Приморский край: краткая историческая справка. Краткая история приморского края и его заселения

Приморский край: краткая историческая справка. Краткая история приморского края и его заселения

Территория Приморья, являющаяся южной частью Дальневосточного региона России (до революции обозначалась географами как Южно-Уссурийский край), была включена в состав Российского государства на основе Айгуньского (1858) и Пекинского (1860) договоров, юридически оформивших границы между Россией и Китаем. В административном отношении край стал частью Приморской области, образованной в 1856 г. и входившей в состав Восточно-Сибирского, а с1884 г. – Приамурского генерал-губернаторства. Как и другие дальневосточные территории, Уссурийский край был очень слабо заселен: в 1861 г. в нем насчитывалось менее 20 тысяч человек.

В 1861 г. российское правительство встало на путь государственного поощрения переселения в Амурскую и Приморскую области: согласно обнародованному закону эти территории были объявлены открытыми для заселения крестьянами, не имеющими земли, и предприимчивыми людьми всех сословий, желающими переселиться за свой счет. Переселенцам отводился в бесплатное пользование участок земли до 100 десятин на каждое семейство, они навсегда освобождались от подушной подати и на 10 лет – от рекрутской повинности; за плату поселенцы могли дополнительно приобретать землю в частную собственность; в крае была введена беспошлинная торговля (режим порто-франко) и т.д. Эти меры, а так же отмена в 1861 г. крепостного права в России, усилившая миграционную подвижность населения, способствовали притоку на дальневосточную землю крестьян, казаков, рабочих, предприимчивых людей всех сословий.

Большое значение для ускорения заселения и хозяйственного освоения Дальнего Востока (и Уссурийского края в частности) имело строительство Транссибирской железнодорожной магистрали : в период сооружения восточного ее участка – Уссурийской железной дороги – резко возрос приток капиталов и рабочих. С началом проведения правительством, возглавляемым П.А. Столыпиным, аграрной реформы переселенческое движение на окраины поощряется с помощью предоставления переселенцам различных льгот, и приток крестьян на дальневосточную окраину сильно возрастает. Численность населения в Приморье в начале ХХ века продолжала расти и к 1913 г. достигла 480 тысяч человек.

Хозяйственное освоение Дальнего Востока и Приморья происходило на основе свободных рыночных отношений. Обилие свободных плодородных земель давали простор для быстрого развития аграрного производства. Ведущей отраслью сельского хозяйства было земледелие. В целом Приморье отличалось разнообразием возделываемых культур: здесь выращивались пшеница, рожь, овес, гречиха, картофель, просовые, бобовые, подсолнечник, кукуруза и пр. С конца ХIХ века развиваются огородничество, садоводство, бахчеводство . Большое значение имело животноводство . Разводили, главным образом, крупный рогатый скот, лошадей, свиней, зарождалось пантовое оленеводство, развивались пчеловодство и птицеводство . С 1912 г. организуется агрономическая помощь селу, формируются значительные высокотоварные хозяйства, складывается слой крупных сельских предпринимателей.

Промышленное освоение Приморья осуществлялось в первую очередь за счет разработки богатейших природных ресурсов . Так как уже первое знакомство с Южно-Уссурийским краем выявило присутствие самых разнообразных полезных ископаемых: угля, золота, полиметаллических руд и пр. К концу ХIХ в. промышленное значение приобретает добыча рыбы, морепродуктов, развивается лесодобывающая отрасль . Обрабатывающая промышленность развивалась в основном за счет тех отраслей, которые не испытывали сильной конкуренции со стороны фабрично-заводской промышленности центральных районов России и зарубежных стран, обладали прочной сырьевой базой и давали большие прибыли. В первую очередь это отрасли по переработке сельскохозяйственных и природных продуктов. Развивалось производство стройматериалов, представленное кирпичными, известковыми и бетонными заводами . Заметную роль приобрела металлообработка . На фоне мелких частных предприятий особенно выделялся Владивостокский казенный судоремонтный завод . В начале ХХ в. более динамично развивалась обрабатывающая промышленность, прогрессировала горнодобывающая промышленность, началась промышленная эксплуатация полиметаллического месторождения, успешно развивалась лесодобывающая отрасль, рос экспорт леса.

Развитие торговли особенно активизируется с 1890-х годов. Быстро возрастала роль городов как емких товарных рынков и товарораспределительных центров. Выдающуюся торгово-транспортную роль стал играть Владивосток, вошедший в пятерку крупнейших портов России. Усилилось международное значение Владивостока: в городе действовало более десятка консульств, большое количество иностранных торговых представительств.

Во второй половине ХIХ века Дальний Восток стал все больше привлекать внимание русских ученых и исследователей. Российская Академия наук и различные научные общества организовывали экспедиции, которые изучали прошлое и настоящее Дальнего Востока, его флору, фауну, этнографию. Их труды значительно расширили и углубили знания о Приморском крае. Становление и развитие региональной науки связано с деятельностью научных обществ. В 1884 г. во Владивостоке было создано Общество изучения Амурского края . Его члены вели активную научно-краеведческую работу, собирали материалы о крае, создавали коллекции, писали научные исследования. Существенный вклад в развитие науки внес Восточный институт – единственное на Дальнем Востоке высшее учебное заведение, которое являлось и первым научным центром в регионе. Основные усилия ученых были направлены на изучение современных живых языков, на исследование современной истории, географии, экономики, правоведения азиатских стран. Активно развивались контакты научных учреждений Приморья с учеными зарубежья.

На Дальнем Востоке трудился выдающийся российский деятель генерал-губернатор Восточной Сибири граф Н.Н. Муравьев-Амурский , который внес большой вклад на дипломатическом поприще. С его участием были ратифицированы Айгуньский, затем Пекинский договоры , регламентирующие взаимоотношения Российской империи с Китаем. Далекое Приморье всегда влекло к себе российскую общественность. В разные годы здесь побывали ученые и путешественники, поэты и актеры, певцы и писатели: П.В. Виттенберг, Н.В. Комаров, С.О. Макаров, Н. Асеев, Д. Бурлюк, А. Фадеев, певица Л. Вяльцева, актриса В. Комиссаржевская . Огромный вклад в изучение края внес выдающийся путешественник и ученый В.К. Арсеньев . Более тридцати лет своей жизни он отдал исследованиям Дальнего Востока. Его книги, очерки способствовали широкому распространению знаний о крае.

Уже с начала ХХ века Приморье становится наиболее заселенной и промышленно развитой территорией российского Дальнего Востока. В середине 20-х гг. здесь проживало около 600 тысяч человек, что составляло 44% всех дальневосточников. В 1923-1924 гг. был национализирован ряд заводов, пищевые предприятия, домовладения, восстановлены угольные шахты, пущены в эксплуатацию цеха крупнейшего на Дальнем Востоке судоремонтного предприятия – Дальзавода, расширялась сфера действия Владивостокского торгового порта.

В 1930-е годы край начинает получать существенные бюджетные капиталовложения, так как был подключен к реализации программы форсированной индустриализации и коллективизации сельского хозяйства в соответствии с первыми пятилетними государственными планами. Приморье рассматривалось государством как сырьевая база страны, в этом направлении и шло его экономическое развитие. Развернулось широкое строительство дорог, новых промышленных предприятий – горных, лесных, рыбных, судоремонтных и т. д. Реконструировались угольные шахты. Одной из ведущих отраслей края по-прежнему оставалась рыбная отрасль . Развивались также различные виды транспорта – железнодорожный, воздушный , значительно увеличились возможности Дальневосточного морского пароходства . В сельском хозяйстве были созданы колхозы , зажиточные крестьяне подвергались раскулачиванию и репрессиям. Бурное экономическое развитие потребовало обеспечение края новыми рабочими руками. Для этого государство организовало добровольное переселение на Дальний Восток рабочих и крестьянских семей из центральных регионов России, а также демобилизованных красноармейцев. Но, заселяя край российским населением, руководство страны в 1930-е гг. одновременно провело социально-демографическую “чистку” Приморья. Отсюда были принудительно выселены несколько десятков тысяч так называемых неблагонадежных и социально-чуждых лиц. Кроме того, в 1937-1938 гг. была проведена принудительная депортация из Приморья всех жителей корейской и китайской национальностей, всего около 200 тысяч человек. Тем не менее, несмотря на принудительные выселения, депортации, расстрелы и возвратную миграцию, население Приморья в 30-гг. росло довольно быстро. К 1940 г. его численность достигла 939 тысяч человек.

Годы второй мировой войны стали для приморцев временем напряжения всех жизненных сил. На край легла большая нагрузка по производству военной техники и снарядов, судоремонту, добыче леса, угля, редких и цветных металлов. Приморье вместе с другими прибрежными районами Дальнего Востока стало практически единственной рыбопромысловой базой страны. Порт Владивосток, Дальневосточное морское пароходство и Дальневосточная железная дорога выполняли основной объем транспортных перевозок в СССР.

После окончания второй мировой войны Приморье продолжало развиваться как крупный промышленно-аграрный район Дальнего Востока с сохранением преимущественно сырьевой специализации. Здесь осваивались все новые и новые месторождения угля и руд, строились горно-обогатительные фабрики, новые электростанции. Кроме того, крупные государственные капиталовложения были внесены на создание предприятий военно-промышленного комплекса. Большинство предприятий добывающей и военно-промышленной отрасли имели всесоюзное значение и подчинялись союзным министерствам и ведомствам. К середине 1960 гг. созданы также новые для края отрасли промышленности: химическая, электротехническая, приборостроительная, инструментальная, фарфоровая, мебельная и др.

В геополитической системе советского государства Приморье, как и в дореволюционный период, занимало место одной из составных частей российского дальневосточного региона. В 20-е – 30-е годы под воздействием общегосударственных территориально-административных преобразований оно неоднократно меняло свой статус и имя. С 1922 по 1926 гг. это была Приморская губерния, которая входила в Дальневосточную область (ДВО). В 1926 г. ДВО была преобразована в Дальневосточный край (ДВК), а Приморская губерния сначала во Владивостокский округ, затем – в Приморскую и Уссурийскую области. Административным центром Дальнего Востока с 1923 по 1938 гг. был г. Хабаровск, где размещалось все региональное руководство, в непосредственном подчинении которого находились и приморские власти. 20 октября 1938 г . Указом Президиума Верховного Совета СССР “О разделении Дальневосточного края на Хабаровский и Приморский края” ДВК был разделен на две самостоятельные административно-территориальные единицы: Хабаровский край с центром в г. Хабаровске и Приморский край с центром в г. Владивостоке . С тех пор и по настоящее время Приморье имеет статус Приморского края с непосредственной подчиненностью Москве.

Современное Приморье – обширный по территории регион. Площадью более 165 тыс. кв. км – около 1% территории России. По площади край превышает Бельгию, Голландию, Данию и Швейцарию вместе взятые. Расстояние от Владивостока – краевого центра Приморья – до Москвы – 9288 км. На юге и востоке омывается водами Японского моря, на севере граничит с Хабаровским краем, на западе – с Китаем и КНДР. Общая протяженность границ края – более 3000 км, из них 1350 км составляет морская граница. В состав Приморского края входят острова, расположенные в заливе Петра Великого: Русский, Попова, Рейнике, Рикорда, Путятина, Аскольд и др.

Выделение Приморья в самостоятельную единицу способствовало дальнейшему росту его производительных сил. Рост экономики промышленного производства в свою очередь отразился на развитии населенных пунктов. Ко времени организации край насчитывал 6 городов и 9 рабочих поселков. В настоящее время в крае 12 городов и 24 района. По состоянию на 01.01.2006 г. в Приморском крае проживает 2019 тысяч человек. Административный центр – г. Владивосток с населением 613,4 тысяч человек.

Приморье – край многонациональный. Помимо коренных народов – удэгейцев, орочей тазов, нанайцев, входящих в “Северную ассоциацию народов” - в крае насчитывается более 120 национальностей. Наиболее многочисленны – русские, украинцы, белорусы, корейцы, татары и др. Созданы семь национально-культурных автономий – 3 корейских, 2 украинских, 1 немецкая и 1 еврейская автономия. Основная деятельность всех национально-культурных объединений направлена на сохранение и развитие национальной культуры, традиций народа, гармоничного развития межнациональных отношений, проведения совместных культурных мероприятий. Ежегодно проводятся традиционные праздники национальных культур – украинской, татарской, польской, еврейской и других.

С конца 1991 г. Приморский край, оставшись тем же административно-территориальным региональным образованием, стал входить фактически в другую, новую страну – в Россию. В этой связи произошло существенное изменение факторов и предпосылок социально-экономического развития Приморья. Распад СССР оказал двоякое влияние на развитие Дальнего Востока и Приморья. Во-первых, отрицательное – в связи с разрывом многих экономических связей и по ресурсам и по готовой продукции вследствие резко усложнившихся проблем движения товаров и денежного обращения в СНГ. Произошел также разрыв социальных связей не только в СНГ, но и между западными и восточными регионами России. В то же время геополитическая и экономическая роль Дальневосточного региона и особенно Приморья в России существенно возросла. Территория России по сравнению с СССР уменьшилась на 24%, природно-ресурсный потенциал – примерно на 20-25%, а социально-экономический потенциал, включая население, валовой и национальный продукт, объем промышленного производства – на 50%. В этих условиях возросла роль природных ресурсов Приморья: цветных и редкоземельных металлов, горно-химического сырья, биохимического сырья, в т. ч. морского, разнообразных лесных, рекреационных ресурсов и других. Возросло значение и местных топливно-энергетических ресурсов , прежде всего угольных , а также – гидроэнергетических, океанических и других. С отделением от России приморских районов – прибалтийских, украинских, грузинских – повысилось значение транспортно-транзитных функций Дальневосточного региона, особенно портов Приморья, его роль во внешнеэкономических связях России со странами АТР.

Основу внешней торговли края составил товарообмен со странами дальнего зарубежья. Приморские предприятия поддерживают торговые отношения с 80 иностранными государствами, но главными партнерами края, как и в прежние годы, остались Япония, Республика Корея, Китай и США. В краевом экспорте преобладают рыба, морепродукты, необработанные лесоматериалы, руды и концентраты цветных металлов, производные борной кислоты, лом и отходы черных и цветных металлов. В импорте края преобладают продукты питания, сырье для их производства, товары народного потребления, машиностроительная продукция и продукция нефтехимического комплекса.

Наряду с внешнеторговой деятельностью в крае продолжает развиваться рынок международных услуг. Международный сервис представлен пассажирскими и грузовыми перевозками, услугами связи, гостиничными, туристскими, коммерческими и другими услугами. Ведущее положение, как в экспорте, так и в импорте занимают транспортные услуги. Активно действуют в международном сервисе акционерные общества “ДВМП”, “ПМП”, “Владивосток-Авиа”.

Мощным толчком в наращивании научного потенциала на востоке страны явилось создание в 1970 г. Дальневосточного научного центра АН СССР, ныне Дальневосточное отделение Российской академии наук. ДВО РАН представляет собой сеть научных центров, расположенных в шести территориальных центрах. Приморский научный центр во Владивостоке – самый крупный, здесь находится около половины научного потенциала Отделения. Здесь же расположен Президиум ДВО РАН. Дальний Восток с его своеобразным климатом, животным и растительным миром во многом определили лицо академической науки. Главным объектом изучения является Тихий океан. Активное взаимодействие крупнейшего из материков Земли с величайшим из океанов порождает множество явлений, которые и являются предметом фундаментальных исследований институтов Дальневосточного отделения Российской академии наук.

В сфере образования подготовкой специалистов занимаются 12 вузов (включая филиалы), более 40 средних учебных заведений. Кроме того, в крае работают три негосударственных вуза, 7 университетов и 3 академии. В краевом центре Приморья Владивостоке сосредоточенны основные культурные учреждения края: Академический драматический театр им. М. Горького, краевой Театр молодежи, театр кукол, театр КТОФ, филармония, краевая картинная галерея.

Приморский край живет и развивается согласно “Федеральной целевой программе экономического и социального развития Дальнего Востока и Забайкалья на 1996-2005 гг. и до 2010 г.”, в которой значительное место отводится проблемам хозяйственного освоения Приморья. Также в крае приняты несколько губернаторских программ: “Приморье без наркотиков”, “Квартира молодой семье”, “Приморье без сирот”, программа по восстановлению основных фондов в жилищно-коммунальном хозяйстве, “Дороги Приморья” и другие.

В 1995 г. Думой Приморского края был принят Устав Приморского края , разработана символика – герб и флаг , установлен День Приморского края - 25 октября.

С осени 1918 в Приморье развернулось возглавля­емое большевиками партизанское движение . В конце января 1920 власть в Приморье формально перешла к Временному правительству Приморской областной земской управы во главе с эсером А.С. Медведевым. Фактичес­ки ситуацию в регионе контролировал Военный совет партизанской армии. В начале апреля 1920 Приморье покинули войска США, Англии, Франции. Японское правительство, заявив о своем нейтралитете, продолжало держать войска в регионе. 5 апреля 1920 японцы совершили нападения на казармы и учреждения в ряде городов. Были аресто­ваны и казнены члены Военного совета С.Г. Лазо , В.М. Сибирцев , А.Н. Луцкий. В декабре 1920 Владивостокская земская управа сложила свои полномочия в пользу Приморского областного управления Дальневосточной республики (ДВР). 26 мая 1921 во Владивостоке был совершен переворот. Власть в Приморье перешла к антибольшевистским силам (см. Временное Приамурское правительство, Правитель Приамурского земского края ). В конце ноября 1921 белогвардейские части начали наступление на Хабаровск и далее на запад. В тяжелых сражени­ях под Волочаевкой (см. Волочаевская операция ) и Спасском белогвардейцы потерпели поражение и были вынуждены оставить Владивосток. 25 октября 1922 в город, откуда накануне эвакуировались японские войска, вступила Народно-революционная армия ДВР . После этого приняло постановление о самороспуске и включении территории ДВР в состав РСФСР.

В начале ноября 1923 Приморскую область преобразовали в одноименную губернию . В 1926 в ходе районирования Дальнего Востока Приморскую губернию ликвидировали. В При­морье был образован Владивостокский округ Дальневосточного края . С 1923 началось восстановление народного хозяйства региона. В 1923-24 восстановлены угольные шахты Сучана , пущены в эксплуатацию законсервированные в войну цехи крупнейшего на Дальнем Востоке судоремонтного предприятия - Дальзавода. С 1924 начали разрабаты­ваться Артемовские угольные копи. Быстрыми темпами восстанавливалась рыбная промышленность. Существенно выросли объемы лесозаготовок и экспорта леса. Увеличились объемы производства сельскохозяйственной продукции. В 1920-е гг. в эко­номике Приморья заметную роль продолжал играть частный, прежде всего иностранный, капитал. В регионе работали крупные иностранные фирмы «Кунст и Альберс» , «Бринер и К°» и другие. Основные позиции в частной розничной торговле заняли китайцы . В ряде отраслей - рыбной, горнорудной, лесной, золотодобывающей - были созданы смешанные акционерные общества. Функционировали иностранные концессии, крупнейшей из которых являлась английская «Тетюхе Майнинг Корпорейшн» (1925-31), занимавшаяся разведкой, разработкой и переработкой серебро-свинцово-цинковых руд.

В 1930 в ходе очередной реформы административно-территориального деле­ния страны округа (в том числе и Владивостокский) были ликвидированы, а входящие в них районы перешли в непосредственное подчинение крайисполкому. Неспособ­ность краевого аппарата эффективно управлять обширным низовым звеном административной системы привела к необходимости фактического восстановления окружной системы. В 1932 наряду с другими внутрикраевыми областями в составе Дальневосточного края образуется Приморская область. В 1934 на части ее территории создана Уссурийская область. В 1938 Приморская и Уссурийская области вошли в ново­образованный Приморский край.

В 1930-е гг. в экономике Приморья произошли радикальные изменения. Частный и иностранный капитал был вытес­нен из промышленноcти и торговли, концессии свернуты. Основным производителем сельскохозяйственных продуктов стали колхозы. К середине 1935 в них вступило более 80 % крестьянских дворов Приморья. Форсированная коллективизация сопровождалась репрес­сиями против зажиточных крестьян (см. Раскулачивание , Спецпереселенцы ). Регион активно включился в процесс индустриализации . Возникали новые предприятия, переоборудовались действующие. Коренной реконструкции подвергся Дальзавод, который превратился в прочную базу судоремонта на Тихом океане. Бурное экономическое развитие потребовало обеспечения края новыми рабочими руками. Для этого государство организовало добровольное переселение на Дальний Восток рабочих и крестьянских семей из центральных районов России и демобилизованных красноармейцев. Для восполнения потребности в рабочей силе широко использовался труд заключенных. В 1937-38 проведена принудительная депортация из Приморья всех жителей корейской (в Казахстан и Среднюю Азию) и китайской (в основном в Китай) национальностей (всего около 200 тыс. человек).

Развитие событий в регионе в немалой степени опреде­лялось его пограничным положением. В 1920-е - начале 1930-х гг. на территории Приморья проникали отдельные белые формирова­ния. Существенным военным столкновением стал конфликт на КВЖД. Для его погашения и защиты российских интересов на Дальнем Востоке была создана Особая Краснознаменная Дальневосточная армия (ОКДВА). Во второй половине 1930-х гг. на дальневосточной границе обострилось советско-японское военное проти­востояние, вылившееся летом 1938 в вооруженный конфликт в районе озера Хасан.

В годы Великой Отечественной войны Приморский край не стал непосредственной ареной боевых действий, но на его жизнь влияло соседство мощной группировки японских войск. Тре­вожную обстановку в Приморье создавали многочисленные нарушения границы, обстрел пограничной территории, незаконное задержание и потопление советских судов. Летом и осенью 1941 вокруг городов и железнодорожных узлов края, расположенных в приграничной полосе, были возведены укрепления, противо­танковые рвы и созданы огневые точки; в населенных пунктах построены подземные сооружения, щели и другие укрытия. Из добровольцев-активистов были созданы спецотряды, которые помогали погранвойскам в охране границ. Инте­ресам фронта была подчинена работа всех предприятий. Жители Приморья собрали средства на строительство эскадри­льи боевых самолетов «Советское Приморье», танковых колонн «Рыбник Приморья», «Приморский комсомолец» и другую боевую технику. Военнослужащие, обученные на Дальнем Востоке, регулярно пополняли ряды действующей армии. За годы войны 159 приморцев удостоены звания Героя Советского Союза .

В период войны с Японией Приморье из глубокого тыла превратилось в прифронтовую зону. За первые 3 дня войны почти от 3 тыс. жителей Приморского края поступили заявле­ния с просьбой отправить на фронт. В санаториях Приморского края были развернуты госпитали для раненых. В десантных операциях на территории северной Кореи, Сахалина и Курильских островов участвовали суда Дальневосточного морского пароходства. За мужество и героизм, проявленные в боях с японскими империалистами, 54 военнослужащих, ро­дившихся или живших в Приморье, удостоены звания Героя Советского Союза.

После окончания войны Приморский край продолжает развивать­ся как крупный промышленно-аграрный район Дальнего Востока с сохранением преимущественно сырьевой специализации. Увеличилось производство сельскохозяйственной продукции. В 1970-80-е гг. положительную динамику развития отрасли обеспечивало сооружение животноводческих комплексов, птицефабрик, крупных пригородных овощеводческих хозяйств. Строились предприятия пищевой промышленности.

Осваивались новые месторождения угля и руд, стро­ились горно-обогатительные фабрики, электростанции. Рыб­ная промышленность пополнилась новыми судами. В 1980-е гг. недалеко от Находки начал работу Порт Восточный, единственный на Дальнем Востоке имеющий специализированные комплек­сы по переработке различных видов технологического груза. Форсированными темпами развивался военно-промышленный комплекс . Были созда­ны новые для края отрасли промышленности: химическая, электротехническая, приборостроительная, инструментальная, фарфоровая, мебельная. В созданном еще в 1932 сложились основные научные направления, отделы и лаборатории, из которых выросли самостоятельные институты: Геологический (1959), Биолого-почвенный (1961), Институт биологически активных веществ (1964). В 1970 на базе Дальневосточного филиала создан Дальневосточный научный центр (ДВНЦ) Академии Наук СССР, преобразованный в 1986 в Дальневосточное отделение (ДВО).

В 1990-е гг. в связи с радикальными политическими изменениями в стране возникла новая структура управления, в том числе на краевом уровне. Реформирование экономики Приморского края со­провождалось резким спадом производства, закрытием многих ведущих предприятий, снижением уровня жизни населе­ния, ростом социальной напряжения. Значительные сложности испы­тала бюджетная сфера, особенно предприятия, ориентированные на выполнение военных заказов. Объем валовой продукции промышленности края в 1998 составил 56 % от уровня 1991. В сельском хозяйстве наиболее пострадало животноводство. Поголовье крупного рогатого скота за 1990-2000 упало в 3,6 раза, свиней - в 6,3 раза. Мяса в 2000 произведено в 4,6 раза, молока - в 2,6 раза, яиц - в 3,8 раза меньше, чем в 1990. Со­кращение посевной площади за этот же период составило 34,7 %. В конце 1990-х гг. положение в экономике Приморского края стабилизировалось, а в начале ХХI в. наметились поло­жительные изменения.

В Приморском крае сконцентрирована значительная часть промышленного, научного и технологического потенциала Дальнего Востока России. Удельный вес промышленности в отраслевой структуре валового регионального продукта в 2003 составил 23,9 %, сельского хозяйства - 4,4, строительства - 5,6, транспорта - 16,2, связи - 3,0, торговли и коммерческой деятельности по ре­ализации товаров и услуг - 16,5 %. Численность экономиче­ски активного населения в 2004 - 1 090 тыс. человек (53,5 % от общей численности), в экономике занято 985,5 тыс. человек. Уровень официально зарегистрированной безработицы 9,6 %. Структура промышленного производства в 2004: пищевая промышленность 33,3 %, электроэнергетика 25,2, машиностроение и ме­таллообработка 14,0, лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно­бумажная 8,5, цветная металлургия 4,2, промышленность строительных материалов 4,2, топливная промышленность 2,9, химическая и нефтехимическая 2,0, легкая - 1,4 %.

Ведущая отрасль экономики края - пищевая промышленность. Рост производства в отрасли, наблюдающийся в начале ХХI в., связан с увеличением выпуска рыбной и мясо-молочной продукции. Оснлвная специализация предпри­ятий машиностроения - судостроение и судоремонт, приборостроение, авиастроение. Здесь сосредоточены высококвалифицированные трудовые ресурсы, высоким остается и производственный потенциал отрасли. Лесная промышленность и лесо­переработка - старейшая отрасль хозяйства Приморского края. Более 75 % заготавливаемого леса (клен, береза, кедр, сосна, ясень, лиственница, ель) уходит за рубеж, как правило, в необработанном или первично-обработанном виде.

В первые годы ХХI в. выросло производство электрообору­дования, электронного и оптического оборудования, обуви, резиновых и пластмассовых изделий. Прирост также достиг­нут в целлюлозно-бумажном производстве, издательской и полиграфической деятельности, металлургии, производстве готовых металлических изделий.

Ведущее место в сельском хозяйстве занимает растениеводство (63,4 % от общего объема производства), развернутое в основном в южных и юго-западных зонах, климатические условия в которых благоприятны для возделывания практически всех культур, включая теплолюбивые. Край является одним из крупнейших производителей сои, риса, гречихи. Посевная площадь в 2004 - 357,1 тыс. га. Структура посевной площади: технические культуры 36,1 %, зерновые и зернобобовые 27,3, кормовые 19,3, картофель и овоще-бахчевые 17,3 %. Ва­ловой сбор зерна 115,5 тыс. т, картофеля - 484,4 тыс. т, овощей - 173 тыс. т. В животноводстве приоритет отдается производству молока, мяса и яиц. Поголовье крупного рогатого скота 77 тыс., свиней - 40,8 тыс., овец и коз - 21,9 тыс. Производство мяса скота и птицы 22,5 тыс. т, молока - 116,8 тыс. т, яиц - 281,5 млн шт. Основные производите­ли зерновых - крупные и средние сельскохозяйственные предприятия, 84,9 %. Картофель и овощи выращиваются в основном в личных приусадебных хозяйствах (ЛПХ) населения - соответственно 93 и 78,6 %. В ЛПХ также производится большая часть молока - 73,9 %. В производстве мяса скота и птицы ЛПХ и сельскохозяйственные предприятия представлены примерно поровну - 50,8 и 47 % соответственно. Удельный вес фермерских хозяйств в производстве зерна - 6,4 %, овощей - 6,8, картофеля - 2,5, молока - 2,4, мяса - 2,2 %.

Ведущее значение в транспортной системе края имеет морской транспорт. В Приморье действуют 5 крупных портов и несколько портопунктов. Через порты Приморья и Транссиб действует уникальный контейнерный мост: АТР - страны Западной Европы. Эксплуатационная длина железных дорог 1 565 км. Автомобильный транспорт выполняет в основном внутрикраевые перевозки. Общая длина автодорог с твердым покрытием около 7 тыс. км. В последние годы развивается автодорожное сооб­щение с приграничными районами КНР. Большую роль играет авиационный транспорт, прежде всего в перевозках пассажи­ров. Международный аэропорт во Владивостоке.

В крае действует более 40 НИУ. Основу научного потенциала Приморья составляют 15 учреждений Дальневосточного отделения (ДВО) РАН . Главным центром академической науки является Владивосток. Здесь находятся Президиум отделения, 12 институтов, Ботанический сад-институт, база научно-исследовательского флота, центральная библиотека. Президиум ДВО РАН курирует работу Уссурийской астрофизической обсервато­рии («Служба солнца»), Горно-таежной станции им. В.Л. Комарова . Ведущие учреждения отраслевой науки: Тихоокеанский НИИ рыбного хозяйства и океанографии (ТИНРО), Дальневосточный гидрометеорологический институт (ДВНИГМИ), институт «Приморгражданпроект».

В сферу профессионального образования Приморья входят 53 начальных профессиональных учебных заведения, 35 средних профессиональных учебных учреждений. Приморский край располагает сетью учреждений народного образова­ния: функционируют 1 075 дошкольных учреждений, которые посещают около 108 тыс. детей, 689 муниципальных общеобразовательных учреждений, в том числе 8 лицеев и гимназий. Каждый год 6 тыс. учителей повышают квалификацию в Институте развития образования края. Подготовкой квалифицированных кадров для народного хозяйства занимаются 12 высших учебных заведений: Дальневосточный государственный технический университет, Дальневосточный государственный университет , Владивостокский государственный университет экономики и сервиса и др.

В системе здравоохранения Приморского края работают 3 НИИ РАМН, 2 научно-исследовательские лаборатории ДВО РАН и 8 учебно-медицинских заведений. В 1958 открыт Владивостокский государственный медицинский институт - многопрофильное высшее учебное заведение, осуществляющее подготовку, усовершенст­вование и переподготовку врачебных кадров. В 2006 лечебно-профилактическую помощь в крае оказывали в 161 больнице и медико-санитарной части, имеющих около 30 тыс. коек, в 195 поликлиниках и амбулаториях, 30 специализированных диспансерах. В крае функционируют более 10 лечебно-диагностических центров. Широкое распространение получила система негосударственных медицинских учреждений, применяются нетрадиционные методы лечения и профилактики заболеваний. Оздоро­вительную работу проводят десятки санаториев, домов отдыха и профилакториев.

Развитие художественной культуры в Приморье проходило в соответствии с уровнем и темпом формирования всей провинциальной городской культуры. В отличие от других крупных дальневосточных городов статус Владивостока - крупнейшего порта на восточной окраине России - предопределил его быстрое вы­движение на позиции ведущего культурного центра. Театральная жизнь Приморья насчитывает уже полтора столетия. В начале ХХI в. в городе 4 театра, в том числе Приморский академический театр драмы им. М. Горького и Камерный театр (бывший ТЮЗ). В Приморье насчитывается около 100 музеев. Веду­щие музеи: Приморский объединенный краеведческий музей им. В.К. Арсеньева , Музей морского флота, Музей бое­вой славы Тихоокеанского пограничного округа, Уссурийский историко-краеведческий музей. К числу ведущих музыкальных коллективов Владивостока относятся симфонический оркестр, филармония, ансамбль песни и пляски Тихоокеанского флота и др. В городе работает несколько музыкальных учебных заведений - Дальневос­точный государственный институт искусств, музыкальное училище, 8 музыкальных школ. При клубах и домах культуры действуют коллективы художественной самодеятельности, музыкальные студии и кружки. В При­морье более 1,2 тыс. библиотек различных систем и ведомств, в том числе школьных, вузовских, средних учебных заведений, научных и технических, библиотечных организаций, учреждений. Крупнейшие из них: Примор­ская государственная публичная библиотека им. М. Горького, Приморская краевая библиотека для слепых, Центральная научная библиотека ДВО РАН, библиотека Приморского филиала Географические общества России, Центральная научная библиотека Дальневосточного государственного университета.

Лит.: Унтенберг П.Ф. Приморская область. 1856-1898 гг. СПб., 1900; Приморский край: Географический очерк. Владивосток, 1958; Окладников А.П. Далекое прошлое Приморья. Владивосток, 1959; Большаков И.И. Приморье сегодня и завтра. Владивосток, 1968; 50 лет советскому Приморью. Хроника событий. 1917-1967. Владивосток, 1968; Ломакин В.П. Приморье: вчера, сегодня, завтра. М., 1981; Наша народная власть. К 60-летию со дня ос­вобождения Дальнего Востока от интервентов и белогвардейцев. Владивосток, 1982; Алексеев А.И. Как начинался Владивосток. Владивосток, 1985; Приморье: Краеведческий сб. Владивосток, 1985; Александровская Л.В. Опыт первого морского переселения в Южно-Уссурийский край в 60-е гг. XIX в. Владивосток, 1990; Местные советы Приморья: страницы истории: Сб. документов. 1922-1985. Владивосток, 1990; Осипов Ю.Н. Владивостоку - 130 лет. Владивосток, 1990; Бакланов П.Я. География Приморского края. Владивосток, 1997; Приморский край: Краткая энциклопедия. Владивосток, 1997; Королева В.А. Хроника культурной жизни Владивостока. 1917-1922. Владивосток, 1998; Регионы России. Основные характеристики субъектов Российской Федерации 2005. Стат. сб. М., 2006.

Территория Приморья вошла в состав России в середине 19 в. В 1856 г. здесь была образована Приморская область, в 1860 основан Владивосток. Советская власть в Приморье была установлена в ноябре 1917. В 1918 на территории края власть перешла в руки белогвардейцев под коммандованием адмирала Колчака, а во Владивостоке высадились войска США и Японии

Территория Приморья вошла в состав России в середине 19 в. В 1856 г. здесь была образована Приморская область, в 1860 основан Владивосток. Советская власть в Приморье была установлена в ноябре 1917. В 1918 на территории края власть перешла в руки белогвардейцев под коммандованием адмирала Колчака, а во Владивостоке высадились войска США и Японии. Весной 1920 Красная Армия подошла к границе Приморского края. Во избежание военного столкновения России с Японией здесь была создана Дальневосточная республика, находившаяся под контролем большевиков. В 1922 эта республика вошла в состав Советской России. В 1938 был образован Приморский край с центром во Владивостоке.

Район Владивостока был исследован Российскими мореплавателями в 50-х гг. 19 в. В 1860 на берегу глубоководной и закрытой от ветров бухты Золотой Рог командой Российского парусника "Маньчжур" был основан военный пост, получивший название "Владивосток". В 1871 во Владивосток была переведена из Николаевска-на-Амуре главная база Сибирской военной флотилии. Развитие судостроения и других отраслей промышленности сопровождалось укреплением Владивостока как административного центра. Постоянная пароходная линия связала Владивосток с Санкт-Петербургом и Одессой в 1879. В 1880 Владивосток (с полуостровом Муравьёв-Амурский) был выделен в особое "военное губернаторство" и признан городом. С 1888 центр Приморской области. В 1897 построена железная дорога Хабаровск - Владивосток, в 1903 открылось прямое железно-дорожное сообщение с Москвой по Великой Сибирской железнодорожной магистрали. В 80-90-х гг. 19 в. Владивосток постепенно превращался в место сосредоточения русской культуры на Дальнем Востоке. Владивосток был организационным центром экспедиций российских путешественников и учёных Н.М. Пржевальского, С.О. Макарова, В.К. Арсеньева, В.Л. Комарова (впоследствии президента Академии наук СССР) и др. В 1899 во Владивостоке открыт Восточный институт. После установления советской власти в 1917 в городе неоднократно менялись правительства, высаживались военные десанты японских, американских и английских войск. В 1920-22 Владивосток - центр Дальневосточной республики. С 1922 в составе РСФСР. С 1938 центр Приморского края.

История Приморского края

История Приморского края ведет свой отсчет с появления первых поселений на территории Приморского края, которые возникли в эпоху палеолита . Это были поселения собирателей и охотников на мамонтов, бизонов, носорогов, медведей, лосей. В разное время территория Приморья входила в состав таких государств, как Бохай , империя Цзинь , Российская империя , Дальневосточная республика .

Во второй половине I тысячелетия до нашей эры, в западных районах Приморья появляются племена воцзюй - носители кроуновской культуры. В середине I тысячелетия нашей эры Приморье было заселено племенами сумо моэх.

Средние века

Бохай в 830 году

На территории Приморья в средние века существовало три империи, последовательно сменявшие друга друга: Бохай (698-926 гг.), Цзинь (1115-1234 гг.), Восточное Ся (1215-1233 гг.).

Этот период истории края характеризуется появлениям неравенства и сословий , становлением неподконтрольных народу органов власти, которые основаны на легитимном насилии. Экономика характеризуется качественными преобразованиями хозяйства (в первую очередь его производящих форм, таких как земледелие), развитием ремесла, торговли. Развитие экономики приводит к появлению первых городов. В области культуры начинается поляризация идеологии, разделение культуры на элитарную и массовую .

Империя Цзинь в 1141 году

Окончательным итогом монгольских нашествий стало разрушение древних цивилизаций, опустошение и разорение Приморья. Как писал один из китайских летописцев «на том месте, где стояли города и кипела бурная жизнь, царило запустение и паслись дикие звери». С позиций официальной российской историографии, вплоть до появления русских первопроходцев край оставался нетронутым и забытым, чему отчасти способствовала политика самоизоляции, проводившаяся в Китае и Корее в XVII -XIX веках . Это, впрочем, не подтверждается свидетельствами самих русских первопроходцев, в частности, Ерофея Хабарова , который в своих «отписках» докладывал руководству о том, что «теми людми, Дмитрей Андреевичь да Осип Степановичь, той земли овладеть не можно, потому что та земля многолюдна и бой огненной».

XIX век - начало XX века

В том же году было основано село Хабаровка , а в 1859 году заложен Софийск . 20 июня (2 июля по новому стилю) 1860 года был основан Владивосток , как военный пост. 14 ноября этого же года был подписан Пекинский договор , результатом подписания которого явилась передача южных земель Дальнего Востока под полную юрисдикцию России, с тех пор южная часть Приморья приняла нынешние очертания.

В это же время начинается переселенческое движение, которое осуществлялось двумя способами: принудительным и добровольным. В первом случае происходила отправка воинских команд по приказу, отправка казаков по жребию, направление крестьян в счет рекрутов, административное водворение государственных крестьян, ссылку катаржан и т. д. Добровольный способ, в отличие о принудительного, характеризовался свободным переселением желающих на новые земли.

Всего, в течение 1858-1914 годов в Приморье переселились 22 122 крестьянские семьи, 70 % которых были выходцами из Украины , при этом их доля в Южно-Уссурийском крае составляла 81,26 % от всех крестьян-переселенцев.

Строительство транссибирской магистрали около Уссури

Революция и Гражданская война

Парад американские войск во Владивостоке. Август 1918 года

Японские войска в Приморье. 1918-1919 года.

В это время граница Приморья была слабо охраняемой, что позволило перейти в Россию тысячам корейских иммигрантов, большая часть которых осела во Владивостокском округе, и составив в Посьетском районе до 90 % населения. Границу пересекали также и китайские иммигранты, которые, в отличие от корейцев, приходили в Приморье, как правило, на сезонные заработки.

В ноябре 1921 года из Владивостока начался поход на Хабаровск и Анучино , завершившийся провалом.

Одновременно с этим сталинское руководство проводили политику этнических и социально-демографических чисток, результатом которых стало выселение нескольких десятков тысяч «неблагонадежных» и «социально-чуждых» лиц. В - 1938 годах принудительно были депортировано 200 тысяч жителей корейской (в Казахстан и Среднюю Азию) и китайской (в основном в Китай) национальностей. В результате этнических депортаций до конца 80-х годов XX века китайцы и корейцы исчезли из национального состава населения Приморья.

После окончания второй мировой войны Приморский край продолжал развиваться как крупный промышленно-аграрный район Дальнего Востока, но при этом сохранял сырьевую специализацию. Значительную роль в экономике края играл железнодорожный и морской транспорт.

15 сентября 1948 года Президиум Верховного Совета РСФСР постановил «Передать город Советская Гавань вместе с пригородной зоной из Приморского края в Хабаровский край »

В это же время продолжались миграция жителей Европейской части России и Сибири, которая привела к увеличению численности населения края, с 1381 тысяч человек в до 1978 тысяч в 1979 году , при этом в социально-демографической структуре края преобладало городское население.

Карта Владивостокской агломерации в составе схемы территориального планирования Приморского края

В середине 80-х годов началась «перестройка », которая внесла существенные изменения в экономическую, политическую, демографическую и социальную жизнь всего СССР, не исключением был и Приморский край.

Административно-территориальное деление :

Муниципальные районы : Анучинский | Дальнереченский | Кавалеровский | Кировский | Красноармейский | Лазовский | Михайловский | Надеждинский |


Ольга Журман
собственный корреспондент (г. Владивосток)


Первый выход русских людей к Амуру произошёл в середине XVII века благодаря походам Василия Пояркова и Ерофея Хабарова. Позже отряды казаков прошли к Охотскому морю. Важный этап в освоении региона связан с Амурской экспедиций Геннадия Невельского – она прошла по Амуру и доказала, что он впадает в море, именно по данным этой экспедиции Сахалин получил статус острова.

Цикл очерков об освоении Дальнего Востока

В середине XIX века центральным поселением на восточных землях был Николаевск-на-Амуре. Оттуда в году и вышел корабль генерал-губернатор а Восточной Сибири Николая Муравьёва-Амурского . Оглядывая берега залива Петра Великого, генерал-губернатор заметил хорошо укрытую бухту Золотой Рог . Через год на берегах Золотого Рога по его приказу был основан военный пост - впоследствии город Владивосток, которому в 2011 году исполняется 151 год.

1860-1917 годы

Заселение южной части Приамурского (современного Приморского края) началось с казаков Уссурийского пешего батальона Амурского казачьего войска. Они были переселены сюда в период 1858-1862 годов из Забайкалья, где выбирались по жребию, волей или неволей должны были бросить свою родину и идти в новый, неведомый для них край. «Таким образом, казаки с первого раза стали смотреть враждебно на новый край, а на себя как на ссыльных», - считает историк Юрий Филатов.

В Петербурге тоже планировали заселение далёкой окраины. 26 мая 1861 года вступили в силу «Правила для поселения русских и иностранцев в Амурской и Приморской областях Восточной Сибири». В соответствии с ними Амурская и Приморская области были объявлены правительством открытыми для заселения «крестьянами, не имеющими земли, и предприимчивыми людьми всех сословий, желающими переселиться за свой счёт». Естественно, переселенцам предоставлялись определённые льготы.

Наступил первый этап организованного переселения. Группами, а иногда целыми деревнями, пешком (телеги везли нехитрый скарб, больных и самых маленьких) два, а то и три года добирались выходцы из Вятской, Воронежской, Пермской, Тамбовской, Астраханской губерний до Амура. И здесь оседали насовсем.

Вторым этапом заселения Южно-Уссурийского края занималась переселенческое управление. С установлением в 1882 году регулярных рейсов Одесса - Владивосток пароходами Добровольного флота основная масса переселенцев стала прибывать в Приморье морским путём. На дорогу уходило уже от 40 до 50 дней, в зависимости от погоды.

«Каждый переселенец получал бесплатно в вечное и постоянное пользование 40 десятин (43,6 га) земли, пожизненное освобождение от подушной подати, а от других налогов на 20 лет, - рассказывает Юрий Филатов. - Кроме того, каждой семье выдавалась ссуда сроком на 28 лет, причём её погашение можно было начинать через пять лет, так как на эти годы процентов не начисляли. Притом, у переселенцев оставалось и некоторая сумма от денег, полученных перед выездом с прежнего места жительства. Через два дня главы семейств, вместе с чиновниками переселенческого управления, отправлялись в край - выбирать места для поселения. Примерно через пару недель покидали бараки и остальные временные обитатели. А вскоре прибывал другой «доброволец» с новой партией переселенцев».

Всего с 1883 по 1901 годы в край переселилось (в основном морским путём) 55 208 человек.

Начало третьему этапу положило завершение в 1901 году строительства Великого Сибирского рельсового пути (Транссиба), связавшего Москву с Владивостоком. Теперь на дорогу переселенцы тратили всего 18 суток. Главными руководителями этого этапа стали С. Ю. Витте, министр финансов, возглавивший правительство России в 1903 году, и сменивший его на посту Председателя Совета Министров П. А. Столыпин.

Первый период переселения по Транссибу проходил с 1901 по 1904 год. Вначале вагоны с переселенцами цепляли к товарным поездам, затем стали формировать специальные составы. Дальнейшее заселение области прервала русско-японская война 1904-1905 годов. В 1906 году снова началось переселение из Забайкалья в Приморскую область.

Третий этап переселения прервали Первая мировая война и революция. К тому времени Транссиб перевёз в Приморье 198 953 переселенца. Всего с 1861 по 1917 год в край переселились 268 820 крестьян и казаков, которыми было основано 503 села и 16 посёлков.

1922-1940 годы

Приморье воссоединилось с РСФСР в 1922 году. Это дало право историкам «хвастаться» тем, что при советской власти население далёкого края прожило на пять лет меньше.

Эти пять лет ушли на согласование политического устройства губернии с социалистической федерацией. После этого новая власть принялась за сельское хозяйство. В результате отмены деления населения на сословия, в распоряжении Владивостокского окружного исполкома оказались тысячи десятин пашни и лесных угодий бывшего Уссурийского казачьего войска. Тем более что большая часть его землевладельцев либо погибла в боях, либо бежала за кордон.

В 1926 году Москва настоятельно рекомендовала окрисполкому подготовиться к принятию переселенцев из пережившего неурожай Поволжья. С 1928 года началось освоение переселенцами пустующих земель Ханкайской равнины. Они должны были стать опорой партии и власти при проведении коллективизации.

Частью это были прибывшие из центральных губерний, частью - оставшиеся в крае демобилизованные военнослужащие 5-ой армии. Их бытовые проблемы местные власти решили просто. Созданный демобилизованными мужской колхоз «Красный артиллерист Тихоокеанской дивизии» объединили с колхозами «Труд и знание» и «Новый быт» в трудовую коммуну, состоявшую через год (по переписи окркомзема) из 700 семей.

В январе 1930 года большая часть сельского населения южных районов края состояла из переселенцев. Это позволило взять курс на сплошную коллективизацию.

Но борьба старожилов с колхозниками-переселенцами не затихала. В 1930 году были убиты первые председатели сельсоветов в Новоникольске и Дмитриевке. На это власть ответила максимальным использованием закона от 7 августа 1932 года об охране социалистической собственности. Из 2000 осуждённых по нему 200 человек приговорили к высшей мере наказания и расстреляли. Дальнейшее заселение округа (с 1932 г. - области) проходило более спокойно.

Следующий этап заселения Приморья имел некоторую особенность. В 1932 году в СССР были введены паспорта, но только для горожан. Сельским жителям паспорт выдавался только с разрешения сельсовета. Но демобилизованные после прохождения военной службы имели права получить паспорт по месту демобилизации. Как тогда и полагалось, вначале годичный, а затем на 5 лет. И в Приморье начало накапливаться значительное количество молодых мужчин.

В феврале 1932 года к девушкам Советского Союза обратилась с призывом приехать на Дальний Восток, вложить свои силы и энергию в его развитие жена майора ОКДВА Валентина Хетагурова, прибывшая на Дальний восток в 1932 году по комсомольской путёвке. Вслед за этим обращением последовали призывы от личного (мужского) состава гарнизонов и застав, экипажей кораблей и эскадрилий. И они были услышаны.

Из письма работниц фабрики «Москвошвей»: «Да, мы согласны приехать к вам, чтобы соединить свою жизнь с вашей на пользу и благо нашей цветущей Родины».

В ответ на призыв в августе 1937 года в край прибыло 5000 девушек, получивших название - хетагуровки. Они были распределены по гарнизонным посёлкам и береговым рыбкомбинатам.

Стоит упомянуть ещё о двух попытках переселения жителей из европейской России в образованный в 1934 году Приморский край. В первом случае это были выходцы из Финляндии, во втором - казаки Всевеликого войска Донского. Обе попытки завершились неудачно и, по причине малочисленности переселенцев, большого значения для края не имели.

Соседи

В отдельную категорию можно выделить переселенцев из Кореи. Вероятность их появления в южном Приморье администрация Восточной Сибири предвидела, и потому уже в 1861 году губернатору Приморской области было предложено руководствоваться «Временными правилами пребывания выходцев из Китая и Кореи в Приамурье и Зауссурийском крае». В частности предписывалось «...ввиду особой важности оказывать таковым переселенцам, срочно желающим поселиться в наших пределах, покровительство и пособие продуктами на первое время». И если в 1864 году в Приморье проживало 14 корейских семей, то к 1869-му на территории Южно-Уссурийской округи появились три корейские деревни.

В 1884 году правительствами Кореи и России было подписано «Соглашение о проживании корейцев на российском Дальнем Востоке». В 1896 году первая большая группа корейцев была официально принята в российское подданство.

По данным Всероссийской переписи 1897 года на территории Приморья насчитывалось 24 306 корейцев, что составляло 11 % всего населения. Резко возрос приток иммигрантов из Кореи после её оккупации Японией в 1905 году.

После 1922 года отношение новой власти к корейцам было самым благожелательным. В сельских школах изучали корейский язык, в Ворошилове (Уссурийск) было открыто корейское педучилище, а во Владивостоке - корейский пединститут. В 1937 году, на основании ничем не подкреплённых подозрений, по распоряжению из Москвы корейское население края было выслано в незаселённые районы Казахстана.

Вопреки бытующему мнению, в Приморье никогда не переселялись китайцы. Они здесь жили, конечно. Во Владивостоке до 1922 года и в послереволюционное время работали китайские рестораны, мастерские, парикмахерские, но массового заселения китайцами региона не было. Они приходили сюда охотиться и рыбачить, но не селились в современном Приморье, считая территорию неудобной для жизни. И пресловутое опасение китайской угрозы - заблуждение девяностых годов, довольно быстро у дальневосточников прошедшее.

Убеждение в том, что весь Дальний Восток скоро станет китайским осталось только, видимо, у части жителей средней полосы России. Но это совсем другая тема.

P.S. В ближайшее время мы познакомим нашего читателя с подробностями заселения Приморского края в более поздние советские времена и в постсоветский период, расскажем о миграционной политике, которая проводится в крае сегодня, по результатам последней переписи населения.

При подготовке материала были использованы фото РИА «Новости».