Отставка медведева зависит от рейтинга путина. Исчезновение Дмитрия Медведева: последние новости

Отставка медведева зависит от рейтинга путина. Исчезновение Дмитрия Медведева: последние новости
Отставка медведева зависит от рейтинга путина. Исчезновение Дмитрия Медведева: последние новости

Смена премьер-министра возможна еще до выборов президента, сообщается в новом докладе группы экспертов «Минченко консалтинг», посвященном повестке президентской кампании Владимира Путина. Эксперты указывают три возможных срока смены правительства, имена кандидатов в премьеры и принципы выбора спарринг-партнеров для кампании Путина.

В докладе «Сценарии позиционирования Владимира Путина в президентской избирательной кампании» экспертов «Минченко консалтинг» Евгения Минченко, Сергея Толмачева и Кирилла Петрова (есть у «Дождя») рассказывается о том, какой может стать предвыборная и поствыборная повестка Владимира Путина. Эксперты исходят из того, что выборы скорее всего будут носить характер референдума (вотума доверия Путину), но назрели экономические и институциональные, а возможно, и политические реформы. Кроме того, отмечают эксперты, Путин с 2004 года всегда менял главу кабинета министров до выборов.

В связи с этим эксперты считают, что есть три возможных даты, когда наиболее вероятна смена премьера. Это может произойти уже в мае 2017 года - когда ожидается «презентация стратегии и формирования команды для ее реализации». В докладе не уточняется, о ком идет речь. Но устно Минченко пояснил «Дождю», что имеет в виду бывшего министра финансов, а ныне главы ЦСР и зампреда экономического совета при президенте Алексея Кудрина и ожидаемую презентацию подготовленной его командой программы экономических реформ. При таком сценарии следующим премьером будет Кудрин.

Вторым вероятным сроком замены премьера авторы доклада называют август-сентябрь — до начала нового финансового года и формирования нового бюджета. И, наконец, последняя возможность поменять главу правительства у Путина будет в январе 2018 года, в первый месяц официальной президентской кампании Путина.

Если рокировка не произойдет в указанные сроки, значит, Медведев, скорее всего, удержится на своем посту, предсказывает Минченко. В пользу удержания Медведевым нынешней позиции говорит его «подтвержденная высокая личная лояльность» Путину и фактическое согласие выполнять скромную роль вице-премьера по социальным вопросам и аграрному сектору, не претендуя на прежнее место в тандеме.

Многое зависит от тактики Путина и его задачах на очередную шестилетку. В разные годы у него были разные образы, отмечают авторы. Он начинал как герой, затем был защитником и чудотворцем. Перед этими выборами у него образ мудреца - собирателя земель русских, говорится в докладе. Возможно, и на выборах его нужно будет позиционировать как правителя-мудреца, самого мудрого правителя планеты. В этом случае в выборах будут участвовать традиционные спарринг-партнеры, такие как Владимир Жириновский и Геннадий Зюганов. Это консервативный сценарий, не нацеленный на большие реформы в России, отмечает Минченко.

В случае нацеленности на ограниченные реформы Путину больше подойдет образ правителя-учителя, наставляющего своих оппонентов. Тогда против лидера нации скорее всего выставят молодых политиков, сформировавшихся в его эпоху. В случае же системных реформ Путин может предстать в роли архитектора новой России, таким, как был для Китая Дэн Сяопин.

У выборной кампании Путина эксперты видят риски, их они насчитали девять. Это в том числе возраст президента, которому на момент выборов будет 65 лет, ухудшение экономической и социальной ситуации в стране и обострение конфликтов в так называемом «Политбюро 2.0» (ближайшем окружении Путина).

Доклад готовился, согласно презентации, на опросе экспертов, данных фокус-групп и анализе открытых источников.

Максим Гликин, Михаил Рубин

По информации источников «Газеты.Ru», часть высокопоставленных сотрудников аппарата правительства и ключевых министерств ищут новую работу, в преддверии выборов президента в марте 2018 года, отставки правительства и формирования нового кабинета. Кто-то не рассчитывает, что Дмитрий Медведев останется премьером, кто-то хочет сменить нервную работу на что-то более спокойное.

В «топе» популярных у чиновников вакансий - места в руководстве и советах директоров госкорпораций, компаний с госучастием и крупных госучреждений, должности в международных организациях. Среди тех, кто не рассчитывает на продолжение работы в правительстве,

называют руководителя аппарата правительства Сергея Приходько и нескольких его сотрудников, министра труда Максима Топилина, министра здравоохранения Веронику Скворцову, вице-премьеров Ольгу Голодец и Аркадия Дворковича.

Последнему 27 сентября досталось от президента Владимира Путина, который на фоне скандала с авиакомпанией «ВИМ-Авиа» обвинил профильного чиновника в том, что тот «недостаточно уделяет внимания транспортной системе»: «Может быть, вы перегружены слишком? Мы уже говорили об этом».

Кроме того, по информации «Газеты.Ru», глава протокола Дмитрия Медведева Марина Ентальцева, ушла в длительный отпуск.

В тоже время, пресс-секретарь премьер-министра Наталья Тимакова резко опровергла «Газете.Ru» информацию относительно аппарата правительства. «Ентальцева со следующего понедельника на работе, Приходько ничего не покидает, и я не знаю ни одного высокопоставленного сотрудника аппарата, кто искал бы работу», — подчеркнула Тимакова.

«Искренне заверяю вас, что ваши источники вам врут. Интересно, с какой целью?», — сказала она.

Впрочем, собеседник «Газеты.Ru», близкий к Кремлю не считает, что все это однозначно указывает на приближающуюся отставку Медведева после выборов президента. Он полагает, что действующий премьер-министр, по-прежнему, первый в списке президента в качестве нового главы правительства.

«Но, после информационных атак по нему, разрыв между ним и другими преемниками сократился. Он уже не абсолютно первый», — считает источник.

Владимир Путин, если пойдет на выборы и станет президентом, вполне может оставить Дмитрия Медведева на посту премьер-министра, чтобы сохранить текущий статус-кво и не усиливать какую-либо из властных групп. Вместо этого будет кардинально обновлен министерский корпус.

В том же ключе сохранения текущей конфигурации можно рассматривать появление в премьерском кресле кого-то из чиновников-тяжеловесов таких, как вице-премьер Игорь Шувалов, первый замглавы администрации президента Сергей Кириенко или помощник президента Андрей Белоусов.

Но, как говорят многочисленные источники, велика вероятность того, что премьер-министр будет не из старой гвардии. Причем, не исключено, что произойдет это еще до президентских выборов.

Выбор конкретной кандидатуры во многом будет определяться тем, какую повестку дня сформулирует для себя Владимир Путин. Уже очевидно, что он не станет отдавать предпочтение какой-то конкретной программе социально-экономического развития.

Главе государства представлено несколько документов, в частности, программа ЦСР Алексея Кудрина, «Стратегия роста» бизнес-омбудсмена Бориса Титова и правительственная программа, которую готовил глава Минэкономразвития Максим Орешкин. Из этих и прочих предложений и будет собрана предвыборная платформа.

Конечно, нельзя полностью исключать, что за основу будет принята программа, к примеру, Алексея Кудрина. У экс-министра финансов есть все качества, чтобы стать премьером, но судя по последним заявлениям и действиям президента, повестка «четвертого срока» будет включать в себя модные пункты вроде цифровизации и роботизации, и значительная ее часть окажется адресована молодой аудитории.

В этот подход вписывается тренд на кадровое омоложение госаппарата.

А «молодой повестке» нужен молодой премьер-технократ.

Агентство Bloomberg, со ссылкой на нескольких чиновников, ранее сообщало, что 35-летний министр экономического развития Максим Орешкин «вырос в фаворита Путина». Источники «Газеты.Ru» отмечают, что он фигурирует в числе кандидатов на должность главы правительства.

Но у Орешкина могут появиться конкуренты. Недавно Владимир Путин обсуждал способы повышения темпов роста экономики не только с ним, но и министром промышленности и торговли Денисом Мантуровым. А есть еще, например, глава Росимущества, заместитель Орешкина, Дмитрий Пристансков. Он имеет опыт работы в крупной корпорации («Норникель»), а еще раньше трудился в прокуратуре. Или министр энергетики Александр Новак, который весьма успешно ведет переговоры с ОПЕК.

Альтернативой молодому-технократу может стать кто-то из топ-менеджеров крупных компаний или банков (вроде главы Сбербанка Германа Грефа и председателя правления «Газпрома» Алексея Миллера) или женщина-премьер. Последний вариант - это прогрессивно и отвечает современной моде на гендерное равноправие.

В системе органов власти женщин, обладающих премьерским потенциалом не так много: спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко, председатель ЦБ Эльвира Набиуллина, глава Счетной палаты Татьяна Голикова.

Политологи и разного рода инсайдеры, обсуждают и другие кандидатуры, а также возможные конфигурации правительства. Например, распространена версия, что президент может вообще ликвидировать пост главы правительства и подчинить кабинет напрямую себе. В этом случае, по информации «Газеты.Ru», может быть создано «суперминистерство», в которое войдут Минэкономразвития и Минфин.

Еще один революционный вариант - это внедрение элементов парламентской республики. В этом случае, правительство будет формироваться парламентским большинством, хотя полномочия главы государства вряд ли будут сильно урезаны.

С учетом вероятной трансформации системы госвласти, «Газета.Ru» составила шорт-лист потенциальных кандидатов в премьер-министры.

    Молодой технократ

    Министр экономического развития

    Максим Орешкин

    Максим Орешкин занял пост главы Минэкономразвития после того, как в октябре 2016 года по обвинению в получении взятки был задержан Алексей Улюкаев. Многие полагали, что молодому замминистра финансов просто дали «подержать место» до президентских выборов в марте 2018 года. Менее чем через год агентство Bloomberg назвало Орешкина новым фаворитом Владимира Путина, а многочисленные источники в Кремле и правительстве называют его одним из основных кандидатов на пост премьер-министра. Максим Орешкин является также разработчиком одной из программ социально-экономического развития России до 2024 года. Документ пока нигде не опубликован, но президенту, который давал соответствующее поручение правительству, его отнес лично премьер Дмитрий Медведев.

  • Премьер из парламента

    Председатель Госдумы

    Вячеслав Володин

    Вячеслав Володин был одним из самых влиятельных людей в администрации президента, а его переход в парламент часть наблюдателей назвала понижением. Но если Кремль решит реализовать вариант с переходом к формированию правительства парламентом, то акции Володины мгновенно подскочат в цене. Опытный бюрократ вполне может рассчитывать занять кресло главы кабинета министров. Впрочем, и без «парламентского маневра» Володин может оказаться в премьерском кресле.

  • Женщина-профессионал

    Глава Банка России

    Эльвира Набиуллина

    Владимир Путин много лет работает с Эльвирой Набиуллиной и ценит ее. В должности вице-президента Центра стратегических разработок она участвовала в разработке программы для его первого президентского срока, потом возглавляла этот фонд, работала заместителем министра и министром экономического развития, помощником президента. Набиуллина первый глава ЦБ в России, которому удалось добиться фантастических успехов в деле борьбы с инфляцией. В сентябре она держится на уровне 3,2%, что даже ниже целевого уровня ЦБ в 4%. В то же время, политика ЦБ в банковском секторе вызывает у многих раздражение, и переход на работу в правительство был бы удачным решением для всех.

  • Бюрократ-экономист

    Помошник президента РФ

    Андрей Белоусов

    Еще один бывший глава Минэкономразвития - Андрей Белоусов, сегодня координирует работу в администрации президента с экономическими программами, которые разрабатывают экспертные центры. Он опытный чиновник и грамотный экономист, по слухам, некоторые влиятельные силы объединились для продвижения Белоусова в качестве противовеса «силовому блоку».

  • Губернатор-модернизатор

    Мэр Москвы

    Сергей Собянин

    Главный реноватор страны Сергей Собянин зарекомендовал себя, как человека способного сделать «из России Европу», невзирая на расходы и общественное мнение. С последним он научился управляться так, что даже из очень сложной ситуации, такой как протесты против реновации, вышел почти с триумфом. Мэр Москвы выигрывал выборы у Алексея Навального, а на последних муниципальных выборах дал оппозиции почувствовать себя победителями, но при этом «Единая Россия» получила более 75% депутатских мандатов. Возможно, что на данный момент, Собянин самый эффективный руководитель региона в стране.

  • Эффективный менеджер

    Президент Сбербанка

    Герман Греф

    Один давних членов команды Владимира Путина, работал с ним еще в мэрии Санкт-Петербурга, был министром экономики в федеральном правительстве с 2000 по 2007 год. Превратил Сбербанк из советского учреждения в достаточно современную кредитную организацию. Один из тех людей, которые постоянно генерируют реформаторскую повестку. На данный момент его любимые темы - реформа системы госуправления, а также все, что связано с цифровой экономикой - «биг дата», блокчейн и пр. Является «дежурным» кандидатом на премьерское кресло.

  • Именитый реформатор

    Глава фонда «Центр стратегических разработок»

    Алексей Кудрин

    Одна из программ «четвертого президентского срока» Владимира Путина написана ЦСР под руководством Алексея Кудрина. Экс-министр финансов, потерявший место в правительстве из-за резких слов в адрес Дмитрия Медведева, который был в то время президентом страны, считает, что надо сокращать расходы на оборону и госаппарат, больше вкладывать в образование, а также выступает за повышение пенсионного возраста. Кудрин один из тех людей, к которым прислушивается Владимир Путин, и его постоянно прочат на высокие должности во власти. По всем параметрам подходит на премьерскую должность, но требует слишком много независимости в принятии решений.

  • Владимир Путин, как известно, любит неожиданные ходы. Так два его премьер-министра - Михаил Фрадков и Виктор Зубков - были людьми, на которых никто не ставил. Первый - выходец из спецслужб с опытом работы в правительстве (возглавлял министерство внешней торговли), второй - питерский функционер, работавший с Путиным в мэрии. Такие люди есть и сейчас. К примеру, глава Федеральной таможенной службы Владимир Булавин служил в органах госбезопасности с 1977-го по 2008 год. Или директор Службы внешней разведки Сергей Нарышкин, возглавлявший в свое время администрацию президента, работавший вице-премьером и спикером Госдумы. Кроме того, Владимир Путин вполне может двинуть вперед кого-то из молодых губернаторов, недавно прошедших через процедуру выборов. Там много молодых и перспективных - глава Калининградской области Антон Алиханов (31 год), Новгородский губернатор Андрей Никитин (37 лет), губернатор Севастополя Дмитрий Овсянников (40 лет), глава Удмуртии Александр Бречалов (43 года). В общем, «джокеров» в колоде у президента много, и решение может оказаться очень интересным.

Социолог рассказал, причастно ли расследование Навального к падению доверия премьеру

Рейтинг председателя правительства и «Единой России» Дмитрия Медведева стремительно падает. Согласно опросу Левада-Центра, всего за месяц доверие к премьеру понизилось на 10%. А в списке политиков, вызывающих наибольшее доверие, он «сполз» со второго на шестое место, пропустив вперед даже Зюганова и Жириновского. С чем связано такое пике - объяснил социолог Лев Гудков.

Доля россиян, одобряющих деятельность Дмитрия Медведева на посту премьер-министра России, снизилась с 52% в феврале до 42% в марте. Не одобряют его деятельность 57% граждан (47% - месяц назад). Деятельность Владимира Путина на посту президента РФ одобряют 82% россиян, недовольны его работой 17%. Социология ВВП за месяц практически не изменилась.

Результатом ответа на вопрос «Назовите, пожалуйста, 5-6 политиков, которым вы наиболее доверяете?» стало уверенное первое место Путина, в число призеров вошли Шойгу и Лавров.

Снижение доверия к правительству и губернаторам наблюдается уже давно. Это продиктовано социальной ситуацией: тем, что жить становится труднее, денег меньше, обостряются проблемы с трудоустройством. Это недовольство не бьет в Путина, который в глазах большинства непогрешим, а переносится на Медведева и глав регионов, - сказал «МК» директор Левада-Центра Лев Гудков . - Некоторую роль в резком снижении рейтинга Медведева сыграли демонстрации протеста и ролик Навального о коррупции, связанной с премьером. Но это было лишь катализатором, а не причиной. Причина - общая волна недовольства курсом, которая распространяется по сетям и неформальным каналам.

Неожиданностью для нас стало то, что наибольшее снижение доверия к Медведеву произошло не в Москве, которая стала эпицентром акций протеста. В столице позиции Медведева остались практически прежними. Можно предположить, что протестная, но продвинутая Москва понимает: виноват-то не Медведев. Обвал его рейтинга произошел в других крупных индустриальных городах.

Бесконечный слух о том, что Медведева вот-вот снимут, ожидание отставки премьера - влияет на снижение его рейтинга?

Не думаю, что очень сильно влияет. Страна ждет отставки Медведева уже очень давно, но она не жаждет ее. Рейтинг другого премьера будет так же снижаться вместе с рейтингом правительства, если только другой премьер на совершит чуда. И пока Путин остается «тефлоновым», глава правительства останется основным объектом недовольства. А убеждение, что власть коррумпирована, в обществе гораздо шире, чем антимедведевский . Оно вообще не связано с этим роликом и живет отдельно от него. Даже те, кто не слышал об этом ролике, утверждают, что коррупция в правительстве есть.

Правительство все больше похоже на старый, плохо работающий и безнадежно забитый грязью фильтр, который не меняют за неимением нового

Публикация данных социологических опросов, которые свидетельствуют о желании большинства граждан России сменить правительство, едва ли могут удивить. Правительство в России всегда было малопопулярно. Что касается последних лет, то временами негативные эмоции населения целенаправленно отвлекали на правительство и лично Дмитрия Медведвева, так что ничего удивительного в его низких рейтингах нет.

В чем же оригинальна нынешняя ситуация?

Оригинальность в неуправляемости происходящего. Правительство Медведева так очевидно непопулярно, что хорошо бы его уже сменить, и это ставит Владимира Путина в неловкое положение: уволить правительство — значит поддаться давлению, не увольнять — значит солидаризироваться с ним, усиливая тем самым недоверие и к себе лично. И то и другое неприятно и чревато проблемами в будущем. Тем не менее, пока Медведев сохраняет свой пост и, возможно, эта ситуация изменится еще не скоро.

Правительство Медведева

Правительство Медведева было непопулярно еще до президентских выборов и одно из ожиданий даже вполне лояльной части населения от них заключалось в смене правительства. Но по внутриаппаратным или личным причинам Путин решил оставить Медведева и после выборов, что, как кажется, и изменило всю ситуацию.

Несколько лет граждан России приучали к мысли, что все хорошее — от президента, а все плохое —от правительства, в котором «засели либералы».И вдруг после выборов Путин переназначает Медведева и почти весь кабинет, демонстрируя свое доверие к структуре и персоналиям, которые у населения не вызывают никакого доверия и не пользуются никакой популярностью.

Вполне возможно, что в Кремле даже и не задумались, насколько сильно это было «против шерсти», против общественных настроений. Впрочем, чему удивляться, если Силуанов публично признается, что не думал, насколько сложным окажется обсуждение «пенсионной реформы»? Похоже, за годы сверхпопулярности Путина и российской власти в его лице, чиновники окончательно перестали обращать внимание на такие мелочи, как общественные ожидания и запросы.

Повышение пенсионного возраста, называемое в официозных кругах «пенсионной реформой» — это важнейший этап в отношениях власти и общества за последние годы и его истинное значение мы поймем позже. Казалось бы, вот зачем Путину было нужно сохранять после своего переизбрания это непопулярное правительство: чтоб обвинить его в непопулярной реформе и наконец отправить в отставку, вызвав этим хоть какой-то подъем энтузиазма и добрых ожиданий у россиян. И вроде бы к этому дело и шло: всё лето партии думской оппозиции дружно ругали правительство и обещали избирателям, что президент не допустит повышения пенсионного возраста, разберется и накажет тех, кто осмелился так обидеть народ.

Но развязка была действительно неожиданной: второй раз меньше чем за год Путин вышел из-за кулис и фактически взял на себя ответственность за все происходящее, поддержав Белый дом. Естественно, единение с непопулярным кабинетом министров в итоге отразилось на рейтингах президента: популярный в среде радикальных критиков власти тезис о том, что разницы между президентом и правительством нет и это одна компания, стал распространяться в значительно более широких кругах, усиливаемый обидой за очевидное предательство — для того ли миллионы людей, добровольно ли или принудительно, пришли в марте на избирательные участки и поддержали Путина, чтоб он потом с ними так поступил?

Вынужденная несменяемость

Почему Путин не может просто взять и отправить в отставку правительство Медведева?

На самом деле, причин тому очень много, но все они лежат за пределами публичной политики.

Начать надо с того, что по понятиям нашей элиты ни Медведева ни других министров нельзя просто так взять и уволить. Это рядового человека в любой момент можно так или иначе, но выставить на мороз в чем мать родила и ничуть не беспокоиться, как он дальше будет жить. Не так с чиновниками: их всех надо пристроить, причем — на хорошие должности.

Особенно сложно пристроить куда-то заслуженного соратника и бывшего президента Медведева. Под него сначала надо сконструировать значимый и солидный пост и только потом убирать его с правительства. Министрам и вице-премьерам тоже надо что-то предложить, а все популярные «кормушки» уже распределены между нужными людьми и организовать хотя бы десять престижных и доходных синекур не так-то просто.

Но гораздо острее стоит другой вопрос: кого назначить вместо?

После отставки Касьянова и до премьерства самого Путина Россия знала только один тип премьеров — технический. После возвращения Путина, уже седьмой год, что, кстати, дольше чем все годы премьерства Фрадкова и Зубкова, Россия неизменно живет при непопулярном премьере Медведеве. То есть, меняя правительство, Путину надо создать совершенно новую конфигурацию власти.

Технический глава правительства сейчас Путину совершенно не выгоден — при незаметном премьере за все плохое отвечает президент и никто больше. Сейчас бы Путину пригодился авторитетный и широко известный политик, который бы воспринимался как самостоятельная фигура, из которого потом можно было бы сделать отличного «мальчика для битья». Но, во-первых, где? Относительно известны среди населения в правительстве только Сергей Лавров и Сергей Шойгу, но ни один из них не выглядит специалистом по экономике и социальным делам, да и популярность их локализована в среде ура-патриотической общественности.

Предположим, назначение премьером Шойгу или Лаврова даже и вызовет короткий всплеск энтузиазма и ожиданий перемен, но с учетом непростых социально-экономических условий можно ожидать скорого и глубокого падения популярности нового кабинета. В итоге последние популярные фигуры в окружении Путина исчезнут и он останется один на один со всеми проблемами внутренней и внешней политики.

Во-вторых, кто бы ни был новым премьер-министром, его назначение и формирование кабинета предполагает сложнейшую систему гармонизации интересов различных групп в окружении президента. С учетом сложных взаимоотношению между кланами во власти, этот процесс может оказаться не только длительным и тяжелым, но даже и разрушительным для всей властной вертикали.

В-третьих, премьер-министр с зачатками личной популярности может оказаться слишком амбициозным и в решающий момент предпочесть спасать свою репутацию и свои перспективы, а не подставлять плечо президенту. Это, как кажется, главные препятствия на пути Сергея Собянина к высокому посту. Кроме того, в его случае возникает вопрос, кому оставить Москву. Учитывая значение столицы в жизни России, от ответа на него слишком многое зависит, а с кандидатурами у власти плохо. Достаточно посмотреть, какого тусклого чиновника ведут на пост главы Санкт-Петербурга, чтоб оценить масштаб кадрового голода внутри системы.

Отложенная жертва

Самый простой способ для президента не множить проблемы — тянуть время и ничего не менять, что собственно и происходит. Несмотря на то, что разница между президентом и правительством все менее различима, правительство все-таки берет на себя некоторое количество негатива, который в иной ситуации обрушился бы прямо на президента. Правительство сегодня — это старый, плохо работающий и безнадежно забитый грязью фильтр, который не меняют потому, что нового нет, а наличие хоть такого фильтра лучше, чем его отсутствие.

Сейчас-то, задним числом, понятно, почему радикальные перемены в правительстве не последовали сразу после выборов: после повышения пенсионного возраста любой кабинет и любой премьер были бы столь же непопулярными, и к началу 2019 года запрос на перемены был бы таким же острым, какой он и есть сейчас.

Возможно, снова и снова оставляя Медведева на высокой должности, Путин просто имеет в виду, что впереди гораздо более серьезные испытания для населения и его отношения к власти. Повышение пенсионного возраста — это далеко не последний неприятный сюрприз. В таком случае логично тянуть время и воспользоваться услугами верного Медведева по полной программе — чтоб он взял на себя по максимуму и ушел в отставку тогда, когда ситуация будет совсем уж напряженной.

Крайний шаг

Отставка правительства в нынешней ситуации — это крайний шаг, который можно делать один раз за много лет. Это ранний Путин на фоне роста своего рейтинга мог позволить себе роскошь иметь технических премьеров и менять одного на другого по мере надобности. Теряющий популярность Путин вынужден относиться к смене правительства с преувеличенной осторожностью: если сделать всё не вовремя и не угадать с кадрами, то вместо передышки он может получить совсем иное — еще более сильное обрушение собственного рейтинга на фоне разочарования людей от нового правительства, и от премьера, и от самой ситуации кадровой чехарды.

Но даже если удастся угодить людям с новым премьером, трудно представить ситуацию, при которой экономика России вдруг пошла бы на поправку и людей охватил оптимизм. В условиях нарастания социально-экономических трудностей даже самый популярный деятель путинского окружения в считанные месяцы может оказаться еще более токсичным премьером, чем Медведев.

В отличие от первых президентских сроков, смена правительства сейчас или в обозримом будущем — это предвестие больших перемен на всех уровнях, даже если сделано все будет в попытке сохранить стабильность. За много лет фигурирования в верхних строчках табели о рангах Медведев все-таки стал одной из системообразующих фигур нынешнего режима. Поэтому его нельзя заменить безболезненно для президента, притом что и менять-то, как уже говорилось, особо не на кого: кроме бывших и действующих охранников и постаревших друзей молодости в резерве у Путина никого не осталось.

Число политических активов со знаком «минус» растет незапланированным темпом.

Начнем, однако, с первого. Действительно ли Медведев стал бременем для режима?

В этом нет сомнения. Взволновавший его опрос «Левада-центра» (за отставку 45% опрошенных, против — 33%) по всем основным параметрам, в том числе и по раскладам ответов на другие вопросы, очень близок к сведениям из еженедельных отчетов околокремлевского ФОМа. Все «медведевские» индикаторы ухудшаются там с каждым новым замером, а доля тех, кто полагает, что премьер «плохо работает на своем посту» с середины апреля превышает число тех, кто считает, что «хорошо».

Медведев никогда не воспринимался нашей публикой как самостоятельная фигура. Он светил отраженным светом, и колебания индексов его популярности всегда следовали за колебаниями таковых у Путина. Возможно, это и сейчас так. Путинские индексы тоже снижаются. Но они все-таки остаются в плюсовой зоне, а медведевские съехали в минусовую.

Реакция премьера на видеоролик «Он вам не Димон» подтвердила отсутствие у него какой-либо политической квалификации да и просто способности держать удар. Еще недавно универсальная беспомощность главы правительства создавала для Путина атмосферу комфорта, но сегодня желательно, чтобы люди его круга показывали народу другие качества. Надежды, что Медведев их обретет, нет ни малейшей. Он стал явным политическим обременением, которое при сильном желании можно, конечно, нести и дальше, но логичнее было бы сбросить с плеч.

Однако логика высочайших решений не может быть такой прямолинейной.

Кем заменить Медведева? Другой подставной персоной? Но премьеры калибра Михаила Фрадкова выглядели чем-то нормальным совсем в другие времена. Реакция снизу, да и не только снизу, на кого-нибудь странного и слабого сейчас совершенно непредсказуема, и вместо разрядки может еще и усилить напряжение.

А возведение в премьеры человека, воспринимаемого, как сильная фигура, слишком похоже на назначение наследника. Так, по крайней мере, это поймут и даже, пожалуй, истолкуют как важнейшее стратегическое решение Путина за последние десять лет. Тоже рискованно и не увеличивает комфорт.

Можно, разумеется, выбрать золотую середину, и поставить первым министром какого-нибудь технократа, запрограммированного на так называемые непопулярные меры, с тем, чтобы потом порадовать народ его позорным изгнанием. Но события могут запросто выйти из-под контроля. Система заржавела и способна посыпаться от любой встряски.

Не менее важна и судьба так называемого медведевского правительства. «Так называемого», потому, что это не одна структура, а несколько ведомственных альянсов, и руководит ими совсем не Медведев, а частично Путин, частично же они действуют в автономном режиме — как по собственному разумению, так и в интересах конкурирующих лоббистских команд.

Но хотя премьер — лишь символ правительства, его политическое исчезновение поставило бы под вопрос все эти переплетения амбиций, устоявшиеся практики управления и с таким трудом достигнутые балансы.

Хочет ли, например, Путин, чтобы пал «экономический блок» (Минфин, МЭР и сопутствующие ведомства, которые, хоть и со скрипом, но работают в одной связке с номинально не входящим в правительство Центробанком)? Ведь он идейно к ним близок, пусть и не по всем пунктам. Знатоки экономической истории не зря опознают в Путине стихийного приверженца меркантилизма. Была такая доктрина в прошлые века, которая предписывала накапливать в казне денежные резервы, препятствовать импорту товаров, опираться на государственный бизнес и не допускать крупного превышения расходов над доходами.

Представления «экономического блока» о том, что желательно было бы делать, несколько более изощренны, но на деле он проводит именно такой курс. Который нравится вождю, но не особо популярен в придворных кругах, где многие магнаты чувствуют себя обделенными, и при этом все сильнее раздражает народ, поскольку бремя режима экономии перевалили на него.

Говорят, что «Единая Россия» на первомайских мероприятиях будет восхвалять Путина, выразительно умалчивая и о Медведеве, и о правительстве, а работающие с ней на пару казенные профсоюзы станут шельмовать «экономический блок». Подвешенное состояние зицпремьера уже безо всякой отмашки свыше вовсю используется борцами за лакомые места в исполнительной власти.

Возвышая в давние времена этого малозначительного человека, Владимир Путин, конечно, не предполагал, что система стихийным порядком превратит его в важнейший свой узел, замена которого обещает столько проблем, и притом в самое неподходящее время.

Сергей Шелин