Малярные методы декорирования. Актуальные техники декорирования предметов интерьера из дерева

Малярные методы декорирования. Актуальные техники декорирования предметов интерьера из дерева
Малярные методы декорирования. Актуальные техники декорирования предметов интерьера из дерева

Создавать предметы из стекла, изменять форму стеклянных изделий позволяют различные способы декорирования. С их помощью можно выполнять гравировку, создавать уникальные узоры, снабжать изделие дополнительными элементами для повышения его художественной ценности.

Современные методы декорирования предлагаемые на этом сайте улучшают также физические характеристики предметов из стекла, делают их более прочными и устойчивыми.

Видоизменять и декорировать стекло можно в его холодном или горячем состоянии. Соответственно, современные виды декорирования разделяют на две основные группы – холодные и горячие способы.

Холодные способы декорирования

К декорированию стеклянных изделий холодным способом можно отнести следующие виды:

  1. Матовое декорирование всей поверхности изделия или его отдельных участков. Производится травлением или матированием стекла с помощью нанесения специальной пасты, которая придает стеклу характерную шероховатость и делает его непрозрачным. Использование трафаретов позволяет создавать на стекле матовые рисунки и узоры.
  2. Пескоструйный или абразивно-струйный способ. Рисунки и узоры на стекле создаются с помощью трафаретов и обработки поверхности пескоструйным аппаратом. Такой способ позволяет декорировать большие поверхности, создавать матировку различной глубины и плотности в одном рисунке.
  3. Способ алмазного гранения. Позволяет создавать сложные рисунки и узоры с множеством ответвлений, углов и деталей с помощью алмазных абразивных инструментов.
  4. Гравирование. Верхний слой определенных участков стекла удаляется металлическим резцом, а затем наносятся глубокие прорези и сечения. Такое декорирование требует особой тщательности и осторожности при соблюдении линий и мелких деталей узора.
  5. Способ лазерной гравировки. Декорирование стекла производится лучами лазерного оборудования. Позволяет создавать объемные 3D модели.
  6. Метод диффузии или цветного травления. Химическая обработка поверхности изделия, при которой ионами серебра и меди изменяется состав и структура стекла.
  7. Технология витража Тиффани. Один из наиболее сложных способов декорирования. Известная с давних времен ручная технология создания витражей с картинами, рисунками и орнаментами из стеклянных элементов различных цветов и формы с помощью специальной ленты. Такими витражами украшены древние храмы, замки, дворцы.
  8. Техника печати на стекле. Рисунки на стекле создаются специальными красками, которые затем запекаются излучением ультрафиолетовой лампы и закрепляются лаковым покрытием. Такой способ повышает прочность изделия.

Способы горячей обработки

Декорирование горячим способом – обработка стекла под высоким давлением и температурой. Можно выделить несколько основных способов такого процесса:

  1. Создание и нанесение на изделие нити из стекла, для чего требуется минимум два мастера. Один из них должен вращать нагретое изделие, а другой в это время наносить на его поверхность нить из расплавленного стекла.
  2. Способ фьюзинга, при котором на поверхность стекла наклеивают витражные элементы различных цветов и формы, а затем изделие запекают в печи.
  3. Декор из цветного стекла. Изделие покрывается разноцветной стеклянной крошкой, после чего обрабатывается в печи. Расплавленная крошка создает неповторимые узоры и рисунки.
  4. Метод рифления стекла, при котором термообработке поддаются две соединенные между собой рифленая и гладкая заготовки. В результате изделие с одной стороны имеет рифленую, а с другой стороны гладкую поверхность.
  5. Метод венецианской нити. Вначале на поверхность заготовки параллельно друг другу наносятся цветные стеклянные нити. Затем заготовка выдувается так, чтобы эти нити «вросли» в поверхность стекла.

Важно! Декорирование изделий из стекла горячим способом требует специального оборудования для термообработки, а также специальной подготовки, опыта и навыков подобной работы.

Урок технологии в 8 классе

«Декорирование в стиле «Декупаж».

Суплыка С.В. –

учитель технологии

МКОУ «Кисловская СШ»

Цели урока:

    Способствовать формированию

    уверенность в свои силы;

    Предметные

    Метапредметные

    Личностные

Методы и формы обучения:

Основные понятия и термины: Декупаж, салфетка, кракле.

Образовательные ресурсы:

    artmosaikaclub.jimdo.com/

Оборудование:

ХОД УРОКА.

I этап. Организационный момент .

Проверка готовности обучающихся к уроку, сообщение темы урока.

Слайд 1.Здравствуйте, садитесь. Тема нашего урока «Декорирование в стиле «декупаж». Сегодня на уроке мы повторим что такое «декупаж», затем познакомимся с историей возникновения техники «декупаж», стилями и видами декупажа, а затем выполним творческую практическую работу.

II этап. Повторение изученного на предыдущем уроке.

Итак, так что же такое декупаж?

Слайд 2. Декупаж - это вид прикладного творчества, представляющий собой технику декорирования разнообразных поверхностей с помощью нанесения напечатанных полиграфическим способом картинок с последующей лакировкой полученного изображения для защиты от внешних воздействий.

Что означает слово «декупаж»?

Слайд3. Слово декупаж происходит от французского decouper - вырезать.

Где применяется декупаж?

Слайд 4 Декупажем можно оформить практически все, что подскажет нам наша фантазия. Главное, что все вещи получатся красивые и полезные в хозяйстве!

III этап. Изучение нового материала.

На дом вам было дано задание: познакомиться с историей техники «декупаж». Слово предоставляется Ревенко Анастасии.

Слайд 5,6. История техники «декупаж».

Техника «декупаж» украшения была изобретена китайскими крестьянами в XII веке, именно они сделали тонкую красочную бумагу и стали украшать с ее помощью различные предметы. В Европу этот интересный метод декорирования пришел в XVII-XVIII веках вместе с красивой лаковой китайской мебелью, когда там появилась мода на «Восток». Продавцы не могли удовлетворить огромный спрос, и началось производство подделок. И техника «Декупаж» распространилась по всей Европе. Развившееся течение ничем не уступало китайской технике. Декупаж использовали в своих работах даже знаменитые художники, такие как Матисс и Пикассо.

Изделия, выполненные в технике «Декупаж», покрытые лаком, выглядят, как роспись. Сейчас, став популярным хобби, декупаж получил вторую жизнь. Для аппликаций используют мотивы, вырезанные из трёхслойных бумажных салфеток, т.к. салфеточные рисунки лучше всего имитируют роспись. Декорируемые поверхности могут быть самыми разнообразными: стеклянными, керамическими, металлическими, деревянными, картонными или пластиковыми.

Сейчас мы познакомимся с видами декупажа. Сообщение подготовила Морозова Даша.

Слайд 7 .Существует пять основных видов декупажа:

прямой, обратный, объемный, дымчатый (художественный) , декопатч.

Слайд 8.При прямом декупаже картинка наклеивается на внешнюю сторону предмета. При этом поверхность может быть предварительно окрашена или покрыта кракелюрным лаком.

Слайд 9-10. Обратный декупаж применяется для декора прозрачных стеклянных предметов. Технология та же, но в обратном порядке. Картинка наклеивается с обратной стороны изделия лицевой стороной к стеклу, а оптом уже делается кракелюр, фон и финишное покрытие.

Слайд 11. Объемный декупаж- это когда некоторые элементы изображения приподнимаются, становятся объёмнее с помощью массы для моделирования и других материалов, или путем многослойного наклеивания друг на дуга одной и той же детали картинки.

Слайд 12. Дымчатый декупаж полностью эмитирует художественную роспись. За счет красок и различных художественных приемов стирается граница между картинкой и поверхностью вокруг рисунка и получается прозрачная дымка.

Слайд 13. Декопатч– оклеивание декорируемой поверхности кусочками бумаги, чтобы получилось сплошное покрытие. Это сочетание декупажа и печворка. При этом для декорирования используются не просто отдельные мотивы, а множество фрагментов бумаги. Они полностью заполняют поверхность предмета, создавая эффект лоскутного одеяла.

С основными стилями в декупаже вас познакомит Аврусевич Елизавета

Слайд 14. Основные стили в декупаже.

прованс, шебби-шик, симпл-сити, викторианство.

Слайд 15. Прованс. Этот стиль получил своё название по провинции на юге Франции. Дизайнеры определяют его как благородную и неброскую старину, гармонично сочетающуюся с французским изяществом. Для него характерно использование выбеленных поверхностей и пастельных оттенков. Для большинства предметов характерны неровности и потёртости. В стиле прованс как никогда актуально применение техники состаривания. Типичными сюжетами для декорирования являются лавандовые поля, подсолнухи, виноград и виноделие, а также маленькие домики.

Слайд 16.Шебби-шик. В переводе с английского шеби означает «потрёпанный, потёртый или поношенный». Это направление возникло в последней четверти прошлого века. Для него характерны: нежные тона и слегка размытые рисунки, использование орнаментов в крупный и мелкий цветочек, сюжеты с розами, ангелами, дворцами и птицами. Вещи в стиле шеби-шик помогают создать уютную обстановку.

Слайд 17. Симпл-сити. Стиль «простого города» подчёркнуто демократичен и буквально пропитан свежими тенденциями. При декорировании предметов в этом стиле зачастую применяются обычные вырезки из журналов и газет и техника декопатч с характерными рваными краями.

Слайд 18 Викторианский стиль возник в Великобритании в период правления королевы Виктории. В викторианском стиле гармонично переплетаются классика и роскошь. У него следующие особенности: применение богатых и насыщенных оттенков золотого, красного и зелёного; активное использование клетчатых и полосатых орнаментов. Преимущество отдаётся сюжетам с розами, животными, дубовыми листьями, натюрмортам, а также сценам с охотой. Мебель и шкатулки из темного дерева дополнялись позолоченным рельефом.

IV. Закрепление изученного материала.

Слайд 19 «Проверь себя!».

А сейчас вы выполните проверочную работу: 4 ученика будут выполнять тест на ноутбуках, остальные ребята будут работать по карточкам на местах.

Карточки

Вставьте пропущенные слова

1. Декупаж – вид украшения, декорирования, оформления с помощью вырезанных узоров.

2. В Европу этот интересный метод пришел в 17-18 веках вместе с красивой лаковой китайской мебелью.

3. Для аппликации используют узоры , вырезанные из трехслойных бумажных салфеток.

4. Декорируемые поверхности могут быть самые разнообразные: картонные, стеклянные, деревянные и т.д.

5. Для декорирования изделий в технике «Декупаж» необходимы клей, акриловая краска, ножницы, кисточки, салфетки

V. Творческая практическая деятельность.

Прежде чем приступить к практической работе, необходимо вспомни ть какие инструменты и материалы нам необходимы. Слайд 20. (Кисточки, клей, лак, салфетки).

Давайте вспомним этапы выполнения работы:

1 этап мы уже выполнили – это подготовка поверхности (Слайд 21,22,23)

и вырезание узора (Слайд 24).

2 этап-это приклеивание узоров (Слайд 25)

3 этап –это фиксация: покрываем лаком (Слайд 26)

Повторим правила техники безопасности при работе с колюще-режущими инструментами, клеем, феном:

1.При пользовании ножницами будьте максимально внимательны и дисциплинированы.

2. Передавая ножницы, держать их за сомкнутые лезвия.

3. Ножницы класть справа сомкнутыми лезвиями направленными от себя.

4. При резании узкое лезвие ножниц должно быть внизу.

5. Быть осторожными с засохшим клеем (он может быть острым, как стекло)

При работе с феном

1. Вытереть насухо руки, включить электробытовой прибор в сеть. 2. Не оставлять включенный прибор без присмотра. 3. Не допускать к работе с электробытовыми приборами посторонних лиц.

А сейчас вы приступаете к работе.

Слайд 27. Мастером нельзя родиться, мастерству надо учиться!

В процессе работы учитель совершает целевые обходы, осуществляется контроль за организацией рабочего места, соблюдением правил техники безопасности, последовательностью выполнения работы.

Проверка организации рабочего места. Демонстрация поэтапных приемов работы, называя все операции. Выполнение работы под руководством учителя.

VI. Итог урока. Рефлексия. Выставка работ учащихся.

Обобщение полученных на уроке сведений, оценивание результатов работы. В процессе просмотра работ учащихся организует обсуждение работ, выбор лучшей работы, обоснование выбора.

Домашнее задание: закончить работу.

Инструктивная карта

Порядок выполнения работы:

    Обезжирить поверхность;

    Вырезать фрагменты рисунков из салфеток;

    Осторожно отделить верхний слой рисунка;

    На выбранное место основы приложить вырезанную картинку;

    Кистью нанести клей на лицевую сторону приложенной картинки, двигаясь от центра к краям.

Самоконтроль:

- приклеивать осторожно, не натягивая салфетку и расправляя кистью образующиеся складки. После этого поставив кисть перпендикулярно поверхности, «утрамбовывать» картинку до тех пор, пока она не будет приклеена полностью.

После высыхания клея покрыть поверхность акриловым лаком;

Завершающее покрытие лаком. Последовательно нанести на декорированную поверхность 2-3 слоя акрилового лака.

Тема урока: Декорирование в стиле «декупаж»

Цели урока:

    Учить моделировать проблему и находить деятельностные пути для ее решения.

    Познакомить обучающихся с историей возникновения техники «Декупаж»;

    Познакомить учащихся с современным видом рукоделия, научить декорировать предметы в технике декупаж.

    Способствовать формированию основных приёмов изготовления изделий в технике «Декупаж»;

    Воспитывать интерес к различным видам искусства, аккуратность, терпеливость, толерантность, культуру общения, уверенность в свои силы;

    Развивать творческие способности, художественный вкус, трудовые навыки.

Планируемые образовательные результаты:

    Предметные (объем усвоения и уровень владения компетенциями): познакомятся с новой техникой декорирования поверхностей, научатся декорировать изделие в технике декупажа.

    Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): овладеют способностью понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственное представление; научатся оценивать свои достижения на уроке, вступать в речевое общение.

    Личностные имеют мотивацию к учебной деятельности; навыки сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, отзывчивы к красоте.

Методы и формы обучения:

Практический объяснительно-иллюстративный; индивидуальная, фронтальная.

Основные понятия и термины: Декупаж, салфетка, кракле.

Образовательные ресурсы:

    ru.wikipedia.org/wiki/Декупаж

    artmosaikaclub.jimdo.com/

    prodecoupage.com/forum/41-681-1

Наглядно демонстрационный материал: Мультимедийная презентация, образцы изделий, материалов и инструментов.

Оборудование: Набор трехслойных салфеток, краски, кисти, фен, ножницы, клей ПВА, кракелюр.

Личностные:

Личностные:

Познавательные:

Регулятивные:

Коммуникативные:

Личностные:

Познавательные:

Регулятивные:

Коммуникативные:

Самоанализ урока технологии в 8 классе.

Тема урока: Декорирование в стиле «декупаж»

Планируемые образовательные результаты:

    Предметные : познакомятся с новой техникой декорирования поверхностей, научатся декорировать изделие в технике декупажа.

    Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): овладеют способностью понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственное представление; научатся оценивать свои достижения на уроке, вступать в речевое общение.

    Личностные имеют мотивацию к учебной деятельности; навыки сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, отзывчивы к красоте.

На организационном этапе формировались следующие универсальные учебные действия (УУД):

Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют мотивацию учебной и творческой деятельности.

При изучении нового материала:

Личностные: имеют мотивацию учебной и творческой деятельности, понимают значимость изучаемого материала

Познавательные: могут составить произвольное речевое высказывание в устной форме о способе отделки изделий декупажем, сравнивают разные виды декупажа, выявляя в них общее и различное, дают качественную характеристику объекта

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу

Коммуникативные: Умение вести учебное сотрудничество на уроке с учителем, одноклассниками в группе и коллективе с целью организации деятельности и облегчения усвоения нового материала, владение речью, умение выражать мнение.

При выполнении практической работы:

Личностные: понимают значимость правильной организации рабочего места, соблюдают правила безопасной работы на уроке

Познавательные: организовывают рабочее пространство

Регулятивные: следуют предложенному плану работы

Коммуникативные: задают вопросы для уточнения последовательности и правильности выполнения работы и техники выполнения изделия.












Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Появление технологических карт урока (ТКУ) стало закономерным результатом изменений, происходящих в управлении образовательным процессом в настоящее время. Для учителя ТКУ – полезный, удобный, эффективный инструмент урока в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения. Преимуществом ТКУ является зримое, наглядное, четкое описание не только планируемых результатов урока или занятия (предметных, метапредметных, личностных), но и совокупности условий и ресурсов, обеспечивающих их достижение. Следует отметить, что структура и содержание ТКУ позволяет учителю вносить собственные изменения и дополнения с учетом конкретных условий образовательной практики в которых осуществляется обучение. Такие дополнения могут быть например в форме заданий, обеспечивающих повышение интереса к изучаемой теме, развитие отдельных УУД, вариативность видов контроля, самокнтроля, самооценки

В отличие от традиционного конспекта урока, акцентирующего внимание в основном на деятельности учителя, ТКУ ориентирована на взаимодействие учителя и учащегося на каждом этапе урока. Поэтому технологическая карта урока включает подробное описание содержания деятельности как учителя, так и школьника.

В отличие от других методических пособий, технологическая карта дает учителю возможность на каждом шаге обучения уверенно сказать, достиг он результата или нет.

Цель деятельности педагога: Познакомить с новым видом ДПТ, учить работать с материалами для декупажа, выполнять собственную творческую работу, воспитывать аккуратность в работе и интерес к предмету.

Тип урока: Постановка и решение учебной задачи.

Планируемые образовательные результаты:

  • Предметные (объем усвоения и уровень владения компетенциями): познакомятся с новой техникой декорирования поверхностей, научатся выполнять поделку в технике декупажа.
  • Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): овладеют способностью понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственное представление; научатся оценивать свои достижения на уроке, вступать в речевое общение.
  • Личностные имеют мотивацию к учебнойдеятельности; навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в рзных ситуациях, отзывчивы к красоте.

Методы и формы обучения: Практический объяснительно-иллюстративный; индивидуальная, фронтальная.

Основные понятия и термины: Декупаж, салфетка, кракле.

Образовательные ресурсы:

  • ru.wikipedia.org/wiki/Декупаж
  • artmosaikaclub.jimdo.com/
  • prodecoupage.com/forum/41-681-1

Наглядно демонстрационный материал: Мультимедийная презентация, образцы изделий, материалов и инструментов.

Оборудование: Салфетки, краски, кисти, фен, прозрачная тарелка, ножницы, клей, спирт, вата

Организационная структура урока

Этапы урока Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения Деятельность учителя Деятельность учащихся Формы организации совзаимодействия на уроке УУД Промежуточный контроль

1. Организационный момент

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка к усвоению материала

Проверяет готовность обучающихся к уроку, сообщает тему урока

Слушают учителя, рассматривают образцы изделий

Фронтальная

Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют мотивацию учебной и творческой деятельности

2. Изучение нового материала

Беседа «История декупажа». Просмотр мультимедийной презентации и готовых образцов

Демонстрация материалов и приспособлений для выполнения декупажа

Словестно-иллюстрированный рассказ

Слово декупаж происходит от французского

decouper - вырезать. Истоки декупажа восходят к Средневековью. Как вид искусства он первый раз упоминается в конце XV века в Германии, где вырезанные картинки стали использоваться для украшения мебели. Пик увлечения этой техникой наступил в XVII веке в Венеции, когда в моду вошла мебель, украшенная инкрустациями в китайском или японском стиле. Венецианские мастера искусно вырезали изображения, наклеивали их на поверхность мебели и покрывали для защиты несколькими слоями лака.

Путём такой аппликации мебельщики имитировали дорогие восточные инкрустации, что было значительно дешевле, однако, пользовалось не меньшим спросом. Впоследствии это искусство в Италии стало именоваться Artepovera («искусство бедных»). Ныне такая мебель крайне редка и стоит очень дорого, и этому стилю подражают многие современные мебельные дизайнеры.

Ребята, скажите, что же такое декупаж?

Существует два вида декупажа – прямой и обратный. Сегодня мы выполнимобратныйдекупаж и для этого нам понадобится:

  1. Стеклянная тарелка
  2. Набор для декупажа
  3. Кисть щетина № 8-10
  4. Спирт и вата
  5. Салфетка

Слушают учителя, рассматривают образцы изделий, смотрят презентацию

Отвечают на вопрос

Слушают учителя

Фронтальная

Личностные: имеют мотивацию учебной и творческой деятельности, понимают значимость изучаемого материала

Познавательные: могут составить произвольное речевое высказывание в устной форме о способе отделки изделий декупажем, сравнивают разные виды декупажа, выявляя в них общее и различное, дают качественную характеристику объекта

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу

Коммуникативные:

Умение вести учебное сотрудничество на уроке с учителем, одноклассниками в группе и коллективе с целью организации деятельности и облегчения усвоения нового материала,

владение речью, умение выражать мнение.

Устные ответы

3. Творческая практическая деятельность

Организация рабочего места. Показ приемов работы. Самостоятельная работа

Проверяет организацию рабочего места.

демонстрирует поэтапные приемы работы, называя все операции. Предлагает учащимся выполнять работу вместе с учителем.

Этапы работы:

  1. Обезжиривание поверхности (тарелка, спирт, вата)
  2. Приклеивание салфетки на поверхность тарелки (клей декупажный, кисть, тарелка)
  3. Просушивание поверхности
  4. Нанесение лака кракле (лак, кисть, тарелка)
  5. Просушивание поверхности
  6. Нанесение акриловой краски на салфетку – белой, на тарелку – коричневой (краска, кисть, тарелка)
  7. Просушивание поверхности
  8. Нанесение двух слоев золотой акриловой краски на всю поверхность тарелки (краска, кисть, тарелка)
  9. Просушивание поверхности
  10. Нанесение двух слоев лака для защиты поверхности

Наблюдает, советует, руководит деятельностью, отвечает на вопросы учащихся, помогает учащимся, испытывающим затруднения. Контролирует соблюдение правил безопасной работы

Смотрят, выполняют задание под руководством учителя

Фронтальная, индивидуальная

Личностные: понимают значимость правильной организации рабочего места, соблюдают правила безопасной работы на уроке

Познавательные: организовывают рабочее пространство

Регулятивные: следуют предложенному плану работы

Коммуникативные: задают вопросы для уточнения последовательности и правильности выполнения работы и техники выполнения изделия

Устные ответы

Выполнение работы

4. Итог урока

Рефлексия

Выставка работ учащихся.

Обобщение полученных на уроке сведений, оценивание результатов работы

Домашнее задание

В процессе просмотра работ учащихся организует обсуждение работ, выбор лучшей работы, обосновывает выбор

Проводит беседу по вопросам.

  1. Что такое декупаж?
  2. Что можно украсить с помощью этого вида творчества?
  3. Какой вид декупажа вы выполнили на уроке?
  4. Какие инструменты и приспособления необходимы для выполнения данной работы?
  5. Вам понравился урок, какие чувства вы испытываете?

Записывает с учащимися в дневник домашнее задание: принести деревянную фото рамку для выполнения прямого декупажа (показывает какой должна быть рамка), посмотреть в сети анализ прототипов

Рассматривают работы, оценивают

Отвечают на вопросы

Определяют свое эмоциональное состояние на уроке

Записывают задание

Фронтальная

Индивидуальная

Личностные: отзывчивы к красоте в искусстве

Регулятивные: оцениваю работу, сравнивая с образцом, воспринимаю информацию учителя или товарища, содержащую оценочный характер

Коммуникативные: излагают свое мнение, аргументируют свою точку зрения

Оценивание учащихся за работу на уроке

Декорирование мебели представляет собой набор художественных приемов, с помощью которых можно усилить её выразительные свойства. История декорирования имеет древнее происхождение, о чем говорят сохранившиеся элементы старинной мебели. Мебели массового производства, в настоящее время присущи в основном простые формы декорирования. Однако стоит отметить, что умелыми руками специалистов и благодаря наличию современной цифровой техники, и сегодня создаются неповторимые образцы - эксклюзивные виды декоративной отделки мебели.

Методы декорирования мебели

Декорирование применимо как на деревянной мебели, так и на других материалах из которых производится мебель: фанера, древесная плита, металл, камень, бетон и композиционный материал.

Художественная роспись деревянных изделий является органической частью культуры большинства народов. В России роспись по дереву была «сильна» и отличалась народными сюжетами. В Европе расписная мебель осуществлялась с участием известных художников XIX века. На Востоке и Африке, в южной и северной Америке до сегодняшних дней сохранились уникальные образцы народного искусства.

Художественная резьба по дереву является древнейшим видом искусства большинства народов. Сегодня в отечественной мебели технология резьбы по дереву используется крайне ограничено. Хотя в последние несколько лет, внимание к данному промыслу начинает расти. Художественная резьба достаточно сложное ремесло, она относится к сфере искусства и имеет свои традиции и законы.

К видам резьбы по дереву относится классическая резьба, которая выполняется мастерами при помощи специальных инструментов, таких как резцы, резаки и другие. Также, в последние годы для резьбы используются скоростные фрезерные станки с ЧПУ и лазерные станки с ЧПУ.

Горячее тиснение древесины ручное декорирование мебели является достаточно трудоемким процессом. Поэтому в настоящее время используется метод имитирующий резьбу. Это механизированная технология горячего тиснения древесины (прессование или термическое формование). Так как натуральная древесина состоит из природных полимеров, то под действием температуры и влаги она становится намного пластичнее. Горячее тиснение древесины используется для изготовления декоративных объемных изображений на плоских и на фасонных деревянных поверхностях деталей мебели.

Помимо копирования рисунков, горячее тиснение позволяет имитировать породы древесины. На недорогую хвойную или лиственную древесину тиснением наносится более выразительная текстура ясеня или дуба. Тиснением на мебели можно имитировать и плетеные материалы: ротанг, соломку, камыш.

Балюстрады инкрустация - мозаичная отделка давно нашла широкое применение при художественном оформлении дерева. Инкрустированию можно подвергнуть разнообразные вещи: потолочные панели, двери, мебель и т.п. На поверхность таких изделий вставляются элементы из кости, металла, дерева, самоцветных камней, керамики, янтаря.

Накладной декор - это разновидность ажурной резьбы по дереву. Данный метод декора известен с XVII-ого века. Отдельные элементы - уголки, раскладки, розетки и другие, оформляются на фасаде мебели по закону симметрии, при этом получаются красивые орнаменты и цельные композиции. Накладной декор применяется не только в корпусной мебели, но и на стульях и креслах. Накладные элементы выполняются из фанеры, древесноволокнистых плит, древесины, полистирола, пенополиуретана, поливинилхлорида и металла. Они прибиваются гвоздями и шпильками или наклеиваются. Изготавливаются накладные элементы на мебельных заводах с помощью резьбы, точения, прессования, штамповки, литья и т.п.

Декорирование мебели - пирография и пиротипия

Пирография - это метод выжигания - древнейший вид декоративно-прикладного искусства. Выжигание осуществляется с помощью ручного специального инструмента в виде своеобразного горячего карандаша. В настоящее время для выжигания используются маломощные лазеры, с системой ЧПУ.

Пиротипия - это вариант пирографии, но в этом случае выжигание выполняется с помощью заранее подготовленного штампа. Суть пиротипии состоит в изменении цвета под действием температуры. Степень изменения цвета поверхности древесины зависит от температуры нагрева штампа, приложенной силы и времени прижима.

Декорирование мебели - декупаж (апликация)

Декупаж в переводе с французского означает «вырезать». При этом методе декорирования на поверхность мебели наклеивается апликация. Такой стиль берет начало с конца XV века (Германия), где картинки использовались для украшения мебели. Сейчас данный метод декора широко используется в различных странах мира.

Шелкография - это способ нанесения на поверхность мебели печатных изображений для создания художественных эффектов, при этом методе краска продавливается ракелем в элементы трафарета из тонкой сетки. Вместо шелковой сетки сейчас используются формоустойчивые изделия, выполненные из полимерных волокон, стальной проволоки с количеством нитей 54 -180 на сантиметр длины и ширины сетки. Сетка равномерно натягивается на деревянную или металлическую раму, с которым мастер оперирует вручную или с помощью специальных машин.

Декорирование мебели прямой цифровой печатью осуществляется чернилами управляемыми промышленными цифровыми принтерами. Цифровые принтеры имеют различный принцип действия, однако в промышленных машинах используют струйные печатающие головки. Они движутся над поверхностью мебельного элемента и набрызгивают микроскопические капельки чернил в строго определенные точки. Промышленные принтеры бывают двух видов: планшетные и рулонные, в них используются специальные стойкие к внешним воздействиям чернила для мебели (ультрафиолетового отверждения).Прямая цифровая печать способна имитировать многие вышеуказанные методы декорирования мебели. В настоящее время такая техника является наиболее эффективным и простым способом качественного долговечного декорирования.

Светодиодная подсветка мебели стала особенно популярной в последнее время. Особенно часто она используется при изготовлении декоративной мебели в стиле хай-тек и других футуристичных стилях. Использование такого метода позволяет создать поистине потрясающий эффект ауры, цвет которой либо постоянен, либо может изменять свой цвет.

Использование светодиодной подсветки в отделке мебели, не требует больших энергозатрат на эксплуатацию и полностью пожаробезопасно.

Декорирование мебели по праву считается одним из наиболее сложных и интересных способов создания по-настоящему уникальных предметов мебели - благодаря современным технологиям, процесс декорирования предметов , представляющий набор художественных техник, позволяет усилить выразительные свойства изделий и, тем самым, - сделать неповторимым ваш интерьер.

История декорирования предметов интерьера очень богата. Еще в древности особое декорирование предметов мебели было отличительной чертой дорогих мебельных фабрик - каждая имела авторский набор элементов и отмечала им все свои изделия. Зачастую декорирование предметов интерьера из дерева или любого иного материала делалось на заказ для клиента, который хотел внести в свой интерьер нечто уникальное. Разумеется, позволить себе такую услугу могли только представители высшего общества - ведь из дерева осуществлялось в большей части ручным трудом. Сейчас, благодаря появлению современного оборудования, эту услугу может позволить себе каждый, а благодаря новым методам работы с материалом вы получите огромное разнообразие выбора способов декорирования предметов вашего интерьера.

Не говоря уже о некоторых техниках, которыми вы сможете обучиться сами и самостоятельно осуществлять декорирование предметов интерьера из дерева, в основном требуется работа профессионалов и наличие специального оборудования. Вот несколько самых известных и актуальных способов, из которых, возможно, когда-нибудь вам придется выбирать для украшения предметов своего интерьера.

Декупаж

Техника декупажа позиционируется как наиболее простая, по сравнению с остальными. Именно благодаря этому, способ декорирования предметов интерьера из дерева техникой декупаж является наиболее интересной - ею можно обучиться в короткие сроки. Заключается этот способ в вырезании изображений и рисунков и наклеиванию на поверхности. Истоки техники декупаж восходят еще из раннего Средневековья, но пиком декупажа стал восемнадцатый век в Венеции, где одной из тенденций в дизайне интерьеров стала деревянная мебель, которая была украшена инкрустациями в восточном стиле.

Художественная роспись

Художественная роспись является отличительной чертой культуры большинства народов - это явление существовало, как в европейских традициях, так и на Востоке и в Африке. Не говоря уже о России, где особое влияние на эту технику оказала иконопись.

Метод заключается в росписи отдельных элементов или предмета целиком. Темы могут быть самыми необычными: от классических мебельных рисунков, до абстракций и религиозных сюжетов.

Горячее тиснение древесины

В декорировании предметов интерьера из дерева, метод горячего тиснения древесины имеет особое место - являясь не очень распространенной техникой, горячее тиснение древесины имеет множество интересных свойств. Например, тиснение позволяет имитировать другие материалы, а том числе и плетенные (ротанг, камыш, соломку), также можно сочетать несколько разных пород древесины. Этот метод отличается от, например, художественной резьбы, меньшей трудоемкостью.