Отделение мто. Материально-техническое обеспечение. Оперативная работа по МТО

Отделение мто. Материально-техническое обеспечение. Оперативная работа по МТО
Отделение мто. Материально-техническое обеспечение. Оперативная работа по МТО

УТВЕРЖДАЮ
Генеральный директор
ПАО «Компания»
____________ П.П. Петров

«___»___________ г.

Положение
об отделе материально-технического снабжения и комплектации

1 Общие положения

1.1. Полное наименование — отдел материально- технического снабжения и комплектации, сокращенное — ОМТСиК.

1.2. Отдел материально- технического снабжения и комплектации (далее ОМТС и К) является самостоятельным структурным подразделением ОАО «Компания» (далее предприятие). Отдел создается и ликвидируется приказом генерального директора предприятия.

1.3. ОМТСиК подчиняется непосредственно коммерческому директору.

1.4. ОМТСиК возглавляет начальник, назначаемый на должность приказом генерального директора предприятия по представлению коммерческого директора.

1.5. В ходе осуществления закрепленных за отделом функций он взаимодействует с другими структурными подразделениями предприятия:

1.5.1. Производственными подразделениями
1.5.2. Планово-экономическим отделом
1.5.3. Бюро производственного заказа
1.5.4.Финансовым отделом
1.5.5 . Отделом технического контроля
1.5.6. Конструкторско-технологическим отделом
1.5.7. Транспортно-складским управлением
1.5.8. С цехами
1.5.9. Бухгалтерией
1.5.10. Отделом кадров
1.5.11. Юридическим отделом
1.5.12. Отделом промышленной безопасности и охраны окружающей среды.

1.6. В своей деятельности отдел руководствуется:

— Действующим законодательством РФ;
— Приказами и распоряжениями генерального и коммерческого директоров;
— Уставом предприятия;
— Политикой предприятия в области качества;
— Руководством по качеству;
— Настоящим положением;
— Документацией системы менеджмента качества предприятия;
— Правилами внутреннего трудового распорядка.

2 ЦЕЛИ

2.1 Организация своевременного обеспечения предприятия всеми необходимыми для производства материалами и комплектующими изделиями требуемого качества.

2.2 Формирование оптимальных размеров производственных запасов, снижение затрат, связанных с приобретением и доставкой.

3 ВНУТРЕННЯЯ СТРУКТУРА

3.1 Структуру и штатную численность отдела утверждает генеральный директор предприятия, исходя из условий и особенностей деятельности предприятия по представлению начальника ОМТСиК.

3.2 Начальник ОМТСиК имеет одного заместителя.

3.3 Обязанности заместителя и начальников бюро определяются начальником ОМТСиК.

3.4 Заместитель, начальники бюро ОМТСиК, другие работники отдела назначаются на должности и освобождаются от должностей приказом генерального директора предприятия по представлению начальника ОМТСиК.

3.5 Отдел материально-технического снабжения имеет в своем составе бюро:

— планово — нормативное;
— металлов;
— химикатов, лакокрасочных изделий, кабельной продукции, эмальпроводов и изоляции;
— комплектации и вспомогательных материалов;
— покупного инструмента.

3.6 Заместитель начальника ОМТСиК подчиняется начальнику ОМТСиК.

3.7 Начальники бюро подчиняются начальнику ОМТСиК и заместителю начальника ОМТСиК.

3.8 Распределение обязанностей между сотрудниками подразделений (бюро) производится начальниками бюро.

4 Функции и задачи

4.1 Участие в реализации Политики предприятия в области качества.

4.2. Определение потребности в материальных ресурсах (сырье, материалах, полуфабрикатах, комплектующих изделиях, топливе и др.).

4.3 Определение источников покрытия потребности в материальных ресурсах (выбор поставщиков, их оценка.)

4.4 Подготовка, анализ договоров с поставщиками до их заключения, согласование условий, сроков поставок, требований к качеству поставляемых материальных ресурсов.

4.5 Постоянный контроль за своевременным выполнением поставщиками своих обязательств по договорам.

4.6 Подготовка данных для предъявления претензий к поставщикам при нарушении ими договорных обязательств.

4.7 Осуществление контроля за состоянием запасов материалов, сырья, полуфабрикатов и комплектующих изделий, обеспечение бесперебойной работы предприятия своевременным завозом материалов на склад предприятия.

4.8 Осуществление контроля над отпуском материальных ресурсов со складов ТСУ и их расходованием в подразделениях предприятия по прямому назначению.

4.9. Принимать участие в разработке и внедрении мероприятий по повышению эффективности использования материальных ресурсов (снижение затрат, связанных с транспортировкой, заменой дорогостоящих материалов на дешевые, использование вторичного сырья, реализация излишних ресурсов и др.).

4.10 Принимать участие в разработке проектов планов материально-технического обеспечения производственной программы, ремонтно-эксплуатационных нужд предприятия и его подразделений.

4.11 Принимать участие в разработке, функционировании и совершенствовании системы менеджмента качества (в соответствии с компетенцией отдела) предприятия.

4.12. Принимать участие в разработке и реализации корректирующих и предупреждающих действий (в соответствии с компетенцией отдела).

5 ПРАВА

5.1. Представительствовать от ОАО «Компания» в других организациях по вопросам приобретения материальных ресурсов.

5.2. Вести переписку, переговоры с поставщиками и оформлять договора на поставку материальных ресурсов за подписью ген. директора или иного лица, имеющего право подписи.

5.3. Требовать и получать от всех структурных подразделений предприятия сведения, необходимые для выполнения возложенных на отдел задач.

5.4. Привлекать специалистов структурных подразделений предприятия, экспертов сторонних организаций для участия в рассмотрении и выполнении работ по вопросам, входящим в компетенцию отдела.

6 ВЗАИМООТНОШЕНИЯ С ДРУГИМИ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯМИ

В ходе выполнения функций и задач, отдел материально-технического
снабжения взаимодействует:

6.1. С производственными подразделениями по вопросам:

6.1.1 получения:

— заявок на материально-технические ресурсы;
— копий актов о несоответствиях, оформленных в установленном порядке;
— сведений об остатках сырья, материалов, комплектующих в кладовых подразделения;
-сведений о затруднениях, связанных с недостаточным обеспечением материалами, комплектующими.

6.1.2 предоставления:

— Требований — накладных на отпуск материально-технических ресурсов;
— сведений о наличии материально-технических ресурсов на складах сырья и материалов;
-сведения о сроках поступления материалов, комплектующих;
-сведения об изменении сроков завоза материалов;

6.2. С планово-экономическим отделом по вопросам:

6.2.1. Получения:
— годовых, квартальных планов производства;

6.2.2. Предоставления:
— информацию о ценах на сырьё и материалы.

6.3. С бюро планирования производства по вопросам

6.3.1 Получения:
-месячных производственных заданий, их изменений, дополнений;

6.3.2. Предоставления:
— данных о наличии материалов на складах, сроках поступления, сведений
об изменениях сроков завоза;

6.4. С финансовым отделом по вопросам

6.4.1. Получения:

— месячной планируемой сметы оплат сырья, материалов,
комплектующих (бюджет);
— данных о фактическом исполнении бюджета.

6.4.2. Предоставления:

— данных для планирования месячной сметы оплат сырья, материалов,
комплектующих (бюджет);
— информации о ценах на сырье, материалы, комплектующие изделия;
— сведения об исполнении заявок на приобретение материалов.
— -счетов и служебных записок на оплату;

6.5. С конструкторско-технологическим отделом:

6.5.1. Получения:

— копий актов на материалы, не прошедшие входной контроль;
— консультации по вопросам СМК;
— документации СМК;
— заключений по внешним и внутренним проверкам СМК.

6.5.2. Предоставления:

— сведений об условиях поставки материалов;
— планов корректирующих мероприятий «отчетов о выполнении
мероприятий по устранению несоответствий в системе менеджмента
качества, вновь разработанную документацию СМК;
— документов, необходимых для составления рекламаций.

6.6. С отделом технического сопровождения по вопросам:

6.6.1 Получения:

— норм расходования материалов и извещений об изменениях норм
расхода;
— разрешений на использование в производстве материалов с
отклонениями по качеству;
— сведений о материалах, необходимых для запуска в производство
новых изделий;
— сведений о взаимозаменяемости материалов.

6.6.2. Предоставления:

— сведений об объемах и сроках отгрузки материалов.

6.7. С транспортно-складским управлением (ТСУ) по вопросам:

6.7.1. Получения:

— информации о поступлении; движении, наличии материалов на складах;
— заявок на приобретение материалов.

6.7.2. Предоставления:

— информации об отгруженных материалах;
— заявок на транспортные средства для завоза материалов;
— данных для розыска грузов по железной дороге.

6.8. С цехами по вопросам

6.8.1. Получения:
-заявок на материалы, комплектующие для ремонтно-
эксплуатационных нужд.

6.8.2. Представления:
— сведений о наличии материалов на складах;
— сведений о приобретении материалов по заявкам.

6.9. С бухгалтерией по вопросам:

6.9.1. Получения:
— данных о движении сырья и материалов, и остатка на конец
отчетного периода;
— итогов инвентаризации материально-технических ресурсов;
-заявок на приобретение материалов.

6.9.2. Предоставления:
— приходно-расходных документов.

6.10. С отделом кадров по вопросам:

6.10.1. Получения:

— планов, графиков обучения персонала;

6.10.2 Предоставления:

Графиков отпусков;
-заявок на подбор персонала;
-заявок на обучение персонала;
-табеля учета рабочего времени.

6.11. С юридическим отделом по вопросам:

6.11.1. Получения:
-консультации по вопросам, касающимся приобретения материальных ресурсов, трудового законодательства.

6.12.2. Предоставления:
— проектов договоров и дополнительных соглашений к ним для анализа;
-данные для ведения претензионно-исковой работы контрагентами.

6.13. С отделом промышленной безопасности и охраны окружающей среды
по вопросам:

6.13.1 Получения:
-информации, необходимой для выполнения функциональных задач отдела.
6.13.2 Предоставления:

— сведений о наличии средств защиты на складах;
— сведений о приобретении спец.обуви, спец.одежды, средств защиты.

7 ОТВЕТСТВЕННОСТЬ НАЧАЛЬНИКА ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ

7.1 Ответственность за ненадлежащее и несвоевременное выполнение
функций отдела несет начальник отдела материально-технического
снабжения.

7.2. На начальника ОМТС и К возлагается персональная ответственность за:

7.2.1 не организацию деятельности отдела по выполнению задач и функций, возложенных на отдел.

7.2.2 Не организацию в отделе оперативной и качественной подготовки и исполнения документов, ведение делопроизводства в соответствии с действующими правилами и инструкциями.

7.2.3 Не организацию соблюдения сотрудниками отдела трудовой и производственной дисциплины.

7.2.4 Не обеспечение сохранности имущества, находящегося в отделе, и соблюдение правил пожарной безопасности.

7.2.5 Подбор, расстановку и деятельность сотрудников отдела.

7.2.6 Несоответствие действующему законодательству, подписываемых им проектов приказов, инструкций, положений постановлений и других документов.

7.2.7 Ответственность сотрудников отдела устанавливается должностными
инструкциями.

8 ЗАКЛЮЧЕНИЕ

8.1 Настоящее «Положение» составлено в соответствии с:

8.1.1 требованиями документов СТП СМК»Положение о структурном
подразделении. Общие требования»;

8.1.2 действующей на предприятие организационно-управленческой
структурой;

8.1.3. штатным расписанием ОМТС и К.

8.2. В настоящее «Положение» имеет право вносить предложения об его
изменении коммерческий директор предприятия и начальник отдела
метериально -технического снабжения и комплектации (ОМТСиК) .

8.3 Сроком введения в действие настоящего «Положения» считать дату
утверждения «Положения» Генеральным директором предприятия.

8.4 Срок действия данного «Положения» — 5 лет.

Начальник отдела
метериально -технического снабжения и комплектации М.М. Снабженцев

Коммерческий директор К.К. Раскукуев

Начальник отдела кадров И.И. Иванов

Начальник отдела менеджмента качества В.В. Васильев

Начальник юридического отдела С.С. Сергеев

Материально-техническое обеспечение на большинстве предприятий традиционно осуществляется отделом снабжения. В состав этого отдела чаше всего включаются- планово-экономическая группа (бюро); материальные группы (которые специализированы по видам материалов); диспетчерская группа (бюро); материальные склады или складское хозяйство; транспортное хозяйство.

Назначение планово-экономической группы отдела снабжения следующее: разрабатывать планы снабжения, определять возможности удовлетворения потребностей е конкретных видах ресурсов; технико-экономическое обоснование выбора форм снабжения (транзитной или складской); установление лимитов отпуска ресурсов цехам и производственным службам; учет и анализ деятельности.

Материальная группа (бюро): составляет заказы н спецификации на материальные ресурсы и представляет их предприятиям-поставщикам; ведет учет документов на поставку продукции; разрабатывает оперативные планы снабжения; организует завоз материальных ресурсов на предприятие (например, с железнодорожных станций, снабженческо-сбыто-. выхбаз и т.п.).

Диспетчерская группа (бюро): контролирует обеспеченность производства основными видами ресурсов; регулирует завоз материальных ресурсов на предприятие; организует разгрузку поступающих грузов; осуществляет оперативный контроль и регулирование поступления ресурсов в цехи, участки, службы.

Хозяйственная практика выделила несколько типичных вариантов организации МТО .

Так например, на малых предприятиях, которые выпускают ограниченную номенклатуру продукции и в малых количествах, обычно самостоятельные службы снабжения отсутствуют. Поэтому функции снабжения выполняют или специально выделенные работники, или группы в составе хозяйственного отдела (коммерческого отдела) предприятия. Этот отдел подчиняется чаще всего заместителю директора по коммерческим вопросам. Функцией данного хозяйственного отдела является еще и сбыт продукции, а также - транспортно-складские операции.

На средних и крупных выделяются самостоятельные отделы материально-технического обеспечения. Структура такого отдела в зависимости от типа и масштабов производства создается или по функциональному, или по материальному принципу. Функциональная организация наиболее типична для предприятий мелкосерийного и единичного производства, которые потребляют сравнительно узкую номенклатуру материальных ресурсов.

При организации отделов снабжения по функциональному признаку в них создаются функциональные подразделения в виде бюро или групп, которые призваны решать основные задачи МТО. Например, планово-учетная группа (бюро) выполняет следующие функции: определение потребности предприятия в материальных ресурсах; составление планов снабжения и разработка заявок на нужные предприятию ресурсы; установление лимитов отпуска материалов в производство; ведение учета и отчетности по МТО. Заготовительные группы осуществляют оперативную работу по заготовке материалов, контролируют их отгрузку поставщиками и базами снабжения в адрес предприятия, несут ответственность за своевременность и комплектность материального обеспечения производства.

При такой организации складское хозяйство предприятия непосредственно подчиняется начальнику отдела снабжения или его заместителю. Склады осуществляют приемку поступающих на предприятие материалов, их хранение и отпуск производственным подразделениям (цехам, Ремонтным службам и т.п.).

Организация МТО по материальному принципу предпочтительна для предприятий с крупносерийным и массовым производством, когда имеется широкая номенклатура и значительный объем продукции. При организации деятельности МТО по материальному принципу материные группы отдела снабжения призваны выполнять весь комплекс планово-оперативной работы. При этом каждая материальная группа по закрепленной за ней номенклатуре осуществляет планирование, загону, снабжение цехов и служб материалами. Это значительно повышает ответственность данных материальных групп за обеспечение производства материальными ресурсами и позволяет оперативно решать возникающие проблемы. Для выполнения планово-учетной работы и диспетчирования процессов МТО в таких отделах снабжения создаются сводные планово-учетные и диспетчерские подразделения. При этом складское хозяйство выделяется также в самостоятельную структурную единицу и подчиняется административно или руководителю отдела снабжения, или непосредственно заместителю директора предприятия. а по оперативным вопросам - руководителям соответствующих материальных групп.

Организация МТО в производственных объединениях отличается определенным своеобразием и новыми возможностями. Это прежде всего обусловливается специализацией предприятий, унификацией номенклатуры потребляемых ими материалов, возможностью большей концентрации материальных ресурсов и лучшим маневрированием ими .

При организации МТО на производственных объединениях надо учитывать расположение предприятий, входящих в состав данного объединения. Например, если входящие предприятия территориально разобщены, то обычно на предприятиях-филиалах остаются отделы снабжения для осуществления оперативно-заготовительных функций и обеспечения производства материалами. В этом случае плановая функция передается головному предприятию, на котором для ее выполнения в составе отдела МТО расширяется плановое бюро.

Если предприятия-филиалы находятся поблизости от головного, то нет необходимости сохранять там самостоятельные отделы снабжения. В данном случае служба снабжения централизуется на головном предприятии и должна обеспечить весь комплекс планово-оперативных функций; централизуется также складское хозяйство, а на предприятиях-филиалах сохраняются лишь небольшие группы снабжения и подкомплектовочные склады для обеспечения цехов ресурсами.

При организации МТО необходимо учитывать две основные формы снабжения: транзитная и складская.

При транзитной форме снабжения продукция поступает от изготовителя непосредственно к потребителю. В этом случае ускоряется процесс доставки продукции, укрепляются хозяйственные связи между предприятиям и поставщикам и предприятиями-потребителями, отпадают промежуточные операции по выгрузке, складированию и погрузке материалов и сокращаются транспортно-заготовительные расходы. Надо учесть, что применение транзитного снабжения экономически целесообразно, если доставляемый ресурс (материал) постоянно потребляется в статочно больших размерах, которые превышают транзитные и заказные нормы.

Складская форма снабжения применяется при небольших объемах потребления ресурсов. В этом случае ресурсы от изготовителя сначала завозятся на склады снабженческо-сбытовых организаций и оттуда отпускаются предприятиям-потребителям. При этой форме поставок сокращаются производственные запасы у потребителей, ускоряется оборачиваемость оборотных средств, и потребители получают возможность завозить необходимые ресурсы в удобные для них сроки и в количествах, не превышающих действительную потребность в данном виде ресурсов в данное время. Снабженческо-сбытовые органы по желанию потребителя могут предварительно подготовить материалы к производственному потреблению (например, резка металлического листа на заготовки; разделка кабельных изделий; расфасовка, специальная подсортировка, комплектование и т.п.),

Следует иметь в виду, что при складской форме снабжения предприятия-потребители несут дополнительные расходы за услуги, выполняемые снабженческо-сбытовыми организациями (складские наценки).

Поэтому в каждом варианте поставок требуется экономическое обоснование выбора форм снабжения, определяя, что выгоднее предприятию: сэкономить на транспортно-заготовительных расходах и увеличить размер оборотных средств в производственных запасах при транзитном снабжении или сократить производственные запасы при складской форме снабжения.

Важную роль для бесперебойного снабжения предприятий играет складское хозяйство

Основные функции складского хозяйства :

Временное размещение и хранение материальных запасов;

учет материальных запасов;

  • - плановое и бесперебойное снабжение цехов и производственных служб материальными ресурсами;
  • - подготовка материалов к их непосредственному потреблению;
  • - отгрузка готовой продукции потребителям.

Склады различаются по:

  • - размерам помещений: от нескольких небольших помещений общей площадью в несколько сотен квадратных метров до складов-гигантов с площадью в сотни тысяч квадратных метров;
  • - высоте укладки грузов. Так, в одних груз хранится на уровне человеческого роста, а в других груз размещается на высоту несколько десятков метров;
  • - конструкции: полузакрытые н закрытые;
  • - степени механизации складских операций: немеханизированные, механизированные, комплексно-механизированные, автоматизированные и автоматические.
  • - ассортименту продукции: со смешанным и с универсальным ассортиментом;
  • - признаку места в общем потоке движения материального потока от первичного источника сырья до конечного потребителя готовой продукции

Рассмотрим подробнее классификацию складов по признаку места. По этому признаку они обычно делятся на две основные группы:

  • - на участке движения продукции производственно-техническою назначения;
  • - на участке движения товаров народного потребления.

При этом склады, связанные с движением продукции производственно-технического назначения, делятся еще на склады готовой продукции предприятий-изготовителей, сырья и исходных материалов, сферы обращения продукции производственно-технического назначения

Склады второй группы делятся на склады предприятий оптовой торговли товарами народного потребления, находящиеся в местах производства этих изделий и в местах их потребления.

Выполним краткий анализ функций различных складов, которые размещены на пути движения материального потока ог первичного исючника сырья до конечного потребителя.

Прежде всего это склады сырья и исходных материалов, которые принимают ресурсы, выгружают, сортируют, хранят и подготавливают ее к производственному потреблению.

Склады готовых изделий предприятий-изготовителей осуществляют складирование, хранение- подсортировку или дополнительную обработку продукции перед ее отправкой, маркировку, подготовку к погрузке и погрузочные операции.

Склады оптово-посреднических фирм в сфере обращения продукции производственно-технического назначения, кроме перечисленных выше функций, осуществляют концентрацию товаров, подкомплектовку, подборку продукции в нужном ассортименте, организуют доставку товаров мелкими партиями как потребителям, так и на склады других оптовых посреднических фирм, осуществляют хранение резервных партий.

Склады торговли, находящиеся в местах сосредоточения производства (выходные оптовые базы), принимают товары от производственных предприятий большими партиями, комплектуют и отправляют крупные партии товаров получателям, находящимся в местах потребления Склады, расположенные в местах потребления (торговые оптовые базы) получают товары производственного ассортимента и, формируя широкий торговый ассортимент, снабжают ими различные торговые предприятия

Введение

На современном этапе в условиях формирования в России рыночных отношений неотъемлемой частью деятельности предприятий стала коммерция, составным элементом которой является материально-техническое обеспечение.

Организация закупок материально-технических ресурсов оказывает влияние на деятельность предприятия: качество производимой продукции; производительность труда, себестоимость продукции, прибыль.

В условиях рыночных отношений потребности в материально-технических ресурсах служба снабжения должна определять на основе заказов производственных подразделений, выступающих в роли потребителей. Только производственные подразделения могут узнать: что, где и к какому времени требуется. Однако служба МТО должна проверять заказы производства с точки зрения заказанных материалов техническим условиям, и кроме того, с учетом имеющихся запасов.

Деятельность службы МТО не ограничивается только этой деятельностью. Следовательно, актуальным вопросом является изучение функций службы МТО, ее влияние на экономические показатели деятельности предприятия.

Переход предприятий к организации производственно-хозяйственной деятельности на принципах маркетинга должен сопровождаться изменениями организационной структуры управления, характера работы, стиля мышления хозяйственного руководства. В условиях централизованного планирования производства и распределения продукции, когда товарно-денежные отношения в РФ играли формальную роль, коммерческие службы предприятия, в том числе и служба МТО имели второстепенное значение. При переходе к рыночным отношениям значение этих служб резко возросло. В связи с этим, актуальным вопросом является организация службы МТО предприятия на современном этапе.

Работа коммерческих служб предприятия оценивается с помощью различных показателей. Однако наиболее точно отражает эффективность коммерческой работы показатель прибыли. Поэтому деятельность служб предприятия, в том числе службы МТО должна быть нацелена на конечный финансовый результат – прибыль.

Закупка материальных ресурсов должна базироваться на маркетинговых исследованиях. При закупках материальных ресурсов предприятие должно изучать рынок сырья и материалов, движение цен на этом рынке, поставщиков, расходы на доставку материальных ресурсов, возможности эффективных замен одних материалов на другие.

Повышенное внимание уделяется возможностям улучшения структуры потребляемых сырья и материалов. Особенно актуальным является использование новых и эффективных каналов товаропроводящей сети при закупках материальных ресурсов, развитие и увеличение объема услуг по завозу, складированию, складской обработке, предоставлению предприятиям информации в взаимодействии с транспортными организациями, способах перевозки закупаемых материальных ресурсов и других логистических услуг.

В связи с этим необходимо уделить особое внимание содержанию коммерческой деятельности при закупке материальных ресурсов на предприятии.

Область изучения вопросов организации коммерческой деятельности по закупке материальных ресурсов достаточно емкая, представляет практический интерес.

Целью данной дипломной работы является изучение теоретических, методических основ по организации материально-технического обеспечения на предприятии.

Объектом исследования является деятельность предприятия по закупкам материальных ресурсов.

Успешное достижение поставленной цели зависит от решения целого ряда задач. В обобщенном виде эти задачи можно сгруппировать следующим образом:

На основе мнений экономистов, обзора научной литературы показать необходимость правильной организации коммерческой работы предприятия по закупкам материальных ресурсов;

Раскрыть роль и значение службы МТО в системе коммерческих служб предприятия;

В аналитическом плане – провести целевой анализ деятельности предприятия, описать работу предприятия по организации материально-технического обеспечения;

На основе проведенного анализа и аналитических расчетов выявить и сформулировать проблемы, определить основные направления, пути и перспективы их решения.


1. Организация мто на предприятии

1.1. Роль и значение службы МТО в системе коммерческих служб предприятия

В условиях перехода от централизованного управления экономикой на рыночные принципы неотъемлемой частью деятельности предприятий стала коммерческая деятельность, одним из основных аспектов которой является материально-техническое обеспечение. Обеспечение производства сырьем, материалами, комплектующими изделиями и всевозможными полуфабрикатами связано с выполнением таких функций, как оптовые закупки, транспортировка, складская переработка, хранение материальных ресурсов и другое.

Эти функции планируются, контролируются, регулируются и осуществляются специализированными службами в координации с другими коммерческими службами предприятия.

В связи с этим представляется целесообразным определить роль и значение службы МТО в системе коммерческих служб предприятия.

При переходе к рыночным отношениям значение этих служб резко возросло.

Формирование организационной структуры коммерческих служб предприятия должно включать два аспекта: определение места в структуре управления предприятием – установление соподчиненности и функций; распределение функций между отдельными группами и работниками. Снабженческая политика предприятия должна строиться в направлении улучшения структуры потребляемых материальных ресурсов, использования новых и эффективных каналов товаропроводящей сети при закупке продукции, а также повышении конкурентоспособности предприятия.

Предприятия, создавшие у себя хорошо отлаженный снабженческий аппарат, обладают большим конкурентным преимуществом, поскольку деятельность службы МТО направлена на планомерное, комплексное и ритмичное обеспечение производственных объединений, предприятий, цехов, участков, а также рабочих мест необходимыми видами материальных ресурсов, соответствующих требованиям нормативно-технических документов в интересах ритмичной и эффективной работы предприятия.

Однако, даже самый лучший аппарат снабжения предприятия не дает требуемого эффекта, если не будет обеспечен менеджментом надлежащего уровня.

В связи с этим, следует отметить, что от эффективности деятельности структурных подразделений, отвечающих за материально-техническое обеспечение, зависит во многом эффективность деятельности всего предприятия.

Организация деятельности этих структурных подразделений включает следующие основные направления: подбор кадров, организация стимулирования работников, информационное обеспечение, внедрение логистики в свою работу. При этом на построение организационной структуры службы МТО оказывает влияние ряд факторов, которые группируются по следующим направлениям:

Технические;

Экономические;

Организации производства.

Технические факторы определяют влияние техники, технологии и отраслевой структуры, назначение и количество выпускаемой продукции и потребляемых материально-технических ресурсов. Техническими факторами также являются назначение и сложность изготовляемой продукции, оснащенность транспортно-складского хозяйства.

К экономическим факторам, оказывающим влияние на организационную структуру службы МТО предприятия, относятся: уровень спроса на выпускаемую продукцию, объем производства, конъюнктура рынка сырья и материалов, формы расчетов за закупаемые материально-технические ресурсы, доля мелких отправок, нетранзитных партий отгрузки и другое.

Факторы организации производства: тип производства (индивидуальное, мелкосерийное, серийное, крупносерийное, массовое), уровень специализации, территориальное размещение производства и складов.

Многообразие факторов, воздействующих на структурное построение коммерческих служб, приводит к весьма значительному количеству различных разновидностей схем организационных структур службы МТО.

До 70-х гг. в странах рыночной экономики была широко распределена децентрализованная форма организации материального снабжения. Каждое предприятие, самостоятельно обеспечивало себя необходимыми материально-техническими средствами. Причем снабжение осуществлялось в рамках производственной деятельности предприятия.

Начиная с 70-х гг. децентрализованное обеспечение промышленных фирм постепенно заменяется централизованным. Централизация закупок материальных ресурсов обусловило необходимость создания самостоятельных служб МТО. Вице-президент фирмы, возглавляющий МТС, получил одинаковые права с вице-президентом, отвечающим за производственную и финансовую деятельность. Центральной службой снабжения производится политика закупок, вырабатывается «стратегия снабжения», которая заключается в решении основной проблемы: закупать те или иные виды материально-технических ресурсов либо производить их самостоятельно. Но главная функция службы снабжения фирмы – закупка основных видов материально-технических ресурсов с наименьшими затратами. В центральной службе снабжения предприятия проводятся постоянные наблюдения за рынком сырья и материалов, изучается конъюнктура спроса и предложения, в ней сосредоточено информация о новых материалах, возможностях их применения, технологии их производства.

В 80-х гг. среди западных промышленных фирм получило распространение новая концепция управления материалами, которая предусматривает установление единого руководства и координацию закупок материалов, их доставку на предприятия, контроль за запасами. В фирмах, организация управления закупками материально-технических ресурсов на основе новой концепции, появляются управляющие материалами. Причем управляющий материалами получил в ведение функции транспортировки материально-технических ресурсов на предприятия, которые раньше контролировались производственным аппаратом. Результатом подобной реорганизации было улучшение оперативного управления, сокращение сроков доставки материальных ресурсов, уменьшение размеров запасов и ускорение их оборота.

Система организации снабжения предприятия ресурсной базой, необходимой для его производственной деятельности.

Материально-техническое обеспечение (МТО) включает в себя анализ потребностей предприятия в ресурсах, их поиск, покупку и подготовку для использования в производственной деятельности.

Функциональная основа и основные задачи МТО

Функционал МТО делят на четыре подгруппы: коммерческую, маркетинговую, технологическую и административную.
  • Коммерческая. Покупка или аренда материально-технических ресурсов, необходимых для производственной деятельности.
  • Маркетинговая. Выбор поставщиков и заключение с ними контрактов.
  • Технологическая. Доставка или транспортировка ресурсов, а также их складское хранение.
  • Административная. Учет и контроль ресурсной базы.

Планирование

Материально-техническое обеспечение играет одну из ключевых ролей в долгосрочном планировании деятельности фирмы. Номенклатура МТО позволяет заранее необходимое количество ресурсов для производства запланированного объема продукции. Процесс ее составления включает несколько этапов:
  • анализ стоимости и качества ресурсов у разных поставщиков;
  • расчет затрат на доставку ресурсов;
  • расчет объемов требуемых ресурсов в соответствии с планами выпуска готовой продукции;
  • составление плана закупок.
При работе системы МТО предприятия используются следующие методы:
  • Нормативный. Основывается на прямой корреляции между масштабом производства предприятия и его потребностью в ресурсах, которая определяется нормой расходов.
  • Статистический. Базируется на коэффициентах планирования будущего потребления по сравнению с прошлыми и снижения нормы расходов на следующий период.
  • Прогнозный. Предполагает анализ расходов на потребление ресурсов за определенный промежуток времени в прошлом и их динамике.

Лицам, имеющим поверхностное понятие о структуре вооруженных сил, армия представляется тривиальным набором военнослужащих, распределенных по родам войск. На самом же деле, это обособленный институт, функционирующий в разных режимах, в зависимости от внешнеполитической ситуации. Нередко посредством привлечения вооруженных сил решаются и внутренние дела государственного значения. Для обеспечения такого бесперебойного функционирования необходима служба, которая бы занималась вопросами состояния материально-технической базы, причем не только в военное, но и в мирное время.

Служба материально-технического обеспечения (МТО), являясь составной частью вооруженных сил РФ, организует регулирование поступлений и расходов средств, необходимых для поддержания постоянной боеготовности всех подразделений.

Можно классифицировать задачи, которые решает материально техническое обеспечение ВС РФ, разбив их по принципу однородности:

  • Планирование расходов бюджетных средств на реализацию гособоронзаказа, работу государственных программ и прочие целевые направления.
  • Мониторинг оснащенности всех подразделений вооружением, экипировкой, техникой, средствами материального характера.
  • Контроль за соблюдением норм довольствия для солдат, а также организация поставок продукции.
  • Решение юридических вопросов относительно снабжения средствами.
  • Обеспечение деятельности собственных служб.
  • Подготовка внутренних кадровых резервов для функционирования службы МТО.

Состав службы МТО

Прообразом современной службы материально-технического обеспечения является образованное Петром I интендантское управление, осуществлявшее ведение военного хозяйства. Современная же структура представлена рядом департаментов и управлений, которые охватывают все виды деятельности в вооруженных силах.

На штаб МТО ВС РФ возложена организационно-управленческая функция. В его обязанности входит обеспечение мобилизационной подготовки, готовности тыла, сбор оперативной информации в тылу, тыловое обеспечение войск, решение вопросов охраны и обороны тыла. В состав МТО входит также департамент транспортного обеспечения, управление железнодорожными войсками, управление коммунальными услугами, департамент продовольственного обеспечения и управление метрологии.

За перечисленными ведомствами закреплены некоторые виды войск, обеспечивающие выполнение плановых и внеплановых задач вооруженных сил. Автомобильные войска представлены в виде самостоятельных подразделений, занимающихся вопросами перевозок, это может быть подвоз стройматериалов, перевозка военнослужащих, эвакуация, транспортировка раненых. В российской армии образованы бригады, полки и батальной автомобильных войск, подчиняющиеся непосредственно начальнику департамента транспортного обеспечения.

Транспортного сообщения не существовало бы в полном объеме, если бы не деятельность дорожных войск. В их задачу входит строительство, обслуживание, прикрытие и восстановление военных дорог. Некоторые задачи дорожно-транспортного обеспечения тоже в их компетенции. Структура войск довольно сложная, так как в их состав входят разные части, но подчиняются они все начальнику дорожного управления при Министерстве обороны.

Железнодорожные войска обеспечивают строительство или восстановительные работы железнодорожных путей, их техническое прикрытие и эксплуатацию. Мало кто знает о существовании трубопроводных войск. Эти подразделения реализуют транспортировку горюче-смазочных материалов на склады для хранения, при перекачке или для поставки в части. В их ведомстве находится не только личный состав, но и соответствующая строительная техника. Общая протяженность всех веток трубопровода составляет 2000 километров.

В качестве отдельной службы МТО выделена вещевая служба, которая занимается приведением в норму личного вещевого имущества военнослужащего. Для этого производится ремонт, химчистка, закупаются моющие и гигиенические средства, организуются банные услуги для солдат. В российской армии есть части, в которых собственное хозяйство не ведется. В таком случае они состоят на довольствии в других, более крупных частях.

Продовольственная служба, как составная часть МТО, обеспечивает личный состав питанием. Для этого организуется поставка продовольствия в части, нормирование продуктов, контроль. Данная служба технически оснащена, ведь поставку необходимо осуществлять во все армейские части.

Служба обеспечения ГСМ включает в себя объединения, занимающиеся транспортировкой ракетного топлива, смазочных материалов, специальных жидкостей, горючего. Сюда же относятся и места складирования, базы, трубопроводы.

Поддержка боеспособности армии будет полноценной только при должной медицинском обслуживании, которое реализует Медслужба ВС РФ. В функционал медицинской службы входит не только оказание помощи, но и проведение профилактических мероприятий. Подчиняется служба Главному медицинскому управлению МО.

Первоочередные задачи

Учитывая представленную структуру, а также сгруппированные задачи, приведем конкретные примеры, поясняющие, для чего необходимо содержать такое сложное образование, как служба материально-технического оснащения. Для этого достаточно вспомнить, с чем армия сталкивается в тылу, какие работы приходится проводить для поддержания боеспособности подразделений и организации жизнедеятельности военнослужащих.

  • Поставка вооружения осуществляется для непосредственного обеспечения обороноспособности государства.
  • Доставка горючего производится в целях поддержания боеготовности всех военной техники.
  • Оснащение военнослужащего, одежда и экипировка.
  • Питание солдат и офицеров.
  • Банно-прачечные процедуры.
  • Строительство и обслуживание автомобильных дорог, железнодорожного полотна и трубопроводов.
  • Обслуживание зданий, ремонт помещений, ведение коммунального хозяйства.
  • Подготовка собственных кадров. Никаких курсов или краткосрочных программ для подготовки кадров в штате службы МТО не предусмотрено. Следовательно, вопросами подготовки приходится заниматься самостоятельно.

Армейский принцип единоначалия реализуется и в управлении МТО. Выше упоминалось про составные части всей структуры, которые были представлены департаментами. Но по вертикали подчинения вся служба находится в ведомстве Министерства обороны. Непосредственное руководство осуществляет один из заместителей Министра. Далее полномочия распределяются между главнокомандующими войск, с последующей передачей начальникам департаментов и управлений.