Как появляются листья на деревьях. Момент пробуждения: как раскрываются почки у разных деревьев. Как осенью меняют цвет листья разных деревьев и кустарников

Как появляются листья на деревьях. Момент пробуждения: как раскрываются почки у разных деревьев. Как осенью меняют цвет листья разных деревьев и кустарников
Как появляются листья на деревьях. Момент пробуждения: как раскрываются почки у разных деревьев. Как осенью меняют цвет листья разных деревьев и кустарников

Цветение европейского кизила

После наскучившей зимы с ее гололедом ранние весенние растения вызывают необыкновенное чувство приподнятости, радуя взгляд своими красками.

Невозможно без удивления отмечать их быстрый рост и развитие. Особенно это относится к цветку. У некоторых, наиболее раннецветущих растений он появляется раньше листьев, например у мать-и-мачехи. У других - цветок распускается почти одновременно с листьями, как у ветрениц и медуницы.
Для быстрого роста и развития травянистые растения, у которых нет надземных зимующих частей, должны иметь в почве заранее заготовленный в достаточном количестве запас органических веществ в корнях, клубнях и луковицах.

Первыми появляются цветы и у деревьев. И это всегда подобно чуду. Но здесь другая разгадка.



Камелия японская

Если деревья ветроопыляемые (берёза, лещина, верба..), то сначала появляются цветы - серёжки, а потом уже листья. Иначе листва будет мешать переносу пыльцы ветром от дерева к дереву.
Цветение декоративных древесных пород - это не просто яркое дополнение к их внешнему виду, это их неповторимый облик. А если цветущих древесных растений много и они сменяют друг друга - то это незабываемая картина. Цветы на деревьях всегда впечатляют больше, чем на клумбе.


Особенно прекрасны цветущие древесные растения на Черноморском побережье Кавказа, где они придают южный колорит паркам, садам, скверам и бульварам.

Красивоцветущие древесные растения зацветают там уже в феврале: жимолость душистая, дафна душистая, камелия японская.


Основное цветение ранневесенне-цветущих пород происходит в марте. На совершенно голых веточках распускаются несказанной красоты бутоны магнолии, жасмина голоцветкового, европейского кизила и эрики средиземноморской.


Магнолия





Жасмин голоцветковый


Мать-и-мачеха


Уланова Л. А., Иордан С. О. Методические рекомендации по организации и проведению прогулок для детей 3-7 лет.

Цель - повторить названия деревьев. Обсудить строение дерева (ствол, ветки, листья).

Ход прогулки

Наблюдение: Обратить внимание на то, что после зимнего сна оживает каждое дерево. Весенние соки поднимаются вверх по стволу к сучьям, наполняют собой почки, а они надуваются, разбухают, вот-вот готовые лопнуть. Рассмотреть почки на ветках: у тополя они длинные, клейкие, душистые, а у березы - круглые, мелкие. Рассмотреть вблизи появившиеся листочки. На березе - сморщенные, клейкие, гармошечкой, темно-зеленые. На тополе - блестящие, клейкие, темнозеленые. Рассматривая почки с детьми старших групп, объяснить, что одни деревья просыпаются раньше, другие - позже. Рассказать о целебных свойствах березовых и сосновых почек. Потрогать листочки, найти сходство и отличие. Наблюдать за ростом листочков. Наблюдать за посадкой деревьев и кустарников, перекопкой земли. Объяснить, зачем это делается.

Стихи по теме:

Шумливые теплые ветры
Весну на поля принесли.
Сережки пушатся на вербе,
Мохнатые, точно шмели.
Я.Аким

Уж тает снег, бегут ручьи,
В окно повеяло весною...
Засвищут скоро соловьи,
И лес оденется листвою.
А. Плещеев

Чуть солнце пригрело откосы
И стало в лесу потеплей,
Береза зеленые косы
Развесила с тонких ветвей.
В. Рождественский

Выбрались из почек
Первые листочки,
Радуются солнцу,
Не поймут со сна:
- Неужели это...
Неужели лето?
- Нет, еще не лето,
Но уже - весна!
В. Данько

Вчера крьоковник весь светился -
Он был корявый и смешной.
А нынче сразу распустился,
Стоит под зеленью сплошной.
Е. Благинина

Загадки

Я раскрываю почки
В зеленые листочки,
Деревья одеваю,
Посевы поливаю.
Движения полна,
Зовут меня... {весна).

Стоят столбы белы,
На них шапки зелены.
{Береза)

Матушкой-весной я в платье цветном,
Мачехой-зимой - в саване одном.
(Черемуха)

Над водой
Стоит с красной бородой.
{Калина)

Пословица

Май лес наряжает, лето в гости ожидает.

Дидактические игры

"Рассмотри и опиши" - дети рассматривают и описывают предложенные воспитателем растения. Цель - закрепить знания детей об изменениях в природе весной. Научить наблюдать за природой, видеть красоту пейзажа. Воспитать бережное отношение к природе.

"Какой листок" - дети описывают предложенный воспитателем лист дерева. Цель - употребить в речи относительные прилагательные.

Упражнения на развитие мелкой моторики рук

Выложить листики из камней.
Скрепляя листья веточкой, изготовить пояс или веночек, шапочку.

Труд и индивидуальные физические упражнения

Очистить землю от старой листвы. Посадить дерево или кустарник.
Допрыгни до листика (прыжки в высоту).

Подвижные игры

"Зевака". Цель - развить внимание, упражняться в бросании и ловле мяча. Ход игры: Дети встают в круг и начинают перебрасывать мяч, называя по имени того, кто должен ловить. Тот, кто уронит мяч, встает в круг и по заданию детей выполняет 2-3 упражнения с мячом.

"Охотник". Цель - упражняться в бросании и метании мяча. Ход игры. Одного выбирают "охотником", все остальные - "дичь". "Охотник" играет в мяч, остальные в этом время ходят по площадке. После 3-4 упражнений он кричит: "Дичь!" Все останавливаются, и он со своего места пятнает кого-то из детей. Запятнанный становится помощником охотника. Игра продолжается пока не появится определенное количество помощников (3-5 чел.).

Невзирая на кажущийся хаос и беспорядочность, у большинства растений листья располагаются на стеблях и ветвях настолько правильно, что можно установить касательно их расположения общие правила.

При поверхностном наблюдении кажется, будто чаще всего листья расположены без всякого порядка, что они разбросаны, как говорится и до сих пор в большей части описательных сочинений (folia sparsa). Только у тех растений, у которых каждый стеблевой узел несет больше одного листа, правильность листорасположения бросается в глаза и давно замечена. Если листья сидят попарно и один против другого, то про них справедливо выражаются, что они противоположные, или супротивные (folia opposita).

При этом бывает почти всегда, что листовые пары между собой чередуются - тогда листья ближайших пар приходятся друг к другу накрест, листья третьей пары, считая снизу, приходятся прямо над листьями первой пары, листья 4-й над листьями 2-й и т. д. Для обозначения этого обстоятельства употребляется выражение накрест сидящие (f. f. decussata). Так бывает, напр., у наших кленов, у сирени, у всех губоцветных (мята, шалфей и пр.). Вместо двух листьев на одном узле бывает 3 листа, напр. у олеандра, и тогда ближайшие листья таких тройных колец или кружков тоже между собою чередуются; известны и такие растения, у которых на каждом узле бывает 4, 6, 10 и даже больше листьев (многие мареновые, Hippuris и пр.).

Но и в этих случаях листья ближайших кружков чередуются. Такие листья можно называть кольчаторасположенными, или кольчатыми (f. f. verticillata). Парные и противоположные, очевидно, относятся сюда же, только число листьев в их кружках доведено до наименьшего. Если на стеблях с кольчаторасположенными листьями мысленно соединить все листья, друг над другом сидящие, то получится несколько вертикальных и параллельных между собою линий, которые называются ортостихами. Число таких ортостих будет, очевидно, вдвое больше числа листьев в данном кружке. Правильность, отсюда происходящая, до того ясна, что, напр., у растений с противоположными листьями, особенно, если листьев много, их четыре ортостиха видны при первом взгляде. Разбросанные листья представляют правильность другого рода. Стебли и ветви с такими листьями производят по одному листу на каждом узле.

Если мы, начиная от любого листа, напр. от самого нижнего, проведем мысленно линию к ближайшему листу, а от второго опять к ближайшему и т. д. до конца, то линия эта окажется винтовою, а на горизонтальной проекции спиральною. Поэтому и самое Л. называется спиральным, листья - спиральнорасположенными (f. f. spiraliter posita).

При этом оказывается следующее. Идя по спирали, напр. кверху от данного листа, мы доходим до такого, который приходится над первым (с которого начали). У одних растений, как у липы, этот лист всегда 3-й, над 2-м приходится 4-й, над 3-м 5-й и т. д.; у других, как у ольхи, над 1-м приходится 4-й, над 2-м - 5-й и т. д.; у третьих, напр. у осины, над 1-м приходится 6-й, над 2-м - 7-й и т. д. Если провести вертикальные линии через все взаимно прикрывающиеся листья, то число их будет равно числу листьев, расположенных между двумя взаимно прикрывающимися листьями: у липы 2-м, у ольхи - 3-м, у осины - 5.

Если измерить горизонтальное расстояние между ортостихами, то оно окажется постоянным у каждого растения и будет равно отрезку спирали, соединяющему 2 взаимно прикрывающиеся листа. Отрезок этот называется полным циклом листорасположения. У одних растений (липа, ольха) он совершает один оборот вокруг стебля, у других (осина, тополь, яблоня) совершает 2 оборота, у третьих (Carduus) - 3 оборота и т. д. Расстояние это, измеряемое дугой и соответствующим ей углом, между двумя ближайшими листьями называется расхождением (divergentia) листьев, а угол, измеряющий величину расхождения, - углом расхождения (angulus divergentiae).

Ясно, что этот угол зависит от числа оборотов в полном цикле и от числа листьев, расположенных по линии полного цикла. Если оборот один, т. е. один круг, а листьев в цикле 2, то для отыскания угла расхождения требуется разделить круг надвое, получится угол расхождения в 1/2, где 1 означает число оборотов в цикле, а 2 - число расположенных на нем листьев; если число листьев 3, то круг делится на 3, получается расхождение в 1/3, если число оборотов 2 (т. е. 2 круга), а листьев 5, то эти 2 круга следует, очевидно, разделить на 5, получится расхождение в 2/5, где 2 означает опять число оборотов, а 5 - число листьев цикла.

Исследуя множество растений, найдено, что в природе имеются весьма различные расхождения, но чаще всего в природе попадаются следующие: 1/2, 1/3, 2/5, 3/8, 5/13, 8/21 и т. д., но из них самые распространенные первые три. Каждая из этих дробей, означая расхождение, вместе с тем, очевидно, означает и самое Л., указывая в знаменателе на число листьев в цикле и на число вертикальных рядов (ортостих), ими образуемых, а в числителе - число оборотов спирали в полном цикле.

Поэтому каждое листорасположение может означаться числом листовых рядов, или ортостих: они называются двурядными (1/2), трехрядными (1/3) и т. д. В природе, однако же, кроме тех дивергенций, что указаны в вышеприведенном ряде дробей, называемом главным, так как он гораздо чаще других попадается, имеются и другие ряды, напр. 1/3, 1/4, 2/7 и т. д. или 1/4, 1/5, 2/9 и т. д. Во всех этих рядах расхождений замечается, что каждая последующая дробь получается с помощью сложения числителей и знаменателей двух предыдущих, что, впрочем, не указывает на какую-либо законность в самой природе растений.

Для наглядного представления Л. удобно представлять их на горизонтальной проекции, получаемой при мысленном проведении вертикалей из точек прикрепления листьев при вертикальном положении самого лиственного стебля. Точки пересечения вертикалей (перпендикуляров) с горизонтальною плоскостью, очевидно, расположатся так же, как расположены листья на стебле. Вместо точек чертят обыкновенно дуги, означающие листья (их поперечный разрез), утолщая дуги в тех местах, где на проекции получились точки, т. е. на середине каждой дуги. Такой чертеж представляет собою план листвоносного побега, так как в середине его чертится круг, означающий поперечный разрез самого стебля. План этот есть диаграмма листоносного побега. На диаграммах очевидно число листьев цикла, их взаимное расположение и угол расхождения.

Они употребляются больше всего при изучении соцветий и цветов. Правильность расположения листьев, хотя и наблюдается у большинства растений, но известны исключения, т. е. такие растения, у которых расхождение не постоянно. Кроме того, расхождение нередко меняется при переходе от главного стебля к ветвям, что, впрочем, совершается всегда на один и тот же лад. Необходимо еще заметить, что у многих растений ряды взаимно прикрывающихся листьев, хотя и остаются параллельными, но представляются не вертикальными, а кривыми. В каждом многочленном Л. можно всегда открыть, кроме той главной винтовой линии, или спирали, которая проходит через все листья побега, еще второстепенные, более крутые спирали, направляющиеся в 2 противоположные стороны.

Эти второстепенные спирали называются парастихами. Парастихи одного направления, вместе взятые, захватывают, очевидно, также все листья побега, но каждая из них лишь известную их часть, а именно 1/2 всех листьев, если одноименных парастих 2, одну треть - если их три и т. д., что уже следует из того обстоятельства, что они параллельны и захватывают все листья побега. Если главная спираль очень полога и ее незаметно, как то бывает на побегах с весьма многочисленными Л., то парастихами пользуются для открытия главной спирали. Для этого нужно перенумеровать все листья на парастихах того и другого направления, начиная от любого, наблюдая при том, чтобы между номерами была разность, равная числу парастих.

После перенумерования всех парастих главная спираль оказывается сама собой. Правильность в расположении листьев, открываемая и изображаемая помощью выше представленного способа, находится в ближайшей связи с развитием и внутренним строением растений, она также соответствует необходимости приспособления растений к окружающим условиям, но физиологического объяснения тут еще не найдено.

Исследования Негели, Гофмейстера и Швенденера показали, что во многих случаях Л. в начале развития побега, когда листья имеют вид маленьких бугорков, иное, чем по окончании развития. Последний из названных ученых показал также, что вследствие более медленного роста несущего листья побега по сравнению с ростом самих листьев листья претерпевают взаимное давление, смещаются по определенным направлениям и меняют свое положение, располагаясь по известной формуле окончательно только при завершении своего развития.

Эти исследования, объясняя еще и прежде замеченное различие между расположением листьев в начале и в конце, не дают, однако же, полного механического объяснения, так как во многих случаях, напр. на побегах с противоположными листьями, листья эти располагаются с самого начала так же, как они расположены в конце. Основательным изучением и самою формуляцией Л. наука обязана всего более Александру Брауну, Шимперу и братьям Браве.

Литература. A. Braun, "Vergleichende Untersuchung ueber die Ordnung der Schuppen an der Tannenzapfen" ("Abhandlungen der Leopoldinisch-K arolinischen Akademie", т. 14); L. F. et A. Bravais, "Essai sur la disposition des feuilles curvis érié es" ("An. d. sc. nat.", 1837, т. 7); они же, "Essai sur la disposition des feuilles rectis érié es" ("An. des sc. nat.", 1838); С. Schimper, "Ueber die M öeglichkeit eines Wissenschaftlichen Verstä ndnisses der Blatt-Stellung, mitgetheilt von A. Braun" ("Flora", 1835, №№ 10, 11 и 12); Simon Schwendener, "Mechanische Theorie der Blattstellungen" (Лпц., 1878).

Весной родителей обыкновенно посещает желание сделать из детей юных натуралистов. Все соблазны налицо: птички щебечут, трава колосится, всё цветет. Именно весной лучше всего изучать окружающий мир, что называется, в натуре, а не через экран.

Однако прежде, чем дарить ребенку радость от наблюдения за ростками, спросите себя честно, а сами-то вы знаете, как отличить лист черемухи от листа смородины? Нет? Тогда давайте тренироваться.

У черёмухи листья широкие и тонкие, такие бывают у тенелюбивых растений. Верхняя часть листочка матовая, немного морщинистая, а нижняя часть сизоватая. Есть и заостренный кончик, и зубчатые края, если хорошенько присмотреться видны буро-красные железки.

Растения с мясистыми листьями, с волосками или очень узкими листьями, как у облепихи , лучше противостоят высоким температурам и потере воды.

Кстати, научное название облепихи с греческого переводится, как «блеск для лошадей» – у питавшихся листьями растения животных шкура приобретала атласный отлив.

«Зубастые» листья смородины не спутать с другими. Появляются они в конце апреля - начале мая. У чёрной смородины каждый зубец листочка к тому же оканчивается белым кончиком, так сказать «коготком», а сам лист насыщенно зелёного цвета. Кстати, немногие знают, что смородиновые листья содержат больше витамина С, чем сами ягодки.

Теперь самое время понаблюдать, как зарождается жизнь в саду после долгой зимы: как появляются почки на деревьях, а потом из них распускаются листья. Расскажите, почему у каждого дерева или кустика на вашем участке разные листочки.

Когда с полевыми исследованиями будет покончено, можно и обобщать. Рассказать, как окружающие условия меняют форму листочка и растение в целом. Например, в сухом и солнечном месте листья вырастают небольшие и жесткие, например, как у абрикоса.

Ильинов Дмитрий

В ходе теоретического исследования гипотеза о том, что листья деревьев – это «живые заводы» по производству еды, подтвердилась. Образующиеся в них питательные вещества дают деревьям силы для роста. Осенью происходит листопад, во время которого дерево избавляется от избытка минеральных солей, которые накапливаются в листьях в течение всего лета, и спасает себя от потери влаги.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение

средняя общеобразовательная школа №11

НАУЧНОЕ ОБЩЕСТВО УЧАЩИХСЯ «РОДНИК»

Название секции: естественно - научная

Исследовательская работа

Тема: «Зачем деревьям листья?»

Ильинов Дмитрий, 1 «Б» класс

Руководитель работы:

Игнатьева Татьяна Валерьевна,

Учитель начальных классов

г. Белогорск, 2012 г.

Введение…………………………………………………………………………….3

1.1. Роль листьев в жизни дерева……………………………………………..…..4

1.2. Почему желтеют листья?..................................................................................5

1.3. Почему опадают листья?..................................................................................6

Заключение………………………………………………………………………….8

Список литературы

Приложения

Введение

«Летом вырастают, осенью – опадают». Когда мне прочитали эту загадку, я сразу догадался, что речь идёт о листьях лиственных деревьев. Тогда мне стало интересно, почему весной листья на деревьях появляются, и всё лето мы любуемся их красотой, а осенью деревья теряют их. С чем это связано? Зачем деревьям листья?

Цель: узнать, зачем деревьям нужны листья и почему осенью они опадают.

Задачи: - познакомиться с ролью листьев для дерева,

Определить этапы жизни листьев,

Выяснить причину листопада.

Объект исследования: листья деревьев.

Предмет исследования: жизненный цикл листьев деревьев.

Методы исследования:

Подумать самостоятельно;

Изучить литературу по теме исследования;

Спросить у других людей;

Обратиться к компьютеру, посмотреть в глобальной компьютерной сети Интернет;

Понаблюдать.

Гипотеза: предположим, что листья придают дереву силы для роста.

Жизненный цикл листьев дерева

  1. Роль листьев в жизни дерева

Проявление жизни деревьев я наблюдал уже в апреле, когда начинали

набухать почки на берёзе, осине и других лиственных деревьях. Потом, в мае

почки лопались и на дереве появлялись клейкие листочки. Они так быстро расправлялись и росли, что в июне моя берёзка, за которой я часто наблюдал, красовались в нежно-зеленом наряде (приложение 5) . Только зачем деревьям листья?

В книжке для любознательных я нашел ответ.

Оказывается, что всё очень просто – листья деревьев вырабатывают сок, который называется живицей или сахарозой. Этот сок питает само дерево и участвует в созревании плодов. Живица производится при помощи содержащегося в листьях зелёного клейкого вещества, хлорофилла. Поступая во все части растения, она питает его и даёт силы для роста (4).

Интересный факт.

Гусеницам очень нравится сок свежих растений, вот почему они с таким удовольствием едят листья (4).

  1. Почему желтеют листья?

Всё лето деревья радуют нас своей зеленью. Поэты и писатели воспевают в своих произведениях красоту русской березки, изящность молодой рябинки, грациозную хрупкость осины (приложение 2). Любование красотой деревьев, изменчивостью их нарядов нашло отражение и в устном народном творчестве, в частности в загадках (приложение 1).

Хлорофилл, содержащийся в листьях, окрашивает их в зелёный цвет. Кроме зелёного хлорофилла в листьях есть и другие вещества (пигменты) жёлтого и красного цвета, но их очень мало (3.3.). Когда осенью образование хлорофилла прекращается, то основным «красителем» листьев становятся только пигменты и поэтому листья меняют цвет – желтеют или краснеют (2) .

Осенний наряд лиственных деревьев вдохновляет на творчество писателей, поэтов (приложение 2). Мне тоже нравится золотая осень: я нарисовал свою березку в пёстром наряде (приложение 3).

1.3. Почему опадают листья?

К осени листья накапливают много полезных и вредных веществ. Полезные вещества дерево забирает, а от вредных избавляется, сбрасывая листву. Так начинается листопад (3.1).

Оказывается, листья вырабатывают питательные вещества только при солнечном свете, забирая из воздуха углекислый газ, а из земли по корневой системе дерева воду. При этом в листве происходит химический процесс (фотосинтез), во время которого листья вырабатывают кислород, очень необходимый всем живущим на Земле (1). Именно поэтому деревья называют «лёгкими планеты» (2).

Если бы деревья не сбрасывали на зиму листья, они бы погибали. Существует несколько причин:

Причина первая. Листья дерева в своей совокупности имеют очень большую площадь, и со всей этой площади интенсивно испаряется вода. Летом дерево способно возместить потери влаги, извлекая воду из почвы. Но с похолоданием извлечение холодной воды из почвы сильно уменьшается; зимой же из промерзшей почвы извлечь влагу и вовсе затруднительно. Деревья с лиственным покровом зимой погибли бы от недостатка влаги, то есть высыхали бы (3.4).

Причина вторая . Вы обращали внимание, что после сильных снегопадов ветви деревьев сильно склоняются к земле под тяжестью снега? Некоторые ветки от этого даже ломаются. Если бы листья зимой оставались на деревьях, то на ветвях задерживалось бы гораздо больше снега, так как листовая поверхность, как мы сказали выше, велика. Таким образом, сбрасывая листья осенью, деревья защищают себя от механических повреждений под напором снега (3.4).

Причина третья . Во время листопада дерево избавляется от избытка минеральных солей, которые накапливаются в листьях в течение всего лета. Лист усиленно испаряет воду. На смену этой испаренной воде в него постоянно поступает новая, которая засасывается корнями из почвы. Но в воде, которую корни получают из почвы, растворены различные соли. Таким образом, листья получают не чистую воду, а солевые растворы. Часть солей используется растением для питания, а остальные соли откладываются в клетках листьев. Чем больше влаги испаряет лист, тем сильнее он минерализуется к осени. В итоге к осени листья накапливают много солей, становятся как бы минерализованными. Избыток минеральных солей нарушает нормальную работу листьев. Поэтому сбрасывание старых листьев является необходимым условием для поддержания нормальной жизнедеятельности растения (3.1).

Деревья, у которых осенью опадают листья, называются лиственными, или листопадными. У вечнозелёных хвойных растений иголки – это тоже листья, но они небольшие и жесткие, и спокойно переживают зиму (2)

Интересный факт. Вечнозелёные растения тоже теряют листья, но не все сразу, а постепенно (4).

После листопада, я обратил внимание на то, что у моей березки на голых ветвях видны небольшие, но тугие маленькие почки, из которых весной распустятся новые листья (приложение 4).

Таким образом, сбрасывание листьев помогает дереву сэкономить энергию, поскольку зимой солнечного света очень мало для фотосинтеза в листьях. Осенью деревья переходят в состояние покоя. Движение воды и питательных веществ по сосудам внутри деревьев прекращается, в результате листья засыхают и опадают (2).

8 Заключение

Теперь я знаю, что листья деревьев – это «живые заводы» (4) по производству еды. Образующиеся в них питательные вещества дают деревьям силы для роста. Осенью происходит листопад, во время которого дерево избавляется от избытка минеральных солей, которые накапливаются в листьях в течение всего лета, и спасает себя от потери влаги.

Таким образом, моя гипотеза подтвердилась – листья действительно производят органические вещества для питания дерева в ходе процесса фотосинтеза.

Список литературы

  1. Большая энциклопедия школьника/ пер. с франц. Богатыревой Е., Земцовой Т., Лебедевой Н. – М.: ООО «Издательство «Астель»: ООО «Издательство АСТ», 2003, с. 711;
  2. Большая энциклопедия эрудита, - М: Махаон, 2004, с. 487;
  3. Глобальная компьютерная сеть Интернет:

3.1. www.razumniki.ru/stihi_pro_derevya.html;

3.2. www.playroom/content/view;

3.3. www.razvitierebenka.com ;

3.4. http://images.yandex.ru/yandsearch?

4. Отчего и почему/ энциклопедия для любознательных под ред. Покидаевой Т., Фроловой Т., - М.: Махаон, 2007, с. 255 ;