О значении обращения священного синода русской православной церкви к раскольникам. Почему староверы не могут ходить в храмы РПЦ

О значении обращения священного синода русской православной церкви к раскольникам. Почему староверы не могут ходить в храмы РПЦ
О значении обращения священного синода русской православной церкви к раскольникам. Почему староверы не могут ходить в храмы РПЦ

Религиозно-политическое движение XVII века, в результате которого произошло отделение от Русской православной церкви части верующих, не принявших реформ патриарха Никона, получило название раскола .

Также на богослужении вместо пения "Аллилуйя" два раза было велено петь три раза. Вместо обхождения храма во время крещения и венчания по солнцу было введено обхождение против солнца. Вместо семи просфор на литургии стали служить на пяти. Вместо восьмиконечного креста стали употреблять четырехконечный и шестиконечный. По аналогии с греческими текстами вместо имени Христа Исус в новопечатных книгах патриарх приказал писать Иисус. В восьмом члене Символа веры ("В Духа Святаго Господа истинного") убрал слово "истинного" .

Нововведения были одобрены церковными соборами 1654-1655 годов. В течение 1653-1656 годов на Печатном дворе выпускались исправленные или вновь переведенные богослужебные книги.

Недовольство населения вызвали насильственные меры, с помощью которых патриарх Никон вводил в обиход новые книги и обряды. Первыми за "старую веру", против реформ и действий патриарха выступили некоторые члены Кружка ревнителей благочестия. Протопопы Аввакум и Даниил подали царю записку в защиту двоеперстия и о поклонах во время богослужения и молитв. Затем они стали доказывать, что внесение исправлений по греческим образцам оскверняет истинную веру, так как греческая церковь отступила от "древлего благочестия", а ее книги печатаются в типографиях католиков. Иван Неронов выступил против усиления власти патриарха и за демократизацию церковного управления. Столкновение между Никоном и защитниками "старой веры" приняло резкие формы. Аввакум, Иван Неронов и другие противники реформ подверглись жестоким преследованиям. Выступления защитников "старой веры" получили поддержку в различных слоях русского общества, начиная от отдельных представителей высшей светской знати и заканчивая крестьянами. В народных массах живой отклик находили проповеди расколоучителей о наступлении "последнего времени", о воцарении антихриста, которому якобы уже поклонились царь, патриарх и все власти и выполняют его волю.

Большой московский Собор 1667 года анафематствовал (отлучил от церкви) тех, кто после многократных увещеваний отказался принять новые обряды и новопечатные книги, а также продолжал ругать церковь, обвиняя ее в ереси. Собор также лишил Никона патриаршего сана. Низложенный патриарх был отправлен в заточение — сначала в Ферапонтов, а затем Кирилло Белозерский монастырь.

Увлекаемые проповедью расколоучителей многие посадские люди, особенно крестьяне, бежали в глухие леса Поволжья и Севера, на южные окраины Русского государства и за границу, основывали там свои общины.

С 1667 по 1676 год страна была охвачена бунтами в столице и на окраинах. Затем с 1682 года начались стрелецкие бунты, в которых раскольники играли немаловажную роль. Раскольники совершали нападения на монастыри, грабили монахов, захватывали церкви.

Страшным последствием раскола явились гари — массовые самосожжения. Самое раннее сообщение о них относится к 1672 году, когда в Палеостровском монастыре совершили самосожжение 2700 человек. С 1676 по 1685 год, по документально зафиксированным сведениям, погибли около 20 000 человек. Самосожжения продолжались и в XVIII веке, а отдельные случаи — в конце XIX века.

Главным результатом раскола явилось церковное разделение с образованием особой ветви православия — старообрядчества. К концу XVII — началу XVIII века существовали различные течения старообрядчества, получившие названия "толков" и "согласий". Старообрядчество разделилось на поповщину и беспоповщину. Поповцы признавали необходимость духовенства и всех церковных таинств, они были расселены в Керженских лесах (ныне территория Нижегородской области), районах Стародубья (ныне Черниговская область, Украина), Кубани (Краснодарский край), реки Дон.

Беспоповцы жили на севере государства. После смерти священников дораскольного рукоположения они отвергали священников нового поставления, поэтому стали называться беспоповцами. Таинства крещения и покаяния и все церковные службы, кроме литургии, совершали избранные миряне .

Патриарх Никон уже никакого отношения к гонениям на старообрядцев не имел — с 1658 года до кончины в 1681 году он находился сначала в добровольной, а затем в вынужденной ссылке.

В конце XVIII века сами раскольники стали предпринимать попытки сблизиться с церковью. 27 октября 1800 года в России указом императора Павла было учреждено единоверие как форма воссоединения старообрядцев с Православной церковью.

Старообрядцам, было дозволено служить по старым книгам и соблюдать старые обряды, среди которых наибольшее значение придавалось двоеперстию, но богослужение и требы совершали православные священнослужители.

В июле 1856 года по указу императора Александра II полиция опечатала алтари Покровского и Рождественского соборов старообрядческого Рогожского кладбища в Москве. Поводом послужили доносы, что в храмах торжественно совершаются литургии, "соблазняющие" верующих синодальной церкви. Богослужения проводились в частных моленных, в домах столичных купцов и фабрикантов.

16 апреля 1905 года, накануне Пасхи, в Москву пришла телеграмма Николая II, разрешающая "распечатать алтари старообрядческих часовен Рогожского кладбища". На следующий день, 17 апреля, был обнародован императорский "Указ о веротерпимости" гарантировавший староверам свободу вероисповедания.

В 1929 году патриарший Священный Синод сформулировал три постановления:

— "О признании старых русских обрядов спасительными, как и новые обряды, и равночестными им";

— "Об отвержении и вменении, яко не бывших, порицательных выражений, относящихся к старым обрядам, и в особенности к двуперстию";

— "Об упразднении клятв Московского Собора 1656 года и Большого Московского Собора 1667 года, наложенных ими на старые русские обряды и на придерживающихся их православно верующих христиан, и считать эти клятвы, яко не бывшие".

Поместный Собор 1971 года утвердил три постановления Синода от 1929 года.

12 января 2013 года в Успенском соборе московского Кремля по благословению святейшего патриарха Кирилла была совершена первая после раскола литургия по древнему чину.

Материал подготовлен на основе информации из открытых источнико в

Денис Воротников 28.04.2016

Денис Воротников 28.04.2016

«Если кто с отлучённым от общения церковного помолится,

хотя бы то было в доме: такой да будет отлучен».

10 правило Святых Апостолов

«Если кто, епископ, или пресвитер, праведно за иные вины изверженный, дерзнёт коснуться служения, некогда ему препорученного, такой совсем да отсечется от церкви».

28 правило Святых Апостолов

«Епископам всякого народа подобает знать первого в них, и признавать его как главу, и ничего превышающего их власть не творить без его рассуждения: творить же каждому только то, что касается до его епархии, и до мест к ней принадлежащих. Но и первый ничего да не творит без рассуждения всех. Ибо так будет единомыслие, и прославится Бог о Господе во Святом Духе, Отец, Сын и Святой Дух».

34 правило Святых Апостолов

Грех - это действие души человеческой, при котором с согласия сердечного происходит акт отдаления себя от Света Божией Благодати. Проще выражаясь, тот человек, который согрешает, своими поступками отдаляет себя от Бога. Фактически человек строит стену между собой и Всевышним. Соответственно, чем выше эта стена становится, тем темнее становится душа человека, потому что Свет Божий не может проникнуть через построенное свободой человека препятствие. А тьма - это тоже бытиё. Только та часть бытия, которая не заполнена Светом Божественной Любви, а наоборот, полнится злобного ехидства диавола и его команды. Золотой середины нет. « Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и мамоне ». (Евангелие от Матфея 6:24).


Каждый грех может быть маленьким камушком, или большим булыжником. Милость Божия беспредельна и всемогуща, способная разбить даже самую огромную кладку камней. Но милость эта призывается на человека искренним, исходящим из сердца признанием своих ошибок и исповеданием этих ошибок. Через покаяние кладка стены разрушается до основания. Всё в руках наших.

Что или кто движет человеком, который может цинично считать и называть себя членом Тела Христова, не являясь таковым по делам своим? Каким убеждениям нужно себя подвергнуть, чтобы отказаться от Бога? Чтобы не думать о предстоящем ответе перед Богом. Насколько нужно стать земным, чтобы навсегда отказаться от Небесного?

ФИЛАРЕТ

В 1929 году в селе Благодатное Амвросиевского района Донецкой области в семье шахтёра родился Михаил Антонович Денисенко. Окончив среднюю школу, в 1946 г. поступил в Одесскую Духовную Семинарию сразу на третий курс. Окончив Семинарию с отличием, Михаил Антонович поступил в Московскую Духовную Академию. Во время обучения на втором курсе Академии, 1 января 1950 г., принял монашеский постриг с наречением имени Филарет. В 1950 г. был рукоположен во иеродиакона, а в 1951 г. во иеромонаха.

В 1952 г. иеромонах Филарет окончил Академию с учёной степенью кандидата богословия, после чего был назначен преподавателем Священного Писания Нового Завета в Московской Духовной Семинарии и благочинным Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. В 1953 г. назначен преподавателем Московской Духовной Академии. Удостаивается звания доцента. Назначается старшим помощником инспектора Московских Духовных Академии и Семинарии.

В 1956 г. иеромонах Филарет был назначен ректором Саратовской Духовной Семинарии с возведением в сан игумена. В 1957 г. он был переведен на должность инспектора Киевской Духовной Семинарии, а в 1958 г. был назначен ректором этого духовного учебного заведения с возведением в сан архимандрита. В 1960 г. был назначен управляющим делами Украинского Экзархата и настоятелем киевского Свято-Владимирского кафедрального собора. В 1961-1962 гг. о. Филарет являлся настоятелем подворья Русской Православной Церкви при Александрийском Патриархате в г. Александрии.


На заседании Священного Синода Русской Православной Церкви, проходившем 12 января 1962 г., архимандрит Филарет был избран епископом Лужским, викарием Ленинградской епархии. Архиерейская хиротония состоялась 4 февраля 1962 г.

С июня по октябрь 1962 г. епископ Филарет исполнял обязанности Экзарха Средней Европы, после чего был назначен епископом Венским и Австрийским. 12 декабря 1964 г. он был назначен епископом Дмитровским, викарием Московской епархии и ректором Московских Духовных Академии и Семинарии. 14 мая 1966 г. епископ Филарет был возведен в сан архиепископа и назначен Патриаршим Экзархом Украины, архиепископом Киевским и Галицким, постоянным членом Священного Синода Русской Православной Церкви. 25 февраля 1968 г. он был возведен в сан митрополита. Чуть позже получает право ношения двух панагий.

В 1970-1980-х гг. митрополит Киевский и Галицкий Филарет принимал активное участие во внешней деятельности Русской Православной Церкви. Он регулярно принимал участие в различных международных миротворческих, межхристианских, экуменических и иных форумах.

В 1970 г. митрополит Филарет был избран почётным членом Московской Духовной Академии, а в 1973 г. почётным членом Ленинградской Духовной Академии. В 1979 г. он был удостоен степени почётного доктора богословия Будапештской реформаторской духовной академии, а в 1980 г. степени доктора богословия Пряшевского богословского факультета.

Довольно головокружительный взлет, если учесть, что папа обычный шахтер. Это к тому, что спереди не было стелющего, а сзади - толкающего. Можно представить, что именно своими талантами, полученными от Бога, сей духовный деятель добился таких славных результатов. Также можно предположить, учитывая сегодняшнее положение дел, что помощником был не Бог… Возможно, соответствующие плоды давало активное пособничество советской власти. Достоянием гласности является тот факт, что именно митрополит Филарет тесно связал свою деятельность со службами КГБ, дабы угодить власти КПСС, послужить безбожному правительству не в интересах церкви, а ради карьеры и возможности удерживать церковь на Украине в руках единовластной диктатуры. Таких примеров история Русской Православной Церкви насчитывает немало, к великому сожалению.


6 июня 1990 года в патриаршей резиденции в Даниловом монастыре состоялся Архиерейский собор, избравший трёх кандидатов на патриарший престол: митрополита Ленинградского и Новгородского Алексия (Ридигера), митрополита Ростовского и Новочеркасского Владимира (Сабодана) и митрополита Киевского и Галицкого Филарета (Денисенко). Имея давние и тесные связи с руководством СССР и КГБ, Филарет рассчитывал, что именно он возглавит Русскую православную церковь. По словам митрополита Никодима, «он пошёл накануне выборов к Лукьянову А. И. (в 1990 году член ЦК КПСС, кандидат в члены Политбюро ЦК КПСС - примечание Р.С.) и говорит, что есть договорённость с ЦК о том, что именно он будет Патриархом. На что Лукьянов ответил: „Михаил Антонович, теперь мы вам не можем помочь: как решит Собор, так и будет“» . В результате тайного голосования 7 июня членами Поместного собора Филарет получил 66 голосов, тогда как за митрополита Алексия было отдано 139 голосов, за Владимира — 107.

Видимо для него это был такой момент, где очевидное становится затенённым, а воображаемое настолько реальным, что представить обратное просто невозможно. Не добившись Патриаршей кафедры в Москве, митрополит Филарет поспешил утвердиться в Киеве.


В 1990 году Украинской Православной Церкви предоставляется независимость и самостоятельность, в связи с чем, упраздняется «Украинский экзархат». 9 июля 1990 года украинским епископатом Предстоятелем Украинской Православной Церкви избирается митрополит Филарет и благословляется Святейшим Патриархом Московским и всея Руси. Далее Предстоятель УПЦ МП получает титул «Митрополит Киевский и всея Украины». После Собора, на котором были приняты данные изменения Патриарх Московский и всея Руси Алексий II прибыл в Киев для того, чтобы торжественно объявить о независимости Украинской Церкви, даруемой ради преодоления раскола и водворения мира церковного.

Вроде бы всё понятно и со статусом и с положением. Но вот амбиции совсем не монашеского толка продолжили свой путь. В том же 1990 году в Киеве созывается Поместный Собор УПЦ, на котором благополучно принимается новая редакция Устава об управлении Украинской Православной Церковью.

В 1991 году Украина получает статус суверенного государства, во главе с первым президентом Леонидом Кравчуком. Начиная с этого года, позиция митрополита Филарета становится более радикальной.

Созывается Архиерейский Собор УПЦ, на котором принимается единогласное (?) решение о полной независимости УПЦ, то есть получения статуса автокефальной, соответственно со своим патриархом. Независимое государство - независимая Церковь!

Митрополит Филарет от лица УПЦ обратился к Патриарху Алексию II и епископату РПЦ. Но вместо автокефалии Филарет получает предъявление серьезных обвинений в том, что он своей жизнью и действиями не соответствует требованиям, предъявляемым к личности, способной объединить вокруг себя всех православных клириков и мирян на Украине. В ответ Филарет дал архипастырское слово подать в отставку. Однако, вернувшись в Киев, он объявил пастве, что не признаёт обвинений, выдвинутых якобы, за его просьбу даровать Украинской Церкви независимость и что он будет возглавлять Украинскую Православную Церковь до конца своих дней, поскольку он «дан Богом Украинскому (!) Православию».


Филарет развернул активную деятельность по отторжению Украинской Православной Церкви от Московского Патриархата, чем породил крупнейшее церковное разделение на постсоветском пространстве. Когда Филарет призвал собраться иерархов УПЦ в его резиденции в Киеве, откликнулся и поддержал митрополита лишь единственный архиерей викарий Тернопольской епархии, епископ Почаевский Иаков (Панчук), наместник Почаевской Лавры. Даже те архиереи, которые выступали активными поборниками независимости УПЦ, отказались поддержать Филарета.

На суд Архиерейского Собора, проходившем в Московском Свято-Даниловом монастыре, было представлено заявление украинского епископата, на основании которого и выдвигались обвинения против личности митрополита Филарета. Состоявшееся после этого судебное разбирательство, засвидетельствовало признание отцами Собора обвинений, изложенных в заявлении, соответствующими истине. Архиереи Украинской Церкви и епископы, ранее проходившие служение в УПЦ, своими свидетельскими показаниями подтвердили достоверность всех пунктов обвинения, выдвинутых против митрополита Филарета в заявлении. Были засвидетельствованы следующие преступления предстоятеля УПЦ:

    авторитарные методы управления Украинской Церковью и Киевской епархией, игнорирование соборного голоса Церкви, проявления жестокости и высокомерия в отношениях с собратиями по архипастырскому служению, клириками и мирянами, отсутствие сострадания и христианской любви;

    образ жизни, не соответствующий требованиям канонов и бросающий тень на Церковь;

    клятвопреступление, выразившееся в нарушении слова, данного перед Крестом и Евангелием;

    сознательное извращение подлинных решений Архиерейского Собора, хула и клевета на Собор и, тем самым, на Православную Церковь;

    совершение священнодействий, в том числе диаконских, пресвитерских и епископских хиротоний, в состоянии канонического запрещения;

    единоличное присвоение себе соборной власти, выразившееся в угрозе наложения прещения на архиереев, которые, действуя в соответствии с канонами и Уставом Украинской Православной Церкви, приняли на Архиерейском Соборе в Харькове 27 мая 1992 года решение о смещении его с поста Митрополита Киевского и всея Украины с запрещением в служении;

    учинение раскола в Церкви незаконным рукоположением новых епископов и назначением их на кафедры, занятые каноническими архиереями, и иными преступными действиями.

    Извергнуть митрополита Филарета (Денисенко) из сущего сана, лишив его всех степеней священства и всех прав, связанных с пребыванием в клире.

    Считать все рукоположения в сан диакона, пресвитера и епископа, совершенные митрополитом Филаретом в запрещенном состоянии с 27 мая с.г., а также все прещения, наложенные им на клириков и мирян с 6 мая с.г., незаконными и недействительными.

    Извергнуть из сана епископа Почаевского Иакова (Панчука) за соучастие в антиканонических действиях бывшего митрополита Киевского Филарета, лишив его всех степеней священства.

    Решения Архиерейского Собора Русской Православной Церкви об извержении митрополита Филарета (Денисенко) и епископа Иакова (Панчука) из сущего сана и о лишении их всех степеней священства довести до сведения Предстоятелей всех Поместных Православных Церквей.

Если епископа Синод запрещает в священнослужении за ересь, уход в раскол или неподобающую жизнь, то он не может никому передать благодать Святого Духа. Законно лишенный сана человек не имеет возможности передавать благодать Священства, и все рукоположенные им после запрещения в служении так и остаются мирянами, а не епископами, священниками или диаконами, как бы там они себя не величали и какие бы титулы не принимали. Никакие Таинства в храмах у раскольников не совершаются: хлеб и вино на псевдо-литургии не пресуществляются в Тело и Кровь Христову, и Причастия нет; умершие остаются неотпетыми; венчанные не повенчаны; а крещение остаётся на уровне таком, как если бы в советское время бабушки на дому крестили.

Лишившись священного сана, Филарет сделал ставку на националистические силы: прежде всего, на боевиков из молодежной неофашистской организации УНА-УНСО (Украинская Национальная Ассамблея Украинская Национальная Самооборона). Именно они вместе с милицией преградили делегации УПЦ доступ в митрополичью резиденцию на Пушкинской, когда представители канонической Украинской Церкви пришли принять дела у низложенного Филарета. То же самое повторилось у входа в кафедральный Владимирский собор, когда туда прибыл новоизбранный Предстоятель УПЦ митрополит Киевский и всея Украины Владимир, восторженно встреченный десятками тысяч православных киевлян на вокзале и триумфально провожаемый ими до кафедрального храма Киевских митрополитов.

Именно лжепатриарх Филарет давал «благословение» Яценюку, Тягнибоку, Кличко на те преступные действия, которые происходили на Грушевского - горели заживо, получали ножевые и огнестрельные ранения, стояли под градом булыжников сотрудники «Беркута» и МВД.

НОВЫЙ АФОН

Абхазия, юридически стала независимой совсем недавно, в 2008 году, после признания Россией и ещё несколькими странами. Фактически эта республика отстояла своё право развиваться самостоятельно от Грузии в Абхазо-Грузинской войне 1992-1993 гг. А незадолго до этого, в составе Грузинской ССР, как и многие до этого вышла из состава Советского Союза.

До ссоры с Грузией, абхазская православная церковь имела подчинение грузинскому патриарху. После гражданской войны подобное стало невозможным, в силу обоюдной ненависти между народами и разрывом всех связей - политических, экономических и культурных. Священники, оставшиеся в Абхазии, избрали старшим священником иерея Виссариона Аплиаа.

В 1993 году в Московскую Духовную Семинарию при ходатайстве о. Виссариона были приняты Дмитрий Дбар и Адриан Ампар. К 2001 году уже были рукоположены в священный сан иеромонахи Игнатий (Киут), Сергий (Джопуа), Андрей (Ампар), Василиск (Лейба), Дорофей (Дбар), Иоанн (Свинухов). Все они, будучи клириками Русской Православной Церкви, были отпущены в Абхазию, помогать становлению Православия.

В сентябре 2001 года абхазскими священниками, старыми и новыми, то есть теми, кто окончили семинарию РПЦ и были рукоположены в России, был созван и учрежден Епархиальный совет, председателем которого был избран о. Виссарион. На этом совете был принят устав Сухумо-Абхазской Епархии и взят курс на окормление Абхазии Русской Православной Церковью.

В этот период о. Андрей (Ампар) был назначен настоятелем Новоафонского Монастыря, о. Василиск (Лейба) - настоятелем храма г. Гудаута, о. Дорофей (Дбар) - секретарём Епархии, настоятелем Команского и Драндского монастырей и ректором Духовного училища при Новоафонском монастыре.

В 2002 году на Епархиальном Совете возникли разногласия во внутренних вопросах управления епархией, и иеромонахи Дорофей и Андрей, недовольные принятыми методами управления, демонстративно покинули здание, положив начало будущему расколу. Совет предложил им, дабы разрешить конфликтную ситуацию, поехать за разрешением своего статуса к своим епархиальным архиереям (священнослужители Абхазии приписаны к российским епархиям), но они не подчинились, продолжив служить каждый на своем месте.

В Новоафонское училище поступили талантливые молодые люди из разных селений Абхазии и, в том числе, и из России, которые столкнулись с такой проблемой, как неприкрытый национализм ректора, который, кстати, читал половину предметов в училище, тем самым отчасти превратив его в частную школу. Более того, местные абхазы уже особо и не учились, посещая труднопознаваемые лекции, а были задействованы на хозяйственных послушаниях, формируя будущий костяк коммерческой структуры, которую на сегодня представляет Новоафонский монастырь. Те, кто были недовольны подобным «учебным процессом» и высказывали по этому поводу свое мнение, удалялись о. Дорофеем из училища, а о. Андреем - из монастыря. Вообще, надо заметить, что и Ново-Афонским монастырём в это время управлял о. Дорофей, который всегда доминировал над о. Андреем.

В период с 2002 по 2006 годы о. Дорофеем были пострижены в монахи несколько послушников Новоафонского монастыря. Позже один из них ушёл из монастыря и окончил свою жизнь в горах при сомнительных обстоятельствах. Другой был изгнан о. Андреем за несогласие с существующим монастырским Уставом, двое проживают и ныне в обители (но живут не столько по монастырскому уставу, сколько по своему собственному распорядку) и ещё один ушёл в текущем году, не согласившись с кощунственным служением запрещённых иеромонахов.

В конце 2006 года о. Дорофей, сославшись на невозможность работать в условиях, когда «его никто не понимает, а власти не дают ничего делать и поддерживают о. Виссариона» , а на самом деле духовно и физически надорвавшись, уехал в Грецию изучать историю Абхазской Церкви, легко бросив своих церковных сподвижников в Абхазии. Отец Андрей (Ампар), устав от постоянных конфликтов, принёс письменное покаяние в устроении церковной смуты Святейшему Патриарху Алексию.

Епископом Майкопским о. Дорофей был запрещён к служению, а о. Андрей смещён с поста настоятеля и назначен экономом монастыря. Однако ситуация изменилась ненамного. Фактически никто из других священнослужителей не имел доступ в Новоафонский монастырь, финансовая и другая отчетность не предоставлялась. Интерьер отреставрированного храма св. ап. Андрея Первозванного был изменён в сторону протестантско-обновленческого стиля (в частности, из алтаря был убран семисвечник - древний церковный литургический элемент, наличие которого является обязательным при совершении богослужений). Были со стороны о. Андрея и канонические нарушения грубого характера: браковенчание в субботу, что недопустимо по каноническим правилам Церкви; тайное венчание любовников при наличии супружества у каждого... Иеромонах Андрей открыто говорил и говорит о своей приверженности к протестантским, неправославным тенденциям: он рассматривает Церковь как собрание единомышленников, а не как духовное обновление и соединение души со Христом через покаяние и принятие Божией Благодати.

В сентябре 2009 года собранием священнослужителей Абхазии был принят Устав воссоздаваемой Абхазской Православной Церкви и входящей в неё Пицундско-Сухумской Епархии. Таким образом, был положен конец существованию Сухумо-Абхазской епархии, как естественного продолжения Цхумо-Абхазской епархии Грузинской Церкви, и естественно, об обращении за помощью к Русской Православной Церкви.

Несколько неожиданно о. Андрей (Ампар) попросил о. Виссариона ходатайствовать перед Церковным Советом об освобождении его от послушаний в монастыре, а именно - от должности эконома. После отказа о. Андрея от несения монастырских обязанностей встал вопрос о замещении должности. Иеромонах Василиск попросил Епархиальный совет не возлагать на него монастырских управленческих послушаний по состоянию здоровья. Отец Виссарион молитвенно обратился к игумену Ефрему (Виноградову), много лет служащему в Адлерском районе и знакомому не понаслышке с абхазской действительностью с просьбой оказать помощь в управлении монастырём.

Отец Ефрем, имеющий богатый опыт монашеской жизни и управления монашеским общежитием, имея при этом и абхазское происхождение, уступил просьбе о. Виссариона. Собравшийся по данному вопросу Церковный Совет, на котором в качестве полноправного члена присутствовал и иеромонах Андрей, единогласным голосованием (включая голос о. Андрея!) утвердил кандидатуру о. Ефрема и назначил его настоятелем монастыря (при этом сам о. Андрей (Ампар) сохранял прежнюю должность эконома монастыря и, следовательно, все свои полномочия). Когда о. Ефрем в качестве только что утверждённого настоятеля прибыл в обитель и провёл там всего несколько дней, в Новом Афоне произошло искусственно спровоцированное волнение и были призваны экстремистки настроенные молодые люди, почти сразу же заставившие о. Ефрема покинуть обитель. После был митинг, на котором прозвучали лозунги о недоверии сегодняшнему церковному руководству, были провозглашены и воззвания к проведению Церковно-народного собрания. Очевидно, что уже тогда руководил всеми этими событиями, пребывающий в Греции о. Дорофей.


Знаменательно то, что произошло это 1 апреля 2011 года, а приехал о. Дорофей только 4 мая. Задержка была обусловлена тем, что 24 апреля о. Дорофей в Греции был возведен в сан архимандрита.

15 мая 2011 г. в монастыре г. Новый Афон вопреки увещеванию со стороны епархиального собрания Абхазской Православной Церкви, предупреждений из Русской Православной Церкви, от властей Абхазии в лице Президента, Вице-президента, Совбеза РА было проведено нарочитое собрание. Данное собрание открытым голосованием (число голосовавших колебалось от 1,5 до 2-х тысяч, при этом только 750 человек оказались крещеными в Православной Церкви!) провозгласило себя высшим органом управления Церкви в Абхазии; была провозглашена Священная Митрополия Анакопии и Нового Афона с курсом создания на её основе Автокефальной Церкви Абхазии, с митрополитом во главе - в лице о. Дорофея.

Никогда в истории Церкви некрещёные люди не могли являться частью церковных собраний, принимающих решение о создании епархий. Таким образом, неканонически созванное собрание, состоявшего в большинстве своем из лиц, чуждых Православию, приняло антиканонические раскольнические определения.

После неоднократных попыток увещевания (как до проведения собрания, так и после иеромонахи Дорофей и Андрей вызывались к Майкопскому Епископу Тихону, и в ОВЦС, и даже на встречу со Святейшим Патриархом, но эти призывы к переговорам были проигнорированы), священноначалие Русской Православной было вынуждено запретить о. Дорофея и о. Андрея в священнослужении. Произошедшее в Новом Афоне собрание было охарактеризовано «каноническим беспределом». Сам о. Дорофей в ответ на такие меры заявил, что «меня остановят либо тюрьма, либо физическое устранение» .

Сейчас Новоафонский монастырь по-прежнему остается в руках запрещённых монахов и коммерсантов.

ЭПИЛОГ

Понятно, что раскол представляет собой явление скорее политического, нежели религиозного характера. Оно обусловлено не только проблемами внутрицерковной жизни, а является следствием привнесения националистической идеологии в религиозную сферу. Это подтверждается наличием самых тесных связей между раскольничьими лжеиерархами, с одной стороны, и украинскими и абхазскими политиками сепаратистского направления, видящими в независимости возможность личного заработка и власти, с другой. Какая-либо православная духовность в среде раскольников отсутствует. Следствием этого является сращивание отдельных раскольничьих группировок с коррумпированными и криминальными кругами. Раскольничьи лжецеркви суть секты православного обряда.

Но самое главное здесь - прихожане. Людей, которые отчётливо понимают раскольническую суть самозванцев и поддерживают их - подавляющее меньшинство. В основном это люди, для которых вера и православие не более чем красивые, ни к чему не обязывающие обряды, для которых предостережения апостолов и отцов церкви пустой звук, только по той причине, что они об этом никогда не слышали и слышать не хотят. Они приходят венчаться в Ново-Афонский монастырь, потому что это престижно, а детей несут крестить в принадлежащий раскольникам Владимирский собор в Киеве, потому что они ненавидят «москалей. И для них булка и вино из рук раскольников, только дань устаревшим традициям. Хотя, последнее относится и к некоторым посещающим настоящие храмы…

И по вере воздастся!..

Многие местные жители общались с людьми, ходящими по домам и предлагающими поговорить о Боге. Пообщавшись с ними, большинство понимает, что это сектанты (чаще всего свидетелиИеговы), и прерывают разговор. Труднее бывает, когда человек одет в рясу, носит бороду, и поэтому сразу не поймешь, что это раскольник. Раскольник-это тот, кто, не искажая догматов веры, при этом не признает законную церковную иерархию, т.е. не подчиняется Патриарху и епископам. Он как бы «раскалывает» организм Церкви, отчего и происходит название «раскол». Обычно раскольники ставят своих лжеепископов и принимают звучные названия, типа «истинная православная церковь», «древлеправославная церковь» и т.п. И далеких от Православия людей эти названия и вроде православный облик такого сообщества вводят в заблуждение, что это такая же Православная Церковь. Но нет…

Христос избрал 12 Апостолов, через которых основал Свою Церковь, в которой спасаются верующие. Раз Христос один, то и истинная Церковь Христова тоже может быть только одна. Принимая ересь (искажая догматы веры) или уходя в раскол (не подчиняясь законным епископам)-человек выпадает из Церкви и лишается райского блаженства. Вернуться в Церковь можно через покаяние, для чего надо отвернуть ересь и соединиться с Церковным Телом.
В день Пятидесятницы 30 г. на Апостолов сошел Дух Святой, и они заговорили на разных языках, т.е. получили от Бога возможность присоединять к Церкви любого человека, независимо от национальности. Апостолы стали ходить по странам и в каждом городе или селе создавали общину христиан. В этой общине они ставили духовного руководителя, который назывался епископом. Поставление в епископы называется «рукоположением» или по-гречески «хиротония», потому что Апостолы возлагали на будущего епископа свои руки и через это на поставляемого сходила благодать Святого Духа, дававшая человеку силу исполнять обязанности епископа. Епископ в свою очередь рукополагал священников (пресвитеров) и диаконов. Все это называется таинством Священства. Когда Апостолы погибли за Христа, то епископа стали поставлять два-три окрестных епископов. Со временем христианские общины появились во всех городах Римской империи, и конечно, епископы больших городов получали большее влияние, чем епископ деревенской общины. Постепенно епископы городов стали надзирать не только за своей общиной, но и проверять служение сельских епископов. И таким образом, епископ большого города-митрополии, имевший в своем попечении других епископов, стал называться митрополитом. А митрополитам пяти главных городов Римской империи (Рима, Константинополя, Александрии, Антиохии и Иерусалима) был присвоен титул Патриархов, которым подчинялись все остальные митрополиты и епископы. Патриарх еще называется Предстоятелем Церкви.
Русская Православная Церковь произошла от Константинопольского Патриархата. Апостол Андрей Первозванный рукоположил св. Стахия епископом городка Византий на берегу пролива из Черного в Средиземное море. В 330 г. император Константин Великий превратил Византий во вторую столицу империи Константинополь-Новый Рим, и епископы Византия стали Константинопольскими Патриархами. При Крещении Руси в 988 г. Константинопольский Патриарх Николай II рукоположил первого русского митрополита св. Михаила, имевшего кафедру в Киеве. В 1299 г. кафедра митрополитов русских перешла из разоренного монголами Киева во Владимир, а в 1325 г.-в усиливающуюся Москву. В 1589 г. митрополит Московский и всея Руси стал носить титул Патриарха.
То есть, если посмотреть на вышесказанное, идет непрерывная цепь рукоположений от Христа через апостола Андрея Первозванного епископов г. Византия, затем Константинопольских Патриархов, потом Русских митрополитов и Патриархов до нынешнего Патриарха Кирилла. Это один из главных признаков законной церковной иерархии-преемственность через века от Апостолов до нынешнего Предстоятеля, доказанная историческими источниками! Кроме того, Предстоятель Церкви должен быть признаваем таковым другими Предстоятелями, главным образом древними Восточными Патриархами (Константинопольским, Александрийским, Антиохийским, Иерусалимским). Таким на территории Российской Федерации является только Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, и возглавляемая им Церковь и есть спасающая истинная Православная Церковь. Отпадающий от нее и от общения с законным Предстоятелем есть раскольник, лишающий себя спасения! Поэтому, чтобы узнать, раскольник перед нами или нет, надо просто спросить, поминается ли за Богослужением Патриарх Кирилл. Если не поминается-здесь раскол.
Если епископа Синод запрещает в священнослужении за ересь, уход в раскол или неподобающую жизнь, то он не может никому передать благодать Святого Духа. А если он дерзнет после запрещения все-таки рукополагать кого-то, то этот епископ и общающиеся с ним подпадают под отлучение от Церкви (анафему). Законно лишенный сана человек не имеет возможности передавать благодать Священства, и все рукоположенные им после запрещения в служении так и остаются мирянами, а не епископами, священниками или диаконами, как бы там они себя не величали и какие бы титулы не принимали. И значит, никакие Таинства в храмах у раскольников не совершаются: хлеб и вино на псевдо-литургии не пресуществляются в Тело и Кровь Христову, и Причастия нет; умершие остаются неотпетыми; венчанные не повенчаны; а крещение остаётся на уровне таком, как если бы в советское время бабушки на дому крестили. А если не совершаются Таинства, то и спасения души нет.

Раскольники упрекают Московскую Патриархию в сотрудничестве с Советской властью. Большинство обвиняющих епископат Московской Патриархии в «неправославии» сами пришли в Церковь только после начала перестройки, а в советское время стыдились быть верующими. Обвиняя Патриарха в кажущемся «нарушении канонов», раскольники почему-то не считают более страшным нарушением канонов учинять явный раскол. Обвиняя других в «недуховности», они почему-то сами не бояться вступать в общение с лицами, лишенными сана за моральную распущенность. Люди, не имеющие никакого духовного образования, обзывают себя «первоиерархами», и их последователей не коробит то, что, оказывается, можно самому «создать» Церковь! Во все времена раскольники оправдывали свои уход из Церкви заботой о спасении этой же самой Церкви и кроме вреда, ничего Православию не приносили. Да, в Церкви есть немало проблем, но и решать их надо по-церковному, т.е. на Соборах, а не разрубать многострадальную Церковь — Тело Христово — очередным расколом. Да, и в среде раскольников есть люди, которые искренне ища Истину, свернули не туда, и нам надо молиться Господу об их возвращении в Церковь.

После церковного раскола XVII века прошло уже больше трех столетий, а большинство людей так и не знают, чем отличаются старообрядцы от православных христиан. Давайте разбираться.

Терминология

Разграничение понятий «старообрядчество» и «православная церковь» достаточно условно. Сами старообрядцы признают, что именно их вера православная, а РПЦ называют нововерцами или никонинанами.

В старообрядческой литературе XVII - первой половины XIX века термин «старообрядческий» не использовался.

Старообрядцы называли себя по-разному. Староверами, древлеправославными христианами…Также использовались термины «правоверие» и «истинное православие».

В сочинениях старообрядческих начетчиков XIX века нередко употреблялся термин «истинно православная церковь».

Широкое распространение термин «старообрядчество» получил только к концу XIX века. При этом старообрядцы различных согласий взаимно отрицали православность друг друга и, строго говоря, для них термин «старообрядчество» объединял по второстепенному обрядовому признаку религиозные сообщества, лишенные церковно-вероисповедного единства.

Перста

Хорошо известно, что во время раскола двуперстное крестное знамение было изменено на трехперстное. Два перста - символ двух Ипостасей Спасителя (истинный Бог и истинный человек), три перста - символ Святой Троицы.

Трехперстное знамение было принято Вселенской Православной Церковью, состоявшей к тому времени из десятка самостоятельных Автокефальных Церквей, после того, как в римских катакомбах нашли сохранившиеся тела мучеников-исповедников христианства первых веков со сложенными перстами трехперстного Крестного знамения. Аналогичны примеры обретения мощей святых Киево-Печерской лавры.


Василий Суриков, «Боярыня Морозова» 1887 г.

Я не зря прикрепил к статье именно эту работу художника Сурикова, где действующее лицо -Боярыня Морозова демонстрирует «двоеперстие». Немного о самой картине:

«Боярыня Морозова» - гигантская по размерам (304 на 586 см) картина Василия Сурикова, изображающая сцену из истории церковного раскола в XVII веке. После дебюта на 15-й передвижной выставке 1887 года приобретена за 25 тысяч рублей для Третьяковской галереи, где и остаётся одним из основных экспонатов.

Интерес Сурикова к теме старообрядчества связывают с его сибирским детством. В Сибири, где было много старообрядцев, широкое распространение получили рукописные «жития» мучеников старообрядческого движения, включая «Повесть о боярыне Морозовой».

Образ боярыни срисован со старообрядки, которую художник встретил у Рогожского кладбища. А прототипом стала тетка художника — Авдотья Васильевна Торгошина.

Портретный этюд был написан всего за два часа. До этого художник долго не мог найти подходящее лицо - бескровное, фанатичное, соответствующее знаменитому описанию Аввакума: «Персты рук твоих тонкостны, очи твои молниеносны, и кидаешься ты на врагов аки лев».

Фигура боярыни на скользящих розвальнях - единый композиционный центр, вокруг которого группируются представители уличной толпы, по-разному реагирующие на её фанатичную готовность идти за своими убеждениями до конца. У кого-то фанатизм женщины вызывает ненависть, глумление или иронию, но большинство взирает на неё с сочувствием. Высоко поднятая в символическом жесте рука - как прощание со старой Русью, к которой принадлежат эти люди.

Согласия и толки

Старообрядчество далеко неоднородно. Есть несколько десятков согласий и ещё больше старообрядческих толков. Существует даже поговорка: «Что ни мужик то толк, что ни баба, то согласие». Главных «крыльев» старообрядчества три: поповцы, беспоповцы и единоверцы.

Имя Иисуса

В ходе никоновской реформы была изменена традиция написания имени «Исус». Удвоенным звуком «и» стала передаваться длительность, «тянущееся» звучание первого звука, что в греческом языке обозначается особым знаком, аналогии которому нет в славянском языке, поэтому произношение «Иисус» более соответствует Вселенской практике звучания Спасителя. Однако старообрядческий вариант ближе к греческому источнику.

Различия в Символе веры

В ходе «книжной справы» никоновской реформы были внесены изменения в Символ веры: убран союз-противопоставление «а» в словах о Сыне Божием «рожденна, а не сотворенна».

Из смыслового противопоставления свойств таким образом было получено простое перечисление: «рождённого, не сотворённого».

Старообрядцы резко выступали против произвола в изложении догматов и были готовы «за единый аз» (то есть за одну букву «а») пойти на страдание и смерть.

Всего в Символ веры было внесено около 10 изменений, что явилось главным догматическим расхождением между старообрядцами и никонианцами.

Навстречу солнцу

К середине XVII века в Русской церкви установился всеобщий обычай совершать крестный ход посолонь. Церковная реформа патриарха Никона унифицировала все обряды по греческим образцам, но нововведения были не приняты старообрядцами. В результате новообрядцы совершают движение во время крестных ходов противосолонь, а старообрядцы совершают крестные ходы посолонь.

Посолонь – движение по солнцу, способствующее увеличению жизненной силы и ускорению духовной эволюции.

Галстуки и рукава

В некоторых старообрядческих церквях в память о казнях во времена Раскола запрещено приходить на службу с закатанными рукавами и при галстуках. Закатанные рукава ассоциируются там с палачами, а галстуки с виселицами.

Вопрос креста

Старообрядцы признают только восьмиконечный крест, тогда как после реформы Никона в православии равночестными были признаны четерых и шестиконечные кресты. На табличке распятия у старообрядцев обычно написано не I.Н.Ц.I., а «Царь Славы». На нательных крестах у староверов нет изображения Христа, поскольку считается, что это личный крест человека.

Сугубая и трегубая Аллилуйя

В ходе реформ Никона сугубое (то есть двойное) произнесение «аллилуии» было заменено на трегубое (то есть на тройное). Вместо «Аллилуия, аллилуия, слава тебе Боже» стали произносить «Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, слава Тебе, Боже».

По мнению новообрядцев тройное произнесение аллилуии символизирует догмат о Святой Троице.

Однако старообрядцы утверждают, что сугубое произнесение вместе со «слава Тебе, Боже» уже является прославлением Троицы, поскольку слова «слава Тебе, Боже» являются одним из переводов на славянский язык древнееврейского слова Аллилуиа («хвалите Бога»).

Поклоны на службе

На службах в старообрядческих церквях развита строгая система поклонов, запрещена замена земных поклонов на поясные. Поклоны бывают четырёх видов: «обычный» - поклон до персей или до пупа; «средний» - в пояс; малый земной поклон - «метание» (не от глагола «метать», а от греч. «метанойя» = покаяние); великий земной поклон (проскинеза).

Метания были запрещены Никоном в 1653 году. Он разослал по всем московским церквям «память», в которой говорилось: «не подобает в церкви метания творити на колену, но в пояс бы вам творити поклоны».

Руки крестом

Во время службы в старообрядческой церкви принято складывать руки крестом на груди.

Четки

Православные и старообрядческие четки отличаются. В православных чётках может быть разное количество бусин, но чаще всего используются чётки с 33 бусинами, по числу земных лет жизни Христа, либо количеством, кратным 10 или 12.

В старообрядчестве практически всех согласий активно используется лестовка* - чётки в виде ленты со 109 «бобочками» («ступенями»), разделёнными на неравные группы. Обратимся в очередной раз к картине Сурикова:

∗ Лестовкау боярыни на руке. Кожаные старообрядческие четки в виде ступеней лестницы - символа духовного восхождения, отсюда и название. При этом лестовка замкнута в кольцо, что означает непрестанную молитву. У каждого христианина-старообрядца должна быть своя лестовка для молитвы.
Крещение полным погружением

Старообрядцы приемлют крещение только полным троекратным погружением, тогда как в православных церквях допускается крещение обливанием и частичным погружением.

Монодическое пение

После раскола православной церкви старообрядцы не приняли ни новый многоголосный стиль пения, ни новую систему нотной записи. Сохраняемое старообрядцами крюковое пение (знаменное и демественное) получило своё название от способа записи мелодии особыми знаками - «знаменами» или «крюками».

Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите левый Ctrl+Enter .

Кто они такие?

Факт пятый Царь поддержал Никона и началось преследование староверов. Последние видели спасение в территориальной и социальной изоляции от мира " Антихриста". Центром церковной оппозиции стал Новгород, откуда многие и устремились в конце 17 века за "шведский рубеж", в том числе и на территорию Эстонии. В 1700 - 1719 в Ряпина действовал монастырь старообрядцев - федосеевцев , откуда последние,возможно, и расселились по Западному Причудью. Первый молильный дом был построен в 1740 году в дер. Кикита.
Из российских императоров более всего староверы ненавидели двух:
Петра Первого (1782 - 1725), который требовал сбривать бороды, забирал в солдаты, всех пересчитал (с какой целью?) и напоследок передал престол "бабе", и Николая Первого (1825 - 1855), при котором практически все молильные дома были закрыты. Времена менялись и в 1905 г. преследования прекратились, а в 1971 Поместный собор РПЦ отменил все запреты и порицания старых обрядов "яко не бывшие".

Что же это за обряды такие, от которых мои предки не отказывались даже под страхом смерти?

Их много, но я остановлюсь на наиболее известных и очевидных.

Крестное знамение у староверов совершается так...

Это так называемое двуперстие в отличии от троеперстия , которое используют православные. Причём обе эти формы пришли на Русь из Византии в 10 веке, но после падения последней троеперстие стало ассоциироваться с "латинством"(католичеством) и вышло из употребления.

А. Символизирует две природы Христа (Бог и человек)
В. Символизирует Троицу (Отец, Сын и Дух Святой)

Поскольку верующий осеняет себя крестом , то в старообрядческом двуперстии есть своялогика , т.к. крестясь они изображают распятие только Христа, в то время как православные, получается, распинают всю Троицу. Опять же оставляя два пальца " праздными" (ничего ими не изображая) , Никон, по мнению старообрядцев "упразднил" Христа. В пылу полемики утверждалось также, что трехперстое знамение это следование Иуде Искариоту, предателю Христа, ибо "Иуда брал соль щепотью, поэтому креститься щепотью- грех ". Интересно, что, желая показать как крестятся "никониане", старообрядцы употребляют для этого левую руку, чтобы не "осквернить" правой.
В христианском мире существует также и одноперстие (коптская церковь) и пятиперстие (католическая церковь)

Земные поклоны


Старообрядцы отдают предпочтение Православные- поясным
земным поклонам

При совершении земных поклонов человек должен пасть ниц и коснуться коленями и челом пола, точнее молитвенного коврика(подручника), поскольку во время молитвы руки должны оставаться чистыми.

Восьмиконечный крест Старообрядцы признают только восьмиконечный крест , считая его завершённым и единственно полноценным. Именно такой крест, якобы, обнаружила св. царица Елена (мать имп. Константина) при раскопках на Голгофе в 4 веке. Все остальные формы - происки "латинян", то есть католиков. П равославные же ничего не имеют против "неполноценных" четырёх - и шести - конечных крестов.

Старообрядческое кладбище в Калласте

Знаменное пение Старообрядцы используют при богослужении т.н. знаменное (крюковое) пение, господствовавшее в русской церкви до 17 века. В отличие от введённого Никоном партесного пения, знаменное имеет две главные особенности:

А. Это пение одноголосное, т.е. независимо от количества голосов песнопение должно звучать в один голос, в унисон.
В. Из - за большого количества гласных звуков напев получается мелодичный, но слова разобрать порой сложно.

Да что говорить, слушайте, смотрите и... сравнивайте.

Партесное пение (православное)

Знаменное пение (старообрядческое)

Посолонь, сугубая "аллилуйя" и Исус Во время крестного хода старообрядцы ходят вокруг храма по солнцу (посолонь), т.е. по часовой стрелке, а православные против солнца. С логикой у староверов всё в порядке: "Поскольку Христос есть солнце праведное, ходить против солнца означает идти против Христа "