Правила удачной композиции в скрапбукинге. Основы дизайна. Принципы и законы композиции Законы композиции в дизайне

Правила удачной композиции в скрапбукинге. Основы дизайна. Принципы и законы композиции Законы композиции в дизайне
Правила удачной композиции в скрапбукинге. Основы дизайна. Принципы и законы композиции Законы композиции в дизайне

Композиция (от латинского слова «compositio» означает «соединять», «располагать», «составлять», «складывать») - это гармоничная компоновка различных элементов, соединеннае в единое изображение. Существует пять законов композиции: закон целостности, закон пропорций, закон симметрии, закон ритма, закон главного в целом. Эти законы создают единую гармоничную систему композиции. Рассмотрим эти законы, используя их как методы построения композиции.

В общей композиции какие-то из этих методов более важные, какие-то менее, но нужно понимать, что в правильно выстроенной композиции не бывает лишних (ненужных) элементов. Все элементы в композиции взаимосвязаны между собой и работают на общий композиционный строй. Если какие-то элементы явно лишние, значит нарушена целостность композиции. Композиционным приемам можно научиться, а построение композиции можно заранее просчитать.

Свойства формы по восприятию

1. Геометрический вид.
Это свойство формы, определяемое соотношением ее размеров по трем пространственным координатам, а также конфигурацией поверхности формы. В зависимости от преобладания одного из трех измерений выделяют три основных типа формы: объемная, плоская, линейная.
2. Величина.
3. Величина - понятие относительное. Человек, оценивая величину формы, соотносит ее с собой или с соседними формами.

Положение в пространстве . Свойство этой формы, определяется местонахождением среди других форм относительно наблюдателя в трехмерной системе координат. В двумерном поле листа или на экране монитора реально мы можем двигать объект в направлении вертикалей, горизонталей и диагоналей. Эффектов можно добиться всего лишь незначительным смещением фигур в любом из этих направлений.

Зрительная масса. Визуальная оценка зрительной массы заключается в объеме вещества, заключенного в данную форму. Наибольшей массой обладают формы, приближающиеся по геометрии к кубу и шару, минимальная зрительная масса у линейных форм (точка, линия). Это надо учитывать, определяя главные и второстепенные элементы в произведении.

Фактура и текстура

Фактура – свойство, характеризующее внешнее строение поверхности формы (например, шероховатая она или гладкая).

Текстура - материал из которого состоит объект называется текстурой. Например, дерево и полированный камень на ощупь почти одинаковы (это фактура), но рисунок материала у них абсолютно разный (это текстура). Фактура и текстура мощнейшие средства выразительности. Их воздействие может быть активнее, чем воздействие формы самой по себе. Подчеркнуть, или, наоборот, исказить пропорции, собрать воедино или разбить форму, оторвать от фона или слить с ним – все это может магия фактур.

Цвет и тон

Одно из важнейших свойств форм которое обладает определенным цветом и тоном. Выразительность цвета проявляется в ярких, насыщенных цветах и контрастных сочетаниях.

Светотень. Благодаря игры светотени, любую композицию можно сделать объемной, светотень добавляет реалистичность формам композиции.

Приемы композиции

Статика – средство передачи в композиции ощущения покоя.
Вертикальное расположение элементов (вдоль воображаемых вертикальных линий) может оптически уравновесить, утяжелить композицию. Даже маленькому логотипу можно придать монументальность (это нужно учитывать при разработке какого-то конкретного знака, если нужно добавить «весомость», «тяжесть», «значимость»).
Четкий контур, симметрия, прирост сложности к центру, заполненность пространства, многоэлементность - все это признаки закрытого типа композиции. Такой тип композиции логично использовать для передачи недвижимости, монументальности, угнетенности, устойчивости, стабильности и так далее. Часто именно в закрытых композициях используется статика с внутренней динамикой.

Динамика - элементы, расположенные по диагональным линиям усиливают визуальное движение. Придает экспрессивный характер изображению и соответственно это мы используем при разработке конкретной задачи. Например, для открытой композиции – преимущественно строится от центра, устанавливается несколько композиционных узлов, вокруг которых происходит развитие элементов, используется ритмический ряд. Применяется для создания ощущения пространства.

Симметрия - свойства фигур в композиции, расположенных на одном перпендикуляре к данной плоскости (или прямой), по разные стороны от нее и на одинаковом расстоянии от нее. Эти фигуры симметричны относительно этой плоскости или прямой. Симметрия может быть полной и неполной. Неполная симметрия создает соотносительность масс правой и левой частей, но не идентичность.

Асимметрия - отсутствие симметрии. При асимметричной композиции большая часть элементов смещается в сторону от воображаемой оси симметрии (или от центра). С помощью симметрии мы можем придать статичность изображению, а асимметрия, наоборот, усиливает динамику. Причем хочу заметить, что асимметрия и динамика не означают хаос в композиции. В асимметрических композициях достичь равновесие тяжелее. Достигается за счет уравновешения масс по цвету и форме, расположению в пространстве. Правильно выстроенные элементы приносят гармонию и устойчивость композиции.

Пропорции (в переводе с латинского означает «соотношение», «соразмерность» ). В композиции пропорции - это соотношение величин элементов и всего изображения в целом. Самые простые пропорции основаны на кратких и целочисленных отношениях 1:2; 3:4 и т. д. Мой вам совет - при размещении блока композиции на листе соблюдайте такой тип пропорций. Например, сверху отступ от края листа 1 единица, а снизу 2 (1:2) и т. п. Так она не «завалится вниз» и не «улетит вверх». Самое знаменитое пропорциональное отношение - «золотое сечение». Человеческую фигуру перевязывают поясом, отмеряют потом расстояние от пояса до ступней – это величина пропорционально относится к расстоянию от тела до макушки, а весь рост человека относится к длине от пояса до ступней. «Ряд Фибоначчи»-каждое число является суммой двух предыдущих - 1 ,1 ,2 ,3 ,5,8, 13, 21. Пропорции гармонично держат динамичные и статичные композиции. Динамика всегда определяется двумя разными соотношениями меньшей и большей величинами (3:4), а статика (1:1).

Закономерности композиционных структур

Ритм - чередование разных элементов в композиции и интервалов. Трудно представить композицию без ритма. Взаимодействие элементов между собой - это и есть ритм. Ритм может быть вертикальным - чередование отдельных элементов в вертикальном направлении. Чередование в горизонтальном направлении - горизонтальный ритм, он, как правило, придает статичность композиции, замедляет ее.
Метр - это повторяемость одинаковых элементов и интервалов.

Ритмические закономерности композиции:

Контраст - ярко выраженное противопоставление элементов в ритмической структуре. Контраст может быть тоновым, цветовым, по размеру, по форме, по положению.

Нюанс - слабо выраженное изменение элементов в ритмической структуре относительно друг друга. Нюанс позволяет нам сделать элементы ненавязчивыми, что помогает создавать гармонию в композиции.

Движение - постепенное изменение элементов в ритмической структуре в пределах заданного диапазона.
Иногда просто необходимо для создания динамичной композиции, чтобы «заставить ее элементы двигаться». Для этого мы распределяем свободное пространство по направляющим движения элементов. Пространство, по которому «двигается элемент», может как вписываться в композиционные границы, так визуально и выходить за его пределы.

Акцент - от латинского «ударение». Элемент, который мы в композиции особо подчеркиваем, делаем на нем ударение, акцентируем внимание зрителя на нем. Достигаем этого по уже знакомым нам изменениям композиционных закономерностей: цвет, тон, форма, размер, положение. Бывает, что акцент делают на маленький элемент композиции, но при этом он буквально «взрывает» ее.
Также присущи качества, которые изменяют структуру: цвет, тон, форма, размер, положение.

Доминанта - преобладание одной части структуры над другой.
Например преобладание какого-либо цвета или элементов определенной формы и т. п.
Также присущи качества, которые изменяют структуру: цвет, тон, форма, размер, положение.

Есть такая особенность психологии человека, что он не стремится к монотонности и повторяемости, а наоборот, к развитию, совершенствованию, движению. И ту же композицию мы стремимся сделать визуально очень интересной, привнести динамику, чем-то привлечь внимание зрителя.
А достигается это путем применения вышеперечисленных методов. Причем нет жестких правил применения какого-то одного из них. Их можно сочетать между собой. Главное не забывать о гармонично выстроенной композиции и не «засорять» ее лишними «спецэффектами».

Что такое композиция?

В любом виде искусства ключевую роль играет правильное расположение элементов произведения, позволяющее наиболее точно передать идею этого произведения. То есть выделить ключевые сюжетные линии, передать необходимое настроение и соблюсти при этом гармонию. Композиция (от латинского compositio) и является соединением (сочетанием) этих элементов в единое целое.

Геометрический и композиционный центр.

Мы строим композицию на плоскости. Будь то фотография, лист бумаги или монитор компьютера. Если через эту плоскость провести две диагональные линии, точка их пересечения укажет на геометрический центр нашей будущей композиции. Любой предмет, вписанный в этот центр, будет чувствовать себя вполне уверенно.

(совпадение геометрического и композиционного центров)

Композиционный центр служит для фокусировки внимания зрителя на деталях композиции. В фотографии, живописи и рисунке, как правило, выделяются сюжетно-композиционные центры. То есть, в композиционном центре находится основной сюжет произведения.

Композиционный центр и геометрический центр композиции могут не совпадать.
Композиционных центров в композиции может быть несколько, в то время, как геометрический центр один.

Композиционный центр может быть выделен:
- контрастом света и тени
- контрастом цвета
- размером
- формой


Основные понятия и правила композиции.

Диагональные линии в композиции:


График на рисунке слева означает рост. График на рисунке справа означает падение. Так уж сложилось. И, соответственно, в композиции диагональная линия, проведенная от левого нижнего угла к правому верхнему воспринимается лучше, чем линия, проведенная от левого верхнего угла к правому нижнему.

Замкнутая и открытая композиция:

В замкнутой композиции основные направления линий стремятся к центру. Такая композиция подойдет для передачи чего-то устойчивого, неподвижного.
Элементы в ней не стремятся за рамки плоскости, а как бы замыкаются в центре композиции. А взгляд с любой точки композиции стремиться к этому центру. Для ее достижения можно использовать компактное расположение элементов в центре композиции, обрамление. Расположение элементов таким образом, чтобы все они указывали на центр композиции.

Открытая композиция, в которой направления линий исходят от центра, дает нам возможность продолжить мысленно картину и увести ее за рамки плоскости. Она подходит для передачи открытого пространства, движения.


Правило золотого сечения:

Гармония - это слаженность. Единое целое, в котором все элементы дополняют друг друга. Некий единый механизм.
Нет ничего более гармоничного, чем сама природа. Поэтому и понимание гармонии приходит к нам от нее. А в природе огромное количество зрительных образов подчиняется двум правилам: симметрии и правилу золотого сечения.

Что такое симметрия понятно. А что такое золотое сечение?

Золотое сечение можно получить, если разделить отрезок на две неравные части таким образом, чтобы отношение всего отрезка к большей части равнялось отношению большей части отрезка к меньшей. Это выглядит так:

Части этого отрезка примерно равны 5/8 и 3/8 от всего отрезка. То есть, по правилу золотого сечения зрительные центры в изображении будут располагаться так:

Правило трех третей:

В этом рисунке не соблюдено правило золотого сечения, но создается ощущение гармонии. Если разделить плоскость, на которой находятся наши геометрические фигуры на девять равных частей, мы увидим, что элементы расположены на точках пересечения разделяющих линий, а горизонтальная полоса совпадает с нижней разделительной линией. В этом случае действует правило трех третей. Это упрощенный вариант правила золотого сечения.


Динамика и статика в изображении, движение, ритм.

Динамичная композиция - композиция, при которой создается впечатление движения и внутренней динамики.

Статичная композиция (статика в композиции) - создает впечатление неподвижности.

Изображение слева выглядит статичным. На картинке справа создается иллюзия движения. Почему? Потому что мы прекрасно знаем из своего опыта, что будет с круглым предметом, если наклонить поверхность, на которой он находится. И воспринимаем этот предмет даже на картинке движущимся.

Таким образом, для передачи движения в композиции можно использовать диагональные линии.

Так же можно передать движение, оставив свободное пространство перед движущимся объектом, чтобы наше воображение могло продолжить это движение.


Статика в композиции достигается отсутствием диагональных линий, свободного места перед объектом и наличием вертикальных линий.

Ритм - один из ключевых моментов в искусстве. Он может сделать композицию спокойной или нервной, агрессивной или умиротворяющей. Ритм обусловлен повторением.

Ритм в изобразительном искусстве может создаваться повторением цвета, объектов, пятен света и тени.

Симметрия и асимметрия в композиции, достижение равновесия.

Симметрия:

В природе большое количество зрительных образов подчиняется закону симметрии. Именно поэтому симметрия легко воспринимается нами и в композиции. В изобразительном искусстве симметрия достигается таким расположением объектов, что одна часть композиции, как будто являются зеркальным отражением другой. Ось симметрии проходит через геометрический центр. Симметричная композиция служит для передачи покоя, устойчивости, надежности, иногда, величества. Однако создавать изображение абсолютно симметричным не стоит. Ведь в природе не бывает ничего идеального.


Симметрия - это самый простой способ добиться равновесия в композиции. Однако, не единственный.

Асимметрия, достижение равновесия:

Чтобы понять, что такое равновесие можно представить механические весы.


В данном случае работает закон симметрии. Слева и справа на весах на одинаковом расстоянии симметрично расположены два предмета одинаковой формы и размера. Они создают равновесие.

Асимметрия нарушит это равновесие. И если один из объектов будет больше, то он по-просту перевесит меньший.


Однако возможно уравновесить эти объекты, добавив в композицию что-нибудь, в качестве противовеса. Асимметрия при этом сохранится:


Так же добиться равновесия при асимметрии можно будет, перевесив больший предмет ближе к центру:


Достижение равновесия является одним из самых значимых этапов при построении ассиметричной композиции. Равновесие может достигаться противопоставлением размеров, форм пятен цвета и тени.

Заключение.

Правила композиции не являются обязательными для соблюдения. Даже наоборот. Некоторые правила противоречат один другому. Однако, прежде чем нарушать какое-либо правило, его надо знать и уметь им пользоваться. Помните, если Вы нарушаете правила, Вы должны четко осознавать, ДЛЯ ЧЕГО Вы это делаете.

Красота и комфорт любого пространства не возможны без использования некоторых условий его построения, так называемых композиционных законов. Они играют решающую роль в возникновении гармоничных условий в любом помещении — жилом или общественном.

Грамотно применить законы композиции в интерьере способны лишь немногие — те, кто обладает особым чутьем цвета, формы и фактур. И все же, такую способность возможно в себе развить, если обратиться к основам оформления пространства и его построения, а также, понять необходимость использования композиционных приемов.

Композицией в интерьере называют художественную связь всех элементов в конкретном пространстве, которые должны располагаться в нем в определенном порядке и количестве, чтобы поддержать общую идею гармоничного образа.

Не стоит обольщаться кажущейся простотой процесса оформления площади комнаты, поскольку без знания и применения на практике основных приемов композиции, создать по-настоящему комфортный интерьер не удастся. В связи с этим, рекомендуется обращаться к специализированной литературе или к нашей статье, для начала.

Основы композиции не только важны, но могут оказаться особенно полезны, когда нужно оформить сложное помещение, например, узкое, слишком высокое или с низкими потолками.

Основы композиции в дизайне интерьера

Обстановка комнаты, если она верно спланирована, не может быть хаотичной, и все предметы и объекты, фактуры и текстуры, используемые в ней, обязательно взаимодействуют друг с другом.

Центр композиции

Попадая в помещение, ваш взгляд должен невольно устремляться к некоему объекту, который может выделяться из всей обстановки необычным цветом, крупным размером, формой или рельефом, — это и есть композиционный центр. По смыслу можно догадаться, что он, как правило, располагается в середине комнаты, что вовсе не принципиально, и пристенное или угловое его расположение также возможно.

Дополняющие элементы обстановки в удачной композиции всегда расположены вокруг ее центра равномерно.


Композиционным центром комнаты может быть кровать, камин, окно, ковер или декоративная перегородка, которая, в совокупности с остальными предметами интерьера, и образует единую композицию.


Законы равновесия

Наполнение комнаты, или ее обстановка, в свою очередь создает впечатление о целостности образа, его красоте, функциональности и визуальном комфорте. Следовательно, объекты вокруг композиционного центра могут располагаться по законам симметрии или ассимерии.

Симметрия

Равномерное распределение предметов схожего размера и формы вокруг композиционного центра называется симметричным. Особенных сложностей использование симметричной композиции не вызовет, особенно, в горизонтальной плоскости. То есть, если в гостиной возведен камин, то вокруг него должны располагаться предметы на одинаковом расстоянии, например: два торшера по бокам, два дивана перед ним, два кресла напротив, одинаковые или похожие по габаритам и форме.

В спальне, у кровати в центре, поставьте одинаковый комплект с обеих ее сторон, состоящий из прикроватного столика, лампы, зеркала, а изножье дополните мини-диваном, банкеткой, сундуком. Симметрию композиции дополнят, к примеру, пара стеллажей (комодов, кресел), установленных напротив кровати, на одинаковом расстоянии друг от друга.



2

Симметрия в вертикальной плоскости заключается в том, чтобы зрительно уравновесить верхнюю и нижнюю часть комнаты. Например, если комната высокая, а мебель массивная, можно подвесить крупную люстру, и «утяжелить» потолок лепниной, при этом, стены не должны пустовать, — украсить их стоит декором на уровне глаз, тогда вертикальная композиция будет сохранена.

Ассиметрия

Ее нельзя назвать антиподом симметричного расположения, скорее, еще одним, интересным приемом создания композиции. Ассиметрия, также, — это не дисгармония, как кажется некоторым, а сложный и неоднозначный способ оформления пространства. Тем не менее, для нее, как и для симметрии, важно равновесие визуальной нагрузки предметов в обстановке интерьера.

К примеру, когда основные предметы установлены на 2/3 площади помещения, третья его часть не должна оставаться пустой. Здесь, в противовес, можно расположить один, но броский, и достаточно крупный объект (шкаф, зеркало, стол, панно).


Элементы гармонии

Удачное композиционное решение интерьера предполагает гармоничное объединение всех предметов посредством подбора цветов, форм и фактур. С их помощью обстановка становится сбалансированной и эстетичной.

Нюансы в композиции интерьера

Их еще называют акцентами, благодаря которым комната становится живее, предметы фактурными, и появляется визуальный пространственный объем.

Наиболее красноречиво нюансы проявляются в фактурах, противопоставленных друг другу:

  1. Зеркало на фоне матовой стены.
  2. Гладкая обивка дивана в сочетании с меховым покрывалом.
  3. Узор на однотонном фоне.
  4. Использование более насыщенного цвета в малом количестве.

Следует помнить, что нюанс, по сути, должен использоваться аккуратно, лишь в паре объектов — перебор же крайне не желателен.


1

Контраст

Четкое и ясное отличие фактур и цветов часто используется при построении гармоничной композиции. Так, узорчатые ткани могут сочетаться с однотонными, грубая отделка стен — с гладкими фасадами, а обилие декоративных элементов с одной стороны — быть противопоставлено минимализму с другой.


1

Схожесть элементов

Третий прием гармоничного построения композиции базируется на использовании однотипных, похожих по фактуре, форме и цвету предметах.

Так, в основе может лежать квадрат, прямоугольник или круг, и все объекты, наполняющие пространство — стремиться к его форме, плавно переходя от одного оттенка одного цвета к другому.


2

Не пренебрегая основными правилами создания композиции возможно построить больше, нежели среднестатистический жилой интерьер. Поэтому мы полны надежд, что данный текст окажется полезен вам в будущих свершениях и поможет расставить приоритеты. Удачи!

Представляю вашему вниманию следующую статью из цикла по основам графического дизайна. В ней я хочу поговорить об основных законах композиции. Очень часто эти законы называют принципами дизайна, но на мой взгляд дизайн — это наука достаточно обширная, и она обладает совершенно другими принципами. Их описание возможно найти в книгах по основам теории и методологии дизайна.

Итак, в первую очередь предлагаю вспомнить понятие композиции.

Композиция – это организация, расположение и связь различных графических элементов, искусство их размещения, важнейшая составляющая художественной формы, сердце графического дизайна. Когда нет композиции — нет дизайна.

Расположение элементов происходит в логической последовательности, определяющей восприятие работы в целом.

Самыми главными законами композиции я считаю следующие:

  • Равновесие
    Этот закон говорит нам о том, что каждая композиция должна быть устойчивой. То есть местонахождение элементов не должно вызывать сомнений и желания передвинуть их куда-либо.
    Посмотрите на рисунок ниже:

    На рисунке слева два круга находятся в состоянии равновесия, если мы разделим их, то по-отдельности они будут выглядеть уже неуравновешенно. На рисунке справа такая же пара кругов, но сдвинутая относительно осей квадрата, выглядит несбалансированно.
    Самым наглядным примером уравновешенной композиции является симметрия, при этом равновесие не всегда симметрично. Как вы, наверняка, догадываетесь, достичь равновесия в асимметрии сложнее.
    Взгляните на пример:

  • Единство
    Закон единства (или целостности) композиции считается соблюденным, если при охвате изображения взглядом оно воспринимается как единое целое и не распадается на отдельные части. Должно ощущаться наличие «притяжения» между элементами, они должны «подходить» друг другу. Также должен ясно различаться смысловой центр композиции.

    Применительно к композиции в графическом дизайне, проверить целостность можно следующим образом: если закрыть часть изображения, то сообщение, которое оно несет, должно измениться. Если оно изменяется, значит композиция целостная.

  • Соподчинение
    Этот закон говорит о том, что в композиции должна быть доминанта, которая является смысловым центром. Главный элемент сразу бросается в глаза, роль второстепенных — оттенить, подчеркнуть, выделить доминанту и направлять взгляд зрителя при рассматривании.

    Хочу сразу предостеречь от возможного недопонимания: смысловой центр никак не связан с геометрическим центром композиции. Также композиционный центр может быть не один.

Для получения более полных знаний советую обратиться к книгам, где основные законы композиции разбираются наиболее полно (применительно к изобразительному искусству). В вы найдете пару таких книг.

Навыки создания правильной композиции очень важны для графического дизайнера. Хочу подчеркнуть именно слово «навыки «, т.к. знания, которые вы не умеете применять на практике не стоят ничего. Поэтому обязательно упражняйтесь, уделяйте этому от 20 минут до 1 часа каждый день, и результат будет налицо!

Как обычно, я желаю вам успехов в ваших начинаниях, побольше усидчивости и терпения!

Задумывались ли вы над тем, почему на одни произведения искусства нам приятно смотреть, а на другие нет? Причина этого - удачная или неудачная композиция изображенных элементов. Именно от нее зависит то, как воспринимается картина, статуя или даже целое здание. Хотя на первый взгляд кажется, что это непросто - предусмотреть все, на самом деле создание композиции, которая будет приятна взору, - дело не такое уж сложное. Однако для этого нужно знать о законах, принципах и других ее составляющих. Давайте узнаем обо всем этом.

Что такое дизайн и каковы его особенности?

Прежде чем рассмотреть особенности композиции, стоит узнать о таком понятии, как дизайн. Хотя это слово часто используется в современном лексиконе, далеко не всякий знает о его значении.

Так именуется вид художественно-технической деятельности, направленной на формирование гармонической предметной среды, наиболее полно удовлетворяющей материальные, а также духовные потребности личности.

При создании композиции в дизайне всегда во главу угла ставятся два его компонента - практичность (функциональность) и эстетичность (внешняя красота).

Виды

Сам по себе дизайн очень многогранен. При этом все же можно выделить несколько его основных видов:

  • Графический - нацелен на создание шрифтов, пиктограмм, фирменного стиля, разнообразных визуальных коммуникаций и т. д. Все изображения такого рода создаются на плоскости.
  • Промышленный - специализируется на разработке машин, приборов, оборудования, мебели, посуды, одежды. В данном случае работа осуществляется не на плоскости, а с объемом.
  • Архитектурный - нацелен на разработку и постройку сооружений и их комплексов (в том числе интерьера). Творец в этой среде работает с пространством.
  • Наиболее сложный, так как нацелен на разработку сложно-динамической системы среды обитания людей.
  • Дизайн сферы - это один из новых видов. К нему относится экодизайн, футуродизайн и т. п.
  • Дизайн, нацеленный на результат работ. К этому виду относятся web-дизайн, компьютерный и артдизайн.

Что такое композиция и зачем она нужна?

Данное слово произошло от латинского compositio и означает гармоническое сочетание различных элементов произведения таким образом, чтобы они создавали впечатление единого целого.

Композиция в дизайне - это расположение и связь частей изделия, обусловленных их компоновкой. Она должна соответствовать их назначению, а также художественно-образному замыслу создателя, который отражает вероятные ожидания конечного потребителя проектируемого продукта.

Немного сложно, не так ли? Говоря более простым языком, изучаемое явление - это создания такого произведения, которое понравится заказчику. Исходя из этого объяснения, понятно и назначение композиции в дизайне - привлечь внимание потенциального покупателя.

Хорошо, хотя и немного жестко объясняет его цель герой фильма "Глянец": "Дело художника - почувствовать то, что продается... Что не продается, то не искусство!"

Геометрический и композиционный центр: в чем разница?

Итак, из чего же состоит композиция? В первую очередь, создавая ее, необходимо найти композиционный центр. Его цель - привлечь внимание зрителей ко всему произведению. Фактически именно эта деталь является тем якорем, который должен "зацепить" увидевшего готовое изделие.

Помимо композиционного, в любой работе выделяется также геометрический центр, который фактически является его срединой.

Для лучшего восприятия произведения, конечно, лучше, когда эти два центра совпадают, однако так бывает не всегда.

Существует ряд способов акцентировать внимание именно на композиционном центре, даже если он расположен не посредине:

  • Выделение его с помощью цвета.
  • Выделение с помощью отличающейся формы от других элементов композиции.
  • Выделение особым освещением.
  • Выделения за счет контрастного размера по сравнению с другими деталями.

Элементы композиции

Существуют различные классификации Большинство специалистов сходятся в том, что основных из них три:

  • Точка - это графический акцент на плоскости.
  • Линия - по форме характеризуется протяжностью или развитием на плоскости в одном координатном направлении (в длину).
  • Пятно - в отличие от вышеупомянутых элементов, оно обычно заполняет большую часть графической плоскости.

Основные виды композиции

Как правило, выделяют тройку базовых видов композиции.

  • Фронтальная - подразумевает заполнение изображением всей плоскости. Как правило, используется при создании орнаментов, ковров, мозаики и т. п.
  • Объемная - относится к трехмерным видам искусств (архитектура, скульптура, керамика). В большинстве случаев, чтобы рассмотреть изделие такого рода, необходимо обойти его с разных сторон, поскольку оно не может быть охвачено взглядом полностью с одного ракурса.
  • Объемно-пространственная композиция в дизайне - состоит из нескольких объемных работ, расположенных в пространстве с определенными интервалами.

Композиционные законы

Хотя каждый творец руководствуется собственным вкусом (или желанием заказчика) при создании дизайна, существуют определенные законы композиции, которые все равно приходится соблюдать, причем далеко не всегда понимая это. Дело в том, что они были выделены на основе многолетних наблюдений психологов за способностью человеческого мозга воспринимать те или иные комбинации элементов.

Итак, существует три закона композиции:

  • Цельность и единство. Благодаря им произведение воспринимается как единое целое, несмотря на многочисленное количество деталей. Этот закон базируется на двух составляющих - неделимости композиции (невозможность воспринимать ее как совокупность отдельных составляющих) и необходимости связи и согласованности между элементами композиции (для этого важно отслеживать, насколько все детали "дружат" между собою и не являются ли они оторванными друг от друга). Специфичность данного закона заключается в том, что он распространяется лишь на область композиции в дизайне произведений искусства.
  • Равновесие. Это такое состояние, при котором все элементы сбалансированы между собой. Уравновешенные части целого приобретают так называемую зрительную устойчивость. В основном данное состояние сводится к балансу по выразительности. Равновесие в изделии может быть статическим (изображение кажется устойчиво неподвижным) и динамическим (его составляющие производят впечатление движения).

  • Соподчинение. Это подчинение всех композиционных деталей единому авторскому замыслу. Фактически данный закон подразумевает создание иерархии в произведении. Согласно ей, выделяется доминанта (центр композиции), которой и подчиняются все остальные элементы.

Средства

Рассматривая особенности композиции, нельзя обойти вниманием и такой вопрос, как средства для ее создания. Ведь именно они помогают творцу максимально точно передать свою мысль в произведении. Для многих людей искусства средства более известны как принципы композиции в дизайне.

Парадоксально, но когда все они соблюдены, понять их сложно. Зато если в готовой работе нарушен хоть один - это сразу же бросается в глаза. Давайте же рассмотрим их, чтобы знать, на что стоит обращать внимание не только при создании шедевров, но и при рассмотрении и анализе их.

  • Контраст - это резкое различие элементов, противопоставление их по определенным критериям (светлый и темный, длинный и короткий и т. п.). Таким способом усиливается выразительность готовой работы. Контраст бывает как одномерным, так и многомерным.

  • Нюанс - незначительные различия между элементами в композиции в рамках одной и той же категории. Выделяют одномерный и многомерный нюансы.
  • Тождество. Так называется повторение элементов одинаковых, схожих по своим качествам. Таким как размер, форма или тон. Тождество явля-ется признаком статичности всей комбинации.
  • - это равномерность распределения деталей относительно геометрического центра. Она бывает зеркальной, осевой, зеркально-осевой и винтовой. Асимметрия - это отсутствие симметрии. Хотя наш мозг ориентирован на равномерные изображения (нарушение этого баланса им воспринимается не так хорошо), иногда асимметричные решения оказываются более чем впечатляющими.
  • Ритм. Хотя кажется, что подобное явление характерно только для музыки, однако и для искусства композиции оно является важным средством. В данной сфере под ритмом подразумевается чередование различных элементов в определенной последовательности. Одним из важнейших является повторяемость деталей (форм), а также интервалов меж ними. Такие повторы бывают равномерными, убывающими и нарастающими.

  • Модульность - это универсальное средство дизайна, однако до сих пор нет четкого определения понятию "модуль". В общем, так принято именовать величину, принимаемую за основу расчета какого-либо предмета.
  • Пропорциональность - согласованность, стройность, а также соразмерность в сочетании чего-то. Она часто воспринимается как соразмерность. Это средство применяется в архитектуре или искусстве.

  • Масштабность является важнейшей из средств архитектурной композиции. Она определяет соотношение размеров чего-то (частей, членений, деталей сооружения), которое позволяется создать гармоничное сочетание их с размерами человека и окружающими его предметами. Данное средство базируется на двух принципах: человеческий индивидуум - это мера всех вещей; масштаб определяется при помощи соотношения отдельно взятых частей и целого.

Физические свойства формы

При создании композиции всегда стоит помнить, что все изображенные предметы обладают определенными пространственными свойствами:

  • Геометрический вид. Он определяется соотношением размеров геометрических фигур согласно трем координатам пространства, а также характером поверхности формы. Выделяются три вида формы: объемная, плоская, линейная.
  • Величина - это свойство, которое оценивается по отношению к человеческим размерам или другим формам.
  • Положение. Геометрические фигуры могут быть расположены в отношении друг друга или зрителя, как ближе, так и дальше, выше, ниже, слева или справа. Также формы способны располагаться по отношению к другим на одном или сразу нескольких уровнях.
  • Цвет - является одним из самых важных свойств, способных вызывать различные зрительные ощущения в соответствии со спектральным составом отражаемого/излучаемого ими света. Он обладает такими характеристиками, как тон (оттенки), насыщенность (степень яркости/блеклости) и светлота (отражающая способность цветовой поверхности). Обычно цвета принято делить на теплые (от желтого до красного) и холодные (от зеленого до фиолетового). Подобное разделение связано с энергетическим спектральным балансом: теплые оттенки несут большую часть энергии, а холодные — значительно меньшую. Как доказали ученые, цвет активно воздействует на человеческую психику. Он может вызывать разнообразные эмоции и переживания (радовать, огорчать, бодрить, угнетать). Именно поэтому так важна хорошо продуманная в дизайне любого изделия.

  • Светотень - свойство, которое характеризуется распределением темных и светлых участков на поверхности фигуры. Она облегчает восприятие объема и рельефа наблюдателем, а также способна зрительно обобщить или расчленить объем или поверхность предмета. Кстати, рельеф предмета и его трехмерность воспринимаются таковыми именно благодаря градациям и переходам от более освещенных участков к менее.
  • Фактура - создает зрительный образ композиции и является одним из основных источников получения осязательной информации. Кстати, именно различие фактур дает возможность отличать на черно-белом изображении схожие между собою вещества: металл и воду, снег и бумагу и т. п. При планировании изделия выбор фактуры его столь же важен, как и выбор материала. Ведь одно и то же вещество способно смотреться весьма по-разному при различной обработке.
  • Текстура. Она играет такую же важную роль в процессе восприятия готовой композиции, как и фактура. Ведь с ее помощью удается определить признаки структуры материала, из которого предмет изготовлен. Чаще всего подобное свойство характерно для дерева, кожи, а также ткани. Текстуры очень часто выступают в роль декоративного элемента при проработке проекта. Удачное сочетание фактуры с текстурой прежде всего применяется для передачи естественного качества материала, раскрытия его эстетического своеобразия. В том случае, когда фактура или текстура вещества выразительные - их воздействие на зрителя способно быть более эффективным, чем влияние самой формы изделия. При этом чрезмерная броскость их иногда способна вызвать обратный эффект.

Шрифты в композиции

Помимо всего вышеперечисленного, весьма важную роль в создании оригинального дизайна чего-то играют надписи (шрифты).

Они постоянно используются для оформления мемориальных досок, вывесок, надписей на упаковках или этикетках промышленных товаров и т. п.

Нередки случаи, когда шрифтовая композиция в дизайне играет не только роль источника информации, но и обеспечивает эстетическое качество среды обитания человека.

В зависимости от назначения выделяются такие категории шрифтов:

  • Изящные.
  • Массивные.
  • Строгие.
  • Живописные.

Основными эстетическими критериями при выборе того или иного вида букв является гармоничность их пропорций, красота рисунка каждой из них, читаемость, четкость и соразмерность. Для достижения подобных целей ежегодно создаются десятки новых шрифтов, которые призваны удовлетворить растущие запросы к оригинальному дизайну.