Философия экономики как отрасль знания. Что есть «философия экономики»? Харьковский национальный экономический университет

Философия экономики как отрасль знания. Что есть «философия экономики»? Харьковский национальный экономический университет

Для чего нужна философия экономики? Очевидно, она должна играть роль дисциплины, связующей между собой философию как глобальную науку о всеобщих законах и принципах всего существующего и экономику как частную науку о хозяйстве. Однако, на наш взгляд, интегративная функция - далеко не единственная в наборе всех функций философии экономики, - а лишь одна из ее функций.

Но сначала - определение самих «функций» философии экономики.

Функции философии экономики - это те задачи, которые философия экономики выполняет в исследовании хозяйственных процессов, и как, в чем конкретно она способствует развитию экономической науки.

Всего, на наш взгляд, речь должна идти о шести функциях философии экономики: мировоззренческой, методологической, критической (скептической), культурогенетической, прогностической и интегративной.

Разберем их более детально.

Мировоззренческая функция

Мировоззренческая функция философии экономики заключается в том, что философия экономики оказывает существенное влияние на формирование мировоззрения как профессиональных экономистов, так и на мировоззрение всех хозяйствующих субъектов. Философия экономики здесь как бы закладывает общий базис знаний для целостного видения экономических явлений и процессов, их схватывания в масштабной перспективе.

Мировоззрение можно определить как совокупность взглядов, принципов и убеждений, фиксирующих отношение человека к окружающей его природной и социальной действительности. Помимо мировоззрения, можно также вести речь о мироощущении, мировосприятии, миропонимании , но именно мировоззрение является высшей формой рефлексии человека в отношении окружающего его мира.

Экономическое мироощущение - восприятие экономической действительности посредством органов чувств, - так сказать, внешним образом.

Экономическое мировосприятие - целостное, тотальное экономическое мироощущение; здесь мир хозяйственных явлений предстает в наиболее полной форме.

Экономическое миропонимание - целостное, тотальное экономическое мировосприятие, когда к органам чувств подключается разум, рациональность, рациональный анализ.

Экономическое мировоззрение - совокупность взглядов, принципов и убеждений, определяющих место каждого субъекта» в его системе отношений с миром хозяйства, - а через него, - в целом с обществом и природой.

Именно в отношении экономического мировоззрения философия, и, в частности, философия экономики играют роль теоретического ядра для формирования теоретических взглядов экономистов, находящих выражение в создаваемых ими экономических теориях и моделях. Естественно, что не все экономисты так или иначе ощущают в себе это «теоретическое ядро», некоторые, возможно, вообще будут отрицать влияние философии на формирование их мировоззрения. Однако, такое «ядро» все-таки существует, и временами можно даже прямым образом установить связь между приверженностью того или иного экономиста определенной философии и его симпатиями к конкретному экономическому направлению .

Методологическая функция

Методологическая функция философии экономики заключается в том, что философия экономики играет роль всеобщей методологии для экономической науки, заимствуя для этого принципы, разработанные философией в целом. Далее эти принципы проходят апробацию во всей методологии социальных и гуманитарных наук, а затем непосредственно в экономической методологии, - которая, в свою очередь, внедряет их в саму экономическую науку.

Приведем примеры нескольких таких принципов. Возможно, что все они покажутся кому-то чересчур элементарными, слишком простыми, слишком «детсадовскими» для современной эпохи, но это отнюдь не умаляет их значения.

Принцип развития.

Это принцип утверждает всеобщность развития, эволюции для рассматриваемой реальности, - относительно экономически речь должна иди об экономической (хозяйственной) реальности. Идея всеобщности развития начала прививаться в философии начиная с работ древних греков: Гераклита Эфесского, Протагора, Горгия, Сократа, Платона. Впоследствии принцип всеобщности развития для социальной реальности утвердили Гегель и Маркс, - в противоположность так называемой «метафизической» картине мира, где развитие или отсутствовало вообще или включало в себя только количественные изменения.

В экономической науке долгий период господствовала именно метафизика: хозяйство должно было принять некую идеальную форму (идеальный торговый баланс, рыночное равновесие и т.п.), а после того изменению подлежали лишь количественные параметры, а не качественные. Лишь марксизму, а впоследствии кейнсианству и институционализму, удалось внести принцип развития в картину экономической реальности. Новейшие направления экономики, такие как эволюционная экономика и новая экономическая история, еще более способствовали внесению идеи развития в экономическую науку.

Принцип детерминизма и принцип познаваемости мира.

Эти философские принципы утверждают идею всеобщей обусловленности всех явлений и идею их принципиальной познаваемости. Относительно хозяйственных феноменов можно сказать следующее: «Не существует непознаваемых хозяйственных процессов и явлений, все они связаны между собой и каждый хозяйственный процесс и явление имеет свою причину».

Принципы детерминизма и познаваемости мира уже практически сформировались в классической науке к началу XVIII века, и экономисты заимствовали их из философии без особых задержек и проблем, а готовым аналогом для них была ньютонианская физика и математика.

Принцип простоты.

Этот принцип в неявном виде предлагался еще античными философами, а более или менее классическую формулировку его предложил английский философ XIV века У.Оккам, и оттого принцип получил название «Бритвы Оккама».

«Бритва Оккама»: «Не умножай сущностей сверх необходимого». Иначе: «Не предлагай сложное объяснение там, где возможно простое».

Или: «Из всех объяснений сначала выбирай самое простое, а затем ищи более сложное».

Этот принцип (иногда еще его называют принципом «экономии мышления») играл и продолжает играть огромную роль в развитии экономического знания. Например, он требует от экономистов не увлекаться построением чересчур громоздких экономических моделей, не уходить в спекулятивно-идеологизированные схемы рассмотрения экономической реальности, а быть, грубо говоря, проще и ближе к жизни.

Принцип практической осуществимости.

Суть принципа следующая: «Все практически осуществимо, если это не нарушает законов природы и соответствует технологиям современной нам науки». Такая «детсадовская» формулировка не может не вызвать недоумения: неужели экономистам не знаком этот философский принцип?

Вероятно, знаком. Но экономисты явно не осознают всего огромного значения этого принципа (и почему-то не благодарят за это философию). Например, известно, в медицинской и фармакологической науке ежегодно вкладываются миллионы и миллиарды в поиск вакцин против неизлечимых болезней (ВИЧ-инфекция, бешенство и т.п.). Но кому известно, что такие вакцины вообще можно создать и они могут существовать в реальности? Этого никто не знает, но на помощь частным корпорациям и государству, инвестирующим в эти проекты, приходит именно принцип практической осуществимости: «Создание вакцины против ВИЧ- инфекции (бешенства и т.п.) возможно, поскольку это не противоречит законам природы и соответствует технологиям современной науки». Но кто-нибудь из серьезных инвесторов даст хотя бы один доллар или рубль для создания вечного двигателя или для построения космического корабля, способного двигаться с субсветовой скоростью? Никто, ибо первое противоречит законам природы, а второе не достижимо с точки зрения технологий науки начала XXI столетия.

Критическая (скептическая) функция

Критическая (скептическая) функция философии экономики представляет собой направленность философско-экономического знания на постоянный скепсис в отношении истин, вырабатываемых экономической наукой. Если экономическая наука в большинстве случае склонна считать эти истины абсолютными, то философия экономики рассматривает их большей частью как относительные истины, которые со временем могут быть изменены. Если экономическая наука, как и всякая «зрелая наука» (по Т.Куну), в некотором роде всегда догматична, то философия экономики считает, что все принципы и законы экономики должны на любом этапе ее развития подвергаться критике и критическому разбору, при условии, что это есть рациональная критика и рациональный разбор.

К примеру, обсуждая немного выше проблемы философии денег, мы указывали на то, что экономическая наука привыкла считать деньги вечным экономическим и социальным институтом. Но философия денег, однако, так не считает и смело ставит вопрос о «конце денег». Вечно ли

будут существовать деньги или когда-либо социальный институт денег прекратит свое существование? Пока что ответ на этот вопрос знают лишь писатели-фантасты, а экономисты и философы лишь гадают и предполагают ...

Культурогенетическая функция

Культурогенетическая функция философии экономики заключается в формировании философией экономики теоретических и методологических оснований для конструирования культурных ценностей и образцов для хозяйственного поведения.

Другими словами, философия экономики принимает участие в формировании и конструировании образцов и норм экономического поведения, выставляющих себя в качестве нормативно-духовных ценностей и идеалов данного конкретного общества, - т.е. того, что называется экономической культурой (или хозяйственной культурой). Очевидно также, что эти ценности и идеалы должны быть высокими, т.е. содержать в себе элемент духовности - как духовного опыта человечества с ярко выраженным в нем противостоянием добра и зла, высоких и низких ценностей, иначе сама по себе культурогенетическая функция философии экономики может быть истолкована превратно.

Прогностическая функция

Прогностическая функция философии экономики состоит в том, что последняя пытается прогнозировать, т.е. экстраполировать хозяйственное знание о прошлом и настоящем на будущие события экономической жизни. При этом философия экономики не предсказывает будущее «вслепую», а стремится сделать прогноз научным и разработать философско- методологическую базу как для частных, так и для глобальных экономических прогнозов: в этом аспекте прогностическая функция философии экономики сливается с ее методологической функцией.

Прогноз ни в коем случае нельзя смешивать с предсказанием. Предсказание - это, так сказать, гадание вслепую, - этим может заниматься даже не ученый, а любой человек. Предсказание всегда предполагает один исход, а прогноз - несколько возможных прогнозов («сценариев»).

У любого прогноза есть всегда «горизонт прогнозирования» - временной предел для данного прогноза, а у предсказания он отсутствует в принципе.

Правда, следует заметить, что философия экономики, в отличие, например, от экономической прогностики (экономической футурологии) не так жестко связана этими требованиями. В философии экономики вполне допустима некоторая «вольность» прогнозирования, и временами «прогнозирование» на границе с «предсказанием». Философия экономики - это действительно проблемы экономической науки, но это философские проблемы, а не какие-либо иные. Полет мысли и воображения в отношении будущего в философии может быть очень высоким, и при этом не обязательно связанным жесткими нормами, принятыми в научном прогнозировании.

Интегративная функция

Интегративная функция философии экономики заключается в том, что она играет роль медиатора (посредника) между экономикой и другими социально-гуманитарными и естественными дисциплинами, стимулирует экономическую науку к междисциплинарному взаимодействию и междисциплинарному синтезу, помогает осмыслить результаты, получаемые экономической наукой как полидисциплинарные, - т.е. как имеющие значение не только для экономистов, но для ученых - представителей других дисциплин.

Междисциплинарный синтез в экономической науке может осуществляться тремя основными способами: «экономический империализм», «экономическая вассальность» и «равноправное сотрудничество» .

«Экономический империализм» -метод исследования и тип междисциплинарного взаимодействия в социальных науках, при котором воспроизводится главный принцип экономической науки: эффективное достижение целей при дефиците средств; сами цели при этом могут быть различны и формулируются иными социальными науками: социологией, психологией, политической наукой и т.п.

Междисциплинарное взаимодействие между экономикой и иными социальными науками по типу «экономического империализма» активизировалось с 70-80х гг. XX века: и связано это, вероятно, с двумя основными причинами: во-первых, с отходом экономической науки от жестких канонов неоклассики и «вторым пришествием» институционализма как направлением, гораздо более «открытым» в направлении союза с другими социальными науками; и, во-вторых, со стремлением некоторых социальных дисциплин еще более «позитивизироваться», формализовать свой понятийный аппарат и методологический инструментарий под естественные науки - математику, физику и т.п., а также отчасти под экономику в

модели «Экономикса». Особенно сильному воздействию «экономического империализма» подверглись: гендерные исследования, демография, социология, история, политическая наука. В подавляющем большинстве случаев это влияние следует рассматривать как исключительно положительное - как в плане влияния на эволюцию самого экономического знания, так и в ракурсе развития той дисциплины, которая подвергается воздействию со стороны экономики. Например, в истории такое воздействие связано с популярностью методологии школы «новой экономической истории» и клиометрии, в политической науке - с возникновением «теории общественного выбора» и т.п.

«Экономическая вассальностъ» - это метод междисциплинарного взаимодействия между экономикой и другой наукой (другими науками), когда экономическое исследование ведется в соответствии с методологическими и теоретическими основаниями другой науки (ши, других наук).

«Экономическая вассальность» представляет собой обратную сторону «экономического империализма». Если в случае последнего «агрессором» на территории чужой науки выступает экономика, диктуя ей свои методы, то в случае «экономической вассальности» другая наука навязывает экономической науке свои теоретические схемы и свою методологию. На протяжении всей своей истории экономическая наука неоднократно подвергалась «набегам» со стороны других социальных наук, и, надо отметить, такие «набеги» в отдельные периоды развития экономической мысли были весьма успешными и оказывали глубокое воздействие на развитие экономической теории и методологии. Например, в немецкой экономической мысли второй половины XIX - первой трети XX вв. экономическая дисциплина побывала в роли «вассала» исторической науки, в советских общественных науках (с 1917 по 1991ый год) экономической науке пришлось играть роль «вассала» марксистко-ленинской философии и ее политического собрата - «научного коммунизма», и т.д.

Третий способ междисциплинарного синтеза можно условно назвать способом «равноправного сотрудничества».

«Равноправное сотрудничество» - это тип междисциплинарного взаимодействия, когда экономика и иная социальная наука в равной степени оказывают влияние на разработку каких-либо исследовательских проблем на «стыках» между собой, обогащая и углубляя как собственную, так и чужую теорию и методологию.

Наиболее классическими здесь следует считать современное взаимодействие между экономикой и социологией, а также между экономикой и психологией. Несмотря на отдельные поползновения «экономического империализма» и «экономической вассальности» у этих двух пар наук на первом месте всё же стоит междисциплинарное взаимодействие по типу «равноправного сотрудничества». «Экономическая социология» и «экономическая психология» в последние годы добились немалых успехов, применяя эффективное сочетание в первом случае - экономической и социологической теории и методологии, а во втором - экономической и

психологической теории и методологии. Достаточно успешным также следует признать «равноправное сотрудничество» экономической и исторической наук, экономической науки и гендерных исследований, экономической науки и науки права.

  • Естественно, это нельзя делать примитивным, вульгарным образом. Например, в нашем учебнике «Методы экономических исследований» на стр. 112-115приведен фрагмент рассуждений американского экономиста П.Кроссера (КроссерП. Экономический фикции, М., 1962), где как раз имеет место вульгарная попытка скоррелировать между собой у некоторых известных экономистов их экономическое и философское мировоззрение.
  • У советского писателя Вадима Шефнера в его фантастической повести «Девушка у обрыва» есть небольшое рассуждение по этому поводу, - так сказать,рефлексия из будущего: «Рассказ мой начинается в тот день, когда отменили деньги. ... В сущности, ничего особенного в этот день не произошло. Дело в том, чтопроцесс отмирания денег шел уже давно. Деньги не погибли внезапно, - они тихоскончались.... Последнее время они имели скорее значение статистическое, чемценностное. Если вам не хватало денежных знаков на покупку нужной вам вещи,вы просто вырывали из своей записной книжки листок и писали на нем «15 копеек» или «3 рубля» и платили им продавщице. Или просто могли попросить деньгиу любого прохожего, и он давал вам требуемую сумму и, не спрашивая вашегоимени, шел своей дорогой»// Шефнер В. Девушка у обрыва, М., 1991, с. 11.
  • Здесь и далее: Орехов А.М. Методы экономических исследований, с.294 - 296.

Внимание к философским проблемам экономики связано с коренными социально-экономическими преобразованиями в нашей стране, затрагивающими интересы всех слоев населения, и, кроме того, с тем, что в современном мире происходят глобальные перемены и в области мировой экономики, геополитики и социально-духовной жизни общества.
Философия экономики имеет свой предмет философии (см.: Самсин А.И. Основы философии экономики. М., 2003.С. 17). Она выступает как особый вид философско-экономического теоретизирования. Основываясь на общефилософских концепциях и принципах, эта дисциплина нацелена на рассмотрение основ экономического бытия как одной из важнейших сфер человеческой жизни и общества.
В отличие от экономических теорий, изучающих конкретные проявления экономических феноменов, в центре внимания философии экономики находятся общие проблемы экономической жизни, сущностные стороны экономических явлений и процессов. Философия экономики призвана дать представление о важнейших аспектах экономики, где воспроизводятся необходимые материальные условия существования людей. Нельзя забывать, что любое экономическое явление можно рассматривать с различных точек зрения. Взять, к примеру, базовую категорию «собственность». Она трактуется не только как сугубо экономический феномен отчуждения человека от средств производства, но и как юридическое отношение по поводу владения, распоряжения, пользования объектами собственности, имуществом. С позиции философии экономики собственность рассматривается, прежде всего, как субъектно-объектные отношения, как фактор влияния на основные сферы общественной жизни, на роль и положение человека в обществе.
Анализ экономических реалий осуществляется на основе применения философской методологии. Наряду с другими подходами, в том числе математическими, философский метод рассматривает экономику как многомерную и противоречивую систему. Однако именно философия задает общие ориентиры познавательной деятельности. В этом смысле она выступает как общая методология экономического познания. Философская методология разрабатывает теоретические средства наиболее полного отражения непрерывно изменяющейся экономической реальности, причем разработка диалектико-логических принципов познания осуществляется в тесном единстве с обобщением новейших достижений конкретных экономических наук. И, в конечном счете, все это придает практическую значимость методологической функции философии экономики.
Прежде чем приступить к изложению содержания философско-экономической проблематики, следует определить исходные положения, предмет и назначение этой дисциплины. Экономическая сфера - это сложная, многогранная система. Она входит в более широкую систему общества в целом. С самого начала надо подчеркнуть, что экономика имеет исключительную значимость. Многие мыслители отмечают, что именно она составляет материальную основу бытия. В сфере экономики производятся необходимые средства для существования человека, создаются ценности земной жизни людей. Экономика - это объективная реальность, с которой мы постоянно имеем дело в повседневности, это непременный атрибут нашего бытия. Как отмечал в свое время Г. Гегель, именно экономика является фундаментом гражданского общества. Человек пытался познать сущность и тайны экономики на протяжении многих столетий (См.: Ивин А.А. Философия истории. М., 2000).
Философия экономики рассматривает онтологические и методологические аспекты экономики. Это философское учение об экономической реальности.
Можно сказать, что философия экономики нацелена на осмысление основ экономического бытия как одной из важнейших сфер человеческой жизни и общества в целом. Опираясь на философские категории и принципы, она выявляет сущностные аспекты экономических явлений и процессов. Философский подход к экономической жизни предполагает высвечивание фундаментальных тенденций и закономерностей отношений человека с природой, с одной стороны, а с другой, - отношение человека к человеку в процессе трудовой деятельности.
В отличие от экономической теории, анализирующей конкретные формы экономических отношений, структурные элементы экономики, философия экономики ориентирована на понимании всеобщих, универсальных закономерностей развития хозяйственно-экономического мира. В центре ее внимания находятся принципиальные вопросы природы экономики, тенденции формирования материальных условий жизни человека и общества в целом. Философский угол зрения предполагает также выявления сущности поведения и деятельности человека в экономической сфере. Таким образом, речь идет о гуманистической составляющей предмета философии экономики.
Следует подчеркнуть, что во все времена люди задумывались над такими вопросами: Как выжить? Как обеспечить благосостояние? Что является источником богатства? Почему существует имущественное неравенство? И над множеством других общечеловеческих вопросов. Все они носят «смысложизненный» характер, ибо посвящены основам бытия людей. Это вопросы философские, социально-мировоззренческие. Ныне в быстроменяющемся мире, в условиях коренных социально-экономических преобразований в нашей стране эти проблемы становятся злободневными. Современный человек озабочен осмыслением общих тенденций социально-экономического преобразования. Конечно, сложные философские проблемы экономики обсуждались и раньше. Высказывалось множество суждений и точек зрения по этой проблематике. Вероятно, никогда в прошлом философские проблемы экономики не были столь волнующими, драматическими, как за последние годы.
Философия экономики представляет собой область исследования общих, глубинных процессов в экономике. Этот анализ осуществляется на основе философских традиций. Во-первых, речь идет о философской трактовке экономических знаний.
Иначе говоря, это стремление выявить и описать фактически сложившиеся структуры экономического знания и их адекватность объективным реалиям.
Во-вторых, философия выступает как методологическая база для рассмотрения экономических проблем. Принципиальное значение здесь приобретают знания законов и категорий диалектики, конкретно-исторический подход к выяснению экономической жизни. Существенную роль в анализе экономики играет философский принцип системности. Он требует обнаружения многоразличных сторон предмета, их единства, раскрытия элементов структуры. Он ориентирует познающего субъекта ставить в центр осмысления представление о целостности. В этом плане рассмотрение экономических систем и явлений предполагает их анализ в связи с другими социальными системами (политическими, правовыми, политическими, религиозными и т.д.). Известно, что однородность в описании и оценке экономических фактов, как правило, служит одной из основ догматизма. Нередко на практике увлечение узкими подходами в объяснении экономико-хозяйственных явлений приводит к экономизму, абсолютизации экономических точек зрения, к игнорированию духовно-социальных параметров.
Философский метод, будучи применен в комплексе с другими методами, способен помогать им в решении сложных теоретических и фундаментальных проблем. Нет, наверное, ни одной экономической теории, формирование которой не обошлось бы без использования философских представлений - о причинности, пространстве, времени и др. Эвристическая функция философского метода (диалектики как метода) показывает, что роль философии в развитии экономических теорий и взглядов весьма значительна, особенно, в отношении выстраивания гипотез и сценариев будущего развития экономики. Без мировоззренческих понятий и принципов невозможен прогресс любой науки. Категориальный аппарат философии («объект», «субъект», «системность», «развитие», «детерминизм», «необходимость», «закон», «структура», «случайность» и др.) все более глубоко проникают в частные науки, в том числе и экономические.
Однако было бы неверным полагать, что философская методология экономических исследований ограничивается диалектико-материалистическими подходами. Известно, что до сих пор велико влияние методологических идей немецкого социального теоретика М. Вебера. Он показывал роль ценностно-культурных ориентаций в экономике, вызревание западного предпринимательского духа в недрах протестантизма. Австро-американский философ-экономист
Й. Шумпетер большое значение придавал социологическим приемам и процедурам в процессе экономического анализа.
Следует подчеркнуть, что нельзя воспринимать философскую методологию как некий набор обязательных предписаний для экономики. Философская методология нацеливает на рассмотрение экономики с различных позиций, высвечивает основные тенденции и движущие силы ее развития и функционирования. Подобный угол зрения открывает богатые возможности для глубокого познания экономических явлений и процессов.

  • 6.Основной вопрос философии. Онтологическая и гносеологическая стороны основного вопроса философии.
  • 7.Материализм, идеализм и дуализм как основные философские направления.
  • 8.Философия развития. Исторические формы и особенности диалектики.
  • 9.Рационализм и иррационализм, эмпиризм и сенсуализм как ведущие принципы философского познания.
  • 10.Ценности в жизни человека и общества. Классификация ценностей.
  • 11.Религиозная, философская и научная картины мира.
  • 13.Природа как основа человеческого бытия.Взаимодействие природы и общества.
  • 14.Философия и экономическое мышление.Взаимосвязь категорий философии и экономики.
  • 15.Роль философии в анализе экономической сферы жизни общества.
  • 16.Философский анализ идеи информационного общества.
  • 17.Основные методы философии.
  • 18.Природа,общество,человек как объекты философского анализа.
  • 19.Становление философии.Философия и мифология.
  • 20.Философия и религия.Соотношение веры и знания,чувства и разума в освоении мира человеком.
  • 21.Философия как научно-теоретический тип мировоззрения.Специфика философского мировоззрения.
  • 22.Философия и культура.Роль философии в системе культуры.
  • 23.Философия и наука.Мировоззренческая и методологическая функции философии в формировании целостной картины мира.
  • 36. Наукоцентризм и эмпиризм философии Нового времени. Проблема научного метода в учениях ф. Бэкона и т. Гоббса.
  • 37. Рационалистическая философия р. Декарта. Учение о субстанции.
  • 38.Пантеистический монизм б. Спинозы
  • 39.Философская система г.В. Лейбница. Основные положения теории о монадах.
  • 40. Субъективно-Идеалистическая философия Берджи, Юма, Фихте. Солипсизм, сенсуализм, агностицизм.
  • 41. Философия французского Просвещения 18в. Основные направления и положения.
  • 42. Кант как основоположник немецкого классического идеализма. Априоризм и агностицизм Канта.
  • 43.Этнические взгляды Канта. Категорический императив как моральный закон.
  • 44. Философия Гегеля как представителя объективного идеализма. Диалектика Гегеля.
  • 45.Антропологический материализм л.Фейербаха.
  • 46. Иррационалистическая философия 19в.: Шопенгауэр, Кьеркегор, Ницше.
  • 47.Философия психоанализа з.Фрейда.
  • 48. Философия вульгарных материалистов (Бюхер, Молешотт, Фогт)
  • 49. Основные положения философии марксизма.
  • 50. Основные направления западной философии XX века: позитивизм, неопозитивизм, прагматизм, экзистенциализм
  • 51. Русская философия. Её основные этапы и особенности.
  • 52. Западничество, славянофильство и народничество как направления философии XX века.
  • 53. Основные идеи русской религиозной философской мысли в учениях в.С. Соловьева, н.А. Бердяева.
  • 54. Русский космизм как явление русской философской мысли: н.Ф. Федоров, к.Э. Циолковский, в.И. Вернадский.
  • 55. Онтология как раздел философии. Бытие как философская категория: понятие, основные характеристики, виды.
  • 56. Материя как философская категория. Проблема субстанции в философии.
  • 57.Материя и ее атрибуты: движение, пространство, время.
  • 58. Соотношение бытия и мышления как проблема философии. Материальное и идеальное.
  • 59. Проблема сознания в философии. Его сущность, структура и функции.
  • 2). Проблема
  • 4). Доказательство гипотезы
  • 5). Эмпирический (эксперимент, наблюдение, измерение,описание)
  • 6).Теоритический
  • 71. Предмет социальной философии в системе философского знания.
  • 72.Общество как объект философского анализа. Понятие общества в истории философии.
  • 73. Общество и человеческая культура. Специфика целостного подхода к познанию общества.
  • 74.Проблема соотношения материальных и идеальных, объективных и субъективных факторов развития.
  • 75.Научные революции и смены типов рациональности.
  • 76.Духовная жизнь общества и культура.
  • 77.Проблема смысла и направленности исторического процесса. Человек и исторический процесс.
  • 78.Понятие «человек», «индивид», «личность» и их взаимосвязь. Проблема свободы и ответственности человека.
  • 80.Основные проблемы философии техники.
  • 81.Глобальные проблемы современности и пути ее решения. Сценарий будущего.
  • 14.Философия и экономическое мышление.Взаимосвязь категорий философии и экономики.

    Философия экономики - это рассмотрение философских оснований экономической науки. Включает в себя философию хозяйства, собственности, товара и денег, экономической политики, принципов распределения, потребительского выбора в обществе, экономической природы бюрократии, а также хозяйственную этику. Философия экономики фокусируется на таких проблемах, как проблема «стоимости цены», которые не могут быть адекватно раскрыты без философской рефлексии. Социальные философы отмечают, что современное общество характеризуется высшим проявлением экономизма. По мере развития капитализма ценности и традиции, не сопрягающиеся с выгодой и эффективностью, теряют свое значение. Нынешнее состояние, новый этап развития капиталистических отношений, отличается еще большим воздействием рынка с его куплей-продажей, выгодой, прибылью. Духовные ценности (совесть, долг, любовь, патриотизм) утрачивают свою роль. Экономизм с его холодным расчетом, рациональностью, уничтожает саму почву духовности. Бездуховность экономического общества - это не отклонение или какая-то ущербность в организации и структуре. Бездуховность вытекает из его сути как выражение эгоистически-потребительского отношения к миру.

    I. Философия экономики и современность

    К началу 21 в. в наиболее развитых странах сформировалось глобальное экономическое общество, а также соответствующий ему тип человека - homo economicus. Доминирующей формой жизни становится социально организованный эгоизм. Новый этап в развитии общества характеризуется тем, что расчет, купля-продажа из сферы материального производства и потребления проникли в иные области жизни. Все это говорит о том, что происходит тотальная коммерциализация общества и сферы личной жизни людей. И в этом процессе огромная роль принадлежит средствам массовой информации как одному из важнейших социальных институтов, оказывающих влияние почти на все области деятельности.

    II. Особенности философии экономики в современной России

    Уникальность России заключается в наличии нескольких преимуществ: мощного научно-технологического и интеллектуального потенциала и богатейших природных ресурсов. Эти преимущества должны быть увязаны в единую систему поддержки экономического роста. Рынок обладает саморегулирующим свойством, что конкуренция и свобода предпринимательства, частной собственности раскрепощают хозяйственную инициативу людей, способствуют экономическому росту.Высказываются и соображения об экономической модернизации как результате проведения государственной политики по перекрытию потока денег за рубеж. Эти пути носят не столько сугубо экономический характер, сколько философско-онтологический смысл. Так как речь идет о состоянии и перспективах развития нашего общества. Речь идет о бытии, благополучии населения России. Экономика России переживает трудные времена. Неправильный передел собственности, рост коррупции привели к обнищанию многих слоев населения, к резкому социальному расслоению по уровню доходов. В этих условиях сложилась определенная система ценностей. Для большинства материально малообеспеченных россиян главным благом выступает возможность выжить, т.е. удовлетворить самые насущные потребности.Сейчас многие ученые утверждают, что нормальное развитие экономики в нашей стране требует духовно-нравственных устоев. В философской литературе духовность определяется как целостность ума, рациональности, с одной стороны, и нравов, чувств, - с другой. Специалисты отмечают, что в современных условиях происходит распад духовности. Причем этот кризисный процесс проявляется в результате экспансии принципов рациональности, распространения императивов информационности. Ум, знания, наука занимают лидирующее место в обществе, а вот чувственно-эмоциональный компонент, способность людей к сопереживанию, к добру отстает. Наблюдается так называемое обездушивание мира и отдельных людей. Философский подход предполагает анализ социального смысла духовности. Философия экономики имеет свой предмет изучения. Она выступает как особый вид философско-экономического теоретизирования. На основе общефилософских положении и принципов экономическая философия нацелена на рассмотрение основ экономического бытия как одной из важнейших сфер человеческой жизни и общества. В центре внимания философии экономики находятся природа экономической жизни, сущность стороны экономических явлений и процессов. Философия экономики призвана дать представление о важнейших аспектах экономики, где воспроизводятся необходимые материальные условия существования людей. Философия экономики рассматривает ключевую роль человека в развитии и функционировании экономики. Анализ экономических реалий осуществляется на основе применения философской методологии. Наряду с другими подходами, в том числе математическими, философский метод рассматривает экономику как многомерную и противоречивую систему. Однако именно философия задает общие ориентиры познавательной деятельности. В этом смысле она выступает как общая методология экономического познания. Философская методология разрабатывает теоретические средства наиболее полного отражения непрерывно изменяющейся экономической реальности, причем разработка диалектико-логических принципов познания осуществляется в тесном единстве с обобщением новейших достижений конкретных экономических наук. И, в конечном счете, все это придает практическую значимость методологической функции философии экономики.

    Философия экономики - это сфера философского знания о содержании и сущности экономической жизни человека в многогранной плоскости социума и гуманистическом аспекте в целом. "Философия экономики это также анализ философских основ экономической науки, которая включает в себя изучение философии хозяйствования и главных принципов распределения и причин того или иного выбора в обществе, экономической природы бюрократии, основ хозяйственной этики и многих других основополагающих теоретических и прикладных аспектов относительно взаимосвязи" связи отношение философия - экономика ". Философия экономики также пытается проанализировать категориальный аппарат экономики, исследовать культурную ценность тех или иных экономических факторов в контексте определенной исторической эпохи.

    Бытует мнение, что философия экономики не является простым сочетанием философии и экономики, философии в экономике или экономикой в ​​философии. Философия экономики является самостоятельной отраслью современного гуманитарного знания. Она широко и всесторонне использует философский, экономический категориальный аппараты, пользуясь одновременно собственными понятийным сроками, методами, средствами. Поэтому философия экономики - это разновидность прикладного философского знания, изучающая сущность экономики как отдельной сферы общественной жизни и сложной и многогранной системы ведения хозяйства.

    В то же время философия экономики трактует философское понимание содержания ряда основных экономических категорий: "экономика", "хозяйство", "производство", "труд", "деньги", "экономический человек", "свобода", "потребность", которые по своей сути и значению шире сферу экономики. Распредмечивания их содержания обеспечивает формирование общих знаний о природе хозяйственной деятельности, определяет ее место и роль в духовном бытии, морали, жизненном мире человека, то есть способствует постижению человекоизмерительной сущности экономики.

    Отметим, что понятие "экономика" имеет довольно много толкований. В разные исторические времена экономику объясняли как богатство, и как социальное (народное) хозяйство, и как стоимость, и как своеобразную, специфическую экономическое поведение. Обычно термин "экономика" функционирует в двух значениях:

    Хозяйство, сочетание средств, объектов и процессов, используемых индивидами для удовлетворения собственных потребностей путем создания первоочередных благ, условий и средств существования с помощью труда;

    Наука о хозяйстве и средства его ведения, об отношениях между людьми в процессе производства и потребления, обмена товарами и услугами.

    Говоря об этимологии этого слова отметим, что термин "экономика" происходит от греческого слова "ойкономия" (дом, закон), что обозначало правила ведения домашнего хозяйства. Вероятнее всего, что базовые принципы ойкономии впервые начал разрабатывать греческий мыслитель Аристотель путем изучения и анализа таких феноменов, как разделение труда, обмен, деньги, стоимость. Именно его концепция на довольно длительное время определила характер и основные направления развития экономического знания. В частности философ популяризировал идею натуральности хозяйств, тем не менее функционировали в системе городов-полисов. В этом контексте полис как гармоничное объединение хозяйств в его учении возникает с одной стороны основным экономическим фактором, а с другой - средством обеспечения нравственного совершенствования и самореализации его граждан. Такое хозяйство Аристотель называл естественным.

    В то же время Аристотель обращался и к факту производства продукции для обмена (рынка), что, по его мнению, было неестественным, поскольку рыночные формы направлены не на самообеспечение и удовлетворение естественных потребностей, а на обменную стоимость и накопления денег. А это разжигает желания, страсти людей, вызывает разрушение основного принципа жизнедеятельности (воздержания, меры), делает людей ненасытными, поскольку объемы денежного богатства, в отличие от владения необходимыми для жизни продуктами, не имеют естественной границы роста. Форму экономической деятельности, направленную на накопление денег, Аристотель называл "хрематистикой)", которая, по его убеждению, к нарушению гармоничности отношений в системе хозяйство - полис - космос.

    Позже, с развитием капиталистических форм хозяйствования, сформировался новый тип экономического мышления для которого деньги является главным инструментом представления и анализа богатства, а сам круговорот богатства обуславливается наличием или отсутствием денег. На авансцену общественной жизни выходит одна из первых научных форм экономического знания - политическая экономия. Политическая экономия - это экономическое учение о определяющие закономерности производства, распределения и обмена материальных благ в обществе на разных этапах его исторического развития. Основателем политической экономии считают британского ученого Адама Смита (1723 - 1790), который фокусировал внимание на том, что богатство - это не деньги или золото, а продукт труда, важнейший фактор хозяйственной жизни и фактор хозяйственной деятельности.

    Главными мотивами экономической деятельности людей, по А. Смиту, есть потребности и обмен продуктами для их удовлетворения. В актах обмена оказывается принципиально отличная по своей природе от потребностей мера, определяет равноценность и отличие вещей. Эта мера является объективной и не зависит от настроений, желаний людей. Круговорот товаров, денег, богатств, утверждал Смит, происходит благодаря вложенной в товары труда. Поставленная А. Смитом на научную основу политэкономия вывела экономическую науку на новый качественный уровень. Но в конце XIX в. проявились некоторые ее недостатки, противоречия, которые сделали невозможным решение актуальных для того времени экономических проблем. В частности, с помощью трудовой теории стоимости, которая была положена в основу политэкономии, не удалось объяснить природу экономики, ее историческое развитие, а также особенности экономического процесса.

    В поисках новых теоретических подходов к решению назревших проблем экономическая наука в конце XIX в. существенно изменила свой предмет и свое название. Термин "политическая экономия" уступил понятию "экономика", или "экономикс". Экономико - это аналитическое учение, занимается исследованием проблем эффективного использования ограниченных производственных ресурсов (труд, капитал, земля, деньги, предпринимательские способности, знания), управление ими с целью производства товаров и услуг и достижения максимального удовлетворения растущих материальных потребностей людей. Экономикс практически полностью отвергает присущую для политической экономии социально-нравственную составляющую, зато производит своеобразный математизированных миф о оптимизационный поиск максимального производительного эффекта при ограниченных производительных ресурсов, ориентация на учет неуклонно растущих потребностей населения.

    Она настраивает думать лишь о рационализации ежедневных управленческих и самоуправленческих действий потребителей, производителей и любых других агентов, которые принимают экономические решения. То есть, в отличие от политической экономии, для которой доминирующими являются "труд" и "капитал", экономикс популяризирует новую экономическую реальность - субъекта, который способен принимать хозяйственные решения.

    С точки зрения новой экономической теории, основной целью производства и обмена является получение максимальной прибыли, наиболее полное удовлетворение всевозрастающих потребностей людей. Эту мотивацию уточняет действие закона, согласно которому полученное индивидом от единицы блага удовлетворения уменьшается с ростом количества этих единиц, находящихся в его распоряжении. Это означает, что все потребности имеют тенденцию к насыщению. Применение закона убывающей (уменьшение) полезности дало возможность усовершенствовать аналитический аппарат анализа поведения экономического субъекта. Поскольку полезная отдача от каждой последующей единицы блага снижается, а трудности, связанные с ее добычей растут (затраты труда в процессе производства, других благ в процессе обмена), непременно должно наступить время, когда дальнейшее приумножение благ вызовет не рост, а снижение удовлетворения. Такая ситуация может быть описана с помощью математических средств, причем возможное определение точки максимизации полезности, к которой должен стремиться экономический субъект. Таким образом, можно сделать вывод, что данное понятие претерпело ряд эволюционных трансформаций где философско-социальный взгляд на сущность экономического бытия человека фиксирует в нем диалектическое противоречие, решение которой предоставляет смыслового значения экономическо- ценностной ориентации ее конкретной экономического поведения, определение приоритетности собственных (субъективных), или общественных (объективных) интересов. А использование общепринятых в философии терминов, определяют структурные разделы философского знания - онтология, гносеология, аксиология, позволяет выстроить и соответствующую структуру философии экономики.

    Так, экономическая онтология (понимание объективной природы экономического бытия) анализирует отношение человека, общественного и индивидуального сознания, к проблеме соотношения планового и рыночного ведения хозяйственных дел. В то же время в философии экономики наблюдается сильная теоретическая оппозиция рыночной экономической мышлению - не только острая критика недостатков стихийно- рыночных механизмов, но и отрицание положительного назначения рынке. Свою позицию критики рынка аргументируют тем, что он вызывает хищническое отношение к природным ресурсам, разъединяет людей, обесценивает человеческую личность (рынок труда как общественное пространство производственных конкурентов). Поэтому предметом философского анализа экономической реальности является выявление положительных и отрицательных тенденций функционирования экономических структур, механизмов (рынок, предпринимательство, конкуренция систем, риски, "идеология" прибыли).

    Экономическая гносеология (познание сущности разновидностей, функций экономики) тесно взаимодействует с философско-экономической прогнозологиею и теории экономической практики (праксеология). Тем самым философия экономики выполняет свою методологическую роль в отношении конкретных экономических дисциплин, в том числе менеджмента и маркетинга, которые должны обучать людей не только эффективным, с точки зрения доходов, но и истинным в социальном смысле способам хозяйствования. Проблема истины является центральной в философии, прежде всего ее гносеологической (теоретико-познавательной) части.

    Отметим, что одной из главных концепций современной философии экономики является этизация экономической проблематики, обогащения понимания эффективности предпринимательской деятельности ценностным содержанием (общественное благо, справедливость, достоинство, честность, порядочность, свобода). Показательны в этом отношении труды немецкого профессора П.Козловськи (род. 1952), в которых он анализирует соотношение абсолютных моральных норм и экономической эффективности. По его убеждению, чисто прагматические устремления экономического человека (homo economicus) не только не способствуют, но и угрожают становлению социального равновесия. Поэтому рассуждения об экономической целесообразности нуждаются в дополнении требованиями социально-этического порядка - социальная защита, равенство возможностей. Рыночная экономика должна учитывать нормативы деонтологической этики - раздела этики, в котором рассматриваются проблемы долга и нравственных требований. В этом смысле рынок и конкуренция не могут толковаться как средство создания лучшего из всех возможных материальных миров. Рыночная экономика не означает, что во всем обществе должны царить рыночные отношения. Речь идет о том, что функционирование рыночной экономики не должно вызывать неизбежность рыночной культуры, образования, искусства, политики.

    Также некоторые исследователи указывают на ограниченность новейшей теоретической экономии, обращая внимание на ее расчленение на отдельные "сегменты", "зоны", что порождает различные противоречия познания. Интересы поверхностными взаимосвязями и отношениями, недооценка глубинных сущностных сфер экономического бытия, делает невозможным, на их взгляд, видение реальной целостной экономической системы, а чрезмерная глобально-математическая интерпретация объекта познания отводит взгляд от его экономической природы, вызывает восприятие его как виртуальной реальности, что связано с рисками получения неправильного результата.

    Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

    Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

    Подобные документы

      Сущность денег и их значение в развитии товарного обмена и производства. Эволюция и основные функции денег как важнейшего атрибута рыночной экономики, их формы и виды. Организация и развитие денежного обращения, особенности методов борьбы с инфляцией.

      курсовая работа , добавлен 16.12.2010

      Сущность и содержание понятия "теневая экономика". Факторы, структура и социальные функции теневой экономики. Влияние особенностей реформирования экономики на развитие теневого бизнеса. Возможные пути и подходы к решению проблем теневой экономики.

      курсовая работа , добавлен 14.11.2017

      Понятие и сущность рыночной системы экономики, модели смешанной экономики. Регулирование экономики и ее особенности в современном мире, субъекты и объекты регулирования рынка. Практическое применение способов регулирования в современной экономике.

      курсовая работа , добавлен 04.03.2010

      Эффективное управление экономикой предприятия. Основные понятия экономики, рыночной системы хозяйствования и сущности рынка. Теоретическая и прикладная экономика. Объекты и субъекты экономики. Рыночная система хозяйствования. Сущность и функции рынка.

      курсовая работа , добавлен 08.12.2008

      Особенности философии экономики в современной России, анализ социальных предпочтений и жизненных ценностей российских граждан. Хозяйство, экономика, рынок как базовые категории философии экономики. Структура экономики, сферы экономической системы.

      контрольная работа , добавлен 09.10.2009

      Сущность и основные категории рыночной экономики. Определение эластичности спроса и предложения. Функции рынка, классификация рынков, преимущества, недостатки и особенности современного рынка. Конъюнктура рынка: спрос, предложение и рыночное равновесие.

      реферат , добавлен 20.05.2010

      Экономическая роль и системная структура рынка. Сущность, происхождение и основные элементы его инфраструктуры, особенности формирования в России. Содержание функций рынка, его позитивные и негативные стороны. Государственное регулирование экономики.

      курсовая работа , добавлен 28.01.2011