«Герой водевиля». Интересные факты из истории первой железной дороги. Будущим железнодорожникам: вопросы викторины детям, школьникам о железной дороге, железнодорожных профессиях. Выбор профессии. Профориентация в детском саду, школе. Внеклассная работа

«Герой водевиля». Интересные факты из истории первой железной дороги. Будущим железнодорожникам: вопросы викторины детям, школьникам о железной дороге, железнодорожных профессиях. Выбор профессии. Профориентация в детском саду, школе. Внеклассная работа

Для всего человечества поезда уже стали более чем привычным видом транспорта. Однако мир вагонов и железнодорожных путей совсем не прост. В этом материале мы расскажем о некоторых интересных фактах, связанных с этим средством передвижения: от исторических до смешных.

  • Железная дорога соединяет между собой города, страны, а иногда и целые части света! Такой дорогой является Транссибирская железнодорожная магистраль. Ее длина составляет около 9300 км.
  • В коллекции яиц Фаберже есть и экземпляр, изображающий Транссибирскую магистраль. В яйцо помещена заводная модель императорского поезда, выполненного из золота и платины.
  • Как и в Бологом, где, по легенде, питерский поребрик переходит в московский бордюр, у Транссибирской магистрали есть своя середина – это станция «Половина». Исторически Транссибирская магистраль шла от Владивостока до Миасса, и «Половина» делила напополам этот путь.
  • Первой железнодорожной магистралью стала дорога между Москвой и Петербургом. В год смерти Николая I, при котором началось строительство, она была названа Николаевской. Первые трое суток путешествие по Николаевской железной дороге было бесплатным, так как никто не хотел ехать на незнакомой «страшной штуке».
  • Первый в нашей стране поезд с холодильной установкой проектировался и создавался специально для транспортировки к царскому столу свежих устриц из Севастополя.
  • Во Франции на протяжении уже ста лет существует закон, запрещающий поцелуи на вокзалах. Причиной для выхода такого правила стали частые задержки поезда из-за трогательных прощаний пассажиров и провожающих.

В России пока ограничиваются простыми предупреждениями – в одном из аэропортов можно увидеть плакат со словами: «Просим пассажиров начать целоваться прямо сейчас, чтобы самолет вылетел вовремя».

  • Знаете, в чем сходство скрипача и путевого обходчика? Им обоим нужен абсолютный слух. Работнику железной дороги он требуется для того, чтобы определять наличие неисправностей в колесах. А ведь многие думали, что с этой работой справится любой человек – ходи и стучи в свое удовольствие.
  • В нашей относительно равнинной стране нет проблемы со строительством высокогорных путей. А вот в Перу пути проходят высоко в горах – на высоте 3 км от уровня моря. Пассажирам на этом участке предлагают кислородные подушки.

  • Все фирменные поезда в России имеют свое имя, написанное на борту вагона. Но у некоторых составов есть и имена, данные им пассажирами. Таким, например, является поезд «Ростов – Одесса». Его прозвали «Папа – Мама».
  • Австралийская железная дорога , проходящая по пустынной равнине, занесена в книгу рекордов Гиннесса. На ее участке в 500 км нет ни одного поворота.
  • Памятник собаке, на протяжении девяти лет ждавшей возвращения уехавшего на поезде хозяина, стоит на станции Сибуя в Японии. Эта история стала самой известной иллюстрацией собачьей преданности и верности.
  • На первом построенном между Ливерпулем и Манчестером участке дороги англичане решили провести состязание между пятью паровозами. Однако непосредственно перед гонкой пятый участник был отстранен от соревнования с формулировкой «из-за устаревшего двигателя». Под обшивкой паровоза были спрятаны настоящие лошади.
  • Машинист поезда «Ахваз – Тегеран» был сурово наказан за движение во время намаза (молитвы). Дело в том, что во время совершения обряда мусульманин должен быть повернут строго в сторону Мекки, и при каждом повороте поезда пассажирам приходилось вертеться на месте.
  • Специалисты по безопасности советуют приобретать билеты на сидячие места в центре и избегать первых и последних вагонов, на случай аварии. В целом же, безопасность поезда оценивается в 45 раз выше автомобиля.
  • Говорят, что однажды произошел случай столкновения совершенно разных видов транспорта – поезда и парохода. Озеро Огайо в США вышло из берегов и затопило железнодорожные пути метровым слоем воды. Машинист принял решение продолжать путь по затопленному пути, но столкнулся с пароходом. Очевидно, к такому повороту ни жизнь, ни учеба этих водителей не готовили.

Людей во все времена завораживали поезда. А некоторым они давали повод для творчества. Братья Люмьер в качестве объекта для своего первого фильма выбрали паровоз. Как мы помним, фильм назывался «Прибытие поезда на вокзал Ла-Сьота» и поверг зрителей в ужас своей реалистичностью.


Поезда сегодня - один из самых популярных видов транспорта. Ежедневно они развозят по всему миру более миллиона пассажиров. И именно с поездами связано множество интересных историй и фактов, неизвестных широкой публике.

1. Хогвартс-экспресс


Мир Гарри Поттера наполнен волшебством, и, конечно, всем нам хотелось бы увидеть его в реальности. И кое-какие следы того мира в нашей жизни все же остались. Приехав в Шотландию, вы сможете прокатиться на том самом экспрессе, на котором ученики, в том числе и Гарри Поттер, добирались в Хогвартс, школу Чародейства и Волшебства.

По живописному маршруту Вест Хайленд и сегодня курсируют поезда с теми самыми красными вагончиками. Они проезжают по знаменитому Гленфиннанскому виадуку, а за окнами мелькают те же самые чудесные пейзажи, что и в фильме про Гарри Поттера.

2. Заброшенная станция


В Нью-Йорке есть станция метро, Сити Холл, проезжая которую, поезд притормаживает, не останавливаясь и не открывая дверей. Эта красивая станция была открыта в 1904 году на новой ветке метро, но в 1945 году ее закрыли из-за малого потока пассажиров и небезопасности использования. Но сегодня поезд № 6 каждый день очень медленно проходит через эту станцию, чтобы пассажиры могли полюбоваться ее роскошным интерьером.

3. От самолетов-торпед до высокоскоростных поездов


Во время II мировой войны для атак на американские военные корабли японцы использовали специальные самолеты, разработанные конструктором Мики Таданао. Благодаря оптимизированной обтекаемой форме они пикетировали с огромной скоростью, молниеносно поражая цель. Но осознав, сколько летчиков погибло из-за его самолетов-торпед, Мики Таданао сосредоточился на более мирных проектах.

Используя свои знания, он участвовал в создании первого поколения сверхскоростных пассажирских экспрессов. Во время пробного прогона в 1963 году ими была достигнута скорость 256 км/час. Сегодняшние сверхскоростные пассажирские экспрессы могут достигать скорости уже более 600 км/час.

4. Пар против лошади


В 1830 году между Балтимором и Огайо была построена железная дорога, по которой курсировали лошади с повозками. Питер Купер предложил использовать вместо лошадей паровой двигатель. Для осуществления этой идеи Питер сконструировал и построил небольшой паровоз, «Tom Thumb» - «Мальчик-с-пальчик». Испытание его прошло весьма успешно. После этого Питер Купер решил устроить показательные гонки «Пар против лошади».

В начале гонки преимущество было на стороне лошади, поскольку паровозу нужно было время, чтобы разогнаться, но, набрав скорость 29 км/час, он легко обогнал лошадь. Однако спустя некоторое время у паровоза соскочил приводной ремень, он замедлил ход, и лошадь пришла к финишу первой. Но, тем не менее, превосходство паровоза было очевидным, и вскоре по железной дороге начали курсировать составы с паровозами.

5. Гражданская война в США

Паровозы широко использовались для перевозки пассажиров и товаров. Но, начиная с 1861 года, во время гражданской войны, на них стали также перевозить солдат и военную технику. В сентябре 1863 года союзники доставили на фронт 20000 солдат с помощью поездов, преодолевших за 11 дней 1900 км. К сожалению, в дальнейшем, широко используемые железные дороги стали объектом множественных терактов.

6. «Лошадиная сила»


Единица измерения мощности “лошадиная сила” используется уже в течение сотен лет. Но что это за единица и откуда она взялась? Джеймс Уатт предложил на пивоваренных производствах вместо лошадей использовать силу пара. Наблюдая за лошадьми, Уатт заметил, что лошадь могла перетащить груз весом 14,774 кг на расстояние 0.3 м за 1 минуту.

Округлив 14,774 кг до 15 кг, он ввел единицу измерения мощности «лошадиная сила». Сравнив производительность лошади и парового двигателя с помощью этой единицы, Уатт убедил пивоваров заменить лошадей на пар, и в результате эффективность пивоваренного процесса значительно возросла. А термин “лошадиная сила” стал с этого времени широко использоваться.

7. Президентский похоронный поезд


Джордж Пуллман обратил внимание на то, что вагоны поездов не очень удобны для ночных поездок и решил их усовершенствовать. В партнерстве со своим близким другом, Бенджамином Филдом, он создал компанию по разработке комфортабельных железнодорожных вагонов, и спустя шесть лет компания выпустила два таких вагона, “Спрингфилд” и “Пионер”. В 1865 году, после убийства президента Авраама Линкольна, его тело пришлось перевозить на поезде в Спрингфилд. На всем пути следования в десятках городов стояли скорбящие люди.

Вдова Линкольна, видя все это, по прибытии в Чикаго, упала в обморок от нервного истощения. Пуллман, для того, чтобы ей легче было переносить остаток пути, предложил воспользоваться своим вагоном “Пионер”. Удобство этого вагона было по достоинству оценено, и с тех пор все поезда стали оснащаться спальными вагонами.

8. Часовые пояса


Как определять время на территории большой страны, в разных частях которой световой день протекает несинхронно. Для этих целей были придуманы часовые пояса. В 1883 году представители железнодорожных компаний США собрались с целью выработки Конвенции по определению общего времени. 18 ноября, в 12 часов дня, с американской обсерватории был отправлен телеграфный сигнал, по которому все железнодорожные станции скорректировали свои часы. В 1918 году Конгресс США официально утвердил на территории страны девять часовых поясов.

9. Железнодорожная лихорадка


После того, как в Америке начали использовать паровозы, появилась необходимость масштабного строительства железнодорожных путей. В 1830 году, когда прошло испытание первого паровоза, длина железнодорожных путей в США составляла 37 км. К 1861 году она достигла 48000 км, между 1890 и 1900 гг добавилось еще 64000 км, а к 1916 году длина железных дорог в США (402000 км) превысила расстояние от Земли до Луны. К 1930 году длина дорог составляла 692000 км. В дальнейшем, с появлением автомобилей, строительство железнодорожных путей начало сокращаться.

10. Точно по расписанию


Все поезда в Японии ходят без опозданий, задержка даже на одну минуту бывает очень редко. Японцы добились этого благодаря серьезному отношению к обучению водителей, управляющих поездами, и серьезными наказаниями их за опоздания. В случае опоздания пассажирам на станции по громкой связи приносятся извинения, и выдается документ, подтверждающий опоздание поезда с указанием причины. Этот официальный документ пассажиры могут предъявить своему работодателю, если возникнут проблемы в связи с их опозданием на работу.

А недавно в интернете появился . Настоящая роскошь!

Ежегодно более миллиарда людей пользуются услугами железной дороги. По статистике, каждый россиянин на протяжении года в среднем ездит на поездах 9 раз. Купить билеты на поезд сейчас не составляет никакого труда, но не все путешественники знают, сколько интересного и увлекательного таит в себе железная дорога.

Интересно узнать о таких фактах:

* Англичанин Ричард Тревитик стал первооткрывателем в железной дороге. В 1804 году он изобрел поезд с локомотивной тягой. Состав включал в себя и вагон для пассажиров, правда, люди не решались на нем ездить, поэтому он ходил пустым.

* В этом же году проводилось соревнование между паровозами. Главной его особенностью стало то, что один из участников решил схитрить и спрятал под железную обечайку лошадей. Благо это вовремя заметили и ни одно животное не пострадало.

* В Огайо поезд столкнулся с паровозом. Как такое могло случиться?! Рельсы затопило озеро, но машиниста это не остановило, что и привело к происшествию.

* Ровная дорога без единого поворота протянулась в Австралии на 500 км.

* Вы можете ж/д билеты и собственными глазами увидеть самую длинную магистраль железной дороги в мире. Транссибирская магистраль протянулась на 9300 километров по российским просторам.

* Каждому человеку в поезде, курсирующем в Перу, дается кислородная маска. Без нее никак, поскольку дорога тянется на высоте 3 тысяч километров. Самая высокая горная железная дорога.

* Между Парижем и Венецией ходит так называемый «поезд любви». В нем имеется душ, телевизор и другие удобства, а также все условия для создания романтической обстановки.

* В Нью-Мехико на платформе, оснащенной ракетным двигателем, удалось разогнать невероятную скорость, равную 9851 км/час!

* На протяжении столетия во Франции действует необычный закон – на платформах нельзя целоваться. Это исключается задержки и опоздания поездов.

* Грузовой состав, ставший рекордсменом, насчитывал 440 вагонов. Поезд длиной 6,5 км ездил по российской железной дороге.

* В России обещают разработать и ввести в эксплуатацию двухэтажные поезда. В них будет все для комфорта пассажиров, и билеты будут стоить дешевле.

* Многим маршрутам и поездам дают названия. Одним из самых необычных является «Папа-Мама». Так называют маршрут, соединяющий Ростов и Одессу.

Много интересного и увлекательно происходит на железной дороге, поэтому путешествуйте и наблюдайте, чтобы стать участником удивительных фактов и происшествий.

Такая привычная для нас вещь — железная дорога! Один из самых надежных и доступных и любимых многими видов транспорта. Купил билет на поезд, пришел на вокзал. Сейчас уже никто не вспоминает, что при открытии железной дороги между Санкт-Петербургом и Москвой проезд в первые трое суток сделали бесплатным именно потому, что все боялись этой «страшной штуки».

В среднем, каждый из нас 9 раз в год становится пассажиром железной дороги. Среднее число пассажиров ОАО «РЖД» в год — 1 миллиард 300 миллионов.

Самой примечательной железной дорогой считается Транссибирская магистраль. Она самая длинная в мире. От Москвы до Находки — 9438 км и 97 крупных станций. Ходит по этому маршруту фирменный поезд «Россия», который находится в пути 8 дней 4 часа и 25 минут.

Самая середина Транссиба так и называется: станция Половина. От нее одинаковое расстояние и до Москвы и до Владивостока.

Самый холодный участок Транссиба находится между станциями Могоча и Сковородино. Температура здесь достигает -62 градусов. Хотя географически это не самая северная точка магистрали.

А самая высокая точка, где проложены рельсы Транссиба, лежит на высоте 1040 м, между станциями Тургутуй и Яблоновая. Это 6110 км, Яблоновый перевал.

Самый длинный грузовой поезд был длиной 6,5 км, состоял из 440 вагонов и регулярно перевозил 42 000 тонн угля из Экибастуза на Урал еще во времена СССР. На другом краю света, в ЮАР, в 1989 году зафиксировали другой рекорд: поезд длиной 7,3 км, состоящий из 660 вагонов. Правда, больше эксперимент не повторяли. Колея не выдержала.

Первая железная дорога в России была грузовой, длиной 2 км. Построили ее на Урале, на Колывановском заводе и работала она на конной тяге.Первой пассажирской дорогой была известная всем Царскосельская.

Скорость первых пассажирских поездов в XIX веке была 33 км/час. А железнодорожники в то время были своего рода элитой: к ним относились, как, например, в начале 20 века к авиаторам, или в 60-х годах — к космонавтам. Современные поезда могут развивать до 580 км/ч.

Требования при приеме на работу путевых обходчиков за это время не поменялись: они должны обладать хорошим музыкальным слухом, т. к. определяют неисправность колеса по изменению тона, когда его простукивают.

По статистике, железная дорога в 45 раз безопаснее автомобиля. Тем, кто все равно беспокоится, специалисты советуют выбирать вагоны в середине состава, а в сидячих вагонах — купить жд билет на места против движения.

Любителей же острых ощущений приглашают в Аргентину. Там курсирует специально восстановленный для туристов легендарный поезд «Патагония экспресс». Кроме ярких впечатлений от местных пейзажей, можно неожиданно оказаться участником действия под названием «Ограбление поезда»:)

В Южной Америке много неожиданностей. Например, немецкие инженеры, обследовавшие Панамский перешеек для постройки Трансамериканской жд магистрали, сказали, что рельсы делать из местного железа невыгодно. Золото здесь более доступный металл...

Первый поезд был бесплатным

Открытие железнодорожного сообщения Москва – Санкт-Петербург стало настоящим событием. Вот только люд простой не спешил нововведением пользоваться. Страшная грохочущая штука вызывала неподдельный страх. Чтобы продвинуть железнодорожные перевозки в массы, решено было сделать проезд бесплатным. И эта мера возымела действие. Поезда очень скоро перестали бояться.

Жаль только, что бесплатный проезд из Москвы в Питер остался в далеком прошлом. История акции была недолгой. Бесплатно можно было проехаться туда и обратно только в первые трое суток после открытия соответствующей ветки железной дороги.

Магия чисел

Первые поезда в России и Европе были доступны примерно 9% населения тех городов, между которыми налаживалось железнодорожное сообщение. Сегодня (в среднем, конечно) каждый россиянин проезжает по железной дороге примерно 9 раз в год. А общее количество пассажиров давно перевалило за 1,3 миллиарда человек в год.

Примечательный Транссиб

Среди отечественных железных дорог самой примечательной была и остается Транссибирская магистраль. Статусов у нее много. Например, эта железная дорога известна как самая длинная в мире. Транссиб – это 9438 километров, больше 8 дней в пути. На маршруте поезд останавливается на 97 крупных станциях и проезжает множество мелких.


А еще на Транссибе есть половина пути. Станция, расположенная точно посередине железной дороги между Москвой и Владивостоком, так и называется. Расстояние от «Половины» до обоих городов одинаковое. Транссиб также считается самой холодной железной дорогой. Часть ее проходит по климатической зоне, где -62˚С – обычная температура. Примечательный факт: самая холодная точка маршрута не совпадает с самой северной.

Эволюция скорости

Первый пассажирский поезд в мире пошел по рельсам со скоростью, едва доходившей до отметки в 33 км/ч. Немногим позже разгоняться удавалось уже до 38 и даже 42 километров в час. Современные скоростные поезда гоняют по железной дороге со скоростью 320–430 км/ч. А экспериментальные инновационные составы способны разгоняться до 603 км/ч. И это, как говорят ученые и инженеры, далеко не предел.


Грузовые поезда тоже ставят рекорды

Первая грузовая железная дорога в России имела длину всего 2 километра. Приводилось в действие это чудо науки и техники своего времени – чем бы вы думали? Конной тягой!


Самые длинные товарняки в истории железной дороги ездили в разных концах света. Один перевозил уголь (ни много ни мало – 42000 тонн за рейс) на Урализ Экибастуза еще в эпоху СССР. Поезд состоял из 440 вагонов. Их общая длина перевалила за 6,5 километров.


Побит рекорд был в Южной Африке. Здесь на маршрут вышел поезд из 660 вагонов. Общая их длина составила 7,3 км. Вот только эксперимент, в отличие от советского, практического смысла не имел. Полотно не выдержало нагрузки, и железную дорогу пришлось надолго закрыть на ремонт.

Безопасность превыше всего

Боитесь ездить на поезде? Возможно, следующий факт поможет вам изменить свое отношение к этому транспорту. Перемещение по железной дороге является в 45 раз более безопасным, чем по автодороге. Риск попасть в аварию в поезде существенно ниже, чем в машине.


Хотите максимальных гарантий безопасности? Выбирайте перевозчика ТКС. Их месторасположение в составе и современное техническое оснащение обеспечивают безопасность и комфорт во время поездки.