Страны где нет домашнего задания. Мама хоумскулеров: «Ребёнку школа не нужна практически никогда. А нужны ли детям домашние задания

Страны где нет домашнего задания. Мама хоумскулеров: «Ребёнку школа не нужна практически никогда. А нужны ли детям домашние задания
Страны где нет домашнего задания. Мама хоумскулеров: «Ребёнку школа не нужна практически никогда. А нужны ли детям домашние задания

- Здравствуйте, Елена Павловна. Это отец Вовы Иванова. Вы спите?
- Конечно, сплю! Три часа ночи! Вы почему звоните в такое время?!
- А потому что мы вот не спим, вырезаем и клеим домашнее задание на тему «Знай и люби родную природу»!

Известный анекдот, знакомая мизансцена. Ребенок ходит-ходит в школу, а потом бац - вторая смена, домашнее задание до позднего вечера. Рядом раздраженные, уставшие родители, крик, валерьянка, безысходность. С другой стороны, школьная программа объемна, не для всех проста, и это только «прожиточный минимум». Домашняя работа входит в перечень необходимого. Необходимого для того, чтобы ученик всё важное усвоил, запомнил, закрепил, научился управлять собой, наконец. О том, полезна ли «домашка» или скорее нет, рассуждают молодые и заслуженные столичные педагоги, а также ученики московской школы.

Домашние задания полезны

Для воспитания характера

Нелегко представить себе состоявшегося взрослого человека, который не может управлять собой. Для него это проблема - спланировать день, распределить время, заставить себя сесть и сделать то, что нужно. Всё, что остается делать в таком случае, - посещать тренинги по лечению прокрастинации. А всего-то надо было в детстве не лениться - делать домашнюю работу, а не списывать ее.

«Здесь многое зависит от семьи и возраста ребенка. Если это закладывалось в первом, втором, третьем классе, то в пятом-седьмом появится настоящая самодисциплина, ученик будет понимать, что есть уровни его личной ответственности, и он будет выполнять то, что задано. Чем быстрее ученик справится с заданиями, тем скорее сможет перейти к своим делам, пойти в секцию, в кружок, погулять».

Андрей Чугунов, учитель истории и обществознания, школа № 1315

«Воспитание дисциплины и без домашнего задания было бы не менее эффективным. Домашняя работа с этой точки зрения ценна только тогда, когда выполняется самостоятельно. То есть когда родители способны приучить ребенка к тому, что у него есть режим дня, что уроки - его обязанность. А если всё делается под контролем мамы и папы, с их помощью и из-под палки, то это не формирует тех качеств, которые мы стремимся развить, и лишь дает негативное отношение к школе, портит отношения в семье».

Надежда Ладилова, финалист конкурса «Учитель года­ Москвы – 2016», учитель начальных классов, гимназия № 45

Для того, чтобы успеть пройти программу

Требования к образованности выпускников школ растут, мир становится сложнее, информации всё больше. Ну как без технологий из фильма «Матрица» с прямой закачкой знаний в голову успеть одолеть программу современной школы, да еще и на высоком уровне?

«Я думаю, что в школе делается достаточно, чтобы ребенок без дополнительной нагрузки овладел программой. Если ученик будет внимательным и активным на уроках, то домашнее задание ему не нужно. А тот, кто хочет выйти за рамки урока, сам подойдет к учителю, попросит дополнительное упражнение или обсудит идею проекта».

Надежда Ладилова

«Объем материала можно ужать, но при этом изучить тему. Нельзя надеяться на то, что дети пройдут дома большую часть материала, ведь тогда возникает вопрос о моей надобности в классе».

Андрей Чугунов

Для того, чтобы лучше усвоить знания

Мало на что так часто жалуются, как на память, особенно в контексте умственной работы. Лучшее подспорье запоминанию - повторение. Кроме того, у всех мозг «включается» немного по-разному. За академический час учитель не может дать своим ученикам - таким разным - все возможные виды заданий, чтобы каждый приблизился к оптимальному для себя пониманию темы. Зато такими заданиями дети могут заняться самостоятельно дома.

«Домашнее задание как раз задается для того, чтобы ребенок проработал тему. Дети разные. Как бы учитель ни менял формы работы на уроке, этого всё равно кому-то будет недостаточно. Дома ребенок может перевести информацию в удобный для себя формат. Кому-то нужно больше иллюстраций. Кому-то - больше читать, слушать. Кто-то соберет дома макет чуть ли не из спичек. Мне кажется, что и для перевода информации в оптимальный для ребенка формат, и для повторного прочтения, какого-то нового взгляда на предмет домашнее задание бесценно».

Сергей Кубышев, лауреат конкурса «Учитель года Москвы – 2016», учитель химии, лицей № 1580

Для того, чтобы ребенок научился сам осваивать новый материал

В современной школе всё чаще используется методика «перевернутого» класса, когда дети проходят новую тему дома самостоятельно, а на уроке задают вопросы и отрабатывают сложные моменты. Но даже если не реализовывать модель «перевернутого» класса в полной мере, предложить детям в чём-то не очень простом разобраться самим может быть весьма полезно. Разве не это мы хотим видеть как результат обучения в современной школе - молодого человека, который сам себе лучший тьютор?

«Я не использую подход „перевернутого” класса, но, бывает, задаю своим ученикам опережающее домашнее задание. Только это что-то творческое, когда ученик будет вынужден обратиться к учебнику либо к интернету, а уже на следующем уроке мы гораздо быстрее и с большей эффективностью разберем данную тему».

Андрей Чугунов

Для того, чтобы занять ребенка

Беспокойный, но неопытный ум, тем более не занятый никаким делом, может быть опасен сам для себя. Улица полна угроз. Гаджеты подключены к интернету, значит, тоже не безупречны в этом плане. Домашнее задание - это не только польза для общего и вполне конкретного развития, но еще и несколько часов спокойствия для родителей, безопасности для ребенка.

«Неужели есть такая точка зрения? Домашнее задание не должно вредить свободному времени ребенка. Я могу, например, задать мини-исследование, скажем, найти какую-то функцию на улице. К примеру, парабола может быть обнаружена в форме качелей во дворе. То есть учитель способен предложить домашнее задание таким образом, чтобы оно, напротив, мотивировало ребенка пойти гулять, провести время со сверстниками».

Елена Зинченко, учитель математики, школа № 1788

«Совершенно не согласен. Ребенок должен бывать на улице, воспринимать её и понимать. Что касается гаджетов, то ими можно пользоваться и дома, во время и вместо выполнения домашнего задания».

Андрей Чугунов

Домашние задания вредны

Потому, что дети перегружены

Согласно нормам СанПиНа, школьники в старших классах должны справляться с домашним заданием максимум за 3,5 часа. Но всегда ли и у всех ли это получается - вопрос открытый и остродискуссионный. Комик Джордж Карлин в своем выступлении как-то саркастически сетовал на то, что у детей сейчас нет времени просто посидеть на улице с палкой и поводить ей по земле, просто помечтать, подумать ни о чём. Школа, секции, репетиторы, да еще и домашняя работа на несколько часов. SOS, спасите наше детство!

«В целом я против домашних заданий. И как учитель, и как мама. В существующем ныне виде это лишняя нагрузка на учеников, особенно в начальной школе. Большинство детей после уроков и так не имеют достаточно времени, чтобы свободно погулять во дворе, пообщаться с друзьями. Вся их жизнь после школы расписана буквально по минутам. Вечером уставшие дети приходят домой, где их еще ждет „третья смена“ в виде уроков».

Надежда Ладилова

«В прошлом году я с отличием окончила музыкальную школу, занималась скрипкой как основным предметом, а также фортепиано и вокалом. И в принципе, укладывалась по времени. Да, было трудно, но это возможно. Не могу пожаловаться на то, что нам в школе задавали какой-то невыполнимый объем домашнего задания: его было достаточно для того, чтобы проработать материал, а потом заняться своими увлечениями, хобби. И я здесь не исключение. Многие знакомые ребята, которые чего-то хотят от жизни, всё успевают».

Потому, что все домашние задания можно списать или заказать

Один из лирических героев Владимира Высоцкого считал лучшей на свете книгой Уголовный кодекс. Многие школьники считают такими книгами «решебники». А еще есть форумы в интернете, репетиторы разных ценовых категорий, которые помогут сделать «домашку», гиперответственные и умные родители. В конце концов, её можно списать у усердного и безотказного одноклассника. Не превращает ли всё это саму идею домашней работы в фарс?

«Я стараюсь реже задавать домашнее задание из учебника. А если задаю, то объясняю: «Ребята, вы уже взрослые, я прекрасно понимаю, что это всё есть в интернете, но я очень не рекомендую пользоваться им, потому что вы вредите себе». Это что касается алгебры. А если мы говорим о геометрии, то порой «решебник» помогает. Я рассказываю, что если задача никак не поддается, то допустимо открыть книжку с подсказками, посмотреть, как там предлагается подойти к задачке, потом книжку закрыть, отвлечься, а через какое-то время вернуться к делу. Если метод решения отложился в голове, то «решебник» был полезен. Я пятый год работаю в школе и ни разу не сталкивалась с тем, чтобы домашнее задание было под копирку списано».

Елена Зинченко

«Да, подобная проблема существует, ответы на домашние задания можно найти в интернете. Но, например, если говорить о Московской электронной школе, то это не так: на данный момент МЭШ содержит авторский контент, и готовых ответов в интернете пока не найти. Это создает определенные сложности ребенку и побуждает его думать, делать задание самому. В целом взять пособие и „гнать“ по нему весь учебный год - это совсем не для меня».

Андрей Чугунов

Потому, что учитель все равно не успевает дать обратную связь по домашней работе

В классе 30 человек (да, с этого трюизма начинается много рассуждений о сложностях школьной жизни). Соответственно, проверка домашней работы одного класса может занять у педагога более двух часов. Но только цифра отметки в электронном журнале или тетради - этого мало. На более-менее сложное, творческое задание ребенку нужна полноценная обратная связь. Даже самый лучший учитель - не Супермен, он не может облететь Землю, чтобы повернуть время вспять и всё успеть, растянув один урок на полдня.

«Сейчас много ресурсов в сети, помогающих детям сразу получить обратную связь по домашнему заданию. Например, «ЯКласс». Часто использую его для того, чтобы ребята выполняли и проверяли домашнюю работу. Там можно пройти тест и после первой попытки посмотреть свои ошибки, в какой момент они были допущены, проанализировать свои действия. Ну а на второй попытке дети уже могут отшлифовать задание до блеска. А чтобы оценить письменное выполнение задания, опять же есть удобные способы. Например, на уроке дети поменялись тетрадями, взяли ручку другого цвета и проверили друг друга».

Елена Зинченко

«Хорошо и правильно подобранные домашние задания всегда проверять в удовольствие. Тесты анализирует компьютер, указывая причины неточности, а я разбираюсь с заданиями творческого характера. При большом количестве творческих работ (олимпиадные, зачетные) я перестраиваю свои планы на день, чтобы всё прочитать и оперативно дать обратную связь».

Андрей Чугунов

Потому, что домашние задания подтачивают семейную гармонию

Добросовестные родители способны практически на всё ради того, чтобы их ребенок получил достойное образование. Некоторые доходят до того, что отдают «домашке» и свободное время, и нервы. Совместные «посиделки» родителей и ребенка за домашним заданием до поздней ночи, зачастую с криком и слезами, становятся классическим сценарием, фактически основным содержанием семейного досуга. Готова ли школа, дав знания, отнять у ребенка и его близких эмоциональное благополучие и покой?

«Да, вместо того чтобы обсудить с ребенком прошедший день или просто побыть рядом, заняться чем-то приятным, легким, объединяющим, родители должны вместе с ним побеждать общего врага - домашнее задание. И давайте честно признаемся, очень часто это приводит к скандалам в семье, потому что большим запасом терпения наши родители не обладают, да и неудачи ребенка они воспринимают крайне болезненно. В итоге у детей формируются неврозы, появляется стойкая нелюбовь к школе. Ведь трудно любить то, что доставляет столько проблем, да еще и ссорит с самыми родными людьми».

Надежда Ладилова

«Если родителю приходится очень много заниматься с ребенком, помогать ему при выполнении домашнего задания, нужно обратиться к учителю, попросить у него помощи. Если ребенок будет каждый раз подходить к педагогу и говорить, что он сам не справился, показывать черновики, то учитель задумается, предложит помощь в преодолении проблем. Сейчас московская школа открыта для родителей, можно свободно прийти к любому учителю и посоветоваться с ним, как быть, если ребенок не успевает. Хороший педагог с удовольствием пойдет навстречу».

Елена Зинченко

Согласно Закону об образовании Российской Федерации, дети обязаны выполнять домашнюю работу. С другой стороны, нет ни одного нормативного документа, который бы вменял учителю в обязанность задать домашнее задание и выставить за него оценку. Зато есть нормы о недопустимости перегрузок учеников. Школьники - очень разные «лайнеры»: перегруз для одного будет «детским» весом для другого. Как бы то ни было, за понятием «домашнее задание» может скрываться невероятно много: это и временные затраты (большие или умеренные), и трудоемкость, и степень полезности для каждого конкретного ученика, и, наконец, удовольствие от процесса или хотя бы осознание его важности. Есть дети, которые не делали и, похоже, не будут делать домашнюю работу сами. И есть ребята, убежденные в том, что в их школьных победах «домашка» играет немалую роль. Ну а мы предлагаем вам задуматься - кто прав и почему?

Слово школьникам

За

«На протяжении девяти лет мне удается учиться на отлично, и я считаю, что в большей степени это получалось благодаря регулярному выполнению домашнего задания. Оно помогает закрепить и лучше усвоить пройденный в классе материал».

Арина, ученица 9 инженерного класса

Против

«Думаю, что для старшей школы домашние задания не нужны. Или же так: каждый ученик способен сам определять для себя, нужно ему выполнять что-то дома или же нет. То есть домашнее задание должно быть не обязательным, а именно дополнительным. Еще важна возможность выбирать различные варианты домашней работы. Все воспринимают информацию по-разному. Не всякому поможет конспектирование параграфа или решение типовых задач».

Данияр, ученик 11 инженерного класса

текст: И. Толстикова фото: Н. Арефьева, А. Засимова

В России довольно регулярно возникает вопрос о необходимости домашнего задания, а также о якобы чрезмерной нагрузке, которой подвергаются российские школьники. Так, по мнению заместителя председателя комитета по образованию и науке Бориса а, они отнимают у современных учащихся слишком много сил. Необходимо дать им больше свободного времени для прогулок на свежем воздухе, поясняет он.

«В школах во всем мире уходят от домашнего задания, и ничего страшного в этом нет. <...> Домашнее задание — это ненужная сегодня вещь. Мы и так заставляем детей все время находиться в школе или на каких-то занятиях», — рассказал Чернышов .

Как отмечает депутат, из-за большой учебной нагрузки школьники становятся равнодушны к получению знаний.

«Они не хотят сидеть над учебниками, корпеть над какими-то работами или заниматься той деятельностью, которая дает очередную нагрузку на их организм. С одном стороны, нужно сделать образование интересным, а с другой — дать возможность отдышаться нашим ребятам, чтобы они могли находить время для того, чтобы поиграть в футбол, провести время на свежем воздухе. Это было бы правильно», — считает Чернышов.

Парламентарий также отметил, что дополнительная нагрузка помимо занятий в школе — выполнение домашнего задания, а также посещение развивающих секций и кружков — также негативно сказывается на их здоровье.

Вопрос о чрезмерной нагрузке, которой якобы подвергаются российские школьники, ставится в нашей стране не первый раз.

Так, в 2013 году учителя одной из московских школ на встрече с президентом Владимиром Путиным предложили нормативно закрепить право учеников добровольно выполнять домашнее задание. Тогда поручил врио мэра Москвы подготовить проект поручений по этой инициативе. Правда, тогда речь шла только о домашнем задании для старшеклассников, у которых практически не остается на него времени из-за усиленной подготовки к поступлению в вузы.

Всего три месяца на жизнь

Для большинства школьных систем мира, в том числе и российской, домашнее задание до сих пор является основной формой закрепления пройденного материала.

При этом Россия не единственная страна, где родители школьников жалуются на непомерные объемы домашнего задания. Например, в Италии в 2016 году один из родителей учеников публично выступил с критикой системы образования, и многие родители поддержали его.

Итальянец Марино Пейретти выложил в интернет открытое письмо, в котором объяснил, почему его сын не сделал уроки за время летних каникул.

«Хочу донести до вашего сведения, что и в этом году мой сын не выполнил летнего домашнего задания.

Мы многое сделали за это время: катались подолгу на велосипеде, ходили в поход, привели в порядок дом, занимались программированием.

В вашем распоряжении есть целых девять месяцев, чтобы привить моему сыну знания и воспитать его, а у меня всего три месяца, чтобы научить его жить», — написал отец ребенка.

Прочитавшие письмо разделились на два лагеря: одни родители поддержали Пейретти, другие обвинили его в том, что он подорвал авторитет учителей в глазах своего сына. В том же году испанская конфедерация родителей школьников впервые провела забастовку против домашних заданий: в течение недели родители и школьники не выполняли задания, которые давали им на дом. Кстати, подобная акция проходила во Франции в 2012 году.

Согласно исследованиям международной (ОЭСР), которая регулярно изучает эффективность школьного образования по всему миру, в 2016 году Россия занимала первое место по объемам домашних заданий. Российские школьники тратят более 10 часов в неделю на выполнение заданий вне школы, говорили результаты исследования. Следующие строчки рейтинга занимали Италия, Ирландия, Польша и Испания, где школьники тратили в среднем около 6-6,5 часов в неделю на домашку.

Правда, в исследовании участвовали не все страны, поэтому результаты могут быть не совсем объективны. Так школьники в Южной Корее, начиная со средней школы, все свободное время тратят на образование и подготовку к поступлению в престижные вузы. Помимо школы, корейские дети добровольно посещают многочисленных репетиторов, а также выполняют дополнительные задания дома.

Изменились не школы, а родители

Сегодня эксперты не выявили однозначной связи между уровнем знаний и объемами домашнего задания. Большинство из них сходится во мнении, что главное в этом вопросе не количество уроков, а их качество и креативность.

Народный учитель России, директор Центра образования «Царицыно» № 548 в Москве Ефим Рачевский считает, что вовсе отменить домашнее задание в школе нельзя. В наших школах самые длинные в мире каникулы, которые в общей сложности длятся четыре месяца, обращает внимание он. Кроме того, на уроке дети не всегда успевают закрепить пройденный материал, считает педагог. В качестве примера он приводит занятия по английскому языку.

«В группе примерно 15 человек, в распоряжении учителя есть 40 минут урока. И получается, что на образовательную в среднем, на одного ученика приходится две минуты. За это время что-нибудь сделать практически невозможно. Поэтому домашнее задание, в данном случае, будет носить тренинговый характер. Особенно если оно интересно.

Например, можно сказать ребенку: «Зайди на сайт «Би-би-си», найди какой-нибудь фильм про черепах и попробуй сделать синхронный перевод». Это задание даст больше, чем 150 уроков английского, вместе взятых».

Он также отмечает, что домашнее задание выполняет и другую важную функцию, кроме образовательной. Как рассказал Рачевский, несколько лет назад в его школе в порядке эксперимента на две недели отменили домашнее задание для младшеклассников.

«Родители терпели два дня, три дня. Потом мне позвонил один мой приятель, доктор педагогических наук, его внук тогда учился в нашей школе. Он говорит: «Что ж ты делаешь, мерзавец? Раньше я приходил домой и спрашивал у внука: «Ты уроки сделал? Нет? Ну-ка, садись, делай». А сам смотрю футбол. А теперь я у него спрашиваю, а он мне отвечает: «А нам не задали. Дед, давай сыграем в шахматы». А я, может, хочу футбол посмотреть», — пожаловался доктор педагогических наук. То есть, домашнее задание выполняет еще функцию своего рода няньки», — рассказал Рачевский «Газете.Ru».

По его словам, самая главная задача домашнего задания — не вызывать у детей отвращения к учебе. Идеальный вариант обучения — когда учитель дает своим ученикам индивидуальное домашнее задание, чтобы вне школы каждый из детей закрепил тот материал, который на уроке усвоил хуже всего.

Однако, по признанию , мало кто из российских учителей применяет такой индивидуальный подход.

В отличие от многих других специалистов, педагог уверен: версия о том, что современные школьники загружены домашними заданиями больше своих предшественников — миф.

Основное отличие нашего времени, считает он, в том, что изменился подход к детскому образованию со стороны самих родителей, которые сегодня «как никогда, связывают благополучие своих детей с тем качеством образования, которое они получат». Современные родители школьников очень хотят вырастить успешных детей, а успех сейчас у многих ассоциируется именно с высшим образованием в самых престижных вузах, считает эксперт.

«Например в 60-е годы прошлого века около 25% учеников переходили в старшую школу и потом поступали в институты. А сейчас в высшие учебные заведения поступают повально все», — поясняет директор школы.

Он также обращает внимание на то, что в законе об образовании нет пункта, обязывающего учителей давать детям домашнее задание, поэтому и отменять на законодательном уровне нечего. По его словам, домашнее задание — это привычная технология преподавания в школе, однако она не обязательна по закону.

При этом существуют ограничения по объему заданий — санитарные правила и нормы, так называемые СанПиНы. Согласно этим рекомендациям, у первоклассников вообще не должно быть домашнего задания, учащиеся 4 и 5 классов могут тратить на выполнение заданий дома не больше двух часов в день, а старшеклассники — не больше трех с половиной часов в день.

Учителя не любят детей

Московскому школьнику Богдану (имя изменено) 11 лет, он учится в пятом классе и занимается хоккеем шесть раз в неделю. Раньше он посещал еще и музыкальную школу, но во втором полугодии 4-го класса решил взять там академический отпуск, поскольку не успевал подготовиться к многочисленным экзаменам, которые сдавали все четвероклассники при переходе в среднюю школу.

Как рассказали «Газете.Ru» родители Богдана, у мальчика практически нет свободного времени между школой, занятиями спортом и домашним заданием. «Спит он у нас в основном в машине, — поделился его отец. — Когда я везу его с занятий домой».

Несмотря на такую высокую нагрузку, Богдан выглядит вполне довольным и общительным ребенком, а его родители считают, что современным детям необходимо обеспечивать плотный график.

«Иначе все свободное время он будет сидеть дома за компьютером, — поясняет мама Богдана. — Мы в детстве постоянно гуляли с друзьями во дворах, нас было не загнать домой. А сейчас у современных школьников такой привычки нет, они совсем не проводят времени на воздухе».

Однако существует и противоположное мнение. Клара Мансурова, председатель общественного движения «Родительская забота», считает, что современным школьникам задают слишком много домашнего задания по каждому предмету, и в итоге они проводят над учебниками дома столько же времени, сколько и в школе.

«Я думаю, что задание на дом надо уменьшить на 50%, но не отменять. Не всегда учитель может за урок так доступно объяснить тему, чтобы все дети ее поняли. Для того, чтобы полностью отменить домашнее задание, надо сначала поменять учителей», — считает Мансурова.

По ее словам, есть предметы, по которым вообще не стоит давать домашнее задание — среди них информатика, обществоведение, химия. Будучи кандидатом химических наук, Мансурова уверена, что эту науку можно так раскрыть на уроках, что дети сами заинтересуются ею и захотят посмотреть дополнительные сведения в интернете, энциклопедии или учебнике.

«Может быть домашнее задание нужно не всем, а только тем, кто не успевает по предмету. Учителю надо тихонечко подойти к такому ученику и посоветовать, что еще почитать и сделать», — поясняет она.

По словам эксперта, самое страшное в школе — когда на ребенка смотрят как на человека, который обязан подчиняться учителю и выполнять все его задания. В то время, как главная задача школы — помочь ученику найти свое место в жизни и самоопределиться.

«У нас, к сожалению, в школах почти отсутствует любовь к детям. Ведь эти 11 лет, которые ребенок проводит в школе — главные в его жизни. Учитель должен в первую очередь помочь ребенку понять свое предназначение, ответить на вопросы: «Кто я? Откуда я? Зачем я?» А вместо этого каждый учитель считает, что его предмет главный».

Получается, что несчастный ученик практически не успевает жить из-за слишком сильной нагрузки, говорит Мансурова.

В отличие от Рачевского она считает, что современные дети нагружены гораздо больше советских школьников. При этом Мансурова обращает внимание на то, что это происходит и по вине самих родителей, которые отдают детей в многочисленные внешкольные секции.

У ребенка должно быть свободное время, когда он может размышлять, считает Мансурова, однако современный школьник не может позволить себе такой роскоши. Только потому, что наши дети маленькие, мы считаем, что мы можем их заставлять и унижать, а пора давным давно начать относиться к детям по-другому, уверена Мансурова.

В США проводятся обязательные встречи с учителями: родители приходят в школу, знакомятся с преподавателями, смотрят, что и как. На одной из таких встреч Бренди, которая преподаёт у второклассников, раздала родителям записки с убойной информацией: домашних заданий не будет до конца года. Дома нужно только доделывать то, что ученик не успел закончить в классе. Учительница предложила родителям использовать освободившееся время с пользой: проводить семейные ужины, читать всей семьёй книги, больше гулять на улице и раньше ложиться спать.

Мама одной из учениц сфотографировала записку.

Идея понравилась многим, если судить по огромному количеству лайков и шеров.

И правда, домашка не нужна. Вот почему.

1. Домашнее задание вредит здоровью

Об этом говорят все родители: постоянно растущая академическая нагрузка и стрессовое тестирование бьют по здоровью детей.

  • Из-за высокой нагрузки дети меньше спят. Они засиживаются над учебниками допоздна и переживают из-за оценок, в итоге появляются проблемы со сном The relation among sleep duration, homework burden, and sleep hygiene in chinese school-aged children . .
  • Здоровых школьников у нас . Близорукость, гастрит, хроническая усталость, нарушения осанки - что-то из этого у ребёнка, вероятно, есть.

Так, может, плюнуть на это домашнее задание и оценки и заняться чем-то более полезным?

2. Домашнее задание отбирает время

Сегодня дети заняты как никогда, считает Питер Грей, профессор Бостонского колледжа. Они проводят слишком много времени в школе, потом бегут к репетиторам, на обратной дороге заворачивают в секцию. Расписание жёстко регламентировано, каждый час учтён.

Дети учат языки, математику, программирование. Но им некогда научиться жизни.

Психолог Харрис Купер проводил исследования, которые доказали, что задания на дом не очень-то эффективны: слишком большой объём информации ребёнок не усвоит. Малышам нужно не больше 20 минут дополнительных занятий, старшим - полтора часа Homework in Elementary School . .

Для сравнения: по нашим санитарным правилам полтора часа - это объём для второго класса. Выпускники могут тратить на уроки по три с половиной часа. Почти половина рабочего дня, и это после школы. А жить-то когда?

3. Домашнее задание не влияет на успеваемость

Алфи Кон, один из главных критиков образования, написал в 2006 году книгу «Мифы о домашнем задании». В ней он рассказал, что для младших учеников нет никакой связи между количеством домашнего задания и достижениями в учёбе. В старших классах связь настолько слаба, что почти исчезает, если применять в исследовании более точные методы измерений Rethinking Homework . .

С этим согласны не все. Том Шеррингтон, учитель и защитник практики заданий на дом, пришёл к выводу, что в начальной школе пользы от домашнего задания действительно немного, зато когда ученикам больше 11 лет, уроки помогают добиваться блестящих результатов Homework Matters . .

Долгосрочную пользу от отмены домашнего задания толком не измерить. Исследовательский центр TMISS выяснял, сколько времени школьники тратят на домашнее задание в разных странах. Так вот, в четвёртом классе только 7% учеников не делают домашнее задание How Much of Their Out-of-School Time Do Students Spend on Homework During the School Week . . Небольшая цифра для анализа.

4. Домашнее задание ничему не учит

Школьное образование абсолютно оторвано от жизни. После многих лет изучения английского выпускники двух слов связать не могут, понятия не имеют, в каком полушарии отдыхают, свято верят в силу . Домашние задания продолжают тенденцию: забивают головы фактами, которые дети не могут применить.

Студенткой я подрабатывала репетитором, помогала школьникам подтянуть русский язык. Изначально дети не могли просклонять самое простое существительное «дверь». В глазах был только страх: сейчас поставят оценку. Половину каждого занятия пришлось посвящать теме «русский язык в быту», доказывать, что мы так разговариваем. На каждый падеж я придумывала предложение. Не такое, как в учебнике, а такое, как в жизни: «Тихо, кошке дверью хвост прищемишь!» Когда дети понимали, что все школьные знания - это и есть наш мир, оценки резко улучшались и моя помощь становилась не нужна.

Вспомните, как вы учились, и сравните процесс с уроками в . Если бы домашние задания помогали сокращать разрыв межу классом и жизнью, от них был бы толк. Но это не так.

5. Домашнее задание убивает желание учиться

«Сделать уроки» до сих пор означает либо прорешать школьные примеры, либо прочитать несколько параграфов. По сути, учителя спихивают на дом то, что не успели рассказать от звонка до звонка. Это настолько тоскливо, что домашнее задание превращается в тяжёлую повинность.

Хуже этой скуки только «творческие» задания, которые сводятся к рисункам и презентациям в PowerPoint. Свежая история с работы:

A post shared by Kess (@chilligo) on Oct 17, 2016 at 10:11am PDT

В задании про скворца нужно было ещё и объяснить причины его грусти. Сомневаюсь, что скворцы и правда до слёз переживают из-за предстоящего отпуска и станут скучать по берёзкам, но именно так и надо было отвечать.

То есть дома ребёнок должен скучать или заниматься глупостями вместо общения с друзьями, прогулок и занятий спортом. И кто после этого полюбит учиться?

6. Домашнее задание портит отношения с родителями

Многие родители делают уроки с детьми и за детей. Получается так себе.

  • Школьная программа поменялась, знания родителей устарели.
  • Многие родители сами не помнят простых примеров из школьной программы и пытаются выполнять задания с точки зрения взрослого. Дети так не умеют.
  • Родители не педагоги. Они не учились объяснять материал, правильно его подавать и проверять. Нередко такое обучение хуже, чем никакого.
  • Домашнее задание - это постоянные конфликты. Дети не хотят его делать, родители не умеют мотивировать, совместные занятия заводят в тупик, и всё это выливается в ссоры.

Что хорошего в домашнем задании

Проблема не в домашнем задании и не в его количестве. А в том, что в готовом виде, как оно есть сейчас, оно абсолютно бесполезно, только уничтожает время и здоровье. От домашней работы можно добиться результатов, если пересмотреть подход к ней.

Домашнее задание выполняется в комфортных условиях, поэтому дома можно найти ответ на сложный вопрос и понять материал. Если, конечно, на это есть время и силы.

Если для каждого ученика разрабатывать индивидуальное домашнее задание, то школьник сможет подтянуть темы, которые ему не даются, и развить сильные стороны Домашнее задание как важный компонент непрерывного образования . .

Бренди Янг считает так:

Ученики весь день работают. Дома есть более важные занятия, которым тоже нужно учиться. Развиваться нужно в разных сферах, какой смысл приходить домой и утыкаться в тетрадки?

А вы как думаете, нужно ли домашнее задание?

Кутмина Елена Юрьевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Ильинская СОШ"
Населённый пункт: г. Красногорск, п.Ильинское-Усово
Наименование материала: Статья
Тема: "Нужно ли задавать домашнее задание и сколько? Как правильно организовать домашнюю работу?"
Дата публикации: 16.06.2018
Раздел: начальное образование

Нужно ли задавать домашнее задание и сколько? Как правильно

организовать домашнюю работу?

Извечный вопрос нужно ли задавать

ребятам домашнее задание? Как повысить

уровень знания? Как мотивировать

учеников? Как сделать так, чтобы дети

хотели учиться?

Все эти и многие другие вопросы мучают

учителей, родителей и министерство

образования.

Давайте представим, что мы перестали

задавать домашнее задание.

Во-первых - это очень обрадует родителей, ведь основная задача(как считают некоторые

родители) в современном мире – заработать денег, чтобы вырастить детей, чтобы наш

ребенок был одет не хуже чем его одноклассники, чтобы он мог вкусно покушать, чтобы

хотя бы раз в год отвезти ребенка на море и т.д. А другие наоборот, помимо школы

стараются развивать детей и посещают различные секции и кружки, которые тоже

занимают немало времени. Дети должны развиваться на различных уровнях и все не

должно сводиться только в школе.

Сейчас, работая по ФГОСам появилась уйма рабочих тетрадей, дополнительной

литературы, что непосредственно способствует обучению…НО в связи с этим и домашние

задания увеличились в несколько раз и дети не могут выполнять их самостоятельно!

Вместе с этим падает самооценка ребенка, он не чувствует себя успешным, ведь сегодня

мама (или папа) не успели распечатать доклад или оплатить интернет, а значит завтра «2».

А исправить по новым стандартам уже практически не реально! О «5» можно уже и не

мечтать, дай бог, что будет «4». Так и получается, что родители стали часто обращаться к

учителю, о том, что не успели помочь ребенку подготовить ту или иную информацию.

Я конечно «за» доклады, поиск дополнительной информации и т.д., но не так часто это

должно быть! Мы как родители, как учителя обязаны вести наших детей к успеху!

Конечно, дети сейчас все чаще стали отказываться от учебы и это не смотря на ЕГЭ, они

стали просто ненавидеть школу! А значит что-то срочно нужно менять!

И для того, чтобы совсем не задавать домашние задания – нужно будет полностью

пересмотреть школьные часы, предметы и дополнительные занятия. А так же увеличиться

время проводимое в школе, но при всем при этом это может освободить значительную

часть времени для ребенка и родителей. Может быть больше детей захотят идти в школу?

И если домашние задания созданы для того, чтобы закрепить полученные знания, то что

твориться сейчас с домашними заданиями – это ужас! Дети до глубокой ночи сидят с

уроками, заполняя кучу различных рабочих тетрадей, делая доклады и еще нужно

написать несколько упражнений по русскому языку и математике! И это только начальная

Возможно нужно пересмотреть систему оценивания, не 5-ти бальная шкала? Допустим,

что за год (за четверть) ребенку нужно набрать50 баллов – это «3», 70 баллов это будет

«4», а если больше 70 – это уже «5», а если меньше 50 баллов стоит обратить внимание на

этого ученика, вызывать школьного психолога, родителей и смотреть – почему у этого

ребенка нет мотивации. (При условии, что домашних заданий нет.)

И тогда, если баллы учеников будут складываться, а домашних заданий не будет, то

исчезнут «двоечники» и «отличники», дети смогут относиться к друг другу на равных.

Конечно творческие задания нужно делать дома, как групповые так и индивидуальные.

Такое задание можно давать раз в неделю или раз в 2 недели, только тогда наши дети

захотят исследовать! Только тогда им захочется самим добывать информацию!

Вот и стоит задуматься, что для того, чтобы наши дети перестали выполнять огромную

домашнюю работу, стоит полностью пересмотреть образование.

Я, как учитель стараюсь задавать своим детям только те задания, с которыми они смогут

справиться сами и без помощи взрослых. Да, если бывают творческие задания, то помощь

родителей будет необходима. При нашей системе образования мы просто сейчас не можем

работать по другому! Хотя мое мнение, что все возможно!

Сейчас, мы с вами работаем (учимся) по-другому, а значит нужно помочь маленькому

человечку справляться с домашней работой, настроить его на успех и зарядить мотиваций.

Многим учителям это удается сделать, а значит и мы сможем.

Для начала мы должны объяснить родителям, а потом уже детям для чего нужны

домашние задания и почему сейчас при нашем образовании мы не сможем вырастить

успешного образованного человека без домашних заданий.

Ведь в школе идет в основном фронтальная работа с учениками и невозможно отработать

навыки самостоятельной работы, так как часов для этого недостаточно, а значит

необходимо выполнять домашнюю работу. Другое дело, сколько этой работы должно

быть?! Учителя не должны перекладывать на родителей полное обучение и отработки

дополнительных тем. Все дети разные и каждый ребенок проводит за уроками разное

количество времени. Один ребенок сделает всю домашнюю работу за час, другой за два

часа, а некоторые дети за теми же самыми работами могут просидеть до глубокой ночи. Не

секрет, что родители не просто помогают детям в обучении, а пытаются даже писать за

возможно, что их ребенок может справиться с этой работой сам, что чаще всего так и есть,

но родители не знают, для чего и почему детям задают задания. Такие дети часто

вырастают несамостоятельными и им очень тяжело жить в современном мире.

И если мы все вместе начнем задавать домашнее задание, но в меньшем количестве и

объясним зачем ее необходимо выполнять на сегодняшний день – это путь к успеху!

Итак, первое – это 99% самостоятельное выполнение, второе – отработка изученного

материала, третье – это закрепление и расширение материала, который дети изучали на

Работа в классе, в группе сильно отличается от самостоятельной работы. На уроках

ребенок старается быстро выполнить свою работу, заработать хорошую оценку. А вот

времени на отработку нового материала не хватает. А для этого необходимо повторение.

Если у вас есть желание помочь своему ребенку выполнять домашнюю работу быстро и

качественно, тогда вам нужно выстроить четкий план выполнения домашних заданий.

Стараться следовать этим правилам в течении некоторого времени вместе с ребенком,

контролируя и объясняя ему каждый шаг. Для чего мы начинаем с этого и почему

заканчиваем именно этим. Ваш ребенок поймет и будет дальше выполнять именно так!

Сначала вы делаете домашнюю работу вместе, а затем постепенно переводите ребенка на

самостоятельное выполнение все домашней работы. И очень важно, чтобы переход был

плавный! И помните, что проверка домашнего задания – обязательна на всех этапах!

Помните, что нужно замечать успехи вашего ребенка, хвалить его за успех, пусть даже

самый незначительный. А когда ваш ребенок начнет готовить самостоятельно домашнее

задание, постарайтесь присутствовать где-то рядом – это оказывает моральную поддержку.

Помочь, если потребуется разобраться в непонятном материале и организовать процесс.

Наша задача помочь ребенку стать успешным в современном мире! Он должен

чувствовать свои собственные возможности и вашу поддержку!

Стоило журналистам написать, что Финляндия отменила предметы в школах, и мир буквально сошел с ума. Новость перепечатали на всех языках мира, а толпы людей бросились выражать свое восхищение и непонимание. Что в действительности произошло в Финляндии можно было выяснить только одним способом: стать учеником самому. Что я и сделал в школе Ressu в Хельсинки, раньше всех в стране применившей новый метод преподавания. Более того, в августе 2016 года в школе приняли еще более экспериментальную программу и уже сейчас можно понять, к чему она привела. Опережая события, я позволю себе спойлер: то, что я увидел, просто снесло мне голову.

Начиная с этой строчки будет очень много слов, которые с трудом поддаются адекватному переводу на русский. Первое из них-само название новой методики. Финны называют ее phenomenon based learning, и в реальности школьники действительно изучают не предметы, а явления. Математика, история и прочая школьная классика никуда не делась, но уроков в традиционном понимании теперь действительно нет. Их место заняли «разделы» (units): в течение шести недель школьники изучают определенную тему с помощью разных дисциплин.

«Явлением может быть тема мигрантов,-объясняет мне директор школы Лина Лиусваара.-То есть-социология. К ней добавляется география: откуда приехали эти люди? Почему они приехали? Потом добавляется история: что произошло перед этим? Что может произойти дальше? Есть ли какие-то повторяющиеся события в истории человечества, когда люди перемещаются по миру в поисках прибежища? Сюда же легко добавить экономику: культуру еды, которую привозят эти люди вместе с собой. Ведь мы, финны, сами кочевники с берегов Волги. Сейчас у нас есть СМИ, и мы можем открыто об этом говорить. Семьсот лет назад у нас не было таких средств, но «явление» было: люди в поисках лучшего меняют место жительства. В этом и есть «феномен»: изучать не предмет, а смысл через предмет».

Перед моей одиссеей по школе, Лина чертит на листе что-то похожее на египетскую наскальную живопись. По сути, с этого рисунка начинается та самая революция, ради которой в эту страну приезжают перенимать опыт учителя со всего мира. Финны начали с нуля, ответив на самые пугающие вопросы нынешней системы образования: какая информация и знания нам сейчас могут действительно пригодиться в жизни? Как эти знания на нас влияют? Наконец, самый важный: для чего нужна школа в век, когда от информации тяжелее защититься, чем ее получить? «Это-голова ученика,-говорит Лина, расставляя в круге точки и соединяя их между собой.-Мы задаем этому миру вопросы и получаем на них ответы из самых разных источников. Ученики пытаются найти связь между тем, что они уже знают и той информацией, что приходит из внешнего мира. А учитель нужен для того, чтобы помочь эту связь найти. Скажем, мама чему-то меня научила. Затем я прочел об этом сам. Появляется связь. Затем об этом говорит учитель в школе. Теперь у меня есть полное понимание. Так появляется цельный «феномен».
Много раз позже я увижу это своими глазами: вопросы ученикам не задаются-они должны придумать их сами. А учитель помогает им прийти к собственным заключениям. Для финской школы именно в этом основа всего образовательного процесса. Школьные коридоры и стенки классов увешаны рисунками и табличками с нашими «запросами»: «Кто мы?», «Как это устроено?», «Как происходят изменения?». «Такой подход мы начинаем практиковать с первого класса,-рассказывает Лина.-Тема для всех одинаковая, но какие запросы они делают и как к ней подойти-дети решают сами. Вот это раздел четвертого класса. Сейчас тема «кто мы такие?». Каждый год подход к феномену меняется. В первом классе-это кто я такой? Откуда я? Каков мой родной город Хельсинки? Мои корни, откуда мои родители и ближайшее окружение, жил ли я в другой стране и как мы прибыли в Финляндию? Теперь же центральная идея-изменения, через которые проходят люди на разных этапах жизни, и как они влияют на то, как мы воспринимаем «себя». Физические, социальные, психологические изменения. Как вы себя воспринимаете? Как это влияет на ваши отношения с другими? Это ключевые концепции, платформа ученика. Начиная с пятого класса все идет еще глубже. Мы начинаем искать связи между вопросами, рассматриваем как вещи сочетаются определенным образом, больше и больше создаем сеть связей в своем мозгу».
Мигранты-тема хоть и актуальная, но не самая острая. В прошлом году восьмиклассники захотели обсудить вопрос абортов, что наверняка повергло бы в шок россиян, напуганных историями о сексуальном воспитании в западных школах. «Девочки объясняли дилемму внутри этого феномена: «в мире есть такое явление, как «аборт». Но что за ним стоит? Как мы принимаем это явление и как нет?-говорит Лина.-И дискуссия, и письменные работы на эту тему были глубокими. Учителя помогали детям правильно подойти к этическим дилеммам и ресурсам, которые они искали. На подготовку такой работы уходят недели. Это были не только эссе, кто-то делал презентации и видео. Рамок в выборе тем фактически нет-главное этика. А этично то, что ты сам считаешь хорошим и плохим, правильным и неверным».

Первый же шестинедельный раздел, который я вижу своими глазами-«механизмы и изобретения». «Это что-то вроде естествознания?»-пытаюсь я перевести финские инновации на понятный для классического школьного мышления язык. «Может быть,-отвечает Лина.-А еще это может быть искусство. История: как вещи вокруг нас развивались и менялись с древних времен. И главное-как эти механизмы и изобретения влияют на нашу повседневную жизнь».
За что я готов устроить финнам стоячую овацию-так это за то, что абсолютно все получаемые в школе знания неразрывно связаны с реальной жизнью. Детям все время предлагают задать себе вопросы, что лично им дает каждый изученный раздел. В классе работы по текстилю (факультативное, но весьма популярное занятие как среди девочек, так и мальчиков) Лина наклоняется к восьмилетней школьнице, что-то увлеченно печатающей на iPad: «Не хочешь рассказать русскому журналисту мистеру Мурашеву, чем ты тут занимаешься?». На идеальном английском школьница рассказывает мне о том, что фиксирует свои ощущения от работы с «изобретением»-швейной машинкой. Записывает, что она чувствует в процессе выполнения работы, насколько легко ей это дается, как именно изобретение может пригодиться в жизни… Ее не смущает ни один из вопросов, который задает ей незнакомый человек с камерой наперевес. Но это отсутствие благоговения перед учителем и стеснения перед посторонними вообще объединяет всех школьников в Ressu. Здесь ощущается вежливое и уважительное отношение, но нет затравленных взоров в сторону директора. Учителя и ученики общаются на равных: дети могут называть взрослых по имени, свободно с ними советоваться и перешучиваться. «Есть ли кто-то, кто не хочет фотографироваться для материала о финском обучении?»,-спрашивает у детей Лина. Этот вопрос будет повторяться в каждом классе и каждый раз дети будут давать взвешенные ответы (откажется только три ребенка). Может, в этом общении на равных с детства и скрывается секрет того, что в разговорах со мной школьники выражали мысли глубже и мудрее, чем многие мои тридцатилетние знакомые.

На другом из уроков третьеклассники изучают новые слова на английском: reuse и recycle (повторное использование, вторичная переработка). Тема раздела, который они проходят в течение шести недель-разумное использование природных ресурсов. С первых классов дети узнают о влиянии наших действий на окружающее пространство. В процессе языковой практики учительница Анна Харт рассказывает им о том, что используемые нами бумажные полотенца на самом деле сделаны из дерева. После чего детей побуждают самих искать причинно-следственные связи: как наши действия могут помочь уменьшить количество мусора на планете и сэкономить драгоценные ресурсы? За неделю до моего визита у детей была горячая дискуссия на эту тему и все выступали со своими предложениями. Так, для начала школьники сами решили разрезать бумажныесалфетки надвое, а затем придумали сшить вместо них полотенца из ткани. Все просто: зачем тебе новое слово, если ты не понимаешь что за ним стоит? И зачем тебе новые знания, если ты не понимаешь, как применить их в реальной жизни?
«Говоря о вторичном использовании и переработке мы обсуждаем материалы, которые используют люди,-говорит Анна.-Дети изучают их, описывают ощущения, проводят собственные тесты-например, на водонепроницаемость. А потом мы вместе разбираем результаты в классе. В пример приводятся игрушки: какие материалы используются для их создания? В качестве задания дети приносят старые игрушки из дома и составляют план как их можно использовать вторично-например, перекрасить или сделать из них что-то новое».

Во время урока дети сидят на ковре в круге, а учительница-рядом с ними. Когда школьники начинают слишком громко между собой общаться, Анна переходит на шепот. «Я поняла, что это более действенный метод для привлечения их внимания, чем повышать голос»,-объяснит мне она позже. Еще один элемент-наушники для каждого ребенка. Как только кто-нибудь из ребят в классе чувствует, что его отвлекают звуки, он просто надевает звуконепроницаемые наушники и удаляется для самостоятельной работы. Так, один очень серьезный мальчик взял их и целиком погрузился в процесс шитья полотенца.
Почти каждой фразой Анна обращается к детям, побуждая их выносить собственные суждения. После занятий она показывает мне конспект того, как проходят занятия: Анна старается фиксировать, какие вопросы дети задают, к каким выводам приходят и как это влияет на обучение. «Я делаю это, чтобы они видели: от личного вклада каждого выигрывают все,-говорит Анна.-И еще я поняла, что детей прекрасно мотивирует принятие собственных решений. Даже если я придумала какую-то идею, куда действеннее, если они додумаются до нее сами. Я могла бы предложить им сшить эти полотенца, потому что сама считаю это более экологичным способом вытирать руки. Но они дошли до этой мысли в процессе бурной дискуссии. У нас до сих пор есть школьники, которые просят им сказать, что делать. Но наша цель в том, чтобы ребенок сам осознал свои навыки и таланты, сам понял как их можно использовать. Когда я училась в школе, все было иначе. Самым важным считались академические успехи и вам не нужно было быть независимым мыслителем. Не нужны были социальные навыки или понимание как делиться мыслями с другими. Вы должны были просто слушать учителя и делать так, как он говорит. Но когда вы заканчиваете школу, что вы можете сделать с таким багажом? Особенно учитывая, что мы не знаем, какие профессии будут у этих детей через много лет. Возможно, еще будут учителя и врачи, но все остальные виды деятельности могут совершенно отличаться».

Даже если ученик отказывается отвечать на какой-то вопрос учителя, это остается его выбором-и преподаватель его уважает.

Перед уходом я подмечаю еще один момент: Анне приходится буквально уговаривать детей выйти на переменку и побеситься на улице. Многие школьники просят у нее разрешения остаться в классе и продолжить работу.

«Сегодняшние первоклассники будут работать через двадцать лет, когда мир будет совершенно другим,-подтверждает позднее Лина.-Мы не знаем, какие предметы или знания будут нужны через пятьдесят лет, когда сегодняшние школьники еще еще будут активно работать (в Финляндии мы выходим на пенсию в возрасте 70 лет). Правда в том, что обучение через «традиционные предметы» не отражает настоящую жизнь. Попадая в какой-нибудь новый город мы не идем в уме за разделом «история», доставая все свои знания по этой дисциплине. Нужно очень точно понимать какая информация действительно потребуется во взрослой жизни. Например, я не помню названия растений или птиц у себя во дворе. Но к счастью, на этот случай у меня под рукой есть интернет. Да, некоторые вещи не так легко освоить в пятьдесят лет: скажем, выучить язык. Поэтому школа-правильное место для изучения языков и взаимодействия с их носителями. Точно также в школе вы узнаёте, как устроена базовая математика, но вам необязательно зубрить интегралы. Я учила их тридцать пять лет назад, когда они были нужны для подготовки к экзамену. Но с тех пор я их ни разу не использовала. Так зачем мне тратить столько времени на вещи, которыми я никогда не воспользуюсь в жизни?».
Формулы и интегралы заменило понимание причин и следствий каждого решения в нашей жизни. В этом смысле у классических школьных предметов появляется конкретная цель: если вы станете политиком, вам потребуется изучить историю и узнать последствия определенных поступков. «Детям нужно научиться самому процессу обучения-так, чтобы во взрослой жизни они всегда могли адаптироваться к новому.-говорит Лина.-Они должны уметь работать друг с другом и быть открытыми самым разным людям: разного цвета кожи, с разными ограничениями… ведь эти люди вокруг нас. Они должны знать об экологичных решениях, ведь у нас на всех только одна планета и нам нужно жить соответственно».

Навязшее в зубах и донельзя исковерканное понятие «толерантности» в финской школе носит такой же прикладной характер: три часа в неделю у семиклассников проходят уроки экономики. Практические занятия проводятся… на кухне. Дети готовят вместе еду, а затем вместе ее едят. Я замечаю девочку в хиджабе, которая бок о бок с финнами готовит какое-то блюдо. Знакомство с другими культурами через еду и традиции сервировки блюд-часть обучения через явления. «Восприятие международных элементов-один из процессов обучения, на которой мы делаем упор,-говорит Лина.-Детям нужно понимать и уважать, что не все в мире одинаково. Выезжая за пределы страны, они увидят, насколько отличается мир». Единственный вопрос, который у меня остается-как все это связано с экономикой? Оказывается, в рамках раздела у школьников есть один предмет на выбор-и они решили «создать» кафетерий. «Теперь им нужно рассчитать финансовые затраты, определить какие ингредиенты закупать, по каким ценам продавать и как выйти на прибыль,-говорит Лина.-Фактически, они тренируются друг на друге».

Впрочем, часть увиденных мной занятий все еще проходит в той самой «старомодной» манере. «В прошлом есть много хорошего и мы не хотим это просто так отбрасывать,-объясняет Лина.-Школа, которую мы хотим видеть-это комбинация нового и старого. Если какие-то приемы из пролшлого работают-не нужно от них избавляться просто из принципа. Поменяйте их так, чтобы было лучше ученикам. Но не лучше системе образования, не лучше школе как институту. Потому что школа-это дети. По крайней мере, я это вижу именно так».

В перерыве между занятиями я чувствую себя Болтуном Кинтом в «Обычных подозреваемых»: сижу в учительской, внимательно изучая стены и запоминая информацию. Старая истина: все складывается из мелочей. Вот на стенке результаты преподавательского коллоквиума по психологическому самочувствию каждого из учеников. Вот список детей, у которых диабет-с фотографиями и рекомендациями по питанию. А вот фотография девочки, у которой аллергия на укусы пчел и подробная инструкция, что делать в случае анафилактического шока (лекарство для нее всегда есть в учительской). «Это муниципальная, не частная школа», напоминаю я самому себе.

В тот день я увижу еще много уроков. Изучающие солнечную систему второклассники будут создавать планеты из яичных упаковок и красок. Темой раздела окажется вращение земли и влияние этого явления на смену сезонов и на всех живых существ. Группы детей создавали свои модели (каждая группа-свою планету), а потом рассказывали классу о собственных открытиях. В каждой группе ученики распределялись по ролям: один-лидер, второй-писатль, фиксирующий процесс. Третий отвечает за все материалы. А четвертый следит, чтобы все было сделано вовремя. В качестве другого раздела дети проходят то, как безопасно делиться своей информацией в интернете-своеобразный онлайн-этикет. К слову, у школьников есть своя интернет-платформа, где к их блогам есть доступ только у одноклассников и родителей. Считайте это тренировкой перед осознанным вступлением во взрослый мир «Фейсбука».

Напоследок настоящим ударом под дых для меня станет урок труда-вернее, как здесь это называют, «мастерство». Такие занятия начинаются с восьмого класса: они факультативны, но отбоя от желающих заниматься нет. Хватит нескольких минут, чтобы понять причину популярности этих уроков: трудно удержаться от зависти, когда видишь, что у этих школьников нет абсолютно никаких рамок того, что они могут создать. Огромный сварочный и лакокрасочный цех, набор инструментов во всю стенку, 3D-принтеры-размаху позавидовала бы IKEA.

Перед уроком длинноволосый восьмиклассник показывает мне сделанную им электрогитару-с дизайном, который разработал он сам. «Это факультативный курс, поэтому я не собираюсь говорить им что сделать. Я хочу, чтобы у них была свобода.-рассказывает мне учитель Пааво Пелтомаа.-Я прошу их сделать какие-то обязательные вещи только первые два года. Какие? Дверной звонок, радио, аудиоколонки, настенные часы…». Пааво показывает мне усилители звука с разным дизайном, которые создавали школьники. Дети могут делать что-то в одиночку, а могут объединяться-если проект большой и интересен кому-то еще из одноклассников. При мне одна из девочек с азартом занималась сваркой огромного педального веломобиля-из тех, что ездят по городским паркам. Задача учителя-обеспечить возможность и безопасность процесса. А еще ненавязчиво разряжать атмосферу. «Я бы повесил такую вещь дома,-говорит Пааво, любуясь очередными дизайнерскими настенными часами.-Когда автор этих часов придет ко мне их забирать, я скажу: «Прости, они где-то потерялись». Я бы не удивился, если бы кто-то выложил за эти часы круглую сумму на аукционе».

«Мы могли бы заканчивать свои проекты раньше, просто мы ленивые,-объясняет мне другой школьник во время экскурсии, которую сам же решил мне провести.-Я вот закончил колонку, но мне не понравился дизайн-так что я его переделал. Это маленький проект, на один-два месяца». Так я и провожу остаток вечера в финской школе-за обсуждением достоинств и осмысленности обучения. С четырнадцатилетними ребятами.

«Хотел бы я чтобы у меня в детстве была такая школа»,-вздыхаю я, выходя из очередного кабинета. «Да… Я тоже»,-говорит мне ее директор Лина. Даже домашние задания (которые, вопреки популярным слухам, в Финляндии все-таки есть) отличаются от того, к чему мы привыкли. И дело не только в том, что школьники могут выбрать день, когда его сделать. «Весь вопрос почему им дается работа и какая именно,-объясняет Лина.-Это может быть интервью. Или помощь маме по работе на кухне: скажем, вынести мусор. Успех измеряется тем, насколько ребенок помог маме. На уроках истории школьникам задают узнать, как жили их бабушки в пятидесятые, какой в то время была школа. Им нужно сравнить и оценить как изменилась система образования, как учеба помогла семье создать что-то большее. Или это может быть два-три простых математических примера, просто чтобы поддерживать практику. Ничего больше. Если вы спросите школьников, они скажут: я делаю домашнюю работу максимум 20 минут. Или иногда даже так: «Если я делаю работу, то на это уходит не больше двадцати минут».

В этом еще один, совсем простой, но невероятно важный секрет финской школы. Прямо сейчас все больше родителей в мире обвиняют школу в том, что за подготовкой к экзаменам и кучей домашних заданий дети лишаются главного-своего детства. «У детей есть возможность учиться за пределами школы,-говорит Лина.-Эта учеба-их социальная жизнь и семья. Я как директор хочу, чтобы дети проводили время с родителями. Мама и папа-это не просто люди, которые приводят детей в школу, они участвуют в их жизнях. Вполне достаточно хотя бы спросить как прошел твой день в школе. Покажи свой интерес, но не встревай. Сейчас их очередь учиться, не твоя».

По результатам международной программы по оценке качества обучения PISA финские школы остаются в первой пятерке сильнейших. Но за этими результатами в Ressu никто не гонится и никто им не следует. С оценок и соблюдения школьной программы всю систему развернули в сторону самого ученика и его собственное познание мира-решение, которое лично у меня вызывает настоящее восхищение. «Технологии меняются, но школьная система осталась фактически неизменной с шестнадцатого века,-говорит Лина.-И мы должны постоянно бросать этому вызов. Зачем нам нужны школы как институты? На мой взгляд, нам все еще нужно собирать детей вместе, потому что они должны учиться друг у друга. Это правило коммуникации-ты не можешь научиться чему-то только при общении с людьми старше тебя на тридцать лет. Сейчас мы смотрим в будущее: будут ли в нем дети все еще ходить в здание, которое называется «школой»? Или школа просто останется понятием, некой платформой, в которую ты можешь выходить из любого места с помощью очков виртуальной реальности?».

Я не знаю, верный ли ответ на вопрос «для чего нужна школа» нашли в Финляндии: это мы увидим через те самые двадцать лет, когда сегодняшние финские школьники будут создавать совсем другой мир. Но я уходил из школы Ressu с очень сильным ощущением: предложенные здесь ответы остаются для меня одними из самых убедительных.