Основные свойства и качества личности. Список положительных моральных качеств человека

Основные свойства и качества личности. Список положительных моральных качеств человека
Основные свойства и качества личности. Список положительных моральных качеств человека

Комментарий эксперта ITeam: Проявление инициативы, это не функция и не обязанность – это качество, которое человек будет проявлять, если осознает его ценность, и не будет, если считает его ненужным. Наиболее эффективный способ продемонстрировать сотруднику значимость какого-либо качества и стимулировать к его проявлению – сделать это качество неотъемлемым элементом корпоративной культуры, значимой для компании ценностью. Это достигается через личный пример лидеров, пропагандирование желаемых установок и моделей поведения, создание поддерживающих систем мотивации. При этом часть сотрудников, которым соответствующие ценности будут не близки, покинут компанию. Зато те, кому этот тип культуры окажется по душе, будут делать то, что нужно, причем без дополнительного контроля и понуканий со стороны руководителей.
Важное дополнение – качество «инициативность» должно обязательно идти рука об руку с «личной ответственностью», иначе, инициатива превратится просто в выкрики из толпы, за которыми ничего не следует.

Консультант консалтинговой компании ITeam
Алена Симонова

Век новых технологий усложняет мир, в котором мы живем и работаем; непрерывные социальные и экономические перемены, возрастание сложности решаемых задач приводят к необходимости адекватного развития средств и методов управления. Недостаточная компетентность руководителей в вопросах управления приводит к тому, что используется самый легкий (и далеко не самый эффективный) способ взаимодействия с миром- по шаблону, по старинке, по раз и навсегда разработанной технологии, по образцу. Однако, как отмечают А.В.Авилов и Е.Б.Моргунов в своей работе «Трудности управления», в силу уникальности каждой организации руководитель предприятия не может совершенствовать свое предприятие, копируя организационную, технологическую и прочие схемы «образцового» предприятия.

С середины XX в. научные исследования в сфере психологии управления привели к ощутимым достижениям, которые, однако, до сих пор до обидного мало используются на практике. Это приводит к недостаточно грамотному распоряжению имеющимися ресурсами предприятия, и менее всего освоенным оказывается человеческий ресурс.

Предлагаю с психологической точки зрения рассмотреть имеющиеся возможности для раскрытия творческого, интеллектуального и волевого потенциала людей, работающих в организации, а также условия его проявления.

В основе искусства управления лежат два основополагающих правила:

  1. получение желаемого эффекта при минимуме затрат;
  2. получение максимального эффекта при использовании заданных ограниченных ресурсов.

Оба правила реализуются и эффективность принимаемых решений увеличивается, когда руководитель поощряет инициативность сотрудников и побуждает их к высказыванию творческих идей, впечатлений, советов и практических предложений – инициатив. Сотрудники, демонстрирующие инициативу, предвосхищают решения руководителя, не ждут, когда им скажут, что и как они должны делать, высказывают свое видение ситуации и предлагают возможные решения проблем.

Инициатива – почин, первый шаг в каком-либо деле; предприимчивость.

Условия, способствующие проявлению инициативности

На форуме нашего сайта (www.sovetnikn.spb.ru) было проведено обсуждение темы -Параметры, способствующие/мешающие проявлению инициативности- в режиме он-лайн. Участники отвечали на 4 основных вопроса. Привожу здесь некоторые цитаты.

  1. Что в Вашей работе открывает возможности для проявления Вашей инициативности?
    • Отсутствие специальных знаний у боссов и наличие их у меня, моя собственная креативность.
    • Неопределенность, отсутствие четких рамок и границ.
    • Мое личное желание. Мотивация начальства. Полная свобода действий.
    • Нужда!
    • Моя личная заинтересованность в конечном результате.
    • Экспертный уровень понимания задачи, которую выполняет организация.
    • Можно работать только с человеком, от взаимодействия с которым получаешь приемлемый результат и положительные эмоции.
  2. Что в Вашей работе мешает проявлению инициативности?
    • Убежденность боссов в их исключительной «креативности» и бездарности остальных.
    • Отсутствие интереса к моим идеям.
    • Лень.
    • Достаток!
    • Убежденность в том, что инициативность наша никому не нужна, нужны исполнители, пускай не всегда даже хорошие.
    • Руководитель призывал проявлять инициативу, выдвигать идеи и даже обещал ее поощрять, но это на словах, а по факту идеи не нужны, так как он хочет держать все в своих руках, боится чтото упустить.
  3. Что Вы предпринимаете, чтобы Вашей песне «не наступали на горло»?
    • Изворачиваюсь, альтернативничаю, доказываю и убеждаю результатами.
    • Гордо ухожу; настаиваю на своем; пытаюсь найти любые аргументы в свою пользу; хитрю; игнорирую то, что мне не нравится; мщу; делаю вопреки; смиряюсь на время; начинаю делать это для себя (вариант самый выгодный- если люди не видят своего счастья, я не могу им приставить своих глаз?); откладываю на время и методично готовлю почву. Я никогда не отказываюсь от реализации своих идей. Еще я умею себя хвалить.
    • Если начальник дурак, то с ним и работать не стоит. Или предположим, что у него есть весомые аргументы в его пользу, тогда надо чтото «в себе» менять! А лучше не менять! Лучше открыть свою компанию, пусть и маленькую, но свою.
    • При наличии заинтересованности и экспертного уровня: точно выбирать место, время и уши (кому петь); искать союзников, создавать ситуацию, когда последствия моей инициативности выгодны группе поддержки.
    • Если твоя идея никому не нужна, но ты хочешь ее реализовать- сформируй потребность, манипулируй картиной мира других.
  4. Как Вы помогаете своим сотрудникам реализовать свой потенциал?
    • Вовлекаю, мотивирую, давлю авторитетом.
    • Окружающих стараюсь вдохновлять, подбадривая, подначивая и подтрунивая.
    • Я достаточно лояльно отношусь к компании, в которой работаю. И стараюсь принести ей, и, соответственно, ее сотрудникам наибольшую пользу. Если команда делает одно дело, то почему бы не помочь коллегам.
    • Обучаю. Формирую среду. Сильные должны работать в окружении сильных. Делегирую функции организации и разработку процессов.
    • Если мы хотим, чтобы сотрудники организации проявляли инициативу и творческий подход к делу, нужно разделить функции. Например, инициативы принимаются от генераторов, рассматриваются и передаются исполнителям.

Подведя итоги обсуждения, нетрудно сформулировать перечень условий, способствующих проявлению инициативности :

  • стандартизация алгоритма нововведений;
  • стимулирующая система оплаты труда. Личная материальная заинтересованность;
  • осознание безопасности последствий для сотрудника лично (инициатива не должна быть «наказуемой»);
  • разделение функций и командная работа;
  • осознание сотрудником общественной пользы выполняемой работы и, как следствие, повышение его личного рейтинга в организации, ощущения собственной значимости;
  • наличие знаний и полномочий для реализации инициатив. Доверие со стороны руководства к профессионализму сотрудника;
  • осознание сотрудником целей, к которым стремится весь коллектив.

    Инициативность- это волевое качество, благодаря которому человек действует творчески. Это отвечающая времени и условиям активная и смелая позиция, гибкость действий и поступков человека. Инициативность проявляется осознанно и намеренно, а не под влиянием безотчетного стихийного порыва. Как правило, она связана с напряжением физических и духовных сил того, кто ее проявляет. Возможности же для ее проявления появляются, когда у человека есть внутренний интерес к изменению существующей ситуации к лучшему. Именно руководитель ответственен за создание перечисленных условий внутри организации.

Для этого ему необходимо взять на себя лидерскую роль и квалифицированно, в полной мере выполнять свои управленческие обязанности и функции (табл.13).

Таблица 13. Функции руководителя

Целеполагающая функция

Определение целей коллектива и средств их достижения

Административноорганизационная

Формирование управляющих органов, распределение заданий между подчиненными, согласование их действий и контроль выполнения решений

Экспертная

Консультирование работников

Дисциплинарностимулирующая

Оценка качества работы подчиненных, определение поощрений и наказаний

Представительская

Перед внешними организациями

Воспитательнопропагандистская

Создание благоприятного социальнопсихологического климата в коллективе, развитие способностей и инициативы подчиненных, подбор и расстановка кадров, участие в обучении резерва на выдвижение

В рамках выполнения административноорганизационной и дисциплинарностимулирующей функции для регулирования инициативности сотрудников может быть введена стандартизация алгоритма нововведений .

Можно предоставить сотрудникам свободу действий в рамках конкретной задачи, ограничив при этом и жесткими рамками личной ответственности. Коммуникативный план действий, которого стоит придерживаться, таков:

  1. идея, предложенная сотрудником;
  2. его обоснование этой идеи, включающее, по возможности, прогноз исхода дела в виде расчетов в письменном виде,- своеобразное ТЭО или бизнес-план;
  3. определение целесообразности и возможности осуществления идеи, ее защита;
  4. определение сроков реализации проекта;
  5. определение личной ответственности идеолога в случае отрицательного результата;
  6. определение вознаграждения в случае положительного результата.

В результате использования этой схемы образуется равноправный и равно-ответственный тандем «сотрудник» фирма?, возникает взаимное доверие, уважение, что на пользу всем и приносит прибыль. Происходит внутренняя «инвестиция», когда фирма вкладывает средства в личный проект сотрудника под реальные гарантии, с обоснованной надеждой на получение прибыли.

При этом инициативность активного сотрудника несколько снижается, становится разумной и целесообразной, направляется им самим в нужное русло. Человек перестает распыляться на бесплодные мечты, концентрируется на поставленной им же самим задаче. Такому сотруднику может быть предложено возглавить новое направление или принимать участие в его работе. Результат становится выгодным для обеих сторон.

Управление инициативой через системы оплаты труда

Дешевый труд дорого обходится предприятию: он убивает инициативность. На низкую зарплату приходит, как правило, низкоквалифицированный, неопытный работник, которому нечего терять. Однако и платить высокий оклад сотруднику, некачественно выполняющему свои обязанности, смысла нет.

Чтобы решить сложную задачу адекватного вознаграждения труда, используют системы оплаты труда, складывающиеся из постоянной и переменной частей (табл.14). Система оплаты труда позволяет и не платить лишних денег тому, кто их не заслуживает, и поощрять тех, кто показывает результаты, полезные для организации.

Таблица 14. Состав денежного вознаграждения

Системы оплаты труда должны ориентировать сотрудников на достижение результата, нужного предприятию, учитывая результаты как группы, так и отдельного работника. Правила распределения вознаграждения должны быть известны сотрудникам, а их выполнение поддаваться контролю. Кроме того, они должны гибко реагировать на изменения внешней и внутренней среды предприятия. Являясь для руководителя одним из рычагов управления инициативностью, прозрачная и внятная система оплаты труда создает чувство уверенности и защищенности у сотрудников.

Инициативность стимулируется самой системой оплаты труда, которая отдает предпочтение тем, кто стремится повысить свой доход, и наделяя наиболее достойных правом на награды и премии.

Премирование подразделяется на два вида:

  • премия за промежуточный результат зависит от количественных и качественных показателей работы подразделения или сотрудника (может составлять от 10 до 70% базовой зарплаты);
  • премия за конечный результат работы компании зависит от количественных показателей экономической эффективности компании (может составлять от 30 до 300% месячной зарплаты сотрудника).

Премия дает сотруднику возможность реализовать свои амбиции, однако в очень узких пределах. Например, менеджер по продажам, обладающий личной склонностью к руководящей деятельности, имеет возможность управлять лишь собственными продажами, но не прямо влиять на деятельность других сотрудников.

Однако если административноорганизационная, дисциплинарностимулирующая и представительская функции хорошо освоены руководителями предприятий, то целеполагающей, экспертной и воспитательнопропагандистской уделяется, как правило, мало внимания. Тем не менее реализация именно этих функций позволяет руководителю достойно управлять процессом создания условий во внутренней среде организации, трансформировать их под ее нужды, быть не только координатором действий, но и их инициатором: истинным управляющим, лидером.

Трансформационный лидер – инициатор изменений

Термин «трансформационное лидерство» был введен впсихологическую науку в 70е гг. XX в. Б.Бернсом. Американские ученые Б.Басс и Б.Аволио подробно исследовали и раскрыли его смысл, предложив описание трансформационного лидера в рамках четырех?I?: и ндивидуальный подход, и нтеллектуальная стимуляция, и нспирируемая (вдохновляющая) мотивация и и деализированное влияние (харизма).

Индивидуальный подход (Individualized consideration), или Лидерство путем развития людей

Прежде всего этот стиль лидерства связывается с вниманием лидера к развитию сотрудников и их личным интересам. Лидер знает потребности своих коллег и создает условия для их удовлетворения: обеспечивает сотрудникам возможность выполнять интересную работу и обучаться. Он дает им такие задания, которые развивали бы их мастерство и укрепляли уверенность в себе. Сотрудники в этом случае сами стремятся развивать свои профессиональные навыки и проявлять инициативу.

Огромную роль в отсутствии или малом проявлении инициативы сотрудников играет самоуспокоенность. Борясь с этим недугом, руководитель должен постоянно инициировать вызов, пробуждая в людях новые, более высокие потребности, внушая новую мотивацию. Последняя реализуется путем признания заслуг и нематериального поощрения (например, обучение, карьерные возможности, организация удобного рабочего места, режима труда) или конструктивную критику. Планирование карьеры каждого сотрудника в организации предусматривает выявление возможностей человека (наклонности, потребности в развитии) и проведение мероприятий, обеспечивающих их реализацию (план развития карьеры). Эффективность предприятия в целом возрастает за счет повышения эффективности каждого отдельно взятого работника.

Интеллектуальная стимуляция (Intellectual stimulation), или Лидерство путем стимулирования

Лидер поощряет сотрудников использовать свое воображение, думать самостоятельно, искать новые творческие пути решения привычных задач. При этом руководитель берет на себя обязательство выслушивать любые идеи, даже самые глупые. Одна из его первичных целей состоит в том, чтобы развить в сотрудниках уверенность в себе и стремление к самосовершенствованию. Такой подход побуждает людей пересмотреть собственные представления, они ищут и находят новые способы решения старых проблем. Лидер делает акцент на интеллекте, рациональности, осторожном и наилучшем способе решения поставленных задач.

Здесь стоит упомянуть о необходимом доверии к профессионализму, который можно определить как соотношение экспертных знаний и должностных полномочий во взаимоотношениях специалист/руководитель.

Общепризнанно считать руководителя предприятия компетентным во множестве профессиональных областей деятельности, осуществляемой специалистами возглавляемого им предприятия. Подобная «компетентность» руководителя достигается в ущерб его собственной, вполне специфической профессиональной деятельности. При этом он не в состоянии овладеть полным объемом экспертных знаний, которыми обладает хороший специалист. Это приводит к тому, что работа на всех уровнях выполняется плохо: у реального специалиста экспроприируются полномочия, у руководителя, в свою очередь, не хватает времени на качественное выполнение собственной деятельности.

Совместный и откровенный анализ разногласий в ходе выработки решений способствуют тому, что инициатива, ответственность и исполнение распределяются по взаимному согласию. Взаимодействие между сотрудниками и руководителем определяется принципом доверия творческим силам и способностям друг друга, при этом руководитель поощряет каждую инициативу членов творческой группы.

Инспирируемая (вдохновляющая) мотивация (Inspirational motivation), или Лидерство путем воодушевления людей

Лидер создает ясную картину будущего, которая одновременно оптимистична и достижима, поощряет других поднимать уровень ожиданий, уменьшает сложность путем сведения проблемы к ключевым вопросам, использует простой язык, чтобы донести миссию организации до сотрудников. Сотрудники при таком типе лидерства готовы затрачивать дополнительные усилия в попытке реализовать миссию организации.

Идеализированное влияние (Idealized influence), или Лидерство, основанное на харизме

Лидер стремится стать для своих сотрудников образцом для подражания, находится в постоянном процессе роста и развития. Создает видение будущего и миссию, ставит высокие цели, проявляет настойчивость и решимость в их достижении, жертвует своими корыстными интересами ради пользы других, чем заслуживает уважения и доверия.

Отличие трансформационного лидерства от классического управления заключается в том, что оно определяется в координатах «видения» и «действия», а не «задачи» и «отношений».

«Видение» связано с созданием образа будущей цели. «Действие» связано непосредственно с поведением. По мысли Р.Дилтса, «видение без действия остается только мечтой, а действие без видения – бессмысленной суетой».

Мир вокруг нас стремительно меняется. Сегодня уже не только потребитель диктует свои условия, но и сами бренды управляют поведением людей. С этой точки зрения сами лидеры должны обладать предпринимательским мышлением, характеризующимся инициативностью и способностью создавать новое: бренды, рынки и подходы к управлению.

* * *

Резюмируя, отмечу, что для грамотного распоряжения человеческими ресурсами предприятия и получения максимального эффекта при минимуме затрат руководителю необходимо проявить личную инициативу: не оставляя без внимания классических техник руководства, обогатить их искусными методами управления людьми.

Продвигаясь к цели путем создания творческой рабочей среды, делая шаг навстречу индивидуальным способностям и талантам людей, пробуждая в них скрытые личностные резервы, поощряя желание экспериментировать и воспитывая готовность принять на себя ответственность за происходящие события и достигнутый результат, лидеринициатор становится для сотрудников наилучшим примером и образцом для подражания.

Качества личности - стабильные внутренние особенности человека, оцениваемые позитивно. Это позитивные черты характера, знания, умения и навыки. Более широкая категория - черты личности, куда включаются как позитивные, так и другие свойства личности. Есть интересная классификация: все качества можно поделить на две большие категории: внутренние качества (образуют богатый внутренний мир человека), и внешние (поведение и имидж), которые формируют красивую вывеску. Под душевным миром мы понимаем те качества, который в глаза не бросаются, но делают человека желанным гостем в любой компании.

Качества, работающие на яркую вывеску: Артистичность, умение выступать; Красивая внешность, умение одеваться; Поставленная, четкая речь; Красивая жестикуляция. Качества, работающие на богатое содержание: Позиции восприятия, умение посмотреть на ситуацию с разных сторон; Умение заботиться об окружающих; Умение и думать, свобода мышления; Позитивное мировосприятие; Мудрость. Некоторые из качеств, характерные для развитой личности и менее распространенные у массовой личности, мы вынесли в раздел Самосовершенствование. Мы отнесли к таким чертам позитив, конструктив, ответственность, энергичность, целеустремленность, любовь к порядку, готовность сотрудничать, а также умение и привычку жить с любовью – к сожалению, этих черт явно недостает по крайней мере российским людям как в рабочих, так и близких отношениях. Очень многие свои личностные качества можно успешно развивать, работая со своим телом. В частности, постановка нужных жестов (внешних жестов, а потом - внутренних жестов) вырабатывает нужные качества личности. Есть и много других методов работы над собой.

Волевые качества личности

Волевые качества личности - это сложившиеся в процессе получения жизненного опыта свойства личности, связанные с реализацией воли и преодолением препятствий на жизненном пути. В психологии характера выделяют множество волевых качеств личности. К основным, базовым волевым качествам личности, определяющим большинство поведенческих актов, относятся целеустремленность, инициативность, решительность, настойчивость, выдержка, дисциплинированность. Все эти качества связаны с этапами осуществления волевого акта.
Целеустремленность - это сознательная и активная направленность личности на определенный результат деятельности. Целеустремленность является обобщенным мотивационно-волевым свойством личности, определяющим содержание и уровень развития других волевых качеств. Различают целеустремленность стратегическую и тактическую. Стратегическая целеустремленность - это умение личности руководствоваться во всей своей жизнедеятельности определенными ценностями, убеждениями и идеалами. Тактическая целеустремленность связана с умением личности ставить перед собой ясные цели для отдельных действий и не отвлекаться от них в процессе исполнения.
Инициативность - это активная направленность личности на совершение действия. Волевой акт начинается с инициативы. Проявление инициативы означает волевое усилие, направленное не только на преодоление собственной инертности, но и на самоутверждение, придание волевому акту определенной направленности. Инициативность связана с самостоятельностью.
Самостоятельность - это сознательная и активная установка личности не поддаваться влиянию различных факторов, критически оценивать советы и предложения других лиц, действовать на основе своих взглядов и убеждений. Самостоятельность может проявиться лишь при наличии определенной выдержки.
Выдержка - это сознательная и активная установка личности на противостояние препятствующим осуществлению цели факторам, которая проявляется в самообладании и самоконтроле. Выдержка -- это проявление тормозной функции воли. Она позволяет ``затормозить"" те действия, чувства, мысли, которые мешают осуществлению задуманного действия. Человек, обладающий развитым качеством выдержки (сдержанный человек), всегда сумеет выбрать оптимальный уровень активности, соответствующий условиям и оправданный конкретными обстоятельствами.
Решительность - свойство личности, проявляющееся в ее умении принимать и претворять в жизнь быстрые, обоснованные и твердые решения. Она поддерживает инициативу при постановке цели действия. Активно реализуется в выборе доминирующего мотива и правильного действия и в выборе адекватных средств достижения цели. Внешне решительность проявляется в отсутствии колебаний. Решительность не исключает всестороннего и глубокого обдумывания цели действий, способов её достижения, переживания сложной внутренней борьбы, столкновения мотивов. Решительность проявляется и при осуществлении принятого решения. Для решительных людей характерен быстрый переход от выбора средств к исполнению самого действия.
Смелость - это умение противостоять страху и идти на оправданный риск для достижения своей цели. Смелость является предпосылкой для формирования решительности.

Качествами, противоположными решительности, с точки зрения волевого регулирования, с одной стороны, выступают импульсивность, понимаемая как торопливость в принятии и осуществлении решений, когда человек действует, не задумываясь о последствиях, под влиянием сиюминутных импульсов, выбирая первое попавшееся под руку средство или цель. С другой стороны, решительности противостоит нерешительность, проявляющаяся как в сомнениях, в длительных колебаниях до принятия решения, так и в непоследовательности при претворении их в жизнь.


Энергичность - это качество личности, связанное с концентрацией всех ее сил для достижения поставленной цели. Однако одной энергичности недостаточно для достижения результата. Она нуждается в соединении с настойчивостью.
Настойчивость - это качество личности, проявляющееся в умении мобилизовать свои силы для постоянной и длительной борьбы с трудностями, преследуя поставленные перед собой цели. Настойчивость может перерасти в плохо управляемую волю, проявляющуюся в упрямстве. Упрямство -- это качество личности, выраженное в неразумном использовании волевых усилий в ущерб достижению поставленной цели.
Организованность - качество личности, проявляющееся в способности разумно планировать и упорядочивать ход всей своей деятельности.

Дисциплинированность - это качество личности, проявляющееся в сознательном подчинении своего поведения общепринятым нормам, установленному порядку, требованиям ведения дела.


Самоконтроль - это качество личности, выражающееся в умении контролировать свои действия, подчинять свое поведение решению сознательно поставленных задач. В процессе решения задач самоконтроль обеспечивает регуляцию деятельности на основе высших мотивов, общих принципов работы, противостоит возникающим сиюминутным импульсам.
Воля - это элемент сознания личности, поэтому она не является врожденным качеством, а формируется и развивается в процессе становления личности. Развитие воли у человека связано с преобразованием непроизвольных психических процессов в произвольные, то есть с приобретением человеком контроля над своим поведением, с выработкой волевых качеств личности в какую-либо сложную форму деятельности. Чтобы развивать волевые качества, личности необходимо ставить перед собой значимые для неё цели и направлять свои волевые усилия на преодоления препятствий на пути достижения этих целей. Чем больше препятствий преодолеет личность, тем более развитой будет её волевая сфера. Однако травмирующие психику события или действия, направленные против человека, могут сломить его волю. Благодаря наличию воли личность чувствует и осознает свою индивидуальность, способность взять на себя ответственность за собственное поведение.

Социально-психологические качества личности

При общей неразработанности проблемы качеств личности достаточно трудно обозначить круг ее социально-психологических качеств. Не случайно в литературе имеются разные суждения по этому вопросу, зависящие от решения более общих методологических проблем. Самыми главными из них являются следующие:


1. Различение трактовок самого понятия «личность» в общей психологии, о чем речь уже шла выше. Если «личность» - синоним термина «человек», то, естественно, описание ее качеств (свойств, черт) должно включать в себя все характеристики человека. Если «личность» сама по себе есть лишь социальное качество человека, то набор ее свойств должен ограничиваться социальными свойствами.


2. Неоднозначность в употреблении понятий «социальные свойства личности» и «социально-психологические свойства личности». Каждое из этих понятий употребляется в определенной системе отсчета: когда говорят о «социальных свойствах личности», то это обычно делается в рамках решения общей проблемы соотношения биологического и социального; когда употребляют понятие «социально-психологические свойства личности», то чаще делают это при противопоставлении социально-психологического и общепсихологического подходов (как вариант: различение «вторичных» и «базовых» свойств). Но такое употребление понятий не является строгим: иногда они используются как синонимы, что также затрудняет анализ.


3. Наконец, самое главное: различие общих методологических подходов к пониманию структуры личности - рассмотрение ее то ли как коллекции, набора определенных качеств (свойств, черт), то ли как определенной системы, элементами которой являются не «черты», а другие единицы проявления.


До тех пор, пока не получены однозначные ответы на принципиальные вопросы, нельзя ждать однозначности и в решении более частных проблем. Поэтому на уровне социально-психологического анализа также имеются противоречивые моменты, например, по следующим пунктам: а) сам перечень социальнопсихологических качеств (свойств) личности и критериев для их выделения; б) соотношение качеств (свойств) и способностей личности (причем имеются в виду именно «социально-психологические способности).

Профессиональные качества личности

Психологические качества и способности группируются по следующим 11 категориям: вербальная - способность понимать значение слов, понятий, владение языком; числовая - способность быстро и точно выполнять арифметические действия; способность представлять предмет в двух или трех измерениях; способность различать даже незначительные детали объектов, графических изображений; способность корректировать слова, буквы, цифры; способность быстро и точно координировать работу рук, пальцев и глаз в движениях - моторная координация; способность быстро и точно манипулировать небольшими предметами (ловкость пальцев); способность ловко действовать руками (ловкость рук); способность согласовывать движения глаз, рук и ног в соответствии со зрительными сигналами; способность воспринимать, сравнивать и различать цвета и оттенки; обучаемость - способность понимать, рассуждать, делать выводы (общий интеллект).


Каждое качество должно рассматриваться с точки зрения его профессиональной значимости (обычно их оценивают по пятибалльной шкале), в результате составляется профиль необходимых психологических качеств. Однако не только способности определяют успешность профессии. Важными являются и другие индивидные характеристики, определяющие уверенность человека в различных условиях. Так, различают 12 факторов «темперамента», адекватного различным трудовым ситуациям - понятие «темперамент» здесь употребляется скорее как «социальный темперамент», обозначая энергетические возможности человека в сфере общения с другими людьми: ситуации, связанные с большим кругом изменяющихся обязанностей; ситуации, связанные с повторяющимися короткими циклами, осуществляющимися в определенной последовательности в соответствии с установленными правилами; ситуации, не требующие самостоятельных действий и принятия решений; ситуации, связанные с управлением, планированием и контролем своей и чужой деятельности; ситуации, предполагающие необходимость установления контактов помимо предусмотренных инструкцией; ситуации, предполагающие работу в условиях относительной изоляции от людей; ситуации, требующие руководства людьми и оказания влияния на них; ситуации, связанные с неожиданными действиями и риском и требующие бдительности и самокритичности; ситуации, требующие быстрой сенсорной оценки положения и принятия решений; ситуации, требующие оценки информации при помощи измерительных приборов; ситуации, предполагающие интерпретацию чувств, идей или фактов; ситуации, требующие точных знаний о допусках и стандартах.


Определение профессионально важных признаков основано на экспертных оценках и представляет собой результат договоренности о том, какие характеристики наиболее важны, а какие - менее. Применительно к ряду профессий эта задача не может решаться однозначно: так, для видов профессиональной деятельности, имеющих монотонный характер, существенны качества, благодаря которым человек сопротивляется наступлению утомления, а для профессий, связанных с экстремальными ситуациями, важными являются способность выдерживать сильные раздражители, принимать решения и нести за них ответственность. Кроме того, многие профессии могут осуществляться как в повседневных, так и в особых условиях (например, участковый или военный врач), хотя действия и операции, составляющие содержание профессии, в общем, остаются теми же. Таким образом, описание профессии должно включать скорее границы типичных ситуаций и допустимых значений психологических качеств. Перечислим виды индивидуально-психологических качеств, которые значимы для успешного овладения человеком профессией.


1. индивидуально-типологические свойства (сила, подвижность, динамичность и лабильность нервной системы), которые в случае неблагоприятных для профессии показателей могут компенсироваться посредством выработки индивидуального стиля деятельности.


2. сенсорные и перцептивные свойства, главным среди которых является уровень чувствительности анализаторов. Под влиянием опыта и профессиональных требований эта характеристика может изменяться: так, вырабатывается так называемый «технический слух», позволяющий распознавать неисправности в механизмах, уменьшается и дифференциальный порог цветоразличения, благодаря чему сталевары могут определять температуру мартеновской печи. Сенсорная основа деятельности предъявляет требования к сенсорным способностям человека и таким образом развивает их.


3. внимание человека (аттенционные свойства), среди которых наиболее существенными оказываются иногда распределение и переключение, иногда - устойчивость. Свойства внимания поддаются упражнению в незначительных пределах, однако, компенсируются благодаря эмоциональному фактору (заинтересованности) и выработке привычек.


4. психомоторные свойства, благодаря которым человек выбирает или вырабатывает систему операций, приводящих к достижению цели (к этим качествам относят особенности статики, например профессиональный тремор, а также скорость реакций). Поскольку содержание профессионального труда изменяется (на ранних этапах развития техники определяющим был силовой фактор, а в настоящее время более важными становятся временной и пространственный), то предъявляются новые требования к психомоторным свойствам. Показано, что они хорошо поддаются упражнению.


5. мнемические качества. Профессиональная память также может развиваться, для чего используют специальные мнемотехнические приемы, повышение профессиональной мотивации и активизацию запоминаемого материала в деятельности.


6. особенности имажинитивные (свойства воображения) и мыслительные.


7. волевые качества (имеют значение в разной степени для разных профессий), способствующие умению преодолевать внутренние и внешние сложности в процессе труда.

Нравственные качества личности

Нравственность - это система внутренних правил человека, определяющих его поведение и отношение к себе и другим людям. Система внутренних правил человека формируется под влиянием многих факторов: семейных, личного опыта, школьного воспитания, общественных отношений и других. В зависимости от того, на основе каких ценностей сформированы эти внутренние правила нравственность может быть расовой, националистической, религиозно-фанатической, гуманистической. Вряд ли нужно объяснять кто такие расисты, националисты, религиозные фанатики. Если кто-то считает, что у них нет нравственности, он глубоко ошибается. У этих людей есть нравственность и она требует благородного отношения к своим и уничтожения чужих. Кстати это чисто генетические программы, доставшиеся нам в наследство от наших далеких предков. Они помогали выжить первобытным людям, но в настоящее время они ничего кроме вреда не приносят, более того, они калечат людей. Как известно генетические программы корректируются путем воспитания. Однако общество, в котором официально проповедуются расовые, националистические или религиозно-фанатические идеи лишь усиливают эти генетические программы. Могут ли быть творческие личности среди них? Конечно и достаточно много. Но есть одно но. Результаты их творчества имеют ценность для людей только в том случае, если они направлены на развитие жизни, предполагают улучшение условий жизни всех людей. Таких результатов у расистов, националистов и религиозных фанатиков как правило не много, ведь абсолютное большинство их работ посвящено поиску тех или иных доказательств превосходства своей расы, нации или религии и способов уничтожения чужих. А так как такого превосходства нет и быть не может, то и соответствующие результаты. Многие действительно талантливые люди, одурманенные ядом расизма, национализма или религиозного фанатизма так и не смогут достичь выдающихся результатов в творчестве.

Подлинное творчество всегда гуманистично и главная нравственная ценность гуманизма - уважение ко всем людям, независимо от их расы, национальности и религиозных убеждений


Работодателю важны как личные, так и деловые качества сотрудника. Какие способности важнее? Как отнестись к отрицательным чертам? Для каждой профессии важны свои характеристики. О том, как сделать правильный выбор и как оценить будущего работника, расскажем в нашей статье.

Деловые и личные качества

Деловые качества работника – это его способность выполнять определенные трудовые обязанности. Самые важные из них – уровень образования и опыт работы. В выборе работника ориентируйтесь на пользу, которую он может принести вашей компании.

Личные качества характеризуют сотрудника как личность. Они становятся важны, когда у претендентов на одну должность деловые качества на одном уровне. Личные качества характеризуют отношение сотрудника к работе. Ориентируйтесь на самостоятельность: он не должен делать вашу работу, а со своей обязан справляться в полной мере.

Деловые качества Личные качества
Уровень образования Аккуратность
Специальность, квалификация Активность
Опыт работы, должности, которые занимал Амбициозность
Производительность труда Бесконфликтность
Аналитические способности Быстрая реакция
Быстрая адаптация к новым информационным системам Вежливость
Быстрая обучаемость Внимательность
Внимание к деталям Дисциплинированность
Гибкость мышления Инициативность
Готовность к сверхурочной работе Исполнительность
Грамотность Коммуникабельность
Математический склад ума Максимализм
Навыки взаимодействия с клиентами Настойчивость
Навыки делового общения Находчивость
Навыки планирования Обаяние
Навыки подготовки докладов Организованность
Ораторские способности Ответственный подход к работе
Организаторские способности Порядочность
Предприимчивость Преданность
Профессиональная честность Принципиальность
Скрупулезность Пунктуальность
Способность заниматься несколькими проектами одновременно Решительность
Способность быстро принимать решения Самоконтроль
Способность работать с большим количеством информации Самокритичность
Стратегическое мышление Самостоятельность
Стремление к самосовершенствованию Скромность
Творческое мышление Стрессоустойчивость
Умение вести переговоры/деловую переписку Тактичность
Умение договариваться Терпеливость
Умение излагать мысли Требовательность
Умение находить общий язык Трудолюбие
Умение обучать Уверенность в себе
Умение работать в команде Уравновешенность
Умение располагать людей к себе Целеустремленность
Умение убеждать Честность
Хорошие внешние данные Энергичность
Хорошая дикция Энтузиазм
Хорошая физическая форма Этичность

Выбор качеств

Если в резюме вписано больше 5 характеристик, это сигнал о том, что претендент не способен сделать грамотный выбор. Причем стандартные «ответственность» и «пунктуальность» стали банальными, поэтому при возможности расспросите, что означают эти общие понятия. Яркий пример: фраза «высокая работоспособность» может означать «способность работать с большим количеством информации», в то время как вы рассчитывали на «готовность к сверхурочной работе».

Такие общие понятия, как «мотивация к труду», «профессионализм», «самоконтроль», претендент может раскрыть другими выражениями, конкретнее и содержательнее. Обратите внимание на несовместимые качества. Чтобы убедиться в честности претендента, можете попросить проиллюстрировать примерами указанные им характеристики.

Отрицательные качества сотрудника

Иногда их также вписывает в резюме соискатель вакансии. В частности такие как:

  • Гиперактивность.
  • Излишняя эмоциональность.
  • Жадность.
  • Мстительность.
  • Наглость.
  • Неумение врать.
  • Неумение работать в команде.
  • Неусидчивость.
  • Обидчивость.
  • Отсутствие опыта работы/образования.
  • Отсутствие чувства юмора.
  • Вредные привычки.
  • Пристрастие к сплетням.
  • Прямолинейность.
  • Самоуверенность.
  • Скромность.
  • Слабая коммуникабельность.
  • Стремление к созданию конфликта.

Претендент, вписавший в резюме отрицательные качества, может быть честным, а может – опрометчивым. Такой поступок не оправдывает себя, но, если вы хотите знать возможные проблемы с этим претендентом, попросите его перечислить свои отрицательные качества. Будьте готовы дать человеку возможность реабилитироваться и представить отрицательные качества в выгодном свете. Например, неусидчивость свидетельствует о легкой адаптации и быстром переключении с одной задачи на другую, а прямолинейность – о пользе, которую он может принести при заключении сделки.

Будьте готовы дать человеку возможность реабилитироваться и представить отрицательные качества в выгодном свете.

Качества для разных профессий

Определенные профессиональные качества нужны почти во всех видах деятельности. Вы можете облегчить претендентам работу и заодно сузить их круг, внеся информацию о нужных характеристиках в объявлении о приеме на работу. Для работника в области продвижения или развлечения основные качества – коммуникабельность, умение работать в команде, располагать людей к себе. В перечень выигрышных качеств также войдут: обаяние, уверенность в себе, энергичность. В сфере торговли список лучших качеств будет выглядеть так: гибкость мышления, навыки взаимодействия с клиентами, умение договариваться, работать в команде, а также быстрая реакция, вежливость, настойчивость, активность.

Руководителю в любой сфере должны быть свойственны такие профессиональные качества, как организаторские навыки, способность находить общий язык и работать в команде, находчивость, бесконфликтность, обаяние и умение обучать. Не менее важны умение быстро принимать решения, уверенность в себе, внимательность и уравновешенность.

Сильные стороны сотрудника, работающего с большим объемом данных (бухгалтера или системного администратора): внимание к деталям, аккуратность, быстрая обучаемость, внимательность, организованность и, конечно, способность работать с большим количеством информации.

Характеристика секретаря включает разнообразные положительные качества: навыки взаимодействия с клиентами, делового общения, грамотность, умение вести переговоры и деловую переписку, способность заниматься несколькими делами одновременно. Также обратите внимание на хорошие внешние данные, внимательность, тактичность и уравновешенность, исполнительность. В любой профессии пригодятся ответственность, внимательность и стрессоустойчивость. Но претендент, вписывая такие качества в резюме, не всегда относится к ним серьезно.

В любой профессии пригодятся ответственность, внимательность и стрессоустойчивость. Но претендент, вписывая такие качества в резюме, не всегда относится к ним серьезно.

Оценка профессиональных качеств работника

Чтобы не тратить время и деньги на испытание новых сотрудников, иногда компании оценивают их перед приемом на работу. Для этого созданы даже специальные центры оценки персонала. Список способов оценивания для тех, кто предпочитает делать это самостоятельно:

  • Рекомендательные письма.
  • Тесты. Сюда входят обычные тесты на профпригодность и тесты способностей, а также личностные и биографические тесты.
  • Экзамен на знания и умения работника.
  • Ролевая игра или кейсы.

Ролевая игра поможет выяснить на практике, подойдет ли вам претендент. Инсценируйте повседневную для его должности ситуацию и посмотрите, как он справится. Например, оцените его навыки взаимодействия с клиентами. Покупателем пусть будет ваш компетентный сотрудник или вы сами, а претендент покажет, на что он способен. Вы можете установить цель, которой он должен добиться во время игры, или просто наблюдать за стилем работы. Такой метод расскажет о претенденте намного больше, чем графа «Личные качества» в резюме.

Определяясь с критериями оценки, можете основываться на деловых качествах: пунктуальность, потенциальное количество и качество выполняемой работы, опыт и образование, навыки и др. Для большей эффективности сделайте упор на качества, необходмые для должности, на которую претендует оцениваемый кандидат. Чтобы быть уверенным в работнике, рассмотрите его личные качества. Вы можете сами провести оценивание в виде рейтинга кандидатов, расставляя + и – по определенным критериям, распределяя их по уровням или присуждая баллы. Избегайте ошибок, связанных с оцениванием, например предвзятости или стереотипов, а также придания одному критерию слишком большого веса.

Какие качества человека, кроме положительных и отрицательных, выделяют в психологии и где применяется эта классификация? Зачем нужна осведомленность в этом вопросе и какие преимущества она несет? Что включает в себя понятие «личные качества»? Какими они бывают? Ответ ниже, в этой статье.

Что дает знание о качествах человека

Осведомленность и грамотность в психологических вопросах – это своего рода оружие. Умение пользоваться им помогает избегать неприятностей и бороться со своими врагами – и внутренними, и внешними.

Овладение знаниями в области качеств личности позволяет:

  • повысить собственный уровень самосознания;
  • более глубже понять социум;
  • научиться верно устанавливать приоритеты
    и строить с ними отношения.

При поступлении на работу, при знакомстве с человеком противоположного пола, при взаимодействии с людьми на улицах вечернего города всегда стоит первая задача: узнать, кто перед тобой находится, что это за человек, каков он. Как с ним необходимо взаимодействовать. И что в итоге принесет та или иная тактика поведения. Невозможно понять другого не поняв сначала себя. С другой стороны, оценка личных качеств других людей позволяет сравнить себя с ними.

Классификация личных качеств

Личными качествами называют комплекс сложных составляющих как биологических, так и обусловленных социально компонентов личности. Они демонстрируют все особенности внутренних психических свойств:

  • индивидуальные прохождения внутренних внутри человека
  • комплекс состояний и свойств отдельно взятой личности;
  • особенности характера;
  • тип темперамента;
  • особенности поведения;
  • характер общения и ;
  • отношение к самому себе и проч.

Также в личные качества человека входит система ЗУН: знаний, умений, навыков.

Личностные свойства имеют разные классификации:

Прежде чем приступить к разбору тех или иных сторон личности, необходимо помнить, что любые классификации в это вопросе и оценка личных качеств – весьма условны. Объясняется это тем, что все в мире относительно, даже понятие добра и зла. Разделение базируется на общепринятых моральных и нравственных нормах. Условимся, что к каждому определению будем приписывать слово «условно»: условно положительные, условно отрицательные и т. д. К примеру, агрессивность – условно отрицательная характеристика. Она будет иметь неприятные последствия в одной ситуации, но в ситуации необходимости постоять за себя будет единственно верной.

Отрицательные качества человека

Отрицательные качества личности – это свойства, являющиеся нежелательными для самого человека и его окружающих и требующие исправления которые являются нежелательными и . Их – крайне много. Полный список мог бы составить небольшую брошюру. Здесь будет приведено лишь несколько из них:

  • лживость;
  • лицемерие;
  • грубость;
  • леность;
  • склонность к депрессиям;
  • агрессивность;
  • ненависть;
  • нетерпеливость;
  • пассивность;
  • слабоволие;
  • трусость;
  • обидчивость;
  • неряшливость.

Эти и подобные личные качества человека определяют и соответствующее их подведение: неряшливый будет выглядеть неопрятно и воссоздавать вокруг себя соответствующий атмосферу. Безответственный – плохо работать и подводить себя и коллектив.

Положительные качества человека

Положительные качества личности – это категория внутреннего блага человека, которая приносит как ему самому, так и окружающим положительные переживания и чувство удовлетворенности. Полный список положительных качеств будет не менее внушительным. Также упомянем лишь некоторые:

  • доброта;
  • отзывчивость;
  • трудолюбие;
  • терпеливость,
  • ответственность;
  • миролюбие;
  • дружелюбие;
  • верность;
  • бескорыстие;
  • честность;
  • уверенность в себе.

Идеальных людей не бывает: обладатели только положительных качеств существуют только в сказках. Однако тех, в ком положительные качества человека преобладают, очень много. Часто наличие перечисленных свойств – это личные качества лидера. Благодаря им лидеры способны расположить к себе, завоевать доверие и повести за собой.

Для тех, у кого в характере преобладают отрицательные качества человека, есть хорошие новости: недостатки могут сыграть роль «пинка» к стремительному рывку вперед и внутреннему росту. Это доступно каждому.

Волевые качества личности

Волевыми качествами лично
составленных целей. Коснемся основных.

Целеустремленность – нацеленность человека выбранный результат деятельности. Это свойство делится на стратегическую разновидность и тактическую. Первая – это в целом поступки человека с подачи своих нравственных позиций, ценностей и идеалов. Вторая – это движение личности «по шагам», от одной микроцели до другой до достижения результата.

Инициативность – нацеленность человека на проявление какого–либо . Обычно предшествует началу волевого акта. Этим свойством обладают самостоятельные личности. Инициативность связана с самостоятельностью.

Самостоятельность – добровольная и активная установка человека принимать решения, согласно своим принципам и убеждениям.

Воля – не считается врожденным качеством, а рассматривается как качество, становление которого происходит на основе личного выбора человека.

Профессиональные качества личности

На влияют такие качества человека, которые можно назвать: личные качества лидера. Выделяют несколько категорий:

  • вербальная составляющая – отвечает за умение понимать смысл информации, передаваемой словами;
  • числовая – умение быстро решать в уме арифметические примеры;
  • тригонометрическая – умение мысленно видеть а 2-3 измерениях;
  • визуальная – внимательность к деталям, равное детской игре “найди 10 отличий»;
  • корректорская – умение быстро корректировать слова, числа;
  • координационная – умение оперативно координировать мелкую и крупную моторику рук, ног, а также падать хорошей моторной координации;
  • зрительная – умение согласовывать направление взгляда с движением ног, рук;
  • сравнивающая – восприимчивость к цвету и его оттенкам, умения их видеть и отличать;
  • обучаемость – умение схватывать смысл, способность к рассуждению, умение делать верные выводы (общий интеллект).

Специальные профессиональные качества

Каждое из этих свойств рассматривается в соответствии с профессиональной значимостью. К примеру, человеку, не способному различать цвета (дальтонизм), противопоказано вождение. Ведущим экономистом не возьмут человека, с низким показателем числовой способности.

Также необходимо перечислить такие качества личности, без которых овладение профессиями в принципе будет невозможно:

  1. Свойства индивидуально –типологического характера (выносливость, физическая сила, лабильность нервной системы) – проще говоря, стрессоустойчивость.
  2. Аналитические свойства, позволяющие со временем приобретать уникальные способности. Пример: «технический слух» – умение без приборов, только в опоре на опыт понять причину неисправности механизма.
  3. Внимательность – впрямую зависит от заинтересованности и желания человека иметь актуальную информацию о действительности, адекватно ее оценивать.
  4. Психомоторика – особые свойства и восприятие человека, которыми он руководствуется при выборе направления действий для осуществления поставленных целей. К ней же относят скорость анализа и умение быстро анализировать ситуацию и принимать решения. Как показывает практика, это умение хорошо тренируется..
  5. Мнемические качества. Связаны с памятью. Профессиональная память тоже свободно тренируется.
  6. Особенности имажинитивные – способность к воображению и сложным мыслительным процессам
  7. Волевые качества – не для каждой профессии они обязательны, но они всегда необходимые для преодоления сложностей в процессе работы.

Нравственные качества личности

Нравственность – это свод добровольно принятых для себя правил человека, которые имеет определяющее значение в поведении человека и его отношения к себе и окружающим.

Ее формирует влияние многих составляющих:

  • семейные ценности;
  • индивидуальный опыт;
  • влияние школы;
  • социума.

В рамках определения существует дифференциация на такие подвиды, как:

  • расовая;
  • религиозная;
  • гуманистическая.

Роль нравственных позиций важна для любых общественных групп. Существует мнение, что у расистов, фанатиков и прочих отсутствуют моральные устои и нравственные качества. Это суждение ошибочно и ненаучно. Также согласно исследованиям, такие общественные группы имеют генетические корни и не всегда могут контролироваться человеком.

Каждому человеку присущ определенный набор конкретизированных именно под данного индивидуума. Если эти черты дополнить такими понятиями, как индивидуальные навыки, знания и определенные умения, то в конечном счете мы получим обширную категорию, называемую Часть особенностей была заложена индивидууму с рождения, а другая - приобретена на протяжении жизни. Разобрав эти понятия, можно определить, какие качества характеризуют личность.

Что собой представляет набор, характеризующий индивидуальность?

Не лишне будет сформировать список качеств, характеризующих личность. Принято разграничивать индивидуальные особенности на два взаимозависимых компонента - это внутренний мир человека и его внешнее позиционирование.

К внешней демонстрации как правило, относятся:

  1. Врожденная или приобретенная артистичность или, иначе говоря, умение выступать на публике.
  2. Привлекательная внешность и умение красиво сочетать предметы одежды.
  3. Ораторские навыки и отчетливость произношения в речи.
  4. Грамотное и утонченное владение невербальным способом общения.

Влияет ли человека на индивидуальные характеристики?

Какие качества характеризуют личность, а именно ее внутреннее содержание, представлено в следующей классификации:

  1. Разносторонний анализ ситуации и неконфликтное восприятие поступающей информации.
  2. Присущая филантропия.
  3. Непредвзятость мышления.
  4. Преобладающее позитивное восприятие.
  5. Мудрость в рассуждениях.

Структурный аспект индивидуальности

Для более полного понимания того, какие качества характеризуют личность, стоит выделить структуру индивидуальности. Условно можно представить четыре уровня:

  • I. Уровень темперамента, включающий особенности генетической предрасположенности, в частности индивидуальной нервной системы человека.
  • II. Уровень индивидуальных психических процессов, раскрывающий черты, обуславливающиеся особенностью восприятия и воображения, памяти и воли, ощущений и внимания, мышления.
  • III. Уровень, затрагивающий опытную часть личности, а именно качества в области знаний, умений, навыков и привычек.
  • IV. Уровень социальной направленности включает особенности, отображающие отношения индивидуума к внешнему миру. Они направляют и регулируют психологический фундамент поведения человека - это интересы и взгляды, убеждения и социальные установки, моральные устои.

Связующим звеном между всеми четырьмя уровнями выступают такие индивидуальные качества, характеризующие человека, как потребности и характер, способности и эгоцентризм, которые в совокупности с вышеуказанными уровнями образуют личностную оболочку индивидуума.

Какие индивидуальные особенности сопряжены с успехом?

По мнению Н. Лейфрида, значительной предпосылкой успешности выступает ответственность. Эта особенность рассматривается с позиции самодисциплины, то есть готовности индивидуума к самостоятельности, обучению и действенности на пути к достижению успеха.

Как правило, данный вопрос рассматривается с точки зрения успешности знаменитых людей, а именно определяется, какие качества характеризуют успешную личность. Если подытожить сведения в работах на эту тематику, можно говорить о таких особенностях как креативность, оптимизм, неугасаемая вера в успех и постоянная мотивация.

Базируясь на статистических данных психологии, стоит отметить, что исключительно высокая мотивация достижения значительных результатов играет главенствующую роль в успешности знаменитых людей.

Можно ли классифицировать индивидуальные черты, приводящие к успеху?

Какие качества характеризуют личность, способную достичь успеха, можно узнать из классификации:

  1. Внутренний стержень самоутверждения. Самый ранний проблеск зарождения
    успешных характеристик, выражающихся в неподатливости мнению окружающих.
  2. Умение разбираться в людях. Способность оперативно анализировать субъектов и адекватно выстраивать стратегии поведения с ними.
  3. Стрессоустойчивость. Психологическая стабильность - залог физического здоровья.
  4. Адекватная гибкость. Способность найти подход к разным людям и вовремя пойти на компромисс или отступить.
  5. Дар убеждения. Умение грамотно оперировать имеющимися данными.
  6. Творческая инициативность. Важнейший аспект успешности.

Методология, характеризующая индивидуума

Существует методика, объясняющая, как характеризовать человека. По ней необходим анализ поведения индивидуума и обобщение полученных данных.

Она включает в себя следующие стадии анализа:

  • I. Определение собственного мнения человека относительно себя самого. Проявляющиеся при этом черты характера по отношению к себе, а именно скромность, или уверенность, или неуверенность, умение рассчитывать собственные силы, самокритичность, или решительность и смелость, или самообладание и настойчивость, или безволие и вялость.
  • II. Определение отношения анализируемого субъекта к окружающим его людям. Если присутствуют, такие качества, как честность и справедливость, общительность и вежливость, тактичность или грубость, презрение и т. д., то нужно выяснить, в какой степени.
  • III. Определение занимаемого положения индивидуума в социуме и мнения других сотрудников о нем.
  • IV. Определение в частности особенностей памяти, мышления и внимания.
  • V. Определение интересующих субъекта областей, а именно трудовая, или учебная, или спортивная, или творческая сфера.
  • VI. Определение эмоциональной восприимчивости к той или иной ситуации. Это может быть быстрое реагирование в ходе решения проблем или, наоборот, отсутствие какой-либо реакции.
  • VII. Определение степени ответственности. К примеру, серьезно относится к выполнению работы и делает ее хорошо, проявляя при этом инициативу или нет.

Таким образом, необходимо анализировать субъект, исходя из требуемых целей характеристики.

Как распознать индивидуальность человека?

Понимание того, какие признаки человека характеризуют его как личность, может помочь в разных областях, особенно в профессиональной среде.

Понятие "личность" трактуется как человек, обладающий сугубо индивидуальными качествами, зависящими от социального окружения. Это могут быть и эмоциональные особенности, и волевые, и интеллектуальные.

Перечень признаков, соотносимых с индивидуумом

Существует группировка определенных признаков, позволяющих распознать личность, а именно:

  • субъект, осознающий всю совокупность присущих ему социальных черт;
  • личность, участвующая в социально-культурной жизни социума;
  • человек, имеющий индивидуальные особенности, проявляющиеся в социальных взаимосвязях посредством общения и трудовой деятельности;
  • индивидуум четко осознает свою особенность и значимость в социальном мире.

Понятие личности подразумевает, что субъект имеет четко выраженное собственное мнение по отношению к происходящему вокруг него, то есть присутствует мировоззрение. Индивидуум всегда задается философскими вопросами о жизни, о ее собственной значимости в этом мире. Иначе говоря, присутствуют идеи, взгляды и формирующие данного человека.