Основные тенденции миграционной политики российской федерации. Причины нереализации положений концепции государственной миграционной политики российской федерации. Статистика и география миграционных потоков в россии

Основные тенденции миграционной политики российской федерации. Причины нереализации положений концепции государственной миграционной политики российской федерации. Статистика и география миграционных потоков в россии
Credit Line

Акопян О.А., аналитик НИРСИ

Для России, как для государства, граничащего с 18 странами, допущение несовершенств в этой сфере несет ощутимые негативные риски.

Разбираясь в тонкостях миграционной политики, предстоит говорить сразу о нескольких направлениях – тенденциях эмиграции и волнах иммиграции, легальных и нелегальных мигрантах, беженцах, вынужденных переселенцы и, пожалуй, самом актуальном на сегодняшний день – трудовых мигрантах. Кроме того, важной темой сегодня является ситуация с внутренней трудовой миграцией в РФ.

Внятная государственная политика по перечисленным направлениям отсутствует до сих пор. Дело в том, что вопросы миграционной политики зачастую используются политическими партиями как элемент предвыборного пиара, а реальная миграционная политика носит ситуативный характер. Несмотря на ряд шагов (наведение порядка на рынках, борьба с игорным бизнесом, приоритет коренного населения на рынке труда), осуществляемых властями, целостной концепции государственной миграционной политики в интересах России как не было (в момент «открытия границ» нашего нового государства), так и нет. Но если тогда темпы были весьма скромными – в 1989 году Россия приняла 13 тыс. турок-месхетинцев из Ферганы, а год спустя 90 тыс. армян из Баку – то сегодня, 20 лет спустя, в Россию стало ежегодно въезжать более 200 тысяч человек. Однако и терять мы стали солидное число граждан ежегодно – более 30 тысяч.

Тезис о ситуативном, точечном реагировании на возникающие проблемы имеет множество подтверждений на практике. Наиболее наглядным из них является частые смены в последние годы квот для иностранных трудовых мигрантов. Изначально на 2009 год было запланировано 3,9 млн. квот на иностранную рабочую силу. В начале 2009 года эта цифра была сокращена на 50%. Таким образом, квота составляла менее 2 млн., затем была сокращена еще на 52 тыс. В 2010 и 2011 годах продолжилось снижении квоты и сейчас она составляет не многим более полутора миллионов. Однако представляется, что сокращения числа легальных (!) мигрантов в стране является не самой правильной мерой с экономической точки зрения, а так же она не решает большинство проблем, возникающих в миграционной сфере в связи с ежегодным ростом нелегальной трудовой миграции.

По мнению экспертов, потребность в трудовых мигрантах будет только возрастать с развитием экономики страны, в частности, несырьевой её сферы, а именно в ней, как правило, занято большинство мигрантов. Именно поэтому сегодня возникает ряд вопросов, проблем и насущных тем для обсуждений.

Ниже приведены некоторые из наиболее актуальных и резонансных
(основные тезисы):

  • В настоящее время миграционные потоки носят стихийный характер. В результате не учитываются реальные возможности социальной инфраструктуры, увеличиваются диспропорции региональных рынков труда, растет социальная напряженность, создаются условия для распространения среди населения Российской Федерации идей национальной нетерпимости.
  • Основные вопросы, требующие рассмотрения — создание условий для привлечения в РФ квалифицированных легальных трудовых ресурсов, совершенствование миграционного учета, противодействие нелегальной миграции, а также комплекс мер по поддержке внутренней трудовой миграции в России и введение повсеместной практики ее статистического учета.
  • Решение озвученных задач невозможно осуществить без сбора и анализа качественной и подробной информации о миграции. Источниками информации о миграции служит административная статистика, перепись и обследования населения. Однако все эти источники не в полной мере охватывают мигрантов, в первую очередь нелегальных, что затрудняет принятие взвешенных экономических и политических решений.
  • Давно назрел выбор, стоящий перед Россией: занять позицию открытости или закрытости в миграционных вопросах. Иммиграционная открытость означает ставку на повышение конкурентоспособности отдельных корпоративных субъектов или сегментов бизнеса за счет снижения затрат на оплату труда. Альтернативой этой модели является выбор в пользу развития экономики на основе внутреннего рынка. Он, в числе многих других условий, предполагает качественный рост долгосрочных государственных инвестиций в воспроизводство человеческого капитала и селективную закрытость в миграционной политике.
  • Назрела необходимость разработки социальных программ, обеспечивающих более эффективную социализацию приезжающих, их этнокультурную и языковую адаптацию. Кроме того, требуется стимулирование миграционного притока русскоязычного населения, бывших соотечественников из ближнего зарубежья, прежде всего квалифицированных кадров. Эти меры необходимы сегодня в связи с нависшей угрозой потери национальной идентичности в России и размывания этнокультурного фона. Относительно иммигрантов, противящихся интеграции в единое культурно-языковое пространство России, стремящихся к обособлению и исключительно компактному проживанию, могут быть применены радикальные меры – им может быть предложено вернуться в страны, где они проживали ранее.
  • Россия заинтересована в притоке высококвалифицированных кадров, способных внести свой вклад в социально-экономическое развитие страны, в развитие фундаментальной и прикладной науки. Снятие законодательных барьеров для иностранных специалистов, желающих работать в российских финансовых институтах, позволит повысить инвестиционную привлекательность страны.
  • Проблема кадрового дефицита в ряде регионов России (Сибирь, Дальний Восток) должна решаться, в первую очередь, за счет экономического стимулирования увеличения темпов внутренней миграции, а так же комплексного реформирования региональной политики государства, а не за счет повального привлечения иммигрантов из сопредельных стран.
  • Все бюрократические проволочки, препятствующие возврату на Родину русских из стран СНГ и дальнего зарубежья, должны быть устранены в кратчайшие сроки. Необходимо предпринять все возможные усилия для реализации заявленного государством приоритета осуществления репатриации (реальный ресурс репатриации сегодня оставляет около 7 млн.человек).
  • Заполнение иммигрантами пустующих ниш на рынке труда — речь идёт, прежде всего, о низкооплачиваемой работе, которая так и не стала привлекательной для отечественных кадров – еще одна иллюстрация ситуативного решения социальных проблем. Особенно данная тема актуальна в связи с достаточно высоким уровнем безработицы в стране. Следует говорить о создании экономических программ поддержки и трудоустройства россиян. Требуется проработка базы мер стимулирования привлечения отечественных рабочих на низкоквалифицированный рынок труда.
  • Негативные последствия неконтролируемой миграции сегодня – это трудности с ассимиляцией, рост преступности в среде мигрантов, несоблюдение мигрантами налогового законодательства, массовый отток денежных средств из России в страны постоянного проживания (по данным международных экспертов, более 30% ВВП Таджикистана, Киргизии и Молдавии составляют заработки мигрантов из этих стран в России), актуализация национального вопроса.
  • Особое внимание предлагается обратить на вопросы внутренней миграции. На прошлый год был запланирован переезд на новое место работы только 15 тысяч человек. Эта цифра не сопоставима с числом безработных в России (по официальной статистике, оно превышает 5 млн. человек). Механизмы стимулирования увеличения темпов внутренней трудовой миграции (преимущественно – высококвалифицированных кадров из центральной части России в другие регионы) требуют подробного обсуждения.
  • Ответа требует вопрос: является ли приток иммигрантов единственным способом недопущения демографической катастрофы в России, следовательно, и единственным вариантом решения проблемы? В последние годы миграционный приток компенсирует около 80% естественной убыли населения России. Однако такой способ решения демографических проблем нельзя назвать гуманным и правомерным.
  • Требуют немедленного пресечения факты чудовищной коррупции в органах МВД и ФМС. Масштабы нелегальной миграции сегодня превышают масштабы легальной в десятки тысяч раз. Подобная ситуация не может сложиться ни в одном здоровом правовом обществе, она просто недопустима и сложно осуществима без содействия или молчаливого бездействия компетентных органов.
  • Крайне важная сегодня идеологическая работа с населением. Требуется позитивная пропаганда патриотических настроений среди молодого, активного, высококвалифицированного населения, планирующего покинуть Россию. Нельзя допустить развитие тенденции, наметившейся уже сегодня: на каждого уезжающего молодого специалиста, способного внести свой существенный вклад в инновационное развитие России, приезжает 5 неквалифицированных «чернорабочих» ежегодно. Такая структура международной миграции требует кардинальной перестройки.
  • Важно отдавать себе отсчет в том, что причины, по которым сегодня новое поколение принимает решение: уехать заграницу или остаться на Родине носят психологический характер — а значит ситуация требуют весьма тонких механизмов решения. Основной мотив покинуть Россию сегодня для многих – психологическая усталость от неустроенности и социальной нестабильности жизни в стране, отсутствие доверия и уважения к властям, отсутствия мотивации к работе на Родине. Основной мотив остаться в стране для тех многих, кто так же желает уехать, но не делает этого – опасения в неспособности организовать свою жизнь на новом месте. Подобная ситуация крайне плачевна и требует разрешения.

НЕУТЕШИТЕЛЬНАЯ СТАТИСТИКА

  • По данным ВЦИОМ, 80% россиян с радостью хотели бы побывать за границей в качестве туристов. На ПМЖ приехать хотели бы 22% . Доля желающих эмигрировать из страны по сравнению с 1991 годом выросла: при ответе на прямой вопрос о желании выехать за границу на постоянное жительство, тогда сообщали 16% (сейчас — 22%). Наибольший эмиграционный потенциал у 18-24-летних (39%), высокообразованных респондентов (29%), а также активных пользователей сети Интернет (33%). Большинство россиян не имеют желания покидать Родину (75%) — это, в первую очередь, пожилые (93%) и малообразованные (85%) сограждане, а также те, кто не пользуется Интернетом (87%)
  • Сибирь, Дальний Восток, Чукотка, северные области европейской части РФ, республики Северного Кавказа, Поволжье относятся сегодня к числу регионов из которых население массово уезжает.
  • Потери национального бюджета от неуплаты налогов, причиняемые нелегальной миграцией, - более 250 миллиардов рублей в год.
  • Объем вывоза денежных средств из России в обход системы госконтроля ежегодно составляет почти 260 миллиардов рублей.
  • По данным одного из крупнейших международных агентств недвижимости, если раньше 80% недвижимости покупалось с целью отдыха и вложения средств, то в 2010 году доля таких сделок сократилась до 60%, в то время как с 5% до 12% выросло число желающих получить вид на жительство, с 3% до 15% — для проживания детей по причине обучения в иностранных вузах.
  • За истекшие полгода нелегальными мигрантами было совершено более 13 тыс. преступлений только в Москве.
  • Согласно данным ФМС, почти все мигранты в России нелегальны. Трудовые контракты в Москве заключили только 231 000 мигрантов. Таким образом, по разным оценкам, право находиться в России имеют только от 3% до 10% приехавших в столицу из стран ближнего зарубежья.
  • По заявлению главы Якутии Егора Борисова, за прошедший год в регионе было официально зарегистрировано только 4 высококвалифицированных специалиста, остальные же мигранты прибыли для выполнения непопулярных работ. В сравнении с еще более печальной ситуацией, сложившейся на Дальнем Востоке, Якутию можно назвать сравнительно популярным в вопросах миграции регионом.

МИГРАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА: ВАЖНЫЕ АСПЕКТЫ

Согласно принятым в международном сообществе представлениям, основой миграционной политики является баланс представлений о необходимости решения следующих проблем: демографической, освоения и удержания территорий государства, кадрового обеспечения экономики, сохранения определенной культурной идентичности страны; принципиальной управляемости внутренних процессов.

Нерешенность многих из этих проблем в современной России имеет своим результатом отток граждан нашего государства зарубеж.

Согласно данным Росстата, в 2009 году Россию покинули 32458 человек. В 2010 году из России выехали 33578 человек. Чаще всего в последние годы мигрантов из России стали принимать Германия, Израиль, США и Финляндия. Несмотря на политические и дипломатические противоречия между Россией и странами Балтики, русские стабильно увеличивают количество граждан этих государств в среднем на 1 тыс. человек в год.

В то время как в США и Израиль с каждым годом отправляется все меньше российских граждан, в два раза увеличилось количество переселенцев из России в Чехию. Ежегодно в Чешскую республику переезжают около 400 человек. На 80% увеличился поток русских в Великобританию и Францию. В два раза чаще в качестве своей новой родины русские стали выбирать Норвегию.

Обсуждение проекта Концепции государственной миграционной политики. Авторы проекта Концепции государственной миграционной политики РФ предполагают, что основная причина миграционного беспредела кроется в наличии системы квот. Любопытно, что корнем проблемы ведется не то, что исполнение этой «гибкой системы» практически никак не контролируется, а именно в самом наличии этих квот.

Проблема, со слов главы ФМС Константина Ромодановского, который презентовал проект документа в Общественной палате, заключается не в мигрантах, а в посредниках.

«Проблемы квотирования как таковой нет, есть проблема правоприменительной практики. Закон позволяет применять квоты достаточно гибко. Но применяются они безобразно. Они стали коррупционным механизмом. Никто не отменит квоту как регулятор», – ответил Ромодановскому бывший замдиректора ФМС и ныне президент фонда «Миграция XXI век» Вячеслав Поставнин.

Спорной представляется также и инициатива об упразднении такого документа, как разрешение на временное проживание, которое сейчас выдается трудовым мигрантам. Вместо него приезжим предполагается предоставлять временный или постоянный вид на жительство. Оправданность данной меры разве что с точки зрения антикоррюпционной и антибюрократической представляется недостаточной для того, чтобы инициатива стала реальной реформой. Данная мера является непопулярной в большинстве стран Европы. Например, в Испании нельзя стать резидентом, если ты просто купил там квартиру. Только лишь спустя год после приезда гражданин другого государства приобретает этот статус и может начать решать вопрос с видом на жительство и гражданством. Почему бы не пойти по этому пути? Таким образом, в течение года трудовой мигрант является просто иностранным гостем, который работает на территории России, и только в случае, если по истечении этого срока к нему нет претензий ни от правоохранительных органов, ни от работодателя, можно смотреть дальнейшие перспективы.

По мнению, директора Института демографических исследований, И.Белобородова, система квот должна быть, наоборот, усилена. «Их снятие будет означать открытие всех миграционных шлюзов, рост преступности, дальнейшую стагнацию российской экономики за счет использования примитивных форм первобытного труда, отсутствие даже намека на инновации и, в конце концов, полный саботаж всех деклараций премьера и президента на уровне руководства ФМС. Они ведь не слышат, что говорит руководство страны: Россия должна встать на позитивный путь социально-экономического развития. Существующие миграционные потоки и их регулирование в высшей степени этому препятствуют» — утверждает Белобородов.

В представленной концепции совершенно никак не отражается понятие селективной миграции, т. е. нет критериев отбора. Нет и намека на то, что в первую очередь нужно задействовать безработных граждан России, нет понятия межгосударственного диалога в плане снижения нежелательной для России миграции и возможного выноса ряда производств за пределы страны. Ведь часть европейских производств, например, размещена в Китае: они просто не захотели приглашать к себе огромное количество китайцев. Они вынесли туда производство, начиная от текстиля и заканчивая автомобилестроением и кораблестроением. И, надо признать, что эти страны ни разу еще об предпринятом шаге не пожалели, поскольку таким образом укрепили межгосударственные отношения, повысили доходность обеих стран и нашли занятие для избыточного трудоспособного и активного населения Китая.

То же самое могла бы осуществлять и Россия, например, в Средней Азии, размещая там плодоовощные комбинаты по заготовке фруктов и сухофруктов, заводы по производству соков, по производству строительных материалов. Это могло бы избавить Россию от необходимости держать на своей территории армию нелегальных, неустроенных и по определению склонных к криминалу мигрантов.

Возвращаясь к вопросу квот – они необходимы еще и потому, что есть определенные критические пределы количественного присутствия мигрантов на любых территориях. Сегодня стала насущной проблема столкновения цивилизаций, преодоления межкультурных барьеров. Критическая доля иноязычного и инокультурного населения, которое может комфортно уживаться с коренным в конкретной республике и стране, в целом составляет 7%. В России же эта критическая масса уже значительно превышена: у нас – от 15% до 20% мигрантов, включая нелегальных. Но когда на слабый, плохо размножающийся этнос налагается еще несколько пассионарных этнокультурных этносов с большой долей мужчин трудоспособного возраста – это уже, по мнению эксперта, «мирная форма оккупации».

К сожалению, в данной Концепции (имеющей все шансы быть принятой) не продемонстрирована никак осознанность необходимости грамотной реорганизации политики по привлечению соотечественников. По разным оценкам, их число составляет до 25 млн. человек. Реальный потенциал для репатриации составляет не менее 7 млн. человек. Однако этот ресурс сейчас не задействован, несмотря на сложную демографическую ситуацию. Сегодня нужно серьезно заниматься этим вопросом, создавать условия для комфортного проживания на территории страны: обеспечивать репатриантов жильем, работой, а не предлагать переезд в антисоциальные условия, сложившиеся в большинстве российских регионов.

России возможно стоит обратиться к опыту Скандинавии, где в отдельно взятом подъезде не может проживать более одной семьи мигрантов: потоки миграции распространяются по территории, и допустимые пределы очень строго соблюдаются. Образец весьма грамотной миграционной политики демонстрирует так же и Израиль. Возможно, и его опыт следует изучить подробнее.

России необходимо дальнейшее позитивное технологическое развитие, инновации. Поэтому можно совершенно спокойно рассматривать возможность привлечения мигрантов из числа выпускников ведущих мировых вузов – России нужны лучшие топ-менеджеры, которые будут двигать отечественные компании вперед, программисты, ученые, автомобилестроители и т.д. Этих людей мы должны всячески агитировать и приглашать даже сверх установленных квот.

Но в предлагаемой концепции, разумеется, есть и прогрессивные, своевременные меры. В первую очередь это касается системы выставления баллов желающим жить и работать в России. Претендентам предстоит продемонстрировать владение русским языком и должной квалификацией, мотивировать свое пребывание на территории России. Данная инициатива имеет опыт отработки в других странах. В частности, позитивные плоды она долгое время приносила в США. Эту инициативу стоит развивать и совершенствовать: необходим комплекс критериев. В частности, обоснованной видится следующая мера – проверять потенциальных переселенцев на предмет законопослушности. Если у кого-то из них на родине были проблемы с законом – въезд для такого мигранта должен быть закрыт.

Альтернативная концепция. Фонд «Миграция XXI век» презентовал альтернативную государственной концепцию миграционной политики.

«Последствия ошибок и неверных решений в сфере российской миграционной политики могут быть гораздо хуже, чем, предположим, то, что происходит сейчас в Норвегии или Великобритании», – предостерегает президент Фонда «Миграция XXI век» Вячеслав Поставнин. Он заявил об этом, представляя в августе 2011 года альтернативную концепцию миграционной политики, одним из авторов которой он является.

«ФМС России существует уже около 20 лет, – напомнил Поставнин, – но до сих пор не решены даже проблемы соотечественников и вынужденных переселенцев». По его мнению, существующая формула решения миграционных проблем – «мина замедленного действия», которая не сегодня-завтра взорвется, и тогда последствия просчетов станут необратимыми.

Свою позицию относительно просчетов, которые допустило государство в миграционной политике, Поставнин озвучил следующим образом: «Конструкция институциональной структуры российского миграционного ведомства, как и много лет назад, базируется на двух основных столпах – регистрации и принимающей стороне. Эта модель себя изжила. Надо не приукрашивать фасад, а строить новый. От выступлений ФМС ничего не меняется. Нам говорят, что нелегальных иностранцев депортируют. Но мы-то видим, что творится на улицах, глаза-то у нас есть. Бороться с нелегальной миграцией нужно или за границей, или на границе. Вывезти 6 млн нелегалов с территории страны невозможно. Просто умножьте эти 6 млн на $1000 (столько стоит отправка одного иностранца на родину) – и вы поймете, что задача нерешаема. Милиционер, понимая, что некуда их везти, полагает, что проще взять деньги и отпустить». Особенно неприятно удивляет поощрение бездействия властей в этой ситуации главой Фонда.

Существующая сейчас практика временной регистрации мигрантов, по мнению авторов альтернативной концепции миграционной политики, также бесполезна: лишь 20-25% мигрантов ее оформляют, и только половина из них действительно проживает по указанному адресу. В итоге из учета выпадают порядка 90% иностранных тружеников. В связи с этим один из авторов альтернативной концепции Ольга Воробьева предлагает ставить мигрантов лишь на налоговый учет, присваивая им, как и гражданам РФ, индивидуальный номер налогоплательщика.

«Они (мигранты) не платят ни налогов, ни госпошлин, – рассказывает Вячеслав Поставнин. – Миграционные патенты и карты просто покупаются. Государством теряются колоссальные деньги – эти суммы сравнимы с доходами нефтегазового сектора».

Для того, чтобы выйти из сложившейся ситуации, авторы альтернативной концепции миграционной политики предлагают создать отдельное министерство миграции, межнациональных и конфессиональных отношений с входящей в его структуру Федеральной службой по надзору. По мнению инициаторов, новое министерство могло бы заняться вопросами трудоустройства мигрантов, адаптации вновь прибывших кадров и взаимодействия с диаспорами. Пока же помимо ФМС за отправление миграционной политики ответственны 7 структур, однако они не справляются со своими обязанностями. Именно поэтому данные обязанности предлагается перевести в компетентность специального министерства.

Существующую систему квотирования авторы альтернативной концепции считают жизнеспособной, но не в том виде, в котором она функционирует, а в адекватном «нормам миграционного законодательства в части возможности, а не обязательности» ее применения.

Вячеслав Поставнин считает необходимым «повысить роль низших уровней власти – городских, районных и муниципальных» в решении вопросов, лежащих в плоскости миграционной политики. Миграционные проблемы, по его словам, зреют на уровне муниципалитетов: «Они работают на земле. Вот пусть они и принимают решения, пусть регистрируют, выдают разрешения на работу, собирают налоги и пошлины, но пусть и несут ответственность, вплоть до уголовной, за миграционную обстановку на вверенной территории».

Эти преобразования, по подсчетам директора Фонда «Миграция XXI век», будут приносить в бюджет по $6 млрд ежегодно. Именно столько Россия теряет в теневых потоках. А вот официальная концепция – в той редакции, которую недавно презентовал глава ФМС Константин Ромодановский – напротив, способна лишь стимулировать рост коррупции.

По заключению авторов альтернативного документа, государственная официальная концепция миграционной политики России до конца не отработана. Предлагаются различные инновационные решения, но не предлагаются механизмы. Как заявила вице-президент Фонда «Миграция XXI век» Наталия Власова, в проекте государственной концепции «не проработан вопрос о том, какие кадры будут реализовывать миграционную политику, не проработаны вопросы изменения существующей нормативно-правовой базы, не прописан вопрос о сертификации профессиональных трудовых навыков мигрантов, которые приезжают в Россию, трудятся здесь по нескольку лет, осваивают какую-то специальность, но не имеют документов, подтверждающих это». Опасность на сегодняшний день заключается в том, что именно эту концепцию миграционной политики правительство планирует утвердить уже в 2012 году.

Половина преступлений в 2011 году в Москве совершено нелегальными мигрантами. Статистика, опубликованная ГУВД Москвы, свидетельствует о том, что за истекшие полгода мигранты совершили 13 203 преступления в Москве. Доля преступлений нелегалов в общей массе составила 48%, притом, что их численность в городе – 16%. Наличие в городе 2 млн нелегальных мигрантов признал мэр столицы Сергей Собянин. Согласно данным Федеральной службы миграции, почти все мигранты в России нелегальны. Трудовые контракты в Москве заключили только 231 000 мигрантов.

Нелегальные мигранты обосновались в России, создав анклавы. Примечательно, что нелегальным работодателем для приезжих часто оказывается само государство. Согласно сведениям ресурса demoscope.ru, работники ГУП ЭВАЖД в районе Северное Чертаново поселились в парке на территории города. В неофициальных интервью сотрудники госструктуры признают, что таджики оформлены нелегально.

Вывод крайне прост, нынешняя миграционная политика, одной из характерных черт которой является то, что права мигрантов совершенно не обеспечиваются, оборачивается для страны ростом преступности в среде мигрантов и обострением национального вопроса.

Программа противодействия незаконной миграции на 2012-2014 гг. Как стало известно, 3 сентября 2011 года Совет министров иностранных дел СНГ одобрил и внес на рассмотрение заседания Совета глав государств проект Программы противодействия незаконной миграции на 2012-2014 годы. Проект Программы был разработан по поручению Совета руководителей миграционных органов государств – участников СНГ. Данная программа является уже третьим по счету аналогичным документом, созданным в рамках Содружества. Срок действия предыдущей истекает в этом году.

Основными задачами Программы являются выработка и реализация согласованной миграционной политики, развитие международно-правовой базы сотрудничества, совершенствование и сближение национального законодательства государств – участников Содружества, совершенствование пограничного и миграционного контроля на государственных границах стран СНГ.

Проектом документа предусматривается проведение совместных или согласованных профилактических, оперативно-розыскных мероприятий и спецопераций, информационное и научное обеспечение сотрудничества, осуществление сотрудничества в сфере подготовки, переподготовки, повышения квалификации руководящих работников и специалистов.

ВМЕСТО ЗАКЛЮЧЕНИЯ…

Необходимо признать, несовершенства сегодняшней миграционной политики привели к тому, что страна наводняется бросовой рабочей силой. 40% трудовых мигрантов не имеют профессионального образования, а 20 % вообще не имеют никаких специальных навыков. И эти люди работают сегодня в строительстве, транспорте, общепите, т.е. в тех отраслях, где от качества рабочей силы нередко зависит здоровье и жизнь граждан России.

Необходимо отдавать себе отчет в том, что сама миграция трудовых ресурсов не является проблемой, основной трудностью является предстоящая работа над изменением ее структуры. На повестке дня сегодня стоит прекращение практики существования России в режиме «миграционного пылесоса».

Проблемы, связанные с трудовыми мигрантами в России, нужно решать не только законодательно, но и с помощью институциональной модернизации. Миграционная политика в России может привести к последствиям еще более тяжелым, чем в Норвегии и Великобритании, считают эксперты. По их мнению, необходимо создать новое единое ведомство, которое занималось бы этими проблемами, в связи с тем, что к деятельности ФМС сегодня назревает все больше вопросов и претензий.

Кроме того, в условиях сократившихся в последние годы объемов внутренней миграции, она не в полной мере выполняет свою важную функцию — перераспределение населения по территории страны в целях сбалансированности спроса и предложения на рынке труда. Оживление национальной экономики, неизбежные при этом территориальные и отраслевые диспропорции потребуют более активного перераспределения населения и трудовых ресурсов в пределах страны. В связи с чем очень важно сегодня развивать общероссийский рынок труда, чтобы каждый гражданин России был уверен: расстояния не станут помехой для того, чтобы найти при необходимости новую работу, и при этом уровень трудовых и социальных гарантий будет достойным.

Решение вопросов внешней и внутренней миграции в России крайне важно в том контексте, что успехи широкомасштабного процесса модернизации во многом зависят от той среды, в которой протекает этот процесс.

Судебная практика и законодательство - "Концепция государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года" (утв. Президентом РФ)

Миграционные проблемы макрорегиона целесообразно решать с учетом мероприятий Концепции государственной миграционной политики России на период до 2025 года, утвержденной Президентом Российской Федерации 8 июня 2012 г. Планом реализации первого этапа Концепции (2012 - 2015 годы) предусмотрена разработка мероприятий по повышению привлекательности территории макрорегиона с целью создания необходимой для переселения российских граждан социальной и транспортной инфраструктуры, снижения транспортной оторванности от регионов центральной России. Намечены также мероприятия по совершенствованию образовательной (учебной) миграции и академической мобильности, в том числе системы стажировок и стимулирования трудоустройства выпускников образовательных учреждений профессионального образования в восточных районах России. В то же время необходимо форсировать действия, нацеленные на прекращение миграционного оттока населения макрорегиона, который в соответствии с концепцией предполагается остановить только к 2021 году. Особую значимость будут иметь также мероприятия, направленные на содействие адаптации и интеграции мигрантов, формирование конструктивного взаимодействия между мигрантами и принимающим обществом. Сальдо миграции на территории макрорегиона должно стать положительным уже в 2014 году.

Концепция государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года (утв. Президентом РФ)

26. Информационно-аналитическое обеспечение реализации государственной миграционной политики Российской Федерации предусматривает:

А) совершенствование предоставления государственных услуг и исполнения государственных функций в сфере миграции, в том числе с использованием информационных технологий (инфраструктуры, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме);

Б) совершенствование способов получения, формирования, хранения и использования дактилоскопической информации об иностранных гражданах с последующим использованием полученной информации компетентными органами, в том числе в правоохранительных целях;

В) расширение использования информационных технологий для анализа миграционной ситуации и обеспечения реализации государственной миграционной политики Российской Федерации, в том числе:

Развитие системы статистического наблюдения на основе административных систем учета населения и системы выборочных исследований по вопросам внутренней и международной миграции;

Совершенствование механизмов сбора, хранения, обработки и распространения информации в сфере миграции;

Информационное обеспечение различных миграционных программ и мониторинг их эффективности;

В) включение задач и мероприятий по реализации государственной миграционной политики Российской Федерации в государственные, федеральные и региональные программы;

Г) учет задач государственной миграционной политики Российской Федерации при формировании федерального и региональных бюджетов, концентрация финансовых и материальных ресурсов на реализации приоритетных направлений и задач государственной миграционной политики Российской Федерации;

Д) формирование приоритетных направлений государственной миграционной политики Российской Федерации для различных типов регионов с учетом складывающейся миграционной ситуации;

Е) совершенствование системы взаимодействия между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и институтами гражданского общества в сфере миграции;

В) создание центров содействия иммиграции в Российскую Федерацию и медицинского освидетельствования иммигрантов, в том числе за рубежом;

Г) создание инфраструктуры для проживания трудовых мигрантов на основе государственно-частного партнерства;

Д) создание инфраструктуры для интеграции и адаптации трудовых мигрантов, включая центры информационной и правовой поддержки, курсы изучения языка, истории и культуры Российской Федерации;

Е) проведение выборочных исследований, включающих вопросы внутренней и международной миграции.

29. Второй этап (2016 - 2020 годы):

А) принятие программ в рамках реализации основных направлений государственной миграционной политики Российской Федерации;

Б) реализация и мониторинг принятых программ в рамках осуществления основных направлений государственной миграционной политики Российской Федерации;

В) обобщение и анализ правоприменительной практики принятых нормативных правовых актов Российской Федерации, обеспечивающих реализацию целей, задач и основных направлений государственной миграционной политики Российской Федерации;

Г) расширение использования информационных технологий для анализа миграционной ситуации и обеспечения государственной миграционной политики Российской Федерации, в том числе уточнение программы статистических и аналитических работ в области внутренней и международной миграции.

30. По итогам реализации второго этапа предполагается к 2021 году приостановить миграционный отток населения из районов Сибири и Дальнего Востока.

31. Третий этап (2021 - 2025 годы):

А) оценка эффективности принятых программ в рамках реализации основных направлений государственной миграционной политики Российской Федерации;

Б) уточнение основных стратегических ориентиров, приоритетов и основных направлений реализации государственной миграционной политики Российской Федерации и корректировка соответствующих программ.

32. По итогам реализации третьего этапа предполагается к 2026 году обеспечить миграционный приток населения в районы Сибири и Дальнего Востока.

2.2 Направления и цели миграционной политики в Российской Федерации

Целями государственного регулирования миграционных процессов в России являются: обеспечение устойчивого социально-экономического и демографического развития страны, национальной безопасности РФ; удовлетворение потребностей растущей российской экономики в трудовых ресурсах; рациональное размещение населения на территории страны; использование интеллектуального и трудового потенциала мигрантов для достижения благополучия и процветания Российской Федерации.

Основными направлениями государственного регулирования миграционных процессов являются:

1. разработка и создание единой системы иммиграционного контроля на территории России; совершенствование деятельности государственных органов исполнительной власти, осуществляющих иммиграционный контроль на территории России; координация их взаимодействия с органами пограничного и таможенного контроля;

2. активизация договорного процесса с государствами - участниками Содружества Независимых Государств и заключение двусторонних и многосторонних соглашений в рамках Содружества, определяющих ответственность сторон за поощрение или непротиводействие незаконной миграции, в том числе незаконной трудовой миграции, за нарушение границ Содружества, а также согласование порядка выдачи виз в пределах Содружества Независимых Государств;

3. усиление ответственности органов исполнительной власти субъектов РФ за нарушение миграционного законодательства Российской Федерации;

4. повышение ответственности руководителей организации независимо от их организационно-правовой формы за незаконное использование иностранных работников;

5. предоставление соответствующим федеральным органам исполнительной власти иностранным гражданам информации о правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства на территории России и о порядке приобретения гражданства российской Федерации.

6. расширение договорной базы и обмен с иммиграционными органами иностранных государств информацией по проблемам, связанным с незаконной миграцией, и по другим вопросам в области регулирования миграционных процессов; обеспечение прав иммигрантов и контроль над ними; содействие добровольному возвращению беженцев в места их прежнего проживания;

7. реализация мер по выдворению незаконных иммигрантов из Российской федерации в государства гражданской принадлежности или постоянного проживания.

18 августа 2008 года в 10 часов в Центре информационных технологий компании "Гарант" состоялось интернет-интервью заместителя руководителя Федеральной миграционной службы Российской Федерации Егоровой Екатерины Юрьевны. Тема интернет-интервью: "Миграционная политика в Российской Федерации: теория, практика, методы правового регулирования". В ходе данного интервью обозначились основные положения и направления миграционной политики в РФ, которые перечислены ниже.

Российская Федерация является второй в мире страной по количеству прибывающих мигрантов. Миграция, включая ее законодательное регулирование, относится к разряду комплексных общенациональных проблем, требующих учета всей суммы факторов, влияющих на ситуацию.

Миграционное законодательство в Российской Федерации постоянно совершенствуется. С января 2007 года действуют поправки к законам "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" и "О правовом положении иностранных граждан в РФ", принята Концепция демографической политики на период до 2025 года и многие другие. Однако многие принципиальные проблемы в сфере миграции до сих пор остаются нерешенными. К примеру, до сих пор нет эффективных рычагов регулирования миграционных потоков. Не решен вопрос о социальных гарантиях для иностранцев, которые трудятся в России. Не отрегулирован механизм квотирования иностранной рабочей силы. До сих пор не ясно, как отслеживать мигрантов, которые больны тяжелыми инфекционными болезнями, и за счет каких средств их лечить.

В интервью оговаривалось, что в числе первоочередных задач в сфере миграционной политики Российской Федерации находится: государственное регулирование трудовой миграции; стимулирование миграционного притока русскоязычного населения в рамках реализации Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом; создание эффективной системы адаптации мигрантов, их социализации в российском обществе; продолжение работы по заключению соглашений о реадмиссии как важнейшему инструменту по противодействию незаконной миграции, а также созданию инфраструктуры, необходимой для реализации указанных международных договоров.

Обсуждалась проблема "открытости" Российских границ. Как известно, в отношении мигрантов практически во всех европейских странах сейчас действуют крайне жесткие меры. В США при нынешнем президенте принято решение о возведении стены на границе с Мексикой. В Австралии рассматривается возможность выдворения за пределы страны этнических арабов. Жесткие меры в отношении незаконных переселенцев установлены Великобританией и Данией. Наше же государство крайне либерально в данном вопросе. Существует мнение, что Российская Федерация, открывая свои границы, поступает как иммиграционная страна, а не социальное государство европейского типа, приоритетно ориентирующееся на поддержание материального благополучия своего собственного коренного населения. Но, как было изложено в ходе интервью, в настоящее время действует безвизовый въезд лишь на пространство СНГ. Закрыть его на сегодняшний день невозможно, потому что ранее существовало огромное государство, связи между людьми, следовательно, должно быть обеспечено свободное осуществление родственных и дружеских контактов, развитие экономики. И существующие порядки въезда мигрантов в Россию из стран СНГ обусловлены, прежде всего, историей нашей страны.

В ходе интервью также говорилось о Федеральном законе "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации", который позволил реализовать основную цель, ради которой он принимался: получение объективной информации о миграционной ситуации в стране. За счет упрощения процедур, гораздо больше граждан их выполняет. Отмечается значительный рост ставших на учет мигрантов: порядка 8 миллионов. Увеличение их числа произошло в несколько раз по сравнению с той процедурой, которая существовала раньше. Что касается административной ответственности, то за использование труда нелегальных рабочих может быть наложен установленный законодательством штраф до 800 тысяч рублей за одного незаконного мигранта. Достаточно разумно и избирательно подходит государство к применению крупных штрафных санкций и исходит при этом из того, что эти суммы штрафов должны играть, в первую очередь, определенную профилактическую функцию, чтобы работодатель, привлекая к труду нелегального мигранта, задумывался о последствиях, которые могут возникнуть. миграция сезонный маятниковый государственный

Рассматривались вопросы о механизме привлечения иностранной рабочей силы. "Это достаточно сложная конструкция, - говорила Екатерина Юрьевна,- которая должна учитывать и экономические факторы, и факторы готовности инфраструктуры регионов принимать такое количество мигрантов, и социальные последствия приезда трудовых мигрантов для коренного населения, отношения, которые существуют в принимающей среде к мигрантам, потребности экономики, то есть моментов здесь очень много. И я думаю, что совершенным назвать механизм привлечения иностранных работников ни в одной стране нельзя. Все государства над этим бьются и в какой-то степени это и расчеты, и где-то - эксперимент. Одно из приоритетных направлений совершенствования механизма привлечения рабочей силы - это корректировка механизма квотирования, а также целый ряд таких факторов, как, например, создание условий для приезда высококвалифицированных работников. Разработка условий для привлечения высококвалифицированных кадров может быть осуществлена по аналогии с Евросоюзом, где существует так называемая синяя карта для работников третьих стран, может быть, это будет предоставление каких-то преференций для крупных работодателей, которые вносят весомый вклад в экономику и создают рабочие места. Так что здесь еще работы будет, я думаю, много".

Поднимался в интервью вопрос о том, что наша страна столкнулась с неуклонным ростом числа нелегальной миграции. Кроме не регистрируемых мигрантов из стран СНГ, в Российской Федерации находятся транзитные мигранты из азиатских и африканских стран, которые используют постсоветское пространство как транзитный евразийский "коридор" в Западную Европу. Такие же намерения имеет и некоторая часть мигрантов из стран СНГ. Наша административная реформа негативно сказалась на росте нелегальной миграции. Резкое сужение правовой основы для обустройства въезжающих этнических россиян наложилось на односторонне понимаемый подход к ограничению получения гражданства РФ и ужесточению правового положения иностранных граждан. В результате этого нежелательными стали не столько выходцы из стран Азии и Африки, нелегально прибывающие в Россию, а в большей степени миллионы российских соотечественников, в том числе уже годами проживающие в Российской Федерации. Был поставлен вопрос о том, есть ли на законодательном уровне нормы, защищающие российских соотечественников? Егорова Е.Ю., заместитель руководителя Федеральной миграционной службы Российской Федерации, так ответила на данный вопрос: "Есть отдельный федеральный закон, который направлен на защиту прав соотечественников. Что касается возможностей получения гражданства от миграционных процедур для соотечественников. Граждане, которые проживали на территории РФ, во-первых, имеют право без квоты получить разрешение на временное проживание. Разрешение на временное проживание дает возможность для граждан государств СНГ в упрощенном порядке получить российское гражданство, норма эта еще действует в федеральном законе, поэтому в течение полугода можно стать гражданином РФ. Кроме того, существует программа оказания содействия добровольного переселения соотечественников из-за рубежа, которая также предоставляет определенные льготы и преференции гражданам из государств бывшего Советского Союза при переезде в РФ и возможности обустройства в России. Поэтому я не могу сказать, что именно административная реформа негативно сказалась на росте нелегальной миграции. Вообще, в рамках программы по переселению соотечественников переселилось 3500 человек. Я думаю, что, конечно, для наших соотечественников вызывает вопросы то, что ограничено количество регионов для переселения, и, в основном, программа ориентирована на те субъекты федерации, где, в первую очередь, ощущается отток населения и потребность в рабочей силе. Но не все в эти регионы хотят переезжать, то есть возможность выбора здесь несколько ограничена. Может быть, если будет принято решение о расширении этого перечня регионов для переселения, тогда и программа будет работать более эффективно".

Итак, действующее законодательство имеет пробелы, связанные с управлением миграционными процессами в Российской Федерации. Речь идет о регулировании въезда и выезда мигрантов, о всестороннем миграционном контроле, об оптимизации величины и направленности миграционных потоков. Вместе с тем необходимо усилить защиту прав и интересов граждан РФ вне зависимости от места проживания или пребывания, обеспечивать социально-экономическую адаптацию и интеграцию мигрантов на территории РФ. Кроме того, Российской Федерации как субъекту международного права необходимо обеспечивать соответствие внутреннего законодательства международным актам, касающимся прав беженцев и иных мигрантов, а также провести анализ международных договоров в отношении мигрантов, для выработки рекомендаций возможного присоединения Российской Федерации к этим документам на основе соблюдения национальных интересов. В отношениях с государствами - бывшими республиками СССР - также немало проблем, связанных с беженцами и вынужденными переселенцами, особенно в части соблюдения имущественных прав вынужденных мигрантов и гарантий выплат им компенсаций за оставляемое жилье и другое имущество.

Правовое регулирование проблем миграции предполагает заключение между государствами - странами СНГ - договоров, призванных разрешать межгосударственные споры, в том числе по вопросам защиты прав граждан. Особое значение имеет проблема реальности, гарантированности прав и свобод личности, поскольку именно это является основой построения демократического государства.

Взятый обществом курс на формирование правового государства, в характеристике которого главное состоит в том, чтобы на деле обеспечить приоритет прав и свобод человека (а тем более человека, полностью изменившего свой уклад жизни, попавшего в совершенно новые условия проживания), предъявляет новые требования к государственной деятельности по правовому регулированию миграционных процессов. Существенное значение имеют предпринятые в последние годы в России меры по использованию международного опыта, проверенного практикой государств с вековыми традициями демократии. Имеется в виду присоединение России к Конвенции ООН 1951 г. "О статусе беженцев" и Протоколу 1967 г., касающемуся статуса беженцев.

Однако анализ существующего положения свидетельствует, что именно в части правового, а также организационного обеспечения реализации прав мигрантов наблюдается существенное отставание и нормотворческой практики и административно-правовой теории от потребностей жизни. В частности, до сих пор нет четкого понятия об административно-правовой охране прав и законных интересов беженцев и вынужденных переселенцев. В рамках миграционного контроля отсутствует учетный документ, который сопутствовал бы каждому въезжающему в страну мигранту и сохранялся бы до его отъезда из страны. Если же мигрант оставался в России на постоянное жительство, то этот документ должен отражать все изменения, связанные с его пребыванием. Отсутствие подобного учета не способствует организации надлежащего контроля за пребыванием мигрантов в России, что в свою очередь препятствует мигрантам полностью использовать свои права. Одной из причин малоэффективного правового регулирования миграционных процессов является отсутствие четких ориентиров для работников государственных органов, прежде всего Федеральной миграционной службы. Такие ориентиры могут появиться лишь в результате комплексной научной разработки фундаментальных и прикладных аспектов этой крупной социально-правовой проблемы.

Анализ практики и проблем деятельности Министерства социальных отношений Челябинской области в сфере социальной защиты семей с детьми

Проблема обеспечения нетрудоспособных и обездоленных стоит перед любым обществом и государством независимо от его уровня экономического и культурного развития. В социалистической командной экономике не только производство...

Миграционные процессы в России в минувшее десятилетие определялись влиянием отрицательных и положительных факторов. К отрицательным факторам относят распад бывшего СССР, проявления национализма, терроризм...

Государственная миграционная политика на современном этапе

Во многом обусловленные рядом объективных и субъективных внешних и внутренних факторов, тесным образом взаимосвязанных с динамично развивающимися политическими и социально-экономическими процессами...

Государственная молодежная политика в Российской Федерации

Дефицит внимания общества в сочетании с недостаточной социальной незащищенностью превращают молодежь в дестабилизирующую общественную силу. Вместе с тем речь идет о формировании пополнения...

Исследование и совершенствование молодежной политики Саянского района Красноярского края

Процессы социального развития, связанные с усилением роли молодежи в качестве потенциала развития общества, обусловили выделение молодежной политики в самостоятельное направление деятельности государств, социальных институтов общества...

Миграция как социально-политическая проблема и пути ее решения в современной России

Широко обсуждаемый проект Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации разработан на период до 2025 года и увязывается с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года...

Молодежная политика в России

Государственная молодежная политика в Российской Федерации осуществляется в целях: возрождения России, как государства, обеспечивающего достойную жизнь и свободное развитие своих граждан; создания правовых, социально-экономических...

Молодежная политика в России

Определение приоритетных направлений и основных механизмов реализации государственной молодежной политики строится с учетом: целей и конкретных задач государственной политики...

Развитие гражданского общества как необходимого условия обеспечения социально-политической безопасности

Парадокс состоит в том, что заранее определенных условий развития гражданского общества не существует -- ни благоприятных, ни негативных. Слабое государство, если оно авторитарно, может оказаться столь же тормозящим фактором, как и сильное...

Современный демографический потенциал России

Целями демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года являются стабилизация численности населения к 2015 году на уровне 142 - 143 млн. человек и создание условий для ее роста к 2025 году до 145 млн. человек...

Социальная адаптация мигрантов: сущность, проблемы

С каждым годом в России растет число мигрантов. Как следствие этого, существует острая необходимость в их трудоустройстве, обеспечении их жильем, оказании помощи в экономической, культурной, социальной адаптации. Как и любой социальный процесс...

Социальная политика Республики Беларусь

Социальная политика -- это система мер, направленных на достижение социальных целей и результатов, связанных с повышением общественного благосостояния, улучшением качества жизни населения и обеспечением социально-политической стабильности...

Социальная политика России

Социальная политика - одно из важнейших направлений, составная часть внутренней политики государства. Она призвана обеспечить расширенное воспроизводство населения, гармонизацию общественных отношений, политическую стабильность...

Социальная политика: основные направления и механизм реализации

Существует несколько определений термина «социальная политика». Социальная политика - это сфера изучения, включающая экономическую, политическую, социоправовую и социологическую экспертизу способов...

Стандартизация социальных услуг В РФ

Цели и принципы стандартов социальных услуг в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. 184-ФЗ «О техническом регулировании», а правила применения национальных стандартов Российской Федерации - ГОСТ Р 1...

Основными направлениями государственной миграционной политики Российской Федерации являются: предупреждение, предотвращение и минимизация негативных последствий стимулированных миграционных потоков. Важнейшим направлением предупреждения вынужденных миграций из-за пределов России и незаконной иммиграции является учет правового и социально-экономического положения соотечественников в установлении Россией двусторонних отношений с государствами нового зарубежья. "О совершенствовании государственного управления в области миграционной политики". Указ Президента Российской Федерации от 23.02.2002 №232 (с изменениями от 19.07.2004 N 928).

Органы государственной власти Российской Федерации будут содействовать скорейшему заключению и практической реализации межгосударственных соглашений, регулирующих процессы переселения граждан, гарантирующих их права и обязанности органов государственной власти по содействию добровольному переселению.

Нарушение прав и свобод человека и гражданина является важнейшей причиной возникновения потоков перемещенных лиц на территории России. Органы государственной власти Российской Федерации и органы государственной власти субъектов РФ будут пресекать попытки таких нарушений, действуя в рамках законодательства России и субъектов.

В Российской Федерации есть регионы, нуждающиеся в определенных мерах государственной помощи для поддержания основ жизнедеятельности проживающего в них населения. Это относится к большинству регионов Крайнего Севера, прежде всего к тем населенным пунктам, в которых в результате действий государственных и негосударственных структур произошла невосполнимая ликвидация рабочих мест и сокращение учреждений социальной сферы.

Органы государственной власти Российской Федерации должны принимать все необходимые меры по совершенствованию законодательства о правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории России, использовании иностранной рабочей силы. Особое внимание будет уделено разработке механизмов депортации лиц, незаконно находящихся на территории России. "Вопросы Федеральной миграционной службы". Указ Президента Российской Федерации от 19 июля 2004 года N 928 (с изменениями на 2 сентября 2008 года).

Реализация мер по сокращению и предупреждению незаконной внешней миграции требует активизации работы по определению правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства, ищущих убежище в России, и развития системы иммиграционного контроля.

Федеральным органам власти и органам власти субъектов Российской Федерации необходимо осуществлять меры по контролю за целесообразностью привлечения и использования иностранной рабочей силы, направленные на защиту отечественного рынка труда, обеспечение приоритетного права российских граждан на занятие трудовых вакансий, квотирование привлечения и использования иностранной рабочей силы, на соблюдение работодателями целевого использования иностранных работников, условий трудовых контрактов и норм трудового законодательства и международных норм в отношении трудящихся-мигрантов, борьбу с нелегальной трудовой миграцией и, как следствие, с использованием демпинговой рабочей силы из-за границы, легализацию ее въезда и контроль за своевременным выездом иностранных работников по завершении работы, принятие мер по депортации иностранцев, принятых на работу с нарушением действующего законодательства. "Вопросы Федеральной миграционной службы". Указ Президента Российской Федерации от 19 июля 2004 года N 928 (с изменениями на 2 сентября 2008 года).

Органы государственной власти Российской Федерации должны способствовать развитию взаимовыгодного миграционного обмена, в том числе и в области трудовой миграции, с приграничными государствами на основе действующего трудового законодательства Российской Федерации.

Субъекты РФ вправе регулировать социально-экономические миграции, исходя из складывающейся социально-экономической, экологической обстановки и иных обстоятельств в рамках федерального законодательства и законодательства субъектов.

Органы государственной власти Российской Федерации стремятся к расширению возможностей субъектов РФ по самостоятельному регулированию миграционных процессов на их территории в пределах их компетенции, в том числе путем заключения соответствующих договоров и соглашений.