Железнодорожная станция козлова засека, тульская область. Станция-музей «Козлова Засека», Тульская область: описание, история и интересные факты Козловская засека

Железнодорожная станция козлова засека, тульская область. Станция-музей «Козлова Засека», Тульская область: описание, история и интересные факты Козловская засека
Железнодорожная станция козлова засека, тульская область. Станция-музей «Козлова Засека», Тульская область: описание, история и интересные факты Козловская засека

Ясная Поляна… Я с трепетом ждала встречи с ней. Просто, как это ни странно, «Война и мир» Толстого одна из трёх самых любимых мной книг (могу добавить в этот список еще «В лесах» и «На горах» Андрея Печерского, и четыре книги Джеймса Хэрриота). Конечно у меня периодически появляются и другие любимые книги, но вот эта «троица» проверена временем. Периодически я достаю их из шкафа и перечитываю, хотя, уже не просто знаю сюжет, а могу цитировать.

Поэтому отношение ко Льву Николаевичу у меня особое. Наверное именно по этой причине я никогда не заскакивала в Ясную Поляну по пути. И вот, наконец-то, я ее увижу. Но как говорится, человек предполагает, а Бог располагает.
Ясной Поляне предстояло стать самым большим разочарованием в тульской поездке.


Идем к кассе.



И тут первое разочарование. Нам объяснили, что если мы хотим экскурсию, либо ждите еще 10 человек (судя по количеству народа вокруг - это еще два человека, ожидание могло затянуться на не определенное время), либо платите 3 750 рублей, что даже для четверых (учитывая, что трое из одной семьи) слишком большая сумма.
Если честно, вот такой подход к индивидуалам в наших музеях меня всегда «убивал»: ощущение, что ты должен обязательно ездить с экскурсией, а если нет – то и экскурсии нет, потому что индивидуальная очень часто стоит «заоблачных» денег и не факт, что тебе ее смогут провести. При этом это скорее правило наших музеев, чем исключение из него. По мне уж лучше назначайте конкретное время экскурсий, чем вести вот такую «просветительную» работа.
Но делать нечего, берем просто билеты, идем гулять. Благо есть сын, который уже ездил с классом в Ясную Поляну, но, как оказалась в дальнейшем, в его голове после этой поездки осталось очень мало (хотя, вспоминая себя уже в институте, то же самое могу сказать и про себя: в таких поездках на первое место выходит общение, а все остальное это так, «декорация»).

Идем гулять по парку. Если положить руку на сердце, обычный среднерусский парк, не будь здесь имени Толстого, второй раз бы не поехала точно, все слишком просто. Это не Константиново, в которое я согласна ездить не за «Есениным», а просто за потрясающими видами. Но свое очарование парк все-таки имеет.





Постепенно подходим к купальне. Она закрыта, так что внутрь заглядываем в «дырочки». С такой «закрытостью» объектов я столкнулась в Ясной Поляне повсеместно. Очень обидно.


Зато живность «не закрывается».

Снегири.


Белочка.


Дети, они и у кошек – дети.

Нашли теплицу, зашли, побродили. Как оказалось, нам повезло – после нас какая-то женщина закрыла калитку, так что «закрытость» продолжилась.


И в таких теплицах растут лимоны.


Прощальный взгляд на огород.

И мы постепенно подходили к дому Толстого.





Около дома есть несколько деревянных построек.




Ну а сам вход в музей расположен за воротами.






Таких музейных бахил я еще не видела.





Истинные хозяева усадьбы.

В доме снимать тоже было нельзя. Так что единственное фото.

Что понравилось в этой части музея, так это рисунки с героями «Войны и мира». Интересно угадывать: вот Наташа Ростова, это Пьер, а это Мария Болконская. В остальном ну как-то никак. Затем путь лежал не могилу Толстого.

По дороге увидели ригу,


И вот такого «красавца».

Могила Толстого. Просто, хорошо, без памятников, как и хотел писатель. Вот так и нужно... без помпезности.




Назад мы прошли через домик кучера. Витя с Лёвкой решили через окна заглянуть внутрь, так их послали, в прямом смысле слова.





Загон с лошадьми.


Общее впечатление от Ясной Поляны

Сама усадьба огромная, относительно ухоженная. Но вот в остальном... Напоминает мне это все «Кощея над златом»: там закрыто, туда не ходи, сюда не смотри. И духа того времени нет. А самое обидное, что ведь есть и имя, и туристы, и богатейшее наследство из произведений Толстого. Ну сделайте из этого что-то такое, чтобы мой сын, приехав домой, потребовал книгу писателя.
Ведь все же есть! Не трудно одеть смотрительниц и сотрудников музея в костюмы этой эпохи. Сделайте историческое ателье, контактную зону с лошадьми и животными. Обыграйте ту же «Войну и мир», сделайте хотя бы по выходным «встречи» с героями. Про военную тему вообще молчу.
Толстой – это школа. Не трудно сделать класс, уроки, дать пописать чернилами. Затраты ведь не очень большие, а какой восторг будет. А так… старый, совковый музей. И если я еще могу быть довольна, то наши дети, воспитанные на интернете и 3D, увы, не очень-то любят ходить по таким. Некоторые это понимают, тот же Дарвиновский в Москве, а некоторые живут по старинке, на имени, и от этого становится грустно…

Я думала, что в Ясной поляне мы проведем день, а тут два часа. Так что поехали на Козлову Засеку, филиал музея Толстого.

Козлова Засека

Филиал музея-усадьбы Толстого Ясная Поляна - уже более современен, и понравился мне гораздо больше. Там мы хотя бы какой-то дух времени почувствовали.
Козлова Засека – действующий вокзал, сделанный под старину. Есть здесь и небольшой музейчик. Эта станция тесно связана с именем Толстого: именно сюда отправляли письма для него, сюда же привезли его тело.







«Жду с большим волнением твоего письма, милый друг, и иду за ним в 5 часов вечера на Козловку», - писала С.А. Толстая мужу.

Козловка, или Козлова Засека - это ближайшая к Ясной поляне железнодорожная станция, а ныне вокзал-музей.
>

Откуда пошло такой название? По имени воеводы Данилы Козлова, который со своим гарнизоном отбивал здесь набеги врагов.

Позже, во время строительства железной дороги Москва-Курск, на месте засеки появилась железнодорожная станция. Здесь делали остановку как поезда дальнего следования, идущие на юг, так и пригородные, «дачные» электрички.

Здесь бывали Репин, Шишкин, Страхов, и другие талантливые и известных гости Ясной поляны. Мало какая железнодорожная станция могла похвастаться таким количеством известных людей, ее посетивших. Сюда часто приходил Лев Николаевич Толстой с сыном. Здесь он звонил по телефону, получал свою почту. Все свои поездки семья Толстых совершала через эту маленькую железнодорожную станцию.

Отсюда они отправлялись в Москву или на юг. Именно отсюда он отправился в 1910 году и заболел в дороге.
На станции Астапово писатель умер, и уже траурный поезд доставил его тело обратно на вокзал Козловой Засеки.
В 1928 году, в годовщину столетнего юбилея, станции дали название «»Ясная поляна» в честь имения знаменитого писателя.
В 1974 году Козлова Засека признается памятником культуры и включается в ряд объектов культуры, подлежащих охране.
В 2001 году, по инициативе министра путей сообщения, Козлова Засека вернула себе историческое название. В тот же год начинается масштабная реконструкция и реставрация здания и окружения вокзала. Открывается выставка «Железная дорога Льва Толстого», которую может посетить любой желающий.

>

Когда Вы посещаете усадьбу "Ясная Поляна" (особенно на своем транспорте) не поленитесь сделать пару лишних к м для посещения одного достаточно уютного местечка - железнодорожной станции Московской железной дороги "Козлова Засека". Если двигаться из Тулы, то к Ясной Поляне надо свернуть с трассы направо, а к станции - налево (на перекрестке стоит указатель).

Чем же привлекательна эта станция?

Во-первых, своей историей. В свое время это место было окраиной Московского княжества, где для защиты от вражеских набегов была оборудована засека, которая в честь воеводы Ивана Козлова и получила свое название. В 1868 г., с открытием Московско-Курской ж.д., на этом месте была построена железнодорожная станция с одноименным названием. Она была самой близкой к усадьбе Л.Н. Толстого "Ясная Поляна".

На станцию приходил писатель для того, чтобы позвонить по телефону, сюда же приходила вся его почта, приезжали его гости и именно на эту станцию в 1910 г. прибыл траурный поезд с гробом писателя.

В 1928 году (в столетний юбилей писателя) станция была переименована в "Ясную Поляну".

В 2001 году, по инициативе Геннадия Матвеевича Фадеева (в тот период он возглавлял Московскую железную дорогу), на станции были проведены большие реставрационные работы с использованием старых чертежей и 9 сентября - в день рождения Л.Н. Толстого - состоялось торжественное открытие станции-музея, которой было возвращено ее старое название - "Козлова Засека".

В ходе реставрационно-восстановительных работ станция приобрела вид, который она имела на момент смерти писателя....(не стоит забывать, что эта действующая станция, поэтому от некоторых атрибутов современной жизни, например, контактная сеть и др., избавится просто невозможно)

Во времена жизни писателя к этому заборчику на перроне привязывали лошадей...

Плакат из тех времен....

На здании станции висят мемориальные таблички, связанные с именем Л.Н. Толстого....

С правой стороны от главного входа станции расположен памятник писателю и открыта выставка "Железная дорога Л.Н. Толстого"...

Вокзальный буфет, в котором можно и сегодня перекусить...

Багажное отделение....

На площади перед станцией расположены погребок

и питьевой колодец...

Можно зайти во внутрь и посидеть в зале ожидания на скамейках того времени, а при желании купить билеты на какой-нибудь поезд...

Есть здесь и свой "уголок потребителя"....

А отсюда - можно сделать звонок другу (или подруге).... В свое время Л.Н. Толстой часто приходил на станцию, чтобы позвонить кому-нибудь...

Можно заглянуть и в кабинет начальника станции.. .

Подойти к его столу и рассмотреть более внимательнее предметы, расположенные на нем...

(самое интересное - телеграфный аппарат...)

На стенах кабинета висят фотографии, связанные с историей станции..

А в книжном шкафу, на особом месте, стоит книга Г.М. Фадеева "Судьба моя - железная дорога". Именно благодаря этому человеку была проведена большая работа по реконструкции станции и в нашей стране появился еще од by музей под открытым небом, куда не стыдно даже привезти иностранных туристов.

Ее остановили из-за хакерской атаки

Ради пятиминутной прогулки на канатной дороге по маршруту Воробьевы горы - Лужники корреспонденту «МК» пришлось полтора часа отстоять в очереди. Неудивительно - горожане сразу бросились осваивать новинку, благо что до 27 декабря проезд по канатке сделали бесплатным. И все бы хорошо, только далеко не всем повезло, как «МК». Вскоре после нашей прогулки дорогу, начавшую работу 26 ноября, в понедельник, закрыли.

Длинная змея очереди тянется вдоль улицы Косыгина. Народ, желающий прокатиться на свежеоткрывшейся канатной дороге, приходит именно сюда — накануне прошла информация, что нижняя станция около стадиона «Лужники» не работает. В среду, 28 ноября, правда, все изменилось.

— Покататься? Идите вон туда, где хвост. Он быстро движется, уже через десять минут поедете! — бодро отвечает дежурный офицер полиции. И добавляет, в качестве решающего аргумента: — Там же по восемь человек в кабинку помещается, а кабинок знаете сколько?

— Сколько?

— Ну... Много кабинок, много! — сворачивает он дискуссию и бросает в пространство странную реплику: — Главное, чтоб посадка в «Лужниках» не барахлила.

Что же, засекаем время.

Правда, очень скоро становится понятно, что обозначенные товарищем полицейским десять минут — это то ли искусный обман, то ли очень странное его восприятие времени. По крайней мере, первые 20 минут кажется, что очередь вообще не движется. А между тем холодно. И ветрено. И никуда не отойдешь погреться.

— Да три часа будем стоять. Я вчера читала в Интернете, — уверенно говорит своей подружке стоящая передо мной девушка в розовой шапочке. Молодая, веселая, как можно понять из разговора — студентка МГУ. Она же здесь каждый день бывает! Прокатится еще, и не один раз, когда очереди не будет. Зачем мучиться?

— Девчонки, а что еще пишут? Стоит оно того? — осторожно пытаюсь завязать разговор. Ответ невероятно прост:

— Да черт его знает! Фотки вроде ничего так... Ну пока бесплатно, можно прокатиться.


Решили бы все эти люди вставать в очередь, если бы на входе нужно было заплатить пресловутые 400 рублей? Вопрос, наверное, риторический. Но бесплатно — стоят. И с маленькими детьми стоят, и пенсионеры...

— Эх, надо было коньячка взять! — озвучивает пожилой джентльмен за моей спиной то, о чем, кажется, все думают.

Достижение цивилизации на улице Косыгина видно только одно — голубые будки биотуалетов. Кажется, их никто не пересчитал — в отличие от аналогичных удобств около храма Христа Спасителя, которые поставили вдоль очереди к мощам святого Спиридона Тримифунтского совсем недавно, в сентябре.

Да и в остальном, надо сказать, очередь религиозная была организована не в пример лучше. Почему здесь нет, например, автобуса, где можно было бы погреться? Термосов с горячим чаем? Коммерсантов, в конце концов, которые продавали бы дорогущие кофе и чай — и их бы точно покупали. Но нет. Стоим просто так.

Прошел час. Пальцы заледенели. Ноги тоже. Голова от холода побаливает. И не у меня одной — энтузиазм стоящих рядом тоже, кажется, заметно поутих.

— Прям как моя Машка, она тоже вечно ноет! — осаживает пожилая дама в сапогах модного цвета марсала свою спутницу. — Ну а чего ныть? Всем холодно, все замерзли. Но все же стоят.

Хорошая мораль, не поспоришь. Наверное, была бы уместна этак лет тридцать назад, в очереди за чем-то жизненно важным. Или хотя бы в очереди за впечатлениями — в городе, куда вдруг попал всего на пару дней, и неизвестно, попадешь ли еще. Но в очереди на пятиминутный полет над Москвой-рекой?

Проходящие мимо то и дело спрашивают: сколько уже стоите? Сорок минут? Час? Полтора?! Ну надо же!

И смотрят на нас... ну, не совсем как на сумасшедших, но что как на странных — это точно. Тут и стражи порядка подливают масла в огонь:

— Имейте в виду, что высадка на «Лужниках» обязательна. Если хотите подниматься обратно, вверх, нужно будет там встать в такую же очередь, — объясняет полицейский.

Очередь истерически ржет. Очевидно, кататься туда-сюда — как доктор из «Невероятных приключений итальянцев в России» — никому не хочется даже бесплатно.


Непосредственно возле павильона-станции все просто и понятно: запускают по 8 человек — ровно столько помещается в одной кабинке. На входе нужно обязательно приложить социальную карту москвича или «Тройку» — для отчетности. Но действительно бесплатно.

Загружаемся в кабинки. Народ радуется, мобильные телефоны — наизготовку. Вот только что снимать-то? Наверное, летом, когда внизу будет пышная зелень заказника, а вокруг — голубое небо, будет красиво. А сейчас что? Разве что кругляшок «Лужников» на фоне серовато-коричневого московского ноября. И река.

Всего удовольствия — на пять минут (об этом, впрочем, честно предупреждали). Однако мероприятие заняло больше полутора часов: в 11.50 встали в очередь и только в 13.30 покинули станцию внизу.

А в 15.00 канатная дорога сломалась, о чем оперативно сообщили оставшиеся в очереди москвичи в соцсетях.

«Сегодня в 14.00 компьютерные серверы Московской канатной дороги подверглись несанкционированной кибератаке. Сотрудники, обнаружив это, приостановили движение дороги, после чего оперативно высадили всех пассажиров на станциях назначения, для обеспечения максимальной безопасности пассажиров. К сожалению, вынуждены прекратить перевозку пассажиров», — цитируют СМИ пресс-службу канатной дороги. О дальнейшем графике работы обещают сообщить на сайте.

На второй день путешествия мы отправились в Ясную Поляну. Когда до усадьбы оставалось всего несколько километров (по навигатору), мы уткнулись в "кирпич" - дорога из-за глобального ремонта была полностью перекрыта. Пришлось объезжать через Тулу. Минус навигатора в том, что довольно долго он подозревает водителя в неправильных действиях и упорно предлагает развернуться в каждом приемлемом для этого месте. Но кое-как выправился наш друг, поехали дальше. Тут выясняется, что мы неверно поставили точку на карте. И приведя нас к гигантскому заводу, навигатор объявил, что мы уже в Ясной Поляне. Небольшой взрыв эмоций, потеря ориентации в пространстве и предложенный мной выход из положения - едем на точку Козлова Засека, благо ж/д видели недалеко, а значит и станция где-то рядом. Изначально планировали заехать туда после усадьбы, но вышло всё наоборот.
Эх, а я до сих пор жалею, что не сняла завод. Ну просто монстр! Я такие только в фильмах про индустриализацию видела.
Тем временем наш поезд автомобиль прибывает на станцию Козлова Засека.



Ближайшая к усадьбе Ясная Поляна железнодорожная станция находится на территории Козловой засеки, входившей в комплекс оборонительных сооружений на южной границе Русского государства в XVI-XVII вв. Название засеки имеет несколько версий происхождения, основная из которых указывает на служившего здесь воеводу Данилу Козлова.
В 1860-е годы началось строительство Московско-Курской железной дороги, на Тульском участке которой в 1864 г. была открыта станция Козлова Засека (первоначально именовавшаяся полустанком). На ней располагалось небольшое здание вокзала, в котором помещались начальник станции и его помощник, касса, почтовое отделение, пассажирский зал. Отопление на вокзале было печным. В 1902 г. на Козловой Засеке были построены багажное отделение, деревянный перрон, островная платформа, туалет, погреб и путейский дом.









Толстой называл станцию просто Козловка. «Пишу со станции Козловка. Шумят. Народу пропасть». Лев Николаевич, который любил путешествия и много времени проводил в пути, не сразу принял вторжение цивилизации. Но все же не мог не оценить быстроту и удобство железной дороги, и вскоре для поездок по «чугунке» со всем своим многочисленным семейством он бронировал целый вагон. К писателю, со своей стороны, очень хорошо относились железнодорожники, в частности, выделили ему целое купе, когда он был болен.
На станции останавливались некоторые поезда дальнего следования, идущие в южном направлении, а в летнее время - и дачные поезда. Сюда приезжали Репин, Короленко, Шишкин, Страхов и другие гости Ясной Поляны, чтобы далее проследовать в усадьбу писателя. Часто Толстые встречали на станции своих гостей, на Козловке же они получали почту. «Жду с большим волнением твоего письма, милый друг, и иду за ним в 5 часов вечера на Козловку», - писала С.А. Толстая мужу.



В качестве своего адреса писатель указывал следующее: «Тульская губерния, Тульский уезд, станция Козлова Засека». Об этом говорит следующая его дневниковая запись: «...я передумал насчет адреса твоих писем и прошу тебя писать вперед на Козловку».
В 1928 году в год столетия со дня рождения писателя станция была переименована в «Ясную Поляну», в 2001-ом ей было возвращено её историческое название, были проведены реставрационные работы и открыта выставка «Железная дорога Льва Толстого».


Мы побродили по небольшой выставке самостоятельно, но можно купить билеты и с экскурсионным обслуживанием.