Родился император Александр II. Воспитание царя Александра II

Родился император Александр II. Воспитание царя Александра II
Родился император Александр II. Воспитание царя Александра II

Года. Наставником Александра II был русский поэт В.А. Жуковский , воспитателем - К.К. Мердер , одним из законоучителей - известный протоиерей Герасим Павский .

Изменявшая основы аграрных отношений в России, Крестьянская реформа имела сложный характер. Даровав крестьянам личную свободу, личный земельный надел и возможность выкупа земли у землевладельцев, она вместе с тем сохранила большую часть земли в собственности дворянства. Реформа сохранила и крестьянскую общину как традиционную форму крестьянского самоуправления в России, узаконив, однако, свободный выход крестьян из нее. Изменив весь уклад сельской жизни, реформа существенно повлияла и на развитие городов, ускорив их рост за счет превращения части освобожденных от крепостной зависимости крестьян в горожан, ремесленников и рабочих.

Земская реформа

Принципиальный характер имела Земская реформа г., в итоге которой были созданы органы местного самоуправления (губернские и уездные земские собрания и их исполнительные органы – губернские и уездные земские управы). В г. Земская реформа была дополнена «Городовым положением», на основании которого были образованы городские думы и управы.

Судебная реформа

Политика

Приоритетами европейской политики Александра II были восточный вопрос и пересмотр итогов Крымской войны , обеспечение общеевропейской безопасности. Александр II ориентировался на союз с центрально-европейскими державами – в г. был заключен «Священный союз трех императоров», Австро-Венгрии , Германии , России .

В царствование Александра II была завершена Кавказская война 1817–1864 , присоединена значительная часть Туркестана (1865–1881), установлены границы с Китаем по рекам Амур и Уссури (1858–1860).

Благодаря победе России в войне с Турцией (1877–1878) с целью оказания помощи единоверным славянским народам в их освобождении от турецкого ига получили независимость и начали суверенное существование Болгария , Румыния и Сербия . Победа была одержана во многом благодаря воле Александра II, настоявшего в самый трудный период войны на продолжении осады Плевны , что способствовало победоносному ее завершению. В Болгарии Александр II был почитаем Освободителем. Кафедральным собором Софии является храм-памятник св. блгв. вел. кн. Александра Невского , небесного покровителя Александра II.

В эпоху царствования Александра II Россия переживала сложный период своей социально-политической истории. Воинствующий нигилизм , атеизм и крайний социальный радикализм стали идейным фундаментом политического терроризма, который приобрел особо опасный характер к концу 70-х гг. В борьбе с государством конспираторы-экстремисты ставили своей главной целью цареубийство. Со 2-й пол. 60-х гг. жизнь Александра II находилась в постоянной опасности.

Всего на Александра II было совершено пять неудачных покушений:

  • 4 апреля года - покушение Д. Каракозова во время прогулки императора по Летнему саду. В память о спасении Александра II на месте проишествия в 1866-1867 годах в ограду Летнего сада была встроена Александро-Невская часовня по проекту Р. А. Кузьмина.
  • 25 мая года - покушение поляка А. Березовского во время официального визита императора во Францию .
  • 2 апреля года - покушение члена общества "Земля и воля" А. Соловьева.
  • 19 ноября 1879 года - взрыв царского поезда под Москвой.
  • 12 февраля года - взрыв царской столовой в Зимнем дворце.

Проявляя исключительное гос. и личное мужество, Александр II продолжал курс реформ, осуществление которых считал исторической необходимостью и делом своей жизни.

Литература

  • Чичагов Л. М. [сщмч. Серафим]. Пребывание царя-освободителя в Дунайской армии в 1877 г. СПб., 1887. СПб., 1995р;
  • Руновский Н. Церковно-гражданские законоположения относительно православного белого духовенства в царствование императора Александра II. Каз., 1898;
  • Папков А. А. Церковно-общественные вопросы в эпоху царя-освободителя. СПб., 1902;
  • Татищев С. С. Император Александр II, его жизнь и царствование. СПб., 19112. 2 т.;
  • Яковлев А. И. Александр II и его эпоха. М., 1992;
  • Захарова Л. Г. Александр II // Российские Самодержцы (1801–1917). М., 1993;
  • Смолич И. К. История Русской Церкви. М., 1997. Т. 8. 2 ч.;
  • Римский С. В. Православная Церковь и государство в XIX в. Р.-н./Д., 1998.

Источники

  • А.В. Прокофьев, С.Н. Носов. Александр II, Император Всероссийский (Статья из I тома «Православной энциклопедии»)
  • Ляшенко Л.М. Александр II, или История трех одиночеств , М.: Мол.гвардия, 2003

Немногие монархи удостоились в истории эпитета «освободитель». Александр Николаевич Романов такую честь заслужил. А ещё Александра II называют царём-реформатором, потому что сумел сдвинуть с мёртвой точки многие старые проблемы государства, грозившие бунтами и восстаниями.

Детство и юность

Родился будущий император в апреле 1818 года в Москве. Мальчик появился на свет в праздничный день, в Светлую среду в Кремле, в Архиерейском доме Чудова монастыря. Здесь в то праздничное утро собралась вся Императорская фамилия, прибывшая для встречи Пасхи. В честь рождения мальчика московскую тишину разорвал пушечный салют в 201 залп.

Архиепископ московский Августин крестил младенца Александра Романова 5 мая в церкви Чудова монастыря. Его родители на момент рождения сына были Великими князьями. Но когда подросшему наследнику исполнилось 7 лет, его мама Александра Фёдоровна и отец стали императорской четой.

Будущий император Александр II получил отменное домашнее образование. Его главным наставником, ответственным не только за обучение, но и за воспитание, был . Священную историю и Закон Божий преподавал сам протоиерей Герасим Павский. Академик Коллинз учил мальчика премудростям арифметики, а Карл Мердер дал основы военного дела.


Не менее известные учителя были у Александра Николаевича и по законодательству, статистике, финансам и внешней политике. Мальчик рос весьма смышлёным и быстро усваивал преподаваемые науки. Но при этом в юношеском возрасте, как и многие его ровесники, был влюбчивым и романтичным. Например, во время поездки в Лондон он влюбился в юную британскую .

Интересно, что через пару десятков лет она превратилась для русского императора Александра II в наиболее ненавидимого европейского правителя.

Правление и реформы Александра II

Когда Александр Николаевич Романов достиг совершеннолетия, отец ввёл его в состав главных государственных институтов. В 1834 году цесаревич вошёл в Сенат, в следующем году – в состав Святейшего Синода, а в 1841-ом и 1842-ом Романов стал членом Государственного Совета и Комитета министров.


В середине 1830-х наследник совершил большое ознакомительное путешествие по стране и посетил 29 губерний. В конце 30-х побывал в Европе. А ещё он весьма успешно прошёл воинскую службу и в 1844 году стал генералом. Ему была вверена гвардейская пехота.

Цесаревич руководит военно-учебными заведениями и председательствует в Секретных комитетах по крестьянскому делу 1846 и 1848 годов. Он довольно хорошо вникает в проблемы крестьян и понимает, что изменения и реформы давно назрели.


Грянувшая Крымская война 1853-56 годов становится серьёзным экзаменом для будущего государя на его зрелость и мужество. После объявления в Петербургской губернии военного положения Александр Николаевич принимает на себя командование всеми войсками столицы.

Александр II, вступив в 1855 году на престол, получил тяжелое наследие. Его отцу за 30 лет правления не удалось решить ни одного из множества острых и давно назревших вопросов государства. К тому же тяжелое положение страны усугубилось поражением в Крымской войне. Казна была пуста.


Действовать нужно было решительно и быстро. Внешняя политика Александра II заключалась в том, чтобы с помощью дипломатии прорвать плотное кольцо блокады, сомкнувшееся вокруг России. Первым шагом оказалось заключение Парижского мира весной 1856 года. Условия, принятые Россией, нельзя назвать очень выгодными, но ослабленное государство не могло диктовать свою волю. Главное, удалось остановить Англию, которая желала продолжать войну до полного разгрома и расчленения России.

Той же весной Александр II посетил Берлин и встретился с королём Фридрихом Вильгельмом IV. Фридрих приходился императору родным дядей по матери. С ним удалось заключить тайный «двойственный союз». С внешнеполитической блокадой России было покончено.


Внутренняя политика Александра II оказалась не менее успешной. В жизни страны наступила долгожданная «оттепель». В конце лета 1856 года по случаю коронации царь амнистировал декабристов, петрашевцев, участников Польского восстания. А ещё на 3 года приостановил рекрутские наборы и ликвидировал военные поселения.

Назрело время и для решения крестьянского вопроса. Император Александр II принял решение отменить крепостное право, этот уродливый пережиток, который стоял на пути прогресса. Государь выбрал «остзейский вариант» безземельного освобождения крестьян. В 1858 году царь дал согласие на программу реформы, разработанную либералами и общественными деятелями. Согласно реформы, крестьяне получали право выкупить наделённую им землю в собственность.


Великие реформы Александра II оказались действительно революционными на то время. Он поддержал Земское положение 1864 года и Городовое положение 1870 года. Были введены в действие Судебные уставы 1864 года и приняты военные реформы 1860-70-х годов. Состоялись реформы в народном образовании. Наконец были отменены позорные для развивающейся страны телесные наказания.

Александр II уверенно продолжал традиционную линию имперской политики. В первые годы правления он одержал победы в Кавказской войне. Успешно продвинулся в Средней Азии, присоединив к территории государства большую часть Туркестана. В 1877-78 годах царь решился на войну с Турцией. А ещё он сумел наполнить казну, прирастив совокупный доход 1867 года на 3%. Сделать это удалось путём продажи Аляски Соединенным Штатам.


Но в последние годы царствования Александра II реформы «забуксовали». Их продолжение было вялым и непоследовательным. Всех главных реформаторов император отправил в отставку. В конце правления царь ввёл в России ограниченное общественное представительство при Государственном совете.

Некоторые историки полагают, что правление Александра II, при всех его плюсах, имело огромный минус: царь проводил «германофильскую политику», которая не отвечала интересам государства. Монарх благоговел перед прусским королём – своим дядюшкой, и всячески содействовал созданию единой милитаристской Германии.


Современник царя, председатель Комитета Министров Пётр Валуев, в своих дневниках писал о сильном нервном расстройстве государя в последние годы его жизни. Романов находился на грани нервного срыва, имел усталый и раздраженный вид. «Коронованная полуразвалина» – такой нелестный эпитет, данный Валуевым императору, точно объяснял его состояние.

«В эпоху, где нужна в нём сила, - писал политик, - очевидно, на неё нельзя рассчитывать».

Тем не менее, в первые годы правления Александр II успел сделать для государства Российского многое. И эпитеты «Освободитель» и «Реформатор» он действительно заслужил.

Личная жизнь

Император был человеком увлекающимся. На его счету множество романов. В юности у него случился роман с фрейлиной Бородзиной, которую родители срочно выдали замуж. Потом ещё один роман, и снова с фрейлиной Марией Трубецкой. А с фрейлиной Ольгой Калиновской связь оказалась настолько прочной, что цесаревич даже принял решение ради брака с ней отречься от престола. Но родители настояли на разрыве этих отношений и женитьбе на Максимилианне Гессенской.


Тем не менее, брак с , в девичестве принцессой Максимилианой-Вильгельминой-Августой-Софьей-Марией Гессен-Дармштадтской, был счастливым. В нём родилось 8 детей, 6 из которых – сыновья.

Император Александр II для своей больной туберкулёзом жены заложил любимую летнюю резиденцию последних российских царей – Ливадию, выкупив земли вместе с имением и виноградниками у дочерей графа Льва Потоцкого.


Мария Александровна скончалась в мае 1880 года. Она оставила записку, в которой были слова благодарности супругу за счастливую совместную жизнь.

Но монарх не был верным мужем. Личная жизнь Александра II была поводом для пересудов двора постоянно. Некоторые фаворитки родили от государя внебрачных детей.


Крепко завладеть сердцем императора сумела 18-летняя фрейлина . Государь женился на давней возлюбленной в том же году, когда умерла супруга. Это был морганатический брак, то есть заключённый с лицом не царского происхождения. Дети от этого союза, а их было четверо, не могли стать наследниками престола. Примечательно, что все дети родились в то время, когда Александр II ещё был женат на первой супруге.

После того, как царь женился на Долгорукой, дети получили законный статус и княжеский титул.

Смерть

За время правления на Александра II покушались несколько раз. Первое покушение случилось после подавления Польского восстания в 1866 году. Оно было совершено в России Дмитрием Каракозовым. Второе - в следующем году. На этот раз в Париже. Убить царя пытался польский эмигрант Антон Березовский.


Новое покушение было совершено в начале апреля 1879 года в Петербурге. В августе того же года исполнительный комитет «Народной воли» приговорил Александра II к смерти. После этого народовольцы намеревались взорвать поезд императора, но по ошибке подорвали другой состав.

Новая попытка оказалась ещё более кровавой: в Зимнем дворце после взрыва погибло несколько людей. По счастливой случайности император вошел в комнату позже.


Для охраны государя была создана Верховная распорядительная комиссия. Но она не спасла жизни Романова. В марте 1881 под ноги Александру II народовольцем Игнатием Гриневицким была брошена бомба. От полученных ранений царь скончался.

Примечательно, что покушение состоялось в тот день, когда император решился дать ход поистине революционному конституционному проекту М. Т. Лорис-Меликова, после которого Россия должна была пойти по пути конституции.


Великий князь Александр Николаевич родился 17 апреля 1818 года в Москве, в доме митрополита Платона при Чудовом монастыре в Кремле. Чудов монастырь был основан в 1385 году, а в XVIII веке здесь располагалось греко-латинское училище. Отцом Александра был третий сын императора Павла I великий князь Николай Павлович, матерью - дочь прусского короля Фридриха III принцесса Шарлотта, ставшая после православного крещения, необходимого для свадьбы с Николаем Павловичем, Александрой Федоровной. Она доводилась племянницей и крестной дочерью английской королеве Шарлотте, супруге короля Георга III, а значит, являлась родственницей будущей главы Великобритании королевы Виктории. Однако к радости родителей Саши примешивалась изрядная доля грусти, объясняемая предчувствием неизбежно трудной участи сына. «В 11 часов утра, - вспоминала Александра Федоровна, - я услыхала первый крик моего первого ребенка. Нике (Николай Павлович)целовал меня... не зная еще, даровал нам Бог сына или дочь, когда матушка (вдовствующая императрица Мария Федоровна), подойдя к нам, сказала: "Это сын". Счастье наше удвоилось, однако, я помню, что почувствовала что-то внушительное и грустное при мысли, что это маленькое существо будет со временем императором». Эти слова, хотя они и написаны задним числом, можно считать первым предостережением нашему герою. Материнское сердце, как говорят, вещун.

201 орудийный залп и плошки повсеместной иллюминации возвестили москвичам о рождении будущего наследника престола, положив начало соответствующим торжествам по городам и весям Российской империи. Крещение новорожденного произошло в церкви Чудова монастыря, где в свое время крестили детей Ивана Грозного и Алексея Михайловича (в том числе и преобразователя России Петра Великого). В первые годы своей жизни Саша попал в ласковые руки женщин: его воспитательницами стали Ю. Ф. Баранова и Н. А. Тауберг, а боннами (то есть нянями) - М. В. Коссовская и А. А. Кристи (тезка знаменитого автора детективных романов действительно была англичанкой, что не удивительно, поскольку именно англичанки считались в то время лучшими няньками в мире). До шестилетнего возраста жизнь великого князя не была обременена чрезмерными заботами. Зимой он жил с родителями в Аничковом дворце, а летом выезжал в Павловск к бабушке Марии Федоровне, которая успешно командовала маленьким внуком. Впрочем, эта властная и решительная дама считала себя главой клана Романовых и стремилась, с большим или меньшим успехом, руководить ими всеми. Жены Александра и Николая Павловичей перед ней трепетали, можно представить себе, как воспринимал ее команды маленький Николаевич.

С шестилетнего возраста компания воспитателей великого князя становится, как это было принято, чисто мужской. Ее главой был назначен Карл Карлович Мердер, ротный командир школы гвардейских подпрапорщиков, ветеран войн с Наполеоном. В. А. Жуковский, близко знавший заслуженного офицера и работавший вместе с ним над образованием наследника, отмечал: «Отменно здравый ум, редкое добродушие и живая чувствительность, соединенные с холодной твердостью воли и неизменным спокойствием души - таковы отличительные черты его характера». Сестра нашего героя, Ольга Николаевна писала о Мердере в своих воспоминаниях: «Он не признавал никакой дрессировки, не подлаживался под отца, не докучал матери, он просто принадлежал Семье: действительно драгоценный человек!».

Главной задачей, поставленной перед ним родителями Саши, являлось военно-физическое воспитание великого князя, включавшее обучение верховой езде, знакомство с военными уставами, «фрунтом» (строевой подготовкой и приемами с оружием), гимнастические упражнения. Вскоре Александр увлеченно гарцевал на парадах и разводах, отдавая звонким голосом команды гвардейским гусарам. Однако только военными занятиями воспитатель великого князя ограничиться, к счастью, не захотел. В своем дневнике, Мердер писал: «Государь дал мне то, что для него и для целой России всего драгоценнее. Да поможет мне Бог исполнить свое великое дело... Буду считать себя несчастным, если не достигнутого, что он будет считать единственным наслаждением - помогать несчастным».

В своем желании пробудить в наследнике сострадание, человеколюбие Карл Карлович не был ни оригинален, ни одинок. Лучшие люди России, в том числе один из ее крупнейших поэтов В. А. Жуковский, желали видеть в Александре Николаевиче образец нравственного совершенства. С самого раннего возраста на Александра Николаевича обрушились огромные и, честно говоря, маловыполнимые ожидания современников. Помимо всего прочего, они хотели, чтобы, совершая на ниве служения отечеству поистине геркулесовы подвиги, будущий император оставался скромным гражданином и человеком. Наследники же престола, прислушиваясь к подобным пожеланиям, пытались сопоставить их со своими реальными возможностями, и трудно сказать, что они при этом испытывали - то ли гордость от своего положения, то ли ужас от невозможности исполнить пожелания подданных.

Как бы то ни было, благие намерения Мердера получили конкретное воплощение, особенно после воцарения Николая I в декабре 1825 года. О событиях на Сенатской площади у Александра, которому в ту пору не исполнилось и восьми лет, не могло остаться ярких и отчетливых воспоминаний. День восстания декабристов он провел в Зимнем дворце вместе с матерью и бабушкой под охраной гвардейского саперного полка, шефом которого был его отец. Однако нервный тик Александры Федоровны, начавший мучить ее после восстания, и частые упоминания отцом «друзей 14-го» не давали ему забыть об этом страшном для Романовых событии.

Регулярное обучение наследника престола началось с 1826 года, когда Александру исполнилось восемь лет. План обучения, рассчитанный, как бы мы сейчас сказали, на десять классов, поручили составить все тому же Василию Андреевичу Жуковскому. Причем литературные заслуги Василия Андреевича вряд ли принимались Зимним дворцом в расчет. На решение родителей наследника повлияло то, что поэт состоял чтецом при вдовствующей императрице Марии Федоровне и успешно преподавал русский язык Александре Федоровне. Данное назначение еще раз убеждает нас в том, что иногда совершенно случайные решения необычайно точно попадают в цель.

Жуковский отнесся к почетному и ответственному заданию весьма серьезно. Он отпросился с придворной службы для лечения за границей, но использовал отпуск вовсе не для хождения по докторам, а для ознакомления с новейшими педагогическими системами и приемами. В результате его шестимесячных занятий педагогикой появился план обучения наследника российского престола. В основу своего плана Жуковский положил идеи швейцарского педагога Песталоцци, который считал, что в воспитании человека участвуют три фактора: личность воспитателя, то есть его влияние на питомца своем примером и убеждениями; сама жизнь, то есть условия, в борьбе с которыми вырабатывается самостоятельность и закаляется характер; наконец, чувство человеколюбия, сознание долга перед людьми, деятельная любовь к ним. Александр II воспитывался, не испытывая прямого политического давления со стороны педагогов. Основой его образования, как уже говорилось, стало нравственное начало, этические принципы и ценности. Именно этим целям были подчинены все три периода плана Жуковского. Первый из них назывался «Приготовление к путешествию» (эпоха романтизма давала себя знать даже в названиях разделов педагогических сочинений) и охватывал период с 8 до 13 лет ребенка. Он включил в себя краткие сведения о мире, человеке, понятие о религии, знакомство с иностранными языками. Второй период плана, собственно «Путешествие» (13-18 лет) содержал занятия науками в полном смысле этого слова. Жуковский разбил науки, как это было принято в его время, на «антропологические» (история, политическая география, политика и философия) и «онтологические» (математика, физическая география, физика и т. п.). Третий этап - «Окончание путешествия» - время от 18 до 20 лет. Он сопровождался чтением «немногих истинно классических книг», завершая образование «совершенного человека». Путеводной нитью образования, главным его предметом Жуковский не без оснований считал историю, на примере которой должны были вырабатываться правила поведения, нормы жизни будущего монарха. Если попытаться воспроизвести их вкратце, то они гласили следующее: верь, что власть царя происходит от Бога, но не делай эту власть насмешкой над Богом и человеком... Уважай закон, если законом пренебрегает царь, он не будет храним и народом... Люби и распространяй просвещение. Народ без просвещения есть народ, без достоинства. Им, кажется, легко управлять, но из слепых рабов легко сделать свирепых мятежников... Свобода и порядок - одно и то же... Окружай себя достойными помощниками... Уважай народ свой...

Отметим, что эти правила, во всяком случае, некоторые из них, наследник усвоил так прочно, что позднее старался, насколько это ему казалось возможным, действовать в соответствии с ними. Конечно же, жизнь порой вносила в эти правила жесткие коррективы. Кроме Жуковского, читавшего русскую историю и новейшую отечественную словесность, великого князя обучали такие знатоки своего дела, как К. И. Арсеньев - историк, географ, статистик.

Невеселые представления были у наследника о своем блестящем будущем. Вообще же, он рос резвым, физически крепким подростком, многое схватывал, что называется, на лету, умел нравиться людям, был добр и сентиментален, обожал своих родных, особенно мать и сестер. Доброта и сентиментальность быстро стали чертами его характера, а черты характера - это те инструменты, с помощью которых мы пытаемся приспособиться к окружающей нас действительности. Так что он выбрал не самый плохой набор инструментов.

Однако наставники постоянно отмечали и те негативные черты характера великого князя, которые требовали, по их мнению, исправления и даже искоренения. Самым неприятным и непонятным и для них, и для родителей Александра была странная апатия, хандра, нападавшая на ребенка совершенно внезапно и погружавшая его в некое подобие транса. В такие минуты для него не существовало ни уроков, ни игр, ни соучеников или наставников, и он, разоткровенничавшись, начинал говорить, «что не хотел бы родиться великим князем». Это состояние особенно усиливалось, когда наследник сталкивался с задачей, которую ему не удавалось решить сразу, одним махом. И кто знает, были ли такие проблемы связаны только с учебными занятиями? Прежде чем порассуждать на эту тему, приведем еще одно свидетельство из «Записок воспитателя» Мердера.

«В великом князе, - растерянно свидетельствовал генерал, - совершенный недостаток энергии и постоянства; малейшая трудность или препятствие останавливает его и обессиливает. Не помню, чтобы когда-нибудь он чего-нибудь желал полно и настойчиво. Малейшая боль, обыкновенный насморк достаточен, чтобы сделать его малоспособным заняться чем бы то ни было... Ему случается провести час времени, в продолжение которого ни одна мысль не придет ему в голову; этот род совершенной апатии меня приводит в отчаяние...». Мердер, понятно, говорит здесь о не слишком частых минутах хандры, которая иногда нападала на наследника, потому что вообще-то, как отмечал во многих местах своего дневника генерал-воспитатель, его воспитанник рос энергичным и веселым мальчиком. Интересно, а откуда генерал знал, что ни одна мысль не приходила в голову Александру во время его «транса», если ребенок в такие минуты практически ни с кем не разговаривал?

Другой чертой характера наследника, волновавшей воспитателей, была его, как они это называли, «невыдержанность». Тот же Мердер вспоминал, как во время прогулки по реке Виельгорский, дурачась, неосторожно вел шлюпку и зачерпнул бортом воду. Великий князь так рассердился, что схватил Иосифа за шею и дал ему несколько пинков, прежде чем вмешались воспитатели, сделавшие выговор наследнику. Уже став императором, Александр Николаевич мог накричать на незадачливого собеседника, в сердцах плюнуть в него, но тут же обнять и просить прощения. Подобные сцены не являлись, конечно, нормой поведения монарха, но они действительно случались. И кто знает, не были ли эти крики и плевки человека, родившегося наследником престола, подавленного контролем воспитателей, местью или протестом за отсутствие у него нормального детства. Тем более что вообще-то Александр Николаевич умел прекрасно владеть собой, что он не раз доказывал и на охотах (однажды спас егеря, попавшего в лапы к медведю), и во время покушений террористов, и во время тушения многочисленных пожаров, случавшихся в Петербурге.

Так откуда же это бралось: шармерство и равнодушие к людям, острота мысли и апатия? Чтобы нащупать один из возможных ответов, обратимся к очередному наставлению-нотации, которыми Жуковский постоянно потчевал царственного воспитанника. «На том месте, - говорил учитель, - которое вы со временем займете, вы должны будете представлять из себя образец всего, что может быть великого в человеке». Представляете, что происходило ежедневно, если не ежечасно? От наследника, сначала мальчика, потом юноши постоянно требовали не просто хорошей учебы и приличного поведения, а образцовости, эталонности во всем. Для ребенка, да и для взрослого, такой груз неподъемен, психологически травмоопасен. Александр должен был всегда быть настороже, в полной готовности захватить пальму первенства в учебе, танцах, гимнастических упражнениях, светской беседе, и ни в чем не ошибиться, не «засбоить». В юношестве стимулом для него была не столько внутренняя потребность к лидерству, сколько тщеславие учителей и родителей, а также благоприобретенное желание угодить взрослым, избежать выговора или, еще хуже, разноса.



Личность и воспитание императора Александра II

Неожиданная кончина императора Николая Павловича, умершего от случайной простуды, послужила началом важных перемен в жизни Русского государства. С императором Николаем отошла в вечность его правительственная система. Приемник его был совсем иной человек. Император Александр II во многом составлял противоположность своему отцу. Отец отличался суровым и непреклонным характером; сын был мягок и доступен влиянием. Отец не получил в своё время хорошего образования, сын же был тщательно воспитан и подготовлен к предстоящему важному делу правления государством. Александр вступал на престол тридцати шести лет от роду (родился в 1818г.), зрелым человеком, достаточно опытных в делах. Русские люди ждали от него много доброго – и не ошиблись.

Воспитание императора Александра II было поставлено прекрасно. С малых лет воспитателем его был гуманный и умный человек капитан Мердер. Лет девяти Александр начал учиться под главным руководством своего “наставника” – известного поэта В.А.Жуковского. Жуковский предварительно составил глубоко обдуманный “план учения” цесаревича, утверждённый императором Николаем. По этому плану целью всего учения было сделать будущего государя человеком просвещённым и всесторонне образованным, сохранив его от преждевременных увлечений мелочами военного дела. Жуковскому удалось осуществить свой план. Цесаревич много учился и имел хороших учителей; между прочим, знаменитый Сперанский вёл с ним “беседы о законах”. Домашние занятия добавлялись образовательными поездками. Из них особенно памятно было большое путешествие по России и Западной Сибири (в 1837г.). Двадцати трёх лет цесаревич вступил в брак с Марией Александровною, принцессою Гессен – Дармштадской, с которою он познакомился во время большого заграничного путешествия.

С этого времени началось служебная деятельность Александра Николаевича. Император Николай систематически знакомил сына с разными отраслями государственного управления и даже поручал ему общее руководство делами на время своих отъездов из столицы. В течение десяти лет наследник престола был ближайшим помощником своего отца и свидетелем всей его правительственной работы. Император Николай нежно относился к сыну; он говорил ему перед самой своей кончиною: “Мне хотелось, приняв на себя всё трудное, всё тяжкое, оставить тебе царство мирное, устроенное и счастливое… Провидение судило иначе.”

Провидение судило иначе. Император Александр II вступал во власть в очень тяжкое время. Трудная и неудачная война потрясла государство и требовала больших усилий и большого искусства для того, чтобы сохранить честь империи и привести дело к хорошему миру. Всё внимание нового государя было устремлено в эту сторону.

При подготовке данной работы были использованы материалы с сайта http://www.studentu.ru

Российский император Александр II родился 29 (по старому стилю 17) апреля 1818 года в Москве. Старший сын императора и императрицы Александры Федоровны. После вступления в 1825 году на престол его отца, был провозглашен наследником престола .

Получил блестящее домашнее образование. Его наставниками были юрист Михаил Сперанский, поэт Василий Жуковский, финансист Егор Канкрин и другие выдающиеся умы того времени.

Унаследовал престол 3 марта (по старому стилю 18 февраля) 1855 года на исходе неудачной для России , которую сумел завершить с минимальными потерями для империи. Венчался на царство в Успенском соборе Московского Кремля 8 сентября (по старому стилю 26 августа) 1856 года.

По случаю коронации Александр II объявил амнистию декабристам, петрашевцам, участникам польского восстания 1830-1831 годов.

Преобразования Александра II затронули все сферы деятельности российского общества, сформировав экономико-политические контуры пореформенной России.

3 декабря 1855 императорским указом был закрыт Высший цензурный комитет и обсуждение государственных дел стало открытым.

В 1856 году был организован секретный комитет "для обсуждения мер по устройству быта помещичьих крестьян".

3 марта (по старому стилю 19 февраля) 1861 года император подписал Манифест об отмене крепостного права и Положения о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости, за что его стали называть "царем-освободителем". Превращение крестьян в свободную рабочую силу способствовало капитализации сельского хозяйства и росту фабричного производства.

В 1864 году изданием Судебных Уставов Александр II отделил судебную власть от властей исполнительной, законодательной и административной, обеспечив ее полную независимость. Процесс стал гласным и состязательным. Реформировалась полицейская, финансовая, университетская и вся светская и духовная образовательная система в целом. К 1864 году относится и начало создания всесословных земских учреждений, которым было вверено заведование экономическими и прочими общественными вопросами на местах. В 1870 году на основании Городового положения появились городские думы и управы.

В результате реформ в области образования самоуправление стало основой деятельности университетов, получило развитие среднее женское образование. Основано три Университета — в Новороссийске, Варшаве и Томске. Нововведения в сфере печати существенно ограничили роль цензуры и способствовали развитию средств массовой информации.

К 1874 году в России было произведено перевооружение армии, создана система военных округов, реорганизовано Военное министерство, реформирована система подготовки офицерских кадров, введена всеобщая воинская повинность, сокращен срок военной службы (с 25 до 15 лет, включая службу в запасе), отменены телесные наказания.

Также императором было проведено учреждение Государственного банка.

Внутренние и внешние войны императора Александра II были победоносными — подавлено восстание, вспыхнувшее в 1863 году в Польше, закончилась Кавказская война (1864). По Айгунскому и Пекинскому договорам с Китайской империей Россия в 1858-1860 годах присоединила Амурский и Уссурийский края. В 1867-1873 годах территория России увеличилась за счет завоевания Туркестанского края и Ферганской долины и добровольного вхождения на вассальных правах Бухарского эмирата и Хивинского ханства. Одновременно в 1867 году заморские владения — Аляска и Алеутские острова были уступлены США, с которыми установились добрые отношения. В 1877 году Россия объявила войну Османской империи. Турция потерпела поражение, предопределившее государственную независимость Болгарии, Сербии, Румынии и Черногории.

© Инфографика


© Инфографика

Реформы 1861-1874 годов создали предпосылки для более динамичного развития России, усилили участие наиболее активной части общества в жизни страны. Оборотной стороной преобразований стало обострение социальных противоречий и рост революционного движения.

На жизнь Александра II было совершено шесть покушений, седьмое стало причиной его смерти. Первым стал выстрел дворянина Дмитрия Каракозова в Летнем саду 17 (по старому стилю 4) апреля 1866 года. По счастливой случайности императора спас крестьянин Осип Комиссаров. В 1867 году во время визита в Париж на императора покушался деятель польского освободительного движения Антон Березовский. В 1879 году революционер-народник Александр Соловьев попытался застрелить императора несколькими револьверными выстрелами, но промахнулся. Подпольная террористическая организация "Народная Воля" целенаправленно и систематически готовила цареубийство. Террористы произвели взрывы царского поезда под Александровском и Москвой, а потом в самом Зимнем дворце.

Взрыв в Зимнем дворце заставил власти принять неординарные меры . Для борьбы с революционерами была образована Верховная распорядительная комиссия во главе с популярным и авторитетным в то время генералом Михаилом Лорис-Меликовым, фактически получившим диктаторские полномочия. Он принял суровые меры для борьбы с революционно-террористическим движением, в то же время проводя политику сближения правительства с "благонамеренными" кругами русского общества. Так, при нем в 1880 году было упразднено Третье отделение Собственной его императорского величества канцелярии. Полицейские функции были сосредоточены в департаменте полиции, образованном в составе министерства внутренних дел.

14 (по старому стилю 1) марта 1881 года в результате нового нападения народовольцев Александр II получил смертельные ранения на Екатерининском канале (ныне канал Грибоедова) в Санкт-Петербурге. Взрывом первой бомбы, брошенной Николаем Рысаковым, была повреждена царская карета, ранено несколько охранников и прохожих, но Александр II уцелел. Тогда другой метальщик, Игнатий Гриневицкий, подойдя вплотную к царю, бросил ему бомбу под ноги. Александр II скончался через несколько часов в Зимнем дворце и был погребен в родовой усыпальнице династии Романовых в Петропавловском соборе Санкт-Петербурга. На месте кончины Александра II в 1907 году был воздвигнут храм Спаса-на-Крови.

В первом супружестве император Александр II состоял с императрицей Марией Александровной (урожденной принцессой Максимилианой-Вильгельминой-Августой-Софией-Марией Гессен-Дармштадской). Во второй (морганатический) брак с княжной Екатериной Долгоруковой, пожалованной титулом светлейшей княгини Юрьевской, император вступил незадолго до кончины.

Старший сын Александра II и наследник российского престола Николай Александрович скончался в Ницце от туберкулеза в 1865 году, и престол унаследовал второй сын императора Великий князь Александр Александрович (Александр III).

Материал подготовлен на основе информации из открытых источников