Виды сказуемых в русском языке. Простое глагольное сказуемое

Виды сказуемых в русском языке. Простое глагольное сказуемое
Виды сказуемых в русском языке. Простое глагольное сказуемое

Сказуемое - главный член двусоставного предложения, обозначающий действие или признак того, что выражено подлежащим.

Сказуемое имеет лексическое значение (именует то, что сообщается о реалии, названной в подлежащем) и грамматическое значение (характеризует высказывание с точки зрения реальности или ирреальности и соотнесенности высказывания с моментом речи, что выражается формами наклонения глагола, а в изъявительном наклонении - и времени).

Существуют три основных типа сказуемых: простое глагольное, составное глагольное и составное именное .

Простое глагольное сказуемое, способы его выражения


Простое глагольное сказуемое
(ПГС) может выражаться однословно и неоднословно .

ПГС - одно слово :

1) глагол в спрягаемой форме, то есть форме одного из наклонений; в этих случаях сказуемое согласуется с подлежащим: Он читал/ читает/ будет читать/ читал бы / пусть читает/ эту книгу.

2) глагольное междометие или инфинитив; согласование сказуемого с подлежащим отсутствует: А шапка бац прямо на пол. Как заиграет музыка, мальчонка сразу плясать .

ПГС - словосочетание :

1. ПГС - фразеологически свободное , но синтаксически связанное словосочетание - может иметь следующее строение и типовое значение:

1) повторение глагольной формы для указания на длительность действия:
Я иду , иду , а до леса еще далеко.

2) повторение глагольной формы с частицей так для указания на интенсивное или полностью осуществленное действие:
Вот уж сказал так сказал .

3) повторение одного и того же глагола в разных формах или однокоренных глаголов для усиления значения сказуемого:
Сам спать не спит и другим не даёт.
Жду не дождусь весны.

4) смысловой глагол с вспомогательной глагольной формой, утратившей или ослабившей свое лексическое значение и вносящей в предложение дополнительные смысловые оттенки:
А он возьми да и скажи / знай себе распевает.

5) два глагола в одинаковой грамматической форме для обозначения действия и его цели:
пойду погуляю в саду.

6) глагол с частицей было, вносящей значение несостоявшегося действия:
Я собрался было в кино, но не пошел.

7) конструкция со значением интенсивности действия:
Он только и делает , что спит.

2. ПГС-фразеологизм обозначает единое действие, нерасчленимое по смыслу на действие и его материальный объект, в большинстве случаев этот фразеологизм можно заменить на один глагол: принять участие, прийти в себя, впасть в ярость, забить тревогу, иметь возможность, иметь намерение, иметь обыкновение, иметь честь, иметь право; изъявить желание, гореть желанием, приобрести привычку, почитать себя вправе, счесть необходимым и т.п.:

Он принял участие в конференции (=участвовал ).


Составное глагольное сказуемое
(СГС) имеет следующую структуру:
приинфинитивная часть + инфинитив.

Инфинитив выражает основное лексическое значение сказуемого - называет действие.

Приинфинитивная часть выражает грамматическое значение сказуемого, а также дополнительную характеристику действия - указание на его начало, середину или конец (фазисное значение) или возможность, желательность, степень обычности и другие характеристики, описывающие отношение субъекта действия к этому действию (модальное значение).

Фазисное значение выражается глаголами стать, начать (начинать), приняться (приниматься), продолжить (продолжать), перестать (переставать), прекратить (прекращать) и некоторыми другими (чаще всего это синонимы к приведенным словам, характерные для разговорного стиля речи):

Я начал / продолжил / закончил читать эту книгу.

Модальное значение может выражаться

1) глаголами уметь, мочь, хотеть, желать, стараться, намереваться, осмелиться, отказаться, думать, предпочитать, привыкнуть, любить, ненавидеть, остерегаться и т.п.

2) глаголом-связкой быть (в наст. времени в нулевой форме) + краткими прилагательными рад, готов, обязан, должен, намерен, способен, а также наречиями и существительными с модальным значением:

Я был готов / не прочь / в состоянии подождать .

Как в приинфинитивной части, так и в позиции инфинитива может быть употреблен фразеологизм:

Он горит нетерпением участвовать в конференции (= хочет участвовать )
Он хочет принять участие в конференции (= хочет участвовать ).
Он горит нетерпением принять участие в конференции (= хочет участвовать ).

Осложнение СГС происходит за счет дополнительного употребления в его составе модального или фазисного глагола:

Я начал хотеть есть .
Я почувствовал, что скоро могу начать хотеть есть .

Особый тип СГС представлен в предложениях, главные члены которых выражены глаголами в неопределенной форме: Волков бояться - в лес не ходить. Вспомогательная часть таких сказуемых нетипична для составных глагольных: она представлена глаголом-связкой быть, который встречается в составных именных сказуемых. Кроме быть, вспомогательная часть может быть представлена также глаголом значить, например:


Не прийти - значит обидеть .

Не являются составными глагольными сказуемые, выраженные:

1) составной формой будущего времени глагола несовершенного вида в изъявительном наклонении: Я завтра буду работать ;
2) сочетанием простого глагольного сказуемого с инфинитивом, занимающим в предложении позицию дополнения в случае разных субъектов действия у спрягаемой формы глагола и инфинитива: Все просили ее.underline { border-bottom: 1px dashed blue; } спеть (все просили, а спеть должна она) ;
3) сочетанием простого глагольного сказуемого с инфинитивом, который в предложении является обстоятельством цели: Он вышел на улицу погулять .

Нетрудно заметить, что во всех этих случаях спрягаемая форма глагола, стоящая перед инфинитивом, не имеет ни фазисного, ни модального значения.

Составное именное сказуемое

Составное именное сказуемое (СИС) имеет следующую структуру:
приименная часть (связка) + именная часть.

Именная часть выражает лексическое значение сказуемого.

Приименная часть выражает грамматическое или грамматическое и часть лексического значения сказуемого.


Приименная часть
бывает:

1) отвлеченная: глагол быть (в значении "являться", а не "находиться" или "иметься"), который выражает только грамматическое значение сказуемого - наклонение, время, лицо / род, число; в настоящем времени отвлеченная связка выступает в нулевой форме: Он студент / был студентом .

2) полузнаменательная (полуотвлеченная): глаголы явиться (являться), бывать, оказаться (казаться), представиться (представляться), стать (становиться), сделаться (делаться), остаться (оставаться), считаться и др., которые выражают грамматическое значение сказуемого и дополняют значение, выражаемое именной частью; эти глаголы обычно не употребляются без именной части.

Например: Он оказался студентом . Она казалась усталой .

3) знаменательная (полнозначная): глаголы движения, состояния, деятельности идти, ходить, бежать, вернуться, сидеть, стоять, лежать, работать, жить и др.

Например: Мы вернулись домой усталые . Он работал дворником . Он жил отшельником .

Знаменательная и полузнаменательная связка при определении типа сказуемого может быть заменена на отвлеченную.

Именная часть может быть выражена однословно и неоднословно.

Однословное выражение именной части :

1) существительное в падежной форме, чаще в именительном падеже. / творительном падеже.

Например: Он учитель / был учителем . Юбка была в клетку .

2) прилагательное в полной и краткой форме, в форме любой из степеней сравнения.

Например: Слова его были умны . Он стал выше отца. Он самый высокий в классе.

3) полное или краткое причастие: Письмо не было распечатано .

4) местоимение: Этот карандаш мой !

5) числительное: Он был восьмым в очереди.

6) наречие: Разговор будет начистоту . Мне было жаль старика.

Неоднословное выражение именной части:

1) фразеологически свободное, но синтаксически связанное словосочетание может иметь следующее строение:

а) слово с количественным значением + существительное в родительном падеже.

Например: Мальчик был пяти лет .

б) существительное с зависимыми от него словами, если само существительное малоинформативно, а смысловой центр высказывания находится именно в зависимых от имени словах (само существительное в этом случае может быть выброшено из предложения почти без потери смысла).

Например: Он лучший ученик в классе .

2) фразеологизм: Он был притчей во языцех .

Связочная часть также может быть выражена фразеологизмом:


Он имел вид смурной и рассеянный
- фразеологизм в связочной части;

Составное именное сказуемое, как и составное глагольное, может быть осложненным за счет введения в него модального или фазисного вспомогательного глагола.

Например: Она хотела казаться усталой . Он постепенно начинал становиться специалистом в этой области.

В этой статье мы расскажем о типах сказуемых, остановимся подробно на составном именном и его связках, приведем примеры.

Как известно, всего сказуемое и подлежащее - главные члены. Сказуемое обычно согласуется в лице, роде и числе с подлежащим. Оно выражает грамматическое значение изъявительного, повелительного или условного наклонения.

Основные типы сказуемых:

1) простое глагольное;

2) составное глагольное;

3) составное именное сказуемое (примеры смотрите ниже).

Два принципа выделения типов сказуемых

Они делятся по двум принципам. Типы сказуемых классифицируют следующим образом:

1) по составу;

2) по их морфологической природе.

В первом случае разделяют такие типы, как простое и составное. Последнее включает в себя составные именные и глагольные сказуемые. Основываясь на втором принципе, выделяют именное и глагольное. Именная часть составного сказуемого может выражаться прилагательным, существительным и наречием. Данные деления пересекаются. Так, составным или простым может быть глагольное сказуемое, а именное всегда составное.

Простое глагольное сказуемое

Определение которого, как вы увидите, имеет некоторые нюансы, выражает глагол в спрягаемой форме, то есть употребляемый в форме наклонения (изъявительного, условного или повелительного). Также к нему относятся такие варианты, у которых отсутствует формальный показатель времени, наклонения и подчинения подлежащему. Это усеченные (хвать, толк, бац и т. д.), а также инфинитив, употребленный в значении изъявительного наклонения. Кроме того, простое глагольное сказуемое может быть представлено а также спрягаемой формой глагола + (давай, да, пускай, пусть, будто, было, как бы, точно, словно, только что и др.)

Составное именное сказуемое

Как уже было сказано, именной тип всегда составной, включая те случаи, когда его представляет всего одна словоформа. Несмотря на то что слово, выражающее его, всего одно, в таких предложениях присутствует составное именное сказуемое. Примеры приводим следующие: "Он молод. Он обеспокоен трудами, заботами".

У таких сказуемых всегда присутствуют два компонента. Первый - это связка, которая выражает предикативные категории времени и модальности. Второй - это присвязочная часть, в ней указано вещественное основное содержание данного типа сказуемого.

Связка в составном именном сказуемом

Учение о связке в русской науке о синтаксисе разработано подробно. Особенность традиционного подхода в том, что этот термин понимается широко. Связкой, во-первых, называют слово "быть", единственное значение которого - указание на время и модальность. Во-вторых, ею именуют глаголы с видоизмененным и ослабленным в той или иной степени значением, которые выражают не только предикативные категории, но и вкладывают вещественное содержание в такое сказуемое.

Сравните примеры: он был грустным - он казался (стал) грустным - он возвратился грустным.

В первом предложении связка "быть" отвлеченная, это служебное слово, формант, у которого присутствуют грамматические формы времени и наклонения, что характерно для глагола. Однако она не является глаголом, поскольку не имеет процессуального действия или признака, а также категории вида, которой обладает любой из них.

Знаменательные и полузнаменательные связки

В других примерах представлены связки иного типа - знаменательные и полузнаменательные. Последние вносят значение возникновения признака (становиться/стать), его сохранения (оставаться/остаться), внешнего обнаружения (показаться/казаться), включению внешнего носителя (прослыть/слыть, зваться, считаться) в составное именное сказуемое.

Примеры можно привести следующие: он стал умным - он остался умным - он казался умным - он слыл умным.

Знаменательные связки представляют собой глаголы с определенным, конкретным значением (в основном обозначающие движение или пребывание в том или ином состоянии). Они способны присоединять к себе либо существительное в Т.п. со значением качественной характеристики, либо прилагательное в форме Т.п. или И.п.

Предложения с составным именным сказуемым со знаменательными связками можно привести в пример следующие:

1. Он пришел голодный (голодным).

2. Мальчики оставались сорванцами.

Связка "быть"

Связка "быть", являясь отвлеченной, не имеет в изъявительном наклонении формы настоящего времени, поэтому его выражением в данном наклонении является само отсутствие связки. Такие предложения, как ни странно, тоже имеют составное именное сказуемое. Примеры:

1. Дело напрасно.

2. Вечер чудесен.

3. Дорога хороша.

Следует отличать от связки глагол "быть", у которого имеются два значения:

1. Находиться, наличествовать (Мы были в театре. В то время было множество представлений).

2. Иметься (У сестры была кукла).

Связки "суть" и "есть"

Слова "суть" и "есть", которые восходят к формам настоящего времени третьего лица глагола "быть", в современном языке считаются служебными словами, а именно - частицами.

Отсутствие связки называется ее нулевой формой. Это определение сформулировал А. М. Пешковский, оно явилось первой попыткой изучения синтаксических явлений в парадигматическом аспекте. Введение данного понятия означает, что синтаксическая конструкция (то есть предикативная основа некоторого именного изучается не как таковая в отдельности, а в определенном ряду. Это иллюстрируют следующие примеры:

1. Улица будет (была) многолюдна.

2. Улица была бы многолюдна.

3. Улица многолюдна.

Составное глагольное сказуемое

Мы рассмотрели такие типы сказуемых, как простое глагольное и составное именное. Остановимся теперь подробнее на составном глагольном сказуемом. Оно включает два компонента - инфинитив и спрягаемую глагольную форму. Последняя своей грамматической формой и лексическим значением выражает временные, модальные и аспектуальные характеристики некоторого действия, которое обозначено инфинитивом. Инфинитив к себе могут присоединять глаголы, относящиеся к нескольким семантическим группам (хотел работать, начал работать, приехал работать, заставили работать).

Правила определения составного глагольного сказуемого

Составное сказуемое, согласно грамматической традиции, - это не любое соединение с инфинитивом спрягаемой формы. Для того чтобы можно было о нем говорить, должны соблюдаться два требования:

1. Инфинитив в таком сказуемом обозначает не любое действие, а лишь определенной субстанции, той же, что и спрягаемая глагольная форма, то есть некоторого предмета, названного подлежащим.

Примеры можно привести следующие. С одной стороны - он хотел работать, начал работать, может работать, умеет работать. С другой - родители заставили его работать, все просили девушку спеть, начальник приказал выполнить задание. В первом случае, в котором представлены составные глагольные сказуемые, инфинитив принято называть субъектным, поскольку он обозначает действие некоторой субстанции, той же, что и спрягаемая глагольная форма. Во втором случае присутствует объектный инфинитив, который традиционно не вносят в состав составного сказуемого, а говорят о нем как о второстепенном члене.

2. Определяя у составного сказуемого границы, следует учесть характер, который имеют смысловые отношения между инфинитивом и спрягаемой глагольной формой. Инфинитив со значением цели не входит в него. Такое значение он имеет при различных глаголах движения: приехал работать, зашел поболтать, прибежал узнать, послали выяснить. Инфинитив цели (который может быть, как ясно из примеров, как объектным, так и субъектным) - это второстепенный член. Составным сказуемым следует считать лишь соединения инфинитива с глаголами, наиболее отвлеченными по значению (с модальными и фазовыми).

Составное глагольное сказуемое, таким образом, понимается как обозначение действия, некоторого процессуального признака, которое охарактеризовано в аспектуальном (начал работать) или модальном (хотел работать) плане, либо одновременно в обоих из них (хотел начать работать).

Мы рассмотрели основные типы сказуемых, остановившись подробно на составном именном и различных связках, которые в нем присутствуют. Это лишь краткий обзор данной темы, более подробную информацию можно найти в любом учебнике грамматики в разделе о синтаксисе.

Понятие о предложении занимает центральное место в синтаксисе русского языка. Отличить предложение от других синтаксических единиц помогает выделение подлежащего и сказуемого. Это зачастую вызывает трудности, потому что в русском языке сказуемые делятся на три вида: простое глагольное сказуемое, составное глагольное и составное именное.

Грамматическая основа предложения

Второстепенные члены в предложении держатся на фундаменте, состоящем из подлежащего и сказуемого. Предикативная основа является определяющим фактором в характеристике предложения: простое или сложное, односоставное или двусоставное.

Именно по наличию подлежащего и сказуемого судят, чем является синтаксическая единица: у предложения они есть, у словосочетания - нет. Например, Я иду по улице . Является предложением, т.к. имеет грамматическую основу: я иду (подлежащее и сказуемое соответственно). Красивый стол - словосочетание, т.к. нет предикативной основы.

Не всегда в предложении есть вся грамматическая основа. Нередки случаи, когда выделяется подлежащее или сказуемое, тогда предложение будет называться односоставным.

При анализе предложения проблема определения сказуемого и его типа вызывает наибольшие затруднения.

Что такое сказуемое

Сказуемое входит в предикативную основу предложения и составляет связку с подлежащим в роде, лице и числе. Благодаря сказуемому предложение имеет отношение к действительности и позволяет носителям языка общаться между собой. Оно является носителем грамматического значения синтаксической единицы: указывает на реальность и время повествования. Сказуемое отвечает на вопросы, касающиеся действий предмета, каков он, что с ним происходит, кто он такой и что он такое.

Определить тип сказуемого возможно двумя путями:

  1. Морфологический. Сказуемые выделяются по отнесенности к той или иной части речи: глагольные (выражены глаголом) и именные (выражены именем существительным или прилагательным). Например, Тускло горят фонари. (сказуемое горят глагольное). Мы были друзьями всю жизнь (сказуемое были друзьями именное, выражено именем существительным с глагольной связкой).
  2. Составной. Простое и составное сказуемые, состоящие из одного грамматического целого и нескольких слов соответственно. Например, Кто из вас предаст меня? (сказуемое предаст - простое). Я был озлоблен (сказуемое был озлоблен - составное).

Эти два принципа определения сказуемых легли в основу их видовой принадлежности:

  • Составное глагольное сказуемое.
  • Составное именное сказуемое

Типы сказуемых: простые и составные

Все сказуемые русского языка подразделяются на простые и составные. Принадлежность эта определяется количеством слов в составе сказуемого. Если слов более одного, то сказуемое является составным. Различить простое и составное глагольное сказуемое поможет наличие или отсутствие глагола связки в их составе.

Роль связки выполняют глаголы, указывающие на:

  • стадии действия (начало, развитие, продолжение);
  • долженствование;
  • желательность;
  • состояние

Также это могут быть краткие прилагательные, слова категории состояния и глагол быть.

Различают два вида составных сказуемых: именное и глагольное. Оба они имеют в составе вспомогательный глагол-связку. Глагольное сказуемое включает в себя инфинитив, а именное - именную часть.

Если в предложении роль сказуемого выполняет глагол или его грамматическая форма, то оно будет называться простым глагольным сказуемым.

Простое глагольное сказуемое (ПГС): определение понятия

Состоит из глагола в одном из трех наклонений: изъявительном (Внутри дома царила пустота - сказуемое царила), сослагательном (Внутри дома царила бы пустота - сказуемое царила бы) или повелительном (Пусть внутри дома царит пустота - сказуемое пусть царит).

Как видно из последнего примера, не всегда ПГС однословно. Бывают случаи, когда их несколько, но слова грамматически связаны: это может быть форма глагола (например, повелительное наклонение или будущее время), неделимое устойчивое сочетание или усиление экспрессии путем повтора слова.

Способы выражения

Способы выражения простого глагольного сказуемого делятся на две группы: однословные и неоднословные.

Чем выражено простое глагольное сказуемое
Однословное Неоднословное
Глагол в одном из наклонений (изъявительное, повелительное, условное).

Форма глагола, предполагающая в составе два слова:

  • будущеее время (буду работать );
  • условное наклонение (поехала бы );
  • повелительное наклонение (пусть поедет )
Инфинитив. Устойчивое сочетание (фразеологизм) в значении единого действия (бить баклуши - «лентяйничать» )
Междометия в форме глагола. Глагол, усиленный модальной частицей (чуть не упал ).
Глагол быть, если имеет значение наличия или существования. Повторение однокоренных глаголов с целью придания экспрессивной окраски (ждет-выжидает ).

ПГС может быть согласовано с подлежащим, если имеет вид одного из наклонений. Бывают случаи, когда подлежащее и сказуемое не согласованы - тогда ПГС имеет форму инфинитива.

Однословное ПГС

Чаще всего в русском языке встречается однословное простое глагольное сказуемое. Примеры предложений представлены ниже:

  1. Я слышу топот лошадей. (ПГС слышу - выражено глаголом в изъявительном наклонении)
  2. Дочка, пойдем со мной. (ПГС пойдем - выражено повелительным наклонением глагола)
  3. Не поехать сегодня - значит ждать до утра. (ПГС ждать - выражено глаголом в начальной форме)
  4. А стакан бац - и на пол. (ПГС бац - выражено глагольным междометием)
  5. Утром повсюду была роса. (ПГС была - выражена глаголом «быть» в значении «наличие»)

Неоднословное ПГС

Подобный предикатив вызывает большую сложность у тех, кто изучает русский язык. Простое глагольное сказуемое, состоящее из нескольких лексических единиц, можно охарактеризовать тем, что слова в нем грамматически связаны. Предложения с простым глагольным сказуемым неоднословным:

  1. Мы будем горячо спорить о случившемся. (ПГС будем спорить - выражено глаголом изъявительного наклонения в будущем времени)
  2. Я бы поехала с тобой, да нужно отлучиться в другое место. (ПГС поехала бы - выражено глаголом условного наклонения)
  3. Пусть все будет по-твоему. (ПГС пусть будет - выражено глаголом повелительного наклонения)
  4. Все на ферме работали, кроме Степана. Он, как всегда, бил баклуши. (ПГС - бил баклуши - выражено фразеологизмом в значении «лентяйничал»)
  5. Давай я сделаю эту работу вместо тебя. (ПГС давай сделаю - выражено глаголом с модальной частицей)
  6. Жду не дождусь, когда закончатся холода. (ПГС жду не дождусь - выражено повторением однокоренных глаголов)

Согласование ПГС с подлежащим

Рассмотрим предложения с простым глагольным сказуемым, согласующимся с подлежащим:

  1. Согласование в числе: Машина едет по новому шоссе. (ПГС едет - единственное число) - Машины едут по новому шоссе. (ПГС едут - множественное число).
  2. Согласование в роде: Трактор ехал. (ПГС ехал - мужской род) - Машина ехала. (ПГС ехала - женский род).
  3. Если подлежащее включает в себя слово, имеющее значение количества, то ПГС может быть выражено единственным или множественным числом: Два облака одиноко плывут по небу. (подлежащее два облака , ПГС плывут употреблено во множественном числе) - Большинство учеников не пропустило занятие. (Подлежащее большинство учеников , ПГС не пропустило употреблено в форме единственного числа).
  4. Если подлежащее имеет форму существительного с количественным или собирательным значением (например, народ, молодежь, общество, большинство, меньшинство), ПГС можно употреблять только в единственном числе. Молодежь строит будущее. (ПГС строит употреблено в единственном числе) - Большинство согласилось с предложением директора по улучшению производства. (ПГС согласилось употреблено в единственном числе).

Бывают случаи, когда ПГС формально не согласуется с подлежащим. В подобных случаях оно выражено:

  • Инфинитивом: Он пляшет - а Вера хохотать. ПГС хохотать выражено глаголом в начальной форме.
  • Глагольным междометием: Я глядь - а сумки-то и нет. ПГС глядь - междометие, по форме напоминающее глагол.
  • Повелительным наклонением в некоторых формах: Разбей она сейчас вазу - дело плохо бы закончилось. ПГС разбей в повелительном наклонении.

Выделение ПГС в предложении

Проблема того, как определить простое глагольное сказуемое, связана с его возможной неоднословностью. В отличие от составного ПГС в составе имеет слова одной грамматической формы. Именно этот признак отличает простое глагольное сказуемое. Примеры предложений приведены ниже:

Я начал работать на прошлой неделе. - Я буду работать с завтрашнего дня. В первом предложении составное глагольное сказуемое, имеющее в составе вспомогательный глагол начал и инфинитив работать . Совершенно иная картина во втором предложении. Здесь ПГС буду работать - форма будущего времени.

Использование ПГС в речи

Для придания художественной речи динамики используется просто глагольное сказуемое. Примеры: Солдаты, расположившиеся вокруг своей пушки, были заняты каждый своим делом. Кто писал письмо, кто сидел на лафете, пришивая к шинели крючок, кто читал маленькую армейскую газету. (В. Катаев) - в данном отрывке ПГС придает динамику описываемым событиям.

ПГС применяют в разговорном стиле речи. В том случае, когда оно выражено инфинитивом, не согласующимся формально с подлежащим: Сенька в пляс, в Варька - хохотать. (ПГС хохотать в форме инфинитива, разговорный стиль).

Чтобы придать речи экспрессивную окраску, также используется просто глагольное сказуемое. Примеры: Я ее бац - и разбила! (ПГС бац указывает на разговорный стиль); Гром трах-тарарах в дерево! (ПГС трах-тарарах указывает на крайнюю степень эмоциональности автора).

Проект для обучения синтаксической темы в 8 классе

«СКАЗУЕМОЕ. ТИПЫ СКАЗУЕМОГО»

Подготовила Бондаренко Т.В., учитель первой квалификационной категории МОУООШ №11 с. Александровского Ставропольского края

Цели: расширить понятие о сказуемом, познакомить с типами сказуемого; учить различать простое, составное глагольное и составное именное сказуемые; формировать орфографическую зоркость учащихся

Оборудование: карточки, компьютер, мультимедийный проектор, экран.

ТЕОРИЯ

Сказуемое – один из главных членов предложения, связанный с подлежащим и согласующийся с ним в роде, числе и лице.

В предложении сказуемое чаще всего выражается глаголом, согласованным с подлежащим, но может выражаться и другими частями речи (прилагательными, существительными, причастиями, числительными, местоимениями, наречиями). Отвечает на вопросы: «что делает предмет (лицо)?», «кто такой предмет (лицо)?», «каков предмет (лицо)?», «что с ним происходит?», «каков он?» .

Существует три типа сказуемых:

- простое глагольное сказуемое;

- составное глагольное сказуемое;

- составное именное сказуемое.

Простое глагольное сказуемое

Сказуемое, выраженное одним глаголом в форме какого-либо наклонения, называется простым глагольным сказуемым . В простом глагольном сказуемом лексическое и грамматическое значения выражаются глаголом.

Способы выражения простого глагольного сказуемого

Простым глагольным сказуемым может быть глагол в повелительном, изъявительном или условном наклонении.

Примеры простого глагольного сказуемого:

Кирпич делается из глины.
Он
является одним из первых.
Из-за угла
показался автомобиль.
Все
становятся в ряд.
Брат
бывает в Москве.

Составное глагольное сказуемое

Составное глагольное сказуемое состоит из двух частей – основной и вспомогательной . Вспомогательная часть выражает грамматическое значение сказуемого.

Неопределенная форма глагола (инфинитив) выражает основное лексическое значение сказуемого.

Вспомогательная часть составного глагольного сказуемого выражена:

1)глаголами, обозначающими начало, продолжение, окончание действия: Я начал замерзать, Она продолжала играть;

2) глаголами долженствования и краткими прилагательными (должен, могу, готов, рад и др.) К примеру: Мы готовы помочь, Он должен уехать, Я рад слышать ваш голос;

3)с ловами состояния со значением желательности , необходимости , возможности:

Надо поддержать его.

3) словами категории состояния, выражающими эмоциональную оценку действия: Приятно видеть снова вас, Хорошо бывать на природе.

Составное именное сказуемое

Составное именное сказуемое имеет два компонента: связка и именная часть.

Наиболее употребляемым является глагол-связка быть , выражающий только грамматические значения.

Способы выражения именной и вспомогательной частей составного именного сказуемого

Именной частью в составе именного сказуемого может выступать:
- имя существительное в творительном падеже, в именительном падеже;
- сравнительная степень имени прилагательного, причастие, краткое прилагательное, наречие, местоимение. Например:

Вечер становится теплее (сравнительная степень имени прилагательного)
Он является новатором (имя существительное в творительном падеже)
Он показался мне радостным. Осень стояла теплая (имя прилагательное)
Брат бывает невыносим (краткое прилагательное)
Книга была моей (местоимение)
Платье было ей впору
(наречие)

Вспомогательная часть именного сказуемого может быть выражена:

1) формой глагола быть (был, есть, буду, нулевой формой этого глагола) Я был счастлив ;
2) глаголами стать, казаться, оказаться и др. Он казался одиноким ;
3) глаголами со значением действия, состояния:
прийти, приехать, вернуться, стоять и др. Она приехала поездом;
4) в настоящем времени вспомогательная часть (глагол-связка) может быть опущена. Вместо нее может быть тире.

Примеры составного именного сказуемого в предложениях:

А разве воздействовать ( что ? подлежащее ) на людей – не великое искусство? Грех не беда , молва не хороша . (составное именное сказуемое с нулевой связкой)
Вечер как вечер. Ученье – вот чума . Ученость – вот причина .
Слава этих людей – это
подлинная слава. «Гроза» есть, без сомнения, самое решительное произведение Островского. (Белинский)
Иудушка был мал и небрезгливый. Искусство – это не профессия, а талант. (Д. Гранин)
С этого дня князь Андрей женихом стал ездить к Ростовым. (Л.Н. Толстой)
Вся жизнь моя была залогом свиданья верного с тобой. (А.С. Пушкин)

Таблица видов сказуемых

ПРОСТОЕ ГЛАГОЛЬНОЕ

(как правило,состоит из одного слова – глагола)

СОСТАВНОЕ

СОСТАВНОЕ ГЛАГОЛЬНОЕ

СОСТАВНОЕ ИМЕННОЕ

Способы выражения простого глагольного сказуемого:

    глагол в различном наклонении

1. Уже проснулись певчие птицы.

(гл. прош. вр., в изъявительном наклонении)

2. В спортивной секции вы тренировались бы более регулярно.

(гл. в условном наклонении)

3. Возьмите с собой в проход карту.

(гл. в повелительном наклонении)

    междометие в значении глагола

Вдруг из кустов выбегает собака и прыг в воду.

    глагол в форме сложного будущего времени

Еще громче будут петь птицы.

    устойчивое словосочетание (фразеологизм)

Ты постоянно вешаешь мне лапшу на уши

Вспомогательное слово

Глагол-связка

+

Способы выражения вспомогательного слова:

    глаголы ( начать, прекратить, продолжать, мочь, желать, хотеть и т.д.)

Брат перестал заниматься и может отстать в учебе.

    краткие прилагательные

(рад, готов, должен, обязан, намерен и т.д.)

Я рад вам помочь.

Обрати внимание:

1. Неопред. форма глагола не всегда входит в состав сказуемого. Она может выступать в качестве любого члена предложения.

Подлежащим:

Курить – здоровью вредить.

Дополнением :

Врачи запретили ему (что?) курить .

(Действия, выраженные глаголами, совершают разные лица, значит, курить не является частью сказуемого.)

Обстоятельством:

Он вышел (зачем?) покурить.

Определением:

Привычка (какая?) курить ему повредила.

2 . Составное глагольное сказуемое может включать и более 2-х слов :

Я был рад вам помочь.

Именная часть

Неопределенная форма глагола

Способы выражения глагола-связки:

    глагол БЫТЬ в разных временных формах

Я был учителем .

Я буду учителем .

Я ○ учитель ( в настоящем времени связка нулевая)

    глаголы делаться, стать, становиться, казаться, являться, называться и т.д.

Все делается светлее от первого снега.

    Глагол-связка может состоять из 2-х слов

Я хочу быть учителем .

Способы выражения именной части:

    Имя существительное

Он ○ весельчак . Он был весельчаком .

    Имя прилагательное

Он был сегодня очень веселый.

    Причастие /краткое причастие

Брови ее были сдвинуты .

Хлеба уже ○ обмолоченные .

    Местоимение

Вишневый сад теперь ○ мой.

    Числительное

Два да три будет пять .

    Наречие

Ей туфли будут впору.

    Синтаксически неделимое словосочетание

Он был высокого роста.

ОБУЧЕНИЕ, ТРЕНИРОВКА

Материалы к уроку №1 «Простое глагольное сказуемое »

1 . Работа в парах с предложениями, записанными на доске и на карточках

- Найдите подлежащее и сказуемое в предложениях, напишите над сказуемым, чем оно выражено

1). Уже проснулись певчие птицы.

Громко поют птицы.

Еще громче будут петь птицы.

2). Что называется сказуемым?

(Сказуемое – это главный член предложения, который зависит только от подлежащего и обозначает его признак или действие. Сказуемое отвечает на вопросы: Что делает предмет? Что с ним происходит? Каков он? Что он такое? Кто он такой?)

3). Какими частями речи выражены сказуемые?

(Глаголы – сказуемые имеют формы изъявительного наклонения прошедшего, настоящего и будущего сложного времени.)

4)Сделайте вывод

Вывод : Такие сказуемые, в которых лексические и грамматические значения выражены одним глаголом в форме какого-либо наклонения, называются простыми глагольными.

2. Закрепление. Работа в парах

1) Самостоятельная работа с КИМами. Вариант №3 (стр25).

2) В2. замените словосочетание (на) пристани села (предложение 1), построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание.

на сельской пристани

3) В3. Выпишите грамматическую основу предложения 22.

Вдали зашумела идущая обратным рейсом шустрая «Ракета».

Ответ:

4) В6. укажите количество грамматических основ в предложении 15.

Я глянул ему в глаза – он отвел их, он не хотел быть нахалом.

ОБУЧЕНИЕ, ТРЕНИРОВКА

Материалы к уроку №2. «Составное глагольное сказуемое »

Слайд

Рассмотрите таблицу вспомогательных глаголов и их значений. Вспомогательные глаголы несут дополнительное значение к основному глаголу в форме инфинитива.

Основные вспомогательные слова

Начало, конец, продолжение действия

Желательность, возможность, необходимость действия

Эмоциональная оценка действия

Краткие прилагательные в роли вспомогательных глаголов

Фразеологические сочетания

начать

стать

закончить

приняться

продолжить

бросить

пуститься

прекратить

уметь

успеть

желать

мечтать

хотеть

стараться

предполагать

привыкнуть

пытаться

любить

нравиться

надеяться

бояться стыдиться

готовиться

ненавидеть

страшиться

трусить

рад

должен

готов

обязан

достоин

иметь желание

сделать усилие

дать согласие

гореть желанием

иметь честь

иметь намерение

дать обещание

иметь привычку

Закрепление новых знаний

1. Записать примеры предложений , проанализировать их. Обратить внимание на способ выражения сказуемого. (Слайд)

Законы механики открыл Исаак Ньютон.
Ещё в детстве Исаак
начал мастерить механические игрушки. В отрочестве Ньютон продолжал строить модели водяных мельниц.
Сформулировать собственный вывод, аргументировать ответ.

2. Цифровой диктант с последующей самопроверкой . (Слайд)

Распределить сказуемые в соответствии с цифровыми обозначениями в три колонки: в первую – простое глагольное сказуемое, во вторую – составное глагольное сказуемое (ПГ, СГС):

Исаак Ньютон (1606-1642) родился (1) в Англии.

Ньютон хотел надеяться (2) , что его род восходит (3) к шотландским дворянам XV века, Однако историки так не считают (4) .

Предки Ньютона стремились разбогатеть(5).

К концу XVI века семья перешла (6) в разряд (землевладельцев ).

Отец Ньютона оставил (7) в наследство крупную по тем временам сумму в 500 фунтов стерлингов и несколько сот акров плодородной земли, занятой полями и лесами.
Исаак с 12 учился (8) в школе в .

В 1659 году мать вернула (9) его в поместье и попыталась возложить (10) на 16-летнего сына часть дел по управлению хозяйством.
(1.3.4.6,7,8.9//2.5.10)

3. Р.р. Творческие задания

I группа. (Слайд)

1. Замените простые глагольные сказуемые составными.

1. Исаак читал книги.
2. Ньютон учился в Кембриджском университете.
3. В студенческие годы Исаак мастерил научные инструменты.

Примерные ответы: стремился учиться, продолжал мастерить.

II группа. (Слайд)

2. Выполните синтаксический разбор предложения:

Согласно легенде, закон тяготения Ньютон сумел открыть, наблюдая падение яблока с ветки дерева.

III группа.

3.Выполните пунктуационный разбор предложения:

Ньютон продолжал экспериментировать с цветом, доказав, что белый свет не первичен, а состоит из цветных компонентов с разными углами преломления. (Слайд)

IV группа.

4. Определите, чем выражено сказуемое. (Слайд)

Учёный мечтал написать книгу о математических началах. В этом труде Ньютон готов был определить базовые начала механики. Ньютон сумел сформулировать три закона механики. Он должен был много трудиться.

4 . Используя текст, заполните таблицу

Способы выражения составного глагольного сказуемого.

Способ выражения

Пример

Самопроверка. (Слайд):

Способ выражения

Пример

Модальный глагол (хотеть, мочь и пр.)

смог получить, помогли привести

Глагол, обозначающий фазу действия (начинать, кончать и т. п.)

начал учиться, продолжил обучаться, продолжали складываться, закончил строить

Глагол, обозначающий эмоциональную оценку действия (любить, бояться)

любил посвящать

Краткие прилагательные или наречия с модальным значением (должен, рад, обязан, надо и т.п.)

надо было проводить, рада была возвести

Ньютон Исаак (1643-1727 гг.)

Английский математик, физик, алхимик и историк. Родился в семье фермера.
В12 лет начал учиться в Грантемской школе, в 1661 г продолжил обучаться в колледже Св. Троицы (Тринити-колледж) Кембриджского университета в качестве субсайзера (так назывались бедные студенты, выполнявшие для заработка обязанности слуг в колледже).
Окончив университет, Ньютон в 1665 г смог получить ученую степень бакалавра. В 1665-1667 гг. у него продолжали складываться в основном те идеи, которые помогли привести его к созданию дифференциального и интегрального исчислений, изобретению зеркального телескопа, открытию закона всемирного тяготения.
В Кембридже ему надо было проводить опыты по разложению света. В 1668 г. Ньютону была присвоена степень магистра. В 1671 г. Ньютон закончил строить второй зеркальный телескоп - больших размеров и лучшего качества. Ньютону принадлежат обоснованные тончайшими экспериментами представления о монохроматических световых лучах и периодичности их свойств, лежащие в основе физической оптики.
В 1687 г. Ньютон опубликовал свой грандиозный труд «Математические начала натуральной философии» (кратко - «Начала»), заложивший основы не только рациональной механики, но и всего математического естествознания. «Начала» содержали законы динамики, закон всемирного тяготения с эффективными приложениями к движению небесных тел, истоки учения о движении и сопротивлении жидкостей и газов, включая акустику.
В 1705 г. за научные труды королева Анна рада была возвести его в рыцарское звание. В последние годы жизни Ньютон много времени любил посвящать теологии и античной и библейской истории. Похоронен Ньютон в английском национальном пантеоне - Вестминстерском аббатстве.

5. Проверка полученных знаний с последующей самопроверкой

На этом уроке мы говорили о составном глагольном сказуемом. Почему сказуемое называется составным? Глагольным?
Обращаю ваше внимание на то, что в составном глагольном сказуемом обязательно должен присутствовать инфинитив.

Проверочная работа. Выпишите составные глагольные сказуемые

(1) Маленький Исаак постоянно был одинок.(2) Сверстники не слишком хорошо к нему относилисьпотому, что он всегда мог выиграть в шашки и другие игры, требующие сообразительности.(3) Молодой Ньютон не мог подружиться ни с кем из этой ребятни.(4) Так началось его одиночество – от рождения и до смерти....
(5)В студенческие годы он чувствовал
, что способен решить проблемы, которые веками волновали человечество. (6)При одной только мысли об этом он ощущал бешеное нетерпение и ненасытную страсть первооткрывателя. (7)Конечно, в Кембридже он станет магистром, затем членом колледжа, может быть, профессором. (8)Он знал, что члены колледжа не могли жениться. (9)Ньютон не жалел об этом.(10) Его любовью стала математика...
(11) Он прекрасно знал анатомию и физиологию, различные методы лечения, что в большей мере способствовало его завидному долголетию.
(12)Он не особенно жаловал литературу и совсем не любил поэзию, живопись и скульптуру.
(13)Ньютон с детства смог внедрить в свое сознание, что ложь, эгоизм, насилие, потеря контроля над своими чувствами и действиями – смертные грехи. (14)Он был истинным сыном своего пуританского века.
(15)Для Ньютона характерна вера в изначальный ясный смысл Библии. (16) Он старался устранить расхождения между хронологией светской и хронологией Ветхого Завета.
(17) Страсть к научным занятиям не могла покинуть его и в поздние лондонские годы. (18) Хотя творческий возраст его давно уже миновал, он старался строго соблюдать раз и навсегда установленный им для себя режим занятий.(19) Никто и никогда не видел его без работы. (20)Работа служила ему бальзамом от душевного беспокойства.

Ответ:

(1) был одинок

(2) мог выиграть
(3) не мог подружиться
(5)
что способен решить
(8) не могли жениться
(13) смог внедрить
(16) старался устранить
(17) не могла покинуть
(18) старался соблюдать

Взаимопроверка. (Слайд)

5. Письменная работа. Слайд. Замените простые глагольные сказуемые составными глагольными.

а) Деревья пожелтели. (Деревья начали желтеть.)

б) Собрание начнется в назначенный срок. (должно начаться)

в) Учитель поможет ребятам в решении трудных задач. (должен помочь)

г) Сыновья помогают матери в домашних делах. (рады помочь)

д) Она водит машину. (умеет водить)

е) Сыновья навестили своих родителей. (смогут навестить.)

ОБУЧЕНИЕ, ТРЕНИРОВКА

Материалы к уроку №3 «Составное именное сказуемое »

1. Объяснение новой темы.

Запишем предложения, найдите в них сказуемые. Определите, чем выражены сказуемые в этих предложениях.

1. Он был моим братом . (глагол-связка и сущ. тв. п.)

2. Он мой брат . (сущ. в им.падеже) (нулевая связка!)

3. Метель была страшная . (гл.-св. и прил.)

4. Земля велика и прекрасна . (краткие прил.)

5. Стекла были разбитые . (гл. связка+причастие в им. п.) илиСтекла были разбитыми (причастие в тв. п)
6. Эта девушка
высокого роста . (цельное словосочетание)

7. Пять плюс пять будет десять . (гл.-св. + числит.)

8. Я был насторож е . (гл.-св. + наречие) настороже - сак, уяу булу

9. Вся рыба – ваша . (местоим.)

10. Он был мастером на все руки . (гл.-св. + фразеологизм)

Вывод. Значит, СИС состоит из глагола-связки и именной части. Обычно в настоящем времени глагол-связка не употребляется. Такая связка называется нулевой. Именная часть выражается существительным в именительном и творительном падеже, полными и краткими прилагательными, причастием, цельным словосочетанием, числительным, наречием, местоимением и фразеологизмом).

1. Лабораторная работа по теме: Составное именное сказуемое.

Дано: простые предложения.

Цель: определить, какой частью речи может быть выражена именная часть в составном именном сказуемом.

Ход работы

1. Внимательно прочитай предложения.

2. Найди основу данных предложений.

3. Определи, какой частью речи выражена именная часть в составном именном сказуемом.

4. Сделай вывод.

Не забудь!

СИС = глагол - связка + именная часть

В настоящем времени глагол-связка быть нулевая,

1. Азбука – к мудрости ступенька.

2. И товар хорош, и цена весёлая.

3. Круто замешено, да не пропечёно.

4. Два да два будет четыре.

5. И хорошо, да невпопад.

6. И твоё – моё, и моё - моё.

7. Семь бед – один ответ.

ВЫВОД:

(Именная часть составных именных сказуемых может выражаться всеми именными частями речи, а также причастием, наречием и синтаксически неделимым словосочетанием)

Обсуждение вопросов, которые возникли у учащихся в процессе выполнения лабораторной работы.

2. Проверочная работа (распечатано на листах)

(разноуровневые задания, вариант выполнения учащиеся выбирают сами)

1. Дата к...рн...в...ла до сих пор не уточнена.

2. И...юм...нация в...л...колепна.

3. На наез...нике была серая куртка с меховым в...р...тником.

4. Родительский к...м...тет соб...рался один раз в четверть.

5. Созда...ая к...ми...ия была ра...пущена досрочно.

* Вставить пропущенные буквы. Найти подлежащее и сказуемое.

** Вставить пропущенные буквы. Найти подлежащее и сказуемое.

Определить вид сказуемого.

*** Вставить пропущенные буквы. Найти подлежащее и сказуемое.

Определить вид сказуемого.

Записать свой пример предложения со сказуемым, вида которого нет в данных предложениях.

По итогам выполнения проверочной работы учитель заполняет оценочный лист, который поможет ему увидеть степень усвоения учащимися учебного материала и спланировать дальнейшую работу по теме.

Оценочный лист учителя

п/п

Виды деятельности учащихся

Оценки учеников (комментарии)

Ф.И.

Ф.И.

Ф.И.

Ф.И.

1.

Умение находить основу предложения

2.

Определение вида сказуемого

3.

Определение формы сказуемого

4.

Знание частей речи

5.

Умение делать вывод.

3. Разноуровневые задания.

Переделать предложения так, чтобы простое глагольное сказуемое стало составным именным.

Образец: Улица опустела. Улица стала пустой.

1. Он часто является ко мне. 2. Мальчик быстро взрослеет. 3. Брат руководит группой. 4. Небо темнеет.

2. Определить вид сказуемого в предложениях.

/. Мы слушаем радио. Сегодня будем слушать интересную передачу. Мы начнем слушать эту передачу после ужина. Он будет слушателем школьного лектория. 2. Будь ты в этом доме хозяйкой. Ты будь дома сего дня. Улицы были украшены флагами и ярко освещены. 3. Я гордился бы то бой. Я был бы горд тобой. Я горжусь тобой.

3. Заменить полные формы причастий и прилагательных краткими
формами. С некоторыми из них составить предложения. Каким членом
предложения является краткая форма? Какие правила правописания причастий и прилагательных вы применили?

Затерянные ключи, пустынная местность, отремонтированная комната, засеянное поле, свежий хлеб, выкрашенные стены, исправленная и переписанная рукопись, юные артисты, трескучий мороз, горячий песок, неуклюжий медведь, безжизненная пустыня, колючий шиповник, упакован ные и отправленные грузы.

4. Самостоятельная работа (Карточка)

Задание:

На карточке вставить пропущенные орфограммы и знаки препинания.

Подчеркнуть сказуемые разных (!) типов.

Пр…ехал царь. Он был не в духе. Так тряс головою и подёргивал плеч…м что нав…дил на всех ужас. Войдя в залу, где танцевали, нашёл, что жарко, и захотел открыть окно. Но окна забиты были снаружи гв…здями. Царь велел пр…нести топор и вместе с двумя денщиками пр…нялся за работу. Наконец(таки) добился своего, вынул раму. Окно оставалось открытым (не)долго и на дворе опять начиналась оттепель ветер дул прямо с запада. Но всё(таки) по комнатам пошли такие сквозняки. Что легко одетые дамы и зябкие старички не знали, куда деваться. Царь устал, вспотел от работы, но был доволен, даже повеселел.

- Ваше величество, - сказал австрийский резидент Плейер, большой любезник, - вы прорубили окно в Европу.

(Д. Мережковский, «Пётр и Алексей»)

5. Работа по подготовке к ГИА.

Задание № 8 в ОГЭ. Найдите грамматическую основу такого-то предложения. (Слайд)

(55) Тебя можно слушать вечно, Пушкин! СГС

(27) Взрослых нигде не было видно. СИС

(40) До сих по помнят в деревне Белогрудку. ПГС

(41) Толику стало страшно. СИС

(49) Тебя никогда нельзя понять… СГС

(10) Только её слёзы были лёгкие. СИС

(23) И вот что из этого получилось. ПГС

(20) Галочка, пойдемте в пятый «Б», а то и в самом деле уйдут. ПГС

6 . Подчеркнуть сказуемое. Соотнести предложения с типом сказуемого. (Слайд)

A. Вечернее молоко выпито. 1. ПГС
Б. Между тем княжна Мери перестала петь. 2. СГС

B. Иван стал подниматься по лестнице на трибуну. 3. СИС
Г. Долго будет моросить дождь.
Д. Бопре в отечестве своем был парикмахером.

А Б В Г Д (3 2 2 1 3)

ОБУЧЕНИЕ, ТРЕНИРОВКА

Материалы к уроку №4 «Тире между подлежащим и сказуемым »

Задание 1. Установи случаи постановки тире, графически объясни условия выбора.

1) Венера самая яркая звезда ночного неба.

2) Земля велика и прекрасна.

3) Её глаза как яркие звёзды.

4) Два и восемь десять.

5) Книга источник знаний.

6) Чужим умом жить добро не нажить.

1) Наши души зеркала, отражающие нас.

2) В бою побывать цену жизни узнать.

3) Я хороший человек.

4) Воздух как роза.

5) Этот день словно праздник.

6) Север это болото без дна и края.

7) Голова без ума как фонарь без света.

8) Говорить не думая стрелять не целясь.

9) Эти равнины словно бескрайнее море.

10) Бедность не порок.

11) Наша Волга самая красивая река.

12) Я всем чужой.

13) Жизнь пройти не поле перейти.

14) Твои речи будто острый нож.

Задание 2. Распознай третье лишнее:

1. Книга источник знаний. Мой отец учитель. Отец учитель истории.

2. Дуб дерево крепкое. Учиться значит много трудиться. Бедность не порок.

3. Чай пить не дрова рубить. Он хороший плотник. Решить задачу познать что-то новое.

4. Научиться играть в теннис это здорово! Курить здоровью вредить. Сердце не камень.

5. Площадь квартиры 5о метров. Кто твой приятель? Астана столица Казахстана.

6. Наш школьный двор как сад. Саша волейболист. А.С. Пушкин это солнце русской поэзии.

7. Бедность не порок. Мое хобби собирать марки. Я будущий портной.

ПОВТОРЕНИЕ ТЕМЫ

1. Работа в парах с предложениями, изображенными на слайде или на карточках.

- Найдите подлежащее и сказуемое в записанных на доске предложениях, напишите над сказуемым, чем оно выражено.

    Я люблю Россию до боли сердечной и даже не могу помыслить себя где-либо, кроме России. (Салтыков-Щедрин)

    Любовь к Отечеству не может угаснуть в наших сердцах. (Л. Толстой)

    Неподкупный голос мой был эхо русского народа. (М.Ю. Лермонтов)

    Дней моих еще весною отчий дом покинул я. (В.А. Жуковский)

    Я люблю над покосной стоянкою слушать вечером гуд комаров. (С.А. Есенин)

- Что вы можете сказать о сказуемых, которые встретились вам в этих предложениях? (простые и составные)

- Обратите внимание, из каких частей речи они состоят?

- Как называется сказуемое, состоящее из одного слова? А из двух слов?

2. Работа на повторение в группах. В каждой группе 5 человек и столько же вопросов по теме. Ответить на вопросы, привести примеры.

    Что обозначает сказуемое?

    Какие виды сказуемых существуют?

    Каковы особенности простого глагольного сказуемого?

    В чем отличие составного глагольного сказуемого?

    Каковы особенности составного именного сказуемого?

КОНТРОЛЬ

Оценить свою работу поможет учащимся оценочный лист учащегося

п/п

Виды деятельности

Оценка работы (комментарии)

Знаю

Умею

Сомневаюсь

1.

Нахождение основы предложения

2.

Определение вида сказуемого

3.

Определение формы сказуемого

4.

Знание частей речи

5.

Умение делать вывод.

Тест по русскому языку «Грамматическая основа предложения. Виды сказуемых» №1 для 8 класса

1.Укажите предложение с простым глагольным сказуемым. Т

А)Множество звуков вливается в ночной птичий хор.

Б) Я уже начинал беспокоиться.

В)Я готов был согласиться.

Г) Он рад был бы уйти.

2.Укажите предложение с составным глагольным сказуемым.

А)Он встал и сразу же сел.

Б) И стали три пальмы на Бога роптать.

В) Вскоре пошел сильнейший дождь.

Г) Лиза решилась на это.

3.Укажите предложение с составным именным сказуемым.

А) Слово – серебро, молчание – золото.

Б) Петр решил помочь брату.

В) Андрей готов был распоряжаться даже Киевом.

Г) Он остановился и немного задумался.

4.Укажите пример с ошибкой в определении типа сказуемого.

А) Лицо у него было кислое (составное именное).

Б) Молчание – золото (составное именное).

В) Мы хотели бы участвовать в соревнованиях (составное глагольное)

Г) Он сел и записал рассказ старушки (составное глагольное)

5. Укажите предложение с простым глагольным сказуемым:

а) Подходы к заграждениям и окопам заминированы. (А.Ананьев)

б) Крутиков разгоряченно принялся объяснять происшедшее. (Н.Горбачев)

в) Предположения Ливеровского оказались правильными. (А.Н.Толстой)

г) В воздухе густо пахло смолой. (В.Быков)

6. Укажите предложение с составным именным сказуемым:

а) Перед снегопадом дерево начинало ронять листья. (Е.Носов)

б) Много забот будет летом у белок. (И.Соколов-Микитов)

в) Машина должна была пройти на полметра позади Сережи. (В.Токарева)

г) С пригорка была видна вся деревня. (А.Куприн)

а) Город вытянут длинной полосой вдоль железной дороги по одну её сторону. (Б.Ветохин)

б) После вчерашнего небольшого шторма вода сегодня была особенно мутной.(Г.Голубев)

в) Замолчав, Пинчук решил заштопать дырку в гимнастерке. (М.Алексеев)

г) Приземление на той площадке грозило опасностью изуродоваться. (Д.Медведев)

8. Укажите предложение с составным именным сказуемым:

а) Пусть противник как можно позже обнаружил место переправы! (Е.Воробьёв)

б) Отсюда была хорошо видна лодочная станция. (А.Рыбаков)

в) После ужина Анфиса молча принялась убирать со стола. (А.Иванов)

г) На краю мохового болота я приказал всем остановиться. (И.Соколов-Микитов)

9. Укажите предложения с простым глагольным сказуемым.

а) Всякий талант неизъясним.

б) С тех пор перестал я вмешиваться в его хозяйственные распоряжения.

в) Померкни, солнце Аустерлица! Пылай, великая Москва!

г) Чувство выздоровления – одно из самых сладостных.

10. Укажите предложение с составным глагольным сказуемым.

А) Чичиков должен был на минуту зажмурить глаза.

Б) Сделались наши генералы веселые, рыхлые, сытые, белые.

В) Я боюсь, что слишком поздно стало сниться счастье мне.

Г)Я не буду больше молодым.

Тест по русскому языку «Грамматическая основа предложения. Виды сказуемых» №2 для 8 класса

1. Укажите вид сказуемого в предложении:

В окрестностях Москвы, в лесу, был разбит лагерь. (Медведев Д.)

2. Укажите вид сказуемого в предложении :

Пришел приказ захватить плацдарм на противоположной стороне реки. (Кожевников В.)

1) Простое глагольное сказуемое

2) Составное глагольное сказуемое

3) Составное именное сказуемое

3. Укажите вид сказуемого в предложении :

Вечером с высоких берёз Тетерева начали нырять в снег.(Шим Э.)

1) Простое глагольное сказуемое

2) Составное глагольное сказуемое

3) Составное именное сказуемое

4. Укажите вид сказуемого в предложении:

Перед балконом была большая утоптанная площадка. (Куприн А.)

1) Простое глагольное сказуемое

2) Составное глагольное сказуемое

3) Составное именное сказуемое

5. Укажите вид сказуемого в предложении:

Отправив связного с сообщением, Рябинкин велел бойцам выполнять этот его приказ. (Кожевников В.)

1) Простое глагольное сказуемое

2) Составное глагольное сказуемое

3) Составное именное сказуемое

6. Укажите вид сказуемого в предложении:

Без вьючных животных мы не могли тронуться в путь. (Арсеньев В.)

1) Простое глагольное сказуемое

2) Составное глагольное сказуемое

3) Составное именное сказуемое

7. Укажите вид сказуемого в предложении :

Тропа здесь проложена по увалам с правой стороны долины. (Арсеньев В.)

1) Простое глагольное сказуемое

2) Составное глагольное сказуемое

3) Составное именное сказуемое

8. Укажите вид сказуемого в предложении:

Сюда приезжали директора предприятий договориться о подключении нового цеха, нового дома.(Гранин Д.)

1) Простое глагольное сказуемое

2) Составное глагольное сказуемое

3) Составное именное сказуемое

9. Укажите вид сказуемого в предложении:

Я люблю над покосной стоянкою слушать вечером гуд комаров. (Есенин С.)

1) Простое глагольное сказуемое

2) Составное глагольное сказуемое

3) Составное именное сказуемое

10. Укажите вид сказуемого в предложении :

Профессор был заметно взволнован. (Вересаев В.)

1) Простое глагольное сказуемое

2) Составное глагольное сказуемое

3) Составное именное сказуемое

Тест по русскому языку «Виды сказуемых» №3 для 8 класса

1. Укажите предложение с простым глагольным сказуемым:

1) Подходы к заграждениям и окопам заминированы. (А.Ананьев)

2) Крутиков разгоряченно принялся объяснять происшедшее. (Н.Горбачев)

3) Предположения Ливеровского оказались правильными. (А.Н.Толстой)

4) В воздухе густо пахло смолой. (В.Быков)

2. Укажите предложение с составным глагольным сказуемым:

1) Десантники поспешили углубиться в чащу. (А.Беляев)

2) Снег все валил и валил, мешая ориентироваться в незнакомом городе. (Г.Адамов)

3) Перед наступлением наши артиллеристы начали обстрел немецких позиций.(Е.Коковин)

4) Захар разрешил людям немного отдохнуть. (А.Иванов)

3. Укажите предложение с составным именным сказуемым:

1) Перед снегопадом дерево начинало ронять листья. (Е.Носов)

2) Много забот будет летом у белок. (И.Соколов-Микитов)

3) Машина должна была пройти на полметра позади Сережи. (В.Токарева)

4) С пригорка была видна вся деревня. (А.Куприн)

4. В каком предложении нет простого глагольного сказуемого?

1) Решающую роль в моем путешествии в Антарктиду сыграла шарообразность Земли. (В.Санин)

2) С дерева на дерево перелетают оставшиеся зимовать вороны. (И.Соколов-Микитов)

3) Усталый Пинчук решил немного отдохнуть.(М.Алексеев)

4) Летный директор посоветовал пилотам искать другое место работы. (В.Ершов)

5. Укажите предложение с составным глагольным сказуемым:

1) Приказ седлать коней заставил стрелков заняться делом. (В.Арсеньев)

2) Тарас Гаврилович любил поговорить с образованным человеком. (А.Куприн)

3) Степан предложил поохотиться на гусей. (В.Короленко)

4) На старенькой этажерке книгами была заставлена только средняя полка. (И.Лазутин)

6. Укажите предложение, в котором нет составного именного сказуемого:

1) Улицы полны ночной свежести. (Б.Ветохин)

2) Ущелье было короткими досками забито наглухо.(М.Булгаков)

3) Тимошкин должен был корректировать стрельбу нашей артиллерии. (С.Борзунов)

4) Ближе к рассвету за передовой слышны моторы немецких танков.(Г.Бакланов)

7. Укажите предложение с простым глагольным сказуемым:

1) Город вытянут длинной полосой вдоль железной дороги по одну её сторону. (Б.Ветохин)

2) После вчерашнего небольшого шторма вода сегодня была особенно мутной.(Г.Голубев)

3) Замолчав, Пинчук решил заштопать дырку в гимнастерке. (М.Алексеев)

4) Приземление на той площадке грозило опасностью изуродоваться. (Д.Медведев)

8. Укажите предложение, в котором нет составного глагольного сказуемого:

1) Иван Васильевич начал грустно приготовляться к ночлегу. (В.Соллогуб)

2) Иногда Иван Матвеевич заставлял меня играть на фортепиано. (И.Тургенев)

3) В феврале Иван Григорьевич стал готовиться на пенсию. (В.Свинцов)

4) У паромной переправы мы решили перекусить. (В.Свинцов)

9. Укажите предложение с составным именным сказуемым:

1) Пусть противник как можно позже обнаружит место переправы! (Е.Воробьёв)

2) Отсюда была хорошо видна лодочная станция. (А.Рыбаков)

3) После ужина Анфиса молча принялась убирать со стола. (А.Иванов)

4) На краю мохового болота я приказал всем остановиться. (И.Соколов-Микитов)

10. Укажите предложение с простым глагольным сказуемым:

1) Семён Матвеич заставил меня сесть. (И.Тургенев)

2) За ужином Володька продолжал проявлять заботу о приезжем.(Л.Платов)

3) Большая часть кабинетов была заперта. (В.Ершов)

4) В пустые окна были видны белые облака. (И.Всеволжский)



Сказуемое.

Сказуемое – это главный член предложения, который обычно согласуется с подлежащим (в числе, в лице или в роде) и имеет значение, выраженное в вопросах: что делает предмет? что с ним происходит? каков он? что он такое? кто он такой?

Сказуемое выражает грамматическое значение одного из наклонений (изъявительное наклонение – настоящее, прошедшее, будущее время; условное наклонение, повелительное наклонение).

Типы сказуемых:

Простое глагольное сказуемое. Составное глагольное сказуемое – СГС.Составное именное сказуемое – СИС

Простое глагольное сказуемое (ПГС)

Способы выражения простого глагольного сказуемого

1. Глагол в форме какого-либо наклонения

Наступает хмурое утро.
Наступило хмурое утро.
Сергей будет поступать в театральное училище.
Он с удовольствием уехал бы в деревню.
Запишите домашнее задание.

2. Независимый инфинитив

Жить – родине служить.

3. Междометные глагольные формы (усечённые формы глагола типа бац, хвать, прыг )

Подруга каждая тут тихо толк подругу.

4. Фразеологический оборот с главным словом – глаголом в спрягаемой форме

Команда одержала победу в чемпионате.
Он опять лодыря гоняет.

5. Глагол в спрягаемой форме + модальная частица (да, пусть, пускай, давай, давайте, было, будто, как будто, как бы, словно, точно, едва ли, чуть не, только что и др.)

Давай я поеду с тобой.
Пусть уезжает с отцом.
Да приснятся тебе сладкие сны.
Он было пошёл к двери, но вдруг остановился.
В комнате как будто попахивало гарью.
Он словно остолбенел от испуга.
Он чуть не умер с горя.
Он только что не кувыркался, стараясь рассмешить публику.
Он едва ли не помешался от радости.

Составные сказуемые.

Составное глагольное сказуемое

Составные сказуемые – это сказуемые, в которых лексическое значение и грамматическое значение (время и наклонение) выражаются разными словами. Лексическое значение выражено в основной части, а грамматическое значение (время и наклонение) – в вспомогательной части.

Ср.: Он запел (ПГС). – Он начал петь (СГС); Он болел два месяца (ПГС). – Он был болен два месяца (СИС).

Составное глагольное сказуемое (СГС) состоит из двух частей:

а) вспомогательная часть (глагол в спрягаемой форме) выражает грамматическое значение (время и наклонение);
б) основная часть (неопределённая форма глагола – инфинитив) выражает лексическое значение.

СГС = вспомогательный глагол + инфинитив. Например: Я начал петь; Я хочу петь; Я боюсь петь.

Однако не любое сочетание спрягаемого глагола с инфинитивом является составным глагольным сказуемым! Для того чтобы такое сочетание было составным глагольным сказуемым, должно быть выполнено два условия:

Вспомогательный глагол должен быть лексически неполнозначным, то есть его одного (без инфинитива) недостаточно, чтобы понять, о чем идёт речь в предложении.

Cр.: я начал – что делать?; я хочу – что делать?.

Если в сочетании «глагол + инфинитив» глагол знаменательный, то он один является простым глагольным сказуемым, а инфинитив – второстепенный член предложения.

Ср.: Она присела (с какой целью?) отдохнуть.

Действие инфинитива должно относиться к подлежащему (это субъектный инфинитив). Если действие инфинитива относится к другому члену предложения (объектный инфинитив), то инфинитив не входит в состав сказуемого, а является второстепенным членом.

Ср.:
1. Я хочу петь. Хочу петь – составное глагольное сказуемое (хочу – я , петь буду я ).
2. Я просил её спеть. Просил – простое глагольное сказуемое, спеть – дополнение (просил – я , петь будет – она ).

Значения вспомогательного глагола

Значение

Типичные глаголы и фразеологизмы

1. Фазовое (начало, продолжение, конец действия)

Начать, стать, пуститься, продолжать, кончить, остаться, перестать, бросить, прекратить и др.

Он стал готовиться к отъезду.
Он продолжал готовиться к отъезду.
Он бросил курить.
Он опять пустился рассуждать о тяготах сельской жизни.

2. Модальное значение (необходимость, желательность, способность, предрасположенность, эмоциональная оценка действия и т.п.)

Мочь, уметь, желать, хотеть, мечтать, намереваться, отказываться, пытаться, стараться, рассчитывать, суметь, ухитриться, стараться, предполагать, привыкнуть, спешить, стесняться, терпеть, любить, ненавидеть, бояться, страшиться, трусить, стыдиться, задаться целью, гореть желанием, иметь честь, иметь намерение, дать обещание, иметь привычку и др.

Я умею петь.
Я хочу петь.
Я боюсь петь.
Я люблю петь.
Я стыжусь петь.
Я рассчитываю спеть эту арию.

Составное именное сказуемое

Составное именное сказуемое (СИС) состоит из двух частей:

а) вспомогательная часть – связка (глагол в спрягаемой форме) выражает грамматическое значение (время и наклонение);
б) основная часть – именная часть (имя, наречие) выражает лексическое значение.

СИС = связка + именная часть

Например: Он был врачом ; Он стал врачом ; Он был болен ; Он был больным ; Он был ранен ; Он пришёл первым .

Виды глаголов-связок

Вид связки по значению

Типичные глаголы

Примеры

1 . Грамматическая связка – выражает только грамматическое значение (время, наклонение), лексического значения не имеет.

Глаголы быть, являться . В настоящем времени связка быть обычно стоит в нулевой форме («нулевая связка»): отсутствие связки указывает на настоящее время изъявительного наклонения.

Он был врачом .
Он будет врачом .
Он врач .
Он был больным .
Он будет больным .
Он больной .
Он является больным .
Лирика есть самое высокое проявление искусства.

2 . Полузнаменательная связка – не только выражает грамматическое значение, но и вносит в лексическое значение сказуемого дополнительные оттенки, но быть самостоятельным сказуемым (в том значении) не может.

а) возникновение или развитие признака: стать, становиться, делаться, сделаться ;
б) сохранение признака: остаться ;
в) проявление, обнаружение признака: бывать, оказаться ;
г) оценка признака с точки зрения реальности: показаться, казаться, представляться, считаться, слыть ;
д) название признака: зваться, называться, почитаться .

Он стал больным .
Он остался больным .
Он бывал больным каждую осень.
Он оказался больным .
Он считался больным .
Он казался больным .
Он является больным .
Он слыл больным .
Их называли больными .

3. Знаменательная связка – глагол с полным лексическим значением (может один выступать в роли сказуемого).

а) Глаголы положения в пространстве: сидеть, лежать, стоять ;
б) глаголы движения: идти, приехать, вернуться, бродить ;
в) глаголы состояния: жить, работать, родиться, умереть .

Она сидела усталая .
Он ушёл сердитый .
Он вернулся расстроенный .
Он жил отшельником .
Он родился счастливым .
Он умер героем .

Глагол быть может выступать самостоятельным простым глагольным сказуемым в предложениях со значением бытия или обладания:

У него было три сына; У него было много денег.

Глаголы стать, становится, оказаться и т.д. тоже могут быть самостоятельными простыми глагольными сказуемыми, но в другом значении:

Он оказался в центре города; Он стал у стены.

Наиболее сложными для анализа являются составные именные сказуемые со знаменательной связкой, потому что обычно такие глаголы являются самостоятельными сказуемыми (ср.: Он сидел у окна ). Если глагол становится связкой, то его значение оказывается менее важным, чем значение имени, связанного с глаголом (Он сидел усталый ; более важным является то, что он был усталым, а не то, что он сидел, а не стоял или лежал ).

Чтобы сочетание «знаменательный глагол + имя» было составным именным сказуемым, должны соблюдаться следующие условия:

знаменательный глагол можно заменить грамматической связкой быть:

Он сидел усталый – Он был усталый ; Он родился счастливым – Он был счастливым ; Он пришёл первым – Он был первым ;

связку можно сделать нулевой:

Он сидел усталый – Он усталый; Он родился счастливым – Он счастливый; Он пришёл первым – Он первый.

Если глагол имеет при себе зависимые формы полного прилагательного, причастия, порядкового числительного (отвечает на вопрос какой? ), то это всегда составное именное сказуемое (сидел усталый, ушёл расстроенный, пришёл первым ). Запятыми части такого составного именного сказуемого не разделяются!

Способы выражения именной части

Форма

Примеры

1. Имя существительное

1.1. Существительное в именительном или творительном падеже

Он мой брат .
Он был моим братом .

1.2. Существительное в косвенном падеже с предлогом или без предлога

Штурман был в забытьи .
Я без гроша .
Этот дом – Мешкова .

1.3. Цельное словосочетание с главным словом – существительным в родительном падеже (со значением качественной оценки)

Зять был молчаливой породы .
Эта девушка высокого роста .

2. Имя прилагательное

2.1. Краткое прилагательное

Он весел .
Он стал весел .

2.2. Полное прилагательное в именительном или в творительном падеже

Он весёлый .
Он стал весёлым .

2.3. Прилагательное в сравнительной или в превосходной степени

Здесь звуки музыки были слышнее .
Ты самый лучший .

3. Причастие

3.1. Краткое причастие

Он ранен .
Стекла были разбиты .

3.2. Полные причастия в именительном или творительном падеже

Стекла были разбитые .
Стекла были разбитыми .

4. Местоимение или цельное словосочетание с главным словом местоимением

Вся рыба – ваша .
Это что-то новенькое .

5. Числительное в именительном или творительном падеже

Их изба – третья с краю.
Их изба была третьей с краю.

6. Наречие

Я был настороже .
Его дочь замужем за моим братом.

Обратите внимание!

1) Даже если сказуемое состоит из одного слова – имени или наречия (с нулевой связкой), это всегда составное именное сказуемое;

2) краткие прилагательные и причастия всегда часть составного именного сказуемого;

3) именительный и творительный падежи – основные падежные формы именной части сказуемого;

4) именная часть сказуемого может быть выражена цельным словосочетанием в тех же случаях, что и подлежащее.