Добросовестные плательщики в жкх будут расплачиваться за долги недобросовестных. Приятно быть надежным партнером и добросовестным плательщиком

Добросовестные плательщики в жкх будут расплачиваться за долги недобросовестных. Приятно быть надежным партнером и добросовестным плательщиком
Добросовестные плательщики в жкх будут расплачиваться за долги недобросовестных. Приятно быть надежным партнером и добросовестным плательщиком

Не знаю кого как, а меня уже чудные законы, исходящий из стен нашей Госдумы, уже перестали удивлять. Поэтому очередной законопроект из сферы ЖКХ, никаких особых эмоций не вызвал. Ну что можно поделать, если в Госдуме последнего созыва собралось столько людей, не умеющих думать то есть абсолютно. Вот что пишет по этому поводу МК :

«Просроченные долги россиян за услуги ЖКХ составляют около 400 млрд рублей. Львиная доля неплатежей лежит на социально-значимых объектах — школах, детских садах или больницах. Платить за них государство не способно — в бюджетах различного уровня средств не хватает. В связи с этим, в Госдуму внесен законопроект, который предусматривает, что ответственность за долги неплательщиков будут возмещены за счет их добросовестных соседей, которые каждый месяц отдают свои рубли в сберкассу. Суть закона такова: все коммунальные платежи поступают в «общий котел», а затем они распределяются как на должников, так и на платежеспособных граждан ».

Когда сталкиваешься с чьей-то непроходимой глупостью, даже не знаешь что и сказать. Потому что обычному человеку вроде все и так должно быть понятно, а дураку ничего объяснить невозможно Дело даже не в том, что перекладывать бремя расходов за долги со злостных должников на добросовестных плательщиков, это по человечески несправедливо. Даже не знаю, что может быть более несправедливым? Наверное хуже этого только сажать в тюрьму невинного человека за преступление, совершенное другим человеком. Но даже без всяких таких рассуждений глубокая ущербность такого законопроекта вот в чем.


На чем держится правопорядок в стране? На неотвратимости наказания. Это кажется понятно каждому. Когда любое преступление или правонарушение влекут за собой наказание, преступность не превышает некоторого порогового показателя. А вот если никакого наказания нет, то волна преступности начинает захлестывать общество.

Долг за коммунальные ресурсы не является преступлением в общем понимании. Но это нарушение. И что же предлагают наши удивительные законодатели? Они предлагают не взыскивать с такого нарушителя оплату и штрафные пени (как наказание), а полностью освободить его от наказания и взыскать невыплаченные должником суммы с того, кто платит. И все это для того, чтобы бороться… с волной неплатежей. Как такое могло родиться в человеческом мозгу?

Разумеется никто не говорит, что сумма долга будет дополнительно взыскиваться с добросовестных плательщиков. Просто данный законопроект приведет вот к чему. Законодатели закрепляют ситуацию, когда какая-то часть потребителей ресурсов может не платить за потребленные ресурсы, а поставщики ресурсов должны будут довольствоваться только суммами, полученными от добросовестных плательщиков. Не знаю что скажут на это ресурсники (предполагаю, что они сильно удивятся такому подходу). Но должники скажут следующее: «вот и отчлино, теперь значит можно вообще не платить». А что скажут плательщики? А они очень скоро скажут: «мы что, рыжие платить исправно, если оказывается теперь по новому закону можно не платить?». Ну и пошло-поехало. В итоге очень скоро вообще все перестанут платить. Мне кажется даже ребенок поймет, что именно это произойдет. Но кажется наши депутатов не могут понять даже самых простых вещей.

К счастью есть и другие депутаты, ответственные и хорошо себе представляющие ситуацию и последствия непродуманных законопроектов.

«Разработчики законопроекта не говорят о том, что происходит в этой сфере. Авторы закона не учитывают острые последствия, а все нововведения приведут к ослаблению и вообще исчезновению конкуренции», — говорит глава комитета ГД по ЖКХ Галина Хованская. При это она также убеждена, что с рынка могут исчезнуть все неугодные властям управляющие компании, а останутся лишь муниципальные, государственные и их филиалы.

В самую точку, Галина Петровна! Как говорится, ни убавить, ни прибавить. Но услышат ли остальные депутаты голос Галины Хованской? Вот в чем вопрос.

В ООО «Газпром межрегионгаз Оренбург» завершили приятную череду командировок по районам области и награждений добросовестных плательщиков за газ. Этот конкурс среди частных потребителей компания провела уже в пятый раз, а вот для корпоративных – впервые. Смысл конкурса очень прост и по-человечески понятен: сказать потребителю газа «спасибо» за его порядочность и пунктуальность.

Добросовестный плательщик

По информации, полученной в ООО «Газпром межрегионгаз Оренбург», просроченная задолженность населения за потребленный газ на 01.10.2012 год составляет 209 млн. рублей. Поэтому непременным условием для участия в конкурсе и розыгрыше призов стало отсутствие задолженности за потребленный природный ресурс. Чтобы не было ничего личного, отбор претендентов доверили компьютеру. Умная машина подтвердила давно бытующее мнение, что самыми совестливыми и обязательными плательщиками за газ являются пенсионеры, многодетные и малообеспеченные семьи. 19 семей из этих социальных категорий и получили призы с «газовой» спецификой - газовые счетчики с бесплатной установкой от ОАО «Оренбургоблгаз» или сертификаты, дающие право на существенную скидку при приобретении комплектующих и газовых приборов в специализированных магазинах «Газтехника».

Призы участникам конкурса «Добросовестный плательщик» были вручены в Пономаревском, Илекском, Беляевском, Бугурусланском, Ташлинском, Александровском, Кувандыкском, Октябрьском, Переволоцком, Кваркенском и других районах.

Надежный партнер

А вот выбор победителей конкурса среди хозяйствующих субъектов доверять компьютеру не стали, потому как кроме формального критерия (отсутствие задолженности) во внимание принималась эффективность принимаемых решений в области энерго-, ресурсосбережения. Корпоративные потребители газа были разделены на три группы, для каждой из них учреждена своя номинация.

Надежным партнером в номинации «Непромышленные потребители природного газа» признано ЗАО « АК № 1825». Хорошие компании хороши во всем, вот и эта автоколонна не раз становилась победителем областного конкурса «Лидер экономики». На этот раз учитывалось не количество перевезенных грузов, а культура платежей за потребленный газ, который используется для обогрева производственных и бытовых помещений. Предприятие провело модернизацию своего отопительного хозяйства, установило импортный котел с высоким КПД, что позволило чуть ли не в два раза снизить объемы потребляемого голубого топлива. Это убедительный пример в реализации программы энергосбережения.

Для нас Диплом газовиков «Надежный партнер» оказался неожиданным, но очень приятным, - рассказывает директор ОАО «Завод бурового оборудования А.К. Медведев. Предприятие было выбрано лучшим в номинации «Промышленные потребители природного газа». – Для завода всегда платить по счетам вовремя и очень аккуратно – это слагаемое нашего имиджа. Хотя я помню 2004 год, когда я стал директором и у завода были очень тяжелые проблемы как с выпуском продукции, так и финансовые. Но мы все равно ни разу не нарушили платежную дисциплину, даже если приходилось брать кредиты.

На церемонию вручения награды Александр Константинович пришел с начальником энергомеханической службы В.А. Поповым. Это он внедряет автоматику, оснащает старую котельную приборами учета, обеспечивает безопасность ее работы и повышение ее КПД. Недавно на заводе приступили к разработке масштабного проекта модернизации котельной. Скорей всего, будет установлена компактная модульная котельная нового поколения. До ее пуска в 2015 году предстоит еще решить много технических, организационных задач. Медведев рад, что на этом этапе консультационную помощь оказывают специалисты ООО «Газпром межрегионгаз Оренбург».

А специалистам газовой компании приятно помогать промышленникам, коммунальщикам, да и населению активней продвигаться по пути энергосбережения, модернизировать свое газовое хозяйство. ООО «Газпром межрегионгаз Оренбург» стало инициатором и одним из создателей областной целевой программы «Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры Оренбургской области», рассчитанной на 2012 – 2016 годы. С реализацией этой программы газовики связывают повышение уровня платежей за потребленный газ в этой отрасли.

– Когда речь заходит о долгах, то причину надо искать не только в технически несовершенном оборудовании или неплатежах населения, - считает Дмитрий Шумский, заместитель генерального директора по реализации газа ООО «Газпром межрегионгаз Оренбург». – Одна из главных проблем состоит в движении денежных потоков в цепочке «население – управляющие компании – теплоснабжающие предприятия и поставщики газа». Население по одной квитанции платит за горячую воду, отопление и прочие коммунальные платежи. Деньги оседают на счетах УК и теплоснабжающих организаций и часто не доходят до поставщика газа. На сегодняшний день просроченная дебиторская задолженность за газ предприятий ЖКХ составляет более 200,5 млн. рублей. Постановление Правительства РФ № 253, действующее с 1 сентября нынешнего года, так и не решило проблему расщепления платежей за тепло и горячую воду, автоматического вычленения из получаемых коммунальных платежей стоимости энергосоставляющих (газа, электроэнергии) и зачисления этих средств напрямую на счета энергоснабжающих организаций. В Ульяновске принцип многоуровневого «глубокого расщепления» платежей работает 10 лет. А что нам мешает внедрить эту программу?

Однако, несмотря на серьезную проблему с платежами за газ, компания посчитала необходимым выделить для этой отрасли в своем конкурсе «Надежный партнер» отдельную номинацию «Организация коммунального комплекса». Победителем стало Домбаровское ООО «Тепло». Оно обеспечивает теплом и горячей водой население и организации районного центра и поселка Домбаровка. Предприятие систематически занимается модернизацией котельного оборудования, сетевого хозяйства. Возглавляет его Владимир Иванович Тилипайло. Его имя хорошо знают в «Газпром межрегионгаз Оренбург».

Он ведет свое хозяйство уверенно. Если возникают трудности, всегда сам ищет выходы из сложной ситуации, - рассказывает Д.А. Шумский. – Даже если возникают долги, он находит, как заработать деньги и рассчитаться за газ к лету. Потом к осени начинает делать предоплату и по итогам года уходит в «ноль» по долгам за газ. Мы его «подчерк» изучили, работаем с ним с 1999 года и уверены в его порядочности.

А как стимулировать порядочность у недобросовестных предприятий ЖКХ, да и глав муниципальных образований, которые равнодушно смотрят, как их коммунальные хозяйства сначала накапливают долги за потребленный газ, потом банкротятся?

Мы предлагаем компании «Газпром межрегионгаз Оренбург» завести если уж ни «черный список» для публикации на своем сайте, то хотя бы новую номинацию в конкурсе, и раз в год дарить, к примеру, стилизованную «рваную калошу» с ценником на сумму долга за потребленный предприятием ЖКХ газ. Сувенир лучше делать в паре – правую главе МО, левую – руководителю-коммунальщику. Для журналистов и общественности был бы новый повод знать в лицо этих «героев». К церемонии «награждения» могли бы присоединиться члены постоянно действующей комиссии министерства строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства области по вопросам реструктуризации и погашения задолженности за потребленные предприятиями ЖКХ энергоресурсы.

Газ – богатство всенародное. Это должно быть в сознании каждого и без исключений, иначе приводит к разрушению основ нравственности и стандартов бизнеса. Газовики учредили свой конкурс «Добросовестный плательщик», чтобы показать людей, организации, предприятия, которые не только к этому богатству относятся уважительно, но и к себе, обществу в целом.

Людмила Устимова

Задолженность россиян за услуги жилищно-коммунального хозяйства (далее - ЖКХ) имеет серьезные масштабы. Так, по данным Минрегиона России, долг предприятий ЖКХ только за потребленные энергоресурсы по состоянию на 1 апреля 2013 года составил 136,5 млрд руб., а рост задолженности за минувший год составил 28%.

По данным коллекторского агентства "Национальная служба взыскания", по итогам первого полугодия 2013 года общий объем задолженности за ресурсы и услуги ЖКХ в России оценивается в 736 млрд руб. При этом задолженность населения (без учета долга управляющих компаний перед поставщиками) составляет порядка 146 млрд руб.

Новый порядок расчета платежа за потребленные услуги ЖКХ, в соответствии с которым услуги, потребляемые в процессе использования общедомового имущества, оплачиваются отдельно от услуг, предоставляемых в квартире (постановление Правительства РФ от 6 мая 2011 г. № 354 " "), также не смог существенным образом повлиять на рост задолженности по оплате коммунальных услуг.

В связи с этим управляющие компании вынуждены воздействовать на недобросовестных жильцов, используя при этом различные методы.

Какие возможности по взысканию задолженности существуют у управляющих организаций?

В борьбе с должниками управляющие компании и товарищества собственников жилья прибегают к разнообразным способам, среди которых следующие.

1. Размещение списка должников на доске объявлений. Такая мера призвана оказать психологическое влияние на неплательщиков, но не всегда оказывается действенной. Иногда списки задолжавших за коммунальные услуги граждан публикуются также в местных СМИ. Судебной практике уже известны случаи ошибочного включения фамилий добросовестных плательщиков в эти списки, что послужило основанием для публикации опровержения и возмещения морального вреда (см., например, решение Назаровского городского суда Красноярского края от 17 сентября 2012 г. по делу № 2-43/12).

2. Начисление неустойки. В соответствии с (далее - ЖК РФ), жильцы, несвоевременно и (или) не полностью оплатившие предоставленные коммунальные услуги, должны уплатить пеню в размере 1/300 Банка России за каждый день просрочки. При этом установление большего размера этой пени в договоре между снабжающей и управляющей организациями не допускается ( Президиума ВАС РФ от 24 июля 2012 г. № 3993/12, постановление ФФАС ЦО от 24 апреля 2013 г. № Ф10-895/13 по делу № А36-5292/2012).

3. Ограничение или приостановление оказания коммунальных услуг. Нередко управляющие организации прибегают к такой мере воздействия на должников, как отключение услуг ЖКХ (поквартирное либо всего дома). Должников часто лишают электричества, водоснабжения и даже устанавливают в соответствующем месте стояка заглушку на канализацию.

Вопрос о законности таких действий неоднократно попадал в поле зрения законодателя и судебных органов.

Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (утв. Правительства РФ от 6 мая 2011 г. № 354) допускают возможность приостановления или отключения коммунальной услуги в отношении квартиры или дома конкретного должника. Размер задолженности при этом должен превышать сумму трехмесячных размеров платы за коммунальную услугу, исчисленных исходя из норматива ее потребления (независимо от наличия или отсутствия индивидуального или общего прибора учета). Потребителю обязательно должно быть направлено письменное предупреждение о возможности ограничения или прекращения оказания той или иной услуги, а возобновление ее предоставления осуществляется в течение двух дней с момента полного погашения задолженности.

В то же время установлено, что такие действия не должны приводить к нарушению прав и интересов других жильцов многоквартирного дома, полностью выполняющих свои обязательства ( предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (утв. постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 г. № 354).

Возможность отключения должника от благ цивилизации в конечном счете упирается в технические особенности инфраструктуры того или иного дома - к примеру, в новых домах лишить водоснабжения только одну квартиру, как правило, проще, чем в многоэтажках советской застройки. Отключить от предоставления той или иной услуги можно и частный дом (апелляционное определение СК по гражданским делам Самарского областного суда от 6 августа 2012 г. по делу № 33-7239/2012).

Из правила о допустимости отключения должников-граждан от предоставления коммунальных услуг есть и исключение - так, теплосетевая организация не вправе прибегнуть к такой мере, даже если у гражданина-потребителя или управляющей многоквартирным домом компании существует задолженность ( организации теплоснабжения в Российской Федерации, утв. постановлением Правительства РФ от 8 августа 2012 г. № 808).

Если же жильцы своевременно оплачивают все квитанции, но задолженность была образована по вине управляющей организации, в этом случае последняя обязана по соглашению с энерго- или газоснабжающей организацией обеспечить жильцам подачу топливно-энергетических ресурсов в необходимых для них объемах ( прекращения или ограничения подачи электрической энергии и газа организациям-потребителям при неоплате поданных им (использованных ими) топливно-энергетических ресурсов, утв. постановлением Правительства РФ от 5 января 1998 г. № 1). Законность этого правила в 2012 году была оспорена газоснабжающей организацией ООО "Газпром Межрегионгаз Владимир" как ограничивающая свободу экономической деятельности, однако ВАС РФ не нашел оснований для признания этой нормы недействующей ( ВАС РФ от 17 сентября 2012 г. № ВАС-9586/12). При этом суд указал, что инициатива заключения такого соглашения должна исходить именно от организации-потребителя, к сетям которой подключены жильцы.

Добросовестным плательщикам, оказавшимся в подобной ситуации, следует направить письменное заявление к управляющей организации с требованием о возобновлении предоставления услуг ЖКХ. Нелишним будет также и указать на необходимость проведения перерасчета по оплате за тот период, когда коммунальные услуги не оказывались. Если эта мера не привела к желаемому результату, следующим шагом может явиться обращение к контролирующим органам (жилищная инспекция, Роспотребнадзор, прокуратура) либо в суд.

4. Передача задолженности коллекторским агентствам. Случаи заключения договоров с коллекторскими фирмами о взыскании с населения долгов по ЖКХ не так уж многочисленны, но тем не менее встречаются и уже зафиксированы в судебной практике (см., например, постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 13 августа 2012 г. № 08АП-4820/12, постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 10 января 2012 г. № 13АП-9737/1). При этом в случае доказанности факта наличия долга при обращении коллекторского агентства в суд решение нередко выносится в пользу истца (см., например, кассационное определение судебной коллегии по гражданским делам Камчатского краевого суда от 16 июня 2011 г. по делу № 33-787/2011).

Вместе с тем, ФАС Восточно-Сибирского округа указал, что возможность внесудебного взыскания с граждан следует считать недопустимой и не соответствующей ст. 35 Конституции РФ . Речь шла именно о деятельности коллекторского агентства. Кроме того, суд указал, что внесение гражданами платежей за коммунальные услуги не связано с деятельностью истца (постановление ФАС ВСО от 18 мая 2012 г. № Ф02-1504/12 по делу № А58-3443/2011).

5. Выселение из квартиры. Такая радикальная мера применяется в настоящее время только в отношении нанимателей квартир по договору социального найма и только в судебном порядке (). Размер задолженности не имеет значения, основанием для выселения является факт неуплаты без уважительных причин платежей за жилое помещение и коммунальные услуги более чем за шесть месяцев.

Пленум Верховного Суда РФ указал, что судом обязательно должен быть выяснен вопрос уважительности причин образования задолженности . Так, к уважительным причинам могут быть отнесены такие обстоятельства, как: длительные задержки зарплаты, потеря работы и невозможность трудоустройства, болезнь нанимателя или членов его семьи, наличие в семье инвалидов, несовершеннолетних детей и т.д. (п. 38 постановления Пленума ВС РФ от 2 июля 2009 г. № 14 " "). При этом нередко суды, отказывая в выселении, предоставляют должнику срок для расчетов с управляющей организацией (см., например, решение Павлово-Посадского городского суда Московской области от 28 марта 2012 г. по делу № 2-703/2012). Правда, предоставление отсрочки для оплаты признается допустимым не всеми судами (апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 3 октября 2012 г. по делу № 33-8532). Выселение происходит при предоставлении другого жилого помещения по нормам общежития, то есть из расчета не менее шести кв.м. жилой площади на человека.

Вместе с тем, если проживающие в квартире лица проявили сознательность и в течение шести следующих друг за другом месяцев погашали задолженность хотя бы частично, суд может отказать в выселении (решение Октябрьского районного суда Санкт-Петербурга от 8 июля 2010 г. по делу № 2-2311/2010). Минимальный размер такой оплаты для целей определения возможности выселения должника предлагали установить депутаты Мурманской областной Думы в размере 50% и более от суммы задолженности, но эта инициатива была отклонена .

Иногда злостные неплательщики успевают уйти от ответственности . Известен случай, когда жильцы, проживающие в квартире по договору социального найма, не оплачивали коммунальные услуги в течение более чем семи лет. Однако выселить должников на этом основании не удалось, поскольку они оперативно приватизировали эту квартиру (определение Санкт-Петербургского городского суда от 30 января 2013 г. № 33-825).

Сейчас судебная практика по этому вопросу уже сложилась, и случаи выселения по этому основанию нередки, однако в первый год действия ЖК РФ Уполномоченный по правам человека Владимир Лукин охарактеризовал это правило как неконституционное в условиях роста цен, задержек зарплаты и высокого уровня безработицы ().

Какие пути обеспечения погашения долга за коммунальные услуги могут появиться в ближайшее время?

Необходимость в более эффективном механизме взыскания задолженности с граждан в сфере ЖКХ послужила толчком к разработке новых предложений в этой области.

Так, в апреле 2013 года Минрегион России разместил на своем официальном сайте законопроект, распространяющий возможность обращения взыскания по долгам за жилищно-коммунальные услуг (далее - ЖКУ) на квартиры, находящиеся в частной собственности . Условием применения этой меры должно было стать наличие задолженности по коммунальным услугам и взносам на капитальный ремонт. Предполагалось, что такая мера может быть применима и к единственному для должника и его семьи жилью. Для решения суда об обращении взыскания на жилое помещение сумма долга должна была составить не менее 5% от рыночной стоимости жилья.

Иными словами, собственнику квартиры стоимостью 3 млн руб. достаточно было бы задолжать за услуги ЖКХ сумму в размере 150 тыс. руб. По расчетам Общественной палаты РФ , средняя стоимость услуг ЖКХ в июле 2013 года составила 3862 руб. в месяц (в год - 46 344 руб.). Несложно подсчитать, что минимальный размер задолженности образуется, если не платить за коммунальные услуги в течение около трех лет.

Инициатива вызвала серьезный общественный резонанс, после чего Минрегион России разместил отрицательный отзыв на этот законопроект, указав, что разработан он был не самим министерством, а НП «ЖКХ Развитие». Впоследствии текст документа был удален с официального сайта Минрегиона России.

Надо отметить, что сегодня обратить взыскание на квартиру, находящуюся в собственности и являющуюся единственным пригодным для проживания помещением, сегодня практически невозможно - это не позволяет сделать процессуальное законодательство (). Единственным исключением, появившемся в конце декабря 2004 года, является случай, когда жилое помещение является предметом ипотеки (Федеральный закон от 29 декабря 2004 г. № 194-ФЗ " ").

Впрочем, законопроект депутатов фракции "Справедливая Россия" в случае его реализации, возможно, позволит оставить квартиру в пользовании задолжавшего банку гражданина) . Авторы законопроекта предлагают предоставить государственным и муниципальным органам право выкупать заложенные по ипотечным кредитам квартиры с согласия банка. Основанием для это будет служить заявление собственника-залогодателя, оказавшегося в трудной жизненной ситуации. Определение трудной жизненной ситуации также закрепляется, под этим термином понимается "ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность собственника-залогодателя: инвалидность, неспособность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, сиротство, малообеспеченность, безработица и тому подобное, которую он не может преодолеть самостоятельно". В результате квартира принимается на баланс и учитывается как государственная (муниципальная) собственность, а бывший собственник и его семья продолжают проживать в ней , но уже на правах социального найма. Кроме того, он сохраняет право преимущественного выкупа этой квартиры ("обратный выкуп").

При изучении этого законопроекта возникает очень много вопросов . За чей счет будет произведена независимая оценка стоимости жилья, на основе которой определяется выкупная цена? Что значат в определении трудной жизненной ситуации слова "не может преодолеть самостоятельно" и кто это будет устанавливать? Наконец, возможно ли возложить на бюджеты такую нагрузку? Кроме того, такое правило способно создать основу для массовых злоупотреблений правом со стороны собственников. Самое же интересное заключается в том, что законопроект не содержит запрета на приватизацию такого жилья бывшим собственником после перехода права собственности к государству.

Проблема обращения взыскания на единственное жилье, являющееся предметом ипотеки, обсуждается уже давно. Правительство РФ еще в 2000 году подчеркнуло необходимость создания правового механизма обеспечения жильем заемщика и его семьи в случае обращения взыскания на заложенное жилое помещение. В качестве гарантии жилищных прав этих лиц было предложено создать специализированный фонд временного жилья (постановление Правительства РФ от 11 января 2000 г. № 28 " ").

Цитата

Александр Козлов , эксперт Комиссии Общественной палаты РФ по местному самоуправлению и жилищно-коммунальной политике:

"Нужно посмотреть на объективные причины коммунальной задолженности. Просроченные долги населения за коммунальные услуги приводят к зеркальной задолженности управляющих организаций перед поставщиками. Такие долги накапливаются и в конечном итоге могут привести к банкротству компаний. Поэтому должны заработать понятные механизмы взыскания задолженности с населения за неоплаченные жилищно-коммунальные услуги. Принцип "добросовестный сосед платит за недобросовестного соседа" должен перестать существовать. Предложенная инициатива Минрегиона России позволит не допустить ситуацию с автоматическим списанием долга, после совершения сделки с квартирой-должником. А сейчас очень много случаев, когда управляющая организация узнает об отчуждении жилых помещений "с долгами" и лишается возможности взыскания задолженности с нового собственника"

Среди предложений по обеспечению погашения задолженности по ЖКУ можно выделить также инициативу Минрегиона России о наложении обременения на квартиры в виде запрета их продажи для жильцов, имеющих задолженность по оплате ЖКУ, выдвинутую в начале августа 2013 года. Долг по коммунальным услугам должен превышать их стоимость за шесть месяцев, факт наличия задолженности будет устанавливаться судом, а в качестве основания для обращения к судебному приставу-исполнителю за наложением обременения будет выступать неисполнение собственником требований по погашению задолженности, содержащихся в выданном на основании решения суда исполнительном листе.

Опрос посетителей нашего портала на тему "Как вы относитесь к предложению Минрегиона России о запрете совершения сделок с жилыми помещениями, собственники которых имеют задолженность по оплате услуг ЖКХ?" показал, что мнения по этому поводу разделились почти поровну. 48% опрошенных высказались за реализацию этой инициативы , отметив, что прочие жильцы не должны нести бремя оплаты долгов недобросовестных собственников квартир. 42% респондентов не поддержали эту идею, указав на то, что как раз после продажи квартиры у должника возникают средства, чтобы погасить жилищно-коммунальную задолженность. Еще 10% посетителей затруднились с ответом, а некоторые из них выдвинули предложение установить минимальный порог задолженности, при которой может быть наложено подобное ограничение.

Распределение ответов показывает, что инициатива Минрегиона России сопряжена с некоторым конфликтом интересов. С одной стороны, задолженность в сфере ЖКХ достаточно велика, и стремление законодателя найти новые пути для обеспечения ее погашения вполне понятно. С другой стороны, при реализации этой меры возникает риск ущемления прав как собственника, так и потенциального приобретателя квартиры.

Только ли недобросовестные жильцы виноваты в образовавшейся задолженности?

Образованию задолженности в сфере ЖКХ способствуют не только недобросовестность задолжавших за ЖКУ граждан, но и иные обстоятельства. К ним относится, к примеру, рост тарифов на коммунальные услуги , часто необоснованный и противоречащий установленной ЖК РФ процедуре (). Максимальная величина повышения тарифов на отдельные жилищно-коммунальные услуги устанавливается ФСТ России для каждого региона (приказ ФСТ России от 9 октября 2012 г. № 231-э/4 " ", приказ ФСТ России от 25 октября 2012 г. № 250-э/2 "Об установлении предельных индексов максимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, оказывающих услуги в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, с учетом надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, оказывающих услуги в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, в среднем по субъектам Российской Федерации на 2013 год ").

Однако сумма в платежке может расти за счет увеличения иных тарифов - к примеру, платы за содержание жилья. Так, только за первые два месяца текущего года максимальный рост тарифов на коммунальные услуги в некоторых регионах (Мурманская область и Республика Алтай) достиг рекордного значения в 225% .

С 1 января 2012 года утратила силу правовая норма, закреплявшая правило об установлении регионами максимальных индексов возможного изменения платы граждан за услуги ЖКХ для каждого муниципального образования (ч. 1-7 ст. 6 Федерального закона от 26 декабря 2005 г. № 184-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" и некоторые законодательные акты Российской Федерации"). Президент РФ Владимир Путин потребовал восстановить эту норму как можно быстрее. Соответствующий законопроект об установлении на федеральном уровне такого индекса на долгосрочный период (не менее пяти лет) был внесен на рассмотрение Госдумы в начале июля текущего года .

Однако, по мнению экспертов, такая мера не решит проблему обеспечения прозрачности формирования тарифов за коммунальные услуги. Эксперт Комиссии Общественной палаты РФ по местному самоуправлению и жилищно-коммунальной политике Александр Козлов отмечает, что гораздо более эффективным может стать законодательное закрепление механизмов общественного контроля, которое позволит сбалансировать систему тарифообразования.

К другим инициативам, направленным на снижение бремени граждан по оплате коммунальных услуг, можно отнести следующие :

На объемы задолженности по оплате коммунальных услуг влияет также и недобросовестность управляющих организаций и товариществ собственников жилья , зачастую произвольно повышающих тарифы, не обеспечивающих надлежащее управление домом и присваивающих деньги жильцов.

На рассмотрении Госдумы находится законопроект об установлении ответственности за нарушение порядка расчета размера платы за услуги ЖКХ .

Административные штрафы за необоснованное определение суммы, подлежащей уплате за коммунальные услуги, предлагается установить в размере от 40 до 50 тыс. руб. для должностных лиц и от 800 тыс. руб. до 1 млн руб. для организаций.

Оригинальное решение этой проблемы было предложено Волгоградской областной Думой. Внесенный ею законопроект предусматривает правило, по которому платежи собственников и нанимателей жилых помещений многоквартирного дома по умолчанию направляются напрямую ресурсоснабжающим организациям , а не управляющим компаниям. По решению общего собрания собственников жилых помещений плата за все или некоторые коммунальные услуги может вноситься управляющим компаниям (напомним, сейчас закрепляет прямо противоположное правило).

Как поступать в случае, если образовался долг по ЖКУ?

С 1 августа 2013 года начала свою работу "горячая линия" Общественной палаты РФ по платежам за услуги ЖКХ (телефон: 8-800-700-8-800, обращаться можно с 9:00 до 19:00 по московскому времени без выходных, звонок бесплатный). Жители любого региона могут передать информацию о резком повышении тарифов на ту или иную коммунальную услугу. Сведения о нарушениях, поступившие на "горячую линию" в 2012 году, были переданы Генеральной Прокуратуре России и Счетной палате Российской Федерации.

Кроме того, посетители сайта Общественной палаты РФ могут заполнить онлайн-форму обращения, указав суммы в квитанциях, резко отличающиеся друг от друга, и описав возможные причины повышения тарифов.

В первую очередь при выявлении задолженности за коммунальные услуги требуйте проведения взаимной сверки расчетов . Эта мера поможет уточнить размер недоимки и ее происхождение, а иногда способна вообще снять претензии по оплате ЖКУ.

В случае, если долг подтвердился, можно обратиться к управляющей организации с просьбой о заключении соглашения по поэтапному погашению задолженности . Хотя такая мера предусмотрена нормами жилищного законодательства только косвенно ( , ), многие управляющие организации идут навстречу должникам. При погашении долга рекомендуем в первую очередь оплачивать накопившуюся сумму пени, и лишь затем - основной долг.

Некоторые категории граждан могут получить субсидии на оплату коммунальных услуг в случае, если расходы на ЖКУ превышают максимально допустимую долю расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи (). Сейчас размер такой доли устанавливается регионами самостоятельно. К примеру, в Архангельской области и Камчатском крае субсидия предоставляется, если доля расходов на коммунальные услуги в совокупном доходе семьи превышает 22%, в Амурской области размер этого показателя колеблется от 10% до 22%, а в Калужской области претендовать на частичное покрытие коммунальных расходов могут семьи, направляющие на оплату ЖКУ более 15% или более 19% их дохода (в зависимости от того, превышает ли среднедушевой доход семьи региональный прожиточный минимум). Вместе с тем, на рассмотрении Госдумы находится законопроект, предлагающий установить предельно допустимую долю расходов граждан на оплату жилья и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи в размере 10% для всей территории России .

Размер субсидии определяется по формуле, в которую включены такие показатели, как размер регионального стандарта стоимости услуг ЖКХ, количество членов семьи заявителя, совокупный доход семьи и размер регионального стандарта максимально допустимой доли расходов на коммунальные услуги. К примеру, проживающий в Архангельской области одинокий пенсионер, пенсия которого равна региональному прожиточному минимуму (8,786 руб.), может рассчитывать на субсидию в размере около 1200 руб.

Нередко полномочия по установлению размера субсидии и ее предоставлению передаются муниципалитетам (Курская область, Иркутская область, Карачаево-Черкесская Республика, Саратовская область, Республика Дагестан и др.).

Некоторые субъекты федерации приняли решение о предоставлении гражданам субсидии в том случае, если рост среднемесячной платы за коммунальные услуги в течение полугода превысит 12% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года (Челябинская область). Встречаются и иные региональные выплаты - к примеру, в Томской области жители домов с печным отоплением имеют право на получение ежегодной субсидии на приобретение и доставку твердого топлива .

Узнать о том, полагаются ли вам субсидии, в каком размере они могут быть предоставлены и какие документы необходимо для этого собрать, можно в районных отделах социальной защиты вашего города.

,

Какие бонусы Саратов может предложить добросовестным плательщикам за жилищно-коммунальные услуги, и чьи в таком случае будут расходы – эти вопросы корреспонденты задали городским депутатам и общественникам.

В последние годы в России с новой силой началось обсуждение инициатив, связанных с поощрением добропорядочных плательщиков за услуги ЖКХ. Предлагается ввести ряд льгот для граждан, стабильно оплачивающих ЖКУ в течении нескольких лет. Также предлагается ввести льготы для абонентов, чей расход газа, воды и тепла меньше среднего показателя по региону. Таким «методом пряника», как полагают некоторые чиновники, общественники и депутаты из разных субъектов страны, можно снизить число недобросовестных плательщиков и должников – не только же ограничениями людей пугать!

Кстати, в некоторых регионах «плюшки» для самых ответственных уже появились. В соседней Самаре, к примеру, в начале 2014-го одна из УК разыграла среди добросовестных плательщиков холодильник. В городе Ноябрьске (Ямало-ненецкий автономный округ) уже не первый год проходит акция: оплатил ЖКУ тысячным или пятитысячным по счету – получи приз. А в городе Инза Ульяновской области подарки разыгрывают среди жителей, не влезавших в долги за ЖКУ в течение года. Похожие розыгрыши проходят также в Нижегородской и Новосибирской областях. Но впереди всея Руси, похоже, снова окажется Москва: за вовремя оплаченные услуги и экономию ресурсов здесь будут начислять баллы в городском приложении «Активный гражданин» , а жители смогут обменять их на различные бонусы. В частности, на бесплатные парковочные часы или билеты в театр. Предполагается, что реальные бонусы жители столицы начнут получать уже в начале 2015-го.

Но Москва далеко – а в Саратове, вне сомнения, добросовестные плательщики тоже найдутся. Как их можно поощрить, парковками или чем другим, да и возможно ли такое в принципе – ответы на эти вопросы мы пытались найти в беседах с чиновниками, депутатами и общественниками.

Во-первых, спасибо!

На уровне Саратовской области, похоже, подобных свершений в обозримом будущем не предвидится. По мнению замминистра строительства и ЖКХ области Валерия Васильева следует, безусловно, сказать «спасибо!» добросовестным плательщикам – но пока в планах региональных властей нет конкретных законопроектов по их поощрению.

В Саратовской городской думе, что вполне объяснимо, тему поощрений тоже не считают первоочередной: куда ей до капремонта или переселения аварийного жилья! Но нашли ее интересной и на заметку взяли.

Мнения народных избранников

Константин Лекомцев, депутат Саратовской городской думы: «Город тоже мог бы устраивать акции для жителей»

Вообще инициатива интересная. Платных парковок, как в Москве, у нас в городе нет. Поэтому думаю, что необходимо вести диалог с управляющими компаниями и ТСЖ - именно они заинтересованы в том, чтобы абоненты своевременно и полноценно оплачивали ЖКУ. Необходимо проводить акции со стороны управляющих компаний, стимулировать жильцов. Город тоже может устраивать акции для жителей, но что именно мы можем предложить - это необходимо обсуждать и работать над законопроектом. Как один из вариантов: поощрять какие-либо положительные ТСЖ или дома, делая детские площадки, улучшая дворовую территорию, приводя в порядок скверы или сады. Допустим, если дом достигнет 90-95% оплаты за ЖКУ, то сможет получить подобный подарок от города - тогда жители будут понимать, что от своевременной оплаты ЖКУ наступают улучшения. Но опять же, для этого необходимо вести диалог и работать над законопроектом.

Станислав Бондарев, депутат Саратовской городской думы: «За счет муниципалитета, наверное, несправедливо»

В любом случае, поощрение должно быть. К тому же практика других городов показывает: в этом есть смысл и это реально работает. Что касается московской инициативы с бесплатными минутами на стоянках - в нашем городе необходим другой формат, так как парковки и автостоянки в Саратове отданы в частные владения. Инициатива поощрять плательщиков за услуги ЖКУ появилась еще давно, однако всегда встает вопрос: за счет чьих средств? Если мы говорим про муниципалитет, то наверное это будет несколько несправедливо. Я считаю, что нужно рассматривать различные варианты поощрений и обсуждать, за чей счет это будет исполняться. В первую очередь конечно же нужно подключить управляющие компании, которые напрямую заинтересованы в том, чтобы их подопечные жильцы оплачивали "коммуналку". Самое главное, должен быть налажен хороший диалог между жильцами, управляющими организациями и поставщиками ресурсов. Только в ходе этого диалога можно прийти к общему мнению.

Андрей Иващенко, депутат Саратовской городской думы: «Это могут быть скидки на услуги УК»

Должны поощрять управляющие компании, а не город. Например, это могут быть скидки на предоставление каких-либо услуг: на услуги электриков, монтеров, слесарей, которые проводят работы от данной УК или ТСЖ. Как правило, такие работы внутри квартиры оплачиваются жильцом. Поощрением должны заниматься те, кто непосредственно получает выгоду, когда абоненты оплачивают услуги ЖКХ вовремя. Если бы муниципалитет оказывал жилищно-коммунальные услуги, то был бы смысл поощрять за наш счет. Но мы это отдали управляющим организациям - они и должны заниматься повышением процента оплаты.

Слово общественнику

Александр Журбин, правозащитник и общественный деятель: «Детские площадки не могут быть «бонусом»

Система платных стоянок в Москве и Саратове не сопоставима: у нас это совсем незначительные точки в городе, в то время как в Москве это многокилометровые зоны. И то, в Москве люди возмущены, почему они должны оплачивать стоянку, если они живут в этом районе. В то время как в Саратове жители только и мечтают о таких стоянках, чтобы хоть было, куда машину поставить.
О том, что УК заинтересованы в оплате коммунальных услуг, говорить не приходится, так как их финансовое состояние зависит от оплаты услуг жилищных, а в некоторых случаях оплата даже разбита на две квитанции. Если же мы говорим о содержании жилья, то часто в договорах с УК отсутствует структура распределения денег на ремонт и содержание домов, и люди не знают, за что платят. Нельзя требовать оплачивать ЖКУ взамен на «бонус» - детскую площадку: она и так должна быть! Это не может быть «бонусом», это обустройство придомовой территории. УК и без бонусов обязаны это делать. Но к сожалению жильцы этого не знают, и активность УК принимают за «подарок с неба» - хотя это просто расходование их денег. С другой стороны, льготирование быть должно. Но тут возникает еще один вопрос. Сейчас я, допустим, обращусь в «Водоканал»: «Водоканал», любимый, я тебе плачу без задолженностей уже 20 лет, сделай мне скидку на услугу!» - «Да ты с ума сошел, у нас сейчас перерыт весь город, нам нужно менять (условно) сто труб - а ты еще и скидку хочешь!» - ответят мне там. Это демагогия, прошу не обижаться: вопрос очень сложный, а система очень шаткая. Как его реализовывать, я не берусь утверждать.

МЕЖДУ ТЕМ

Поощрения добросовестных плательщиков прописаны в ЖК РФ

Прописаны совсем недавно, буквально 16 сентября. В этот день на заседании Госдумы был в первом чтении принят законопроект , предусматривающий поправки в ЖК РФ. Одна из них, в частности, позволяет УК предоставлять скидки добросовестным плательщикам. Дословно она звучит так (статья 157 ЖК РФ, часть 5):

«Лицо, обеспечивающее предоставление коммунальных услуг вправе предоставить собственникам помещений в многоквартирном доме скидку при оплате коммунальных услуг, в том числе при условии авансовой оплаты такими собственниками помещений в многоквартирном доме коммунальных услуг. Размер скидки определяется в соответствии с условиями договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг».

О том, что данная норма уже вступила в силу, корреспонденту ИА «ЖКХ64» сообщил председатель комитета по ЖКХ Саратовской областной думы Сергей Нестеров.

В федеральное законодательство внесено очень важное дополнение: теперь управляющая организация может делать гражданам скидку на оплату ЖКУ. И нужно максимально работать по этой норме. Пока эта возможность закреплена в добровольном порядке и мы посмотрим, насколько управляющие организации на это пойдут. До конца года, думаю, проведем «круглый стол» по данной теме: насколько норма законодательства начала реализовываться и начали ли УК предоставлять скидки. – рассказал Сергей Нестеров. - А дополнительные предложения, какие можно сделать льготы для добросовестных плательщиков – парковки или что-то другое, мы с городскими коллегами обязательно пообсуждаем, обсудим опыт Москвы. Довольно много тем звучит по наказанию неплательщиков, так что над «пряником» тоже стоит подумать.

Уважаемые жители!

Приглашаем вас принять участие в ежегодной акции от управляющей компании «Добросовестный плательщик»!

В 2017 году управляющая компания, в рамках проведения Акции «Добросовестный плательщик», подготовила для жителей ЖК «Северная Долина», «Юнтолово» и «Панорама 360» три специальные номинации:

  1. «В НОВЫЙ ГОД БЕЗ ДОЛГОВ»

Как известно, хорошей традицией считается встречать новый год без долгов! Управляющая компания предлагает жителям, которые имеют текущие долги за коммунальные платежи, оплатить задолженность, и УК снимет сумму начисленных пеней!

Для участия необходимо:

  • Погасить всю задолженность единоразово до 31.12.2017г.
  • Подать заявление о снятии пени в управляющую компанию и приложить копию квитанции с оплаченным долгом до 31.12.17г.
  • Заявление принимаются с 25 декабря 2017г. по 19 января 2018г .
  1. «ДОБРОСОВЕСТНЫЙ ПЛАТЕЛЬЩИК 2017»

Управляющая компания благодарит жителей, которые в течение года своевременно оплачивали коммунальные услуги! В знак благодарности мы хотим сказать «спасибо!» нашим жителям, которые особенно нуждаются в дополнительном внимании и поддержке: пенсионерам, людям с ограниченными возможностями и многодетным семьям.

Для участия необходимо:

  • Не иметь долгов и просроченных платежей за 2017г.
  • Оплатить декабрьскую квитанцию за КУ до 31.12.2017г . и предоставить чек об оплате в управляющую компанию.
  • Подать заявление на участие в акции «Добросовестный плательщик 2017» в управляющую компанию.

(К заявлению необходимо приложить документ, подтверждающий статус льготной категории населения: пенсионное удостоверение, справку об инвалидности, удостоверение многодетной семьи.)

  • Категории жителей, которые могут принять участие в номинации «ДОБРОСОВЕСТНЫЙ ПАЛТЕЛЬЩИК 2017»:

Пенсионеры;

Люди с ограниченными возможностями (инвалиды);
- Многодетные семьи.

В розыгрыше будет участвовать лицевой счет жителя. Победители будут определены путем случайной жеребьевки после 19.01.2018г. и получат ценные подарки от управляющей компании. О порядке получения призов и подарков победителям будет сообщено дополнительно.

  1. "НОВОГОДНЯЯ"

Мы уверены, что на новый год обязательно нужно дарить подарки, особенно если этот подарок Apple iPhone 8! Шанс стать участником розыгрыша смартфона и подарочных сертификатов от компаний-партнёров есть у каждого!

Для участия необходимо:

  1. При отсутствии долгов по оплате коммунальных платежей за 2017г.:
  • Необходимо внести 10.000 руб . на ваш лицевой счет в качестве аванса за КУ до 31. 12. 2017г. ;
  1. Если у вас есть задолженность по коммунальным платежам за 2017г.:
  • Погасить всю задолженность единоразово, вместе с пени и внести 20.000 руб . на ваш лицевой счет в качестве аванса за КУ до 31.12.2017г.
  • Подать заявление на участие в управляющую компанию и предоставить чек об оплате.

Кроме главного приза iPhone 8 будут разыграны:

ЖК «Северная Долина»

  • Подарочные сертификаты на пиццу и мастер-классы от сети ресторанов «ДоДо - пицца»
  • Подарочные наборы от сети бар-магазинов «Крепость 24»

ЖК «Юнтолово»

  • Сертификаты с депозитом на услуги от салона красоты «Яблоко»
  • Подарочные сертификаты крупных сетевых магазинов от управляющей компании

ЖК «Панорама 360»

  • Подарочные сертификаты от соляной пещеры «Ас Соль»
  • Подарочные сертификаты от колумбийского бара «Cartel Lounge Bar»
  • Подарочные сертификаты от ортопедического магазина «Здоровая семья»
  • Абонементы на занятия в студии творчества «Городок»

В розыгрыше будет участвовать лицевой счет жителя. Победители будут определены путем случайной жеребьевки после 19.01.2018г. О порядке получения призов и подарков победителям будет сообщено дополнительно.

Подать заявку на участие вы можете любым удобным для вас способом:

  • В личном кабинете собственника. (Обращаем ваше внимание, что подать заявку на участие можно только через раздел «Обращения» в личном кабинете. Регистрация участников через раздел «Журнал заявок» производиться не будет.)
  • по электронной почте [email protected] .
  • в Центральной службе ЭГС (ул. Н. Рубцова 12 к.1, офис между 5 и 6 парадной).