Подготовить сообщение известные российские историки. Выдающиеся отечественные историки

Подготовить сообщение известные российские историки. Выдающиеся отечественные историки
Подготовить сообщение известные российские историки. Выдающиеся отечественные историки

Историки России XVIII-XX вв.

Татищев Василий Никитин (1686-1750)

В. Н. Татищев, которого по праву считают «отцом русской историографии», был крупным государственным и общественным деятелем России первой половины XVIII в. Более 16 лет продолжалась его служба в армии. Он участвовал во взятии Нарвы, в Полтавской битве, Пругском походе. В дальнейшем действовал на административном поприще: ведал металлургической промышленностью на Востоке страны, был членом, а затем главой Монетной конторы, начальником Оренбургской и Калмыцкой комиссий, астраханским губернатором. Неоднократно бывал Татищев и за границей, где изучал опыт строительства крепостей, артиллерийское дело, геометрию и оптику, геологию. Тогда же у него зародился глубокий интерес к истории.

Делом всей жизни Татищева стал обобщающий многотомный труд - «История Российская с древнейших времен», которую он довел до 1577 г. И хотя это сочинение не было опубликовано при его жизни, оно навсегда вошло в золотой фонд отечественной историографии. По словам

С. М. Соловьева, заслуга Татищева-историка состоит в том, что «он первый начал дело так, как следовало начать: собрал материалы, подверг их критике, свел летописные известия, снабдил их примечаниями географическими, этнографическими и хронологическими, указал на многие важные вопросы, послужившие темами для позднейших исследований, собрал известия древних и новых писателей о древнейшем состоянии страны, получившей после название Россия, одним словом, указал путь и дал средства своим соотечественникам заниматься русской историей».

Карамзин Николай Михайлович (1766-1826)

Н. М. Карамзин - знаменитый литератор и историк конца XVIII - первой четверти XIX в. Его имя стало широко известно после публикации «Писем русского путешественника», повести «Бедная Лиза» и других сочинений, имевших успех во всех слоях общества. Большой популярностью пользовался созданный им журнал «Вестник Европы». Одновременно с литературной работой, редакторской и общественной деятельностью он активно занимался отечественной историей. В 1803 г., получив по указу императора Александра I должность историографа, Карамзин уединяется в Остафьеве, подмосковном имении князя Вяземского, на дочери которого он был женат, и приступает к созданию своего главного труда - «Истории государства Российского».

Выход в свет в 1816 г. первых восьми томов «Истории» Карамзина стал подлинным событием, произвел поистине ошеломляющее впечатление на читающую Россию. А. С. Пушкин писал по этому поводу: «Все, даже светские женщины, бросились читать историю своего отечества, дотоле им неизвестную... Древняя Русь, казалось, найдена Карамзиным, как Америка Коломбом». В последующие годы работа была продолжена. Последний, двенадцатый том, в котором события доведены до 1613 г., вышел уже после смерти автора.

«История государства Российского» и сегодня пользуется неизменным спросом у читателей, что свидетельствует об огромной силе духовного воздействия на людей научного и художественного таланта Карамзина-историка.

Соловьев Сергей Михайлович (1820-1879)

С. М. Соловьев - крупнейший историк дореволюционной России. Его выдающийся вклад в развитие русской исторической мысли признавали ученые самых разных школ и направлений. Афористично высказывание о Сергее Михайловиче его знаменитого ученика В. О. Ключевского: «В жизни ученого и писателя главные биографические факты - книги, важнейшие события - мысли. В истории нашей науки и литературы было немного жизней, столь же обильных фактами и событиями, как жизнь Соловьева».

Действительно, несмотря на сравнительно недолгую жизнь, Соловьев оставил огромное творческое наследие - опубликовано свыше 300 его произведений общим объемом более тысячи печатных листов. Особенно поражает новизной выдвинутых идей и богатством фактического материала «История России с древнейших времен»; все 29 томов регулярно, с 1851 но 1879 г., выходили в свет. Э го - подвиг ученого, равного которому не было в русской исторической науке ни до Соловьева, ни после него.

Труды Соловьева аккумулировали новейшие для его времени философские, социологические и исторические концепции. В частности, в молодости он с увлечением изучал Г. Гегеля; большое влияние на русского ученого оказали теоретические воззрения Л. Ранке, О. Тьерри, Ф. Гизо. На этом основании отдельные авторы рассматривали Соловьева как эпигона философии истории Гегеля, подражателя западноевропейских историков. Подобные утверждения совершенно несостоятельны. С. М. Соловьев - не эклектик, а крупный ученый-мыслитель, самостоятельно разработавший оригинальную историческую концепцию. Его труды прочно вошли в сокровищницу отечественной и мировой исторической мысли.

Забелин Иван Егорович (1820-1908)

И. Е. Забелин - выдающийся русский историк и археолог второй половины XIX в., один из ведущих знатоков Московской Руси, истории Москвы - имел за плечами лишь пять классов сиротского училища. После этого единственным в его жизни систематическим обучением стал небольшой курс лекций, прослушанный на дому у профессора Т. Н. Грановского. Тем более поражают уникальные познания этого выходца из провинциальной семьи бедного чиновника. Сочинения ученого-самоучки, его глубокие размышления о задачах исторической науки получили широкое признание современников.

Основной труд Забелина - «Домашний быт русского народа в XVI и XVII столетии» имеет подзаголовок: «Домашний быт русских царей» (т. 1) и «Домашний быт русских цариц» (т. 2). Однако в центре внимания исследователя не государев двор, а народ. Ни один из русских историков того времени не уделял проблеме народа столько внимания, сколько Забелин. Именно в нем, в его толще, в его истории искал ученый объяснение превратностям судьбы России. По верному наблюдению Д. Н. Сахарова, Забелин не только утверждал ценность народа, простого человека, но и мощь народных движений, их впечатляющее влияние в истории». Одновременно с этим он изучал «историю личностей»; через личности показывал народ и, характеризуя его, шел к обрисовке характера личности.

Ключевский Василий Осипович (1841-1911)

Уже первый большой труд студента Московского университета В. О. Ключевского - выпускное сочинение «Сказания иностранцев о Московском государстве» - получил высокую оценку современников. Магистерскую диссертацию молодой ученый посвятил изучению древнерусских житий святых как исторического источника. Итоги предшествующих исследований были подведены им в докторской диссертации «Боярская дума Древней Руси», которая охватывает весь многовековой период существования Боярской думы от Киевской Руси X в. до начала XVIII в. В центре внимания автора - состав Думы, ее деятельность, взаимоотношения правящих классов и крестьянства.

Интерес Ключевского к социальной истории стоит на первом месте и в его «Курсе русской истории». Этот труд - результат более чем 30-лет- ней научной и преподавательской деятельности ученого - признается вершиной его научного творчества. «Курс» получил всемирную известность, переведен на основные языки мира. В знак признания заслуг Ключевского в год 150-летия со дня его рождения Международный центр по малым планетам (Смитсоновская астрофизическая обсерватория, США) присвоила имя русского историка одной из планет. Отныне малая планета № 4560 Ключевский - неотъемлемая частица Солнечной системы.

Широко был известен Ключевский и как блестящий лектор. Он «покорил нас сразу», признавались студенты, и не только потому, что говорил красиво и эффектно, а потому, что «мы искали и нашли в нем прежде всего мыслителя и исследователя».

Платонов Сергей Федорович (1860-1933)

Современники называли С. Ф. Платонова одним из властителей дум в русской историографии начала XX столетия. Его имя в то время было известно всей читающей России. Свыше 30 лет преподавал он в университете и других учебных заведениях Петербурга, в 1903-1916 гг. был директором Женского педагогического института. Настольными книгами учащейся молодежи стали его «Лекции по русской истории» и «Учебник русской истории для средней школы», выдержавшие множество переизданий.

Высшим достижением всей своей жизни ученый считал монографию «Очерки по истории смуты в Московском государстве XVI-XVII вв. (опыт изучения общественного строя и сословных отношений в Смутное время)»: эта книга «не только дала степень доктора, но, можно сказать, определила мое место в кругу деятелей русской историографии».

Научная и административная деятельность Платонова продолжалась и после Октябрьской революции. Однако его кредо - беспартийность науки, исключающая «какие бы то ни было предвзятые точки зрения» - не соответствовало утверждавшейся в те годы методологии. В начале 1930 г. Платонов был арестован, обвинен в участии в мифической «контрреволюционной монархической организации» и сослан в Самару, где вскоре скончался.

Лаппо-Данилевский Александр Сергеевич (1863-1919)

А. С. Лаппо-Данилевский - уникальное явление в русской исторической науке. Поражает широта диапазона его исследовательских интересов. Среди них - древняя, средневековая и новая история, проблемы методологии, историография, источниковедение, археография, архивоведение, история науки. На протяжении всего творческого пути существенное значение имел для него религиозно-этический момент, восприятие российской истории как части всемирного бытия.

Выдающиеся научные достижения Лаппо-Данилевского получили признание в виде избрания его в 36 лет в Российскую академию наук. Большое влияние оказал он на многих современников, ставших гордостью отечественной историографии. Вместе с тем следует признать, что вплоть до настоящего времени сделаны лишь первые шаги в освоении богатейшего литературного наследия этого ученого-энциклопедиста. До сих пор не опубликован основной труд Лаппо-Данилевского - «История политических идей в России в XVIII в. в связи с развитием ее культуры и ходом ее политики». Но и то, что издано - монографии «Организация прямого обложения в Московском государстве со времен смуты до эпохи преобразований», «Очерки внутренней политики императрицы Екатерины II», «Методология истории», «Очерк русской дипломатики частных актов», «История русской общественной мысли и культуры XVII-XVIII вв.», многочисленные статьи и документальные публикации - яркое свидетельство его выдающегося вклада в развитие исторической науки России.

Покровский Михаил Николаевич (1868-1932)

М. Н. Покровский принадлежит к тем русским историкам, споры о творческом наследии которых не утихают в течение десятилетий. При этом одни авторы пишут главным образом о выдающемся вкладе ученого в отечественную историографию, его оригинальной концепции исторического развития России, другие - всячески подчеркивают негативные моменты деятельности Покровского, несостоятельность его «опутанного псевдомарксистскими догмами» классового, партийного подхода к изучению прошлого.

Уже в ранних произведениях Покровский заявил о себе как о стороннике материалистического мировоззрения. Дальнейшую эволюцию его взглядов отражает брошюра «Экономический материализм» (1906). Интересны конкретно-исторические работы ученого, прежде всего статьи в девятитомной «Истории России в XIX веке» братьев Гранат. Главный труд Покровского - пятитомная «Русская история с древнейших времен» (1910-1913) - стала первым систематическим марксистским освещением истории страны от первобытнообщинного строя до конца XIX в.

После Октябрьской революции Покровский оказал огромное влияние на становление советской исторической науки, был ее общепризнанным лидером. Однако вскоре после смерти историка его концепция была признана «антимарксистской, антибольшевистской, антиленинской», а его имя на десятилетия вычеркнуто из истории. Предвзятые оценки ученого сохраняются до сих пор.

Тарле Евгений Викторович (1874-1955)

От своего учителя - профессора Киевского университета И. В. Лучиц- кого Е. В. Тарле спроецировал тезис, которому следовал всю свою жизнь: «Может быть не интересен сам историк, а история всегда интересна». Вероятно, именно поэтому всегда интересны и поучительны, насыщены огромным фактическим материалом, смелыми выводами и гипотезами сочинения Тарле. Но не менее интересна и биография ученого, изобиловавшая взлетами и падениями. Еще в конце XIX в. он был взят иод негласный надзор царской полиции, а в Советском Союзе почти три года Тарле находился в тюрьме и ссылке. При этом уже первый его капитальный труд - «Рабочий класс во Франции в эпоху революции» (т. 1 - 1909 г.; т. 2 - 1911 г.) принес автору европейскую и мировую известность. Впоследствии он был избран действительным членом АН СССР Норвежской АН и Филадельфийской академии политических и социальных наук (США), почетным доктором Сорбонны (Франция), был трижды удостоен Сталинской премии.

Творческое наследие Е. В. Тарле превышает тысячу исследований, а диапазон этих научных трудов поистине феноменален: он успешно занимался отечественной и всеобщей историей, древностью и современностью, проблемами политики, экономики и культуры, историей церкви, развитием военного искусства и т.д. Только одних монографии, принадлежащих перу Тарле, насчитывается 50, не считая 120 их переизданий. Особой популярностью и поныне пользуется его книга «Наполеон», которая была переведена на все основные языки народов мира. Сочинения этого выдающегося ученого-историка нс потеряли своей актуальности и сегодня.

Греков Борис Дмитриевич (1882-1953)

Как ученый Б. Д. Греков сформировался еще до Октябрьской революции 1917 г. Однако в полной мере его талант исследователя и большие организаторские способности в науке проявились со второй половины 1930-х годов, когда он стал директором Института истории АН СССР и был избран академиком. Д. С. Лихачев вспоминал о нем в 1982 г.: «Для меня Греков был подлинным главой советской исторической науки, и не только потому, что он занимал в ней высшие административные посты, но и потому, что благодаря своим научным и моральным качествам был в исторической науке самым крупным авторитетом».

Первым фундаментальным трудом Грекова был «Новгородский дом Святой Софии» (первая часть была опубликована в 1914 г. и вскоре защищена им как магистерская диссертация, а работу над второй частью он завершил в 1927 г.). Шесть изданий выдержала его книга «Киевская Русь», в которой была обоснована выдвинутая им концепция феодального характера общественного строя Древней Руси. Вершиной творчества ученого является монография «Крестьяне на Руси с древнейших времен до середины XVII в.».

Этот монументальный труд в двух книгах, впервые увидевший свет в 1946 г., до сих пор остается непревзойденным классическим произведением отечественной историографии по богатству использованных автором источников, широте географического и хронологического охвата анализируемой проблематики, глубине наблюдений.

Дружинин Николай Михайлович (1886-1986)

В день столетия Н. М. Дружинина академик Б. А. Рыбаков назвал его праведником исторической науки. В этой оценке - не только признание выдающегося вклада ученого в исследование актуальных проблем прошлого, но и характеристика его высокого морального авторитета, ценных человеческих качеств. Вот типичный пример проявления личности ученого. В годы борьбы против «безродных космополитов» Дружинин добивался от сталинских властей реабилитации многих историков, восстановления их в ученых степенях и званиях. И это при том, что он сам не раз подвергался арестам, как до революции, так и при советской власти.

Н. М. Дружинин - историк самых разносторонних научных интересов. Еще в студенческие годы он приступил к изучению движения декабристов. Его первая монография была посвящена «Журналу землевладельцев», выходившему в 1858-1860 гг. Большую научную значимость имели и теоретические статьи Дружинина по социально-экономической тематике. Однако главным делом его жизни стало изучение русского крестьянства. Эта проблематика была блестяще им исследована в книгах «Государственные крестьяне и реформа П. Д. Киселева» и «Русская деревня на переломе (1861-1880 гг.).

Дружинин по праву считается одним из ведущих историков-аграрников в отечественной историографии.

Вернадский Георгий Владимирович (1887-1973)

Г. В. Вернадский, сын выдающегося отечественного философа и естествоиспытателя В. И. Вернадского, принадлежит как российской, так и американской историографии. Вплоть до вынужденной эмиграции в 1920 г. его научная деятельность была теснейшим образом связана как с Московским, так и с Петербургским университетом. В этот же период им были изданы и первые научные труды - «Русское масонство в царствование Екатерины II», «Н. И. Новиков» и ряд других. Особое место в его творческой биографии занимает «пражский период» (1922-1927), когда Вернадский своими работами подвел историческую основу под доктрину «евразийцев». Дальнейшее развитие концептуальных взглядов ученого было связано уже с «американским периодом» его жизни. Переехав в 1927 г. в США, Вернадский стал преподавателем Йельского университета, читал лекции в Гарвардском, Колумбийском и других университетах. В целом его научная и преподавательская деятельность сложилась весьма успешно. Он воспитал немало видных специалистов, ставших гордостью американской школы изучения истории России.

Основной труд Вернадского - пятитомная «История России», в которой изложение событий доведено до 1682 г. Многие выводы и положения, обоснованные ученым в этом капитальном труде (теория цикличности государствообразующего процесса, влияние природно-климатических и географических факторов на своеобразие исторического развития нашего Отечества и ряд др.), в современных условиях приобрели особую актуальность.

Тихомиров Михаил Николаевич (1893-1965)

М. П. Тихомиров - выдающийся исследователь отечественной истории X-XIX вв. Среди более трех с половиной сотен его трудов - монографии, брошюры, статьи, публикации исторических источников, которые он считал основой любых научных построений в области изучения прошлого. По инициативе ученого была восстановлена Археографическая комиссия, возобновилось издание Полного собрания русских летописей (ПСРЛ), а также ценнейших летописных памятников, выпускавшихся вне серии томов ПСРЛ. Перу Тихомирова принадлежат фундаментальные монографии «Исследование о Русской Правде», «Древнерусские города», «Россия в XVI столетии», «Русская культура X-XVIII веков», «Российское государство XV-XVII вв.», «Русское летописание», а также две объемные книги по истории Москвы XII-XV вв. и много других исследований, в том числе по историографии, археографии, источниковедению.

Всю свою творческую жизнь Тихомиров высоко ценил труды и заслуги предшественников на ниве исторической науки, в том числе своих учителей - Б. Д. Грекова, С. И. Смирнова, В. Н. Перетца, С. В. Бахрушина. В свою очередь, он воспитал целую плеяду учеников - «детей» и «внуков», среди которых немало крупных ученых. Отдавая дань учителю, они публикуют в «Археографическом ежегоднике», основанном Михаилом Николаевичем, материалы «Тихомировских чтений», посвященные современным научным изысканиям.

Нечкина Милица Васильевна (1899-1985)

Широкую известность как в нашей стране, так и за ее пределами М. В. Нечкина получила прежде всего как талантливый исследователь отечественной истории. В центре ее внимания и научных изысканий находились история движения декабристов, освободительного движения и общественной мысли в России на рубеже 50-60-х годов XIX столетия, а также проблемы историографии. По каждому из этих научных направлений она достигла весомых результатов, которые внесли серьезный вклад в отечественную историческую науку. Ярким свидетельством этого являются ее фундаментальные монографии «А. С. Грибоедов и декабристы», «Движение декабристов», «Василий Осипович Ключевский. История жизни и творчества», «Встреча двух поколений».

Отличительной чертой трудов Нечкиной является мастерское умение соединять в научной работе анализ и синтез, тщательное изучение источников и блестящий литературный язык.

Свою исследовательскую деятельность Нечкина сочетала с огромной педагогической и научно-организационной работой. Многие годы она была профессором МГУ и Академии общественных наук, научным сотрудником Института истории АН СССР, возглавляла Научный совет по истории исторической науки и Группу по изучению революционной ситуации в России. В 1958 г. она стала академиком. Ее многообразная научная деятельность - крупное явление нашей отечественной культуры.

Арциховский Артемий Владимирович (1902-1978)

А. В. Арциховский обладал феноменальной способностью: подержав лист с текстом перед глазами 2-3 секунды, он не только прочитывал его, но и запоминал наизусть. Отличная память помогала ему легко запоминать имена и даты, изучать иностранные языки - он читал литературу почти на всех европейских языках.

Став археологом, Арциховский принимал активное участие в исследовании курганов вятичей на территории Московского края, в изучении древнего Новгорода, первых археологических раскопках в столице, связанных со строительством Московского метрополитена. В 1940 г. на историческом факультете МГУ он возглавил кафедру археологии, защитил докторскую диссертацию «Древнерусские миниатюры как исторический источник». Однако всемирную известность ему принесло открытие в 1951 г. берестяных грамот XI-XV вв. в Новгороде. Значение этой находки нередко сравнивают с открытием папирусов эллинистического Египта. Особая ценность берестяных грамот заключается в том, что в них отражен повседневный быт средневековых новгородцев. Издание и исследование этого нового уникального документального источника стало главным делом жизни и научным подвигом Арциховского.

Ковалъченко Иван Дмитриевич (1923-1995)

И. Д. Ковальченко сочетал в себе талант ученого, педагога и организатора науки. Пройдя горнило Великой Отечественной войны, десантник- артиллерист пришел на студенческую скамыо исторического факультета МГУ, где затем стал аспирантом и впоследствии ассистентом, доцентом, профессором, заведующим кафедрой источниковедения и историографии отечественной истории. Одновременно он в течение 18 лет являлся главным редактором журнала «История СССР», с 1988 по 1995 г. был акаде- м и ком-секретарем Отделения истории и членом Президиума АН СССР (РАН), сопредседателем Международной комиссии по квантитативной истории, вслед за Нечкиной руководил работой Научного совета по историографии и источниковедению.

В золотой фонд отечественной исторической науки вошли труды этого замечательного ученого-новатора. Среди них - «Всероссийский аграрный рынок. XVIII - начало XX в.» (в соавторстве с Л. В. Миловым), «Методы исторического исследования», «Русское крепостное крестьянство в первой половине XIX века».

С именем Ковальченко связана разработка методологических проблем исторического исследования и теоретических основ применения математических методов исследования. Принципиальную позицию занимал ученый в последние годы жизни. Современные преобразования, считал он, будут иметь успех только при условии их соотнесения с богатейшим опытом отечественной истории.

Милов Леонид Васильевич (1929-2007)

На становление академика РАН Л. В. Милова, как и на многих других людей его поколения, огромное влияние оказала пережитая в отрочестве Великая Отечественная война. В МГУ, где он учился в 1948-1953 гг., Леонид Васильевич избрал своей специализацией историю Древней Руси. После окончания аспирантуры, где его руководителем был М. Н. Тихомиров, работал в академических институтах славяноведения и истории СССР, был заместителем главного редактора журнала «История СССР», ассистентом, старшим преподавателем, доцентом, профессором, заведующим кафедрой (1989-2007) истории СССР периода феодализма (с 1992 г. переименована в кафедру истории России до начала XIX в.) МГУ.

Милова-исследователя отличали широчайший спектр изучаемых проблем, новизна подходов, скрупулезная работа с источниками. Влиянию природно-климатического фактора на развитие России посвящена его монография «Великорусский пахарь и особенности российского исторического процесса», удостоенная в 2000 г. Государственной премии РФ.

История русского народа является частью всемирной, поэтому важность ее изучения понятна каждому. Человек, знающий историю своего народа, может адекватно ориентироваться в современном пространстве и грамотно реагировать на возникающие трудности. Изучать науку, повествующую о делах прошедших веков, помогают историки России. Остановимся подробнее на тех, кто сыграл значительную роль в научных исследованиях этого направления.

Первые летописи

Пока не существовало письменности, исторические знания передавались из уст в уста. И такие предания имелись у разных народов.

Когда появилась письменность, события стали фиксироваться в летописях. Специалисты считают, что первые источники датируются X-XI веками. Более древние писания не сохранились.

Первая сохранившаяся летопись принадлежит перу монаха Киево-Печорского монастыря Никона. Наиболее полная работа создана Нестором, это «Повесть временных лет» (1113 год).

Позже появился «Хронограф», составленный монахом Филофеем в конце XV-начале XVI века. В документе предоставлен обзор всемирной истории и изложена роль Москвы в частности и России в целом.

Конечно, история - это не просто изложение событий, перед наукой стоит задача осмыслить и объяснить исторические повороты.

Появление истории как науки: Василий Татищев

Формирование исторической науки в России началось в XVIII века. В это время русский народ пытался осознать себя и свое место в мире.

Первым историком России считается Это выдающийся мыслитель и политик тех лет. Годы его жизни - 1686-1750. Татищев был весьма одарённым человеком, и ему удалось сделать успешную карьеру при Петре I. После участия в Северной войне, Татищев занимался государственными делами. Параллельно он собирал исторические хроники и приводил их в порядок. После его смерти был издан 5-томный труд, над которым Татищев трудился в течение всей жизни, - «История Российская».

В своей работе Татищев устанавливал причинно-следственные связи происходивших событий, опираясь на летописи. Мыслитель по праву считается родоначальником Российской истории.

Михаил Щербатов

Историк России Михаил Щербатов также жил в XVIII веке, он был членом Российской академии.

Щербатов родился в богатой дворянской семье. Этот человек обладал энциклопедическими знаниями. Он создал «Историю Российскую от древнейших времен».

Ученые более поздних эпох критикуют исследования Щербатова, обвиняя в некоторой торопливости при написании и пробелах в знаниях. Действительно, Щербатов принялся за изучение истории уже тогда, когда начал трудиться над ее написанием.

История Щербатова не пользовалась спросом у современников. Екатерина II считала его и вовсе лишенным дарования.

Николай Карамзин

Среди историков России Карамзин занимает ведущее место. Интерес к науке у писателя сформировался в 1790 году. Александр I назначил его историографом.

Карамзин на протяжении всей жизни трудился над созданием «Истории государства Российского». Эта книга представила историю широкому кругу читателей. Поскольку Карамзин был более писателем, чем историком, в своей работе он трудился над красотой выражений.

Основной идеей «Истории» Карамзина была опора на самодержавие. Историк сделал выводы, что только при сильной власти монарха страна процветает, а при ее ослаблении - приходит в упадок.

Константин Аксаков

Среди выдающихся историков России и известных славянофилов свое почетное место занимает родившийся в 1817 году. Его работы продвигали идею противоположности путей исторического развития России и Запада.

Аксаков положительно относился к возвращению к традиционным русским корням. Вся его деятельность призывала именно к этому - возврату к истокам. Сам Аксаков отпустил бороду и носил косоворотку и мурмолку. Подвергал критике западную моду.

Аксаков не оставил ни одного научного труда, но его многочисленные статьи стали существенным вкладом в русскую историю. Известен также как автор филологических работ. Проповедовал свободу слова. Считал, что правитель должен слышать мнение народа, но не обязан его принимать. С другой стороны, народу не нужно вмешиваться в правительственные дела, а нужно сосредоточиться на своих нравственных идеалах и духовном развитии.

Николай Костомаров

Еще один деятель из числа историков России, трудившийся в XIX веке. Был другом Тараса Шевченко, имел знакомство с Николаем Чернышевским. Трудился в должности профессора в Киевском университете. Издал «Русскую историю в жизнеописаниях ее деятелей» в нескольких томах.

Значение работы Костомарова в отечественной историографии огромное. Он продвигал идею народной истории. Костомаров изучал духовное развитие россиян, эта идея была поддержана учеными более поздних эпох.

Вокруг Костомарова образовался кружок общественных деятелей, романтизировавших идею народности. По донесению все члены кружка были арестованы и подвергнуты наказаниям.

Сергей Соловьев

Один из самых известных историков России XIX века. Профессор, а позже и ректор Московского университета. На протяжении 30 лет работал над «Историей России». Этот выдающийся труд стал гордостью не только самого ученого, но и исторической науки России.

Весь собранный материал был изучен Соловьевым с достаточной полнотой, необходимой для научного труда. В своей работе он обратил внимание читателя на внутреннем наполнении исторического вектора. Своеобразие русской истории, по мнению ученого, заключалось в некотором опоздании развития - по сравнению с Западом.

Сам Соловьев признавался в своем горячем славянофильстве, которое немного остыло при изучении им исторического развития страны. Историк выступал за разумную отмену крепостничества и реформу буржуазного строя.

В научной работе Соловьев поддержал реформы Петра I, тем самым отходя от идей славянофилов. С течением лет взгляды Соловьева переходили от либеральных к консервативным. В конце своей жизни историк поддерживал просвещенную монархию.

Василий Ключевский

Продолжая список историков России, следует сказать и о (1841-1911 гг.) Он трудился профессором Московского университета. Считался талантливым лектором. На его лекциях присутствовало множество студентов.

Ключевский интересовался основами народной жизни, изучал фольклор, записывал пословицы и поговорки. Историк является автором курса лекций, который получил всемирное признание.

Ключевский изучал суть сложных отношений крестьян и землевладельцев, уделял этой мысли большое значение. Идеи Ключевского сопровождались критикой, впрочем, историк не вступал в полемику на данные темы. Он говорил, что выражает свое субъективное мнение по многим вопросам.

На страницах «Курса» Ключевский дал множество блестящих характеристик и ключевым моментам русской истории.

Сергей Платонов

Говоря о великих историках России, стоит вспомнить и о Сергее Платонове (1860-1933 гг.) Он был академиком, лектором университета.

Платонов развивал идеи Сергея Соловьева о противодействии родового и государственного начал в развитии России. Он видел причину современных несчастий в приходе к власти дворянского сословия.

Сергей Платонов приобрел известность благодаря изданным лекциям и учебнику по истории. Октябрьскую революцию он оценивал с отрицательной точки зрения.

За сокрытие важных исторических документов от Сталина Платонов был арестован вместе с друзьями, имевшими антимарксистские взгляды.

Наше время

Если говорить о современных историках России, можно назвать следующих деятелей:

  • Артемий Арциховский - профессор исторического факультета МГУ, автор работ по древнерусской истории, создатель Новгородской экспедиции археологов.
  • Степан Веселовский - ученик Ключевского, в 1933 году вернулся из ссылки, трудился профессором и лектором МГУ, занимался антропонимикой.
  • Виктор Данилов - принимал участие в Отечественной войне, занимался историей российского крестьянства, удостоился награждения Золотой медалью имени Соловьева за выдающийся вклад в изучение истории.
  • Николай Дружинин - выдающийся советский историк, изучал декабристское движение, пореформенную деревню, историю крестьянских хозяйств.
  • Борис Рыбаков - историк и археолог XX века, изучал культуру и быт славян, занимался раскопками.
  • Руслан Скрынников - профессор Санкт-Петербургского университета, специалист по истории XVI-XVII веков, исследовал опричнину и политику Ивана Грозного.
  • Михаил Тихомиров - академик Московского университета, занимался изучением истории России, исследовал многочисленные общественные и экономические темы.
  • Лев Черепнин - советский историй, академик Московского университета, изучал русское Средневековье, создал собственную школу и сделал важнейший вклад в отечественную историю.
  • Серафим Юшков - профессор МГУ и ЛГУ, историк государства и права, участвовал в дискуссиях по Киевской Руси, занимался изучением ее строя.

Итак, мы рассмотрели самых знаменитых историков России, посвятивших науке значительную часть своей жизни.

Француз М. Блок назвал историю "ремеслом". Другой публицист добавил, что ремесло это - собачье: вилять хвостом и лаять (в зависимости от конкретной ситуации). Думается, что в современных условиях люди могут не только любить историю, но и полюбить историков. Но прежде чем историю изучать, надо изучить историков, которые её создавали.

КАРАМЗИН НИКОЛАЙ МИХАЙЛОВИЧ (1766 - 1826), писатель, историк.

"История Государства Российского"
есть не только создание великого писателя,
но и подвиг честного человека.
А. С. Пушкин

Родился 1 декабря (12 н.с.) в селе Михайловка Симбирской губернии в семье помещика. Получил хорошее домашнее образование.
В 14 лет начал учиться в Московском частном пансионе профессора Шадена. Окончив его в 1783, приехал в Преображенский полк в Петербург, где познакомился с молодым поэтом и будущим сотрудником своего "Московского журнала" Дмитриевым. Тогда же опубликовал свой первый перевод идиллии С. Геснера "Деревянная нога". Уйдя в отставку в чине подпоручика в 1784, переехал в Москву, стал одним из деятельных участников журнала "Детское чтение для сердца и разума", издававшегося Н. Новиковым, и сблизился с масонами. Занялся переводами религиозно-нравоучительных сочинений. С 1787 регулярно публиковал свои переводы "Времен года" Томсона, "Деревенских вечеров" Жанлис, трагедии У. Шекспира "Юлий Цезарь", трагедии Лессинга "Эмилия Галотти".
В 1789 в журнале "Детское чтение... " появилась первая оригинальная повесть Карамзина "Евгений и Юлия". Весной он отправился в путешествие по Европе: посетил Германию, Швейцарию, Францию, где наблюдал деятельность революционного правительства. В июне 1790 из Франции переехал в Англию.
Осенью возвратился в Москву и вскоре предпринял издание ежемесячного "Московского журнала", в котором была напечатана большая часть "Писем русского путешественника", повести "Лиодор", "Бедная Лиза", "Наталья, боярская дочь", "Флор Силин", очерки, рассказы, критические статьи и стихотворения. К сотрудничеству в журнале Карамзин привлек Дмитриева и Петрова, Хераскова и Державина, Львова Нелединского-Мелецкого и др. Статьи Карамзина утверждали новое литературное направление - сентиментализм. В 1790-е Карамзин издавал первые русские альманахи - "Аглая" (ч. 1 - 2, 1794 - 95) и "Аониды" (ч. 1 - 3, 1796 - 99). Наступил 1793, когда на третьем этапе Французской революции была установлена якобинская диктатура, потрясшая Карамзина своей жестокостью. Диктатура возбудила в нем сомнения в возможности для человечества достичь благоденствия. Он осудил революцию. Философия отчаяния и фатализма пронизывает новые его произведения: повести "Остров Борнгольм" (1793); "Сиерра-Морена" (1795); стихотворения "Меланхолия", "Послание к А. А. Плещееву" и др.
К середине 1790-х Карамзин стал признанным главой русского сентиментализма, открывавшего новую страницу в русской литературе. Он был непререкаемым авторитетом для Жуковского, Батюшкова, юного Пушкина.
В 1802 - 1803 Карамзин издавал журнал "Вестник Европы", в котором преобладали литература и политика. В критических статьях Карамзина вырисовывалась новая эстетическая программа, что способствовало становлению русской литературы как национально-самобытной. Ключ самобытности русской культуры Карамзин видел в истории. Наиболее яркой иллюстрацией его взглядов стала повесть "Марфа Посадница". В своих политических статьях Карамзин обращался с рекомендациями к правительству, указывая на роль просвещения.
Стараясь воздействовать на царя Александра I, Карамзин передал ему свою "Записку о древней и новой России" (1811), вызвав его раздражение. В 1819 подал новую записку - "Мнение русского гражданина", вызвавшую еще большее неудовольствие царя. Однако Карамзин не отказался от веры в спасительность просвещенного самодержавия и позднее осудил восстание декабристов. Однако Карамзина-художника по-прежнему высоко ценили молодые писатели, даже не разделявшие его политических убеждений.
В 1803 через посредство М. Муравьева Карамзин получил официальное звание придворного историографа.
В 1804 он приступил к созданию "Истории государства Российского", над которой работал до конца дней, но не завершил. В 1818 были изданы первые восемь томов "Истории" - величайшего научного и культурного подвига Карамзина. В 1821 вышел 9-й том, посвященный царствованию Иоанна Грозного, в 1824 - 10-й и 11-й, о Федоре Иоанновиче и Борисе Годунове. Смерть оборвала работу над 12-м томом. Это случилось 22 мая (3 июня н.с.) 1826 в Петербурге.
Первые восемь томов "Истории Государства Российского" вышли все разом в 1818 году. Рассказывают, что, захлопнув восьмой, последний том, Федор Толстой по прозванию Американец воскликнул: "Оказывается, у меня есть Отечество!" И он был не один. Тысячи людей подумали, и главное, почувствовали вот это самое. Зачитывались "Историей" все - студенты, чиновники, дворяне, даже светские дамы. Читали в Москве и Петербурге, читали в провинции: далекий Иркутск один закупил 400 экземпляров. Ведь это так важно для всякого, знать, что оно у него есть, Отечество. Эту уверенность дал людям России Николай Михайлович Карамзин.
В те времена, в начале XIX века, древняя вековечная Россия вдруг оказалась молодой, начинающей. Вот-вот вступила она в большой мир. Все рождалось заново: армия и флот, заводы и мануфактуры, науки и литература. И могло показаться, что никакой истории у страны нет - разве было что-нибудь до Петра, кроме темных веков отсталости и варварства? Есть ли у нас история? "Есть", - ответил Карамзин.
Кто же он?
О детстве и юности Карамзина мы знаем совсем немного - не сохранилось ни дневников, ни писем от родственников, ни юношеских сочинений. Знаем, что родился Николай Михайлович 1 декабря 1766 года неподалеку от Симбирска. В ту пору это глушь невероятная, настоящий медвежий угол. Когда мальчику исполнилось 11 или 12 лет, его отец, отставной капитан, отвез сына в Москву, в пансион при университетской гимназии. Здесь Карамзин пробыл некоторое время, а потом поступил на действительную военную службу - это в 15 лет! Преподаватели пророчили ему не то что Московский - Лейпцигский университет, да как-то не получилось.
Исключительная образованность Карамзина - его личная заслуга.
Военная служба не пошла - хотелось писать: сочинять, переводить. И вот в 17 лет Николай Михайлович уже отставной поручик. Впереди целая жизнь. Чему посвятить ее? Литературе, исключительно литературе - решает Карамзин.
А какая она была, русская литература XVIII века? Тоже молодая, начинающая. Карамзин пишет другу: "Я лишен удовольствия читать много на родном языке. Мы еще бедны писателями. У нас есть несколько поэтов, заслуживающих быть читанными". Конечно, писатели уже есть, и не кое-кто, а Ломоносов, Фонвизин, Державин, но значительных имен не более десятка. Неужто талантов мало? Нет, они есть, но дело стало за языком: не приспособился пока русский язык передавать новые мысли, новые чувства, описывать новые предметы.
Карамзин делает установку на живую разговорную речь образованных людей. Он пишет не ученые трактаты, а путевые заметки ("Записки русского путешественника"), повести ("Остров Борнгольм", "Бедная Лиза"), стихи, статьи, переводит с французского и немецкого.
Наконец, решается выпускать журнал. Он назывался просто: "Московский журнал". Известный драматург и литератор Я. Б. Княжнин взял в руки первый номер и воскликнул: "У нас не было такой прозы!"
Успех "Московского журнала" был грандиозный - целых 300 подписчиков. По тем временам очень большая цифра. Вот как мала еще не только пишущая, читающая Россия!
Работает Карамзин невероятно много. Сотрудничает и в первом русском детском журнале. Назывался он "Детское чтение для сердца и разума". Только ДЛЯ этого журнала Карамзин каждую неделю писал по два Десятка страниц.
Карамзин для своего времени - писатель номер один.
И вдруг Карамзин берется за гигантский труд - составить родную русскую историю. 31 октября 1803 года вышел указ Царя Александра I о назначении Н. М. Карамзина историографом с жалованием 2 тысячи рублей в год. Теперь на всю оставшуюся жизнь - историк. Но так, видно, было надо.
Теперь - писать. Но для этого нужно собирать материал. Начались поиски. Карамзин буквально прочесывает все архивы и книжные собрания Синода, Эрмитажа, Академии наук, Публичной библиотеки, Московского университета, Александро-Невской и Троице-Сергиевой лавры. По его просьбе ищут в монастырях, в архивах Оксфорда, Парижа, Венеции, Праги и Копенгагена. И сколько всего нашлось!
Остромирово Евангелие 1056 - 1057 года (это и поныне древнейшая из датированных русских книг), Ипатьевская, Троицкая летописи. Судебник Ивана Грозного, произведение древнерусской литературы "Моление Даниила Заточника" и много чего еще.
Говорят, обнаружив новую летопись - Волынскую, Карамзин несколько ночей не спал от радости. Друзья смеялись, что он стал просто несносным - только и разговоров, что об истории.
Материалы собираются, но как взяться за текст, как написать такую книгу, которую прочтет и самый простой человек, но от которой и академик не поморщится? Как сделать, чтобы было интересно, художественно, и в то же время научно? И вот эти тома. Каждый делится на две части: в первой - подробный, написанный большим мастером, рассказ - это для простого читателя; во второй - обстоятельные примечания, ссылки на источники - это для историков.
Карамзин пишет брату: "История не роман: ложь всегда может красива, а истина в своем одеянии нравится только некоторым умам". Так о чем же писать? Подробно излагать славные страницы прошлого, а темные лишь перелистывать? Может быть, именно так должен поступать историк-патриот? Нет, решает Карамзин - патриотизм только не за счет искажения истории. Он ничего не добавляет, ничего не выдумывает, не превозносит победы и не преуменьшает поражения.
Случайно сохранились черновики VII-гo тома: мы видим, как Карамзин работал над каждой фразой своей "Истории". Вот он пишет о Василии III: "в сношениях с Литвою Василий... готовый всегда к миролюбию..." Все не то, не правда. Историк перечеркивает написанное и выводит: "В сношениях с Литвою Василий изъявлял на словах миролюбие, стараясь вредить ей тайно или явно". Таково беспристрастие историка, таков истинный патриотизм. Любовь к своему, но не ненависть к чужому.
Древняя Россия, казалось, найдена Карамзиным, как Америка Колумбом.
Пишется древняя история России, а вокруг делается современная: наполеоновские войны, битва при Аустерлице, Тильзитский мир, Отечественная война 12-го года, пожар Москвы. В 1815 году русские войска вступают в Париж. В 1818 выходят из печати первые 8 томов "Истории Государства Российского". Тираж - страшное дело! - 3 тысячи экземпляров. И все раскупили в 25 дней. Неслыханно! А ведь цена немалая: 50 рублей.
Последний том останавливался на середине правления Ивана IV, Грозного.
Все бросились читать. Мнения разделились.
Одни говорили - якобинец!
Еще и раньше попечитель Московского университета Голенищев-Кутузов подал министру народного просвещения некоторый, мягко говоря, документ, где обстоятельно доказывал, что "сочинения Карамзина исполнены вольнодумнического и якобинского яда". "Не орден бы ему надо дать, давно пора бы его запереть".
За что же так? Прежде всего - за независимость суждений. Это не всем нравится.
Есть мнение, что Николай Михайлович ни разу в жизни не покривил душой.
- Монархист! - восклицали другие, молодые люди, будущие декабристы.
Да, главный герой "Истории" Карамзина - российское самодержавие. Плохих государей автор порицает, хороших ставит в пример. А благоденствие для России видит в просвещенном, мудром монархе. То есть нужен "добрый царь". Карамзин не верит в революцию, тем более в скорую. Итак, перед нами действительно монархист.
И в то же время, декабрист Николай Тургенев вспомнит впоследствии, как Карамзин "пролил слезы", узнав о смерти Робеспьера, героя Французской революции. А вот что пишет сам Николай Михайлович другу: "Не требую ни конституции, ни представителей, но чувством останусь республиканцем, и притом верным подданным царя русского: вот противоречие, но только мнимое".
Отчего же он тогда не с декабристами? Карамзин считал, что время России еще не настало, народ не созрел для республики.
Девятый том еще не вышел из печати, а уже поползли слухи, что он запрещен. Начинался он так: "Приступаем к описанию ужасной перемены в душе царя и в судьбе царства". Итак, продолжается рассказ об Иване Грозном.
Прежние историки не решались открыто описывать это царствование. Не удивительно. Вот, например,покорение Москвой вольного Новгорода. Карамзин-историк, правда, напоминает нам, что объединение русских земель было необходимо, но Карамзин-художник дает яркую картину того,как именно совершалось покорение вольного северного города:
"Судили Иоанн и сын его таким образом: ежедневно представляли им от пятисот до тысячи новгородцев; били их, мучали, жгли каким-то составом огненным, привязывали головою или ногами к саням, влекли на берег Волхова, где сия река не мерзнет зимою, и бросали с моста в воду целыми семействами, жен с мужьями, матерей с грудными младенцами. Ратники московские ездили на лодках по Волхову с кольями, баграми и секирами: кто из вверженных в воду всплывал, того кололи, рассекали на части. Сии убийства продолжались пять недель и заключались грабежом общим".
И так почти на каждой странице - казни, убийства, сожжение пленных при известии о гибели царского любимца злодея Малюты Скуратова, приказ уничтожить слона, отказавшегося опуститься на колени перед царем... и так далее.
Вспомните, ведь пишет человек, убежденный, что самодержавие необходимо в России.
Да, Карамзин был монархистом, но на процессе декабристы ссылались на "Историю Государства Российского" как на один из источников "вредных" мыслей.
Он не хотел, чтобы его книга стала источником вредных мыслей. Он хотел говорить правду. Так уж получилось, что правда, им написанная, оказалась "вредной" для самодержавия.
И вот 14 декабря 1825 года. Получив известие о восстании (для Карамзина это, конечно, мятеж), историк идет на улицу. Он был в Париже 1790-го, был в Москве 1812-го, в 1825 он идет по направлению к Сенатской площади. "Видел ужасные лица, слышал ужасные слова, камней пять-шесть упало к моим ногам".
Карамзин, конечно, против восстания. Но сколько среди мятежников своих - братья Муравьевы, Николай Тургенев Бестужев, Кюхельбекер (он переводил "Историю" на немецкий).
Через несколько дней Карамзин о декабристах скажет так: "Заблуждения и преступления этих молодых людей суть заблуждения и преступления нашего века".
После восстания Карамзин смертельно заболевает - простудился 14 декабря. В глазах современников он был еще одной жертвой этого дня. Но умирает не только от простуды - рухнуло представление о мире, утеряна вера в будущее, а на престол взошел новый царь, очень далекий от идеального образа просвещенного монарха.
Писать Карамзин больше не мог. Последнее, что успел сделать, - вместе с Жуковским уговорил царя вернуть из ссылки Пушкина.
Николай Михайлович умер 22 мая 1826 года.
А XII том замер на междуцарствии 1611 - 1612 года. И вот последние слова последнего тома - о маленькой российской крепости: "Орешек не сдавался".
С тех пор прошло более чем полтора столетия. Нынешние историки знают о древней России куда больше, чем Карамзин, - сколько всего найдено: документы, археологические находки, берестяные грамоты, наконец. Но книга Карамзина - история-летопись - единственная в своем роде и больше такой не будет.
Зачем она нам сейчас? Об этом хорошо сказал в свое время Бестужев-Рюмин: "Высокое нравственное чувство делает до сих пор эту книгу наиболее удобною для воспитания любви к России и к добру".
Е. Перехвальская
Опубликовано в журнале "Костер" за сентябрь 1988 года

КЛЮЧЕВСКИЙ ВАСИЛИЙ ОСИПОВИЧ.

Ключевский Василий Осипович - знаменитый историк (родился 16 января 1841 г., умер 12 мая 1911 г.), сын сельского священника Пензенской епархии. Учился в пензенском духовном училище и пензенской духовной семинарии. В 1861 г., преодолев трудные материальные обстоятельства, поступил на историко-филологический факультет Московского университета, где слушал Н.М. Леонтьева, Ф.М. Буслаева, Г.А. Иванова, К.Н. Победоносцева, Б.Н. Чичерина, С.М. Соловьева. Под влиянием особенно двух последних ученых определились и собственные научные интересы Ключевского. В лекциях Чичерина его пленяла стройность и цельность научных построений; в лекциях Соловьева он познал, по собственным его словам, "какое наслаждение для молодого ума, начинающего научное изучение, чувствовать себя в обладании цельным взглядом на научный предмет." Его кандидатская диссертация написана на тему: "Сказания иностранцев о Московском государстве". Оставленный при университете, Ключевский выбрал для специального научного исследования обширный рукописный материал житий древнерусских святых, в котором надеялся найти "самый обильный и свежий источник для изучения участия монастырей в колонизации Северо-Восточной Руси". Упорный труд над колоссальным, рассеянным по многим книгохранилищам, рукописным материалом не оправдал первоначальных надежд Ключевского. Результатом этого труда была магистерская диссертация: "Древнерусские жития святых как исторический источник" (М., 1871), посвященная формальной стороне житийной литературы, ее источников, образцов, приемов и форм. Мастерское, истинно научное исследование одного из крупнейших источников нашей древней церковной истории выдержано в духе того строго-критического направления, которое в церковно-исторической науке середины прошлого столетия далеко еще не было господствующим. Для самого автора пристальное изучение житийной литературы имело и то значение, что из нее он извлек много блещущих, как алмаз, крупиц живого исторического изображения, которыми Ключевский с неподражаемым искусством воспользовался в характеристиках разных сторон древнерусской жизни. Занятия магистерской диссертацией вовлекли Ключевского в круг разнообразных тем по истории церкви и русской религиозной мысли, и на эти темы появился ряд самостоятельных статей и рецензий; из них наиболее крупные: "Хозяйственная деятельность Соловецкого монастыря", "Псковские споры", "Содействие церкви успехам русского гражданского порядка и права", "Значение преподобного Сергия Радонежского для русского народа и государства", "Западное влияние и церковный раскол в России ХVII века". В 1871 г. Ключевский был избран на кафедру русской истории в Московской духовной академии, которую занимал до 1906 г.; в следующем году начал преподавать в Александровском военном училище и на высших женских курсах. В сентябре 1879 г. он был избран доцентом Московского университета, в 1882 г. - экстраординарным, в 1885 г. - ординарным профессором. В 1893 - 1895 годах, по поручению императора Александра III , читал курс русской истории великому князю Георгию Александровичу; в Абас-Тумане с 1900 по 1911 г. преподавал в училище живописи, ваяния и зодчества; в 1893 - 1905 годах был председателем Общества Истории и Древностей при Московском университете. В 1901 г. был избран ординарным академиком, в 1908 г. - почетным академиком разряда изящной словесности Академии Наук; в 1905 г. участвовал в комиссии о печати под председательством Д.Ф. Кобеко и в особом совещании (в Петергофе) об основных законах; в 1906 г. избран членом государственного совета от Академии Наук и университетов, но отказался от этого звания. С первых же прочитанных им курсов за Ключевским утвердилась слава блестящего и оригинального лектора, захватывавшего внимание аудитории силой научного анализа, даром яркого и выпуклого изображения древнего быта и исторических деталей. Глубокая начитанность в первоисточниках давала обильный материал художественному таланту историка, любившему из подлинных выражений и образов источника создавать меткие, сжатые картины и характеристики. В 1882 г. вышла отдельной книгой печатавшаяся сначала в "Русской Мысли" докторская диссертация Ключевского, знаменитая "Боярская Дума древней Руси". В этом своем центральном труде специальную тему о боярской думе, "маховом колесе" древнерусской администрации, Ключевский связал с важнейшими вопросами социально-экономической и политической истории Руси до конца XVII века, выразив таким образом, то цельное и глубоко продуманное понимание этой истории, которое легло в основание его общего курса русской истории и специальных его исследований. Ряд капитальных вопросов древнерусской истории - образование городовых волостей вокруг торговых центров великого водного пути, происхождение и сущность удельного порядка в северо-восточной Руси, состав и политическая роль московского боярства, московское самодержавие, бюрократический механизм Московского государства XVI - XVII веков, - получил в "Боярской Думе" такое решение, которое отчасти стало общепризнанным, отчасти послужило необходимой основой разысканий последующих историков. Напечатанные затем (в 1885 и 1886 годах) в "Русской Мысли" статьи "Происхождение крепостного права в России" и "Подушная подать и отмена холопства в России" дали сильный и плодотворный толчок полемике о происхождении крестьянского прикрепления в древней Руси. Основная мысль Ключевского, что причин и оснований этого прикрепления надо искать не в указах московского правительства, а в сложной сети экономических отношений крестьянина-порядчика к землевладельцу, постепенно приближавшей положение крестьянства к холопству, встретила сочувствие и признание со стороны большинства последующих исследователей и резко отрицательное отношение со стороны В.И. Сергеевича и некоторых его последователей. Сам Ключевский в полемику, порожденную его статьями, не вмешивался. В связи с исследованием экономического положения московского крестьянства появилась его статья: "Русский рубль XVI - XVIII веков, в его отношении к нынешнему" ("Чтения московского общества истории и древностей", 1884). Статьями "О составе представительства на земских соборах древней Руси" ("Русская Мысль" 1890, 1891, 1892 годов), давшими совершенно новую постановку вопросу о происхождении земских соборов XVI века в связи с реформами Ивана Грозного, закончился цикл крупнейших исследований Ключевского по вопросам политического и социального строя древней Руси ("Опыты и исследования". Первый сборник статей. М., 1912). Талант и темперамент историка-художника направлял Ключевского и на темы из истории духовной жизни русского общества и его выдающихся представителей. К этой области относится ряд блестящих статей и речей о С.М. Соловьеве, Пушкине, Лермонтове, И.Н. Болтине, Н.И. Новикове, Фонвизине, Екатерине II , Петре Великом (собраны в 2-м Сборнике статей Ключевского, "Очерки и речи", М., 1912). В 1899 г. Ключевский издал "Краткое пособие по Русской истории" как "частное издание для слушателей автора", а в 1904 г. приступил к изданию полного курса, уже давно получившего широкое распространение в литографированных студенческих изданиях. Всего вышло 4 тома, доведенных до времени Екатерины II. Как в монографических своих исследованиях так и в "Курсе" Ключевский дает свое строго субъективное понимание русского исторического процесса, совершенно устраняя обзор и критику литературы предмета, ни с кем не вступая в полемику. Подходя к изучению общего хода русской истории с точки зрения историка-социолога и находя общенаучный интерес этого изучения "местной истории" в раскрытии "явлений, обнаруживающих разностороннюю гибкость человеческого общества, его способность применяться к данным условиям", усматривая основное условие, направлявшее смену главных форм нашего общежития, в своеобразном отношении населения к природе страны, Ключевский выдвигает на первый план историю политического социально-экономического быта. Он оговаривается при этом, что полагает в основу курса факты политические и экономические по их чисто методологическому значению в историческом изучении, а не по их действительному значению в существе исторического процесса. "Умственный труд и нравственный подвиг всегда останутся лучшими строителями общества, самыми мощными двигателями человеческого развития". И на страницах "Курса" художественный талант Ключевского выразился в ряде блестящих характеристик исторических деятелей и в обрисовке идейной стороны многих исторических моментов, выступающих перед читателем во всей своей жизненной цельности. Из специальных курсов Ключевского напечатана уже по смерти его "История сословий в России" (М., 1913). Получил распространение в литографированном издании его курс "Терминология русской истории". Всестороннюю оценку научной и преподавательской деятельности Ключевского см. в сборнике "Ключевский, характеристики и воспоминания" (М., 1912). Общество Истории и Древностей при Московском университете посвятило памяти Ключевского 1-ю книгу своих "Чтений" за 1914 г. Здесь напечатаны речи ближайших учеников и сотрудников Ключевского, материалы для биографии и полный список его трудов.
Биографический словарь. 2000.

СОЛОВЬЕВ СЕРГЕЙ МИХАЙЛОВИЧ.

Соловьев Сергей Михайлович (05.05.1820, Москва – 04.10.1879, Москва) – историк, один из основателей государственной школы в русской историографии. Родился в семье протоиерея, учителя Слова Божьего, преподававшего в Московском коммерческом училище. Восьми лет отроду мальчик был отдан в духовное училище, но учился неохотно, просиживая все время над книгами, далекими от училишной программы, и плохо отвечал на экзаменах. Наконец, отец решил перевести его в 1-ю Московскую гимназию, но и здесь в силу беспорядочной подготовки его едва смогли принять в третий класс. Однако, начиная с четвертого класса, Соловьев постоянно пребывает в числе первых учеников и оканчивает гимназию с серебряной медалью в 1838 г.
Осенью того же года юный Соловьев стал студентом историко-филологического отделения философского факультета Московского университета. В это время здесь вели преподавание такие известные профессора, как Т.Н.Грановский, М.Т.Каченовский, М.П.Погодин, С.П.Шевырев. Окунувшись в студенческую жизнь, Соловьев усердно конспектировал лекции и жадно читал все, что попадалось ему из исторических сочинений. Большое впечатление произвела на него гегелевская "Философия истории”.
Выделяясь в студенческой среде особым прилежанием и начитанностью, Соловьев отнюдь не сторонился общества сверстников и посещал кружок молодого А.А.Григорьева, где общался с А.А.Фетом, Я.П.Полонским, Н.М.Орловым (сыном декабриста) и К.Д.Кавелиным. Выбрав своей специальностью русскую историю, Соловьев стал работать под руководством М.П.Погодина. Маститый профессор вскоре увидел в молодом студенте большие научные способности, разрешил ему пользоваться своей богатой библиотекой и собранием древних рукописей, представил его университетскому начальству как своего лучшего ученика. Но за успехами Соловьева внимательно следил сам попечитель – граф С.Г.Строганов, который, не имея формального права отправить за границу исследователя, специализирующегося по русской истории, рекомендовал его по окончании университета в 1842 г. в качестве домашнего учителя своему брату, А.Г.Строганову, семья которого собралась в длительную поездку за рубеж.
В 1842-1844 гг. Соловьев слушал лекции выдающихся ученых Берлина, Парижа и Гейдельберга, посещал торжественные заседания Французской академии. Вернувшись в Москву, приступил к сдаче магистерских экзаменов. В 1845 г. в издательстве Московского университета вышла книга Соловьева "Об отношениях Новгорода к великим князьям”, которая была защищена им как магистерская диссертация. В том же году был утвержден экстраординарным профессором. В 1846 г. им была закончена рукопись докторской диссертации на тему "История отношений между русскими князьями Рюрикова дома”, опубликованная и успешно защищенная в 1847 г. Вследствие этой защиты Соловьев в 1850 г. получает должность ординарного профессора Московского университета.
В 1851 г. вышел первый том его труда под названием "История России с древнейших времен, принесшего историку в дальнейшем всероссийскую и европейскую известность. Всего им было написано 29 томов (каждый год выходило по одному тому), охватывавших историю Отечества до правления Екатерины II (до 1774 г.). Последний, 29-й том, вышел посмертно в 1879 г. Как историку, Соловьеву свойственна, с одной стороны, глубина источникового анализа и тщательной разработки материала (так, например, он первым для характеристики эпохи использовал дипломатическую корресподенцию), с другой стороны, концептуальная ясность изложения, основанная на выработанном гегелевской философией представлении об исторических закономерностях, этапах, сменяющихся в определенной последовательности, в жизни каждого народа. "История России” – не только наиболее яркий памятник государственной школы, но и одна их вершин исторической мысли западников, и это непосредственным образом отразилось в характеристики личности Петра I, занимающей одно из центральных мест в историческом творчестве Соловьева (ср. "Публичные чтения о Петре Великом” (1871)).
С 1864 г. Соловьев избран членом-корреспондентом по разряду историко-политических наук историко-филологического отделения, а с 1872 г. – ординарным академиком по Отделению русского языка и словесности (русская история) Петербургской академии наук.
Ученый пользовался авторитетом в царской семье: он занимался историей с цесаревичами Николаем и Александром Александровичами, читал лекции великому князю Сергею Александровичу.
Помимо большой научной и педагогической работы (в 1870 г. он утверждается в звании заслуженного профессора), тщательно продуманных лекций размышлений, ученый много времени посвятил организаторской деятельности. С 1855 г. по 1869 г. он был деканом историко-филологического факультета, а затем избирается ректором Московского университета и получает чин тайного советника.
За время своего ректорства Соловьеву удалось провести в жизнь ряд крупных научно-организационных и культурных проектов в Московском университете. Среди них – открытие в 1872 г. при университете первых в России высших женских курсов, организатором и директором которых стал коллега Соловьева, профессор всеобщей истории В.И.Герье, разделение историко-филологического факультета на отделения классической филологии, славянской филологии и исторических наук, что повысило уровень подготовки специалистов в указанных областях. С 1874 г. на историко-филологическом факультете стали проводиться "семинарии” по истории всеобщей литературы под руководством Н.И.Стороженко. В 1875 г. в университете прошел I съезд русских юристов.
Большого мужества требовала от ректора его твердая позиция в связи с работой правительственной комиссии во главе с графом И.Д.Деляновым по пересмотру университетского устава, вызвавшей резко отрицательную оценку университетской корпорации. Особенно возмущены были профессора и студенты нападками члена комиссии проф. Н.А.Любимова на университетскую автономию. В сложившейся ситуации Соловьев, не желая быть орудием в руках реакционного правительства, предпочел уйти в отставку.
В последние годы жизни Соловьев был председателем ОИДР, а также директором Оружейной палаты, некоторое время продолжал читать лекции как сторонний преподаватель, но вскоре тяжело заболел. Умер на 60-м году жизни и похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве. Ценное книжное собрание ученого по русской и всеобщей истории после его смерти было передано в библиотеку Московского университета. В семье Соловьева было двенадцать детей (четверо умерли в раннем возрасте), из которых наиболее знаменит Владимир Сергеевич – русский религиозный философ, поэт, публицист и критик. Известными также стали сыновья Михаил (историк) и Всеволод (автор исторических романов), дочь Поликсена (поэтесса и писательница).

Историография

Историческая наука немыслима без историографии. Историк относится как судья к странам, народам, целым эпохам и выдающимся личностям. Историографу дано ещё более почётное право: он выступает в роли судьи по отношению к самому историку.

Историография - это наука, изучающая процесс накопления исторических знаний. В отличие от исторической науки, которая изучает прошлое, извлекая данные из исторических источников и анализируя их, историография исследует саму эту науку. Поэтому историография является как бы историей истории.

Историография появилась недавно. Потребность описать все существовавшие прежде исторические знания впервые возникла в середине XIX в. Обучая студентов исторических и историко-филологических факультетов, учёные-историки пришли к выводу, что уже недостаточно преподавать собственно историю, настало время познакомить слушателей с опытом профессиональных историков и их научными методами. С этой целью в 1848/49 учебном году профессор Московского университета, известный историк Сергей Михайлович Соловьёв прочёл студентам курс лекций об исторической литературе. Лекции оказались полезными для студентов, и вскоре их чтение стало регулярным. Подобные лекции читались в Петербургском, Казанском и других университетах. Так историография в России сделала свои первые шаги. В наши дни историк, не знакомый с историографией, не сможет профессионально работать.

Исторических сведений накопилось настолько много, что нельзя провести серьёзное исследование, не сделав историографический обзор по данной теме, т.е. прежде чем изложить свою позицию по какой-либо проблеме, каждый учёный должен узнать мнение своих предшественников. Необходимо убедиться либо в том, что суждение ново, либо в том, что оно является подтверждением уже известного мнения других историков.

Описание литературы по исследуемой исторической проблеме - самая первая и важнейшая задача историографии. Сейчас в этой науке многое изменилось. Предмет её исследования очень расширился; и теперь то, что раньше называли «историографией», имея при этом в виду обзор литературы по какой-либо теме, предложено называть «историографическим обзором по теме». Сам же термин «историография» в наши дни употребляется главным образом в значении «история исторической науки».

2.1 Развитие исторической мысли России с древнейших времен до конца XVII в.

2.2 Зарождение исторической науки и развитие отечественной историографии в XVIII-XIX вв.

2.3 Особенности историографии советского периода.

2.4 Современная отечественная историография.

Историография – 1) специальная историческая дисциплина, изучающая развитие исторической мысли и накопление исторических знаний о развитии общества; 2) история исторической науки в целом или ее отдельных периодов; 3) совокупность исследований по конкретной проблеме, например, историография Великой Отечественной войны.

История зародилась в Древней Греции. «Отцом истории» принято считать Геродота, жившего в V в. до н.э. Хорошо известны сочинения историков Древнего Рима Плутарха, Тацита и др.

Процесс изучения отечественной истории прошел долгий путь становления и насчитывает более тысячи лет, с момента появления восточнославянской общности. Само накопление исторических знаний делится на 2 этапа: донаучный и научный. Донаучный этап длился с момента появления восточнославянской общности (предположительно с VI в. н.э.) и до рубежа XVII-XVIII вв. Он характеризуется тем, что исторической науки в нашей стране еще не существовало, а исторические произведения носили ненаучный характер.

Второй этап отечественной историографии начался с начала XVIII в. и длится до сегодняшнего дня. Он характеризуется возникновением и развитием исторической науки в нашей стране.

2.1 Развитие исторической мысли России с древнейших времен до конца XVII в.

До появления письменности у восточных славян сведения о прошлом передавались устно, как правило, в форме былин – устных эпических сказаний. Былины являются первым источником о прошлом. С появлением письменности у наших предков исторические сведения стали заносить в особые погодные записи – летописи. События в них фиксировались, но не анализировались. Носили религиозный характер, поскольку велись церковнослужителями как самыми грамотными людьми в то время. Самым известным древнерусским летописцем является Нестор (конец XI – начало XII в.) – монах Киево-Печерского монастыря. Его считают автором первой летописи «Повесть временных лет» (около 1113 г.).

Наряду с летописями, большое историческое значение имеют также и литературные памятники, такие как «Слово о законе и благодати» митрополита Иллариона, «Слово о полку Игореве» и др.

Особым видом летописания была агиография (жизнеописание святых, содержащее подробные биографические сведения), иначе – «Жития святых», например, «Житие Александра Невского».

В XVII в. появился первый печатный учебник по русской истории, названный «Синопсис». Его составителем был киевский монах И. Гизель. До 1861 г. этот учебник переиздавался 25 раз. Он представлял собой выдержки из летописей и хроник, начинался «от сотворения мира», а заканчивался присоединением Украины к России.

Но все это еще не было научным историческим знанием.

2.2 Зарождение исторической науки и развитие отечественной историографии в XVIII - XIX вв

История как наука зародилась в России в начале XVIII в., что связано с деятельностью Петра I. К концу правления Петра I в Санкт-Петербурге была организована Академия наук, в рамках которой с 1725 г. началось систематическое изучение русской истории. В начале академического периода исследования проводили В.Н. Татищев и Г.З. Байер.

В.Н. Татищев был сподвижником Петра I. Его считают первым профессиональным историком в России. Он собирал, систематизировал и сравнивал разные варианты (списки) летописей, рассматривал историю в тесной связи с этнографией стран и территорий. Итогом его работы стал труд «История Российская с самых древнейших времен», изданный после его смерти. Особенность этой работы в том, что В.Н. Татищев использовал летописи, не сохранившиеся до наших дней. Его труд написан почти так же, как и традиционные летописи, повествование начиналось от сотворения мира. Вместе с тем, большая работа по критике источников (проверке достоверности сведений) позволяет считать его работу первым научным трудом.

Г.З. Байер приехал в Россию в 1725 г. и стал основателем т.н. норманнской теории в российской историографии, согласно которой государство на Руси появилось с приходом князей-варягов (другое название варягов – норманны). Его взгляды разделили Г.Ф. Миллер и А.Л. Шлецер.

Против «норманнской теории» выступил М.В. Ломоносов, написавший «Краткий летописец», в котором обосновал создание государства у восточных славян без участия скандинавов. Его теория получила название антинорманнской .

Полемика вокруг норманнской теории привела к повышению интереса к русской истории, к изданию многих исторических документов, публикации научных трудов. В конце XVIII в. наибольшее значение получили работы по русской истории И.Н. Болтина, который при Екатерине II прославился своими «Примечаниями на историю России Леклерка». Труд Леклерка вобрал в себя все негативное, что можно было найти в русской истории, чтобы показать русский народ неевропейским, варварским. В XVIII в. признание «варварским» того или иного народа означало необходимость его принудительной цивилизации путем превращения в колонию «цивилизованного» народа. Подобные трактовки российской истории могли привести к серьезным проблемам во внешней политике.

И.Н. Болтин в сжатые сроки написал свои «Примечания» на труд Леклерка, в которых на каждый его пример находил точно такой же пример из европейской, особенно французской истории. И.Н. Болтин показал наличие в Европе тех же пороков, что и в России, но при этом успешно показал, что выявленные недостатки России – случайность, а не закономерность.

К началу XIX в., благодаря просветительской деятельности Екатерины II, сбору древних книг, публикации летописей и документов, исторические исследования приобрели систематический характер. Однако русская история еще не была популярна, оставалась уделом узкого круга ученых и энтузиастов-любителей.

Ситуацию изменило творчество Н.М. Карамзина, первого российского историографа, написавшего первый труд по истории России, язык которого был доступен для широкого круга читателей. Первые 8 томов «Истории государства Российского» вышли из печати в 1816 г.

Издание этой книги удачно совпало с изменением общественного мнения в среде дворянства после войны с Наполеоном. Если до Отечественной войны 1812 г. дворянство превозносило европейскую культуру и считало русский народ «подлым», разговаривало при дворе в основном по-французски, то теперь, когда крестьяне «вилами выгнали французов из России», появилась мода на «русское». Труд Карамзина стал «бестселлером» и издавался огромными для своего времени тиражами.

Занятия историей стали пользоваться большой популярностью. Книги и журнальные публикации о русской истории оказались ареной политической борьбы. Свои взгляды с переменным успехом пытались подтвердить ссылками на русскую историю сначала славянофилы и западники, затем либералы и консерваторы.

Дискуссия между славянофилами и западниками, имевшая место в 30-е – 40-е гг. XIX в., положительно сказалась на развитии отечественной исторической науки. Благодаря славянофилам – братьям К.С. и И.С. Аксаковым, И.В. и П.В. Киреевским, в стране стала усиленными темпами развиваться русская этнография, появились записи русских былин, сказок, описания обычаев и т.д. Славянофилы рассматривали русскую историю как исключительно самобытную, превозносили старые русские порядки. Они пытались использовать сведения о вече (народном собрании IX-XIII вв.) и Земских соборах (выборный орган власти XVI-XVII вв.) для агитации перехода к ограниченной монархии.

На основе концепции славянофилов во второй половине XIX в. с легкой руки министра народного просвещения С.С. Уварова оформилась теория официальной народности, получившая поддержку государства и провозгласившая обучение в духе «православия, самодержавия, народности». Не меньшее влияние славянофилы оказали и на Н.Я. Данилевского, обосновавшего существование русской цивилизации и поставившего ее на один уровень с европейской.

Западники отказались от идеализации русской патриархальной старины и развивали исторические исследования в контексте современных им европейских концепций. Они также поддерживали идею отказа от самодержавия, но основой будущей государственности полагали развитие правовой системы и в первую очередь закрепление законом неотъемлемых прав человека, то есть отмены крепостного права и принятия конституции.

Наиболее известными в данный период стали труды представителей «государственной школы», «русской школы права». Среди лучших представителей западников следует отметить таких ученых, как М.П. Погодин («Древняя русская история до монгольского ига»), К.Д. Кавелин («Разыскания о начале Руси»), Б.Н. Чичерин («Опыты по истории русского права»), С.М. Соловьев («История России с древнейших времен»).

Особо можно выделить исследования С.М. Соловьева, который рассматривал государство как институт всенародных интересов, выделял функцию государства как социального института (защита от внешней угрозы), а также историческую миссию России (борьба леса со степью). Он полагал, что опричнина является всего лишь средством борьбы с родовыми отношениями. В «Публичных чтениях о Петре Великом» С.М. Соловьев впервые высказал мысль о том, что петровские преобразования подготовлены всем ходом исторического процесса.

Труды русских историков оказали существенное влияние на подготовку реформы по отмене крепостного права, в ходе которой, в качестве одного из вариантов предлагалось освободить крестьян без земли на основании того, что крестьяне якобы «кочевали» с одной земли на другую (подсечно-огневая и переложная системы) и, следовательно, права собственности на землю не имели. Благодаря трудам представителей юридического направления были найдены прямые свидетельства наследования земли крестьянами, что заставило помещиков юга России отказаться от идеи лишения крестьян земли.

Рубеж XIX-ХХ вв. стал временем расцвета русской исторической науки. Последним крупным исследованием по истории России в этот период можно считать «Курс русской истории» В.О. Ключевского, труд которого и по сей день в науке является образцовым.

2.3 Особенности историографии советского периода

После Октябрьской революции 1917 г. в исторической науке нашей страны утверждается господство марксистского направления (формационного подхода).Многообразие в подходах к историческим явлениям и событиям сменяется их единым толкованием. Историческая наука попала под влияние власти и идеологии. Труды ученых контролировались партийными органами и подвергались жесткой цензуре. Часть историков репрессировалась.

Развитие советской исторической науки во многом определялось исследованиями Н.М. Дружинина, Б.А. Рыбакова, М.Н. Тихомирова, Д.С. Лихачева, Л.В. Черепнина, П.А. Зайончковского и др.

В советский период историографии историческая наука была востребованной. На исследования по истории выделялись колоссальные средства, а исторические труды публиковались большими тиражами.

2.4 Современная отечественная историография

После распада СССР в 1991 г. диктат партии был снят, произошел отказ от марксистского направления как основного подхода к изучению истории. Историки получили свободу творчества. На этом фоне с одной стороны, начали появляться публикации псевдоисторических «исследований» (А.Т. Фоменко, Г.В. Носовский «Новая хронология» и др.), а с другой – стал возможным пересмотр многих излишне политизированных моментов в историографии истории России.

В начале XXI в. российская историческая наука динамично развивается и находится на этапе смены поколений ученых. Из числа ныне продолжающих свою деятельность «классиков» можно указать И.Я. Фроянова, В.Л. Янина, А.Н. Сахарова, Л.В. Милова и др. Но вместе с тем заявляют о себе и новые поколения историков.