Монастырские рецепты лечения рака от отца георгия. Свято-Духов мужской монастырь в г. Тимашевск

Монастырские рецепты лечения рака от отца георгия. Свято-Духов мужской монастырь в г. Тимашевск
Монастырские рецепты лечения рака от отца георгия. Свято-Духов мужской монастырь в г. Тимашевск

Город Тимашевск в Краснодарском крае известен благодаря находящейся там обители – Свято-Духову мужскому монастырю. Расположен он на городской окраине, но еще при его возведении будущий настоятель сказал о том, что тот станет «центром».

Где находится Свято-Духов монастырь на карте?

Его вы обнаружите в Южном микрорайоне Тимашевска, там, где пересекаются улицы Мало-Выгонная и Дружбы. Рядом протекает ответвление — Кирпильцы.

История сакрального места

В 1987 г. отец Георгий принял руководство Свято-Вознесенским приходом в г. Тимашевске. Тогда он пожелал построить здесь храм. Для этого нужно было получить территорию под застройку. Местные власти не спешили с выделением земли. Священнику приходилось претерпевать много трудностей и притеснений с их стороны.

Выходом из затруднительного положения стало приобретение домика на 15 сотках болотистой местности. С этой хаткой существует предание: в XX веке некая живущая неподалеку от нее прозорливая юродивая девушка предсказывала о постройке на этом месте обители.

Осенью в 1991 г. церковь достроили и освятили в честь сошествия Святого Духа. Батюшка в это время хотел поехать на место прежнего служения, но Божья воля была иной. Владыка Исидор открывает здесь монастырь, рукополагает его в сан архимандрита и назначает на должность наместника.

В монастыре имеются святыни:

  • ковчежец с частицами 23 святых угодников Божиих;
  • список образа свт. целителя Пантелеймона, привезенный с Афона;
  • иконы Богородицы «Владимирская» и «Неопалимая Купина»;
  • частичка Мамврийского дуба, привезенная со Святой земли.

История о «Владимирской» иконе

Отцу Георгию, когда он еще служил в Богоявленском храме Архангельской области, лик «Владимирской Божьей Матери» принесла прихожанка и рассказала такую историю:


Дедушка этой женщины был священником. В 30-е богоборческие годы, когда массово арестовывали духовенство и велась антирелигиозная борьба, это коснулось и ее деда. Однажды вечером в дом зашли комиссары и приказали ему «собираться в дорогу». Батюшка растерялся и попросил время на сборы, сам же повернулся к святому углу и начал молиться. Все заметили, как на образе Богородицы появились капельки слез. Комиссар рассердился, достал револьвер и начал выстрелил в икону, после чего в ярости застрелил священника.

Родные святыню спрятали и бережно хранили, передавая из поколения в поколение. Со временем бабушка отдала ее своей внучке, а та и принесла ее в церковь. Образ этот привез архим. Георгий в Свято-Духов мужской монастырь Тимашевска. Теперь он хранится в храмовом алтаре.

О духовнике Тимашевской мужской обители

Родился о. Георгий 6 февраля 1942 г. После окончания школы ушел на послушание в Преображенский монастырь на Закарпатье. В 1961 г., когда обитель закрыли, он уехал в Николаевскую область. В 1962 г. призван на службу в армию. По возвращении уехал жить в Иркутск. Там в декабре 1968 г. принял постриг с именем Георгий. Затем рукоположен в иеродиакона и следом в иеромонаха. Нес служение сначала в Мурманской, а после в Архангельской области. В 1978 г. учился в Московской семинарии.

В Краснодарскую епархию о. Георгий приехал вслед за митрополитом Исидором, который в то время был еще епископом. 19 лет посвятил он на благоустройство «островка духовности» в г. Тимашевск. Здесь принял постриг в великую схиму с именем Саввы. За годы его служения произошло много перемен – отстроена церковь Преображения Господня, добавились постройки хозяйственного назначения и четыре подворья в близлежащих населенных пунктах.

Однако более известен настоятель своим даром исцеления травами и молитвой. Он был травником, хорошо знающим свое дело. Искусству использования даров природы в лечении различных болезней он обучился в годы юности, будучи послушником в г. Черновцах (в Украине), на границе с Румынией.

К нему всегда стояла очередь. Люди ехали получить духовное и телесное лечение, Свято-Духов Тимашевский мужской монастырь посещали тысячи. Батюшка давал сборы трав, которые помогали вылечить те болезни, с какими не могли справиться врачи официальной, признанной медицины.

Жизнь монахов сегодня

Поначалу его населяло всего 12 монахов. Со временем их количество выросло до 80. Следуя древним правилам жительства монашеских общин, они кормятся от трудов рук своих.

Сегодня для монастыря, под посадку сельскохозяйственных культур, выделено 400 га земли. Братия несет разные послушания. Одни занимаются выращиванием овощей, фруктов, зерновых, трав, другие – работают в братской трапезной, на просфорне, в гаражах. Имеется разведение птицы, крупного рогатого скота и свиней. Избыток продуктов – яиц, молока и мяса – идет на продажу.

При возведении церкви все отделочные работы выполняли иноки: расписывали храмовые стены, делали деревянные резные киоты. Сегодня все благолепие храма можно увидеть на фото.

В 2011 г. о. Георгий отошел к Господу, но монахи продолжают его «дело» — собирают травы и делают по сохранившимся рецептам всевозможные сборы и чаи от разных недугов. Все это продается в монастырской лавке. Те, кто уже много раз пробовали фитосборы, оставляют о них положительные отзывы.

Как добраться (доехать)?

От жд-станции «Тимашевская» доехать сюда проще всего на маршрутке №2, выходите на конечной остановке «улица Науменко». Отсюда нужно будет пройти порядка 1 км в юго-восточном направлении.

На машине добраться от центра Тимашевска до монастыря нетрудно так:

Контактная информация

  • Адрес: улица Дружбы, 1, Тимашевск, Краснодарский край, Россия.
  • Координаты GPS: 45.601274, 38.954505.
  • Телефоны: +7-86130-4-01-24.
  • Официальный сайт:
  • Режим работы: с 4:00 до 19:00.

Свято-Духов монастырь Тимашевск сделал духовным центром не только для монахов, но и для всех приезжающих сюда. В нем каждодневно проходят богослужения, в четверг читается акафист перед образом той самой «Владимирской» иконы. В заключение предлагаем видео об этой обители, приятного просмотра!

ВЕЧНАЯ ПАМЯТЬ

СХИАРХИМАНДРИТ С СЕВЕРА

18 июня 2011 г. около 18.00 отошёл ко Господу наместник Свято-Духова мужского монастыря в г. Тимашевске схиархимандрит Георгий (Савва).

Как рассказал нам руководитель пресс-службы Екатеринодарской епархии архимандрит Трифон (Плотников), ещё 23 марта, после того как стало известно об ухудшении состояния здоровья архимандрита Георгия (Саввы), по церковным округам епархии было направлено циркулярное письмо митрополита Исидора, в котором владыка призывал духовенство епархии возносить сугубые молитвы о здравии о. Георгия. Чуть больше недели назад архимандрит Георгий попросил постричь его в великую схиму с оставлением имени Георгий. По благословению митрополита Исидора 8 июня постриг был совершен.

Схиархимандрит Георгий (Юрий Юрьевич Савва) родился 6 февраля 1942 г. в селе Чумалево Закарпатской области в семье крестьянина. В 12-летнем возрасте поступил послушником в монастырь неподалёку. Помню, когда во время командировки в Тимашевск летом 1997 года я заговорил с батюшкой на эту тему, он со значением уточнил: «Но родители у меня с Севера, архангелогородцы, из-под Холмогор...» И свою причастность к Северу он постоянно подчёркивал в разговоре. Очерк в газете тогда я так и назвал – («Вера», №№ 290-291, 1997 г).

С Русским Севером была связана значительная часть жизни о.Георгия. В 1971 году в кафедральном соборе Архангельска он был рукоположён во иеродиакона, а на следующий день – 20 декабря – во иеромонаха. Послужив недолго в г. Кировске Мурманской области, с 1972 по 1979 годы он был настоятелем Богоявленского храма в с. Туровец близ Котласа. С 1979 года о. Георгий стал настоятелем Преображенского храма с. Айкино в Коми АССР, и здесь, прежде чем начать строить монастырь в Тимашевске, он прослужил до 1987 года. К этому времени он успел под видом «капитального ремонта» возвести в Айкино фактически новый храм, за свою активность был очень нелюбим властями, которые в конце концов и выжили его...

Когда времена изменились, батюшка уже собирался вернуться на свою «родную», как он сам говорил, Архангелогородчину, но не сложилось... Помню, тогда, летом 97-го, я пригласил о. Георгия в Коми – посмотреть, как живёт его храм, пообщаться с прихожанами. Но он только грустно улыбнулся. Сказал, что в такую даль он уже не ездок. А потом храм сгорел, и по благословению о.Георгия на Север отправился монах – строить на его месте новый... Ещё помню большущие очереди к отцу архимандриту «по записи» – за исцелением не только душ, но и телес. И ещё – контраст между тем, как просто мы общались (что свойственно для отношений между духовенством и мирянами на Севере), и тем тяжеловесным почтением, с которым к нему обращались здешние верующие. Когда я спросил об этом, батюшка только развёл руками... На Кубани действительно его очень почитали – ведь он не только выстроил с нуля монастырь с подворьями, основал женскую обитель в станице Роговской, а ещё отчитывал и лечил народ, духовно окормлял популярную газету «Исцелись верой»... Не обойдён был отец Георгий и уважением со стороны священноначалия: в 2002 году был удостоен такой редкой награды, как право служения с жезлом, а ещё был кавалером двух орденов равноап. князя Владимира. Шестого июня он был награждён орденом прп. Серафима Саровского. Вот только вручить ему награду не успели...

Упокой, Господи, душу Твоего труженика схиархимандрита Георгия в Своих селениях!

Игорь ИВАНОВ

После своего возведения на римский престол новый папа Бенедикт заявил о возобновлении богословского диалога между православными и римо-католиками, который был прерван в июле 2000 г. по причине Унии. В связи с этим возникли разнообразные оценки позиции, которую принял понтифик по отношению к важным богословским проблемам, создающим препятствия для восстановления церковного единства.

Независимо от этих оценок, православные христиане смотрят на восстановление церковного единства, только как на возвращение римо-католиков к тому, «что раз и навсегда передано святой верой», от которой римо-католики уклонились еретическими догматами о папской непогрешимости и папском главенстве, о filioque, о тварности Божественной благодати и другими.

Пытаясь понять, чего нам следует ожидать от возобновившегося диалога, и, учитывая возросшую опасность прозелитизма римо-католицизма в среде православных христиан, мы публикуем с небольшими изменениями нашу беседу о главных различиях между Православной Церковью и римо-католицизмом, которая состоялась в 1998 г. в митрополии по просьбе Его Высокопреосвященства.

Одной из характеристических особенностей нашей эпохи плюрализма является стремление различных государств и народов к сближению. В этом направлении движутся и представители различных христианских исповеданий или религий, которые, несмотря на большую разницу в вопросах вероучительного характера, регулярно собираются для проведения официальных или неофициальных диалогов.

Однако насаждаемый сегодня поверхностный экуменизм, который игнорирует имеющиеся догматические различия вероисповеданий, вместо того чтобы приблизиться к христианскому единству, наоборот - делает его невозможным. Об этом пишет отец Димитрий Станилоас: «Те, кто стремится любой ценой достигнуть единства, часто испытывают энтузиазм и уверенность в том, что можно посредством чувственной теплоты размягчить действительность и переделать ее без всяких трудностей; кроме того, они считают, что дипломатический и компромиссный образ мысли, а также взаимные уступки сделают возможным примирение в догматических или общих положениях, которые удерживают разделенность церквей. Оба эти способа, которыми воспринимается или игнорируется действительность, расшатывают или делают относительными вероучительные основы, изложенные в некоторых догматах веры церквей. Такая деятельность говорит о том, какое малое значение придается некоторыми христианскими обществами этим догматическим истинам. Вооружившись энтузиазмом и дипломатией, они предлагают такие взаимообмены и компромиссы в догматах веры, которые, якобы, не приведут ни к каким принципиальным утратам. Однако эти компромиссы представляют большую опасность для церквей, у которых догматы имеют первостепенное значение. Для этих церквей подобные предложения взаимообмена и компромисса могут быть приравнены к необоснованным нападениям» .

Существует и другая причина, по которой мы должны знать имеющиеся между нами различия: необходимо сохранять догматическое сознание православных в состоянии постоянного бодрствования.

Мы живем в эпоху межхристианского и межрелигиозного синкретизма и беспорядка, возникают и выдвигаются на первый план ценности так называемой «Новой Эры». Полнота нашей Церкви может быть нарушена.

Недавно преподаватель Афинского университета написал, что может зажечь свечку перед иконой Богородицы так же, как и перед статуей одного из индуистских божеств.

В диалоге с инославными необходимой пастырской обязанностью духовенства нашей Церкви является исповедание православной веры без компромиссов, а также обучение и наставление православного народа, в особенности там, где вера смешивается по причине незнания различий между нашими вероучительными истинами и догматами других конфессий и религий. Гораздо больше учить людей нашей вере и указывать на ее отличия они должны в тех областях, где непосредственно или опосредованно действует прозелитизм. Совет великого апостола Павла слышен нам и сегодня: «Внемлите себе и всему стаду в немже вас Дух Святый постави епископы пасти Церковь Божию» (Деян. 20, 28).

Давайте же исследуем важнейшие отличия православной веры от римо-католицизма.

А. ГОСУДАРСТВО ВАТИКАН

Ватикан является центром управленческой системы - механизма римо-католической церкви и папского государства. Папа является начальником римо-католической церкви и одновременно правителем государства Ватикан, которое имеет министров, экономику, прежде имело войско, а сейчас - полицию, дипломатов и все другое, что присуще государству. Все мы знаем, какие кровавые и многолетние войны вели папы в прошлом; например война, которая началась при папе Григории VI в 1076 г., продолжалась 200 лет. Целью этих войн было обезопасить и расширить государство Ватикан. И сегодня, несмотря на значительное сокращение его площади, Ватикан активно вмешивается в дела других государств и продвигает свои решения и планы ради собственной выгоды. В результате гибнут люди, страдают другие народы, в том числе православные, как это было недавно в войне хорватов и мусульман против православной Сербии.

В различных странах папа представлен нунциями, каждый из которых является его оком и ухом. В Африке, например, есть латинский архиепископ, епископ униат и нунций. Все трое являются представителями папы. Папоцезаристские притязания выражены папой Иннокентием III (1198-1216) в его Слове, сказанном при интронизации: «Имеющий невесту - жених. Но сия невеста (Церковь) не была обручена с пустыми руками, но принесла мне несравненное многоценное приданое, т. е. полноту духовных благ и широту мирских, величие и изобилие и тех, и других... Как символ мирских благ она дала мне корону: митру как символ священства, и корону как символ царства, и поставила меня представителем Господа в облачении, написав по его краю: «Царь царствующих и Господь господствующих» .

Согласно западной традиции, император был обязан держать узду и шпору папского коня на официальных встречах, показывая этим свое подчинение папе. Соединение в одном лице церковной и политической власти является, согласно с учением нашего Господа и святых апостолов, неприемлемым. Известны слова Господа: «Отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу» (Мк. 12, 17). Обладание двойной властью, по словам святого Никодима, есть «смесь не смешиваемая и чудовище, убивающее других» . Смешение двух властей - духовной и мiрской, двух царств - небесного и земного - является знаком обмiрщения Церкви. Так Церковь поддается на второе искушение Христа от диавола: в обмен на поклонение ему он предлагает власть над всеми земными царствами. Господь Иисус Христос тогда ему ответил: «Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи» (Мф. 4, 10). Давайте вспомним Ф. М. Достоевского с его Великим Инквизитором. Из-за такой не смешиваемой смеси сильно страдает и обмiрщается все положение Церкви.

Это наше различие с Ватиканом является значительным и должно быть обсуждено в ходе проводимого диалога. Как может Святая Православная Церковь объединиться с церковью, которая является и государством?

Необходимо здесь заметить: государственная власть - это одно, и совсем другое - по икономии восприятие временной этнархической миссии для утешения и поддержания находящихся под рабским гнетом членов Церкви.

В тяжелые исторические периоды рабства и угнетения народа наша Церковь всегда возлагала на патриарха и на епископов обязанности этнарха. Однако этнарх имел совершенно другую роль, чем, например, министры или президенты республики, которые сами на себя возлагали государственную власть.

Этнарх является защитником гонимого и мучимого православного народа. Известно, какую значительную миссию осуществили Вселенские патриархи как этнархи православных народов, в том числе и православных греков в период турецкой оккупации, многие из них заплатили за эту миссию своею кровью, как, например, святой Григорий V, замученный и умерщвленный турками.

Давайте теперь перейдем к другим богословским отличиям.

Б. FILIOQUE

Речь идет об известном прибавлении «и от Сына» (Filioque) в члене Символа веры о Святом Духе. Согласно учению римо-католиков, Святой Дух исходит не только от Отца, как говорит Господь в Священном Евангелии, но и от Сына. Самый первый святитель Фотий Великий, патриарх Константинопольский, и далее многие великие отцы: свт. Григорий Палама, св. Марк Эфесский и другие, - заклеймили непобедимыми аргументами это еретическое добавление.

Патриарх Константинопольский Фотий пишет: «Господь и Бог нам говорит: «Дух, иже от Отца исходит». А отцы этого новоявленного нечестия говорят: «Дух, иже от Сына исходит». Кто не заткнёт уши, чтобы не слышать эту невероятную хулу? Она восстаёт против Евангелия, сопротивляется святым Соборам, перечёркивает блаженных и святых отцов: Афанасия Великого, знаменитого в богословии Григория, царственное Церкви облачение - Василия Великого, море премудрости святителя Иоанна - поистине Златоустого. Но что я говорю о таком-то или о таком-то? Против всех вместе святых пророков, апостолов, иерархов, мучеников и самих Владыческих речений ополчается это хульное и богоборное речение» .

Согласно с учением святых отцов, это добавление является антиевангельским. Господь определенно говорит, что Святой Дух исходит от Отца. Filioque касается самой Троичной тайны, потому что вводит двуначалие в Святую Троицу и делает логичной сверхразумную тайну, т. е. является попыткой логически, рассудком, а не верой приблизиться к ее постижению.

Вот как об этом говорит Владимир Лосский: «Если в первом случае (Filioque) вера ищет разум, чтобы переместить откровение на уровень философии, во втором случае (православной Триадологии) разум ищет реальности веры, чтобы преобразиться, вдаваясь еще больше в тайны откровения. Поскольку догмат о Святой Троице представляет сущность любой богословской мысли, восходящей из области, которую греческие отцы назвали в основном богословии, всякий понимает, что одно различие в этом существенном месте, каким бы незначительным ни казалось на первый взгляд, имеет очень решающее значение» . Речь идет о «философском антропоморфизме, который не имеет ничего общего с Богооткровенным антропоморфизмом Библии» . «Догмат «филиокве» вводит бога философов и ученых в лоно Бога Живого и замещает им «Бога сокровенного, Который положил тьму покровом Своим» (Deus absconditus, qui posuit tenebras latibulum suum). Непостижимая сущность Отца, Сына и Духа Святого получает положительную, определяющую ее идентификацию. Она становится предметом «естественного богословия»: это «бог вообще», который может быть приравнен к богу Декарта или Лейбница, или, кто знает, в какой-то степени даже к богу Вольтера и расхристанных теис-тов XVIII века» .

Но Святейший Вселенский Патриарх, говоря в Фессалоникийском университете первого октября 1997 г., отметил особую значимость последствий filioque в экклесиологии .

И это очень важно, поскольку некоторые православные и инославные придерживаются мнения что Восток и Запад излагали различным способом одно и то же апостольское предание, а это, якобы, предание фотианское. Такие мнения несут в себе страшные искажения и не имеют никакого отношения к Патриарху Фотию, который был один из великих исповедников Православия и сильно обличал злославие filioque.

В. ТВАРНАЯ БЛАГОДАТЬ

Когда в XIV в. западный монах Варлаам прибыл в Византию и проповедовал, что благодать Божия является тварной (т. е. тварью), тогда православные через святого Григория Паламу исповедали Божественную благодать нетварной.

Это различие тоже является значительным.

Если благодать Божия является тварной, то она не может обóжить человека. Кроме того, если благодать Божия является тварной, целью жизни во Христе не может быть обóжение, но лишь нравственное исправление. Поэтому на Западе не говорят об обóжении как цели человеческой жизни, но о нравственном совершенствовании, т. е. о том, что мы должны стать более хорошими людьми, однако не богами по благодати. Следовательно, Церковь не может быть обществом обожения, но является учреждением, которое дает людям воздаяние справедливости законным и судебным способом посредством тварной благодати. Иными словами, в конечном счете, упраздняется сама истинность Церкви как реальности богочеловеческого общения.

В этом случае таинства Церкви не являются знаком присутствия Бога в Церкви и общения человека с нетварной благодатью Божией, но являются неким образом «крана»: Церковь открывает его, и из него истекает тварная благодать, от которой люди ожидают пользы и законного оправдания. Таким образом, таинства воспринимаются как явление судебное, а не экклесиологическое. Также и аскеза низводится до разряда нравственно-этических упражнений. В таком случае подвизающийся христианин не может переживать нетварную благодать, а Фаворский нетварный свет нельзя увидеть. Согласно свт. Григорию Паламе, в таком случае выходит, что человек остается без утешения и без любви от Божественного света, он не участвует в славе, в свете и в Царстве Бога Троицы. Так и богословие без опыта нетварного света становится схоластическим и рационалистическим. Человек оказывается запертым в темнице этого мiра, не имея возможности открывать и предвкушать грядущее Царствие.

Православная Церковь Великими соборами XIV в. подтвердила учение о различии сущности и энергий Божиих и учение о нетварном Божественном Свете. Она постановила своим богословием и провозгласила святого Григория Паламу истинным учителем и светилом Церкви, а также анафематствовала тех, кто не принимает его учение. Католики до сего дня не приняли это учение, и многие из них борются с учением Григория Паламы.

Это различие никогда не обсуждалось в богословском диалоге, но оно настолько значительно, что обязательно должно быть обсуждено, потому что если, в конце концов, произойдет объединение, то разве возможно, чтобы одновременно мы верили в то, что благодать Божия нетварна, а римо-католики - в то, что благодать является тварной? Давайте вспомним здесь святого Григория Богослова к македонианам-духоборцам: «Если Дух Святой не Бог, то пусть прежде Сам соделается Богом (досл.: обожится), и тогда уже обожит меня - Ему равночестного» .

Вера Православной Церкви в то, что благодать Божия является нетварной энергией Троичного Бога и созерцается таинственно и неизреченно совершенными и святыми как нетварный Свет, как свет Фаворский, является непоколебимой. Это опыт Церкви, который пережили в себе святые многих веков.

Как свидетельствует св. Марк Эфесский, «и мы, согласно с святыми отцами, говорим, что нетварной и Божественной природы нетварная (благодать) и воля и энергия. Они же (латинствующие) с латинянами и Фомой волю приравнивают к сущности, а о Божественной энергии говорят, что она тварная, несмотря на то, что это Божество, Божественный и нематериальный свет, Дух Святой или что-либо другое, подобное этому. Так что получается тварное Божество, и тварный Божественный Свет, и тварный Дух Святый, и им лукаво молятся создания» .

Примеры и личные свидетельства современных святых старцев - таких, как старцы Софроний (Сахаров) и Паисий Святогорец, подтверждают правдивость этих слов. Старец Софроний, святогорец и основатель ставропигиальной обители Честного Предтечи в Эссексе (Англия), изложил опыт познания нетварного света в очень значимых книгах, которые как предание он оставил нам по своей к нам любви .

Г. ПРИМАТ ВЛАСТИ, НЕПОГРЕШИМОСТЬ

Учением filioque о том, что «и от Сына исходит Святой Дух», вводится двуначалие в Святой Троице, что устанавливает двубожие , и этим принижается честь Святого Духа . Принижение Святого Духа создало серьезный пробел в Церкви, который необходимо было заполнить. Это захотел сделать один человек - папа.

Так, Духом Святым непогрешимость Церкви переходит на человека - «непогрешимого» правителя всей Церкви.

Чтобы не быть голословными и не вынести необоснованное обвинение римо-католической церкви, помещаем ниже характерный отрывок из «Догматического постановления о Церкви» - одной из книг, содержащих решения Второго Ватиканского собора (у римо-католиков это 20-й Вселенский).

«Однако собор или полнота епископов не имеют власти, если не находятся в общении с епископом Рима, преемником святого Петра и главой этого собрания, поскольку продолжает оставаться полная власть его примата над всеми пастырями и верующими. Действительно, епископ Рима… как наместник Христа и пастырь всей Церкви имеет в Церкви полную, высочайшую и вселенскую власть, которую он может всегда и свободно применять... Римский понтифик как преемник апостола Петра есть непрестанный и видимый источник и основание единства епископов и множества верных» .

Представляем также относящиеся к этой теме отрывки и из официального «Катехизиса католической церкви»: «Единственной Церковью Христа... является та, окормление которой наш Спаситель после Своего Воскресения возложил на апостола Петра (Ин. 21, 17), вверяя ему и другим апостолам ее распространение и управление ею... Эта Церковь, которая составилась и образовалась как общество внутри мiра, находится в Соборной Церкви, которая управляется преемником апостола Петра и епископами, которые находятся в общении с ним» . «Собрание епископов осуществляет управление всей Церковью через официальный орган - Вселенский собор». «Не может существовать Вселенский собор, если он не утвержден в таком качестве или, по крайней мере, не объявлен признанным со стороны преемника апостола Петра» . «Римский понтифик, глава собрания епископов, по причине своего достоинства обладает непогрешимостью, когда как пастырь и высочайший учитель всех верующих, укрепляя в вере своих братьев, возвещает в определенном «Деянии» единое учение, относящееся к вере или нравственности...» «Для канонической хиротонии епископа сегодня требуется особое разрешение римского понтифика по причине его особенного статуса, ибо он - величайшая видимая связь общества с поместными церквами внутри одной Церкви, а также гарантия их свободы» .

Достоин также примечания тот факт, что папа в официальных бумагах подписывается не как римский епископ, но как епископ Вселенской церкви, либо просто своим именем, например: «Иоанн-Павел II» . Вероятно, он считает себя верховным епископом, или епископом епископов.

Второй Ватиканский собор акцентировал внимание на догмате о непогрешимости, подтвердив и развив его: «Религиозное подчинение (submission) воли и ума должно проявляться особым способом по отношению к учительной власти Римского понтифика даже в том случае, когда он не говорит ex cathedra» .

Вышесказанное есть не что иное, как заявление о том, что «непогрешимость» распространяется на любое решение папы. Иными словами, если Первый Ватиканский собор постановил непогрешимыми только решения папы, провозглашенные с кафедры, а также те, в которых употреблялся термин defenimus (лат. устанавливаем ), то Второй Ватиканский собор посчитал, что папа является непогрешимым не только в официально изложенных, но и в любых высказанных им мнениях.

Все это ясно показывает, что Вселенский собор становится совещательным органом пап. Непогрешимость в римо-католической церкви принадлежит не Вселенскому собору, но папе. Однако кто провозгласил папу непогрешимым? Погрешающий собор?

Таким образом, соборная власть, переданная Святыми Апостолами, заменяется папоцентричной властью. «Непогрешающий» папа становится центром и источником единства Церкви, и это означает, что для сохранения единства Церкви требуется один человек. Так отодвигается и принижается место Христа и Святого Духа. К тому же с переходом непогрешимости от Святого Духа к личности папы ограничивается эсхатологическая перспектива Церкви в истории - Церковь становится мiродержательной.

Мы, православные, с глубокой скорбью, если не со священным негодованием, читаем вышеизложенные документы. Мы считаем их хулой на Святого Духа. Так мы понимаем строгое, но человеколюбивое слово покойного архимандрита Иустина (Поповича): «В истории человеческого рода существуют главным образом три падения: Адама, Иуды, папы» .

Такую строгую позицию, подобную высказыванию прп. Иустина (Поповича), Православная Церковь сохраняла на протяжении многих веков. Папским притязаниям на примат власти и непогрешимость православные всегда противопоставляли православную экклесиологию. Патриарх Александрийский Митрофаний Критопулос говорит: «Не слыханное дело, чтобы человек смертный и имеющий множество грехов назывался главой Церкви. Ведь он, будучи человеком, подвластен смерти. А пока изберут другого в его преемство, Церковь будет вынужденно оставаться без главы. Но как тело не живет без головы, так и Церковь без своего главы не может остаться даже на короткое время. Поэтому Церковь нуждается в бессмертном Главе, чтобы всегда оставаться живой и действующей, как и Сам Глава... Таким Главой Соборной Церкви является Господь Иисус Христос, Который есть Глава всех, благодаря Ему и все тело действует слаженно...» .

Досифей Иерусалимский в известном творении «Исповедание» во время турецкой оккупации (1672 г.) пишет: «Поскольку смертный человек вообще не может быть вечным главой Соборной Церкви (имеется ввиду Православная Церковь), Сам Господь наш Иисус Христос является Главой и Сам держит кормовые весла управления в Церкви, он управляет кормилом через Святых Отцов» .

В 1895 г. Синод Вселенской Патриархии при Патриархе Анфиме VI издал исключительной важности энциклику, обращенную к клиру и благочестивой церковной полноте патриаршего Константинопольского престола. Это был ответ на окружное послание папы Леонтия XIII, который, обращаясь к правителям и людям всей планеты, а также к христианам Православной Церкви, призывал их войти в лоно католической церкви, если они признают непогрешимость папы, его примат и вселенскую власть папы над всею Церковью. Ниже мы помещаем цитаты из энциклики: «Православная Восточная и Соборная Церковь Христа никого другого, кроме неизреченно вочеловечившегося Сына и Слова Божия, не признает непогрешимым на земле. И сам Апостол Петр, преемником которого считает себя папа, трижды отрекся от Господа и дважды был обличаем Апостолом Павлом как находящийся не на правильном пути по отношению к евангельской истине» . [...] В то время как Православная Церковь сохраняет евангельскую веру неизменной, «нынешняя римская церковь есть церковь нововведений, изменения творений Отцов Церкви и неправильного толкования Священного Писания и определений Святых Соборов, поэтому справедливо и правильно объявлена незаконной и считается незаконной, поскольку настаивает на своем заблуждении. «Лучше прославлять войну, - говорит божественный свт. Григорий Богослов, - нежели мир, отделяющий от Бога» .

В этом месте я бы хотел ответить на возможный протест.

В последнее время со стороны римо-католических богословов мы слышим приветливые слова в адрес нашей Православной Церкви, наблюдаем их выступления на некоторых православных конференциях. Однако существуют ли такие причины, которые моли бы оправдать изменение отношения к папизму некоторых наших православных?

Действительно, некоторые отдельные представители римо-католиков выражают искреннюю любовь Православию. Однако политика официального Ватикана иная. Ватикан представляется двуликим, поскольку, когда обращается к нам, использует слова любви, в другое же время, особенно когда обращается к римо-католикам, демонстрирует свои старые, известные твердые позиции по отношению к нам. Также мы не должны забывать, что каждое заявление в духе любви к Православию не обязательно относится к Православной Церкви, но вообще к Восточной Церкви, которая для многих римо-католиков представляется тем же, что и униатские общины.

Мы ссылаемся на текст почившего Иоанна Панагопулы, преподавателя Нового Завета богословского университета в Афинах. Он является экуменистом и, комментируя энциклику, в которой говорится об объединении церквей (Обращение папы Иоанна-Павла II к римо-католикам и всем христианам, от 25 мая 1995 г.), пишет: «[...] Особенно значительное число параграфов (50-61) энциклики посвящается Православной Церкви. В то время как в отношении других христианских общин католики признают, что в них сохраняются некоторые элементы христианской истины (10-13) , Православная Церковь, напротив, признается нами как церковь-сестра, второе «легкое» Тела Христова (54) , хотя она и продолжает находиться в состоянии отделения от римо-католической церкви. Также прямо признается апостольское преемство и таинства, и искренне почитается духовное и литургическое наследие нашей Церкви. Однако, несмотря на эти допущения, ясно подразумевается, что Православная Церковь не содержит полной христианской истины, как и протестантские конфессии, пока они не войдут в общение с римской кафедрой. Римо-католическая церковь снова высказывает свое желание стать источником высшей власти и судьей церковности всех христианских общин. [...] Энциклика непреклонно и неумолимо возвращается к провозглашениям постановления об экуменизме ΙΙ Ватиканского собора. Основная позиция католической церкви следующая: общение всех церквей с церковью римской - необходимое условие для единства. Примат римского понтифика основан по воле Божией и понимается как «надзирание» за церковным единством в передаче веры, в священнодействии таинств и служб, в миссионерстве, в каноническом строе и христианской жизни вообще. Только общение с преемниками Петра гарантирует полноту единой Святой Соборной и Апостольской Церкви. Любой разговор о церковном единстве может вестись при условии признания безграничного папского примата, который Бог основал «как постоянную и невидимую власть и основание единства».

Как православные верующие мы должны высказать полное разочарование в отношении этой новой энциклики папы римского, поскольку она содержит традиционное римо-католическое мнение о Церкви и ее единстве, которое с V в. является камнем преткновения в отношениях между церквями. Уже 1500 лет ведется богословского диалог, тем не менее, он не привел ни к какому положительному результату, чего, естественно, невозможно ожидать, покуда римо-католическая церковь упорно будет притязать на папский примат. [...] Иными словами, наивное мнение, что новая папская энциклика оставляет открытым вопрос о примате, является непростительным. Единственное нововведение в этом вопросе - это ссылка на других и требование дипломатическим способом разрешить проблемы, чтобы все продемонстрировали «властный героизм» и «жертву единства». Эта позиция Ватикана и главное антиправославное действие унии вынудили Вселенский Патриархат прервать диалог с римо-католиками. Достойно замечания следующее: несколько месяцев назад, в интервью австрийским корреспондентам, Святейший Патриарх заявил, что Православная Церковь (за исключением Румынской Церкви) не приняла соглашение Balamand.

Между двумя церквями существуют и другие различия , в том числе учение об очистительном огне, а также учение о нашей Пресвятой Богородице, которое они называют «мариологией». Они не желают понимать, что, провозглашая догмат о непорочном зачатии Пресвятой Богородицы, они отделяют Ее от человеческого рода. Это учение несет сотериологические последствия для человечества: если Дева Мария имела иную природу, тогда следует, что Господь, принимая от Нее человеческую природу, обожил иную природу, а не общую природу всех людей.

Все эти различия имеют в качестве общего знаменателя антропоцентризм. Порождением антропоцентризма является дух законничества и юридизма римо-католиков, который проявляется в каноническом праве и во многих законах западной церкви.

Простым примером, который подтверждает вышесказанное, является способ, которым совершается таинство исповеди. Духовник и исповедующийся заходят в два смежных помещения и там, не видя друг друга, производят своего рода «суд», на котором исповедующийся перечисляет свои грехи и получает епитимью, предписанную канонами римо-католической церкви. В Православной Церкви это таинство воспринимается совсем по-другому: исповедь есть непосредственное личное общение между духовником и исповедующимся, когда духовник является отцом, а исповедующийся духовным чадом, которое приходит, чтобы открыть свое сердце, высказать свою боль, оплакать свои грехи и принять надлежащее духовное врачевство.

Антропоцентризм римо-католической церкви проявляется еще и в постоянных нововведениях. Православная Церковь, наоборот, пребывает без нововведений, ничего не прибавляя к тому, чему нас научили наш Господь и святые Апостолы. Наша Церковь исключительно евангельская и апостольская, и это выражается в ее жизни и канонах, которые являются совершенно евангельскими и апостольскими.

Православие является теоцентричным учением. Напротив, на Западе, как католики, так и протестанты в большей или меньшей степени находятся под влиянием антропоцентризма. Поэтому русский богослов и философ Хомяков говорил, что католичество и протестантизм - это две стороны одной монеты. Также и святитель Нектарий Эгинский, сравнивая западную церковь с протестантизмом, писал: «Единственное различие между двумя этими системами следующее: у западной церкви центральной личностью является папа; окружают его множество молчащих и несвободных лиц, которые каждый раз сообразуются с действием власти и мыслями находящегося на своем месте центрального лица. У протестантов же церковь сконцентрировалась вокруг индивидуума. Поэтому западная церковь - это индивидуум, и ничего более этого. Однако кто может гарантировать нам единомыслие всех пап? Раз папа судит об истине согласно с тем, что он думает, толкует Священное Писание так, как он хочет, и высказывается официально так, как, по его мнению, является правильным, то чем он отличается от всех догматистов протестантской церкви, чем отличается от земных правителей? Вероятно, у протестантов каждая личность составляет церковь, в западной же церкви всю церковь составляет один человек» .

Суть вышесказанного ясна - это империя: у католиков - империя папы, у протестантов - личная империя каждого протестанта, где каждый является критерием истины.

В Православной Церкви о теоантропоцентризме свидетельствует все, что составляет ее жизнь и учение: церковное искусство, иконопись, архитектура, музыка и т. д. Если мы сравним Мадонну эпохи Возрождения с византийской Богородицей, то увидим разницу: Мадонна - это прекрасная женщина, в то время как Богородица - это прежде всего обоженный человек. Если мы сравним храм Святого Петра с храмом Святой Софии, то увидим, как антропоцентризм нашел свое грандиозное выражение в материальном величии храма Святого Петра. И наоборот, заходя в храм Святой Софии, чувствуешь, что оказался на небе. Храм Святой Софии поражает нас не столько богатым убранством, сколько своей возвышенной, небесной красотой. То же происходит и в византийской церковной музыке, которая вызывает умиление и возводит на небо, и она не имеет ничего общего с многоголосной европейской музыкой, которая всего лишь чувственно питает человека.

По всем этим причинам объединение церквей - это дело не только достижения согласия в каких-то догматах, но принятия православного, теоантропоцентричного, христоцентричного, триадоцентричного духа в догматах, в благочестии, в экклесиологии, в каноническом праве, в пастырском окормлении, в искусстве, в аскезе.

Для того чтобы произошло истинное объединение, либо мы должны отказаться от нашего православного теоантропоцентризма, либо католики от их антропоцентризма. Первое, благодатью нашего Господа, не может произойти, поскольку это было бы предательством Евангелия нашего Христа. Но и второму очень трудно произойти. Однако «невозможное человекам возможно Богу» (Лк. 8, 27). Мы верим, что и для неправославных будет огромной потерей, если мы откажемся от нашего Православия. Сколько существует Православие, столько сохраняет оно без нововведений евангельскую веру, «однажды преданную святым» (Иуд. 3), столько существует и живое свидетельство реального общения Бога с человеком, правда Церкви как богочеловеческого общения. Так, даже инославные, которые чувствуют, что потеряли истинную веру, знают, что она где-то существует, и надеются найти ее. Может быть, они, вместе или по отдельности, будут искать ее, и найдут, и обретут душевный покой. Давайте же сохранять эту Святую веру не только для нас самих, но и для всех инославных братьев, и для всего мiра. Что же касается «двух легких», т. е. католичества и православия, которыми «дышит» Церковь, то эта теория не может быть принята православной стороной, поскольку одно «легкое» - католичество - не славит право Церковь и уже сейчас неизлечимо больно.

Мы благодарим Пресвятую Богородицу и Живоначальную Троицу за великий дар - нашу Святую православную веру, мы благодарим также наших благочестивых предков, учителей, священников, архиереев, наших духовных отцов, которые сохранили ее в чистоте, передали нам и научили нас этой Святой вере.

Мы исповедуем, что мы не были бы удовлетворены Церковью, которая заменяет Богочеловека Христа «непогрешимым» человеком - папой или протестантом .

Мы верим, что наша Церковь есть единая Святая, Соборная и Апостольская Церковь Христа, которая имеет всю полноту истины и благодати.

Мы сожалеем, что инославные христиане не могут порадоваться этой полноте, к тому же они иногда пытаются затянуть в свои общины православных и сделать из них прозелитов. Они имеют лишь частичный и искаженный взгляд на истину. Мы почитаем ту любовь, которую они имеют ко Христу, и их добрые дела, но мы не можем согласиться с тем, что трактование, которое они дают на Евангелие Христово, является согласным с учением Христа, святых апостолов, святых отцов, святых Поместных и Вселенских соборов.

Мы молимся о том, чтобы Архипастырь Христос - единственный непогрешимый Начальник и Глава Церкви - привел их в Святую Православную Церковь, которая является их отеческим домом, откуда они когда-то ушли. Да просветит Господь нас, православных, чтобы мы остались до смерти верными святой и неизменяемой вере, укрепляясь и возрастая в ней, «доколе все придем в единство веры и познания Сына Божия, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова» (Еф. 4, 13). АМИНЬ.

СНОСКИ И ПРИМЕЧАНИЯ

Migne, PL 217, 665AB. См.: Архимандрит Спиридон Билалис.Ὀγθοδοξία καί Παπισμός , Ἔκδ . « Ἀδελφ .» Εὐνίκη , Ἀθῆναι , 1988. σ ελ. 155.

(По образу и по подобию). ἔ κδ . Β . Ρηγοπούλου , Θεσς / νίκη 1974, σελ.72 Cм. в русском издании статью: Исхождение Святого Духа в православном учении о Троице.

Лосский Владимир. Κατ᾽ εἰκόνα καί καθ᾽ὁμοίωσιν Θεοῦ (По образу и по подобию). ἔ κδ . Β . Ρηγοπούλου , Θεσς / νίκη 1974, σελ.72 Cм. в русском издании статью: Исхождение Святого Духа в православном учении о Троице., VII.

ΕΠΕΣΚΕΧΨΑΤΟ ΗΜΑΣ (Πατριαρχικαί ἐ πισκέ ψεις εἰς τήν συμβασιλεύουσαν , 1997-1999-2000), ἔκδ . Ἱ . Μητροπόλεως Θεσσαλονίκης , Θεσσαλονίκη , 2000.

Свт. Григорий Богослов. Слово 34, к пришедшим из Египта // Творения. Репринт - СТСЛ, 1994. С. 497.

Настоятель Свято-Духова Тимашевского мужского монастыря - Архимандрит Георгий, является не только духовным лицом, а и профессиональным травником. В его прописях присутствуют особенные, никому не известные рецепты для излечения от многих заболеваний. К нему приезжает много больных из различных городов, и для каждого он подбирает особенный рецепт. Огромное множество людей, которые получили исцеление благодаря рецептам и выполнениям наставлений отца Георгия. Потому, что исцеление тела исходит от исцеления души и исправления жизни. Настоящее покаяние - это отвращение от грехов, которое ведет к выздоровлению.
Сбором из 16 трав Архимандрита Георгия лечатся многие заболевания. Его применяют при различных видах рака. Лечит опухоли любой локализации, обновляет полностью строение клеток во всем организме. Противопоказаний не имеет. Он помогал даже тем, от которых официальная медицина отказалась. Применяя сбор, помните, что главное в излечении - обращение к Богу.

1. Настой из 16-ти трав:
Шалфей – (35 гр.);
Крапива – (25 гр.);
Шиповник- (20 гр.);
Бессмертник – (20 гр.);
Толокнянка – (20 гр.);
Череда – (20 гр.);
Полынь горькая – (15 гр.);
Тысячелистник – (10 гр.);
Ромашка – (10 гр.);
Сухоцвет – (10 гр.);
Чабрец – (10 гр.);
Кора крушины – (10 гр.);
Берёзовые почки – (10 гр.);


Пустырник – (10 гр.).

Из тщательно измельченного сбора нужно взять 26 гр (26 грамм - это приблизительно шесть столовых ложек хорошо измельченного сбора), всыпать их в эмалированную кастрюлю, залить 2,5 литрами кипятка, и настаивать на очень медленном огне (95 градусов – без кипения!!!) – ровно 3 часа.
За это время отвар упарится до меньшего объема и станет концентрированным. По окончании 3 часов отвар процедить, охладить и поставить в холодильник. Пить в теплом виде по 1-ой столовой ложке (в тяжелых случаях – можно по 3 столовые ложки) 3 раза в день за 1 час до еды.
Курс лечения – 30 суток, затем перерыв 10-12 дней, и лечение повторить снова. Пройти столько курсов, сколько понадобится для полного излечения. Во время лечения проводить контрольное исследование состояния опухоли (УЗИ, рентген). Настой хранить в холодильнике, пока он не закончится; в исправном холодильнике этот настой хранится долго. Не забывайте при заваривании трав добавлять в отвары святую воду (лучше крещенскую) – буквально несколько капель.
Этот сбор можно приготовить также и на спирту (можно 70%) в соотношении 1:4 (100гр тщательно измельченного сбора - на 400 гр. спирта). Настоять в темном месте 1 месяц, принимать по 1 чайной ложке на 1 стол. ложку воды или молока 3-4 раза в день за 40 минут до еды.
ПРИМЕЧАНИЕ: В состав 16 трав входит растение «сухоцвет», о котором многие не знают. Это растение по другому называют «кошачей лапкой», «травой от сорока недуг», «бессмертником сердечным» (не путать с бессмертником песчаным). Также «сухоцвет» называют «бессмертником белым», «белым зверобоем», «змеевиком», «грыжной травой» (потому что сухоцвет лечит грыжу). Растет сухоцвет на сухих лугах, сосновых борах, и пустырях, почти по всей территории России и Украины. Это растение высотой до 25 см, цветки собраны в корзинки фиолетово-розового или бледно-розового цвета. Цветет с мая до конца июня. После засушивания полностью сохраняет свой красивый цвет.
А этим рецептом, данным Архемандритом Георгием, вылечилась женщина от рака желудка.
2. Здесь присутствуют 13 трав:
Шалфей – (35 гр.);
Крапива – (25 гр.);
Шиповник- (20 гр.);
Бессмертник – (20 гр.);
Толокнянка – (20 гр.);
Череда – (20 гр.);
Полынь горькая – (15 гр.);
Тысячелистник – (10 гр.);
Ромашка – (10 гр.);
Берёзовые почки – (10 гр.);
Трифоль (или цветки липы) – (10 гр.);
Сушеница топяная – (10 гр.);
Пустырник – (10 гр.).
Приготовление и дозировки применения, такие же как и в предыдущем рецепте.

Проповедь в день рождества Христова

Христос раждается, славите!
Христос с небес, срящите!
Христос на земли, возноситеся!

Ирмос 1-й песни Рождественского канона

Такими словами великий песнописец нашей Церкви - преподобный Иоанн Дамаскин начал свои бессмертные песнопения во славу настоящего праздника. Этою величественной песнью Святая Церковь предначинает за несколько недель до праздника свои величественные гимны родившемуся в вертепе Спасителю мира.

Великая тайна пришествия в мир Сына Божия многократно и многообразно была возвещаема устами святых пророков (ср. Евр 1:1). Но пророки предвозвещали пришествие в мир Господа Искупителя не как новую весть, а как издревле, от начала рода ожидаемое событие. Уже праотец рода человеческого Адам ожидал грядущего Богочеловека. Итак, в продолжение более пяти тысяч лет благодать Божия призывала к сретению грядущего Искупителя, в продолжение более пяти тысяч лет глас Божий громко вопиял: Христос с небес - срящите!

Рождество Христово принесло радость всему миру. Тайна, от века сокровенная, которую предвозвещали пророки, ныне совершилась в Вифлеемском вертепе. “Ныне Бесплотный воплощается, - говорит святитель Григорий Богослов, - невидимый становится видимым. Безлетный начинается. Сын Божий становится Сыном Человеческим”.

Священное событие Рождества Спасителя рода человеческого совершилось следующим образом. Перед пришествием в мир Господа Иисуса Христа иудеи находились под властью римлян. Римский кесарь Август приказал сделать всенародную перепись, и каждый из римских подданных должен был записаться в своем исконно родовом городе. Праведный Иосиф с обрученной ему Святою Девою Мариею как происходившие из рода Давидова отправились для переписи в Вифлеем. Не найдя места в гостинице, они остановились для ночлега за городом в вертепе, или пещере. Здесь, в убогом вертепе, и родился Господь наш Иисус Христос и, повитый пеленами Пречистой Девой Марией, был положен в ясли. Первыми узнали о рождении Спасителя местные пастухи и, приняв от Ангела радостную весть, пришли поклониться Богомладенцу. За ними пришли в Вифлеем восточные мудрецы, которых привела ко Христу явившаяся на небе звезда. Они принесли Ему свои дары: золото как царю веков, ладан как Богу, и смирну как человеку.

Братие и сестры! Господь Иисус Христос должен родиться и пребывать также и в наших сердцах. Он Сам говорит: Кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим (Ин 14:23). “Истинный христианин, – учит Святитель Игнатий (Брянчанинов), - почивает в Господе, и Господь почивает в нем”. Господь приходит в сердце исполнителя заповедей, соделывает сердце храмом и жилищем Божиим. Разве не знаете, - пишет апостол Павел, - что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас? (1 Кор 3:16).

Сердце истинного христианина Святый Дух созидает духовно и преобразует в жилище Божие. Такой христианин становится богоносцем и, начиная уже здесь, на земле, свою вечную жизнь, обретает бесценное сокровище, о котором говорит Господь: Се бо, Царствие Божие внутрь вас есть (Лк 17:21), то есть достигает подлинной цели земной своей жизни, ибо, по словам духовного писателя, “христианин тот, кто носит в сердце своем Христа”.

Братие и сестры! Господь наш Иисус Христос - посреди нас. Он завещал Своим ученикам: Се, Я с вами во все дни до скончания века (Мф 28:20). Христос невидимо стоит у дверей сердец наших и взывает: Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой, и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною (Откр 3:20). Откликнемся же на зов Спасителя нашего, исполним Его святую волю, и тогда мы сможем сказать вместе с апостолом Павлом: И уже не я живу, но живет во мне Христос (Гал 2:20). Аминь.

Святитель Христов Николай - великий молитвенник
за весь род христианский

Братие и сестры!

Сегодня Святая Церковь совершает празднование в честь перенесения в г. Бар святых мощей великого угодника Божия - святителя Христова Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца.

Это торжество связано со следующим историческим событием.

В ХI веке турки-сельджуки начали наступать на христианский Восток, предавая все огню и мечу и производя страшные опустошения. Они овладели городом Миры Ликийские в Малой Азии, где покоились мощи святителя Николая. Тогда святитель Николай является одному благочестивому пресвитеру в г. Баре Италийском и велит перенести свои мощи из Мир в город Бар. Христиане снаряжают особый корабль и приплывают в Малую Азию. Как богомольцы они приходят в церковь, где лежали святые мощи святителя Николая, раскапывают землю, обретают священную раку и, открывши ее, находят ее полною благоухающего мира, истекшего от мощей угодника Божия. Священники благоговейно переносят мощи на корабль и благополучно прибывают в город Бар 9 мая 1087 года.

В память этого священного события установлено в православном мире торжественное празднование.

Братие и сестры! Святые угодники Божии на небесах находятся в ближайшем общении с ангелами, вместе с ними предстоят престолу всеведущего Господа и содействуют нам и всем членам Церкви земной в достижении спасения.

Верование в молитвенное предстательство скончавшихся праведников за живущих на земле существовало еще в Церкви ветхозаветной.

В Новом Завете истина о молитвенном предстательстве святых, находящихся в Царствии Небесном, за Церковь земную наиболее ясно засвидетельствована тайнозрителем - святым апостолом Иоанном Богословом. Он удостоился видеть, как двадцать четыре старца пали пред Агнцем, имея каждый гусли и золотые чаши, полные фимиама, которые суть молитвы святых (Откр 5:8).

По смыслу этого видения как фимиам приятен для нас, так приятны для Бога и молитвы святых подвижников благочестия.

Почитание святых выражается в Православной Церкви в благоговейном воспоминании об их подвигах и делах, в прославлении их памяти, в празднованиях и в сооружениях храмов в их честь.

Святые, движимые любовью, молились за других на земле, помогали своим ближним тем, чем могли. Эту любовь к своим братьям они сохраняют и в загробной жизни, ибо любовь никогда не перестает (1 Кор 13:8). В Царствии Небесном любовь их к ближним становится еще чище и искреннее. Исполненные этой любовью, они и молятся о нашем благе, ходатайствуя пред Богом, и заботятся о нас, своих земных собратиях. И если они молились за людей, еще живя на земле, то еще более благоуспешна их молитва на небе, где, как други Божии и возлюбленные Богом, они имеют большее дерзновение пред Ним.

Блаженное состояние святых угодников Божиих располагает их желать и стараться сделать и нас участниками этого блаженства. В радостном состоянии мы обыкновенно стремимся разделить свою радость с другими; пребывающий в счастье по возможности старается облагодетельствовать и сделать счастливыми других. Искренно любящий не может быть покоен, когда видит любимого несчастным или заблуждающимся. Небожители любят нас совершенною любовью.

Находясь еще на земле и пребывая в смертном теле, святые проникали духом в горний мир, и одни из них видели сонмы ангелов, другие удостаивались созерцать Самого Бога, некоторые были восхищены до третьего неба и слышали там неизреченные глаголы. Вступив в вечную жизнь и получив еще большее просвещение своих душ, они теперь имеют возможность проникать с неба на землю, созерцать дела и события знакомого им мира земного и постигать происходящее между живущими на земле.

Господь дивно прославил Своего угодника - святителя Николая; многочисленные и многообразные чудеса подаются всем, с верою призывающим его святое имя.

Светло светит солнце и согревает своими лучами землю, но еще светлее сияет великий чудотворец Николай, просвещая своими чудесами и молитвами души человеческие.

Братие и сестры! Святитель Николай всю свою земную жизнь посвятил на служение Богу и людям. Постараемся же и мы в своей жизни постоянно исполнять заповеди Господни, и пусть святитель Христов Николай будет всегда для нас путеводной звездой в Царство Небесное. Аминь

Цель земной жизни последователя Христа -
приготовление к вечности

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Скажи мне, Господи, путь, воньже пойду, яко к Тебе взях душу мою (Пс 142:8).

Пришлец аз есмь на земли, не скрый от мене заповеди Твоя (Пс 118:19).

Такими словами святой пророк Давид выразил чувство неудовлетворенности ничем земным и постоянного стремления к Богу, к угождению Ему.

Земную жизнь святые угодники Божии часто сравнивали с длинным и дальним путем, а человека - со странником. “Зем­ная жизнь наша - путь, - писал святитель Игнатий (Брян­­ча­нинов), - только измеряется этот путь не расстоянием, а временем”. Как на обыкновенном пути переменяются предметы, беспрестанно заменяются одни другими, так и на пути земной жизни сменяют друг друга события. И неизвестно человеку, какое событие ожидает его в каждый наступающий день.

Путник, идущий в далекий, но дорогой для него город, старается нигде не задержаться. Если необходимость заставит его остановиться в гостинице, то ничто в ней не привлечет его внимания. Ни к чему на пути он не прилепится душой, потому что знает, что любая привязанность может отвлечь от вожделенной цели. Христианин должен быть подобен этому благоразумному путнику. Земное шествие должно иметь одну цель - достижение вечного небесного града, и ничто земное не должно отвлекать.

Вся земная жизнь христианина должна быть приготовлением к вечности. Суть же этого приготовления - в постепенном, непрестанном познавании Христа и в следовании за Ним через исполнение Его заповедей. Добродетельная жизнь, основанная на исполнении Евангельских заповедей, делает христианина уже на земле причастником неба. Святые Отцы учат, что только тот, кто в земной жизни возродился во Христе и соделал себя способным к восприятию начатков небесной радости, будет удостоен ее в бесконечно большей степени на небе.

Только духовно возрожденную душу принимает Бог в Свое благодатное Царство, куда вводит ее уже здесь, во время ее земного странствования.

Все угодники Божии с усердием устремлялись на путь возрождения своей души Духом Святым, и божественная благодать, всегда немощная врачующая и оскудевающая восполняющая, озаряла их немерцающим светом, и из земных соделывала небесными. На них исполнилось обетование Господне: Аще кто любит Мя, слово Мое соблюдет: и Отец Мой возлюбит его, и к нему приидема и обитель у него сотворима (Ин 14:23).

Святые Божии, проводя на земле ангельскую жизнь, в содружестве с ангелами славословили Создателя своего.

Восприняв и ощутив всем существом эту новую вечную жизнь, святые относились к дольнему, земному миру, как к образу мира невидимого. “Небо - истинное отечество человека, - пишет святитель Игнатий, - шествие туда надо совершать в самом себе”.

Братие и сестры! Время земной нашей жизни бесценно; в это время мы решаем нашу вечную участь. Положим твердое намерение провести благоразумно и богоугодно наше краткое земное странствование. Проведем его в приготовлении к вечности, призывая на помощь Матерь Божию и святых, достигших уже Небесного Отечества. И тогда, окончив земную жизнь, мы услышим сладчайший глас Спасителя мира: Приидите, благословеннии Отца Моего, наследуйте уготованное вам Царствие от сложения мира (Мф 25:34). Аминь.

Необходимость подвига в духовной жизни

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Братие и сестры!

Все мы призваны Воскресшим Господом к спасению, живому общению с Богом, которое здесь, на земле, должно быть целью христианского подвига, источником вечной радости и блаженства.

Но общения с Богом могут достичь только те, кто очищает сердце свое от греховных страстей. “В пустыне ли кто живет или в монастыре, или в миру содевает свое спасение, всякому неотложный закон очистить свое сердце от страстей”, - говорит святитель Феофан Затворник.

В таинствах крещения и покаяния Господь прощает христианину прежние грехи и подает силы для борьбы с грехом в дальнейшей жизни. Но греховные чувства и желания остаются в человеке; искоренить их из сердца может только постоянный подвижнический труд. Телесный подвиг (пост, бдение и многоразличные дела милосердия) постепенно очищает душу от страстей, подготавливая ее к духовному подвигу - молитве, чтению слова Божия и духовному трезвению. Постоянный труд над собой - непреложное условие совершенствования в духовной жизни. В древних житиях рассказывается о некоем старце, безмолвствовавшем в пустыне. Келия его находилась далеко от воды. Однажды, идя за ней, уставший старец подумал: “Что за нужда мне переносить этот труд? Стану-ка я жить близ воды”. Размышляя, как лучше поступить, он оглянулся и увидел кого-то, идущего за ним и замечающего следы его. Старец спросил: “Кто ты?”. “Я - Ангел Господень, - отвечал тот, - послан от Бога исчислять шаги твои, чтобы за каждый шаг ты получил мздовоздаяние”.

Пример этот, братия и сестры, показывает, что любой труд ради Бога уготовляет нам вечную награду.

По премудрому устроению Божию постоянная борьба с грехом способствует духовному совершенствованию христианина.

Ученик одного из великих старцев был борим греховными помыслами, но мужественно противостоял им. Святой старец, видя усиленный подвиг его, сказал: “Если хочешь, сын, я помолюсь Господу, чтобы Он отнял у тебя брань”. Ученик отвечал: “Отец! Хотя я и тружусь, но вижу и чувствую в себе благой плод: по причине этой брани я пощусь, более и более упражняюсь в бдениях и молитвах. Но прошу тебя помолиться Господу, чтоб дал Он мне силу выдержать брань и подвизаться законно”. Тогда богомудрый старец сказал ему: “Теперь я узнал, что ты с верностью понял, что этой невидимой бранью с духами при посредстве терпения совершается вечное спасение души твоей”.

Многие святые, Богу угодившие и прославленные, всю жизнь проводили в строгих подвигах, телесных и духовных, и в добродетельных трудах, изгонявших из души и тела худые наклонности и страсти.

Человеческое естество, освобожденное от греховного и страстного, становится храмом Бога (см. Ин 14:23). Но во всех благих начинаниях мы нуждается в помощи Божией; тем более необходима она нам для свержения ига греховного. Помощь Божия испрашивается усердною молитвою, ибо обещано Спасителем: Просите, и дастся вам (Мф 7:7).

Братие и сестры! Только путь постоянного подвижничества, указанный святыми Отцами: непрестанные труды во имя Господне, сердечное сокрушение и смирение, неустанная борьба с грехом и страстями - приведет нас к вершинам нравственного совершенства и заветной цели - ко Христу, в чем да поможет нам Господь по молитвам всех угодивших Ему. Аминь.

Сила Божественного Промысла в жизни человека

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Се, даю вам власть наступати на змию и на скорпию и на всю силу вражию: и ничесоже вам вредит (Лк 10:19), - завещал Спаситель Своим последователям. Каждый христианин, имеющий глубокую веру в Бога, постоянно убеждается в истине этих священных слов. Но особенно дивно подтверждаются они житиями святых.

Сегодня Святая Церковь вспоминает о чуде, совершенном архистратигом Михаилом. Около города Иераполя во Фригии, близ чудодейственного источника, находился храм святого архистратига Божия Михаила. От этого источника совершалось много чудес и исцелений по ходатайству святого Архистратига. При храме жил отрок Архипп, он исполнял обязанности пономаря. Путем продолжительного душевного подвига он очистил свое сердце от страстей и сделался обителью Святого Духа. Особенно он ревновал о спасении ближних, обращал многих ко Христу. Язычники неоднократно нападали на Архиппа, оскорбляли и даже били его. Однажды они задумали разрушить и самый храм. Недалеко от него протекали две реки. Язычники выкопали глубокий и широкий ров и наполнили его водою из рек. Увидев злой замысел врагов, Архипп встал в храме на молитву. Между тем язычники уже готовились пустить воду на храм; они собрались на возвышенном месте, чтобы видеть потопление и разрушение его. Но вдруг святой Архипп услышал голос, повелевавший ему выйти из храма. Он вышел и увидел архистратига Михаила, который повелел ему смотреть, как Бог сохранит храм. Святой Архистратиг поднял правую руку и удержал напор воды, которая была уже пущена, и направил ее в расселину, разверзшуюся близ храма. Сам же храм и верный служитель Божий святой Архипп остались невредимыми.

Этот случай из жизни святого Архиппа (чудесно избавленного Богом от смертельной опасности по ходатайству архистратига Михаила, верным служителем которого он был) напоминает нам, братие и сестры, о той отрадной истине, что христианин ничего не должен бояться во время земной жизни, потому что он находится под водительством Промысла Божия.

«Бывает, - говорит святитель Тихон Задонский, - что мать утешает свое плачущее дитя и говорит ему: “Не бойся, я с тобою”. Вот так же и милосердный и человеколюбивый Бог, наш Создатель и Отец, говорит всякой верующей душе, которая находится в искушениях и напастях, скорбит, сетует и боится: Еда забудет жена отроча свое, еже не помиловати исчадия чрева своего? аще и забудет сих жена, но Аз не забуду тебе, глаголет Господь (Ис 49:14,15)».

Нет места, в котором бы не было Бога. Он на небе и на земле, Он со всеми призывающими и боящимися Его. Аще преходиши сквозе воду, с тобою есмь, и реки не покрыют тебе: и аще сквозе огнь пройдеши, не сожжешися, и пламень не опалит тебе, яко Аз Господь Бог твой, святый Израилев, спасаяй тя (Ис 43:2,3).

Так был Господь с верным Своим Ноем и сохранил его от всемирного потопа. Сохранен был Богом и Лот от казни содомской, а позже - еврейский народ в земле странствования. Господь укреплял помазанника Своего Давида в различных искушениях и гонениях, избавил Иону от зверя морского. Бог Вседержитель сохранял и укреплял апостолов, мучеников, пустынников, живших в пещерах, вертепах и пропастях земных (ср. Евр 11:38). До скончания века Господь пребудет с верными рабами Своими по неложному обещанию: Се, Аз с вами есмь во вся дни до скончания века (Мф 28:20). Помня это обетование Спасителя, они с духовной радостию повторяют во время земного странствования слова пророка Давида: Господь просвещение мое и Спаситель мой, кого убоюся? Господь защититель живота моего, от кого устрашуся? (Пс 26:1).

“Смотри, христианин, сам-то ты будь только Божий, а Бог Своею силою не оставит, - наставляет святитель Тихон Задонский. - Веруй сердечно в Него яко в Бога, угождай Ему верою и правдою, всю надежду на Него возлагай и от всего сердца Его призывай. И где бы ты ни был, в каком бы искушении и скорби ни находился, Он всегда с тобою, смотрит на твои подвиги и невидимою рукою укрепляет тебя и помогает тебе, и хотя бы все злые люди восстали против тебя и бесовские полчища окружили тебя, - ничего не успеют”.

Братия и сестры! Всегда помня о Промысле Божием, сохраняющем нас на пути к вечной, блаженной жизни, будем со страхом, ревностью и любовью служить Богу, человеколюбивому Владыке и Творцу нашему. Возлюбившему нас прежде создания, Ему да будет от нас всегдашняя слава и благодарение. Аминь.

Путь ко спасению

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Сердце чисто созижди во мне, Боже,

и дух прав обнови во утробе моей (Пс 50:12).

Повторяя эти слова, произнесенные святым пророком Давидом, мы просим, чтобы Господь очистил наше сердце от всего порочного и исполнил его Духом Своим. Для нас не должно быть ничего более дорогого, чем чистота и одухотворенность сердца, потому что сердце есть центр всего нашего духовно-физического существа. Биением сердца измеряется жизнь, определяется здоровье; духовное же сердце является центром и источником духовной жизни. В нем начало и корень всех наших действий как внутренних, так и внешних. Из сердца, по слову Христа, могут исходит помышления как добрые, так и злые (см. Мф 15:19). Господь призывает ищущих спасения обновить свое сердце: Сотворите себе сердце ново и дух нов (Иез 18:31). Это обновление сердца совершается благодатию Святого Духа только тогда, когда мы сами всецело предаем себя Богу, отдаем Ему свое сердце в ответ на Его призыв: даждь Ми, сыне, твое сердце (Притч 23:26). Сердце, обновленное благодатию Святого Духа, воскресает в духовную жизнь и становится престолом Божиим (см. 1 Кор 3:16). Святые Отцы называли сердце человека сокровищницей, в которой происходит встреча человека с Богом и со всем духовным миром. “Потщись войти во внутреннюю сокровищницу твою, - пишет святой Исаак Сирский, - и узришь сокровище Небесное. Лествица в Небесное Царство сокрыта внутри тебя, то есть в сердце твоем”.

Очищение сердца, этой внутренней обители, для принятия Бога является целью христианского подвига (см. Мк 5:8). Те же христиане, которые занимаются только телесным, внешним подвигом, надеясь на свои собственные силы, не достигают зрелого духовного возраста.

“Случилось видеть старцев, - пишет святитель Игнатий (Брянчанинов), - занимавшихся исключительно телесным подвигом и пришедших от него в величайшее самообольщение. Душевные страсти получили необыкновенное развитие”.

В Патерике описывается подобный случай. Однажды великому старцу-пустыннику явился Господь и сказал: “Иди в мир, и Я тебе покажу судьбу двух людей”. Старец вышел из пустыни и дошел до монастыря близ большого города. В обители он увидел множество иноков и мирян с зажженными свечами. Ему сказали, что умирает затворник, молитвами которого Бог хранил обитель и город. И вот наступил момент кончины затворника. Старец душевными очами увидел князя бесовского, который взял трепещущую душу затворника и отвел ее в место вечных мучений. Причиной такой участи был, как оказалось, неправильный подвиг затворника, заключавшийся только в телесных трудах.

Потом старец вошел в город и увидел нищего. Много лет лежал этот нищий на улице, забытый людьми. Он претерпевал всяческие лишения и страдания, но благодарил Бога за такую судьбу и непрестанным внутренним подвигом при содействии благодати Божией очищал свое сердце от страстей, пока, наконец, не стал обителью Святого Духа. Наступил конец страданиям нищего, и Господь послал за его душой ангелов и пророка Давида с гуслями. И когда святой пророк Давид заиграл в гусли и запел ангельский хор, душа нищего разлучилась с телом и была отнесена в место блаженства.

Этот пример, братья и сестры, подтверждает слова Спасителя нашего, что только чистые сердцем Бога узрят (см. Мф 5:8).

Каков же путь к достижению чистоты сердца?

“Молитва, - говорит преподобный Макарий Великий, - есть глава, источник и мать всех добродетелей”. Молитва является живоносной силой для души, как воздух - для всего живущего на земле. И как без воздуха все живое умирает, так становится мертвой и душа без молитвы. “Молитва, - пишет святой Игнатий Богоносец, - есть цепь, соединяющая человека с Богом”, Который заповедал: Без Мене не можете творити ничесоже (Ин 15:5).

И когда христианин постоянно и усердно молится, он постепенно открывает в своем сердце пороки, которых до сих пор не замечал. И тогда он вступает в борьбу со своими грехами и страстями, что приравнивается к подвигу мучеников. Сознавая всю трудность этой невидимой брани, подвижник приобретает глубокое смирение, ибо опытно убеждается в том, что освободить его от страстей может только благодать Святого Духа. “Без непрестанной молитвы невозможно приблизиться к Богу, - учат святые Отцы, - ибо что бывает с рыбой, вынутой из воды, то бывает с умом, который выступил из памятования о Боге”. Бороться со страстями человеку приходится долгое время, почти всю жизнь. Но вот наступает такой момент его духовной жизни, когда Сам Господь приходит в его сердце и вечеряет с ним.

Будем, братья и сестры, почаще прислушиваться к голосу Спасителя, Который невидимо стоит у дверей сердца нашего и взывает: Се, стою при дверех и толку: аще кто услышит глас Мой и отверзет двери, вниду к нему и вечеряю с ним, и той со Мною (Откр 3:20). Да будет молитва наша еще более усердной, чтобы посредством ее мы, очистивши свое сердце от страстей, нашли в нем бесценное сокровище - Царство Божие, о котором говорит Господь: Се бо, Царствие Божие внутрь вас есть (Лк 17:21). И тогда каждый из нас сможет сказать с апостолом Павлом: Для меня жизнь - Христос, и смерть - приобретение (Флп 1:21). Аминь.