Позитивная профилактика по вич тренинг. Конспект занятия с презентацией с элементами тренинга для подростков на тему: вич-инфекции спид. У молодежи сохраняются стереотипы, что

Позитивная профилактика по вич тренинг. Конспект занятия с презентацией с элементами тренинга для подростков на тему: вич-инфекции спид. У молодежи сохраняются стереотипы, что

Цель:

  • повышение уровня информированности по проблемам, связанным с ВИЧ/СПИД;
  • выработка и развитие навыков предотвращения заражения ВИЧ-инфекцией у подростков.

Задачи:

  • выяснить уровень информированности подростков по проблеме;
  • дать достоверную информацию о путях передачи ВИЧ, об обследовании на ВИЧ, о безопасном поведении, о возможностях предотвращения инфицирования;
  • сформировать у подростков навыки предотвращения заражения ВИЧ-инфекцией;
  • проверить уровень усвоения информации.

Материалы и оборудование: мел, ватман, разноцветные маркеры, фломастеры, бумага формата А-4, ручки для каждого участника; компьютер, проектор; видеопособие для подростков, педагогов, родителей «Наркозависимость» (центр практической психологии «Катарсис»), видеомагнитофон, телевизор; папки для участников с раздаточными материалами (анкеты, информационные листы, буклеты).

План занятия

№ этапа

Время

Продолжительность

Введение

Знакомство

Ожидания участников

Принятие правил работы группы

Оценка уровня информированности группы

Актуализация проблемы.
Игра «Листок с секретом»

Демонстрация видеофрагмента

Информационный блок (начало)

20-25 минут

Игра «Степень риска»»

Кофе-пауза

Информационный блок (продолжение)
Игра «Спорные утверждения»

Отработка практических навыков
Игра «Стул»

Понятие о групповом давлении

Игра «Ответственное решение»

Завершение работы

План-конспект

Введение (5 минут)

Этот этап может быть проведен в любой удобной форме, однако он задает тон последующей работы. Поэтому на этом этапе тренер должен создать демократическую, располагающую атмосферу. Хорошо, если ведущий расскажет о своей профессиональной деятельности, личных ожиданиях и о пожеланиях относительно предстоящей работы. Не рекомендуется ограничиваться высказыванием типа: «Меня зовут…».

Знакомство (10 минут)

Игра «Меня зовут…»

Цель: подготовить группу к предстоящей совместной работе и создать соответствующую обстановку и настрой.

Группа располагается кругом. Первый из участников пишет на ватмане свое имя и еще что-нибудь, связанное с именем. Например: «Меня зовут Максим, но друзья обычно зовут меня Максом». Каждый последующий участник делает то же самое. После того как последний участник напишет свое имя, ватман вывешивается на стену и остается там, на протяжении всего занятия.

Ожидания участников (10 минут)

На этом этапе следует выяснить ожидания участников с помощью вопросов по кругу (например, «Что вы хотите получить/узнать на этом семинаре?»).

После того как все участники расскажут о своих ожиданиях, ведущий обязательно сообщает им распорядок дня.

Принятие правил работы группы (10 минут)

Оценка уровня информированности группы (10 минут)

Для этой цели используется опросник, содержащий закрытые вопросы по теме «ВИЧ/СПИД» (Приложение 1).

Актуализация проблемы (15 минут)

Игра «Листок с секретом»

1. Всем участникам игры ведущий раздает карточки. Заранее сообщается, что каждый получивший карточку не должен показывать ее окружающим.

2. Членам группы предлагается «познакомиться» друг с другом. Ритуал знакомства организуется следующим образом. Каждый из участников должен подходить к своему товарищу, приветствуя его определенной фразой: «Здравствуйте, я самый интересный человек, потому что я …» (называет свое хобби: «вышиваю крестиком», «изучаю японский», «по утрам стою на голове» и т. п.). На листке бумаги записывается имя человека, с которым участник «познакомился». Выигрывает тот, кто «познакомился с большим количеством людей.

3. Скажите следующее: «Изображенный вами процесс знакомства очень напоминает то, что происходит в обычной жизни с каждым из нас ежедневно. Все мы каждый день встречаемся, знакомимся и общаемся с множеством различных людей».

После этого в центр аудитории приглашаются те участники, у которых на карточке изображен минус. Ведущий говорит, что этим членам группы досталась печальная роль, они изображали людей-носителей ВИЧ.

Вопрос к группе: «Заметили ли вы в поведении «инфицированных» что-либо необычное?

4. Участникам группы предлагается определить с помощью своих записей «познакомились» ли они с «вирусоносителями».

5. Затем ведущий просит слева от «носителей» встать тех участников, у которых на карточке был нарисован плюс. Сообщается, что «плюсики» изображают людей, очень внимательных к своему здоровью и осторожных в своем поведении. Несмотря на то, что многие «плюсики» знакомились с «минусами», они не заразились вирусом благодаря соблюдению многочисленных правил.

Участникам группы предлагается вспомнить возможные пути распространения СПИДа (переливание крови, инъекция, половой контакт) и способы его профилактики (использование одноразовых мед. инструментов, осторожность при выборе сексуального партнера и применение презервативов)

6. «Нолики» изображают здоровых людей, наплевательски относящихся к своему здоровью. «Нолики» должны внимательно просмотреть список тех, с кем им удалось «познакомиться». Те «нолики», в списке которых оказались «минусы», переходят в группу «вирусоносителей», поскольку при общении с вирусоносителем человек, неосторожно относящийся к своему здоровью, имеет все шансы стать больным.

7. Групповая дискуссия по вопросам:

  • Почему у человека, использующего наркотики, есть все шансы стать ВИЧ-инфицированным?
  • Почему члены семьи наркомана имеют повышенный риск заболеть СПИДом?
  • Как объяснить тот факт, что 80 – 90 % больных СПИДом являются наркоманами?
  • Может ли заболеть СПИДом тот, кто попробовал наркотик единственный раз ради любопытства?
  • Можно ли считать одну пробу наркотика «простительной»: ведь при единственной пробе человек может и не заболеть?

Делается вывод, что СПИД – реальная цена, которую может заплатить человек, решивший познакомиться с наркотиками.

8. Рассказ о ситуации с ВИЧ/СПИД в г. Енисейске.

Демонстрация видеофрагмента (5 минут)

Фильм – «Правда из первых рук». О связи наркомании с распространением ВИЧ-инфекции.

Информационный блок (20 – 25 минут)

Этот этап можно начать с ответов на вопросы из опросников, которые вызвали массовое затруднение. Основной доклад построен в виде лекции – компьютерной презентации (Приложение 2).

Игра «Степень риска» (10 минут)

Цель: закрепить полученную информацию за счет самостоятельной оценки риска заражения ВИЧ-инфекцией при различных формах сексуальной активности и бытовых контактах.

На полу чертится линия – линия РИСКА. На одном ее конце размещается карточка с надписью «Высокий риск», на другом – «Риск отсутствует»; карточка «Небольшой риск» размещается ближе к середине линии.

Каждому участнику дается карточка с ситуацией контакта с ВИЧ-инфицированным человеком: поцелуй в щеку; уход за больным СПИДом; инъекция в лечебном учреждении; укус комара; оральный секс; множественные половые связи; половая жизнь в браке; прокалывание ушей; переливание крови; проживание в одной комнате с больным СПИДом; пользование чужой зубной щеткой; нанесение татуировки; плавание в бассейне; объятия с больным СПИДом; половой акт с потребителем наркотиков; пользование общественным туалетом; глубокий поцелуй; укус постельного клопа.

Каждый участник по очереди зачитывает надпись на его карточке и кладет ее на тот участок линии РИСКА, который, по его мнению, наиболее точно отражает степень риска заражения ВИЧ, охарактеризованной записью на карточке. Обсуждаются ошибки. Выстраивается правильная «линия риска».

Перерыв на чай/кофе (15 минут)

Информационный блок (продолжение).

Игра «Спорные утверждения» (20 минут)

Цель: эта игра, кроме информирования, дает возможность каждому участнику выяснить свои взгляды на проблему ВИЧ/СПИД, сделать их менее дискриминационными, а также двигательная активность во время игры позволяет восстановить внимание группы.

Материалы: 4 листа бумаги, на каждом из которых написано одно из следующих утверждений: «Совершенно согласен», «Согласен, но с оговорками», «Совершенно не согласен», «Не знаю/не уверен».

Прикрепите подготовленные листы с утверждениями по четырем сторонам комнаты. Ведущий зачитывает по одному несколько спорных утверждений, связанных с проблемой ВИЧ/СПИД. После того как утверждение произносится, участники сразу же должны разойтись и встать у тех листов, на которых отражена их точка зрения. Участников просят объяснить, почему они выбрали именно эти утверждения. Выслушав разные точки зрения, участники могут выбрать листы с утверждениями, более подходящими для них теперь.

Спорные утверждения:

  • Принудительное обследование на ВИЧ – единственный способ сдержать распространение инфекции;
  • ВИЧ-инфицированная женщина не должна рожать детей;
  • Все ВИЧ-инфицированные должны быть изолированы;
  • ВИЧ-инфекция – это наказание за гомосексуализм, наркоманию, сексуальную распущенность;
  • ВИЧ-инфицированные дети не должны посещать спортивные секции;
  • Это не справедливо, что на пенсии старикам у государства денег не хватает, а огромные суммы на лечение ВИЧ-инфицированных находятся;
  • Сексуальное воспитание должно пропагандировать безопасный секс;
  • Наркоман может умереть от СПИДа;
  • Государство должно наложить запрет на брак для ВИЧ-инфицированных граждан.

Обсуждение:

  • Какие чувства возникли у вас, когда вы размышляли над этими вопросами?
  • Легко ли было высказывать свою точку зрения перед всеми участниками, особенно, когда вы оказывались в меньшинстве?
  • Легко ли было изменить свою точку зрения?

Отработка практических навыков.

Цель этого этапа – приобретение участниками практического опыта ответственного поведения в ситуациях выбора. Для этого используется сочетание методов «мозгового штурма» и ролевой игры.

Игра «Стул» (10 минут)

Доброволец садится на стул. Группа должна уговорить его пересесть на другой стул любыми способами, но без применения физической силы, естественно.

Обсуждение:

  • К каким способам прибегали те, кто пытался заставить игрока пересесть на другой стул?

Понятие о групповом давлении (10 минут)

Скажите следующее: «Такие попытки заставить другого человека что-либо сделать без объяснения истинных причин, а лишь путем обвинений, лести, ссылок на других людей и т. п., называются давлением. Особенно трудно сопротивляться давлению со стороны группы людей, т. е. групповому давлению, т. к. человек обычно стремится быть членом какой-либо группы, соответствовать нормам и ценностям этой группы.

Мы довольно часто не можем противостоять групповому давлению и давлению одного человека, и уступаем, хотя вовсе не желаем этого (например, принимать наркотики, курить или вступать в половую связь). Получается, что это не наше решение, на самом деле, а нами помыкают другие люди. Очень важно уметь распознать ситуацию, когда на тебя пытаются оказать давление и уметь противостоять ему. Для того, чтобы принимать собственные решения, а не навязанные другим человеком или группой людей».

Демонстрируется и обсуждается слайд «Виды группового давления» (Приложение 3).

Игра «Ответственное решение» (20 минут)

Тренер предлагает участникам разбиться на две команды. Дается задание:

  • первой команде: придумать и записать как можно больше аргументов в пользу незащищенного сексуального контакта;
  • второй команде: придумать и записать как можно больше аргументов для отказа от этого предложения.

Ведущий описывает ситуацию: молодой человек и девушка вместе учатся в институте. Они встречаются уже два месяца. Им хорошо вместе, но девушка сомневается, что уже пришло время для более близких отношений.

В течение 7 минут команды придумывают аргументы. После чего каждая команда выбирает добровольца. Представитель первой команды будет играть роль молодого человека, уговаривающего свою девушку начать сексуальные отношения и не использовать при этом презерватив. Представитель второй команды будет играть роль девушки, которая ему возражает. Добровольцы садятся в центр круга и обсуждают ситуацию, приводя аргументы, выработанные на первом этапе (7 минут).

Обсуждение:

  • Возможна ли в жизни ситуация, которую вы только что видели?
  • Если бы это происходило на самом деле, чем бы закончился этот разговор?
  • Это как-то повлияло бы на дальнейшие отношения этой пары?
  • Какие еще проблемы, связанные с сексуальными отношениями, возникают у молодых людей?

Завершение работы (10 минут)

На этом этапе нужно подвести итоги проведенной работы. Выяснить, как участники усвоили информацию, можно с помощью анкеты (Приложение 1). Также можно провести упражнение «Ощущения»: ведущий просит каждого участника сказать, какие чувства у них вызвало данное занятие. Если есть возможность, можно вручить сувениры наиболее активным участникам, раздать всем папки с информационными материалами.

Литература

  1. Профилактика подростковой наркомании. Навыки противостояния и сопротивления распространению наркомании: Наглядно-методическое пособие / С. Б. Белогуров, В. Ю. Климович. – 2-е изд., стереотип. – М.: Центр «Планетариум», 2004. – 96 с.
  2. Я хочу провести тренинг: Пособие для начинающего тренера, работающего в области профилактики ВИЧ/СПИД, наркозависимости и инфекций, передающихся половым путем / Е. Яшина, Д. Камалдинов и др. – 2-е изд., стереотип. – М.: ГУП «Медицина для вас», 2003. – 206 с.

Тренинг по профилактике СПИДа

«Мы себя защитили! А вы?»

Педагог-психолог МБОУ «Комсомольская СОШ №1»

Комсомольского района, Чувашской Республики

Мельникова Надежда Александровна

Цель занятия: дать первичную информацию для участников тренинга о том, как передается и как не передается ВИЧ/СПИД. Научить избегать ситуации, в которых можно заразиться ВИЧ/СПИДом.

Оборудование:

Доска; - ватман;

Скотч; - ножницы;

Маркеры двух цветов;

Колечко, спички, и слоник для игры.

- надписи «высокий риск», «низкий риск», «риска нет»

Ход занятия:

1. Приветствие.

Здравствуйте! Я рада видеть вас. Сегодня мы с вами проведем тренинг о СПИДе. Сегодня вы узнаете, как защитить себя от страшной болезни, будут проводиться интересные игры.

Для успешной работы нам с вами надо познакомиться. А проделаем мы это с помощью упражнения «Я делюсь…»

Упражнение «Я делюсь…»

Задача : познакомить участников друг с другом и познакомиться с ними самому.

2. Принятие правил.

Перед тем как продолжить занятие я предлагаю вам выработать правила работы в группе. Вы будете называть по кругу правила, какие вы бы хотели, чтобы соблюдались в группе, а я их запишу на ватмане.

3. Основная часть.

Мини - лекция

Задача : ввести в тему занятия.

А теперь немного информации о СПИДе. Впервые случай этого странного заболевания был зарегистрирован в 1978 г. Позже ученые дали ему название СПИД и обнаружили вирус (ВИЧ), который его вызывает. До сих пор неизвестно, откуда пришел ВИЧ/СПИД. Одни считают, что он появился сначала у обезьян, другие – что его искусственно создали люди.

Точно известно одно: ВИЧ/СПИД – смертельное заболевание, от которого нет лекарства или вакцины . Эпидемия стремительно распространяется по всем странам и континентам. Больше всего от этого заболевания страдает молодежь в возрасте от 14 до 29 лет.

Сегодня в мире ВИЧ/СПИДом больны более 40 млн человек .

Каждую минуту в мире примерно 11 человек заражаются ВИЧ.

В России официально зарегистрировано почти 300 тыс. ВИЧ- инфицированных, но предполагается, что их по крайней мере в три раза больше.

80% ВИЧ- инфицированных в России – молодежь от 14 до 29 лет.

    В Чувашии ВИЧ- инфицированных 312 человек

Это данные официальной статистики. Но, скорее всего, ВИЧ- инфицированных гораздо больше. Многие живут с ВИЧ, даже не подозревая об этом. Они не сдавали анализы и, соответственно, нигде не зарегистрированы.

Итак, мы узнали не очень приятную правду. А теперь давайте с вами выясни степень вашей информированности. Упражнение называется «Живая диаграмма»

Упражнение «Живая диаграмма»

Задачи: выяснить степень информированности участников по данной проблеме.

Инструкция:

Все участники выстраиваются в линию, не касаясь друг друга, и закрывают глаза. Ведущий формулирует ряд утверждений. Если участник согласен с утверждением, он делает шаг вперед, если не согласен – шаг назад, если не знает ответа – остается на месте.

Утверждения могут быть, например, такими:

ВИЧ и СПИД – это одно и тоже.

ВИЧ можно заразиться, если пользоваться общей посудой с ВИЧ- инфицированным.

По внешнему виду человека, возможно, определить, есть ли у него ВИЧ.

Употребление инъекционных наркотиков – единственный путь заражения ВИЧ.

ВИЧ передается через кровососущих насекомых.

Если человек заразился ВИЧ, то тест сразу же покажет наличие вируса в его организме.

Чтобы обезопасить себя, можно сделать прививку против ВИЧ.

ВИЧ поддается полному излечению.

Если бы вы точно знали информацию, соответствующую утверждениям, вы остались бы в прямой линии. Но, как мы видим, все оказались в разных местах. А теперь следующее упражнение.

Упражнение «Тусовка»

Задача: дать группе понять, как быстро распространяется ВИЧ- инфекция; объяснить, что здоровье человека во многом зависит от его поведения.

Инструкция:

Ведущий объясняет участникам группы, что через несколько минут каждый из них окажется на тусовке. Он подчеркивает, что ВИЧ не передается через рукопожатия, но все они будут обмениваться рукопожатиями, символизирующими незащищенный половой контакт или введение наркотиков общим шприцем. Каждый может сделать три рукопожатия. Ведущий говорит, что на тусовке присутствуют два человека, инфицированных ВИЧ. ВИЧ- инфицированные будут точно так же обмениваться рукопожатиями с другими участниками тусовки, но при этом, уже после рукопожатия, подавать знак, заметный только тем, кому они пожимали руку, – например, щелкать пальцами или почесывать ладонь. Тот, кому передали секретный знак, передает его каждому при следующем контакте.

Ведущий просит поднять руку тех, кому не был передан секретный знак. Обычно таких людей в группе не оказывается.

«Сейчас мы наглядно увидели, как «ВИЧ-инфекция распространяется очень быстро. Сначала у нас было только два человека с ВИЧ, а теперь этим вирусом заражены практически все. Почему это произошло, и что мы могли сделать, чтобы избежать заражения?». (ответы учащихся )

Вывод: «Попав в рискованную ситуацию, мы можем вести себя по-разному: можем остановиться и избежать заражения, а можем идти дальше, руководствуясь принципом «нам уже все равно», «почему страдать должен только я один» или «авось пронесет».

Энергизатор – «Колечко» (10 мин)

Задача: снятие напряжения в группе .

Инструкция:

Каждому участнику раздается спичка. Ведущий надевает на свою спичку колечко и без помощи рук передает его стоящему рядом, тот должен так же без помощи рук передать колечко следующему и так продолжается до тех пор, пока колечко не дойдет до ведущего.

Упражнение «Жидкости организма»

Задача: помочь группе понять и запомнить, в каких жидкостях организма содержится ВИЧ.

Инструкция:

Ведущий говорит участникам группы, что они уже видели, насколько быстро может распространяться ВИЧ-инфекция, и объясняет, что для защиты от инфицирования каждый должен знать, какими путями ВИЧ передается, а какими – нет. Группе предлагается перечислить все возможные жидкости человеческого организма (не только те, в которых может присутствовать ВИЧ). После того как все жидкости перечислены и записаны на доске или ватмане, ведущий задает вопрос, в каких из них, по мнению участников, может содержаться ВИЧ. Сначала отмечаются жидкости, которые называют участники, затем – другим цветом – жидкости, в которых ВИЧ на самом деле присутствует в концентрации, достаточной для того, чтобы быть опасным для человека. Ведущий рассказывает группе об основных путях передачи ВИЧ-инфекции через отмеченные жидкости.

Упражнение «Оценка степени риска»

Задача: рассказать группе о существующих степенях риска и о том, в каких ситуациях риск может быть высоким, а в каких – низким.

Инструкция:

Ведущий говорит группе, что теперь, когда определены основные пути передачи ВИЧ, нужно понять, в каких ситуациях это может произойти с самими участниками.

Если человек правильно оценивает риск, ему легче защитить себя и своих близких. Всем участникам группы раздаются карточки, на каждой из которых описана какая- либо ситуация. Участникам дается время подумать над описанными ситуациями. Ведущий предлагает каждому участнику прикрепить доставшиеся ему карточки к соответствующему уровню на плакате. Прикрепляя карточку, каждый участник должен объяснить, почему он сделал именно такой выбор. В случае необходимости ведущий поправляет участников.

Сексуальный контакт без презерватива

Высокий

Использование общего шприца для введения наркотика

Высокий

Сексуальный контакт в состоянии наркотического или алкогольного опьянения

Высокий

Использование нестерильных инструментов для нанесения татуировок

Высокий

Использование общей бритвы

Высокий

Переливание крови:

С соблюдением правил забора, хранения и транспортировки крови

- Без соблюдения правил забора, хранения и транспортировки крови

Низкий

Высокий

Различные косметические процедуры, нанесение татуировок, пирсинг с соблюдением правил и в специальном салоне

Низкий/Нет

Инъекции в лечебных учреждениях

Низкий/Нет

Укусы насекомых

Нет

Укусы животных

Нет

Использование чужой зубной щетки

Нет

Использование общей посуды для приготовления пищи

Нет

Уход за больным СПИДом

Нет

Объятия с ВИЧ- инфицированным человеком

Нет

Дружеский поцелуй («в щечку»)

Нет

Любовный поцелуй

Нет

Поездка в общественном транспорте вместе с ВИЧ- инфицированным человеком

Нет

Посещение школы вместе с ВИЧ - инфицированным учеником

Нет

Посещение бассейна, бани, сауны вместе с ВИЧ- инфицированным человеком

Нет

Массаж

Нет

Касание одеждой

Нет

Рукопожатие

Нет

Использование общественных туалетных комнат

Нет

Питье из общественных питьевых источников

Нет

Энергизатор – «Слоник»

Задача: снятие напряжения в группе .

Инструкция:

Ведущий берет мягкую игрушку, зажимая ее между подбородком и грудью, передает ее другому участнику без помощи рук. Так продолжается до тех пор, пока игрушка не дойдет до ведущего.

Теперь мы знаем, как можно заразиться ВИЧ и мы должны научиться защитить себя и близких от этого заболевания. А в этом нам поможет следующее упражнение. Упражнение называется «Помоги принять решение»

Упражнение «Помоги принять решение»

Задача: анализируя ситуации, связанные с воздержанием, подумать о том, как принимаются решения самими участниками группы.

Инструкция:

Ведущий перечисляет три способа защиты от ВИЧ - инфекции во время сексуальных контактов (воздержание, верность, использование презерватива) и говорит группе, что хочет обсудить с ней тему воздержания. Ведущий спрашивает участников, как они понимают слово «воздержание». Анализируя и обобщая ответы ребят, ведущий подводит группу к тому, что под воздержанием понимается отсрочка вступления в первый сексуальный контакт или временный отказ от сексуальных контактов. Ведущий предлагает ребятам разобраться в том, что человек приобретает, а что теряет во время воздержания. Он просит участников взять карточки с записанными ситуациями.

Ведущий разбивает большую группу на мини-группы и предлагает им обсудить каждую из ситуаций. Ситуации выносятся на общее обсуждение. В заключение ведущему нужно постараться вместе с группой перечислить признаки, свидетельствующие о том, что человек готов вступить в сексуальные отношения, принять осознанное решение и защититься от возможных негативных последствий.

Против воздержания

За воздержание

Можно потерять близкого друга/подругу.

Не надо бояться возможного заражения ИППП, включая ВИЧ/СПИД.

Надо мной будут смеяться, я окажусь самым отсталым.

Позволяет избежать нежелательной беременности; решение о рождении ребенка будет принято осознанно, когда придет время.

Это вредно для здоровья.

Любовь основана не только на сексе.

Это противоестественно.

Не надо бояться, что тебя осудят «за распутность

Возможные ситуации для обсуждения:

А. Витя и Алёна познакомились на дискотеке и начали встречаться. Через некоторое время они пошли на дискотеку вместе, танцевали все медленные танцы, а потом Витя проводил Алену домой и поцеловал. У Вити и раньше были девочки, но для Алены этот поцелуй оказался первым в жизни. Когда Алёна рассказала о Вите подругам, те спросили, собирается ли она заниматься с ним сексом. Алёна не знала, что ответить, потому что у большинства ее подруг уже были сексуальные отношения с парнями. Она раздумывает: если Витя предложит ей начать сексуальные отношения, согласиться на это или подождать. Что вы посоветуете Алёне?

Б. Антон попросил у своего друга Миши совета. Он уже несколько месяцев встречается с девушкой по имени Нина. Она ему нравится, и они много времени проводят вместе. Но когда Антон завёл с Ниной разговор о сексе, она сказала, что любит его, но к сексу пока не готова. Антон не знает, почему Нина отказывается заниматься с ним сексом, и не понимает, что должен делать. Как вы думаете, что может Миша посоветовать Антону?

В. Маша и Игорь уже давно любят друг друга. Они часто видятся и мечтают о совместном будущем. У них еще не было сексуальных отношений, и они даже не говорили об этом друг с другом, но, наконец, настал момент откровенно обсудить этот вопрос. Как вы думаете, что они должны сказать друг другу?

4.Заключительная часть

Упражнение «Интересное – полезное»

Задача: выяснить, что нового, интересного и полезного узнали участники тренинга и какой вывод сделали.

Инструкция:

Каждый участник тренинга высказывает свое мнение о тренинге, рассказывают, что понравилось, что нет, что для них было самым важным, что нового узнали, какой вывод сделали.

Установите безопасный браузер

Предпросмотр документа

«ВИЧ и СПИД»

Цель тренинга: Повышение уровня информированности по проблемам, связанным с ВИЧ/СПИД и развитие навыков предотвращения заражения ВИЧ-инфекцией у подростков.

Задачи тренинга:

Повысить уровень информированности по проблеме ВИЧ/СПИД и выяснить различие между ними.

Дать достоверную информацию о путях передачи вируса и развенчать существующие мифы о передачи инфекции.

Повысить уровень знания у подростков в отношении последствий ВИЧ-инфицирования и СПИД, а так же их влияние на обыденную жизнь молодежи.

Познакомиться с практическими навыками по безопасному сексу.

Длительность тренинга: 90 минут.

Оборудование:

флипчарт;

бумага для флипчарта;

Ход занятия:

Введение:

Представление ведущих, озвучивание целей, задач и регламента работы;

Принятие правил группы:

Каждый имеет право на собственное мнение;

Нельзя разглашать то, что узнал о личной жизни других участников на занятии;

В дискуссии все говорят по очереди;

Не давать оценку другим участникам;

Каждый говорит сам за себя;

Сотовый телефон.

Выявление уровня информированности(10 мин.)

Упражнение «Что вы знаете о ВИЧ/СПИД?»

Цель задания: оценить уровень знаний группы по теме «ВИЧ/СПИД» в начале тренинга.

Все участники должны встать в ряд, они должны быть уверены, что справа и слева от них достаточно свободного места. Потом все закрывают глаза. Объясните, что Вы собираетесь задавать вопросы, ответы на которые могут быть «да» или «нет». Если участники теста не уверены в ответе, им стоит просто догадаться. Объясните, что это не экзамен, и участники могут допустить ошибки. Если Вы считаете что ответ - «да», то сделайте шаг вправо, если - «нет», то шагайте влево (можно шагать вперед/назад). Глаза должны быть все время закрыты. Участники не должны переговариваться между собой и комментировать вопросы. Участники должны чувствовать, что есть достаточно места перед ними, сзади них и с обеих сторон. Шаги должны быть не большие. Шагать нужно медленно, чтобы ни с кем не столкнуться.

Во время проведения упражнения обратите внимание, на какие вопросы все участники дали правильный ответ – эти вопросы потребуют минимум времени и внимания при их дальнейшем освящении. Вопросам, которые вызвали затруднения, в дальнейшем уделите больше внимания.

Если нет возможности для передвижения участников, то возможны следующие варианты:

Попросите участников встать и закрыть глаза. Если они отвечают «ДА», то пусть поднимут руку взяв тетрадь, если «НЕТ», то пусть просто поднимут руку, если «Не знаю», то ничего не делают).

Вместо шагов «вправо-влево» участники могут делать шаги назад и вперед.)

1. Может ли ВИЧ передаваться через кровь? (Да)

2. Может ли ВИЧ передаваться через сперму? (Да)

3. Может ли ВИЧ передаваться через слюну? (Нет)

4. Может ли ВИЧ передаваться от матери к ребенку через грудное кормление? (Да)

5. СПИД - это тоже самое, что и ВИЧ? (Нет)

6. Связан ли СПИД с ВИЧ? (Да)

7. Передается ли ВИЧ через поцелуй? (Нет)

8. Передается ли ВИЧ при незащищенном сексе? (Да)

9. Переносят ли насекомые ВИЧ? (Нет)

10.Может ли ВИЧ существовать вне организма человека? (Нет)

(ВИЧ может существовать вне организма только 20 минут)

11.Если у человека диагноз «ВИЧ - отрицательный», может ли он заразиться ВИЧ? (Да)

12.Передается ли ВИЧ через оральный секс? (Да)

13.Можно ли избавиться от вируса? (Нет)

14.Если женщина беременна и инфицирована ВИЧ, может ли ее будущий ребенок родиться здоровым? (Да)

15.Можно ли инфицироваться ВИЧ, принимая наркотики? (Да)

16.Может ли презерватив защитить от ВИЧ? (Да)

17. Если человек заразился ВИЧ, легче ли ему заразиться другими инфекциями? (Да)

18. Влияет ли ВИЧ на иммунную систему человека? (Да)

19. Можно ли вступать в безопасный секс с ВИЧ «+»? (Да)

Попросите участников открыть глаза. Поясните, что в ходе семинара будут

обсуждены все перечисленные вопросы.

Информирование. Информация о ВИЧ/СПИД. (30 мин.)

Что такое ВИЧ

Запишите вертикально аббревиатуру ВИЧ и ее расшифровку на флип-чарте. Завести слова листами бумаги или стиккерами так, чтобы остались первые буквы. Попросите участников расшифровать аббревиатуру. Поочередно открывая слова, дайте определения и пояснения к ним.

Иммунодефицит – состояние организма, при котором недостаточно обеспечивается защита от болезненных микроорганизмов.

«Человека» - означает, что данном вирусу, его пагубному влиянию на организм, носителем и источником инфекции может быть и является только человек.

ВИЧ – это возбудитель заболевания, а ВИЧ-инфекция – это название болезни.

Строение иммунной системы человека

Кровь является носителем клеток иммунной системы. Клетки иммунной системы человека высоко специфичны, каждый вид клеток отвечает за выполнение определенных функций. При этом все они работают в тесной взаимосвязи, чтобы обезвредить любой чужеродный микроорганизм, любую инфекцию.

72771060325Основные понятия и определения:

Макрофаги (М) и лимфоциты - клетки иммунной системы;

Макрофаги находятся во всех тканях организма, а лимфоциты в крови;

Лимфоциты делятся на две группы «Т» и «Б»;

Т-лимфоциты делятся на три вида: помощники (Т.П.), супрессоры (Т.С.) и убийцы (Т.У.).

Когда болезнетворный микроб или инфекция проникают в организм человека, их захватывает макрофаг. Макрофаг изучает микроб, можно сказать – «сканирует» его. Макрофаги передают полученную информацию Т- помощникам.

Т.П. – передает информацию Б-лимфоцитам. -565785-50165Т.П. не просто передаточное звено. Т-помощники сохраняют в себе всю информацию о микробах, побывавших в нашем организме. Т-помощник «включает» Б-лимфоциты. Б–лимфоциты начинают производить антитела (А). Антитела – большие белково-углеводные клетки, обладающие способностью избирательно связывать болезнетворные микробы. Б--4705351492885лимфоциты производят антитела именно к той инфекции, информацию о которой они получили от Т.П. Антитела обнаруживают и «помечают» враждебные микроорганизмы.

1866900967740Антитела являются своего рода «маячками». По этим маячкам Т-убийцы отыскивают инфекцию и уничтожают ее. Кроме того, T-убийцы уничтожают клетки, которые не могут распознать как свои, а также клетки нашего организма которые состарились, не правильно поделились или повреждены.

Когда инфекция побеждена, Т-супрессоры дают команду Б-лимфацитам о прекращении выработки антител.

Что происходит, если в организм человека попадает ВИЧ-инфекция? Включаются все тот же механизм выработки антител. Иммунная система начинает борьбу за жизнь организма. Но вирус ВИЧ особенный вирус.

Как вирус ВИЧ влияет на иммунную систему человека.

Попав в кровь человека (а для заражения необходимо, чтобы вирус попал в кровоток человека) вирус проникает внутрь клеток Т-помощников. Вирус имеет способность проникать сквозь клеточную оболочку Т-помощника. Проникнув внутрь клетки, вирус встраивает свою генетическую информацию в синтезирующие белок структуры клетки хозяина. Вместо белка клетка начинает производство внутри себя вирус. Все ресурсы клетки направляются на производство вируса ВИЧ.

Разминка

Тренер может провести на выбор 1 или 2 упражнения: «Самурай и принцесса», «Белки, домики», «Ветер дует на тех…»

Стадии развития ВИЧ-инфекции у человека.

Динамика развития болезни включает четыре этапа: «период окна», стадию первичных проявлений, стадию вторичных проявлений и терминальную стадию.

Период, начинающийся с момента проникновения вируса в организм и продолжающийся с -1,5 до 3 месяцев, называют стадией развития антител к ВИЧ, или периодом «окна». В этот период ВИЧ активно размножается в крови. Эта стадия опасна тем, что человек может заразить ВИЧ-инфекцией других, сам не зная того, что он болен. Поэтому необходимо всегда избегать незащищенных сексуальных контактов, а в случае если это все-таки произошло, необходимо пройти тест на ВИЧ – инфекцию.

Не вызывая никаких клинических симптомов непосредственно в момент инфицирования, спустя несколько недель ВИЧ провоцирует ответную реакцию организма в виде повышения температуры, появления высыпаний на коже, увеличения лимфатических узлов. Несмотря на то, что в этот период ВИЧ очень активен, в течение первых 3-6 месяцев количество антител к вирусу недостаточно для их определения в анализе крови. Опасность данного периода состоит в том, что ВИЧ-инфицированный человек, как правило, не подозревает о своем заболевании и поэтому не принимает никаких мер для защиты своих близких.

Через 3-6 месяцев с момента заражения начинается стадия первичных проявлений. При выработке в организме достаточного количества антител многие вышеперечисленные симптомы, за исключением увеличенных лимфатических узлов, могут исчезнуть. Увеличенные лимфатические узлы иногда становятся для врача единственным поводом направить человека на исследование крови. На данной стадии тестирование на ВИЧ является информативным, поскольку антител уже вполне достаточно для их обнаружения. Постановка диагноза "ВИЧ-инфекция" становится правомерной. Термин "ВИЧ-инфицированный" или "ВИЧ-серопозитивный" означает, что человек заражен ВИЧ, в его крови есть антитела к этому вирусу, но внешние проявления болезни еще отсутствуют. И наоборот, термин "ВИЧ-серонегативный" означает, что в крови антител к вирусу нет.

Дальнейшее развитие заболевания на этой стадии характеризуется преходящими, выраженными в большей или меньшей степени ухудшениями здоровья. Эта стадия может длиться от 6 до 15 лет.

Прогрессирующее снижение иммунитета рано или поздно приводит к стадии вторичных заболеваний, на которой у человека могут развиваться тяжелые формы оппортунистических, т.е. сопутствующих иммунодефициту, болезней.

К числу оппортунистических заболеваний относятся туберкулез, онкологические, инфекционные болезни. На этой стадии ВИЧ-инфицированному необходима постоянная медицинская помощь. При полноценном состоянии иммунитета эти заболевания в той или иной степени поддаются лечению, но когда иммунитет ослаблен, их течение характеризуется серьезными осложнениями. Комплексное лечение современными лекарственными препаратами в этот период позволяет изменять и поддерживать характер течения болезни на уровне, типичном для стадии первичных проявлений.

Широкомасштабные исследования, проведенные в западных странах, показали, что средний срок с момента заражения до развития симптомов СПИДа без специального противовирусного лечения составляет 8-10 лет. Однако различие в темпах прогрессирования заболевания очень велико. Около 10% ВИЧ-инфицированных заболевают СПИДом в течение первых двух-трех лет после заражения, другие 10% не имеют симптомов и через 12 лет.

(Факторы, влияющие на прогрессирование заболевания, разнообразны: генетические особенности, штамм вируса, отношение человека к своему здоровью, возраст; доступность лечения, социальные и психологические условия жизни и пр).

Что такое анализ на ВИЧ, анализ на антитела. Возможные результаты.

Определить наличие ВИЧ в организме и поставить диагноз только по внешним признакам нельзя. Необходимо исследование крови. При этом устанавливают собственно факт наличия антител к ВИЧ (ВИЧ-тест) и количество самого вируса (вирусную нагрузку). Чем выше показатели тестов, тем активнее протекает ВИЧ-инфекция.

При достаточно высокой достоверности тестов на ВИЧ все же существует определенная вероятность получения ложноположительных и ложноотрицательных результатов. Поэтому любой результат тестирования крови требует дополнительной проверки.

Иммуноферментный анализ (ИФА) проводят для выявления в сыворотке крови антител ВИЧ. Тест имеет диагностическое значение только по окончании периода "окна" (т. е. через 3-6 мес. после опасной ситуации). ИФА иногда может давать ложноположительные результаты у больных хроническими инфекциями, онкологическими заболеваниями или при нарушении технологии тестирования.

Поэтому при положительном результате ИФА необходимо провести дополнительное тестирование методом иммуноблота, который более чувствителен к антителам на ВИЧ.

Метод Полимеразной цепной реакции (ПЦР) используют для определения вирусной нагрузки. Это очень эффективная и чувствительная реакция, позволяющая определить наличия вируса, независимо от наличия антител. Со сверхчувствительностью метода связано достаточно большое количество ложноположительных результатов. Поэтому, по принятым в России правилам, результат анализа ПЦР не является основанием для постановки или снятия диагноза "ВИЧ-инфекция".

Где можно пройти такое тестирование?

Тестирование на ВИЧ можно провести в центре СПИД, поликлинике, кабинете анонимного тестирования, кожно-венерологическом диспансере. В случае положительного результата анализа человека направляют в центр СПИД для повторного обследования.

Согласно правилам, перед обследованием с человеком должно быть проведено дотестовое консультирование, в ходе которого его информируют о процедуре исследования, о дальнейших действиях в зависимости от результата, а также о добровольном характере тестирования

После получения результата тестирования проводится послетестовое консультирование в случае положительного результата это, прежде всего, информационная и эмоциональная поддержка человека. Если результат отрицательный - с человеком обсуждаются вопросы, связанные с предупреждением риска заражения ВИЧ.

Для исключения вероятности ошибки и при отрицательном, и при положительном результате теста, необходимо провести повторное исследование.

Вопрос к участникам тренинга: после услышанного ответьте на вопрос: «ВИЧ и СПИД - это одно и тоже?» (выслушать ответы)

Человек, инфицированный ВИЧ, может оставаться здоровым в течение нескольких лет и не иметь симптомов заболевания. В этом случае ставится диагноз «ВИЧ-инфицированный» или «бессимптомное течение ВИЧ». Таким образом, человек не болен СПИД.

Симптом, синдром, СПИД.

Как было указано выше, человек, имеющий специфические инфекции или количество защитных клеток менее 200 относиться к группе больных СПИД. Необходимо помнить, что люди зараженные ВИЧ могут оставаться здоровыми длительное время. Иногда они могут серьезно заболеть, но потом выздороветь.

Симптом - признак болезненного состояния организма.

Синдром - сочетание признаков (симптомов) болезненного состояния организма, характерное для определенного заболевания.

Ведущему - Записать на флип-чарте аббревиатуру СПИД вертикально.

СПИД - синдром приобретенного иммунодефицита человека.

СПИД - это одна из последних стадий заболевания ВИЧ-инфекция у человека. На этой стадии у человека появляются оппортунистические заболевания, заболевания характерные только для ВИЧ-инфицированных с очень низким иммунитетом. СПИД это не заболевание, это совокупность заболеваний, причиной возникновения которых является ВИЧ-инфекция.

Врачи ставят диагноз СПИД, ориентируясь на результаты исследования в сочетании с клинической картиной. Показатели крови на этой стадии характеризуются значительным сокращением защитных клеток: если в норме их число составляет 1200 – 800 клеток на 1 мл крови, то при СПИДе – до 200 и меньше. Это терминальная стадия развития ВИЧ, когда происходит необратимое поражение органов и систем, одно заболевание сменяется другим, что в конце концов приводит к смерти.

Упражнение «Биологические жидкости» (20 мин.)

Опасные и безопасные биологические жидкости человека.

Организм человека более чем на 90% состоит из воды. Но вода как жидкость в организме человека не присутствует отдельно, она является основой для биологических жидкостей организма.

Попросите участников вспомнить и назвать все биологические жидкости организма человека.

Запишите в колонку на флип-чарте все называемые жидкости. Если участники не могут назвать какую-либо жидкость, помогите им.

Поясните участникам, что вирус может находиться во всех биологических жидкостях. Но есть жидкости, в которых концентрация вируса мола и они безопасны в смысле заражения. Есть жидкости, в которых концентрация вируса опасна для здоровья, это 4 жидкости организма: кровь, сперма, влагалищные выделения и грудное молоко.

Подчеркните эти жидкости на флип-чарте\доске красным маркером. Еще раз обратите внимание участников на то, что указанные 4 жидкости опасны, потому, что концентрация вируса в них высока и потому, что мы можем иметь с ними контакт.

Итак, еще раз подчеркните, что только 4 жидкости опасны, все остальные абсолютно безопасны в смысле заражения. Достоверно известно, что заражение может произойти только при попадании инфицированной биологической жидкости (крови, спермы, влагалищных секреций) в кровь незараженного человека либо непосредственно, либо через слизистые оболочки (при инъекциях нестерильным шприцем, переливании зараженной крови), либо половым путем. Возможна передача ВИЧ от матери к ребенку при беременности, родах и грудном вскармливании (грудное молоко содержит вирус в небольшой, но достаточной для заражения концентрации).

Достоверно известно, что заражение может произойти тремя путями:

1. половым путем – при попадании спермы, влагалищный выделений на слизистые оболочки сексуального партнера;

2. вертикальным путем - от матери к ребенку при беременности, родах и грудном вскармливании (грудное молоко содержит вирус в небольшой, но достаточной для заражения концентрации);

3. парентеральный - через кровь и ее компоненты (при инъекционном употреблении наркотиков, переливании крови, пересадке донорских органовДругих путей заражения не зарегистрировано.

Упражнение «Степени риска». (15 мин)

Задача: рассмотреть различные жизненные ситуации с точки зрения потенциального риска заражения ВИЧ и научиться оценивать степень уязвимости человека.

Материалы: таблички «Степени риска» и карточки с обозначением ситуаций (см. ниже).

Инструкция: Ведущий вешает на доску или стену таблички «Степени риска»: "Высокая", "Низкая" и "Риска нет".

Мы определили основные пути передачи ВИЧ. Не менее важно уметь правильно оценивать ситуации, чреватые заражением ВИЧ. Перед вами - таблички «Степени риска». Сейчас каждый из вас получит карточку, на которой описана ситуация, возможно, связанная с риском заражения ВИЧ-инфекцией. Вы должны оценить рискованность этой ситуации с точки зрения заражения ВИЧ и поместить свою карточку под соответствующей табличкой.

1 вариант. Участникам раздаются карточки с описанием ситуаций (не более одной карточки). Прочитав карточку, участники встают к соответствующей табличке. Затем карточки зачитываются, поясняются, обсуждаются; ошибки исправляются.

2 вариант. На полу выкладываются таблички с обозначением степени риска. Участникам раздаются карточки с описанием ситуаций. Затем участники по кругу зачитывают свою ситуацию, поясняют ее. Ведущий, при необходимости, комментирует.

Карточка кладется к определенной табличке в соответствии с уровнем риска заражения ВИЧ.

3 вариант. Группа делится на три мини-группы. Каждая мини-группа получает по нескольку карточек с описанием различных ситуаций. Задача - обсудить ситуации и определить их рискованность в отношении заражения ВИЧ-инфекцией. Затем ситуации обсуждаются и распределяются под табличками «Степени риска».

4 вариант. Участникам раздаются несколько карточек с описанием ситуаций, которые должны быть проанализированы с точки зрения их рискованности в отношении заражения ВИЧ-инфекцией и распределены по степеням риска. Затем каждая ситуация поясняется; при необходимости дается дополнительная информация.

Карточки с описанием ситуаций

сексуальные контакты без презерватива

сексуальные контакты с неправильным использованием презерватива

сексуальные контакты в наркотическом, алкогольном опьянении

использование общих шприцев для введения наркотика

использование общей посуды для смешивания и забора наркотика

сексуальный контакт с правильным использованием презерватива

использование общей бритвы

использование чужой зубной щетки

использование нестерильных инструментов для нанесения татуировок

переливание крови

сдача крови

инъекции в лечебных учреждениях

укусы насекомых

укусы животных

использование общей посуды для приготовления пищи и еды

любые поцелуи (дружеские, любовные)

касание одеждой

рукопожатие

объятия с человеком, живущим с ВИЧ

посещение школы вместе с подростком, живущим с ВИЧ

поездка в общественном транспорте с человеком, живущим с ВИЧ

посещение бассейна, бани, сауны с человеком, живущим с ВИЧ

питье из общественных питьевых источников

пользование общественными туалетными комнатами

Способы защиты от заражения ВИЧ – инфекцией. (10 мин)

Мы с вами рассмотрели степени риска различных ситуаций в плане заражения ВИЧ – инфекцией.

Поскольку наибольший риск заражения ВИЧ-инфекцией связан с инъекционным употреблением наркотиков и небезопасным сексуальным поведением (беспорядочные сексуальные контакты, незащищенный секс), предупреждение инфицирования направлено, в первую очередь, на изменение отношения и поведения. Я Вам предлагаю постараться выработать правила поведения, которые могут помочь предупредить заражение ВИЧ – инфекцией. Итак первое правило????

Нижеперечисленные правила предупреждения ВИЧ-инфицирования целесообразно выработать самим волонтерам, аргументируя и обосновывая каждую позицию. Это позволит им в самостоятельной работе активно привлекать группу к размышлению, спорам и формированию собственных взглядов на обсуждаемую проблему. Комментарии к нижеперечисленным правилам не приводятся, т.к. в качестве аргументации может быть использована вся изложенная выше информация.

ПРАВИЛА ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ВИЧ-ИНФЕКЦИИ.

Правило 1. Будьте ответственны в отношении своего здоровья и своей жизни.

Правило 2. Лучшая защита от ВИЧ - неупотребление или полный отказ от наркотиков.

(Возможное допущение к правилу 2 (данную информацию стоит давать подросткам только при запросе с их стороны). Если моментальный отказ от наркотиков невозможен, то следует использовать только одноразовые шприцы и иглы, а лучше - неинъекционные наркотики).

Правило 3- Соблюдайте правила безопасного сексуального поведения.

ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОГО СЕКСУАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ.

Правило БСП №1. Воздержание от сексуальных контактов - это не повод для насмешек и не патология, а всего лишь время на размышление и принятие решения. Предпринимать какие-либо действия можно, лишь будучи полностью уверенным в своем решении.

Правило БСП №2. Секс - не единственная возможность проявления любви. До определенного времени чувства могут выражаться через ухаживание, поцелуи, объятия, взаимные ласки и пр. Пока нет уверенности в полной безопасности, лучше избегать сексуальных контактов.

Правило БСП №3. Чтобы предотвратить инфицирование ВИЧ, нужно сохранять верность одному партнеру. Чтобы избежать взаимного недоверия - см. правило БСП №4.

Правило БСП №4. Прежде чем вступать в сексуальные отношения, обоим партнерам следует сдать анализы на ИППП, включая ВИЧ/СПИД.

Правило БСП №5. Необходимо применять презервативы при каждом сексуальном контакте, соблюдая правила их покупки и использования. Только в этом случае можно рассчитывать на эффективную защиту от ВИЧ.

Девушки должны помнить, что различные контрацептивные средства, которые они используют в целях предупреждения нежелательной беременности, не защищают от ВИЧ. Единственно надежным средством защиты, при его правильном и регулярном использовании, является презерватив.

УПРАЖНЕНИЕ:

Участники разбиваются на пары. Каждому участнику выдается презерватив в упаковке. Ведущий предлагает каждому участнику, соблюдая все вышеизложенные правила, «надеть» презерватив на пальцы руки партнера. Партнер при этом контролирует правильность действий.

Примечание: выполнение этого упражнения обычно вызывает бурю эмоций.

Тренеру целесообразно не придавать этому большого значения и не пытаться ее погасить. Иногда в группе оказывается несколько очень застенчивых девушек, которые испытывают сильное стеснение и чувство брезгливости. Это естественная реакция. Можно оговорить, что презервативы стерильны и контакт со смазкой не представляет опасности для кожи. Желательно добиться выполнения этого упражнения всеми участниками группы, т.к. в условиях тренинга это все же проще, чем в реальной жизни.

6. Завершение работы.

Попросите участников высказать свои впечатления о проведенном тренинге. Поблагодарите их за участие.

Завершение работы (6-7 мин).

КГК СК ОУ «Общеобразовательная школа-интернат VIII вида№9»

р.п. Переяславка, Хабаровского края

Занятие с элементами тренинга

«Всё в твоих руках…»

Воспитатель группы 8 «а» класса:

Савочка Валентина Александровна,

I квалификационная категория

ноябрь 2013 г.

Методическая разработка воспитательного часа

Провела: Савочка Валентина Александровна, воспитатель I квалификационной категории

Дата проведения:

Тема: «Всё в твоих руках…» (профилактика заболевания ВИЧ/СПИДа). Слайд №1

Цель:

Воспитанники получат знания о способах передачи инфекции и мерах профилактики заболевания.

Задачи:

    Расширить знания о сущности заболевания, способах распространения и профилактики ВИЧ-инфекции/СПИД;

    Развивать коммуникативные навыки учащихся, навыки работы в группах;

    Воспитывать активную жизненную позицию, направленную на поведенческих рисков, связанных с ВИЧ - инфицированием;толерантность по отношению к ВИЧ - инфицированным.

Форма работы: занятие с элементами тренинга.

Методы работы: словесный, практический.

Место проведения: учебный класс

Сроки проведения: 40 минут

Оборудование и материалы: Мультимедийная установка, видео ролик, презентация.Карточки по количеству участников: «-»; «+»; таблица (Упражнение «Информация о распространении ВИЧ/СПИД»). Стаканчики с водой по количеству учащихся; - крахмал; - йод («Игра с водой»).

Карточки с написанной ситуацией и фразами вежливого отказа (Ролевая игра «Вежливый отказ»)

Рабочие листы с образом человека по количеству участников для проведения рефлексии, буклеты-памятки о здоровом образе жизни. Выставка рисунков детей «Я выбираю жизнь!»

Ход занятия

I. Организационная часть.

Ребята садятся полукругом.

Воспитатель: Добрый день, ребята. Сегодня у нас необычный разговор. Для кого он будет в новинку, а кто – то уже слышал о нем. Цель нашего занятия: информирование о способах распространения ВИЧ/СПИД и способах профилактики инфицирования. Итак, начнем.

II . Основная часть.

1.Что вы знаете о ВИЧ (СПИДе)? Слайд №2

2 Что происходит с человеком, больным СПИДом?

У человека появляются серьёзные проблемы со здоровьем: могут развиться пневмония, рак, различные формы лихорадки и т.д. Слайд №3

В это время человек может резко потерять вес на 10% и более, иметь длительное время (более одного месяца) постоянно повышенную температуру тела, сильное ночное потоотделение, хроническую усталость, увеличение лимфатических узлов, постоянный кашель и длительный жидкий стул. После этого наступает момент, когда сопротивляемость организма окончательно потеряна, а болезни настолько обостряются, что человек погибает. Слайд №4

Воспитатель: А вам известно, чем вообще отличается СПИД от ВИЧ? Давайте расшифруем эти медицинские термины…

Так что же такое ВИЧ и СПИД? Слайд №5,6

    ВИЧ - Вирус Иммунодефицита Человека

    Передаётся от человека к человеку.

    ВИЧ - это вирус, подавляющий иммунную систему. Вирус проникает в кровь, поражает лимфоциты. Иммунитет слабеет, потом исчезает совсем. Человек открыт всем болезням. Вот тогда уже говорят о СПИДе. Когда организм практически не способен противостоять самым простым болезням, наступает последняя стадия ВИЧ-инфекции – СПИД. То есть, сама болезнь называется СПИД - синдром приобретенного иммунодефицита, а ВИЧ - вирус, ее вызывающий.)

    Можно ли вылечить СПИД? Слайд №7

    В настоящее время нет лекарства, способного уничтожить ВИЧ в организме человека полностью. Нет и вакцины, способной предотвратить заражение. Но существуют препараты, которые при правильном подборе и применении могут поддерживать здоровье и замедлить развитии СПИДа на длительное время. Благодаря этим лекарствам человек может вести полноценную жизнь.

    С момента заражения ВИЧ до стадии СПИДа может пройти от 5 до 15 лет.

    Как можно обнаружить ВИЧ? Слайд №8

    Узнать о том, что человек инфицирован, можно сдав анализ крови на наличие антител к ВИЧ.

    Чем отличается ВИЧ инфицированный от больного СПИДом? Слайд №9

    ВИЧ - инфицированный – практически здоровый человек, в организме которого обнаруживается вирус иммунодефицита человека.

    СПИД развивается у людей, заразившихся ВИЧ-инфекцией, и является конечной стадией этого заболевания, которая приводит к летальному исходу.

    Упражнение «Пять секунд»

    Цель : стимуляция переживания скорости распространения ВИЧ/СПИД

    Время : 5 минут

    Вид : метафора

    Материал : не требуется

    Инструкция:

    Сейчас я буду считать до пяти. Каждый раз, когда я буду произносить цифру «пять», я буду показывать на кого-нибудь из вас, и вы будете вставать. Итак, раз, два, три, четыре, пять – это ты! (Участник встает). Раз, два, три, четыре, пять – это ты! (Участник встает). Ведущий повторят до тех пор, пока все участники не будут стоять.

    Посмотрите. Вот сколько человек заразилось ВИЧ – инфекцией за то время, пока я считала.

Резюме информация Слайд №10

* В мире каждые пять секунд заражается один человек. Вот поэтому важно знать все о том, как ВИЧ передается, и как этого избежать. Слайд №11

В настоящее время в мире зарегистрировано более 50 миллионов ВИЧ-инфицированных

В России первый ВИЧ-инфицированный был выявлен в 1987 году (уже 26 лет как появились первые случаи заболевания). Слайд №12

Общее количество зарегистрированных случаев ВИЧ-инфекции в РФ сейчас по некоторым данным около 2 млн. человек. Большая часть ВИЧ-инфицированных в России – мужчины. 70% зараженных это молодые люди в возрасте 17-25 лет. Около 70% ВИЧ-инфицированных – потребители внутривенных наркотических веществ. Но в последние годы наблюдается рост половой передачи ВИЧ-инфекции. На начало 2013 года в Хабаровском крае - примерно 2216 чел., 319 детей.

    В 1988 году ВОЗ (Всемирная организация здравоохранения) приняла решение – Всемирный день борьбы со СПИДом будет отмечаться ежегодно 1 декабря.

Воспитатель: Сегодня мы откроем для себя мир с другой стороны… посмотрим на тех, кого уже не спасти, задумаемся о том, чем мы можем помочь и о том, как уберечь себя и своих друзей от СПИДа и ВИЧа… Очень часто мы из-за своего незнания, непонимания, отворачиваемся от тех, кому нужна наша поддержка… Очень часто мы совершаем такие поступки, о которых очень долго сожалеем…

Да мы наслышаны о СПИДе и ВИЧ, но между знанием и действительностью большая пропасть .

Слайд №13

    В одной из больниц при проведении многих операций была заражена вирусом иммунодефицита человека восьмилетняя девочка. Это выяснилось только при нахождении ее в Москве. Когда лечение было закончено, врачи позвонили в детский дом, где она воспитывалась, с просьбой забрать ее из больницы. Однако, узнав о том, что девочка ВИЧ-инфицированная, руководство отказалось принять ее обратно. С большим трудом врачам удалось найти интернат, где она могла бы продолжать учебу. Девочка уезжала из больницы счастливая: устала от врачей, хотелось к друзьям в школу. Уезжая, она раздарила все свои игрушки. Однако в интернате девочке учиться не пришлось. Её поместили в бокс больницы, куда за несколько месяцев не вошел ни один человек. Еду девочке подавали через маленькое окошко, и она видела только руки, подающие пищу. В боксе, как звереныш в клетке, она прожила до тех пор, пока московская больница не вызвала ее на очередной осмотр. В Москву вместо веселого, доброго ребенка привезли одичавшее существо, на восстановление психики которого потребовалось долгое время…»

Слайд №14

    Как Вы думаете, правильно ли они поступили с ребёнком?

    Почему люди так поступили с ВИЧ-инфицированным ребенком?

….. и наверное еще бесчувственность!

    Как мы относимся к этим людям? К людям, будущее которых предопределено? (варианты). Некоторые - сочувствуют, некоторые – осуждают, некоторые – равнодушны…

    Как, на ваш взгляд, надо относиться к таким людям?

(заботится, не избегать и т.д.)

У таких людей есть Право на охрану здоровья.
Предусмотрена Уголовная ответственность за умышленное заражение.

    Ст. 122 Уголовного кодекса Российской Федерации.

Тайна обследования, права человека. Личная ответственность за своё здоровье.

Слайд № 15

Давайте представим себе, что у вас в руках – вакцина от СПИДа, в единственном своем варианте, и вы можете спасти только одну жизнь… Жизнь младенца, жизнь молодой девушки – подростка, или же парня 20-25 лет? Поднимите руку те, кто бы помог ребенку? А кто бы спас девушку? А кто парня? (записываем в таблицу число голосов)

Но, вот вы узнаете, что у младенец заразился при родах, девушка - половым путем, она – проститутка, парень – через шприц, он - наркоман. Кому бы вы теперь отдали бы лекарство?

При более тщательном исследовании, оказалось, что младенец, в любом случае – обречен, у него отказывают почки и легкие…. У девушки умерли родители и она осталась сама с маленькой сестричкой, но узнав о своем горе, она навсегда покончила со своей профессией и теперь учится в техникуме при поддержке соц. Служб, а парень давно завязал со своим прошлым и теперь активно ведет всевозможные профилактические акции по распространению СПИДа среди молодежи, благодаря его трудам не заразятся сотни людей… Кому бы вы теперь отдали вакцину?

младенец

Ситуация 1

Ситуация 2

Ситуация 3

Воспитатель: Посмотрите, как поменялось ваше мнение в зависимости от ситуации. А теперь подумайте, как можно помочь людям, которые больны, какую можно оказать им поддержку.

Ребята! Как же передается ВИЧ? Многие дети и даже взрослые, допускают ошибки в этом серьезном вопросе. Давайте вспомним.

ПРОСМОТР ВИДЕОРОЛИКА №8

Упражнение «Информация о распространении ВИЧ/СПИД» Слайд №16-19

Цель: информирование о распространении ВИЧ/СПИД

Время: 10 мин.

Вид: упражнение - таблица

Материал: карточки «+» и «-«.

Инструкция:

Если вы считаете, что ситуация опасна, проголосуйте сигнальной карточкой«+» (Риск). Если не опасна - то «-».

Ситуации

Риск

Питье из общего стакана

Пользование общественным туалетом

Посещение бассейна, бани с человеком, живущим с ВИЧ

Сексуальные контакты в наркотическом, алкогольном опьянении

Объятие человека, живущего с ВИЧ

Укусы насекомых

Касание одеждой

Использование нестерильных инструментов для татуировок

Уход за больным СПИДом

Использование общих шприцов для ведения наркотиков

Рукопожатие

Использование общей посуды для смешивания наркотиков

Использование общей бритвы

Сдача крови

Получение чужой крови при переливании

Обучение в одном классе (группе)

Использование общей посуды для еды

Сексуальные контакты без презерватива

Обсуждение: не требуется

Резюме-информация: Слайд №20

В настоящее время установлено, что ВИЧ передается только при определенных условиях.

*-через кровь:

*-совместное или повторное использование шприцев, игл и другого инъекционного оборудования;

*-нестерильного инструментария для татуировок и пирсинга;

*-чужих бритвенных принадлежностей с остатками крови;

*-через незащищенный половой контакт;

*-от матери к ребенку, передача вируса от ВИЧ - позитивной матери ребенку во время беременности, родов и при кормлении грудью.

Работа по вопросам в группах? Слайд №21

    Где можно заразиться ВИЧ?

    Кто входит в группу риска по ВИЧ?

Можно заразиться ВИЧ: Слайд №22

    в больнице, в маникюрном и педикюрном кабинете,

    тату - салоне,

    в тюрьме,

    в местах, где собираются наркоманы,

    в армии,

    в местах скопления проституток.

Группа риска: Слайд №23

    наркоманы,

    проститутки,

    медработники,

    заключённые,

    солдаты.

Слайд №24

Слайд №25

«Игра с водой»

Дать понять, как быстро распространяется ВИЧ-инфекция;

Объяснить, что здоровье человека во многом зависит от его поведения.

Материалы:

Стаканчики с водой по количеству учащихся;

Крахмал; - йод.

Инструкция:

1. С самого начала упражнения все стаканчики ставятся на стол. В один из них добавляется крахмал.

2. Класс не знает, в каком стаканчике крахмал, а учитель вообще не говорит, что стаканчики отличаются друг от друга.

3. Педагог раздает всем участникам кружки с водой, которая символически обозначает кровь и другие жидкости человеческого организма, с которыми может передаваться ВИЧ.

4. Педагог предлагает всем на три минуты мысленно перенестись в другое пространство и стать участниками тусовки. «На тусовке все чувствуют и ведут себя очень свободно. Здесь считается нормой вступать в сексуальные отношения с людьми, которых вы только что узнали, или употреблять наркотики. Чем больше у вас контактов - тем прочнее положение в тусовке (и, соответственно, больше шансов в игре)».

5. Необходимо за три минуты вступить в «контакт» с как можно большим количеством людей.

6. Контакт символизируется переливанием небольшого количества воды друг другу в стаканчики.

7. Через три минуты «тусовка» заканчивается.

8. После того как класс сел, педагог говорит, что один из участников тусовки оказался ВИЧ-инфицированным, - в его стаканчик был добавлен крахмал.

9. Педагог спрашивает всех участников, готовы ли они пройти тест на ВИЧ-инфекцию, и объясняет, как важно знать, заражен ты или нет.

10. Для тех, кто подошел со своим стаканчиком, ведущий проводит тест - капает в воду йод, и вода, в которой есть хоть немного крахмала, окрашивается в сине-фиолетовый цвет.

11. Класс сразу увидит наглядный результат: крахмал был всего в одном стаканчике, а теперь - почти во всех.

Болезнь не щадит никого, но есть поговорка "Береженого Бог бережет”. Как предохранить себя от заражения ВИЧ инфекцией?

Заразиться ВИЧ не так уж легко. Вирус чрезвычайно чувствителен и сохраняет жизнеспособность вне человеческого тела лишь в стерильных условиях, например в колбе. Будучи помещенным в пространство без доступа воздуха, вирус погибает. Обычные гигиенические меры в быту и в больнице также быстро делают вирус безвредным.

Игра "Вежливый отказ". Слайд №26

Цель: формирование навыков безопасного поведения.

Вид: ролевая игра

Материал: карточки с написанной ситуацией и фразами для вежливого отказа.

Играют все участники. Участник первой группы называет рискованную ситуацию, а учащийся второй группы фразу для вежливого отказа, затем наоборот.

Ситуации:

Рядом остановился автомобиль, и незнакомый водитель предложил подвести от школы до дома.

Незнакомец предложил подзаработать: отнести и передать пакет в какую-то квартиру.

Приятель предложил исследовать незнакомый подвал или чердак.

На дне рождения друга тебе предлагают выпить алкоголь.

В летнем лагере друг предложил сбегать в ближайшую деревню за пивом.

На дискотеке вам предложили попробовать покурить травку.

Фразы для вежливого отказа:

Спасибо, нет. Я хочу отдавать себе отчет в том, что я делаю.

Спасибо, нет. Я собираюсь покататься на велосипеде.

Спасибо, нет. Я не хочу конфликтов с родителями.

Спасибо, нет. Если я выпью (приму наркотик), потеряю власть над собой.

Спасибо, нет. Мне не нравится вкус алкоголя (наркотика).

Спасибо, нет. Это не в моем стиле.

Спасибо, нет. Мне еще предстоит заниматься (мне рано вставать и т.п.).

Спасибо, нет. После выпивки я быстро устаю.

Спасибо, нет. Мне надо на тренировку.

Спасибо, нет. Я не хочу конфликтов с учителями.

Спасибо, нет. У тебя не найдется ничего другого.

Резюме-информация:

В отличии о других заболеваний ВИЧ/СПИД – заболевание, связанное с рискованным поведением людей. От того, насколько человек в состоянии контролировать свои поступки, зависят его здоровье и будущая жизнь.

Выводы: Слайд №27,28

СПИД – опасное и коварное заболевание, которое вызывается вирусом иммунодефицита

СПИД распространяется из-за нашего невежества, а также нежелания изменить нормы своего поведения

Лозунг « Всё в твоих руках!» должен стать нормой жизни для каждого человека!

III. Заключительная часть.

Рефлексия. Упражнение "Человек". Слайд №29

Каждой участнику выдается лист бумаги, на котором нарисован контур человека. В каждой части тела участник записывает свою оценку занятия, полученных знаний.

Голова - какие знания ты получил на занятии?

Руки - какие навыки ты приобрел на занятии?

Живот - какие эмоции, ощущения у тебя от этого занятия?

Ноги - что осталось непонятным?

Воспитатель: Право выбора и ответственность за свою жизнь каждый несет сам, но хочется надеяться, что это разговор поможет вам отнестись к своему здоровью более сознательно…

Подарить учащимся буклеты, памятки "Профилактика ВИЧ-инфекции" в классный "Уголок здоровья".

Литература

1. 1.Чайка Н.А., Клевакин В.М. “СПИД – чума XX века” Лениздат, 1989.

2. Л.П. Анастасова и др. “Человек и окружающая среда” Москва “Просвещение”, 1997.

ПРИЛОЖЕНИЕ

ПАМЯТКА!

Как происходит заражение?

Источником заражения служит человек, пораженный вирусом иммунодефицита. Это может быть больной с различными проявлениями болезни, или человек, который является носителем вируса, но не имеет признаков заболевания (бессимптомный вирусоноситель). СПИД передается только от человека к человеку: а) половым путем; б) через кровь, содержащую вирус иммунодефицита; в)от матери к плоду и новорожденному.

ВИЧ не передается?

    ВИЧ не живет вне организма и не распространяется через обыкновенные бытовые контакты.

    Нет никакой опасности в ежедневных общениях на работе, школе или дома.

    Невозможно заразиться через рукопожатия, прикосновения или объятия.

    Нет никакой возможности заразиться в плавательном бассейне или туалете.

    Нет опасности от укусов комаров, москитов или других насекомых.

Меры профилактики

Основное условие быть здоровыми - Ваше поведение!

    Половые контакты - наиболее распространенный путь передачи вируса. Поэтому надежный способ предотвратить заражение - избегать случайных половых контактов, использование презерватива, укрепление семейных отношений.

    Внутривенно употребление наркотиков не только вредно для здоровья, но и значительно повышает возможность заражения вирусом. Как правило, лица, вводящие внутривенные наркотики, используют общие иглы и шприцы без их стерилизации.

    Использование любого инструментария (шприцы, катетеры, системы для переливания крови) как в медицинских учреждениях так и в быту при различных манипуляциях (маникюр, педикюр, татуировки, бритье и т.д.), где может содержаться кровь человека, зараженного ВИЧ, требуется их стерилизация.

Спирт не убивает ВИЧ .

    Проверка донорской крови обязательна.

Четырнадцать миллионов мужчин, женщин и детей инфицированы в настоящее время вирусом иммунодефицита человека, вызывающим СПИД. Ежедневно заражается еще более 5 тысяч человек и если не принимать срочные меры, к концу столетия число инфицированных достигнет 40 миллионов.

Напоминание о СПИДе: "Не погибни из-за невежества!" - должно стать реальностью для каждого человека.

ПАМЯТКА

«Знать – чтобы жить».

1. Абсолютно безопасно прикасаться к больному СПИДом.

2. Заразиться вирусом ВИЧ через стульчак туалета нельзя.

3. Абсолютно безопасно находиться в классе с учителем, больным СПИДом.

4. СПИД угрожает не только гомосексуалистам.

5. Нельзя заразиться ВИЧ, если пить из одного стакана, либо доедать бутерброд ВИЧ - инфицированного.

6. Нецелесообразно останавливать кровотечение рукой, если в школе кто то поранился и нуждается в помощи.

7. Вирус ВИЧ вызывает болезнь - СПИД.

8. Три основных пути, которыми передается СПИД:
контакты через кровь (использование общей иглы), сексуальные контакты, от матери к ребенку во время родов.

9. Правильное и постоянное использование презерватива препятствует заражению вирусом ВИЧ.

10. Диапазон времени от заражения вирусом ВИЧ до проявления симптомов болезни СПИД несколько лет.

11. Симптомы СПИДа похожи на симптомы других болезней.

12. Инфицированные ВИЧ и больные СПИДом нуждаются в помощи и поддержке. Чтобы помочь такому человеку, нужно остаться его другом.

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары , курсы повышения квалификации , профессиональная переподготовка и профессиональное обучение . Низкие цены. Более 8700 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Прошла встреча с директором «Некоммерческого благотворительного фонда «Светланы Изамбаевой» и ее волонтерами. Основная тема данного мероприятия - «ВИЧ и СПИД. В чем разница? Формирование толерантного отношения к людям, живущим с ВИЧ».

Основной целью данной встречи была пропаганда здорового образа жизни, донесение информации о ВИЧ-инфекции и развеивании общественных стереотипов в отношении людей, живущих с ВИЧ.

ВИЧ-это сокращенное названии вируса иммунодефицита человека, т.е вируса поражающего иммунную систему. ВИЧ живет и размножается только в организме человека. Вирус постепенно разрушает иммунную систему. И иммунитет не может бороться с другими инфекциями, потому что постепенно сам поражается. СПИД - это стадия ВИЧ-инфекции, глубокое поражение иммунной системы.

Тренинг начался с упражнения на выявления стереотипов в отношении ВИЧ. Студентам задали 8 вопросов о ВИЧ, ответы позволяли выявить недостающую информацию и имеющиеся стереотипы. Затем студенты методом мозгового штурма ответили на вопрос «Что я чувствую, когда слышу слово ВИЧ?». В основном ответы последовали о страхе, смерти, негативных переживаниях. Далее упражнение «спорные утверждения» дали возможность обсудить, высказать свою точку зрения в отношении людей, живущих с ВИЧ. И в результате спора студенты узнавали достоверную информацию о ВИЧ и о людях, живущих с ВИЧ. В результате тренинга студенты узнали, что ВИЧ и СПИД это не одно и то же, что такое «период окна», «аварийная профилактика», что кровососущие насекомые не являются переносчиками ВИЧ-инфекции, как передается ВИЧ и в каких жидкостях человеческого организма его достаточно для инфицирования другого человека. В заключении студентам был задан тот же вопрос, что и вначале: «Что я чувствую, когда слышу слово ВИЧ?». Ответы последовали, что чувства о продолжение жизни, поддержка, надежда, жизнь, просто вирус.

Со слов студентов гр. 10.2-602:

На этой лекции мы узнали что, ВИЧ передается через жидкости в организме человека, а именно: кровь, семенную, вагинальную, спинномозговую жидкость и молоко мамы. Заразиться этой инфекцией можно при незащищённом половом контакте, при открытых ранах, когда происходит контакт «кровь в кровь» и от матери к ребенку если мама не соблюдала медицинские рекомендации. Через медицинские или любые другие инструменты, передать вирус ВИЧ практически невозможно, в связи с тем, что контакт происходит металл-кожа, а не кровь в кровь. Вне организма человека и высохшей капле крови вирус быстро погибает. Важно, чтобы медицинские манипуляции проводились одноразовым инструментарием (Ахметзянова Г.).

Женщина, живущая с ВИЧ может родить здорового ребёнка, при условии, что она проходит курс лечения и все медицинские рекомендации с вероятностью до 99%. Однако, если она не знает о своей болезни или не лечится эта вероятность равна 30% (Набиуллина А.).

Насекомые не являются переносчиками этой инфекции, что очень меня порадовало. В связи с тем, что вирус ВИЧ живет и размножается только в организме человека (Хамидуллина Г.).

Некоторые люди не идут в больницы только потому, что бояться признаться кому-либо о своей болезни или попросту теряют смысл жизни, и перестают бороться за него. Благодаря этой лекции мы узнали, что ВИЧ - это вовсе не приговор, можно лечиться и заводить семьи, рожать детей, заниматься любимым делом и жить спокойной жизнью при соблюдении постоянного лечения (Валиева Л.).

Студенты остались очень довольны встречей и сказали, что узнали много нового для себя.

Выражаем благодарность идейному вдохновителю данного мероприятия, доценту кафедры контрастивной лингвистики Биктагировой З.А.