План-конспект урока по физике (8 класс) на тему: Делимость электрического заряда. Электрон. Строение атомов

План-конспект урока по физике (8 класс) на тему: Делимость электрического заряда. Электрон. Строение атомов

Электрический заряд можно передать от одного тела к другому. Для этого нужно коснуться наэлектризованным телом другого тела, и тогда часть электрического заряда перейдет на него. На рисунке 8, а изображен прибор, с помощью которого можно выяснить, наэлектризовано ли тело. Он называется электроскопом . В электроскопе через пластмассовую пробку, вставленную в металлическую оправу, пропущен металлический стержень, на конце которого подвешены два легких листочка. Оправа с обеих сторон закрыта стеклами.

Проведем наэлектризованной палочкой по стержню электроскопа. Листочки получат заряды одинакового знака (того, что был на палочке) и разойдутся (рис. 8, б). Угол расхождения листочков зависит от заряда, который был им сообщен. Чем больше этот заряд, тем сильнее они будут отталкиваться друг от друга и потому тем на больший угол они разойдутся. И наоборот, уменьшение угла расхождения листочков свидетельствует об уменьшении электрического заряда.

На рисунке 9 изображен другой прибор, называемый электрометром. Вместо листочков внутри его находится стрелка. При сообщении стержню А (или металлическому шару, надетому на этот стержень) заряда часть его (того же знака) переходит на стрелку В. Отталкиваясь от стержня, стрелка поворачивается на некоторый угол. По изменению этого угла можно судить об увеличении или уменьшении электрического заряда.

Если коснуться заряженного предмета (например, шара электрометра) рукой, то этот предмет разрядится. Через руку электрический заряд уйдет в наше тело и распределится по его поверхности. То же самое произойдет и в том случае, если мы дотронемся до шара электрометра не рукой, а металлической линейкой.

Тела, через которые способны проходить электрические заряды, называют проводниками электричества. Тело человека, металлы, а также растворы солей и кислот в воде и почва являются хорошими проводниками. И наоборот, такие вещества, как янтарь, стекло, резина, фарфор, эбонит, пластмасса, шелк, капрон, керосин, воздух, при обычных условиях не проводят электричества и потому называются непроводниками или диэлектриками . Из диэлектриков изготавливают изоляторы. (Строго говоря, диэлектрики тоже проводят электричество. Однако электрический заряд, проходящий через диэлектрик за данное время, намного меньше того заряда, который при таких же условиях проходит через проводники, и потому утечка заряда часто бывает незаметной.)

Обратимся к опыту. Возьмем два одинаковых электрометра и один из них зарядим (рис. 10, а). Если соединить эти электрометры стеклянной палочкой, то никаких изменений не произойдет. Это подтверждает, что стекло является диэлектриком. Если же для соединения электрометров использовать металлический стержень А (рис. 10, б), держа его за непроводящую электричество ручку В, то мы увидим, что первоначальный заряд разделится на две равные части: половина заряда перейдет с первого шара на второй. (Если бы второй шар был больше первого, то на него перешло бы больше половины заряда: чем больше тело, которому передают заряд, тем большая часть заряда на него переходит. На этом основано заземление - передача заряда Земле. Земной шар велик по сравнению с телами, находящимися на нем. Поэтому при соприкосновении с Землей заряженное тело отдает ей почти весь свой заряд и становится практически нейтральным.)
10

Продолжим опыт. Разъединим электрометры и коснемся второго шара рукой. От этого он потеряет заряд - разрядится. Соединим его снова с первым шаром, на котором осталась половина первоначального заряда. Оставшийся заряд снова разделится на две равные части, и на первом шаре останется четвертая часть первоначального заряда. Таким же образом можно получить одну восьмую часть, одну шестнадцатую часть первоначального заряда и т.д.

Возникают вопросы: до каких пор можно уменьшать заряд? Существует ли предел деления электрического заряда? Чтобы выяснить это, понадобилось выполнить более сложные и точные опыты, чем описанный выше, так как очень скоро оставшийся на шаре заряд оказывается столь малым, что обнаружить его при помощи школьного электрометра не удается.

Более точные опыты показали, что электрический заряд нельзя уменьшать бесконечно: он имеет предел делимости. Абсолютную величину (модуль) наименьшего заряда обозначают буквой е и называют элементарным зарядом :

e = 0,00000000000000000016 Кл = 1,6 · 10 -19 Кл.

Этот заряд в миллиарды раз меньше того, что обычно получают в опытах по электризации тел трением.

1. Для чего применяют электроскопы и электрометры? 2. Как, располагая заряженным электрометром и предметами из различных веществ, можно установить, какие из них являются проводниками, а какие нет? 3. Приведите примеры проводников. 4. Какие вещества называют диэлектриками? Приведите примеры. 5. Опишите опыт, позволяющий осуществить деление заряда. 6. Можно ли уменьшать заряд бесконечно? 7. Что такое заземление? На каком свойстве оно основано? 8. Какой заряд называют элементарным?

Цели урока:

  • показать, что электрический заряд можно делить на части;
  • познакомить учащихся с электроном;
  • познакомить учащихся с планетарной моделью атома по Резерфорду;
  • развивать способности учащихся анализировать, сравнивать, делать выводы.
  • развивать мышление учащихся.

Наглядные пособия и оборудование:

  • презентация;
  • мультимедийный проектор;
  • электроскопы, металлическая проволока с изолированной ручкой, стеклянная и эбонитовая палочки, куски меха, шёлка;
  • "султаны" на подставке, электрофорная машина;
  • таблица "Периодическая система химических элементов Менделеева".

Ход урока

Актуализация знаний

Наэлектризуем "султан" с помощью электрофорной машины. Почему полоски "султана" разошлись в разные стороны?

Сообщим двум "султанам" с помощью электрофорной машины сначала разноимённые заряды, а затем одноимённые. Объясните наблюдаемые явления. Почему в первом случае полоски "султанов" притягиваются, а во втором - отталкиваются?

Как называется прибор?

Коснёмся шара электроскопа наэлектризованной палочкой из стекла. Почему отклоняется стрелка электроскопа

С помощью чего осуществляется электрическое взаимодействие заряженных тел?

Разгадаем кроссворд и узнаем, о чём мы сегодня будем говорить на уроке. (Слайд 1)

Способ сообщения телу электрического заряда.

Вещество, которое не проводит электричество.

Вещество, которое хорошо проводит электричество.

Прибор, служащий для обнаружения и измерения электрического заряда.

Делимость электрического заряда.

Зарядим электроскоп, при помощи металлической проволоки соединим его с незаряженным электроскопом.

Что произошло? Почему?

(Половина заряда первого шара перешла на второй, заряд разделился на две равные части) Повторим опыт. Заряд первого шара ещё уменьшился в два раза. На первом электроскопе останется от первоначального заряда. значит, электрический заряд может делится.

Как вы думаете, можно ли заряд делить бесконечно?

Почему? Существует ли предел деления заряда?

Русский учёный А. Ф. Иоффе и американский учёный Р. Милликен доказали, что это деление имеет предел. Был сделан вывод о существовании в природе частицы, имеющей наименьший отрицательный заряд. (Слайд 3) Эту частицу назвали электроном. (Слайд 4)

Электрон - элементарная частица, имеющая отрицательный заряд.

Частица, имеющая наименьший положительный заряд, называется протоном.

Электроны и протоны входят в состав атома.

Заряд протона равен по модулю заряду электрона.

Учёный Резерфорд экспериментально обосновал планетарную модель атома (Слайд 5):

  • в центре атома находятся положительно заряженное ядро;
  • вокруг ядра движутся отрицательно заряженные электроны.
Как вы думаете, почему модель атома называется планетарной?

Ядро состоит из протонов и нейтронов.

Какой заряд имеют протоны? Нейтроны? Как вы думаете, имеет ли атом электрический заряд?

Число электронов равно числу протонов, значит заряд ядра равен по модулю заряду электронов, следовательно, атом нейтрален.

Массы протона и нейтрона во много раз больше массы электрона, поэтому масса атома сосредоточена в ядре.

Атомы разных элементов отличаются друг от друга числом протонов, нейтронов и электронов.

Найдите в таблице Менделеева алюминий. (Слайд 6)

Чему равен порядковый номер алюминия? Чему равна его атомная масса?

Определите состав атомов водорода, гелия, лития. (Слайды 7,8,9) Модель какого атома изображена на рисунке? (Слайд 10) Почему атом нейтрален?

Атом, потерявший один или несколько электронов, будет иметь положительный заряд. Его называют положительным ионом.

Атом, присоединивший один или несколько электронов, будет иметь отрицательный заряд. Его называют отрицательным ионом. (Слайд 11)

Закрепление изученного материала.

Проверим, как вы усвоили тему сегодняшнего урока. (Слайд 12,13)

В центре атома находится ______

Вокруг ядра движутся ___________

Ядро атома состоит из ____________________

Ядро имеет _______________ заряд.

Электроны имеют ______________ заряд.

Протоны имеют _______________ заряд.

Нейтроны имеют _______________ заряд.

Атом имеют _______________ заряд.

Атом, потерявший один или несколько электронов, называется ________________

Атом, присоединивший один или несколько электронов, называется _____________

Определите состав атома и заполните таблицу (Слайд 14):

Домашнее задание: Параграф 29,30, упражнение 11.

>>Физика: Электроскоп Делимость электрического заряда

Содержание урока конспект урока опорный каркас презентация урока акселеративные методы интерактивные технологии Практика задачи и упражнения самопроверка практикумы, тренинги, кейсы, квесты домашние задания дискуссионные вопросы риторические вопросы от учеников Иллюстрации аудио-, видеоклипы и мультимедиа фотографии, картинки графики, таблицы, схемы юмор, анекдоты, приколы, комиксы притчи, поговорки, кроссворды, цитаты Дополнения рефераты статьи фишки для любознательных шпаргалки учебники основные и дополнительные словарь терминов прочие Совершенствование учебников и уроков исправление ошибок в учебнике обновление фрагмента в учебнике элементы новаторства на уроке замена устаревших знаний новыми Только для учителей идеальные уроки календарный план на год методические рекомендации программы обсуждения Интегрированные уроки

Если у вас есть исправления или предложения к данному уроку,

Вам уже известно, что для объяснения тепловых явлений необходимы знания о молекулярном строении вещества. Возможно ли с помощью представлений о молекулярном строении вещества объяснить явление электризации? Известно, что в обычном состоянии молекулы и атомы не имеют электрического заряда. Следовательно, нельзя объяснить электризацию их перемещением. Если же предположить, что в природе существуют частицы, имеющие электрический заряд, то при делении заряда должен быть обнаружен предел деления.

Рис. 38. Зарядка электроскопа

Проделаем следующий опыт. Зарядим электроскоп (рис. 38), а затем при помощи металлической проволоки соединим его с другим, незаряженным электроскопом (рис. 39). Как только проволока коснётся шариков обоих электроскопов, то половина заряда первого шара перейдёт на второй.

Рис. 39. Делимость электрического заряда

Это значит, что первоначальный заряд поделился на две равные части.

Если к первому электроскопу, на котором осталась половина первоначального заряда, снова присоединить незаряженный электроскоп, то на нём останется1/4 от первоначального заряда. Таким же образом каждый из этих разделённых зарядов можно снова поделить на две равные части и т. д.

Существует ли предел деления заряда? Не может ли получиться заряд такой величины, который уже не поддаётся дальнейшему делению?

Чтобы ответить на эти вопросы, пришлось провести ещё более сложные опыты. Дело в том, что оставшийся на шаре электроскопа заряд становится таким малым, что при помощи электроскопа его обнаружить невозможно. С этой целью для деления заряда на маленькие порции его передавали не шарам, а маленьким крупинкам металла или жидкости. После чего измеряли заряд, полученный на этих маленьких телах, который оказался в миллиарды миллиардов раз меньше, чем в рассмотренных нами опытах (см. рис. 38). Но дальше определённой величины заряд разделить не удавалось. Это позволило предположить, что существует заряженная частица, которая имеет самый малый заряд, который разделить невозможно.

Милликен Роберт (1868-1953)
Американский физик-экспериментатор. Опытным путём доказал существование частиц с наименьшим зарядом. Лауреат Нобелевской премии

Существование мельчайших частиц, имеющих наименьший электрический заряд, было доказано многими опытами. Такие опыты проводили советский учёный Абрам Фёдорович Иоффе и американский учёный Роберт Милликеп. В своих опытах они электризовали мелкие пылинки цинка. Заряд пылинок меняли и вычисляли. Так поступали несколько раз. При этом заряд оказывался каждый раз другим. Но все его изменения были в целое число раз (т. е. в 2, 3, 4 и т. д.) больше некоторого определённого наименьшего заряда. Этот результат можно объяснить только так. К пылинке цинка присоединяется или от неё отделяется только наименьший заряд (или целое число таких зарядов). Этот заряд дальше уже не делится. Частицу, имеющую самый маленький заряд, назвали электроном .

Иоффе Абрам Фёдорович (1880-1960)
Российский физик, академик. Создатель российской научной школы. Проводил исследования по измерению заряда электрона.

Кулон Шарль Огюстен (1763-1806)
Французский физик, военный инженер. Изобрёл прибор для установления основных законов электрического и магнитного взаимодействий.

Электрон очень мал. Масса электрона равна 9,1 10 -31 кг. Эта масса примерно в 3700 раз меньше массы молекулы водорода, которая является наименьшей из всех молекул.

Электрический заряд - это одно из основных свойств электрона. Нельзя представить, что заряд можно снять с электрона. Они неотделимы друг от друга.

Электрический заряд - это физическая величина. Она обозначается буквой q. За единицу электрического заряда принят кулон (Кл). Эта единица названа в честь французского физика Шарля Кулона.

Электрон - частица с наименьшим отрицательным зарядом. Его заряд равен -1,6 10 -19 Кл.

Вопросы

  1. Как на опыте показать, что электрический заряд делится на части?
  2. Имеет ли электрический заряд предел делимости?
  3. Как назвали частицу с самым малым зарядом? Что вы знаете о заряде и массе электрона?

Тема урока

Строение атома.


Цели урока:

Образовательные: ввести понятие электрона, как частицы с наименьшим электрическим зарядом, рассмотреть модели строения атома по Томсону и Резерфорду, дать представление о положительном и отрицательном ионах;

Развивающие: развивать способности учащихся анализировать, сравнивать, делать выводы;

Воспитательные: формирование идеи материальности мира, причинно-следственных связей между явлениями, воспитание интереса к предмету.


  • Организационный момент
  • Проверка знаний ранее изученного материала
  • Изучение нового материала
  • Закрепление изученного
  • Подведение итога урока
  • Домашнее задание

Определите, какое действие будет оказывать

наэлектризованная палочка на подвешенный

на нити шарик в каждом случае, изображенном

на рисунке


Пробковые шарики, подвешенные на нитях,

заряжены. Каковы знаки зарядов шаров?


Металлический шар заряжен. Какого знака заряды

у шариков одинаковой массы, подвешенных на непроводящей тонкой нити?




Сравните заряды капелек воды, пролетающих мимо заряженного шара


Отгадайте кроссворд


Тема урока

Делимость электрического заряда. Электрон.

Строение атома.


Абрам Федорович

Роберт Милликен

(1868 – 1924гг.)

Иоффе (1880 – 1960гг.)


Опыт Роберта Милликена

Устройство

для получения

ультрафиолетового

излучения

Маслёнка-распылитель

Микроскоп

Металлические пластины



При изменении заряда капельки масла

(пылинки цинка) всегда уходит (или

приходит) какая-то частица которая

заряд.


Электрон-


Электрический заряд

q - электрический заряд

1 Кл (кулон)

Шарль Огюстен


Электрон-

элементарная частица, имеющая наименьший отрицательный заряд

m э = 9, 1 · 10 - 31 кг

q э = -1,6 · 10 -19 Кл


Модель Томсона

Джозеф Джон

«пудинг»


Модель Резерфорда

Резерфорд

«Планетарная модель»


Строение ядра

протон

нейтрон

q p = 1,6 · 10 -19 Кл

не заряжен


Планетарная модель атома

Протоны р

Нейтроны n

Электроны е


Атом алюминия



Отрицательный ион – атом, присоединивший один или несколько лишних электронов

Положительный ион – атом, потерявший один или несколько электронов

Положительный ион атома гелия

Отрицательный ион атома гелия


Проверьте себя!

Заполните пропуски:

  • В центре атома находится ______
  • Вокруг ядра движутся ___________
  • Ядро атома состоит из ____________________
  • Ядро имеет _______________ заряд.
  • Электроны имеют ______________ заряд.
  • Протоны имеют _______________ заряд.

электроны

протонов и нейтронов

положительный

отрицательный

положительный


Проверьте себя!

Заполните пропуски:

  • Нейтроны
  • Атом, потерявший один или несколько электронов, называется ______________________

имеют ______________ заряд.

нейтральны

  • Атом, присоединивший один или несколько электронов, называется ______________________

имеет ______________ заряд.

нейтрален

положительным ионом

отрицательным ионом


Определите состав атома

и заполните таблицу

нейтроны

электроны


Домашнее задание