Строительство десятинной церкви год. Первый храм древней руси

Строительство десятинной церкви год. Первый храм древней руси
Строительство десятинной церкви год. Первый храм древней руси

Десятинная церковь - первая каменная церковь Киевской Руси. Она была построена на том месте, где, по приказу князя Владимира, языческому богу Перуну были принесены в жертву двое христиан - младенец Иоанн и отец его Федор.

Сооружена церковь была древнерусскими и византийскими мастерами в 989-996 гг. в период княжения Владимира Святославовича, который выделил на ее строительство десятую часть княжеских доходов - десятину. Отсюда и возникло название храма. Храм был заложен в честь Успения Божией Матери.

Церковь представляла собой крестово-купольный шестистолпный храм. В начале XI в. ее окружили галереями. Десятинную церковь украшала мозаика, фрески, резные мраморные и шиферные платы (иконы, кресты и посуду привезли из Херсонеса Таврического (Корсуня). В Десятинной церкви были похоронены Владимир Святославович и его жена - византийская царевна Анна, сюда же из Вышгорода привезли прах княгини Ольги. В конце 1240 орды хана Батыя, захватив Киев, уничтожили Десятинную церковь - последний тайник киевлян.

Раскопки руин церкви начались в 30-х гг. XVII в. по инициативе митрополита Петра Могилы. Тогда святителем Петром Могилой в руинах были найдены саркофаг князя Владимира и его жены Анны. Череп князя положили в церкви Преображения Господня (Спаса-на-Берестове), затем его перенесли в Успенской церкви Киево-Печерской лавры. Кость и челюсть передали Софийскому собору. Оставшуюся часть останков опять похоронили.

Святитель на месте Десятинной церкви построил храм в честь свт. Николая, которая простояла до 1824 года. По завещанию Петр Могила оставлял на восстановление Десятинной церкви тысячу золотых. В 1758 церковь нуждалась в восстановлении, которое было проведено под надзором монахини Флоровского монастыря Нектарии (Долгорукой). Саркофаги были найдены и перезахоронены повторно. В 1824 митрополит Евгений Болховитинов поручил расчистить фундамент Десятинной церкви археологу К.А. Лохвицкому, а в 1826 гг. - Ефимову. Были найдены остатки мрамора, мозаики, яшмы. Раскопки не охранялись и потому их начали разворовывать.

2 августа 1828 освятили начало строительства новой церкви. По конкурсу строительство новой церкви поручили петербургском архитектору В. П. Стасову. Строительство нового храма в имперском, византийско-московском стиле, который не имел ничего общего с первоначальной строением, стоило более 100 тыс. рублей золотом. Иконостас составили из копий икон иконостаса Казанского собора в Петербурге, созданных художником Боровиковским. 15 июля 1842 года новую Десятинную церковь освятили митрополит киевский Филарет, архиепископ Житомирский Никанор и епископ Смоленский Иосиф. Несколько кирпичей Десятинной церкви были заложены 31 июля 1837 в фундамент Красного корпуса Киевского университета, должно было символизировать связь Киевского университета Св. Владимира с просветительским наследием равноапостольного князя, как Крестителя Руси.

В 1928 Десятинную церковь, как и многие другие памятники культуры и искусства досоветского периода, было уничтожено советской властью. В 1938-1939 гг. Экспедиция Института истории материальной культуры АН СССР под руководством М. К. Каргера провела фундаментальное изучение остатков всех частей Десятинной церкви. Во время раскопок нашли фрагменты мозаиковои пола, фресковой и мозаичного украшения храма, каменные гробницы, остатки фундаментов и под. Рядом с Десятинной церковью были найдены руины княжеских дворцов и жилищ бояр, а также ремесленные мастерские и многочисленные захоронения IX-X вв. Археологические находки хранятся в заповеднике Софийский музей, в Национальном музее истории Украины. План и спасенные детали свидетельствуют о том. что церковь была построена и украшена в стиле Херсонеса и ранней эпохи византийского стиля.

Сайт Киевской Митрополии УПЦ

В X веке главным сооружением стольного града и первым каменным храмом времен Киевскои? Руси была Десятинная церковь. Построена она в честь пресвятои? Богородицы в 986–996 годах, в эпоху княжения Владимира Великого, которыи? пожертвовал на возведение и содержание храма десятую часть своих доходов – десятину. В Десятиннои? церкви находилась великокняжеская усыпальница, где были погребены князь Владимир, его супруга – византии?ская царевна Анна, великая княгиня Ольга.

Десятинная церковь — второй храм (1842-1928)

Храм неоднократно разрушался. В 1240 году орды хана Батыя, взяв Киев, уничтожили Десятинную церковь – последнии? оплот киевлян. По преданию, церковь рухнула под тяжестью множества людеи?, наполнивших ее и пытавшихся спастись от монголов.

Долгое время на месте великолепного храма были только руины. В 1824 году по поручению Киевского митрополита Евгения (Болховитинова) начали расчищать фундаменты Десятиннои? церкви. Эту работу провели под руководством археологов Кондрата Лохвицкого и Николая Ефимова. А в 1828–1842 годах здесь возвели громадныи? каменныи? храм, вновь нареченныи? именем Богородицы. Автором проекта стал петербургскии? архитектор Василии? Стасов.

В 1935 году храм был варварски разрушен.

Руси всегда являлись храмы. Красота и величие религии начинаются с центра церковной жизни - православных храмов.

От дерева к камню

Обилие на Руси лесов повлияло на преобладание деревянного строительства. Дерево считалось дешевым материалом, а трудность в добыче строительного камня тоже сказывалась на его стоимости.

История Древней Руси описывает, что деревянными были практически все постройки: терема, дворцы, дома крестьян, а также церкви. Бревно являлось основным элементом любой конструкции. Творческие проекты были ограничены. Мало кто решался на отчаянные эксперименты, чтобы потратиться на поиски альтернативного материала. Классическими проектами крестьянской избы были четырехугольные срубы. Более сложными композициями являлись княжеские терема, шатровые церкви.

Именно из-за недолговечности строительного материала многое из древнерусской архитектуры оказалось утраченным.

Каменное строительство

С Крещением Руси связано каменное строительство. Первым каменным храмом Древней Руси является тот, что был заложен в Киеве константинопольскими зодчими. Историки считают датой этого события 989-й год. До этого тоже были храмы, но деревянной постройки.

Если верить летописям, строительство храма было завершено в 996-м, тогда же было торжественное освящение.

Символ веры и традиции

Отношение верующих к храмам всегда было особым в православии. Зачастую возведение нового храма происходило на пожертвования.

Своими корнями традиция уходит во времена Ветхого завета. По летописям установлено, что первым каменным храмом Древней Руси является церковь Святой Богородицы, или по другому - Десятинная церковь. После Крещения Руси, в первые годы, было начало строительство церковного великолепия по традициям византийской и болгарской архитектуры. Основоположником благородного дела стал князь Владимир, отдававший десятую часть доходов.

До наших дней не удалось сохранить первый каменный храм Древней Руси в первоначальном виде. Он был разрушен монголо-татарами во время захвата Киева. Восстановительные работы начались в XIX веке. Однако проектирование данной церкви существенно отразилось на архитектуре храмов по всей Руси.

О первом каменном храме

Первый каменный храм древней Руси получил свое название от десятины, пожертвованной князем на строительство. Так и закрепилось в истории его определение - Десятинная церковь.

Несомненно, первым каменным храмом Древней Руси является строение, которое можно считать дворцовой церковью. По остаткам кирпичного фундамента историки сделали выводы, что рядом были возведены дворцовые здания. Существенное разрушение не позволяет восстановить их первоначальный архитектурный облик, но по заключению специалистов это были парадные помещения.

Жилые дворцовые помещения были деревянной частью вторых этажей либо находились по соседству с первым каменным храмом Древней Руси. Является историческим фактом то, что Киев выделялся среди прочих архитектурой. Столицу государства отличало монументальное строительство.

Хорошо прослеживается влияние греческих мастеров в архитектурном проектировании Спасо-Преображенского собора.

Во времена княжества Мстислава и Ярослава страна была разделена. Тогда начался следующий этап строительства. В стольном городе Чернигове строительство началось раньше. Мстислав заложил начало фундамента Спасского собора.

Точная дата начала строительства не прослеживается в письменных источниках. Известно, что в 1036 году стены собора стали по определению «яко на кони стояще рукою досящи», что означает «очень высоки». В истории дата отмечена смертью князя Мстислава.

Возведен позже черниговского Спасского собора. Анализируя политическую обстановку и некоторые исторические данные, периодом, когда был возведен каменный храм, можно считать 1037 год. отражает стремление повторить византийские образцы. Этот крупнейший храм Киевской Руси взят за образец как крестово-купольное сооружение при строительстве соборов в Новгороде и Полоцке.

В 1073 году заложен Успенский собор киевского Печерского монастыря. Данный храм сыграл весомую роль в развитии русского зодчества. В «Печерском Патерике» есть запись: «...мастери церковнии 4 мужи», - так охарактеризован приезд зодчих для строительства этого здания из Константинополя. На композицию церковного сооружения Киево-Печерского монастыря также повлияла Киевская София. Непростая история Успенского собора убеждает православных в силе веры - собор, взорванный в 1942 году, был восстановлен в 1990-е гг.

В конце XI века крупный древнерусский город Переяславль приобретает военно-политическое значение. За его стенами Киевская земля и всё Среднее Приднепровье нашли прикрытие от вторжения половцев. На земле этого славного города развернулось строительство «каменного города» - церкви Михаила. По инициативе князя Владимира Мономаха и епископа Ефрема появились врата с надвратной церковью Федора. В 1098 г. на княжеском дворе начинается строительство церкви Богородицы.

Согласно упоминаниям летописей, вне города нашлись следы небольшой церквушки на реке Льте. К сожалению православных людей и историков, переяславльские памятники не сохранились до настоящего времени.

Значение церкви - от учебы до царского титула

Храмы Древней Руси влияли на определения фамилий, улиц, дорог, городов. Все объекты, которые связывались со святым местом, быстро перенимали на себя наименование храма, церкви.

В период Древней Руси храмы были местом объединения. Новое поселение начиналось со строительства храма - центра жизни каждого человека. Богослужения того времени собирали практически всех жителей населенного пункта. Важными мероприятиями каждой семьи было проведение обрядов: венчания, крещения, отпевания, благословения.

Храм играл большую роль в православном культе. Убранство помещений, обряды, иконы давали верующему надежду на спасение его души. Кроме того, каждый мог насладиться красотой храма.

Немалый толчок дало Православие становлению искусств. Их развитие происходило внутри храмов. Для верующего человека церковь была первостепенным фактором всей культуры и поклонения. Именно поэтому некоторые важные события, не имеющие отношения к церковной жизни, проходили под куполом святыни. К ним относятся: помазание царей на престол, соборование, оглашение царского указа. Не стоит забывать и о немаловажном значении храмов в обучении людей грамотности.

Выступая в роли общественного явления в жизни людей Древней Руси, монастыри и храмы были местом, где организовывалось обучение, располагались архивы, мастерские, библиотеки. Чуть позже, с XIX века, стали утверждаться первые на то время училища, церковно-приходские школы.

Прекрасное убранство с пользой для потомков

Единый интерьер в архитектуре церковного строительства Древней Руси - отличительная черта того времени. Классическим исполнением были низкие алтарные перегородки, позволявшие видеть верхнюю часть алтарной зоны храма.

Каждый молящийся зрительно приближался к центру богослужения. Для православного человека было важно видеть божественное пространство, объединявшее земную и небесную церковь.

Внутреннее украшение храмов под мозаичный стиль пришло из византийской традиции. Декорация яркого и легкого оформления символизирует единение земного и небесного.

Храмы Древней Руси несли на себе куда передавались мощи святых, иконы, реликвии с исторической ценностью. Сюда же на сохранность передавались древние рукописи и важные документы. Благодаря работе священников и служителей церкви, история Древней Руси прослеживается буквально по годам, а многие исторические события открылись современникам в виде неоспоримых доказательств, собранных в церкви.

Благословляя на защиту русской земли

Церковь провожала воинов на службу или сражения. Иногда поводом для строительства становилось почтение памяти погибших в сражениях. Такие церкви возводились на полях сражений, в знак признательности воинам за победу.

В мирное время церкви и храмы возводились в честь великих праздников, святых. Например, Вознесение, Христос Спаситель.

Почитая святое - во благо себе

Для верующего человека церковь всегда имела важное значение в жизни. Поэтому к строительству допускались только высококлассные мастера, архитекторы. Базарные территории, сходы и собрания граждан проводились вблизи церквей, о чем свидетельствует карта Древней Руси.

Не обходилось строительство без вложения больших средств. На создание жертвовалось только самое хорошее: материалы, земельный участок. Учитывая то, что церковь строилась на возвышенности или, как говорили предки, "на красном месте", она служила точкой ориентира, по которой составлялась карта Древней Руси, план местности.

Взглядом архитектора

Строительные приемы оформления кровли придают каменной архитектуре оттенок деревянного зодчества. Особенно это выражено на примерах с храмовыми строениями. Крыши продолжали делать двухскатными и четырехскатными.

В небольших селениях, где строились скромные храмы, кладка велась по типу крестьянской избы, когда в основу ложился венец (четыре бревна). Соединяясь, они образовывали квадрат или прямоугольник. В итоге получалось строение из определенного количества венцов - сруб.

Более сложной конструкции, но по заданному принципу, строились церкви. Четырехугольный сруб изменялся на восьмиугольный сруб. Принцип совмещения четвериков и восьмериков перешел в каменную архитектуру Руси и сохранился в наши дни.

Распространены на Руси по типу двух- и многоярусных сооружений. Чтобы соединить отдельные срубы, их связывали друг с другом системой переходов (галерей, крылец).

Ставя церковные здания на каменные цоколи, строители размещали под уходящими в землю перекрытиями подвальные помещения, погреба и актуальные для того времени подземные ходы.

Разрушение и возрождение храмов

На половину века остановился процесс развития древнерусской архитектуры после нашествия монголо-татар. По разным обстоятельствам переходили в Орду мастера, иконописцы и строители, часть церквей и храмов были разрушены.

Уходя от византийских образцов, древнейшие храмы Руси в 12 веке обрели самобытные черты, определив развитие русской архитектуры.

Всё, что нужно знать школьнику о жизни Древней Руси, изложено в учебных материалах за 6 класс. Древняя Русь - история наших предков, становление, сражения, победы нашего государства, о которых должен знать каждый россиянин.

От сердца древнего Киева — Десятинной церкви, которой сегодня, исполнилось ровно 1020 лет (со дня окончания постройки) — ныне остался только фундамент, но, как утверждают археологи, храм был одним из самых больших в тогдашнем христианском мире: его реальные размеры были примерно 44 на 30—32 метра, что больше даже Владимирского собора на бул. Шевченко. Решение возвести церковь в честь Пресвятой Богородицы князь Владимир решил после своего крещения в Корсуне. Русские и византийские мастера выполнили его желание в 988—996 годах. На шикарное убранство Десятинной в разное время покушались суздальский князь Андрей Боголюбский и половцы, но первозданный храм разрушился при нашествии хана Батыя. Потом его дважды воссоздавали на недолгое время.

Десятинная церковь в Киеве X в. – первый памятник древнерусской монументальной архитектуры, внимание к которому – не только ученых, но общественности и политиков - не ослабевает в силу его исключительной роли в истории Древней Руси. "Десятинная церковь расположена на Старокиевской возвышенности, в той ее части, откуда начинается Андреевский спуск, ведущий на Подол. На этом месте, согласно преданию, во времена великого Владимира жили и пострадали за Христа первые на Руси мученики Іоаннъ и сын его, Федоръ - христиане-варяги. Будучи язычником, князь Владимир однажды пожелал принести Перуну человеческую жертву. Чтобы избрать человека для этой жертвы, бросили жребий, и жребий пал на Федора. Но когда обратились к Іоанну с требованием, чтобы он отдал своего сына, Іоаннъ не только не отдал Федора, но тут же выступил с горячей проповедью об истинном Боге и с резким обличением против язычников. Разъяренная толпа бросилась и разрушила дом Іоанна, под обломками которого и приняли мученический венец эти первые страстотерпцы на Руси. После своего крещения князь Владимир на этом месте выстроил церковь и отдал в пользу ее [на возведение и поддержание церкви] десятую часть своих доходов [десятину], отчего она и получила название "Десятинная"" ("Путеводитель по Киеву и его окрестностям", 1912 г.).

Начало строительства Десятинной церкви относят к 989 году, о чём в «Повесть временных лет» сообщалось: "В лето 6497 … Володимер помысли создати церковь Пресвятыя Богородица и послав преведе мастеры от Грек". В иных летописных списках годом заложения церкви называют также 986, 990 и 991 годы. Сооружена на основании древнего Десятинного храма древнерусскими и византийскими мастерами в Киеве в честь пресвятой Богородицы (поэтому в старинных источниках нередко её называют церковью Богородицы) в эпоху княжения Равноапостольного Владимира Великого Святославовича. Постройка Десятинной церкви, первой каменной церкви Киевской Руси. была закончена 12 мая 996 г. Первым настоятелем церкви был один из «корсунских попов» Владимира — Анастас Корсунянин, которому, согласно летописи, в 996 году князь Владимир поручил сбор церковной десятины.

Церковь представляла собой крестовокупольный шестиярусный каменный храм и строилась в качестве кафедрального собора неподалеку от княжеского терема — каменного северо-восточного дворцового здания, раскопанная часть которого находится на расстоянии 60 метров от фундаментов Десятинной церкви. Неподалёку археологами были найдены остатки здания, считающегося домом церковного причта, построенным одновременно с церковью (так называемый терем Ольги). Так же князь Владимир перенес сюда из Вышгорода останки бабки своей - мощи княгини Ольги. Десятинная церковь была богато наделена мозаиками, фресками, резными мраморными и шиферными плитами. Иконы, кресты и посуда были привезены из Корсуня (Херсонеса Таврического) (район современного Севастополя) в 1007 г. В украшении интерьера обильно использовался мрамор, за что современники также называли храм «мраморным». Перед западным входом Ефимовым были обнаружены остатки двух пилонов, предположительно служивших постаментами для бронзовых коней, привезенных из Херсонеса.

"Где-то тут же находился "Бабин торжок" – рынок и в то же время форум – Владимир вывез из Херсонеса и воздвиг здесь античные скульптуры – "дивы". Отсюда и древнее название Десятинной церкви – "Богородицы у Дивов", отсюда же, очевидно, и "Бабий торжок"." - писал Виктор Некрасов в "Городских прогулках". Кроме главного алтаря у церкви имелись ещё два: св. Владимира и св. Николая.

Некоторые ученые считают, что церковь имела посвящение празднику Успения Пресвятой Богородицы. В ней хранились мощи святого священномученика Климента, погибшего в Корсуни. В Десятинной церкви находилась княжеская усыпальница, где была похоронена христианская супруга Владимира — византийская царевна Анна, умершая в 1011 году, а затем и сам Владимир, умерший в 1015 году. Также сюда были перенесены из Вышгорода останки княгини Ольги. В 1044 году Ярослав Мудрый похоронил в Десятинной церкви посмертно «крещённых» братьев Владимира — Ярополка и Олега Древлянского. Во время нашествия монголов княжеские мощи были спрятаны. По преданию, Петр Могила их отыскал, но в XVIII в. останки вновь исчезли.

В в 1039 году, при Ярославе Мудром, митрополитом Феопемптом было проведено повторное освящение, причины которого доподлинно неизвестны. В XIX веке высказывались предположения, что после пожара в Киеве в 1017 году церковь претерпела значительную перестройку (с трёх сторон были добавлены галереи). Некоторые современные историки оспаривают их, считая это недостаточной причиной. М. Ф. Мурьянов полагал, что основанием второго освящения мог послужить еретический или языческий акт, но более достоверной причиной в настоящее время считают установление празднования ежегодного обновления храма, характерного для византийской традиции и включавшего обряд освящения (эта версия была предложена А. Е. Мусиным). Существует и иное мнение, что повторное освящение могло быть вызвано несоблюдением византийских канонов во время первого освящения.

В первой половине XII в. церковь вновь перенесла значительный ремонт. В это время был полностью перестроен юго-западный угол храма, перед западным фасадом появился мощный пилон, подпирающий стену. Эти мероприятия, вероятнее всего, являлись восстановлением храма после частичного обрушения вследствие землетрясения.

"В 1169 г. церковь разграбили войска Андрея Боголюбского, в 1203 г. – войска Рюрика Ростиславича. В конце 1240 г. орды хана Батыя, взяв Киев, уничтожили Десятинную церковь – последний оплот киевлян. По преданию, Десятинная церковь [точнее, хоры] рухнула под весом набившегося в неё народа, пытавшегося спастись от монголов [впрочем, есть версия, что ее разрушила орда]. В тяжелое время, которое пришлось пережить Киеву при татарском погроме, Десятинная церковь была разорена и только в XVI в. на месте ее устроен был небольшой деревянный храм во имя св. Николая." ("Путеводитель по Киеву и его окрестностям", 1912 г.)

Только в 30-х годах XVII в. началась реконструкция Десятинной церкви, история которой может быть весьма достоверно восстановлена по ряду упоминаний в письменных источниках. Так, по сведениям Сильвестра Коссова, в 1635 г. киевский митрополит Петро Могила «приказал Десятинную церковь Пресвятой Девы выкопать из мрака подземного и открыть к свету дневному». От древней церкви в то время «оставались собственно только развалины, и стоит часть одной стены, едва выдававшейся на поверхность». Такая картина запустения подтверждается и независимым описанием французского инженера Гийома Левассёра де Боплана: «полуразрушенные стены храма вышиной от 5 до 6 футов покрыты греческими надписями… на алебастре, но время почти совершенно их сгладило». Описание это появилось не позднее 1640 г. (год появления рукописи), но и не ранее 1635 г., поскольку Г. Боплан уже упоминает о находках останков русских князей около церкви – то есть о раскопках, проведенных Петром Могилой (о которых имеются упоминания в Киевском Синопсисе 1680 г. и Описании Киево-Печерской Лавры 1817 г.).

До 1636 г. среди руин древней Десятинной церкви находилась деревянная церковь, известная под именем Никольской Десятинной. С 1605 г. церковь находилась в руках униатов, а в 1633 г. была возвращена Петром Могилой православной церкви. К 1636 г. относится протестация униатского митрополита Иосифа Рутского о разборке деревянной церкви по указанию Петра Могилы, который 10 марта этого года "моцно, кгвалтом, сам особою своею и с капитулою, з слугами, бояры и поддаными своими... наехавши на церковь светого Миколы, названую Десетинною, з довечных веков при Метрополите Киевском в унии будучую... которую церковь роскидати росказал, а скарбы все и охендоства церковные забрал на сто тысечей золотых... а его милости отца Руцкого з спокойного держаня и уживаня тое церкви выбил...". По мнению С.П.Вельмина, Петро Могила специально разобрал деревянную Никольскую церковь в целях отклонения претензий униатской церкви на возвращение храма, а на ее месте возвел новую, каменную. Однако, относительно точного места деревянной церкви прямых указаний в источниках не имеется.

В 1635 г. митропилит Петро Могила в одном из уцелевших пределов основал маленькую церковь (небольшая церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы была построена над юго-западным углом древнего храма) в память о разрушенной святыне и поставил в ней одну из древнейших икон с образом святого Николая, привезенную князем Владимиром из Корсуня. Тогда же по инициативе митрополита начались раскопки руин храма. Позже Петро Могила нашел в руинах саркофаг князя Владимира и его супруги Анны. Череп князя возложили в храме Преображения (Спаса) на Берестове, потом его перенесли в Успенский собор Киево-Печерской лавры. Кисть и челюсть передали в Софийский собор. Все остальное снова похоронили.

При жизни митрополита строительство новой каменной церкви не было закончено. Известно, что в своем завещании в 1646 г. Петро Могила записал из своего ларца тысячу золотых наличными «для совершенного возобновления» Десятинной церкви. Завершение и освящение церкви в честь Рождества Богородицы произошло, вероятно, вскоре после смерти Петра Могилы, поскольку уже в 1647 г. при церкви было совершено погребение знатного младенца. В 1654 г., после устройства нового престола и обновления утвари, произошло повторное освящение церкви. В последующие годы, к 1682 г., к церкви была пристроена «трапеза деревянная» с западной стороны, а к 1700 г. восточная часть надстроена деревянным ярусом, в котором устроен придел честь апостолов Петра и Павла. В эти же годы, вероятно, была осуществлена пристройка западного деревянного притвора по образцу русской «трапезы».

В 1758 г. церковь была уже очень старой и нуждалась в восстановлении. Его провели под надзором монахини Флоровского монастыря Нектарии (княгини Натальи Борисовны Долгорукой). Была заделана трещина в алтарной стене и произведены фасадные работы.

К началу XIX в. могилянская церковь представляла собой, по И.И.Фундуклею, вытянутый с запада на восток прямоугольник размерами 14,35 х 6,30 м со скошенными восточными углами, образующими трехгранную апсиду. Западная часть имела вид башни, покрытой четырехскатной кровлей и увенчанной фонарем, главой и крестом. С севера к восточной части примыкала небольшая каменная пристройка. К западному фасаду примыкала деревянная пристройка-притвор («трапеза») с трехгранным завершением с запада, симметричным восточной каменной апсиде. Деревянная пристройка имела вход с юга, оформленный небольшим вестибюлем. В интерьере храма была «видна в южной стороне впадина по образу киевских лаврских пещер, для мощей приготовленная», по мнению автора «Плана первобытной Киевской Десятинной церкви», устроенная для мощей княгини Ольги, якобы обретенных при раскопках Петра Могилы.

В описаниях могилянской церкви привлекает внимание упоминание надписи, сложенной из каменных блоков, включенных в кладку южного фасада. Н.В.Закревский пишет, что «…по известию протоиерея Леванды можно догадываться о фасаде этой церкви, что она имела архитрав, украшенный греческой надписью и большими круглыми муравлеными розетками, наподобие лепной работы». Практически все описания греческой надписи констатируют невозможность ее прочтения из-за фрагментированности вследствие вторичного использования блоков. О том, когда эти блоки попали в кладку, мнения исследователей разошлись еще в начале XIX в. В анонимном «Кратком историческом описании Десятинной церкви» 1829 г. излагается следующая версия реконструкции Петра Могилы: «…в 1635 году едва остался юго-западный ее [древней Десятинной церкви] угол, с прилегающими к нему стенками, к сему то остатку, тогдашний Митрополит Киевский Петр Могила, приделав олтарную сторону, устроил небольшую церковь… Около 1771 года из под штукатурки, извне на южной стене, нечаянно открылись Греческие литеры, высеченные на камнях, в стене вставленных…». В ответной критической публикации, «Замечаниях на краткое описание», авторство которой, скорее всего, принадлежит митрополиту Евгению (Болховитинову), этот тезис поддержан: «Сей кусок [древней Десятинной церкви] в Могилиной церкви замечателен был в южной стороне, по следу упиравшегося на нем свода хоров церковных, и при сломке кладка его найдена от древности весьма крепка и плошна» Вместе с тем, митрополит Евгений придерживался иного мнения о времени появления надписи: "…вероятнее что сам Могила, нашедши сии обломки в щебне от древней Десятинной церкви приказал, как памятник, вмазать их явно на южной стене. И не было приметно около ее обломков штукатурки. …Вероятно, полная надпись была на западной входной, или какой другой стене древней церкви". М.Ф.Берлинский также указывал, что Петр Могила «пристроил из оставшихся кирпичей северную и алтарную стороны, соорудил передний деревянный придел». Н.В.Закревский в своем масштабном описании Десятинной церкви, анализируя доступные ему источники, не только настаивал на древности кладок с надписью, включенных в могилянскую церковь, но и обвинял А.С.Анненкова, строителя церкви XIX в., в разрушении этих ценнейших статков. Описание руин Десятинной церкви Г. Боплана, сделанное еще до реконструкции Петра Могилы и упоминающее греческие надписи, дополнительно подтверждает версию о том, что в составе могилянской постройки сохранились значительные части более древних кладок. Относительно недавно М.Ю.Брайчевский обратил внимание на упоминание Г.Боплана и сопоставил его с сохранившимися рисунками XIX в. Исследователь пришел к неожиданному выводу о том, что Десятинная церковь подверглась первой реконструкции почти за два столетия до Петра Могилы, при Симеоне Олельковиче (1455-1471). В ходе этих ремонтных работ, по мнению М.Ю.Брайчевского, произошел ремонт стеновых кладок юго-западного угла древнего храма, в которые были включены блоки с греческими литерами. Впоследствии эти стены вошли в состав могилянской церкви и были зафиксированы на рисунках XIX в. Однако, единственным аргументом исследователя для датировки кладок XV в. являлись «готические» стрельчатые завершения окон на одном из рисунков.

На рисунке приведена гравюра XIX века: "Главнейшие предметы, найденные при раскопках бывшей Десятинной церкви, произведенные в 30-х годах XIX века преосвященным Евгением, митрополитом Киевским". Слева, см. No.6, изображены "останки в гробнице святого Владимира; НЕ ХВАТАЕТ ЧЕСТНОЙ ГЛАВЫ, хранящейся в великой церкви Печерской лавры, и ручных кистей; одна из них, как известно, находится в соборе Святой Софии в Киеве". В центре показан "вид церкви, воздвигнутой в 30-х годах XIX века на месте бывшего Десятинного храма". В середине нижнего ряда, см. No.9, изображена "гробница красного шиферного камня, святого Владимира".


Другая прорисовка "нечитаемой надписи", найденной в Десятинной церкви, см. No.3,4.

В 1824 г. митрополит Евгений (Болховитинов) поручил расчистить фундамент Десятинной церкви. Раскопки проводились в 1824 г. киевским чиновником Кондратием Лохвицким, который как показывают его дневники, начал заниматься любительской археологией ради славы, чести и наград, однако его план Десятинной церкви не был ни признаным точным митрополитом, ни принятым во внимание императорской комиссией при рассмотрении проекта восстановления Десятинки. Поэтому, в 1826 г. раскопки поручили петербургскому архитектору Николаю Ефимову. Во время раскопок был впервые открыт достаточно точный план фундаментов, найдено немало ценных фрагментов мозаики пола, фрескового и мозаичного украшений храма, каменные захоронения, остатки фундамента и т.п. Однако и проект Ефимова не прошел.


2 августа 1828 г. освятили начало строительства новой церкви, которое поручили другому петербургскому архитектору, Василию Стасову. Нелепый храм в византийско-московском стиле - вариация на тему его же проекта храма Александра Невского в Потсдаме (1826) - не имевший ничего общего с древнерусской архитектурой первоначальной Десятинной церкви, был построен на месте древних фундаментов ценой полного разрушения сохранившихся древнерусских стен, из которых были составлен фундамент стасовской церкви. "Храм этот не имеет, однако же, ничего общего с древним храмом: даже часть основания древнего храма при постройке нового, была выкопана из земли и заменена новым фундаментом. От древнего храма уцелели: а) часть греческой подписи, отысканной в развалинах храма и вставленной, ни весть почему, в южную стену новой церкви и б) перед престолом и на горном месте остатки мозаического пола, отрытые под грудами камней и мусора, оставшиеся от Владимирова храма. Другие остатки храма, также не представляющие ничего особенного, извлечённые из развалин, все собраны в небольшом [стеклянном] шкафу внутри нового храма [у правого клироса]." ("Киев, его святыни и достопримечательности", исторический очерк из книги "Жизнеописание России", том 5, издание приблизительно 1900 г.) В ходе строительства была полностью разобрана церковь митрополита Петра Могилы XVII в., а также около половины сохранившихся к тому моменту фундаментов храма X века. Древнерусские же фрески с изображениями святых просто выбросили в мусорные ямы, одна из которых, наполненная остатками древнерусской живописи, была исследована много позже, в 2005 году. Строительство храма обошлось в 100 тысяч золотых рублей. Иконостас составили из копий икон иконостаса Казанского собора в Петербурге, созданных художником Боровиковским. 15 июля 1842 г. новую Десятинную церковь успения Богородицы освятили митрополит киевский Филарет, архиепископ Житомирский Никанор и епископ Смоленский Иосиф. В церкви этой - 3 престола, из них главный в честь Рождества Богородицы. У северной стены под спудом находится гробница св. княгини Ольги, а у южной - св. князя Владимира; над ними устроены надгробья с бронзовыми украшениями.

Десятинная церковь в XIX в.
В том же 1842 г. в районе Десятинной церкви обнаружили сказочно богатый клад ювелирных украшений с наиболее трагической судьбой. Достался он отставному поручику курскому помещику Александру Анненкову, человеку вздорному и алчному, который был сослан из родного имения в Киев за жестокое отношение к крестьянам. И это во времена российского крепостничества, которое считается особенно жестоким! Этот человек прикупил себе усадьбу как раз неподалеку от Десятинной. Земля там была недорогой, поскольку захламлена была обломками древних построек и человеческими костями. Там сложно было что-либо строить. Обнаружив сокровище во время земляных робот, бравый поручик быстро сообразил, какую выгоду можно извлечь из этой непригодной для садоводства земли. Анненковым овладела страсть к обладанию сокровищами. Насколько мог, он препятствовал раскопкам, которые проводились у фундаментов Десятиной. Чтобы окончательно пресечь поползновения к научным исследованиям, Анненков объявил, что собирается восстановить церковь. Но строительство затянулось. Разумно распорядиться найденным Анненков не смог — он не сохранил коллекцию. Вещи из подземных тайников поместились в 2 больших мешка. Их Анненков тайно вывез на свой хутор в Полтавской губернии. Золотыми древнерусскими украшениями играли его дети: мелкими изделиями они "засевали" огород, бросали их в колодец, золотые шейные гривны приспосабливали под ошейники для собак. Но умереть в роскоши Анненкову не довелось. Он быстро все промотал, проигрался в карты и закончил свои дни в долговой тюрьме. Судя по тем вещам, которые попали в руки коллекционерам, этот клад спрятали священники во время осады города. В нем было много драгоценных сосудов и иконок.

В 1908-14 гг. фундаменты оригинальной Десятинной церкви (там где они не были повреждены стасовским зданием), были раскопаны и исследованы членом Императорской археологической комиссии археологом Д. В. Милеевым, который вновь открыл остатки восточной, апсидной части древнего храма, а также обнаружил остатки фундаментов двух больших гражданских построек конца X века поблизости от стен храма. Возле Десятинной церкви были открыты руины княжеских дворцов и жилья бояр, а также ремесленные мастерские и многочисленные захоронения ІХ-Х вв. Как утверждает исследователь Киева К. Шероцкий, тогда же под юго-восточной стеной храма были найдены остатки деревянного сооружения — предполагаемого жилища первомучеников. К сожалению, материалы раскопок начала XX века не были полностью опубликованы.

В 1928 г. Десятинная церковь, как и множество других памятников культуры и искусства, была снесена советской властью. А в 1936 году остатки окончательно разобрали на кирпичи. В 1938-39 гг. научная группа Института истории материальной культуры АН СССР под руководством М. К. Каргера провела фундаментальные исследования всех частей остатков Десятинной церкви. Экспедиция профессора Каргера, начавшая раскопки на киевской Горе в конце тридцатых годов и затем продолжавшая их после окончания Великой Отечественной войны, как и все советские археологические группы, действовала не по-старому, не способом прокладки на авось отдельных узеньких траншей. Траншеи — дело не только ненадежное, но и опасное: они часто разрушают и портят самые ценные находки. Теперь советские археолога, определив, какая площадь их интересует, снимают слой за слоем всю землю на этой территории. При таком методе ничто не может быть упущено. И не мудрено: вся земля на площади целых гектаров перебирается горсть за горстью руками, просеивается сквозь сита. Поиски иголки в стоге сена — пустяки в сравнении с этим трудом! Во время раскопок снова были найдены фрагменты фрескового и мозаичного украшения древнего храма, каменные гробницы, остатка фундаментов и т.д. Кроме Десятинной церкви были найдены руины княжеских палат и боярских жилищ, а также мастерские ремесленников и многочисленные захоронения IX-X вв. Тогда же советские археологи нашли под Десятинкой захоронение в деревянном саркофаге. Внутри него — мужской скелет погребенного по христианским обычаям в церкви — с мечом в деревянных ножнах с серебряным наконечником. Советские ученые приписывали могилу Ростиславу Мстиславовичу, погибшему в 1093 году и похороненному в Десятинном храме последним из членов княжеской семьи (считается, что в Десятинной похоронены также Владимир, его жена Анна, его мать княгиня Ольга, князья Ярополк и Олег Святославовичи и сын Ярослава Изяслав). Споры ведутся до сих пор, но опровергнуть предположение пока никому не удалось. Археологические находки хранятся в заповеднике "Софиевский собор" и Национальном музее истории Украины, а так же Государственном Санкт-Петербургском Эрмитаже (где экспонируют фрагменты фресок Десятинной церкви, найденные советскими археологами). Сохранившиеся под землёй фундаменты первоначальной Десятинной церкви свидетельствуют о том, что её архитектура носила промежуточный характер между базиликой и центральным типом. План и спасённые детали рассказывают об искусстве Херсонеса и ранней эпохи византийского стиля.


МАСТЕР МАКСИМ

Жил в 1240 году в Киеве, в старом Владимировом городе, возле княжого двора человек, хорошо известный многим киевлянам.

Звали его Максимом, и был он «златокузнец» — отливал из бронзы или золота всевозможные украшения: узорные «колты»-подвески — звездчатые, с простым орнаментом, и другие, с изображением таинственных зверей, разнообразные браслеты и запястья, а чаще всего любимые в древности красивые трехбусинные серьги.

В своей полуизбе-полуземлянке, расположенной совсем рядом с Десятинной церковью, Максим и жил и работал. Здесь хранил он свое незамысловатое имущество; заготовки для работы, материал и самое ценное, самое дорогое для него — тщательно изготовленные литейные формочки из сланца. Без них мастер чувствовал себя как без рук. Можно сказать прямо: случись беда — пожар, наводнение или землетрясение — Максим, прежде чем спасать запасы зерна, одежду, посуду, схватился бы за свои формочки. Таков уж он был.

Но кто из летописцев рассказал нам об этом человеке? Никто. Ни в одной древней грамоте не значится его имя. Ни в каких старинных песнях не упоминается о нем. И все же мы знаем, что все, сказанное о нем, — правда. И знаем, что погиб он трагической смертью.

В страшный Николин день 1240 года несчастье, хотя и давно ожидаемое, как всегда бывает, обрушилось на Киев скорее, чем предполагали. Князь давно сбежал из города, оставив за себя воеводу Дмитрия. Киевляне защищались на валах нового Ярославова города и были оттеснены. Древние границы Владимирова города тоже не удалось отстоять. Стало ясно, что свирепый враг вот-вот ворвется в его пределы.

В центре города высилась всеми почитаемая церковь Божьей матери, Десятинная, с ее могучими стенами и высокими сводами. Люди хлынули туда, потому что там, готовясь к неизбежной смерти, заперся Дмитрий со своей дружиною. Туда, ища спасения, побежал и златокузнец Максим. Путь его был поистине страшным. Во всех узких переулках уже начались последние схватки. Многие землянки пылали. Из одной, — в ней жил хорошо известный Максиму человек, собрат по ремеслу, искусный художник, — доносилось отчаянное мяуканье кошки. Но на двери замок, его не собьешь...

Да и кто будет жалеть кошку, если кругом трещит огонь, если рядом, в другой избе слышны отчаянные девичьи голоса и все ближе и ближе слышатся вопли опьяненных сражением татар...

Златокузнецу Максиму удалось добраться до церкви и скрыться в ней. Народу там набралось великое множество. Даже все церковные галереи — комары — были переполнены людьми и их скарбом. А татары уже подвозили к последнему оплоту киевлян свои стенобитные машины-пороки, уже тяжкими ударами сокрушали стены... Что делать? Куда скрыться?

В одном из углов церкви был для чего-то выкопан в земле глубокий, почти пятиметровый колодезь-тайник. Настоятель не мог, конечно, спрятать туда всех сбежавшихся: даже в такой страшный миг он открыл это убежище лишь небольшому числу самых богатых и знатных. Но, очутившись на дне ямы, люди вздумали прорыть из нее горизонтальный ход к склону холма и выйти на свободу. Двумя заступами в тесноте и темноте начали эту отчаянную и совершенно безнадежную работу. Они толкали друг друга, мешали друг другу... Под ногами путалась, визжа, чья-то собака. Землю надо было поднимать наверх с помощью веревки. Пробившись ко входу в тайник, Максим начал помогать несчастным.

Можно было наверняка сказать, что надежды тщетны: огромную толщу земли не удастся пробить, прежде чем враги ворвутся в церковь. И вдруг своды церкви рухнули. Поднялся столб кирпичной и известковой пыли; осколки «плинфы» — плоского тогдашнего кирпича, куски мраморных карнизов, щебень — все это обрушилось на головы забившихся в тайник людей. Максиму, видимо, удалось несколько секунд бороться с этой лавиной. Но вот обломок свода ударил и его, он упал вниз, и сверху на него неодолимой тяжестью легли кирпичи, мрамор, щебень. Все было кончено навсегда...

Прошло семьсот лет, прежде чем люди нашего века вскрыли развалины Десятинной церкви. В XIX веке ученые пытались подобраться к ним, но на руинах громоздилось тогда безвкусное стасовское сооружение — новая Десятинная церковь. Никто не позволил бы ее разрушить.

Только после Великой Отечественной войны из-под руин, оставленных гитлеровцами, раскопали развалины времен Батыя. Из земли явилась древняя Десятинная церковь, ее могучие фундаменты. Открылся и тот самый тайник. На дне его сохранились клочки дорогих, шитых золотом и серебром одежд — одежд богатых киевлян — и много других предметов. В начатом и незавершенном подкопе нашлись оба заступа, кости погибшей вместе с людьми собаки. А выше, на двухметровом слое обвалившейся массы осколков, лежал скелет человека рядом со множеством обломков формочек для литья. Их обнаружено было тридцать шесть, но только шесть удалось полностью собрать и склеить. На одной из них по еле заметным царапинам ученые прочли слово «Макосимов». Своеобразное каменное приспособление, даже настоящее название которого нам теперь неизвестно (это мы назвали его «литейной формочкой»), сохранило для нас имя своего трудолюбивого владельца.

Но как узналось, что человек этот жил неподалеку от Десятинной церкви? В одной из многочисленных землянок, вместе с ремесленными заготовками и другими следами работы литейщика, археологам попалась еще одна, очевидно завалившаяся куда-то в роковой день формочка, тридцать седьмая. Достаточно взглянуть на нее, чтобы определить: она из того же комплекта набора. Сомневаться нечего — златокузнец Максим жил именно здесь. О нем, о его исполненной труда жизни, о его печальном конце, совпавшем с концом родного города, рассказывают вещи, погребенные в земле. Их рассказ волнует, трогает, учит.

Успенский Лев Васильевич, Шнейдер Ксения Николаевна. За семью печатями (очерки по археологии)

26 ноября 1996 г. Национальный банк Украины ввёл в обиход 2 юбилейные монеты "Десятинная церковь" из серебра и медно–никелевого сплава, посвящённые тысячелетию возведения Десятинной церкви в Киеве.


Фундамент церкви во время раскопок в 2008 г.
3 февраля 2005 г. Президент Украины Виктор Ющенко подписал указ о восстановлении Десятинной церкви, на что из государственного бюджета предусматривается около 90000000 гривен ($18000000).

В 2006 году на музейной территории около Десятинной церкви был установлен храм-скиния, в законности которого высказывались сомнения. В 2007 году на месте временного храма-скинии был установлен деревянный храм, который 25 июля того же года освятил Предстоятель УПЦ МП Блаженнейший Митрополит Владимир. 9 июля 2009 на заседании Священного Синода УПЦ МП было принято решение об открытии в Киеве Рождества Пресвятой Богородицы Десятинного мужского монастыря и назначении его наместником архимандрита Гедеона (Харона). В январе 2010 года начальник Главного управления градостроительства, архитектуры и дизайна городской среды Киева Сергей Целовальник сообщил, что на руинах Десятинной церкви построят платформу, на которой будет новая церковь, принадлежащая Украинской православной церкви Московского патриархата. Позже им было заявлено об отказе от строительства новых объектов на фундаментах в связи с подписанными Украиной конвенциями. При этом конкурсная комиссия по определению дальнейшей судьбы остатков фундамента Десятинной церкви огласила победителями конкурса два проекта, один из которых предусматривает восстановление храма, а другой — сохранение фундаментов как археологического памятника с постройкой часовни неподалёку Инициатива УПЦ МП также не находит полной поддержки общества и критикуется учёными в связи с тем, что информации о внешнем виде храма не сохранилось и аутентичная реконструкция невозможна.

Историк и политолог Александр Палий задаётся вопросом: "Какое отношение Московский патриархат может иметь к церкви, построенной за полтора века до первого упоминания поселка Москва, за 300 лет до зарождения Московского княжества и за 600 лет до образования Московского патриархата?" Пётр Толочко (директор Института археологии НАН Украины, председатель Украинского общества охраны памятников истории и культуры, член Академии Европы и Международного союза славянской археологии, лауреат Государственной премии Украины в области науки и техники) сказал, что ему неизвестно, кто разрешил поставить вагончики возле останков церкви. По его словам: "Мы имеем на улице Владимирской, 3 свою базу, поэтому никакие вагончики нам не нужны, даже если бы мы там проводили исследование, — сказал главный украинский археолог. — Поэтому я не знаю, кто эту провокацию затеял. Институт археологии давно предложил, что можно только музеефицировать остатки фундамента Десятинной церкви. Больше ничего там делать нельзя. Это наша официальная мысль. И ещё — никакой необходимости в церкви у Десятинки нет, поскольку рядом есть Андреевская церковь. Если кому так хочется молиться, то пусть идет туда. Потому что если там будет только одна конфессия, остальные будут недовольны, и мы породим ещё один пункт нестабильности в государстве". По словам председателя постоянной комиссии Киевсовета по вопросам культуры и туризма Александра Бригинеца 26 мая 2011 года монахи незаконно установленного рядом с Десятинной церковью монастыря сделали попытку проникнуть на территорию археологических раскопок Десятинной церкви. При вопросе, как монахи заполучили ключи от территории, те сослались на Святого Петра (у которого ключи не только от рая).

3 июня 2011 года Виктор Ющенко отверг обвинения в том, что он якобы предоставил в 2005 году разрешения на проведение строительных работ на месте Десятинной церкви. Как отметил третий президент Украины В. Ющенко в отношении Десятинной церкви: "[Добрые намерения многих людей] сегодня цинично и грубо используются дельцами, которые связывают себя с Московским патриархатом… Эти люди не имеют ничего общего с верой. Их поведение является недостойным, а, по сути, богохульным. Это — сознательные раскольники нашего народа".

24 июня 2011 года Международная комиссия ЮНЕСКО, а также ИКОМОС выступили против планов построить храм на фундаменте Десятинной церкви. Эксперты организаций ЮНЕСКО и ИКОМОС подчеркивают: "Такое строительство изменит линию горизонта существующего городского ландшафта и может повлиять на визуальную целостность и выдающуюся мировую ценность объекта (буферной зоны Софии Киевской)".

Безусловно, в дискуссиях вокруг необходимости возрождения церкви точка еще не поставлена. Но, дискутируя, очень важно все вещи называть своими именами. Например, особенно активные протесты почему-то звучат именно против возрождения храмов в неповторимом византийско-украинском стиле. Кстати, это касается не только Десятинной церкви. Ранее немало возражений вылилось на киевскую Пирогощу, Спасский и Борисо-Глебский соборы в Чернигове, Успенский собор во Владимире-Волынском и многие другие. При этом почти никто не обращает внимания на многочисленные однотипные строения современной церковной застройки, которые не поддаются идентификации. Таким образом, судьба Десятинной пока туманна. Но хотелось бы привести еще одну цитату Дмитрия (Рудюка): «Если в этом храме суждено спастись хотя бы одной душе, он должен быть возрожден».


Впоследствии неподалеку выстроили здание исторического музея, а остатки фундаментов церкви и соседних княжеских дворцов выложили камнем – так получился небольшой исторический парк. С 2011 года фундамент Десятинной церкви открыт для просмотра всех желающих. В 2012 году создан Музей истории Десятинной церкви. Ночью 15 декабря 2012 года в часовне, построенной рядом с фундаментом Десятинной церкви, произошел пожар. Возможной причиной пожара называют поджог...

Раньше на месте святой церкви в X веке было и большое языческое кладбище, где хоронили древних киевлян. Во время всех археологических раскопок, в районе Десятинной церкви их нашли около сотни. Это женское захоронение X века обнаружили одним из последних всего в метре от стены Десятинной церкви. Оказывается, тогдашних жителей Киева хоронили под земляными курганами от 1,5 до 3-4 метров в высоту. В землю их клали на спину и, почти как сейчас, со сложенными на груди или выпрямленными руками. Гробы были разными: киевлян-язычников клали просто в землю, накрывая яму досками, или хоронили в колодах (распиливали ствол дерева вдоль, в одной из половин вырезали выемку, куда клали покойника, а затем накрывали второй половиной ствола). Во время похорон будущую могилу «очищали» огнем и приносили над ней в жертву богам животных. В могилы для человека клали все самое «необходимое» на том свете: археологи находили в могилах украшения, домашнюю утварь, деньги, праздничную одежду, а иногда все это клали не в саму могилу, а в земляной курган над ней.

Одной из самых интересных находок последних лет можно смело назвать кочедык. Этот костяной рог нашли неподалеку от церкви в одном из языческих захоронений. Его сделали в середине Х века и поместили в курганную насыпь над могилой. На кочедыке скандинавские мастера, с которыми торговали древние киевляне, вырезали мифических животных и замысловатые растительные орнаменты. До наших дней он дошел немного обгоревшим: археологи считают, что он стал участником языческого обряда и даже побывал в погребальном костре. А носили кочедык на поясе в качестве украшения, но была в нем и польза: с его помощью человек мог развязывать узлы у себя на одежде, обуви и на мешках. Также кочедыком плели лапти, и была даже пословица: «он такой работящий, что умер с кочедыком в руках».


Как по мне, так более интересная находка - ножны меча. Его верхняя часть также украшена головами хищных птиц (соколов). Датировка более ранняя - X век (1015-1093 гг.). Обратите внимание на характерный плетенный орнамент в его нижней части! Сравнивая изделия X - нач. XI вв, включая Сребреник Владимира Святославича, помимо поиска схожести самого сюжета, можно найти интересную деталь, неизменно присутствующую на всех данных предметах. Речь идет об характерном узле, который всегда помещали в центре сюжета, вплетая в него трезубец, сокола или просто растительный орнамент. Данный элемент характеризует развитие Древнерусского орнаментального искусства X - нач. XI вв. Он присутствует, как на монете - атрибуте княжеской власти, так и на наконечнике ножен из Княжеского захоронения. Этот же символ присутствует на трапециевидных и монетовидных привесках, зацепах и другой Древнерусской пластике.


Раскопки капища Викентием Хвойкой
На территории Музея истории Украины можно найти не только руины Десятинной церкви, но и языческое капище (где, возможно, в Х веке и должны были принести в жертву отрока Иоанна), сохранившееся с дохристианских времен и раскопанное советскими археологами. Было оно круглой формы и, по гипотезе Дмитрия Лаврова, во времена княгини Ольги предназначалось для… зачатия "богоподобного потомства". То есть в период с 22 декабря по 22 апреля, когда, по представлениям мистиков, ссылающихся на авторитет Платона, Луна особенно благоприятствует любви, туда поселяли знатных молодоженов для того, чтобы у них родился особо одаренный ребенок. Довольно долго торчащие из земли камни были как бы уличными экспонатами музея. Но в последние годы около них частенько можно увидеть современных язычников. Они отмечают у алтаря свои свадьбы и проводят обряды посвящения в свою веру. И вообще, по понятиям мистиков, эти места считаются благословенными, то есть, щедро снабженными из Космоса позитивной энергией. Камням приписывают удивительные целебные свойства. Если у вас есть заветное желание, то нужно встать босиком на камни, лицом на восток и произнести вслух то, чего вам хочется. В это верят не только киевляне, но и приезжие. До самой поздней осени по Десятинной бродят босые люди, шепчущие сокровенное. Впрочем, среди киевлян ходят слухи, что это единственное негативное место на горе: если липа и дворец Ольги придают сил, то капище — отбирает. Вместе с тем участник раскопок Десятинной церкви археолог Виталий Козюба говорит о том, что к заявлениям, о том, что якобы до строительства Десятинной церкви рядом находилось языческое капище с драгоценной статуей бога Перуна – голова из серебра, а усы из золота – следует относиться осторожно: летописцы порой фиксировали легенды и предания, а не быль.


Окутана легендами и знаменитая липа Петра Могилы. Он посадил ее в 1635 году в честь частичного воссоздания Десятинной церкви. В этом году липе исполнится 376 лет, но есть версии, что она чуть ли не застала в живых последних киевских князей. Ее высота — 10 м, обхват ствола — 5,5 м. У этого могучего дерева киевляне издавна просят исполнения романтических и меркантильных желаний: для этого к ней нужно прийти на рассвете или при закате и попросить желаемого, поблагодарив дерево на прощанье.

Десятинная церковь – первый кафедральный собор Киевской Руси после крещения. Это святыня такого масштаба, её роль настолько велика, что после её разрушения идея восстановить этот храм возникала не раз.

Детинец Древнего Киева был укрепленным княжеским поселением: там находились дворец Кия, дворец княгини Ольги, там родился и вырос князь Владимир. И там же стояли языческие капища и идол Перуна.

Еще до крещения князя Владимира, после победы его в одном из военных походов, когда должны были принести жертву идолам, жребий пал на христианского младенца Иоанна. Так были убиты исповедовавшие Христа первые мученики – варяг Фёдор и его сын младенец Иоанн. Место их мученической кончины и было выбрано для расположения алтаря первого кафедрального собора.

Построил Десятинный собор князь Владимир на собственные средства. Он дал этой церкви десятину из своих доходов, поэтому она, собственно говоря, так и называется.

Десятинный храм был посвящен Пресвятой Богородице. И не какому-либо её образу или празднику, а именно Пресвятой Богородице как личности. Как есть Храм Христа Спасителя в Москве, так был Храм Пресвятой Богородицы в Киеве. Киев – это удел Божией Матери, и посвящение этого храма говорит нам о том, что изначально Святая Древняя Русь избрала Пресвятую Богородицу своей покровительницей.

Кроме того, Десятинный собор был княжеской усыпальницей. Когда князь Владимир упокоился, его мощи в саркофаге стояли посреди этого храма вместе с останками его супруги византийской царевны Анны. Туда были перенесены мощи и княгини Ольги, бабушки князя Владимира. И иных княжеских останков там находилось множество – Десятинная церковь была первой усыпальницей киевских князей, как впоследствии стал усыпальницей русских государей Архангельский собор Московского Кремля.

Эта церковь была свидетельством симфонии государственной и церковной власти, демонстрацией принадлежности Киевской Руси христианству. Она была символом того, что новое государство приняло Христа и теперь уже видит свое будущее с Ним.

Десятинный храм был построен византийскими мастерами, по летописному свидетельству, выходцами из Греции. Он был богато украшен мраморными деталями и благодаря этому даже назывался «мраморяный» храм.

Трогательны слова молитвы-обетования святого равноапостольного князя Владимира, произнесенные им при входе в только что построенный храм: «…Аще помолится кто в церкви сей, то услыши молитву его, и отпусти вся грехи его, молитвы ради Пречистыя Богородицы» . Эти слова все время вспоминаются и побуждают к действию.

Одновременно с Десятинным храмом возвели и новые дворцы. На этом месте был центр государственной жизни. По летописным свидетельствам в Х веке здесь действовал монастырь. Археологические исследования показывают: это интереснейшая, своеобразная, наиболее значимая часть города, его несомненный центр. Наверно и вы, если бывали у нас, видели камень с надписью: «Откуда есть пошла земля Русская».

Первое и второе возрождение – святитель Пётр Могила и архитектор Василий Стасов

Первым известным восстановителем, при котором на месте Десятинного собора возродилась литургическая жизнь, был святитель Пётр Могила. В XVII веке в юго-западной части древнего храма, частично используя руины его стен, он устроил маленький храм с посвящением святителю Николаю.

Церковь, построенная митрополитом Петром Могилою

Много позже, в 1828 году с высочайшего распоряжения императора Николая I петербургский архитектор Василий Стасов на месте Десятинной церкви запроектировал новый храм в классических формах, который не повторял план древнего. Он был построен на части её фундаментов.

В 1842 году храм был освящен. Но уже менее чем через сто лет, в 1936 году, разрушен богоборческой властью. Кирпич от него пошел на строительство возведенной рядом школы № 25.

Десятинная церковь в XIX веке

Нужно сказать, что со времени своего разрушения и до сего дня древние остатки Десятинной церкви неоднократно исследовались. При святителе Петре Могиле были проведены первые раскопки. В XIX веке исследования продолжили археолог-любитель Кондрат Лохвицкий, потом петербуржский архитектор Николай Ефимов. Им же принадлежит и первая фиксация памятника. Это было в 20-е годы XIX века, тогда на месте разрушенного храма ещё много чего оставалось.

Вообще говоря, научные исследования остатков Десятинного храма были в археологии флагманскими и играли большую роль в развитии этой науки. Это касается и исследований XX века, когда реставратор Дмитрий Милеев впервые произвел профессиональную фиксацию остатков восточной части древнего храма. А после разрушения стасовского храма остатки Десятинной церкви глубоко исследовал археолог Михаил Каргер.

В 80-е годы на поверхности земли была сделана трассировка камнем очертаний фундаментов древнего храма. И мы знаем множество примеров, когда люди приходили и поодиночке, и группами, и молились тут о возрождении этой славной древней святыни.

Так что чаяние воздвигнуть и возродить Десятинный храм – это не идея сегодняшнего дня. Это не сиюминутное желание какой-то группы людей, отдельной общины или какое-то амбициозное стремление архитекторов и строителей. Это чаяние всей полноты Православной Церкви. И оно было и будет до тех пор, пока Десятинный храм Пресвятой Богородицы вновь не обретет свое должное значение. Это было и будет. Святыня не может находиться в мерзости запустения.

Монахиня Елена (Кругляк). Фото: Ефим Эрихман

Десятинная церковь: «Дело сие угодно Богу…»

Юбилейный 2000-й год от Рождества Христова стал знаковым в истории этого места. Тогда президент Леонид Данилович Кучма издал указ о возрождении Десятинной церкви, учитывая её исключительное значение для Украины наряду с Успенским храмом Киево-Печерской лавры, Михайловским Златоверхим монастырем. Но дело не двинулось, не перешло в практическую плоскость. Усматриваю в этом промысел Божий, уготовивший этой святыне быть возрожденной в свое время.

Тогда же, в 2000 году нам довелось встретиться с Блаженнейшим Владимиром. Прозорливый старец выслушал нас, достал иконы Пресвятой Богородицы Игумении Горы Афонской и говорит: «Дело сие очень угодно Богу и Пресвятой Богородице, но оно такого масштаба, что сама только Пресвятая Богородица знает, как это сделать, и может это организовать. Поэтому вручаю ваше желание Ей» . И раздал нам маленькие такие иконочки. Эта иконочка до сих пор у меня есть.

В 2005 году Блаженнейший Владимир благословил архимандрита Гедеона заниматься возрождением Десятинного храма, чтобы снова зажечь лампаду любви в этой святыне.

Блаженнейший Владимир благословляет проект музеефикации Десятинного храм

Знаменательно, что в 2005 году было получено разрешение районных властей на установку часовни прямо на фундаменте Десятинной церкви. А когда пришли в главное управление охраны памятников, то его глава сказал: «Подождите, там ставить нельзя, там же будут раскопки, и вы потом будете мешать. А когда будем восстанавливать большую церковь, эту маленькую – что, ломать? Нет, вы должны быть рядом и помогать нам молитвенно».

Собственно говоря, место, где сейчас стоит малая церковь Десятинного монастыря, он нам и указал, но оказывается, это место выбрал Бог. Потому что потом прихожане, живущие рядом, рассказывали, что еще до установки храма-скинии птицы удивительно настойчиво, восьмерками летали вокруг этого места…

Установлен малый храм был в 2006 году на Пасху, а в пятницу на Светлой седмице, 28 апреля в нем явилась Пресвятая Богородица.

Служба уже закончилась, к отцу Гедеону как раз пришли поддержать его друзья-священнослужители из Ильинской церкви. Они стояли на улице, а две женщины-прихожанки молились в храме. Зайдя в храм, священнослужители почувствовали трепет и узнали от женщин, что только что в храм зашла Пресвятая Богородица. Царица Небесная остановилась у центрального аналоя, с воздетыми руками молилась и потом через открытые царские врата зашла в алтарь.

У шестерых священнослужителей сами собой текли слезы; благодать была ощутима физическим образом. Явление Пресвятой Богородицы очень укрепило общину и по сегодняшний день вселяет уверенность в том, что молитвами Пресвятой Богородицы невозможное человеку совершит Бог.

В 2009 году Священный Синод УПЦ издал указ об образовании Десятинного Рождества Пресвятой Богородицы мужского монастыря.

Существующий храм Десятинного монастыря

Наша работа опирается на исследования

В 2005 году государство приняло новое решение о судьбе Десятинной церкви. Вышел указ о музеефикации фундаментов и о принятии решения насчет воссоздания храма по окончании раскопок. Музеефикация – это придание памятнику истории и культуры такого состояния, когда он готов к экспонированию, к посещению туристами и паломниками. И многое на сегодняшний день уже сделано.

В 2005-2014 годах был выполнен большой объем научно-исследовательских, изыскательских и проектных работ. В 2011 году прошел всеукраинский конкурс на музеефикацию и ревалоризацию Десятинной церкви. Милостью Божией наш проект стал победителем этого конкурса.

Комплексные археологические раскопки, проведенные в 2005-2011 годах дали неоценимые свидетельства об этом памятнике, позволили составить его целостную характеристику. Например, раньше считалось, что сначала строилось шестистолпное ядро, а потом Десятинная церковь обстраивалась галереями.

Однако выяснилось, что храм сразу строился с галереями, это изначальный замысел. Ведь на тот момент это был великокняжеский кафедральный собор. И сам собор входил в ещё более сложный комплекс, полное название которого сейчас звучит как памятник археологии национального значения «Детинец древнего Киева VIII-X веков с фундаментом Десятинной церкви X века».

Теперь мы знаем, где в пятне Десятинного храма археологический слой есть, а где его нет. По результатам археологических исследований Институт археологии НАН Украины определил возможные места установки опор для музеефикации Десятинной церкви. Ведь у нас же не Каир и не Иерусалим, мы не можем демонстрировать аутентичные археологические остатки под открытым небом. Поэтому обязательно должно быть создано помещение, где будет поддерживаться соответствующий температурно-влажностный режим, обеспечиваться должная вентиляция. Это позволит сохранить памятник.

Кроме того, существует множество археологических находок, сделанных на месте Десятинного храма, которые сейчас разрозненно хранятся по разным музеям, частично в Софии Киевской, в Национальном музее истории Украины. Даже в Эрмитаже есть материальные фрагменты, которые принадлежали Десятинной церкви. И, конечно же, логично, чтобы это все экспонировалось в одном месте и давало полное представление об этом памятнике.

Были проведены и научно-технологические, топогеодезические, инженерно-геологические исследования, сделано комплексное инженерное обследование состояния остатков фундаментов Десятинной церкви и прилегающей к памятнику застройки.

Специалисты провели историко-архивные и библиографические исследования, систематизировали письменные свидетельства о Десятинной церкви, и ее окружении, а также об истории исследований, которые здесь велись в разное время.

В декабре 2011 года была произведена временная консервация фундаментов Десятинной церкви, которая делает возможными дальнейшие работы по комплексной музеефикации.

Наша идея состоит в том, чтобы сохранить весь археологический материал: как остатки Десятинной церкви князя Владимира, так прочие археологические слои, в том числе остатки храма Стасова XIX века. Это позволит живо продемонстрировать всю историю храма.

Монахиня Елена (Кругляк). Фото: Ефим Эрихман

Десятинная церковь над музеем: как это сделать

Остатки древнего храма находятся сейчас ниже поверхности земли, поэтому помещение музея будет в стилобате. Туда смогут заходить посетители, там можно будет вести постоянные лекции для студентов и школьников. Паломники и туристы будут осматривать остатки Десятинной церкви со специальных мостиков, а к самим остаткам получат непосредственный доступ лишь ученые, для работы которых в музее будут созданы все условия.

На опорах запроектирована железобетонная плита. Она рассчитывается таким образом, чтобы наверху было возможно возведение храма такого же по размеру, как Десятинная церковь эпохи князя Владимира.

Как уже говорилось, в пятне Десятинного храма выявлены места, где мы можем ставить опоры безболезненно для культурного слоя. Существующие сейчас технологии позволяют делать это совершенно безопасно. В качестве опор-колон планируется применить буронабивные железобетонные сваи глубиной двадцать метров в обсадных трубах. По действующим строительным нормам их применение допустимо в условиях близкого расположения памятников, оно совершенно не вызовет подвижки грунта. И это не какая-то новая технология – она опробована десятилетиями. Любой конструктор скажет, что уже в пятидесяти сантиметрах от места установки этой сваи никаких подвижек грунта нет, а значит, обеспечивается сохранность древних остатков Десятинного храма.

Схема расположения опор сделана так, чтобы пространство музея было как можно более свободным. Сейчас мы вооружены такими научными возможностями, что все нагрузки заранее рассчитываются. Остатки фундаментов Десятинного храма – памятник национального значения и все работы здесь проводятся исключительно с научным сопровождением.

Для воплощения проекта в жизнь будет важен выбор высококлассной подрядной организации, непосредственного производителя работ. Ответственность колоссальная. Этот вопрос в будущем потребует детальной проработки.

Хорошо, что мы с вами живем в XXI веке. По результатам археологических раскопок в Х веке строители Десятинной церкви, когда столкнулись с такими грунтами, как в Киеве, подкладывали под фундаменты деревянные лежни, их крепили деревянными же колышками. Это нам сейчас понятно – чтобы навредить памятнику, ничего хуже и придумать нельзя: дерево гниет, потом образуются пустоты, и, естественно, просадка неизбежна…

В настоящее время накоплен неоцененный опыт музеефикации археологических памятников. Из мировых аналогов, на которые мы ориентируемся, наиболее, на наш взгляд, удачный и современный – это археологический музей Акрополя в Афинах.

Монахиня Елена (Кругляк). Фото: Ефим Эрихман

Реконструкция, реплика, воссоздание Десятинной церкви

Если говорить о будущем храме, логично желание максимально приблизиться к образу Десятинной церкви при князе Владимире, насколько это возможно. Хочу сразу прямо ответить на ваш вопрос: это не реконструкция, не реплика, это возрождение святыни мирового значения . Надо осознавать две важнейших задачи – тщательное сохранение аутентичных остатков древнего храма, символа принятия христианства Древней Русью, и возрождение литургической жизни на этом святом месте. Чтоб стало понятнее, обратимся к мировым аналогам.

Мы с вами знаем, что Иерусалимский Храм Гроба Господня, который построила царица Елена, был в свое время разрушен и уже крестоносцами воздвигнут заново. Даже его Святая Святых – Кувуклия несколько раз разрушалась. И возможно ли даже допустить мысль, что эта святыня не была бы возрождена? Выражением воли Божией в этом случае можно считать схождение Благодатного огня, подтверждающего присутствие Живого Бога. Храм в Вифлееме, который построила царица Елена над пещерой Рождества Христова, был тоже разрушен. И на его месте через несколько веков тоже был построен новый храм, в котором по сей день проходят богослужения.

Вспомним базилику в Назарете: она построена в 1969 году над археологическими остатками дома, где жило Святое Семейство. Там проводятся богослужения, это очень почитаемое место. А базилика мученика Климента в Риме, где вообще четыре уровня наслоений? Храм Димитрия Солунского, где в древней крипте находились мироточивые мощи, и который был возрожден после разрушения. Сейчас сверху стоит красивейшая базилика. И таких примеров в мире – десятки…

Новый храм в Киеве – это не реконструкция и не реплика. Этимология этих слов совершенно не подходит для передачи того смысла, который мы сейчас хотим вложить в наши труды. Мы должны возродить это место.

Между прочим, по международным правовым нормам охраны культурного наследия самая главная цель охраны памятника – это возрождение его функций и введение памятника в современную жизнь.

Это место не может быть просто памятником, неправильно сделать его лишь музеем или, еще хуже, оставить древние фундаменты под спудом. Когда уже была сделана трассировка фундаментов, там выгуливали животных… И какой смысл в этом, какой духовный смысл?

И как мы можем прервать литургическую нить, которая началась на этом месте много веков назад? Как сказал Блаженнейший Владимир, когда поставили малый храм: «Вы наконец-то зажгли лампадку любви, которая на этом месте была».

Вот это и есть цель. Мы же не мертвого ребенка, не куклу, не гроб воздвигаем. Это не мавзолей, не картонная коробка, не макет чего-то. Это действующий, живой Дом Божий. Только наша задача сделать его как можно приближеннее к образу византийского храма, построенного князем Владимиром.

Если бы задача была просто в строительстве храма, точно воссоздать его в формах Стасова ничего не стоит, есть графические материалы, фотографий осталось много. Но тогда не будет передано духовное, культурно-историческое значение этого места. Ведь именно князь Владимир построил здесь этот первохрам.

Полностью логично, что воссоздаваемый храм будет выдержан в мотивах X века. Мы приглашаем к сотрудничеству всех – археологов, архитекторов, ученых, музейных работников. Наше дело требует глубокого изучения и правильного нахождения компромисса. Мы как раз этим и занимаемся, исследуя результаты археологических раскопок и все существующие исторические сведения о Десятинной церкви.

Один из проектов Десятинного храма

Десятинная церковь. Дело жизни

Для себя поняла, что возрождение Десятинной церкви – это дело жизни. Это будет плод общих, соборных усилий – творческих и научных работников, историков, византологов.

В своё время на музеефикацию выделялись государственные деньги. Сейчас с инициативой возрождения храма выступает община. Проект не будет делаться за государственные деньги, не такое сейчас положение в стране. Наверное, в этом есть воля Божия, чтоб от любви к Пресвятой Богородице, от великого желания послужить Богу свершилось делание сие…

Когда-то на Десятинный храм князь Владимир давал десятину своих доходов. Представляете, с каким чистым сердцем, от какой любви к Богу он делал это. Поэтому мое личное мнение, что финансово поучаствовать в этом деле – большая честь. Естественно, это всенародное дело, надо будет собирать народные деньги. Каждый желающий сможет быть соучастником этого процесса.

Если же говорить о храме… Наверно царь Соломон был бы потрясен возможностями сегодняшнего храмостроительства и тем, какие материалы можно применить. Мы стараемся максимально использовать все достижения науки. Ведь сейчас изучено многое, в том числе те памятники, которые были созданы в одну эпоху с Десятинной церковью и до неё.

Для работы над проектом надо изучить всю полноту наследия, которое только могли видеть строители Десятинного храма в X столетии, а также более поздние храмы, образцами для которых стал Десятинный собор после своего возведения. Раньше ведь очень сложно архитектору было одновременно посмотреть и изучить храмы в Константинополе, Греции, Болгарии. Сейчас такая возможность есть.

Вопрос музеефикации и возрождения Десятинного храма надо решать в комплексе с изучением и музеефикацией прочих сооружений города Владимира.

Монахиня Елена (Кругляк). Фото: Ефим Эрихман

Всему свое время. Считаем, это промыслительно, что Десятинная церковь не была восстановлена раньше. Наверное, ещё не были к этому готовы. Ни духовно, ни технически.

Возрожденный Десятинный храм станет плодом совместных усилий Церкви, государства, зодчих, деятелей науки и искусства, музейных работников, а главное всех молящихся за успех этого Дела, угодного Богу. Ведь самое главное – вместе с постройкой стен наполнить их горящими ко Господу сердцами, жаждущими просвещения, соединения с Богом и прощения прегрешений. Считаем эту свою работу лептой в достижении мира на нашей Украинской земле.

В современной архитектурной практике – восстановление какого-либо объекта с утверждением заново его ценности, ее переосмыслением и актуализацией.

У Бога тысяча лет как один день…

Архимандрит Гедеон (Харон)

Слово наместника Рождества Пресвятой Богородицы Десятинного монастыря архимандрита Гедеона (Харона):

В тысячелетнюю годовщину блаженного успения равноапостольного великого князя Владимира мы приносим Бескровную Жертву на том месте, где святой Владимир некогда воздвиг во имя Пресвятой Богородицы первый в Киевской Руси кафедральный собор – Десятинную церковь.

Летописец свидетельствует о молитве святого князя, с которой он вошел в построенный храм:

«Господи Боже! Призри с небеси и виждь, и посети виноград Свой, и сверши, еже насади Десница Твоя, люди сия новые, им же обратил еси сердца в разум, познати Тебе истиннаго Бога; и призри на церковь сию, юже создах недостойный раб Твой, во имя родшия Ти Матери и Приснодевы Марии Богородицы; и аще помолится кто в церкви сей, то услыши молитву его, и отпусти вся грехи его, молитвы ради Пречистыя Богородицы».

У Бога тысяча лет как один день и один день как тысяча лет… Прошло более тысячи лет с тех пор, как после Крещения Руси родилась новая Церковь Христова на небесном своде, и святой князь Владимир воздвиг кафедральный собор в честь Пречистой Богородицы. И сейчас Церковь небесная и Церковь земная в этом торжестве собираются воедино.

Патриарх Иерусалимский, обращаясь ко мне, настоятелю Десятинного храма, сказал: «Город Киев – второй Иерусалим. Он тоже стоит на семи холмах. Как в Иерусалиме величайшие святыни это Гроб Господень и Голгофа, а все остальные святыни соединяются с ними историей и благодатью, так и во граде Киеве величайшая святыня – Десятинный храм Пресвятой Богородицы». Ведь он был построен на месте, где впервые на славянской земле была пролита кровь за Христа святыми первомучениками Феодором и сыном его младенцем Иоанном. И как на горе Синай было дано законодательство еврейскому народу, так и отсюда, со Старокиевской горы, места, «откуда есть пошла земля русская», свет Христовой истины, свет Святого Евангелия распространился от юга до севера и от запада до востока во все уголки Древней Руси, туда, где ныне простираются Украина, Россия, Белоруссия.

Без прошлого нет будущего

Это место не должно находиться в мерзости запустения. По словам блаженной памяти блаженнейшего митрополита Киевского и всея Украины Владимира, по благословению которого начался процесс возрождения Десятинной церкви: «…лампада божественной любви на этом месте вновь зажжена». И ее огонь нужно поддерживать. Нам надо просвещать народ Божий относительно исключительной роли Десятинного храма в истории. Необходимо объединять наши усилия для возрождения этой святыни.

Возрождение во всех смыслах этого слова уже началось: на этом месте идет молитва, совершаются таинства. Об успехе этого делания молится и благословляет его митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий, поддерживает вся полнота Православной Церкви. Тут должны постоянно возноситься молитвы за наш народ, за нашу Православную Церковь, за мир на нашей земле и во всем мире.

И конечно, на этом святом месте с особой торжественностью и трепетом воспоминаем успение святого равноапостольного князя Владимира. Тут он жил, тут воздвиг свое детище – храм в честь Пречистой Богородицы. Именно в этом храме находились мощи святого князя после его успения.

Десятинная церковь Пресвятой Богородицы – мать церквей русских

Мы не можем быть иванами, не помнящими родства. Ибо без прошлого нет будущего. Пятая заповедь Господня гласит: «Почитай отца твоего и мать твою и благо ти будет, и долголетен будеши на земли».

Десятинная церковь Пресвятой Богородицы – мать церквей русских. И мы должны воздать ей должное почтение, ведь она была разрушена богоборческой властью и находится в запустении. Именно сейчас Десятинная церковь Пресвятой Богородицы нуждается в нашей помощи. Трудно переоценить важность этого делания.

Пришло время всем нам позаботиться о матери церквей русских – доме Пресвятой Богородицы. А Пресвятая Владычица наша Богородица позаботится о верных рабах Господа нашего и Ее Матерними молитвами воцарится мир на земле нашей.

Возрождение нашего первого кафедрального собора Древней Руси важно для утверждения православной духовности и объединения восточнославянских народов вокруг Евангельских истин. Тем более это важно сейчас, когда идет война на Украине.

Как некогда горели в огне междоусобиц разрозненные славянские княжества, так и сейчас подвергаются подобному же разделению наши народы. И именно собор Пречистой Богородицы, воздвигнутый святым князем Владимиром, сейчас, как и тогда, может и должен стать объединяющим символом для наших народов.

Десятинная церковь. Карта проезда:

Фильмы о Десятинной церкви: