Острова престижа: отдаст ли Путин Курилы японской стороне. Что будет, если отдать Курилы Японии

Острова престижа: отдаст ли Путин Курилы японской стороне. Что будет, если отдать Курилы Японии
Острова престижа: отдаст ли Путин Курилы японской стороне. Что будет, если отдать Курилы Японии

В середине декабря состоится визит президента РФ Владимира Путина в Японию. Уже заранее понятно, что главным содержанием встречи, по крайней мере точно для японской стороны, станет вопрос Курильских островов. По итогам Второй мировой войны Южные Курилы, занятые советскими войсками в сентябре 1945 года, были включены в состав СССР. Но вскоре Япония потребовала вернуть ей четыре острова – Кунашир, Итуруп, Шикотан и Хабомаи – обратно. На многочисленных переговорах СССР и Япония вроде бы сначала договорились о том, что Японии отходят лишь два более мелких острова. Но договорённость заблокировали США, пригрозив японцам, что если мирный договор с СССР будет подписан, то они не вернут остров Окинава, где находилась их военная база.

Русские и японцы начали практически в одно время осваивать эти земли, заселённые айнами – древнейшим и коренным населением Курил. Япония впервые услышала о «северных территориях» только в XVII веке, примерно тогда же о них рассказали в России русские землепроходцы. Российские источники впервые упоминают Курильские острова в 1646 году, а японские – в 1635-м. При Екатерине II на них были даже установлены знаки с надписью «Земля российского владения».

Позже был подписан ряд межгосударственных договоров (1855, 1875 гг.), регулирующих права на эту территорию – в частности, Симодский трактат. В 1905 году, после русско-японской войны, острова окончательно отошли в состав Японии вместе с Южным Сахалином. В настоящее время и для россиян, и для японцев вопрос Курил является делом принципа.

После распада СССР российское общественное мнение особенно обострённо относится к любой потенциальной потере хоть какого-либо участка территории. Недавняя передача Китаю участка земли не вызвала особого негодования, поскольку Китай устойчиво воспринимается как главный союзник нашей страны, да и эти земли по руслу Амура мало что значили для основной массы россиян. Совсем другое дело – Курилы с их военной базой, закрывающие вход с Тихого океана в Охотское море. Они воспринимаются как восточный аванпост России. По данным проведённого «Левада-центром» в мае опроса общественного мнения, 78% россиян выступают против передачи Японии островов Курильской гряды, а 71% россиян – и против передачи Японии лишь Хабомаи с Шикотаном. На принципиальный вопрос «Что важнее: заключить мирный договор с Японией, получив японские кредиты и технологии, или сохранить два безлюдных небольших острова?» 56% также выбрали второе, а 21% – первое. Так какой же будет судьба дальневосточных островов?

Версия 1

Россия отдаст Японии всю Курильскую гряду

Премьер-министр Японии Синдзо Абэ провёл уже 14 (!) встреч с Владимиром Путиным. Только в этом году премьер-министр Японии дважды был в России, в Сочи и во Владивостоке, и предложил там план урегулирования территориального вопроса. В случае передачи островов Япония обещает развитие экономического сотрудничества по 30 проектам общей стоимостью в 16 млрд долларов – в сфере энергетики, медицины, сельского хозяйства, в градостроительстве, росте малого и среднего бизнеса. А ещё строительство газопровода в Японию от Сахалина, развитие промышленности Дальнего Востока, культурные контакты и прочее. Плюс гарантирует, что в случае передачи ей Курильских островов там не будет размещён военный контингент из США.

По словам японского премьер-министра, Россия положительно отнеслась к этому плану. Японские кредиты, технологии и т.п. могут стать подходящими переговорными условиями. Тем более что, согласно опросу «Левада-центра», лишь немногим больше половины россиян – 55% – считают, что уровень доверия к Путину снизится, если он решит вернуть Курилы Японии. 9% считают, что его рейтинг повысится, а 23% – что останется на нынешнем уровне.

Версия 2

Россия передаст Японии Хабомаи и Шикотан

В начале ноября в Токио переговоры с руководителями парламента Японии провела председатель Совета Федерации РФ Валентина Матвиенко. Их целью явно было желание заранее обозначить российскую позицию. Матвиенко однозначно заявила: «Курильские острова отошли к нам по итогам Второй мировой войны, что зафиксировано в международных документах. И потому суверенитет России над ними не подлежит сомнению. Есть вещи, на которые Россия никогда не пойдёт. Ограничение российского суверенитета над Курильскими островами, а тем более передача их в юрисдикцию Японии – одна из них. Это позиция всего нашего народа, здесь у нас общенациональный консенсус».

С другой стороны, почему бы не предположить, что Матвиенко могла сыграть роль «плохого полицейского» в классической схеме? Дабы японские переговорщики потом были сговорчивее с первым лицом, который вполне может стать «хорошим полицейским» и договориться о выгодных условиях. Ещё в ходе своего первого президентского визита в Японию Путин фактически признал действенность Декларации 1956 года, а в 2001 году было опубликовано российско-японское заявление о признании её юридической силы.

Да и японцы вроде бы готовы к этому. Согласно опросу, проведённому газетой «Майнити симбун», 57% жителей страны не требуют непременного возврата всей Курильской гряды, а удовлетворятся более гибким решением «территориального вопроса».

Версия 3

Все острова Курильской гряды останутся российскими

На прошлой неделе Минобороны объявило о размещении на Южных Курилах береговых ракетных комплексов «Бал» и «Бастион» – к вящему разочарованию японских властей, ничего такого явно не ожидавших. Едва ли наши военные потащили бы в такую даль новейшие оборонные системы, зная о том, что острова готовят к передаче японцам.

К тому же острова имеют большое стратегическое значение. Пока они принадлежат России, ни одна иностранная подлодка не может войти в Охотское море незамеченной. Если же хотя бы один остров отойдёт Японии, то Россия потеряет контроль над проливами и любой военный корабль сможет без разрешения Москвы попасть в центр Охотского моря.

Но главная гарантия того, что Москва никогда не пойдёт на размен Курил, вовсе не ракетные комплексы. Дело в том, что у Токио имеются территориальные претензии по итогам Второй мировой войны не только к Москве, но и к Сеулу, и, что особенно важно, к Пекину. Потому, даже если предположить немыслимое, что российские власти вознамерятся выполнить задумку Никиты Хрущёва и отдать японцам пару островов ради налаживания отношений, нужно понимать, что негативная реакция китайцев и корейцев на этот шаг последует незамедлительно. Китай в ответ за подобную геополитическую подножку может предъявить России свои территориальные претензии, а основания для этого у чжунго найдутся. И в Москве это хорошо понимают. Так что нынешние политические «хороводы» вокруг Курил к серьёзным последствиям не приведут – скорее всего стороны просто дают друг другу выпустить пар.

Почему все разговоры о возможной передаче Курил пока не имеют смысла.

Японцы, кажется, уже всё решили. Сами. Они уже вручили себе Курильские острова и от визита российского президента в Японию ждут лишь формального объявления об этом. По крайней мере, психологическая картинка в сегодняшней Японии царит именно такая, утверждают многие наблюдатели. После чего задаются вопросом: но готов ли Владимир Путан сделать подобное объявление? И каково будет разочарование японцев, когда российский президент ничего о передаче островов не скажет?
Или скажет? Может быть, японцы знают что-то такое, чего не знаем мы, россияне?

Что могут требовать японцы?

Основной лейтмотив в японской прессе и японских дискуссиях по поводу Курил – слова о готовности обменять инвестиции на острова. Это у них называется "нулевым вариантом": дескать, острова так и так наши, но надобно подсластить русским горечь утраты территорий. Дела в экономике у них плохи, поэтому многомиллиардные японские инвестиции придутся русским кстати. А вишенкой на этом тортике станет подписание мирного договора, который, мол, прекратит состояние войны между Японией и Россией.
А, собственно, какие у японцев есть правовые основания оспаривать принадлежность островов? Что у них есть, кроме постоянного упрямого напора?
"Японцы выступили с претензией на острова сразу после заключения Сан-Францисского договора между союзниками и Японией, но о каких-либо правовых основаниях говорить не приходится, - отметил в разговоре с Царьградом учёный секретарь Института всеобщей истории (ИВИ) РАН Герман Гиголаев. - Но поскольку СССР не подписал тогда, в 1951 году, этот мирный договор с Японией, то на этом основании они и выдвинули претензии. Ну а уши, наверное, как всегда, торчат из госдепартамента США – там попросили японцев выдвинуть претензии, они и выдвинули".
Вот и все основания: отдайте, потому что нам хочется, да и хозяин велел…

Звучали, правда, голоса, что Токио может рассмотреть возможность подписания мирного договора без передачи четырёх (точнее, трёх с россыпью) островов из Курильской гряды. Звучали голоса и о том, что японское правительство готово удовлетвориться двумя из них. Версию об этом распубликовала авторитетная японская газета "Kyodo" со ссылкой на источник в кабинете министров.
Однако затем эти версии опровергались, и картина оставалась прежней: Япония должна получить всё! Кстати, и в варианте компромисса с двумя островами стратегия нацелена на все четыре. Дело чисто в тактике. В той же статье в "Kyodo" прямо так и указывается: передача двух островов будет только "первой фазой" урегулирования территориального вопроса. Аналогичным образом отпадает и вариант совместного российско-японского управления южной частью Курил: правительство решительно опровергло соответствующее сообщение газеты "Nikkei" ещё в октябре.
Таким образом, позиция Токио остаётся неизменной, и какие-либо компромиссные варианты оказываются бесполезными и бессмысленными: победитель, что называется, забирает всё.
А победителем, понятное дело, при любом обмене островов на какие-либо финансовые "плюшки" будут – и будут объявлены – японцы. Ибо деньги – не более, чем деньги, а территория – всегда не менее, чем территория. Вспомним, какое место в русском национальном сознании занимает Аляска с историей её продажи. И вот ведь ясно, понятно, что в середине XIX века это была убыточная, неудобная, практически не заселённая русскими земля, которую так или иначе отобрали бы англичане или американцы просто по факту постепенного её заселения. А уж какие там границы могли бы их остановить, если бы золото там обнаружилась раньше, когда Аляска ещё пребывала под русской юрисдикцией!
Так что вроде бы и правильно, и неизбежно - хоть деньги получили, а не просто так землю потеряли - должна была быть продана Аляска. Но хоть кто-нибудь благодарит за это сегодня царя Александра II?

Курильские острова. У острова Кунашир. Лов рыбы. Фото: Вячеслав Киселев/ТАСС

Что могут дать японцы?

Единственное, что в сознании народном может оправдать передачу территории страны другому государству - это, пожалуй, только лишь обмен на другие территории. Как, например, проделали такое с китайцами, выправив статус отдельных островов на Амуре. Да, сколько-то земель отдали, но и получили, причём даже чуть больше. Но какие земли могут нам дать на обмен японцы? Разве что остров Окинаву с американскими военными базами? Вряд ли – едва ли среди японских политиков найдётся хоть один способный устроить такую "движуху"…
Итак, земли у Японии для нас нет. А есть ли деньги?
А это смотря какие. Вот недавно за 19,5% акций "Роснефти" было получено 10 млрд долларов. Всего же в корпорации посулили "общий эффект, с учётом капитализированных синергий между ПАО "НК "Роснефть" и ПАО АНК "Башнефть", в размере более 1,1 трлн рублей (17,5 млрд долларов), денежные поступления в бюджет в четвертом квартале 2016 года составят 1 040 млрд рублей (16,3 млрд долларов)".
Игорь Сечин назвал эту сделку крупнейшей за всю историю страны. А ведь это – всего лишь акции всего лишь одной госкорпорации, каковых в России далеко не одна. Да к тому, как отметил целый ряд наблюдателей, проданных с лютым дисконтом относительно подлинной стоимости компании.
Внимание, вопрос: а сколько денег готова была бы выложить Япония за наши острова? Даже если речь идёт о десятикратно более высокой сумме - с международными резервам в объёме 1,248 триллионов долларов она может относительно безболезненно её найти - то стоит ли овчинка выделки? Какой экономический эффект получит Япония от южной Курильской гряды? Понятно, что какой-то эффект непременно будет - хотя бы от эксплуатации морских ресурсов на прилегающей акватории. Но проблема в том, что деньги дают - если дают - совсем иные люди, далёкие от рыбной промышленности.

До первого окрика хозяина…

Впрочем, не в деньгах дело – даже если бы их в самом деле нам давали. Что на них можно приобрести? Самое ценное в нынешнем мире для России – технологии и станки. Дадут ли их нам японцы? Можно быть уверенным – нет. Серьёзные технологии являются предметом для нас закрытым по соображениям секретности. Аналогичная проблема – со станками: да, нам они нужны после тотального разрушения промышленности в 90-е годы, куда важнее – технологии их производства. В своё время СССР уже совершил ошибку, когда после войны вывез на свою территорию в качестве реквизиции немецкие станки. Вернее, это была вынужденная мера – хороших станков в СССР фактически не было и до войны, а тем более – после. Но вот только тем самым промышленность оказалась завязана на уже морально устаревшие модели, зато вынужденно "раздетая" в этом отношении Германия вынужденно же, но предельно эффективно модернизировала свой станочный парк.
Но даже если предположить, что японцы как-то обойдут чужие ограничения в этом вопросе - а это американские прежде всего ограничения, продиктованные, между прочим, интересами и национальной безопасностью - как долго они смогут изображать "благородство"? До первого же самостоятельного движения России, которое бы не понравилось Вашингтону. Например, окончательного взятия Алеппо. Коалиция западных стран уже пригрозила нам за это новыми санкциями и сохранила прежние. Смогут ли японцы не послушаться своих главных союзников? Да никогда!
Таким образом, всё получается просто: даже если Россия отдаст острова в обмен на деньги или технологии – очень скоро у неё не окажется ни того, ни другого. И островов, само собою.

Что теряет Россия?

С точки зрения чисто материальной один только рениевый вулкан Кудрявый на острове Итуруп, который ежегодно выбрасывает этого ценного для оборонных нужд металла на 70 миллионов долларов, делает утрату островов весьма бесхозяйственным поступком. По Аляске хоть оправдание было – не знали тогдашние российские власти ни о золоте, ни о нефти в этой далёкой земле. По Курилам этого оправдания нет.
Что будет, если отдать острова?

"Ничего хорошего не будет, - отвечает историк Гиголаев. - Сразу увеличится зона международных вод в Охотском море, на которые не распространяется наша национальная юрисдикция. Плюс блокируются несколько проливов для выхода через них наших военных кораблей из Охотского моря в открытый океан".
Разумеется, добыча рыбы и морепродуктов в окружающей акватории даёт немаленькие доходы. Есть при этом и право ограничивать эту добычу в Охотском море для тех же японцев, корейцев, китайцев, потому что обладание четырьмя островами делает это море внутренним для России.
Но и это всё же приятные, но мелочи на фоне того, чем может обернуться потеря островов в геостратегическом смысле. На что и указал Герман Гиголаев.
Всё дело в том, что со времён Второй мировой войны Япония не является суверенной державой в полном смысле слова. Она – под военным и политическом контролем США. И если завтра японцы получат хотя бы один из оспариваемых островов, послезавтра на нём может появиться американская военная база. Например, с комплексом ПРО, который, как уже не раз писал Царьград со слов информированных военных специалистов, может быстро и безболезненно переоборудоваться в комплекс ударный – всего лишь навесом крылатых ракет "Томагавк". И никто американцев остановить не сможет, а уж Токио не сможет в особенности.
Кстати, они особо и не рвутся запрещать. Более того: уже официально опровергли на уровне и премьера, и правительства, и МИДа любое наличие даже попыток сделать исключение из договора о безопасности с США в отношении Южных Курильских островов, если Россия согласится их отдать. Как заявил глава МИД Фумио Кисида, действие договора о безопасности с США "распространяется и будет распространяться на все территории и акватории, которые находятся в административном управлении Японии".
Соответственно, при желании блокируется выход в Тихий океан для русского военного флота, ибо тут не замерзающие зимой проливы, которые сегодня контролируются русскими военными, а станут – американскими. А значит, как только наступит угрожаемый период – а кто гарантирует, что этого не будет никогда? – тут же Тихоокеанский флот можно списывать с баланса. Ведь с тем же успехом на американской базе где-нибудь на Итурупе может базироваться и солидная военно-морская группировка во главе с авианосцем.

Согласимся: красивый вариант придумали японцы (или, что вероятнее, их хозяева американцы). Ничтожные для площади России клочки земли сразу лишают Россию и необходимого в военных производствах (в двигателестроении, например) рения, и ценных ресурсами морских акваторий, и выхода в океан в угрожаемый период.
И это – при полном отсутствии разумной аргументации на свои права на эти острова! И если в этих условиях Москва решится на передачу островов, то случится нечто более страшное, нежели потеря рыбы, рения и даже выхода в океан.
Потому что всем станет ясно: из России можно вытаскивать куски даже без всяких разумных обоснований. То есть из России можно вытаскивать куски! Из России! Можно! Она сама разрешила…

Японский премьер Синдзо Абэ второй раз в этом году проведет переговоры с президентом России Владимиром Путиным, на которых снова поднимет вопрос об урегулировании территориального спора вокруг Южных Курил. На этот раз Абэ приедет с конкретными проектами экономической помощи для российского Дальнего Востока. Готовы ли в Москве ответить на это территориальными уступками? Каким может быть компромисс?

Новое мышление со старыми притязаниями

В Москве должны ощущать свою значимость. Выторговывают сегодня у России многое: за «правильную позицию» по Башару Асаду в Сирии — инвестиции и влияние на Ближнем Востоке от Саудовской Аравии; за умиротворение Донбасса и возвращение Крыма Украине — снятие экономических санкций от Запада; за, наконец, передачу Курильских островов — экономическую и гуманитарную помощь от Японии. И хотя Россия, по словам президента Путина, интересами и территориями не торгует, с Японией компромисс все же возможен. Не в последнюю очередь благодаря премьер-министру Синдзо Абэ.

Наперекор окрикам из Вашингтона он поставил национальные интересы выше «клубных» — будучи членом «Большой восьмерки», Япония поддержала не только международные санкции против России, но также и исключение страны из клуба развитых демократий. Но в «Большой семерке» Токио единственный старался развивать отношения с Москвой, пока Берлин и Париж выступали посредниками в урегулировании украинского кризиса, а Вашингтон отвлекся на ближневосточное направление, в частности Сирию.

В мае Абэ привез российскому коллеге «план из восьми пунктов». Подробностей не раскрывали даже утечки в СМИ, но в общих словах речь шла о сотрудничестве в энергетике, промышленности, сельском хозяйстве, высоких технологиях, здравоохранении, в области гуманитарного обмена, городской среды, а также кооперации малого и среднего бизнеса. Но и в таком виде была понятна раскладка: Россия открывает японский рынок для своего традиционного экспорта — сырья, в то время как Япония предоставляет технологии, знания и инвестиции для российского Дальнего Востока. В Москве отозвались на предложение и представили партнерам 49 проектов.

Прошло несколько месяцев, и Абэ снова пожелал встретиться с Путиным — на этот раз на втором Восточном экономическом форуме, который проходит во Владивостоке. Японские СМИ, в частности The Japan Times, Mainichi Shinbum и телеканал NHK, разъяснили, что Абэ приедет с новым образом мышления, который получил название «новый подход». В чем же он заключается?

В 1990-х годах Токио ставил экономические связи с Россией в зависимость от решения территориального спора по поводу Южных Курил. По известной формуле — утром стулья, вечером деньги. Затем были попытки обменять не сразу все стулья, а по одному, но мебель — все равно вперед. Теперь же японские власти решились рискнуть: мы вам деньги, чтобы укрепить доверие, а вечером мы хотим получить стулья.

По всей видимости, Абэ вознамерился сделать то, чего не удавалось ни одному из его предшественников. Если Путин, которого он пригласил посетить свою малую родину в префектуре Ямагути, разделит его стремление, то Абэ войдет в историю как премьер, который провозгласит на российский манер: «Курилы наши!» Вашингтону он уже перечит своими слишком частыми визитами в Россию, так что воли ему не занимать. Но перед очередными переговорами японский премьер еще раз показал, как далеко он готов зайти: в правительстве Японии им была учреждена специальная должность уполномоченного по развитию отношений с Россией, которую занял министр экономики Хиросигэ Сэко. Теперь Россия должна принять пас и ответить назначением куратора совместных проектов со своей стороны - им может стать первый вице-премьер Игорь Шувалов или министр экономики Алексей Улюкаев.

Однако «новое мышление» не до конца изжило старые установки. Стоило влиятельному изданию Mainichi Shinbum сообщить, что жителям Южных Курил позволят проживать на островах, после установления над ними суверенитета Японии, как генеральный секретарь японского кабинета министров Суга тут же опроверг рассматриваемую уступку. Но, очевидно, какой бы ни была точка в споре, ведущемся более 70 лет, не один Абэ столкнется с несогласной элитой и общественностью.

Компромисс или «отморожу уши»?

Заигрывания Японии с Россией объясняются прагматичными целями: Токио, помимо островов, нужно вклиниться в союз Москвы и Пекина, чтобы пресловутый разворот на Восток России не обернулся разворотом исключительно к Китаю. Это часть региональной, азиатско-тихоокеанской политики, которая направлена на ослабление китайского влияния, нахождение баланса и паритета. Поэтому экономические стимулы для России, которой нужны рынки, технологии и инвестиции — лишь средство для достижения собственных целей: от урегулирования территориальных разногласий до уравновешивания Китая и ограничения китайской экспансии.

Приемлемым для Москвы был бы запылившийся компромисс: согласно советско-японской декларации о прекращении войны 1956 года, СССР был готов в обмен на мирный договор передать Японии остров Шикотан и гряду Хабомаи. Под нажимом США Токио отказался заключать мир, претендуя на Кунашир и Итуруп. В несостоявшейся сделке уже была заложена формула, которая и сегодня устраивает российское руководство.

Выбирая между «отдать все острова» или «половину», Кремль расположен к «половинчатому» решению. Идеальный вариант предполагает, что «ни одна из сторон не будет чувствовать себя внакладе, ни одна из сторон не будет чувствовать себя ни побежденной, ни проигравшей», объяснил свое видение агентству Bloomberg российский президент.

Однако даже если хозяин Кремля и его японский коллега добьются доверительных отношений, то, как объяснить россиянам необходимость передачи островов другому государству?

Никакой логики новейшая история не подсказывает. Последние два года показали, что за присоединение Крыма россияне готовы терпеть кардинальное ухудшение уровня жизни и откат всех экономических показателей на десять лет назад. Так почему они же должны отдавать острова за небольшую экономическую помощь — медицинский центр во Владивостоке, новейшую японскую технику, СПГ-терминалы и новые производства? Это не укладывается в российский характер, который отчасти можно объяснить присказкой: «назло бабушке отморожу уши».

Согласно опросу ВЦИОМ, проведенному в 2016 году, 53% россиян убеждены — Южные Курилы всегда будут принадлежать России. Так что оправдаться у власти за компромисс получится, только сославшись на «мудрое» решение СССР, где страна, по представлениям многих, навсегда оставила все самое лучшее.

Но и здесь нужно обозначить нюанс: мирный договор с Россией плюс два острова не устраивают японские власти, они хотят «отжать» все. Однако, что получит Москва в результате возможного компромисса, кроме экономической помощи?

Япония, по большому счету, как была из мира «Большой семерки», так и останется интегрированной экономически и политически в западный мир. Сделать Токио своим союзником ни в глобальном, ни в региональном плане у России не выйдет. Более того, тлеющий не одно десятилетие территориальный спор для Москвы не представляет никакой существенной проблемы. Можно смело предположить, что если статус-кво сохранится еще на семьдесят лет, то Россия ничего не потеряет.

Вся риторика по этому вопросу напоминает дипломатические реверансы, которые нужны лишь для одного — балансирования геополитических интересов в Азиатско-тихоокеанском регионе, где Япония противодействует возникновению китайской гегемонии, а Россия вырывается из лап тигра, который видит в ней сырьевой придаток и младшего партнера. Не прочь Москва и на нервах у Вашингтона поиграть, раскалывая единство ведущих экономик мира.

Но если Москве спешить некуда, то — есть ли у Абэ достаточно времени, чтобы осуществить свой план? Он возглавляет правительство Японии с 2012 года. Так долго, как он, у власти в стране восходящего солнца редко кто удерживался. Возможно, на четвертом сроке Путин с ним уже не встретится на Восточном экономическом форуме, но до конца 2016 года российский президент намерен посетить Токио с официальным визитом и, надо полагать, не с пустыми руками.

В субботу, 19 ноября, президент России Владимир Путин встретится с премьер-министром Японии Синдзо Абэ в столице Перу, Лиме. В середине декабря также состоится визит Путина непосредственно в Японию. На данный момент между Россией и Японией продолжаются консультации по заключению мирного договора, помехой для которого остается проблема так называемых Северных территорий, как называет Курильские острова японская сторона. Токио, как известно, считает Курилы оккупированной территорией. В сентябрьском интервью американскому агентству Bloomberg Путин заявил, что идет поиск решения, которое устроит всех. Этот вопрос мог стать предметом обсуждения и на встрече новоизбранного президента США Дональда Трампа с Абэ, которая прошла 18 ноября в Нью-Йорке. Однако российский публицист Леонид Радзиховский сомневается, что США и тем более Трампу может быть интересна судьба Курил. Также он не верит, что Путин согласится пожертвовать своей репутацией крутого парня, отдав спорные острова Японии.

На встрече Трампа и Абэ мог обсуждаться любой вопрос. Но я, честно говоря, не думаю, что у американцев, а тем более у Трампа, который, как мне кажется, не настолько в контексте российско-японских отношений, есть какое-то определенное мнение по поводу Курильских островов. Это настолько бесконечно далекий от Америки вопрос, что вряд ли Трамп имеет какую-то позицию. Заключат ли Россия и Япония мирный договор? Мне трудно понять, как это влияет на США.

Контекст

Бесплатный гектар на японском острове

Sankei 21.10.2016

Россия готова вернуть два острова?

Sankei 12.10.2016

Курильский хрустальный шар

Tygodnik Powszechny 02.10.2016

Как Москва и Токио поделят Курилы?

Deutsche Welle 02.08.2016
В свое время, в 1993 году, Борис Ельцин ездил в Японию. Перед отъездом он хитро улыбнулся и сказал: «У меня есть 50 способов решения проблемы Курильских островов». Сделал свою фирменную хитрую улыбку и уехал. А потом вернулся и сказал: «У нас есть один способ — острова наши. Все, пусть японцы делают, что хотят!» Заметьте, это было в тот момент, когда Россия была в долгу, как в шелку, деньги ей были позарез нужны, а экономическое положение России казалось безнадежным.

Я не верю, что Путин отдаст острова Японии. Это настолько противоречит образу собирателя земель русских, крутого мачо и человека, который «всех переиграл», что переиграть 150 млн российских граждан в этом вопросе Путин не сможет. Да, Путин легко может отдать довольно большие куски территории китайцам. Потому что эта территория не заметна, не символична. И потому что это Китай, про который в России уже установилось общее мнение, что этот наш старший брат, лучший друг и защитник против американцев. Да и вообще, Китай — это Китай.

Курильские острова имеют символичное значение. Не знаю, нужны они России или абсолютно не нужны, а если нужны, то для чего. И никто в России об этом не знает. Но это символичные острова. И я не верю, что Путин их сможет кому бы то ни было отдать. Это — острова престижа. Точно так же, как Крым — полуостров престижа. Хотя для Украины Крым, наверное, имеет несколько большее значение: курорт, куда все ездили, все-таки.

Думаю, когда Путин говорил об устраивающем всех варианте, он мог иметь в виду, в крайнем случае, вариант совместного управления Курильскими островами, что достаточно выгодно для России и не роняет престиж Путина. Но, насколько я понимаю, в мире нет такого примера, чтобы территория принадлежала двум странам. Управлять — можно. Приглашать — кого хотите. Но земля принадлежит посредством законов, гражданства и налогов — одной стране. Могут быть даже совместные пограничники и двойное гражданство, но законы чьи соблюдать? Если кто-то украл козу, его судить будут по японскому закону или российскому? Поэтому совместное управление — красивые слова, которые непонятно что означают.

Думаю, на совместное управление Путин согласен. Но отдать даже один или два острова Японии — утрата символического капитала. А Путину, кроме символического, никакой другой капитал не нужен. Вряд ли здесь есть развязка, которая удовлетворит тщеславие и амбиции обеих сторон.

Южные Курилы - запретная тема. Путин решил отдать японцам Курилы...И все проглотят, как обычно.

Запретили нашей Инициативной группе "Против притязаний Японии на Южные Курилы" проводить пикеты и митинги, дали отказ на наши 10 заявок и разъяснили, чтобы мы зря времени не тратили, и с помещением для проведения пресс-конференции есть проблемы. Казалось бы, примчался в РФ японский министр иностранных дел насчет Южных Курил, позавчера и вчера общался с Путиным и Лавровым, и уже просочилась информация о передаче японцам острова Шикотан и кучи островов Малой Курильской гряды (Хабомаи) - и опять ни звука в СМИ. Смотрел на телеканале Россия-1 ток-шоу Владимира Соловьева с участием записных патриотов, но об островах ни слова, а ведь их сдача - оглушительное геополитическое событие. Просмотрел сегодняшние газеты "Российская газета" и "Московский комсомолец" - там ни строчки об этих важных субботне-воскресных переговорах с японцами по "территориальному вопросу"

Да нет никакого "территориального вопроса", навязываемого японской стороной! Южные Курилы - неотторжимая часть территории России в силу нашей победы в войне с Японией. Зачем вилять, оправдываться, каяться! Надо раз и навсегда заявить, что суверенитет России над Южными Курилами незыблем. Территория - как тело, и дашь отрезать пальчик - почувствуют вкус крови и накинутся потрошить со всех сторон, это ж азбука, политическое поведение неизменно со времен Авеля и Каина.

Знающие люди говорят, что сдача Южных Курил - это персональная инициатива Путина, его как бы спецоперация, новый ХПП. И он для отмазки ссылается на злополучную хрущевскую Декларацию-1956, то есть переводит стрелку на комуняк. И нам-де, идиотам, не понять высших государственных интересов.

Да куда уж! А какие государственные интересы, а не шкурно-компрадорские сделки, стояли за бессчетными предательствами со времен Горбачева? Какой государственнический смысл стоит за проведённой тоже втихаря сдачей норвежцам в 2012 году богатейших акваторий Баренцова моря (см. заметку Путин и Медведев подарили Норвегии шельф в Баренцовом море)? А сдача Путиным китайцам стратегических островов на Амуре напротив Хабаровска? А сдача наших плацдармов в Лурдесе, Камрани, космосе (станция Мир), Грузии? О ХПП в Новороссии и Минских соглашениях вообще умолчу...


Так что мы, самостоятельно-мыслящие граждане РФ, вправе спросить и требовать, и с нашими доводами лучше считаться, непогрешимых нет и быть не может.


Запуганные федеральные политики и новоизбранные депутаты ГосДумы РФ спрятались в кусты. Но на Сахалине поднимается волна недоумения и даже возмущения. Вот на сайте Сахалин.инфо опубликован материал Кирилла Ясько Дальневосточные ученые и сахалинские депутаты призвали Владимира Путина не отдавать Японии "ни пяди земли" (10:54 5 декабря 2016, обновлено 15:34 5 декабря 2016):

"Представители научной общественности и сахалинские депутаты уверены, что все разговоры о экономическом и инвестиционном сотрудничестве между Россией и Японией — не более чем попытка получить заветные "спорные территории", никакого мирного договора для развития отношения двух стран уже не нужно ("это явный анахронизм"), а все уверения в его необходимости — не более чем пропагандистская уловка политиков Страны Восходящего солнца. Такая позиция, а также эмоциональный призыв не отдавать Японии ни пяди русской земли содержится в открытом письме президенту Российской Федерации, подписанном практически тремя десятками ученых и несколькими сахалинскими депутатами. В обширном списке подписантов оказались, в частности, представители облдумы Александр Болотников, Светлана Иванова, Евгений Лотин, Александр Кислицин, Юрий Выголов, Виктор Тодоров, Галина Подойникова, доктор исторических наук, действительный член РАН Владимир Мясников, представитель Морского государственного университета имени Невельского Борис Ткаченко, доктор биологических наук, профессор Валерий Ефанов, председатель Сахалинского областного отделения Русского географического общества Сергей Пономарёв.

— Накануне вашего предстоящего визита в Японию обращаемся к вам с настоящим открытым письмом. Развитие ситуации вокруг территориальных претензий Японии на российские южные Курилы, которые официальный Токио предъявляет нашей стране на протяжении последних шестидесяти лет, — со времени заключения Советско-японской совместной декларации 1956 года — побудило нас еще раз обозначить принципиальные положения, показывающие необоснованность и пагубность каких-либо уступок в вопросе российского суверенитета над Курильскими островами, включая их южную группу (Кунашир, Итуруп, и Малая Курильская гряда, в которую входит остров Шикотан), в какие бы "завуалированные" схемы это не облекалось, — говорится в письме. — Мы исходим из твердой и неоднократно заявленной позиции российского руководства о законности вхождения Курильского архипелага в состав России по итогам Второй мировой войны, в частности, вашего последнего заявления о неоспоримости российского суверенитета над всеми Курилами.

Озабоченность авторов письма при этом вызывают настойчивые попытки японского руководства наладить на спорных островах совместную хозяйственную деятельность, что является ничем иным, как попыткой "не мытьем, так катаньем" добиться удовлетворения своих территориальных претензий к нашей стране". Не нужен двум странам и мирный договор. Ведь, напоминают президенту ученые, он не заключен у нас и с Германией — тем не менее взаимовыгодное сотрудничество двух стран крепнет день ото дня.

— Состояние войны между нашими странами прекращено еще в 1956 году все необходимые для развития нормальных добрососедских, включая экономические, отношений соглашения заключены. Очевидно, что для Японии мирный договор является сейчас не целью, а средством реализации своих корыстных и ничем ни исторически, ни юридически не обоснованных территориальных притязаний к нашей стране, о чем, повторим, неоднократно заявляло руководство РФ, — продолжают в письме. — Любой опрометчивый шаг на предстоящих переговорах в Токио имел бы для России необратимые роковые последствия. Зато в политическом плане любые уступки японским территориальным домогательствам или обещания таковых обязательно приведут к активизации в Японии реваншистских сил, выступающих, как известно, с притязаниями не только на группу южных островов, но и на весь Курильский архипелаг, а также на южную половину Сахалина.

Кроме того, уверяют президента ученые, по Конституции территория России целостна и неотчуждаема, что также не позволяет поступиться ни единым "островом, ни единой пядью родной земли". Все "иеновые дожди", грандиозные инвестпроекты и подводные энергокольца при этом — не более чем сладкие грезы полуночи, призванные замылить взгляд и умягчить сердца.

— Уважаемый Владимир Владимирович, мы надеемся, что в ходе ваших переговоров с японской стороной вы будете исходить из незыблемости российского суверенитета над Курильскими островами и из того факта, что экономическое сотрудничество с Японией, — как и с любым другим иностранным государством в этом регионе, — возможно на основе взаимной выгоды без каких-либо увязок его с политическими требованиями и ссылок на события давно минувшего прошлого, — напутствуют авторы президента. — Какой-либо договор с Японией, как и вообще развитие российско-японского добрососедства, должен стать результатом признания обеими странами стабильных и четких границ, сложившихся в итоге Второй мировой войны. Иного пути решения территориального спора двух сторон нет и быть не должно.

Визит президента России Владимира Путина в Токио запланирован на 14-15 декабря. В перечне тем официальной поездки, обнародованных российским МИД, значатся вопросы двухстороннего сотрудничества, а также реализация совместных проектов в энергетике, развитии малого и среднего бизнеса, индустриализации Дальнего Востока, расширении экспортной базы, впервые обозначенные в "Плане сотрудничества", разработанном в Стране Восходящего солнца в мае этого года. Визит Владимира Путина в Японию можно считать своеобразным итогом "новой политики" японского премьера Синдзо Абэ, направленной на развитие отношений двух стран.

Как позже добавили авторы письма, к подписантам инициативы уже успели присоединиться экс-губернатор Сахалинской области, доктор экономических наук, член-корреспондент РАН Валентин Федоров, доктор технических наук Владимир Пищальник, а также ряд других лиц. Общее число оставивших автографы под призывом к президенту таким образом превысило 40 человек.

анонимный 17:32 сегодня
Наши деды грудью здесь легли, а японцам просто так отдают

Пицури 17:28 сегодня
не отдадим сами жить будем,все это наше родное.особено для тех кто родился на сахалине.

итп 16:58 сегодня
А остальные "слуги народа"? Где их принципиальная позиция?

vivisektorrr 16:51 сегодня
А ведь вокруг каждой отданной "кочки"обведут 12 мильную черту территориальных вод и 200 мильную экономических. Вокруг каждой.
(Добавлено через 2 минуты)
И это будет уже все японское.