Влияние развития конкуренции на рынке образовательных услуг на формирование конкурентных преимуществ дополнительного профессионального образования. И. К. Беляевский маркетинговое исследование

Влияние развития конкуренции на рынке образовательных услуг на формирование конкурентных преимуществ дополнительного профессионального образования. И. К. Беляевский маркетинговое исследование
Влияние развития конкуренции на рынке образовательных услуг на формирование конкурентных преимуществ дополнительного профессионального образования. И. К. Беляевский маркетинговое исследование

Журнал Современная экономика №

УДК 330.322.5

ВЛИЯНИЕ РАЗВИТИЯ КОНКУРЕНЦИИ НА РЫНКЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ НА ФОРМИРОВАНИЕ КОНКУРЕНТНЫХ ПРЕИМУЩЕСТВ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Наталья Вячеславовна Машкова,

кандидат экономических наук, доцент кафедры Предпринимательства и инноваций Уральского федерального университета имени первого Президента Ельцина, (343), *****@

Антон Юрьевич Байраншин,

соискатель Уральского федерального университета имени первого Президента Ельцина, *****@***ru

Яна Андреевна Матвеева,

Студентка Уральского федерального университета имени первого Президента Ельцина, (343), *****@

N. V.Mashkova,

Cand. Econ. Sci., the senior lecturer of faculty of Business and innovations of the Ural federal university of a name of the first Russian president B. N.Eltsina, (, *****@

A. U.Bairanshin,

The post-graduate student of the Ural federal university of a name of the first Russian president B. N.Eltsina, *****@***ru

J. A.Matveeva

Student of the Ural Federal University of a name of the first Russian president B. N.Eltsina, (343), *****@

В статье рассмотрено влияние развития конкуренции на рынке образовательных услуг на формирование конкурентных преимуществ дополнительного профессионального образования , а также представлена модель системы управления конкурентоспособностью, реализуемая Бизнес-школой УрФУ.

The paper considers the effect of competition on the market of educational services on the formation of the competitive advantages of additional professional education, as well as a model of competitiveness management, implemented by business school UrfU.

Ключевые слова: конкурентоспособность, дополнительное профессиональное образование, рынок труда, конкурентные преимущества, качество образовательных услуг.

Key words: competitiveness, further professional education, labor market, competitive advantages, the quality of educational services.

Переходный характер российской экономики затронул многие сферы, в том числе и сферу дополнительного профессионального образования (ДПО). Учреждения высшего и дополнительного профессионального образования были поставлены перед фактом: действовать в условиях рынка. При этом большинство этих организаций оказались к этому не готовы. Следует отметить, что система образования является одной из наиболее консервативных систем, трудно поддающихся реформированию. Причины этого различны.

Во-первых, система образования служит воспроизводству определенного образа мышления, менталитета, традиций и ценностей, а потому является своего рода «хранилищем» и защитником этих ценностей, и уже в силу этого не может не быть консервативной.

Во-вторых, система образования в России до сих пор находится под сильнейшим государственным влиянием.

В-третьих, в России вообще, и в том числе в сфере образования еще не созданы условия для эффективной конкуренции. К факторам, тормозящим развитие конкуренции образовательных учреждений можно отнести такие, как высокий уровень госрегулирования , низкую платежеспособность населения, низкий уровень мобильности населения и другие .

Как было сказано выше, конкуренция – это объективные отношения, возникающие между субъектами рынка в условиях ограниченности ресурсов . И, в первую очередь, в качестве ресурсов здесь следует рассматривать не столько материальные ресурсы, сколько сам рынок, т. е. группу людей, обладающих определенной потребностью. Конкурентная борьба ведется именно за этот ресурс, т. к. при его отсутствии все остальные ресурсы теряют смысл. И причина того, что конкуренция – динамичное и непрерывное явление, состоит в том, что хотя численность потребителей ограничена, их потребности, напротив, неограниченны. Цель хозяйствующих субъектов, пытающихся завоевать рынок, - открыть новые потребности и предложить свое решение потребительской проблемы. В полной мере вышесказанное относится к объектам ДПО.

Конкурентная стратегия объекта ДПО есть логика его взаимодействия с рыночным окружением на фоне конкуренции, формирующая способы достижения поставленных целей путем удовлетворения потребностей заинтересованных сторон . Следовательно, объект ДПО при построении конкурентной стратегии должен руководствоваться следующими принципами (рис.1):

Рис.1.9. Взаимодействие объекта ДПО с окружением на фоне конкуренции

Согласно рис.1, длительность и устойчивость конкурентных преимуществ объекта ДПО будет зависеть как от внешних факторов, так и от действий конкурентов. В этой связи реализация конкурентной стратегии объекта ДПО в значительной мере определяется развитием конкуренции на рынке образовательных услуг. Конкурентное преимущество объекта ДПО – это те отличительные компетенции, которые делают предоставляемые объектом ДПО услуги наименее предпочтительными для клиента. Отсюда и формирование конкурентных стратегий представляет собой процесс формирования и поддержания конкурентных преимуществ. Однако отличительные компетенции всегда основываются на базовых компетенциях, которые должен иметь объект ДПО, и которые «гарантируются» им посредством их внешнего оценивания путем лицензирования, аттестации и аккредитации вуза. В этом случае имеет смысл говорить о двух уровнях формирования конкурентных преимуществ и конкурентоспособности объекта ДПО:

Базовый, определяющий стандартный набор качеств образовательной услуги, обязательный к выполнению. В противном случае невозможно само существование образовательной программы ;

Дополнительный, в рамках которого становится важным максимально учесть синергетические свойства ресурсного потенциала объекта ДПО, вытекающие из его способности работать на различных рынках и, соответственно, удовлетворять различные потребности потенциальных клиентов .

Анализ отечественного и зарубежного опыта по проблеме управления конкурентоспособностью образовательных учреждений позволил выявить несколько ее основных аспектов:

· оценка уровня конкурентоспособности (определение показателей конкурентоспособности);

· доведение существующих характеристик до требуемого конкурентного уровня;

· поддержание конкурентного уровня на основе мониторинга, анализа и регулирования.

Каждый из вышеназванных аспектов связан с многочисленными задачами, которые могут быть решены различными способами. Одни из них затрагивают только технологию выполнения работ и могут применяться независимо от факторов внешней среды. Они не требуют существенной перестройки в организации и управлении системой ДПО. Другие затрагивают не только внутренние, но и внешние связи организации, требуют существенных преобразований в содержании деятельности, составе и количестве подразделений, их функциях и т. д.

Среди задач первой группы, связанных с нахождением измерителей конкурентоспособности системы ДПО, на первый план выдвигаются:

· измерение доли рынка образовательных услуг;

· измерение затрат на образовательные продукты (услуги) на всех этапах жизненного цикла;

· определение инновационного обеспечения образовательных услуг;

· определение своевременности оказания образовательных услуг.

К задачам второй группы относятся:

· анализ спроса на услуги (на разных рынках, у разных потребителей);

· комплексный анализ собственного образовательного продукта (параметров, функций, структуры, внутренней организации, сфер применения и т. д.);

· комплексный анализ образовательных услуг-заменителей;

· анализ услуг конкурентов;

· определение этапа жизненного цикла образовательных услуг.

Основная роль среди аспектов управления конкурентоспособностью системы ДПО принадлежит третьей группе задач:

· оптимизация качества предоставляемых услуг и затрат;

· создание принципиально новых видов услуг и обновление существующих;

· совершенствование системы обучения;

· введение мотивационно-обоснованной системы стимулирования;

· обеспечение необходимой и достоверной информацией.

Понятие конкурентоспособности системы ДПО исходит из необходимости ускоренного удовлетворения требований образовательного рынка, насыщения его услугами первоочередного (повышенного) спроса и устойчивого развития объекта ДПО в условиях конкуренции .

Показатель конкурентоспособности позволяет оценить, насколько образовательная программа или объект ДПО соответствуют потребностям рынка. Финансовая устойчивость является показателем использования финансовых ресурсов в условиях развивающейся среды. Взаимодействие этих двух составляющих позволяет оценить способность сохранять устойчивое положение объекта ДПО во внешней среде. Однако не стоит забывать, что учебное заведение преследует главным результатом своей деятельности социальный эффект, поэтому прибыль является вспомогательным элементом, обеспечивающим продвижение к цели.

Принимая во внимание широкий спектр вопросов ДПО при выходе на потребительский рынок, а затем и при сохранении своих позиций на разных рынках, в состав системы обеспечения конкурентоспособности должны входить подсистемы как подготовительных работ, так анализа и диагностики. Причем во вторую можно отнести: анализ потребительского продукта и технологии обучения; анализ спроса и выявления потребностей заказчиков; исследования рынков образовательных услуг; анализ среды функционирования; конкуренции; дифференциации услуг, стратегического планирования функционирования объекта ДПО.

На сегодняшний день сфера дополнительного профессионального образования и сектор платных бизнес-образовательных услуг уже достаточно широко развиты, хотя спрос, даже платежеспособный, как показывают обследования, далеко не насыщен. И в то же время потребитель (организация или индивид, обладающий определенными средствами) достаточно осмотрителен и хочет получить образовательный проект, полноценный с точки зрения критерия «затраты – эффективность» . В свою очередь, образовательное учреждение, начиная те или иные программы, хочет получить реальный эффект, как экономический, так и социальный. Следует сознавать, что, принимая решение о начале образовательной деятельности по ой или иной модели, необходимо осознанно учитывать наличие факторов, способных создать благоприятные условия и конкурентные преимущества образовательному учреждению. Как видно из таблицы 1, такого рода факторы весьма различны для разных моделей образования и ошибка в их оценке может стоить достаточно дорого как с позиции гарантии качества образования, так и с позиции достижения образовательным учреждением устойчивых конкурентных преимуществ.

В настоящее время существует широкое разнообразие форм и методов платного обучения, рассчитанное на различные уровни требований слушателей, базового образования, дохода. В какой мере предлагаемые услуги соответствуют требованиям потребителей? Ответ на этот вопрос определяет спрос на образовательные услуги , а, следовательно, и финансовый успех объектов ДПО.

Рынок образовательных услуг в большей степени зависит от спроса, от предпочтений конечных потребителей и подвержен таких факторов, как:

Престижность;

Востребованность на рынке труда;

Мобильность;

Приобретение определенного социального статуса;

Возможная доходность профессии;

Возможность самореализации.

Таблица 1

Конкурентные преимущества в системе высшего

и дополнительного профессионального образования (по данным )

Высшее образование

Профессиональная переподготовка

Повышение квалификации

Мастер делового администрирования

ð Демографический фактор, большая численность населения, значительный контингент молодых людей с потребностью к высшему образованию ;

ð Хорошо развит современный научно-методический потенциал (библиотека, компьютеры, НИР);

ð Критическая масса штатного высококвалифицирован-ного профессорско-преподавательского состава по большинству специальностей (наличие профильных кафедр);

ð Устойчивые связи с бизнесом (предприятиями-потребителями) или местоположение в регионах сосредоточения значительного числа профессиональных работников, нуждающихся в переподготовке;

ð Участие в государственных (в том числе международных) программах развития человеческих ресурсов (военные, безработные);

ð Наличие ядра высококвалифицированных преподавателей с опытом практической работы;

ð Наличие уникальной информации, материалов, методик, ноу-хау прикладного характера;

ð Наличие высококвалифицированных специалистов в определенных тематических отраслях, выступающих в качестве преподавателей, инструкторов, тренеров;

ð Детально проработанная методика проведения занятий с использованием интерактивных методов обучения и специализированных учебных материалов, средств, информационных технологий ;

ð Наличие развитого рынка дорогостоящих программ, т. е. потребности в знаниях и навыках для успешной карьеры (привлекательные рабочие места, карьерно-ориентированные молодые люди, компании, финансирующие обучение) и платежеспособного спроса на них;

ð Глубокое осознание руководством образовательного учреждения и профессурой специфики подготовки профессиональных менеджеров;

ð Активный маркетинг программ и продуманное формирование их портфеля;

3. Анализируется ценовая политика объекта ДПО и конкурентов по аналогичным позициям, анализ ценовых расхождений.

В результате проведенного анализа конкурентного положения объекта ДПО определяются:

Емкость рынка, на котором происходит конкуренция;

Преимущества объекта ДПО перед конкурентами (по всем перечисленным параметрам).

В соответствии с выводами вырабатываются приоритеты конкурентной политики объекта ДПО, определяются конкурентоспособные и нежизнеспособные бесперспективные образовательные программы.

Нами проведена оценка устойчивости конкурентоспособности на основе показателей, принятых в Бизнес-школе Уральского федерального университета (УрФУ). В результате проведенных исследований выделены основные критерии, характеризующие конкурентоспособность объекта ДПО в приоритетах качества. Проведено ранжирование по 9 показателям с учетом фактора весомости фактических и прогнозных значений.

Для повышения конкурентоспособности объектов ДПО необходимо не только сделать отбор наиболее важных показателей и факторов, но и осуществлять регулярный учет и анализ этих параметров. Главная задача анализа – выявить пропорциональность состояния компонентов конкурентоспособности исследуемого объекта, разработать и внедрить мероприятия по повышению качества предоставляемых услуг. В настоящее время этой работой зачастую занимаются бессистемно и эпизодически.

В Бизнес-школе УрФУ реализуется модель системы управления конкурентоспособностью объекта ДПО (рис.2) на основании процессного подхода , в которой внешние факторы оказывают влияние на конкурентоспособность объекта ДПО как на «входе», так и на «выходе» системы.

Ключевыми элементами системы управления конкурентоспособностью объекта ДПО являются разработка его конкурентной политики в соответствии с миссией данного образовательного учреждения, оценка фактического уровня конкурентоспособности в сравнении с основными конкурентами на рынке, определение инструментария повышения конкурентоспособности объекта ДПО, оценка результативности управления его конкурентоспособностью.

На современном рынке образовательных услуг жизненно необходим учет запросов рынка труда в целом и потребителей образовательных услуг в отдельности (государства, организаций, общества). С точки зрения основных потребителей образовательных услуг системы ДПО – выпускников - управление конкурентоспособностью этой образовательной сферы невозможно без постоянного мониторинга занятости выпускников и уровня их заработной платы , а также имиджа вуза, предоставившего подобные образовательные услуги в глазах выпускников.

При этом не следует забывать и о влиянии внешних факторов на обеспечение устойчивости конкурентоспособности объекта ДПО. Результаты его деятельности во многом обусловлены экономико-географическим положением, инвестиционным, финансовым, трудовым потенциалом государства, региона и города расположения объекта. Кроме того, при оценке и управлении конкурентными преимуществами данной образовательной сферы необходим учет правовых, политических, экологических, а также социально-демографических факторов в регионе и стране в целом.

Список литературы

1. Управление качеством образования в высшей школе / Под ред. . – СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2005. – 315 с.

2. Горбашко качеством и конкурентоспособностью: Учебное пособие. – СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2001. – 233 с.

3. Матвеева состояние и направления инновационного развития дополнительного профессионального образования // Журнал «Региональная экономика: теория и практика», № 17(56), 2007 – С.67-77.

4. Бизнес-образование: специфика, программы, технологии, организация/Под общ. ред. . – М.: Издательский дом ГУ ВШЭ, 2004. – 690 с.

5. Матвеева качества в системе дополнительного профессионального образования: Монография. Екатеринбург: РАН, 2007 – 200 с.

Сегодня уже никто не сомневается в необходимости развития конкуренции образовательных услуг в России. Отсутствие конкуренции, как известно, приводит к стагнации системы и, в последующем, к ее разрушению. Наличие же конкуренции повышает качество предоставляемых услуг, способствует развитию образовательного сектора и, как следствие, приводит к улучшению экономических показателей страны. О теории человеческого капитала говорили многие ученые – они убедительно доказывали, что развитие экономики напрямую зависит от качества высшего и пост высшего образования (и, соответственно, от степени его финансирования, как государством, так и частными компаниями и лицами) .

Примером высокой конкуренции на рынке образовательных услуг могут выступать соединенные штаты. Забегая немного вперед, отметим, что большое количество университетов и высокая мобильность населения США, безусловно, так же являются факторами обеспечения высокой доли конкуренции, но они, по сути, являются дополнительными, а не основными. Известно, что наличие такого пункта, как «количество» не всегда является показателем «качества».

Среди основных аспектов, обеспечивающих конкуренцию на рынке образовательных услуг, нужно выделить:

Первое: система приема абитуриентов. Все без исключения абитуриенты, желающие оказаться за партой в университетской аудитории в качестве студента, сдают тесты. Данные тесты являются общенациональными, очерчены федеральными рамками. Их действие распространяется на всю страну без исключения, будь то всемирно известный частный Гарвардский Университет или скромный публичный, т.е. государственный, университет провинциального городка. Абитуриент обладает правом поступать в несколько университетов одновременно – эту задачу ему облегчает и подача документов почтой (он не
обязан присутствовать лично). Безусловно, в зависимости от престижности университета, требования к результатам тестов разняться: чем престижнее ВУЗ, тем сложнее в него поступить.

Второе: академическая мобильность. Американское студенчество никогда не поступает в магистратуру или в докторантуру в том уже университете, где они получали степень бакалавра. Тем более, они никогда не пойдут работать в тот же университет. Объясняется это просто: если выпускник устраивается на работу в свой университет, следовательно, выпускник не востребован на рынке труда. В поддержании академической мобильности заинтересованы сами университеты. Они заключают множество соглашений с другими университетами, поддерживают административные, академические и экономические связи. Такое сотрудничество взаимовыгодно и повышает рекламные показатели университетов. Это обуславливает еще один крайне важный аспект: снижение уровня коррупции. Дело в том, что при таком высоком уровне конкуренции университет заинтересован в привлечении наиболее талантливых студентов. Студенты – это будущие показатели успеха университета. Принятие заведомо слабых студентов обязательно приведет к ухудшению показателей, а, следовательно, к сокращению финансовых возможностей университета и заработных плат его работников. Чего университет никак не может допустить, поскольку иначе лишится средств к существованию.

Третье: административная самостоятельность. Университеты США административно независимы. С одной стороны это вынуждает их к поиску финансовых средств: университеты стараются создать уникальные образовательные программы, чтобы привлечь студентов, пытаются повысить уровень научных исследований, чтобы привлечь бизнес и государство –
получать гранты, заключать договоры и т.д. С другой стороны, административная независимость способствует более тесному взаимодействию администрации университета с правительством региона, что способствует и экономическому развитию (регулирование социального заказа «рабочих рук», создание специальных программ обучения, переподготовки, фондов на выплату стипендий, поддержку малого бизнеса при университете и т.д.). Административная независимость заставляет университет жестко конкурировать, что, в свою очередь, отражается, так же и на зарплатах профессоров, ведь, чтобы привлечь к себе, допустим, нобелевского лауреата, необходимо предложить ему конкурентоспособную оплату его труда .

И, наконец, четвертое:
независимая аккредитация университета. Необходимо отметить, что аккредитацию университета проводит не министерство образования США, не какой-нибудь государственный орган, посредничество которого, как известно, повышает потенциальную угрозу коррупции, а также создает множество бюрократических препон, удлиняет сроки процедуры и вообще ставит под сомнение качество аккредитации, поскольку никто кроме профессоров не может оценить деятельность университета, а независимая профессиональная ассоциация, членство в которой, как правило, не дает дополнительного заработка, но служит репутации профессора. При принятии решения об аккредитации университета, члены ассоциации не руководствуются наличием конкретных образовательных программ или учебников в библиотеке,
они руководствуются рейтингом профессорско-преподавательского состава (количеством их публикаций, участием в различных конференциях, вкладе в науку и т.д.) и степенью развитости инфраструктуры (это аудитории, лаборатории, техника и компьютеры, которые позволяют проводить занятия на более высоком уровне и т.д.) .

За последние годы система высшего профессионального образования претерпела значительные изменения, связанные с разрушением монополии государства на предоставление образовательных услуг и ростом конкуренции в данном сегменте. Рыночная конъюнктура стала оказывать заметное влияние на поведение вузов, а конкуренция в сфере высшего образования определила не только положительные сдвиги в функционировании института образования, но и выявила значительные противоречия, сопряженные с необходимостью трансформации модели социального управления вузами.

Возникновение конкуренции в сфере высшего профессионального образования, часто связывают с зарождением и развитием негосударственных высших учебных заведений. В целом функционирование рынка образовательных услуг происходит в соответствии с законами рыночной экономики, вместе с тем имеется и ряд отраслевых отличий, в частности можно отметить: высокий динамизм обновления информации, при невозможности динамического изменения содержания образовательного продукта; значительная территориальная сегментация производителей образовательных услуг, в условиях локализации и регионализации спроса на продукт; высокая чувствительность образовательных услуг и спросу на них к рыночной конъюнктуре; индивидуальность производства; возможность государственного вмешательства и регулирования условий предоставления образовательных услуг и др. Эффективность функционирования рыночного механизма реализации образовательных услуг определяется экономико-правовыми и социально-политическими условиями, в частности: самостоятельность и независимость субъектов рынка в сочетании с экономической и правовой ответственностью; наличие условий для рыночной конкуренции, в условиях развития инновационных экономически эффективных механизмов; свободное ценообразование, основанное на административном и экономическом регулировании. Вместе с тем, основой эффективности развития любого рынка, и рынка образовательных услуг в частности, является наличие конкурентных взаимоотношений. Вопрос о конкуренции на образовательном рынке значительно обострился в последнее время, что в первую очередь обусловлено демографическими причинами, а также неоправданным ростом количества вузов, предоставляющих образовательные услуги только в одном сегменте. С экономической точки зрения конкуренция и структура рынка определяется количеством продавцов и степенью дифференцированности предоставляемых услуг. В 2006 год высшее образование получали 33% молодежи в возрасте от 17 до 25 лет. Столь высокий спрос на высшее образование определяется потребностями рынка труда и спросом на квалифицированных и дипломированных специалистов. Вместе с тем не все направления подготовки и специальности испытывают на себе влияние конкуренции и внедрения рыночной экономики в сферу образования. Наибольшим спросом пользуется специальность и направление подготовки «экономика и управление», на них обучаются 36% и 28% соответственно. На втором месте у покупателей образовательных услуг гуманитарные специальности, на них обучаются 18% будущих специалистов, и 27% бакалавров и магистров. Соответственно и конкуренция в данных сегментах имеет более явные проявления в отношении ценообразования на продукцию и создания новых специализаций в данном направлении. Другим аспектом обострения конкуренции в данном ракурсе является регулирование ценообразования в государственных и негосударственных вузах и рост проходного бала в конкурсе на бюджетные места. Создание конкурентных преимуществ и преодоление конкурентных недостатков выступает как одна из основных целей соперничества заинтересованных сторон, определяющая степень конкурентоспособности участников рынка образовательных услуг, выраженную в тех или иных показателях имеющих результирующий характер.

Учет конкурентных преимуществ на рынке образовательных услуг целесообразно рассматривать с учетом разнообразия высших учебных заведений в рамках сегментации сферы образования или выделения конкурентных кластеров в ней. Сегментация рынка образовательных услуг идея далеко не новая, еще в советские времена существовало деление вузов на классические университеты, отраслевые профильные вузы очного обучения и отраслевые профильные вузы заочного обучения, обладавшие сетью филиалов и учебно-консультативных пунктов. В настоящее время сегментация рынка образовательных услуг имеет несколько иную природу, с учетом реорганизации высшего профессионального образования. Российские вузы, в соответствии с организационной структурой и стратегическими целями, могут принадлежать к исследовательскому, предпринимательскому, сетевому, корпоративному, исследовательско-предпринимательскому и конкурентному кластеру. Рассмотренная сегментация рынка образовательных услуг не удовлетворят требования рыночной конъюнктуры и реалиям настоящего времени. Более правомерной является сегментация, основанная на направлениях обучения, реализуемых высшими учебными заведениями: естественно-математический, гуманитарный и социально-экономический, педагогически, технический. В раках данных сегментов целесообразно применять конкурентные кластеры с учетом моделей вузов, предложенных Грудзинским А.О. (отзывчивый вуз, предпринимательский, сетевой, предприятие университет и университет - технополис). Следует отметить, что не все модели представлены на российском рынке образования в полном объеме, имеются как промежуточные, так и трансформирующиеся формы.

рынок труд социальный образовательный

Размер: px

Начинать показ со страницы:

Транскрипт

1 Конкуренция на рынке образовательных услуг: теоретические и практические аспекты В.И. Сухочев, ректор, А.М. Сухочева, проректор, Кумертауский институт экономики и права Из основ экономической теории известно, что конкуренция является одним из условий, способствующих эффективному функционированию хозяйствующих субъектов на рынке. Это положение распространяется и на рынок образовательных Анализ работ в области экономики образования показывает, что данный вопрос исследовался группой ученых из Самарского государственного экономического университета на примере своей области. Их исследования изложены в сборнике научных трудов под общей редакцией профессора Жабина А.П. . Проблеме уделял внимание и Ченцов А.О. в своей статье «О бизнесе образовательных услуг» . Однако в этих работах в первую очередь исследованы проблемы повышения конкурентоспособности высших учебных заведений, создания системы рейтинговой оценки вузов, методического обеспечения процесса самооценки вуза, но недостаточно проанализированы теоретические и практические аспекты состояния конкуренции на рынке образовательных 152

2 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ Борисов Е.Ф. определяет конкуренцию как «соперничество между участниками рыночного хозяйства за лучшие условия производства, купли и продажи товаров» . Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. понимают конкуренцию как «состязание между производителями (продавцами) товаров, а в общем случае между любыми экономическими, рыночными субъектами; борьбу за рынки сбыта товаров с целью получения более высоких доходов, прибыли, других выгод» . Н.Л. Зайцев формулирует конкуренцию как «экономические условия реализации товаров, при которых возникает соперничество за рынки сбыта в целях получения прибыли и других выгод» . По мнению С.С. Носовой, «конкуренция противоборство, соперничество между производителями товаров и услуг за право получения максимальной прибыли, существование на рынке множества производителей и покупателей и возможность свободного их выхода с рынка и выхода на него» . Проецируя данные определения на рынок образовательных услуг, мы предлагаем следующее определение конкуренции на рынке образовательных Конкуренция на рынке образовательных услуг это соперничество между субъектами рынка за лучшие условия реализации и потребления образовательных Исследуя конкуренцию на рынке образовательных услуг, можно выявить, что в современных условиях она развивается по трем направлениям. Первое направление конкуренция между самими учебными заведениями. Второе конкуренция между потенциальными потребителями образовательных услуг (абитуриентами). Третье конкуренция между учебными заведениями и абитуриентами. Проанализируем эти направления. Вначале сформулируем определение конкуренции между учебными заведениями. Конкуренция между учебными заведениями это соперничество между ними за лучшие условия реализации образовательных К лучшим можно отнести условия, при которых: спрос на образовательные услуги, реализуемые учебным заведением, превышает их предложение (наличие конкурса среди абитуриентов); наблюдается тенденция роста нормативов финансирования учебных заведений из бюджетов различных уровней; повышается платежеспособность населения близлежащих районов, что позволяет учебному заведению повышать размеры платы за обучение; отсутствуют конкурентоспособные учебные заведения в близлежащих районах; положительно развивается демографическая ситуация в регионе расположения учебного заведения. Идеальными условиями реализации образовательных услуг для любого учебного заведения является такое состояние рынка, при котором спрос на образовательные услуги, реализуемые этим учебным заведением, превышает их предложение. Это актуально и на современном этапе состояния и развития российского общества, и в перспективе. В ближайшие годы развернется настоящая борьба между учебными заведениями за каждого абитуриента, причем не только между профессиональными, но и общеобразовательными. Это обусловлено начавшимся демографическим спадом и внедрением принципа нормативно-подушевого финансирования государственных учебных заведений под лозунгом «деньги следуют за учащимися». Конкуренцию между учебными заведениями на современном этапе развития российской образовательной системы, по нашему мнению, можно классифицировать по различным признакам: 1. По уровню реализуемого образования. Условно назовем ее внутриуровневой конкуренцией. Внутриуровневая конкуренция это конкуренция между учебными заведениями, реализующими образовательные программы одного уровня и относящимися к одному типу учебных заведений. Эту конкуренцию можно назвать и внутритиповой. По этому признаку конкуренция разворачивается между: детскими дошкольными учреждениями; общеобразовательными школами; учреждениями начального профессионального образования; учреждениями среднего профессионального образования; учреждениями высшего профессионального образования. 2. По отраслевой специализации учебных заведений. Условно назовем ее внутриотраслевой конкуренцией. Внутриотраслевая конкуренция это конкуренция между учебными заведениями одной отрасли специализации. Федеральная служба государственной статистики (Росстат) выделяет 7 групп отраслей, по которым ведется подготовка специалистов профессиональными учебными заведениями России . По признаку отраслевой специализации конкуренция разворачивается между учебными заведениями: промышленности и строительства; сельского хозяйства; транспорта и связи; экономики и права; здравоохранения, физической культуры и спорта; образования; искусства и кинематографии. 3. По географическому расположению учебных заведений. Условно назовем ее территориальной конкуренцией. Территориальная конкуренция это 153

3 ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ конкуренция между учебными заведениями разного уровня и различной отраслевой специализации, расположенными в пределах одной административной территории. По этому признаку конкуренция за возможность заполучить будущего студента разворачивается между учебными заведениями, как правило, расположенными в одном городе, районе. 4. По форме собственности. Условно назовем ее конкуренцией форм собственности. Конкуренция форм собственности это конкуренция между учебными заведениями различных форм собственности. По этому признаку конкуренция разворачивается между государственными, муниципальными и негосударственными учебными заведениями. 5. По аккредитационному статусу. Условно назовем ее статусной конкуренцией. Статусная конкуренция это конкуренция между учебными заведениями одного уровня, но разных аккредитационных статусов. По этому признаку конкуренция разворачивается между аккредитованными и не аккредитованными учебными заведениями, как правило, одного уровня. 6. По реализуемым учебными заведениями специальностям (направлениям) подготовки рабочих или специалистов. Условно назовем ее конкуренцией специальностей. Конкуренция специальностей это конкуренция между учебными заведениями одного уровня в рамках одноименной специальности. По этому признаку конкуренция разворачивается между учебными заведениями одного уровня, реализующими образовательные услуги по одной и той же специальности. Исследование состояния рынка образовательных услуг позволяет авторам сделать вывод, что на современном этапе наиболее острая борьба между учебными заведениями как производителями (продавцами) образовательных услуг разворачивается в рамках территориальной конкуренции. Наиболее ярко выражена конкурентная борьба между высшими учебными заведениями, расположенными в крупных областных и республиканских центрах и особенно в г. Москве, где сосредоточена довольно большая часть вузов России. Территориальная конкуренция вынудила крупные вузы искать новые рынки сбыта своего образовательного товара, новые рынки реализации образовательных услуг, нового потенциального студента. В большей степени это проявилось во второй половине 90-х гг. XX в. и начале ХХI в. Именно в эти годы быстрыми темпами развивалась филиальная сеть и сеть представительств вузов, и в настоящее время численность филиалов вузов превышает численность самих вузов. Надо отметить, что и сегодня между вузами идет борьба за «захват новых территорий», за расширение географии своего влияния. В то же время региональные органы управления образованием, советы ректоров местных вузов начали противодействовать продвижению столичных вузов и вузов других регионов на свои территории, используя свое разрешительное право, предоставленное им нормативно-правовыми актами. Более того, уже сейчас начался процесс постепенного «выдавливания» филиалов вузов других регионов советами ректоров вузов субъектов Российской Федерации и исполнительными органами управления образованием регионов, которые используют свое право участия в составе экспертных комиссий по аттестации и аккредитации филиалов вузов. По всей вероятности, в ближайшее время в республиках, краях, областях начнется процесс самоликвидации периферийных филиалов столичных вузов и филиалов вузов других регионов. Это обусловлено начавшимся процессом регионализации профессиональных учебных заведений, передачей части их из Рособразования в ведение республиканских и областных органов управления образованием и, соответственно, заменой финансирования из федерального бюджета на финансирование из регионального бюджета. В связи с недостаточностью бюджетных средств у регионов, видимо, будет сокращено финансирование государственных учебных заведений, находящихся в ведении республиканских или областных органов управления образованием. Так, только в 2005 г. количество бюджетных мест в государственных высших учебных заведениях сократилось на 43 тысячи . В свою очередь головные вузы вынуждены будут сократить, а то и вовсе прекратить финансирование своих филиалов, расположенных в других регионах. Все это приведет к сокращению бюджетных мест для студентов филиалов вузов, введению платности обучения и, как следствие, переводу филиалов вузов на самофинансирование. Это поставит филиалы в равные условия с местными негосударственными учебными заведениями, расположенными на этой территории. В результате этого повысится конкурентоспособность и привлекательность местных аккредитованных негосударственных вузов. Анализ размеров платы за обучение в ряде регионов показывает, что в филиалах столичных вузов она выше, чем в периферийных негосударственных вузах, поскольку размер оплаты устанавливает головной вуз, который ориентируется на цены на образовательные услуги, существующие в столице или в крупном областном центре, где соответственно и выше спрос на образовательные услуги. Поэтому в последнее время ввиду нерентабельности филиалов вузов уже начался процесс их закрытия. Студентам в этом случае предлагается перейти в головной вуз, который расположен далеко от их места жительства и где стоимость обучения значительно выше. В результате часть студентов вынуждена будет прекратить свое обучение. Опасность того, что в любой момент филиалы могут быть закрыты, вызывает к ним недоверие со стороны населения, и, как следствие, повышается 154

4 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ конкурентоспособность местных негосударственных и государственных вузов, осуществляющих подготовку студентов на платной основе. Начавшийся в 2004 г. процесс регионализации системы образования создает лучшие конкурентные условия для местных вузов и сузов, в то же время создание своих замкнутых региональных систем образования, значительно сокращает возможности регионов в использовании мощного научно-методического, учебного и профессорско-преподавательского потенциала крупнейших и старейших вузов России. Исследуя состояние конкурентной борьбы между государственными и негосударственными учебными заведениями, можно сделать вывод, что ситуация, сложившаяся на рынке образовательных услуг, затрудняет процесс создания и дальнейшего функционирования негосударственных вузов и сузов. Дело в том, что рынок образовательных услуг на современном этапе монополизирован государством в лице исполнительных органов управления образованием и государственных учебных заведений. Процесс лицензирования учебных заведений полностью находится в руках государства. Это позволяет исполнительным органам государства, имеющим свои учебные заведения, не допускать на рынок образовательных услуг будущих потенциальных конкурентов. Чтобы открыть негосударственный вуз, Рособрнадзор в нарушение существующего законодательства требует письменные согласия органа управления образованием и совета ректоров вузов региона, получение которых связано с большими трудностями. Этим и объясняется замедление темпов роста численности негосударственных вузов и сузов в регионах в последнее время. При таких неравных условиях негосударственные неаккредитованные учебные заведения какой-либо серьезной конкуренции государственному учебному заведению составить не могут. Второе направление, по которому развивается конкуренция на рынке образовательных услуг, это конкуренция между потенциальными потребителями образовательных услуг (абитуриентами). Определение этой конкуренции сформулируем следующим образом. Конкуренция между потребителями образовательных услуг это соперничество между потенциальными потребителями (абитуриентами) за лучшие условия потребления образовательных Опыт практической работы авторов с абитуриентами показывает, что лучшими условиями потребления образовательных услуг на современном этапе, в условиях низкой мобильности и низкой платежеспособности, абитуриенты и их родители считают: обучение за счет средств государственного бюджета в близлежащем учебном заведении; обучение по специальностям, востребованным на рынке труда; обучение по специальностям, работа по которым в будущем даст большой доход (хорошую зарплату); обучение в учебном заведении, осуществляющем наиболее качественную подготовку специалистов. Во время вступительных испытаний абитуриенты борются за право быть зачисленными в число студентов на престижную специальность для обучения на бюджетной основе в близлежащем вузе. Как правило, выигрывают те, кто обладает более глубокими знаниями. В то же время бывают исключения из правил, и студентом может оказаться далеко не лучший абитуриент. Это обусловлено негативными тенденциями, сложившимися в российской образовательной системе в последние годы и особо ярко проявившимися сейчас. Общеизвестно, что в конкурентной борьбе среди покупателей товара выигрывает тот, кто предложит более высокую цену за товар. Возможно ли данное утверждение классиков-экономистов применить в отношении такой специфической услуги, как образовательная? В принципе возможно, особенно когда количество желающих учиться в данном учебном заведении на платной основе превышает количество мест в учебном заведении, то есть когда спрос превышает предложение. Можно ли в этих случаях реализацию имеющихся учебных мест проводить на открытом аукционе или путем закрытого тендера? По крайней мере, запретов на продажу учебных мест на аукционе или путем закрытого тендера в существующем законодательстве нет. Методом расчетов определяется стартовая цена образовательной услуги. К участию в конкурсе допускаются лица, имеющие соответствующее базовое образование в соответствии с правилами приема и успешно прошедшие вступительные испытания. Соответствующие документы подаются в приемную (конкурсную) комиссию. На основе анализа документов комиссия назначает либо открытый аукцион, либо закрытый тендер. Побеждает тот, кто предложит более высокую цену за образовательную услугу (за учебное место). Высказывая данное предложение, авторы предвидят взрыв гнева российской школьной педагогической общественности в защиту «гениев и самородков», у которых нет достаточных средств для получения высшего образования. В то же время напрашивается вопрос к школьной педагогической общественности: почему выдаются аттестаты о среднем (полном) общем образовании почти всем без исключения выпускникам, даже если они не в полном объеме освоили школьную программу? Президент Республики Башкортостан в своем выступлении на республиканском педагогическом совещании в августе 2005 г. отметил, что «около 20% выпускников ос- 155

5 ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ ваивают школьную программу не в полном объеме. Но при этом они получают аттестаты. Такое «подтягивание» оценок становится порочной практикой. Даже часть медалистов не выдерживает вступительные экзамены в высшие и средние учебные заведения» . Любой абитуриент, получивший среднее (полное) общее образование, в соответствии с Конституцией РФ имеет право и может быть студентом вуза, если он предложит за учебное место более высокую цену по сравнению с другими абитуриентами. В конце концов, для особо одаренных школьников можно разработать особые условия поступления в вуз для обучения на бюджетной основе или спланировать меры их государственной поддержки. По нашему мнению, можно выделить и третье направление, по которому будет развиваться конкуренция на рынке образовательных Это конкуренция между продавцами и потребителями, которые стоят на противоположных позициях. Конкуренция между производителями и потребителями образовательных услуг это конкуренция между учебными заведениями и абитуриентами за лучшие условия реализации и потребления образовательных Какая же группа субъектов рынка образовательных услуг будет выигрывать «сражение»? Разумеется, та, которая больше сплочена и в итоге может навязать «противнику» свою цену. На современном этапе развития российской образовательной системы наиболее сплочены учебные заведения, которые имеют объединительные общественные структуры (ассоциации, союзы, советы директоров и ректоров) и, следовательно, пока учебные заведения «выигрывают сражение» и диктуют свою цену потребителям образовательных Анализируя состояние конкуренции между производителями (продавцами) и потребителями (покупателями) образовательных услуг, можно сделать вывод, что на сегодняшний день рынок образовательных услуг можно охарактеризовать как «рынок продавцов», поскольку доминирующее положение здесь занимают производители (продавцы) образовательных услуг, которые «диктуют» покупателям свою цену образовательной услуги. Это объясняется тем, что спрос на услуги профессиональных учебных заведений высшего и среднего звена превышает их предложение. В то же время, как показывает анализ демографической ситуации, в 2010 г. количество выпускников школ сравняется с количеством мест в учебных заведениях, финансируемых из государственного бюджета и, следовательно, состояние рынка образовательных услуг во втором десятилетии XXI в. можно будет охарактеризовать как «рынок покупателей». В этом случае покупатели образовательных услуг будут «диктовать» свою цену учебным заведениям, реализующим платные образовательные услуги. Конкуренция на рынке образовательных услуг неразрывно связана с монополией, которая проявляется в монополии государства на производство и реализацию образовательных Так, из общеобразовательных школ 63800, или 98%, государственные, из 2809 средних специальных учебных заведений 2627, или 94%, государственные, из 1046 высших учебных заведений 654, или 63%, государственные . Монополию государства на рынке образовательных услуг можно охарактеризовать как искусственную устойчивую монополию, при которой государственные учебные заведения сосредоточили в своих руках производство и реализацию основной массы образовательных Эта искусственная устойчивая монополия затрудняет функционирование механизма свободной рыночной конкуренции. Одно из основных направлений реформирования российской образовательной системы на современном этапе это регионализация образования, то есть передача основной массы учебных заведений из ведения федерального центра в ведение субъектов Российской Федерации и, соответственно, изменение основного источника бюджетного финансирования. В связи с недостаточностью бюджетных средств уже начался процесс сокращения числа бюджетных мест в государственных учебных заведениях. Увеличение числа платных мест приведет к постепенному выравниванию условий функционирования государственных и аккредитованных негосударственных учебных заведений. Этот процесс вызовет постепенное вытеснение искусственной устойчивой монополии государственных учебных заведений на рынке образовательных услуг и, как следствие, приведет к совершенствованию условий функционирования рынка. Литература 1 Конкурентоспособность высшего учебного заведения в образовательном пространстве региона. [Текст] / под общ. ред. А.П. Жабина. Самара: Изд. центр СГЭА, с. 2 Ченцов, А.О. О бизнесе образовательных услуг [Текст] / А.О. Ченцов // Высшее образование в России С Борисов, Е.Ф. Экономическая теория: курс лекций для студентов высших учебных заведений. [Текст] / Е.Ф. Борисов. М.: Общество «Знание» России. Центральный институт непрерывного образования, с. 4 Райзберг, Б.А. Современный экономический словарь. [Текст] / Б.А. Райзберг, Л.Ш. Лозовский, Е.Б. Стародубцева. 4-е изд., перераб. и доп. М.: ИНФРА-М, с. 5 Российский статистический ежегодник. [Текст]. 2004: стат. сб./ Росстат. М., с. 6 Миханова, Н. Учиться рад платить нечем. [Текст] / Н. Миханова, Е. Тимофеева // Российская газета Формирование высокообразованной, духовно богатой и граждански активной личности главный социальный заказ республики системе образования. [Текст] // Республика Башкортостан Сало, М. По-японски мудр и образован. [Текст] // М. Сало, Д. Мисюров, Н. Кульбака // Платное образование С Зайцев, Н.Л. Краткий словарь экономиста. [Текст] / Н.Л. Зайцев. М.: ИНФРА-М, с. 10 Носова, С.С. Основы экономики: учебник. [Текст] / С.С. Носова. 2-е изд., перераб. и доп. М.: КНОРУС, с. 156


А. М. Попов ОСОБЕННОСТИ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ НЕГОСУДАРСТВЕННОГО СЕКТОРА ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БАШКОРТОСТАН, ОРЕНБУРГСКОЙ И САМАРСКОЙ ОБЛАСТЯХ В КОНЦЕ XX НАЧАЛЕ XXI ВЕКА Раскрываются особенности

МАРКЕТИНГ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ: АНАЛИЗ ОТЕЧЕСТВЕННОГО И ЗАРУБЕЖНОГО ОПЫТА Петривний К.В. Оренбургский государственный университет, г. Оренбург На сегодняшний день образование - это одна из наиболее динамичных

УДК 338.46:378 Л.М. Дресвина * ФОРМИРОВАНИЕ КОНКУРЕНТНОЙ СТРАТЕГИИ ВУЗА И РОЛЬ КОММЕРЧЕСКОГО НАБОРА ОБУЧАЮЩИХСЯ, В ПОВЫШЕНИИ ЕГО КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ** Данная статья обосновывает необходимость определение

Гузакова О.Л. ВНЕШНИЕ РИСКИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РОССИЙСКИХ ВУЗОВ Вологодский государственный педагогический университет В статье рассматриваются основные внешние риски, влияющие на деятельность российских вузов.

УДК 338.242.2 СИСТЕМА ЭФФЕКТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ УСЛУГАМИ В ОБЛАСТИ ПРОМЫШЛЕННОГО ДИЗАЙНА Андрей Игоревич Кленин Аспирант 1 года, кафедра «Финансы», Московский государственный технический

ОПРОС РУКОВОДИТЕЛЕЙ УЧРЕЖДЕНИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Критерии отбора респондентов Сведения об учреждении: Объем выборки В т.ч. по уровням Тема СПО НПО Должность респондента Стаж работы на этой

ISSN 2079-8490 Электронное научное издание «Ученые заметки ТОГУ» 2014, Том 5, 4, С. 1385 1391 Свидетельство Эл ФС 77-39676 от 05.05.2010 http://pnu.edu.ru/ru/ejournal/about/ [email protected] УДК 338.24

УДК 338.4 КОНКУРЕНЦИЯ НА РЫНКЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ Василенок В.Л., Кургузова Е.Я. Санкт-Петербургский государственный университет низкотемпературных и пищевых технологий COMPETITION IN THE MARKET OF

КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «Нормативно-правовое обеспечение образования» Тематический план 1. Конституционное право граждан на образование. 2. Система образования РФ. 3. Образовательные учреждения.

Государственная политика в сфере ОБРАЗОВАНИЯ Государственная политика в сфере образования - совокупность нормативных, материально-технических и идеологических усилий для обеспечения деятельности системы

ЭКОНОМИКА 101 А.В. Башарина Влияние социально-демографических факторов на рынок образовательных услуг в сфере высшего профессионального образования в регионах Российской Федерации За последние годы система

III ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА УДК (470.53) В.А. ШЕРСТНЕВ, к.геол.-мин.н., начальник отдела проектов, ученый секретарь Совета ректоров вузов Пермского края ФГБОУ ВПО

2 1. Распределение государственного задания на подготовку специалистов по уровням высшего профессионального среди подведомственных вузов 1.5. Подготовка предложений по введению в целевые показатели эффективности

В. Г. Халин канд. физ.-мат. наук, заведующий кафедрой информационных систем в экономике Санкт-Петербургского государственного университета ФИНАНСИРОВАНИЕ РОССИЙСКОЙ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

1. Общие положения 1.1. Институт дополнительного образования (далее - Институт) Государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования Самарской области «Самарская государственная

Электронный научный журнал. 2012. 48(12). C. 4. 3. Ивлева Н.А., Иголкин С.Л. К задаче выбора инструментов для реализации процедуры кластеризации филиалов банковской сети // Территория науки. 2007. 2. С.

СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ кафедры «Экономика, менеджмент и маркетинг» Тульского филиала Финуниверситета на 2016-2020 гг. Реформа ВПО РФ и ее влияние на развитие кафедры На современном этапе модернизации российского

В ЧЕЛОВЕЧЕСКОМ ОБЩЕСТВЕ НЕТ НИ ОДНОЙ СФЕРЫ ЖИЗНИ, НИ ОДНОЙ ПРОФЕССИИ, НИ ОДНОЙ СТРАНЫ, ГДЕ БЫ ЧЕЛОВЕК МОГ ЧУВСТВОВАТЬ СЕБЯ АБСОЛЮТНО НЕЗАВИСИМЫМ ОТ МИРА ЭКОНОМИКИ, МОГ МАХНУТЬ РУКОЙ НА ЕЕ ЗАКОНЫ СОВРЕМЕННАЯ

СОДЕРЖАНИЕ Стр. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 5 1.1. Область применения программы 5 1.. Место учебной дисциплины в структуре образовательной программы 5 1.3. Цель и задачи учебной дисциплины

Социальные аспекты доступности высшего образования C.В.Шишкин МЕЖДУНАРОДНЫЙ СИМПОЗИУМ «ФОРМИРОВАНИЕ КОНТИНГЕНТА ИНЖЕНЕРНО- ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА: МИРОВОЙ ОПЫТ И ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ» Москва,

Чения, но более низкую, чем его предельный продукт после обучения (работник, уволившись, не получит в другой фирме большую заработную плату). Таким образом, при специфической профессиональной подготовке

Вопросы отраслевой и региональной экономики Л.Г. МУРАВЬЕВА Отрасли экономики Сахалинской области, перспективные для открытия малых предприятий Исследуются тенденции развития малого предпринимательства

СТАТИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ИНФРАСТРУКТУРЫ СФЕРЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ РЕГИОНА Подосенова И.А., Леушина Т.В. Оренбургский государственный университет, г. Оренбург Образование явление многоаспектное и непосредственно

ОБЗОР РОССИЙСКОГО РЫНКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ КРЕДИТОВ AnalyticResearchGroup Данный материал предназначен для частного использования. Цитирование, копирование, публикация, продажа, рассылка по электронной почте,

УДК 331.101.262:001.895(1) ключевые слова: потенциал, трудовой потенциал, кадровый потенциал, инновационная деятельность, кадровый потенциал инновационной деятельности в стране (регионе) ОЦЕНКА КАДРОВОГО

О.В. Польдин, А.М. Силаев, ГУ-ВШЭ, Нижний Новгород Внутривузовская и межвузовская сегментация образовательных программ по результатам ЕГЭ абитуриентов 1. Введение Высшее образование в Российской Федерации

281 Разработка продуктового ряда факторинговой компании 2009 М.В. Леднев Московская финансово-промышленная академия (МФПА) В статье дано авторское определение понятия факторингового продукта, представлена

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ЕГЭ: КУДА И КОГДА МОЖНО ПОСТУПАТЬ? Результаты ЕГЭ Результаты государственной (итоговой) аттестации (для ОУ) Результаты вступительных испытаний (для вузов и ссузов) Использование

М.М. Юдкевич СИГНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА И ЦЕЛИ УНИВЕРСИТЕТОВ (КОММЕНТАРИЙ К СТАТЬЕ ПАТРИКА ХИЛИ «ВУЗЫ: БИТВА ЗА ПРОФЕССУРУ») Образование: сигнал качества и товар Зачем люди получают высшее образование, если часть

Публичная декларация целей и задач министерства образования, науки и молодежной политики Краснодарского края на 2016 год ЗАРАБОТНАЯ ПЛАТА В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ КЛЮЧЕВЫЕ ЦЕЛИ 1. К 2018 году средняя заработная

Финансово-экономический аспект развития дистанционного образования (на примере Современного гуманитарного института) Ткаченко Е.Н., Попов Е.В. Современный гуманитарный университет (Бийский филиал) Экономика

Горячева А.Д., магистрант, Московский государственный университет приборостроения и информатики Дифференциация как конкурентная стратегия высшего учебного заведения В статье рассматриваются особенности

ПРОБЛЕМЫ МОДЕРНИЗАЦИИ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (НА ПРИМЕРЕ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ) Задорина М.А. Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина В 2014 году Президент

ВЫБОР ОПТИМАЛЬНОЙ СТРАТЕГИИ ПРОДВИЖЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УСЛУГИ Введение 6 А.С. Шемякин Отечественная бюджетная система высшего образования постепенно переходит на платную основу. В стране появились многочисленные

Особенности и проблемы российского рынка услуг дополнительного образования детей Каракчиева И. В. Каракчиева Инна Викторовна / Кarakchieva Inna Viktorovna - старший научный сотрудник, Управление научно-исследовательских

Эта часть работы выложена в ознакомительных целях. Если вы хотите получить работу полностью, то приобретите ее воспользовавшись формой заказа на странице с готовой работой: https://www.homework.ru/finishedworks/319967/

И. Г. Голышев (Казань) МОДЕЛЬ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ РЕГИОНАЛЬНЫХ РЫНКОВ ТРУДА И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ В СФЕРЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Статья посвящена отражению характера и форм интеграционного взаимодействия образования

ВЫПИСКА ЗАКОН КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ г.бишкек, от 30 апреля 2003 года N 92 Об образовании (В редакции Законов КР от 28 декабря 2006 года N 225, 31 июля 2007 года N 111, 31 июля 2007 года N 115, 20 января

МОНИТОРИНГ ЭКОНОМИКИ ОБРАЗОВАНИЯ Информационно-аналитические материалы по результатам социологических обследований Выпуск 3 215 Мониторинг экономики образования реализуется Национальным исследовательским

Определение форм взаимодействия вузов и предприятийработодателей И. П. Тавлуй Национальный университет биоресурсов и природопользования Украины Общество, которое ориентируется на позитивные изменения,

1 Тесты Вариант 1 1. Состав бюджетной системы государства зависит от: 1) численности населения; 2) формы государственного устройства; 3) уровня социально-экономического развития государства; 4) модели

СРЕДНЕСРОЧНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ИЗМЕНЕНИЯ ПОКАЗАТЕЛЕЙ И ПРОБЛЕМЫ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ Комкина Т. А. Проводится анализ показателей развития системы образования в России, делается прогноз показателей системы

Г. Н. Лищина Общая характеристика системы профессионального образования Тульского региона Аннотация: в статье рассматриваются основные показатели системы начального, среднего и высшего профессионального

1 УДК 332.56.3 ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИИ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ Вострокнутов А.Е., соискатель Кубанский государственный аграрный университет Першакова

ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ к проекту федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» Принятие и реализация Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», в том числе

«Утверждено» Ученым советом МГИМО (У) МИД России Председатель Совета Ректор А.В. Торкунов Протокол 12/09 от «17» марта 2009 г. ПОЛОЖЕНИЕ о магистерской подготовке (магистратуре) в МГИМО (У) МИД России

Нижний Новгород. ПРАВИЛА ПРИЕМА размещены на сайтах университетов 16 ноября 2015г. ОДНОВРЕМЕННОЕ ПОСТУПЛЕНИЕ В НЕСКОЛЬКО ВУЗОВ, НА НЕСКОЛЬКО СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ (НАПРАВЛЕНИЙ ПОДГОТОВКИ) Бакалавриат, специалитет

АНАЛИЗ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ РЫНКА ТРУДА В РОССИИ. Джек А.А. Тюменская государственная академия мировой экономики, управления и права Г.Тюмень, Россия ANALYSIS AND FORECASTING OF LABOUR MARKET IN RUSSIA. Jack

1 2 Содержание Основные положения 3 Требования к проведению и подготовки к собеседованию 4 (тестированию) 3 Основные положения Вступительные испытания на бакалавриат проводятся предметной экзаменационной

Приложение 1 к постановлению Главы Муромцевского муниципального района от 12.10.2012 478-п Долгосрочная целевая программа Муромцевского муниципального района Омской области "Развитие субъектов малого и

Андрущак Григорий Викторович, советник ректора НИУ ВШЭ зав. лабораторией анализа и моделирования институциональной динамики, Текущее состояние системы профессионального образования В настоящем разделе

A.B. Мальцев РЕЗУЛЬТАТЫ ВСТУПИТЕЛЬНЫХ ИСПЫТАНИЙ НА ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ В 2004 ГОДУ ПО ИТОГАМ ЦЕНТРАЛИЗОВАННОГО АБИТУРИЕНТСКОГО ТЕСТИРОВАНИЯ Демографическая ситуация в нашей стране давно стала предметом

ВЛИЯНИЕ СФЕРЫ УСЛУГ ОБРАЗОВАНИЯ НА СОЦИАЛЬНО- ЭКОНОМИЧЕКОЕ РАЗВИТИЕ РЕГИОНА (на примере Республики Карелия) Поташева О.В. Основа современной действующей экономики в наращивании качества жизни, но не просто

НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ САМАРСКАЯ ГУМАНИТАРНАЯ АКАДЕМИЯ Филиал в г. Тольятти «УТВЕРЖДАЮ» Председатель УМК филиала СаГА в г. Тольятти Закомолдин

Потребительский рынок 61 Потребительский рынок УДК 338.46:334.735 Т. Н. Сыроед, кандидат экономических наук, профессор Белорусского торгово-экономического университета потребительской кооперации В. А.

РОССИЙСКИЙ РЫНОК ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ Данное исследование подготовлено МА Step by Step исключительно в информационных целях. Информация, представленная в исследовании, получена из открытых источников

ЧАСТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «АКАДЕМИЯ СОЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ» Рабочая программа дисциплины С3.Б.13 Правовое регулирование маркетинговой деятельности Уровень высшего образования

Вестник ТГЭУ. 3. 06 Отраслевые рынки товаров и услуг Е.М. ЗАИЧЕНКО Анализ спроса на образовательные услуги в сфере высшего профессионального образования г. Владивостока Рассмотрены основные тенденции в

Вестник Пензенского государственного университета 2, 2013 УДК 378.146 А. И. Влазнев, С. А. Влазнева СИСТЕМА НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ОТ ВУЗА К АСПИРАНТУРЕ Аннотация. В статье на основе статистических

НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРОФСОЮЗОВ» Утверждена Ученым советом экономического Факультета 6 от 25

Государственный комитет РФ по высшему образованию Научно-исследовательская программа Университеты России УНИВЕРСИТЕТЫ РОССИИ: ПРОБЛЕМЫ АВТОНОМИИ И РЕГИОНАЛЬНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ Ответственный редактор профессор

Учебная литература по гуманитарным и социальным дисциплинам для высшей школы и средних специальных учебных заведений готовится и издается при содействии Института «Открытое общество» (Фонд Сороса) в рамках

Областное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Рязанский медицинский колледж» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ЭКОНОМИКА ОРГАНИЗАЦИИ 2016 г. СОДЕРЖАНИЕ 1. ПАСПОРТ

ОГЛАВЛЕНИЕ 14.1 О ПРИЕМЕ В ВУЗЫ И СРЕДНИЕ СПЕЦИАЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ. ПРИЕМ В УЧРЕЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ, В Т. Ч. ЛЬГОТЫ... 3 О примерных программах вступительных испытаний в высшие учебные заведения...3 Письмо