Темы исследовательских проектов по истории. История. Исторические науки список научных статей

Темы исследовательских проектов по истории. История. Исторические науки список научных статей

С 4 по 6 декабря 2018 года в Российском Доме международного научно-технического сотрудничества прошла XII научно-практическая конференция «История науки и техники. Музейное дело».

Организаторы конференции:

  • Политехнический музей;
  • Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»;
  • Исторический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова;
  • Институт истории естествознания и техники им. С.И. Вавилова РАН;
  • Ассоциация содействия развитию научно-технических музеев «АМНИТ».

Тема конференции 2018 года – «Наука и общество».

В этом году мы предложили нашим участникам не только совершенно новые темы для обсуждений, но и новый формат делового общения – Гостиные.

Темами основных сессий стали:

  • Российские предприниматели и научно-техническая модернизация в XVIII – начале XX вв.
  • История научной политики
  • Наука в публичном пространстве: гендерные аспекты в истории науки
  • Наука в публичном пространстве: ученые и наука в СМИ.
  • Технологические и социальные утопии
  • Инженеры: техническая экспертиза, профессия и публичная политика
  • Научные исследования Политехнического музея

Также были организованы специальные сессии:

  • Современный научно-технический музей: исследования, проекты, практика (секция организована Ассоциацией содействия развитию научно-технических музеев «АМНИТ»);
  • Материальность знания: научные приборы как инструмент познания и объект коллекционирования;
  • Реставрация и консервация комплексных/ технических объектов в музеях: современные вызовы;

В этом году в конференции приняли участие 175 человек из России (Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Томск, Ростов-на-Дону, Нижний Новгород, Калининград, Казань, Переяславль-Залесский), Франции, Германии, США и Белоруссии. Среди участников присутствовали представители 18 музеев, 11 вузов, 6 Институтов РАН и 4 предприятий.

Было представлено 80 докладов, в том числе 11 докладов сотрудников Политехнического музея по результатам научных исследований.

В рамках Гостиных участники конференции познакомились с деятельностью фондов, научных обществ и центров, обсудили с коллегами последние новости, и мы надеемся, смогли найти новые пути для сотрудничества.

Специальными участниками Гостиных стали:

  • Дмитрий Баюк (Международная академии истории науки, Европейское общество истории науки, Русское общество истории и философии науки);
  • Ольга Бычкова (Центр исследований наук и технологий (STS) Европейского университета в Санкт-Петербурге);
  • Нина Выскочил (Российский фонд фундаментальных исследований);
  • Борис Долгин (Просветительский фонд «Эволюция»);
  • Татьяна Кузнецова («Всероссийская патентно-техническая библиотека» Федерального института промышленной собственности);
  • Ирина Лапидус (Благотворительный фонд Владимира Потанина).

Слайд 2

Первые школы на Руси

Первоначально в Древней Руси образование не играло важной роли, так как кроме бояр и дворянских семей, больше никто не мог обучаться науке. Основную часть населения составляли крестьяне, которые днём и ночью занимались обработкой своих земель и угодий хозяина.

Слайд 3

988 год Киев

Первые школы были учреждены ещё в 988 году в городе Киеве. Эта информация соответствует знаменитой летописи «Повесть временных лет». Князь Владимир Святославович – основатель первой школы в Киевской Руси.

Слайд 4

ПЕРВЫЕ ШКОЛЫ РОССИИ - НАЧАЛЬНЫЕ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ

XV - XVII вв. в Московском государстве богатые родители учили детей дома, а те, кто не мог нанять учителя, отправляли ребят в школы при церквях, в которых дьяк года за три обучал их Закону Божьему, чтению и письму.

Слайд 5

ВОСКРЕСНЫЕ ШКОЛЫ(ПРОТАСЕНЕВА)

  • Слайд 6

    Цифирные школы (Юбко)

    В1701 г. в Москве, в Сухаревой башне, открылись "Математические и Навигацкие, т. е. мореходно-хитростных наук школы". В них принимали мальчиков и юношей от и до 20 лет всех сословий, кроме крепостных. Сначала всех зачисленных как "добровольно хотящих, иных же паче [лучше] и со принуждением" посылали в первый класс Русской школы. Окончивших ее переводили во второй класс - в Цифирную школу.

    Слайд 7

    В В обеих школах учили читать, писать и считать. После их окончания детей "разных чинов людей" (разночинцев) посылали служить в Адмиралтейство писарями, помощниками архитекторов, аптекарями. Дворянские же дети продолжали получать образование в Навигацкой школе, где преподавали геометрию, тригонометрию, астрономию, географию и другие науки. Выпускникам школы присваивали офицерское звание и отправляли во флот и армию. Если же кому-то из очень способных разночинцев удавалось закончить Навигацкую школу, то они затем служили на кораблях штурманами.

    Слайд 8

    Морская академия

    В 1715г. Навигацкую школу перевели в Санкт-Петербург, поближе к морю, и переименовали в Морскую академию, а Русская и Цифирная школы, оставшиеся в Сухаревой башне, стали подготовительными классами академии. Трудно приходилось ученикам этого первого в стране высшего технического учебного заведения. Жили они на казарменном положении в течение 9 - 10 и более лет и занимались по 8 - 9 часов в день.

    Слайд 9

    Архиерейские школы

    Архиерейские школы Сословные низшие учебные заведения для детей духовенства, открывавшиеся в России с 1721 при архиерейских домах (церковно-административные учреждения). Предметами обучения являлись религия, чтение, письмо, а в некоторых также арифметика, латинскикий, славянский, древнееврейский языки. Начиная с 1737 А. ш. постепенно были преобразованы в духовные семинарии

    Слайд 10

    Горнозаводские школы

    Учебные заведения при горных заводах 18-19 вв., готовившие квалифицированных рабочих и техников горной промышленности. Положили начало развитию профессионально-технического образования в России. Появление Горнозаводских школ связано с широко развернувшимся в начале 18 в. строительством горных предприятий. Подготовка квалифицированных рабочих первоначально (в 1-й четверти 18 в.) проводилась на Олонецких заводах, откуда вызывались на Урал мастера. В 1721 по инициативе русского учёного и государственного деятеля В. Н. Татищева

    Слайд 11

    Обязательная учебная повинность

    Обязательную учебную повинность для дворянства, духовенства и купечества Петру I осуществить не удалось. В 1723 было 42 Ц. ш., а затем они начали сливаться с гарнизонными школами, архиерейскими школами, горнозаводскими школами. В 1744 указ Сената «О соединении в губерниях и провинциях арифметических и гарнизонных школ в одно место» фактически положил конец существованию всех школ.

    Слайд 12

    Первые школы Щёлковского района. Подмосковье.

    Школа была открыта крупным фабрикантом меценатом и благотворителем Иваном Лазаревичем Лазаревым (1735-1801) на его шелкоткацкой фабрике во Фрянове. Благодаря близости фабриканта к высшей властной элите и его желанию угодить Императрице, школа была заведена по Высочайшим указам Екатерины II от 7 и 17 сентября 1782 года об учреждении народных школ.

    Слайд 13

    Первый четырехгодичный курс обучения во фряновской школе проходило 11 мальчиков, взятых из работавших на его фабрике детей посессионных рабочих. После окончания курса некоторые из учеников были освобождены фабрикантом из крепостного состояния. В 1786 году был произведен второй набор в школу. Благим намерениям И.Л. Лазарева помешала реакция фабричных рабочих, обратившихся к вышестоящему начальству с жалобой на действия фабриканта.

    Слайд 14

    Школа для крестьянских

    Лев Толстой «Ясная Поляна» (Кабанцова Настя)

    Посмотреть все слайды

      Накосные украшения из погребений Киняминских могильников

      Проведен анализ костюмных комплексов могильников Киняминских I, II (XIII первая половина XIV в.), реконструированы накосные украшения из женских погребений.Subject to analysis being costume complexes from Kinyamino I, II (XIIIth early XIVth cc.) burial grounds, reconstructing plait decorations from ...

      2008 / Семенова Валентина Ивановна
    • Новые данные о системе жизнеобеспечения черкаскульского населения Приисетья

      Вводятся в научный оборот результаты палеокарпологического анализа керамики поселения черкаскульской культуры бронзового века Ольховка, расположенного в долине Исети. Обнаружение на черепках отпечатков семян пшеницы и ячменя практически первое прямое свидетельство знакомства черкаскульского...

      1999 / Матвеев Александр Васильевич
    • Население ямной культурно-исторической общности в свете одонтологических данных

      Статья посвящена одонтологической характеристике населения ямной культурно-исторической общности. На основании одонтологических данных проанализирован состав ямного населения Калмыкии, Астраханской области и Украины. Сделан вывод о морфологической неоднородности ямников и ведущей роли в...

      2010 / Зубова Алиса Владимировна
    • Донской Областной военно-революционный комитет объединенной демократии и позиция меньшевиков (ноябрь 1917 г.)

      2004 / Щукина Т. В.
    • Внешняя и внутренняя беотийская политика фиванского полиса в период Архидамовой войны 431-421 гг. До Н. Э.

      2007 / Можайский А. Ю.
    • Амазонки в античной традиции: этимологический, территориально-географический, религиозный аспекты

      2009 / Тюхтина А. В.
    • Александр Волков: первые книги и учителя

      The article is devoted to one of the little investigated period of life of Tomsk Teachers" Training Institute graduate, famous children"s writer Alexander Melentjevich Volkov. This is the period of childhood and study at Ust"-Kamenogorsk City School in the years of 1899-1904. As the basis of the...

      2004 / Галкина Т. В.
    • К палеогеографии казанцевского времени центральных частей Средней Сибири

      Распространение палеолитических памятников среднего плейстоцена на юге Западной (Горный Алтай), Средней (Усть-Ижуль 1), Восточной (бассейн верхнего течения Ангары) Сибири и в Якутии позволяет предполагать возможность открытия памятников того же возраста и в центральных частях Средней Сибири....

      2006 / Лаухин Станислав Алексеевич, Санько Александ Федорович, Величкевич Ф. Ю., Шилова Галина Николаевна
    • Ляушева С.А. Эволюция религиозных верований адыгов: история и современность (философско-культурологический анализ). Ростов н/Д, 2002.184 с.

      2003 / Шевелев В. И.
    • Проблема формирования английской двухпартийной системы в историографии

      В статье раскрываются основные вопросы, связанные с эволюцией представлений о формировании двухпартийной системы в Англии во второй половине XVII начале XVIII вв. в зарубежной и отечественной историографии. Автор считает основной проблемой в историографии определение сущности парламентских...

      2011 / Киселев Александр Александрович
    • Численность, конфессиональный и этнический состав населения округа Аккермана (Белгород-Днестровского) во второй половине XVIII В.

      2010 / Хайдарлы Д. И.
    • Партии и организации антибольшевистского лагеря

      2000 / Можаева Л. А.
    • Герменевтический подход в преподавании истории в школе

      В статье рассматриваются необходимость и условия реализации герменевтического подхода в преподавании истории, обусловленные современными тенденциями, возникшими в сфере исторического образования за последние 20 лет. Статья содержит сравнительный анализ подходов в преподавании истории, показывая...

      2009 / Кудряшов Сергей Витальевич
    • Из наследия Венелина

      2006 / Дронов Михаил
    • Система управления в условиях кризиса государственной власти в России (на примере Смутного времени, XVII в.)

      В статье представлен анализ системы управления Московских приказов и городов в Смутное время начала XVII в. Реконструкция 700 биографий служащих (дьяков и подьячих) позволила выявить основные признаки бюрократии и показать, что кризис верховной власти не приводит к разрушению сложившихся институтов...