Кто первым вышел открытое космическое пространство. Все космонавты погибшие в космосе. Последнее фото экипажа

Кто первым вышел открытое космическое пространство. Все космонавты погибшие в космосе. Последнее фото экипажа

1. Два сопла движения вперед

2. Одно сопло движения назад

3. Пистолетная рукоятка

4. Баллоны со сжатым газом

5. Система жизнеобеспечения

6. Фотоаппарат

Примерно так выглядела картина работы в безвоздушном пространстве для первых людей в космосе. В рамках американской программа «Джемини» первое устройство для свободных маневров в космосе было именно «реактивным пистолетом». HMNU (Hand-Helded Maneuvring Unit, или «ручное устройство маневрирования») работало на основе сжатого кислорода, и всякий раз, когда астронавт корабля «Джемини-4» Эдвард Уайт выходил в космос, он брал его с собой. Разумеется, с таким пистолетом до Луны не долетишь, но он все же давал куда более прочную надежду, чем страховочный фал связи с кораблем. Однако минимум одна рука астронавта была занята, и это было не очень хорошо.

21 КС было своеобразным миниатюрным космическим кораблем, с его помощью в космосе можно было «строить», если верить инструкции.

1. Ранец с запасом сжатого газа и системой управления

2. Сопла бокового смещения

3. Отгибаемые подлокотники с рукоятками управления

Пятьдесят лет назад всем казалось, что космос без пяти минут освоен и вот-вот мы начнем строить колонии на Луне. Но чтобы строить дивный новый мир на орбите, безусловно, требовались устройства для индивидуального передвижения. Реактивные пистолеты быстро отошли на задний план, поскольку «целиться» приходилось в пустоту, а выстрелы не всегда попадали в «яблочко». Безвоздушный строитель должен четко и надежно ориентироваться в пространстве, попадать именно в ту точку, в которую хочет, иметь большую автономность и выбор действий для комфортной работы.

«Реактивная подкова»

УПМК и его части

1. Первое советское устройство перемещения и маневрирования космонавта (УПМК), выполненное в форме подковы с твердотопливными двигателями, так и не было испытано в космосе.

2. Батарея твердотопливных двигателей УПМК

Уже в начале второй половины 20 века стало известно, что человек проще управляется с линейной скоростью и передвижением, чем вращательными движениями. Поэтому система автономного перемещения в пространстве должна быть частично автоматизированной и ограничивать угловые скорости и ускорения. Выяснили, что космонавт не должен вращаться быстрее, чем со скоростью 40-50 градусов в секунду. К тому же, было бы неплохо, если система сама определяет координаты или хотя бы ориентацию относительно цели и места возврата. Связь с кораблем или Землей должна быть непрерывной, и все это великолепие - в течение нескольких автономных часов. Но представьте: 60-е годы, чтобы позволить космонавту столько бонусов, понадобился бы агрегат в сотни, если не тысячи килограммов. Конструкторам пришлось искать компромисс между ручным и автоматическим управлением. Да-да, полуавтоматика.

А вот советское устройство перемещения и маневрирования космонавта (УПМК), которым пользовались корабли «Восход», а позднее и военные станции «Алмаз», обещало очень многое. «Подкова» как бы обнимала скафандр с астронавтом. Перемещение обеспечивали два блока: разгонный и тормозной, каждый из 42 пороховых двигателей, каждый из которых разгонял космонавта на 20 см/с. Облететь стометровую МКС с такой скоростью можно было за 10 минут. Медленное движение было невыгодным, быстрое — опасным и тоже невыгодным. Система управлялась джойстиком на подлокотнике, а автоматика, ура, ограничивала скорость разворота.

Весило УПМК 90 кг, а аккумуляторы позволяли работать в открытом космосе до четырех часов в автономном режиме. Если бы космонавта унесло в космос, он мог бы разогнаться и лететь в одном направлении со скоростью 32 м/с. В космонавтике этот параметр называется характеристической скоростью устройства.

К сожалению, испытать УПМК в открытом космосе советским космонавтам не удалось.

На рисунке изображен прототип автономной установки перемещения астронавта, который испытывали на американской орбитальной станции «Sky Lab»(1973-1974 годы). Штуковина могла надеваться поверх скафандра, но астронавты испытывали установку только внутри огромной станции.

1. «Ранец» с системой управления

2. Рукоятки ручного управления движением и ориентацией

3. Сферический баллон со сжатым азотом

Предыдущие варианты установок для перемещения использовали в основном твердое ракетное топливо. Но ради повышения характеристической скорости и улучшения маневренности пытались использовать и жидкое.

AMU (Astronaut Maneuvering Unit) - первый американский реактивный ранец - использовал в качестве топлива 90-процентную перекись водорода. Весила штуковина 75 кг, из которых 20 занимали системы жизнеобеспечения, а 11 - топливо. Характеристическая скорость AMU превышала аналогичный параметр советской модели почти в два раза - 76 м/с. На орбите AMU крепилось на приборно-агрегатном отсеке корабля снаружи. Как выглядела работа астронавта в открытом космосе?

Будучи в скафандре, космонавт выходил из гермокабины, при помощи поручней добирался до устройства и напяливал его как ранец. После этого можно отрываться от аппарата и начинать маневры. В общей сложности астронавт и AMU весили 185 килограммов. Движение в космосе обеспечивали 16 небольших ракетных двигателей. Как прошли испытания AMU?

Системы пришлось на июнь 1966 года во время полета корабля «Джемини-9А». Но все прошло на редкость ужасно. Юджин Сернан с превеликим усердием дошел до установки, залез в нее, но внезапно обнаружил, что ничего не видит. Пока астронавт добирался по открытому космосу до AMU, его шлем залило потом. А рукой его не вытереть. К тому же, Сернан не смог манипулировать джойстиком AMU - рука не дотянулась, а когда дотянулась, он сломал рукоятку. В общем, пришлось вернуться в корабль.

Только к 80-м годам аппаратура стала миниатюрнее и легче, увеличился резерв массы для дополнительных приборов. Долгожданное масштабное строительство, космический коммунизм так и не наступил. Устройства передвижения космонавтов должны были теперь служить разве что обследованию спутников, а также проверке наружного состояния станции. Для этих задач полной автоматизации процесса уже не понадобилось. Но все же космонавтов ждали перемены.

Средство передвижения космонавта (СПК) 21КС

«Сфоткай, типа в космосе летаю»

В феврале 1990 года космонавты А. Викторенко и А. Серебров получили возможность испытать в космосе устройство СПК 21 КС, поочередно облетев на нем станцию «Мир». Журналисты называли его «космический мотоцикл», но на деле оно оказалось жутко неудобным. Как говорил Серебров, «поскольку руки у космонавта жестко прикреплены к рукояткам, то он толком не мог ничего поделать с грузом, значит для транспортировки СПК использовать невозможно».

21КС (СПК), разработанное в Советском Союзе, могло работать в двух режимах: экономичном и форсированном. Первый режим ограничивал линейные и угловые скорости возле станции или спутника-мишени. Разворот кругом, поскольку угловая скорость была крайне ограничена, длился не менее 20 секунд. Форсированный режим служил для быстрого перемещения на безопасном от станции расстоянии и для экстренного реагирования в случае столкновения. Сжатый воздух, который служил топливом для реактивных сопел, хранился как у дайверов в двух 20-литровых баллонах под давлением 350 атмосфер и выпускался через 32 сопла. Пульты управления располагались на двух консолях - под руками космонавта.

Первые летные испытания 21КС прошли в феврале 1990 года. Серебров и Викторенко выходили в открытый космос из модуля «Квант-2» и удалялись от станции на 35-45 метров. Да, они использовали страховочную лебедку, но в штатном режиме СПК должен был работать без нее, удаляясь от станции «Мир» на 60 метров и от станции «Буран» на 100. Почему такая разница? В случае неполадок СПК «Буран» мог легко догнать космонавта.

MMU: Manned Maneuvering Unit

Брюс Маккэнделс в MMU

Наши сделали 21КС, подглядев у американцев пилотируемый маневрирующий блок MMU. Будучи по конструкции похож на 21КС, он обладал меньшей характеристической скоростью и весил на 30 кг меньше. В двух алюминиевых баллонах, усиленных кевларом, содержалось 6 кг азота, который и служил топливом для реактивного движения системы. В отличие от советской системы, MMU применялся для решения практических задач.

В 1984-1985 годах американские астронавты при помощи MMU сняли с орбиты несколько телекоммуникационных спутников, которые не дошли до расчетных орбит. Джозеф Аллен и Дейл Гарднер «отловили» Westar VI и Palapa B2. «Челленджер» доставил их на Землю. Но несмотря на успех MMU, катастрофа «Челленджера», которая по словам очевидцев «травмировала нацию» и чуть не привела к закрытию космической программы вообще, поставила крест и на MMU. Кроме того, стоимость пилотируемых полетов оказалась настолько велика, что дешевле было бы запускать новый аппарат, чем отправлять к сломанному человека-ремонтника.

Теперь, чтобы возобновить интерес к разработке пилотируемых средств управления для работы в космосе, нам нужно начать освоение Луны и Марса.

Что применяется в космосе сегодня?

На устройства передвижения пока возлагают немногие задачи. Если космонавт случайно удалился от станции во время выхода в открытый космос, например. УСК (российское устройство спасения космонавта) крепится сзади к скафандру «Орлан-М» и питается от его батарей. С ним можно выйти через люк диаметром 0,8 метра. Американцы используют похожее УСК - SAFER (Simplified Aid for EVA Rescue, или упрощенное устройство для спасения космонавта при внекорабельной деятельности), и применяли его уже не менее чем сто раз во время выхода в открытый космос.

Двадцатый век подарил нам первого в мире человека, побывавшего в космосе, первую женщину-космонавта и человека, впервые вышедшего в открытый космос. В том же периоде времени человек осуществил первые шаги по Луне.

Первый человек на Луне

Первым космическим кораблём, доставившим людей на поверхность Луны, был американский исследовательский пилотируемый корабль «Апполон-11». Полёт начался 16-го июля и окончился 24-го июля 1969-го года.

Практически сутки на поверхности Луны провели пилот и командир экипажа: Эдвин Олдрин и Нил Армстронг. Время их пребывания там равнялось двадцати одному часу тридцати шести минутам и двадцати одной секунде. Всё это время командным модулем управлял Майкл Коллинз, который, находясь на орбите, ждал сигнала.


Астронавтами на поверхность Луны был осуществлён один выход. Его продолжительность – почти два с половиной часа. Первый шаг на поверхность этой планеты сделал командир экипажа Армстронг. Спустя пятнадцать минут, к нему присоединился Олдрин. Во время выхода на поверхность, астронавты установили на Луне флаг США, взяли несколько килограммов грунта для дальнейшего исследования, а так же установили научно-исследовательские приборы. Ими были сделаны первые фотографии ландшафта. Благодаря установленному оборудованию, стало возможным определение с максимальной точностью расстояния между Луной и Землёй. Это значимое событие свершилось 20-го июля 1969-го года.

Таким образом, Америка выиграла лунную гонку, первой высадившись на поверхности земного спутника, и поставленная Джоном Кеннеди национальная цель считалась выполненной.


Надо отметить, что некоторые исследователи называют высадку американских астронавтов на естественный спутник Земли самой крупной мистификацией двадцатого века. Ими же приводится ряд доказательств того, что никакой вышеописанной высадки вообще не было.

Первый человек в открытом космосе

Человек впервые вышел в открытый космос в 1965-ом году. Речь о советском космонавте Алексее Леонове. В тот знаменательный полёт он отправился 18-го марта совместно с напарником Павлом Беляевым на КК «Восход-2».


Достигнув орбиты, Леонов облачился в разработанный для выхода в открытый космос скафандр. Запаса кислорода в нём хватало на сорок пять минут. Беляев в это время начал устанавливать гибкую шлюзовую камеру, посредством которой Леонов и должен был осуществить выход в космос. Приняв все необходимые меры предосторожности, Леонов покинул корабль. Всего за его пределами космонавт провёл 12 минут 9 секунд. В это время напарник Леонова передал на Землю сообщение о том, что человек вышел в открытый космос. По телевидению транслировалось изображение парящего на фоне Земли космонавта.

Во время возвращения пришлось поволноваться, так как в условиях вакуума скафандр сильно раздулся, из-за чего Леонов не помещался в шлюзовую камеру. Оказавшись узником космического пространства, он самостоятельно нашёл выход из этой ситуации, понимая что в данном случае советом с Земли ему не помогут. Чтобы уменьшить размеры скафандра, космонавт стравил излишки кислорода. Делал он это постепенно, одновременно стараясь протиснуться в камеру. Каждая минута была на счету. О своих переживаниях в тот момент Леонов предпочитает никому не рассказывать.


Трудности со скафандром оказались не последними неприятностями того значимого полёта. Оказалось, что система ориентации не работает, и для приземления космонавты вынуждены были перейти на ручное управление. Результатом такой посадки стало то, что Беляев и Леонов приземлились не в том месте, где предполагалось. Капсула оказалась в тайге в 180-ти километрах от Перми. Спустя двое суток космонавты были обнаружены. Этот успешный полёт был отмечен присвоением Леонову и Беляеву звания Героя Советского Союза.

Первая женщина-космонавт

Первой женщиной, побывавшей в космосе, стала Валентина Терешкова. Свой полёт она осуществила в одиночку, что само по себе является беспрецедентным случаем. Терешкова для этого полёта была выбрана из большого числа парашютисток.


Корабль «Восток-6» оказался на орбите Земли 16-го июня 1963-го года. Советский Союз стал не только первой страной, отправившей своего космонавта в космос, но и первой страной, отправившей в космос женщину. Этот шаг являлся политически мотивированным.

Удивительно, что родственники первой в мире женщины-космонавта узнали о её полёте в космос из радиосообщений только после того, как она совершила удачную посадку. Зная, что полёт вполне мог окончиться трагедией, девушка предпочла сохранить предстоящее событие в тайне.

Полёт Терешковой продолжался 22 часа 41 минуту. За это время первая женщина-космонавт совершила сорок восемь витков вокруг нашей планеты. Её позывной – «Чайка».

Первый человек, побывавший в космосе

Как известно, первым побывавшим в космосе человеком является Юрий Гагарин. Его исторический полёт, прогремевший на весь мир, был совершён 12-го апреля 1961-го года. Именно эта дата названа «Днём космонавтики». За время, проведенное на орбите, Гагарин выполнил всю намеченную программу. По его воспоминаниям, он тщательно записывал все свои наблюдения, рассматривал Землю и даже питался.

Ну, а до самой большой звезды во вселенной , радиус которой в полторы тысячи раз больше, чем радиус солнца, ни один космонавт в ближайшее будущее не отправится. По данным сайт, людей пока не планируют отправлять за пределы солнечной системы.
Подпишитесь на наш канал в Яндекс.Дзен

Выход в космос в одном лишь скафандре - само по себе рискованное занятие. Тем не менее из более чем сотни выходов в открытый космос, произошедших с 1965 года, есть несколько, которые выделяются, - например, своей длительностью или тем, что космонавты делали «снаружи» космического корабля. Вот самые запоминающиеся из них.

Алексей Леонов стал первым человеком, вышедшим в открытый космос. Советский космонавт провёл в безвоздушном пространстве около 20 минут, после чего столкнулся с проблемой: его скафандр раздулся и не проходил в шлюзовый отсек корабля. Леонову пришлось спустить немного воздуха, чтобы вернуться на борт.

«Это было по-настоящему опасно. Но, к счастью, первый выход Леонова в открытый космос не стал для него последним», - написал позже в своей книге Николя де Моншо, профессор Калифорнийского университета.

Первый выход в космос американского астронавта (3 июня 1965 г.)

Спустя три месяца после Леонова астронавт Эд Уайт стал первым американцем, вышедшим в открытый космос. Выход Уайта длился также около 20 минут, а фотография парящего в безвоздушном пространстве человека активно использовалась пропагандистами во время холодной войны.

Самые удалённые от Земли выходы в открытый космос (1971-1972 гг.)

Астронавты миссий Аполлон-15, 16 и 17 осмелились выйти наружу на обратном пути с Луны. Эти выходы были уникальны также ролью второго члена экипажа. В то время как один астронавт проводил наружные работы, второй стоял, высунувшись по пояс из шлюзового отсека, и мог наслаждаться красотой окружающей Вселенной.

Выход МакКэндлесса в 1984 году

Астронавт NASA Брюс МакКэндлесс стал первым человеком, вышедшим в открытый космос без страховочной привязи. Во время полёта спейс-шаттла «Челленджер» STS-41B МакКэндлесс использовал реактивный ранец, чтобы отдалиться от космического челнока на 100 метров, а затем вернуться назад.

Самый короткий выход в космос (3 сентября 2014 г.)

Самый короткий выход в космос составил всего 14 минут, когда у американского астронавта Майкла Финке произошла разгерметизация кислородных баллонов во время наружных работ на МКС. Он и его напарник Геннадий Падалка были вынуждены досрочно вернуться на борт космической станции. Падалка и Финке использовали российские скафандры «Орлан», поскольку в американских скафандрах ранее возникла проблема с охлаждением.

Самый длинный выход в космос (11 марта 2001 г.)

Самый длинный выход в открытый космос продлился 8 часов 56 минут и произошёл во время миссии спейс-шаттла «Дискавери» 11 марта 2001 года. Астронавты NASA Сьюзен Хелмс И Джим Восс осуществляли работы по строительству Международной космической станции.

Самый массовый выход в космос (13 мая 1992 г.)

Основной целью миссии спейс-шаттла «Индевор» STS-49 был захват спутника Intelsat VI, который не смог выйти на геостационарную орбиту и вместо этого «застрял» на низкой околоземной орбите. Во время первых двух выходов в космос два астронавта не смогли захватить и отремонтировать спутник, поэтому в третий раз к ним присоединился третий член экипажа. Это единственный случай в истории, когда в космосе одновременно работали трое человек.

Один из наиболее заслуживающих уважения выходов в открытый космос осуществили советские космонавты Анатолий Соловьёв и Александр Баландин с орбитальной станции «Мир». Выход, главной целью которого была починка повреждённой изоляции корабля «Союз», обернулся опасностью для жизни космонавтов, когда при возврате на станцию её шлюз сломался и не смог закрыться. Космонавты смогли использовать запасной шлюз в модуле «Квант-2″ и вернуться на «Мир».

Самый опасный выход в космос в американском скафандре (16 июля 2013 г.)

Спустя пару минут после того, как астронавт Европейского космического агентства Лука Пармитано покинул МКС, он почувствовал стекающую по задней части гермошлема воду. Пармитано с трудом смог вернуться назад, поскольку вода попала ему в рот, глаза и уши. Напарники итальянского астронавта позже подсчитали, что в его шлеме скопилось около двух литров воды. Работы в открытом космосе были приостановлены на многие месяцы, пока NASA расследовала причины поломки скафандра.

Самые сложные работы по починке космической станции («Скайлэб» и МКС)

В истории выходов в открытый космос были две самые сложные ремонтные работы, выполненные астронавтами при починке орбитальных станций. Первая была осуществлена в мае и июне 1973 года, когда члены первого экипажа американской станции «Скайлэб» ремонтировали станцию, получившую повреждения во время запуска. Помимо всего прочего, астронавты установили солнечный «зонтик», чтобы охладить перегревающуюся станцию. Второй случай произошёл 3 ноября 2007 года, когда американский астронавт верхом на роботизированной руке спейс-шаттла достиг повреждённых солнечных панелей МКС и осуществил их ремонт, в то время как они находились под напряжением.

Так проводятся работы в открытом космосе.Невероятно красиво и так же опасно. Работа в открытом космосе - одна из сложнейших и опаснейших операций во время космического полета. За кажущейся легкостью перемещений - многие часы изматывающей напряженной наземной подготовки и тяжелый труд на орбите.

Во время выхода в открытый космос космонавты работают в условиях невесомости. Разумеется, предварительно их нужно к этому подготовить. Но как это сделать на Земле с ее силой тяжести?

Можно, конечно, загрузить их в самолет и попросить летчика сделать «параболу Кеплера». Это когда самолет набирает высоту 6 тысяч метров, затем резко под углом 45 взлетает на 9 тысяч и так же резко проваливается вниз. Но это, во-первых, дорого, во-вторых, не каждый летчик способен на такой маневр, в-третьих, невесомость при этом длится от 22 до 28 секунд. Из-за этого прием используется только на начальных этапах в качестве ознакомления, пишет Алёна Леликова.

Еще можно использовать центрифугу – в момент резкого изменения траектории тоже можно добиться нулевой силы тяжести. Но тоже ненадолго. А стоит едва ли не дороже, чем самолет.

Как ни странно, оказалось для решения проблемы не нужно забираться высоко. Условия, максимально приближенные к невесомости, идеально имитирует обыкновенная вода. Поэтому в 1980г в Центре подготовки космонавтов им. Ю.А. гагарина была построена гидролаборатория. За 30 лет ее существования космонавты провели здесь свыше 65 000 часов тренировок, а те, кто впоследствии побывал в настоящем космосе сошлись во мнении: идентичность ощущений не менее 95%.

Гидролаборатория - это сложное гидротехническое сооружение с целым комплексом технологического оборудования, специальных систем, аппаратуры и механизмов. Основную часть здания гидролаборатории занимает огромный резервуар: 23 метра в диаметре, около 12 в глубину. Пять тысяч тонн уникальной по своему составу воды с температурой около 30 градусов.

Внутри бассейна установлена подвижная платформа грузоподъемностью 40 тонн. На ней закреплены габаритные макеты российского сегмента Международной космической станции (МКС), космического корабля «Союз ТМА» и другого оборудования размещенного на станции.

Во время погружений космонавты используют так называемые вентиляционные макеты скафандров, единственным отличием которых от реальных является подключение к внешнему источнику воздуха. Соответственно, ранец системы жизнеобеспечения заменен на габаритный макет. Поскольку работа под водой связана с определенной опасностью, космонавтов в скафандрах сопровождают аквалангисты в легководолазном снаряжении.

Погружение под воду создает условия, очень похожие на состояние невесомости. Есть даже особый термин – «гидроневесомость». В условиях этой гидроневесомости будущие космонавты учатся работать в открытом космосе и изучают наружное устройство модулей МКС. Здесь же проходит испытания различная техника.

02. Дополнительное сходство с безвоздушным пространством обеспечивается особыми свойствами воды. Воды с такой маленькой плотностью нет больше нигде, по сути она дистиллированная. Кроме того, снаружи бассейна на технических этажах особым образом расположены мощные прожекторы, подсветка которых тоже добавляет ощущения полного отсутствия какой-либо субстанции вокруг. Одно слово - космос.

03. По периметру стенок расположены 45 иллюминаторов, через которые можно проводить кинофотосъемку и визуальные наблюдения за деятельностью космонавтов во время тренировок. «Экспозиция» в гидролаборатории не постоянная: в бассейн погружают именно те модули, которые используются для тренировок в данный момент. Специальный механизм поднимает платформу со дна на поверхность, отработанный убирают и ставят другой. Идентичность железа – стопроцентная. До каждой гаечки, до каждого крючочка и каждого миллиметрика

04. Платформа, на которой проходит брифинг – это как бы основная часть МКС. А от нее уже отходят различные ответвления – модули

05. Слева – многофункциональный лабораторный модуль, МЛМ. Предназначен для проведения научных экспериментов. В космосе пока не был, впервые полетит как раз в сентябре вместе с Еленой Серовой - первой российской женщиной-космонавтом за последние 15 лет. Справа (на верхнем снимке он в левом нижнем углу) – модуль МИМ-1, он же «малый исследовательский модуль»

06. Недавно космонавт Олег Котов в своем блоге писал, что на МКС новый модуль МЛМ уже ждут

07. Перед МИМом– шлюзовая камера. Как раз сейчас отрабатывается задача ее переноса с МИМа на МЛМ. Ее предназначение – научные эксперименты в открытом космосе без выхода человека. Работает по принципу торпедного аппарата: со стороны корабля на специальную площадку устанавливается оборудование, происходит процесс шлюзования, люк открывает и площадка выезжает наружу

08. Кстати, тот желтый кран на противоположной стороне – отнюдь не для погрузки-разгрузки модулей. Им цепляют самого космонавта, вот так это выглядит (фото пресс-службы ЦПК)

09. Сама МКС, кстати, в данный момент выглядит так. По словам инструктора Центра, водолазного специалиста МЧС, старшего инструктора-водолаза ВМФ РФ, заслуженного испытателя космической техники и летчика-истребителя с 13-летним стажем Валерия Несмеянова, вполне возможно, в будущем космические аппараты будут собирать непосредственно на орбите, «чтобы не вывозить каждый раз такую чудовищную массу с Земли»

10. В центре часть модуля «СМ» – служебного модуля. Это основной модуль, где живут космонавты. Там находятся их каюты, и там же они проводят основное время. Это конкретно та часть, на которой отрабатывали эксперименты, которые буквально 19 июня провели в открытом космосе

11. Внутри макеты полые. Для тренировок нужна только внешняя поверхность

12. Желтые поручни (на предыдущих картинках их хорошо видно)– это так называемые трассы перехода. Именно по ним космонавты передвигаются по внешней части станции, страхуя себя двумя карабинами. На тренировках в легком водолазном снаряжении есть такое упражнение – снимают ласты и ползают по этим поручням. Очевидно, что не нужно быть космонавтом, чтобы повторить подобное

13. Шанс увидеть ровно то, что видит космонавт во время выхода, есть абсолютно у каждого

14. Впрочем, основная часть тренировок все же проходит именно в скафандрах. Называется он «Орлан-МК-ГН» и работать в нем очень, даже очень-очень тяжело. Например, одно сжатие перчатки – это усилие 16 кг. Сколько таких сжатий нужно сделать, передвигаясь по поручням? Плюс еще работать надо, гайки там крутить и все такое…
«Считается, что это во времена Гагарина было опасно. Нет, ребята, космос опасен и сейчас. В декабре вот в новостях говорили – установлен новый рекорд продолжительности выхода в открытый космос, 8 часов, ура. И ни слова, что запланирован-то он был на 6 часов!»

В принципе, наши космонавты уже давно подходят к 8-часовому рубежу работы, но в штатных условиях. Тут очень важно правильное распределение сил – самое сложное в начале, остальное на потом. Плюс психологическая готовность, потому что с точки зрения физиологии уже 3 часа работы в скафандре – это предел.
«Я очень много в скафандре работаю, и после 3 часов уже не просто тяжело – уже больно. Он же железный! А после шести я только усилием воли его передвигал: просто думаю, что вот сейчас нужно сжать руку и заставляю мышцы это делать. Физподготовка тут не поможет – ты после 3 часов сдохнешь, тебя только уносить в этом скафандре. Только сила воли, только настрой, что придется преодолевать боль» , - говорит Валерий
А в тот раз как раз после 6 часов работы банально произошел отказ. Именно в тот момент, когда уже нужно было возвращаться. Так и получился «новый рекорд» - парни просто спасали станцию.

14. В холле шком транслируется картинка с МКС. Конкретно в этот момент – американский отсек

15. В 2010 году гидролаборатории исполнилось 30 лет. Не без удовольствия в списке достижений нашла фамилию своего курс-директора

16. Кстати, в декабре гидролаборатория закрывается на серьезный ремонт, поэтому если возникло желание выйти в открытый космос, реализовать его желательно поскорее

20. А экипаж нашего корабля прощается с вами, напоследок еще раз процитировав нашего замечательного гида:
«Когда мы тут сидим за этой колючей проволокой, все в своих проблемах производственных, если честно, думаем, что наша космическая отрасль никому не интересна. Но глядя на ваши глаза, я думаю, что будут на и Марсе яблони цвести. А вы привезете нам яблочко» .

Первым из землян в открытый космос вышел Алексей Леонов 18 марта 1965 года, во время полета «Восхода-2″.

После выхода, из-за раздувшегося скафандра Леонов никак не мог втиснуться в воздушный шлюз корабля. Ему удалось это сделать с огромным трудом.

Сегодня для выхода с борта Международной космической станции используются специально разработанные полужесткие российские и американские скафандры. Наиболее совершенным считается «Орлан-МК», представляющий собой миниатюрный космический корабль. Космонавт не надевает его, а входит, через отверстие в спине. Его, словно люк, закрывает ранец с автономной системой жизнеобеспечения.

Подготовка на орбите к выходу в открытый космос начинается за несколько дней. Скафандры, приборы, инструментарий, - все должно работать безотказно.

Нельзя просто так взять, надеть скафандр и выйти в космос. Несколько часов перед выходом космонавты дышат чистым кислородом, чтобы вымыть из крови азот. Иначе, при быстром перепаде давления, кровь «закипит» и космонавт погибнет.

Выйдя в открытый космос, космонавт превращается в такой же искусственный спутник Земли, как и космический корабль, движущийся со скоростью 28 тысяч км/ч. Он должен быть предельно внимательным и осторожным.

Космонавт передвигается по внешней поверхности корабля или станции, постоянно прикрепляясь к ней при помощи фалов с карабинами. Малейший промах - и он улетит прочь от своего дома, без единого шанса на возвращение. (У американских скафандров EMU такой шанс есть - небольшая реактивная установка SAFER.)

В отличие от перемещения внутри станции, в открытом космосе ноги космонавта - «лишние». Зато вся нагрузка достается рукам космонавта. Вот во что превращаются сменные перчатки скафандра после выхода в открытый космос.

Работу снаружи обычно осуществляют два космонавта/астронавта. Наземный Центр управления внимательно следит за их действиями. Как только возникает малейшее подозрение в неисправности скафандра, выход немедленно прекращается и космонавты срочно возвращаются обратно.

Только в открытом космосе Земля предстает во всем своем великолепии. В редкие минуты передышки космонавты любуются своей родной планетой и с удовольствием фотографируют ее.