Прошение. В вологодской области восстанавливают самый крохотный монастырь в россии

Прошение. В вологодской области восстанавливают самый крохотный монастырь в россии

На территории снесенного 14-го корпуса Кремля теперь будет сквер? А как же идея восстановления двух монастырей — Чудова и Вознесенского?


Как известно, не так давно был снесен 14-й корпус Кремля. В свое время активно обсуждалась идея восстановления на этой территории двух монастырей — Чудова и Вознесенского. Какова ситуация на сегодняшний день? Есть ли шанс, что эта идея все-таки осуществится? Об этом мы поговорили с советником директора Федеральной службы охраны, д.и.н., профессором МГУ Сергеем ДЕВЯТОВЫМ .

Чудов монастырь появился на территории посольства Золотой Орды

— Сергей Викторович, можно ли надеяться, что решение о восстановлении монастырей все-таки будет реализовано? Или от этой идеи отказались окончательно?

— Чтобы ответить на этот вопрос, нужно начать издалека, с истории этого уникального места.

Наиболее почитаемый мужской монастырь в Московском Кремле — Чудов — был основан в 1365 году митрополитом Алексием . История появления этого монастыря такова.

Алексий был достаточно серьезным политиком и дипломатом. Однажды он предпринял поездку в Золотую Орду и во время этой поездки излечил от слепоты ханшу Тайдуллу . В знак благодарности золотоордынский хан передал митрополиту землю в юго-восточной части Московского Кремля. Ранее эта территория принадлежала Колымажному двору, где находилось посольство Золотой Орды в Московском Кремле.

Именно там митрополит закладывает церковь Чуда Архангела Михаила в Хонех. Именно с этого храма началась история кремлевских святынь.

Несколько позднее, в 1390-е годы княгиня Ефросинья , вдова Дмитрия Донского , основывает рядом со Спасской башней еще один монастырь, который получил название Вознесенского. Монастырь был построен на месте светлицы княгини, отсюда она провожала своего супруга на Куликовскую битву.

Чудов монастырь, 1900-е годы

Чудов и Вознесенский монастыри переживали самые разные времена, перестраивались вместе с Кремлем. Последние изменения относятся ко времени изгнания Наполеона из России. Тогда монастыри достаточно сильно пострадали.

В тяжелом состоянии оказалась восточная часть монастырей, которая выходила к Спасской башне. Дело в том, что Спасская башня была заминирована, но, к счастью, ее не успели взорвать: в последний момент потушили горящие фитили.

После Отечественной войны 1812 года восстановлением двух святынь занялась архитектурная комиссия под руководством Осипа Бове . Если монастыри в целом уцелели, то церковь Святого Георгия в составе одного из монастырских комплексов была сильно разрушена.

На ее месте решили возвести Храм Святой Екатерины в неоготическом стиле. Между прочим, он неплохо вписался в существующую застройку, сочетаясь с готическими мотивами шатра Спасской башни.

Вознесенский монастырь

В таком виде оба монастыря просуществовали до декабря 1929 года, когда было принято решение об их сносе. Музейным работникам удалось вывезти часть иконостасов и уникальные надгробия великих русских княгинь. Дело в том, что именно в Вознесенском монастыре находились усыпальницы женской половины царской семьи. Они были перенесены в Архангельский собор.

Мы потеряли сами монастыри, но их подземная часть сохранилась — то есть все, что находилось ниже уровня земли, не было снесено. Мы практически обладаем всей подземной частью. Поэтому если все-таки будет принято решение о реконструкции двух святынь, это обстоятельство значительно облегчит дело.

— Почему с восстановлением монастырей пока все-таки решили повременить? В чем причина? Нет денег? Не тот момент? Не посоветовали специалисты?

— Примерно год назад Президент России Владимир Путин дал поручение проработать вопрос о возможности восстановления двух монастырей. Но, согласитесь, вначале здесь нужно провести весь комплекс научных исследований. Дело даже не в обсуждении этого вопроса с общественностью. Нужно провести тщательнее археологическое изучение этой древней территории. И такое изучение пока только начинается.

Снос 14-го корпуса Кремля

Кроме того, Кремль является особо охраняемой территорией ЮНЕСКО, и любые действия здесь согласуются с этой уважаемой международной организацией. Я бы сказал так: сейчас говорить о восстановлении монастырей преждевременно с точки зрения тех процедур, которые нужно пройти.

Самая ценная находка для археологов — древняя свалка

— Всем понятно, что Московский Кремль — это ценнейший объект исследований для историков и археологов. Поэтому решение об археологических раскопках на территории Кремля было воспринято научным сообществом как уникальный дар, значимость которого чрезвычайно велика…

— Безусловно, это так. Во всяком случае, первые же сделанные шурфы показывают, что подземная часть находится в удовлетворительной степени сохранности.

Раскопки, которые сейчас проводятся, дали очень хорошие результаты. Удалось вскрыть часть некрополя Чудова монастыря, который (опять же чудом!) не был разрушен при строительстве 14-го корпуса. В этом месте вполне могут быть найдены еще более древние слои. Ведь на месте Чудова монастыря, напоминаю, находилось подворье Золотой Орды!

Проведение работ на месте снесенного 14-го корпуса

— Как известно, на государственном уровне принято решение о проведении в Кремле комплексных археологических исследований. Как долго они могут продлиться?

— Археологические изыскания — дело не быстрое. На месте древней церкви Чуда Архангела Михаила сейчас идут активные исследовательские мероприятия. На ближайшие годы это огромная работа для российских археологов.

Должен сказать, что здесь ожидаются серьезные археологические находки. Ведь культурный слой в этом месте насчитывает не один, не два и не пять метров. В свое время по территории Чудова монастыря проходил ров Ивана Калиты — тут пролегал овраг, превращенный в оборонительный ров. Впоследствии туда сбрасывали все ненужное. В результате, возможно, мы найдем «кладбище бытовых вещей», ценность которого для сегодняшних исследователей трудно даже определить.

Новодел — это не всегда плохо

— Как Вы считаете, Сергей Викторович, если ничего не сохранилось от исторического памятника, стоит ли возводить новодел? И в каком виде это может быть сделано?

— Сложный вопрос. Не рискну однозначно на него ответить. Приведу пример: самое начало Никольской улицы. В 1926 году там был отреставрирован храм, который построили после окончания польской интервенции. Однако уже в 1929 году он был снесен советской властью. В результате в этом месте оказалась непонятная зияющая пустота.

В таком виде территория в самом центре Москвы просуществовала до начала 1990-х годов. Московские власти приняли решение восстановить храм. Причем пошли не по пути возрождения того храма, который был разрушен, а по пути восстановления храма, который строил еще князь Дмитрий Пожарский .

Чудов монастырь. Рисунок XVIII века

Слава Богу, обмеры старого здания сохранились. Восстановленный храм на 70% — новодельный, но зиявшая до него проплешина в архитектурном облике Никольской улицы очень портила вид этой части Красной площади. Фактически произошло возрождение древней градостроительной среды. Поэтому считаю, что здесь возрождение было логичным шагом.

— Дворец Алексея Михайловича в Коломенском — тоже новодел, но очень, по-моему, качественный. Сразу создается представление о той эпохе, о людях…

— Насчет Коломенского согласен. Действительно, удачная реконструкция. Достаточно удачный опыт и восстановление дворца в Царицыно. Там смогли сделать настоящую культурно-историческую площадку. А вот стилизованный дворец в Измайлово, на мой взгляд, очень странный. Это как раз пример современного китча.

На форумах муссируются слухи, что будет снесен Кремлевский дворец съездов?

— Ни о чем таком не слышал. Думаю, это из разряда слухов, не более. Что касается территории бывших монастырей, считаю огромным достижением то, что сейчас они вводятся в археологический оборот. Это очень важный момент в жизни Московского Кремля.

Какие еще перемены ждут сердце нашей родины?

— Очень важный момент, который сейчас обсуждается, — это оптимизация входных комплексов. И, как результат, создание более комфортной, с точки зрения туристов, зоны.

Уже работает один из таких комплексов в районе Кутафьей башни. Эти комплексы несут двойную нагрузку, обеспечивая безопасный, комфортный проход в Кремль и одновременно создавая безбарьерную среду для людей с ограниченными возможностями.

Еще один момент. Когда проходят массовые мероприятия в Кремлевском дворце, как правило, на входе скапливаются большие очереди. Теперь же люди смогут комфортно пройти на территорию Кремля.

Входной комплекс будет сооружен и в районе Спасской башни, он обеспечит вход в Кремль со стороны Красной площади.

Никакого урона Кремлю все это не нанесет. Ведь входные группы — это быстровозводимые сооружения, и их не нужно согласовывать с ЮНЕСКО.

Беседу вела Елена МАЦЕЙКО


Королев - центр ракетно-космической промышленности, лидер передовой отечественной науки. 12 апреля 2001 года, в День космонавтики, Президент России В.В. Путин подписал Указ о присвоении Королеву статуса наукограда Российской Федерации.

Сайт поддерживается отделом информационного обеспечения деятельности Администрации г.Королёва. Все замечания и предложения по работе сайта присылайте по адресу:
[email protected]

Восстановление монастыря

Российское Государство уделяет исключительное внимание возрождению православных святынь, восстановлению монастырей, храмов, памятников отечественной истории и культуры. Одним из древнейший русских монастырей и главных православных центров в России является Иосифо-Волоцкий монастырь, который расположен в селе Теряево Волоколамского района Московской области.

В 2015 году состоится празднование 500-летия преставления преподобного Иосифа Волоцкого - одного из самых почитаемых святых Русской Православной Церкви. Его особенно почитают как небесного покровителя православного предпринимательства, так как он всемерно расширял хозяйственную деятельность своей обители исключительно для того, чтобы иметь возможность осуществлять просветительское и социальное служение, вести благотворительную деятельность, совершать дела милосердия и оказывать материальную поддержку всем нуждающимся. По мнению Патриарха, это выдающийся пример для всего православного народа на все времена.

Иосифо-Волоцкий монастырь, основанный в 1479 году, является памятником истории и культуры федерального значения. Это уникальный архитектурный ансамбль, сформировавшийся к середине 17 века и практически без изменений дошедший до нашего времени. Вместе с тем, в 20 веке, в особенности в период Великой Отечественной войны, исторические объекты монастыря были сильно разрушены. В частности, была взорвана уникальная колокольня Успенского собора, которая послужила прообразом кремлевского столпа Ивана Великого. Отдельно стоящие подворья монастыря практически полностью разрушены. Нуждается в неотложных консервационных и противоаварийных работах ансамбль Скита Всех Святых и другие здания и сооружения монастыря. Необходимо создавать заново системы энергоснабжения, водоснабжения, противопожарной и охранной сигнализации, а так же систему дренажа с учетом новой вертикальной планировки.

Для решения задач по восстановлению Иосифо-Волоцкого монастыря под почетным председательством Святейшего Патриарха Всея Руси Кирилла был создан Попечительский Совет во главе с Губернатором Московской области, учрежден Благотворительный Фонд, разработана обоснованная Концепция восстановления ансамбля Свято-Успенского Иосифо-Волоцкого монастыря.

Благотворительный фонд по восстановлению Иосифо-Волоцкого ставропигиального мужского монастыря

Банк: Сберегательный банк Российской Федерации (ОАО)

Место нахождения:

117 997 г. Москва, ул. Вавилова, д. 19

Красногорское отделение №7808 СБ РФ

Почтовый адрес: 143 400 Московская обл., г. Красногорск, ул. Ленина, д. 21

тел.: 564 4022, 564 6317

Банковские реквизиты:

БИК 044 525 225

Кор/с 3010 1810 4000 0000 0225

ИНН 7707 0838 93

КПП 5024 02001

ОГРН 1027 7001132195

ОКПО 0280 4777

ОКАТО 4622 3501 000

Р/с банка 3030 3810 4400 0060 4021

Реквизиты организации:

Благотворительный фонд по восстановлению
Иосифо-Волоцкого ставропигиального мужского монастыря
р/с 4070 3810 8402 1000 3516

№ договора 40703810840210003516

Информационное письмо

Полное наименование организации

Благотворительный фонд по восстановлению Иосифо- Волоцкого ставропигиального мужского монастыря

Сокращенное наименование

Благотворительный фонд по восстановлению Иосифо-Волоцкого монастыря

Исполнительный директор

Келейный (бывший больничный) корпус до реставрации. Фотография 1992 года


Община Иоанно­-Предтеченского монастыря зародилась в селе Виноградове, где обрели место упокоения последние ивановские монахини и их духовник старец Иларион (Удодов). По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II Иоанно­-Предтеченская обитель в 1992 году была приписана к храму святого князя Владимира в Старых Садех, возглавляемого протоиереем Сергием Романовым. Промыслом Божиим на о. Сергия была возложена нелегкая обязанность возрождать как свой приходской храм, так и заботиться о восстановлении древней Ивановской обители. Удивительно и особенно промыслительно то, что в 1987-1990 годах о. Сергий Романов служил в селе Виноградове в храме Владимирской иконы Божией Матери, где зарождалась и складывалась будущая община Ивановского монастыря и приходская община Князе­Владимирского, что Старых Садех, храма. Отец Сергий был убежден: монастырь необходимо возрождать как женскую иноческую общину, хотя предлагались и другие проекты. В 1992 году в монастырских домах причта начала свою жизнь Свято-­Владимирская православная гимназия, у истоков создания которой стояла Светлана Васильевна Козлова - первый директор гимназии (†1 января 1999 года).

Нашлись и желающие посвятить свою жизнь Богу и служению Церкви в монашеском звании. В конце 1991 года в часовне Св. Иоанна Предтечи поселилась первая насельница Екатерина Ростковская. Почти сразу же часовня была отремонтирована и открыта. 29 мая 1992 года первые сестры перешли в корпус. К Екатерине Ростковской (ныне инокине Елисавете), занимавшейся восстановлением храмов и келий, присоединилась Марина Осипова, положившая начало издательству Свято­-Владимирского Братства. К 1995 году сложилась небольшая община из десяти сестер. Надежда Сухарева (ныне инокиня Василия) шила церковные облачения, Маргарита Проскурова писала иконы для иконостасов Владимирского храма и монастырской домовой церкви Прп. Елисаветы, Людмила Уварова (инокиня Досифея) дежурила в часовне, Анастасия Кабилова (инокиня Амвросия) и Ирина Исаева (инокиня Романа) регентовали в храме и в обители. С самого начала в восстановлении обители участвовала Наталия Виноградова (инокиня Николая). Постоянно трудилась в монастыре вместе с сестрами общины и прихожанами Владимирского храма Ирина Богданова (инокиня Иулиания).

«Мнози монастыри богатством поставлени бывают, не суть же таковы, яко же сии, иже поставляются молитвою и слезами, пощением и бдением…», - сказано в одной древней монастырской летописи. Главным делом возрождающейся монашеской общины, должны были стать молитва и богослужение - богослужение в широком значении этого слова, как служение Богу, послушание Его святой воле. Начинался и заканчивался день в общине монашеским правилом. Сестры молились в часовне, а богослужения посещали во Владимирском храме.

Сломка перекрытий второго этажа в Елизаветинском храме. Фотография начала 1990-х годов


Удивительное это было время в жизни нашей многострадальной Церкви - начало 1990­х годов! Поруганные, оскверненные храмы и монастыри возрождались и отстраивались по всей России, даже в самых глухих ее уголках. В неправдоподобно короткие сроки они вставали во всей красе, поднимаясь буквально из праха. Беспримерен во славу Господа подвиг христиан!

С первых дней после возвращения Ивановского монастыря в лоно Церкви насельницы обратились к его истории, составили синодики для поминовения на правиле и богослужениях. И тогда, как рассказывает инокиня Елисавета (Ростковская), «словно сомкнулась разорванная связь времен, сестры почувствовали молитвенное единство с прежней обителью».

В начале 1990­х годов был возвращен общине домовой храм прп. Елисаветы Чудотворицы при бывших больничных кельях. Началось восстановление интерьеров под руководством ведущего архитектора­реставратора Лидии Алексеевны Шитовой. К празднику Святой Пасхи 1995 года храм был отделан, иконы для иконостаса написала Маргарита Проскурова. Малое освящение и первое богослужение в Елисаветинской церкви состоялось 28 апреля 1995 года в пятницу Светлой седмицы, когда празднуется память иконы Божией Матери «Живоносный Источник». В это пасхальное время, как проявление молитвенного покрова Божией Матери, стала обильно, по всей поверхности мироточить писаная специально для Елисаветинского храма икона Пресвятой Богородицы «Смоленская» или «Одигитрия». Богослужения в храме прп. Елисаветы Чудотворицы совершали священники храма Св. кн. Владимира. Монастырские службы были полными, сестры ревностно относились к богослужебному Уставу, стараясь следовать указаниям Типикона.

Насельницы общины были духовно связаны со Свято­-Успенской Пюхтицкой обителью в Эстонии, которая никогда не закрывалась и сохранила традиции православного общежительного женского монашества. По приглашению гостеприимной матушки Варвары ивановские сестры ездили в Пюхтицы поучиться и приглядеться к монастырской жизни.

Елизаветинский храм. Фотография 2008 года


Наталия Виноградова (ныне инокиня Николая), занимавшаяся восстановлением обители нередко бывала у старца о. Николая Гурьянова на острове Залита в Псковской области и всякий раз спрашивала его о монастыре. Отец Николай всегда отвечал, что «будет обитель и большая обитель; все будет хорошо» и добавлял: «Святитель Николай все устроит…» Сестры усердно молились великому Чудотворцу Николаю. Бывали и у могилы последней настоятельницы монастыря матушки Епифании на бывшем монастырском хуторе. Паломничали сестры в Николо-­Угрешскую обитель к мощам прп. Пимена (Мясникова), прославленного в мае 2000 года, много потрудившегося для открытия Ивановского монастыря в конце XIX века. Молились насельницы общины в Новоспасском монастыре при обретении мощей ивановской затворницы - блаженной старицы монахини Досифеи. Тесные узы духовного братства соединили монастырское сестричество с приходом церкви Преображения Господня в подмосковном селе Остров, где сестры часто молились в часовне свт. Николая.

5 мая 1999 года Указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси при бывшем Ивановском монастыре учреждено Патриаршее Подворье, в котором о. Сергий Романов был назначен исполняющим обязанности настоятеля Собора Усекновения главы святого Иоанна Предтечи и Елисаветинской домовой церкви.

Настоятельница Свято­-Успенской Пюхтицкой обители игумения Варвара всегда проявляла молитвенное и деятельное участие в становлении Иоанно­-Предтеченской общины. Весной 2000 года она благословила сестер читать свт. Николаю Чудотворцу акафист 40 дней подряд о скорейшем освобождении монастырского собора и устроении обители. 3 августа 2000 года владыка Арсений, архиепископ Истринский приехал в монастырь, осмотрел еще не освобожденный собор и монастырскую территорию, занятую Московским Университетом МВД. Владыка сообщил, что на ближайшем Синоде доложит о возможности возобновления монастыря. Синод состоялся 11 августа 2000 года в канун прославления Собора новомучеников и исповедников Российских. В этот день Церковь празднует рождество свт. Николая Чудотворца. О решении Синода открыть монастырь в общине узнали уже после завершения Собора 21 августа. На Светлой седмице 2001 года начался вывоз архива из монастырского собора. Летом 2001 года к празднику Рождества Иоанна Предтечи, храм был полностью освобожден и передан общине. И в соборе зазвучали, наконец, слова молитвы. Молебны стали еженедельными. С этого времени в общине служил о. Афанасий Гумеров (ныне иеромонах Иов - насельник Сретенского монастыря).

25 декабря 2001 года о. Сергий объявил сестрам о том, что Святейший Патриарх запросил в Пюхтицах настоятельницу для Ивановского монастыря. За вечерней трапезой в Иоанно­-Предтеченской общине читали в эти дни письма прп. Амвросия, старца Оптинского. Сестра, читавшая за трапезой вечером, обратила внимание на письмо, которое должно было быть прочитано на следующий день. Вот это письмо:

Новопосвященной игумении.

Поздравляю Вас с избранием на настоятельскую должность и с саном игумении, если уже посвящение Ваше в сан сей совершилось. Сердечно желаю Вам, за молитвами покойного батюшки о. игумена Антония, проходить нелегкую сию обязанность с пользою душевною, как собственною Вашею, так и врученных Вам сестер и матерей. Да поможет Вам в этой многотрудной должности святая и преподобная Афанасия, которой память вскоре имать совершаться и ея­же именем, кажется, Вы наречены при пострижении. Если так, то поздравляю Вас и с тезоименитством и от души желаю Вам, за молитвами духовной покровительницы Вашей, благополучных успехов в настоятельских делах Ваших. К утешению Вашему скажу: хотя должность начальников и сопряжена со многими трудностями и великими неудобствами, но из списка Святых видим, что многие настоятели не только получили спасение, но и великое воздаяние от Господа на небеси, и на земле прославляются св. Церковью в лике Святых, как и святая игумения Афанасия. Сердечно и искренне желаю и Вам по совершении подвига Вашего достигнуть того же по молитвам духовных патронов Ваших, чтобы с дерзновением изрещи Вам пред Господом: се аз и дети, яже дал ecи ми всеблагий и многомилостивый Владыка.

Настоятельница Иоанно-Предтеченского монастыря игумения Афанасия. Фотография 2008 года


По Промыслу Божию Указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси 26 декабря 2001 года настоятельницей Иоанно-­Предтеченской женской обители была назначена монахиня Афанасия (Грошева) - благочинная Свято­-Успенского Пюхтицкого монастыря в Эстонии. Матушка Афанасия приехала 16 января 2002 года. В управление обителью ее ввел владыка Александр, епископ Дмитровский, викарий Московской епархии.

18 января 2002 года после всенощной под праздник Крещения Господня, по благословению Святейшего Патриарха монастырю были возвращены его главные святыни - иконы св. Иоанна Предтечи с обручем и прп. Елисаветы Чудотворицы, святой игумении, жившей в Константинополе в V веке. Икона св. Пророка Иоанна уникальна. Перед этим образом молились русские цари и ходили с ним крестным ходом. В советский период икона хранилась в храме свв. апп. Петра и Павла на Яузе. Ныне она находится в возрожденном Казанском приделе собора, а точная копия помещена в часовне св. Иоанна Предтечи. К киоту иконы Крестителя Господня справа на металлической цепочке присоединен медный обруч с надписью: «Святый Великий Предтече и Крестителю Спасов Иоанне, моли Бога о нас». По молитвам Проповедника покаяния многие получают исцеления и помощь, тем самым укрепляясь в вере.

Помощницей в восстановлении обители стала для матушки Афанасии ее небесная покровительница - св. прп. игумения Афанасия Эгинская (†14 августа 860 г.; память ее совершается Православной Церковью 12/25 апреля). В ее житии сказано: «Она заботилась о том, чтобы ни один час не проходил без молитвы, постоянно славословила Господа, подражая Давиду, который говорит: Благословлю Господа на всякое время, выну хвала Его во устех моих (Пс. 33, 2)». Назначение матушки Афанасии из Пюхтицкого женского общежительного монастыря с устоявшимся прочным укладом монашеской жизни стало краеугольным камнем для устроения нового монашеского общежития в Ивановском монастыре. С приездом настоятельницы обитель преобразилась. Она пополнилась новыми насельницами, обрела своих прихожан.

14 марта 2002 года в обители в первый раз было получено благословение - служить новопрославленной святой Иоанно-­Предтеченского монастыря - блаженной схимонахине Марфе, Христа ради юродивой. Перед всенощным бдением о. Афанасий Гумеров освятил впервые написанную икону блаженной.

В день Феодоровской иконы Божией Матери 14/27 марта Иоанно­-Предтеченскую обитель впервые посетил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Его Святейшество приложился к чудотворному образу св. Иоанна Предтечи с обручем в монастырской часовне и осмотрел собор. В храме Прп. Елисаветы Чудотворицы Патриарх, обращаясь к матушке и сестрам, сказал слово, в котором он отметил более чем 20-­летний опыт монашеской жизни матушки Афанасии, и ее служение на послушании благочинной Пюхтицкого монастыря. Его Святейшество сообщил, что м. Афанасия - одиннадцатая настоятельница из Пюхтицкой обители. Патриарх вручил ей Черниговскую­Гефсиманскую икону Божией Матери. Во время чаепития Патриарх беседовал с настоятельницей, сестрами и духовником прежней общины о. Сергием Романовым о проблемах обители.

В конце августа подготовка к освящению Казанского придела была завершена. Несколько икон для него написала Мария Львовна Городская. В воскресенье, 8 сентября 2002 года, когда Православная Церковь празднует Сретение Владимирской иконы Божией Матери, был торжественно освящен Казанский придел монастырского собора. Малое освящение совершил протоиерей Сергий Романов с клиром. Из церкви св. князя Владимира крестный ход с антиминсом направился в обитель, где после освящения собора состоялась первая Божественная литургия - спустя 76 лет после его закрытия.

11 сентября 2002 года в монастырский престольный праздник состоялась первая архиерейская служба, которую возглавил владыка Арсений, архиепископ Истринский. После литургии крестный ход из собора прошел на территорию Московского университета МВД; на ступенях южного входа в собор была отслужена лития о почивших насельницах монастыря, а также об узниках концлагеря, пострадавших в 1920-1930-­е годы в этом святом месте.

Трудами матушки Афанасии в обители проводится планомерная реставрация архитектурного ансамбля, который является памятником XVIII-XIX веков общероссийского значения. Обновляется внешний облик собора и его интерьеры, проводится научная реставрация храмовой живописи, созданной в конце XIX века мастерами Санкт­-Петербургской Академии художеств. 9 ноября 2002 года на куполе был установлен крест. Вновь издалека сияет архитектурная доминанта старой Москвы - обновленный собор Ивановского монастыря. Летом 2003 года засияли кресты и на башенках собора, с того же времени проводится восстановление двух башен-­колоколен у Святых врат обители.

30 декабря 2002 года матушка Афанасия Указом Святейшего Патриарха была утверждена в звании настоятельницы обители с возложением наперсного креста. 28 февраля Указом Святейшего Патриарха деятельная помощница настоятельницы - послушница Наталия Виноградова была утверждена в должности казначеи.

Радостным событием для обители стал первый постриг сестер. В канун недели 4-­й Великого поста после всенощного бдения владыка Арсений совершил иноческий постриг четырех сестер, стоявших у истоков возрождения обители: инокини Елисаветы (Ростковской), инокини Николаи (Виноградовой), инокини Досифеи (Уваровой), инокини Иулиании (Богдановой). В этот же день 5 апреля 2003 года владыка передал в дар монастырю частицу мощей свт. Николая Чудотворца, архиепископа Мирликийского. Святыня хранилась в семье одной верующей итальянки, принадлежащей к древнему знатному роду. Увидев особую любовь русских людей к святым и благоговейное почитание святых мощей у православного народа, она решила подарить семейную реликвию возрождающейся Иоанно-­Предтеченской обители.

8 апреля 2003 года в монастырь был назначен священник - иерей Георгий Первушин. И сестры, и прихожане сразу полюбили нового пастыря.


Начинается будний день в обители св. Иоанна Предтечи со звона колокольчика будильщицы. Насельницы собираются к шести часам утра в храм на полунощницу, чтобы уподобиться евангельским мудрым девам, готовым к встрече Жениха в полуночи. После полунощницы читается канон Божией Матери «Одигитрии» или акафисты празднуемым святым. В семь часов начинается литургия, затем по обычаю бывает лития по почившим. После богослужения сестры расходятся на послушания. Вечерняя служба в обители начинается без четверти пять и включает 9-­й час, вечерню, утреню и 1­-й час. В молитвенной тишине совершаются монастырские уставные богослужения, на которых всегда возносятся прошения «о богохранимей стране нашей, властех и воинстве ея… за всю братию и за вся христианы». День завершается также общей молитвой. В половине десятого вечера сестры собираются в домовый храм прп. Елисаветы Чудотворицы на повечерие, после которого испрашивают прощения и благословения у настоятельницы. Насельницы монастыря ежедневно после вечерней трапезы совершают крестный ход вокруг обители. В главном соборе монастыря возносится молитва к Богу и совершается бескровная Жертва.

В 2004 году в соборе восстановлена мраморная рака, в которой почивали святые мощи святой блаженной схимонахини Марфы Московской, Христа ради юродивой, утраченные после закрытия собора в 1926 году.

24 декабря 2004 года состоялось заседание Священного Синода Русской Православной Церкви на котором Синод постановил включить в Собор новомучеников и исповедников Российских XX века имена новых подвижников. Среди них значится имя священника Ивановского монастыря Алексия Скворцова (1875-4 июля 1938). Обитель обрела нового молитвенника и ходатая пред Богом.

17 марта 2005 года в четверг первой седмицы Великого поста Святейший Патриарх Алексий II вновь посетил Ивановский монастырь. Под сводами обновляющегося монастырского собора Патриарх прочитал Великий покаянный канон святого Андрея Критского. По окончании богослужения Предстоятель обратился к богомольцам с первосвятительским словом.

В 2006, 2007 и 2008 годах в обители совершались иноческие постриги сестер. Незабываемыми стали паломничества сестер на Святую Землю. Но центральным событием последних лет стало служение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. 11 сентября 2007 года в престольный праздник обители Его Святейшество совершил Божественную литургию в монастырском Соборе и возвёл матушку Афанасию за богослужением в сан игумении.

В монастыре постоянно ведется работа в архивах и библиотеках, благодаря чему обителью выпущены жития святой покровительницы монастыря прп. Елисаветы Чудотворицы, святой блаженной схимонахини Марфы Московской, Христа ради юродивой, старицы­ затворницы Ивановского монастыря Досифеи, а также издания по истории древнего Ивановского монастыря.

Послушница монастыря за выпечкой просфор


Много тайн и загадок у древней обители, сокровенно ее будущее, но ясно одно: монастырь живет и возрождается. Обновляется обитель внешне, светлеют ее храмы и здания, но еще более украшается и крепнет она внутренне с приходом новых молодых сестер. Ибо крепче и прочнее камня юные сердца, всецело преданные Богу. В них залог будущего обители с нерушимым фундаментом ее духовного наследия. Ни в прошлые века, ни в наше время никакие невзгоды и исторические потрясения не смогли прервать ту нить духовной преемственности, которая тянется от основания монастыря. Обитель горела, ее разоряли, но преемственность и традиции сберегались следующими поколениями. Именно поэтому монастырь всегда возрождался, возрождается он и теперь. Снова звучит в сердце российской столицы глас вопиющего в пустыне (Мф. 3, 3) - проповедь величайшего проповедника покаяния и большего в рожденных женами (Мф. 11, 11) святого Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна: Покайтеся, приближибося Царствие Небесное… Сотворите убо плод достоин покаяния… Уже бо и секира при корени древа лежит: всяко убо древо, еже не творит плода добра, посекаемо бывает, и во огнь вметаемо (Мф. 3; 2, 8,10). Для взыскующих спасения во все времена и эпохи святой Иоанн Предтеча указывает на Христа: Се Агнец, Божий, вземлющий грехи мира (Ин. 1, 29).

Милостивые братья и сестры!

По благословению Архиепископа Ярославского и Ростовского Кирилла началось возрождение женского монастыря в честь иконы Покрова Пресвятой Богородицы. Монастырь был основан в XIX веке, здесь совершали свой иноческий подвиг 200 насельниц. Был закрыт в 1919 году. Монастырь находится в отдалении от крупных населенных пунктов. Восстановление монастыря ведется на скудные пожертвования народа. Из истории нашего православного народа видно, что в старину храмы и монастыри строили всем миром. Активно в этом участвовали многие благочестивые люди. Благодарная Церковь всегда молилась за них. Сегодня, среди страшного безверия и разрухи, восстановление женского монастыря дает возможность возродить здесь дух христианского подвижничества. Экономическое процветание России невозможно без духовного возрождения народа – Православия. Без истинной веры в Бога никто еще не нашел ни смысла жизни, ни спасения, ни благополучия.

Когда-то монастырь назывался Мологский Покровский монастырь. Город Молога скрылся под водами Рыбинского водохранилища в 1940-м году вместе с храмами и монастырями. Наш монастырь милостью и промыслом Божиим один остался вне зоны затопления, он - единственный в этих местах хранитель прошлого. При монастыре было построено три церкви:

  • деревянная Воскресения Христова, построена в 1883 году (полностью разрушена);
  • в честь Покрова Пресвятой Богородицы, построена в 1889 году (полуразрушена);
  • в честь Преподобного Сергия Радонежского Чудотворца, домовая. Устроена в 1885 году внутри 3-этажного келейного корпуса. Восстановлена, в ней регулярно совершаются богослужения;

Колокольня каменная, построена в 1904 году, полностью разрушена.

В 1889 году в городе Рыбинске было создано подворье монастыря в пожертвованном местным купцом двухэтажном доме. В настоящее время в этом доме находятся городская биржа труда и магазины.

В 3-этажном корпусе (2500 кв.м) была организована богадельня для престарелых монахинь, больница для лечения крестьян из окрестных деревень, иконописная и золотошвейные мастерские. Действовала церковно-приходская школа. Имелись свой кирпичный завод, пекарня, лесные угодья, земли – 500 десятин. Всего при монастыре было 14 капитальных зданий. Вокруг монастыря была ограда с центральными воротами с колоннами.

Чтимые иконы в честь Покрова Пресвятой Богородицы и Воскресения Христова были конфискованы в 1919 году, ныне их местонахождение неизвестно.

После закрытия монастыря богоборческой властью на его территории размещались: сельхозучилище, в храме Покрова Пресвятой Богородицы – мастерские, в храме Преподобного Сергия Радонежского – клуб. На монастырском кладбище было сооружено футбольное поле. За годы разгула атеизма обитель лишилась всех своих ценностей. В настоящее время, после возвращения монастырских земель РПЦ, на территории монастыря остался единственный полуразрушенный трехэтажный келейный корпус, в котором и сосредоточена сейчас вся монастырская жизнь. В настоящее время, по милости Божией, ведутся строительно-восстановительные работы за счет участия монастыря в Православных ярмарках и на скудные народные пожертвования. Работы в возрождающейся обители – непочатый край. Богатых жертвователей монастырь не имеет, так как, среди возрождающихся по всей территории Святой Руси, наш монастырь малоизвестен. 28 декабря 2010 года исполняется 125 лет со дня его основания.

Милостиво просим Вас, по мере своих возможностей, помочь возрождению нашей обители, а значит, Православию на Святой Руси.

В основу программы возрождения обители закладывается параллельное развитие деятельности монастыря по двум основным направлениям:

  • основное – духовно-восстановительное;
  • хозяйственно-экономическое.

В данной части программы дана перспектива развития по второму, хозяйственно-экономическому направлению:

Разработка программы восстановления монастыря

Разработка проекта реконструкции монастырского комплекса, в том числе:

  • подготовка исходной документации;
  • техническое обследование существующих зданий и составление дефектных ведомостей;
  • топографическая съемка территории;
  • составление обмерочных чертежей действующих зданий (на основании проведенных обмеров);

Разработка проектно-сметной документации:

  • Разработка раздела «генплан», в том числе
    - проект планировки территории;
    - генплан;
    - проект благоустройства территории.
  • Разработка проекта реконструкции существующих зданий – трехэтажного каменного келейного корпуса площадью 2500 кв.м.
  • Разработка проекта воссоздания зданий и сооружений:
    - храм каменный во имя Покрова Пресвятой Богородицы, в настоящее время полуразрушен;
    - каменная колокольня - утрачена;
    - двухэтажный деревянный (бывший игуменский) дом - полуразрушен.

Разработка проекта зданий и сооружений:

  • устройство металлической ограды длиной 1000 метров вокруг монастыря с башней и воротами (для предотвращения воровства и других непотребных нарушений на территории монастыря, мешающих монастырской жизни);
  • установка металлических решеток на 30 окон в келейном корпусе, где расположен храм в честь Преподобного Сергия Радонежского Чудотворца.

В реконструированном монастырском комплексе предполагается возродить:

  • богадельню для престарелых монахинь;
  • детский приют для девочек;
  • детский православный лагерь;
  • выделить территорию бывшего монастырского кладбища (установить металлическую ограду), возродить память погребенных насельниц с установкой часовни, тем самым предотвратив посещение святого места праздными туристами с их пикниками;
  • восстановить святой источник с сооружением купальни при нем;
  • восстановить подворье монастыря в городе Рыбинск
  • Развитие монастырского хозяйства по направлениям:
    – очистка прудов для возобновления рыбного хозяйства;
    – животноводство;
    – садоводство и огородничество;
    – сбор лекарственных трав, грибов и ягод, их заготовка и реализация.

Нелегко восстанавливать утраченное, но с нами покровительство Царицы Небесной, благословение Архиепископа Ярославского и Ростовского Кирилла, молитвы и благотворительная помощь всех, кому не безразлично возрождение святынь земли русской, ее духовно-нравственных основ.

БЛАЖЕННЫ МИЛОСТИВЫЕ, ИБО ОНИ ПОМИЛОВАНЫ БУДУТ (Матфей, 5.7.)

Молитвами Всемилостивой нашей Пресвятой Богородицы Господь да сохранит Вас, Ваших родных и сотрудников Ваших на многая лета!

И.о. настоятельницы монастыря
Монахиня Феодорита

Игумения Елисавета (Жегалова), монахиня Анна (Клыгина)

В этом году будет 25 лет, как в полуразрушенном корпусе, примыкавшем к храму святых апостолов Петра и Павла древней Свято-Троицкой Стефано-Махрищской обители, по благословению правящего архиерея Владимирской епархии владыки Евлогия (Смирнова) поселились три первые насельницы. Поначалу это был скит Александровского Свято-Успенского женского монастыря, с 1995 года ставший самостоятельным монастырем. А в 2004 году монастырь получил статус ставропигиального. Как вспоминается начало пути, который привел к рождению крепкой монашеской семьи в одном из самых на сегодняшний день благоустроенных обителей России? Живая история в лицах предстает перед нами из рассказов его настоятельницы игумении Елисаветы и монахини Анны, несущей послушание казначеи.

Матушка, известно, что Вы долгое время подвизались в Пюхтицком Свято-Успенском ставропигиальном женском монастыре в Эстонии, но когда начал разваливаться Советский Союз, когда начало рушиться наше государство, то вернулись в Россию. Здесь стали насельницей возрождающегося Свято-Успенского монастыря в городе Александрове. Наверное, первое впечатление от увиденного в селе Махра на месте древнего мужского монастыря было гнетущим?

Скажу, о чем я подумала, увидев руины монастыря, основанного в XIV веке преподобным Стефаном Махрищским по благословению святителя Алексия, митрополита Московского. За минувшие века монастырь переживал периоды расцвета и упадка. Всякое было. Однако в годы советской власти он оказался настолько разрушенным, так был осквернен людьми без Бога в душе, что в голове пронеслось: потребуются многие десятилетия и неимоверные усилия, чтобы вернуть его к жизни. И еще одна сочувственная мысль вспыхнула: «Несчастный тот настоятель, которого пришлют возрождать обитель. Практически с нуля!» Мы, то есть несколько сестер из Александрова, приехали в Махру с владыкой Евлогием. Посмотрели, погоревали и уехали. Владыка – во Владимир, сестры – в Александров. А через несколько дней меня вдруг назначают сюда старшей монахиней! Все столетия вплоть до революции монастырь являлся мужским, теперь из-за малочисленности братии в возрождающихся православных обителях было решено возобновить его как женский скит. И вот я с двумя сестрами в конце октября прибыла в эту разруху. На территории находился единственный жилой корпус (бывшие архимандритские покои), в котором базировался пионерский лагерь Северного пароходства. Детей из Мурманска привозили лишь на лето. Поскольку их осенью не было, директор лагеря разрешил нам там поселиться. Мы заверили его, что мешать никому не будем. Директор растрогался и подарил владыке Евлогию старую монастырскую икону преподобного Стефана Махрищского, попавшую к нему каким-то образом. В этот момент преподобный как бы вернулся в обитель.

Что сестрам-первопроходцам оказалось под силу? С чего начали?

Перво-наперво стали восстанавливать корпус с трапезной внизу, кельями наверху и отдельным помещением – жильем для священника. И крохотный Петропавловский храм, сначала превращенный в спортивный зал, затем со временем оказавшийся без окон и дверей, без отопления. Два месяца мы ходили молиться в городской храм в Карабаново. Шли шесть километров пешком, в резиновых сапогах, в телогрейках, стараясь не обращать внимание на осенне-зимнее ненастье. Эти два месяца ушли у нас на восстановление храма, в котором пришлось тогда жить. 30 декабря храм освятили, и как начались в нем службы в предпоследний день 1993 года, так богослужения и совершаются в монастыре каждый день. Никогда они больше не прерывались… Сама я очень люблю клиросное послушание, люблю хор, но нередко с грустью думала, что в этой Владимирской глуши уж точно сестринского хора не будет. Видимо, думала я, придется смиряться и петь с бабушками без всяких красивых песнопений, совсем просто. И тут случилось чудо: прошло всего несколько месяцев и Великим постом, особо запомнившимся пургой и метелями, сюда друг за другом прибыли в качестве послушниц пять выпускниц музыкального училища из Вологды. Четверо из них сразу стали петь на клиросе. Духовные чада одного батюшки они приехали к нам по его благословению. Хор сложился сразу. Мы жили службами. Восстанавливать что-либо не могли, поскольку нам ничего не принадлежало – ни монастырская территория, ни здания на ней. И так прошло два года. Сестры обязательно бывали на полунощнице, утрене, Литургии, вечерне и повечерии. Три канона, трехсотница, Евангелие, Апостол, вечерние молитвы – все прочитывалось в храме, и тоже никто никогда не уклонялся. Такая сосредоточенность на службах, возможность усиленно молиться стали, можно сказать, той закваской или основой, которая держала монастырь, когда началось его восстановление с бурным строительством. Строительство нас не раздавило, поскольку мы сохранили внутренний стержень, заложенный в течение первых двух лет.

А как началось бурное строительство?



Этот этап и последующие годы связаны с именем замечательного человека – Эрика (в крещении Эраста) Николаевича Поздышева, возглавлявшего в то время концерн «Росэнергоатом». Вышли мы на него, находясь в напряженном поиске угля. Дело обстояло следующим образом: через два года нашего пребывания на монастырской территории истопники отправились праздновать Новый год, бросив огромную угольную котельную, как говорится, на произвол судьбы. Пришлось сестрам заступить «на вахту», и с тех пор она стала для нас постоянной, круглосуточной. Какое-то время с углем помогал район, затем не смог. В стране были тяжкие времена, кругом разруха страшная, а мы в зиму оказались без угля. Стали искать благотворителей в Москве. Куда только и к кому только не обращались – увы, безрезультатно. В конце концов дозвонились до президента концерна «Роэсэнергоатом» и услышали от него: «Что, шуб вам не хватает? Замерзаете?» – «Нет, не шуб, а угля!» – закричали мы в трубку. И тут же спросили: «Можно, кто-то из сестер к Вам приедет и покажет фотографии, как на сегодняшний день выглядит монастырь?» Он согласился. А вскоре последовал ответный визит. Эрик Николаевич приехал к нам как раз на праздник святой великомученицы Екатерины. Со своим заместителем и еще с одним сотрудником концерна. Они все посмотрели, обо всем расспросили, посовещались. «Будем восстанавливать» – услышали мы их решение. Позже наш благотворитель рассказывал, как он пришел к вере. Будучи атомщиком, он, много поездив по заграницам, задавался вопросом: почему там люди просто живут, а в России выживают? В какой-то момент осенило: причина скорее всего в том, что в других странах не разрушали свои святыни. Мы же кощунственно их разрушили. Осквернили, взорвали, где-то разобрали по кирпичику. И единственный путь возрождения нормальной жизни в России – это восстановление ее святынь. Поэтому ехал он к нам осознанно.


Люди, привыкшие иметь дело с атомными станциями (а Эрик Николаевич, замечу, после страшной катастрофы на Чернобыльской АЭС был назначен ее директором, строил «саркофаг» или объект «Укрытие» над 4-м блоком) взялись за монастырь очень серьезно. Работы шли в стремительном темпе. Восстанавливались жилые корпуса, монастырская трапезная, появилась новая котельная (теперь уже на солярке), были переложены инженерные коммуникации по всей территории. Первое время кормить десятки людей приходилось в крохотной трапезной. Было около70 рабочих, плюс студенты духовной семинарии, которые летом вели раскопки на месте взорванного в 1942 году храма преподобного Стефана Махрищского. И владыка Евлогий часто приезжал, и благотворители из «Росэнергоатома». Крупных специалистов в своей области, настоящих подвижников – археолога Леонида Андреевича Беляева, архитектора-реставратора Сергея Васильевича Демидова – словом, всех, кто у нас появлялся, тоже там принимали. Когда нам говорят: «Вы восстановили монастырь», отвечаем: «Мы только кормили людей». Кормили изо дня в день, с семи утра до одиннадцати вечера… Службы и готовка еды – вот что прежде всего вспоминается из тех лет. Но, конечно, самым памятным явилось возвращение к жизни главной святыни монастыря – Стефановского храма – и его освящение Святейшим Патриархом Алексием II. Это было 25 ноября 1997 года. Вообще то событие казалось совершенно невероятным: в монастырь в глухом селе, где подвизается 30 сестер, приехал Предстоятель Русской Православной Церкви! Потом Патриарх Алексий посетил нашу обитель летом 2005 года, а Патриарх Кирилл за время своего предстоятельства побывал здесь уже шесть раз.

Матушка Елисавета, если говорить о детском приюте: начало 2000-х в России было не из легких, но обездоленные дети обрели в обители свой дом и прекрасные возможности развиваться в духовном и творческом плане. Это ведь потребовало не только мобилизации сестринских сил, но и немалых денежных средств?

За строительством комфортного уютного дома для девочек из неблагополучных семей и девочек-сирот стоит еще один замечательный человек, которого Господь к нам направил, тоже из Москвы, но пусть об этом поведает монахиня Анна, казначея обители.

Мать Анна, расскажите, пожалуйста.



Во всем, что у нас происходит, чувствуется чудесная и скорая помощь преподобного Стефана Махрищского. Второго благотворителя – частного предпринимателя, Виталия Ивановича Даниленко – вымолили дети. Сама идея организовать при монастыре детский приют исходила от Эрика Николаевича Поздышева. В общем стали строить дом для детей, которые к нам «прибились» и жили на первых порах кто в библиотеке (где поставили двухъярусные кровати), кто в келье у старшей сестры. Девать их в наших условиях было совершенно некуда, а они, бездомные, так намыкались за свою еще недолгую жизнь и так мечтали о своем доме! В какой-то момент у Эрика Николаевича не хватило средств, стройка должна была встать. Я сказала: «Дети, молитесь! У меня только долги. Вымолите помощь, будет у вас дом. Не вымолите – не будет». Они молились. Сотни писем мы тогда разослали c просьбой помочь, откликнулись единицы. Прислали какие-то небольшие суммы. И вдруг звонок из Москвы. Звонивший сообщил, что хочет помочь детскому приюту. В итоге он нам профинансировал весь остаток за строительство дома, благодаря чему дом был закончен в течение нескольких месяцев. Когда девочки туда вселились, радости было! А Виталий Иванович, человек глубокой веры, продолжает помогать монастырю, как бы приняв эстафету от Эрика Николаевича, которому пошел 82-й год. Главным детищем Даниленко стал храм Живоначальной Троицы, знакомый нам только по старой фотографии. В богоборческие годы были разрушены четверик, алтарь, пол-колокольни. На месте алтаря стоял жилой дом. Мы браться за него боялись. Он был за оградой обители, к монастырю не относился, частью монастырского ансамбля не являлся, и все же при взгляде на него душа отзывалась болью. Но как поднять эту махину? Представляете: 53 метра длина, высота будущего купола 23 метра, да один только алтарь 8 на 11 метров? Появились люди, москвичи, которые сказали, что хотят восстановить храм. Колокольню они возвели, на храм средств не хватило. Строительство началось и остановилось. На это было смотреть еще больнее, чем когда он стоял разрушенный.

И тогда Виталий Иванович взялся за дело?

Виталий Иванович, пожалуй, года два отказывался, говоря, что он будет устанавливать коммуникации, очистные сооружения, помогать со строительством котельной – иными словами, решать хозяйственные вопросы. А купола золотить, говорил он, мол, другие люди найдутся. Когда нам стало совершенно невыносимо видеть остановленную стройку, сестры пошли среди строительных лесов, бетономешалок, мешков с цементов – поставили аналой, положили на него икону преподобного Сергия Радонежского, в честь которого храм был прежде освящен, и стали читать акафист Преподобному. Ходили туда каждое воскресенье в течение месяца. Просто читали акафист! После того, как они, наверное, раза четыре прочитали акафист, Виталий Иванович вдруг неожиданно согласился восстанавливать порушенную святыню. И за три года она была полностью восстановлена, восстала из небытия. Здесь, мы верим, помощь пришла от преподобного Сергия, побывавшего в нашей обители в гостях у преподобного Стефана, с которым его связывала духовная дружба.

Удивительное чувство испытываешь в этом благолепном, дивно расписанном храме. Понятно, что место намоленное, но храм возведен в наши дни, а ощущения «новодела» нет. Кажется, все в нем дышит древностью.



С росписями тоже было интересно. Восстановив храм, наш благотворитель сказал, что ему нравятся белые стены – расписывать их не будем. А среди сестер есть иконописцы, которые обратились к матушке Елисавете с просьбой: несмотря на то, что они никогда стены не расписывали, уж больно хочется попробовать. «Пробовать» решили в небольшом придельчике преподобного Сергия. Наш монастырь около 20 лет связан с прекрасной и удивительной семьей, глава которой Александр Александрович Лавданский – один из ведущих отечественных иконописцев – руководит иконописной мастерской «Киноварь» и все пятеро его детей работают в сфере церковного искусства. Мы попросили его проверить наш проект. Он посмотрел и сказал, что мыслим неправильно: надо на видном месте – да-да, во всю стену! – писать Матерь Божию. Добавил, что поможет, поддержит сестер. Те сделали эскиз, перенесли все по квадратику на стену. Александр Александрович заверил, что у них хорошо получается. Потом, когда своих сил не хватило – объем-то огромный! – разработал проект росписей и сам возглавил работы.

Мать Анна, не могу не спросить и о подсобном хозяйстве. Сестры начинали с маленького участочка, где сажали картошку – их спасительницу в трудные годы. Сегодня у монастыря такое подсобное хозяйство, что каждый его объект – коровник, курятник, молочный заводик – поражает воображение. Это нужно иметь талант руководителя-хозяйственника, чтобы выйти на столь высокий уровень?

Нужно иметь натуру, как у нашей матушки-настоятельницы. Человек неравнодушный, необычайно творческий она открыта всему новому. В монастыре жизнь выстроена так, что сестрам разрешается многому учиться. Например, регенты хора прошли обучение в Регентской школе при МДА и других регентских курсах, певчие совершенствуют свое мастерство с профессиональным педагогом-вокалистом, сестры-иконописцы прошли стажировку в иконописной школе при МДА. А сестру, которая коров видела лишь по телевизору, отправили на послушание в коровник. Матушка ей сказала, что она может вызывать, откуда посчитает нужным, опытных зоотехников. Хороших специалистов, легких на подъем, нашли в Питере, пригласили. Кроме того, сама эта сестра ездила на Российскую агропромышленную выставку «Золотая осень» на ВДНХ. По истечении четырех лет она настолько освоила премудрость выращивания и разведения коров, ухода за ними, что ее стали приглашать для консультаций в другие монастыри.


Беседа с игуменией Елисаветой и монахиней Анной состоялась в непростой для обители день. После Божественной литургии в Стефановском храме началось отпевание схимонахини Венедикты (Свеженцовой). Позже, на поминальной трапезе, матушка Елисавета скажет, что это был чистый человек с детской душой. Безропотная она была, скажет матушка, отметив, что мать Рахиль (такое имя монахиня носила до принятия великой схимы) всегда находилась в мирном расположении духа, и это, вероятно, было результатом серьезной внутренней работы. Другие вспоминали о непосредственности монахини Рахили, которая все время что-то напевала. У нее душа пела, говорили сестры. Многие видели, как мать Рахиль с радостной улыбкой кормила уточек или кошек, работала на скотном дворе, в огороде или просто шла по монастырской аллее и пела! Особенно любила – «Царице моя Преблагая…» На следующий день после того, как ее, измученную тяжелой болезнью, привезли из больницы в родную обитель, клирик монастыря игумен Порфирий (Клименко), разделяющий с сестрами их тяготы и радости практически четверть века, постриг монахиню в великую схиму с именем Венедикты. Ее духовным отцом был приснопоминаемый наместник Оптиной Пустыни архимандрит Венедикт (Пеньков). Татьяне (мирское имя) хотелось всю жизнь быть при батюшке, трудиться во славу Божию, однако тот сказал, что ей полезно уйти в женский монастырь, принять монашество. За послушание она выполнила наказ духовника. Схимонахиня Венедикта ушла в мир иной через два с небольшим часа после принятия великой схимы – в возрасте 59 лет. Не дожила до своего юбилея. Но, по словам матушки Елисаветы, чувствовалось, что она уже была готова для Царства Небесного. Став первой великосхимницей Стефано-Махрищского монастыря, преобразованного в конце XX века в женский, схимонахиня Венедикта вписала в его современную летопись пронзительно-светлую страницу.


Беседовала Нина Ставицкая

Фотограф: Владимир Ходаков

Также представлены снимки из архива монастыря