Образовательная робототехника в России: состояние и перспективы глазами педагогов. Современное образование: робототехника в школе

Образовательная робототехника в России: состояние и перспективы глазами педагогов. Современное образование: робототехника в школе

Робототехника - универсальная наука, в которую входит большое количество специализаций, многие из них уже стали частью жизни общества. Роботы имеют связь со смартфонами, а вскоре обзаведутся своими приложениями, экосистемами. Просвещенный в этом мире человек сможет чувствовать себя как рыба в воде.

Больше полезных материалов в разделе " ": кружки, курсы и вузы (робототехника и искусственный интеллект).

Робототехника является прикладной научной отраслью, которая специализируется на создании роботов и автоматизированных технических систем. Отрасль еще называют роботостроением, что подразумевает процесс, аналогичный машиностроению. Сегодня существует промышленная, строительная, авиационная, космическая, подводная и военная робототехника. В последнее время актуальными стали боты-помощники и роботы для игр.

«Сестрой» робототехники является мехатроника - дисциплина, которая изучает создание и эксплуатацию машин, а также систем с программным управлением. Нередко мехатронику считают синонимом электромеханики и наоборот. Профессионалы-мехатроники занимаются заводскими станками, оснащенными программным обеспечением, беспилотными транспортными средствами, современной офисной техникой и пр. В общей сложности, их специализация - приборы, выполняющие конкретную задачу. Робототехника находится в родстве с мехатроникой.

Прямая задача инженера-робототехника - изготовить робота. Ему принадлежит выбрать задачи, для выполнения которых нужен бот, продумать его механику, электронную составляющую, запрограммировать действия. Естественно, одному специалисту не справиться с такой задачей, а поэтому робототехники трудятся в команде.

Но разработка и создание машины - это не все. Устройству необходимо качественное обслуживание - управление, отслеживание «самочувствия», ремонт. Здесь в игру вступает робототехник, который специализируется на обслуживании.

Основа современной робототехники состоит из механики, электроники и программирования. Футурологи прогнозируют, что со временем в ход пойдут био- и нанотехнологии. Это приведет к появлению киборга - кибернетического организма, который будет промежуточным звеном между человеком и роботом. Следовательно, получить образовании в данной сфере - означает иметь большие профессиональные и финансовые перспективы.

Где потом работать?

В специалистах по робототехнике нуждаются конструкторские бюро авиации и космонавтики, такие как НПО им. С.А.Лавочкина, научно-исследовательские центры, специализирующиеся на космической отрасли, медицине, нефтедобыче, компании, занимающиеся роботостроением.

Если Вы хотите посвятить себя робототехнике, то должны интересоваться точными науками, инженерным делом, обладать аналитическим сладом ума, отлично структурированным мышлением «приправленным» богатым воображением.

В итоге, Вам нужно овладеть знаниями в области механики, программирования, теории автоматического управления, проектирования автоматических систем. Также неплохо бы иметь навыки конструирования и «очумелые» ручки - придется работать с паяльником и не только.

Познаем азы еще в школе

Если задуматься серьезно, робототехника является идеальным предметом школьной программы. Она позволяет рисовать увлекательные образы будущего, которые популяризирует кино, литература, игры. Этот мир сегодня еще кажется сказочным, но если вникнуть глубже, то можно заметить, что он намного реальнее, чем нам может показаться.

На российском рынке присутствуют компании, которые предлагают обучающие курсы по робототехнике для школ, а также программы с использованием образовательных конструкторов для дошкольников и школьников.

В их число входят (это лишь небольшой перечень):

  • «Роботбаза», «ИнноПарк», семейный досуговый центр «Интерес», Политехнический музей, музей занимательной науки «Экспериментаниум», (Москва).
  • Санкт-Петербургский городской Дворец творчества юных робототехников, Санкт-Петербургский центр детского и юношеского технического творчества (Санкт-Петербург).
  • Сеть учебно-творческих центров «Гений», центр инновационно-технического развития«Робот Центр», Дворец молодежи (Екатеринбург).
  • Кружок робототехники при ННГУ им. Н. И. Лобачевского, Нижегородский Институт Информационных Технологий, Поволжский центр аэрокосмического образования (Нижний Новгород).
  • Областной центр технического творчества учащихся, Профессиональный лицей № 3 (Ростов-на-Дону).
  • Студия «Роботикс» в рамках университета «Иннополис», инновационный технопарк «Идея», Центр детского технического творчества им. В. П. Чкалова (Казань).
  • «Лига Роботов» (франшиза).
  • "РОББО Клуб" (франшиза).

Новый, расширенный список кружков по робототехнике для детей смотрите .

Какие навыки это позволит развить?

  • Дает понятие профориентации в раннем возрасте.
  • Расширяет политехнический кругозор, закрепляет на практике знания, полученные во время изучения основ наук.
  • Развивает навыки проектной и конструкторской деятельности и пр.

Где получить высшее образование?

Чтобы связать свою профессиональную деятельность с этой сферой, необходимо получить образование в направлении «мехатроника и робототехника», после чего будет присвоена квалификация «инженер». Тем более что в России общее количество ВУЗов, где обучают «Мехатронике и робототехнике» доходит до 40.

Желающие могут стать студентами:

Факультета специального машиностроения кафедры «специальной робототехники и мехатроники» Московского государственного технического университета им. Н.Э. Баумана.

Кафедры «автоматизации и робототехники» Омского Государственного технического университета.

Санкт-Петербургского государственного университета аэрокосмического приборостроения (СГУАП)

Магнитогорского государственного технического Университета.

Южно-Российского Федерального Университета (Новочеркасский ГТУ).

Саратовского государственного технического Университета.

Робототехника является одним из самых перспективных направлений технологического бизнеса. Продажи роботов неустанно увеличиваются, а поэтому есть смысл серьезно задуматься о получении образования в этой сфере.

В российских образовательных программах робототехника приобретает все большее значение. Учащиеся российских школ вовлечены в проектирование и программирование робототехнических устройств, с применением LEGO-роботов, промышленных роботов, специальных роботов для МЧС России

Скачать:


Предварительный просмотр:

Робототехника в образовании

Мерзликина Н.В.

Современную жизнь очень сложно представить без использования информационных технологий. Интенсивный переход к информатизации общества обуславливает все более глубокое внедрение информационных технологий в различные области человеческой деятельности. В ноябре 2015 года состоялось заседание комиссии по развитию информационного общества в Совет Федерации. Одной из рассматриваемых на заседании тем стало развитие образовательной робототехники.

В российских образовательных программах робототехника приобретает все большее значение. Учащиеся российских школ вовлечены в проектирование и программирование робототехнических устройств, с применением LEGO-роботов, промышленных роботов, специальных роботов для МЧС России.

Робототехника – это прикладная наука, занимающаяся разработкой автоматизированных технических систем. Она опирается на такие дисциплины как электроника, механика, программирование. Робототехника является одним из важнейших направлений научно- технического прогресса, в котором проблемы механики и новых технологий соприкасаются с проблемами искусственного интеллекта.

Образовательная робототехника – это инструмент, закладывающий прочные основы системного мышления, интеграция информатики, математики, физики, черчения, технологии, естественных наук с развитием инженерного творчества.

Внедрение технологий образовательной робототехники в учебный процесс способствует формированию личностных, регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий, являющихся важной составляющей ФГОС.

На сегодняшний день существуют различные точки зрения по вопросу образовательной робототехники. Вот как это вопрос раскрывает Аркадий Семенович Ющенко - доктор технических наук, профессор, зав.кафедрой Московского государственного технического университета имени Н.Э. Баумана: «Робототехник – это тот, кто может соединить механическую, силовую, компьютерную части (и работу этих специалистов) воедино. Но когда я сталкиваюсь с робототехникой в школе, то для меня это просто вид развивающего учебного оборудования, которое используется для того, чтобы школьнику лучше усвоить знания школьной программы и получить необходимые дополнительные навыки.»

Владислав Николаевич Халамов, директор учебно-методического центра образовательной робототехники: «Робототехника – универсальный инструмент для общего образования. Робототехника идеально вписывается и в дополнительное образование, и во внеурочную деятельность, и в преподавание предметов школьной программы, причем в четком соответствии с требованиями ФГОС. Она подходит для всех возрастов – от дошкольников до студентов. А использование робототехнического оборудования на уроках – это и обучение, и техническое творчество одновременно, что способствует воспитанию активных, увлеченных своим делом людей, обладающих инженерно-конструкторским мышлением.»

До 60-х годов прошлого века к робототехнике относились исключительно как к выдумке писателей-фантастов, чему, несомненно, способствовало и то, что сам термин «робот» был придуман Карелом Чапеком и его братом Йозефом (термин был впервые использован в пьесе К. Чапека «Россумские универсальные роботы», 1921 год).

Инженерно-техническая направленность использования образовательной робототехники служит блестящей возможностью ребенку проявить свои знания в области инженерно-технической мысли путем быстрого (мобильного) создания конструкторов с использованием простых и сложных инженерных механизмов и технических решений. В настоящее время в образовании применяют различные робототехнические комплексы, например, LEGO Education, FischerTechnik, Mechatronics Control Kit, Festo Didactic и другие.

Одним из важных аспектов стимулирования детей к самостоятельному развитию творческой мыслительной деятельности и поддержанию интереса к техническому обучению является их участие в конкурсах, олимпиадах, конференциях и фестивалях технической направленности. Существует целая система соревнований по робототехнике разного уровня: региональные, межрегиональные, всероссийские, международные.

Образовательная робототехника в последнее время развивается со скоростью света, внедряется во все сферы жизни, как компьютеры в 80-е годы прошлого столетия. Сегодня образовательная робототехника дает возможность на ранних шагах выявить технические наклонности учащихся и развивать их в этом направлении. Такое понимание робототехники позволяет выстроить модель преемственного обучения для всех возрастов – от воспитанников детского сада до студентов. Одной из важных особенностей работы с образовательной робототехникой должно стать создание непрерывной системы - робототехника должна работать на развитие технического творчества, воспитание будущего инженера, начиная с детского сада и до момента получения профессии и даже выхода на производство.

Робототехника в школе – это отличный способ для подготовки детей к современной жизни, наполненной высокими технологиями. Это необходимо, так как наша жизнь просто изобилует различной высокотехнологичной техникой. Ее знание открывает перед подрастающим поколением массу возможностей и сделает дальнейшее развитие технологий более быстрым.

Еще в 1980 году Лого Сеймур Пейпер, который является основоположником языка программирования, в своей книге предложил применять компьютеры для обучения детей. Пейпер в своем предложении основывался на естественной любознательности детей и средствах для ее удовлетворения. Ведь каждый ребенок – это архитектор, самостоятельно строящий структуру собственного интеллекта, а как вы уже догадались, любому архитектору необходим материал, при помощи которого все возводится. И именно окружающая среда и является тем самым материалом. И чем больше этих материалов, тем больше сможет достичь ребенок.

1. Зачем нужны курсы робототехники для детей?

Стоит обратить внимание на тот факт, что в повседневной жизни дома, в школе, в общественных учреждениях детей окружают самые разнообразные технические приспособления и устройства:

  • Компьютер;
  • Телевизор;
  • Автоматическая стиральная машинка;
  • Планшетные ПК;
  • Смартфоны, телефоны и многое другое.

Для детей, как и для многих взрослых, все эти устройства являются абсолютно неизведанными объектами, то есть каждый знает для чего нужно то или иное устройство, а также как им пользоваться, но принцип работы известен лишь немногим. Отсюда выходит вопрос, а нужно ли это вообще знать? Ответ – конечно же, и в первую очередь для того, чтобы обезопасить себя, а также продлить срок действия используемого устройства.

Также у многих может возникнуть вопрос, а причем здесь робототехника? Для того чтобы получить ответ, стоит понять, что такое робот. Это автоматизированный механизм, который имеет программу для выполнения той или иной функции. Другими словами обычную стиральную машинку автомат можно назвать роботом, который запрограммирован для стирки, полоскания и выжимания белья, причем для этого предусмотрены различные режимы.

Программа робототехники в школе позволяет детям ближе узнать о принципах работы таких устройств. Это позволит сделать детей более мобильными, подготовленными к внедрению различных инноваций в повседневную жизнь. При этом они смогут быть технически более грамотными. В теоретическом аспекте данного вопроса детям помогают такие предметы как физика, математика, информатика, химия и биология. А вот синтезатором таких наук, который способен развивать технический уровень грамотности подрастающего поколения, путем научно-практических исследований и творческих проектов является рабочая программа по робототехнике в школе.

1.1. Интерес детей к обучению

Стоит отметить, что благодаря любознательности детей курсы робототехники в школах вполне способны превратиться в наиболее интересный метод познания и изучения не только цифровых технологий и программирования, но также и всего окружающего мира, и даже самого себя.

При этом особенность данного предмета заключается в том, что дети постоянно сталкиваются с различной техникой не только в школе, но и дома, а также в повседневной жизни. Это существенно усиливает интерес к получению знаний и позволяет легче и быстрее усваивать информацию.

1.2. Основные проблемы программы робототехники в школе

При введении в школьную программу курсов робототехники в учебном процессе мы сталкиваемся с двумя главными проблемами:

  • Недостаточный уровень методических материалов;
  • Высокая стоимость одной единицы робототехнического конструктора. При этом стоит отметить, что в подавляющем большинстве случаев используются иностранные разработки.

На данный момент в программах робототехники в школе могут применяться различные специальные робототехнические комплексы, такие как Mechatronics Соntrol Kit, Festo Didасtiс, LEGO Мindstоrms и так далее. Однако можно выделить комплексы, пользующиеся наибольшим распространением в России. К ним относится следующее:

  • LEGO Мindstоrms. Это специальный конструктор нового поколения, который был представлен компанией Лего в 2006 году. Мозгом робототехнического конструктора является микрокомпьютер Лего. К его портам подключаются различные датчики, а также исполнительные устройства (механизмы). В зависимости от фантазии конструктора робота можно собрать в виде человека, машины, животного и так далее. При этом построенный механизм способен выполнять различные функции. Для того чтобы задать роботу поведение необходимо написать программу. Сделать это можно как при помощи самого микрокомпьютера, на котором предусмотрены клавиши, либо по средствам специального программного обеспечения на ПК.
  • Конструктор Fischertechnik. Данный конструктор является развивающим. Он подходит как для детей, так и для подростков и студентов. Такой конструктор позволяет создавать самых разнообразных роботов и задавать им программы при помощи компьютера.
  • Scratch Board.
  • Arduino.
  • Конструкторы УМКИ. Такие модули оснащены микропроцессором, а также наборами датчиков.

Все эти модули имеют достаточно высокую стоимость, что делает их менее доступными. Однако при этом они способны активно развивать детей во всех направлениях связанных робототехникой – мышление, логика, алгоритмические и вычислительные способности, а также исследовательские навыки и, самое главное, техническую грамотность.

2. Образовательная робототехника в начальной школе

Учитывая вышеуказанные проблемы, на данный момент программа робототехники в школе доступна все еще не везде. Однако даже без использования специальной техники, конструкторов и настоящих роботов в школьных программах по информатике и ИКТ стоит начать изучение введения в робототехнику. Это позволит ближе познакомить учеников с предметом, а также поможет в дальнейших шагах в данной сфере знаний. При этом достаточно провести всего лишь два занятия, после чего дети смогут самостоятельно заниматься робототехникой.

Основы робототехники для детей в начальной школе позволит понять ученикам, что такое робот и принцип его работы. Также детям будет интересно знать, что понятие «робот» было придумано писателем фантастом Карелом Чапеком в далеком 1920 году. Это основы робототехники, позволяющие окунуться в мир полный удивительных изобретений и высоких технологий, которые моментально возбуждают в детях огромный интерес к данной науке.

Кроме этого, основы робототехники помогут детям, выбравшим путь изучения роботов, в дальнейшем обучении.

Технологии не стоят на месте, они постоянно развиваются, и вполне возможно, что именно ваш ребенок или ученик сконструирует наноробота, который сможет лечить сложнейшие заболевания. Программа робототехники в школе – это огромный шаг к технологиям будущего, к развитию и совершенству технологий.

3. Мастер-класс по робототехнике: Видео

Робототехника в России в последнее время интенсивно развивается. Благодаря чему всё большее внимание уделяется использованию наукоёмких технологий и оборудования с высоким уровнем автоматизации и роботизации.

Для перехода к новым технологиям необходима система подготовки кадров для инновационной экономики (школьник – рабочий – дипломированный специалист) на современных подходах и мотивации.

В настоящее время происходит масштабная роботизация различных сфер человеческой жизни: машиностроения, медицины, космической промышленности и т.д. Промышленные роботы стали неотъемлемой частью многих сфер производства.

Образовательная робототехника сегодня набирает популярность в школах и кружках дополнительного образования. Ученики вовлечены в образовательный процесс благодаря созданию моделей – роботов, проектированию и программированию робототехнических устройств и участвуют в робототехнических соревнованиях, конкурсах, олимпиадах, конференциях.

Образовательная робототехника - часть инженерно-технического образования. Сейчас необходимо активно начинать популяризацию профессии инженера уже начиная со школы. Детям нужны образцы для подражания в области инженерной деятельности. Робототехника развивает учеников в режиме опережающего развития, опираясь на информатику, математику, технологию, физику, химию. Робототехника предполагает развитие учебно-познавательной компетентности обучающихся.

Образовательная робототехника - это учебная среда, основанная на использовании роботов для преподавательских целей. В ней учащиеся вовлечены и мотивированы самостоятельным моделированием и конструированием моделей (объектов, имеющих схожие или полностью идентичные реальным объектам характеристики). Эти модели создаются с использованием различных материалов и контролируются компьютерной программной системой, именуемой прототипом или симуляцией.

В опросе, проведенном среди 11-13-летних, было выяснено, что дети скорее предпочтут убраться в комнате, съесть суп, сходить к стоматологу, вынести мусор, чем сделать математику. Как это видимое отсутствие мотивации к изучению математики влияет на успеваемость? К сожалению, отсутствие мотивации негативно влияет на производительность в математических, научных, технологических и инженерных (STEM) областях; областях, жизненно важных для национальной глобальной конкурентоспособности, инноваций, экономического роста и продуктивности.

С этой целью увеличивается спрос на STEM-связанное образование и курсы для работников от технического до докторского уровня образования. STEM образование и курсы могут на выходе увеличить средний потенциал работников на 26%. К 2019 приблизительно 92% традиционных STEM профессий будут требовать некоторые формы дополнительного образования включая определенные уровни специфических промышленных сертификаций. Далее, некоторые отчеты предполагают, что даже работники не STEM профессий будут нуждаться в получении некоторых основных STEM компетенций чтобы соответствовать глобальным требованиям и выжить в современном технологичном обществе.

Обучение при помощи образовательной робототехники позволяет учащимся задуматься о технологиях. В процессе моделирования, конструирования, программирования и документирования автономных роботов, ученики не только учатся тому, как работают технологии, но и значимым и увлекательным способом применяют знания и умения, полученные в школе. Образовательная робототехника богата возможностями в интеграции не только в областях науки, технологии, инженерии и математики (STEM), но и во многих других областях, в том числе и грамотности, общественных науках, танцах, музыке и искусстве, позволяя ученикам находить способы работать совместно, чтобы развить их навыки сотрудничества и самовыражения, навыки решения проблем, критического и инновационного мышления.

Образовательная робототехника - это инструмент обучения, улучшающий ученический опыт через практическое изучение. И самое важное, образовательная робототехника предоставляет веселую и интересную среду обучения из-за ее практического характера и интеграции технологий. Привлекательная среда обучения мотивирует обучаться независимо от навыков и знаний, необходимых для выполнения поставленных целей для завершения заинтересовавшего их проекта.

Как преподаватель может заинтересовать учеников в изучении предметов, которые требуют наличие навыков в области науки, технологии, инженерии и математики (STEM)? Образовательная робототехника предлагает уникальную альтернативу традиционным методам обучения.

Интерес к использованию роботов для обучения учеников младших классов появился в первой половине 80-х гг. с началом использования программ, разработанных с помощью технологий, доступных на тот момент. Но он оставался невостребованным какое-то время из-за ограниченного доступа к связанным с ним технологиям, дороговизны, отсутствия исследований и необходимости проведения большого числа тестирований, что мешало обширному использованию роботов для преподавательских целей. Но времена поменялись. За прошедшее десятилетие с приходом технологических инноваций, школьники сейчас полностью аккультурированы к использованию технологий благодаря аудиоплеерам, смартфонам, планшетам, интернету и виртуальным мирам, созданным играми, в которые они играют. У учеников есть мотивация к использованию этих устройств, которые в свою очередь могут добавить новое измерение повседневному преподаванию.

Маленькие дети – настоящие инженеры. Они создают крепости, башни из кубиков, замки из песка, и разбирают свои игрушки, чтобы узнать, что внутри. И также в этом возрасте, дети в какой-то мере знакомы с конструкторами. Еще до достижения детсадовского возраста каждый ребенок уже играл с конструктором, или по крайней мере знает, что это такое. Используя эту ассоциацию можно вовлечь детей в процесс обучения.

Выбор важной и интересной для детей темы для проектирования является большой мотивацией к обучению. Например, дети на уроке узнали о цветах. Они создали небольшой сад и их задача – защитить его от вредителей. Учителем предлагается решить эту проблему, используя робототехнические наборы.

Каждому ребенку назначается его роль в проекте на основе его знаний и стиля обучения: разработчик, проектировщик, программист, фотограф, и т.д. Дети исследуют процесс проектирования при помощи следующих шагов, для решения проблемы: постановка проблемы, мозговой штурм для решения проблемы, выбор рабочей идеи, проектирование решения, создание решения, используя робототехнические наборы, программирование модели, документация процесса, и демонстрация получившегося проекта.

В процессе работы над проектом ученики узнают о физике, разработке и технологиях, развивают навыки работы в команде и коммуникативные способности посредством совместной работы над проблемой и экспериментирования с различными идеями.

Дети учатся работать совместно, и начинают быстро понимать важность каждого члена команды. Например, разработчик ничего не может создать без проектировщика, так как он не знает особенностей проектирования, а программист не может работать без разработчика, так как без готовой модели ему будет нечего программировать.

Дети не знакомые с конструкторами тоже должны создать проект на основе простых механизмов. Им предоставляется простор действий для того, чтобы помочь им учиться, играя с деталями конструктора. Также можно принести им недоработанные или сделанные некорректно модели и дать им возможность исправить их. Цель состоит в том, чтобы не давать детям пример для копирования, но предоставить им некоторое руководство о том, как сделать модель, что позволит им включиться в работу с остальной группой. Это действительно хорошо работает, и дети начинали методом проб и ошибок исправляют модель и учатся программировать ее. Они могут использовать различные стратегии для достижения конечного результата.

Конспектирование проекта также важно для детей. Оно помогает им систематизировать полученную информацию и лучше ее запомнить. Также оно помогает отслеживать их успехи в работе.

Учащиеся развивают технологическую беглость при использовании компьютеров, цифровых фотоаппаратов и прочих устройств, которые они могут использовать при разработке. Они учатся программировать и узнают базовые технические понятия, которые требуются для корректного моделирования. Развивая технологическую беглость, они самовыражаются различными способами посредством моделирования, записи, фотографировании и обсуждения их проекта. И самое главное они развивают самооценку и уверенность в себе как ученики.

Вышеописанное демонстрирует, что образовательная робототехника - это мощный инструмент, который может быть использован для обучения.

  1. Дети формируют свои знания благодаря процессу моделирования значимых для них проектов и воплощению их собственных идей, используя самостоятельно разработанные алгоритмы;
  2. Дети учатся благодаря одновременной работе в виртуальном (программирование) и реальном мире (создание модели);
  3. Дети сталкиваются с когнитивными конфликтами через сравнение условий и результатов в процессе программирования и тестирования модели;
  4. Дети учатся благодаря отражению и воспроизведению их собственных знаний, обсуждению их наблюдений;
  5. Дети учатся благодаря беседам, основанным на совместной работе, обсуждениям, аргументациям

Робототехника – универсальный инструмент для образования. Она хорошо подходит как для дополнительного образования, так и для внеурочной деятельности. Также она является неплохим вариантом для преподавания ее как предмета школьной программы, так как она полностью соответствует требованиям ФГОС. Обучаться робототехнике можно начиная с любого возраста.

Причем использование робототехнического оборудования – это обучение, игра и творчество одновременно, что гарантирует увлеченность и заинтересованность, а также развитие ребенка в процессе обучения.

Образовательная робототехника дает возможность на ранних шагах выявить технические наклонности учащихся и развивать их в этом направлении. В настоящее время существует большое количество различных робототехнических наборов, удовлетворяющих любым требованиям. Каждый из наборов имеет свои особенности. Это и количество, и тип деталей в наборе, и различные среды программирования, имитирующие или поддерживающие известные языки.


Городские педагогические чтения

«Дополнительное образование: инновационный вектор развития»,

посвященные 95-летию государственной системы дополнительного

(внешкольного) образования детей.





Образовательная робототехника


Подлесных Елена Викторовна

учитель информатики

МБОУ СОШ №17

г. Новый Уренгой

2013г.

I . Введение.

Современную жизнь очень сложно представить без использования информационных технологий. Интенсивный переход к информатизации общества обуславливает все более глубокое внедрение информационных технологий в различные области человеческой деятельности.

Введение новых государственных стандартов общего образования

предполагает разработку инновационных педагогических технологий. Важнейшей отличительной особенностью стандартов нового поколения является их ориентация на результаты образования, причем они рассматриваются на основе системно-деятельностного подхода. Деятельность выступает как внешнее условие развития у ребенка познавательных процессов. Это означает, что, чтобы ребенок развивался, необходимо организовать его деятельность. Значит, образовательная задача состоит в организации условий, провоцирующих детское действие.

Такую стратегию обучения легко реализовать в образовательной среде ЛЕГО, которая объединяет в себе специально скомпонованные для занятий в группе комплекты ЛЕГО, тщательно продуманную систему заданий для детей и четко сформулированную образовательную концепцию.

В российских образовательных программах робототехника приобретает все большее значение. Учащиеся российских школ вовлечены в проектирование и программирование робототехнических устройств, с применением LEGO-роботов, промышленных роботов, специальных роботов для МЧС России.

II. Актуальность. Человечество остро нуждается в роботах, которые могут без помощи оператора тушить пожары, самостоятельно передвигаться по заранее неизвестной, реальной пересеченной местности, выполнять спасательные операции во время стихийных бедствий, аварий атомных электростанций, в борьбе с терроризмом. Появилась необходимость в мобильных роботах, предназначенных для удовлетворения каждодневных потребностей людей. И уже сейчас в современном производстве и промышленности востребованы специалисты обладающие знаниями в этой области. Поэтому, образовательная робототехника приобретает все большую значимость и актуальность в настоящее время.

III . Проблема.

Передо мной открылась проблема : как обеспечить эффективное изучение курса робототехники и практическое применение в образовательном процессе?

IV . Цели:

    Привлечение внимания одаренных детей к сфере высоких технологий и инновационной деятельности;

    Популяризация научно-технического творчества и робототехники;

    Формирование компетенций в области технического производства с применением робототехнических систем;

V . Задачи:

    Создание кружка по робототехнике и научно-техническому творчеству.

    Разработка методики обучения основам робототехники и научно-технического творчества.

    Разработка образовательно-соревновательной площадки.

    Внедрение робототехники в уроки образовательной программы.

Конечно же, в своих рабочих программах я обязательно выделяю воспитательный аспект в преподавании курса. Стараюсь при подготовке к каждому занятию продумывать воспитательные задачи.

VI . Новизна.

Новизна концепции состоит в том, что Конструктор и программное обеспечение к нему предоставляет прекрасную возможность учиться ребенку на собственном опыте. Такие знания вызывают у детей желание двигаться по пути открытий и исследований, а любой признанный и оцененный успех добавляет уверенности в себе. Обучение происходит успешно, когда ребенок вовлечен в процесс создания значимого и осмысленного продукта, который представляет для него интерес. Важно, что при этом ребенок сам строит свои знания, а учитель лишь консультирует его.

VII. Теоретические аспекты.

Робототехника – это прикладная наука, занимающаяся разработкой автоматизированных технических систем. Она опирается на такие дисциплины как электроника, механика, программирование.

Робототехника является одним из важнейших направлений научно- технического прогресса, в котором проблемы механики и новых технологий соприкасаются с проблемами искусственного интеллекта.

Конструкторы LEGO Mindstorms позволяют организовать учебную деятельность по различным предметам и проводить интегрированные и метапредметные занятия. С помощью этих наборов можно организовать высокомотивированную учебную деятельность по пространственному конструированию, моделированию и автоматическому управлению. А педагог может создать такие условия, чтобы ученику захотелось поставить свой собственный эксперимент.

Большие возможности дают Лего-роботы для проведения уроков информатики по темам, связанным с программированием. Среда программирования Лего позволяет визуальными средствами конструировать программы для роботов, т.е. позволяют ребенку буквально “потрогать руками” абстрактные понятия информатики. Конструирование роботов остается за рамками урока информатики: дети только программируют различное поведение уже собранных роботов, оснащенных необходимыми датчиками и приборами. Это позволяет концентрировать внимание учащихся на проблемах обработки информации программируемыми исполнителями, решаемых в курсе информатики.

VIII . Методы обучения:

В своей работе я применяю объяснительно-иллюстративный, эвристический, проблемный, программированный, репродуктивный, частично-поисковый, поисковый методы обучения, а также метод проблемного изложения.

И все-таки, главным при изучении робототехники - это метод проектов.

Под методом проектов понимают технологию организации образовательных ситуаций, в которых учащиеся ставят и решают собственные задачи, и технологию сопровождения самостоятельной деятельности учащегося.

Основные этапы разработки Лего-проекта:

    Обозначение темы проекта.

    Цель и задачи представляемого проекта.

    Разработка механизма на основе конструктора Лего-модели NXT .

    Составление программы для работы механизма в среде Lego Mindstorms.

    Тестирование модели, устранение дефектов и неисправностей.

При разработке и отладке проектов учащиеся делятся опытом друг с другом, что очень эффективно влияет на развитие познавательных, творческих навыков, а также самостоятельность учащихся. Таким образом, можно убедиться в том, что Лего позволяет учащимся принимать решение самостоятельно, учитывая окружающие особенности и наличие вспомогательных материалов. И, что немаловажно, – умение согласовывать свои действия с окружающими, т.е. – работать в команде.

IX. Результаты внедрения курса робототехники в образовательный процесс .

    Lego позволяет учащимся:

    • совместно обучаться в рамках одной бригады;

      распределять обязанности в своей бригаде;

      проявлять повышенное внимание культуре и этике общения;

      проявлять творческий подход к решению поставленной задачи;

      создавать модели реальных объектов и процессов;

      видеть реальный результат своей работы.

    Создана рабочая программа кружка «Лего-конструирование и основы робототехники Mindstorms NXT » на год обучения. Разрабатывается методическое обеспечение занятий: конспекты занятий и презентации к ним.

    Определены темы курса «Информатика и ИКТ», на которых возможно включение робототехники в учебный процесс. Скорректировано тематическое планирование тем. Разрабатываются методические материалы для их преподавания.

    В результате обучения учащиеся смогли показать свои достижения на городском, региональном и всероссийском уровне. Пугач Никита стал призером городской конференции «Шаг в будущее», а Репка Артем ее победителем. Команда Альфа- X (Черникова Ярослава и Пишненко Николай) заняла 1 место в городском конкурсе по робототехнике в номинации «Кегельринг». А команда NXT . exe (Воловатов Роман и Рязанов Владислав) заняли 1 место в номинации «Следование по линии» и 2 место в номинации «Кегельринг». Репка Артем и Пугач Никита стали участниками окружного конкурса юных рационализаторов и изобретателей «От замысла к воплощению». В 2012-2013 учебном году команда NXT . exe (Рязанов Владислав, Татарчук Юрий, Репка Артем, Моргунов Андрей) приняла участие в работе окружной Ассамблеи юных изобретателей в г. Надым. По результатам работы команда NXT . exe получила гранд третьей степени. На всероссийском уровне тоже имеются награды: Репка Артем занял 2 место во всероссийском конкурсе научно-технического творчества «Юные техники – будущее инновационной России». Достигнутые результаты показывают, что ребятам нравится заниматься конструированием, программированием, и они готовы продолжать осваивать столь новое, современное, востребованное направление, как робототехника.

    Подводя итоги внедрения курса в образовательное пространство школы можно сказать, что повлекло за собой:

    Повышение качества образования и заинтересованности предметом у учащихся;

    Сформированность новых моделей учебной деятельности, использующих ИКТ;

    Сформированность информационной компетентности;

    Новые формы работы с одаренными детьми;

    Инновационное профильное обучение;

    Применение игровых технологий в обучении;

    Современные ИКТ технологии в дополнительном образовании;

    Эффективная форма работы проблемными детьми;

    Развитие творческого потенциала учащихся;

    Популяризация профессии инженер (проектировщик).

    Создание условий, которые позволяют реализовать способности и интересы учащихся;

Заключение.

Привлечение школьников к исследованиям в области робототехники, обмену технической информацией и начальными инженерными знаниями, развитию новых научно-технических идей позволит создать необходимые условия для высокого качества образования, за счет использования в образовательном процессе новых педагогических подходов и применение новых информационных и коммуникационных технологий.

Поводя итог, можно сказать, что направление «Образовательная робототехника» имеет большие перспективы развития.