Самый древний монастырь в россии. Списки действующих мужских и женских монастырей в России. Самые красивые, древние и известные монастыри в России

Самый древний монастырь в россии. Списки действующих мужских и женских монастырей в России. Самые красивые, древние и известные монастыри в России
Самый древний монастырь в россии. Списки действующих мужских и женских монастырей в России. Самые красивые, древние и известные монастыри в России

Соловецкий мужской монастырь – независимая обитель Русской православной церкви. Находится она в Белом море на Соловецких островах. Основание монастыря приходится на 40-е годы XV ст., когда преподобный Зосима со своим товарищем облюбовали Большой Соловецкий остров в качестве места жительства. Такой выбор он сделал не случайно – преподобному привиделась церковь небывалой красоты. Распознав свой сон как знак свыше, Зосима приступил к строительству деревянного храма с приделом и трапезной. Его возведением он чествовал Преображение Господне. Через небольшой промежуток времени Зосима и Герман выстроили церковь. С появлением этих двух построек, ставших в дальнейшем основными, и началось обустройство монастырской территории. Впоследствии архиепископом Новгородским обители был выдан документ, подтверждающий ее извечную собственность на Соловецкие острова.

Свято-Введенская Оптина пустынь – это ставропигиальный монастырь, служителями которого являются мужчины-иноки. Его создателем был разбойник Опта, или Оптия, который в конце XIV в. раскаялся в содеянных поступках и принял иночество. Как священнослужитель он был известен под именем Макарий. В 1821 г. при обители был обустроен скит. В него заселялись так называемые пустынники – это люди, проведшие много лет в полном уединении. Наставником монастыря был «старец». Со временем Оптина пустынь превратилась в один из ведущих духовных центров. Благодаря многочисленным пожертвованиям ее территория пополнилась новыми каменными зданиями, мельницей и земельными угодьями. Сегодня монастырь считается историческим памятником и имеет иное название – «Музей Оптина пустынь». В 1987 г. он вошел в список объектов Русской православной церкви.

Новодевичий женский монастырь, возведенный в XVI в., в то время располагался на Самсоновом луге. Ныне эта местность называется Девичьим полем. Соборный храм при монастыре строился по подобию Успенского собора – «соседа» Московского Кремля. Монастырские стены и башни сооружались в XVI – XVII вв. В целом архитектура обители передает стиль «московское барокко». Своей известностью монастырь обязан семейству Годуновых. Здесь до избрания на царствование вместе со своей сестрой Ириной проживал Борис Годунов. Ирина Годунова приняла постриг с именем Александра и проживала в отдельных палатах с деревянным теремом. В конце XVI ст. территория монастыря пополнилась каменными стенами и дюжиной башен. Своим видом они напоминали кремлевские постройки (в стенах стояли квадратные башни, а по углам – круглые). Их верхние части были отделаны зубцами. Сегодня Новодевичий монастырь совмещает и музей, и обитель.

Кирилло-Белозерский монастырь раскинулся на берегу Сиверского озера. Своим появлением он обязан преподобному Кириллу, основавшем его в 1397 г. Строительство начиналось с обустройства кельи-пещеры и установки над нею деревянного креста. В том же году состоялось и освещение первой святыни – ею был деревянный храм, отстроенный во имя Успения Пресвятой Богородицы. К 1427 г. в обители числилось около 50 монахов. В первой половине XVI в. у монастыря начинается новая жизнь – в него на богомолье стали регулярно съезжаться все московские вельможи и цари. За счет их богатых пожертвований иноки быстро застроили обитель каменными постройками. Ее главной достопримечательностью считается Успенский собор. Появившийся в 1497 г., он стал первым каменным зданием на Севере. Разнообразным архитектурным изменениям монастырский комплекс подвергался до 1761 г.

Валаамский монастырь – ставропигиальное учреждение Русской православной церкви, занявшее острова Валаамского архипелага (Карелия). Первые упоминания о нем встречаются в летописях XIV в. Так, «Сказание о Валаамском монастыре» информирует о дате его основания – это 1407 г. Уже через пару столетий в обители проживало 600 душ монахов, однако из-за многократных вторжений шведских войск остров стал приходить в упадок. Еще через 100 лет территория монастыря начала заполняться келейными корпусами и вспомогательными помещениями. Но главными постройками монастырского двора являлись Успенская церковь и Спасо-Преображенский собор. Желая сотворить из собственной обители Новый Иерусалим, валаамские подвижники использовали при обустройстве ее участков названия периода Нового Завета. За годы своего существования монастырь претерпевал множество изменений, и поныне он остается одним из привлекательных исторических памятников России.

Александро-Невская Лавра заложена в 1710 г. в месте соединения реки Монастырки с Невой. Решение о ее строительстве было принято самим Петром I, пожелавшим увековечить на этой местности победу над шведами в 1240 и 1704 гг. В XIII в. с полчищами шведов воевал Александр Невский, поэтому за благие дела перед Отечеством он впоследствии был канонизирован. Построенный в его честь монастырь в народе прозвали Александровым храмом, и с его сооружения началось расширение территории Свято-Троицкого Александро-Невского монастыря, или Лавры. Примечательно, что монастырские корпуса располагались «покоем», т.е. в форме буквы «П» и украшались по углам церквями. Озеленение двора представляло собой сад с цветником. Главным праздником Лавры признан день 12 сентября – именно в эту дату в далеком 1724 г. были перенесены святые мощи Александра Невского.

Троице-Сергиева Лавра основана в первой половине XIV ст. преподобным Сергием Радонежским, сыном обедневшего дворянина. По замыслу священнослужителя монастырское подворье обустраивалось в виде четырехугольника, в центре которого над кельями высился деревянный Троицкий собор. Ограждением обители служил деревянный тын. Над вратами располагалась небольшая церквушка, чествующая св. Дмитрия Солунского. Позднее такой архитектурный план переняли все остальные монастыри, что подтверждало мнение о том, будто Сергий являлся «начальником и учителем всех монастырей на Руси». Со временем у Троицкого собора появилась Свято-Духовская церковь, здание которой объединяло в себе храм и колокольню («иже под колоколы»). С 1744 г. величественный монастырь переименован в Лавру.

Спасо-Преображенский мужской монастырь – иноческая обитель в Муроме, основанная князем-страстотерпцем Глебом. Получив город в удел, он не желал селиться среди язычников, поэтому принял решение об обустройстве княжеского двора выше течения Оки. Выбрав подходящее место, Глеб Муромский выстроил на нем свой первый храм – так он увековечил имя Всемилостивого Спаса. Позднее он дополнил его монашеской обителью (помещение использовалось в целях просвещения муромского народа). Согласно летописи, «монастырь Спаса на бору» появился в 1096 г. С тех пор в его стенах побывали многие священнослужители и чудотворцы. Со временем на территории обители появился Спасский собор – через его возведение Иван Грозный увековечил дату взятия Казани. Для обустройства помещения нового храма царь выделил иконы, церковную утварь и литературу, одежду для служителей. Покровский храм с палатами, пекарней, мукосейней и поварней был построен во второй половине XVII в.

Серафимо-Дивеевский монастырь – женская обитель, основанная во 2-й половине XVIII ст. На собственные средства матушки Александры сначала был заложен фундамент Казанской церкви. Ее освящением по мере окончания строительства занимался Пахомий – мастер, известный сооружением Саровской пустыни. Помещение церкви было оборудовано 2 приделами – во имя архидиакона Стефана и Святителя Николая. Затем в Дивеево появились Троицкий и Преображенский соборы. Последний сооружался на солидные пожертвования, ведь в его конструкции впервые применялся железобетон (ранее такой материал при строительстве святынь не использовался). Но главным храмом здесь считается Троицкий собор, в котором покоятся мощи Серафима Саровского. Все желающие получить благодатную помощь и исцеление специально собираются у раки с мощами преподобного.

Действующие монастыри России – это не только культурное достояние мирового значения, но и важный институт православия, где рождается особая энергетика, основоположные учения святых чудотворцев.

В обителях старцы и монахи молятся за грешные души всего мира. Побывать в действующих монастырях России – это не просто насладиться древними храмами и иконами, каждый может прикоснуться к удивительной жизни святых и вобрать в себя каплю чудесной, монастырской энергетики.

После распада СССР многие монастыри снова возобновили свою работу, некоторые восстановлены позднее силами прихожан. Все они открыты для паломников и прихожан, в некоторых можно остаться на несколько недель в качестве волонтера, трудника и послушника.

Женские монастыри России, куда можно приехать и пожить

Во многие женские монастыри России можно приехать пожить на несколько недель и стать трудником или волонтером, то есть трудиться и молиться во имя Господа. Часто приезжают женщины и девушки, которые находятся в тяжелых жизненных ситуациях, стоят на перепутье или хотят помочь монастырю своей работой.

По отзывам многих волонтеров – это непередаваемый опыт, который остается на всю жизнь и оберегает от всех невзгод и трудностей.

Покровский монастырь

Покровский женский ставропигиальный монастырь, где находится мощи и чудотворная икона Старицы Матроны можно назвать самым известным в Москве.

Сюда приезжают паломники и прихожане со всей России, чтобы дотронуться до мощей и иконы Преподобной Матроны. Святая благоволит девушкам, поэтому сюда часто приезжают беременные девушки или те, кто не могут найти спутника жизни. Здесь можно остаться на несколько недель и поработать в монастыре.

Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский монастырь

Обитель сильно пострадала во времена СССР, многие монахини вынуждены были скрываться от властей, и жили монахинями в миру.

Именно здесь жил Преподобный чудотворец Серафим Соровский, где и хранятся его мощи. Многие прихожане рассказывают о чудесах, которые происходили с ними после преклонения к мощам и к иконе. После развала СССР монастырь был восстановлен и обрел славу исцеляющего от болезней. Паломники приезжают помолиться о здоровье, о силе веры, об исцелении от болезней.

Монастырь находится в городе Дивеево недалеко от Арзамаса.

Свято-Петропавловский женский монастырь

Обитель была создана в XIII веке, но позднее упразднена Екатериной Великой, позднее снова открыта.

Здесь работали различные мастерские: иконописные и чеканные, церковно-приходская школа и больница. В годы СССР монастырь был закрыт и возрожден лишь в 2002 году.

Монастырь находится недалеко от Хабаровска, куда ходит специальный автобус.

Крупнейшие православные монастыри России

Крупнейшие монастыри – это не просто отдельные монастыри, это целый, закрытый мир с множеством комплексов, храмов, соборов и дворов. В такие монастыри едут паломники, послушники и волонтеры со всего православного мира, чтобы помолиться о здоровье своей семьи, во Славу Божию и мира на земле.

Троице-Сергиева Лавра

Один из древнейших комплексов, который расположен в городе Сергиев-Посад, недалеко от Москвы.

Он был основан в XIV веке. Сейчас это крупный ансамбль соборов и храмов, куда может приехать любой желающий. В Лавре хранятся мощи 9 святых, среди которых Сергий Радонежский и Максим Грек.

Сейчас Лавра помимо духовной, религиозной жизни ведет социальные проекты и благотворительность. Активисты помогают людям на военной службе, находящимся в тюрьме и в сложной жизненной ситуации.

Псково-Печерский монастырь

Знаменитый мужской монастырь, жизнь которого описана в книге «Не Святые Святые».

Древний монастырь-крепость, один из немногих обителей, который продолжил свою работу в СССР. Здесь находятся чудотворные иконы, жития и мощи Святых, в монастыре жил знаменитый Архимандрит Иоанн Крестьянкин. Сюда можно приехать на экскурсию и остаться послушником и волонтером.

Помимо основных храмов на территории находятся пещеры, где жили и молились монахи. Их можно посетить по специальной записи.

Монастырь находится в Пскове.

Валаамский монастырь

Мужской монастырь находится на острове Валаам на Ладожском озере, недалеко от границы с Финляндией.

Большое подворье и комплекс из храмов и соборов ежедневно посещают тысячи людей. Здесь можно остаться в качестве послушника и волонтера, а также помолиться о здравии семьи или сходить на экскурсию.

Самые знаменитые монастыри России

Об этих обителях знает практически каждый житель России, многовековая история, чудотворные иконы и Святые-чудтворцы, служившие в монастырях сделали их бессмертными.

Оптина пустынь

Один из самых знаменитых и почитаемых монастырей в России. Сюда приезжают со всей России за помощью и советом к старцам.

Чудотворные иконы и молитва помогает обрести здоровье, веру и любовь. Добраться до монастыря можно из города Козельск, который находится в Калужской области.

Новодевичий монастырь в Москве

Большое подворье находится в Москве и имеет многовековую историю.

Именно здесь провела остаток своих дней Царевна Софья, старшая сестра Петра I. Женский монастырь можно посетить в качестве прихожанина, а также стать послушницей. Сюда часто приходят помолиться одинокие девушки в поисках помощи в обретении спутника жизни.

Александро-Свирский монастырь

Мужская обитель была основана в XV веке святым, преподобным Александром Свирским среди дремучих лесов, в месте обитания языческих племен кореллов, вепсов и чуди.

Святой славится своими религиозными подвигами, которые описаны в житие и рассказываются в храме. В храме обозначены особые места поклонения и явления святого духа Александру Свирскому.

Здесь покоятся мощи Александра Свирского, освященная копия знаменитой Туринской плащаницы, которая со временем начала мироточить. Со всех концов страны съезжаются посмотреть и помолиться на великую святыню.

Ставропигиальные монастыри России

Ставропигиальные монастыри – это те обители, которые подчиняются непосредственно Патриарху Московскому и всея Руси, а также синода и неподвластны местным епархиям.

Донской мужской монастырь

Монастырь – один из старейших обителей России, он был основан в XVI веке царем всея Руси Федором Ивановичем.

Культурный и архитектурный памятник имеет многовековую историю. Его разграбляли во время нашествия французов, закрывали в период СССР, но он снова действует и принимает в храм прихожан. Монастырь находится недалеко от центра Москвы. Здесь находится чудотворная Донская икона Божией Матери.

Адрес монастыря: Донская площадь, д. 1-3.

Иоанновский ставропигиальный женский монастырь

Иоанн Кронштадский основал монастырь в начале XX века в честь Преподобного Иоанна Рыльского. Святой настоятель провел всю свою жизнь и нашел покой в обители монастыря. В советское время монастырь был закрыт.

Монастырь восстановлен в 90-е годы и обрел статус ставропигиального. Монахини рассказывают об удивительных чудесах и исцелениях, которые происходят в обители в последние 30 лет.

Самый древний монастырь в России

Муромский Спасо-Преображенский монастырь в городе Муром упоминается в летописях раньше других монастырей в 1096 году, дату основания приписывают к 1015 году, то есть через 25 лет после Крещения Руси.

Основанный сыном великого князя Владимира, Глебом, монастырь прошел длинный тысячелетний путь. В советское время он был закрыт, там располагалась военная часть до 1995 года. Сейчас он восстановлен и открыт для всех прихожан.

Муромский монастырь входит в золотое кольцо России и является памятником Древнерусской архитектуры ранне-христианского периода.

Самые отдаленные монастыри России

Соловецкий монастырь – один из самых древних и отдаленных обителей России, располагается на Соловецких островах в Архангельской области. Является ставропигиальным монастырем.

Здесь хранятся мощи первооснователей, Преподобных Зосимы, Савватия и Германа. Входит в список всемирного наследия ЮНЕСКО, как памятник Древнерусского зодчества.

В советскую эпоху в монастыре была тюрьма для политических заключенных и священнослужителей.

Суровый климат делает ограниченной поездку в монастырь осенью и зимой. Удобнее всего отправляться в летнее время по морю из города Кемь.

Храмы часто основывались вдалеке от мирской жизни, наедине с суровой природой. Соловецкий и Валаамский монастыри являются труднодоступными обителями для прихожан. Помимо них далеко от поселений находится Кожеозерский Богоявленский монастырь. Он находится в Архангельской области на озере Кожеозеро.

Монастырь основан в XVI веке, здесь был игуменом Никон, будущий, знаменитый патриарх всея Руси.

Обитель приглашает паломников, сестер в послушание и волонтеров.

Монастыри России с чудотворными иконами

Высоцкий монастырь был заложен в XIV веке Сергием Радонежским.

В обители находится знаменитая чудотворная икона «Неупиваемая чаша» , которая избавляет от алкоголизма. Со всех уголком страны в монастырь приезжают помолиться о здоровье близких и в поисках помощи от страшной зависимости. Высоцкий монастырь находиться в городе Ступино, недалеко от Москвы.

Тихвинский Богородичный Успенский мужской монастырь

Обитель основана в XVI веке на берегу реки Тихвинки.

Здесь находится одна из главных святынь православной религии – чудотворная Тихвинская икона Божьей матери. Ее почитал и считал своей покровительницей Иоанн Грозный.

Икона обладает исцеляющими и ратными свойствами. По преданию она оберегает русские войска.

По преданию во время Великой Отечественной войны икону возили на самолете вокруг Москвы, защищая ее от атаки фашистов.

Пещерные монастыри России

Скальные монастыри – это особые обители, которые основывали монахи-отшельники, уходя от мирской жизни. Они вызывают восхищение и поражают своим внутренним убранством, ведь они буквально прорубались в скалах.

Троицкий Сканов монастырь

В XIX веке монахи-отшельники удалились от мирской жизни и построили в пещере небольшую часовню.

В глубину скалы проходит 2,5 км проходов до самого нижнего яруса, где располагается источник с чистой, святой водой. В советское время храм был разграблен и разобран, в результате чего многие проходы обвалились. В последние годы ведутся активные работы по восстановлению.

Свято-Успенский монастырь в Бахчисарае

Обитель была основана в VI веке в скале по исследованиям ученых.

Она пережила тяжелый период, находясь на территории крымского ханства, и подвергалась гонениям. Долгое время была в забвении, возрождена в XIX веке.

Сейчас обитель открыта для посещения, прихожане могут отправиться на экскурсию и набрать воды из святых источников.

В список включены монастыри Беларуси как действующие, так и утраченные(об этом указывается рядом с названием монастыря). Содержание 1 Брестская область 2 Витебская область … Википедия

- … Википедия

В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете … Википедия

- … Википедия

Соловецкий монастырь в 1915 году. Фото С. М. Прокудина Горского В список включены монастыри Русской Православной Церкви имеющие … Википедия

Снос Храма Христа Спасителя в Москв … Википедия

Гравюра А. Скино, 1853 г. по рисунку А. Ушакова «Вид вологодских соборов», 1837 г. … Википедия

Список храмов, снесённых при советской власти Список храмов, и монастырей, снесённых при советской власти В рамках антирелигиозной пропаганды в СССР проводилась кампания по массовому уничтожению объектов религиозного культа, в частности церквей.… … Википедия

Список книг, против которых выступала Русская православная церковь На протяжении всей истории своего существования Русская православная церковь запрещала и уничтожала книги, вредные с точки зрения церковных иерархов. В статье дан неполный список… … Википедия

Книги

  • Милан. Галерея Брера , Лаубер, Роселла. Подарочное издание в тканевом переплете с золотым тиснением и суперобложке, вложенное в оригинальный подарочный футляр. Новый альбом в серии "Великие музеи мира"!Впервые в России выходит…
  • Историко-статистические описания епархий Русской православной церкви (1848-1916). Сводный каталог и указатель содержания , Раздорский А.. В издании отражены сведения 54 историко-статистических описаниях 40 епархий Русской православной церкви (РПЦ) XIX - начала XX в., опубликованных отдельно. Часть из них впервые вводится в…
  • Православные монастыри России и их роль в развитии культуры (XI - начало XX в.) , Я. Е. Водарский, Э. Г. Истомина. В монографии Я. Е. Водарского и Э. Г. Истоминой `Православные монастыри России и их роль в развитии культуры (XI-начало XX в.)` впервые рассматривается процесс основания монастырей по векам и…

В шумном мегаполисе осталось немного тихих мест. Это набережные, зеленые парки, музеи и православные монастыри,за стены которых не проникает городская суета. Сегодня в границах Москвы находится полтора десятка действующих обителей, большинство из которых были основаны в XVI-XVII веках.

Зачем приходят в монастыри

Верующие посещают монастыри, чтобы поклониться мощам православных святых, помолиться в старинных храмах и возле древних икон. Большой интерес представляют монастырские некрополи. На кладбищах Новодевичьего, Донского и Новоспасского монастырей похоронены не только иерархи церкви, но и представители именитых дворянских родов, известные писатели, художники, певцы и политики.

Кроме того, в московских монастырях сохранилось немало памятников церковного зодчества, представляющих большой интерес для ценителей отечественной архитектуры. Это живописные храмы XVI-XIX веков, в постройке которых принимали участие талантливые российские и зарубежные зодчие.

Новодевичий монастырь

Вид на Новодевичий монастырь с противоположной стороны Новодевичьего пруда

Одна из самых красивых обителей города имеет необычный статус. Она относится к Историческому музею и одновременно является действующим женским монастырем. Новодевичий монастырь был основан в первой половине XVI века и долгое время служил местом заточения опальных царевен и цариц.

Живописный монастырский ансамбль украшает излучину Москвы-реки. Он считается образцом московского барокко и с 2004 года включен в список памятников Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Свято-Данилов монастырь

Свято-Данилов монастырь с высоты птичьего полёта

Мужская обитель на правобережье Москвы-реки находится в 4,5 км с юга от Московского Кремля . Это - самый старый монастырь города. Он появился в 80-е годы XIII века, благодаря сыну Александра Невского - князю Даниилу.

При советской власти обитель ликвидировали, а ее территорию использовали для детской колонии. Сегодня архитектурный ансамбль полностью отреставрирован и открыт для паломников и туристов.

Донской монастырь

Большой собор Донской Богоматери

Мужская обитель появилась в конце XVI века, после того, как защитникам Москвы чудом удалось отразить нападение крымского хана Газы II Гирея. По преданию, монастырь посвятили Донской иконе Богоматери, которую брал с собой на Куликово поле князь Дмитрий Донской. Каменные стены стали частью мощного оборонительного комплекса и дополнили укрепления Свято-Данилова и Новоспасского монастырей, защищавших Москву с южной стороны.

Сохранившийся монастырский ансамбль сложился в XVI-XVIII веках. Он состоит из нескольких соборов, церквей, братских корпусов и высокой колокольни, возведенной в лучших традициях елизаветинского барокко.

Новоспасский монастырь

Вид на юго-восточную башню и купола Спасо-Преображенского собора

Старинный мужской монастырь издавна служил фамильной усыпальницей бояр Захарьиных-Романовых, ставших прародителями российской царской династии. Кроме того, на территории монастыря, в величественном Знаменском храме похоронены графы Шереметьевы, князья Куракины и представители княжеского рода Лобановых-Ростовских.

Красивый монастырский комплекс возвышается на Крутицком холме, на левом берегу реки Москвы. Среди стоящих здесь храмов особенно выделяется огромный Преображенский собор и стройная колокольня высотой 78 м.

Николо-Перервинский монастырь

Николо-Перервинский монастырь с высоты птичьего полёта

В юго-восточной части города красуется старинный мужской Николо-Перервинский монастырь. О его существовании известно с 20-х годов XVII века. Здесь учились слушатели Перервинской семинарии, а во время путешествия в Крым делала остановку императрица Екатерина II. По легенде, в монастыре существовал подземный ход, который вел из обители в церковь Казанской Божией Матери, расположенной на территории царской усадьбы Коломенское .

Сретенский монастырь

Вид на собор Новомучеников и исповедников Церкви Русской на Крови (по центру) и собор Владимирской иконы Божией Матери Сретения (справа) Сретенского монастыря

Мужской монастырь появился в центре города в конце XIV века и был построен в честь спасения Москвы от войск Тамерлана. Он играл большую роль в духовной жизни города и являлся центром проведения многолюдных крестных ходов. В них принимали участие жители города, великие князья, цари и иерархи церкви.

В Смутное время, когда в Московском Кремле хозяйничали польско-литовские войска, Сретенский монастырь приютил русских ополченцев. В наши дни обитель восстановлена, а монастырский хор считается главным хором Русской православной церкви.

Зачатьевский монастырь

Собор Рождества Пресвятой Богородицы Зачатьевского монастыря

Женская обитель в московском районе Хамовники появилась в 1360-е годы. По преданию, ее первыми инокинями стали Иулиания и Евпраксия - родные сестры митрополита Алексия.

При советской власти монашек и послушниц из обители выгнали, а в монастырских постройках открыли тюрьму и колонию для несовершеннолетних. Восстановление полуразрушенной святыни началось в 1991 году. Сегодня в архитектурный ансамбль монастыря входит четыре надземных церкви и подземный храм Успения.

Высоко-Петровский монастырь

Собор Петра, митрополита Московского Высоко-Петровского монастыря

Небольшой мужской монастырь в самом центре Москвы находится рядом с улицей Петровка. Он был создан в 1315 году и в те времена располагался вне границ города - в селе Высоком.

Вот уже 500 лет (2018 г.) в центре обители стоит уникальный каменный собор митрополита Петра, построенный знаменитым итальянским зодчим Алевизом Новым. Этот необычный храм-восьмилистник по праву считают настоящим украшением живописного монастырского ансамбля.

Марфо-Мариинская обитель

Собор Покрова Пресвятой Богородицы Марфо-Мариинской обители

Один из самых молодых московских монастырей появился в начале прошлого века, благодаря великой княгине Елизавете Федоровне. После того, как от рук террориста погиб ее супруг, великая княгиня оставила светскую жизнь и уединилась в новом монастыре.

В наши дни живущие здесь сестры помогают в госпиталях и больницах. В монастыре открыт приют для девочек-сирот, работает патронажная служба и открыта столовая, в которой кормят неимущих.

Андреевский монастырь

Общий вид Андреевского монастыря

У подножья Воробьевых гор вот уже несколько веков стоит мужская обитель, главный храм которой посвящен святому Андрею Стратилату. В 1652 году при монастыре появилось училище, ставшее первым академическим учебным заведением Москвы. Туристы приходят сюда, чтобы увидеть церковь XVII века, украшенную цветными глазурованными изразцами «павлиний глаз».

Покровский монастырь

Вид на главный вход и соборы Покровского монастыря

Женская Покровская обитель - самая посещаемая в городе. По будним дням в нее приходит около трех тысяч паломников, а в выходные и праздники их количество возрастает до 25-50 тысяч человек. Верующие идут в монастырь, чтобы поклониться мощам святой Матроны, которую считают одной из самых почитаемых московских святых. Кроме того, в монастыре хранится несколько старинных икон и реликвий.

Заиконоспасский монастырь

Вид на собор Спаса Нерукотворного Образа и колокольню Заиконоспасского монастыря

Неподалеку от станции метро «Площадь Революции» находится мужская обитель, вошедшая в историю, как «учительский монастырь». Она была основана в годы правления Бориса Годунова и получила свое название потому, что стояла за иконным рядом.

При монахе и богослове Симеоне Полоцком в монастыре открыли школу для подьячих, которая потом переросла в Славяно-греко-латинскую академию. В 1814 году Академию перевели в Сергиев Посад , а в стенах обители продолжило работу Духовное училище.

Богородице-Рождественский монастырь

Вид на соборы Богородице-Рождественского монастыря

Древнейший монастырь России находится в Муроме. Территория монастыря пока еще напоминает стройплощадку: военная часть не так давно передала монастырь по назначению духовным властям. Казармы и иные здания - все в процессе переделки и адаптации под монастырские нужды. Восстановленный же Спасо-Преображенский собор удивляет обилием старинных икон с необычными сюжетами. Место это на высоком берегу Оки помнит еще святого мученика князя Глеба! Точная дата основания монастыря не известна, но произошло это ранее 1096 года (в том году впервые монастырь упомянут в русских летописях)! Сначала князем Глебом был построен храм во имя Всемилостивейшего Спаса. В 1096 г. в монастыре был погребен сын Владимира Мономаха князь Изяслав, который погиб в междоусобице с муромским князем Олегом ("Олег вниде в град, а Изяслава положи в монастыри у Святого Спаса"). Старый (глебовский) храм уже не существует - слишком много исторических бурь пронеслось над монастырской землей: в начале ХУП в. он был разграблен поляками и Литвой, во время реформ Петра I потерял большую часть своей собственности. Ныне существующий собор (храм в честь Преображения Господня) построен в 1553-1556 гг. по обету царя Иоанна Грозного, остановившегося в монастыре по пути в Казань.

Беседуем с наместником Спасо-Преображенского Муромского мужского монастыря игуменом Кириллом (Епифановым), благочинным юго-восточного округа Владимирской епархии.

Батюшка, монастырю около тысячи лет, рассказать обо всей его истории невозможно. Хотелось бы узнать о послереволюционной судьбе монастыря.

Важнейшее событие, определившее историю монастыря, - это его разгон в 1918 году. Вообще монастырь был разорен за свою длительную историю несколько раз, начиная с татаро-монгольского нашествия. Но никто не смог разорить его так, как большевистское иго. Тогдашний настоятель епископ Митрофан (Звездинский) был репрессирован, братия была разогнана. Владыку обвинили в поддержке белогвардейского мятежа, хотя этого не было: Церковь была вне политики, а поддерживала семьи репрессированных или уничтоженных дворян и купцов. Монастырь был ликвидирован одним из первых в России, и до 1995 года он был вне служения Церкви. Но, несомненно, таинственно продолжалась Божья служба. Сохранились все храмы, хотя на территории монастыря был сначала (в 20-е гг.) концлагерь, а с начала 1930-х гг. - воинская часть.

- Пишется ли история монастыря?

Очень трудно собирать информацию, так как Муром был закрытым городом, и найти что-то теперь почти невозможно. В 1934 году здесь размещался полк связи особого подчинения Генштабу Вооруженных сил СССР. В 1995 году мы приняли монастырь в руинах, причем казармы, несмотря на финансирование, тоже были в полуразрушенном состоянии. Это парадоксально - по-видимому, Господь готовил воинскую часть к выселению. В 1996 году монастырю исполнилось девятьсот лет. Первое упоминание о нем в летописи относится к 1096 году. Там он фигурирует как монастырь Спаса-на-Бору в Муроме.

- Какие главные святыни монастыря сейчас?

Святых мощей в монастыре не было. Монастыри в домонгольскую эпоху основывали князья. Наш монастырь основан святым благоверным князем Глебом, сыном святого равноапостольного князя Владимира, крестителя Руси и первого русского святого. Здесь, среди языческого муромского племени он построил первый христианский храм Спаса Всемилостивого. Это был первый православный храм в Северо-Восточной Руси. На месте его княжеского дворища (то есть замка) и был основан этот монастырь. Впоследствии эта обитель стала миссионерским центром. А великая святыня нашего монастыря сегодня - это икона Божией Матери "Скоропослушница". Привезена эта икона со святой горы Афон настоятелем нашего монастыря архимандритом Антонием (Ильиновым) в 1878 г. Когда он пришел настоятельствовать в этот монастырь, обитель была в разоренном состоянии, и всё упование свое он возложил на Матерь Божию. Сам съездил на Афон, привез эту икону, и образ "Скоропослушницы" тут же начал чудотворить. И чудотворит до сих пор.

- Отец Кирилл, расскажите, пожалуйста, хотя бы о нескольких таких случаях.

Она являлась, например, купцам и говорила: "Устрой меня - и я устрою твои дела". Купцы обустраивали храм, реставрировали его, делали богатые вклады - и Матерь Божия помогала им в их купеческих делах. А сегодня чудесам от этой иконы просто нет числа... Вот лишь несколько примеров. Был случай: пропал солдат в Чечне. Родители приходят и спрашивают, как за него молиться: о здравии или упокоении? Мы говорим: "Не молитесь как о мертвом, молитесь как о живом". Они заказывают сорокоуст о здравии солдата, молятся. Потом приходит сообщение, что опознано его тело, погиб в бою. Совет ветеранов Чечни уже помог вырыть могилу, но в тот момент, когда ждали оцинкованный гроб, - он, живой и здоровый, вернулся из плена. Еще пример. Недавно пришло письмо из Сибири. В наш монастырь люди заказывали молебны "Скоропослушнице" о здравии человека, который уже три года как парализован, даже не разговаривал. Мы отслужили молебны и послали в Сибирь маленькую копию нашей иконы. И вот в письме - признание: как только больной прикоснулся к нашей иконочке, сразу исцелился, и первые его слова были: "Мама Мария". Мы благодарим Бога и Царицу Небесную за все эти чудеса, которые происходят во благо людям. Когда мы служим молебны Божией Матери, народу бывает в монастыре больше, чем в великие праздники. Не знаю, хорошо это или плохо, но это так. Люди плачут, люди стоят на коленях, люди имеют отклик от самой Царицы Небесной.

- А сколько сейчас в самом древнем монастыре России братии?

- В нашем монастыре никогда не было особенно много монахов, даже до революции. Он был административным центром, его настоятелем всегда был епископ Муромский. Монастырь жил по Афонскому уставу. И тогда по штату было всего десять иноков. И сейчас столько же. Но у нас очень большая миссионерская служба, причем к этой работе мы привлекаем и прихожан. Кроме того, у нас есть еще особый род насельников, проживающих в нашем Доме милосердия. Мы отвели отдельный корпус для тех людей, которые именуются "бомжами". Их особенно много зимой. Это те люди, которые приходят из мест лишения свободы, без документов, это люди, которые никому не нужны. У нас они задерживаются, естественно, ненадолго. Мы им помогаем получить паспорта и пройти первичную социальную реабилитацию. Лечим их от чесотки, диагностируем туберкулез и прочие тяжелые болезни. Это тяжелая миссия, но вполне наша, монастырская. Мы не должны терять этих людей. У нас очень много бывает паломников. До 60 человек в день мы оставляем в монастыре на ночлег. А сколько приезжают без ночлега! Так что каждый день исповедники, причастники -работы очень много.

- В монастыре явно ощутима благодать Божия.

Да, представьте себе - даже в наших руинах она так чувствуется. Мы уже освятили три храма в монастыре, главный из которых - Спасо-Преображенский собор. Еще есть храм Покрова Пресвятой Богородицы и в настоятельском корпусе над трапезной храм свт.Василия Рязанского. Интересно, что уже перед самым нашим возвращением в монастырь, восемь лет назад, были такие случаи, что солдаты в ужасе выбегали из казарм, так как бывали явления схимников, уже начавших духовную помощь нам в деле возвращения монастыря. Заходит ночью солдат в каптерку и видит: схимник стоит с крестом. Так что военные власти были уже просто вынуждены покинуть монастырь. Ведь на этой монастырской земле молитва схимническая возносится уже тысячу (!) лет. Это даже трудно представить. Земля святая, благодатная. Здесь же в 1812 году побывали и две московские Православные святыни: во время нашествия Наполеона сюда были привезены чудотворные иконы Владимирской Божией Матери (сейчас эта святыня находится в Третьяковской галерее) и Иверской Божией Матери. В нашем монастыре проводил службу в чине Владимирского епископа святитель Феофан Затворник. В монастыре до сих пор хранится текст сказанной им проповеди. Бывал здесь и святейший Патриарх Московский и всея Руси Пимен, но еще в чине иеромонаха, сразу после репрессий СМЕРШа. Служил год с небольшим в 1945-1946 гг. в единственном действующем храме Мурома.

- А каким образом монастырь связан с именем царя Иоанна Грозного?

Во время своего похода на Казань царь Иоанн поставил свой шатер прямо около монастыря. Из этого шатра он наблюдал за переправой своих войск через Оку. Он молился в монастыре и дал обет Богу: в случае удачного похода поставить в монастыре собор. Спасо-Преображенский собор - это и есть собор Иоанна Грозного.

- Ваши принципы духовного устроения монастыря.

Самый главный принцип заложен в Евангелии. Это принцип любви.
Мельник Владимир Иванович , доктор филологических наук, профессор, Муром - Москва