Зверинецкий монастырь, Киев: адрес, фото и история. Зверинецкие пещеры. Архангело-Михайловский Зверинецкий монастырь

Зверинецкий монастырь, Киев: адрес, фото и история. Зверинецкие пещеры. Архангело-Михайловский Зверинецкий монастырь
Зверинецкий монастырь, Киев: адрес, фото и история. Зверинецкие пещеры. Архангело-Михайловский Зверинецкий монастырь

23 декабря - в обители престольный праздник, а 22 декабря в Зверинецком Архангело-Михайловском монастыре был освящен малый храм во имя святителя Иоасафа Белгородского и священномученика Иоасафа (Жевахова) .

Читайте об этом удивительном древнем святом месте.

На холме, неподалеку от центра столицы, среди низеньких домиков с деревянными заборами и роскошных высоких особняков притаился тихий «уголок средневековья» –

Из-за высоких крепостных стен с многочисленными окошками и округлыми зубчатыми башнями возвышаются строгие полукружия церковных куполов. Крутая каменная лестница за тяжелыми железными воротами ведет в тесный монастырский дворик...

Громоздкие двери с массивными железными кольцами вместо ручек, орнаменты с изображением животных – волков и львов – на фасадах строений, молитвенная тишина и фигуры несуетливой монастырской братии. Но сотни лет назад на склонах этих холмов не было ни монастыря, ни особняков...


XI век...

В мрачных лесах, у стен древнего Киева, часто можно было услышать сигнал охотничьего рога, лай собак и лошадиное ржание. Сюда властители древнего города вместе с дружинниками и воеводами выезжали на «ловы» – охоту на диких вепрей, оленей и туров. Уже в те времена изобиловавшие дичью угодья киевских князей получили свое название «Зверинец» .

Чтобы не отъезжать далеко от своего стольного града, князь Всеволод Ярославич велел выстроить на этих землях Красный Двор, ставший его загородной резиденцией. А чуть позже, возле места, где князь после удачной охоты пировал со своей свитой, на берегу Днепра была заложена церковь в честь Архистратига Михаила.

Вскоре там появились кельи монастырской братии, трапезная и даже речная пристань. Тогда же возникла и прославленная часть монастыря, которая располагалась вовсе не наверху, а глубоко под землей – Зверинецкие пещеры .

Первые монахи-отшельники из Греции поселились в Зверинецких пещерах еще задолго до того, как на склонах Днепра вырос монастырь князя Всеволода. Местные жители стали приходить в пещеры за духовным наставничеством, и вскоре пещерная обитель разрослась и, как и ее наземная наследница, была освящена в честь Архистратига Михаила – предводителя небесного воинства.

Несмотря на то, что большинство монахов Зверинецкой обители поселились в кельях вотчинного монастыря, пещеры оставались обитаемы вплоть до XIII века , пока во время очередного набега на окраины княжьего города в Зверинецкие пещеры не ворвались кочевники… Жившие в пещерах схимники были зверски убиты, а подземная обитель – разрушена и завалена.

Наши дни...

В тесном и уютном дворике монастыря мы встречаемся с нашим провожатым – иеромонахом Хризостомом (Грищенко) . Вместе с ним не спеша, шаг за шагом углубляемся в «монастырские владения».

Иеромонах Хризостом (Грищенко)

Территория монастыря небольшая – всего 15 соток, на которых и расположился уютный корпус монастырской братии и два храма – в греческом и древнерусском стиле.

Вместо свечей и паникадила храм изнутри освещают рабочие прожектора, а там, где вскоре расцветет мáстерская роспись, пока еще установлены высокие строительные леса. Впрочем, за ними уже виднеются части мозаик с ликами Спасителя и святых, выполненные в византийском стиле.

День и ночь здесь слышится визг дрелей, пил и мелодичное постукивание молотков – в храме трудятся команды зодчих. Нам приветливо улыбаются белорусы и вежливо кивают грузины – обе команды приехали в Киев – колыбель славянского православия, чтобы украшать будущий храм. К слову, иеромонах Хризостом видит в этом Божий замысел.

Это не просто совпадение, – улыбается отец Хризостом. – Ведь попечитель нашего монастыря священномученик Иоасаф Жевахов происходил из древнего грузинского рода Джавахишвили, которые считают себя потомками предка грузин – Картлоса. Но имел священномученик Иоасаф прямое отношение и к Белоруссии, так как в свое время был сначала епископом Могилева, затем – Минска. А у нас как раз трудятся две команды из этих стран. Такие случайности – не случайны.

Роспись храма Зверинецкой обители

Начало ХХ века...

Священномученик Иоасаф (Жевахов), известный также как архиерей-мученик, вовсе не был священнослужителем с молодых лет, а был известен своим современникам как князь Владимир Жевахов.

Судьба связала его с монастырем, когда во время оползня были обнаружены полузаваленные пещерные храмы. Именно там, на раскопках древней святыни, любопытный князь и познакомился с насельником Ионинского монастыря – игуменом Валентином.

Молодой аристократ настолько проникся рассказом игумена о святом месте, что арендовал участок земли возле пещер и привез на раскопки команду профессиональных археологов. Князем были выделены деньги на постройку надпещерного храма с монашескими кельями, который получил статус скита Киево-Печерской Лавры.

Во время раскопок археологи обнаружили около двух сотен древних погребений, епископскую панагию и образ Богородицы, написанный на металлической пластине. И в 1913 году монастырский престол был освящен в честь Рождества Пресвятой Богородицы.

Но мирная жизнь монастырской братии на склонах Днепра снова оборвалась - в кровавый 1917 год.

Большевики закрывают монастырь. Часть монахов гибнет от рук чекистов, которые устроили настоящую охоту на духовенство, часть – мерзнет в товарных вагонах по пути в концентрационные лагеря, где умирают от болезней и голода. Монастырь подвергается разграблению – вандалы уносят драгоценные сосуды, сбивают оклады с икон. Множество бесценных реликвий исчезает – в лучшем случае их продают в частные коллекции, в худшем – оскверняют и уничтожают, не осознавая их ценности.

Множество дворян спешит скрыться за рубежом – туда бегут даже видавшие виды боевые офицеры, которые осознали тщетность борьбы с советской властью. Но потомок грузинских князей и не думает скрываться. Он принимает монашеский постриг, а позже его посвящают в сан епископа.

Вступив в ряды черного духовенства, князь осознал, что подписывает себе смертный приговор, ведь расстрел священника, а тем более епископа в те годы было делом времени. Но князя Жевахова, принявшего имя Иоасаф, в честь своего дальнего родственника епископа Белгородского Иоасафа, больше не волновала мирская суета.

Палачей, ворвавшихся в его дом в Могилеве, он встретил спокойно и без малейшего сопротивления. Будущего священномученика обвинили в организации террористической ячейки троцкистов и подготовке взрыва правительственного поезда, когда тот будет проезжать через Белгород.

Епископ был брошен в застенки НКВД – потянулись мучительные часы пыток и допросов. Смирение архиерея в сочетании с его непоколебимостью и твердостью духа ставили в тупик даже бывалых садистов – ни одного обвинения епископ не признал, не оговорил ни одного человека и не выдал ни одной тайны, унеся их с собой в могилу.

4 декабря 1937 года, в праздник Введения во Храм Пресвятой Богородицы, епископ Иоасаф, с прямой спиной и расправленными плечами, вышел в один из двориков города Курска. Никто из жителей окрестных двориков не обратил внимания на выстрел. В те годы часто кого-то расстреливали…

И снова наши дни...

Любопытно, что в самих пещерах сохранилась древняя церковь, а на одной из ее стен, у жертвенника, написаны имена семи игуменов монастыря, – рассказывает отец Хризостом, пока мы спускаемся по узкой лестнице вглубь монастырских пещер. – Получается, что в этих пещерах уже тогда был целый монастырский комплекс со своими игуменами.

Зверинецике пещеры

Пещеры Зверинецкого монастыря узкие и низкие, поэтому иногда идем, пригнув головы, дабы потолок не задеть. Толщу мрака еле-еле разбавляет жидкий огонек свечи. Но и его вполне достаточно, чтобы увидеть кельи монахов-отшельников – крошечные выбоины в стене, где можно только сидеть, лежать или стоять на коленях.

Обитатели пещерного храма спали в узких выбоинах, подушками им служили глиняные выступы, а обеденными столамигладкие поверхности пещер. Хоронили своих братьев монахи скромно – гробы не сколачивали, человека просто клали в землю между двух досок, а на тело первого клали второго, третьего...

Груды пожелтевших от времени костей вперемешку с камнями видны из-за решеток в узком тоннеле под землей. Здесь же стоят керамические сосуды, из которых виднеются макушки черепов…

Величественно выглядит подземная святыня – пещерный храм. Таинственный шум слышится в этих узких коридорах – будто эхо древних молитв все еще блуждает по пещерным кельям и тоннелям вместе с подземным холодом.

Температура здесь всегда одинаковая, – продолжает иеромонах Хризостом, – градусов 12 тепла. Не жарко, конечно. Зато летом – прохладно, а зимой – тепло.

…В конце каменного коридора забрезжил свет, и вот мы оказываемся наверху.

Мир кажется другим после выхода из пещер. Бледное зимнее небо и свежий морозный воздух в монастырском дворе обретают множество незнакомых доселе оттенков. Мир вокруг зацветает разнообразием красок.

Невольно задумываешься: «Этим ли воздухом дышали обитатели Зверинецких пещер? Это ли небо видели у себя над головой братья из Архистратиго-Михайловского монастыря? Какие мысли их посещали? И думали ли они о нас – тех, кто будет жить на этой земле века спустя?..» Ответ знают только стены молодых храмов и своды древних пещер на Зверинце. Не верите? Спросите у них сами…

...В Зверинецком Архангело-Михайловском монастыре сегодня, декабрь 2013 г.

Фото Сергея Рыжкова и Богдана Придатко

Зверинецкий пещерный монастырь или как его официально называют — Архангело-Михайловский Зверинецкий монастырь, является пещерным монастырем в исторической местности Киева Зверинец и внесен в реестр памятников археологии национального значения Украины.

В октябре 1888 года были обнаружены пещеры, которые находятся рядом со . Первым их посетителем стала Феодосия Матвиенко, которая спустившись в подземелье пришла в ужас — внутри она увидела множество человеческих останков, которые находились в разных положениях. Монахи Ионинского монастыря отслужили панихиду по этим людям, а настоятель архимандрит Иона благословил обследование пещер.

В ней были найдены остатки монашеской одежды, кресты, параманы, церковная утварь, посуда и прочие предметы обихода верующих. Из-за смерти настоятеля Ионинского монастыря работы по освоению пещер были на длительное время остановлены. В 1911 году игумен Валентин Свято-Троицкого монастыря построил возле подземелий шалаш и переселился в него, чтобы охранять святое место. Кроме этого, он служил в этом древнем иноческом погребении панихиды по погибшим там монахам.

1 из 10










Осенью 1911 года отец Валентин познакомился со старшим советником киевского губернского управления князем Владимиром Жеваховым, который помог в исследовании пещер своими личными средствами. Как оказалось, это был один из первых монастырей на Руси и датировался он 10-11 столетием. Тут было найдено около 50 могил в которых насчитывалось примерно 100 погребенных, а также множество останков, которые лежали на полу в хаотичном порядке и не были погребены. Историки считают, что причиной разорения монастыря могли стать многочисленные набеги татар и половцев. Судя по размещению останков людей вдоль пещерного прохода, а также учитывая то, что некоторые из них были найдены возле входа, можно предположить что эти монахи укрылись в пещерах во время одного из таких набегов.

Напавшие на город враги могли увидеть куда скрылись монахи и засыпали вход в пещеры, тем самым похоронив всех находившихся там заживо. Люди, умирая от голода, недостатка воздуха и жажды, падали в разных местах или оставались в необычных позах — этим объясняется беспорядочное расположение останков. Таким образом, просуществовав около сотни лет, Зверинецкий пещерный монастырь окончил свое бытие.

Интересные факты:
— по одной из версий в пещерах монастыря может храниться «Библиотека Ярослава Мудрого»,
— Жевахов после революции скрывался в Зверинецких пещерах, потом был пойман и отсидел 7 месяцев в киевской тюрьме. Выйдя из заточения, он стал монахом и в 1926 получил звание епископа. В 1937 году был арестован НКВД и расстрелян за противодействие режиму.

14 апреля 2009 года на заседании Священного Синода Украинской Православной
Церкви установил местное празднование Собора преподобных и преподобномучеников
Зверинецких в Неделю 5-ю Великого поста (Киев) (журнал №21).

Протоиерей Александр Авдюгин : «Собор святых представляет
собой святых, на одной территории живущих или объединенных одним подвигом.
Каждый из этих святых имел свою тропинку к Богу, шел по одному ему известному
пути. Это не значит, что другие пути не являются спасительными. Каждому Господь
дает свою тропу – единственную.

Соборы Церковь установила, чтобы показать: единство цели

Господь дает в определенном месте и в определенное время свое
благословение, чтобы явился сонм святых. Этим Господь показывает, что можно
спасаться не только индивидуально, но и вместе, если люди объединены одной целью
и находятся в одном месте»

В Киеве в центре Ботанического сада расположен
Свято-Троицкий Ионинский монастырь, основанный преподобным Ионой Киевским
(в миру Иоанн Мирошниченко; † 1902 г.) в 1871 году. В 750 м на
северо-запад от обители неподалеку от Ботанического сада, там, где во времена
Киевской Руси были княжеские охотничьи угодья, находятся Зверинецкие пещеры.

Как гласит предание, в память крещения Руси и низвержения языческого идола
Перуна первым митрополитом Киевским Михаилом было основано два храма-монастыря,
и оба были названы Михайловскими: Златоверхо-Михайловский и Выдубицкий. Летопись
же сообщает, что в 1070 году великий князь Всеволод Ярославич заложил церковь
св. Михаила в «монастыри Всеволожи на Выдобичи». Есть и другие указания на то,
что возле Выдубицкого храма уже существовал монастырь во имя этого святого. Все
древнейшие киевские монастыри были подземными, и только впоследствии, с
увеличением числа насельников, они «выходили из-под земли». Исходя из этого и
принимая во внимание географическое расположение описываемой местности, этот
старый монастырь не мог быть расположен нигде, кроме обнаруженных Зверинецких
пещер с сохранившимся в них пещерным монастырским храмом.

Исследователь Зверинецких пещер Иван Каманин считает, что они возникли
раньше, чем Печерские. Во времена Крещения Руси 988-989 годах, более чем на
шесть десятилетий ранее возвращения, по велению Господа, со святой горы Афон
инока Антония – основателя Киево-Печерской обители.

Никогда ещё исследователи не обнаруживали подобных пещер в
столь неповреждённом виде. В этих тесных, холодных келиях в посте и молитве
уединялись зверинецкие монахи. Во время очередной монголо-татарской облавы они
были погребены здесь заживо.

Подземелье представляет собой треугольник, образованный путем позднего
соединения некогда отдельных прямых коридоров, использовавшихся для погребения
усопшей братии (в перпендикулярных ходам одноместных нишах-локулах или
трехместных криптах). В центре одной из трех главных пещерных улиц расположен
вход в маленький подземный храм (в отличие от коридоров, не укреплен камнем, не
оштукатурен; престол не отделен от Горнего места; на стенке ниши с жертвенником
сохранился уникальный синодик Зверинецких игуменов). Погребенные в пещере
подвижники причислены к лику святых.

Судя по синодику, устроителем монастыря со времени основания - в самом
конце Х века - был некто Леонтий. Есть основания предполагать, что Леонтий,
епископ Ростовский, имя которого встречается в летописи, и Леонтий, игумен
Зверинецкий, - одно и то же лицо. Ростовская епархия была учреждена тотчас же по
крещению Руси. В летописи имеются указания на то, что епископ Леонтий был
киевлянином. В его житии указывается, что поставлен он был на епископскую
кафедру из Киево-Печерского монастыря. Тут необходимо отметить некоторое
несовпадение дат: во время поставления Леонтия на Ростовскую епископию
Киево-Печерского монастыря еще не существовало.

«Принимая во внимание время возникновения Зверинецкого
монастыря святого Михаила и игуменства в нем Леонтия, судя по синодику, и имея в
виду время епископства святого Леонтия в Ростове, мы позволяем себе утверждать,
- говорит историк Зверинецких пещер И. М. Каманин, - что первый зверинецкий
игумен, Леонтий, и святой мученик Леонтий-чудотворец, третий епископ Ростовский,
- одно и то же лицо».

После нашествия татаро-монгол в Киеве осталось не более двухсот дворов, что
послужило перенесению митрополии во Владимир. Киев, как центр, потерял своё
значение. Людям надо было заново отстраивать город, и о Зверинецких пещерах
забыли до начала двадцатого века.

Подземелье было обнаружено в 80-х гг. XIX в. и сразу же определено как
остаток прежде неизвестной пещерной обители (внутри оказалось много монашеских
могил, остатков четок, параманов, поясов, обуви).

Принадлежность территории над подземельем военному ведомству не позволила
тогда приступить к возрождению святыни. Впоследствии погребенные в пещере
неоднократно являлись жительнице Зверинца Феодосии Матвенковой и просили пищи.

Когда Матвенкова заказала в Ионинской обители панихиду по лежащим в пещере,
явления прекратились, а духовник монастыря игумен Валентин твердо решил вернуть
святыню верующим. Для преодоления ряда юридических препятствий он привлек к
этому делу влиятельного в Киеве князя Владимира Жевахова, который приходился
родственником святителю Иоасафу Белгородскому. Жевахов взял в 1911 г. участок с
входом в пещеру в аренду и пригласил археологов, которые исследовали подземелье
и благоустроили его для посещения.

Игумен Валентин открыл здесь самостоятельный скит с
наземным храмом Рождества Божией Матери с приделом святителя Иоасафа
Белгородского (церковь стояла на плато над пещерой; освящена в 1914г.). Однако в
1934г. скит упразднили, храм уничтожили. Пещеры разворовывались.

После октябрьского переворота братьев Жеваховых, Владимира и Николая, приютил
у себя настоятель скита Пречистыя под Киевом, известный подвижник благочестия -
игумен Мануил. В скиту братья трудились наравне с другими послушниками. Это
вызывало ропот, так как из-за присутствия Жеваховых монастырь могли в лучшем
случае закрыть. Однако, несмотря на неоднократные облавы, братья остались
неузнанными.

Несмотря на преследования, Владимир Жевахов пытался помочь Зверинецкому
скиту. Со временем, как только это стало возможным, его назначают попечителем
Зверинецких пещер и старостой надпещерного храма. Все эти годы он добивался
передачи земли над пещерами в частную собственность скита, но с приходом новой
власти осуществить этот замысел было практически невозможно.

После семи месяцев ареста, Владимир Жевахов в 1924 году подает прошение на
имя патриарха Тихона об иноческом постриге. 11 декабря того же года, в 11-ю
годовщину со дня освящения первого престола храме на Зверинецких пещерах он
принял монашеское пострижение с наречением имени Иоасаф. В 1926 году он
хиротонисан во епископа Дмитровского, викария Курской епархии.

Через два месяца после рукоположения епископ Иоасаф
подвергается аресту и этапированию в Соловецкий лагерь особого назначения
(СЛОН), разделив судьбу десятков тысяч верных чад Православной Церкви.

В октябре 1929 года епископа Иоасафа (Жевахова) переводят в ссылку в
Нарымский округ Восточно-Сибирского края. Освободившись в 1932 году из
шестилетнего заключения, он ни на день не остается без послушания и принимает
назначение на Пятигорскую кафедру. Уже через год следует новый арест и приговор
тройки ОГПУ - десять лет ссылки в Севкрай.

Здесь епископ Иоасаф знакомится со святителем-хирургом Лукой
(Войно-Ясенецким). Архангельская ссылка надолго связала этих двух исповедников и
подвижников благочестия узами глубокой христианской дружбы. Но сырой северный
климат окончательно подорвал слабое здоровье измученного тюрьмами епископа
Иоасафа, и в 1934 его, как инвалида, переводят под надзор в Московскую область.
С июня 1934 года он принимает назначение на должность управляющего Могилевской
епархии, и вновь возвращается к пастве. Однако слабое здоровье не могло
позволить владыке продолжать свое епископское служение, и он вынужден был уйти
на покой.

Епископ возвращается в Белгород, однако и там его ждет арест. Он обвинен в
«руководстве контрреволюционной фашистской организации церковников». Продержав
епископа Иоасафа более года сначала в белгородской тюрьме, а потом под надзором
в Новгородской области, в конце 1937 года его доставляют для суда в Курск. О
том, что пришлось пережить престарелому больному епископу в застенках курской
НКВД, можно представить по короткой сухой фразе, найденной в архиве материалов
допроса - «свое участие в контрреволюционной деятельности отрицал». На
благополучный исход следствия надежд было мало, так как предвзятость судей никто
и не собирался скрывать. Приговор был вынесен 4 декабря того же года - «высшая
мера наказания - расстрел» и исполнен в день вынесения. Из десяти расстрелянных
с владыкой Иоасафом в тот день епископов и священников только он один смог
устоять во время бесконечных допросов и не выдать ни одного своего собрата.

В 1990г. заброшенная пещера перешла в ведение Музея
истории г. Киева, где тогда образовался особый отдел «Киев-Подземный» по
изучению и охране подобных святынь. Проведя в пещере новые исследования,
«Киев-Подземный» подготовил ее к повторному открытию, которое и осуществил
совместно с братией Ионинской обители в 1997 г. Зверинецкая пещера – лишь одно
из подземелий одноименного монастыря, основанного в добатыевскую эпоху, не
упоминаемого в известных на сегодня письменных источниках (кроме надписей в
самой пещере) и со временем прекратившего существование.

В 1993 году на кафедре рентгенорадиологии Киевского медицинского института
были проведены исследования мощей, находящихся в Зверинецких пещерах. Эти
исследования подтвердили древность произведенных в пещерах захоронений, относя
их приблизительно к Х-ХІІ векам. Кроме того, было показано, что все люди, чьи
мощи сохранились в Зверинецком пещерном монастыре, при жизни страдали
заболеваниями, которые поражают организм в условиях высокой сырости и холода.
Этот факт еще раз говорит о самоотверженности и аскетизме древних насельников
Зверинецких пещер, которые, стремясь покорить плоть духу, умерщвляли свое тело
различными подвигами в непоколебимой надежде воскреснуть для славной жизни в
Царствии Небесном.

Три раза в месяц и в дни памяти Зверинецких преподобных в пещерах служится
Литургия. Получены документы на строительство храма над пещерами, и сейчас
делается много в этом направлении. Ведутся подготовительные работы к продолжению
исследования Зверинецких пещер. Благоустраивается внешний вид. Поставлены
решетки на ниши, сделаны керамические мощевики для глав преподобных. Некоторые
главы источают миро.

В дальнейшем планируется открыть в этом месте скит, чтобы
здесь продолжалась монашеская жизнь.

Собор Преподобных и Преподобномучеников Зверинецких

По установленной в Свято-Троицком Ионинском Киевском монастыре традиции
празднование в честь собора всех преподобных зверинецких совершается в 5-ю
Неделю Великого Поста.

Молитва преподобномученикам Зверинецким

О Святии Отцы, преподобномученицы и страстотерпцы Зверинецкие!

Молитеся о нас грешных Всемилосердному Богу о ниспослании нам милости и
благодати Духа Святаго и благого во многогрешном житии нашем покровительства
Матери Божией и всех святых, от века Богу послуживших в Духе и Истине.

Надеясь на молитвы ваши за нас грешных, да исправим жизнь нашу, и испросим
прощение согрешений наших у Царя Славы, и достигнем Небесного Отечества, где
пребывают правда, любовь и бесконечное блаженство жизни Вечной.

Да прославим вместе с Вами Отца и Сына и Святаго Духа ныне и присно и во веки
веков. Аминь.

Тропарь преподобномученикам Зверинецким

Тропарь, глас 2

Егда снидосте во гробы, и самех себе заключисте, тогда страсти умертвивше
плотския, спогребостеся Христу, богоноснии, и диавольския в подземных разрушисте
ограды, сего ради ангелы венцы с небес вам подают.

Фото : FAVOR (fotki.yandex.ru)

Множество чудесных и старинных монастырей в Киеве, но самый загадочный и таинственный из них ‒ это Архангело-Михайловский Зверинецкий монастырь Украинской Православной Церкви Московского патриархата, расположенный в Печерском районе Киева, к югу от Киево-Печерской лавры.

С этим чудесным монастырем меня знакомит его благочинный, архимандрит Леонтий (Золотарев).

Здешние места получили свое название от княжеских «звериных ловов» или охот в этих когда-то густых лесах, изобиловавших в те далекие времена всяческим зверьем. В «Повести временных лет» по этому поводу говорится так: «и бяше около града лес и бор велик, и бяху ловяше зверь».

Елена Анатольевна Воронцова, кандидат исторических наук, много лет проработавшая заведующей отделом «Киев подземный» (ныне упраздненным) Музея истории Киева, замечала: «По другой версии, название связано с находившимся в этом месте зверинцем, где содержались специально подготовленные для охоты звери и птицы».

Самый загадочный и таинственный

Историк, палеограф и архивист Иван Михайлович Каманин, автор первого научного исследования о Зверинецких пещерах, в своей книге «Зверинецкие пещеры в Киеве. Их древность и святость», изданной в 1914-м году в типографии Киево-Печерской лавры, писал, что все древнейшие киевские монастыри были подземными и только впоследствии «вышли из-под земли».

Все они в течение веков подвергались изменениям, их перестраивали, переделывали, меняли, и только Зверинецкие пещеры, пролежав под землей нетронутыми много веков, остались в неприкосновенности и могут показать нам настоящий вид тех самых древних подземных келий, где подвизалась ревностная монашеская братия.

Дело в том, что древнейший Зверинецкий монастырь, созданный в первом веке христианства на Руси, в тяжкие времена нападений половцев или монголо-татар был засыпан землей и забыт на 800 лет.

Тайны этого монастыря ещё ждут своих исследователей и первооткрывателей

Тайны этого монастыря ещё ждут своих исследователей и первооткрывателей: общая длина здешних пещер превышает длину Ближних и Дальних пещер великой Киево-Печерской лавры, и здесь все ещё осталось до километра (а может, и больше) неизвестных, не открытых ходов.

Как обнаружили подземный монастырь?

Заветные святыни могут долгое время таиться под спудом, в неизвестности, но когда Господь хочет ‒ тайное становится явным. Когда-то чудотворную Казанскую икону обрели благодаря маленькой девочке Матрене. А Зверинецкие пещеры были открыты благодаря благочестивой, в ту пору 50-летней, жительнице Киева ‒ Феодосии Васильевне Матвиенко, чей дом находился напротив горы с засыпанным входом в пещеры. Как-то весной 1882 года, на рассвете, она услышала гул провала земли и увидела светлую радугу, один конец которой падал на место провала, словно указывая на нечто чудесное. Феодосия Васильевна рассказала о случившемся соседям.

В полдень этого же дня её сосед, художник Дмитрий Зайченко, со своим товарищем, возвращаясь со службы из расположенного рядом Свято-Троицкого Ионинского монастыря, наведались к открывшемуся провалу, захватив с собой свечи. Они расчистили отверстие и спустились в провал. Обнаружили там длинную пещеру со множеством человеческих останков и монашеские келии.

Подвижники Зверинецких пещер

Люди, которые покоились в пещерах, несомненно, были иноками: сохранились их кожаные монашеские пояса с изображениями двунадесятых праздников, четки, плетенные из тонких ремешков монашеские параманы, полуистлевшая кожаная и войлочная обувь, деревянные доски от гробов ‒ некоторые из них кипарисные, сохранившие особенный запах, ‒ обломки жерновов для растирания зерна.

Исследователь пещер Иван Михайлович Каманин так описывал келии затворников Зверинецких пещер: «Затворнические келлии имеют внутри форму большой русской варистой печи; длина ея равна росту человека; в устье ея, иногда свободно, а иногда и с трудом, может пролезть человек; посредине пола ниши прорыт ровик во всю длину ея, глубиной по колена человека; по сторонам ниши, параллельно ровику, устроены две лежанки. Влезши в такую нишу ‒ келлию, подвижник имел возможность свободно сидеть на лежанке, опустив ноги в ровик; стоя на дне ровика, подвижник мог подыматься даже во весь рост. На противоположной лежанке могли помещаться иконы, лампады, священные книги, сосуды для воды и просфоры. При жизни подвижника ровик мог служить ему ложем для сна, а по смерти ‒ могилой... Близость таких ниш к алтарю давала возможность подвижникам слышать богослужение...».

Духовный писатель Евгений Николаевич Поселянин (Погожев) по поводу открытия Зверинецких пещер писал: «Невозможно никакими словами передать то чувство какого-то покоя и каких-то совершенно неизведанных настроений, которые овладевают здесь, в глубине земли, в этой миниатюрной простой церкви, в полном отчуждении от всего земного и в соседстве с немыми останками братии неведомого монастыря!»

Иван Михайлович Каманин восхищался природой вокруг пещерного монастыря: «Вся окрестность пещер производит чарующее впечатление. Стоя на высокой пещерной горе, пока ещё пустынной и открытой со всех сторон, с голубым небесным сводом над головой, и любуясь этой удивительной по красоте живой картиной, невольно испытываешь возвышенное настроение и близость к Богу; подавленная городской сутолокой душа чувствует себя свободной и облегченной, хотя на час, от мирских забот! Дивная природа!»

Просьба о молитве

Спустя 30 лет, уже 80-летняя, Феодосия Васильевна Матвиенко рассказывала Каманину, как тоже спустилась в пещеры, позвав с собой свою знакомую, чтобы было не так страшно. Рассказывала, что видела около 50 истлевших гробов в пещерках ‒ в каждой пещерке по два покойника головой к устью, всего наблюдательная Феодосия насчитала 99 черепов.

Покойные обитатели пещер являлись ей во сне и просили накормить их

Помимо монашеской братии, погребенной в пещерных кельях, были обнаружены останки мирских людей, которые, видимо, погибли, пытаясь укрыться в пещерах от преследования врагов. Они лежали беспорядочно вдоль пещерного прохода, что говорило о том, что над ними не был совершен обряд погребения.

Феодосия Васильевна рассказывала также, что покойные обитатели пещер являлись ей во сне и просили накормить их. Благочестивая женщина смекнула, о какой пище они просят, и заказала в Ионинском монастыре панихиду по погибшим, после чего подобные сны прекратились.

«Предоставленные сами себе»

В день открытия пещер, ближе к вечеру, братия ближайшего Свято-Троицкого Ионинского монастыря, взяв свечи, тоже отправились на осмотр пещерной обители. Что-то из найденного они забрали на молитвенную память ‒ и это было хорошо, потому что затем к пещерам повалили любопытные.

Очень быстро слухи об открытии никому неведомых пещер распространились по округе ‒ но, к сожалению, далеко не сразу пришло понимание великой ценности находки, её духовного, культурного и исторического значения.

От момента открытия пещер в 1882-м году до начала их исследования и раскопок в конце 1912 года прошло целых 30 лет. В течение этого времени чудесные, полные святынь пещеры находились без охраны, по словам Ивана Михайловича Каманина, «предоставленные сами себе», а местные жители и далекие посетители могли уносить все, что их интересовало.

Подвижник и заступник древнего монастыря

В 1911-м году произошли новые обвалы, и открылись два новых входа в пещеры. Но теперь у пещерного монастыря появился заступник ‒ духовник Свято-Троицкого Ионинского монастыря, игумен Валентин (Коротенко). Господь открыл ему духовную ценность пещер, и отец Валентин переселился из своей обжитой монастырской кельи в небольшой шалаш, наскоро сооруженный из тонких досок, чтобы охранять пещерные кельи и служить панихиды.

Трудно представить, какие лишения претерпевал подвижник: холод и зной, опасность от кладоискателей и грабителей, бесчинства и досаждения от просто любопытствующих. Но большинство паломников стали приходить сюда за молитвами и благодатью древней святыни. Так было положено начало скиту на Зверинецких пещерах.

Внезапно почувствовал четкое внутреннее извещение

Мы зажигаем свечи и спускаемся в пещеры. Сердце бьется чаще - это место преисполнено благодати. Отец Леонтий рассказывает: «В день празднования Казанской иконы Божией Матери, 22 октября 1911 года, у пещер появился новый покровитель ‒ князь Владимир Давидович Жевахов. Из дневника князя известно, что утром, проснувшись раньше обычного, он почувствовал четкое внутреннее извещение о необходимости поехать на богослужение в Троицкий Ионинский монастырь, где до этого никогда не бывал.

После литургии, увлекаемый потоком паломников, князь решил наведаться к малоизвестным на то время полузаваленным пещерам. Отец Валентин после молебна и панихиды повел князя за собою, просто подвел к открытым пещерным входам и сказал: ‟Ваше сиятельство, было бы хорошо на месте этой древней святыни возродить монастырь». И Господь через этих двух людей, хоть и на короткое время, возродил монашескую жизнь в Зверинецких пещерах”.

Зверинецкие пещеры не отпускают тех, кто здесь однажды побывал

Пещеры оказывают сильное впечатление на тех, кто их посещает: как минимум хочется побывать здесь снова.

Интересно, что Иван Михайлович Каманин, исследователь пещер, остался в них и после своей кончины: он покоится, согласно его собственному завещанию, в этих же пещерах, в конце Алтарной улицы.

Следующий человек, который останется здесь навсегда, ‒ это игумен Валентин (Коротенко): скончавшийся Великим постом, десятого марта 1917 года, подвижник будет похоронен в пещерах недалеко от входа. Его многолетний самоотверженный труд был принят Зверинецкими преподобными, и отец Валентин стал как бы одним из них.

Князь Владимир Давидович Жевахов после знакомства с Зверинецкими пещерами тоже не сможет с ними расстаться.

Как князь Владимир Жевахов превратился в смиренного монаха Иоасафа

Князь станет благотворителем и попечителем пещер, старостой надпещерного храма. На его личные средства была взята в аренду земля над пещерами и проведены археологические раскопки. Благодаря попечительству князя был положен конец расхищению пещерных святынь.

Позднее, в годы революции и гражданской войны, князь Владимир Давидович Жевахов будет в этих же самых пещерах скрываться вместе с братом-близнецом Николаем от облав большевиков и трудиться наравне с простыми послушниками скита.

Возможно, именно по молитвам Зверинецких подвижников древности блестящий юрист, почетный мировой судья, старший советник Киевского губернского правления князь Жевахов именно в этих пещерах примет монашеский постриг и превратится в смиренного монаха Иоасафа, нареченного при постриге в честь своего предка, святого Иоасафа Белгородского. Монах Иоасаф (Жевахов) будет рукоположен в иеродиакона, затем в иеромонаха, а затем хиротонисан во епископа.

А потом владыку Иоасафа ждет Соловецкий лагерь особого назначения, ссылка, новые аресты и, наконец, мученическая кончина: 4 декабря 1937 года, на праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы, он будет расстрелян под Курском.

В 2002-м году благотворитель Зверинецких пещер, епископ Могилевский Иоасаф (Жевахов), прославлен в лике священномучеников ‒ и он духовно снова пребывает в своем любимом Зверинецком монастыре: его икона находится в соборе Всех скорбящих Радости, в нижнем приделе, освященном как раз в честь святителя Иоасафа Белгородского и священномученика Иоасафа Могилевского.

Катастрофа

Елена Анатольевна Воронцова, бывшая заведующая отделом «Киев подземный» Музея истории Киева, писала: «Шестого июня 1918 года в Киеве случилась одна из наибольших катастроф. С десяти до двенадцати часов утра произошло пять взрывов на артиллерийских складах, что находились на Зверинце за Братским кладбищем. В результате взрыва, в дополнение ко всем разрушениям и пожарам, образовались два провала. Один - неподалеку от Зверинецких пещер, второй на противоположном конце плато, возле экономических ворот Свято-Троицкого монастыря. Эти провалы четко указывали на существование здесь подземных ходов. От взрыва сильно пострадала надпещерная церковь. Была снесена крыша, потолок на втором этаже обвалился, повреждены иконостас, иконы, украшения и церковная утварь. Взрыв отразился и на некоторых участках пещер».

Незадолго до своего закрытия Зверинецкий скит насчитывал до 40 насельников. В 1933-м году безбожники убили настоятеля скита, архимандрита Филарета (Кочубея), а через год скит был закрыт, а храм взорван.

Послевоенный период

Елена Анатольевна Воронцова рассказывала: «В послевоенный период Зверинец начал застраиваться частными жилыми домами, и о пещерах надолго забыли. Вспомнили в 1964-м году, но входы в подземелье были засыпаны. Исследователи знали приблизительное место входа на территории частной усадьбы на улице Мичурина, но хозяева установили там туалетную кабину. Её отодвинули, и только тогда через провал стало возможным попасть в пещеры и произвести археологическую разведку. Пещерный лабиринт оказался частично обрушенным, пройти его полностью не удалось».

В 1969-м году постановлением Совета Министров УССР Зверинецким пещерам был присвоен статус памятника археологии. Благодаря этому в 1988-м году смогли предотвратить строительство здесь высотного здания, и пещеры перешли в ведение киевского Музея истории.

Рассказ отца Леонтия об иконе «Всех скорбящих Радость»

«В июне 1918 года из-за диверсии были взорваны военные склады Зверинецкого форта, и взрывной волной был разрушен деревянный надпещерный храм в честь Рождества Богородицы. Храм был быстро восстановлен на средства богомольцев и освящен в честь иконы Божией Матери ‟Всех скорбящих Радость”.

После разорения обители в 1930-е годы храмовая икона считалась утраченной.

В 1997-м году был возрожден скит на Зверинецких пещерах. В 2009-м году на основе Зверинецкого скита был основан Архангело-Михайловский монастырь.

К наместнику монастыря обратился коллекционер с предложением выкупить святыню, связанную с обителью

В 2010-м году к наместнику нашего монастыря обратился частный коллекционер с предложением выкупить святыню, связанную с обителью. Это оказалась наша храмовая Скорбященская икона. В канун Страстной Пятницы 2010 года образ вернулся в монастырь, и теперь самый большой собор монастыря посвящен иконе Пресвятой Богородицы ‟Всех скорбящих Радость”.

Рассказ отца Леонтия о Зверинецкой иконе Божией Матери

«Зверинецкая икона Божией Матери была обретена при раскопках погребения зверинецкого игумена Климента в 1913-м году. Образ, написанный на эмалированной железной пластине, чудом сохранился в микроклимате пещер с влажностью 95-98%. С 1915 года икона, как особо чтимая, была украшена драгоценной ризой на средства покровителя скита ‒ князя Владимира Жевахова. При разорении монастыря оригинал иконы был отделен от ризы, и святыни, по-видимому, отдали проверенным прихожанам на сохранение.

Собор Божией Матери - Всех скорбящих Радости.

Немного исторических фактов о Зверинецком монастыре

Как свидетельствует история Зверинецкий монастырь был основан как вотчинный монастырь сыном Ярослава Мудрого князем Всеволодом. Упоминание о Зверинецком монастыре есть в «Повести временных лет». Причина запустения монастыря до конца неизвестна историкам, но многие придерживаются версии что причиной была монгольская навала. И только 12 октября 1888 Зверинецкие пещеры были случайно открыты во время смещения грунта. И монастырь начал постепенно оживать.

Но с приходом большевиков настали темные времена для монастыря. Начались гонения и убийства священников. Монастырь был разграблен закрыт и про него постепенно стали забывать. И только с 1997 года началось второе возрождения Зверинецкого монастыря. Были восстановлены два храма в византийском стиле и входы в зверинецкие пещеры. Сейчас в храмах монастыря постоянно идут службы и дальнейшее восстановление монастырского комплекса.

Фотопутешествие

Монахи без проблем разрешили фотографировать на территория монастыря и сами пещеры, единственное условие чтобы никто из них не попал в кадр.

Экскурсии в проходят в такие часы 10–00, 11–00,13–00, 14–00, 15–00 или 16–00. Все бесплатно, но если есть желание можете сделать пожертвование. Экскурсии проходят каждый день.


Объектив словил зайчика. Вверху над монастырем находится Голгофа местного значения. Тут разбит декоративный сад. Прекрасный вид на монастырь.


Коридор между храмами монастыря. Чувство что попал на Афон.