Списки действующих мужских и женских монастырей в России. Самые красивые, древние и известные монастыри в России. У рабочих играл дешевый транзистор. Они спрятали музыку. На побелку это не повлияло. О монашеской келье

Списки действующих мужских и женских монастырей в России. Самые красивые, древние и известные монастыри в России. У рабочих играл дешевый транзистор. Они спрятали музыку. На побелку это не повлияло. О монашеской келье
Списки действующих мужских и женских монастырей в России. Самые красивые, древние и известные монастыри в России. У рабочих играл дешевый транзистор. Они спрятали музыку. На побелку это не повлияло. О монашеской келье

Антониево-Дымский мужской монастырь

Монастырские зарисовки

Монастырь там, где монахи живут в уединении, молятся, трудятся, служат Богу… В Антониево-Дымском мужском монастыре Тихвинской епархии, что стоит на берегу Дымского озера, подвизаются 13 человек. Они молятся, трудятся, возвращают монастырскому собору и другим возведенным здесь стенам их исконный смысл…

Грань между трудом и молитвой в монастыре весьма условна. Труд монахов, каждого на своем месте по отдельности, сменяет совместная молитва за богослужением. Индивидуальному труду же сопутствует молитва личная. Молитва – первая обязанность монаха, а труд по послушанию – важнейшая монашеская добродетель. Хвалите имя Господне, хвалите, раби Господа, стоящии во храме Господни, во дворех дому Бога нашего… Пока читают кафизмы, иеродиакон Александр успевает замесить тесто для хлеба, который назавтра к обеду будет стоять на столах в монастырской трапезной, и вернуться обратно в храм, к братии.

– Вот от сих до сих я расчистил сегодня площадку, – инок Алипий, вытирая капли пота с мокрого лба и поправляя очки на переносице, показывает на солидный участок двора рядом с высокой поленницей. – Хотел успеть освободить место для техники: у нас будут закладывать канализацию, даже туда ее проведут, где ничего пока и вовсе нет, а только планируется…

Кроме насельников за всенощным бдением молятся всего трое мирян. Антониево-Дымский мужской монастырь пока избегает участи некоторых известных обителей, где мир, от которого бежит монах, сам приходит за монахом, постоянно напоминая о себе бесконечной чередой не только паломников, но и туристов. «А что нам еще надо? – задаются риторическим вопросом братия, кивая на разрушенные постройки вокруг Казанского собора – главного монастырского храма. – У нас для жизни всё есть!»

Долгая дорога в пустынь

– Антониево-Дымский монастырь – одна из лучших обителей Русской Православной Церкви! Это я вам не как клирик монастырского подворья говорю, а как человек, который пишет диссертацию о малых монастырях Русского Севера, – иерей Димитрий Пономарёв, штатный священник храма Покрова Пресвятой Богородицы на Боровой в Санкт-Петербурге, делится взглядами на современное русское монашество. – Я побывал, наверное, почти во всех монастырях европейской части России. И могу с уверенностью сказать: более подходящего места монаху, который хочет жить настоящей духовной жизнью, на самом деле не найти.

На автомобиле добраться в Антониево-Дымский монастырь из Петербурга несложно. С отцом Димитрием мы загрузились в старенький минивэн под управлением насельника монастыря монаха Паисия и двинулись в путь. «235 километров, 3 часа 56 минут в пути», – интернет-поисковик рассчитал мне время, которое понадобится, чтобы добраться до деревни Красный Броневик. Именно так называется населенный пункт, в котором «прописана» обитель. «Значит, – думаю, – к часу дня будем на месте». На самом деле, при прочих равных условиях можно управиться и часа за три, а то и за два с половиной. Но не в нашем случае. Во-первых, за рулем монах, монахи мыслями живут уже в вечности, и потому отношения со временем у них особенные: например, проезжая через Тихвин, отец Паисий устраивает нам небольшую обзорную экскурсию по городу, который он, даром что уроженец Вологодчины, знает как свои пять пальцев – ведь до Антониево-Дымской обители он жил в Тихвинском Богородичном Успенском монастыре. А во-вторых, по пути из города в обитель отец Паисий успевает исполнить несколько послушаний, возложенных на него игуменом монастыря Адрианом (Дементьевым): заехать в гипермаркет и купить рассаду для монастырской клумбы, приобрести вентилятор, заправить автомобиль, – и это, конечно, тоже требует времени. <…>

Самый веселый трудник

Антониево-Дымский монастырь спрятан от оживленной трассы на берегу Дымского озера, среди болот и смешанных лесов. Высокая влажность – и, как следствие, засилье гнуса и комаров…

– Да, вы приехали в самое благодатное для кровососов время, – навстречу нам выходит, широко улыбаясь, трудник Димитрий, – им сейчас раздолье. Но скоро пойдут стрекозы, и комаров поубавится: в сутки стрекоза съедает насекомых столько, что их вес превосходит ее собственный в несколько раз!

Димитрий – дальний родственник священномученика Илариона (Троицкого)

– Мой прадед, священник Иоанн Троицкий, приходился священномученику двоюродным братом. Священнический род Троицких был очень большим – в Тульской губернии служили, в Ярославской. А мой прадед незадолго перед революцией возвращался со всенощного бдения: темно, фонари не горят, запнулся о булыжник мостовой, упал и разбил себе коленку. Как следствие – туберкулез костей. Революцию прадед встретил уже больным, в постели. Такая у меня семья интересная. Ну а я… – Димитрий выдерживает недолгую паузу и со смехом выдает, – а я курю!

Димитрий, наверно, самый веселый человек в обители. Глядя на него, и не подумаешь, что за спиной у него трудная жизнь…

Основатель

– В нынешнем церковном календаре датой кончины Антония Дымского называется 1224 год. Тогда как во всех известных нам 35 списках его Жития (и в краткой, и в пространной редакции) указано, что он родился в 1206 году, обитель основал в 1243-м, а умер в 1273 году. 1224 год появился как попытка согласовать даты жизни преподобного Антония с датами жизни его учителя Варлаама Хутынского. В Житиях сказано, что преподобный Антоний был его сверстником. И когда Антоний возвращается из своего посольства в Византию, Варлаам Хутынский, уже будучи на смертном одре, передает ему монастырь как своему сверстнику. Это слово «сверстник» многих ввело в заблуждение, потому что в понимании современного человека сверстник – это равный возрастом. Архиепископ Филарет (Гумилевский) в 1860 году в своей книжке «Жития святых за январь» пишет в сноске, что Варлаам Хутынский родился в 1156 году. Антоний Дымский – его сверстник и, по Житию, прожил 67 лет; прибавим это к 1156 году и получим как раз 1224 год. Но в Житии также говорится, что жалованную грамоту на землю вокруг Дымского озера (для того чтобы появился монастырь, нужна земля и документ на нее) преподобному дал святой благоверный князь Александр Невский. Это повторяют все списки Жития Антония Дымского. Александр Невский родился в 1222 году. А если Антоний Дымский умер в 1224-м, как Александр Невский мог ему дать жалованную грамоту? Князю было тогда два года от роду. Я предлагаю вернуться к тому, что и прежде было записано во всех без исключения рукописных списках Жития преподобного Антония Дымского – он родился в 1206-м, а умер в 1273 году. Но проблема в том, что в таком случае придется пересмотреть и даты жизни Варлаама Хутынского, который, по всей видимости, преставился не в 1193-м, а в 1243 году. Кстати, церковное предание говорит, что он прожил 87 лет, и дата его кончины в 1243 году выглядит более правдоподобно.

Пространство обители

Главная святыня монастыря – мощи преподобного Антония Дымского, основателя обители. Они покоятся в Казанском храме, единственной на сегодняшний день действующей монастырской церкви. От братского корпуса (до революции это была гостиница для паломников) к высокой колокольне храма, сумевшей пережить эпоху забвения, ведут ступени, также сохранившиеся с тех давних времен. Эта лестница пролегала под парадными монастырскими воротами, выстроенными в стиле александровского классицизма. Здесь был центральный вход в обитель, обнесенную со всех сторон стеной, по четырем углам увенчанной двухъярусными башнями. Сегодня не осталось ни стен – лишь деревянный забор повторяет их контур, ни башен. Казанский храм тоже не дошел до наших дней в целости и сохранности: полуразрушенная колокольня – это, собственно, всё, что осталось от исторического соборного храма. К ней и пристроили монахи нашего времени храм, на кирпичах которого и сейчас видны нанесенные маркером имена сотен и сотен жертвователей, верующих, которые имели возможность внести только эту малую лепту для возрождения храма.


Монах с говорящей фамилией

В начале XXI века центральный въезд в монастырь находится совсем не там, где он располагался до революции. Первая постройка, которую видит вошедший, – домик привратника. Его делал монастырский плотник монах Павел. Фамилия у отца Павла говорящая – Плотников.

– Когда я семь лет назад поступал в обитель, тогдашний настоятель, игумен Игнатий (Бузин) (ныне епископ Армавирский и Лабинский. – Ред.) спросил, как меня зовут. «А, Плотников, – обрадовался он, – ну так и будешь у нас плотником». А ведь в роду у меня, действительно, немало плотницких дел мастеров.

Многое в обители – произведение рук отца Павла: от киотов икон в братских кельях до аналоя и иконостаса в храме. И лишь в келье самого мастера нет ни одного предмета мебели, который бы он сделал сам.

– Сапожник всегда без сапог, – смеется монах, показывая мне свое скромное обиталище.

Кровать, стол, тумбочка, пара табуреток. У стены – гладильная доска. Кровать огорожена небольшой ширмой, и от этого у дверей получается некоторое подобие прихожей. На тумбочке фотография улыбающейся женщины с детьми. Оказалось, это дочка и внуки отца Павла.

– Они у меня молодцы! – с любовью глядя на снимок, говорит он. – Дочь несколько языков знает, внучка рисует. Навещают меня иногда.


Граница внутри и снаружи

Всей братии в обители 13 человек: игумен, один иеромонах, два иеродиакона, пять монахов, инок и три послушника. Это много по меркам сегодняшних дней, особенно для малых монастырей, таких как Антониево-Дымский. «Секрет успеха» кроется в том, что здесь стараются выстроить подобающую монашескую общину, ставя на первое место духовную жизнь братии.

– Знакомы вам истории про то, как некогда тихая уединенная обитель с приходом крупных спонсоров превращалась в туристический центр? – спрашивает игумен монастыря Адриан (Дементьев). – Мы этого побаиваемся. Не подумайте, что я не хочу восстанавливать монастырь из руин, мы это делаем в меру сил и возможностей, – но прежде нужно создать для братии все условия, чтобы они могли вести уединенную, отделенную от внешнего мира жизнь, научились и полюбили это ко времени, когда монастырский комплекс будет восстановлен и паломников станет намного больше. Иначе в чем тогда смысл быть монахом? Получится тот же мирянин, только в других одеждах.

Границу между монахами и миром очень важно уметь провести не только по территории обители – например, полностью ограничив доступ паломников к братскому корпусу и внутренней жизни монастыря, оставив для них доступными храм со святынями, – но и в душе самих насельников, что гораздо труднее. Отчасти и из этих соображений в Антониево-Дымском монастыре разработали свой внутренний устав – опыт, уникальный для наших дней.

– За основу мы взяли Устав Троице-Сергиевой лавры и «Положение о монастырях и монашествующих», принятое Русской Православной Церковью в конце 2017 года, – рассказывает игумен Адриан. – Мы прописали многие моменты, которые не учтены в «Положении» (потому что это общий документ, составленный для всех монастырей России), и которых нет в Лаврском уставе, принятом еще в 1959 году, но есть в жизни Дымской обители. Приведу пример. Сегодня практически у каждого в кармане есть мобильный телефон – а там интернет, мессенджеры. Получается, человек ушел в монастырь, а на самом деле всегда на связи с миром. И мы прописали в своем уставе, который ориентирует человека к монашеской жизни, что пребывание в монастыре не предполагает пользование интернетом и мобильной связью. Это может быть разрешено, например, для учащихся в духовных школах или по какой-то иной надобности, но с благословения игумена, и будет организовано, допустим, в библиотеке монастыря. Однако я не сторонник принудительных мер: монах должен сам прийти к тому, чтобы перестать пользоваться телефоном и компьютером. Этот выбор добровольный, но притом необходимый: монах не порвет с миром, если мир у него «в кармане». Время общения с миром монах должен сокращать, а с Богом – увеличивать. Пусть каждый новоприбывающий к нам ознакомится с Уставом, и если он готов жить по таким правилам – добро пожаловать.

Знакомство с экономом



Иеродиакон Никон (Кожевников) – с виду самый суровый насельник. И это правильно, ведь эконом в обители – то же самое, что исполнительный директор на предприятии, в его руках сосредоточено непосредственное управление всей материальной жизнью монастыря. Он – помощник игумена в хозяйственной деятельности обители. Контролировать приходится всё – от процесса заготовки дров до прокладки водопровода. А еще отец Никон – тот, кто обычно первым беседует с человеком, желающим потрудиться в монастыре, стать послушником.

– Представление о монашеской жизни сформировано по книгам, картинкам или фильмам, – говорит отец Никон. – На самом деле она много тяжелее этих пасторальных описаний. Об этом надо сразу предупреждать: если ты бежишь к нам от проблем, то у тебя ничего не получится в монастыре. Лучше даже не пытаться – а то хуже будет. А кто виноват окажется? Господь?! Потому что прежние нерешенные проблемы здесь тебя найдут обязательно, и будет еще пуще, чем в миру. Приходилось отсылать некоторых насельников обратно домой – люди не справлялись, провоцировали конфликты с братией. Монастырь – ковчег спасения, малый коллектив, поэтому бывает и так, что от некоторых разногласий никуда не деться. Нужно большое терпение!

Отец Антоний

В Антониево-Дымском монастыре два священника – игумен обители Адриан (Дементьев) и иеромонах Антоний (Броваренко) – казначей.

Отец Антоний совершенно лишен рисовки, удивительно прост и прям в общении. Впрочем, так можно сказать о большинстве здешних насельников, но отец Антоний выделяется даже на их фоне. Основное его послушание – работа на монастырской ферме. Бóльшую часть своей жизни он проводит в компании коров, кур и гусей, отлучаясь из хлева только в храм на богослужения, в келью на сон и в трапезную на обед и ужин. Впрочем, последнее не всегда верно: бывает, что и обедает отец Антоний тут же, на рабочем месте. Иногда он здесь даже спит – в небольшой отгороженной каморке с холодильником, столом и старым сервантом, в котором за стеклом хранятся самые разнообразные ветеринарные препараты.

Монашеский путь отца Антония начинался со Свято-Троицкой Сергиевой Приморской пустыни в Стрельне (Санкт-Петербург). Благочинным там служил нынешний владыка Армавирский и Лабинский, а тогда иеромонах Игнатий (Бузин). Вместе с ним и еще одним монахом отец Антоний проделал путь из Сергиевой пустыни сначала на подворье Коневского монастыря в Приозерске, где был пострижен в мантию, а затем в Тихвинский Успенский монастырь, к которому тогда в качестве скита был приписан Антониево-Дымский.

– Когда Дымский монастырь стал самостоятельным, отца Игнатия поставили игуменом, – рассказывает он. – До этого скитом управлял иеромонах Никита, он, кстати, потом в мир ушел, женат, дети. Бывает и так в монашеской жизни, чего ж скрывать. Мое мнение такое, что большинство расстриг просто слишком рано приняли постриг, им бы подольше побыть послушниками, побольше времени иметь на размышления.

Кстати, коровы у отца Антония удивительно чистые, вымытые, ни в одном хозяйстве я не встречал таких ухоженных буренок.

– Ну а почему они должны быть грязными? – удивляется монах. – Мы ведь их любим.


Два разных пути

В Антониево-Дымском монастыре заведена такая традиция: каждый день за обедом игумен Адриан собственноручно разливает братии суп по тарелкам. Это одна из форм служения игумена насельникам – следование Христовой заповеди Больший из вас да будет вам слуга (Мф. 23:11).

– Как посторонний наблюдатель, я замечаю одно большое отличие в устроении жизни этого монастыря от многих других обителей. Это простота в отношениях, – говорит священник монастырского подворья в Петербурге иерей Димитрий Пономарёв, – ни в коем случае не панибратство, но – простота, сердечность. Скажу даже, что дымского монаха сразу видно: всё очень естественно.

У каждого из насельников своя история прихода в монастырь. Игумен Адриан, например, рассказывает, что его путь к монашеству был довольно ровным, спокойным. Родом из простой рабочей семьи, он учился в обычной средней школе, играл на гитаре в музыкальной группе. Затем стал читать Евангелие на заре возрождения Церкви в начале 1990-х, тогда же и начал ходить в храм – первым откровением о существовании иных смыслов стало посещение со школьным другом Александро-Невской лавры, где товарищ приложился к иконе, что немало удивило будущего игумена. Еще в школе отец Адриан начал посещать богослужения, поступил в Институт богословия и философии, откуда его забрали в армию, потому что институт отсрочки не давал. После армии – работа отделочником квартир. В 1998 году игумен Лукиан (Куценко), ныне архиепископ Благовещенский и Тындинский, пригласил его на два месяца потрудиться в монастырь преподобного Александра Свирского… Два месяца превратились в двадцать лет.

Иеромонах Антоний, наоборот, говорит, что в юности жил жизнью, максимально далекой от веры. Некоторых его друзей из той поры уже нет в живых – умерли от наркотиков. По образованию он инженер-электрик, или, как шутит сам, «инженер минус электрик». Крестился в 1994 году «из соображений безопасности»: чтобы «какая беда не случилась». И лишь через год после этого события решил почитать Библию – надо же знать, что там написано.

– Понимания написанного не пришло, но в подсознании что-то отложилось. А уже затем я услышал у друга радио «Радонеж» и решил почитать что-нибудь о православии.

Сначала Павел (имя отца Антония в миру) хотел купить в церковной лавке «Лествицу», но её не было, и он приобрел «Маргарит духовный».

– Тогда-то я и понял: монашество – это мое.

Из спорта в монахи

А благочинный Антониево-Дымского монастыря иеродиакон Александр (Семак) понял, что монашество – это его, когда приехал по благословению протоиерея Николая Беляева из Иоанновского ставропигиального монастыря на Карповке потрудиться в Антониево-Дымский.

Отец Александр – наверное, самый скромный насельник монастыря. Историю своей жизни он описывает общими фразами, будто не хочет, чтобы воспоминания о прошлом вторгались в его нынешнюю монашескую жизнь. Родился он в Воронеже, учился в Москве, потом профессионально занимался спортом. Однажды друзья попросили его стать крестным их ребенку – и так, оказавшись в храме, будущий монах захотел вернуться под его своды еще раз.

– Самое главное в монашеской жизни – это, действительно, терпение. Его нужно здесь не воз, а целый обоз. Но еще важнее – желание служить Богу и духовно возрастать. Без этого даже терпение не поможет, – говорит отец Александр.

Отец Александр – также и монастырский повар. Каждый день он, когда в одиночку, когда с помощниками, умудряется досыта и вкусно кормить братию. Непростая задача. С ней он справляется на отлично. А неизменные на столе малосольные монастырские огурцы и вовсе бесподобны. И еще он печет просфоры и хлеб.

– Так что история у меня самая что ни на есть простая, – скромно подытоживает рассказ этот замечательный монах, не очень-то желая тиражировать публично подробности своей жизни.

Вот мы и не станем этого делать.

Первый храм Антония Дымского

Игумен Адриан рассказывает, какие восстановительные работы он хотел бы провести в первую очередь:

– Перво-наперво нужно достроить соборный храм. Службы-то идут пока только в нижнем Казанском храме. Когда завершим все работы на втором этаже, Казанским станет тот, верхний храм, а нижний – храмом преподобного Антония Дымского.

Кстати, в России пока нет ни одного храма в честь этого святого. Чтобы идея игумена претворилась в жизнь, надо освоить огромный фронт работ – например, перенести в другое место храмовую лавку, чтобы сделать на ее месте лестницу в верхний храм, но прежде возвести пять куполов, отремонтировать колокольню и крышу. Этим уже начали заниматься.


Не бывший, но действующий

И все-таки монастырь – это, прежде всего, не стены, и даже не храм, а люди, которые придают таким постройкам смысл. Чем еще совсем недавно были эти стены без монахов? Школой трактористов, психиатрической больницей, складом, санаторием-профилакторием. И слово «монастырь» в отношении этого места можно было употреблять, только добавляя к нему «бывший». Теперь в этих стенах снова молятся. Здесь снова – монастырь. Игумен Адриан, отцы Антоний, Никон и Александр, остальные монахи, иноки и послушники – вот те люди, которые возвращают стенам их первоначальный смысл, переводя монастырь из категории «бывший» в категорию «действующий».

Вскоре после первой публикации статьи, 9 сентября 2018 года, Преосвященнейший Мстислав, епископ Тихвинский и Лодейнопольский, рукоположил насельника Антониево-Дымского мужского монастыря иеродиакона Александра (Семака) во иеромонаха. – Примеч. редакции сайта «Монастырский вестник».

Евгений Перевалов

Фото: Станислав Марченко. Также публикуются фото с сайта монастыря

Публикуется с сокращениями

Монашество и монастырская жизнь имеют глубокие традиции в нашей стране. Действующие православные монастыри России – не просто религиозные учреждения, но и памятники истории и культуры, имеющие, зачастую, многовековую историю. Монастырем считается религиозная община, где монахи живут по единому уставу, ведут общее хозяйство. Монастырю принадлежит комплекс хозяйственных и религиозных построек.

Виды православных монастырей

В современной Православной церкви существует несколько видов мужских обителей:

  • Лавра – название самых крупных и значительных монастырей . Слово переводится с греческого как «улица» или «многолюдный монастырь». Его впервые употребили по отношению к монастырям Ближнего Востока, которые обносили оборонительными стенами для защиты от набегов. Лавры подчинялись патриарху или, в соответствующую эпоху, синоду. Во главе таких монастырей стояли влиятельные архиереи, а настоятелем Троице-Сергиевой лавры является патриарх. Но реальное управление их жизнью осуществляют наместники.
  • Скит – название небольшого монастыря, находящегося в стороне от крупных городов. Скитом называли жилище монаха-отшельника и монастырь, находящийся в подчинении у более крупного. Подчиненные скиты имеют Валаамский и Соловецкий монастыри. Монахи скита обычно несут более строгие обеты по сравнению с основным монастырем.
  • Пустынь – монашеский скит, выведенный в незаселенные земли. Со временем пустынь могла вырасти до крупного монастыря, но сохранить это слово в своем названии.
  • Подворье – монашеская община, расположенная вне своего монастыря. Обычно подворья располагаются в городах и находятся в подчинении архиерея своего монастыря. В городах подворья отвечают за сбор пожертвований и прием паломников. В сельских районах могут создаваться для сельскохозяйственной работы. Некоторые подворья становятся крупными монастырями. Крупный монастырь, подобный Троице-Сергиевой лавре, может иметь несколько подворий.

Распространение монастырской жизни в стране связано с развитием христианства. Исторически более глубокие традиции оно имело в землях, которые входили в состав Киевской Руси и русских княжеств: Новгородского, Владимирского, Нижегородского, Рязанского.

С расширением России на восток местные народы приобщались к Православию, а переселенцы несли веру с собой. На новых местах основывались церкви и монастыри, но по количеству они уступают регионам Европейской России.

Больше всего действующих монастырей севера России расположено в Архангельской области – восемь. Среди них крупнейший Соловецкий монастырь. Основанный в 1535 году Коряжемский Николаевский монастырь не действует. Но его храмы возвращены церкви, и в них регулярно проводят богослужения.

Количество действующих монастырей в европейской части России:

  • Брянская область – 8;
  • Владимирская – 32;
  • Волгоградская – 4;
  • Вологодская – 4;
  • Липецкая – 3;

В Вологодской области были глубокие традиции монастырской жизни. До 1917 года там существовало 134 монастыря, из которых сегодня действует только четыре (три мужских и один женский). В Ленинградской области действует ряд монастырей. В районах области и Санкт-Петербурге действуют подворья более крупных обителей, таких как Соловецкая и Валаамская. В Санкт-Петербурге расположен один важнейших монастырей страны – Александро-Невская лавра.

На территории столицы России в ведении Московской городской епархии находится восемь мужских и семь женских монастырей, имеющих историю в несколько столетий, а также семь монастырских подворий. На территории Москвы расположен относящийся к областной епархии Новодевичий монастырь – одна из крупнейших женских обителей страны. Всего к Московской областной епархии относится двадцать пять монастырей.

Среди обителей на территории России только две имеют статус лавры – Александро-Невская в Санкт Петербурге и Троице-Сергиевская в городе Сергиев Посад.

Ряд монастырей, находящихся в ведении Русской православной церкви, расположены в других государствах. Так, на территории Израиля расположены Гефсиманский и Елеонский женские монастыри. Они были основаны видным церковным деятелем Антонином (Капустиным) в XIX столетии. Горненский женский монастырь, также основанный Антонином, сейчас находится в ведении Русской духовной миссии, подотчетной Московской патриархии.

В пригороде Мюнхена расположен православный мужской монастырь Иова Почаевского. Он находится под юрисдикцией Русской православной церкви заграницей. Ставропигиальным монастырем Русской православной церкви является Пюхтицкий женский монастырь на территории Эстонии. Несколько монастырей РПЦЗ расположены на территории США.

Один из самых молодых монастырей нашей страны расположен дальше всех на востоке. Свято-Пантелеймонов мужской монастырь основан в Петропавловске-Камчатском на берегу отдаленной Авачинской бухты.

Первые монахи будущей обители с благословения митрополита образовали общину в 2000 году и начали жить в частном доме. Через два года они получили от властей территорию для будущего монастыря, где прежде располагалась часовня. 7 января 2007-го вышел указ Синода о создании нового монастыря на Камчатке.

Согласно летописным источникам, самым старым монастырем России считается Муромский Спасо-Преображенский монастырь. Традиционно его основателем считается князь Глеб Владимирович, один из сыновей крестителя Руси Владимира. Князь, причисленный позднее к лику святых, был убит в 1015 году, следовательно, основание монастыря надо относить к рубежу X-XI веков.

Но первое упоминание монастыря в летописи относят к 1096 году (6604-му у летописца). В этом году князь Изяслав, сын Владимира Мономаха, недалеко от Мурома погиб в битве со своим племянником Олегом «Гориславичем». Погибший князь был похоронен в этом монастыре. В следующий раз монастырь упоминается как место погребения муромского князя Юрия в 1175 году.

Настоящий расцвет его был связан с эпохой Московского царства. Сначала Иван Грозный распорядился построить его главный собор и даровал монастырю земельные владения. В XVII веке монастырь отметился своим сопротивлением церковным реформам Никона. Его настоятель Антоний выступал с воззваниями против исправления церковных книг, но в итоге был смещен и сослан в другой монастырь на .

Современный архитектурный облик обители сформировался в XVI-XIX веках. Возведение Спасского собора в монастыре относят к эпохе Ивана IV. Западная пристройка и новая растеска окон и дверей появились у храма в XIX веке.

Во время Гражданской войны в 1918 году в Муроме прошло белогвардейское восстание. После его подавления советское руководство закрыло храм под предлогом соучастия его настоятеля в подготовке мятежа. Монастырь продолжил действовать как приходская церковь до занятия его территории частями НКВД в 1929 году. В последующие шестьдесят лет в зданиях Спасо-Преображенского монастыря располагалась войсковая часть.

В 1990 году общественность города написала письмо с призывом вернуть здание монастыря церкви. Идею поддержал академик Дмитрий Лихачев. Через пять лет Спасо-Преображенский монастырь восстановили, а войсковая часть покинула его помещение.

Под руководством архимандрита Кирилла велись работы по возрождению обители и монашеской жизни. В 2004 году для восстановления помещений монастыря образовали специальный попечительский совет. Деньги на восстановление перечисляли крупные российские корпорации. В 2006 году в монастыре состоялось знаменательное и необычное событие – патриарх освятил меч, который был преподнесен в подарок Президенту.

История монашества имеет в России тысячелетнюю историю. Первые монастыри появились на территории Руси вскоре после Крещения. Летописи, повествуя о событиях XI столетия, упоминают действующие обители. Монастырское движение продолжает развиваться и в последующие века.

После революции большинство монастырей были упразднены. Где-то продолжили действовать церкви, где-то территория была изъята для других нужд. С начала 1990-х годов начинается процесс возвращения церкви территорий обителей. И в их стенах снова возрождаются действующие православные монастыри России. Их число уступает количеству до 1917 года. Большинство действующих монастырей имеют свою историю, уходящую во времена Московского государства или Российской империи.

Требы – это обряды, которые по требованию (просьбе) прихожан совершают священнослужители. Требы это просьба к Богу о здравии или о упокоении близких вам людей, или же вас самих. В процессе той или иной требы священнослужители в общей молитве доносят к Господу прошения. К понятию «требы» относятся практически все церковные обряды такие как: сорокоуст, неусыпаемый псалтырь, поминовение, молебен и свеча о здравии.

При заказе треб нужно помнить, что церковные обряды, могут совершаться только за крещеных в православной церкви. А требы, которые направленны на молитву за усопших, не читаются за самоубийц, вероотступников, святотатцев. Если вы не уверены в том, по какой причине умер человек, можно всегда спросить совета у священника, о том, как правильно поступить в той ли иной ситуации.

Ситуаций, при которых нам необходима помощь Господа Бога нашего очень и очень много. Понимая, какие потребности испытает человек, Церковь сотворила несколько чинов с просьбой о помощи Бога.

По чинам требы различаются на те, которые служатся в любом храме, и на те, которые читаются сугубо в монастырях.

При заказе большинства треб нужно подавать записки с прошениями. Такие записки должны быть написаны разборчивым почерком. Сначала пишутся церковные имена мужчин потом женщин и детей. Мирские должности и чины той или иной особы не принято писать. Но самое главное это чистота помыслов, открытость души и истинная непоколебимая вера. Православная Церковь желает быть ближе к своим прихожанам, и прекрасно понимает, что прогресс не стоит на месте. В нашей мирской жизни интернет отыгрывает немаловажную роль, так как помогает экономить время, а также помогает в общении. Мы понимаем, что не у каждого верующего есть физическая возможность заказать необходимую требу именно в том храме или монастыре, который нужен, и именно для этого был создан наш сайт, на котором можно заказать требы через интернет, не зависимо от того, где вы находитесь. Заказать требы онлайн можно из любой точки земного шара, а все, что для этого потребуется, это заполнить предлагаемую форму заказа и отправить пожертвование на нужды монастыря или храма, в котором вы заказали требу.

Какие требы можно заказать онлайн на нашем сайте

Церковное поминовение

Церковное поминовение – это молитва в процессе Литургии с упоминанием имен усопших и живых, для спасения и вечного блага перед Господом Богом. Для того чтоб заказать требу поминовение о живом человеке подается записка «О здравии». Если вы хотите заказать поминовение по усопшему пишем в начале записки «О упокоении».

Сорокоуст

Сорокоуст является усиленной молитвой о упокоении или о здравии. Служащий священник в течении сорока Божественных Литургий упоминает имя того человека который был подан на сорокоуст. Считается что, происходит отпущение грехов и настает Благодать Божья для того человека за кого молится сорок раз. Для усиления нужно заказывать сорокопут сразу в нескольких Храмах.

Неусыпаемая псалтирь

Молитвой сильнейшей силы является неусыпаемая псалтирь. Неусыпаемая, она потому, что читается такая сильная молитва, как днем, так и ночью, без какого либо перерыва. Заказывается неусыпаемая псалтирь сугубо в монастырях. Ибо монахи это особые люди, которые живут в Божьем доме, и молитвы исходящие от них имеют особую силу. Не нужно забывать что, заказав требу в монастыре, мы даем деньги на нужды монастыря. Это также Богоугодное дело. Можно заказывать неусыпаемою псалтырь и о здравии и о упокоении.

Молебен

Молебен – богослужение, в процессе которого обращаются к Господу Богу, Богородице или любым другим Святым, которым он служится. Молебны могут не только проходить как просьба о благодати, прощении, милости, и о помощи в мирских проблемах, но и как благодарность Богу за ниспосланное.

Свеча о здравии

Огонь свечи, которая была поставлена на алтарь с открытым сердцем в праведной молитве, является видимым знаком выражающим благоволение, горячую любовь к той или иной иконе с ликом Господним или же Божий Матери, а также других Святых православной церкви. Свечи о здравии нужно ставить как можно чаще. Свечу о здравии можно ставить, как за себя, так и за любого другого, даже малознакомого человека.

Как говорится в Святом письме "Доброе дело - молитва с милостынею и постом и справедливостью. Лучше малое со справедливостью, нежели многое с неправдою; лучше творить милостыню, нежели собирать золото” Помните эти слова всякий раз, когда хотите заказать любые требы в Храмах Господних.

Мужским монастырям отведено важное место в православной жизни Руси. Отличительными чертами обителей являются:

  • служение верой, правдой богу и церкви;
  • отречение от мирской суеты;
  • участие в богослужениях;
  • выполнение трудовых заданий, связанных с бытом;
  • участие в строительных работах, направленных на реставрацию церковных построек.

Список мужских монастырей, действующих в России: отличительные черты, функции

Главной чертой монастырской жизни является четкое соблюдение послушниками правил, обетов, выполнение которых есть верный способ познать самого себя, получить благословение Господа.

Среди мужских обителей можно выделить действующие монастыри , которые посещают паломники, чтобы приложиться к чудотворным иконам. Многие из ликов, как образ Николая Чудотворца из Николо-Угрешского монастыря, стали известны благодаря помещению их в картинные галереи. А в Псково-Печерском храме хранят икону Успения Богоматери.

Мужские монастыри России известны как памятники древнего зодчества, истории христианства.

Для многих обителей важным считается привлечение новых послушников. А людей, которые хотели бы спастись от житейских забот, много.

Прежде чем решиться на уход в монастыри, которые принимают, надо разобраться в себе. Каждый должен понять, способен ли он:

  • быть смиренным и терпеливым;
  • ежедневно трудиться душой и телом;
  • отказаться от мирской суеты, вредных привычек;
  • искренне любить Бога, ближних.

Жизнь в монастыре тяжела, подойдет для тех, кто истинно верит. Прежде чем стать монахом человеку придется пройти несколько этапов.

Сначала он становится трудником, работая на огороде, убирая помещения, четко выполняя правила жизни в обители.

И только спустя три года по просьбе трудника его переводят в послушники. Монашеский постриг принимают те, кто сумел подтвердить делами свою готовность стать монахом. Мужчине, желающему потрудиться в мужских монастырях, перед поездкой необходимо заполнить анкету на сайте выбранного храма.

Существуют обители для лечения алкоголиков на добровольной основе. В стенах храма мужчина постарается сам справиться с проблемой. При некоторых монастырях созданы и действуют реабилитационные центры, где оказывают воздействие на сломанную психику пьющего.

Со временем жизнь человека, когда-то страдающего от алкоголизма, приходит в норму. Он находится в постоянных занятиях, ему некогда вести праздную жизнь. Труд помогает прийти к полному выздоровлению.

Молитва от пьянства

Полный список монастырей мужских состоит из:

  1. Александро-Афонской Зеленчукской мужской пустыни в Карачаево-Черкессии.
  2. Амвросиева Николаевского Дудина мужского монастыря Ярославской области.
  3. Артемиев-Веркольского мужского монастыря Архангельской области.
  4. Благовещенского Ионо-Яшезерского мужского монастыря.
  5. Боголюбской мужской киновии Троице-Сергиевой лавры.
  6. Высокопетровского мужского монастыря в Москве.
  7. Гермогеновой мужской пустыни.
  8. Гефсиманского мужского скита Троице-Сергиевой лавры.
  9. Заиконоспасского мужского монастыря в городе Москва.
  10. Заоникиевской Богородице-Владимирской мужской пустыни Вологодского края.
  11. Иннокентьевского мужского скита Иркутска.
  12. Михаило-Архангельского Усть-Вымского мужского монастыря в республике Коми.
  13. Спасо-Преображенского Валаамского монастыря на острове Ладожского озера.
  14. Свято-Михайло-Афонского монастыря Адыгеи.
  15. Гавриило-Архангельского подворья города Благовещенска.
  16. Никитского монастыря в Переславль-Залесском.
  17. Нило-Столобеновской пустыни Тверской епархии.
  18. Николо-Шартомского мужского монастыря Ивановской области.
  19. Свято-Николо-Тихонова монастыря Кинешемской и Палехской епархии.
  20. Свято-Вознесенского мужского Кременского монастыря на Дону.
  21. Алатырской Свято-Троицкой пустыни.
  22. Троице-Сергиевой лавры.
  23. Спасо-Кукоцкого монастыря.
  24. Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря.
  25. Флорищевой мужской пустыни.
  26. Юрьева мужского монастыря.
  27. Ярацкого Пророчицкого мужского монастыря.

В приведенном списке действующих мужских обителей России как небольшие скиты, так и крупные лавры, известные всему православному миру. Многие храмы, когда-то уничтоженные, реставрируются, восстанавливаются.

Наибольшей популярностью пользуется крупнейший мужской монастырь Троице-Сергиева лавра, находящийся под защитой ЮНЕСКО как уникальный памятник архитектуры.

Троице-Сергиева Лавра, видео

Старейшим является Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь, основанный в конце XV века. Вместе с отечеством стены обители выдержали натиск завоевателей, сохранив богатство иконостаса.

Многие мужские монастыри расположены в живописных местах, находятся вдали от больших городов. Недаром некоторые из них носят название пустынь.

Монастыри привлекают не только тех, кто хочет изменить свою жизнь, но и туристов как превосходные образцы русской православной культуры.

13 октября на Дон приедет Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, который проведет службу в Вознесенском войсковом кафедральном соборе в Новочеркасске, где к тому времени завершится полномасштабная реконструкция. Вероятно, патриарх посетит и Старочеркасск, Свято-Донской мужской монастырь. В обители побывал и корреспондент "РГ".

Бытует мнение, что монастырская жизнь распланирована по часам - от службы к службе, а монахи все время проводят в молитве, им чужды веселье и жизнерадостность. Это стереотип.

В монастыре сразу ощущается атмосфера благожелательности. Удивили и сами братья - большинство из них молоды (средний возраст - примерно 40 лет), а не стары и немощны, какими многим представляются монахи. В миру их назвали бы завидными женихами - высокий рост, здоровый румянец, нет лишнего веса.

Щедрый послушник

В ожидании наместника, который был занят по хозяйству, со мной общался отец Михаил - высокий, стройный мужчина средних лет, сразу почувствовалось - интеллектуал.

Из дома я захватила пустую пластиковую бутылку, чтобы набрать в монастыре святой воды. Отец Михаил попросил сходить за ней совсем молодого послушника, добавив, что гостье нужно попробовать также монастырский творог и сметану.

Еще меда свежего положи, - крикнул батюшка вдогонку парню.

Тот на гостинцы не поскупился, вернувшись с увесистым пакетом, который для меня был неподъемным. Послушник принес и святую воду в полуторалитровых бутылках с этикеткой, на которой указан адрес обители.

Не зачать, а сотворить

Разговор с отцом Михаилом начался с вечной темы - о семье и церковном браке, и, как следствие, продолжении рода. Не обошли и вопрос экстракорпорального оплодотворения, которое, как известно, церковь не приветствует.

Почему, с религиозной точки зрения, нельзя делать ЭКО?

Никто не может сказать наверняка, когда у человека появляется душа, может, это происходит в сам момент зачатия. Кстати, нельзя подходить к этому процессу механически. Супруги перед близостью с целью продолжения рода должны помолиться и отнестись к этому не как к спорту, а как к творчеству - не зачать, а сотворить, как Господь сотворил Адама и Еву.

А если у пары не получается естественным путем зачать малыша?

Значит, им нужно усыновить или удочерить ребенка, и тогда, такое нередко случается, Бог пошлет им собственного.

Помощникам рады

Обитатели монастыря - жаворонки. В половине седьмого начинается братский молебен, который читается только в обителях. Кроме него, по традиции Старочеркасского монастыря, братья молятся святым и читают другие молитвы - личное правило, которое монаху рекомендует его духовный отец.

Обязанности духовника исполняет 78-летний иеросхимонах Виталий. Долгое время он заведовал церковными лавками в Ростовском кафедральном соборе. Потом сильно заболел и стал схимником - это третья, последняя ступень монашества.

Заблуждение, что братья целые дни проводят за молитвой.

Иначе мы были бы тунеядцами, - серьезно говорит исполняющий обязанности наместника отец Рафаил.

Если это не выходной и не праздничный день, после молебна монахи расходятся на различные послушания или работу. В монастыре обширный фронт работ.

В монастырские владения входит Войсковой Воскресенский собор с колокольней, храмы Донской иконы Божией Матери, Петра и Павла, Преображенская церковь, Успенский скит на острове Большом. На территории подворья в селе Васильево-Петровка монахи строят храм Александра Невского, на месте почти всегда находится иеродьякон Николай, который выполняет функции прораба. До монастырской жизни он был хорошим строителем. При этом братья сами себя кормят. При монастыре есть ферма и пасека. Натуральные продукты, которыми меня угостили монахи, были оттуда.

Везде нужны люди, которые бы за всем этим следили. У нас остро ощущается нехватка рук, - сетует наместник.

В обители 16 монахов, три инока и пять послушников. В монастырь приходят помощники, или трудники. Обычно их около десяти или чуть более.

Ответ на молитву

В кабинете наместника много икон и памятных вещей, когда-то пожертвованных обители. Здесь же оказался и... старый патефон, органично вписавшийся в церковный интерьер.

Английский, - уточняет отец Рафаил и ставит пластинку с песней Марка Бернеса, потом - вальс.

Батюшка поясняет, что увлекается настоящей музыкой и собирает предметы старины. Отец Рафаил, если не брать во внимание рясу, напоминает молодого преподавателя или студента семинарии.

Учитывая вашу молодость, как вам удается управлять таким большим монастырским хозяйством, и главное, руководить в духовном плане людьми, которые намного вас старше? - задаю провокационный вопрос 28-летнему и. о. наместника.

Когда я прошу выполнить какое-то послушание брата, который значительно старше меня, то делаю это, учитывая его возраст. Он же должен исполнить мое поручение, соблюдая устав монастыря. Мы обоюдно смиряемся: я перед его сединами, он перед моим саном.

Смирению молодой батюшка учится уже около десяти лет - с тех пор, как решил полностью посвятить себя служению Богу. Был момент, когда будущий отец Рафаил хотел создать семью.

Демид, или Диомид, Митрофанов родился и вырос в Батайске. В четыре года мальчика отдали в воскресную школу. Родители ребенка воцерковлялись вместе с сыном.

В девять лет Демид задумался об учебе в семинарии. Поступил в нее после окончания общеобразовательной школы. После обучения в Сретенской духовной семинарии служил по призыву в военно-воздушных войсках, радиолокационной роте. Часть была расположена на Валаамском архипелаге, в пяти километрах от знаменитого монастыря. В армию Демида провожала девушка - дочь священника, на которой после службы он собирался жениться.

В своих молитвах парень обращался к Господу: "Если мне суждено создать семью, то пусть это произойдет именно с ней, это та единственная, которая мне нужна".

Но разлука отдалила молодых людей друг от друга. Когда, казалось, что выбор сделан, общение с избранницей стало более редким, и в конце концов прекратилось.

После службы Демид вернулся к отцу и младшему брату, которым нужно было помогать. Пока он был в армии, в результате несчастного случая не стало мамы.

Так как чувство к девушке пропало, он окончательно принял решение, которое давно обдумывал, стать монахом.

И не жалею. Я хотел максимально служить Богу и людям через проповедь Евангелия. Помогать им в трудных ситуациях. Монахи общаются с верующими, рассказывают им о церковных таинствах, в том числе крещении, венчании, как должны вести себя муж и жена по отношению друг к другу, чтобы в будущем им не пришлось разводиться.

А крепок ли церковный брак? - спрашиваю священнослужителя.

Разводы тоже случаются. Работая в ростовском епархиальном управлении, я в том числе занимался приемом прошений о расторжении брака и могу сказать, что разводится в среднем чуть более 300 пар в год. Основная причина - супружеская неверность. Нередко супруги объясняют, что хотят развестись из-за разницы характеров. Но Господь и церковь учат прощать даже за измену, тем более не может быть причиной для расставания бытовой конфликт. Как сказал апостол Павел о любви: "Она долго терпит, милосердствует, не превозносится, не раздражается, не мыслит зла, все покрывает". Если супруги будут следовать этим словам, их любовь никто и ничто не разрушит.

Прямая речь

Отец Иоанн (Иван Ефимов) священник Старо-Покровской церкви Ростова-на-Дону

Человек уходит из обычного мира, чтобы не заразиться его грехами. Есть братья, которые пришли в монастырь 15 - 20 лет назад и с тех пор ни разу не выходили за его пределы.

Монахи совершают в монастырях духовный подвиг - борются со своими страстями, живут по божьим заповедям. Сжимая кулак до белых косточек на пальцах, так монах должен сжимать свои страсти. Сделать это можно только молитвой.

Также монахи молятся обо всех людях. Пока есть монашеская молитва, мы чувствуем себя защищенными. Господь сказал, что даже ради одного праведника он может не осудить всех, а оставить мир без наказания. По состоянию монастырей можно судить о том мире, в котором мы живем. Число монашествующих в России сегодня растет.

Притча

В древнем патерике описывается поучительная история о монахе и сапожнике. Монах спросил у духовного отца, может ли человек спастись за монастырскими стенами, обремененный семьей и заботами. Старец послал ученика в сапожную мастерскую - понаблюдать за сапожником. Монах с утра до вечера смотрел, что происходит в мастерской. К сапожнику все время приходили заказчики, он общался с женой и детьми. Вокруг человека всегда была суета. Но никогда сапожник не пребывал в злобе или отчаянии, а спокойно и мирно принимал все происходящее. Во всех ситуациях он говорил: "Слава тебе, Боже". Тогда монах понял: человек благодарит за все, что Господь ему посылает, это и есть воля божья, направленная на его спасение. Значит, мастер, как и монах, живет по божьим заповедям.