Если ребенок в три года не слушается. Ребенок не разговаривает в три года — что делать: личный опыт Ребенок в 3 года мальчик не разговаривает

Если ребенок в три года не слушается. Ребенок не разговаривает в три года — что делать: личный опыт Ребенок в 3 года мальчик не разговаривает
Если ребенок в три года не слушается. Ребенок не разговаривает в три года — что делать: личный опыт Ребенок в 3 года мальчик не разговаривает

Давайте разберем, что умеет 3-летний малыш, почему в этом возрасте возникает кризис развития и как с ним справиться, а также с помощью каких занятий развивать трехлетнего ребенка.

Особенности возраста

  • Моторное развитие ребенка совершенствуется. Малыш в возрасте 3 лет хорошо управляет собственным телом. Он шагает равномерно, без лишних движений, может менять темп ходьбы и способен научиться ездить на велосипеде.
  • Работоспособность нервной системы трехлетнего ребенка становится больше. Ребенок более длительное время бодрствует и готов усваивать новую информацию. Он уже более терпеливый и может заниматься каким-либо одним делом дольше, чем в 2 года (до 20-25 минут).
  • Тонкая моторика также улучшается, позволяя крохе освоить застегивание пуговиц, рисование карандашами, применение столовых приборов и другие бытовые навыки.
  • Словарный запас 3-летнего малыша уже включает более 1000 слов. Ребенок применяет в разговоре почти все части речи, хоть иногда и неправильно. Улучшается произношение звуков, хотя дети в 3 года могут еще не выговаривать многие звуки. Трехлетки постоянно проговаривают свои действия, создавая впечатление, что они вообще не молчат. Также характерной особенностью речи детей этого возраста является наличие многочисленных вопросов.
  • Основной деятельностью ребенка трех лет остается игра. Сейчас малыш больше всего любит ролевые игры. В разыгрываемых ребенком сценках имеется сюжет, поскольку у крохи развивается абстрактное мышление и воображение.

Многие малыши в этом возрасте при первой же возможности хотят поиграть в чужие игрушки, при этом не обращая внимания на свои. Нормально ли это и как реагировать на эту ситуацию, смотрите в видео Ларисы Свиридовой (мамы Лары).

Рассчитайте календарь прививок

Укажите дату рождения ребенка

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 Января Февраля Марта Апреля Мая Июня Июля Августа Сентября Октября Ноября Декабря 2019 2018 2017 2016 2015 2014 2013 2012 2011 2010 2009 2008 2007 2006 2005 2004 2003 2002 2001 2000

Сформировать календарь

Что должен уметь ребенок?

Большинство детей в трехлетнем возрасте уже умеют:

  • Быстро бегать, прыгать, перешагивать препятствия.
  • Произносить до 1500 слов и составлять из них сложные предложения.
  • Длительно слушать сказки.
  • Задавать много вопросов.
  • Выполнять задание, не отвлекаясь, минимум 5 минут.
  • Рассказывать знакомую сказку по картинке.
  • Разучивать стихи и песни.
  • Произносить свое имя и фамилию, знать свой возраст (показывает на пальцах) и пол.
  • Показывать части тела и знать их назначение.
  • Называть себя «я».
  • Здороваться, прощаться и говорить «спасибо».
  • Выполнять одновременно 2 действия, например, хлопать и топать.
  • Играть с другими детьми, обмениваясь игрушками.
  • Кататься на 3-колесном велосипеде, на санках, а также на качелях.
  • Считать до трех.
  • Ориентироваться в 7 цветах (включая белый и черный) и в геометрических фигурах.
  • Собирать игрушки из 4-6 деталей.
  • Понимать разницу в размерах предметов, их форме и весе.
  • Рисовать по своему замыслу.
  • Фантазировать в ролевых играх и соблюдать правила в подвижных.
  • Самостоятельно одеваться, а также раздеваться и складывать собственную одежду.
  • Застегивать пуговицы и завязывать шнурки.
  • Использовать носовой платок.
  • Аккуратно есть (не только ложкой, но и вилкой) и пользоваться салфеткой.

Что такое «кризис трехлетки»?

Поведение большинства детей в 3-летнем возрасте поразительно изменяется, вызывая у родителей непонимание и панику. Мама начинает переживать, что упустила что-то в воспитании, но на самом деле это абсолютно нормальные перемены для деток этого возраста.

Развитие ребенка проходит через несколько кризисов, среди которых трехлетний является наиболее бурным и сложным для родителей. Он постепенно нарастает, начиная с 2-летнего возраста. На своем пике такой кризис проявляется бурными истериками и конфликтным поведением ребенка, но вскоре проходит, став настоящей школой жизни для карапуза.

Основными признаками «кризиса 3 лет» являются:

  1. Негативизм ребенка. Малыш на все предложения со стороны взрослых отвечает «нет».
  2. Упрямство. Ребенок настаивает на собственном мнении и предложении.
  3. Отказ от действий, которые раньше делал без каких-либо проблем, например, ребенок не хочет есть, умываться или чистить зубки.
  4. Желание все делать самостоятельно, даже если не умеет. Ребенок не спешит обратиться за помощью.
  5. Конфликтное поведение. Ребенок бунтует и протестует практически против всего, что говорят родители.
  6. Обесценивание. Прежде спокойный тихий малыш может начать демонстративно бросать и ломать игрушки, портить вещи, ругаться.
  7. Ревность. Она особенно ярко проявляется при наличии в семье других детей, но также может быть направлена и на отца.

Появление таких изменений в поведении малыша трех лет связано с осознанием крохи, что он уже довольно взрослый для влияния на обстоятельства и других людей, а также способен принимать решения. Ребенок считает себя большим и хочет, чтобы его уважали. Он бунтует против командования родителей, поэтому становится упрямым, кричит, истерит. Однако противоречивое поведение переносится ребенком не менее тяжело, чем его родителями. Малыш не может понять, что с ним происходит, а также не может управлять собственными эмоциями.

Самым сильным проявлением кризиса трехлетки являются истерики. В более раннем возрасте они могли изредка возникать из-за переутомления, и основным действием родителей было успокоить малыша. В 3-летнем возрасте истерики становятся способом манипуляции. Именно поэтому они появляются в местах, где имеются зрители, например, на улице или в магазине.

Как реагировать на истерики ребенка и стоит ли выполнять его требования, смотрите в передаче Е. Комаровского.

Чтобы пережить такой кризисный период без особых трудностей, родителям можно посоветовать следующее:

  • Поменяйте стратегию общения с малышом. Признайте, что ребенок вырос и может проявлять самостоятельность. Перестаньте делать за малыша то, с чем он может справиться своими силами.
  • Всегда предлагайте выбор либо его иллюзию. Например, если предстоит прогулка, спросите кроху, как вы будете спускаться – на лифте или по ступенькам, а если скоро обед, спросите, из какой тарелки ребенок будет есть – из красной или из зеленой.
  • Не заставляйте ребенка что-либо делать, а предлагайте вам помочь. К примеру, вы собираетесь перейти улицу. Не говорите ребенку, что это опасно и обязательно нужно держать взрослого за руку, а предложите перевести вас через дорогу, так как вы боитесь машин.
  • Давайте ребенку для любого действия больше времени, чтобы не спешить.
  • Если ребенок ставит ультиматум, отвечайте «нет» и постарайтесь сохранить спокойствие. Не обращайте внимания на крики, падения на пол, взгляды прохожих. Если пойти на поводу, такое поведение еще не раз повторится.
  • Упавшего на проезжей части или в лужу ребенка поднимите, отнесите в безопасное место и оставьте покричать там.
  • Не критикуйте и не ругайте ребенка после истерики. Лучше научите кроху выражать свои эмоции словами.

Если у вас растут дети с маленькой разницей в возрасте, посмотрите следующее видео Ларисы Свиридовой (мамы Лары). Узнаете, как реагировать на агрессию старшего ребенка по отношению к младшему.

Рост и вес

Если сравнить с показателями в 2,5 года, ребенок к своему трехлетию прибавляет примерно 1000-1200 г и вырастает на 4-5 см. Показатели физического развития девочек обычно бывают несколько ниже, чем мальчиков. Для ориентации, нормален ли темп физического развития вашего трехлетнего ребенка, мы собрали в таблице средние значения основных параметров, а также граничные показатели нормы для каждого пола:

Большинство родителей не довольны весом своего ребенка. Стоит ли беспокоиться из-за отклонения от нормы, смотрите в телепередаче Е. Комаровского.

Виды развития ребенка

Физическое

Такой вид развития направлен на повышение выносливости ребенка, развитие ловкости и координации движений. Занятия, затрагивающие физическое развитие, должны быть у трехлетнего ребенка ежедневными и могут включать такие действия:

  • Зарядка под музыку, стихи или видео-урок.
  • Перешагивания через препятствия (разложите на полу бруски).
  • Ходьба по наклонной доске.
  • Перепрыгивание через нарисованную на полу линию.
  • Ходьба по разложенной на полу веревке.
  • Прыжки на двух ногах с места вперед.
  • Спрыгивание с небольших возвышенностей.
  • Игры с мячом – бросать друг другу, бросать вверх, а затем ловить, ударять ногой, попадать в коробку, бегать наперегонки с катящимся мячом, прокатить между ножками стула.
  • Подвижные игры с несложными правилами.
  • Преодоление полосы препятствий.
  • Танцы.
  • Фитнес с мамой.
  • Плавание.
  • Упражнения на спортивной стенке (канат, кольца, лесенка, перекладина).
  • Езда на велосипеде.

Познавательное

Данный вид развития помогает изучить крохе окружающий мир и разные свойства предметов. Занятия с познавательной целью будут развивать у карапуза внимание, логику, память . В игровой форме кроха изучает первые математические понятия, узнает больше о мире, в котором живет. Занятия в трехлетнем возрасте могут быть такими:

  • Ищем цвета по названию и по образцу.
  • Последовательно собираем матрешки и формочки разного размера.
  • Подбираем плоские геометрические фигуры по образцу.
  • Подбираем объемные геометрические фигуры к отверстиям и изучаем их названия.
  • Собираем пирамидку из 8-10 колечек разного цвета и размера, руководствуясь рисунком или образцом.
  • Изучаем отличия между понятиями маленький-средний-большой.
  • Складываем картинку из 2 частей.
  • Играем с мозаикой и лото.
  • Запоминаем место, в котором находилась игрушка, которую убрал взрослый.
  • Ищем целую картинку по ее детали.
  • Изучаем понятие правый-левый.
  • Обобщаем предметы по какому-либо свойству, например, плавающие, летающие.
  • Изучаем с ребенком явления природы, растительный и животный мир, трудовые действия.
  • Находим лишний предмет в группе.
  • Выбираем из группы предметов противоположные.
  • Изучаем цифры.
  • Ищем тень картинки.
  • Подбираем заплатки.
  • Добавляем недостающие предметы.

Родители могут начинать в игровой форме знакомить ребенка с математическими понятиями. Проведите следующее занятие по методике «Цветоник», которое показывает М. Л. Лазарев (эксперт по музыкальному развитию) в следующем видео.

В трехлетнем возрасте крохе будет интересно познакомиться и с днями недели. Занятия проводите в игровой форме и с хорошим настроением.

Сенсорное

Такое развитие задействует органы чувств ребенка – осязание, вкус, обоняние, зрение, слух. Во время занятий сенсорикой кроха улучшает тактильную чувствительность, учится распознавать предметы по запаху и вкусу. Такие занятия в трехлетнем возрасте могут включать:

  • Определение фактуры предметов.
  • Определение геометрических фигур на ощупь.
  • Угадывание животных по звукам, которые они произносят.
  • Игры с сенсорными мешочками и коробками.
  • Угадывание предметов по запаху.
  • Угадывание продуктов питания по вкусу.

Музыкальное

Данный вид развития трехлетнего малыша не просто воздействует на слух ребенка, но и прививаем ему чувство ритма и музыкальный вкус.

Развивать малыша можно с помощью таких занятий:

  • Пение.
  • Игра на музыкальном инструменте.
  • Прослушивание музыки с разным ритмом.
  • Угадывание звуков бытовых предметов.
  • Угадывание песен.
  • Танцы.
  • Музыка фоном.

Эксперт по музыкальному развитию Лазарев М. Л. показывает, как можно провести театральное представление «Праздник музыки» по методике «Цветоник». Ребенок познакомится с музыкальными инструментами и музыкальными интервалами.

Речевое

Для ребенка 3 лет очень важно постоянно расширять словарный запас, поэтому следует больше общаться с карапузом. Также на речевое развитие влияют занятия по артикуляции. С малышом этого возраста речевым развитием можно заниматься так:

  • Разучивать песенки и стихи.
  • Обсуждать сюжетные картинки.
  • Рассказывать по картинкам сказку.
  • Обсуждать прочитанное.
  • Слушать сказку, которую читает взрослый, а также в аудио-записи.
  • Загадывать малышу загадку, в которой отгадкой является последнее слово четверостишия.
  • Разговаривать с малышом о том, как прошел день.
  • Обсуждать разные ситуации на тему «а что, если?».
  • Выполнять артикуляционную гимнастику.
  • Изучать гласные.

Мелкая моторика

Развивать моторику крайне важно для стимуляции речевого развития карапуза, поскольку зоны мозга, ответственные за речь и движение рук, находятся очень близко. Если во время занятий кроха будет больше задействовать пальчики, вы будете одновременно стимулировать речевую зону. Подходящими занятиями на мелкую моторику для 3-летнего малыша являются такие:

  • Пальчиковая гимнастика.
  • Игры с песком и крупами.
  • Застегивание кнопок, петелек, разных застежек, пуговиц.
  • Нанизывание на шнур разноцветных бусин, в том числе с чередованием цвета и формы бусинок.
  • Игры с матрешками, шнуровками, мозаикой, вкладышами, прищепками.
  • Выкладывание узоров из макарон, ракушек или камешков.
  • Игры с водой.

Творческое

К занятиям, которые будут стимулировать творчество ребенка, относят разные виды рисования и аппликаций, игры с конструкторами, лепку и подобные. С малышом трехлетнего возраста можно заниматься так:

  • Дорисовывать детали к рисункам, например, листья к ветке или стебли к цветам.
  • Рисовать линии, прямоугольники, овалы и кружочки.
  • Закрашивать рисунок.
  • Рисовать по своему замыслу и рассказывать, что рисует.
  • Раскатывать пластилин или тесто в ладонях и лепить несложные фигуры (колбаски, шарики, бублики).
  • Делать несложные аппликации, используя бумагу, природные материалы, кусочки тканей.
  • Строить из кубиков мосты, заборы, дома, используя речевую инструкцию, свою фантазию, образец или рисунок.
  • Вырезать детскими ножницами.
  • Украшать торты или бутерброды вместе с мамой.
  • Инсценировать сказку.
  • Играть с кукольным театром.

Для творческого развития малыша проведите занятие по методике «Маленький Леонардо», которое показывает Теплякова О. Н. – эксперт по интеллектуальному развитию.

Социальное

Трехлетний ребенок тянется к сверстникам и много общается с другими детьми. Многие малыши этого возраста уже посещают детский сад, поэтому их социальное развитие идет своим темпом во время общения с детками в группе. Если же трехлетка пока не ходит в сад, родителям важно дополнительно уделять внимание социальному развитию чада. Кроме того, к этому виду развития относят и приобретение навыков, которые детям понадобятся в быту.

Занятия, направленные на социальное развитие крохи, будут такими:

  • Игры с другими детками с использованием предметов-заместителей.
  • Изучение слов вежливости.
  • Складывание одежды перед сном.
  • Обучение завязыванию шнурков и застегиванию пуговиц.
  • Изучение правил поведения за столом.
  • Посильная помощь по дому.

Многие родители сталкиваются с трудностями расставания с ребенком, сопровождающиеся слезами и истериками крохи. Нормально ли это и стоит ли дальше водить малыша в детский сад, смотрите в видео Ларисы Свиридовой.

Примерная программа упражнений на неделю

Составив недельный план занятий для развития трехлетнего ребенка, вы сможете равномерно распределить занятия по дням недели, при этом ничего не упускать, но и не перегрузить карапуза. Для каждого ребенка такой план занятий будет своим. Его составление должно быть основано на интересах малыша и мамы, а также наличии определенных навыков у карапуза. В план вписывается посещение спортивных и развивающих занятий, массаж и другие обязательные действия.

При составлении плана впервые лучше ориентироваться на минимальный перечень занятий. Через одну-две недели вы сможете проанализировать, как ребенок справляется, нужно ли добавить какие-либо занятия, что больше нравится малышу, а что удается сложнее.

Мы предлагаем такой примерный недельный распорядок развивающих занятий для 3-летнего ребенка:

Понедельник

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

Суббота

Воскресенье

Физическое развитие

Плавание

Зарядка по видео-уроку

Игры с мячом

Зарядка под музыку

Игра с фитболом

Подвижные игры

Познавательное развитие

Изучение цифр

Изучаем птиц

Ищем целое по детали

Изучение явлений природы

Изучение цветов

Сенсорное развитие

Игры с сенсорным мешочком

Изучаем вкусы

Изучаем запахи

Угадывание предметов на ощупь

Мелкая моторика

Пальчиковая гимнастика

Игра с прищепками

Игра с песком

Игра с бусинами

Игра с водой

Игра с крупой

Музыкальное развитие

Изучение музыкальных инструментов

Музыка фоном

Речевое развитие

Чтение сказки

Артикуляционная гимнастика

Рассказываем сказку по картинке

Разучиваем стих

Аудио-сказка

Обсуждаем сюжет картинки

Творческое развитие

Рисование

Кукольный театр

Рисование

Игры с конструктором

Раскрашивание

Аппликация

Социальное развитие

Изучаем этикет

Игры со сверстниками

Изучаем слова вежливости

Уход и режим

В развитии 3-летних детей следует уделять внимание поддержанию здоровья малышей, поэтому важность режима дня и ухода за карапузом не поддается сомнению:

  1. Малыш должен достаточно отдыхать. Примерная длительность сна в 3-летнем возрасте составляет 12-13 часов в сутки. Многие детки могут отказываться от сна в дневное время, но педиатры отмечают, что дошкольники нуждаются в отдыхе днем, поэтому родителям стоит стараться укладывать ребенка днем поспать на 1-2 часа.
  2. Утро трехлетки должно начинаться с гигиенических процедур. Ребенок должен самостоятельно умываться, чистить зубки и причесываться. Родителям следует постоянно напоминать малышу о мытье рук перед едой и после возвращения с прогулки, а также после туалета.
  3. Многие родители продолжают закалять детей, проводят процедуры в период после дневного сна. К таким процедурам относят солнечные ванны, прогулки на свежем воздухе, обтирания смоченным полотенцем, обливание ног или всего тела, контрастный душ, купание в водоемах.
  4. С трехлетним ребенком советуют гулять 1-2 раза в день, одевая карапуза по погоде.
  5. В питании ребенка этого возраста предусмотрено 4 приема пищи, между которыми проходит 3-4 часа. Питательность дневного рациона трехлетних детей составляет 1500-1800 ккал.

И еще раз о самом важном: что происходит с ребенком в 3 года и почему важно правильно себя вести в этот непростой период, смотрите в видео детского психолога Юлии Миловановой на Открытом телеканале.

  • В трехлетнем возрасте важно обеспечить наличие у ребенка игрушек, которые будут поддерживать двигательную активность малыша (мяч, велосипед, кегли и подобные). Также для игр трехлетнего карапуза нужны конструкторы и пирамидки, лото и кубики, книги и плакаты, наборы для творчества и игрушки для ролевых игр (куклы, животные, посуда, продукты и другие).
  • Если ребенку предстоит начать посещение детского сада, обсуждайте с крохой изменения в его жизни. Неплохой идеей будет посещение развивающих занятий, чтобы малыш приучался к детскому коллективу.
  • Помните, что трехлетние дети весьма болезненно переносят критику, поэтому если хотите покритиковать малыша, сделайте это мягко, а лучше предложите вместе исправить ошибки.
  • Не обязательно покупать дорогие игрушки для развития, для занятий вы можете использовать и подручные материалы.

Все блага мира родители готовы отдать за здоровье и благополучие своих детей. Неудивительно, что отказ малыша от еды может вызвать у мам и бабушек настоящую панику. А, после слов доброжелательной соседки: «Какой он у вас худенький!» — желание накормить ребенка, во что бы то ни стало, превращается в маниакальную идею. Ребенок не хочет есть — какой ужас! А может быть он просто не голоден? – подсказывает заботливым родителям разум. Но, увы, родители редко прислушиваются к голосу разума, когда дело касается их любимых чад. И начинается: «Ложечку за папу! Ложечку за маму!» — а ведь это самое настоящее «пищевое насилие». Безусловно, одна из основных функций родителей заключается в контроле над питанием, качеством и количеством, предлагаемой малышу пищи. Но не только в этом. В детстве формируются основные привычки пищевого поведения, и об этом не стоит забывать. И все же, что делать, если ребенок двух-трех лет очень плохо ест и у него практически отсутствует аппетит?

Почему ребенок 2-3 лет плохо ест: все возможные причины в нашей статье

Специалисты считают, что существует восемь причин отсутствия аппетита у детей. Рассмотрим подробно каждую из них.

  1. Нежелание есть новые блюда

У каждого малыша свой характер. Уже в этом возрасте некоторые дети отличаются консерватизмом. Введение новых продуктов питания в их рацион проблематично. Как правило, любое нововведение такими детьми воспринимается негативно – непривычный вид пищи, вкус, запах. Родители нервничают, ведь рацион малыша слишком однообразен. Очень часто дети наотрез отказываются от овощных блюд, зато прекрасно едят любые молочные. И это вполне объяснимо, ведь в возрасте двух-трех лет детский организм нуждается в кальции. Некоторые детишки наотрез отказываются от любых салатов, заправленных маслом или сметаной, зато с удовольствием едят сырые овощи без добавок.Очень часто малышей настораживает необычный внешний вид новых блюд.

Если по какой-то причине ваш ребенок отказывается от непривычных для него продуктов, не торопитесь. Ни в коем случае не заставляйте его есть насильно. Вводите новые продукты в его рацион постепенно. Малыш со временем привыкнет к этой пище, и будет «уплетать» ее с удовольствием. Как говорится – любому овощу свой срок. Детишки очень любознательны, увидев в вашей тарелке новое для себя блюдо, они обязательно захотят его попробовать. Позвольте им это сделать. Если, съев кусочек, кроха проявит признаки недовольства, не настаивайте. Через некоторое время повторите эксперимент. Малыш постепенно привыкнет к новому блюду и, не исключено, что вскоре оно станет его любимым.

  1. Отсутствие расписания приема пищи

Многие родители жалуются, что их ребенок совсем ничего не ест, однако не уточняют, что он постоянно перекусывает. Если ваш малыш до завтрака «перекусил» шоколадкой, яблоком и сухариками, то ждать, что он набросится на кашу – смешно. Детский организм уже получил необходимое количество калорий.

В этом случае единственный способ накормить малыша полезными продуктами – дать ему проголодаться. Не забывайте, про режим питания, отмените все перекусы и у вас не будет повода жаловаться на аппетит ребенка. Детский организм (впрочем, как и организм взрослого человека) быстро приспосабливается к приему пищи в определенное время. Режим питания способствует лучшему перевариванию и усвоению пищи.

  1. Несбалансированное питание

Растущий организм испытывает чувство голода в том момент, когда он нуждается в определенных веществах – белках, жирах, микроэлементах, витаминах, углеводах и т.д. Все эти вещества необходимы ему для здорового функционирования. Чтобы малыш был здоровым ему необходимо получать с пищей нужное количество каждого компонента. Именно поэтому рацион питания ребенка должен быть строго сбалансированным.

Несбалансированное питание может привести не только к ожирению, падению иммунитета, диатезным проявлениям, но и к полной потере аппетита. Получить консультацию о правильном рационе питания детей двух-трех лет можно на приеме у участкового педиатра.

Специалист по перинатальной психологии Любовь Кузьмина :

У детей может наблюдаться избирательное снижение аппетита по отношению к определенным группам продуктов. Например, дети с заболеваниями желчевыводящей системы обычно интуитивно избегают пищи, стимулирующей секрецию желчи и усиливающую боль – жирную, тушеную и жареную пищу. При непереносимости белков коровьего молока ребенок отказывается от молока и продуктов на его основе. И так далее. Скорректировать ситуацию можно правильно подобранной диетой и лечением. Диагностика и лечение происходит под наблюдением врача.

  1. Физиологические причины

Ваш малыш с большим аппетитом приступает к еде, но через минуту перестает кушать и начинает капризничать. В этом случае, скорее всего, ему мешают физические помехи: молочница во рту, прорезывающийся зуб, воспаление десен и т.д. Возможно, у малыша возникли проблемы с кишечником, его беспокоят метеоризм, запоры. Очень часто малыши отказываются от еды, когда у них заложен нос и им трудно дышать. Как только физиологическая помеха будет устранена, аппетит восстановится.

  1. Отсутствие режима дня

Чуть выше мы уже писали о режиме питания, который очень важен для детей, но не менее важен и распорядок дня. Если ребенок практически не бывает на свежем воздухе, играет исключительно в малоподвижные игры, не спит днем, а ночью спит очень беспокойно – о хорошем аппетите и мечтать не стоит. Родители должны знать, что количество пищи, которую съедает ребенок прямо пропорционально уровню энергозатрат. Чем больше ваш малыш тратит энергии, тем лучше у него будет аппетит.

Педиатр Ю. Староверов:

Потребности детей в пище в значительной мере зависят от затрат на физические нагрузки, рост, теплопродукцию, борьбу с инфекциями. На улице похолодало - ребенок стал лучше есть; ускоряется рост в периоде полового созревания - улучшается аппетит; побегал на улице - «нагулял аппетит». Наряду с различиями в энергетических потребностях у каждого ребенка свои возможности пищеварения (расщепления и всасывания пищи), своя интенсивность обмена веществ. И в зависимости от этого потребность в пище у детей одного возраста также может существенно различаться. Мерилом адекватности питания ребенка является не количество поглощаемой им пищи, а уровень его развития: темпы роста, упитанность, своевременность появления у него новых навыков.

  1. Биоритмы

У любого ребенка есть индивидуальные биоритмы. Аппетит у детей может быть напрямую связан со временем года или с определенным временем суток. У одного ребенка может быть прекрасный аппетит утром и полное его отсутствие вечером. Внимательный родитель знает, что дети быстрее всего растут летом. В это время года у них и аппетит лучше. Дети-жаворонки отличаются отменным аппетитом по утрам, а дети-совы, наоборот, «просят добавки» ближе к вечеру. При составлении рациона питания необходимо учитывать эти особенности.

  1. Болезнь

А вот внезапное исчезновение аппетита должно насторожить родителей. Если ни одна из вышеперечисленных причин не объясняет отказ ребенка от пищи, скорее всего, ваш малыш заболел. Конечно, как правило, в этом случае отсутствие аппетита сопровождается повышением температуры, головной болью, расстройством желудка и другими ни менее неприятными симптомами.

Снижение или полное отсутствие аппетита у ребенка – один из симптомов большинства инфекционных заболеваний. Ослабленный детский организм начинает активно тратить энергию на борьбу с инфекцией. Во время болезни малыша нельзя кормить насильно! У организма нет сил на переваривание пищи.

Врачи рекомендуют во время болезни давать крохе легкую пищу и увеличить количество потребляемой жидкости. Как только болезнь отступит, малыш сам попросит есть. Аппетит пропадает у малышей при кишечных заболеваниях, таких как: энтеробиоз и . Плохой аппетит может свидетельствовать и о наличие . В любом случае, если отсутствие аппетита не единственный симптом, который настораживает родителей, ребенка срочно необходимо показать врачу.

В большинстве случаев, как вы уже поняли, плохой аппетит объясняется вполне определенными причинами, которые не приносят особого вреда ребенку. Конечно, постоянное его отсутствие может привести к анемии или гиповитаминозу. Но это случается довольно редко, хотя лишний раз проконсультироваться с врачом по поводу отсутствия у малыша аппетита — не помешает.

У ребенка 2-3 лет нет аппетита: нужно ли заставлять ребенка есть?

Кормить ребенка насильно – ни в коем случае нельзя! Как показывает практика, чем больше настойчивости проявляют родители в этом вопросе, тем более упрямо ребенок отказывается от пищи. Шантаж в этом случае также неуместен. Съешь кашку – дам игрушку, конфетку, включу мультики и т.д. Если малыш не хочет есть — настаивать не стоит. Пусть он выйдет из-за стола и займется другими делами. Через час или два малыш сам попросит его покормить. Возможно, раньше он просто не был голоден.

Мы уже говорили, что именно в детстве закладываются основные пищевые привычки. Поэтому не стоит твердить ребенку, что он должен съедать абсолютно все, что лежит на его тарелке. Пройдут годы, малыш вырастет, а привычка «доедать» останется. Лишний вес такому ребенку обеспечен. Конфетка взамен съеденной тарелки супа может привести к тому, что ваше «дитятко» всю жизнь будет любые проблемы и стрессы «заедать» сладеньким. Эта привычка может привести к диабету и ожирению. Родители должны найти причину плохого аппетита и постараться ее искоренить.

Из книги Ю. Староверова «Здоровье вашего ребенка. Книга для разумных родителей» :

Запихнуть в рот ребенка кашу или пюре можно, но будет ли при таком кормлении пища усвоена? Трудами академика И.П.Павлова было доказано и в последующем многократно подтверждено, что для нормального пищеварения недостаточно поместить пищу в желудок. Нужно, чтобы пища аппетитно выглядела, чтобы она вкусно пахла и вызывала выделение запального желудочного и кишечного соков. Пища, принятая обманным путем, плохо переваривается и не полностью усваивается, а также нарушает рефлекторную деятельность пищеварительного тракта и способствует развитию его заболеваний. Ну и совсем недопустимо кормление ребенка под угрозой наказания. Под влиянием страха выработка пищеварительных соков вообще прекращается, возникают спазмы желудка и кишечника, возможны рвота и непроизвольная дефекация. Так формируется невроз - синдром привычных рвот.

Как улучшить аппетит ребенка 2-3 лет: мнения врачей

Аппетит в переводе с латыни означает «желание», «потребность». Поэтому отсутствие аппетита – это отсутствие потребности организма в еде. Педиатры единодушны во мнении, заставлять ребенка кушать, если он не хочет — не нужно. Но есть ли способы улучшить аппетит? Конечно, такие способы существуют. И лежат они, как говорится, на поверхности.

Педиатр Ю. Староверов:

Для начала всегда неплохо выяснить, в чем же проявляется отсутствие аппетита. Нередко выясняется, что ребенок отказывается от каких-то одних продуктов, но охотно ест другие. Например, демонстративно выплевывает кашу и требует сладкие фрукты. Если ему идут навстречу, в следующий раз ситуация повторяется. Очевидно, что проблема избирательного аппетита прямого отношения к аппетиту как таковому не имеет. Проблема педагогическая: в семье растет узурпатор и эгоист.

А что же все-таки делать? Важно, чтобы ребенок в семье чувствовал себя равным среди равных, а не баловнем судьбы и центром цивилизации. Не хочет он есть кашу - завтрак окончен, обед через 4 часа. Не стал есть суп за обедом - жди до ужина. При этом очень важно, чтобы в перерывах между едой пища не попадалась на глаза ребенку, чтобы он не имел возможности самостоятельно перекусить и чтобы не было в его присутствии никаких разговоров о еде.

Доктор Комаровский считает, что желание накормить ребенка – это вполне понятный материнский инстинкт. Поэтому, если малыш отказывается от еды, то мать готова сделать все, чтобы он съел хотя бы ложечку. Комаровский отмечает, что малыш хочет есть лишь тогда, когда его организм готов принять пищу, усвоить ее и переработать. Конечно, любой организм можно обмануть, предложив ему что-то очень вкусное. Но это «вкусное» все равно полностью не переварится, у крохи начнет болеть живот, а маме придется бежать в аптеку. Она начнет усердно лечить ребенка, уверенная в том, что его болезнь напрямую связана с плохим аппетитом. Педагогическая ошибка влечет за собой медицинские проблемы. Комаровский уверен — соблюдая шесть вышеперечисленных правил, мамам не придется беспокоиться по поводу плохого аппетита у их детишек.

Заведующая педиатрическим отделением Куликова Мария Александровна советует мамочкам в борьбе за аппетит взять на вооружение следующие рецепты:

  • Готовить не только вкусные, но и красивые блюда. Даже самый упрямый «нехочушка» захочет съесть красивый грибочек или цветочек, изготовленный из овощей. Но слишком усердствовать в этом направлении не стоит, так как малыш может привыкнуть к ярким блюдам и будет отказываться от обычных
  • Малыша заинтересует картинка на дне тарелки, которую можно увидеть, только съев всю кашу.
  • Лучше всего детям приобретать оранжевую или красную посуду. Эти цвета активизируют аппетит.
  • Во время еды ребенка ничего не должно отвлекать, поэтому лучше всего убрать со стола все лишнее и выключить телевизор. Обеденный стол – это не игровая площадка.

Детский врач Михайлов В.В. рекомендует родителям обратить внимание на продукты и напитки, вызывающие аппетит. Например, за пол часа до еды малышу можно дать свежевыжатый яблочный сок , который стимулирует выделение желудочного сока. Хорошо стимулируют пищеварение ягоды черной смородины и черноплодной рябины . Можно приготовить м орс или отвар из шиповника и облепихи.

Народное средство для повышения аппетита у детей

Наши бабушки поднимали аппетит у детей народным способом. В свежий сок алое они добавляли мед. Принимать эту смесь нужно было по 1 ч.л. перед едой. Однако врач напоминает, что мед может вызывать аллергические реакции у детей.

Сегодня в продаже есть масса всевозможных витаминных комплексов, повышающих аппетит. Применять тот или иной комплекс витаминов можно только после консультации с врачом.

В психическом, эмоциональном и речевом развитии наши детки последовательно проходят несколько этапов. Но проходят они их по-разному, что и создает путаницу для обеспокоенных родителей. Существуют определенные нормы, ориентируясь на которые, неврологи и педиатры могут оценивать развитие крохи. Однако на них существенно влияют разные факторы: протекание беременности и родов, образ жизни, даже пол ребенка. Принято считать, что мальчики развиваются несколько медленнее девочек и чаще имеют проблемы с речью. Как же понять, является ли отклонением, если ребенок в 3 года совсем не говорит или делает это очень плохо?

Почему ребенок — молчун?

Бытует мнение, что до 5 лет волноваться, если ребенок не разговаривает, а также обращаться к логопедам или дефектологам смысла нет. Однако связано это, прежде всего, с тем, что такие специалисты зачастую отказываются заниматься с совсем маленькими детьми, поскольку это довольно непростая и специфическая работа (они не умеют говорить, и мало что понимают, для них сложно подобрать и организовать занятия).

Родители же ошибочно полагают, что к 5 годам все придет к норме само собой. Но здесь всегда нужно иметь в виду: речевые проблемы не проходят сами по себе, их причины нужно выяснять и искоренять как можно раньше. Тогда шансов помочь ребенку намного больше. Возраст 2–3 года для этого оптимален. А вот к 5 годам малыш уже рискует получить диагноз «задержка психоречевого развития», поскольку отставание в речи влечет за собой и отставание в развитии мышления, памяти, внимания.

Не думайте, что постоянное «общение» малыша с телевизором поможет ему заговорить. Совсем нет. Доказано, что ребенок учится разговаривать только во время постоянного живого общения с окружающими.

По каким же причинам детки долго не могут говорить? Они могут быть как физиологическими (обусловленными патологиями или отклонениями в развитии некоторых органов или нервной системы), так и психосоциальными (вызванными «не физическими» факторами).

Физиологические факторы

  • Самая частая причина – снижение слуха. Если ребенок не слышит окружающих людей, то он не сможет сам научиться говорить. Хотя при этом он может различать другие звуки и ориентироваться в них, поэтому родители долгое время ничего не подозревают.
  • Нарушение строения органов ротовой полости. Такие проблемы создают механическое препятствие для нормального произнесения. Это могут быть увеличенные аденоиды, короткая уздечка языка, расщепление нёба.
  • Общее отставание в развитии, обусловленное недоношенностью малыша. При этом степень отставания зависит от срока недоношенности и сопровождается отставанием в других сферах (они тоже «дозревают» с опозданием).
  • Наследственная предрасположенность. Если у ребенка были родственники с задержкой речевого развития, то, скорее всего, малышу она передастся в более сложной форме. Поэтому думать, что время не пришло и малыш заговорит после трех лет (а может быть, и четырех), в данном случае большая ошибка.
  • Отклонения в развитии головного мозга или нервной системы. Такие нарушения требуют самой серьезной и сложной работы по выявлению и коррекции.

Психосоциальные факторы

  • Психотип «созерцателя». Такие детки погружены в себя, в свои мысли и созерцательное познание мира. Заговаривают они всегда позже.
  • Отсутствие мотивации. Если ребенка чрезмерно опекают, бегая перед ним и спеша выполнить малейший каприз, он просто не хочет разговаривать, потому что в этом нет надобности: ему и так все обеспечат.
  • Дефицит общения. Если ребенок часто предоставлен сам себе или воспитывается скупыми на слова дедушкой или бабушкой, ему просто не хватает речевого примера.
  • Феномен близнецов. Такие дети всегда начинают говорить позже, ведь они прекрасно понимают друг друга и без слов.
  • Педагогическая запущенность. Обычно она характерна для неблагополучных семей, где дети практически не воспитываются, с ними никто не занимается.

Возможны и другие причины, выявить которые поможет только полное обследование ребенка.

Речевые ориентиры и «тревожные звоночки»

Чего должен достичь в речевом плане ребенок в 3 года? Сегодня принято считать нормой следующее:

  • словарный запас малыша колеблется между 300 и 700 словами, понимать он может до 1500 слов;
  • он говорит правильными предложениями из 3–5 слов с подлежащим и сказуемым, хотя еще возможны ошибки в согласовании;
  • малыш использует существительные, глаголы и прилагательные;
  • может назвать свое имя, пол, возраст;
  • использует в речи обобщающие слова (одежда, посуда, звери);
  • правильно выговаривает большинство звуков, за исключением шипящих, свистящих, [р] и [л].

Зачастую случается, что ребенок разговаривает плохо, но все понимает, выполняет все просьбы, узнает своих близких и реагирует на них, активно общается и вроде развивается в остальном на уровне сверстников. Тогда врачи говорят, что пока беспокоиться не следует.

Когда же нужно волноваться? Насторожить должно следующее:

  • ребенок в 4 месяца не проявляет оживления при появлении взрослых, не улыбается им, не гулит;
  • к 7 месяцам в его речи не появилось первых повторяющихся слогов;
  • в 18 месяцев кроха произносит только слоги, не говоря слов, не понимает обращений и простых просьб;
  • к 2 годам его лексикон составляют только несколько простейших слов;
  • в 2,5 года малыш произносит не больше 20 слов и не составляет их в предложения;
  • к возрасту 3 лет не знает названий частей тела, не понимает простейших объяснений;
  • говорит «на своем языке» (если в 3 года ребенка может понять только его мама – это точно не норма).

Не слушайте досужую соседку, у которой сын «заговорил разом в 5 лет и ничего страшного». Так вы безнадежно потеряете время. Старайтесь найти корень проблемы, пока время не упущено.

Ждем или не ждем?

Уже говорилось, что 2–3 года – оптимальный возраст для коррекции речевых проблем у детей. Чем больше вы затягиваете ситуацию, тем более весомыми будут последствия.

В любом случае, если ребенок в 3 года не говорит даже простейших предложений – это веский повод, чтобы обратиться к специалистам.

Важно провести комплексное обследование малыша у педиатра, невролога, психиатра, оториноларинголога, психолога, логопеда-дефектолога. Специалисты назначат различные виды обследований всех сфер развития неговорящего ребенка. Так можно будет нарисовать точную картину происходящего, найти причину и составить план ее устранения.

Родителям нужно быть готовыми к тому, что лечение может продлиться довольно долго. Но на ранних стадиях оно всегда более эффективно. Поэтому стоит набраться терпения.

Если вам не удастся найти логопеда или дефектолога, специализирующегося на работе с детьми раннего возраста, занимайтесь с малышом самостоятельно. Это в любом случае будет лучше, чем ничего.

Как играть с неговорящим ребенком?

Следующие советы помогут родителям проводить развивающие занятия с маленьким молчуном.

  • Важно постоянно говорить с ребенком, много читать ему сказок, потешек, стишков, сопровождая свою речь выразительными интонациями.
  • Создавайте ситуации, при которых ребенку приходится обращаться к взрослым, объясняя, чего он хочет.
  • Развивайте мелкую моторику. Рисование, лепка, перебирание круп, гороха, фасоли, нанизывание больших бусин, застегивание молнии, кнопок, пуговиц, а также другие подобные виды занятий с мелкими предметами помогут задействовать речевые зоны мозга малыша.
  • Развитию речи, как ни удивительно, способствуют массаж ручек и (игры на развитие гибкости и подвижности пальцев и кистей). Это могут быть «Сорока-белобока», «Ладушки», «Коза рогатая» и другие подобные упражнения.
  • В игровой форме можно подражать разным звукам (животных, птиц, явлений природы, техники). Имитируйте крик петуха, кудахтанье курицы, блеянье барана, мычание коровы, шум ветра, рычание пылесоса, гул машины. Это развивает артикуляцию. Чтобы игра была интереснее, можно добавить наглядности – подобрать соответствующие картинки, рассматривать их, имитируя звуки. Хорошо делать это перед зеркалом, чтобы малыш одновременно видел и маму, и себя. Со временем картинки могут стать сюжетными (курочка зовет цыплят, медведь собирает малину, машина везет пшеницу).
  • Играйте в эмоциональные игры (пускайте мыльные пузыри, гладьте котят, хлопайте в ладошки, прыгайте, играйте в прятки). Все, что вызывает эмоциональный отклик, помогает развивать речь.
  • Проигрывайте в движении забавные стишки (например, всем известный «Мишка косолапый»).
  • На прогулке всегда говорите. Обращайте внимание ребенка на все, что его окружает, что меняется в природе изо дня в день, для чего нужны разные предметы, куда идут люди, что для чего построили…
  • Всегда хвалите ребенка, даже если его попытка была неудачной – он все равно старался! Ваша похвала ему необходима!

О чем нужно помнить

Чтобы заинтересовать ребенка, лучше всего подобрать интересные игры, понятные ему и подходящие по возрасту, вызывающие эмоциональный отклик. Это могут быть игры на движение, на смену видов действия, на развитие физических навыков, ролевые игры. Чтобы они оказались продуктивными, нужно помнить несколько правил.

  • В занятиях с неговорящим ребенком родитель должен взять активную роль на себя: он организует и ведет игру, заинтересовывает малыша, контролирует его состояние.
  • Взрослый сопровождает игру активной речью: комментирует, описывает все этапы, побуждает малыша к действию, хвалит. Речь взрослого при этом должна быть эмоциональной, четкой, понятной, спокойной, веселой, не слишком громкой или тихой.
  • Все упражнения или игры должны проходить в теплой, доброжелательной атмосфере, с частым телесным контактом и постоянной поддержкой ребенка.
  • Взрослый должен постоянно следить за ходом каждой игры, постоянно контролируя ее начало, середину и конец, следя за настроением, усталостью малыша. Игра продолжается, пока ребенок увлечен, бодр и весел, и прекращается, когда он начинает отвлекаться, капризничать.

Особое внимание в таких играх нужно уделить тому, какое речевое сопровождение к ним «прилагается». Все речевые инструкции должны быть простыми, понятными. Стихотворения в таких играх не должны быть очень длинными (взрослому их лучше заучить на память). Их содержание должно соответствовать возрасту, без излишней образности, быть понятным, интересным. Ваша речь должна быть образцом для подражания: правильной, без искажений, четкой, спокойной, энергичной.

Есть еще один немаловажный пункт, о котором нужно знать, выстраивая занятия с неговорящими детками. Все навыки, приобретаемые в игре, дети осваивают с помощью подражания. При этом занятия выстраивают таким образом, чтобы малыш усваивал действия последовательно: сначала самые простые, затем все более сложные.

Последовательность должна быть примерно такой:

  1. простые движения (взмахи руками, шаги, прыжки);
  2. несколько одновременных движений (ходьба с хлопками);
  3. логические игры с предметами или игрушками (например, взять машинку, загрузить в нее кубики, отвезти на «склад», выгрузить);
  4. игры со стихотворным сопровождением (обыгрывание простых стишков);
  5. занятия на детских площадках (лазание, качание на качелях, горки);
  6. игры, направленные на обучение правильному использованию предметов (лопатки, ведра в песочнице, посудки при кормлении куклы).

Учитывая все эти особенности, родители могут выстроить развивающие занятия с детками при задержке речевого развития так, чтобы они принесли желанные плоды. При этом стоит помнить, что учиться ребенку придется долго. Необходимо набраться терпения, радуясь даже маленькому достижению. Тогда за ним обязательно последуют более значимые.

Кризис 3 лет - обязательный и очень важный период в жизни каждого малыша. Все о нем знают, но обычно, никто не готов к его наступлению. Обычно этот этап характеризуется родительскими высказываниями «Ребенку 3 года не слушается совсем, не знаем, что делать».

Как распознать? Как помочь крохе пережить этот этап? И самое главное, как родителям справиться с этим явлением?

Почему ребенок не слушается в 3 года

В этом возрасте, дети считают уже себя индивидуальностями, взрослыми личностями с собственными желаниями и потребностями. А папы и мамы продолжают относиться к ним, как к маленьким и несмышленым малышам, впоследствии чего, возникают недопонимания, конфликты и истерики.

ВНИМАНИЕ! Если ребенок в 3,5 года не слушается, кричит и капризничает - не волнуйтесь, такое поведения является абсолютно нормальным. Не спешите обращаться к специалисту.

Кризис 3 лет не имеет границ во времени, у кого-то он может наступить в 2,5 года, а кому-то «повезет» на год позже. Такие отличия зависят от темперамента деток, режима родительского воспитания, а также, степени доверительных отношений между крохой и мамой/папой.

Кризис ли это, рассмотрим основные признаки:

стремление противоречить взрослому по любому поводу;
плач без причины. В некоторых ситуациях это доходит до абсурда: малыш может отказываться от своих желаний, даже если он этого очень хочет, но инициатива приходит от родительской стороны. Например, мама с чадом заигрались на детской площадке, пора идти домой, кушать, про что она и сообщает. Ребенок проголодался, но возвращаться в дом не хочет, кричит и плачет, потому что предложение о возвращении озвучила мама;
упрямство: «я хочу! я сам!»;
вспышки ревности и жадности ;
появления необоснованной агрессии , капризов и истерии;
деспотические наклонности . Ребенок вообще не слушается, диктует свои правила поведения всем окружающим;
● происходит переоценка «жизненных ценностей» малыша . Сегодня уже не нравится мишка, хотя еще вчера не мог без него уснуть.

О признаках кризиса , на которые следует обратить внимание, рассказано в этом видео:

Ребенок в 3,5 года не слушается: причины

Итак, давайте разберем, почему ребенок не слушается в этом возрасте.

Возрастные изменения.
Корректируются интересы ребенка, ему становится более интересен окружающий мир, который он хочет самостоятельно исследовать. «Мама говорит не беги туда, а что же будет если я побегу? Интересно…» - вот примерно так, малыш рассуждает в этом возрасте.
Психологическая напряженность в семье.
В случаях, когда родители позволяют себе некоторые вольности в виде сквернословия, поднятия руки на ближнего, не удивляйтесь, почему кроха в 3 года не слушается, дерется и вообще, ведет себя неподобающе. Он вырос там, где такие действия являются абсолютно нормальным явлением.

Усталость малыша в физическом и эмоциональном плане.
Чаще всего это случается в семьях, где пытаются дать крохе как можно больше знаний и раскрыть все таланты в раннем возрасте.
Игнорирование желаний и просьб.
Представьте, что вам все время указывают и дают задания, обязательные к исполнению, а о ваших требованиях и желаниях никто не интересуется, обидно, правда? А ребенку вдвойне, вот он истериками и капризами пытается заявить о себе.
Авторитарный стиль воспитания.
Папа/мама командует, а ребенок подчиняется и безоговорочно выполняет все указания. Но в некоторый момент приходит период, в котором малыш в 3 года не слушается, кричит, требует чтобы его уважали как личность.Такой революционный настрой ребенка является последствием посягательств на его «я».

Что делать

Подготовьтесь к тому, что кроха быстро научится манипулировать вами через плач и истерики, это может происходить как дома, так и в общественных местах. Очень часто в подобных ситуациях родители идут на уступки, исполняют все желания и капризы малыша, лишь бы только он прекратил плакать. Если родитель хоть раз так сделает, с того момента, как говорится, он будет на крючке.

Как быть, если малыш не слушается в 3 года? Советы психолога

Не ведитесь на провокации . Терпеливо и в спокойном тоне ведите беседу с ребенком.
Используйте дипломатические навыки . В необходимых ситуациях подмените желания чада. Например, конфету сегодня купить никак не получится, но вот фруктовый йогурт, да еще и сок, вполне возможно!
● Во время истерических предпосылок отвлеките кроху на что-нибудь нейтральное. В большинстве случаев это работает.
● Когда 3-летний ребенок не слушается и требует чего-то, предоставьте ему право выбора (как минимум из двух вариантов, которые удобны вам).
Поощряйте малыша за проявленную самостоятельность.
● Не сдавайтесь, и отстаивайте свою позицию .
Не принуждайте кроху к действию напрямую , эффективней это сделать в игровой форме.
● При вспышках истерики не стоит рассказывать как это нехорошо и некрасиво , такими действиями вы только подольете масла в огонь.

В случаях, когда ребенок в 3 года не слушается, Комаровский Е.О. советует родителям игнорировать истерическое поведение крохи. Малыш своими капризами и плачем испытывает родителей на прочность. Если вы будете оставаться спокойными и непоколебимыми - премьера истерики отложится на некоторое время, а со временем, забудется «главным режиссером» вовсе. Видео с советами известного педиатра, можно посмотреть здесь:

Ребенок не слушается в 3 года что делать: полезное видео

Ваш ребенок в три года не слушается? Чтобы узнать почему это происходит и как бороться с такой ситуацией, рекомендуем посмотреть это видео:

Вам будет интересно

2 7 764 0

Задержка речевого развития (ЗРР) – это отставание в освоении нормальной речи ребенком 3-4 лет.

По статистике, патология наблюдается у 3-10% трехлеток. Мальчишек задержка речи касается в 4 раза чаще, чем девочек. По словам психологов и педиатров, число малышей с ЗРР растет.

Задержка развития речи опасна тем, что влечет за собой серьезные нарушения в работе нервной системы и мозга. При отсутствии лечения малышу грозит и неумение адаптироваться в социуме. Отставание в речи легко заметить, так как словарь ребенка трех лет составляет до 1000 слов. Если вовремя поставить диагноз и начать лечение, проблем можно избежать.

Информация в статье поможет вовремя определить ЗРР. Пользуясь рекомендациями, вы поможете малышу преодолеть патологию.

Вам понадобятся:

Причины ЗРР

Задержка речевого развития – это не болезнь, а признак нарушения функционирования ЦНС или головного мозга.

Самые распространенные признаки патологии:

Внешние

  • Частые ссоры родителей;
  • Психическая травма;
  • или ;
  • Испуг;
  • Стрессовая обстановка в доме;
  • Переезд или переход в новый садик;
  • Рождение младшего брата или сестры.

Внутренние

  1. Тяжелая беременность (гестоз, отслойка плаценты, инфекции, прием запретных препаратов, беременности, употребление спиртного).
  2. Сбой внутриутробного формирования (кислородное голодание плода).
  3. Сложные роды (преждевременные или стремительные).
  4. Повреждения во время родов (травма шейных отделов позвоночника).
  5. Короткая уздечка.
  6. Аутизм (помните, что ).
  7. Заикание (если присутствует именно эта проблема, рекомендуем прочитать нашу статью о том, ).
  8. Тугоухость (нарушение слуха у малыша).
  9. Патологии головного мозга.
  10. Внутричерепное давление.
  11. Травмы.
  12. Генетические заболевания.

Точное определение причины развития патологии ускоряет процесс излечения.

Ребенок просто не хочет разговаривать или ЗРР?

Задержку речи определить может родитель с самого раннего возраста, особенно если она обусловлена внутренними факторами (родовой травмой, тугоухостью, аутизмом, ДЦП и т.д.).

В 3 года ребенок имеет большой словарный багаж из примитивных слов, составляет предложения и отвечает на вопросы.

Если малыш:

  • Реагирует на ваши просьбы;
  • хорошо слышит;
  • узнает близких.

Значит, общаться он не хочет из-за лени. Зачем напрягаться, если вы понимаете его без слов и беспрекословно выполняете любой каприз?

Если вы замечаете, что:

  1. Малыш разговаривает заученными фразами из мультиков.
  2. Не знает, как называется большинство окружающих вещей.
  3. Лепечет на неизвестном языке.
  4. Не может связывать буквы в слово.
  5. Не задает вопросов.

Это признаки отставания в развитии речи.

Детей с ЗРР могут иметь и отставание психологического развития. У них всегда открытый рот и выделяется много слюны. Они гиперактивны, невнимательны, не могут долго усидеть на месте и не интересуются играми со сверстниками.

К каким врачам обратиться

В первую очередь, нужно проконсультироваться с педиатром. Он проведет опрос, касающийся беременности, родов и развития малыша. На основе сделанных выводов вас отправят на дальнейшее обследования к таким специалистам:

    Отоларинголог

    Проверяет на тугоухость, наличие воспалительных процессов, разрастание аденоидов и т.д.

    Логопед

    Проверяет речевое и психомоторное развитие ребенка.

    Психолог

    Проанализирует психоэмоциональное состояние малыша.

    Невролог

    Врач может отправить на дополнительные обследования: МРТ, эхо-энцефалограмму и электроэнцефалограмму.

Методы лечения ЗРР

Медицинские

При отставании малыша в развитии речи часто невролог или невропатолог назначает такие медикаменты:

  1. Когитиум – стимулирует нормальное функционирование работы зон головного мозга, отвечающие за развитие речи;
  2. Лецитин, Энцефабол, Кортексин, Актовегин, Нейромультивит – ноотпропные препараты, что используются для питания головного мозга. Это ускоряет формирование нейронов.

Все таблетки выписываются исключительно врачами. Не давайте лекарство самостоятельно, ведь если кому-то препарат помог, то вашему ребенку он может быть противопоказан.

Педагогические

Лекарственная терапия – не панацея от ЗРР. С детьми должны заниматься дефектолог и логопед.
Перед дефектологом стоит задача повысить интеллектуальный и социальный уровень ребенка. Педагог использует систематические игры, которые корректируют негативные факторы развития и восстанавливают речевую функцию. Это сказкотерапия, подражание звуков, гимнастика языка и лица, и т.д. Занятия с врачом-дефектологом начинаются после двух лет. Медицинские центры разрабатывают целые программы для детей с патологией речи.

Логопед работает с малышами 4-5 лет. Врач учит ребенка правильно выговаривать буквы, строить предложения и формировать рассказы.

Но вы и сами должны освоить навыки,

Коррекционные

Методика заключается в физиотерапии, которая восстанавливает части головного мозга, речевую функцию и умственные способности. Самыми эффективными методами считаются:

    Магнитотерапия

    С помощью низкочастотных волн стимулируется течение химических и психических процессов в организме. Противопоказана детям до 2 лет.

    Электрорефлексотерапия

    Врач специальным аппаратом воздействует на части мозга, которые отвечают за развитие речи. Метод применяется у малышей с полугода, но имеет противопоказания: эпилепсия, судороги, психический разлад.

Альтернативные

Вспомогательными методами могут быть:

  • Дельфинотерапия – лечение с участием дельфинов;
  • иппотерапия – лечебная верховая езда;
  • развивающие уроки ;
  • арт терапия – лечение рисованием;
  • остеопатия – ручной метод воздействия на структуру тела ребенка, который позволяет восстановить различные нарушения.

Как родителям помочь ребенку

  • Развивайте мелкую моторику . Доказано, что развитие речевой функции и мелкой моторики тесно связано. Поэтому вам в помощь придут игры с мелкими предметами: складывание паззлов, мозаика, кубики, лего. Можно лепить из теста (), рисовать пальчиковыми красками, делать браслеты и бусы. Ориентируйтесь на предпочтения вашего крохи и занимайтесь.
  • Слушайте музыку . Включайте детские песни и пытайтесь петь с ребенком.
  • Танцуйте . Под музыку показывайте малышу движения, а потом просто говорите их словами. Например, руки вверх, правую ноги согнуть в коленке, голову назад и т.д.
  • Читайте книги . Совместно просматривайте иллюстрации на страницах. Просите ребенка, чтобы он назвал животное или геометрическую фигуру.
  • Не сюсюкайесь . Нужно чтобы ребенок учился воспринимать взрослую правильную речь.
  • Хвалите . Как только вы замечаете старание ребенка, хвалите его. Но для этого сначала нужно выучить “золотые правила”, .
  • Проводите больше времени с ребенком дома, на улице, в гостях . Проявляйте свою любовь, обнимайте, целуйте и говорите о своих чувствах.
  • Терпение . У малыша не сразу все будет получаться так, как вам того хотелось.