Иконография образа спасителя. Изображая Бога: иконы Иисуса Христа

Иконография образа спасителя. Изображая Бога: иконы Иисуса Христа
Иконография образа спасителя. Изображая Бога: иконы Иисуса Христа

Сегодня я хочу рассказать об особенных 12 иконах, которые написаны в нашей мастерской и по нашему мнению, обязательно войдут в историю. Каждый из этих образов уникален и за каждый из них мы искренне переживаем, как за родного ребёнка, которого отправляем во взрослую жизнь. Многое предстоить увидеть и пережить иконе в новом доме - и радость и утраты. Одни образы станут храмовыми и будут нести свет и надежду в сердца молящихся, а другие - станут семейной святыней и духовным наследием.

Как бы то ни было, с Богом.

Спас Нерукотворный

«Спас Нерукотворный» почитается как самая удивительная и значимая икона христианского мира. О её явлении существует несколько легенд, но все они сходятся в одном - оригинальный образ проявился на платке как отпечаток лика Иисуса Христа, после того, как Он утер этим платком лицо. Считается, что глядя на икону нерукотворного Спасителя, мы можем видеть Его подлинные черты, не искаженные интерпретацией художника.


Икона Божьей Матери, Звезда пресветлая

Икона с изображением Божией Матери, получившая название «Звезда Пресветлая», впервые была обнаружена в 1700 году в Муроме в Соборе Пресвятой Богородицы. Она была написан на деревянной доске темперой, а внизу иконы была подпись «Сии пречудный образ звезда пресветлая пресвятая владычицы Богородицы небеснии царицы». Ее авторство приписывается Муромскому иконописцу Александру Казанцеву.
Пред иконой Божией Матери «Звезда Пресветлая» молятся об укреплении христианской веры во всем мире и спасении человечества. Перед этим образом женщины также воссылают свои молитвы к Богоматери о семейном счастье, рождении и воспитании здоровых детей, а также о покровительстве их родным и близким.


Первые шаги Иисуса Христа

"Первые шаги Иисуса". Икона находится в монастыре св. Герасма Иорданского, что стоит в трех километрах от места на Иордане, где крестился Спаситель.? Монастырь св. Герасима Иорданского образован в 5 веке на юге Иорданской долины около места впадения реки Иордан в Мертвое море и там, где останавливалось Святое Семейство по дороге в Египет.


Непроходимая дверь Образ Божией Матери

Икону Божией Матери «Непроходимая дверь» точнее именовать «Непроходимая врата». Свое название она получила по эпитету в молениях и гимнах Богородице, как и многие другие богородичные иконы, например, и т. п.

Божья Матерь здесь изображена по иконографическому типу «оранта», то есть «молящаяся», с предстоящими Богородице людьми - живыми и перешедшими в мир иной, святыми и грешными. Таким образом, данная икона наглядно показывает нам, что Матерь Божия предстательствует пред Господом за всех людей независимо от их звания и сословия, бедные они или богатые, святые или грешные, живут на земле или умерли. За всех Богородица будет просить Сына Своего и Бога нашего помиловать нас, если только мы обращаемся к ней за помощью, прославляем ее в своей жизни, как и все люди, изображенные на иконе.


Ангел Хранитель

Ангел-хранитель появляется в нашей жизни в момент совершения таинства крещения. Это Божий Посланник, бесплотная сила, которая на протяжении всей жизни оберегает нас, помогает обрести правильный путь, утешает в момент печали, старается остеречь от дурного поступка и «протягивает руку помощи», когда мы пытаемся выбраться из духовной ямы, если всё же совершили недоброе действие.

К Ангелу-хранителю можно обращаться с просьбами о помощи в абсолютно любых делах, ибо в православии считается, что Ангелы являются нашими наставниками, посланными Господом Богом. Распространено мнение, что человеческое интуиция есть не что иное, как глас Ангела-хранителя: через внезапное чувство тревоги он пытается предупредить нас об опасности или, напротив, через светлое чувство радости и благодати - подтолкнуть к совершению богоугодных дел.


Молитва задержания

Молитва задержания - это молитвенное правило, которое было составлено старцем Пансофием Афонским в 1848 году, дабы удерживать силой Божией диавола в его действиях. Также эти молитвы читают для избавления от всякой людской злобы, зависти и подлости. Это молитвословие рекомендовано подвижникам благочестия для ежедневного чтения.

В основе молитв задержания лежит Святое Писание. В иных случаях молитвы обращены к опыту святых, о котором повествует Святое Предание Церкви. Чтение этих молитв не только просвещает ум, но и сердце, вселяя в него искреннею веру, что Бог в силах остановить любое зло и защитить уповающего на Него в любой ситуации, какой бы безвыходной она не казалась человеку. Однако, при чтении этих молитв непременно надо иметь сердце смиренным, а ум не лукавым, ибо от лукавого и несмиренного молитвенника Бог отвращается. Нельзя так же читать эти молитвы, полагаясь только на силу их слов, ибо не слова творят чудеса и не слова помогают в нуждах, но только Бог, внимающий нашим молитвенным словам.

Считается что Молитва Задержания останавливает врагов, колдунов, недоброжелателей злых людей.


Святой Александр Медем

Икона Святого Мученика Александра Медема. Этот образ новомученика был создан впервые. Весь жизненный подвиг в 10ти сценах и одном жесте, Господи Благослови.

Трубчевская икона Божией Матери.

Была писана в городе Трубчевске (Брянская область) иеромонахом Чолнского мужского монастыря Евфимием в 1765 году, как значится в надписи на иконе. Затем икона оказалась в Троице-Скановом монастыре в Наровчате.

В 1930-е годы, после разграбления и закрытия монастыря в Наровчате, икона попала в районный краеведческий музей А. И. Куприна, где пролежала почти 50 лет в пыли и забвении. С иконы были сняты драгоценные камни, серебрянная риза, её использовали как стол для экспонатов. В 1975 году, при очередной описи музейных ценностей против строки "Трубчевская икона Божией Матери" написали: "утеряна". Но в 1993 году икона была обнаружена и возвращена прежнему владельцу. Ныне эта чудотворная икона отреставрирована и вновь пребывает в Троице-Скановом монастыре.

Семь веселий Богоматери

Источник иконографии - книга "Небо Новое" игумена Киевского Братского монастыря Иоанникия Голятовского (Иоанникий Голятовский. Небо Новое. Могилев, 1699.

Первое веселие в небе имею яко девством ангелов и достоинством святых превышшая. Второе в небе веселие имею яко в мире содеваю. Третие в небе веселие имею яко мне вси небесные жители повинуются. Четвертое веселие в небе имею аще хощу, Сына умолю. Пятое веселие в небе имею яко сподобилася еси сести близ Святыя Троицы. Шестое веселие в небе имею яко аз есмь мати людей оскорбленых иже ко мне притекают". (В тексте есть седьмое веселие - "Седьмое веселие в небе имею моя радость в веке не скончится").

Собор 12ти Святых Целителей

В собор двенадцати святых целителей входят святые, которые прославились своим даром чудесных исцелений, которым их наделил Бог. Этот образ был написан русскими иконописцами в 1980 году, на основе греческого образа «Собора 21 святого целителя» и русского образа «Собора 12 святых апостолов». В данный собор вошли:

  • Косма мученик, врач
  • Дамиан мученик, врач
  • Кир преподобный
  • Иоанн преподобный
  • Пантелеймон великомученик
  • Ермолай священномученик
  • Сампсон преподобный
  • Диомид мученик
  • Фотий мученик
  • Аникита мученик
  • Фалалей мученик
  • Трифон мученик

Хотя они не единственные среди христианских святых, обладавших даром исцеления, встречаются они наиболее часто. В данном соборе есть как святые, которые изначально были врачами по профессии (например, Косма и Дамиан, Пантелеймон Целитель), так и те, кто не лечил людей, пока Господь не наделил их этим даром - исцелять не столько благодаря знаниям, сколько благодаря обращению за помощью к Богу.

Все святые, входящие в этот Собор, лечили совершенно безвозмездно, за что их часто называют бессребренниками или безмездниками.

Икона Господь Вседержитель с житейными клеймами

Особенностью образа является то, что кроме центрального образа Христа, на иконе написаны важнейшие события в Православие. Образ Святой Троицы (Гостеприимство Авраама), Рождество Христово, Преображение и Вознесение Господне, и конечно Воскрешение Христово. Слева и Справа центральной фигуры расположены предстоящие, Пресвятая Богородица и Святой Иоанн Предтечи.

По сути, это домашний иконостас в одной иконе.

Собор святых покровителей охотников и рыболовов

Образ, впервые написанный в 2005 году по инициативе Русского охотничьего клуба, и включающий в себя образы 20 святых, каждый из которых так или иначе прославился явленными им чудесами или особым покровительством в делах охоты и рыболовства. По центру иконы размещен образ Иисуса Христа, а над ним пять различных икон с изображением Пресвятой Богородицы - «Знамение», «Озерянская», «Казанская», «Тихвинская» и «Федоровская», которые также связаны с явленной помощью охотникам и рыболовам.

Данный образ представляет собой особую ценность и покровительствует всем, кто занят добычей дичи или рыбы по своему роду деятельности. Написание благословил сам Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Но надо отметить, что Русская Православная Церковь, не поощряет браконьерство, поэтому не стоит просить помощи у святых и Господа перед этой иконой тем, кто занимается незаконным промыслом.

Сегодня речь пойдет о мистике православной иконы.

Что интересно, личный опыт первого богопознания я приобрел в далеком 1990 году, благодаря той самой элементарной православной иконе, из тех, которые распространяли в поездах глухонемые. Это была обычная вручную разукрашенная черно-белая фотография с изображением Иисуса Христа – Господа Вседержителя .

Не могу сказать, как эта икона у меня оказалась, возможно, кто-то подарил или просто оставил в комнате студенческого общежития, но… Я почему-то, будучи еще неверующим атеистом, решил оставить ее у себя. Оставим тему, почему в советское время так было. Это отдельный вопрос.

Так вот, икона Спасителя, которая стояла у меня на тумбочке, эта маленькая репродукция, примерно 13 на 18, СТАЛА ЧУДОТВОРИТЬ!

Господь Вседержитель

Я стал замечать в конце дня, что Господь смотрит на меня внимательно, прямо в душу, и каждый вечер – ПО-РАЗНОМУ. Вчера Он смотрел на меня спокойно, а сегодня – как-бы осуждающе. Другой раз Он смотрел на меня строго, а иногда — весело. Я стал связывать наблюдаемое явление со своим поведением.

Нетрудно было догадаться, если прошел трудовой день удачно, много чего полезного было сделано, и ни в чем совесть не мучила, то Спаситель как-бы был благожелателен и добр. Но я в то время грешил по-черному. Работал комендантом общежития, руководил молодежным центром «Пульс» со всеми веселыми и грустными вытекающими последствиями, одновременно учился в Академии.

Деятельность молодого человека 23 лет была бурной и непредсказуемой. Но, гладя вечером всякий раз на икону, я чувствовал угрызения совести, и так стало потихоньку просыпаться у меня религиозное сознание. Уже позже меня Бог познакомил с замечательной верующей женщиной, которая дала мне первые уроки веры православной и позже стала моей крестной матерью (в 26 моих лет от роду!).

Я стал ходить в Церковь и молиться, готовиться к поступлению в Семинарию. Ибо осознанно выбрал свой путь — служения Господу. Сейчас уже и не помню, куда делась эта Икона, которая была для меня судьбоносной. Мы знаем, что пошел дальше период массового производства домашних икон, уже достаточно красивых. Запретное вдруг стало доступно.

Господь смотрит прямо в душу

Но и сейчас я стараюсь замечать, как на меня смотрит со святого изображения Спаситель или, например, св. Николай Чудотворец.

Как-то разговорились со знакомой баптисткой об иконопочитании в Церкви. Вы бы видели ее реакцию, когда я рассказал ей об Иконе и своем отношении! Какая мистика, возражала она, какой мол обман, какое мол суеверие! Но как-бы то ни было, а этот небольшой опыт помог мне обрести Бога.

Заметим и то, что православная икона – это не картина. Мы не восхищаемся талантом художника, красками, сюжетом. Православная Икона строга и умилительна. В противовес картине, икона заставляет думать о вечном, о духовном, регулирует состояние души, приближает нас к Богу.

Неправильно думать, что МЫ смотрим на икону, когда молимся. На самом деле, это ОНА вбирает нас в свое благодатное поле, если можно так выразиться. Это ОНА обнимает нас и зовет к Спасению, пробуждает совесть, воскрыляет нашу .

Дальнейшая моя жизнь и была связана именно с Иконой. Иначе и нельзя в Православии. При этом, в Церкви действительно существует своя православная мистика в отношении иконы. И это доказуемо как православной наукой, в том числе иконографией, так и личным духовным опытом, который всякий человек при желании может .

Я прошел семинарскую школу, в Жировицком монастыре 5 лет был послушником и постоянно молился пред чудотворным Жировицким Образом Богородицы. При этом чувствовал на себе действие благодати, облагораживающей и очищающей душу после молитвы пред этой знаменитой Иконой.

Еще раз определимся. Мы не поклоняемся иконам. Мы их ПОЧИТАЕМ как святыню. Мы их различаем от картин. Мы хорошо знаем, что иконы представляют, и – Тому, Кто изображен на них.

Позже даже элементарное изображение на календаре Спаса Нерукотворного в течение проходящего года помогало мне корректировать свое христианское поведение. Ибо в изображенной здесь иконе я постоянно находил знаки, подталкивающие меня к правильным действиям – благоугождении Богу.

В трудную минуту можно было взглянуть на этот Образ и сразу получить ответ, ибо здесь срабатывал как-бы индикатор. Подсказка шла неимоверно. И тогда становишься на молитву, истово крестишься, и проблема постепенно .

В нашем храме есть чудотворный образ святителя Николая Чудотворца, объехавший с выставками всю Россию и до сих пор путешествующий. Подробнее можно .

Я заметил, когда я беру эту икону с собой, то мои поездки и мероприятия проходят достаточно успешно. Вспомните, в каких случаях помогает нам ! Но были моменты, когда я забывал или не хотел взять эту икону с собой. И были провалы! Как мне вчера сказали верующие, святитель Николай ревнует о моем Спасении. Вот Вам еще мистика православной иконы !

Икона Христа занимает центральное место любого иконостаса, но оказывается, что вариантов ее написания не так много. С чем связана эта сдержанность, как появилось первое изображение Христа и о чем спорили иконоборцы, корреспонденту «НС» рассказала искусствовед Ирина ЯЗЫКОВА, заведующая кафедрой христианской культуры в Библейско – богословском институте святого апостола Андрея, автор книг о богословии русской иконы.

Ангел «Благое молчание», Спас «Благое молчание». «Еще более непонятный образ, — считает Ирина Языкова, — Христос, изображенный в виде ангела. Ангела Софии. Можно толковать это как один из доипостасных образов Христа. То есть до Его воплощения. Однако образ настолько сложен, что даже главы Собора говорили, что такие иконы не стоит писать. Икона должна сама объяснять веру, а здесь приходится объяснять икону. Поэтому подобные иконы Вселенские соборы не поощряли. Тем не менее в XVI веке они получают распространение и популярность»

Как изобразить Бога? И можно ли? Этими вопросами задавались богословы до VIII века. Разногласия были так существенны, что приводили к ожесточенным спорам между иконоборцами и иконопочитателями. Отвергая иконы Христа, иконоборцы ссылались на ветхозаветную заповедь, запрещавшую изображать Бога. А иконопочитатели, наоборот, утверждали право изображать Христа как Второе Лицо С вятой Троицы, как Бога, пришедшего во плоти, ведь сказано в Евангелии, что « Слово стало плотью и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца» (Ин. 1: 14). Споры завершились победой защитников иконопочитания в 787 году на Седьмом Вселенском соборе. Но и они подчеркивали, что икона изображает всего лишь человеческую природу Христа, тогда как Его Божественная природа по – прежнему остается неизобразимой.

— Первые иконы Христа, появляются незадолго до иконоборческих споров, — рассказывает искусствовед Ирина Языкова . — Одна из таких икон, сохранившаяся в синайском монастыре Святой Екатерины, — образ Христа Пантократора, написанный в позднеантичной живописной технике энкаустики. Несмотря на непривычный (с точки зрения классической иконографии) реализм живописи, этот иконографический тип выглядит вполне сложившимся, и найденные здесь физиогномические черты будут затем устойчивы на протяжении многих веков, вплоть до XX века. К ранним изображениям Иисуса Христа можно также отнести образ Спасителя в композиции « Преображение » из этого же монастыря (VI в.), образ Христа Грядущего на облаках из церкви Святых Космы и Дамиана в Риме (VI – VII вв.), поясное изображение Пантократора из церкви Санта Мария в Кастельсеприо (VII – VIII вв.). Все они достаточно близки между собой и свидетельствуют, что в V – VI веке образ Иисуса Христа в церковном искусстве уже сформировался.

Внешность Христа

Но как изображали Христа до V века, в апостольские времена, ведь, вероятно, апостолы помнили, как именно Он выглядел?

— Во времена первых христиан, которые были временами гонений на Церковь, преобладали символические изображения, не претендующие на реализм и достоверность, — говорит Ирина Языкова, — чтобы их сакральный смысл, понятный посвященным, оставался недоступным для людей внешних, находящихся вне пределов христианской общины.

Символом Христа нередко становилось изображение рыбы. Слово ΙΧΘΥΣ (по – гречески « рыба») можно прочитать как аббревиатуру: Ἰησοὺς Χριστὸς Θε o ὺ῾Υιὸς Σωτήρ (Иисус Христос Сын Божий Спаситель). Символом Христа являлось также изображение пеликана, поскольку считалось, что в крови этой птицы есть противоядие от змеиных укусов и в случае нападения змеи она, разрывая себе грудь, кормит детей своей плотью, чтобы их спасти, что является аналогией Евхаристической Жертвы Христа. Позже появляются изображения Христа в виде юноши с агнцем на плечах, мозаика с подобным сюжетом « Христос — Добрый Пастырь», например, украшает мавзолей Галы Плацидии в Риме (V в.).

— То была прикровенная проповедь христиан первых веков, — объясняет Ирина Языкова. — Но на Пято-шестом Трулльском соборе (691-692 гг.) решили отказаться от подобных символических изображений, так как они зачастую вводили в заблуждение вчерашних язычников. Было решено изображать Христа открыто в человеческом образе, в каком Он воплотился. Правда, оказалось, что, кроме икон V века, никаких, даже словесных, описаний внешности Христа не сохранилось. Евангелие об этом молчит.

Вокруг внешности Иисуса Христа велись жаркие споры. Одни говорили, что в псалмах сказано, будто Он «прекраснее сынов человеческих» (Пс. 44: 3), и писали Христа прекрасным юношей, по типу греческих богов; а другие, наоборот, писали Христа подчеркнуто некрасивым, ссылаясь на пророчество Исайи: «…мы видели Его, и не было в Нем вида, который привлекал бы нас к Нему. Он был презрен и умален пред людьми, муж скорбей и изведавший болезни, и мы отвращали от Него лице свое» (Ис. 53: 2-3).

Но с годами выработался единый исторический тип, созданный по принципу золотого сечения: гармонические пропорции лица с большими глазами, с прямым тонким носом, темные, но не черные волосы, до плеч (так носили мужчины и в Иудее, и в Греции), с небольшой бородой. Хотя в разных странах этот образ (искусствоведы его называют греко – семитским) несколько меняется: например, эфиопы Его изображают темнокожим, китайцы — узкоглазым, а в рублевское время на Руси Христу придавали славянские черты — русые волосы, светлые глаза. Впрочем, несмотря на все различия, Христа на иконе всегда можно узнать.

Плащаница

Все разговоры о первообразе так или иначе приводят к Нерукотворному образу Спасителя, иконе икон.

— В самом его названии уже заложена концепция любой иконы, в которой важное место всегда отводится тому, что лежит за пределами человеческого творчества, — говорит Ирина Языкова. — Нерукотворный образ содержит веру в Боговоплощение, действительное свидетельство этого воплощения. Веру в то, что невидимый Бог становится видимым. Неслучайно отцы Седьмого Вселенского собора говорили, что иконы — это свидетельство того, что Христос не призрачно, а истинно воплотился.

В предании сохранились две версии происхождения нерукотворного образа (правда, обе прослеживаются только с VI века): одна из них была распространена на Западе, другая — на Востоке. В первой рассказывается о праведной женщине Веронике, которая из чувства сострадания отерла Лик Спасителя своим платком, когда Он нес на Голгофу Крест. И чудесным образом Лик Христа запечатлелся на ткани.

Вторая история повествует о заболевшем проказой царе Авгаре. Христос передал царю холст, на котором запечатлелись Его черты, и царь исцелился, приложившись к нерукотворному образу. Позже произошло другое чудо: оберегая от врагов, полученную от Христа святыню замуровали в стене, однако образ Спасителя проявился на камне. В иконографии, особенно русской, были распространены два типа Нерукотворного образа: « Спас на убрусе» , то есть на куске ткани, и « Спас на чрепии» , то есть на черепице или камне.

— Обе истории, вероятно, восходят к Туринской Плащанице, — рассказывает Ирина Языкова, — ткани, на которой действительно нерукотворным образом отпечатался не только Лик, но и Тело Господа нашего Иисуса Христа. История П лащаницы полна загадок, однако для нас важно то, что она является прототипом иконографической схемы (и идеи) Нерукотворного Спаса — самой первой и главной иконы.

Христос Пантократор

Второй, очень распространенный тип иконы Иисуса Христа — образ Христа Пантократора (Вседержителя), творящего Вселенную, держащего все в Своей руке.

— В этой иконографии, — объясняет Ирина Языкова, — выражен уже не догмат Боговоплощения и не тайна вочеловечивания Христова, а идея пребывания Христа на земле как Богочеловека. Поэтому Христа изображают в красно – синих одеждах. Это символ двуединой природы: красная одежда — человеческая природа, а синяя (небесная) — Божественная.

Есть три варианта этой иконографии: изображение фигуры Христа в рост, на престоле и поясное. Самое частое — поясное.

— Обычно такой образ помещали в иконостасе возле Царских врат, — рассказывает Ирина Языкова, — Христос вводит молящегося в Царство Божье. «Я есмь дверь: кто войдет Мною, тот спасется…» (Ин. 10: 9). Обычно на такой иконе Спаситель изображен с закрытым Евангелием, так как, подходя к вратам, мы только приближаемся к той тайне, которая откроется во всей полноте в последний день, в день Суда, когда « все тайное станет явным », с Книги Жизни будут сняты печати, и Слово будет судить мир. Но этот принцип не всегда соблюдается, иногда иконы Христа Пантократора в иконостас пишут с открытым Евангелием, хотя обычно такой тип иконографии больше используется в небольших иконах — моленных или келейных.

Явление Божией славы

«Спас в силах» — уже в самом названии этого иконографического образа отражена богословская концепция иконы — явление Иисуса Христа в силе и славе в конце времен. На этой иконе Христос восседает как Царь Царей — иконография показывает Второе пришествие. Обычно этот образ используется как центральный в композиции храмового иконостаса. В его основе лежит явление Господа пророку Иезекиилю: «…а над подобием престола было как бы подобие человека. И видел я как бы пылающий металл, как бы вид огня внутри него вокруг; от вида чресл его и выше, и от вида чресл его и ниже я видел как бы некий огонь, и сияние было вокруг Него. В каком виде бывает радуга на облаках во время дождя, такой вид имело это сияние кругом» (Иез. 1: 26-28).

Божия слава, виденная пророком, передается на иконе символическими фигурами. Христос, восседающий на престоле, изображен на фоне красного квадрата, на который последовательно наложены синий круг (овал, мандорла) и красный ромб.

Иконы Христа - воплотившегося Бога Слова занимают главное место как в православном храме, так и в доме верующего человека.

Каноническое изображение Бога в человеческом образе было утверждено в IX веке: ". Благо-телесный. со сдвинутыми бровями, прекрасноокий, с долгим носом, русыми волосами, склоненный, смиренный, прекрасен цветом тела, имеющий темную бороду, цвета пшеницы на вид, по материнской наружности, с длинными перстами, доброгласен, сладок речью, зело кроток, молчалив, терпелив. "

Ранние христиане изображали Христа а виде агнца, в виде рыбы, в виде доброго пастыря, несущего на плечах овцу. Позднее эти символические изображения были запрещены. В настоящее время существует два типа изображений Спасителя: 1) в виде Вседержителя и Судии - Царя Царствующих; 2) в том виде, в каком Он был среди людей и совершал Свое служение (в том числе в виде младенца или отрока). Иногда можно встретить также изображения Христа в виде ангела.

Но если способы изображения столь различны, легко ли узнать на иконах Спасителя? Да, легко - благодаря одной детали: изображение Христа имеет крестчатый нимб.

Что такое нимб? Слово это переводится с латинского как "облако", "туман", "ореол". Нимб - символ нетварного Божественного света, который Спаситель явил ученикам на горе Фавор: "И преобразился перед ними: и просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет".

Нимб на иконах Спасителя имеет еще и вписанный Крест. Внутри него три греческие буквы, передающие слова Бога "Я есмь Сущий", сказанные Моисею.

Через изображение нимба мы исповедуем во Христе два естества - Божественное и человеческое. Иконописец пишет Лик Христа по подобию человеческого лица, и этим исповедуется догмат о том, что Христос - "совершенный человек по человечеству". Нимб передает то, что Христос и "совершенный Бог по Божеству".

На иконах Христос часто изображается с книгой - она может быть как закрытой, так и раскрытой. Раскрытая книга содержит цитату из Евангелия. Также книга может изображаться и в виде свитка, но символическое толкование всегда одно - спасительное учение, с которым Христос пришел в мир.

Посмотрим теперь на одежды Христа. Обычно Богочеловека изображают облаченным в красный хитон (одежда в виде рубахи) и синий гиматий (плащ, накидка).

Красный цвет символизирует земную и человеческую, синий - небесную и Божественную природы Спасителя.

Обычно на правом плече хитона можно увидеть еще нашивную темную полосу - это клав, в античном мире - знак патрицианского достоинства. На иконах он является символом чистоты и совершенства земной природы Спасителя и признаком Его особой мессианской роли.

Иконы Спасителя относятся к шести основным иконографическим типам:

1. Спас Нерукотворный

2. Спас Вседержитель (Пантократор)

3. Спас на престоле

4. Спас в силах

5. Спас Эммануил

6. Спас Благое Молчание

Спас Нерукотворный

Спас Нерукотворный всегда был на Руси одним из самых любимых образов. Именно его обычно писали на знаменах русских войск. Существует два вида изображений Нерукотворного образа: Спас на убрусе и Спас на чрепии. На иконах типа "Спас на убрусе" лик Христа изображен на плате (полотенце), верхние концы которого завязаны узлами. По нижнему краю пущена кайма. Лик Иисуса Христа - лик человека средних лет с тонкими и одухотворенными чертами, с бородой, разделенной надвое, с длинными, вьющимися на концах волосами и с прямым пробором.

Появление иконы "Спас на чрепии" объясняется следующим преданием. Как уже говорилось, царь Эдессы Авгарь принял христианство. Нерукотворный образ был приклеен на "доску негниющу" и помещен над городскими вратами. Позднее кто-то из царей Эдессы вернулся к язычеству, и образ был замурован в нише городской стены, а через четыре столетия место это было совершенно забыто. В 545 году, во время осады города персами, эдесскому епископу было дано откровение о местонахождении Нерукотворного образа. Когда кирпичная кладка была разобрана, жители увидели не только прекрасно сохранившуюся икону, но и отпечаток лика на глиняной доске (черепице, чрепии), которая закрывала Нерукотворный образ.

На иконах "Спас на чрепии" нет изображения плата, фон ровный, а в некоторых случаях имитирует фактуру черепицы или простой каменной кладки.

На русских иконах Спас Нерукотворный изображен обычно спокойным, с открытыми глазами. У католиков, напротив, лик Христа пишется страдальческим, иногда с закрытыми глазами, на голове терновый венец и следы крови.

Спас Вседержитель (Пантократор)

Спас Вседержитель (Пантократор) - это еще одна икона, которую можно увидеть в каждом православном храме". (Обычно фреска или мозаика "Пантократор" находится в центральной купольной части церкви). На иконе Христос предстает перед нами облаченным в гиматий и хитон. Лик Спасителя отражает возраст Христа периода проповедничества: у Него прямые гладкие волосы, спускающиеся на плечи, небольшие усы и короткая борода. Правая Его рука благословляет, левая поддерживает закрытое или раскрытое Евангелие.

Спас на престоле

Спас на престоле - эта икона имеет много общих черт с предыдущим изображением (книга, благословляющая рука), но фигура Христа всегда изображаемся восседающей на престоле в полный рост. Престол - символ Вселенной, всего видимого и невидимого мира, а кроме того - знак царственной славы Спасителя.

Спас в силах

Спас в силах - центральное изображение в иконостасе православного храма. Эта икона имеет много общего с "Пантократором" и "Спасом на престоле", но отличается более сложной символикой. Христос, в хитоне и гиматии сидящий на престоле с книгой, изображен на фоне красного квадрата с вытянутыми концами. Квадрат - это символ земли. По четырем концам квадрата можно найти изображения ангела (человека), льва, тельца и орла. Это символы евангелистов (соответственно Матфея, Марка, Луки и Иоанна), разносящих спасительное учение во все концы света. Поверх красного квадрата написан синий овал - мир духовный. В синем овале изображены ангелы - силы небесные (отсюда название). Поверх синего овала - красный ромб (символ мира невидимого).

Эта икона Спаса - настоящий богословский трактат в красках. Иконография иконы опирается в основном на Откровение Иоанна Богослова; образ показывает Христа таким, каким Он явится в конце времен.

Спас Эммануил

Спас Эммануил - образ Христа в возрасте двенадцати лет. (Лик Спасителя соотносится с евангельским текстом: "И когда Он был двенадцати лет, пришли они также по обычаю в Иерусалим на праздник"). Эммануил переводится как "с нами Бог". У Исайи, старшего из четырех ветхозаветных пророков Израиля, читаем: "Итак, Сам Господь даст вам знамение: "Се, Дева во чреве приимет, и родит Сына, и нарекут имя ему: Еммануил"(Ис.7.14). Отрок-Христос изображается в хитоне и гиматии и со свитком в руках. Образ встречается сравнительно редко.

Спас Благое Молчание

-"Спас в силах" - таким, каким он придет в конце времен, то "Спас Благое Молчание" - это Христос до Своего прихода к людям. И это единственное изображение Христа, где в нимбе вместо креста пишется восьмиконечная звезда. Звезду образуют два квадрата, один из которых обозначает божественность Господа, другой знаменует собой мрак непостижимости Божества. Спаситель изображается. в ангельском чине как юноша в белой далматике (мантии) с широкими рукавами. Руки Его сложены и прижаты к груди, за спиной - опущенные крылья. Икона передает ангельский образ Сына Божьего - Христа до воплощения, Ангела Великого Совета.

Иконы Христа Спасителя занимают главное место в православном храме и в доме каждого верующего человека. Образ Господа Иисуса Христа — самый главный в иконописи, собственно и само иконописание началось с необходимости запечатлеть образ Христа.

Сегодня, когда купить икону Спасителя может любой чувствующий такую духовную потребность человек, мало кто думает о том, какие трудности стояли перед первыми иконописцами. Иисус Христос - совершенный Бог и совершенный Человек - Богочеловек. Это очень трудно передать средствами искусства, поэтому икона Спасителя Иисуса Христа- это ни в коем случае не портрет Христа в привычном нам современном понимании портрета. Икона Христа Спасителя - это его образ, в котором сохраняется тайна: «Христос, будучи изображенным, остается непостижимым» (св. Феодор Студит).

Эволюция и канонизация образа

Ранние христиане изображали Христа в виде агнца, рыбы, доброго пастыря с овцой на плечах и т.д. На Трулльском соборе в 682 г. эти символические и аллегорические образы были запрещены, и Церковь приняла в качестве канонического изображения для икон Христа Спасителя исторический тип Христа — человеческий образ, в котором Сын Божий явил Себя на земле. Так приблизительно в IV веке в иконописи был выработан специальный канон изображения Богочеловека, который мы привыкли видеть на иконах Спасителя Иисуса Христа.

Образ Господа нашего Иисуса Христа - особенности иконографии

Однако и после канонизации лика при написании икон Спасителя еще встречались разночтения. Только к IX в. окончательно утвердилось изображение на иконах Христа Спасителя в виде человека средних лет, с классическими чертами лица, прямым носом, светлыми глазами, усами и небольшой, слегка раздвоенной бородой, темно русыми волосами, расчесанными на прямой пробор и спускающими по плечам прядями. Именно такой образ и утвердился как канон для иконы Спасителя Иисуса Христа. Отличительной особенностью иконографии Христа стал также крестчатый нимб, символизирующий крестную жертву Спасителя.

Иконы Христа Спасителя не допускают вольностей и могут:

  • изображать только канонический лик Иисуса Христа
  • представлять Спасителя в поясном виде или в рост, встречаются оглавные и оплечные изображения
  • изображать Христа не только во взрослом возрасте, но и как Младенца или Отрока, а также в ангельском образе.

На полуфигурных и ростовых иконах Христа Спасителя правая рука изображается в жесте благословения, в левой руке Спаситель держит книгу - закрытую или раскрытую с цитатой из Евангелия: благословение и книга - символы служения Христа как Сына Божия и Спасителя, принесшего Благую Весть.

Икона отражает веру Церкви в Иисуса Христа как Богочеловека, иконография выражает это через цвет одежд Христа - на иконах Спаситель предстает в красном хитоне (нижняя одежда) и синем гиматии (верхний плащ): красный цвет символизирует человеческую Его природу, синий - Божественную; часто на правом плече хитона можно видеть золотую полосу (клав) - знак царского достоинства.

Шесть типов икон Спасителя Иисуса Христа

Иконы Спасителя различны по своему иконографическому типу, в каждом из них раскрывается определенный аспект исповедания, особый богословский смысл образа Спасителя.

  • Спас Нерукотворный - один из самых чтимых образов Иисуса Христа на Руси, пришедший из Византии: это лик Спасителя, запечатлевшийся, согласно легенде, на полотенце-«убрусе» и на глиняной доске – черепице, под которой древние христиане прятали святыню с ликом Христа.
  • Спас Вседержитель или Пантократор - основной тип икон Христа, представляющий Его как Господа и Спасителя.
  • Спас на престоле - представляет Христа как царя и судию, престол - символ царственной славы Спасителя, часто рядом с Христом изображаются Богоматерь и Иоанн Предтеча.
  • Спас Эммануил - образ Христа в детском или отроческом возрасте.
  • Спас Благое Молчание (София Премудрость Божия) - образ Христа до Воплощения в виде Ангела Великого Совета: Спаситель изображается с крыльями, в белой далматике с широкими рукавами, руки сложены на груди в знак молчания, хранения тайны.
  • Спас Ветхий денми - редкий образ Христа, встречающийся чаще в составе композиций и представляющий Христа с седыми волосами, как старца, что символизирует Его Божественную полноту и предвечность.

Где можно купить или заказать икону Спасителя?

В наше время купить икону Христа Спасителя можно даже в светских магазинах. Однако тут может подстерегать опасность. Многие мастера берутся писать иконы, не будучи при этом людьми воцерковленными и имея весьма приблизительное представление о церковных канонах. Созданные ими иконы могут быть красивы внешне, как светские картины, но они не воплощают в себе духовный багаж многих веков, не наследуют церковным традициям, а подчас и искажают Святой лик Спасителя.

В московской иконописной мастерской во имя преподобного Алипия Печерского Вы можете заказать икону Спасителя, написанную по древней технологии в рамках церковного канона. В данном разделе нашего сайта можно ознакомиться с фото икон Христа Спасителя, выполненных в мастерской.

Дополнительные возможности при заказе икон Спасителя

  • Надежно защитить икону Спасителя от внешних воздействий поможет индивидуальный оклад и/или деревянный киот. Киот может быть украшен резьбой, а также мельхиоровой или латунной басмой (ювелирно выполненной чеканкой).
  • Золочение фона иконы или нимба святого и элементов одежд.
  • Художественный орнамент, инкрустация полудрагоценными камнями. Примеры декоративного оформления иконы Вы можете посмотреть здесь.
  • Подарочный сертификат на выбранную и заказанную икону Спасителя позволит Вам преподнести ее в подарок в любой день, хоть завтра, в то время пока мастер будет писать ее, как и подобает создавать иконы – не спеша, с тщательным соблюдением всех этапов древнерусской иконописи. Подробнее о Подарочном Сертификате на икону Богородицы Вы можете прочитать .

Стоимость написания иконы Христа Спасителя