«роль классного руководителя в достижении качества воспитательной деятельности в классе по реализации фгос ноо. Функции и основные направления деятельности классного руководителя в начальной школе

«роль классного руководителя в достижении качества воспитательной деятельности в классе по реализации фгос ноо. Функции и основные направления деятельности классного руководителя в начальной школе
«роль классного руководителя в достижении качества воспитательной деятельности в классе по реализации фгос ноо. Функции и основные направления деятельности классного руководителя в начальной школе

Родь классного руководителя в начальной школе

В условиях модернизации российского образования, реализации Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, введения Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения, возрастают воспитательные функции школы. Главная задача современной школы - раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире.

Ключевая роль в решении задач воспитания принадлежит классному руководителю. Работа классного руководителя – целенаправленная система, планируемая деятельность, строящаяся на основе программы воспитания всего образовательного учреждения, анализа предыдущей деятельности, позитивных и негативных тенденций общественной жизни, на основе личностно ориентированного подхода с учетом актуальных задач, стоящих перед педагогическим коллективом школы, и ситуации в классном коллективе.

Цель деятельности классного руководителя – создание условий для саморазвития и самореализации личности обучающегося, его успешной социализации в обществе. Классный руководитель - это человек творческий. Как всякий исследователь, он создает свою творческую лабораторию, которая помогает ему сделать воспитательную работу с учащимися увлекательной и захватывающей.

Профессиональный педагог - это единственный человек, который большую часть своего времени отводит на обучение и воспитание детей. Остальные взрослые люди, включая родителей ребенка, заняты своими профессиональными проблемами и домашними заботами и не могут много времени уделять детям. Если бы обучением и воспитанием не занимались педагоги, то через несколько поколений общество прекратило бы свое развитие. Новое поколение людей оказалось бы просто недостаточно подготовленным для того, чтобы поддерживать социальный, экономический и культурный прогресс. Учитель и воспитатель в начальной школе - это знаковая фигура. Ни для кого не секрет, что младшие школьники, идеализируя своего учителя и подражая ему, при переходе на среднюю ступень обучения пытаются перенести стиль взаимоотношений, принципы взаимодействия с ним на других учителей. Хорошо, если их ожидания оправдаются.

В сегодняшнем обществе педагог является фигурой, которая требует особого внимания. Если его место занимают профессионально неподготовленные люди, страдают дети. Если в начальной школе процесс воспитания осуществляется безразличными людьми, потери от такого воспитания невосполнимы.

К личности будущего педагога предъявляется ряд самых серьезных требований. Главным и постоянным требованием, предъявляемым к педагогу, является любовь к детям, к своей профессиональной деятельности, широкая эрудиция и педагогическая интуиция, высокоразвитый интеллект, высокий уровень общей культуры и нравственности, профессиональное владение методами воспитания. Без любого из перечисленных качеств успешная педагогическая деятельность невозможна.

Все перечисленные качества не являются врожденными. Они приобретаются огромным трудом, упорной работой педагога над собой. Хороших учителей и воспитателей много, а одаренных и талантливых - лишь единицы.

Не менее важны для классного руководителя и такие качества, как общительность, артистичность, веселый нрав, хороший вкус. Трудно себе представить педагога, работающего с младшими
школьниками, и не обладающего такими качествами.

Сегодня классный руководитель выполняет три взаимосвязанные функции:

Забота о развитии каждого ребенка.

Помощь в решении возникающих проблем.

Организация разнообразной деятельности в классе.

Педагог, как руководитель классного коллектива, реализует свои функции относительно всего класса в целом и каждого ученика в отдельности. Все поставленные перед ним задачи классный руководитель решает в соответствии с учетом возраста детей и взаимоотношений внутри класса, учитывая при этом индивидуальные особенности каждого ученика. Основным критерием результативности деятельности классного руководителя является содействие саморазвитию личности, реализации творческих способностей, обеспечение социальной защиты, создание необходимых условий для активизации усилий детей по решению собственных проблем.

Круг функциональных обязанностей классного руководителя в начальной школе можно разделить на 5 групп:

I группа - Организация деятельности классного коллектива.

  1. группа - Организация учебной деятельности всего класса и отдельных учащихся.
  2. группа - Организация жизни класса во внеучебное время.
  3. группа - Изучение личности и коррекция в воспитании.

V группа - Работа с родителями.

Главная функция в должности классного руководителя - защита ребенка и создание условий для его духовных и физических сил. Деятельность классного, руководителя в обеспечении здоровья.

Классный руководитель:

  • изучает особенности развития детей;
  • выясняет наследственные и хронические заболевания ребенка;
  • проводит тестирование на выяснение психического состояния ребенка, особенностей характера и темперамент; а совместно со школьным врачом и родителями составляет личную программу закаливания. Физических и дыхательных упражнений.
  • помогает ребенку организовать режим жизни;
  • помогает врачам и участвует в проведении диспансеризации учеников:
  • ведет работу по профилактике заболеваний, проводит «физкультминутку»;
  • проводит беседы о личной гигиене человека, ведет антиалкогольную пропаганду, проводит профилактическую работу по предупреждению дорожного травматизма, несчастных случаев;
  • организует спортивные соревнования, игры на воздухе, рассматривает на «малых педсоветах» вопросы о дозировке материала, количестве письменных работ, характере домашней работы,

корректирует программы с целью сокращения перегрузок учащихся; - пропагандирует здоровый образ жизни.

Взаимосвязь классного руководителя с семьями учащихся.

Классный руководитель изучает семью, ее воспитательные возможности, атмосферу семенного воспитания:

  • исходя из единых (школа - семья) взаимных нравственных позиций, вырабатывает единые педагогические требования к учащимся;
  • осуществляет индивидуальную работу с родителями, привлекая родителей к участию во внеклассной работе;
  • проводит систематическую работу по повышению педагогической культуры родителей.

Классный руководитель должен обладать информацией:

  • состояние семейно - бытовых условий ученика;
  • состояние его здоровья;
  • положение в классе;
  • о внешкольных интересах и увлечениях;
  • общественных поручениях;
  • любимых и нелюбимых предметах;
  • отношение к школе, учителям, родителям, товарищам;
  • об уровне воспитанности учащихся своего класса;
  • стремление к самосовершенствованию, самовоспитанию;

Взаимосвязь классного руководителя с учителями – предметниками.

Классный руководитель:

  • должен знать ведущие вопросы учебной программы, выражающие воспитательную направленность содержание обучения по каждому предмету, координировать решения воспитательных задач в процессе осуществления межпредметных связей;
  • определять с учителями меры по развитию устойчивого интереса к занятиям, предупреждению неуспеваемости, по обучению рациональным навыкам учебного труда;
  • посещать уроки с целью наблюдения за учебной деятельностью учащихся, с целью глубокого проникновения в содержание программного материала;
  • создавать ситуации, ведущие к самостоятельному пополнению знаний;
  • проводить педконсилиумы с учителями с целью определения реальных учебных возможностей, уровня воспитанности и развитости учащихся и выработки системы мер по ликвидации пробелов в знаниях, умениях и навыках учащихся;
  • вовлекать учащихся в кружки, НОУ, клубы и т.д.;
  • совместно с учителями готовить и проводить общественные смотры знаний, конкурсы, олимпиады, конференции, используя их для организации познавательной деятельности, повышения культуры учебного труда.

Работа с классным коллективом.

Классный руководитель:

  • организует дежурство учащихся на переменах;
  • прививает навыки трудового воспитания;
  • привлекает детей к борьбе за выполнение правил для учащихся и правил внутреннего распорядка;
  • развивает и принимает участие в работе органов самоуправления в классе, технично направляет работу лидеров, помогает учащимся выполнить поручения;

Проводит праздники, организует вечера, встречи с интересными людьми, с людьми разных профессий и т.д.;

Участвует со своим классом в общешкольных, районный, городских
мероприятиях.

Взаимосвязь классного руководителя с внешкольными учреждениями.

Классный руководитель:

  • изучает воспитательные возможности внешкольных учреждений:
  • определяет виды и формы совместной работы:
  • ориентирует учащихся в выборе коллективов внешкольных учреждений с учетом их интересов и склонностей:
  • выявив индивидуальные интересы ребят, помогает им в решении их проблем, в выборе кружков, секций, клубов;
  • расширяет познавательный и культурный кругозор учащихся через экскурсии, встречи, посещение кино, театров;
  • перед проведением внеклассной работы вне школы проводить инструктаж учащихся по технике безопасности, соблюдению правил дорожного движения и расписывается в журнале инструктажа.

Сегодня, как и раньше, взят курс на гуманизацию и демократизацию школы, который должен привести к новому качеству воспитания. Что стоит за словами - новое качество воспитания? За этими словами стоит иной подход к содержанию воспитания. В первую очередь, это идея формирования базовой культуры личности, культуры жизненного самоопределения: экономической и политической, демократической и правовой, нравственной и экологической, художественной и физической, культуры семейных отношений. Формируя базовую культуру личности младшего школьника, классному руководителю необходимо создать широкое информационное поле для усвоения базовых культурных начал. Во-вторых, совместно с учащимися необходимо заниматься поиском нравственных образов духовной культуры и выработкой на этой основе своих собственных ценностей, норм и законов жизни, формирующих активную личную позицию школьника. В-третьих, формирование культуры личности предполагает воспитание человека с твердыми убеждениями, демократическими взглядами и твердой жизненной позицией. В-четвертых, целью воспитательной работы является не проведение самого мероприятия, не формы и методы, а сам ребенок, его склонности и интересы, отношение к жизни и самому себе. В-пятых, идеи успешности процесса воспитания будут выглядеть смешно, если они не будут строиться на добровольности участия учащихся в воспитательном мероприятии. Принудительный воспитательный процесс ведет к моральной деградации учащихся. Детей нельзя обязать "воспитываться". Свободная воля проявляется, если воспитатель в воспитании опирается на интерес, романтику, чувство товарищеского и гражданского долга, творчество. В конечном итоге, главная идея воспитания состоит в том, чтобы подготовить человека к трем главным ролям реальной жизни - гражданина, работника, семьянина. Ученики проводят в учебном заведении большую часть своей школьной жизни. Насыщенная учебная программа, участие детей в олимпиадах, марафонах, занятия младших школьников в группах продленного дня во внеучебное время - все это требует разрядки. Для этого необходима интересная и необычная внеклассная работа, которая будет способствовать развитию личности.

Любой классный руководитель знает, что от уровня сплоченности коллектива, от эмоционального настроя класса зависит индивидуальный успех каждого учащегося и удовлетворенность жизнью в школе всех ребят. В дружном коллективе легко работать и самому педагогу. Именно в коллективе сверстников у детей и подростков формируется умение сосуществовать в обществе, развиваются навыки полоролевого и статусного поведения, разнообразные коммуникативные навыки. Эти навыки, вместе со специальными знаниями и умениями по предметам, - залог успеха выпускников в меняющихся социально-экономических условиях. Помимо традиционных общих дел в классе, организации интересного досуга, для классного руководителя принципиально важным становится владение такими формами работы, которые создают условия для развития информационно-познавательных, коммуникативных, мировоззренческих навыков и способов поведения. Высокий уровень развития потребности и способности личности к самопознанию, самоактуализации, самореализации, саморазвитию и самосовершенствованию - залог успеха выпускника школы. Именно классный руководитель может и должен учить детей эффективной коммуникации, успешной деятельности, навыкам целеполагания и самоорганизации.

Литература

Н.И.Дереклеева. Справочник классного руководителя. Начальная школа.1-4 классы. М.: «ВАКО», 2003.

Журнал «Классный руководитель»2008г. №4

Журнал «Классный руководитель»2010г. №1

Кучина Е. А. Проблемы современного учебно-воспитательного процесса. Роль классного руководителя в современном школьном образовании // Педагогическое мастерство: материалы II междунар. науч. конф.- М.: Буки-Веди, 2012.

М.А.Тартышная «50 идей для классного руководителя: практическая копилка педагога» - Изд.3-е.- Ростов н/Д: Феникс, 2010 .

Учение – это лишь один из лепестков того цветка, который
называется воспитанием в широком смысле этого понятия.
В воспитании нет главного и второстепенного, как нет
главного лепестка среди многих лепестков, создающих
красоту цветка.
В. Сухомлинский
Быть классным руководителем – не самое простое дело. Обладать умением из
таких разных ребят создавать единый и сплочённый коллектив – это
искусство. Видеть в каждом ученике личность – это профессионализм. Уметь
прожить с ними добрую и запомнившуюся навсегда школьную жизнь – это
талант. Этими качествами и должен обладать настоящий классный
руководитель.
В школе формируют у детей навыки социализации, которые будут
необходимы детям в будущем, и принимать участие в этом процессе должна
не только школа, но и семья. Насколько человек социализирован к моменту
окончания школы, зависит его будущая жизнь. Воспитание должно развивать
активную позицию человека в жизни, он не должен оставаться равнодушным и
черствым, новому поколению должно быть чуждо безразличие, которого
сегодня в нашем обществе с избытком. Если классный руководитель
начальных классов человек творческий, он с интересом и личной
заинтересованностью подходит к этому делу. Главный его ориентир –
результат, которого он достиг, а это означает уровень успеха в его работе.
Работа классного руководителя начальной школы заключается в тесном
контакте с семьей каждого ученика. Если взаимопонимание достигнуто,
только тогда появится успех в многолетнем тяжелом деле воспитания
ребенка. Если хорошие условия созданы, взаимоотношения сложились, в
таком образовательно­воспитательном процессе комфортно всем.
Методы работы классного руководителя строятся на основании нескольких
основополагающих принципов, таких, как (слайд 2)
­деятельностный творческий подход,
­ сотрудничество,
­открытость

­ системность.
В основе всего этого лежит взаимное уважение, которое строится на основе
возрастных особенностей каждого участника воспитательного процесса. И
ориентирован преподаватель на успех, при этом он обязательно выделяет у
каждого ученика его личную «зону успеха».
Поскольку в основе воспитания класса учитель закладывает формирование
дружного коллектива, соответственно поощряются и развиваются
толерантные отношения между учениками в классе. Это ключевая задача,
которая стоит перед классным руководителем.. Вся работа с детьми строится
так, чтобы личность духовно развивалась, а в общешкольные дела был
вовлечен весь класс. В таких условиях формируется единый, полноценный
коллектив. Эта цель комплексная, и чтобы ее реализовать, приходится решать
другие задачи, частного порядка, которых не так уж мало. Прежде всего,
необходимо создать благоприятные условия для каждого ученика, чтобы он
мог гармонично развиваться как личность. Поощрять познавательный интерес
ребенка, чтобы он стремился получить дополнительные знания, расширял
свой кругозор и эрудицию. Необходимо создавать условия, при которых
творческий потенциал каждого ученика может быть раскрыт.
Работа классного руководителя начальной школы направлена на поощрение
творчества, самореализации в нем любого учащегося, причем это
распространяется как на уроки, так и на любые виды деятельности вне
уроков. И очень важный момент – воспитание такой жизненной позиции,
чтобы человек умел проявлять сочувствие, был активным гражданином,
которому чуждо безразличие, который не пройдет мимо, если где­то
требуется помощь или участие.
Культура общения также закладывается в раннем возрасте, и примером
должен стать учитель. Межличностная культура должна быть в общении
детей со взрослыми, и друг с другом. Чтобы оценить свои результаты на
поприще воспитания, педагог должен регулярно проводить мониторинг, на
каком уровне сплоченности его коллектив находится, каковы в его классе
отношения между учениками. Прежде, чем дружный коллектив будет
сформирован, процесс проходит ряд важных этапов.
Первым этапом можно считать первое полугодие в первом классе.
(слайд3)

Основной задачей на этом отрезке пути является адаптация учеников к
школьной жизни. Учитель им в этом помогает. Он изучает интересы каждого
ребенка, его потребности, изучает основные личностные характеристики.
Рисует себе образ класса, каким бы хотелось видеть его в целом.
На втором этапе, а это второе полугодие первого класса и второй класс,
учитель помогает ученикам принять правила жизни и деятельности
коллектива. Помогает укрепить межличностные отношения между детьми.
Создает для каждого развивающую среду и сплачивает коллектив, чтобы дети
не чувствовали себя разрозненно.
Третий этап наступает с третьего класса. В этот период дальнейшее
слияние отдельных детей в коллектив происходит на основании
индивидуальности каждого ребенка, здесь уже приходится опираться на
воспитание. Творческая индивидуальность раскрывается ярче, определяются
явные лидеры группы.
В четвертом классе, уже на четвертом этапе, дети могут
самовыражаться, все условия для этого уже созданы. Они открывают в себе
свое собственное «я». Класс в каких­то ситуациях может что­то делать
самостоятельно, классные дела они планируют сами, также дети способны
распределить между собою обязанности. Подходит пора для подведения
итогов, то есть всего того, что было наработано в начальной школе.
Методы работы классного руководителя постепенно меняются, потому что
коллектив развивается, он меняется и укрепляется, и руководить им старыми
методами уже нельзя. Когда на начальном этапе классный руководитель
единолично управляет, это правильно. Но дети подрастают и взрослеют, и
такое управление становится неактуальным. Учитель должен поменять свою
тактику, он должен развивать самоуправление, прислушиваться к мнению
класса, а на самом последнем этапе сотрудничать со своими детьми.
(слайд 4)
Формы и методы работы с классом у преподавателя могут быть самыми
разными, здесь и проведение классных часов с организацией бесед на темы
нравственности, при этом необходимо учитывать актуальные проблемы
класса и отдельных учеников, здесь и целевые прогулки, и экскурсионные

мероприятия. Могут быть проведены творческие выставки и тематические
вечера, преследующие эстетическую цель. Организуются всевозможные
праздники и конкурсы, викторины и интересные проекты. Во всем этом дети
принимают самое активное участие, все эти мероприятия способствуют
сплочению группы.
Классный руководитель должен быть увлеченным своим делом, чтобы дети с
удовольствием следовали за ним и помогали в организационных вопросах.
Очень важно, чтобы каждый ученик чувствовал сопричастность к
проводимому мероприятию, чтобы мог получить опыт, свой собственный, от
взаимодействия с социумом. В таких условиях лучше раскрывается потенциал
ученика. Именно поэтому любая деятельность класса должны быть
содержательной и разнообразной. Дети не любят обтекаемых и пустых
занятий, им важно чувствовать результат, и после всего необходимо
поощрение. Перед детским коллективом лучше всего ставить увлекательную
цель, чтобы она манила их и тянула за собой, подвигая к деятельности.
Сплочению коллектива способствует не только участие в делах школы или
класса, детям нравится такая совместная деятельность, которая организует
их свободное время. В современном мире дети большую часть времени
проводят перед монитором, играют в электронные игры, и живое общение и
подвижные игры на улице в явном дефиците. Именно поэтому экскурсии и
совместные прогулки вызывают бурную радость. Дети хотят быть полезными
для окружающих, и их нужно вовлекать в такие занятия. Работа классного
руководителя начальной школы заключается, в первую очередь, в создании
психологического комфорта в классе. Его главной задачей является
сформировать сплоченность между детьми.
В заключение хотелось бы привести «10 заповедей «классного»
руководителя»: (слайды 5,6)
Умей выслушать ­ ибо в идеях детей есть рациональное зерно. Найди его.
Не кричи. Не подавляй голосом ­ ибо твои авторитетные слова, сказанные
тихо, будут быстрее услышаны.
Найди, за что похвалить ­ ибо доброе слово и кошке приятно.
Будь справедливой ­ ибо обиды больно ранят детскую душу.
Умей видеть положительные качества ученика ­ ибо хорошего в детях
больше, чем плохого.
Зарази собственным примером ­ ибо кто­то должен быть паровозом.

Защищай своего ученика даже перед педагогами ­ ибо в негативных
моментах есть свои причины.
Не ябедничай родителям по пустякам ­ ибо в собственном бессилии
расписывается только слабак.
Поощряй инициативу учеников ­ ибо сделать все самой невозможно.
Употребляй во время общения много ласковых слов ­ ибо классный
руководитель ­ мать от завтрака и до обеда.
(слайд 7)
Хотелось бы, чтобы каждый классный руководитель помнил и
руководствовался в своей работе с детьми словами В.А.Сухомлинского: «У
каждого ребёнка в глубине души спрятаны колокольчики. Надо только
отыскать их, затронуть, чтобы они звенели добром и весёлым звоном».


Роль классного руководителя в

начальном звене.


Перемены в общественной жизни, экономические перестройки в стране привели к разрушению многолетних идеалов, нравственных и духовных ценностей. От многолетней позиции « делай как все» происходит резкий поворот к индивидуальности и самоценности каждого человека.

Основой воспитательной системы становится личностно -ориентированный подход.


Ключевая роль в решении задач воспитания принадлежит классному руководителю

Главная воспитательная цель – создание условий для развития индивидуальных способностей каждого ребёнка, их совершенствование в условиях школьного образовательного процесса.

самореализации личности обучающегося, его успешной социализации в обществе


Задачи классного руководителя :

1. Формирование классного коллектива.

2. Создание условий для формирования личности каждого учащегося.

3. Формирование нравственно - ценностных взглядов учащихся.

4. Организация всех видов деятельности, которые помогли бы раскрыться индивидуальностям в данном классе.

На в начальной школе ложится большая ответственность


Формирование классного коллектива способствует улучшению образовательного процесса в классе, повышает мотивацию учащихся.

Это процесс трудный и длительный, требующий не только терпения, но и выдумки. Для достижения положительных результатов были использованы различные формы. методы и средства воспитания.







Каждый ребёнок, как личность имеет свои задачи,

свою жизненную программу. Это самопознание,

самоопределение, саморегуляция, самореализация.

И каким бы ученик не был в учёбе - отличником или « серым » троечником - он, для меня, яркая, индивидуальная школьная личность, здесь в школе его место для самовыражения и самореализации.


Личность, имеющая высоконравственные идеалы, разностороннее образование, чёткую гражданскую позицию,

личность достойная и уважающая себя, сможет найти своё место в обществе, реализовать свои способности,

жить счастливой жизнью..

Во всём и всегда я стараюсь идти вместе со своими учениками.



Говоря о наших творческих делах, хочется отметить энтузиазм и большое желание, с которыми ученики и их родители берутся за работу. При правильной расстановке приоритетов каждая семья вносит посильный вклад в общее дело. Формы работы очень разнообразны:

Тематическая мастерская поделок и игрушек;

Участие в различных акциях и конкурсах;

  • календарные и школьные праздники.
  • -совместные выезды в театры и т. д.



Главные задачи современной школы

раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире.

«Наша новая школа»



СПАСИБО

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ВЫСШЕЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ

«СЕВАСТОПОЛЬСКИЙ ИНДУСТРИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

Предметно-цикловая комиссия «Педагогики, психологи, частных методик»

КУРСОВАЯ работа

По «Педагогике»__________________ ______________________________ ______

(название дисциплины)

на тему: «Особенности работы классного руководителя в начальной школе»

Студента (ки) Уз-15 курса группы V

Специальности 5.01010201


Евсюниной Я.А


(фамилия и инициалы)


Руководитель Филимонова Е.Л


(должность, фамилия и инициалы)



Члены комиссии ______


(подпись) (фамилия и инициалы)

(подпись) (фамилия и инициалы)


г. Севастополь 2013 год


Введение………………………………………………………. ……………………………..…3

1. Классный руководитель в начальной школе……………………………………………….

1.1 История возникновения классного руководства…………….…………………....5

1.1 Сущность деятельности классного руководителя……………………………....5

1.2 Цели, задачи, функции классного руководителя……………………………......8

1.3 Функции классного руководителя……………………………………………. ....8

1.4 Организация воспитательной работы в классе……...................... ......................11

1.5 Взаимодействие классного руководителя с учениками…………………….....15

1.6 Формы взаимодействия классного руководителя с родителями……………...18

2.Практическая часть………………………………………………………………… ………..20

Заключение ………………………………………………… ……………………………...…..50

Список использованных источников…………...………………………………… ……...….52

ВВЕДЕНИЕ

В данной курсовой работе мы рассмотрим, какую роль играет классный руководитель в воспитании младших школьников и в формировании их знаний. Как известно, образование школьников не может осуществляться без непосредственной деятельности классного руководителя. Поэтому, данная должность обязательно должна присутствовать в сфере образования.

В работе почти каждого учителя есть трудная, но очень важная миссия – быть классным руководителем. Одни учителя считают эту работу дополнительной нагрузкой к своей преподавательской деятельности, другие называют её самой главной. Как бы ни была сложна работа классного руководителя, без сомнения, она нужна детям, поскольку основным структурным звеном в школе является класс. Именно здесь организуется познавательная деятельность, формируются социальные отношения между учащимися. В классах реализуется забота о социальном благополучии детей, решаются проблемы их досуга, осуществляется первичное сплочение коллективов, формируется соответствующая эмоциональная атмосфера.

Организатором деятельности учащихся в классе и координатором воспитательных воздействий является классный руководитель. Именно он непосредственно взаимодействует как с учениками, так и с их родителями, искренне стремится помочь детям в решении их проблем в школьном коллективе, интересно и с пользой организовать школьную жизнь. Классный руководитель выполняет очень важные и ответственные задачи. Он является организатором воспитательной работы в классе и наставником учащихся, организует и воспитывает ученический коллектив, объединяет воспитательные усилия учителей, родителей и общественности.

Объектом данной курсовой работы будет являться педагогическая деятельность классного руководителя.

Предмет – особенности деятельности классного руководителя – учителя начальных классов.

Цель курсовой работы изучить особенности деятельности классного руководителя в начальных классах.

Основные задачи:

Проанализировать литературу по данной теме;

Дать определения основным понятиям.

Определить сущность деятельности и главные функции классного руководителя,

Раскрыть основные формы и приемы работы педагога.

Представить практические материалы реальной работы классного руководителя.

1. КЛАССНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

1. 1 История возникновения классного руководителя

Институт классного руководства сложился очень давно, практически вместе с возникновением учебных заведений. В России до 1917 г. эти педагоги назывались классными наставниками, классными дамами. Их права и обязанности определялись Уставом учебного заведения - основополагающим документом в деятельности любой школы. Именно он очерчивал круг полномочий всех педагогов детского учреждения.

Педагоги-наставники подбирались очень тщательно. Наиболее высокие требования предъявлялись тем, кто выполнял обязанности, аналогичные обязанностям современного классного руководителя. Классный наставник, воспитатель обязан был вникать во все жизненные события вверенного ему коллектива, следить за взаимоотношениями в нем, формировать доброжелательные отношения между детьми. Педагог должен был быть примером во всем, даже его внешний вид являлся образцом для подражания.

Во времена Единой Трудовой Школы классный руководитель назывался групповодом.

Должность классного руководителя в школе была введена 16 мая 1934 г. Постановлением СНК СССР и ЦИК ВКП(б) "О структуре начальной и средней школы в СССР".

Классным руководителем назначался один из учителей, на которого возлагалась особая ответственность за воспитательную работу в данном классе. Это был один из лучших учителей школы, утверждался он на эту должность директором. Обязанности классного руководителя рассматривались как дополнительные к основной преподавательской работе.

1.2 Сущность деятельности классного руководителя и т.д

Классный руководитель – педагог, занимающийся организацией, координацией и проведением внеурочной воспитательной работы, одна из ведущих фигур в воспитательной системе школы.

Основное назначение классного руководителя – в рамках общей цели воспитания обеспечивать индивидуальное развитие личности школьников, открытие мира культуры, введение в мир современной культуры, приобщение к ценностям культуры, оказание помощи в выборе среды жизнедеятельности и способов реализации в культуре. Классный руководитель занимается воспитательной деятельностью, он центральное лицо воспитательного процесса. По словам К.Д. Ушинского, «в воспитании все должно основываться на личности воспитателя, потому что воспитательная сила изливается только из живого источника человеческой личности»

Деятельность классного руководителя является важнейшим звеном в воспитательной системе учебного заведения, основным механизмом реализации индивидуального подхода к воспитанникам. Обусловлена она современными задачами, которые ставят перед учебным заведением любого типа мировое сообщество, государство, республика, родители, – максимальное развитие каждого ребёнка, сохранение его неповторимости, раскрытие его талантов и создание условий для нормального духовного, умственного, физического совершенства (Всемирная Декларация об обеспечении выживания, защиты и развития).

Классный руководитель реализует эти задачи в своём учебном заведении:

1) осуществляет непосредственное наблюдение за индивидуальным развитием учащегося;

2) содействует созданию оптимальных условий для формирования каждой личности;

3) организует взаимодействие и сотрудничество всех воспитательных сил;

4) вносит необходимые коррективы в этот процесс, способствуя свободному и полному проявлению и развитию способностей воспитанников;

5) помогает организации всех видов индивидуальной и коллективной деятельности, вовлекающей учащихся в разнообразные коммуникативные ситуации;

6) работает над созданием классного коллектива как воспитательной подсистемы, среды, социума, обеспечивающего социализацию каждого ребёнка.

Деятельность классного руководителя достигает своей цели и даёт наилучший результат при условии, если она проводится в определённой системе. Система работы классного руководителя – это совокупность взаимно связанных между собой воспитательных мероприятий, вытекающих из целей и задач воспитания. Она предполагает продуманный отбор посильного для учащихся воспитательного материала и умелое использование наиболее эффективных средств и методов воздействия.

Деятельность классного руководителя достигает своей цели и даёт наилучший результат при условии, если она проводится в определённой системе. Система работы классного руководителя – это совокупность взаимно связанных между собой воспитательных мероприятий, вытекающих из целей и задач воспитания. Она предполагает продуманный отбор посильного для учащихся воспитательного материала и умелое использование наиболее эффективных средств и методов воздействия. Попытаемся рассмотреть основные разделы деятельности классного руководителя, которые в своей совокупности и составляют систему его воспитательной работы.

Во-первых, изучение учащихся. Классное руководство обычно начинается с изучения класса и отдельно каждого ученика. В результате создаются необходимые условия для правильной, рациональной организации воспитательной работы, для осуществления индивидуального подхода. Изучение учащихся продолжается на продолжении всего срока их обучения.

Организация и воспитание классного ученического коллектива– это один из основных, ведущих разделов работы классного руководителя. Объединяя учащихся в дружный и целеустремлённый коллектив, классный руководитель создаёт предпосылки для успешного решения учебно-воспитательных задач.

Следующим разделом деятельности классного руководителя является повышение качества знаний и укрепление дисциплины. Высокий уровень знаний и сознательная дисциплина – важнейшие показатели правильной организации учебно-воспитательной работы. Классный руководитель проявляет заботу о повышении качества знаний школьников, стремится предупредить отставание отдельных учеников и второгодничество в своём классе.

Организация и проведение внеурочной и внеклассной воспитательной работы – ещё один из важнейших разделов деятельности классного руководителя. В школах сложились и успешно применяются разнообразные формы данной организации. Воспитание на уроках, в процессе обучения дополняется внеурочной воспитательной деятельностью. В организации внеурочной работы обычно сочетаются два основных её направления – идейно-воспитательная работа и организация практических дел школьников.

Очень важным разделом деятельности классного руководителя является координация воспитательной деятельности учителей. Классный руководитель должен координировать и направлять воспитательную работу учителей своего класса. В Уставе школы записано, что в обязанности каждого учителя входит не только вооружение учащихся знаниями, но и формирование мировоззрения, развитие познавательных интересов и способностей. Задача классного руководителя – обеспечить тесное сотрудничество с учителями своего класса, добиться единства требований и педагогических воздействий. Время от времени классный руководитель встречается с учителями своего класса, обсуждает выполнение единых требований, качество знаний и состояние дисциплины. Активное общение учителей и классного руководителя помогает улучшить состояние учебно-воспитательной работы в классе.

Следующий раздел деятельности классного руководителя – работа с родителями учащихся. Каждый учитель поддерживает контакт с родителями учащихся. Более тесная связь школы с семьёй осуществляется через классных руководителей. Они чаще общаются с родителями, информируют их об учебной работе и поведении детей, намечают пути совместной деятельности по их воспитанию.

Вот, пожалуй, основные разделы деятельности классного руководителя. В своей совокупности они составляют сложную систему, которая является основой деятельности любого классного руководителя.

Классный руководитель по сравнению с другими учителями выполняет дополнительно очень важные функции по воспитанию учащихся. Поэтому к нему предъявляются высокие педагогические требования, выполнение которых создаёт благоприятные условия для повышения качества его воспитательной деятельности.

На классного руководителя в начальной школе ложится большая ответственность. Вместе с родителями и службой сопровождения (психолог и социальный педагог) классный руководитель решает проблемы адаптации и социализации ребенка. Их совместная деятельность оказывает подрастающему человеку реальную помощь в процессе освоения им социокультурного опыта.

Любой опыт начинается с постижения азов. В образовательном учреждении – это начальная школа. Учитель начальных классов и классный руководитель – неразделимые понятия. Весь учебный процесс младших школьников является воспитательным, как в урочное, так и во внеурочное время. Это объясняется психологическими особенностями младшего школьника, для которого ведущим видом деятельности является учебная деятельность. Поэтому основой работы классного руководителя в начальных классах считается духовно-нравственное воспитание, формирование «морального фундамента» ученика. Формирование классного коллектива способствует улучшению образовательного процесса в классе, повышает мотивацию учащихся. С чего начинается формирование детского коллектива? Поскольку эта работа возможна только в тесном взаимодействии с родителями младших школьников, то работа классного руководителя в начальных классах начинается с формирования родительского коллектива.

Краткое описание

В данной курсовой работе мы рассмотрим, какую роль играет классный руководитель в воспитании младших школьников и в формировании их знаний. Как известно, образование школьников не может осуществляться без непосредственной деятельности классного руководителя. Поэтому, данная должность обязательно должна присутствовать в сфере образования. В работе почти каждого учителя есть трудная, но очень важная миссия – быть классным руководителем. Одни учителя считают эту работу дополнительной нагрузкой к своей преподавательской деятельности, другие называют её самой главной. Как бы ни была сложна работа классного руководителя, без сомнения, она нужна детям, поскольку основным структурным звеном в школе является класс.

Оглавление

Введение……………………………………………………….……………………………..…3
1. Классный руководитель в начальной школе……………………………………………….
1.1 История возникновения классного руководства…………….…………………....5
1.1 Сущность деятельности классного руководителя……………………………....5
1.2 Цели, задачи, функции классного руководителя……………………………......8
1.3 Функции классного руководителя…………………………………………….....8
1.4 Организация воспитательной работы в классе……............................................11
1.5 Взаимодействие классного руководителя с учениками…………………….....15
1.6 Формы взаимодействия классного руководителя с родителями……………...18
2.Практическая часть…………………………………………………………………………..20
Заключение ………………………………………………………………………………...…..50
Список использованных источников…………...………………………………………...….52

Классный руководитель – педагог, призванный координировать учебную и воспитательную деятельность одного класса, формировать ученический коллектив и организовывать разного вида деятельность этого коллектива. Учитель начальных классов одновременно является и классным руководителем. Деятельность классного руководителя определяется специальным положением, в котором обозначены его основные функции : когнитивно-диагностическая, организаторско-стимулирующая, объединительно-сплачивающая, координирующая и личностно-развивающая. Рассмотрим более подробно каждую из них.

Когнитивно-диагностическая функция заключается в постоянном наблюдении, анализе и учете морального и физического состояния учеников класса. Классный руководитель должен следить за уровнем воспитанности учеников и корректировать недостатки воспитания, знать о состоянии здоровья детей в данный период времени. В отличие от учителей-предметников, у классного руководителя есть возможность глубинно разобраться в психологических особенностях личности каждого ученика вверенного ему класса. Анализируя и перерабатывая эту информацию, классный руководитель должен доводить ее до сведения других учителей, работающих в классе, для достижения наилучшего эффекта обучения и возможности реализации индивидуального подхода.

Организаторско-стимулирующая функция заключается в том, чтобы привлечь учеников к внеклассной деятельности. Участие в таких видах деятельности не является обязательным, однако оно играет значительную роль в формировании личности, расширяет кругозор, помогает приобрести новые умения и навыки, раскрыть в себе новые интересы и способности и т. д. В связи с этим, необходимо организовывать внеклассную работу таким образом, чтобы ученики стремились принять в ней участие, проявили активность в ее организации и подготовке. Для этого каждому нужно отвести определенное место в осуществлении такого вида деятельности, каждый ученик должен чувствовать себя причастным к общему деру, четко понимать свою роль и обязанности, тогда у него возникнет ощущение полезности и необходимости. Важно подбирать обязанности таким образом, чтобы они были посильны и интересны ученику, совпадали с направлением его склонностей и способностей. Кроме того, нужно стремиться к эстетичному оформлению различных праздников, совместно с ребятами разрабатывать интересные сценарии, учитывая потребности и интересы учеников, соответствующие их возрасту. Каждый раз нужно придумывать что-то новое, развивая и сохраняя при этом уже сформировавшиеся и полюбившиеся традиции класса.

Объединительно-сплачивающая функция . Эта функция заключается в формировании здорового, закономерно функционирующего ученического коллектива. Классный руководитель должен стремиться развить между ребятами дружественные, сотруднические отношения, побуждать их к единству основных целей и стремлений, заботиться друг о друге, принимать ответственность за состояние коллектива класса, реагировать на отдельные проявления его членов. В то же время, классный руководитель обязан следить за всеми внутренними отношениями, возникающими в коллективе с целью предотвращения образования групп негативной направленности, подавления одними учениками других. Во избежание отрицательных проявлений в коллективе необходимо чаще проводить различные совместные мероприятия, развивая тем самым интересы учеников в положительном направлении.


Координирующая функция. Классный руководитель должен координировать усилия педагогов и родителей класса, для достижения единого подхода к воспитанию и обучению учеников, исключая возможные противоречия и создавая как можно больше возможностей для осуществления индивидуального подхода. Для этого устраиваются родительские собрания, педагогические советы и проводятся индивидуальные беседы с родителями и педагогами. По возможности стоит привлекать родителей к различным видам внеклассной деятельности. Недочеты домашнего и самостоятельного обучения компенсируются за счет организации домашнего чтения, различных заданий и поручений ученикам.

Личностно-развивающая функция. Педагогическое воздействие на учеников должно способствовать развитию их личностных качеств. Выполнение этой задачи входит в функции классного руководителя. Для этого необходимо тщательное изучение личности каждого ученика и создание условий для его полноценного развития, оказание помощи и поддержки со стороны педагогов, родителей и ученического коллектива. В обязанности классного руководителя по этому вопросу входят следующие:

1) изучение личностей учащихся;

2) контроль успеваемости учащихся, регулирование объемов домашних заданий;

3) разъяснение и контроль соблюдения правил поведения;

4) проведение классных собраний;

5) вовлечение учеников во все виды внеклассной деятельности (кружки по интересам, трудовая деятельность, благотворительная помощь);

6) активное участие в управлении учебно-воспитательной деятельностью в школе, внесение предложений о методиках воспитания, принятых в школе;

7) работа, направленная на установление единого подхода к воспитанию и обучению учащихся;

8) налаживание и поддержание контактов с родителями и семьями учеников;

9) ведение личных дел учащихся.

Работа классного руководителя сложна и многообразна, поэтому требует высокой квалификации педагога, творческого подхода и личной заинтересованности в успешном развитии каждого ученика класса и ученического коллектива в целом.

2.21. Разнообразие современных технологий воспитательной работы с младшими школьниками и их характеристика.

Технология воспитания (воспитательные технологии) – это система разработанных наукой и отобранных практикой способов, приемов, процедур воспитательной деятельности, которые позволяют ей предстать на уровне мастерства, иными словами, гарантированно результативно и качественно. « Как?» – коренной вопрос технологии в области воспитания. Технология воспитания включает в себя определенную последовательность процедур:

Определение четкой конкретной цели: цель в технологии – гипотетическая идея всего технологического проекта.

Разработка «пакета» теоретических оснований: реализация определенных теоретических представлений о процессе воспитания, т.е. определенные педагогические концепции.

Поэтапная, пошаговая структура деятельности: в качестве этапов выступают воспитательные ситуации (подготовительная, функциональ-ная, контрольная, итоговая).

Анализ результатов (мониторинг – коррекция – рефлексия).

Эффективность воспитательных технологий должна быть оценена по тому, насколько она меняет отношение ребенка к самому себе, как действует на
«Я – концепцию» и как способствует самоопределению личности.

В современной педагогической литературе описаны десятки вариантов классификации воспитательных технологий: В.П. Беспалько, М.В. Кларин, Ф.А. Мустаева, Л.Е. Никитина, И.П. Подласый, Г.К. Селевко.

Воспитательные технологии классифицируют:

По философской основе: материалистические; прагматические; гуманистические, антропософские.

По научной концепции: поведенческие; деятельностные; интериоризаторские, нейролингвистического программирования.

Признаки воспитательных технологий:

Технология разрабатывается на конкретный педагогический замысел и в основе ее лежит определенная методологическая позиция автора;

Технологическая цепочка педагогических действий, операций, коммуникаций выстраивается в соответствии с целевыми установками, имеющими форму конкретного ожидаемого результата;

Технология предусматривает взаимосвязанную деятельность учителя и учащихся с учетом принципа индивидуализации и дифференциации, диалогического общения;

Элементы педагогической технологии должны гарантировать достижение планируемых результатов всеми школьниками;

Органической частью педагогических технологий являются диагностические процедуры.

Примером воспитательной технологии является технология организации «ситуации успеха» (идеи Н.Е. Щурковой):

Культивирования настроения доброжелательности;

Снятие страха перед деятельностью; скрытая помощь;

Авансирование ребенка (термин А.С. Макаренко), т.е. оглашение его достоинств;

Усиление мотивов деятельности;

Педагогическое внушение;

Педагогическая оценка.

Технологический алгоритм воспитательного мероприятия:

Определение цели;

Построение содержания;

Подготовка мероприятия;

Проведение мероприятия;

Анализ итогов мероприятия.