Устройство пенсионной системы. Пенсионная система рф. Что такое обязательное пенсионное страхование

Устройство пенсионной системы. Пенсионная система рф. Что такое обязательное пенсионное страхование

Государственная пенсионная система в России в настоящее время не едина. Согласно действующему пенсионному законодательству, она состоит из двух относительно самостоятельных пенсионных систем - это обязательное пенсионное страхование и государственное пенсионное обеспечение. Названы они так потому, что законодатель, надо полагать, хотел провести такое деление исходя из существующих форм организации пенсионного обеспечения и главным образом в за- висимости от финансовых источников - страховых платежей и средств государственного бюджета.

Страховая пенсионная система - это система создаваемых го- сударством правовых, экономических и организационных мер, которая должна быть направлена на возмещение гражданам заработка (выплат, вознаграждений в пользу застрахованного лица), получаемого ими до установления пенсий в порядке обязательного страхового обеспечения. Бюджетная пенсионная система - система правовых, экономических и организационных мер, создаваемых государством в целях компенсации гражданам заработка, утраченного в связи с прекращением государственной службы при достижении установленной законом выслуги при выходе на пенсию; либо компенсации вреда, нанесенного их здоровью при прохождении военной службы, в результате радиационных или техногенных катастроф, в случае наступления инвалидности или потери кормильца, при достижении установленного законом возраста; либо нетрудоспособным гражданам в целях предоставления им средств к существованию.

Различий между двумя пенсионными системами много, поэтому назовем лишь главные из них: источники их финансирования;

круг лиц, подлежащих обеспечению пенсиями; виды пенсий; условия предоставления пенсий; нормативные правовые акты, регулирующие пенсионные отношения; органы, осуществляющие пенсионное обеспе- чение, и др.

Рассмотрим некоторые из названных различий и критерии их разграничения. Источники финансовых средств. Врамках страховой пенсионной системы таким источником является бюджет ПФР. Он формируется главным образом за счет страховых взносов; средств федерального бюд- жета; сумм пеней и иных финансовых санкций; доходов от размещения (инвестирования) временно свободных средств обязательного пенси- онного страхования. В последние годы появились и другие источники пополнения бюджета ПФР: это добровольные взносы физических лиц и организаций, уплачиваемые ими не в качестве страхователей или застрахованных лиц. Есть и иные источники, не запрещенные законо- дательством РФ. Финансирование пенсий по бюджетной пенсионной системе производится за счет средств государственного бюджета, включая феде- ральный, региональные (субъектов Российской Федерации) и местные (муниципальные) бюджеты. Эти средства формируются за счет налогов, предусмотренных налоговым законодательством, а также иных финансовых источников.



Круг лиц, подлежащих обеспечению пенсиями . Различия пен- сионных систем можно наблюдать и в категориях лиц, обеспечиваемых пенсиями. Страховая пенсионная система «обслуживает» застрахованных граждан данным видом обязательного социального страхования, т. е. граждан, имеющих право на страховые пенсии. Ими являются- граждане России, а также проживающие на территории Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства, работающие по трудовому договору или по договору гражданско-правового характера, предметом которого является выполнение работ и оказание услуг, а также по авторскому и лицензионному договору; самостоятельно обеспечивающие себя работой (индивидуальные предприниматели, частные детективы, занимающиеся частной практикой нотариусы, адвокаты); граждане, являющиеся членами крестьянских (фермерских) хозяйств; а также работающие за пределами территории России, в случае уплаты страховых взносов в установленном федеральным законом порядке. К ним также относятся лица, являющиеся членами родовых, семейных общин малочисленных народов Севера, занятые в традиционных отраслях хозяйства, и иные категории граждан, дела которых относительно обязательного пенсионного страхования решаются в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании».

Право на получение пенсии по бюджетной пенсионной системе имеют российские граждане, соблюдающие условия, предусмотренные Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении». Ктаковым относят, например, федеральных государственных служащих, военнослужащих, участников Великой Отечественной войны, граждан, пострадавших в результате радиационных или техногенных катастроф, нетрудоспособных граждан, не имеющих право на трудовые пенсии. Иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживаю- щие на территории Российской Федерации, имеют право на получение пенсии на тех же основаниях, что и граждане России, если иное не предусмотрено вышеназванным законом или международными договорами Российской Федерации.

Сегодня широкая законодательная база, учитывающая любые возможные нюансы, определяет такую важнейшую сторону жизни каждого гражданина нашей страны, как государственная пенсионная система Российской Федерации. Реформа, появившаяся в 2001-м году, касающаяся пенсий, способствовала принятию Федерального закона о необходимости пенсионного страхования. Начиная с 2002-го года система выдачи пенсии стала такой, какой мы ее знаем сегодня.

Структура пенсионной системы Российской Федерации

П енсионная система РФ это - представляет собой совокупность законов, задачей которых является поддержка и организация регулярной передачи денежных средств для лиц, уже вышедших на пенсию.

Система государственного пенсионного обеспечения распределяется по трем основным группам:

  • Государственное пенсионное обеспечение. Государственной организацией, отвечающей за оплату пенсии, является Пенсионный Фонд Российской Федерации. Пенсия от государства передается гражданам из федерального бюджета, распределение ведется среди узких слоев населения.
  • Обязательное пенсионное страхование. Это выплаты от Пенсионного Фонда или Негосударственной Пенсионной компании. Эта пенсия по труду, предоставляется большинству работающих людей. Накопление средств ведется из обязательных страховых взносов, которые переводятся работодателем в ПФР.
  • .­­ Данная система ведется частными Пенсионными Фондами и может быть индивидуальным и корпоративным. Получить подобные выплаты может любой человек или организация, решившая заключить отдельный договор с НПФ и обеспечить более высокий уровень жизни на пенсии. Оплачивается подобная услуга пенсионными взносами отдельного человека или компании, ведущей дополнительную защиту средств своих работников.

В трех этих группах можно установить ряд определенных особенностей, каждое отдельное обеспечение работает по определенным принципам, способно предоставить людям разнообразные варианты обеспечения на пенсии.

Стоит внимательно отнестись к структуре системы по расчету и выдаче пенсий РФ.

пенсионное страхование пенсионное обеспечение негосударственное пенсионное обеспечение
пенсии по труду пенсии от государства дополнительные пенсии
разновидности и причины
пожилой возраст потеря члена семьи, отвечающего за доход
  • пожилой возраст;
  • инвалидность;
  • потеря кормильца;
  • выслуга лет;
  • социальная пенсия.
  • до конца жизни;
  • срочная
инвалидность
  • страховая;
  • накопительная.
страховая
финансирование
из страховых взносов, уплачиваемых работодателем в бюджет ПФР из средств федерального бюджета из добровольных отчислений работника и работодателя
организации-страховщики
ПФР или НПР (только накопительная часть) Пенсионный Фонд Негосударственный Фонд

Как работает система государственного пенсионного обеспечения?

Целью государственного пенсионного обеспечения является начисление базовой части:

  • пенсии по выслуге лет;

Финансируется государственное пенсионное обеспечение из федерального бюджета. Производится это из сумм единого социального налога, за перечисление которого отвечает работодатель.

Государственную систему пенсионного обеспечения составляют две части:

  • государственное пенсионное обеспечение;
  • государственное пенсионное страхование.

Аспекты обязательного страхования

Главное в системе страхования, обеспечивающего обязательную выплату пенсии – это создание определенного запаса средств за счет постоянного перевода работодателем определенной суммы на лицевой счет работника:

  • в Пенсионном Фонде России;
  • на Негосударственном пенсионном фонде.

Пенсионные накопления гражданина могут быть увеличены в результате грамотного управления ими и благодаря правильному инвестированию. В частности, заключив договор с негосударственным пенсионным фондом, а кроме того в результате самостоятельных дополнительных пенсионных взносов по государственной программе софинансирования пенсий или дополнительного пенсионного обеспечения.

Итак, теперь можно рассматривать средства, направляемые лицам, вышедшим на пенсию, как сумму трех составляющих, которыми являются обязательные пенсионные системы РФ:

  • Накопительная;
  • Дополнительная.

В чем суть частных пенсионных фондов?

Негосударственное пенсионное обеспечение занимается созданием добавочной поддержки пожилого населения, используя деньги, вложенные заинтересованными людьми, а так же из выплат работодателей. Таким образом, дополнительная пенсия формируется и выплачивается из сумм перечисленных пенсионных взносов.

В соответствии с федеральным законом №350-ФЗ от 3 октября 2018 года в России начинается постепенное повышение общеустановленного возраста, дающего право на назначение страховой пенсии по старости и пенсии по государственному обеспечению. Изменения будут происходить поэтапно в течение длительного переходного периода, который составит 10 лет и завершится в 2028 году. В результате пенсионный возраст будет повышен на 5 лет и установлен на уровне 60 лет для женщин и 65 лет для мужчин. В 2018 году пенсионный возраст женщин составлял 55 лет, пенсионный возраст мужчин – 60 лет.

Для постепенного повышения пенсионного возраста предусмотрен длительный переходный период продолжительностью 10 лет (с 2019 по 2028 год). Адаптацию к новым параметрам пенсионного возраста в первые несколько лет переходного периода также обеспечивает специальная льгота – назначение пенсии на полгода раньше нового пенсионного возраста. Она предусмотрена для тех, кто должен был выйти на пенсию в 2019 и 2020 годах по условиям прежнего законодательства. Это женщины 1964–1965 года рождения и мужчины 1959–1960 года рождения. Благодаря льготе пенсия по новым основаниям будет назначаться уже в 2019 году: женщинам в возрасте 55,5 лет и мужчинам в возрасте 60,5 лет.

Пенсионная система России во многом изменилась за последние десятилетия. Пережив несколько реформ, она продолжает модернизироваться до сих пор.

Распределительная пенсионная система

Первым сигналом к значительным переменам стало создание Пенсионного фонда Российской Федерации (ПФРФ) в 1990 году. Он выступал в качестве места аккумулирования, хранения и размещения страховых взносов, которые направлялись на выплату пенсий. Вплоть до 2002 года в России функционировала распределительная система пенсионного обеспечения. Согласно условиям данной пенсионной системы пенсии выплачивались только за счет страховых взносов работающих граждан. Таким образов пенсия была исключительно распределительной, а все собранные деньги шли на выплату текущих пенсий.

Распределительно-накопительная пенсионная система

Современная распределительно-накопительная пенсионная система в России начала функционировать с 1 января 2002 года. С этого времени начала действовать новая система обязательного пенсионного страхования. После реформы трудовая пенсия стала состоять из трех частей: страховой, накопительной и базовой. А после 2010 года – из двух частей:

Страховой (16% от фонда оплаты труда, не превышающего 568 тыс. рублей в год (по данным на 2013 год));

Накопительной (6% от фонда оплаты труда).

Страховая часть формируется за счет страховых взносов, поступивших после 1 января 2002 года, а также путем преобразования в расчетный пенсионный капитал пенсионных прав, приобретенных гражданами до 2002 года. В нее включен фиксированный базовый размер (бывшая базовая часть), который выплачивается государством в обязательном порядке. Ежегодно он индексируется и увеличивается государством. По состоянию на 1 апреля 2013 года базовый размер страховой части трудовой пенсии составляет 3610.31 рублей в месяц.

Накопительная часть будущей пенсии инвестируется, а получаемый доход приплюсовывается к будущей пенсии. Априори страховая и накопительная часть пенсии находится в управлении Пенсионного фонда России. Согласно закону «Об обязательном пенсионном страховании РФ», каждый гражданин может самостоятельно управлять накопительной частью своей пенсии. Накопительную часть пенсии можно перевести в негосударственный пенсионный фонд (НПФ). Негосударственные пенсионные фонды в России существуют с 1998 года и, как правило, показывают более высокую инвестиционную доходность пенсионных накоплений. Именно поэтому перенос накопительной части пенсии в НПФ позволит увеличить размер будущей пенсии.

Современный гражданин также может заключить с НПФ договор негосударственного пенсионного обеспечения. Он носит необязательный характер и позволяет получать дополнительную пенсию. Также до октября 2013 года можно принять участие в программе государственного софинансирования пенсии. В рамках нее в течение 10 лет государство удваивает страховые взносы граждан в размере от 2 000 до 12 000 рублей в год.

Цели, задачи и функции пенсионного фонда рф

Пенсионный фонд своими средствами обеспечивает выплату ежемесячных пособий, пенсий людям которые в силу определенных обстоятельств не могут обеспечить свое проживание, в том числе пенсионеров. Так, средства расходуются на выплаты государственных пенсий, пенсий инвалидам, военным, компенсации пенсионерам, пособий для детей в возрасте от 1,5 до 6 лет и на многие другие социальные цели. Таким образом, определяется его важное социальное значение. В основные задачи ПФ РФ входят: 1

Целевой сбор и аккумуляция страховых взносов, а также финансирование расходов в соответствии с назначением ПФ РФ; капитализация средств ПФ РФ, а также привлечение в него добровольных взносов (в том числе валютных ценностей) физических и юридических лиц; контроль с участием налоговых органов за своевременным и полным поступлением в ПФ РФ страховых взносов, а также за правильным и рациональным расходованием его средств;

Назначение и выплата пенсий (для 38,6 млн. пенсионеров);

Организация работы по взысканию с работодателей и граждан, виновных в причинении вреда здоровью работников и других граждан, сумм государственных пенсий по инвалидности вследствие трудового увечья, профессионального заболевания или по случаю потери кормильца;

Назначение и реализация социальных выплат отдельным категориям граждан: ветеранам, инвалидам, инвалидам вследствие военной травмы, Героям Советского Союза, Героям Российской Федерации и т. д. персонифицированный учет участников системы обязательного пенсионного страхования; взаимодействие со страхователями (работодателями

Плательщиками страховых пенсионных взносов), взыскание недоимки;

Выдача сертификатов на получение материнского (семейного) капитала; - управление средствами пенсионной системы;

Реализация Программы государственного софинансирования добровольных пенсионных накоплений (Федеральный закон № 56-ФЗ от 30.04.2008 г., она же - программа "тысяча на тысячу");- с 2010 года - администрирование страховых средств, поступающих по обязательному пенсионному страхованию и обязательному медицинскому страхованию;

С 2010 года - установление федеральной социальной доплаты к социальным пенсиям, в целях доведения совокупного дохода пенсионера до величины прожиточного минимума пенсионера;

Разработка и подготовка предложений по совершенствованию пенсионного обеспечения и выполнению социальных программ;

Межгосударственное и международное сотрудничество РФ по вопросам, относящимся к компетенции ПФ РФ, участие в разработке и реализации в установленном законом порядке межгосударственных и международных договоров и соглашений по вопросам пенсий и пособий;

Проведение научно-исследовательской работы в области государственного пенсионного страхования;

проведение разъяснительной работы среди населения и юридических лиц по вопросам, относящимся к компетенции Пенсионного фонда РФ. Пенсионный фонд РФ может принимать участие в финансировании программ социальной защиты пожилых и нетрудоспособных граждан. Работа Пенсионного фонда РФ проявляется в выполнении ряда функций.Функции Пенсионного фонда РФ:

1. Фискальная - аккумулирование денежных средств граждан страны для финансирования государственных мероприятий пенсионного обеспечения.

2. Перераспределительная - обеспечение граждан страны, нуждающихся в материальной поддержке, государственными пенсиями по старости, инвалидности, потери кормильца, за выслугу лет, а так же дополнительным пенсионным обеспечением.

3.Контрольная - отображение сложившихся в стране условий функционирования государственной пенсионной системы и уровня материальной поддержки пенсионеров. Работа Пенсионного фонда РФ, как финансового института, состоит в перераспределении финансовых средств из источников, установленных российским законодательством, на проведение мероприятий государственного пенсионного страхования. 2

Ни одно исследование невозможно без определения базовых, ключевых понятий. В нашем случае главным будет понятие пенсионной системы. В целом можно констатировать, что консенсус в плане выработки единого и общепризнанного определения достигнут.

Так, пенсионная система России -- это совокупность создаваемых в Российской Федерации правовых, экономических и организационных институтов и норм, имеющих целью предоставление гражданам материального обеспечения в виде пенсии.

Современные пенсионные системы большинства развитых стран, как правило, базируются на трех ключевых звеньях. Во-первых, это система обязательного государственного пенсионного обеспечения; во-вторых, это государственное обязательное пенсионное страхование; и, в-третьих, личное пенсионное (добровольное или обязательное) обеспечение (страхование) Мосейко В.В. Генезис пенсионных систем как проявление социальной функции государства. Томский государственный педагогический университет, 2008. С. 9..

Все существующие в различных странах пенсионные системы можно разделить на две большие группы:

1. распределительные (солидарные), когда средства для выплаты пенсий берутся из текущих поступлений от работающих;

2. накопительные (персонализированные), когда гражданин в течение своей трудовой жизни накапливает средства в пенсионном фонде, который пускает их в экономический оборот, чтобы как минимум защитить от инфляции, а как максимум, существенно прирастить их объем.

Распределительные системы могут финансироваться из государственного бюджета без выделения целевых платежей на формирование пенсионных средств (таковы, как правило, схемы пенсионного обеспечения для государственных служащих) либо из целевых платежей страхового характера, направляемых в специальные фонды. Такие платежи могут осуществляться работником, работодателем или ими совместно. Большинство существующих в современном мире пенсионных систем являются распределительными, иногда с элементами накопительной системы. Единственная страна, имеющая полностью накопительную пенсионную систему, - Чили. Распределительные системы зависят от изменений в демографической структуре населения: от соотношения количества работающего населения и населения пенсионного возраста. Такие системы наиболее эффективны и необременительны для экономики при отношении работающего населения к пенсионерам не менее чем 5 к 1. Поскольку для всех развитых стран характерно старение населения и повышение удельного веса пенсионеров, традиционные распределительные системы сталкиваются с кризисом финансирования. У нас по состоянию на 1 января 2010 года на каждого жителя в возрасте старше трудоспособного приходится примерно 3 трудоспособных. Советская пенсионная система была классической распределительной системой: человек работал, платил подоходный налог, кроме того, на фонд оплаты труда начислялись средства социального страхования (около 38% от фонда оплаты труда), которые после 1932 года были переданы в управление профсоюзам, из них и выплачивались по достижении пенсионного возраста пенсии. Российская пенсионная система (в области трудовых пенсий) в настоящее время ушла от чисто солидарной системы, которая существовала в советское время, к смешанной с накопительным элементом. Существенное отличие пенсионных систем современных европейских стран от российской пенсионной системы в том, что там очень развито корпоративное пенсионное страхование и индивидуальное пенсионное страхование, при этом пенсионные взносы освобождаются практически от всех налогов. Государство сознательно создает условия для того, чтобы за счёт государственных пенсионных фондов выплачивалось, например, лишь 35% пенсий, остальная часть выплачивается через негосударственные фонды. Существуют корпоративные пенсионные программы, по которым работник сможет рассчитывать на пенсию уже через 10-15 лет работы в корпорации. По условиям договора с негосударственным пенсионным фондом лицо может получать пенсию, будучи абсолютно здоровым, работоспособным человеком. Даже в 40 лет возможно в этом случае подать заявление в пенсионный фонд и получать пусть небольшую, но пенсию Филлипова И.А. Право социального обеспечения. Нижний Новгород: ННГАСУ, 2011. С. 36-37..

Представляется необходимым акцентировать внимание на проблемах развития российской пенсионной системы.

Пенсионная система России в последние два десятилетия находится в периоде перманентного реформирования. На это имеется целый ряд объективных и субъективных причин.

Глобальный процесс старения населения принципиально меняет демографическую структуру населения планеты и социально-экономический баланс между поколениями. Этот процесс ставит вопрос о формах социальной поддержки пожилого населения и предъявляет новые требования к пенсионным системам. Поиски эффективных пенсионных систем идут во всём мире. В России этот вопрос во всей остроте встал в середине 1990-х гг. Российская Федерация вступила в период экономических реформ с развитой пенсионной системой, которая формировалась на протяжении десятилетий и базировалась на т.н. принципе солидарности поколений, означающим перераспределение экономических ресурсов от работающего поколения в пользу населения пожилых возрастов, покинувших трудовую сферу и вышедших на пенсию. Наряду с серьёзными социальными достижениями, к которым, прежде всего, относится создание всеобщей системы пенсионного обеспечения, охватывающей подавляющую часть населения, система характеризовалась целым рядом недостатков. К числу наиболее существенных относятся следующие:

1. Низкий уровень пенсионных выплат, которые не индексировались в случае повышения стоимости жизни или опережающего роста заработной платы. Поэтому работники, вышедшие на пенсию 20-30 лет назад, получали меньше “новых” пенсионеров, имеющих такие же стаж и квалификацию, да и работавших в тех же производственных условиях. По данным исследований уровня жизни, проведённых в 1980-е гг., до 80% бедных в СССР были пенсионерами, причём старших возрастов.

2. Низкая дифференциация пенсий как продолжение и естественное следствие уравнительной политики в сфере доходов населения. Это означало крайне низкую зависимость размера пенсии от трудового вклада работника во время его трудовой жизни.

3. Относительно ранний возраст выхода на пенсию (60 лет для мужчин и 55 лет для женщин), что по мере старения населения увеличивало нагрузку на пенсионную систему.

4. Широко распространённая практика досрочного выхода на пенсию для различных категорий работников, что на практике увеличивало нагрузку на пенсионную систему.

Новое пенсионное законодательство, которое начало действовать в 1992 г., представляло собой логическое продолжение ранее действовавшей пенсионной парадигмы и имело ярко выраженную социальную направленность: унификация норм пенсионного обеспечения для всех категорий занятых; введение социальных пенсий для лиц, не имеющих трудового стажа; установление размера пенсии, в равной степени зависящего от предыдущего заработка и трудового стажа, некоторые другие нормы, связанные с порядком расчетов пенсионных выплат, а также расширение списка льготных категорий для более раннего выхода на пенсию. В результате новый Закон привел к существенному увеличению числа пенсионеров в возрастах до официального пенсионного возраста. Так, в 1992-1993 гг. по сравнению с 1991 г. число ранних пенсионеров увеличилось не менее чем на 30%. Главное новшество заключалось в том, что была введена выплата полного размера пенсии всем работающим пенсионерам без исключения. В результате состав населения старше трудоспособного возраста стал практически однородным: пенсию стали получать почти все пожилые граждане, независимо от прежних трудовых заслуг. Все упомянутые нормы привели к резкому увеличению объёма социальных обязательств государства по пенсионному обеспечению своих граждан. Далее в первую половину 1990-х гг. в сложных социально-экономических условиях трансформационного периода, сопровождавшихся падением реальных доходов многих социальных групп, на пенсионное обеспечение были возложены функции, имманентно ему несвойственные, -- например, функция поддержания доходов некоторых категорий занятого населения в форме выплат пенсий «за выслугу лет» с сохранением права трудиться на том же рабочем месте, выплата пенсии работающим пенсионерам, назначение пенсий лицам, досрочно покинувшим рынок труда в связи с ростом открытой безработицы и пр.

В результате же резкое увеличение нагрузки значительно увеличило дефицит Пенсионного фонда, создав катастрофическую ситуацию. Разгорелась научная дискуссия о возможных направлениях развития. Можно выделить, по крайней мере, четыре основные группы причин критической ситуации, возникшей в области пенсионного обеспечения, которые в принципе заставили говорить о необходимости пенсионной реформы. Первая группа имеет демографический характер и связана с тенденцией интенсивного старения российского населения. Численность возрастных когорт свыше 60 лет за последние пятьдесят лет практически удвоилась и продолжает расти опережающими темпами по сравнению с другими возрастными группами. Нормальное же функционирование системы, основанной на идее солидарности поколений, возможно лишь при соотношении 10:1 (на одного пенсионера должно приходиться десять плательщиков пенсионных взносов). В России уже в 1990 гг. это соотношение (так называемый «коэффициент поддержки», рассчитываемый как отношение числа лиц в возрасте от 20 лет до пенсионного возраста, нормативно установленного в данной стране, к числу лиц старше этого пенсионного возраста) составляло 2,7. Увеличение доли пожилых неизбежно ведет к усилению налоговой нагрузки на работающее население (независимо от того, кто является формальным плательщиком -- работник или работодатель). Важно, что наблюдаемый демографический сдвиг -- долговременная причина непреходящего характера, которая уже действовала на протяжении десятилетий; её влияние в дальнейшем могло лишь возрастать. Вторая группа причин также касается соотношения численности плательщиков и получателей, но имеет не демографическую, а экономическую природу. В 1990-е гг. наметилась устойчивая тенденция сокращения численности занятого населения и особенно той его части, которая занята в общественном производстве и является плательщиком взносов в Пенсионный фонд. Тем самым, сдвиги на рынке труда существенно усугубили влияние демографических факторов. Хотя эта причина возникла именно в период экономической трансформации, для рыночной экономики её также нельзя считать кратковременной. В рамках пенсионной системы распределительного типа это объективно вынуждает поддерживать очень высокий уровень тарифов взносов в Пенсионный фонд, в середине 1990-х гг. его значение достигало 29% от фонда оплаты труда. Столь высокий тариф отчислений наряду с прочими налога ми и обязательными взносами во внебюджетные фонды имел своим негативным следствием ярко выраженную тенденцию к уклонению плательщиков от уплаты налогов и обязательных отчислений. Наибольшие масштабы процесс «бегства от налогов» приобрел в негосударственном секторе экономики. Третья группа причин связана с относительно низким пенсионным возрастом и широким распространением системы досрочного выхода на пенсию, что в среднем снижало общий возраст на 3-5 лет. Это правовая и институциональная причина, которую, казалось бы, можно устранить законодательным путем. Однако, как показывает мировой опыт, изменение пенсионного возраста относится к числу наиболее чувствительных для населения вопросов и встречает серьезное общественное противодействие. Последующие события в России лишь подтвердили этот факт.

Четвёртая группа причин - финансово-экономические: рост задолженности предприятий по заработной плате из-за отсутствия прямого финансирования из бюджетов разных уровней и рост объёмов невыплаченной заработной платы; значительное расширение масштабов натурального (бартерного) обмена между товаропроизводителями; широкомасштабное использование денежных наличных средств в экономической деятельности; использование предприятиями специальных ссудных счетов; применение и натуральных форм оплаты труда и пр. Эти практики были характерны для первого этапа экономической трансформации и, как представлялось, носили временный характер. Между тем многие из них в модифицированном виде сохраняются и сегодня. Неформальная экономика в России не сокращается, а «творчески» приспосабливается к меняющимся социально-экономическим условиям Малева Т.М., Синявская О.В. Пенсионная реформа в России: история, результаты, перспективы. Аналитический доклад. С. 1-10..

С 2001 года и по настоящее время осуществляется новый виток реформ пенсионной системы. Необходимость реформирования пенсионной системы мотивировалась в первую очередь демографическими причинами. Так, по актуальным расчётам Пенсионного фонда РФ, к 2016 году на 1000 человек населения трудоспособного возраста количество лиц пенсионного возраста увеличится до 428 человек. Реформа пенсионной системы в Российской Федерации началась с принятия трех федеральных законов:

Федеральный закон Российской Федерации от 15 декабря 2001 года №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»;

Федеральный закон Российской Федерации от 15 декабря 2001 года №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»;

Федеральный закон Российской Федерации от 17 декабря 2001 года №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Этими законами были заложены краеугольные камни действующей пенсионной системы. Закон о трудовых пенсиях определил основания возникновения и порядок реализации права граждан на трудовые пенсии. Закон о государственном пенсионном обеспечении урегулировал правоотношения, возникающие при предоставлении пенсий по государственному пенсионному обеспечению. Закон об обязательном пенсионном страховании установил организационные, правовые и финансовые основы пенсионного страхования в России. Помимо трёх указанных законов в систему пенсионного законодательства Российской Федерации входят также следующие законодательные акты:

Закон Российской Федерации от 12 февраля 1993 года №4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей»;

Федеральный закон Российской Федерации от 06 марта 2001 года №21-ФЗ «О выплате пенсий гражданам, выезжающим на постоянное жительство за пределы Российской Федерации»;

Федеральный закон Российской Федерации от 01 апреля 1996 года №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования»;

Федеральный закон Российской Федерации от 07 мая 1998 года №75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах»;

Федеральный закон Российской Федерации от 24 июля 2002 года №111-ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации»;

Федеральный закон Российской Федерации от 30 апреля 2008 года №56-ФЗ «О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений» и т.д. Некоторые положения законов, входящих в систему пенсионного законодательства, детализируются различными подзаконными актами: положениями, инструкциями и т.д.

Сейчас пенсии в Российской Федерации могут выплачиваться за счет средств:

*федерального бюджета (пенсии по государственному пенсионному обеспечению);

*бюджета субъектов РФ (в соответствии с нормативными правовыми актами данного субъекта);

*местных бюджетов (на основании нормативных правовых актов органов местного самоуправления);

*организаций (в соответствии с локальным нормативным актом конкретного предприятия);

*из накоплений на счету будущего пенсионера в негосударственном пенсионном фонде Филлипова И.А. Право социального обеспечения. Нижний Новгород: ННГАСУ, 2011. С. 34-35..

Несмотря на понимание большинства проблем пенсионной системы, два десятилетия постоянного реформирования в своём актуальном состоянии российская пенсионная система остаётся крайне несовершенной. Пожалуй, самая основная причина такого кроется в принципиальном исчерпании ресурсов и возможностей, предоставляемых старыми моделями пенсионных систем и методов пенсионного обеспечения. Таким образом, совсем скоро мы станем перед выбором: либо разработать принципиально новую модель, либо фактически быть неспособными осуществлять пенсионное обеспечение.

  • Современная пенсионная система в России состоит из трех компонентов: государственного пенсионного обеспечения, негосударственного пенсионного обеспечения и обязательного пенсионного страхования.

Кому полагается государственное пенсионное обеспечение?

  • Право на получение данной пенсии имеют определенные категории граждан РФ, например, госслужащие, военнослужащие, космонавты, участники Великой Отечественной войны и пострадавшие в результате радиационных и техногенных катастроф.
  • Источником выплаты пенсии является федеральный бюджет.

Как формируется негосударственное пенсионное обеспечение?

  • Негосударственное пенсионное обеспечение – индивидуальное добровольное формирование пенсии.
  • Данный вид пенсии выплачивается только негосударственными пенсионными фондами (НПФ) и формируется за счет добровольных взносов физических лиц по индивидуальным пенсионным планам или за счет добровольных взносов работодателей в пользу работников по корпоративным пенсионным программам.

Что такое обязательное пенсионное страхование?

  • Обязательное пенсионное страхование предполагает выплату страховых пенсий за счет обязательных страховых взносов с работодателей, которые составляют 22% от годового заработка работника.
  • В зависимости от возрастной категории пенсионер может получать страховую и накопительную пенсии.
  • По выбору гражданина на формирование страховой части пенсии могут идти либо все 22% от зарплаты, либо 16% – на страховую пенсию, 6% – на формирование накопительной части.

Что такое страховая пенсия и как она рассчитывается?

  • Страховая пенсия учитывается в качестве будущих обязательств перед застрахованными лицами и направляется на выплаты нынешним пенсионерам.
  • Формирование страховой пенсии осуществляется в пенсионных баллах, количество которых будет зависеть от стажа, величины зарплаты и возраста выхода на пенсию.
  • Чтобы получить право на назначение страховой пенсии по старости, необходимо иметь 30 и более пенсионных баллов, однако эта норма в полной мере начнет действовать с 2025 года.

Что такое накопительная пенсия?

  • Под накопительной пенсией понимается денежная сумма, формируемая из взносов работодателя и прибыли от их инвестирования. Пенсионные накопления поступают на счет гражданина и выплачиваются каждый месяц после выхода на пенсию.
  • Главное отличие накопительной пенсии от страховой заключается в возможности инвестирования – если страховая пенсия находится в ведении исключительно Пенсионного фонда России (ПФР), то накопительная доля может быть переведена в другие управляющие компании.

Кто имеет право на накопительную пенсию?

  • Накопительный капитал аккумулируется за счет части страховых взносов (6% от зарплаты) только у россиян 1967-го или более поздних годов рождения, имеющих официальное трудоустройство.
  • До конца 2015 года такие граждане должны были определиться, хотят ли они формировать из своих страховых взносов накопительную часть или все средства должны поступать только в страховую модель.
  • Тем, кто родился в 1966 году и раньше, возможность выбрать пенсию с накопительной составляющей не предоставлялась. Все их выплаты – 22% с зарплаты – идут в ПФР.

Кто такие "молчуны"?

  • Согласно определению, закрепленному в законодательстве, "молчуны" – это граждане, не воспользовавшиеся правом выбрать для управления своими пенсионными накоплениями государственную или частную управляющую компанию, функции которой выполняет госкорпорация "Внешэкономбанк" либо негосударственный пенсионный фонд (НПФ).
  • Средства "молчунов" по умолчанию инвестируются в составе расширенного инвестиционного портфеля государственной управляющей компании.
  • В 2016 году правительство не стало продлевать переходный период для перевода накопительной пенсии в другую управляющую компанию или НПФ. Теперь "молчуны" будут формировать только страховую пенсию. Все взносы, которые за них платит работодатель, будут поступать в ПФР.

Что сейчас происходит с пенсионными накоплениями?

  • С 2014 года перечисление средств граждан на накопительную пенсию было заморожено. Все деньги пошли на формирование страховой пенсии граждан. По словам властей, решение о заморозке было принято в связи с необходимостью сбалансировать пенсионную систему и гарантировать всем пенсионерам стабильные выплаты.
  • Заморозка коснулась как средств "молчунов", так и клиентов НПФ. В дальнейшем мораторий распространился на 2015-й и 2016 год.
  • Все ранее сформированные пенсионные накопления по-прежнему инвестируются в выбранном НПФ и будут выплачены гражданину в полном объеме, с учетом инвестиционного дохода, когда он получит право выйти на пенсию и обратится за ее назначением.
  • После разморозки взносы на накопление вновь начнут поступать на личные счета хозяев.

Какие изменения предлагаются с накопительной пенсией?

  • На данный момент судьба накопительной пенсии не решена окончательно. В мае 2016 года министр финансов РФ Антон Силуанов заявил, что в России до 2018 года будет запущена новая система формирования пенсионных накоплений, которая будет основана на принципах добровольности, когда граждане должны будут сами позаботиться о размере будущей пенсии.
  • Накопительные счета будущие пенсионеры смогут открыть в пенсионных фондах или в коммерческих банках.
  • По разным оценкам, добровольная накопительная пенсионная система позволит снизить бюджетный трансферт ПФР (средства, которые Пенсионный фонд получает из бюджета на выплату текущих пенсий) на 300-400 млрд руб. ежегодно.

Почему в пенсионной системе постоянно что-то меняется?

  • По словам экспертов, пенсионная реформа продиктована необходимостью поиска наиболее сбалансированного для бюджета варианта пенсионного обеспечения, который позволит на фоне обеспечения достойных накоплений граждан на старость не увеличивать дефицит бюджета и дать экономике необходимые "длинные" деньги.