Восточные христианские церкви. Византийская империя и восточнохристианский мир

Восточные христианские церкви. Византийская империя и восточнохристианский мир
Восточные христианские церкви. Византийская империя и восточнохристианский мир

1. В чём выражалось влияние Античности на историю и культуру Византийской империи?

Наследие Античности сказалось на её государственном устройстве и культуре Византии. Константинополь украшали статуи античных богов и героев, любимыми зрелищами ромеев являлись конные состязания на ипподромах и театральные представления. Образцом для византийцев были произведения знаменитых историков древности. Учёные изучали и переписывали эти произведения, многие из которых благодаря этому сохранились до наших дней.

2. Какую роль играла власть императора и православная церковь в жизни ромеев?

Византийцы полагали, что сам Бог вручил императору высшую власть над подданными, и именно поэтому правитель ответствен перед Господом за их судьбы. Император обладал почти неограниченной властью: он назначал чиновников и военачальников, контролировал сбор налогов, лично командовал армией. Императорская власть зачастую переходила не по наследству, а захватывалась удачливым военачальником или вельможей.

Глава западной церкви успешно претендовал не только на духовную власть, но и на светскую власть. На востоке же Император и патриарх взаимно зависели друг от друга. Император назначал патриарха, чем признавалась роль императора как орудия Бога. Но императора венчал на царство патриарх – в Византии считалось, что именно акт венчания возводит в императорское достоинство.

3. В чём отличие восточного и западного христианских миров?

Отличиями между восточным и западным христианскими мирами было: в Византии власть императора не была ограничена, отсутствовала феодальная раздробленность и не стоял вопрос централизации государства, медленнее шел процесс закрепощения крестьян, не сложилось городского самоуправления, городское население так и не сумело добиться признания государством своих прав и отстоять привилегии подобно горожанам Западной Европы. В Византии не было сильной церковной власти, которая могла претендовать на светскую власть, как это было с Папой Римским.

4. Каким внешним угрозам противостояла Византийская империя? Как изменилось её международное положение в середине XIII в. по сравнению с VI в.?

Византийская империя испытывала угрозу со стороны Ирана, Арабского Халифата, варваров (готы, славяне). Только в середине IX в. ромеям удалось приостановить их натиск и отвоевать некоторые территории В XIII в. Константинополь был захвачен в результате 4 крестового похода. На месте Византии они создали Латинскую империю, просуществовавшую недолго – уже в 1261 г. греки вернули себе Константинополь. Однако восстановленная Византийская империя уже никогда не смогла достичь прежнего величия

5. Как складывались отношения между Византией и славянами?

Отношения Византии и славян складывались в результате вторжения славянских племен на Балканы и образование славянских государств. Но отношения между двумя государствами не ограничивались только войнами. Византийцы рассчитывали, что принятие славянами христианства примирит их с империей, у которой появятся рычаги давления на своих беспокойных соседей. После принятия христианства славянские государства включались в зону влияния Византии

6. В чём заключается важность культурного наследия Византии для современности?

Византийское наследие сыграло ключевую роль в складывании государственности и культуры славянских государств, прежде всего русского государства. Из Византии пришли политическая организация, церковные обряды и служба, книжная культура и письменность, архитектурные традиции и прочее.

7. В произведении византийского историка VII в. Феофилакта Симокатты так говорится о значении человеческого разума: «Следует человеку украшаться не только тем, что дано хорошего ему от природы, но и тем, что он сам нашёл и придумал для себя в своей жизни. Он обладает разумом – свойством в некотором отношении божественным и удивительным. Благодаря ему он научился бояться и чтить Бога, как в зеркале видеть проявления собственной своей природы и ясно представлять себе строй и порядок своей жизни. Благодаря разуму люди обращают свой взор на самих себя, от созерцания внешних явлений направляют на себя свои наблюдения и тем раскрывают тайны своего сотворения. Много хорошего, как я считаю, дал разум людям, и он является лучшим помощником их природы. Что ею было не закончено или не сделано, то в совершенстве творил и заканчивал разум: для зрения он давал украшение, для вкуса – удовольствие, одно он натягивал, делая твёрдым, иное он устраивал мягким; песнями обращался к слуху, чарами звуков околдовывая душу и невольно заставляя слушать их. А разве нам это вполне не доказывает тот, кто является знатоком во всяких ремёслах, кто из шерсти умеет нам выткать тонкий хитон, кто из дерева сделает земледельцу рукоятку для плуга, весло для моряка, а для воина копьё и щит, охраняющие в опасностях битвы?»

Почему он называет разум божественным и удивительным?

Как взаимодействуют, по Феофилакту, природа и человеческий разум?

Подумайте, что общего и в чём различие взглядов западного и восточного христианства на роль человеческого разума.

Во взглядах западного и восточного христианства на роль человеческого разума общим является признание разума кВ качестве важной особенности человеческой природы, различным является стремление западных философов через разум (логику) доказать Бога.

Кто такие – христиане Востока?

Ливан. В пещерах долины Кадиша жили еще первые христиане, столетиями позже монахи накладывали здесь оковы на свои духовные недуги, взыскуя Божьего врачевания. Сегодня арабские христиане-марониты приходят сюда, чтобы раздуть уголья веры.

Отшельник о. Юханна Каван на некоторую часть года открывает двери посетителям. Часы общения усложняют загруженный распорядок его дня, который включает в себя письменный перевод древних арамейских гимнов на современный арабский язык.

Несмотря на то, что о. Юханна оставил обязанности преподавателя Ветхого Завета в университете Св. Духа в ливанском городе Каслик, все же он до сих пор совершает несколько богослужений в день, возносит десять тысяч молитв и спит лишь несколько часов ночью среди своих книг. «Люди продолжают доставлять мне материал для работы», вздыхает он. «Им кажется, что отшельникам нечего особенно делать!»

Сирия. Распевая популярные песни в благочестивом ключе, христианские скауты идут парадом по деревне Саиднайя в Вербное Воскресение, взбираясь к древней церкви Богоматери Саиднайи, которую почитают также и мусульмане.

Сирия. Мусульманское богослужение на гробнице Иоанна Крестителя в Дамаске. В Сирии взаимодействие религий началось в VII в., когда арабы-мусульмане покорили земли христианской Византийской империи. Некоторые отцы Церкви даже принимали ранний ислам за разновидность христианства.

Пасхальное воскресенье – пик весеннего календаря для молодых людей, которые любят модно одеться, в сирийской деревне Саиднайя, где церковь Богородицы – центр общения христиан.

Иерусалим. Возложив на себя крест, арабские христиане, жители Иерусалима, присоединяются к толпам иностранцев в Страстную Пятницу (как по католическому, так и по православному календарю), следуя путем Иисуса через Старый Город. Бывшие некогда большинством, арабские христиане теперь составляют численно меньшую часть жителей, и с ними зачастую не считаются.

Скорбя о распятом Христе, в ожидании чуда Воскресения, прихожане-католики посещают субботнее богослужение в иерусалимском Старом Городе.

Иерусалим. Воодушевленные православные арабы взбудораживают христианский квартал на Пасху.

Ат-Тайиба – единственная целиком православная христианская община на Западном берегу реки Иордан, численностью 1300 человек, которые окормляются в трех приходах. Руины Эль-Хадера, крестообразного храма, построенного в период между IV и VII вв. и восстановленного крестоносцами, до сих пор сохраняются на окраине поселения. Примерно тысячу лет после пришествия Христа такие христианские поселения преобладали на скалистых возвышенностях Палестины. После своего обращения в христианство в 312 г. император Константин провозгласил эту территорию Святой Землей.

Сирия. В пустыне к северу от Дамаска расположен монастырь Деир Мар Муса, основание которого датируют VI в. В то время сотни храмов и монастырей испещряли эту область. Сегодня монахи говорят, что они «свидетели мира», своеобразные блюстители диалога между христианами и мусульманами.


Ливан. Восточный Бейрут. Милад Ассаф гордится своим членством в «Ливанских силах», политической партии христиан-маронитов, которая опирается на хорошо вооруженных добровольцев.

Охрана из маронитов сопровождает ливанских христианских политиков и их сторонников при параде в восточном Бейруте в честь павших героев гражданской войны в Ливане.

«Спаси и сохрани моего отца», молится четырехлетний мальчик Франк Ялда, которого ласково зовут Нуну. Его отец, иракский христианин, был похищен в апреле 2006 г. С тех пор о нем нет никаких известий. Когда похитили и его дядю, семья бежала в Дамаск, столицу Сирии, и их проживание в скромной квартире оплачивает ООН. Из 1, 4 млн. иракских беженцев, живущих ныне в Сирии, около 200 тысяч – христиане.

Ливан. Бой или бегство? Для многих иракских христиан (большинство из них принадлежат к Восточным католическим церквам и находятся в общении с Ватиканом) единственным спасением стала эмиграция в Сирию или Ливан. Фарадж Хермез из Киркука нашел здесь убежище для своей жены и десяти детей.

Христианка Лама Салфити, 19 лет. На занятия в Общественном Колледже прикладных наук и технологий в Газе одевается скромно. Колледж – часть исламского университета Газы, где дресс-код требует от женщин носить покрывало на голове и абайю, длинное традиционное арабское платье с рукавами. Из общего числа студентов – 20600 человек – христиане составляют лишь малую часть. В декабре Израиль подверг бомбардировке этот университет, связанный с движением Хамас.



Западный берег реки Иордан.
Одинокий пастырь убывающего стада, о. Артемий проводит отпевание 95-летней прихожанки в церкви св. Порфирия. Этот храм Иерусалимской Православной Церкви известен с 443 г. В христианской общине Секторе Газа, некогда весьма заметной, осталось около двух с половиной тысяч человек, многие из которых преклонного возраста.


Купол храма в Ливане

Паломница из Нигерии в Иерусалиме идет Крестным путем Спасителя

Паломница из Эфиопии

Крещение в Иордане

На католической службе

Христианство (от греческого слова christos «помазанник», «Мессия») зародилось как одна из сект иудаизма в I в. н.э. в Палестине. Это изначальное родство с иудаизмом чрезвычайно важное для понимания корней христианской религии проявляется и в том, что первая часть Библии, Ветхий завет, священная книга как иудеев, так и христиан (вторая часть Библии, Новый завет, признается только христианами и является для них главнейшей). Распространяясь в среде евреев Палестины и Средиземноморья, христианство уже в первые десятилетия своего существования завоевывало приверженцев и среди других народов. Возникновение и распространение христианства пришлось на период глубокого кризиса античной цивилизации упадка ее основных ценностей. Христианское учение привлекало многих, разочаровавшихся в римском общественном устройстве. Оно предлагало своим приверженцам путь внутреннего спасения: уход от испорченного, греховного мира в себя, внутрь собственной личности, грубым плотским удовольствиям противопоставляется строгий аскетизм, а высокомерию и тщеславию «сильных мира сего» - сознательное смирение и покорность, которые будут вознаграждены после наступления Царства Божьего на земле.

Однако уже первые христианские общины приучали своих членов думать не только о себе, но и о судьбах всего мира, молиться не только о своем, но и об общем спасении. Уже тогда выявился свойственный христианству универсализм: общины, разбросанные по огромному пространству Римской империи, ощущали тем не менее свое единство. Членами общин становились люди разных национальностей. Новозаветный тезис «нет не эллина, ни иудея» провозгласил равенство перед Богом всех верующих и предопределил дальнейшее развитие христианства как мировой религии, не знающей национальных и языковых границ. Потребность в единении, с одной стороны, и довольно широкое распространение христианства по миру с другой, породили среди верующих убежденность, что если отдельный христианин может быть слаб и нетверд в вере, то объединение христиан в целом обладает Духом Святым и Божьей благодатью. Следующим шагом в развитии понятия «церковь» стала идея ее непогрешимости: ошибаться могут отдельные христиане, но не церковь. Обосновывается тезис о том, что церковь получила Святой Дух от самого Христа через апостолов, основавших первые христианские общины.

Начиная с IV века христианская церковь периодически собирает высшее духовенство на так называемые вселенские соборы. На этих соборах разрабатывалась и утверждалась система вероучения, формировались канонические нормы и богослужебные правила, определялись способы борьбы с ересями. Первый вселенский собор, состоявшийся в Никее в 325 году, принял христианский символ веры краткий свод главных догматов, составляющих основу вероучения. Христианство развивает созревшую в иудаизме идею единого Бога, обладателя абсолютной благости, абсолютного знания и абсолютного могущества. Все существа и предметы являются его творениями, все создано свободным актом божественной воли. Два центральных догмата христианства говорят о триединстве Бога и боговоплощении. Согласно первому, внутренняя жизнь божества есть отношение трех «ипостасей», или лиц: Отца (безначального первоначала), Сына, или Логоса (смыслового и оформляющего принципа), и святого Духа (животворящего принципа). Сын «рождается» от Отца, святой Дух «исходит» от Отца. При этом и «рождение» и «исхождение» имеют место не во времени, так как все лица христианской Троицы существовали всегда «предвечны» и равны по достоинству, «равночестны».

Человек, согласно христианскому учению, сотворен как носитель «образа и подобия» Бога. Однако грехопадение, совершенное первыми людьми, разрушило богоподобие человека, наложив на него пятно первородного греха. Христос, приняв крестные муки и смерть, «искупил» людей, пострадав за весь род людской. Поэтому христианство подчеркивает очистительную роль страдания, любого ограничения человеком своих желаний и страстей: «принимая свой крест», человек может побеждать зло в себе самом и в окружающем мире. Тем самым человек не просто исполняет Божьи заповеди, но и сам преображается и совершает восхождение к Богу, становится к нему ближе. В этом и есть предназначение христианина, его оправдание жертвенной смерти Христа. С этим взглядом на человека связано характерное только для христианства понятие «таинства», особого культового действия, призванного реально ввести божественное в жизнь человека. Это прежде всего крещение, причастие, исповедь (покаяние), брак, соборование. Гонения, испытанные христианством в первые века его существования, наложили глубокий отпечаток на его мировоззрение и дух. Лица, претерпевшие за свою веру тюремное заключение и пытки («исповедники») или принявшие казнь («мученики»), стали почитаться в христианстве как святые. Вообще идеал мученика становится в христианской этике центральным. Шло время. Условия эпохи и культуры меняли политико-идеологический контекст христианства, и это вызвало ряд церковных разделений. В результате появились соперничающие между собой разновидности христианства «вероисповедания». Так, в 311 году христианство становится официально дозволенной, а к концу IV века при императоре Константине господствующей религией, находящейся под опекой государственной власти. Однако постепенное ослабление Западной Римской империи в конце концов завершилось ее крушением. Это способствовало тому, что влияние римского епископа (папы), взявшего на себя и функции светского владыки, значительно возросло. Уже в V-VII веках, в ходе так называемых христологических споров, выяснявших соотношение божественного и человеческого начала в личности Христа, от имперской церкви отделились христиане Востока: монофисты и др. В 1054 году произошло разделение православной и католической церквей, в основе которого лежал конфликт византийской теологии священной державы подчиненного по отношению к монарху положения церковных иерархов и латинской теологии универсального папства, стремившегося подчинить себе светскую власть. После гибели под натиском турок-османов Византии в 1453 году главным оплотом православия оказалась Россия. Однако споры о нормах обрядовой практики привели здесь в XVII веке к расколу, в результате которого от православной церкви отделилось старообрядчество. На западе идеология и практика папства вызывали на протяжении средних веков все больший протест как со стороны светских верхов (особенно германских императоров), так и среди низов общества (движение лоллардов в Анлии, гуситов в Чехии и др.). К началу XVI века этот протест оформился в движение Реформации.

Православие одно из трех основных направлений христианства исторически сложилось, сформировалось как его восточная ветвь. Оно распространено главным образом в странах Восточной Европы, Ближнего Востока, на Балканах. Название «православие» (от греческого слова «ортодоксия») впервые встречается у христианских писателей II века. Богословские основы православия сформировались в Византии, где оно было господствующей религией в IV XI веках. Основой вероучения признаны священное писание (Библия) и священное предание (решение семи Вселенских соборов IV-VIII веков, а также труды крупнейших церковных авторитетов, таких, как Афанасий Александрийский, Василий Великий, Григогий Богослов, Иоанн Дамаскин, Иоанн Златоуст). На долю этих отцов церкви выпало формирование основных положений вероучения. В дальнейшем философском и теоретическом развитии христианства немалую роль сыграло учение блаженного Августина. На рубеже 5 века он проповедовал превосходство веры над знанием. Действительность, по его учению, непостижима для человеческого ума, поскольку за ее событиями и явлениями скрывается воля всемогущего Творца. В учении Августина о предопределении говорилось, что в сферу «избранных» предопределенных к спасению, может войти любой уверовавший в Бога. Ибо вера и есть критерий предопределения. Важное место в православии занимают обряды таинства, во время которых, по учению церкви, на верующих сходит особая благодать. Церковь признает семь таинств: Крещение -таинство, в котором верующий при троекратном погружении тела в воду с призыванием Бога, Отца и Сына и Святого Духа обретает духовное рождение. В таинстве миропомазания верующему подаются дары Святого Духа, возвращающие и укрепляющие в жизни духовной. В таинстве причащения верующий под видом хлеба и вина вкушает самое Тело и Кровь Христову для Вечной Жизни. Таинство покаяния или исповеди - это признание грехов своих перед священником, который отпускает их от имени Иисуса Христа. Таинство священства совершается через епископское рукоположение при возведении того или иного лица в сан священнослужителя. Право совершения этого таинства принадлежит только епископу. В таинстве брака, которое совершается в храме при венчании, благословляется супружеский союз жениха и невесты. В таинстве елеосвящения (соборования) при помазании тела елеем призывается на больного благодать Божия, исцеляющая немощи душевные и телесные.

Православная церковь придает большое значение праздникам и постам. Пост, как правило, предшествует большим церковным праздникам. Сущность поста - это «очищение и обновление человеческой души», приготовление к важному событию религиозной жизни. Больших многодневных постов в русском православии четыре: перед Пасхой, перед днем Петра и Павла, перед Успением Богородицы и перед Рождеством Христовым. Первое место среди великих, главных праздников занимает Пасха. К ней примыкают двунадесятые праздники 12 наиболее значительных праздников православия: Рождество Христово, Сретение, Крещение Господне, Преображение, Вход Господень в Иерусалим, Вознесение Господне, Троица (пятидесятница), Воздвижение креста Господня, Благовещание, Рождество Богородицы, Введение во храм Богородицы, Успение Богородицы.

Другим крупнейшим (наряду с православием) направлением в христианстве является католицизм. Слово «католицизм» означает всеобщий, вселенский. Его истоки от небольшой римской христианской общины, первым епископом которой, по преданию, был апостол Петр. Процесс обособления католицизма в христианстве начался еще в III -V веках, когда нарастали и углублялись экономические, политические, культурные различия между западной и восточной частями Римской империи. Начало разделения христианской церкви на католическую и православную было положено соперничеством между римскими папами и константинопольскими патриархами за главенство в христианском мире. Около 867 года произошел разрыв между папой Николаем I и константинопольским патриархом Фотием. Католицизм, как одно из направлений христианской религии, признает ее основные догмы и обряды, но имеет ряд особенностей в вероучении, в культе, в организации. Основой католического вероучения, как и всего христианства, приняты Священное писание и Священное предание. Однако, в отличие от православной церкви, католическая считает Священным преданием постановления не только семи первых Вселенских соборов, но и всех последующих соборов, а кроме того, папские послания и постановления. Организация католической церкви отличается строгой централизацией. Римский папа - глава этой церкви. Он определяет доктрины по вопросам веры и морали. Его власть выше власти Вселенских соборов.

Причины расколов церкви многочисленны и сложны. Тем не менее можно утверждать, что главной причиной церковных расколов был человеческий грех, нетерпимость, неуважение к человеческой свободе. Единство церквей это прежде всего осознание того, что все христиане читают одно Евангелие, что они все Его ученики и, наконец, что все люди дети Единого Бога, Небесного Отца. Поэтому христиане должны стремиться соединить все лучшее, добытое в истории каждой Церкви. «Почему узнают вас, что вы мои ученики, говорил Христос, потому как вы будите иметь любовь между собою».

Христианство - наиболее распространённая и одна из самых развитых религиозных систем мира. Это, прежде всего, религия Запада. Но христианство тесно связано с Востоком и его культурой. Оно многими корнями уходит в культуру древнего Востока, откуда оно черпало свой богатый мифопоэтический и ритуально-догматический потенциал.

Основная идея христианства - идея греха и спасения человека. Люди грешны перед Богом, и именно это уравнивает их всех.

Кроме русской, остальные православные церкви, оказавшиеся в сфере господства исламского мира, не получили широкого влияния. Под их духовным воздействием находились лишь греки, часть южных славян, румыны.

В целом христианство в лице различных церквей и сект является, едва ли не наиболее распространённой мировой религией, доминирующеый в Европе и Америке, имеющей весомые позиции в Америке и Океании, а также в ряде регионов Азии. Однако именно в Азии, то есть на Востоке, христианство распространено слабее всего.

Западный и восточный христианские миры

Восточный (православный) мир

Западный (католический) мир

Общее

Господство христианской

культуры и идеологии

Различия:

1. Влияние

Античность и древневосточное общество

Античность и варварские (германские) народы

    Абсолютная власть императора.

    Императорская власть не передавалась по наследству в рамках одной династии, а захватывалась военноначальниками или вельможами.

    Власть императора считалась божественной, а сам император уподоблялся Богу.

 Короли могли реально управлять только собственными владениями – доменом .

 Королевская власть передавалась по наследству в рамках одной династии (старшему сыну).

 Четкое разделение власти духовной (римский папа) и светской (короли, герцоги, князья).

3. Собственность

    Император – верховный собственник земли. Имел право конфисковать землю, регулировал налоги, вершил суд.

 Король не мог собирать налоги с населения страны, не имел право судить подданных, не проживающих в его домене.

    Частная собственность на земельные владения (феод).

4. Церковь

    Не было единого церковного центра (Константинопольская, Антиохийская, Иерусалимская, Александрийская патриархия).

    Византийские императоры подчинили себе православную церковь.

 Главой католической церкви являлся римский папа. Строгая иерархическая структура (папа, кардиналы, епископы, аббаты, монахи) на всей территории.

 Католическая церковь стремилась иметь не только духовную власть над всеми христианами, но и верховную светскую власть.

5. Духовные ценности

    Для православных большую роль в вопросах веры играл не столько разум, сколько чувства .

«Углубясь в себя, в себе же

Обретают свет искомый.

В самом средоточье сердца

Вижу светоч, как бы солнца

Круговидное подобье.

(Симон Новый Богослов)

 Стремление постичь божественные истины разумом .

В период становления христианской догматики появилось большое количество ересей (значение термина можно вспомнить, обратившись к словарю терминов), с которыми православной церкви в союзе с императорской властью удалось справиться в Византийской империи. В Западной Европе волна еретических движений привела к разработке католической церковью богословских идей на основе логики (разума) античного философа Аристотеля. Отсюда различие в восприятии мира католиками и православными, которое имеет очень относительный характер.

Особенности католицизма и православия

Католицизм

Православие

Догмат «Дух Святой от Отца и Сына исходит»

Догмат «Дух Святой от Отца исходит»

Догмат о непогрешимости папы римского в делах веры

Не признается

Догмат о непорочном зачатии Девы Марии

Не признается

Догмат о телесном вознесении Богородицы на небо

Не признается

Догмат о чистилище

Не признается

Крещение осуществляется путем обливания из купели

Крещение осуществляется погружением в купель

Причащение осуществляется опресноками

Причащение осуществляется хлебом

Единая церковная организация во главе с папой римским

Несколько автокефальных церквей во главе с патриархами

Обет безбрачия всего духовенства

Духовенство делиться на белое и черное. Обет безбрачия приносит черное духовенство

Целесообразно на уроке заслушать заранее подготовленные сообщения о Юстиниане I и обязательно о просветителях славянского мира братьях Св. Кирилле и Мефодии. Закрепление исторического материала темы урока проводится по вопросам и заданиям параграфа.

Урок №6. Исламский мир.

    познакомить с возникновением мировой религии исламом и процессом образования государства у арабов в VII веке;

    проанализировать взаимосвязь основных положений мусульманского вероучения и особенностей арабского государства;

    раскрыть причины успешных завоевательных походов арабов;

    сравнить процесс распада Арабского халифата и Империи Карла Великого, отметив общий процесс политической раздробленности в этот период;

    охарактеризовать основные особенности исламской культуры средневековой эпохи и влияние ее на другие страны.

План урока:

    Возникновение ислама в Аравии.

    Образование государства и начало арабских завоеваний.

    Арабский халифат во второй половине VII – X века.

    Средневековая мусульманская культура.

Средства обучения: учебник §5, историческая карта №2 «Завоевания арабов. Арабский халифат», дидактический материал.

Рекомендуемые методы и приемы организации урока: урок изучения нового материала, аналитическая беседа с элементами самостоятельной работы с текстом учебника, решение познавательных заданий, работа с документами, исторической картой.

Основные понятия: ислам, Коран, джихад, теократическое государство, халифат, шииты, сунниты, исламский мир.

Персоналии: Мухаммед, Омар.

Основные даты: VII век – возникновение исламской цивилизации.

Повторение пройденного материала предыдущего урока и проверку знаний учащихся и осмысление ими основных положений §4 целесообразно провести в начале урока по вопросам в конце этого параграфа. Они отражают основные процессы развития Византийской империи в раннем Средневековье. Ответы на эти вопросы учащихся должны опираться на содержание сравнительной таблицы «Западный и восточный христианские миры». Если учитель сочтет необходимым построить изучение новой темы «Исламский мир» на основе сравнительной характеристики ее с процессами и явлениями предыдущих тем (что является предпочтительным), то урок следует начать с изучения новой темы. В этом случае работу по проверке домашнего задания можно провести в процессе изучения темы урока.

Урок №6. Исламский мир. Содержание параграфа (§5) не представляет серьезных трудностей для усвоения его содержания учащимися. Тем более, что анализ процессов и событий, связанных с возникновением исламской средневековой цивилизации базируется на аналогичных процессах известных десятиклассникам к этому уроку по уже рассмотренным темам: западноевропейский (католический) мир и восточно-христианский (православный) мир.

Основной круг понятий параграфа концентрируется на работе по разбору сущности ислама , теократического государства , джихад и халифат . Из них такие понятия как ислам , джихад и халифат должны быть знакомы школьникам по курсу зарубежной средневековой истории. Поэтому их следует повторить в процессе изучения темы. Первостепенное значение имеет понятие теократическое государство , которое раскрывает политическую сущность и особенности исламской цивилизации.

Так как содержание и подача исторического материала параграфа не является сложным для восприятия учащимися, то следует его задать на дом для предварительного ознакомления с содержанием. Основой для домашней работы с текстом учебника станет поиск ответов на вопросы в конце параграфа в такой последовательности: вопрос №3 об основных положениях мусульманского вероучения, вопрос №1 о причинах успешных завоеваний арабов и вопрос №2 о причинах распада халифата Аббасидов. На уроке после коллективного обсуждения ответов на эти вопросы учитель переходит к рассмотрению и характеристики основных проблем темы.

Исторический материал параграфа логически разбивается на три части: образование государства у арабов и завоевательные походы, создание Арабского халифата и его распад, мусульманская культура. Образование государства у арабов в параграфе дается до слов: «Так в Аравии возникло государство» (с.38). Основой анализа этого процесса послужат знания учащихся о возникновении варварских королевств в Европе (§3, стр. 22). Задание классу «Найдите в тексте учебника (стр. 36-38) предпосылки, которые привели к образованию государства у арабов. Сравните этот процесс с образованием варварских королевств в V веке в Западной Европе» поможет школьникам понять, что возникновение ислама являлось не причиной, а следствием государственного образования, что религия арабов стала идеологической формой государственности.

Вопрос и задание «В чем заключается особенность теократического исламского государства?» и «Сравните исламское теократическое государство арабов средневековья и восточно-христианское государство византийцев» позволит обратить внимание на общую основу – восточная деспотическая форма государства Византийской империи и Арабского халифата. При этом существенное отличие заключалось в том, что в отличие от христианского мира ислам не имел церковную организацию духовной власти. Необходимо более четко, чем дается в материале учебника, охарактеризовать существенные особенности средневекового мира ислама. Не шариат , ведь правовые нормы, в том числе и христианской цивилизации в эпоху Средневековья, строились на Библии, а важно показать школьникам ценностные ориентиры исламской цивилизации по сравнению с христианской.

Вопрос о причинах успешных завоевательных походов арабов раскрывается в учебнике на основе двух положений: ослабление Византии и Ирана в результате постоянных войн между собой и джихада , свойственный религиозным представлениям арабов. Вопрос «как вы думаете, какая из этих причин является главной?» и задание по сопоставлению исторического материала карты №2 «Великое переселение народов и гибель Западной Римской империи» и №5 «Завоевания арабов. Арабский халифат» поможет понять учащимся, что не столько джихад стал главной причиной побед, сколько внутренняя слабость противников является главной причиной успешных завоеваний. Ведь у племен варваров, которые захватили почти все территории Западной Римской империи (Европа, Африка) также как и у арабов не было военных, технических и психологических преимуществ. Кроме того, это задание поможет организовать работу с картой и проследить направления завоевательных походов арабов и территории, которые вошли в Арабский халифат. Война была нормальным явлением того времени и приписывать арабам и исламу особую воинственнось в тот период времени (джихад) не следует.

Обратите внимание! Л.Н. Гумилев заметил: «Викинги боялись смерти, как все люди, но скрывали этот страх друг от друга, наедаясь перед битвой опьяняющими мухоморами. Современные им арабы бросались в атаку трезвыми, но неукротимые в опьянении викинги сминали и арабов, и франков, и кельтов. Особенно ценили они берсерков (подобных медведю), т. е. людей, способных перед боем доходить до невменяемого состояния и с огромной силой крушить врага. После припадков берсерки впадали в глубокую депрессию до следующего нервного срыва».

    Все правильно. У одних джихад, у других мухоморы и берсерки!.

Проблему распада Арабского халифата (п. 3 плана урока) целесообразно разобрать на основе задания «Сравните предпосылки распада Арабского халифата и империи Карла Великого в это же время». Школьники в результате сравнения отметят на общие причины феодальной раздробленности в этих регионах.

В процессе обсуждения последнего пункта плана урока самым важным является выделение непосредственно особенностей присущих именно мусульманской культуре.

Подумайте! Арабский полководец Амру после взятия Александрии в 640 году спросил у халифа Омара, что делать с Александрийской библиотекой. Омар ответил: «Если греческие книги согласны с Кораном, в таком случае они бесполезны и нет нужды сохранять их; а если они не согласны с Кораном, то они опасны и должны быть уничтожены». Солдаты Амру исполнили приговор: папирусами, пергаментами, хартиями и кодексами библиотеки топились в течение четырех месяцев бани Александрии.

    Если ислам претендует на полноту познания истины, то какова судьба светских знаний в исламской цивилизации?

    Почему впоследствии отношение завоевателей к науке и культуре изменилось?

Обратите внимание! Во время халифов прилежно изучались многие светские науки, география, история, медицина, физика, математика, астрономия, философия, однако, как отметил один исследователь, в этом «было нечто похожее на жатву, собранную с науки, после вспахивания завоеваниями сарацин и вследствие неизбежного смешения востока с западом … Прогресс науки у сарацин поддерживался скорее педантичной охотой знать чужестранную литературу, чем духом свободного практического и независимого исследования».

    Что имел в виду ученый, говоря о «жатве» с науки, завоеванных арабами стран?

    Примерами из учебника подтвердите или опровергните точку зрения автора.

    Докажите, что исламская культура стала связующим звеном между античностью и средневековьем Западной Европы (текст учебника стр. 42).

    Если достижения исламской средневековой цивилизации были связаны с богатейшей культурой завоеванных стран и народов, то что внесли в культуру самостоятельно, если учесть, что Коран запрещает изображение живых существ?

Обратите внимание! Главными святынями в исламе стали не иконы и статуи, а рукописные Кораны.

 Достигнув необычайной изощренности в применении различных усложненных почерков, каллиграфия превратилась в одну из форм орнамента, игравшего значительную роль в искусстве мусульманского средневековья. Бога в странах ислама нельзя было изображать, но можно было обозначать буквами и знаками. Поэтому в искусстве, особенно в оформлении культовых зданий, получил развитие геометрический орнамент, нередко состоявший из знаков и мотивов, имевших символическое религиозное значение. Например, слово «Аллах» («Бог») обозначалось четырьмя вертикальными линиями, которые схематически выражали буквы этого арабского слова. Составленные в квадрат, они становились символом Каабы. В наследии мусульманских стран главенствовали искусство слова, архитектура, музыка, орнамент, каллиграфия, художественные ремесла, миниатюра.

Ответы школьников на вопрос «Каковы характерные черты исламской цивилизации (мира ислама)?» в учебнике подведут итог уроку и помогут обобщить рассмотренный материал и проблемы.

Урок №7. Итоговое повторение и обобщение исторического материала главы 1 проводится с помощью вопросов и заданий, предложенных в учебнике (стр. 43). Объем устной и письменной работы, формы проведения итогового повторительно-обобщающего урока определяются учителем, исходя из уровня подготовки и других особенностей конкретного класса. Организация работы на данном уроке можно построить, используя различные приемы (см. Тематическое планирование).

Одним из вариантов проведения итогового повторения может быть работа по выполнению задания «Составьте синхронистическую таблицу: «Основные события в Европе и на Ближнем Востоке в V-XI веках». Выполнение задания поможет учащимся не только повторить основные события по пройденным темам, но в процессе коллективного обсуждения результатов работы обобщить и систематизировать знания. В ниже приведенной таблице использован весь материал по заданию.

Основные события в Европе и на Ближнем Востоке в V - XI веках

Европа

Ближний Восток

Рим был взят и разграблен вандалами

Западная Римская империя прекратила существование. Последний император Ромул Августул смещен Одоакром.

Восточная Римская империя (Византийская) отбила вторжения варварских племен.

Образование Франкского королевства. Хлодвиг.

Правление Византийского императора Юстиниана I. Период наивысшего могущества Византии.

Первые упоминания о славянах в византийских источниках

Бегство Мухаммеда из Мекки в Ястриб (Медина). Начало мусульманского летоисчисления.

Образование Болгарского государства

Победа ислама в Аравии. Начало завоевательных походов арабов.

Разгром арабов-мусульман Карлом Мартеллом при Пуатье.

Период наивысшего могущества Арабского халифата.

Коронация Карла Великого в Риме. Образование Франкской империи.

Византия остановила натиск арабов.

Верденский раздел Империи внуками Карла Великого.

Распад Арабского халифата.

Коронация в Риме короля Германии Оттона I. Образование Священной Римской империи германской нации.

Профильное обучение Методические рекомендации профильного обучения профильного обучения

  • Методические рекомендации

    Профильное обучение Методические рекомендации по использованию учебников... и общественной жизни. Для профильного обучения существенно, как соотносится такая... самостоятельной работы учащихся для профильного обучения , одновременно следует заметить, ...

  • Методические рекомендации

    ПРОФИЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по использованию учебника «ГЕОМЕТРИЯ» автор И.М. ... к основному, так и дополнительному материалу. Представленные методические рекомендации полностью соответствует новым стандартам по...

  • Методические рекомендации

    ПРОФИЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ А. В. Игнатов Методические рекомендации по использованию учебника О. В. Волобуева, В. А. Клокова, М. ... пособие включено некоторое количество рекомендаций профильное обучение . В основу содержания курса...

  • Методические рекомендации

    ПРОФИЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ А. В. Игнатов Методические рекомендации по использованию учебника О. В. Волобуева, В. А. Клокова, М. В. ... в пособие включено некоторое количество рекомендаций и заданий, ориентированных и на профильное обучение . Во втором концентре...

  • Западный и восточный христианские миры

    Восточный (православный) мир

    Западный (католический) мир

    Общее

    Господство христианской

    культуры и идеологии

    Различия:

    1. Влияние

    Античность и древневосточное общество

    Античность и варварские (германские) народы

      Абсолютная власть императора.

      Императорская власть не передавалась по наследству в рамках одной династии, а захватывалась военноначальниками или вельможами.

      Власть императора считалась божественной, а сам император уподоблялся Богу.

     Короли могли реально управлять только собственными владениями – доменом .

     Королевская власть передавалась по наследству в рамках одной династии (старшему сыну).

     Четкое разделение власти духовной (римский папа) и светской (короли, герцоги, князья).

    3. Собственность

      Император – верховный собственник земли. Имел право конфисковать землю, регулировал налоги, вершил суд.

     Король не мог собирать налоги с населения страны, не имел право судить подданных, не проживающих в его домене.

      Частная собственность на земельные владения (феод).

    4. Церковь

      Не было единого церковного центра (Константинопольская, Антиохийская, Иерусалимская, Александрийская патриархия).

      Византийские императоры подчинили себе православную церковь.

     Главой католической церкви являлся римский папа. Строгая иерархическая структура (папа, кардиналы, епископы, аббаты, монахи) на всей территории.

     Католическая церковь стремилась иметь не только духовную власть над всеми христианами, но и верховную светскую власть.

    5. Духовные ценности

      Для православных большую роль в вопросах веры играл не столько разум, сколько чувства .

    «Углубясь в себя, в себе же

    Обретают свет искомый.

    В самом средоточье сердца

    Вижу светоч, как бы солнца

    Круговидное подобье.

    (Симон Новый Богослов)

     Стремление постичь божественные истины разумом .

    В период становления христианской догматики появилось большое количество ересей (значение термина можно вспомнить, обратившись к словарю терминов), с которыми православной церкви в союзе с императорской властью удалось справиться в Византийской империи. В Западной Европе волна еретических движений привела к разработке католической церковью богословских идей на основе логики (разума) античного философа Аристотеля. Отсюда различие в восприятии мира католиками и православными, которое имеет очень относительный характер.

    Особенности католицизма и православия

    Католицизм

    Православие

    Догмат «Дух Святой от Отца и Сына исходит»

    Догмат «Дух Святой от Отца исходит»

    Догмат о непогрешимости папы римского в делах веры

    Не признается

    Догмат о непорочном зачатии Девы Марии

    Не признается

    Догмат о телесном вознесении Богородицы на небо

    Не признается

    Догмат о чистилище

    Не признается

    Крещение осуществляется путем обливания из купели

    Крещение осуществляется погружением в купель

    Причащение осуществляется опресноками

    Причащение осуществляется хлебом

    Единая церковная организация во главе с папой римским

    Несколько автокефальных церквей во главе с патриархами

    Обет безбрачия всего духовенства

    Духовенство делиться на белое и черное. Обет безбрачия приносит черное духовенство

    Целесообразно на уроке заслушать заранее подготовленные сообщения о Юстиниане I и обязательно о просветителях славянского мира братьях Св. Кирилле и Мефодии. Закрепление исторического материала темы урока проводится по вопросам и заданиям параграфа.

    Урок №6. Исламский мир.

      познакомить с возникновением мировой религии исламом и процессом образования государства у арабов в VII веке;

      проанализировать взаимосвязь основных положений мусульманского вероучения и особенностей арабского государства;

      раскрыть причины успешных завоевательных походов арабов;

      сравнить процесс распада Арабского халифата и Империи Карла Великого, отметив общий процесс политической раздробленности в этот период;

      охарактеризовать основные особенности исламской культуры средневековой эпохи и влияние ее на другие страны.

    План урока:

      Возникновение ислама в Аравии.

      Образование государства и начало арабских завоеваний.

      Арабский халифат во второй половине VII – X века.

      Средневековая мусульманская культура.

    Средства обучения: учебник §5, историческая карта №2 «Завоевания арабов. Арабский халифат», дидактический материал.

    Рекомендуемые методы и приемы организации урока: урок изучения нового материала, аналитическая беседа с элементами самостоятельной работы с текстом учебника, решение познавательных заданий, работа с документами, исторической картой.

    Основные понятия: ислам, Коран, джихад, теократическое государство, халифат, шииты, сунниты, исламский мир.

    Персоналии: Мухаммед, Омар.

    Основные даты: VII век – возникновение исламской цивилизации.

    Повторение пройденного материала предыдущего урока и проверку знаний учащихся и осмысление ими основных положений §4 целесообразно провести в начале урока по вопросам в конце этого параграфа. Они отражают основные процессы развития Византийской империи в раннем Средневековье. Ответы на эти вопросы учащихся должны опираться на содержание сравнительной таблицы «Западный и восточный христианские миры». Если учитель сочтет необходимым построить изучение новой темы «Исламский мир» на основе сравнительной характеристики ее с процессами и явлениями предыдущих тем (что является предпочтительным), то урок следует начать с изучения новой темы. В этом случае работу по проверке домашнего задания можно провести в процессе изучения темы урока.

    Урок №6. Исламский мир. Содержание параграфа (§5) не представляет серьезных трудностей для усвоения его содержания учащимися. Тем более, что анализ процессов и событий, связанных с возникновением исламской средневековой цивилизации базируется на аналогичных процессах известных десятиклассникам к этому уроку по уже рассмотренным темам: западноевропейский (католический) мир и восточно-христианский (православный) мир.

    Основной круг понятий параграфа концентрируется на работе по разбору сущности ислама , теократического государства , джихад и халифат . Из них такие понятия как ислам , джихад и халифат должны быть знакомы школьникам по курсу зарубежной средневековой истории. Поэтому их следует повторить в процессе изучения темы. Первостепенное значение имеет понятие теократическое государство , которое раскрывает политическую сущность и особенности исламской цивилизации.

    Так как содержание и подача исторического материала параграфа не является сложным для восприятия учащимися, то следует его задать на дом для предварительного ознакомления с содержанием. Основой для домашней работы с текстом учебника станет поиск ответов на вопросы в конце параграфа в такой последовательности: вопрос №3 об основных положениях мусульманского вероучения, вопрос №1 о причинах успешных завоеваний арабов и вопрос №2 о причинах распада халифата Аббасидов. На уроке после коллективного обсуждения ответов на эти вопросы учитель переходит к рассмотрению и характеристики основных проблем темы.

    Исторический материал параграфа логически разбивается на три части: образование государства у арабов и завоевательные походы, создание Арабского халифата и его распад, мусульманская культура. Образование государства у арабов в параграфе дается до слов: «Так в Аравии возникло государство» (с.38). Основой анализа этого процесса послужат знания учащихся о возникновении варварских королевств в Европе (§3, стр. 22). Задание классу «Найдите в тексте учебника (стр. 36-38) предпосылки, которые привели к образованию государства у арабов. Сравните этот процесс с образованием варварских королевств в V веке в Западной Европе» поможет школьникам понять, что возникновение ислама являлось не причиной, а следствием государственного образования, что религия арабов стала идеологической формой государственности.

    Вопрос и задание «В чем заключается особенность теократического исламского государства?» и «Сравните исламское теократическое государство арабов средневековья и восточно-христианское государство византийцев» позволит обратить внимание на общую основу – восточная деспотическая форма государства Византийской империи и Арабского халифата. При этом существенное отличие заключалось в том, что в отличие от христианского мира ислам не имел церковную организацию духовной власти. Необходимо более четко, чем дается в материале учебника, охарактеризовать существенные особенности средневекового мира ислама. Не шариат , ведь правовые нормы, в том числе и христианской цивилизации в эпоху Средневековья, строились на Библии, а важно показать школьникам ценностные ориентиры исламской цивилизации по сравнению с христианской.

    Вопрос о причинах успешных завоевательных походов арабов раскрывается в учебнике на основе двух положений: ослабление Византии и Ирана в результате постоянных войн между собой и джихада , свойственный религиозным представлениям арабов. Вопрос «как вы думаете, какая из этих причин является главной?» и задание по сопоставлению исторического материала карты №2 «Великое переселение народов и гибель Западной Римской империи» и №5 «Завоевания арабов. Арабский халифат» поможет понять учащимся, что не столько джихад стал главной причиной побед, сколько внутренняя слабость противников является главной причиной успешных завоеваний. Ведь у племен варваров, которые захватили почти все территории Западной Римской империи (Европа, Африка) также как и у арабов не было военных, технических и психологических преимуществ. Кроме того, это задание поможет организовать работу с картой и проследить направления завоевательных походов арабов и территории, которые вошли в Арабский халифат. Война была нормальным явлением того времени и приписывать арабам и исламу особую воинственнось в тот период времени (джихад) не следует.

    Обратите внимание! Л.Н. Гумилев заметил: «Викинги боялись смерти, как все люди, но скрывали этот страх друг от друга, наедаясь перед битвой опьяняющими мухоморами. Современные им арабы бросались в атаку трезвыми, но неукротимые в опьянении викинги сминали и арабов, и франков, и кельтов. Особенно ценили они берсерков (подобных медведю), т. е. людей, способных перед боем доходить до невменяемого состояния и с огромной силой крушить врага. После припадков берсерки впадали в глубокую депрессию до следующего нервного срыва».

      Все правильно. У одних джихад, у других мухоморы и берсерки!.

    Проблему распада Арабского халифата (п. 3 плана урока) целесообразно разобрать на основе задания «Сравните предпосылки распада Арабского халифата и империи Карла Великого в это же время». Школьники в результате сравнения отметят на общие причины феодальной раздробленности в этих регионах.

    В процессе обсуждения последнего пункта плана урока самым важным является выделение непосредственно особенностей присущих именно мусульманской культуре.

    Подумайте! Арабский полководец Амру после взятия Александрии в 640 году спросил у халифа Омара, что делать с Александрийской библиотекой. Омар ответил: «Если греческие книги согласны с Кораном, в таком случае они бесполезны и нет нужды сохранять их; а если они не согласны с Кораном, то они опасны и должны быть уничтожены». Солдаты Амру исполнили приговор: папирусами, пергаментами, хартиями и кодексами библиотеки топились в течение четырех месяцев бани Александрии.

      Если ислам претендует на полноту познания истины, то какова судьба светских знаний в исламской цивилизации?

      Почему впоследствии отношение завоевателей к науке и культуре изменилось?

    Обратите внимание! Во время халифов прилежно изучались многие светские науки, география, история, медицина, физика, математика, астрономия, философия, однако, как отметил один исследователь, в этом «было нечто похожее на жатву, собранную с науки, после вспахивания завоеваниями сарацин и вследствие неизбежного смешения востока с западом … Прогресс науки у сарацин поддерживался скорее педантичной охотой знать чужестранную литературу, чем духом свободного практического и независимого исследования».

      Что имел в виду ученый, говоря о «жатве» с науки, завоеванных арабами стран?

      Примерами из учебника подтвердите или опровергните точку зрения автора.

      Докажите, что исламская культура стала связующим звеном между античностью и средневековьем Западной Европы (текст учебника стр. 42).

      Если достижения исламской средневековой цивилизации были связаны с богатейшей культурой завоеванных стран и народов, то что внесли в культуру самостоятельно, если учесть, что Коран запрещает изображение живых существ?

    Обратите внимание! Главными святынями в исламе стали не иконы и статуи, а рукописные Кораны.

     Достигнув необычайной изощренности в применении различных усложненных почерков, каллиграфия превратилась в одну из форм орнамента, игравшего значительную роль в искусстве мусульманского средневековья. Бога в странах ислама нельзя было изображать, но можно было обозначать буквами и знаками. Поэтому в искусстве, особенно в оформлении культовых зданий, получил развитие геометрический орнамент, нередко состоявший из знаков и мотивов, имевших символическое религиозное значение. Например, слово «Аллах» («Бог») обозначалось четырьмя вертикальными линиями, которые схематически выражали буквы этого арабского слова. Составленные в квадрат, они становились символом Каабы. В наследии мусульманских стран главенствовали искусство слова, архитектура, музыка, орнамент, каллиграфия, художественные ремесла, миниатюра.

    Ответы школьников на вопрос «Каковы характерные черты исламской цивилизации (мира ислама)?» в учебнике подведут итог уроку и помогут обобщить рассмотренный материал и проблемы.

    Урок №7. Итоговое повторение и обобщение исторического материала главы 1 проводится с помощью вопросов и заданий, предложенных в учебнике (стр. 43). Объем устной и письменной работы, формы проведения итогового повторительно-обобщающего урока определяются учителем, исходя из уровня подготовки и других особенностей конкретного класса. Организация работы на данном уроке можно построить, используя различные приемы (см. Тематическое планирование).

    Одним из вариантов проведения итогового повторения может быть работа по выполнению задания «Составьте синхронистическую таблицу: «Основные события в Европе и на Ближнем Востоке в V-XI веках». Выполнение задания поможет учащимся не только повторить основные события по пройденным темам, но в процессе коллективного обсуждения результатов работы обобщить и систематизировать знания. В ниже приведенной таблице использован весь материал по заданию.

    Основные события в Европе и на Ближнем Востоке в V - XI веках

    Европа

    Ближний Восток

    Рим был взят и разграблен вандалами

    Западная Римская империя прекратила существование. Последний император Ромул Августул смещен Одоакром.

    Восточная Римская империя (Византийская) отбила вторжения варварских племен.

    Образование Франкского королевства. Хлодвиг.

    Правление Византийского императора Юстиниана I. Период наивысшего могущества Византии.

    Первые упоминания о славянах в византийских источниках

    Бегство Мухаммеда из Мекки в Ястриб (Медина). Начало мусульманского летоисчисления.

    Образование Болгарского государства

    Победа ислама в Аравии. Начало завоевательных походов арабов.

    Разгром арабов-мусульман Карлом Мартеллом при Пуатье.

    Период наивысшего могущества Арабского халифата.

    Коронация Карла Великого в Риме. Образование Франкской империи.

    Византия остановила натиск арабов.

    Верденский раздел Империи внуками Карла Великого.

    Распад Арабского халифата.

    Коронация в Риме короля Германии Оттона I. Образование Священной Римской империи германской нации.

    Профильное обучение Методические рекомендации профильного обучения профильного обучения

  • Методические рекомендации

    Профильное обучение Методические рекомендации по использованию учебников... и общественной жизни. Для профильного обучения существенно, как соотносится такая... самостоятельной работы учащихся для профильного обучения , одновременно следует заметить, ...

  • Методические рекомендации

    ПРОФИЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по использованию учебника «ГЕОМЕТРИЯ» автор И.М. ... к основному, так и дополнительному материалу. Представленные методические рекомендации полностью соответствует новым стандартам по...

  • Методические рекомендации

    ПРОФИЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ А. В. Игнатов Методические рекомендации по использованию учебника О. В. Волобуева, В. А. Клокова, М. ... пособие включено некоторое количество рекомендаций профильное обучение . В основу содержания курса...

  • Методические рекомендации

    ПРОФИЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ А. В. Игнатов Методические рекомендации по использованию учебника О. В. Волобуева, В. А. Клокова, М. В. ... в пособие включено некоторое количество рекомендаций и заданий, ориентированных и на профильное обучение . Во втором концентре...