Как разобрать прямой перфоратор. Как выполнить правильный ремонт перфоратора своими силами. Бур не держится в патроне

Как разобрать прямой перфоратор. Как выполнить правильный ремонт перфоратора своими силами. Бур не держится в патроне
Как разобрать прямой перфоратор. Как выполнить правильный ремонт перфоратора своими силами. Бур не держится в патроне

Для работы важно использовать качественный инструмент: с таким и работать приятнее, и неисправности у него возникают значительно реже. Но всё-таки когда происходят поломки, нелишним будет знать, как их можно исправить самостоятельно.

Перфоратор – это тот инструмент, который всегда пригодится в хозяйстве. Он используется для бурения и сверления отверстий, незаменим для владельцев жилья, сделанного из железобетонных конструкций, так как дрель в таких условиях может оказаться бесполезной.

Конструкция перфоратора

Для того чтобы самостоятельно починить перфоратор в случае поломки, нужно знать его устройство. И хотя есть несколько видов перфораторов, разные модели могут отличаться набором функциональностей или мощностью, но по конструкции и принципу действия они сходны.

Перфоратор состоит из:

  • Электромотора.
  • Понижающего редуктора. Ответственен за увеличение крутящего момента рабочей оси и снижение скорости вращения.
  • Ударного механизма. Наличием этой части перфоратор и отличается от дрели.
  • Патрона. Выполняет роль закрепления для насадок.

Выбирать тип и марку перфоратора нужно, отталкиваясь от того, где и как часто будет применяться инструмент. Во всяком случае, лучше, чтобы он был качественным, тогда и поломок можно будет избежать. Однако важно знать признаки, по которым можно определить, что электроприбор скоро выйдет или уже вышел из строя. Эти признаки следующие:

Разборка и ремонт патрона

Одна из частых поломок, с которой сталкиваются владельцы перфораторов, – это выход из строя патрона . Для того чтобы его разобрать, потребуется такой инвентарь: отвёртка, молоток, плоскогубцы и рожковый ключ.

Для начала необходимо на торце найти резиновую муфту и снять её и стопорное кольцо. После этого откроется доступ к рабочей муфте, которую нужно сместить и снять ещё одно стопорное кольцо. Для разжимания колец можно воспользоваться плоской отвёрткой. Следующим шагом будет извлечение пружины и фиксирующих шариков. Теперь нужно снять патрон, для этого можно воспользоваться тисками и зажать в них патрон, взять рожковый ключ и за лыски вращать шпиндель.

В случае, если при работе с перфоратором слетел патрон, это может означать, что корпус патрона в месте крепления пришёл в негодность. Для устранения данной проблемы достаточно заменить стопорное кольцо новым.

Бывают случаи, что во время использования из патрона вылетает бур . Тогда нужно разобрать патрон и определить, что могло стать причиной. Следует обратить внимание на следующие детали: шарики, ограничительное кольцо и фиксирующую пружину. Если какая-то из них испорчена, то нужно заменить её, тогда проблема решится.

Если при разборке патрона стало ясно, что внутренний цилиндр пришёл в негодность, то патрон нужно заменить полностью, так как он не подлежит восстановлению. В этом случае можно достать из старого все детали, которые ещё не износились, они могут пригодиться в дальнейшем, если в новом патроне износятся какие-то из этих составляющих.

После ремонта важно первое время при работе не давать сильных нагрузок, чтобы проверить работоспособность инструмента.

Если неисправность перфоратора связана не с патроном , а с его механической или электрической частью, то потребуется произвести полную разборку инструмента для выяснения причины поломки.

Для разборки можно ознакомиться с инструкцией или технической документацией к конкретной модели, однако следует знать, что стандартно механическая часть находится за патроном, а электрическая следует за механической. Для начала необходимо будет воспользоваться отвёрткой или шуруповёртом и выкрутить шурупы, на которых держится пластмассовый корпус. Количество шурупов зависит от модели. Провода, которые есть в наличии, аккуратно отсоединяются. Важно при разборе запомнить или записать последовательность соединения деталей, чтобы в дальнейшем не возникло проблем со сборкой. Обязательно следует ознакомиться с инструкцией, чтобы знать, где какие детали расположены, и их правильные названия.

Ремонт наиболее часто встречающихся неисправностей

Одной из часто встречающихся неисправностей бывает искрение щёток . Зачастую это происходит из-за износа самой детали, поэтому для устранения этой проблемы их нужно заменить на новые.

Ещё может возникнуть необходимость в снятии переключателя режимов работы, для этого нужно установить его в положении «удар» (чтобы стрелка указывала на изображение молотка) и повернуть его дальше ещё примерно на один сантиметр. Далее из гнезда освобождается рычаг и вытягивается на себя.

Если во время работы корпус перфоратора сильно нагревается, то, возможно, во-первых, не соблюдён режим эксплуатации, а во-вторых, причина может крыться в неисправности электродвигателя.

Разборка электродвигателя

В случае если было определено, что поломка связана с электродвигателем , следует заняться его разборкой. Для этого нужно, следуя инструкции, определить, где находится электромотор, и отсоединить его корпус от редуктора. Понадобится открутить скрепляющие их шурупы. Из направляющей втулки вынуть ротор мотора, после чего станет возможным полный осмотр деталей электродвигателя.

Вооружившись мультиметром, можно проверить обмотки медного проводника, и если будет определено межвитковое замыкание, то придётся заменить якорь на новый. Нелишним будет проверить, не повреждена ли изоляция, и если такая проблема выявлена, то устранить её.

Смена подшипников и кнопки пуска

Иногда возникает необходимость в смене подшипников . Во время осмотра можно заметить, что если его прокрутить вручную, то он может издавать странные звуки типа треска или хруста. Это означает, что подшипник нуждается в замене. Для этого можно использовать специальный съёмник, он состоит из винтовой части и части, которая приспособлена для захвата гильзы подшипника. После демонтажа требуется установка нового подшипника, для этого обычно пользуются молотком из резины или дерева, лёгкими ударами которого нужно поставить подшипник на своё место. Важно не прилагать чрезмерных усилий, чтобы ось подшипника не сместилась относительно оси вала.

Также может возникнуть необходимость в замене кнопки пуска, для этого сначала снимается крышка, которая является корпусом для защиты внутренних деталей перфоратора. После этого контакты проводников, которые подключены к кнопке, отсоединяются, а сама кнопка вытаскивается из посадочного места. Теперь остаётся взять новую кнопку и произвести все вышеуказанные действия в обратном порядке.

Как видим, осуществить ремонт перфоратора своими руками – задача, с которой может справиться любой, главное - разобраться с устройством этого полезного в домашнем обиходе инструмента и следовать инструкции. А чтобы свести вероятность появления поломки к минимуму , требуется соблюдать некоторые правила:

  • Перед тем как приступить к работе с инструментом, осмотреть его на наличие сколов или трещин корпуса. В случае их обнаружения заняться ремонтом.
  • Ознакомиться с инструкцией и техническим паспортом изделия и следовать всем рекомендациям по работе с ним.
  • Использовать качественные свёрла, которые подходят для конкретного типа материалов.
  • Если объём работы, который нужно выполнить, большой, то необходимо делать перерывы во избежание перегрева.
  • После того как работа с инструментом закончена, очистить его поверхность от грязи и пыли, можно также воспользоваться пылесосом, чтобы его продуть.
  • Соблюдать условия хранения. Перфоратор должен находиться в специальном месте, куда не проникает влага, так как она может повредить электрические детали.
  • Проводить полный разбор, чистку и смазку инструмента на регулярной основе один-два раза в год.

К слову, отсутствие или недостаток смазки является довольно частой причиной поломки перфоратора. В инструкции к прибору должно быть указано, какие именно места и детали необходимо смазывать, а какие нет. Важно знать, что для редукторов должна использоваться жидкая смазка, которую нужно залить в специально предназначенное для этого отверстие, для остальных деталей можно использовать смазку более густую.

Благодаря соблюдению этих простых правил инструмент будет служить долго, а риск возникновения неисправностей будет сведён к минимуму . Но если всё же появится какая-либо неисправность, то, следуя рекомендациям выше, вы устраните её без труда.

Ремонт перфоратора сложен из-за компоновки узлов с механическим сопряжением и энергетическим блоком. Все детали имеют микронные допуски и выверенную последовательность выполнения действий. Поэтому нужно обеспечить должный уход и техническую эксплуатацию инструмента в соответствии с требованием инструкции, тем самым продлив межремонтный период.

Устройство перфоратора

Немного найдётся пользователей инструмента, изучивших не только порядок нажатия рычагов и кнопок, но понимающих, что происходит в механизме в результате полученной команды. Не зная взаимодействия узлов, невозможно выполнить даже самый мелкий ремонт перфоратора.

Есть признаки неполадок, которые относятся к силовой части, а иногда происходит механический износ или поломка деталей.

Электрические схемы и оборудование сосредоточены в одной части и представлены в разрезе на фото.

Признаками неисправности, требующие замены деталей или ремонта перфоратора по силовой части могут быть следующие:

  • при включении прибора срабатывают сетевые предохранители;
  • аппарат не включается;
  • при работе появляется дым с едким запахом;
  • при работе аппарат искрит;
  • обороты не регулируются.

Найти причину, почему не включается прибор можно с помощью тестера. Искать нужно разрыв в схеме, от простого к сложному. Проверять подключения, зачищать контакты. Самой сложной и дорогостоящей деталью, вышедшей из строя, может быть якорь перфоратора. Это сердце двигателя, составленное из медных катушек, соединённых между собой и скреплённых ламелями. В случае пробоя изоляции между проводами в любом месте происходит короткое замыкание, и весь коллектор нуждается в перемотке или замене.

Определить, что якорь на перфораторе неисправен, можно визуально по подгорелой обмотке, следам задымления ламелей, или тестированием на короткое замыкание. Исключить повреждение можно своевременным уходом, очисткой частей от пыли, которая является первопричиной всех неприятностей. Если искрение идёт от двигателя, якорь нужно очистить спиртовым тампоном или обычной школьной резинкой удалить графитовый налёт с коллектора.

Второй важной частью двигателя являются угольные или графитовые щетки. Именно через подвижные контакты поступает электрический заряд на сердечник, создавая наведённой ЭДС крутящий момент. Щетки для перфоратора являются контактом, соединяющим вращающийся коллектор с источником энергии.

Два элемента всегда работают в паре. К коллектору прижимается угольная или графитовая пластинка. В результате постоянного трения о вращающийся коллектор пластинки истираются и контакт нарушается. Признаком неисправности станет искрение в коллекторе, возможно, двигатель не развивает обороты. В независимости от состояния износа меняют одновременно обе пластины. В большинстве моделей инструментов имеются сигнализаторы износа щёток, предупреждающие пользователя заблаговременно.

Обороты перфоратора могут не регулироваться из-за неисправности УУД, тогда его требуется заменить, ремонту устройство не подлежит.

Механические неисправности и их устранение

Чтобы найти ту или иную неисправность, до нужного узла необходимо добраться. Любая из последовательно снятых деталей внимательно осматривается на наличие:

  • трещин;
  • сколов;
  • заусениц или царапин.

В большинстве модели разбирают на две половины, но при этом каждый из перфораторов имеет особенности. Как правильно выполнить ремонт перфоратора своими руками, посмотрите видео:

Признаком поломки может стать:

  • отказ от выполнения функции;
  • посторонние звуки внутри механизма и чрезмерный нагрев корпуса;
  • не переключаются режимы;
  • течёт смазка.

Каждый из признаков может быть следствием поломки любой из деталей, которые извлекают в последовательности, указанной на схеме. Собирают инструмент в обратном порядке. Запчасти для следует приобретать согласно спецификации в инструкции по обслуживанию.

Одной из причин механических поломок зачастую становится недостаточное техническое обслуживание агрегата, работающего в тяжёлых условиях. Профилактические мероприятия не сложны, а срок жизни инструменту удлинят значительно. По правилам эксплуатации положено:

  • каждые полгода обновлять смазку редуктора;
  • через 6 месяцев проводить осмотр и очистку щеток, и прилегающей части коллектора;
  • по окончании рабочего дня чистить перфоратор пылесосом;
  • не забывать наносить смазку на хвостовики долбёжной оснастки для уплотнения от пыли и предотвращения выработки гнезда.

Не прикладывайте физических усилий при работе с перфоратором, изнашивается боёк и уплотнители, наступает усталость и раздражение у оператора.

Цели и задачи смазки инструмента

Зачастую причиной поломки инструмента становится отсутствие, недостаток или неподходящая смазка. Абразивный износ уменьшается, если все зазоры и полости покрыты слоем антифриза, а чистка проводится своевременно.

Тип смазки редуктора отличается от состава для хвостовиков. Каждый производитель рекомендует использовать определённую смазку для перфоратора, указанную в инструкции, с нужной периодичностью.

Имеются общие рекомендации, касающиеся всех перфораторов. Редукторы должны получать масло жидкой консистенции, заливаемое в специальное отверстие. Для всех агрегатов без сомнения можно использовать смазку Bosh и Makita, предназначенную для редукторов, что и делают в сервисных центрах.

Неправильно подобранная или залитая с избытком смазка может привести к перегреву редуктора.

Для смазывания хвостовиков рабочей оснастки перед тем, как вставить в патрон, применяется смазка более густой консистенции, тех же производителей. В этом случае предохраняется от выработки узел крепления хвостовика в патроне и боёк. Заполнение всех зазоров смазкой защищает узел от попадания пыли.

Смазывать необходимо места, указанные в инструкции. И уж точно, вредно добавлять смазку в муфту сцепления. В случае внезапного обнаружения отсутствия смазки в редукторе можно использовать отечественный состав, Литол-24 Люкс, но для аккумуляторных перфораторов смазка не подходит, даже временно.

Устройство рабочего узла и оснастка перфоратора

Перфоратор имеет патрон, в который закрепляются рабочие инструменты. Для профессиональных тяжёлых перфораторов патроны SDS max принимают только хвостовики диаметром 18 мм с пятью продольными канавками, которые устанавливают в гнездо патрона соответствующего профиля.

Легкий и средний инструмент оснащен патроном SDS plus, что позволяет использовать долбёжный инструмент с четырьмя продольными канавками и сечением 10 мм. Патрон для перфоратора выполнен так, чтобы он мог принимать только инструменты, для него предназначенные. Если вставить неподходящую оснастку, она не войдёт в гнездо, или установится боком. При попытке работать разрушится узел крепления. Но свёрла не имеют хвостовик с канавками. Используется приставной патрон, который устанавливают в SDS профиль. Но при этом инструмент удлиняется. Патрон для перфоратора под сверло может быть быстрозажимным или ключевым. Адаптер используется только с SDS+ патроном, так как более мощный перфоратор функции сверления без удара не имеет.

Перфоратор – инструмент многофункциональный. Он может использовать режимы:

  • ударный;
  • ударный со сверлением;
  • сверления, если имеется специальный патрон.

Для работы в ударном режиме существует много приспособлений, применяемых для облегчения ручного труда.

Удар со сверлением выполняется только с применением насадок для перфоратора:

  • полая коронка;
  • лопатка для штробления.

Называют инструмент, имеющий хвостовик специального профиля, рабочую часть, представляющую собой винт и наконечник, выполненный из специальной стали с центрующим острием. Разрушение материала происходит не соскабливанием, а скалыванием, породы. Одновременно происходит удар с поворотом, вследствие чего сколотые кусочки удаляются по винтовой поверхности рабочей части.

Сверла для перфоратора устанавливают при работе в безударном режиме. С этим инструментом лёгкий перфоратор может работать, как обычная дрель по дереву. При необходимости аппарат можно использовать для закручивания крепежа, если предусмотрена функция реверса.

Полая коронка нужна пря проделывания сквозных проходов для кабельной проводки или для создания выемок в теле конструкции для установки приборов. Коронка создает кольцевой проход, оставляя столбик в середине. Так как у насадки специальный зубчатый профиль, металлическая арматура в бетоне приведёт резаки в негодность.

Выемки в стене можно делать специальной лопаткой для штробления, но отверстия будут выглядеть не так аккуратно, как выполненные коронкой.

Бучарда издавна считался инструментом скульптора. Мастера использовали ковальные и крестовые бучарды. Это ударный инструмент, напоминающий молоток, боек которого зубчатый. Ковальной бучардой скульптор отсекал от каменной глыбы всё лишнее, а крестовой придавал форму камню.

При использовании одного ударного режима пользуются с насадками:

  • лопатка или плоское зубило;
  • пика;
  • канальное зубило;
  • бучарда.

Лопатка для перфоратора предназначена для выравнивания поверхности из твёрдого материала. С помощью этой оснастки можно снять со стен кафель, снять неровности с поверхности застывшего бетона. Исправление некоторых огрехов при установке проёмов в многоэтажном строительстве ведут с помощью этого инструмента. Зубило для перфоратора, используемое по бетону, может иметь различную ширину, в зависимости от выполняемых задач. Подходит оснастка для всех перфораторов. Применяют и специально созданные, узконаправленные насадки – стамеску, пластину для трамбовки или растворный резец.

При демонтаже строительных конструкций требуется создать усилие разлома. Для разрушения стены или перегородки, сосредоточенное в одной точке, ударное воздействие пики обеспечивается мощью перфоратора.

Бучарда представляет насадку, полученную методом литья, очень прочную кувалду. Зубья на бучарде твердосплавные, выдерживают большие ударные нагрузки. Убрать со стены, отбить слой бетона, сбить слой ржавчины с металла – это область применения бучарды. Если перед штукатуркой стены обработать этим инструментом, не потребуется армирование. Нельзя применять бучарду для перфоратора в режиме с прокручиванием инструмента. Неизбежным последствием станет заклинивание.

Правила, которые необходимо соблюдать

При работе, перфоратор быстро нагревается. Чтобы надолго сохранить работоспособность инструмента, необходимо после 20-30 минут работы делать перерыв не менее чем на 10 минут.

В процессе работы, при прокручивании вхолостую инструмент, нужно удалять крошки и пыль, очищать пробиваемое отверстие, чтобы облегчить работу инструменту. При бурении отверстий большого сечения, вначале забуриваются тонким сверлом, потом средним, делая отверстие в три приёма. Сквозные длинные проходы нужно сверлить сначала короткими насадками, постепенно заменяя их более длинными.

После работы необходимо привести в порядок пробойник и использованные насадки. Инструменты должны быть очищены от пыли, и сухими уложены в контейнер.

Видео о самостоятельном ремонте перфоратора

Любой инструмент, в том числе и перфоратор, требует специального ухода за собой и бережливого использования. Поэтому каждый владелец такого электрического инструмента обязан производить регулярный осмотр агрегата, знать, как разобрать перфоратор. Разбор и ремонт устройства вполне можно произвести дома, не потратив ни копейки на услуги специалиста.

Перфоратор – обязательный инструмент на любой стройке, но из-за неосторожного применения он очень быстро изнашивается и выходит из строя. Это происходит по причине больших нагрузок на инструмент. Как мы знаем, перфоратор зачастую работает на полной мощности в самых тяжёлых условиях. Из-за таких нагрузок, даже брендовые модели поддаются поломкам. Поэтому каждый владелец этого аппарата должен знать, как осуществить ремонт перфоратора своими руками.

Как и любое другое техническое устройство, перфоратор можно починить, для этого его не обязательно нести в специализированную мастерскую. Хотя далеко не каждый мужчина знает, как отремонтировать перфоратор, но не беда! Эта статья поможет вам сделать ремонт своими руками без посторонней помощи.

Наиболее частой причиной поломки инструмента является отошедший провод. Из-за простого невнимания люди платят значительные деньги за сущую безделицу в сервисах по ремонту перфораторов. Элементарного осмотра бывает достаточно для понимания, что инструмент сломался условно, что его можно легко починить самому без посторонней помощи.

Реален ли самостоятельный ремонт?

Не всегда визуальный осмотр поможет выявить причину поломки. В таком случае, следующим этапом будет разбор перфоратора. Если аппарат прослужил уже много лет и не представляет значительной ценности, можно попытаться найти причину поломки, разобрав инструмент на отдельные детали. К автономному ремонту смело приступайте, если причина неисправности инструмента видна визуально и уже имеется представление о начинке перфораторов. Если аппарат был куплен относительно недавно, а сама модель – более современная и стоит немалых денег, то лучше всего обратиться в сервисный центр, ведь самостоятельный ремонт может не столько починить прибор, сколько нанести вред. Если осмотр агрегата не выявил поломки, то с ремонтом перфоратора надо повременить. В последнем случае не лишним будет консультация опытного специалиста.

Признаки неисправностей оборудования

Любые нарушения в работе инструмента имеют свои причины, которые следует обнаружить. Человек, который приобрёл инструмент, к примеру, фирмы Bosch или Спарки, ждёт от него соответствующего высокого результата работы, как от каждого иностранного, качественного товара. Чтобы исключить риск возникновения серьёзных поломок, нужно знать принцип действия устройства. По некоторым характерным признакам можно выявить причину поломки и не допустить возникновения большей проблемы.

Признаки:

  • Запах гари из устройства.
  • Во время работы возникают паузы или происходят небольшие замыкания.
  • Аппарат не включается с первого раза или работает с перебоями.
  • Появление посторонних шумов при работе с устройством. При этом раньше такие шумы не были замечены.

Любые из вышеперечисленных признаков не следует игнорировать. Приступите к выяснению причины сбоя агрегата. Для бесперебойной работы в течение длительного срока следует внимательно следить и ухаживать за инструментом. Для починки аппарата следует изучить составляющие перфоратора и научиться разбирать и собирать его.

Разборка и сборка инструмента + (Видео)

Поврежденный провод на устройстве, как и другие небольшие механические повреждения, можно без особого труда заметить. Если же произвести тщательный осмотр деталей инструмента, то не сложно увидеть и другие незначительные неисправности, которые привели к поломке аппарата. При более серьёзных проблемах нужна разборка перфоратора. А по завершению ремонтных работ – также и сборка перфоратора. Вторая операция в некоторых случаях бывает сложнее первой – появление после сборки лишних деталей укажет на просчеты ремонта. Чтобы этого не произошло, нужно не только знать, как правильно починить перфоратор, но и как собрать его. Важно быть внимательным и осторожным во время ремонта инструмента, тогда в 99% случаев ремонт пройдет успешно!

Чтобы приступить к ремонту перфоратора, в том числе и бочкового типа, следует правильно разобрать устройство:

  • Снятие резинового наконечника и кольцевой пружины. После этого приступаем к снятию самого кожуха муфты сверла.
  • Аккуратно вытаскиваем стальной шар, выполняющий роль фиксации.
  • Снятие ручки переключателя, предварительно расположив рычажок режима работы в максимальное положение. Нажимаем на кнопку фиксации положения.
  • Снятие накладки (задней) на ручку.
  • Вынимание щетки двигателя.
  • Снятие передней части, для чего нужно выкрутить 4 винта, расположенные возле бура.
  • Вытаскиваем ротор. Для этого отвинчиваем крепы, расположенные на статоре, после чего с контактов статора открепляем 4 клеммы.
  • Вытаскиваем оставшиеся части.

В некоторых случаях, если проблема заключается в редукторе или ударном механизме, дополнительно отвинчиваем торец корпуса редуктора, после чего аккуратно снимаем кожух, сделанный из пластика. Чтобы детали оставались на месте, лучше всего весь этот процесс производить, положив инструмент на бок.

Ремонт своими силами + (Видео)

В большинстве случаев ремонт заключается в замене сломанных и неисправных деталей. Но существуют иные проблемы в работе инструмента:

  • Пробой обмотки. Для решения проблемы следует перемотать якорь и статор.
  • Износ щеток. В этом случае прибегают к разбору перфоратора и замене изношенных частей.
  • Износ пыльника перфоратора. Ремонту он не подлежит, лишь замене.
  • Патрон перфоратора. Проблема будет заметна, если его обод начнет постоянно замедлять вращение. Подлежит замене.
  • Плохая смазка. Периодически проверяйте уровень масла в лотке. Смазывать следует и некоторые части инструмента: промежуточный вал, шестеренка редуктора.
  • Износ подшипников. Подшипники постепенно собирают пыль и грязь во время работы, смазка загустевает, они начинают перегреваться и в результате – выходят из строя. Подлежат замене.

Если поломка серьезная, а опыта ремонта у вас нет, лучший вариант для вас –обращение к опытным мастерам. Не приступайте к ремонту, если не уверены, что сможете самостоятельно выявить причину поломки, и не в состоянии её решить!

Бытовой перфоратор - универсальный и полезный инструмент, с помощью которого решают самые сложные задачи по удалению и сверлению бетонных стен и перекрытий, бурению камней, дорожного покрытия и др. Его используют при постоянных нагрузках, и со временем отдельные части механизма или электрики могут выйти из строя. Качественное изделие стоит дорого, поэтому некоторые поломки можно устранить своими руками, главное - знать устройство и принцип работы этого незаменимого в строительстве инструмента.

Особенности и устройство строительного перфоратора

Независимо от типа инструмента, его мощности и сферы применения большинство современных моделей, включая такие популярные бренды, как Makita, Bosh, Stihl, Stern, Метабо, Интерскол и др., имеют схожую конструкцию и состоят из основных элементов: патрона, ударного механизма, редуктора, двигателя, кнопки включения, переключателя режимов и соединительного шнура.

Отдельные варианты оснащаются такими дополнительными функциями, как антивибрационная система, регулятор частоты ударов и ограничитель глубины сверления. В отличие от классической дрели перфоратор обладает усиленной ударной опцией, что позволяет использовать его для работы со сложными и прочными материалами, включая бетон, природный камень, кирпич и др.

Двигатель устройства создает вращательное движение, которое преобразовывается в мощное и поступательное колебание ударного механизма (бура, лопатки или зубила) за счет принципа компрессии между активными поршнями инструмента.


Некоторые модели помимо основных функции бурения и режима отбойного молотка могут иметь и сверлильную роль. Такие инструменты считаются универсальными, однако именно они чаще выходят из строя из-за более сложной механической системы.


Для работ по сверлению лучше использовать надежную дрель, а перфоратор применять только по его прямому назначению. Чтобы избежать преждевременных поломок различных деталей, также соблюдают правила работы с этим инструментом и проводят профилактическую обработку (смазка и чистка отдельных его элементов).

Виды и устранение неисправностей

Все возникающие поломки перфоратора принято делить на 2 категории в зависимости от характера повреждения:

  • механические;
  • электрические.

Первые обычно проявляются в дополнительном шуме, нехарактерных скрежетах, повышенной вибрации и др. К наиболее частым неисправностям механического типа относят:

  • выход из строя переключателя режимов работы;
  • износ резиновых элементов и уплотнителей на бойке;
  • повреждение ударного механизма инструмента;
  • износ основного ствола при длительной эксплуатации;
  • неисправность шестеренок и поломка патрона-держателя бура или лопатки.

Такие проблемы чаще всего возникают при нарушении режима эксплуатации инструмента или при длительном его использовании под высокими нагрузками. Ремонт перфоратора при каждой из вышеперечисленных поломок можно сделать своими руками, но иногда все же потребуется помощь специалистов.


Появление электрических неисправностей понимают по запаху гари из корпуса устройства, искрению при включении и работе, быстрому перегреву двигателя, нехарактерному "гудению" внутри механизма, образованию дыма и т. д. По электрике выделяют такие частые поломки, как:

  • проблемы с включением/выключением перфоратора;
  • износ щеток или засорение коллектора на моторе;
  • слабый контакт цепи;
  • проблемы с ротором и статором двигателя;
  • выход из строя аккумуляторной батареи (на пневматических моделях).

Решение большинства поломок электрического характера исправляют самостоятельно только при наличии электротехнических знаний. В остальных случаях лучше обратиться к специалисту в этой области, чтобы окончательно не повредить рабочее устройство.

Разборка патрона и корпуса инструмента для ремонта

Чтобы устранить одну или несколько возникших неисправностей, следует знать, как правильно разобрать и собрать перфоратор. Главное - соблюдать алгоритм действий и технику безопасности и иметь под рукой необходимые инструменты. Если предстоит сложный процесс разборки и ремонта, то лучше фотографировать каждый этап, чтобы потом было проще собрать его обратно.


Демонтаж патрона начинают со снятия резинового пыльника(1). Затем плоской отверткой аккуратно поддевают стопорное кольцо (2) и извлекают аналогичную пластиковую деталь (3). Следом приступают к снятию основной шайбы (4), на этом этапе важно не потерять маленький металлический шарик (или несколько штук в зависимости от модели), который находится под шайбой. Теперь последовательно снимают оставшиеся элементы - пружину (6) и пластинку (5).


Износ одной из вышеперечисленных деталей приводит к тому, что бур застревает в патроне, из-за чего нормальная работа инструмента невозможна. Следует заменить поврежденный элемент, а все остальные составляющие тщательно прочистить, смазать и установить все на место в обратном порядке.


Для снятия и разборки основного корпуса над механической частью перфоратора необходимо снять переключатель режимов работы. Ролик с датчиком устанавливают в рабочее положение "отбойный молоток" с соответствующей иконкой в виде буквы "Т". Далее нажимают на кнопку с правой стороны индикатора и аккуратно тянут его вниз до появления щелчка.


Теперь плоской отверткой поддевают переключатель и подтягивают его на себя. На некоторых видах инструмента он может быть прикручен к корпусу шурупами, которые просто откручивают.

Разборка корпуса при электрических повреждениях

Если с механической частью устройства все в порядке, а при работе возникают признаки, которые указывают на электрический характер поломки, необходимо снять пластиковый кожух и при необходимости разобрать двигатель и сопутствующие ему части.


Задняя крышка практически на всех моделях крепится на шурупах, после снятия переключателя их откручивают по периметру и аккуратно, чтобы не сломать элементы кожуха, снимают пластиковый корпус. Теперь выкручивают крепежный элемент сетевого кабеля, следующей извлекают из креплений проводку и снимают пусковую кнопку.


Все провода, идущие к статору также снимают, после чего извлекают щетки двигателя, которые закреплены на нескольких болтах. Если проблема с ротором в редукторе, то его демонтируют, после чего меняют поврежденные в нем подшипники при помощи специального инструмента. При необходимости снимают воздухозаборник и извлекают из кожуха статор, аккуратно постукивая по нему деревянным предметом.

Замена щеток двигателя своими руками

Необходимость в новых щетках появляется при наличии характерного запаха гари из корпуса перфоратора, сильный нагрев двигателя при работе и искрение в области коллектора. При нормальном состоянии этой детали искра иногда возникает непосредственно под щетками, но если происходит искрение по всей области коллектора, значит проблема кроется в подшипниках ротора или перегорании пластин.


В этой ситуации отремонтировать инструмент своими руками достаточно сложно. Для выявления неисправностей статора или ротора замеряют поочередное сопротивление на них с помощью электрического тестера, оно должно быть одинаковым и последовательным на обеих намотках. В противном случае лучше обратиться в сервисный центр, но проблему с щетками решают самостоятельно.


Для их замены снимают заднюю крышку и крепление двигателя внутри устройства. После этого извлекают детали из коробов-держателей вместе с пружинами. Щетки в перфораторах бывают 2 видов:

  • Графитовые. Более долговечны и практичны, но из-за твердости материала неплотно прилегают к статору, что при длительной эксплуатации приводит к его износу.
  • Угольные. Изнашиваются быстрее первых, но имеют лучшее прилегание, что положительно отражается на производительности статора.

На более дорогих и мощных моделях перфораторов устанавливаются комбинированные варианты деталей, с графитом и углем в равных пропорциях. Специалисты рекомендуют проводить осмотр щеток двигателя каждый год эксплуатации инструмента, чтобы не дожидаться их полного износа и искрения мотора. Их меняют при износе 1/3 от начального объема (8-10 мм).

Обращают внимание и на состояние пружин, которые установлены на этих деталях и на креплении контактов. Если в процессе работы железо слетит, это приведет к серьезным повреждениям двигателя, а неплотные контакты уменьшают производительность инструмента. Перед установкой новых щеток основные детали двигателя очищают от угольной или графитовой пыли и других загрязнений с помощью медицинского спирта.

Устройство и ремонт ударного механизма на "бочковых" перфораторах

Ударные механизмы различают в зависимости от типа и предназначения конкретного перфоратора. Бочковые или вертикальные варианты Бош или Макита, на которых двигатель крепиться вертикально, обладают в большинстве своем ударными блоками на основе шатунного механизма (КШМ).


Чаще всего из строя выходит специальный подшипник качения, который установлен либо в основании основного шатуна, либо на кулачке колесика с эксцентриком. На некоторых моделях эта деталь заменяется на подшипник скольжения, который должен быть постоянно и обильно смазан.

Еще одна распространенная проблема - сломанный боек. О ней свидетельствуют слабые ударные свойства перфоратора или вовсе их отсутствие. Чтобы заменить эту деталь, нужно разобрать механический ствол инструмента по следующей схеме.

Сначала проводят отсоединение ствола от корпуса перфоратора. Для этого снимают патрон по вышеописанной технологии, после чего постукивают стволом по столешнице до тех пор, пока из него не выйдет поршень, а затем подбивают корпус молотком и извлекают необходимую деталь.


Теперь снимают стопорное кольцо, которое удерживает поршень в нужном положении. Следом вынимают и сам подшипник, из которого извлекают и металлические шарики.


Это позволяет добраться до растровой втулки, с которой также снимают шарики. Важно не перепутать их с теми, что находились в подшипнике, они меньше по диаметру. Финальным этапом просовывают плоскую отвертку внутрь втулки и выталкивают оттуда сломанный боек.


Помимо этой детали, дополнительно осматривают уплотнительные прокладки и сальники в корпусе ствола. Если они изношены их заменяют новыми.

Ремонт ударного механизма на инструментах горизонтального типа

При горизонтальном расположении двигателя (на многих моделях Бош, Хитачи, Энергомаш и др.) выполняется и другая система ударного блока. В нем вместо шатуна на поршне установлен качающийся подшипник, который и приводит его в движение. Он же и является частой причиной выхода перфоратора из строя, а именно потери ударных качеств, когда аппарат просто не долбит как надо.


Снимают изношенную деталь с помощью плоской отвертки, которой поддевают скобу на корпусе редуктора и снимают ее. После этого подшипник легко отделяется от основного корпуса, а сам редуктор тщательно промывают, так как внутри могут остаться осколки старой детали. А после установки нового подшипника заново смазывают плотным слоем подходящего материала.


Если причина кроется в бойке, то для его извлечения из ствола снимают стопорное кольцо, с помощью отвертки, которую вставляют в отверстие и смещают его по направлению к шестеренкам с двух сторон. Той же отверткой продавливают корпус и вынимают из него сломанный боек. При обратной сборке ударного механизма обязательно наносят слой смазки на все металлические части.

Устранение других механических поломок

При выходе из строя специального переключателя режимов, который происходит из-за засорения грязью и строительной пылью, его снимают по описанной выше инструкции, прочищают и устанавливают обратно либо меняют на новый, если он сломан.

При потере сверлильных свойств и долгой эксплуатации перфоратора могут быть изношены зубья шестерни на роторном валу. Проблема часто возникает, если неправильно пользоваться инструментом (слишком сильные нагрузки) или из-за неисправности и перебоев в работе муфты сцепления.


Если бур, сверло или лопатка просто не держатся в патроне, необходимо его разобрать и заменить шарик, ограничительное кольцо или фиксирующую пружину. В случае застревания бура внутри патрона причина кроется либо в недостаточной смазке на хвостовике (решить ее можно дополнительным впрыскиванием WD-40 под уплотнительную резинку), либо произошла расклепка держателя.


В этом случае наносят дополнительную смазку и через какое-то время вручную вытаскивают бур, расшатывая его в разные стороны. Если это не помогло, то разбирают патрон и механически выбивают оснастку молотком.

Чтобы избежать большого количества проблем с перфоратором, необходимо соблюдать правила его эксплуатации:

  • по окончании всех работ обязательно удаляют весь накопившийся в патроне мусор, пыль и грязь;
  • при бурении бетонных конструкций соблюдают периодичность работ (каждые 2-3 см сверло вынимают из стены и дают немного остыть);
  • проводят профилактическую смазку внешних и внутренних деталей инструмента, особенно при длительной его эксплуатации;
  • соблюдают правила хранения перфоратора в пластиковой упаковочной коробке, в помещении с невысокой влажностью.

Нормальная эксплуатация качественного перфоратора позволит избежать технических поломок в течение длительного периода времени. Покупайте только модели от проверенных производителей и используйте инструмент строго по его прямому назначению. Если вы не уверены, в каком месте и какого типа поломка у вашего устройства, не стоит экспериментировать с ним. Лучше обратиться к специалистам или в сервисный центр, если на него действует заводская гарантия.