Самая большая трагедия. Самые страшные техногенные катастрофы в ссср

Самая большая трагедия. Самые страшные техногенные катастрофы в ссср
Самая большая трагедия. Самые страшные техногенные катастрофы в ссср

Ситуация вокруг Большого Барьерного рифа продолжает ухудшаться и грозит превратиться в самую масштабную катастрофу в истории человечества. reCensor вспомнил, когда еще экология была в чрезвычайном положении из-за действий человека.

Ученые считают, что, несмотря на все усилия экологов, в ближайшее время самому большому в мире коралловому рифу грозит уничтожение. Совсем недавно эксперты отмечали, что более 50% Большого Барьерного рифа в Австралии находится на стадии гибели. По обновлённым данным показатель увеличился до 93%.

Формирование столь уникального природного образования произошло около 10 тысяч лет назад. Он включает в себя почти 3 тысячи различных коралловых рифов. Длина Большого Барьерного рифа составляет 2,5 тысячи километров при площади в 344 тысячи квадратных километров. Коралловый риф является местом обитания миллиардов разнообразных живых организмов.

В 1981 году ЮНЕСКО признало Большой Барьерный риф чудом природы, которое подлежит защите. Однако в 2014 году экологи стали замечать, что многие кораллы потеряли свой цвет. Следует отметить, что подобные изменения произошли со многими коралловыми рифами по всему миру, поэтому первоначально ученые решили, что это стандартная аномалия. Но спустя несколько месяцев стало ясно, что количество обесцвеченных кораллов растет в геометрической прогрессии.

Терри Хьюз , являющийся главой Центра передового опыта по исследованию коралловых рифов при Университете Джеймса Кука, рассказал, что обесцвечивание кораллов практически всегда приводи к их гибели. «Кораллы могут быть спасены, если показатель обесцвечивания не достиг 50% процентов. На данный момент показатель обесцвечивания более половины кораллов Большого Барьерного рифа составляет от 60% до 100%.

Экологи бьют тревогу вот уже несколько лет, поскольку гибель кораллов приведет к исчезновению всей экосистемы. Обесцвечивание кораллов происходило в несколько этапов. В 2015 году произошла наиболее крупная волна обесцвечивания, но ученые считают, что самое масштабное вымирание еще впереди. «Причиной этому являются климатические изменения, связанные с глобальным потеплением. Температура вод в океанах сильно повысилась, в результате чего кораллы стали погибать. Самое печальное, что мы не знаем, как противостоять этой проблеме, поэтому вымирание Большого Барьерного рифа будет продолжаться и дальше», — констатируют ученые.


Также одной из причин вымирания кораллов рассматривается катастрофа крупного промышленного танкера, произошедшего в 2010 году. В результате крушения танкера в воды Большого Барьерного рифа попало более 65 тонн угля и 975 тонн нефти.

Эксперты уверены, что этот инцидент стал непоправимой экологической катастрофой. «В современном мире образовалась тенденция, которая ведет к тому, что по причине крайне неосторожной деятельности человека погибнут практически все животные, населяющие нашу планету. Даже гибель Аральского моря не сможет сравниться с уничтожением Большого Барьерного рифа», — отмечает профессор Терри Хьюз .

Большая часть крупнейших экологических трагедий произошла в XX-XXI веках. Ниже вашему вниманию представлен список 10 самых масштабных экологических катастроф в истории, информацию о которых собрали корреспонденты reCensor.




Одним из самых масштабных инцидентов, нанесших серьезный ущерб экологии, является крушение нефтяного танкера «Престиж». Происшествие случилось 19 ноября 2002 года на побережье Европы. Корабль попал в сильный шторм, из-за чего в его корпусе образовалась огромная пробоина, длинною более 30 метров. Каждые сутки танкер не менее 1 тысячи тонн нефти, которая выбрасывалась в воды Атлантики. В конце концов танкер распался на две части, затонув со всем хранившимся на нем грузом. Общее количество нефти, попавшей в Атлантический океан, составило 20 миллионов галлонов.

2. Бхопальская утечка метилизоцианата


В 1984 году произошла крупнейшая в истории утечка ядовитых паров метилизоцианата в городе Бхопал. Трагедия стала причиной гибели более 3 тысяч человек. Кроме того, еще 15 тысяч человек скончались позже в результате воздействия яда. По данным экспертов объем смертельных паров, оказавшихся в атмосфере, составил около 42 тонн. До сих пор остается неизвестным, из-за чего случилась авария.

3. Взрыв на заводе «Нипро »


В 1974 году на заводе «Нипро », расположенном в Великобритании, прогремел мощнейший взрыв, за которым последовал пожар. По сообщениям экспертов, взрыв был настолько мощным, что повторить его можно было бы только, собрав 45 тонн тротила. Жертвами инцидента стали 130 человек. Однако самой большой проблемой стал выброс аммония, в результате чего в больницы поступили тысячи людей с заболеваниями зрения и дыхательных путей.

4. Крупнейшее загрязнение Северного моря


В 1988 году на нефтяной платформе «Пайпер-Альфа» произошла крупнейшая авария в истории добычи нефти. Ущерб аварии составил 4 миллиарда долларов США. Авария стала причиной мощного взрыва, который полностью уничтожил нефтедобывающую платформу. Практически весь персонал предприятия в ходе аварии погиб. В течении последующих дней нефть продолжала поступать в Северное море, воды которого теперь являются одними из самых загрязненных в мире.

5. Крупнейшая ядерная катастрофа


Самой масштабной экологической катастрофой в истории человечества является взрыв на Чернобыльской АЭС, произошедший в 1986 году на территории Украины. Причиной взрыва авария в четвертом энергоблоке атомной электростанции. Взрыв стал причиной гибели более 30 человек.

Тем не менее, самым страшным последствием является выброс огромного количества радиации в атмосферу. На данный момент количество людей, погибших в результате радиационного заражения в последующие годы, перевалило за несколько тысяч. Их число продолжает расти, несмотря на цинкованный саркофаг, которым был запечатан взорвавшийся реактор.




В 1989 году крупная экологическая катастрофа произошла на побережье Аляски. Нефтяной танкер «Эксон-Вальдез» налетел на риф и получил серьезную пробоину. В результате все содержимое в объеме 9 миллионов галлонов нефти оказалось в воде. Почти 2,5 тысячи километров побережья Аляски были затянуты нефтью. Данная авария стала причиной гибели десятков тысяч живых организмов, обитающих как в воде, так и на суше.




В 1986 году в результате трагедии на Швейцарском заводе химической промышленности река Рейн навсегда перестала быть безопасной для купания. Химическое предприятие горело на протяжении нескольких дней. За это время более 30 тонн ядовитых веществ, вылились в воду, уничтожив миллионы живых организмов, и загрязнив все питьевые источники.




В 1952 году в Лондоне произошла страшная катастрофа, причины которой до сих пор не известны. 5 декабря столица Великобритании погрузилась в едкий смог. Поначалу горожане восприняли его за обычный туман, однако спустя несколько дней он так и не рассеялся. В больницы стали поступать люди, с симптомами легочных заболеваний. Всего за 4 дня погибло около 4 тысяч человек, большая часть их которых дети и старики.

9. Утечка нефти в Мексиканском заливе


В 1979 году еще одна нефтяная катастрофа произошла в Мексиканском заливе. Авария случилась на буровой установке «Исток-1». В результате неполадок в воду вылилось почти 500 тысяч тонн нефти. Скважину удалось закрыть лишь через год.

10. Крушение нефтяного танкера «Амоко Кадис»


В 1978 году в Атлантическом океане затонул нефтяной танкер «Амоко Кадис». Причиной крушения стали подводные скалы, которые не заметил капитан судна. В результате катастрофы побережье Франции было залито 650 миллионами литров нефти. Из-за крушения нефтяного танкера погибли десятки тысяч рыб и птиц, обитавших в прибережном регионе.

ТОП-10 крупнейших экологических катастроф в истории обновлено: Июль 7, 2016 автором: РЕДАКЦИЯ

Каждый год в мире происходят десятки страшных техногенных катастроф, которые наносят существенный вред мировой экологии. Сегодня я предлагаю вам почитать о нескольких из них в продолжении поста.

Петробрайс - бразильская государственная нефтяная компания. Штаб-квартира компании расположена в Рио-де-Жанейро. В июле 2000 года в Бразилии в результате катастрофы на нефтеперерабатывающем в реку Игуасу вытекло больше миллиона галлонов нефти (около 3 180 тонн). Для сравнения, недавно около курортного острова в Таиланде вылилось 50 тонн сырой нефти.
Образовавшееся пятно продвигалось по течению, грозя отравить питьевую воду сразу для нескольких городов. Ликвидаторы аварии построили несколько заградительных барьеров, но остановить нефть удалось лишь на пятом. Одну часть нефти собрали с поверхности воды, другая ушла по специально построенным отводным протокам.
Компания «Петробрайс» выплатила 56 млн долларов штрафа в государственный бюджет и 30 миллионов - в бюджет штата.

21 сентября 2001 года в французском Тулузе на химическом комбинате AZF произошел взрыв, последствия которого считаются одной из крупнейших техногенных катастроф. Взорвалось 300 тонн нитрата аммония (соль азотной кислоты), которые находились на складе готовой продукции. По официальной версии, виновато руководство комбината, которое не обеспечило безопасное хранение взрывоопасного вещества.
Последствия катастрофы были гигантские: погибли 30 человек, общее число раненых - более 3 00, были разрушены или повреждены тысячи жилых домов и зданий, в том числе почти 80 школ, 2 университета, 185 детских садов, без крыши над головой остались 40 000 человек, более 130 предприятий фактически прекратили свою деятельность. Общая сумма ущерба - 3 млрд евро.

13 ноября 2002 года около берегов Испании попал в сильный шторм нефтяной танкер Prestige, в трюмах которого находилось более 77 000 тонн мазута. В результате шторма в корпусе судна образовалась трещина длиной около 50 метров. 19 ноября танкер разломился пополам и затонул. В результате катастрофы в море попали 63 000 тонны мазута.

Очистка моря и берегов от мазута стоила 12 млр долларов, полный ущерб, нанесенный экосистеме, оценить невозможно.

26 августа 2004 года недалеко от Кельна на западе Германии с моста Wiehltal высотой 100 метров упал бензовоз, перевозивший 32 000 литров топлива. После падения бензовоз взорвался. Виновником аварии была спортивная машина, которую занесло на скользкой дороге, что и вызвало занос бензовоза.
Эта авария считается одной из самых дорогостоящих техногенных катастроф в истории - временный ремонт моста стоит 40 млн долларов, а полная реконструкция - 318 млн долларов.

19 марта 2007 года из-за взрыва метана на шахте «Ульяновская» в Кемеровской области погибли 110 человек. Вслед за первым взрывом через 5-7 секунд последовало ещё четыре взрыва, что вызвало обширные обвалы в выработках сразу в нескольких местах. Погибли главный инженер и почти всё руководство шахты. Эта авария является крупнейшей в российской угледобыче за последние 75 лет.

17 августа 2009 года произошла техногенная катастрофа на Саяно-Шушенской ГЭС, расположенной на реке Енисей. Это случилось во время ремонта одного из гидроагрегатов ГЭС. В результате аварии были разрушены 3-й и 4-й водоводы, произошло разрушение стены и подтопление машинного зала. 9 из 10 гидротурбин полностью вышли из строя, ГЭС была остановлена.
Из-за аварии было нарушено энергоснабжение сибирских регионов, в том числе ограничена подача электричества в Томске, отключения коснулись нескольких сибирских алюминиевых заводов. В результате катастрофы погибли 75 человек, еще 13 было ранено.

Ущерб от аварии на Саяно-Шушенской ГЭС превысил 7.3 миллиарда рублей, включая ущерб экологии. На днях в Хакасии стартовал процесс по делу о техногенной катастрофе на Саяно-Шушенской ГЭС в 2009 году.

4 октября 2010 на западе Венгрии произошла крупная экологическая катастрофа. На крупном заводе по производству алюминия взрыв разрушил плотину резервуара с ядовитыми отходами - так называемым красным шламом. Около 1,1 миллиона кубометров едкого вещества затопили 3-метровым потоком города Колонтар и Дечевер в 160 километрах к западу от Будапешта.

Красный шлам - это осадок, который образуется при производстве оксида алюминия. При попадании на кожу он воздействует на нее как щелочь. В результате катастрофы 10 человек погибли, около 150 получили различные травмы и ожоги.



22 апреля 2010 в Мексиканском заливе у побережья американского штата Луизиана после взрыва, унесшего жизни 11 человек, и 36-часового пожара, затонула управляемая буровая платформа Deepwater Horizon.

Остановить утечку нефти удалось лишь 4 августа 2010 года. В воды Мексиканского залива вылилось около 5 млн баррелей сырой нефти. Платформа, на которой произошла авария, принадлежала швейцарской компании, а на момент техногенной катастрофы платформой управляла компания Вritish Petroleum.

11 марта 2011 года на северо-востоке Японии на АЭС «Фукусима-1» после сильнейшего землетрясения произошла крупнейшая за последние 25 лет после катастрофы на Чернобыльской АЭС авария. Вслед за подземными толчками магнитудой 9,0 на побережье пришла огромная волна цунами, которая повредила 4 из 6 реакторов атомной станции и вывела из строя систему охлаждения, что привело к серии взрывов водорода, расплавлению активной зоны.

Общий объем выбросов йода-131 и цезия-137 после аварии на АЭС «Фукусима-1» составил 900 000 терабеккрелей, что не превышает и 20% от выбросов после Чернобыльской аварии в 1986 году, который составил тогда 5.2 млн терабеккерелей.
Суммарный ущерб от аварии на АЭС «Фукусима-1» эксперты оценили в 74 млрд долларов. Полная ликвидация аварии, в том числе демонтаж реакторов, займет около 40 лет.

АЭС «Фукусима-1»

11 июля 2011 года на военно-морской базе неподалеку от Лимасола на Кипре произошел взрыв, который унес 13 жизней и поставил островное государство на грань экономического кризиса, разрушив крупнейшую электростанцию острова.
Следователи обвинили президента республики Димитриса Христофиаса в том, что он халатно отнесся к проблеме складирования боеприпасов, конфискованных в 2009 году с судна «Мончегорск» по подозрению в контрабанде оружия Ирану. По факту боеприпасы хранились прямо на земле на территории военно-морской базы и сдетонировали из-за высокой температуры.

Разрушенная электростанция Mari на Кипре

Об аварии на нефтяной платформе Deepwater Horizon человечество никогда не забудет. Взрыв и пожар случились 20 апреля 2010 года в 80 километрах от побережья штата Луизиана, на месторождении Макондо. Разлив нефти стал крупнейшим в истории США и фактически загубил Мексиканский залив. Мы вспомнили крупнейшие техногенные и экологические катастрофы мира, некоторые из которых чуть ли не страшнее трагедии Deepwater Horizon.

Можно ли было избежать аварии? Техногенные катастрофы часто происходят как следствие природных катастроф, но кроме того - из-за изношенного оборудования, жадности, халатности, невнимательности... Память о них служит важным уроком для человечества, потому что природные катастрофы могут повредить людям, но не планете, а вот техногенные несут угрозу абсолютно всему окружающему миру.

15. Взрыв на заводе удобрений в городе Уэст - 15 жертв

17 апреля 2013 года произошел взрыв на заводе по производству удобрений в техасском городе Уэст. Взрыв прогремел в 19:50 по местному времени и он полностью уничтожил завод, который принадлежал местной компании Adair Grain Inc. Взрывом были разрушены расположенные рядом с заводом школа и дом престарелых. Серьёзно пострадали около 75 зданий города Уэст. В результате взрыва погибли 15 человек, около 200 человек получили ранения. Изначально на заводе произошёл пожар, а взрыв случился в тот момент, когда пожарные пытались справиться с огнём. По меньшей мере 11 пожарных погибло.

По словам очевидцев, взрыв был настолько сильным, что его было слышно примерно в 70 км от завода, а Геологическая служба США зафиксировала колебания почвы магнитудой 2,1. "Это было похоже на взрыв атомной бомбы", - говорили очевидцы. Жителей ряда районов рядом с Уэстом эвакуировали из-за утечки аммиака, используемого при производстве удобрений, власти предупредили всех об утечке токсичных веществ. Над Уэстом была введена бесполётная зона на высоте до 1 км. Город напоминал район военных действий...

В мае 2013 года по факту взрыва было заведено уголовное дело. Расследование показало, что компания хранила химические вещества, которые вызвали взрыв, с нарушение требований безопасности. Комитет по химической безопасности США установил, что компания не предприняла необходимых мер для предотвращения пожара и взрыва. Кроме того, на тот момент не существовало правил, которые запрещали бы хранение нитрата аммония вблизи населенных пунктов.

14. Затопление Бостона патокой - 21 жертва

Затопление Бостона патокой случилось 15 января 1919 года после того, как в бостонском районе Норт-энд взорвался гигантский резервуар с мелассой, и волна сахаросодержащей жидкости пронеслась по улицам города с большой скоростью. Погиб 21 человек, около 150 попали в больницы. Катастрофа произошла на алкогольном заводе Purity Distilling Company во времена «сухого закона» (ферментированная меласса в то время широко использовалась для получения этанола). Накануне введения полного запрета владельцы старались успеть сделать как можно больше рома...

Видимо, из-за усталости металла в переполненном резервуаре с 8700 м³ патоки разошлись соединённые заклёпками листы металла. Земля дрогнула, и на улицы хлынула волна патоки высотой до 2 метров. Давление волны было настолько велико, что сдвинуло с путей грузовой состав. Близлежащие здания были затоплены на метровую высоту, некоторые обрушились. Люди, лошади, собаки вязли в липкой волне и гибли от удушья.

В зоне катастрофы был развёрнут передвижной госпиталь «Красного креста», в город вошло подразделение ВМС США - спасательная операция длилась неделю. Патоку убирали с помощью песка, который впитывал вязкую массу. Хотя владельцы фабрики винили во взрыве анархистов, горожане добились от них выплат общей суммой в $ 600 тыс (сегодня это примерно $ 8,5 млн). По словам бостонцев, даже сейчас в знойные дни от старых домов исходит приторный запах карамели...

13. Взрыв на химзаводе Phillips в 1989 -23 жертвы

Взрыв на химзаводе Phillips Petroleum Company случился 23 октября 1989 года, в Пасадене, штат Техас. Из-за оплошности сотрудников произошла крупная утечка горючего газа, и произошёл мощнейший взрыв, эквивалентный двум с половиной тоннам динамита. Бак с 20 000 галлонами газа изобутана взорвался и цепная реакция вызвала еще 4 взрыва.
Во время планового технического обслуживания, на клапанах случайно закрыли воздуховоды. Таким образом, в диспетчерской отображалось, что клапан открыт, в то время как он был как закрытым. Это привело к образованию облака пара, которое взорвалось от малейшей искры. Первоначальный взрыв зарегистрирован равным 3,5 баллам по шкале Рихтера и осколки взрыва были найдены в радиусе 6 миль от взрыва.

Многие из пожарных гидрантов вышли из строя, сильно упало давление воды в оставшихся гидрантах. Пожарным потребовалось более десяти часов, чтобы взять ситуацию под контроль и полностью потушить пламя. Погибло 23 человека, ещё 314 получили ранения.

12. Пожар на пиротехнической фабрике в Энсхеде в 2000 - 23 жертвы

13 мая 2000 года в результате пожара на на пиротехнической фабрике S.F. Fireworks в голландском городе Энсхеде (Enshede) случился взрыв, погибли 23 человека, в том числе четверо пожарных. Пожар начался в центральном здании и распространился на два полных контейнера с фейерверками, незаконно хранящихся за пределами здания. Несколько последующих взрывов произошло с самым большим взрыв чувствовал себя так далеко, как 19 миль.

Во время пожара сгорела и была разрушена значительная часть района Ромбек - сгорели 15 улиц, повреждено 1500 домов, и уничтожено 400 домов. В дополнение к гибели 23 человек, 947 человек получили ранения и 1250 человек остались без крова. Пожарные расчеты прибыли из Германии, чтобы помочь в борьбе с огнем.

Когда S.F. Fireworks построили пиротехническую фабрику в 1977 году, она была расположена далеко от города. По мере того как город рос, новое недорогое жилье в окружило склады, что и повлекло ужасные разрушения, травмы и смерти. Большинство местных жителей не имели ни малейшего представления, что они жили в такой непосредственной близости от пиротехнического склада.

11. Взрыв на химзаводе в Фликсборо - 64 жертв

В городе Фликсборо, Англия 1 июня 1974 года произошел взрыв, погибли 28 человек. Авария случилась на заводе «Нипро», который занимался производством аммония. Катастрофа причинила материальный ущерб на колоссальную сумму - 36 миллионов фунтов стерлингов. Такой катастрофы английская промышленность еще не знала. Химический завод в Фликсборо практически перестал существовать.
Химический завод около поселка Фликсборо специализировался на выпуске капролактама - исходного продукта для получения синтетического волокна.

Авария случилась так: разорвался обходный трубопровод, соединявший реакторы 4 и 6, и пар начал вырываться из отводов. Образовалось облако паров циклогексана, содержащее несколько десятков тонн вещества. Источником возгорания облака послужил, вероятно, факел водородной установки. Из-за аварии на заводе в воздух была выброшена взрывоопасная масса разогретых паров, для воспламенения которых достаточно было малейшей искры. Через 45 минут после аварии, когда грибообразное облако достигло водородной установки, произошел мощный взрыв. Взрыв по своей разрушительной силе был эквивалентен взрыву 45 т тротила, подорванного на высоте 45 м.

Около 2000 зданий, находившихся за пределами предприятия, были повреждены. В деревне Амкоттс, находящейся на другом берегу реки Трент, из 77 сильно пострадало 73 дома. Во Фликсборо, расположенном на расстоянии 1200 м от центра взрыва, из 79 домов разрушилось 72. От взрыва и последующего пожара погибло 64 человека, 75 человек на предприятии и вне его получили травмы различной степени тяжести.

Инженеры завода под давлением хозяев компании "Нипро" нередко шли на отступления от установленного технологического регламента, игнорировали требования безопасности. Печальный опыт этой катастрофы показал, что на химических заводах необходимо иметь быстродействующую автоматическую систему пожаротушения, позволяющую не позднее чем через 3 секунды ликвидировать вогорания твердых химических веществ.

10. Разлив раскаленной стали - 35 жертв

18 апреля 2007 года 32 человек погибли и 6 получили ранения, когда ковш, содержащий расплавленную сталь, упал на заводе Qinghe Special Steel Corporation в Китае. Тридцать тонн жидкой стали, раскаленной до 1500 градусов по Цельсию упал с подвесного транспортера. Жидкая сталь прорвалась через двери и окна в соседнее помещение, где находились рабочие дежурной смены.

Пожалуй, самый ужасный факт, обнаруженный в ходе исследования этой катастрофы в том, что ее можно было бы предотвратить. Непосредственной причиной аварии стало неправомерное использование некондиционного оборудования. Следствие пришло к выводу, что имел место целый ряд недостатков и нарушений безопасности, которые способствовали аварии.

Когда аварийные службы добрались до места катастрофы, их остановил жар расплавленной стали, и они долго были не в состоянии добраться до жертв. После того, как сталь начала охлаждаться, они обнаружили 32 жертвы. Удивительно, но 6 человек чудом пережили эту аварию, и с тяжелейшими ожогами были доставлены в больницу.

9. Крушение состава с нефтью в Лак-Мегантик - 47 жертв

Взрыв состава с нефтью произошёл вечером 6 июля 2013 года в городке Лак-Мегантик в канадском Квебеке. Поезд, принадлежащий компании The Montreal, Maine and Atlantic Railway и перевозивший 74 цистерны с сырой нефтью, сошёл с рельсов. В результате несколько цистерн загорелись и взорвались. Известно о 42 погибших, ещё 5 человек числятся пропавшими без вести. В результате пожара, охватившего город, примерно половина зданий в центре города были уничтожены.

В октябре 2012 года на тепловозе GE C30-7 #5017 при ремонте двигателя, чтобы поскорее завершить ремонт, были применены эпоксидные материалы. В последующей эксплуатации эти материалы разрушились, тепловоз стал сильно дымить. Вытекающие горюче-смазочные материалы скапливались в корпусе турбокомпрессора, что привело к возгоранию в ночь крушения.

Поездом управлял машинист Том Хардинг. В 23:00 поезд остановился на станции Нант, на главном пути. Том связался с диспетчером и сообщил о неполадках с дизелем, сильном чёрном выхлопе; решение проблемы с тепловозом было отложено до утра, и машинист уехал ночевать в гостиницу. Поезд с заведённым тепловозом и опасным грузом был оставлен на ночь на необслуживаемой станции. В 23:50 в службу 911 поступило сообщение о пожаре на головном тепловозе. В нем не работал компрессор, и давление в тормозной магистрали снижалось. В 00:56 давление упало до такого уровня, что ручные тормоза не смогли удерживать вагоны и неуправляемый поезд ушёл под уклон к Лак-Мегантику. В 00:14 поезд на скорости 105 км/ч сошёл с рельсов и оказался в центре города. Вагоны сошли с рельсов, последовали взрывы и горящая нефть разлилась вдоль железной дороги.
Люди в ближайшем кафе, ощутив толчки земли, решили что началось землетрясение и спрятались под столами, в итоге они не успели убежать от огня... Эта железнодорожная катастрофа стала одной из самых смертоносных в Канаде.

8. Авария на Саяно-Шушенской ГЭС - не менее 75 жертв

Авария на Саяно-Шушенской ГЭС - промышленная техногенная катастрофа, произошедшая 17 августа 2009 года - "черный день" российской гидроэнергетики. В результате аварии погибло 75 человек, оборудованию и помещениям станции нанесён серьёзный ущерб, производство электроэнергии приостановлено. Последствия аварии отразились на экологической обстановке акватории, прилегающей к ГЭС, на социальной и экономической сферах региона.

На момент аварии ГЭС несла нагрузку в 4100 МВт, из 10 гидроагрегатов в работе находилось 9. В 8:13 местного времени 17 августа произошло разрушение гидроагрегата № 2 с поступлением через шахту гидроагрегата под большим напором значительных объёмов воды. Персонал электростанции, находившийся в машинном зале, услышал громкий хлопок и увидел выброс мощного столба воды.
Потоки воды быстро затопили машинный зал и помещения, находящиеся под ним. Все гидроагрегаты ГЭС были затоплены, при этом на работавших ГА произошли короткие замыкания (их вспышки хорошо видны на любительском видео катастрофы), выведшие их из строя.

Неочевидность причин аварии (по словам министра энергетики России Шматко, «это самая масштабная и непонятная авария гидроэнергетики, которая только была в мире») вызвала ряд версий, не нашедших подтверждения (от терроризма до гидроудара). В качестве наиболее вероятной причины аварии называют усталостные разрушения шпилек, возникшие в период работы гидроагрегата № 2 с временным рабочим колесом и недопустимым уровнем вибраций в 1981-83 годах.

7. Взрыв на "Пайпер Альфа" - 167 жертв

6 июля 1988 года платформа по добычи нефти в Северном море под названием "Пайпер Альфа" была разрушена в результате взрыва. Платформа “Пайпер Альфа”, установленная в 1976 году, бала самой большой конструкцией на площадке “Пайпер”, принадлежащей шотландской компании “Оксидентал Петролеум”. Платформа располагалась в 200 км к северо-востоку от Абердина и служила центром управления нефтедобычей на площадке.На платформе находилась вертолетная площадка и жилой модуль для 200 нефтяников, работающих посменно. 6 июля на “Пайпер Альфе” произошел неожиданный взрыв. Пожар, охвативший платформу, не дал персоналу даже возможности послать сигнал SOS.

В результате утечки газа и последующего взрыва погибло 167 человек из 226 находившихся в тот момент на платформе, только 59 осталось в живых. Понадобилось 3 недели, чтобы погасить огонь, при сильнейшем ветре (80 миль в час) и 70-футовых волнах. Окончательную причину взрыва установить так и не удалось. Согласно самой популярной версии, на платформе случилась утечка газа, в результате чего для пожара хватило малой искры. Авария на платформе Piper Alpha привела к серьезной критике и последующему пересмотру норм безопасности работ по добыче нефти в Северном море.

6. Пожар в Тяньцзине Биньхай - 170 жертв

В ночь на 12 августа 2015 года два взрыва вспыхнули на участке хранения контейнеров в порту Тяньцзинь. В 22:50 по местному времени начали поступать сообщения о пожаре на расположенных в порту Тяньцзиня складах фирмы «Жуйхай», занимающейся транспортировкой опасных химических веществ. Как выяснили позднее следователи, его причиной послужило самовозгорание высохшей и нагревшейся на летнем солнце нитроцеллюлозы. В течение 30 секунд после первого взрыва, произошел второй - контейнер с нитратом аммония. Местная сейсмологическая служба оценила мощность первого взрыва в 3 тонны тротилового эквивалента, второго - в 21 тонну. Прибывшие на место пожарные долго не могли остановить распространение огня. Пожары бушевали несколько дней и случилось еще 8 взрывов. Взрывы создали огромный кратер.

Взрывы привели к гибели 173 человек, 797 раненых, и 8 человек числятся пропавшими без вести. . Тысячи автомобилей Toyota, Renault, Volkswagen, Kia и Hyundai были повреждены. 7,533 контейнеры, 12,428 автомобилей и 304 здания были разрушены или повреждены. Помимо смерти и разрушения, ущерб составил $ 9 млрд. Выяснилось, что три многоквартирных дома были построены в радиусе одного километра от склада химических веществ, что запрещено китайским законодательством. Власти предъявили обвинения 11 чиновникам из города Тяньцзинь по делу о взрыве. Их обвиняют в халатности и злоупотреблении полномочиями.

5. Валь-ди-Ставе, прорыв плотины - 268 жертв

На севере Италии над деревней Ставе, рухнула плотина Валь-ди-Ставе 19 июля 1985 года. Авария уничтожила 8 мостов, 63 здания, погибло 268 человек. После катастрофы, в ходе расследования было установлено, что имело место плохое техническое обслуживание и малый запас эксплуатационной безопасности.

В верхней из двух плотин, из-за осадков труба для дренажа стала менее эффективной, она была засорена. Вода продолжала поступать в резервуар и давление в поврежденной трубе возрастало, также это вызвало давление на береговую породу. Вода начала проникать в почву, сжижаться в грязь и ослаблять берега, пока, наконец, не произошел размыв. Буквально за 30 секунд вода и грязевые потоки верхней плотины прорвались и хлынули в нижнюю плотину.

4. Обрушение террикона в Намбийи - 300 жертв

К 1990 году Намбийя, шахтерский поселок на юго-востоке Эквадора имел репутацию "агрессивной экосреды". Местные горы были изрыты горняками, пронизаны отверстиями от добычи полезных ископаемых, воздух влажный и наполненный химическими веществами, токсичные газы из шахты и огромный террикон.

9 мая 1993 года, большая часть горы угольного шлака в конце долины рухнула, и под оползнем погибли около 300 человек. 10,000 человек жили в поселке на площади около 1 квадратную мили. Большинство домов города были построены прямо на въезде в туннель на шахту. Специалисты давно предупреждали, что гора стала практически полой. Они говорили, что дальнейшая добыча угля приведет к оползням, и после нескольких дней проливных дождей почва размягчилась, и худшие прогнозы сбылись.

3. Техасский взрыв - 581 жертва

Техногенная катастрофа случилась 16 апреля 1947 года в порту города Техас-Сити, США. Пожар на борту французского судна «Гранкан» (Grandcamp) привёл к детонации около 2100 тонн нитрата аммония (аммиачной селитры), что повлекло за собой цепную реакцию в виде пожаров и взрывов на близлежащих кораблях и нефтехранилищах.

В результате трагедии погиб по меньшей мере 581 человек (включая всех, за исключением одного, сотрудников пожарной охраны Техас-Сити), более 5000 человек получили ранения, 1784 попали в больницы. Порт и значительная часть города были полностью разрушены, многие предприятия были сравнены с землей или сгорели. Более 1100 автомобилей были повреждены и 362 грузовых вагонов искорёжены - имущественный ущерб оценивается в 100 миллионов долларов. Эти события вызвали первый коллективный иск против правительства США.

Суд признал Федеральное правительство виновным в преступной халатности, совершенной правительственными агентствами и их представителями, вовлечёнными в производство, упаковку и маркирование аммиачной селитры, усугубленной грубыми ошибками в ее транспортировке, хранении, погрузке и противопожарных мерах. Было выплачено 1,394 компенсации общей суммой около $17 млн.

2. Бхопальская катастрофа -до 160,000 жертв

Это одна из самых страшных техногенных катастроф произошла в индийском городе Бхопал. В результате аварии на химзаводе, принадлежащем американской химической компании Union Carbide, и производящем пестициды, произошёл выброс ядовитого вещества метилизоцианата. Он хранился на заводе в трёх частично вкопанных в землю ёмкостях, каждая из которых могла вместить около 60 000 литров жидкости.
Причиной трагедии стал аварийный выброс паров метилизоцианата, который в заводском резервуаре нагрелся выше температуры кипения, что привело к повышению давления и разрыву аварийного клапана. В результате 3 декабря 1984 года в атмосферу было выброшено около 42 тонн ядовитых паров. Облако метилизоцианата накрыло близлежащие трущобы и железнодорожный вокзал, находящийся в 2 км.

Бхопальская катастрофа - крупнейшая по числу жертв в современной истории, повлёкшая немедленную смерть по крайней мере 18 тыс человек, из которых 3 тысячи погибли непосредственно в день аварии, а 15 тыс - в последующие годы. По другим данным, общее количество пострадавших оценивается в 150-600 тысяч человек. Большое число жертв объясняется высокой плотностью населения, несвоевременным информированием жителей об аварии, нехваткой медперсонала, а также неблагоприятными погодными условиями - облако тяжёлых паров разносилось ветром.

Union Carbide, ответственная за эту трагедию, в 1987 году в рамках внесудебного урегулирования выплатила жертвам $ 470 млн в обмен на отказ от претензий. В 2010 индийский суд признал семерых бывших руководителей индийского отделения компании Union Carbide виновными в халатности, повлекшей гибель людей. Осуждённые были приговорены к двум годам тюремного заключения и штрафу в размере 100 тыс рупий (примерно $ 2,100).

1. Трагедия на дамбе Баньцяо - 171 000 погибших

В этой катастрофе даже нельзя упрекнуть конструкторов плотины, она была рассчитана на сильные наводнения, но данное было совершенно беспрецедентным. В августе 1975 года в западной части Китая, во время тайфуна прорвало дамбу Баньцяо- погибло около 171,000 человек. Плотина была построена в 1950-х годах для производства электроэнергии и предотвращения наводнений. Инженеры разработали ее с запасом прочности на тысячу лет.

Но в те роковые дни в начале августа 1975 года, тайфун "Нина" сразу же произвел более 40 дюймов осадков, что превысило ежегодное общее количество осадков в этой области всего за один день. После нескольких дней еще более сильных дождей, плотина не устояла и была размыта 8 августа.

Прорыв дамбы вызвал волну высокой 33 футов, 7 миль в ширину, которая шла со скоростью 30 миль в час. В общей сложности более 60 плотин и дополнительных резервуаров были уничтожены из-за разрушения плотины Banqiao. Наводнение разрушило 5,960,000 зданий, сразу погубило 26,000 человек и еще 145,000 умерли позже в результате голода и эпидемий из-за стихийного бедствия.

Порой оценить масштабы той или иной мировой катастрофы достаточно сложно, ведь последствия некоторых из них могут проявляться спустя много лет после самого происшествия.

В данной статье мы представим 10 самых страшных катастроф мира, которые не были вызваны целенаправленными действиями. Среди них происшествия, которые происходили на воде, в воздухе, и на земле.

Авария на Фукусиме

Катастрофа, которая произошла 11 марта 2011-го года, одновременно объединяет в себе черты техногенных и природных катастроф. Сильнейшее землетрясение мощностью в девять баллов, и последующее за ним цунами вызвали отказ системы электроснабжения ядерной установки Daiichi, в результате чего был остановлен процесс охлаждения реакторов с ядерным топливом.

Помимо чудовищных разрушений, которые были вызваны землетрясением и цунами, это происшествие привело к серьезному радиоактивному заражению территории и акватории. Кроме того, властям Японии пришлось эвакуировать более двухсот тысяч человек из-за высокой вероятности появления тяжелых заболеваний из-за попадания под жесткое радиоактивное облучение. Сочетание всех этих последствий дает право аварии на Фукусиме называться одной из самых страшных катастроф мира в двадцать первом веке.

Общий ущерб от аварии оценивается в 100 миллиардов долларов. В эту сумму включены расходы на ликвидацию последствий и выплату компенсаций. Но при этом нельзя забывать о том, что работы по устранению последствий катастрофы продолжаются до сих пор, что соответственно увеличивает эту сумму.

В 2013-м году фукусимская АЭС была официально закрыта, а на её территории производятся только работы по ликвидации последствий аварии. Специалисты считают, что для приведения в порядок здания и зараженной территории понадобится как минимум сорок лет.

Последствиями аварии на Фукусиме являются, переоценка мер безопасности в атомной энергетике, падение стоимости на природный уран, и соответственно снижение цен акций уранодобывающих компаний.

Столкновение в аэропорту Лос-Родеос

Возможно самой большой катастрофой в мире, произошедшей в результате столкновения самолетов, произошла на Канарских островах (остров Тенерифе) в 1977 году. В аэропорту Лос-Родеос, на взлетной полосе столкнулись два авиалайнера Boeing 747, которые принадлежали компаниям KLM и Pan American. В результате погибло 583 из 644 человек, в числе которых как пассажиры, так и экипажи авиалайнеров.

Одной из главных причин возникновения подобной ситуации был теракт в аэропорту Лас-Пальмас, который устроили террористы из организации MPAIAC (Movimiento por la Autodeterminación e Independencia del Archipiélago Canario). Сам теракт не повлек за собой человеческих жертв, но администрация аэропорта закрыла аэропорт и прекратила принимать самолеты, опасаясь повторных инцидентов.

Из-за этого Лос-Родеос оказался перегружен, поскольку к нему направляли самолеты, которые следовали в Лас-Пальмас, в частности два Boeing 747 рейсов PA1736 и KL4805. При этом нельзя не отметить тот факт, что самолет, принадлежащий компании Pan

American, имел достаточный запас топлива для того, чтобы приземлиться в другом аэропорту, но пилоты подчинились приказу диспетчера.

Причиной самого столкновения являлись туман, который серьезно ограничивал видимость, а также сложности в переговорах между диспетчерами и пилотами, которые были вызваны сильным акцентом диспетчеров, и тем фактом, что пилоты постоянно перебивали друг друга.

Столкновение Донья Пас с танкером Вектор

20 декабря 1987 года зарегистрированный на Филлипинах пассажирский паром «Doña Paz» (Донья Пас) столкнулся с нефтяным танкером «Вектор», что привело к самой крупной катастрофе в мире, которая произошла в мирное время на воде.

Во время столкновения паром следовал по своему стандартному маршруту Манила-Катбалоган, который он проходил два раза в неделю. Двадцатого декабря 1987-го года, около 06:30 «Донья Пас» отплыл от Таклобана и направился в Манилу. Примерно в 22:30 паром проходил пролив Таблас возле Мариндуке, по сообщению выживших очевидцев погода была ясной, но с волнением на море.

Столкновение произошло уже после того как пассажиры уснули, паром столкнулся с танкером «Вектор», который перевозил бензин и нефтепродукты. Сразу же после столкновения, возник сильный пожар, связанный с тем, что нефтепродукты разлились по морю. Сильный удар и пожар практически моментально вызвали панику среди пассажиров, кроме того, по утверждению выживших на пароме не было нужного количества спасательных жилетов.

Выжило всего 26 человек, из которых 24 пассажира Доньи Пас и два человека с танкера «Вектор».

Массовое отравление в Ираке 1971 год

В конце 1971-го года, в Ирак была ввезена из Мексики партия зерна обработанного метилртутью. Разумеется, зерно не было предназначено для переработки в продукты питания, и должно было использоваться только для посадки. К сожалению, местное население не знало испанского языка, и соответственно все предупреждающие надписи, которые гласили «Не употреблять в пищу».

Также нельзя не отметить тот факт, что зерно было доставлено в Ирак с опозданием, поскольку сезон посадки уже прошел. Все это привело к тому, что в некоторых селениях обработанное метилртутью зерно начали принимать в пищу.

После употребления этого зерна в пищу наблюдались такие симптомы как онемение конечностей, потерю зрения, нарушение координации. В результате преступной халатности отравление ртутью получило около ста тысяч человек, из которых погибло около шести тысяч.

Этот случай привел к тому, что Всемирная Организаций здравоохранения стала тщательнее контролировать оборот зерна, и более серьезно начала относиться к маркировке потенциально опасных продуктов.

Массовое уничтожение воробьев в Китае

Несмотря на то, что мы не вносим в наш список катастрофы, вызванные целенаправленными действиями людей, данный случай является исключением, поскольку он вызван банальной глупостью и недостаточным знанием экологии. Тем не менее данный случай полностью заслуживает звание одной из самых ужасных катастроф мира.

В рамках экономической политики «Большого скачка», проводилась масштабная борьба с сельскохозяйственными вредителями, среди которых власти Китая выделили четырех самых страшных - комаров, крыс, мух и воробьев.

Сотрудники китайского научно-исследовательского института зоологии подсчитал, что из-за воробьев в течение года терялся объем зерна, с помощью которого можно было бы прокормить около тридцати пяти миллионов человек. Основываясь на этом, был разработан план уничтожения этих птиц, который был одобрен Мао Цзэдуном 18-го марта 1958-го года.

Все крестьяне активно начали охотиться на птиц. Наиболее действенным методом было не давать им опуститься на землю. Для этого взрослые и дети кричали, били в тазы, размахивали шестами, тряпками и т.п. Это позволяло пугать воробьев и не давать им приземляться на землю в течение пятнадцати минут. В результате птицы просто падали замертво.

Спустя год охоты на воробьев урожай действительно увеличился. Однако позднее начали активно плодиться гусеницы, саранча, и другие вредители, которые поедали побеги. Это привело к тому, что еще через год урожаи сильно упали, и наступил голод, который привел к гибели от 10 до 30 миллионов человек.

Катастрофа на нефтяной платформе Piper Alpha

Платформа Piper Alpha была построена в 1975-м году, а добыча нефти на ней стартовала в 1976-м. Со временем её переоборудовали для добычи газа. Однако 6-го июля 1988 года произошла утечка газа, которая привела к взрыву.

Из-за нерешительных и непродуманных действий персонала умерло 167 человек из 226 находившихся на платформе.

Разумеется, после этого события добыча нефти и газа на этой платформе была полностью прекращена. Застрахованные потери составили около 3,4 миллиардов долларов США. Это одна из самых известных катастроф мира, связанная с нефтедобывающей отраслью.

Гибель Аральского моря

Данное происшествие является самой большой экологической катастрофой на территории бывшего Советского Союза. Когда-то Аральское море было четвертым по размеру озером, после Каспийского моря, Верхнего озера в Северной Америке, озера Виктория в Африке. Сейчас на его месте располагается пустыня Аралкум.

Причиной исчезновения Аральского моря является создание новых каналов орошения для сельскохозяйственных предприятий на территории Туркмении, которые забирали воду из рек Сырдарья и Амударья. Из-за этого озеро сильно отступило от берега, что привело к обнажению дна покрытого морской солью, пестицидами и химикатами.

Из-за естественного испарения Аральское за промежуток с 1960-го по 2007-й год, море потеряло около тысячи кубических километров воды. В 1989-м году водоем распался на две части, а в 2003-м году объем воды составил около 10% от изначального.

Результатом этого происшествия стали серьезные изменения климата и ландшафта. Кроме того, из 178 видов позвоночных животных, которые обитали в акватории Аральского моря, осталось только 38.;

Взрыв нефтяной платформы Deepwater Horizon

Произошедший 20-го апреля 2010-го года взрыв на нефтяной платформе Deepwater Horizon считается одной из крупнейших техногенных катастроф по негативному влиянию на экологическую обстановку. Непосредственно от взрыва погибло 11 человек, и пострадало 17. При ликвидации последствий катастрофы погибло еще два человека.

Из-за того, что от взрыва были повреждены трубы на глубине 1500 метров, за 152 дня в море вылилось примерно пять миллионов баррелей нефти, что создало пятно площадью в 75 тысяч километров, кроме того, было загрязнено 1770 километров побережья.

Разлив нефти создал угрозу для 400 видов животных, и также привел к введению запрета на рыбную ловлю

Извержение вулкана Мон-Пеле

Восьмого мая 1902-го года произошло одно из наиболее разрушительных извержений вулкана в истории человечества. Это происшествие привело к появлению новой классификации вулканических извержений, и поменяли отношение многих ученых к вулканологии.

Вулкан пробудился еще в апреле 1902-го года, и в течение месяца внутри скапливались раскаленные пары и газы, а также лава. Спустя месяц у подножия вулкана вырвалось огромное облако сероватого цвета. Особенностью данного извержения является то, что лава выходила не из вершины, а из побочных кратеров, которые располагались на склонах. В результате мощного взрыва был полностью уничтожен один из главных портов острова Мартиника, город Сент-Пьер. Катастрофа унесла жизни тридцати тысяч человек.

Тропический циклон Наргис

Эта катастрофа развивалась следующим образом:

  • Циклон Наргис образовался 27-го апреля 2008-го года, в Бенгальском заливе, и изначально двигался к побережью Индии, в северо-западном направлении;
  • 28 апреля он перестает двигаться, однако скорость движения ветра в спиральных завихрениях начала значительно увеличиваться. Из-за этого циклон начали классифицировать как ураган;
  • 29 апреля, скорость ветра достигла 160-ти километров в час, а циклон возобновил движение, но уже в северо-восточном направлении;
  • 1 мая направление движения ветра изменилось на восточное, и при этом ветер постоянно усиливался;
  • 2 мая скорость ветра достигла 215 километров в час, а в полдень достигает побережья Мьянманской провинции Иравади.

По данным ООН в результате буйства стихии пострадало 1,5 миллиона человек, из которых 90 тысяч погибло, а 56 тысяч пропало без вести. Кроме того, серьезно пострадал крупный город Янгон, а многие населенные пункты были полностью уничтожены. Часть страны, осталась без телефонной связи, интернета и электричества. Улицы были завалены мусором, обломками строений и деревьев.

Для устранения последствий этой катастрофы понадобились объединенные силы многих стран мира и таких международных организаций как ООН, ЕС, ЮНЕСКО.

Катастрофы в мире никого не оставляют равнодушными. Трагические события лишний раз подтверждают, что нет ничего дороже человеческой жизни.

Тенерифская авиакатастрофа

Чудовищная авиакатастрофа, произошедшая в Тенерифе, запомнились многим надолго. 27 марта 1977 года два «Боинга» столкнулись на взлётно-посадочной полосе. Один лайнер принадлежал нидерландской авиакомпании KLM, а второй – Pan American World Airways. Роковое столкновение унесло жизни 580 человек. Что же стало причиной этого авиапроисшествия? Выяснение подробностей произошедшего указывает на то, что столкновение было неизбежно и будто неведомые силы вмешались в ход событий.


К столь разрушительной катастрофе привела цепочка роковых совпадений. Международный аэропорт Лос-Родеос в этот злополучный выходной день был перегружен. Оба лайнера совершали манёвры на небольшой взлётно-посадочной полосе, включая трудновыполнимые повороты на 140-170 градусов. В этот воскресный день все не заладилось с самого начала: в кабине пилота из-за помех не могли отчётливо услышать команды диспетчера, погода резко ухудшилась, а видимость стала практически нулевой.


Экипаж не мог понять указаний авиадиспетчера, говорящего с сильным акцентом. Из-за проблем с радиосвязью Boeing-747-206B не прервал взлёт, что привело к столкновению с Boeing-747, еще находившимся на ВПП.

У «Боинга», принадлежавшего нидерландской авиакомпании, повредились крылья и задняя часть фюзеляжа. Огромный лайнер рухнул в ста пятидесяти метрах от места аварии и прокатился по взлётно-посадочной полосе еще три сотни метров. Благодаря сильным повреждениям корпуса американского самолета немногие пассажиры смогли выбраться из охваченного пламенем воздушного судна. Возгорание произошло и на самолёте KLM. В первом лайнере погибло около 250 человек, а на втором – 335. Среди пассажиров была американская актриса и модель журнала «Плейбой» Ивлин Юджин Тёрнер.

Взрыв в Северном море


Первое место в рейтинге самых разрушительных техногенных катастроф занимает сгоревшая нефтедобывающая платформа Piper Alpha, которая была построена в 70-х годах прошлого столетия. Катастрофа произошла 6 июля 1988 года. Ущерб оценивается в три с лишним млрд. долларов. Авария унесла жизни 176 человек.

Этот случай вошел в историю: Piper Alpha – это единственная сгоревшая платформа для добычи нефти на планете. Она принадлежала компании Оксидентал петролеум. Мощный взрыв произошёл вследствие утечки газа. Всему виной стал человеческий фактор: после взрыва добыча нефти и газа была приостановлена, однако по трубопроводам общей сети к платформе продолжали поступать углеводороды. Пожар усиливался и не прекращался. Непродуманные и нерешительные действия привели к масштабнейшей техногенной аварии. Люди в панике прыгали в море. 59 человек остались в живых.

Непотопляемый «Вильгельм Густлофф»


Судно Вильгельм Густлофф

Когда мы говорим о самых страшных катастрофах на воде, то вспоминаем легендарный «Титаник», который отныне покоится на дне Атлантического океана. Непотопляемый «Титаник» столкнулся с айсбергом в 1912 году, но эта катастрофа не является самой крупной в истории человечества. По количеству жертв крушение немецкого лайнера «Вильгельм Густлофф» затмило знаменитый британский трансатлантический пароход.

30 апреля 1945 года советская субмарина С-13 потопила роскошный корабль, на борту которого было десять тысяч человек: курсанты учебного дивизиона подводных лодок, беженцы, преимущественно женщины и дети, а также тяжелораненые военнослужащие. Круизный лайнер был введён в эксплуатацию в 1938 году. Судно было сконструировано и построено по последнему слову техники. Казалось, что только сам Господь может отправить его на дно.

«Вильгельм Густлофф» – это настоящий город на воде: танцевальные площадки, тренажёрный зал, рестораны, бассейны, часовня, театр. Пассажиры наслаждались комфортом в роскошных каютах. Сам Адольф Гитлер путешествовал на круизном лайнере.

Длина судна составляла более двухсот метров. Несмотря на исполинские размеры, корабль не нуждался в дозаправке в течение продолжительного времени. Настоящее чудо инженерной мысли!
Командир советской подводной лодки Маринеско выработал план атаки и приказал выпустить в корпус вражеского судна 3 торпеды. На одной из них красовалась надпись «За Родину». Сегодня этот гигант покоится на дне Балтийского моря, а мир до сих пор скорбит, ведь катастрофа обернулась гибелью ни в чем не повинных людей.

Экологические катастрофы мира

Самая страшная экологическая катастрофа – это исчезновение с лица Земли Аральского моря. Оно было 4-м по величине озером на планете. Водоём располагался на границе Казахстана и Узбекистана. Локальная экологическая катастрофа повлияла на весь мир и в очередной раз доказала, что человечество не бережет природные ресурсы и относится к ним наплевательски.

Деградация солёного озера началась в 1960-х годах. Осуществлялся бесконтрольный забор воды из питающих рек Амударья и Сырдарья. Воду брали на орошение и на другие хозяйственные нужды, что и привело к понижению её уровня.

Ущерб оказался колоссальным: погибли растения и животные, климат в данной области изменился и стал засушливым, приостановилось судоходство и 60 тыс. человек лишились рабочих мест. Экологические катастрофы мира никогда не проходят бесследно.

Катастрофа на Чернобыльской АЭС

Применение энергии атома для получения электроэнергии изменило наш мир раз и навсегда. Разрушительные последствия от ядерных катастроф не проходят десятилетиями. Планета содрогнулась, когда больше тридцати лет назад произошел взрыв на одном из энергоблоков Чернобыльской атомной электростанции.

Радиационное излучение охватило близлежащие населенные пункты. Тысячи людей подверглись радиации во время ликвидации последствий аварии. Сегодня 30-километровая зона около Чернобыля и Припяти закрыта для свободного доступа, так как эта территория подверглась интенсивному загрязнению радионуклидами. Аварии на АЭС и использование ядерного оружия – это самые страшные катастрофы, меняющие облик планеты.

Мы узнаем об этих трагедиях из выпусков новостей и читаем ужасающие подробности на первых полосах печатных изданий. К сожалению, ежегодно в катастрофах мира погибает тысячи людей. Мы составили список катастроф, которые оставили неизгладимый след в истории человечества. В Сети есть множество видео про катастрофы, освещённые в данном материале.

Катастрофа над Черным морем


25 декабря самолёт Ту -154, следовавший в сирийский город Латакия, потерпел крушение в водах Чёрного моря. Лайнер принадлежал Минобороны РФ. На борту воздушного судна находился Ансамбль песни и пляски Российской армии имени А. В. Александрова. В списках погибших числилась знаменитая Доктор Лиза. Катастрофа унесла жизни 92 человек. Самолёт вылетел из подмосковного аэродрома Чкаловский во втором часу ночи и совершил посадку в аэропорту Адлера для дозаправки.

Борт RA-85572 пропал с экранов радаров через 2 минуты после взлёта. Артисты направлялись в Сирию, чтобы выступить перед российскими военными. Основная причина катастрофы Ту-154 – это неисправность самолёта, который был введен в эксплуатацию тридцать лет назад. Экипаж состоял из опытных пилотов. Ту-154 капитально ремонтировался три года назад. Однако Минобороны утверждает, что самолёт работал исправно, и катастрофа не могла произойти из-за поломки. Версии отрабатываются и расследование продолжается. Катастрофы самолетов всегда вызывают широкий общественный резонанс, так как этот вид транспорта считается самым безопасным. В Сети уже есть 3D-реконструкция крушения. Видео снято со слов очевидца.

Катастрофа на подводной лодке «Курск»


Список катастроф, надолго запомнившихся жителям нашей страны, был бы неполным без упоминания об атомном подводном ракетоносном крейсере «Курск», затонувшем в Баренцевом море. 12.08.2000 субмарина, находившаяся на учениях на полигоне боевой подготовки, не вышла на связь. Через два дня командование сделало заявление о том, что подводная лодка легла на дно. При осмотре места происшествия выяснилось, что у АПЛ разрушена передняя часть корпуса, и она вошла в дно под углом сорок градусов, а спасательная капсула вышла из строя. Уже тогда стало очевидно, что шансы на спасение минимальны.

Спасательная операция началась 15 августа. В ней принимали участие норвежское судно и глубоководные аппараты. Несмотря на совместные усилия российских, британских и норвежских специалистов, спасти экипаж субмарины не удалось. 21 августа водолазы смогли попасть внутрь судна, которое было полностью затоплено. В живых никого не осталось, в списке погибших числится 118 человек. В ходе расследования удалось выяснить, что к крушению привел взрыв боезапаса. Лодка была охвачена огнем, а водой она наполнилась менее чем за 10 часов. В судовом журнале не зафиксированы данные о внештатных ситуациях.

Катастрофа корабля «Адмирал Нахимов»


Адмирал Нахимов

31 августа 1986 года «Адмирал Нахимов» находился в порту города Новороссийска. Пассажиры, утомлённые жаркой погодой, вернулись после экскурсий в каюты. Корабль сильно нагрелся в этот знойный день, и люди поспешили открыть иллюминаторы. В 10 часов вечера судно отправилось в Сочи. Погода в этот летний вечер стояла великолепная: спокойное море похоже на мельничный пруд, дул слабый ветер, видимость была хорошей. В это же время в Новороссийск следовал навалочник «Пётр Васёв», перевозивший тридцать тысяч тонн зерна. На балкере была получена команда, пропустить круизный лайнер.

Через час после отправления «Адмирал Нахимов» столкнулся с сухогрузом «Пётр Васёв». Удар пришёлся на правый борт пассажирского судна. Сильные разрушения корпуса привели к тому, что теплоход полностью погрузился под воду в течение восьми минут. На столь быстрое погружение повлияли незакрытые иллюминаторы и водонепроницаемые переборки, которые также оставили открытыми. Неверные действия экипажа привели к гибели 423 человек.

Катастрофа в Мексиканском заливе


20.03.10 в Мексиканском заливе на нефтяной платформе произошёл сильный пожар. Пожарные суда безуспешно пытались справиться с огнем больше 30 часов. Через два дня платформа Deepwater Horizon опустилась на дно залива. Одиннадцать человек пропали без вести, семнадцать человек были госпитализированы с ранениями и два человека погибло.

Ликвидация последствий продолжалась в течение 150 дней. Эксперты утверждали, что каждые сутки в море попадало около 5 тыс. баррелей нефти. Министр внутренних дел Соединённых Штатов Америки заявил, что утечка составила 100 тыс. баррелей. Такое количество нефтепродуктов попадало в воду ежедневно. Площадь нефтяного пятна достигала 75 тыс. кв. км. За 5 месяцев в Мировой океан вылилось более пяти млн. баррелей черного золота. Взрыв на нефтяной платформе возглавляет список катастроф, нанесших непоправимый урон экологии.

Катастрофа круизного лайнера Costa Concordia


Лучшие катастрофы иногда начинаются со знаков судьбы. Уже во время церемонии крещения судна присутствующие заподозрили неладное: не разбилась бутылка шампанского, что считается нехорошей приметой. Это трехсотметровое судно поражало своими размерами, оснащённостью и комфортом: полторы тысячи кают, двухэтажный фитнес- центр, музей, галерея, кинотеатр, казино, библиотека, концертный зал, магазины, бассейны и рестораны. Пассажирам было где разгуляться. 13.01.12 лайнер наскочил на подводный риф. Из-за большой пробоины корабль стал стремительно погружаться под воду.

На судне находилось более 4 тыс. человек. Практически все пассажиры и члены экипажа были эвакуированы на берег, но 32 человека спасти не удалось. Капитан корабля заявил, что отклонился от курса и приблизился к берегу, чтобы поприветствовать своего приятеля, который жил на этом острове. Столь опасное приближение к береговой линии было у Costa Concordia не впервые. Специалисты до сих недоумевают, почему лайнер сел на риф, ведь этот маршрут экипаж знал как свои пять пальцев. Ущерб от произошедшего кораблекрушения оценивается экспертами в 1,5 миллиарда долларов. Причины катастрофы до конца неизвестны, но эксперты называют пресловутый человеческий фактор и техническую неисправность.

Извержение вулкана Кракатау в 1883 году


Вулкан Кракатау

Природные катастрофы всегда приводят к большим разрушениям. Самый громкий взрыв в истории планеты был вызван извержением вулкана Кракатау. Он был слышен на расстоянии около 5 тыс. км. Вулкан проснулся 20 мая после двухвекового сна. Тогда в воздух поднялся эруптивный столб высотой в 11 тыс. метров, состоявший из пара, газов и пыли. Критическая фаза извержения наступила 26 августа. Столб вулканических выбросов составлял более 30 тыс. метров.

Сильнейший взрыв произошел вследствие столкновения магмы с морской водой. Последняя попала внутрь из-за образовавшихся на склонах вулкана трещин. Погибло 5 тыс. жителей. Образовавшееся цунами унесло жизни 30 тыс. человек. Высота разрушительных волн равнялась десятиэтажному дому. При извержении Кракатау в стратосферу попали газы, которые препятствовали проникновению солнечного света. Температура в этих районах снизилась на 3 градуса. Не так много катастроф в мире, которые так сильно повлияли на климат планеты.

Спитакское землетрясение


07.12.1988 около двенадцати часов дня в Армении произошло землетрясение, которое за полминуты стёрло с лица земли город Спитак. В населенном пункте проживали около 20 тыс. человек. Катастрофа не только унесла жизни тысяч людей, но и изменила историю Армянской Республики. Тысячи местных жителей остались без крыши над головой. Многие получили увечья, которые привели к инвалидности. Землетрясение магнитудой 7.0 по шкале Рихтера нанесло колоссальной ущерб экономике страны. Эксперты говорят, что его мощность можно сравнить со взрывом, произведенным десятью атомными бомбами. Сейсмическая волна от землетрясения дошла до Австралии.


В декабре 2004 года в Индийском океане произошло подводное землетрясение, породившее разрушительное цунами. Огромные волны обрушились на берег Таиланда, Шри-Ланки и Индонезии. Стихийное бедствие лишило жизни около 300 тыс. человек. В Интернете можно найти видео, где огромные массы воды разрушают все на своем пути, не оставляя человеку шансов на спасение. У местных жителей и туристов было всего пару минут, чтобы убежать.

Цунами развивалось по классическому сценарию: вода стала отступать от берега в море, обнажая морское дно, а затем на горизонте появилась гребни гигантских волн. Скорость водяного вала при цунами достигает 800 км/час. С такой же скоростью летит современный авиалайнер. На глубине океана волны доходили до 60 м, а ближе к берегу – до 20 м. Катастрофа считается одной из самых разрушительных в истории нашей планеты.