать и развиваться, и везде есть достаточно перспектив. У меня есть опыт работы в Великобритании и, учитывая мою специальность, это хорошее место для приобретения опыта. На данный момент я пробую свои возможности в Англии, мне также очень интересно поработать в совместных с Украиной проектах и при возможности я с удовольствием буду работать Украине.

Дэн Д., 18 лет

Место обучения: Частная школа Shrewsbury (Великобритания)

Обучаться за рубеж уехал в 11 лет. Преподавание отличается тем, что отношения между студентом и педагогом намного более тесные в силу того, что классы небольшие. Да и в общем, преподаватели более профессиональны, в сравнении с украинскими учителями, которые уделяют мало внимания детям.

Жизнь студента за границей

Образование за границей очень системное, неудивительно, что британская система считается одной из лучших в мире. Обучение в частной школе отличается от государственного, так как ученики живут в домах, а это и дает им ощущение общего духа и возможность этим домом гордиться, что подкрепляется всякими спортивными и академическими соревнованиями. Что касается образования, нужно сказать, что с каждым годом изучаемые предметы становятся более профильными. Обучение приобретает индивидуальный характер, и ученикам приходится принимать ответственное решение — выбирать предметы, чтобы подготовиться к поступлению в университет.

Я учился в Москве, Киеве и Британии. В Москве подход к образованию строгий, практически советский, с одной стороны, это хорошо, так как ученикам не удается отлынивать от учебы. Тем не менее, слепое следование инструкциям бесполезно, ведь школа, пожалуй, самый первый и важный урок в жизни человека. Должен быть определенный баланс.

Сложности

За рубежом ты можешь столкнуться с финансовыми проблемами, трудностями с логистикой. Но со временем, естественно, каждый студент взрослеет, становится ответственным за свои действия, понимает, что мамы или папы, стремящихся подстелить соломку, нет рядом. И хотя жить вдали от дома непросто, это отличная возможность повзрослеть и научиться справляться со своими проблемами самостоятельно.

Плюсы

Вдали от родителей ты можешь делать все, что угодно, главное — помнить о последствиях своих действий. Планирование бюджета, путешествий, досуга, проживания — все ложится на плечи ученика или студента, но это и есть свобода действий.

Навыки, приобретенные во время обучения

За границей ты быстрее становишься взрослым, личностью. Родителей рядом нет, есть только система образования и правила поведения в школе. Каждый волен делать то, что хочет. Для каждого ученика есть масса возможностей в частной школе, помогающих определиться, чем ему нравится заниматься.

Перспективы

В Украину не вернусь ни в коем случае, так как здесь все зависит от связей, денег, определенного статуса.

В Британии на 90% соблюдается принцип меритократии. Остальные 10% зависят от меня, от тех контактов друзей, их семей, преподавателей, которые я заведу в школе, и тогда шансы открыть себе путь к успешной карьере становятся намного более реальными.

Елизавета Лапина, 16 лет

Место обучения: в восьмом классе в возрасте 13 лет училась в частной английской школе Blundell’s School. В данный момент мне 16 и я получаю BBA в EU Business School (Барселона, Испания).

Я учусь в интернациональном университете. А это означает, что у нас есть студенты чуть ли не с каждой страны мира. Это отличная возможность знакомиться с разными культурами и заводить знакомства, которые пригодятся в будущем. Мы все поддерживаем хорошие отношения, много общаемся вне занятий и даже вместе путешествуем, в том числе ездим друг к другу в гости.

Получать высшее образование в Украине я не хотела в основном по причине того, что вижу свою жизнь, связанную с бизнесом, и не хотелось бы концентрироваться только на своей стране. Кроме того, было большое желание обучаться на английском языке. Поэтому я рада, что остановила выбор на своем университете. У меня прекрасные профессора, которые также родом из различных стран. Каждый из них занимает руководящие должности в крупных компаниях, что дает нам, студентам, возможность учить не только теории, а разбирать реальные бизнес-кейсы и дискутировать с преподавателями на тему правильности принимаемых ими решений.

Жизнь студента за границей

При моем университете общежития нет, поэтому студенты живут либо в частных резиденциях (фактически студенческие отели), либо снимают собственную квартиру. Я с недавних пор отношусь ко вторым. Снимаю квартиру недалеко от университета со своей подругой. Кстати, маленький совет: если хотите расширить свой кругозор или/и выучить новый язык, снимайте квартиру с нерусскоговорящим другом. Моя соседка из Колумбии, и я уже замечаю серьезные изменения в своем испанском.

Я получаю BBA, а значит, моя система обучения сильно отличается от других специальностей. У нас обучение разбито всего на 6 семестров. То есть получить диплом можно за три или даже за два года. И да, в конце мы получаем полноценный диплом бакалавра. В каждом семестре мы изучаем по 10 предметов. Прослушал – сдал экзамен – закрыл предмет. Все очень просто. За 6 семестров успеваешь пройти все важные для твоего бизнес-будущего предметы. Обычно профессора любят задавать проекты на дом. Это могут быть презентации, видеоролики, эссе, решение бизнес-кейсов. Но никто никогда не скажет читать несколько глав учебника. Если нам интересно внеклассное чтение – у нас есть прекрасная онлайн-библиотека.

Мне тяжело сравнивать обучение в Англии и Испании, так как в одной я получала среднее, а в другой высшее образование. Конечно, жизнь в общежитии в типичной английской частной школе, в четырех часах езды от Лондона, сильно отличается от жизни в собственной квартире в центре Барселоны. Англия – это был интересный опыт.

Навыки, приобретенные во время обучения

Я поехала с минимальным знанием английского языка в самую английскую часть Британии. Абсолютно без русскоговорящих детей и взрослых. Всего за год мой уровень английского вырос от «я могу сказать как меня зовут» до «вы даже не поймете, что я из Украины». И также, несомненно, год жизни без родителей научил меня самостоятельности, которая мне очень помогает в данный момент. В Барселону я поехала уже с полным пониманием того, что обратно в отчий дом я возвращаться не буду. Немного странно жить самостоятельно несколько лет, получить высшее образование, а потом снова жить со своими родителями.

Мне кажется, что инвестиции в будущее своего ребенка должны заканчиваться на оплате его обучения. Ведь весь смысл высшего образования – это дать тебе минимальные знания для начала построения своей карьеры. И если делать все правильно, начать этот путь возможно уже на первом курсе. Тогда финансовая независимость от родителей будет ожидать тебя сразу после получения диплома .

Сложности

Для меня переход в самостоятельную жизнь не составляет пока никакого труда. Я сразу нашла соседку по квартире, чтобы снизить расходы на проживание, научилась разбираться со своими финансами и совмещать учебу с личной жизнью. Вообще, я этот переходной этап нахожу очень интересным, потому что по пути ты учишь много чего нового. Например, разбираться со счетами по квартире. В школе такому не учат, поэтому обучаешься на опыте проб и ошибок. Отключат там тебе что-то или штраф выставят за запоздалую оплату. Или еще интересно свой аккаунт в банке открывать или идентификационный номер получать. Ну вот нигде такому не научишься, пока не уедешь от родителей.

Плюсы

Обучение за границей – это вообще один всецелый плюс, особенно при моей специальности. Но самое главное преимущество для меня – это, безусловно, знакомства. Больше всего ты как раз узнаешь не от профессоров, а от своих же одногруппников, которые во время лекций делятся своим личным опытом. Каждый студент – это человек со своей уникальной историей. Чем больше друзей ты заводишь во время обучения, тем больше таких историй слышишь — об их опыте работы, путешествиях, культуре. Взгляды на многие вещи начинают меняться, так как только в интернациональном университете впервые понимаешь, насколько же большой мир и сколько возможностей он дает.

Перспективы

Я очень люблю Украину. Считаю, что я живу в самой красивой стране мира и всячески пропагандирую ее в своем университете. Мне кажется, что украинские студенты недооценивают возможности, которые сейчас есть в нашей стране. Сейчас самое время для нас обучиться знаниям мировых специалистов и привезти эти знания домой, чтобы начать строить Украину по-новому. Я не собираюсь утверждать, что сразу после получения диплома вернусь обратно. Но точно могу сказать, что всегда буду позиционировать себя как украинского специалиста, в какой бы точке мира я ни находилась.