Евхаристия: всегда новая, всегда вечная. Самое важное в документе о Евхаристии. Пост перед божественным причащением

Евхаристия: всегда новая, всегда вечная. Самое важное в документе о Евхаристии. Пост перед божественным причащением
Евхаристия: всегда новая, всегда вечная. Самое важное в документе о Евхаристии. Пост перед божественным причащением

Межсоборное присутствие разработало и опубликовало ряд проектов документов, в числе которых - «О подготовке ко Святому Причащению». Подобные документы претендуют на то, что отражают соборное мнение Церкви по важным вопросам её жизни. Сейчас есть возможность обсудить представленные проекты и побудить членов соответствующих комиссий внести в них изменения. Предлагаем вашему вниманию отзыв на проект документа «О подготовке ко Святому Причащению» протоиерея Андрея Дудченко.

На портале «Богослов.ру» опубликован проект официального документа Московского Патриархата, регламентирующий правила подготовки к главному христианскому таинству - Причастию Тела и Крови Христовых. Документ, составленный комиссией Межсоборного присутствия, также направлен в епархии Русской Православной Церкви с целью получения отзывов. Само появление подобного документа - явление, несомненно, важное и давно ожидаемое. Радует то, что документ не «спускается сверху» в готовом виде, но предлагается для отзывов. Значит, есть надежда, что мнения будут услышаны и приняты во внимание при составлении окончательной редакции.

Что же можно сказать по сути предлагаемого документа?

Прежде всего, причащение в документе преподносится как индивидуальное дело каждого христианина. Вместо того чтобы акцентировать внимание на том, что причащение неотъемлемо от всего чина Божественной литургии, ради которого, собственно, она и совершается, внимание снова переключается на индивидуальные «правила подготовки». Конечно, об индивидуальном говорить тоже необходимо, но когда Причастие остается делом сугубо индивидуальным, мы теряем что-то очень важное - а именно, наша литургия, что в переводе значит «общее дело», превращается в «дело некоторых подготовившихся». Лучше было бы, на мой взгляд, написать о том, что сам строй литургии предполагает причащение, как, например, приглашение на праздничную трапезу предполагает, что все гости как минимум попробуют угощение. Причащение за каждой литургией, в которой участвует христианин - это не недостижимый идеал и не «сверхчастое» причащение, как говорят некоторые, но норма, вытекающая, прежде всего, из самого строя богослужения.

Сам чин Божественной литургии, на которой совершается , то есть освящаются хлеб и вино, - совершается для того, чтобы причастились все, кто принимает участие в этом богослужении. Именно этот смысл выражается в молитвах литургии. В литургии могут быть только участники, и не может быть зрителей. Это богослужение - общее дело, происходящее из самой сущности Церкви.

Совместное причащение всех верующих за литургией было настолько самоочевидным, что уклонение от этого принципа рассматривается в церковных канонах как отпадение от Церкви: «Всех верных, входящих в церковь и Писания слушающих, но не пребывающих на молитве и святом причащении до конца, как бесчиние в церкви производящих, следует отлучать от общения церковного», - говорится в 9-м Апостольском правиле. А правило 80 Шестого Вселенского собора говорит, что те, кто без уважительной причины не причастились 3 воскресенья подряд, сами себя фактически отлучили от Церкви.

Хотелось бы, чтобы в документе было отражено главное условие причащения: мы принимаем Святые Дары не потому, что мы постились, исповедовались, вычитали правило и пр., но по единственной настоящей причине - потому что нас призывает к этому Иисус Христос. Подходя к Чаше, мы отвечаем на Его призыв, который звучит на литургии: «Примите, ядите… Пийте от нея вси…». Владыка Филарет (Зверев) в одной из бесед о Причастии, отмечая этот литургический возглас, комментировал: «Слышите, что сказано? Не „постившиеся, вычитавшие правило…“, но - вси!». Это не значит, конечно, что причащаться могут все без разбора. Но все христиане, живущие ответственно по своей вере, призваны всегда подходить к Чаше. И тут задача духовника - объяснить это и вдохновить причащаться чаще!

Документ отводит духовнику чересчур исключительную роль - определять для каждого верующего требования подготовки ко Причастию. И это в наше время, когда среди всех христиан как никогда заметен кризис ответственности. Наши верующие очень часто стремятся переложить ответственность с себя на кого-то другого, и в роли этого другого оказывается священник. Да, духовник должен подсказать и направить, однако задача духовника - чтобы духовное чадо росло и укреплялось, и уже не требовало каждый раз от священника принимать решение вместо себя.

Практика говения, возникшая в нашей Церкви в века упадка евхаристического сознания, возводится документом в ранг нормы, которой отводится почетный второй пункт! Конечно, возникшую по понятным причинам практику нельзя отметать вообще, но стоило бы объяснить, что главной подготовкой ко Причастию должна быть вся жизнь христианина, а не определенный период «говения». Эту практику следует оставить для тех, кто причащается редко - раз в год или один раз в течение многодневного поста, но никак не требовать ее от тех, кто причащается каждое воскресенье или раз в две недели.

Иначе получается абсурд: тех, кто причащается чаще одного раза в месяц, документ призывает поститься дополнительно один день перед причастием. Учитывая, что евхаристический день - это прежде всего день воскресный, верующих призывают систематически нарушать Апостольское правило, запрещающее пост в субботу! И это при том, что сами священники, причащающиеся за каждой службой, дополнительно не постятся. Не вводится ли тем самым порочная практика двойных стандартов?

Мне кажется, было бы лучше изложить требования дополнительного поста в такой редакции: «Для причащающихся один или несколько раз в году достаточно поститься как минимум три дня перед причащением; для причащающихся реже, чем раз в три недели - один день, для причащающихся чаще достаточно соблюдать посты и постные дни, установленные церковным уставом, а также с полуночи воздерживаться от принятия пищи». Дополнительный пост возможен и для тех, кто причащается часто, но он не должен быть обязательным!

Совершенно справедливо в документе указывается на неуместность поста и желательность причащения в дни Светлой седмицы. Однако, будучи последовательными, такой же подход стоит применить и к другим сплошным седмицам, особенно к Святкам.

Отдельный вопрос - о соотношении исповеди и Причастия. Понятно, что при редком причащении возникшая в Русской Церкви практика обязательной исповеди перед Причастием необходима и не должна быть нарушаема. Однако при частом причащении необходимость исповеди находится в компетенции духовника и самого верующего. Ничего страшного нет в том, что человек будет причащаться каждое воскресенье, а исповедоваться раз в месяц или по мере необходимости, при условии хранения себя от смертных грехов.

Документ безусловно запрещает причащение в дни «женской нечистоты». Тут, во-первых, стоило бы смягчить формулировку, назвав упомянутый период «днями очищения», а во-вторых, нужно оговорить условия, при которых женщинам в таком состоянии причащение все же разрешается. Такими условиями могут быть болезнь, смертная опасность или другие особые обстоятельства на усмотрение духовника.

Вопрос подготовки ко Причастию детей требует отдельной проработки. Документ ссылается на 18-е правило Тимофея Александрийского, согласно которому, первая исповедь ребенка совершается по достижении им десятилетнего возраста. В русской же традиции закрепился обычай исповедовать детей с семи лет. Но может ли быть полезной частая исповедь в таком возрасте? Не лучше ли, вслед за о. Владимиром Воробьевым, советовать детям исповедоваться один раз в 7 лет, следующий раз - в восемь лет, и третий раз - в девять?

Точно так же вызывает вопрос и евхаристического поста для детей. Документ предлагает причащать детей натощак начиная с трех лет. На опыте своей семьи и семей прихожан могу свидетельствовать, что далеко не каждый ребенок даже в пять лет способен выдержать пост до Причастия, особенно когда литургия начинается не очень рано, а до храма еще необходимо добраться. Не лучше ли было бы требовать причастие натощак с того возраста, когда ребенок впервые исповедуется, а для младших детей оставить это на усмотрение родителей, обозначив, что после трех лет ребенка нужно начинать постепенно приучать к евхаристическому посту? Разве есть что-то греховное в том, что ребенок в пять лет выпьет утром дома воды или съест печенье, а потом, придя с родителями в храм, спокойно и с радостью подойдет к Чаше?

Как можно сделать вывод из пункта 6 обсуждаемого проекта, документом предполагается не допускать ко Причастию лиц, живущих не в зарегистрированном браке и необвенчанных. Безусловно, блудное сожительство поощрять невозможно и преступно. Но в пастырской практике приходится встречаться с ситуациями, которые не укладываются в простые схемы. Речь не идет о молодых людях: для молодых пар, безусловно, заключение брака обязательно. Однако случается такое, что сходятся и начинают жить как муж и жена люди, уже имеющие детей.

Они не регистрируют брак, чтобы не впутываться в сложные вопросы распределения наследства-то есть, скажем, одна из сторон хочет оставить свое имущество своим детям, либо, наоборот, будучи связан обязательствами по кредиту, муж не желает, чтобы эта ответственность перешла на новую супругу. Бывает, что в таком «браке» люди живут больше десяти лет - и что же, лишать их возможности причащения? Вряд ли такую пару стоит воспринимать как «сожителей» - аналог римского конкубината. Ведь это не «свободная любовь без обязательств», но фактически семья со всей ответственностью друг перед другом.

В этом плане кажется возможным из соображений икономии применить норму, допустимую в еврейском законодательстве: браком считается свободный союз мужчины и женщины, совместную жизнь которых могут подтвердить два или более свидетелей. Но применять подобный подход, еще раз оговорюсь, можно не ко всем подряд, а только к зрелым парам, прожившим совместно достаточно долгое время, и в особых, исключительных случаях, когда другие способы разрешения данной ситуации оказываются невозможны.

В заключение приведу собственный ответ на вопрос «Как подготовиться ко Причастию?» Этот текст вошел в мою книгу «Исповедь и Причастие: практические советы», которая издана в прошлом году по рекомендации Рецензионной комиссии Украинской Православной Церкви.

Как подготовиться ко Причастию?

1. Понимать смысл и искренне желать Причастия. Приходящий ко Причастию должен осознавать, что это такое и зачем. Мы причащаемся для того, чтобы соединиться с Самим Богом, вступить с Ним в общение, принять Тело и Кровь Христовы для освящения и очищения от грехов. К этому необходимо иметь искреннее личное желание, а не вынужденное каким-то авторитетом, «долгом», или рекомендацией знахарки или «бабки».

2. Иметь мир со всеми. Чтобы причаститься, необходимо пребывать в мире со всеми людьми, по крайней мере, не иметь желания отомстить. Нельзя принимать Таинство в состоянии вражды или ненависти. Господь Иисус сказал: «Если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой».

3. Не совершать смертных грехов, отлучающих от Причастия. Это прежде всего убийство (в том числе аборты), нарушение супружеской верности, измена Богу с различными гадателями-целителями-экстрасенсами. В случае отступления необходимо прежде всего воссоединиться с Церковью через исповедь у священника.

4. Жить по-христиански каждый день. Для того чтобы причаститься, лучше не изобретать специальные периоды подготовки, но жить так, чтобы сама повседневная жизнь была совместима с регулярным участием в Трапезе Господней. Существенным содержанием такой жизни являются ежедневная личная молитва, чтение и изучение Библии - Слова Божия, обязательное исполнение Божьих заповедей и постоянная внутренняя борьба с живущим внутри нас «ветхим человеком», с поврежденной грехом нашей природой, влекущей ко греху.

Важными составляющими духовной жизни являются ежедневное испытание совести (например, перед сном) и регулярная исповедь. Крайне важно для правильной духовной жизни стремление жить не ради себя, но ради ближнего, внутренняя честность, правдивость и смирение перед каждым человеком. Важно также, насколько это возможно, соразмерять свой жизненный ритм и график с богослужебным ритмом, соблюдая общепринятые посты (среду и пятницу, а также многодневные посты, из которых наиболее важный - предпасхальный Великий пост) и по возможности участвуя в праздничных богослужениях, которые случаются не только в воскресные дни.

5. Литургический пост. Издавна в церковной традиции принято подходить ко Причастию натощак. Эта дисциплинарная норма называется «литургический пост». Как правило, от пищи и питья воздерживаются с полуночи перед Причастием. Согласно определению Священного Синода РПЦ, продолжительность литургического поста должна составлять не менее 6 часов (в случаях, когда литургия совершается ночью, например, на Пасху или Рождество, выдерживать 6 часов полного поста не требуется). То есть, если вы после полуночи случайно выпили воды, а утром к 9 часам собираетесь на литургию - это не повод отказываться от Причащения. Точно так же не повод отказываться от Причастия, если утром проглотил немного воды при умывании.

Следует помнить, что дисциплинарная норма распространяется на физически здоровых людей. Для тех же, кто, например, страдает сахарным диабетом, утром разрешается кушать. Точно так же можно принимать перед Причастием лекарства, необходимые по жизненным показаниям. В конце концов, и Тайная Вечеря, и евхаристические трапезы первых христиан совершались вечером, после приема пищи. И при подготовке к Причастию имеет значение состояние сердца и души, а не состояние желудка.

Дополнительный пост. Тем, кто давно не причащался, в качестве дисциплинарной подготовки необходимо дополнительно поститься перед Причастием три дня или неделю - воздерживаться от мясных и молочных продуктов, а также сосредоточиться в эти дни на молитве, чтении Слова Божия и подготовке к исповеди. Дополнительный пост перед Причастием в течение трех дней или недели в течение многих веков не был традицией Православной Церкви и вошел в обычай лишь в эпоху упадка, когда большинство верующих стали причащаться только один раз в год или в каждый из многодневных постов.

До сих пор многие священники требуют от всех прихожан дополнительно поститься три дня перед Причастием, что, по сути, превращается в необходимость поститься четыре дня подряд - ведь в случае подготовки к причащению в воскресный день пост длится со среды (которая сама по себе является постным днем) по субботу включительно. Но при этом требование дополнительного поста странным образом не распространяется на самих священнослужителей.

По замечанию , требование от мирян более строгих правил подготовки ко Причастию, чем от священнослужителей, является недопустимым и противоречащим самой литургии, на которой «все - и епископ, и священник, и мирянин - предстают пред Богом и предстоят Богу в равном достоинстве или, точнее, в равном недостоинстве» .

Последние годы все больше епископов и священников, в частности, митр. Иларион (Алфеев), приходят к мнению, что для тех людей, которые живут серьезной христианской жизнью, имеют опыт ежедневной личной молитвы, соблюдают установленные Церковью посты и постные дни и стремятся причащаться часто (по возможности за каждой воскресной и праздничной литургией), не требуется дополнительного трехдневного поста перед Причастием. При этом, отмечает митр. Иларион, правила подготовки должны быть более строгими для тех, кто причащается редко, чем для тех, кто причащается часто.

6. Исповедь. Как правило, перед Причастием в храмах требуют обязательной исповеди. Она может совершаться как непосредственно перед литургией, так и вечером накануне или за несколько дней. Тем людям, которых священник знает как сознательных христиан, живущих согласно вере и регулярно причащающихся, может быть позволено причащаться без обязательной исповеди - такая практика общепринята в Греческой Церкви.

7. Молитвенная подготовка перед Причастием включает в себя чтение канона и молитв ко Святому Причащению - вечером либо утром перед литургией. Здоровому человеку рекомендуется прийти накануне в храм на вечернее богослужение. Чтение других молитвословий, таких как каноны покаянный, Богородице, Ангелу-хранителю, акафист Иисусу Сладчайшему, вошло в практику и стало достаточно распространенным обычаем.

Предписание читать три канона перед причастием печатается сегодня во многих молитвословах, однако, по замечанию митрополита Илариона (Алфеева), вопрос обязательности этого правила остается «дискуссионным» . Следует помнить, что в древности чтение малого повечерия с тремя канонами составляло обычное вечернее молитвенное правило и не было связано непосредственно с Причастием. До сих пор малое повечерие является вечерним молитвенным правилом в Греческой Церкви.

Касательно продолжительности молитвенного правила можно посоветоваться со священником, у которого обычно или чаще всего исповедуетесь. Так, практика чтения трех канонов не является обязательной, например, в московском храме Святителя Николая в Кузнецах, где настоятелем служит ректор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета протоиерей Владимир Воробьев.

Во время литургии в храме нужно молиться вместе со всеми, а не читать свое правило, которое не успел «вычитать» дома. Литургия является «общим делом», в которое должны быть вовлечены все молящиеся. Если по каким-либо причинам не удалось исполнить молитвенное правило до начала службы, то лучше будет прямо сказать об этом священнику и попросить благословение на Причастие.

8. Телесное воздержание. Супругам в ночь накануне Причащения принято воздержаться от телесных супружеских отношений.

Наконец, стоит напомнить, что желающие причаститься должны приходить в храм к началу Божественной литургии. Таинство Причастия нельзя рассматривать в отрыве от всей службы, на которой оно совершается. Необходимость собрания всех в одно место видна уже из самого слова «литургия», что в переводе с греческого означает общественную повинность или работу, общее служение. Все ранние христианские памятники свидетельствуют о том, что собрание - первое и необходимое условие Евхаристии, ее основа и начало. На это же указывает и наименование возглавляющего литургию епископа или священника предстоятелем, закрепленное в наших богослужебных книгах.

Епископ или священник, стоящий у престола, есть «предстоятель братий». Он совершает службу вместе со всеми предстоящими в храме, вознося молитвы не от себя лично, но от всего собрания верных. Строго говоря, Евхаристию совершает вся община, поскольку каждый верующий не только присутствует в храме, но участвует в общих молитвах. Община и предстоятель со-служат друг другу, и это сослужение выражается в диалогической структуре церковных молитв. Почти все евхаристические молитвы произносятся от лица всего собрания и запечатлеваются словом Аминь; основные части богослужения - чтение Писания, освящение Даров и причащение - начинаются взаимным преподанием мира: Мир всем - И духови твоему. Наконец, как пишет , «все молитвы имеют своим содержанием нашу хвалу, наше благодарение, наше причащение, а своею целью - „соединение всех нас друг ко другу во единого Духа причастие…“».

Древность литургии Преждеосвященных Даров

В большинстве научно-богословских статей и трудов, посвященных истории появления Литургии Преждеосвященных Даров констатируется факт несомненной древности появления этой литургии. Некоторые видят ее происхождение с апостольских времен, некоторые в практике Древней Церкви ежедневного личного (самопричащение) причащения христиан, а некоторые в практике причащения Таин Христовых монахов-пустынников. Такое причащение совершалось, скорее всего, после 9 часа (то есть после 3-х часов по полудни или ближе в заходу солнца) и ему предшествовало суточное воздержание от пищи. Ибо если естественное воздержание от пищи в период Великого поста длилось до 9-часа, то, несомненно, оно длилось и при совершении Литургии Преждеосвященных Даров. Именно о полном воздержании от пищи, полноценном посте в течение всего прошедшего дня перед вечерней, на которой совершается Литургия Преждеосвященных Даров, как об исконной и непрерывной традиции свидетельствует и профессор И. Фундулис: «Верующий народ приходил "к вечерне" после полного пощения в течение всего истекающего дня, а Литургия Преждеосвященных всегда вставлялась, а вернее сказать соединялась с последованием Вечерни» .

О традиционном времени совершения Литургии Преждеосвященных Даров и сроке евхаристического поста перед причащением тайн Христовых

Теперь мы коснемся главного - времени совершения Преждеосвященной литургии и подготовки к ней особым евхаристическим постом. Мы сравним исконную практику Православной Церкви с тем, что сегодня нам пока только предлагает, а фактически навязывает всей Русской Православной Церкви документ «Об участии верных в Евхаристии» , подписанный на Архиерейском совещании 2015 г. некоторыми епископами и высшим священноначалием РПЦ.

В упомянутом документе, который предполагается стать главным руководством для духовенства и мирян всей полноты РПЦ, дается следующая рекомендация: «Поскольку Литургия Преждеосвященных Даров согласно Уставу соединена с вечерней, совершение ее в вечернее время является уставной нормой (впрочем, на практике эта литургия обычно совершается утром).В соответствии с постановлением Священного Синода Русской Православной Церкви от 28 ноября 1968 года, "при совершении Божественной литургии Преждеосвященных Даров в вечерние часы воздержание для причащающихся от принятия пищи и пития должно быть не менее 6 часов, однако воздержание перед причащением с полуночи от начала данных суток весьма похвально и его могут держаться имеющие физическую крепость"» (Требования подготовки ко святому Причащению., п. 1. Практика приготовительного поста).

Рекомендация полного воздержания от пищи в течение 6 часов до причащения Святых Таин Христовых на Литургии Преждеосвященных Даров на самом деле грубейшим образом нарушает практику Православной Церкви о времени и характере так называемого евхаристического поста (ἡ εὐχαριστιακή νηστεία), восходящую к эпохе Вселенских Соборов.

а) евхаристический пост в истории Церкви, основные правила

Священными канонами Православной Церкви не определяется срок подготовительного поста перед Божественной Евхаристией, то есть не определяется количество дней для воздержания и поста перед днем принятия Святых Таин Христовых. Однако, что касается того, как священник должен совершать Божественную литургию, а соответственно и мирянин приступать в святой Чаше, священные каноны дают вполне ясные разъяснения и указания. 41 правило Карфагенского Собора (419 г. н.э.), выносит следующее определение: «Святое таинство олтаря да совершается людьми не ядшими...» , То же подтверждает и 47 правило этого же Собора. При этом отцы Карфагенского Собора, утверждая особым правилом необходимость совершать священнодействие Божественной Евхаристии даже в вечернее время натощак, ссылаются на соответствующее постановление Отцов I Вселенского Собора: «мы слышали о никейском исследовании веры; о священнодействии случающемся после обеда, истинно есть, да не ядшими достойно совершается, и тогда утверждено сие». То есть обычай Древней Церкви всегда совершать Божественную Литургию священнослужителями натощак является обязательным, не зависимо от времени совершения Евхаристии (утром или вечером). И этот обычай, имеющий свое древнее происхождение, нашел свое закрепление и в решении Трулльского Собора (VI Вселенского Собора) в 29 правиле: «Правило отец Карфагенского собора повелевает, дабы священнодействие олтаря совершаемо было не иначе, разве людьми не ядшими (εἰ μὴ ὑπὸ νηστικῶν ἀνθρώπων, μὴ ἐπιτελεῖσθαι)».

При этом следует обратить внимание на то, что Отцы VI Вселенского Собора отменяют своим определением дозволение отцов Карфагенской церкви разрешать пост в Великий четверг, то есть вкушать пищу до совершения вечерни и соединенной с ней Божественной литургии. И такая строгость отцов Вселенскими Соборами объяснялась тем, чтобы «последуя апостольским и отеческим преданиям, ... не подобает в четверток последния седмицы, разрешати пощение, и тем всю Четыредесятницу бесчествовати».

б) евхаристический пост перед Литургией Преждеосвященных Даров

Относительно срока полного воздержания от пищи до причащения Святых Таин на Литургии Преждеосвященных Даров мы говорили ранее, ссылаясь на авторитетное свидетельство профессора И. Фундулиса о том, что верующий народ «приходил "к вечерне" после полного пощения в течение всего истекающего дня (μετὰ πλήρη νηστείαν καθ᾿ ὁλόκληρον τὴν διαρρεύσασαν ἡμέραν), а Литургия Преждеосвященных всегда вставлялась, а вернее сказать соединялась с последованием Вечерни». Тот же профессор Фессалоникского университета, высказывая мнение о желательности восстановления служения Преждеосвященной литургии в вечернее время, что явилось бы восстановлением издревле принятого в Церкви порядка чина богослужения, относительно необходимости сохранения полного поста пишет следующее: «Если люди желают, или им надо приступить в божественному Причащению во время вечерней Преждеосвященной литургии, им необходимо войти в область подвигов святого поста. Евхаристический пост, который предшествует божественному Причащению, как известно, это полный отказ о пищи и пития с вечера или с полуночи вплоть до божественного Причащения, т.е. абсолютное воздержание. Если же кто-то по причине здоровья не может этого сделать, то пусть к ним проявят человеколюбие духовники. Однако я уже говорил, что им прежде всего следовало бы причащаться на литургии в субботу или в воскресенье. Да пребудет Преждеосвященная ненарушимой, а также ее цель и ее условия».

Именно такое усиленное пощение вполне соответствовало и уставу о посте не только внешне, но и внутренне. Такое пощение, то есть полное воздержание (ἡ πληρὴ ἐγκράτεια) от всякой пищи и питья до совершения Преждеосвященной литургии соответствует и «апостольской и отеческой традиции» (Ἀποστολικαί καί Πατερικαί παραδόσαι) совершать священнодействие натощак, а тем более в период Великого поста. Божественная Литургия Преждеосвященных Даров являлась естественным продолжением дней поста «дней плача и сокрушения» (Зонара). По мысли всех толкователей литургии Преждеосвященных Даров, она не является праздничным богослужением, поскольку не является приношением жертвы, а «предложением жертвы уже принесенной и совершенной, и священнодействием исполненного», последованием сообразным духу великопостного «сокрушения и умилостивления Бога о грехах» (Вальсамон).

Относительно же дней поста перед Евхаристией некоторые литургисты и богословы утверждают, что таких предписаний нет в церковных канонах. Эти предписания и рекомендации появляются в период поствизантийский, начиная с XV столетия, и их можно увидеть не только в рукописях молитвословов, но в Пидалионе прп. Никодима Святогорца, Канонарии о Посте (последний считается записью Канонария свт. Иоанна Постника) и др. Вероятно в это же время происходит так называемая богослужебная икономия: когда вечерня и Литургия Преждеосвященных Даров переносятся (преимущественно в приходской практике) на более раннее время.

В документе «Об участии верных в Евхаристии», в той части где даются рекомендации относительно подготовки ко Святому Причащению, тем не менее введена важная терминология - «пренебрежение к Таинству Тела и Крови»:

«Пренебрежением к Таинству Тела и Крови Христовых является опоздание на Божественную литургию, особенно когда верующие прибывают в храм после чтения апостола и Евангелия» (Требования подготовки ко святому Причащению., п.3 молитвенное правило).

Однако под словом пренебрежение , синонимом которого могут являться и дерзость, бесстыдство и т.д. необходимо прежде всего понимать неверное отношение к величайшей святыне Церкви Христовой, Божественной Евхаристии, нарушение апостольской и древней практики благоговейного отношения к Евхаристии, которой, без всякого сомнения, служит срок полного воздержания от пищи, или так называемый литургический пост.

Итак, история Литургии Преждеосвященных Даров однозначно свидетельствует о том, что она совершалась преимущественного после 9 часа дня , то есть после 3 часов дня по нашему времяисчислению. Поскольку она соединялась с вечерней, как совершаемая в дни Великого поста, когда полное воздержание от пищи предполагается до 9 часа, то перед Причащением Таин Христовых на этой литургии, согласно древней церковной традиции, всегда полагалось более строгое, а именно полное воздержание от всякой пищи и пития. Поэтому вполне естественно возникает вопрос: на каком основании Архиерейское совещание вынесло определение о полном воздержании от пищи в течении «не менее 6 часов» ?

Мы не находим ни в исторически ни в литургических памятниках никаких подтверждений для такого подхода. Более того, любое вкушение пищи даже за 6 часов до причащения во время Преждеосвященной литургии является грубейшим нарушением и правила поста как внешнего, так и внутреннего . Ибо такое вкушение пищи разрушает «дух сокрушения и покаяния » (τὸ πένθου καὶ μετανεῖας πνέυμα), а также, если не, прежде всего, противоречит «Апостольским и отеческим преданиям » (Ἀποστολικαί καί Πατερικαί παραδόσαι), о которых говорится в 29 правиле Трулльского Собора. Еще Апостольские правила вполне ясно указывали на то, что период Великого поста является временем «самого строгого воздержания, в самых усиленных подвигах покаяния и сокрушения, в самой напряженной борьбе со всеми врагами нашего спасения.

При этом мы должны учитывать тот факт, что упоминаемое в документе «Об участии верных в Евхаристии» определение Священного Синода от 1968 года было принято в период активного вовлечения РПЦ в экуменическое движение, которое в то время, несомненно под влиянием разрушительных для Католической Церкви реформ II Ватиканского собора, шло на такого рода откровенные нововведения. При этом введение этих новшеств было лишено должной евангельской и святоотеческой рассудительности, которая во главу угла ставила бы возрождение подлинного спасительного благочестия, выстраиваемого на страхе Божием (См. прп. Исаак Сирин 1-е слово). Так называемый «Диалог любви», в который была вовлечена Православная Церковь в то время, был направлен на безостановочное сближение с Римо-Католической Церковью, то есть без границ и фундаментальных принципов. Предлагаемое священноначалием РПЦ это литургическое нововведение отнюдь не является безобидным. Являясь одним из шагов в плане коварного сближения с Римо-Католической Церковью, оно, на самом деле подрывает дух, смысл и содержание поста, разлагает дух покаяния.

Аргументы, часто предлагаемые в оправдание данного нововведения, не выдерживают элементарной критики, поскольку в основе аргументации лежит не спасение личности, а приспособление к человеческим немощам . На самом деле эти приспособления носят разрушительный характер и для человека и для Церкви. И в основе идеи разрушения положена казалось бы привлекательная и правильная идея «необходимости частого причащения Тайн Христовых». Но возникает сразу же вопрос - зачем? Известное из практики Древней Церкви частое причащение было вызвано теми условиями, в которых жила Церковь и в период гонений, и в период первых Вселенских Соборов - страх умереть без соединения со Христом. И этот страх, благоговение и трепет накладывались на весь строй жизни христиан, который оценивался крайней степенью трезвения и бодрствования. Мы этого не видим в жизни нашей Церкви в современных условиях. Трезвение и бодрствование заменены формальным и потребительским отношением к Святым Тайнам Христовым. Мысль «лишь бы часто причащаться» стала навязчиво и опасно доминировать в умах как у современного либерального духовенства нового поколения, так и у прихожан. При этом забывается о первостепенной важности подлинного покаяния и необходимости глубокой исповеди для достойного причащения Святых Таин Христовых. Тексты Божественной литургии и свт. Иоанна Златоуста и свт. Василия Великого нам напоминают о необходимости трезвения, то есть крайне внимательного и в подвиге препровождения нашей земной жизни: «якоже бытии причащающимся во трезвение души...» (εἰς νῆψιν ψυχῆς). Об этом нам говорят и все молитвы перед святым Причащением.

Предлагаемый же документ «Об участии верных в Евхаристии» пошел еще далее, на грубейшее разрушение исконной традиции полного поста , предполагающего полное воздержание от принятия пищи и пития в течение всего дня до вечера совершения Литургии Преждеосвященных Даров, о чем было сказано выше.

Мы считаем, что перенесение вечерни и Литургии Преждеосвященных даров на утреннее время и ближе к полудню как раз и является той мерой допустимой икономии , которая не разрушает обязательный принцип «телесного воздержания, поста ». Тем более, что предписываемое церковными правилами допустимость совершения полной Божественной Литургии не ранее 3 часа, т.е. 9 утра, предполагает полное воздержание от пищи никак не 6 часов, а от 10 до 12 часов. И если «Пасхальное таинство » требует такого длительного невкушения пищи и пития, то, тем более, длительное воздержание становится и очевидным и оправданным в случае с Литургий Преждеосвященных Даров.

Мы выражаем надежду на то, что наше священноначалие прислушается к изложенным нами доводам о необходимости точного следования древнему, апостольскому и святоотеческому обычаю и преданию причащаться только натощак как мирянам, так и священнослужителям во время Литургии Преждеосвященных Даров и пересмотрит текст «Об участии верных в Евхаристии», внеся необходимые исправления в принятый документ . Кроме того такая обязанность возлагается на священноначалие священными канонами Православной Церкви, строго воспрещая менять то, что веками установлено и передано, и с великим благоговением и тщанием предшествующих иерархов сохранено.

Редакция интернет-содружества «Православный Апологет», 2015 год. 5-я Неделя Великого Поста.

Существует молитва домашняя и церковная. Желающий причаститься Святых Христовых Тайн должен молитвенно подготовить себя к этому: больше и усерднее молиться дома, посещать церковные богослужения.
Накануне причастия принято посещать вечернее храмовое Богослужение.
Для молитвенной подготовки ко Святому Причащению накануне причастия нужно прочитать:
- Последование ко Святому Причащению. Оно находится в Православном молитвослове.
Существует, кроме того, благочестивая традиция (но не обязанность) чтения трёх канонов и акафиста перед принятием Святых Христовых Таин:
- канона покаянного ко Господу нашему Иисусу Христу (см. значение термина Канон),
– канона молебного ко Пресвятой Богородице,
– канона Ангелу-Хранителю.
(В дни празднования Воскресения Христова (40 дней) вместо этих канонов обычно благословляется читать Пасхальный канон).
Если человек хочет читать каноны и акафисты и у него есть для этого время, то ничего, кроме пользы, такое чтение принести не может.

Пост

Перед Причастием положен литургический пост. Для новоначальных, отпавших и не соблюдавших установленные Церковью многодневные и однодневные посты, священником может быть установлен дополнительный 3-7 дневный пост перед Причастием.
Пост, кроме ограничений в пище, также состоит в том, чтобы есть и пить меньше обыкновенного, а также воздержаться от посещения театра, просмотра развлекательных фильмов и передач, прослушивания светской музыки. Нужно соблюдать телесную и душевную чистоту. Супругам должно в день до и после причастия воздерживаться от телесного общения.
Накануне причастия с 12 часов ночи начинается строгий пост – полное воздержание от питья и еды (утром, отправляясь в храм на причастие, не разрешается что-либо есть, пить; страдающие табакозависимостью также должны воздержаться от своей страсти).

Настроение и поведение

Готовящийся ко Святому Причащению должен примириться со всеми и беречь себя от чувства злобы и раздражения, удерживаться от осуждения и всяких непотребных мыслей, разговоров, проводя время, насколько это возможно, в уединении, в чтении Слова Божия (Евангелия) и книг духовного содержания.

Исповедь

Желающий причаститься должен накануне, до или после вечернего Богослужения, устно исповедаться Богу в своих грехах в присутствии свидетеля – священника, чистосердечно раскрыв свою душу и не утаивая ни одного содеянного греха и иметь искреннее намерение исправиться.
Перед исповедью нужно непременно примириться как с обидчиками, так и с обиженными, смиренно испросив у всех прощения. Задача подготовки к исповеди – найти конкретные качества своей души, свойств характера, поступки, события или состояния, нарушающие Заповеди Божии, препятствующие богообщению.
Во время исповеди лучше не дожидаться вопросов священника, а высказать ему всё, что тяготит душу, ни в чем себя не оправдывая и не перелагая вины на других.
Правильнее исповедаться накануне причастия вечером, чтобы утром участвовать в литургии. (Важно! На первую в жизни исповедь или после долгого перерыва лучше прийти не в воскресный день, когда храмы полны прихожан. У священника просто не будет времени подробно вас исповедовать. Также желательно предупредить священника, что вы никогда ранее не исповедовали грехи.) В крайнем случае, можно исповедаться и утром, до начала литургии. После окончания литургии, перед причастием в некоторых храмах исповедуют маленьких детей и болящих. Приходить на исповедь, когда литургия уже началась, это крайнее небрежение к Таинству. Исповедавшись, необходимо принять твёрдое решение не повторять вновь своих прежних грехов. Без исповеди никто не может быть допущен ко Святому Причащению, кроме детей до 7 лет и случаев смертельной опасности.

Перед Св. Причащением и во время Св. Причащения

Ещё до открытия царских врат и выноса Св. Даров, лучше всего вскоре после пения «Отче наш», нужно приблизиться к алтарю и ожидать выноса Св. Даров при возгласе «Со страхом Божием и верою приступите». При этом принято пропустить вперёд детей, пожилых и немощных прихожан. Подходя к Чаше, нужно ещё заблаговременно, издали сделать поклон и сложить крестообразно руки на груди (правая поверх левой). Перед Св. Чашей не нужно креститься, дабы нечаянно не толкнуть её. Подойдя к Чаше нужно внятно произнести своё полное христианское имя, широко открыть уста (рот) и благоговейно, с полным сознанием святости великого Таинства, принять Тело и Кровь Христову и тотчас же проглотить. Приняв Св. Тайны, не крестясь поцеловав край Чаши и тотчас же отойти к столику, чтобы вкусить частицу просфоры и запить теплотой.

После Св. Причащения

До целования напрестольного креста в руках священника из церкви уходить не принято. Также следует выслушать благодарственные молитвы (или прочесть их, придя домой).
В день Св. Причащения – вести себя благоговейно и благочинно, дабы «честно соблюсти в себе Христа принятого».

***
С канонической точки зрения практика подготовки ко Причащению регулируется следующими правилами: Карфагенского Собора 47 (58)-е и Трулльского Собора 29-е; свт. Никифора Исповедника 9-е; Тимофея Александрийского 5-е и I Вселенского Собора 13-е.
Согласно правилам Карфагенского и Трулльского соборов причащаться можно только натощак, 9-е правило святителя Никифора Исповедника говорит о возможности причащения умирающего даже после вкушения им пищи. Правило Тимофея Александрийского определяет необходимость супружеского воздержания накануне причащения.

Настольная книга православного верующего. Таинства, молитвы, богослужения, посты, устройство храма Мудрова Анна Юрьевна

Евхаристический пост

Евхаристический пост

«Егда хощет кто причаститися Святых Христовых Тайн, подобает ему сохранити всю седмицу, от понедельника пребыти в посте, и молитве, и трезвости совершенной всеконечно, и тогда со страхом, и велиим благоговенством приимет Пречистые Тайны». (Типикон, глава 32).

Таинство Причащения является самым главным моментом Божественной литургии, а также всей жизни верующего человека, так как во время принятия Святых Даров человек удостаивается быть сопричастным Самому Спасателю. Поэтому готовиться к Причастию нужно ответственно и серьезно. Лучше, если удастся взять благословение священника.

Человеку, желающему причаститься, нужно соблюсти перед этим так называемый евхаристический пост. В настоящее время та его часть, что относится к телесному посту, представляет собой воздержание от скоромной пищи (мяса, молока, масла животного происхождения, яиц, рыбы) в течение нескольких дней. По церковным правилам перед Причащением следует поститься неделю. Сегодня во многих храмах священники разрешают сократить этот срок до трех дней. Но пост не предполагает только отказ от пищи. Перед «причастием страшных животворящих Христовых Тайн», следует очистить свою душу, сосредоточиться на духовном делании, а телесное воздержание поможет лучше прочувствовать серьезность наступающего момента.

Чем реже человек причащается, тем дольше должен быть телесный пост, и наоборот. Семейные и социальные обстоятельства, такие, как жизнь в нецерковной семье либо тяжелый физический труд, могут быть причиной ослабления поста. Кроме качественных ограничений в пище, должно уменьшить и количество съедаемого, а также избегать посещения театра, просмотра развлекательных фильмов и передач, прослушивания светской музыки, других мирских удовольствий.

Накануне Таинства, начиная с 12 часов ночи, нужно полностью отказаться от пищи, питья и курения (тем, кто страдает этой дурной привычкой) до времени Причастия. Утром в день Причастия следует прийти в храм заранее, до начала богослужения. Перед Причастием нужно исповедаться или вечером, или непосредственно перед Божественной литургией.

В дни поста перед Таинством Причастия надо по возможности посещать храм, аккуратно вычитывать обычное молитвенное правило (утренние, вечерние молитвы и др. на протяжении дня), необходимо прочитать определенные молитвы, обязательно присутствовать на вечернем богослужении накануне дня Причастия.

В субботу вечером, накануне воскресения, следует прочитать канон Иисусу Сладчайшему, канон молебный ко Пресвятой Богородице и канон Ангелу Хранителю.

В воскресенье (накануне понедельника) – канон Иисусу Сладчайшему, молебный канон Пресвятой Богородице и канон Архангелам.

В понедельник (накануне вторника) – канон покаянный Господу Иисусу Христу, канон святому Предтече Иоанну и канон Ангелу Хранителю.

Во вторник (накануне среды) – Иисусу Сладчайшему, канон Богородице Одигитрии и канон Ангелу Хранителю.

В среду (накануне четверга) – канон покаянный Господу Иисусу Христу, канон молебный ко Пресвятой Богородице, канон святым апостолам или канон Святителю Николаю.

В четверг (накануне пятницы) – канон Честному Кресту, канон молебный ко Пресвятой Богородице и канон Ангелу Хранителю.

В пятницу (накануне субботы) – канон Иисусу Сладчайшему, непременно акафист Пресвятой Богородице (с каноном), канон Ангелу Хранителю, канон Всем святым и канон заупокойный.

В настоящее время независимо от дня Причастия зачастую прочитываются канон Иисусу Сладчайшему, молебный канон Пресвятой Богородице, канон Ангелу Хранителю. После вычитывания указанных канонов, читается обычное вечернее правило и затем Канон ко Святому Причащению. Утром прочитывается обычное утреннее правило и молитвы ко Святому причащению. Если трудно прочитать сразу все правило, можно читать каноны в течение нескольких дней, в которые продолжается пост и подготовка к Таинству.

Последование ко Святому Причащению (канон и молитвы) и каноны на каждый день можно найти в обычных молитвословах для мирян.

Готовящийся ко Святому Причащению должен примириться со всеми и беречь себя от злобы и раздражения, осуждения и всяких непотребных мыслей, а также пустых разговоров. Готовясь к Причастию, полезно вспоминать и совет праведного

Иоанна Кронштадтского: «Некоторые поставляют все свое благополучие и исправность пред Богом в вычитывании всех положенных молитв, не обращая внимания на готовность сердца для Бога – на внутреннее исправление свое; например, многие так вычитывают правило ко Причащению. Между тем здесь прежде всего надо смотреть на исправление нашей жизни и готовность сердца к принятию Святых Тайн. Если сердце право стало во утробе твоей, по милости Божией, если оно готово встретить Жениха, то и слава Богу, хотя и не успел ты вычитать всех молитв. Царство Божие не в слове, а в силе (1 Кор. 4; 20)».

Из книги Достижение цели (сборник хадисов) автора Мухаммед

Глава 1 Добровольный пост и дни, когда пост запрещен 664.Передают, что Абу Катада аль-Ансари, да будет доволен им Всевышний Аллах, рассказывал, что к Пророку, мир ему и благословение Аллаха, пришел мужчина и спросил:«Расскажи о том, как ты постишься». Посланник Аллаха, мир ему

Из книги Потерянные Евангелия. Новые сведения об Андронике-Христе [с большими иллюстрациями] автора Носовский Глеб Владимирович

Из книги Избранные творения в двух томах. Том 1 автора Брянчанинов Святитель Игнатий

Пост Глава добродетелей – молитва; их основание – пост.Так важна заповедь поста, объявленная Богом человеку в раю, что вместе с заповедью произнесена угроза казнью за нарушение заповеди. Казнь заключалась в поражении человеков вечною смертью.И ныне греховная смерть

Из книги 1000 вопросов и ответов о вере, церкви и христианстве автора Гурьянова Лилия

ПОСТ – Пост – нарушение свободы человеческой, о которой вы так любите кричать.– Зачем Богу, чтобы я не ел мяса, Ему от этого не холодно не жарко.– Мы и так живем скудно, у нас пост непрерывный, дальше поститься просто некуда.– За что вы, верующие, так ненавидите тело и

Из книги Современная практика православного благочестия. Том 2 автора Пестов Николай Евграфович

Из книги Справочник православного человека. Часть 2. Таинства Православной Церкви автора Пономарев Вячеслав

Евхаристический пост Человеку, желающему причаститься, нужно соблюсти перед этим так называемый евхаристический пост. В настоящее время та его часть, что относится к телесному посту представляет собой воздержание от скоромной пищи (мяса, молока, масла животного

Из книги Беседы о Литургии автора (Федченков) Митрополит Вениамин

Евхаристический канон Совершение Святого Таинства начинается возгласом священника «Благодарим Господа», призывающим участвующих в Евхаристии христиан к благодарению, поскольку и Сам Спаситель начал священнодействие Бескровной Жертвы благодарением Своему Отцу.Хор:

Из книги Литургика автора (Таушев) Аверкий

Беседа десятая ЕВХАРИСТИЧЕСКИЙ КАНОН Други мои. Дорогие мои. Была на свете бездна, пропасть страшная, ужасная. Она была темна, потому что в мрак ее не проникало ни одного луча солнца, она была душна, потому что воздух в ней не освежался ни одной струйкой чистого воздуха; она

Из книги Лекции по Исторической Литургике автора Алымов Виктор Альбертович

Из книги Божественная Литургия: Объяснение смысла, значения, содержания автора Уминский Протоиерей Алексей

4. Евхаристический Канон по "Апостольскому Преданию" Св. Ипполита Мы уже говорили, что этот древнейший литургико-канонический памятник (ок. 220 г.) по жанру составляет собой самый ранний церковный устав или т.н. прасакраментарий. Он состоит из 43 глав-канонов, кратко

Из книги Народ Мухаммеда. Антология духовных сокровищ исламской цивилизации автора Шредер Эрик

3. Евхаристический Канон Римской Церкви Теперь рассмотрим самое для нас интересное: Евхаристический канон, который мы впервые находим у папы Геласия. Перевод текста (Sacram. L. 3, n. 16 "Canon actionig") даётся по "Собранию древних литургий" вып. 5, стр. 59-63.епископ: "Горе сердца".все: "Имеем

Из книги Открытая тайна автора Вэй У Вэй

Евхаристический канон Во второй, важнейшей части Литургии верных происходит само совершение Таинства.Призыв дьякона: «Станем добре, станем со страхом, святое возношение в мире приносити» подвигает всех к самой главной евхаристической молитве, которая называется

Из книги Пасхальная тайна: статьи по богословию автора Мейендорф Иоанн Феофилович

Пост Джабраил передал мне слова Бога: «Поститесь ради Меня, и Я вознагражу за это». Таково предание.Пост – это одно из таинств религии, цели его трансцендентны. Джунайд сказал так: «Пост – это половина Пути».Пост в течение одного месяца, с восхода до заката солнца, без

Из книги Архитектура и иконография. «Тело символа» в зеркале классической методологии автора Ванеян Степан С.

8. Пост ума Феноменальная жизнь видимой вселенной - не что иное, как объективизация: все, что мы считаем «жизнью», - просто процесс объективизации.Жизнь для обычного человека - непрерывный процесс объективизации. С утра до ночи и с ночи до утра он не перестает

Из книги автора

ЕВХАРИСТИЧЕСКИЙ ДОГМАТ В БОГОСЛОВСКИХ СПОРАХ XIV СТОЛЕТИЯ Христианский Восток не знал таких долгих и страстных дискуссий о природе Евхаристии, как Запад. Основополагающие элементы евхаристического реализма, выразителями которых стали виднейшие из греческих отцов,

Данный проект направляется в епархии Русской Православной Церкви для получения отзывов, публикуется с целью дискуссии на официальном сайте Межсоборного присутствия, на портале Богослов.ru и в официальном блоге Межсоборного присутствия . Возможность оставлять свои комментарии предоставляется всем желающим.

Первоначальный проект данного документа был подготовлен комиссией Межсоборного присутствия по вопросам приходской жизни и приходской практики, затем отредактирован специальной рабочей группой, состоящей из представителей духовных школ. Далее проект был направлен на изучение в комиссию Межсоборного присутствия по вопросам богослужения и церковного искусства, после чего был доработан редакционной комиссией Межсоборного присутствия, председателем которой является Патриарх.

1. Краткий исторический обзор

Духовная жизнь православного христианина немыслима без причащения Святых Таин. Приобщаясь Святых Тела и Крови Христовых, верующие таинственно соединяются со Христом Спасителем, составляют Его единое Тело — Церковь, получают освящение души и тела.

Уже в апостольскую эпоху в Церкви установилась традиция совершать Евхаристию каждое воскресенье (а по возможности и чаще: например, в дни памяти мучеников), чтобы христиане могли постоянно пребывать в общении со Христом и друг с другом (см., напр., 1 Кор 10:16-17; Деян. 2:46; Деян. 20:7). Все члены местной общины участвовали в еженедельной Евхаристии и причащались, а отказ от участия в евхаристическом общении без достаточных к тому оснований рассматривался как пренебрежение Церковью и подвергался порицанию.

Количественный рост Церкви в III и, особенно, IV веке привел к существенным переменам в ее организации. В частности, евхаристические собрания начали совершаться все чаще, а присутствие на них рядовых христиан стало восприниматься многими желательным, но необязательным — равно как и участие в причащении. Церковь противопоставила этому следующую каноническую норму: «Все входящие в церковь, и слушающие священные Писания, но, по некоему уклонению от порядка, не участвующие в молитве с народом, или отвращающиеся от причащения святыя Евхаристии, да будут отлучены от Церкви дотоле, как исповедаются, окажут плоды покаяния, и будут просити прощения, и таким образом возмогут получити оное» (2-е правило Антиохийского Собора).

Тем не менее, высокий идеал постоянной готовности к принятию Святых Таин оказался труднодостижим для многих христиан. Поэтому уже в творениях Святых Отцов IV века встречаются свидетельства о сосуществовании разных практик в отношении регулярности причащения. Так, святитель Василий Великий говорит о причащении четыре раза в неделю как о норме:«Причащаться же каждый день и приобщаться Святого Тела и Крови Христовой — хорошо и полезно, поскольку Сам [Христос] ясно говорит: Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь, имеет жизнь вечную... Мы каждую неделю причащаемся четыре раза: в воскресенье, в среду, в пятницу и в субботу, а также и в прочие дни, если случится память какого-либо святого» (Послание 93 ).

Менее полувека спустя святитель Иоанн Златоуст отмечает, что многие — в том числе монашествующие — стали причащаться один-два раза в году, и призывает усердных христиан придерживаться древней нормы о причащении за каждой Литургией: «Многие причащаются этой Жертвы однажды во весь год, другие дважды, а иные — несколько раз. Слова наши относятся ко всем, не только к присутствующим здесь, но и к находящимся в пустыне, — потому что те [тоже] причащаются однажды в год, а нередко — и раз в два года. Что же? Кого нам одобрить? Тех ли, которые [причащаются] однажды, или тех, которые часто, или тех, которые редко? Ни тех, ни других, ни третьих, но причащающихся с чистой совестью, с чистым сердцем, с безукоризненной жизнью. Такие пусть всегда приступают; а не такие [не должны причащаться] и один раз [в году]»

В IV веке была окончательно зафиксирована сложившаяся еще в доникейскую эпоху норма об обязательном евхаристическом посте — полном воздержании от пищи и питья в день причащения до момента принятия Святых Таин Христовых: «Святое таинство олтаря да совершается людьми не ядшими» (41-е правило Карфагенского Собора; подтверждено 29-м правилом Пято-Шестого Собора). Однако уже на рубеже IV-V веков, как пишет святитель Иоанн Златоуст, многие христиане связывали причащение не только с евхаристическим воздержанием перед Литургией, но и с соблюдением Великого поста. Святитель порицает возведение этого обычая в ранг нормы: «Прошу, скажи мне: приступая к причащению раз в году, ты действительно считаешь, что сорока дней тебе достаточно для очищения грехов за весь [этот] период? А потом, по прошествии недели, опять предаешься прежнему? Скажи же мне: если бы ты, выздоравливая в течение сорока дней от продолжительной болезни, потом опять принялся за ту же пищу, которая причинила болезнь, то не потерял ли бы ты и предшествовавшего труда? Очевидно, что так. Если же так устроено физическое [здоровье], то тем более — нравственное... [Всего] сорок — а часто и не сорок — дней ты посвящаешь здоровью души — и полагаешь, что умилостивил Бога? <...> Говорю это не с тем, чтобы запретить вам приступать однажды в год, но более желая, чтобы вы всегда приступали к Cвятым Тайнам» (Беседы на Послание к Евреям 17, 4).

Вместе с тем, в Византии к XI-XII векам в монашеской среде установилась традиция причащаться только после подготовки, включавшей в себя пост, испытание своей совести перед монастырским духовником, прочтение перед причащением особого молитвенного правила, которое зарождается и начинает развиваться именно в эту эпоху . На эту же традицию стали ориентироваться и благочестивые миряне, поскольку монашеская духовность в Православии всегда воспринималась как идеал. В наиболее строгом виде эта традиция представлена, например, в указании русского Типикона (гл. 32) об обязательном семидневном посте перед причащением.

В 1699 году в состав русского Служебника была включена статья под названием «Учительное известие». В ней, в частности, содержится указание и об обязательном сроке подготовки ко Святому Причащению — в четыре многодневных поста причащаться могут все желающие, а вне постов следует поститься семь дней, но этот срок может быть сокращен: «Три дни или един день да постятся точию» .

На практике крайне строгий подход к подготовке ко Святому Причащению, имевший положительные духовные стороны, приводил, однако, и к тому что некоторые христиане подолгу не причащались, ссылаясь на необходимость достойной подготовки. Против этого злоупотребления была, в частности, направлена норма об обязательном причащении всех христиан Российской империи хотя бы раз в году, содержащаяся в «Духовном регламенте»: «Должен всяк христианин и часто, а хотя бы единожды в год причащатися Святой Евхаристии. Сие бо есть и благодарение наше изящнейшее Богу о толиком смертию Спасителевою содеянном нам спасении. Елижды аще ясте Хлеб сей, и Чашу сию пиете, смерть Господню возвещаете, дондеже приидет. И напутствие к животу вечному. Аще не ясте Тела Сына человеческаго, и не пиете Крове Его, живота не имате в себе. И есть характир или знамение, которым являем себе быти уды единаго мысленнаго Тела Христова, сиесть, сообщники единой Святой Церкви... Того ради, аще который Христианин покажется, что он весьма от Святаго Причастия удаляется, тем самым являет себе, что не есть в Теле Христове, сиесть, не есть сообщник Церкви» .

В XIX — начале XX века благочестивые люди стремились причащаться хотя бы во все четыре поста, а святые того времени, среди которых — святитель Феофан Затворник, праведный Иоанн Кронштадтский и другие — призывали приступать к Святым Таинам еще чаще. Исповеднический подвиг Церкви в годы безбожных гонений ХХ века побудил переосмыслить существовавшую ранее практику редкого причащения, так что сейчас большинство воцерковленных православных людей причащается со значительно большей частотой, чем христиане в дореволюционной России.

2. Говение

Определяемые духовником требования подготовки ко Святому Причащению зависят от частоты приобщения Святых Таин и духовно-нравственного состояния верующего.

Практика приуготовительного поста (говения) регулируется аскетической традицией Церкви. Пост в форме воздержания от скоромной пищи (а в более строгом варианте — в форме сухоядения) и удаления от развлечений, сопровождаемый усердной молитвой и покаянием, традиционно предваряет причащение Святых Таин. В то же время продолжительность и строгость говения как подготовки ко Святому Причащению могут быть разными в зависимости от внутреннего состояния христианина, а также объективных условий его жизни.

Сложившаяся в наши дни практика, согласно которой для причащающихся несколько раз в году достаточно поговеть три дня, а для причащающихся чаще одного раза в месяц — одного дня, при условии соблюдения однодневных и многодневных постов, — вполне соответствует преданию Церкви, отраженному, в том числе, в Учительном известии.

Согласно церковной традиции, говение состоит не только в отказе от определенной пищи, но и в более частом посещении церковных богослужений, а также в совершении определенного домашнего молитвенного последования, которое обычно состоит из канонов и акафистов Спасителю, Божией Матери, Ангелу Хранителю, святым, иных церковных молитвословий. Объем и состав домашнего молитвенного правила в период говения, согласно Следованной Псалтири (точнее, включенному в ее состав «Правилу готовящимся служити, и хотящим причаститися Святых Божественных Таинств, Тела и Крове Господа нашего Иисуса Христа»), может изменяться и находится в зависимости от духовного устроения готовящегося к причастию, а также объективных условий его жизни. Наиболее важная часть молитвенной подготовки причастника — последование ко Святому Причащению, состоящее из соответствующего канона и молитв. Поскольку Евхаристия есть вершина всего богослужебного круга, присутствие на предваряющих Божественную литургию службах — в первую очередь, вечерне и утрене (или всенощном бдении) — является важной частью подготовки к принятию Святых Тела и Крови Христовых.

Духовникам при определении меры поста и объема молитвенного правила готовящегося ко Святому Причащению следует принимать во внимание душевное и телесное состояние говеющего, общую занятость и обремененность попечениями о ближних.

При подготовке ко Святому Причащению необходимо помнить, что целью говения является не внешнее выполнение формальных условий, но обретение покаянного состояния души, искреннее прощение и примирение с ближними.

3. Светлая седмица

Особый случай в отношении практики говения составляет Светлая седмица — неделя после праздника Пасхи Христовой. Древняя каноническая норма об обязательном участии всех верных в воскресной Евхаристии в VII веке была распространена и на Божественные литургии всех дней Светлой седмицы: «От святаго дня Воскресения Христа Бога нашего до Недели Новыя, во всю седмицу верные должны во святых церквах непрестанно упражняться во псалмех и пениях и песнех духовных, радуяся и торжествуя во Христе, и чтению Божественных Писаний внимая, и Святыми Таинами наслаждаяся. Ибо таким образом со Христом купно воскреснем, и вознесемся» (66-е правило Трулльского Собора). Из этого правила ясно следует, что миряне призываются причащаться на литургиях Светлой седмицы. Исходя из этого правила, а также имея в виду, что на Светлой седмице Устав не предусматривает поста и что Светлой седмице предшествуют семь недель подвига Великого поста и Страстной седмицы, — следует признать соответствующей каноническому преданию сложившуюся в целом ряде приходов и епархий Русской Православной Церкви практику, когда соблюдавшие Великий пост христиане в период Светлой седмицы приступают ко Святому Причащению, ограничивая пост невкушением пищи после полуночи.

4. Евхаристический пост

От говения следует отличать евхаристический пост в строгом смысле слова — полное воздержание от пищи и питья с полуночи до Святого Причащения. Этот пост канонически обязателен (см. выше) и не может быть отменен. При этом следует заметить, что требование обязательного евхаристического поста не может быть применимо к младенцам, а также к лицам, страдающим тяжелыми заболеваниями, требующими неопустительного приема лекарств, и к умирающим.

Поскольку Литургия Преждеосвященных Даров согласно Уставу соединена с вечерней, совершение ее в вечернее время предполагает увеличение продолжительности евхаристического поста, в который включаются не только ночь и утро, но и день. Поэтому при вечернем причащении за Литургией Преждеосвященных Даров воздержание от пищи с полуночи сохраняется в качестве нормы. Однако для лиц, не имеющих физической крепости, Священный Синод Русской Православной Церкви на своем заседании от 28 ноября 1968 года установил возможность сокращения евхаристического поста при причащении вечером до шести полных часов .

Каноническое право предписывает воздерживаться в период подготовки ко Святому Причащению от супружеского общения. 5 и 13 правила Тимофея Александрийского говорят о воздержании в течение суток перед причащением.

5. Исповедь и причащение. Препятствия к принятию Святых Таин

В период говения готовящийся ко Святому Причащению совершает испытание своей совести, предполагающее искреннее раскаяние в совершенных грехах и открытие совести перед священником в Таинстве Покаяния. Исповедь перед причащением является неотъемлемой важной частью говения, поскольку не только очищает душу для принятия Христа, но и свидетельствует об отсутствии канонических препятствий к участию в Евхаристии. В отдельных случаях, с благословения духовника, миряне, намеревающиеся приступить ко Святому Причащению несколько раз в течение одной недели — в первую очередь, на Страстной и Светлой седмицах, — могут быть в качестве исключения освобождены от исповеди перед каждым причащением.

Не допускается причащаться в состоянии озлобленности, гнева, при наличии тяжелых неисповеданных грехов или непрощенных обид. Дерзающие приступать к Евхаристическим Дарам в таком помраченном состоянии души сами подвергают себя суду Божию, по слову апостола: «Кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господне» (1Кор 11:29).

Каноны также запрещают причащаться в состоянии женской нечистоты (2-е правило святого Дионисия Александрийского, 7-е правило Тимофея Александрийского, 19-е и 44-е правила Лаодикийского Собора, 69-е правило Пято-Шестого Собора).

6. Причащение и вопросы семейной жизни, а также личной нравственности

Как отмечено в Основах социальной концепции Русской Православной Церкви (Х. 2) и в определении Священного Синода Русской Православной Церкви от 28 декабря 1998 года, Церковь, настаивая на необходимости церковного брака, все же не лишает причащения Святых Таин супругов, состоящих в брачном союзе, который заключен с принятием на себя всех законных прав и обязанностей и признается в качестве юридически полноценного брака, но по каким-то причинам не освящен венчанием. Эта мера церковной икономии, опирающаяся на слова святого апостола Павла (1 Кор. 7:14) и правило 72 Трулльского Собора, имеет в виду облегчение возможности участия в церковной жизни для тех православных христиан, которые вступили в брак до начала своего сознательного участия в таинствах Церкви. В отличие от блудного сожительства, являющегося каноническим препятствием ко причащению, такой союз в глазах Церкви представляет собой законный брак (за исключением тех случаев, когда законодательно допустимые «браки» — например, союз между близкими родственниками или однополое сожительство, которые признаны в ряде стран, — с точки зрения Церкви недопустимы в принципе). Однако долг пастырей — напоминать верующим о необходимости не только заключения юридически действительного брака, но и освящения такового в церковном священнодействии.

Подготовка детей ко Святому Причащению имеет свои особенности. Продолжительность и содержание подготовки определяются родителями в консультации с духовником и должны учитывать возраст, состояние здоровья и степень воцерковленности ребенка. Первая исповедь перед причащением, согласно 18-му правилу Тимофея Александрийского, совершается по достижении возраста десяти лет, но в традиции Русской Православной Церкви первая исповедь происходит, как правило, в возрасте семи лет. Следует признать, что для детей до трех лет евхаристический пост не является обязательным. По традиции, с трехлетнего возраста детей в православных семьях начинают приучать к воздержанию от пищи и питья перед причащением Святых Таин. К семилетнему возрасту ребенок должен твердо привыкнуть причащаться натощак, с этого же времени следует учить ребенка соблюдать перед причащением посильный однодневный пост и прочитывать молитвословия из Последования ко Святому Причащению.

7. Заключение

Таинство Евхаристии — центральное таинство Церкви: «Истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день» , — говорит Спаситель (Ин. 6:53-54). Поэтому регулярное причащение необходимо человеку для спасения.

В отношении того, с какой частотой следует причащаться верующему, возможны различные подходы, при соблюдении приведенного выше правила святителя Иоанна Златоуста причащаться всегда «с чистой совестью, с чистым сердцем, с безукоризненной жизнью» . Об этом же свидетельствуют и святые отцы последних веков. По словам святителя Феофана Затворника, «мера [причащаться] в месяц однажды или два раза — самая мерная» , хотя «ничего нельзя сказать неодобрительного» и о более частом причащении . В этом вопросе каждый верующий может руководствоваться такими словами этого святого: «Святых Таин причащайтесь почаще, как духовный отец разрешит, только старайтесь всегда приступать и с должным приготовлением и паче — со страхом и трепетом, чтоб, привыкнув, не стать приступать равнодушно» .

См.: Alexopoulos S., Hoek A., van den. The Endicott Scroll and Its Place in the History of Private Communion Prayers // Dumbarton Oaks Papers. 2006 . Vol. 60. P. 146–188.

Журнал № 41 заседания Священного Синода Русской Православной Церкви от 28 ноября 1968 года // Журнал Московской Патриархии. 1969. № 1. С. 3–5.

Святитель Феофан Затворник. Письма. V, 757.

Святитель Феофан Затворник. Письма. IV, 693.

Предыдущий Следующий

Смотри также



Митрополит Саратовский и Вольский Лонгин
В сентябре 2013 года был опубликован проект документа «О подготовке ко Святому Причащению», подготовленный Межсоборным присутствием. Он вызвал оживленную и даже весьма резкую дискуссию в православных СМИ и блогосфере. Прежде всего обсуждается вопрос: должна ли исповедь быть частью этой подготовки, то есть обязательно предшествовать Причащению? Однако в этом обсуждении выявился и еще целый ряд вопросов, связанных преимущественно и непосредственно с исповедью. Нужно ли мирянам каяться в помыслах? Лучше исповедоваться регулярно или ждать особого покаянного чувства? Как часто должен исповедоваться священник?

Зинаида Пейкова


Зинаида Пейкова
Первое, что мы должны делать, – это часто исповедоваться. А значит, прежде чем говорить о частом причащении, нужно говорить о частой исповеди.

Не подавай меча вместо пищи
Беседа о Святом Причащении и подготовке к нему
Архимандрит Клеопа (Илие)
Ни в случае смертельной опасности, ни в любом другом случае, нельзя причащаться, не исповедуясь. Сначала исповедь, а потом уже пусть причащается.

Прот. Валериан Кречетов
Протоиерей Валериан Кречетов: «Сначала – призыв к покаянию, а потом – Причащение»
Те формы, к которым пришла Церковь как Тело Христово в течение многих веков, требуют одухотворения, а не изменения. А Бог есть Дух, и с помощью Божией на дух, а не на форму должны быть направлены усилия.

Прот. Владимир Гамарис
«Особенно опасно нарушить порядок духовной жизни, когда исповедь предваряет Причастие»
Протоиерей Владимир Гамарис
Говение для того и необходимо для мирских людей, которые постоянно пребывают в суете, в полезных трудах и в неполезных развлечениях, чтобы хотя бы перед Святым и Божественным Причастием отринуть суету, подышать кислородом вечности.