Региональные рынки труда России: сходство непохожих. Региональные рынки труда: зависимость от макроэкономических факторов

Региональные рынки труда России: сходство непохожих. Региональные рынки труда: зависимость от макроэкономических факторов

Региональный рынок труда. Экономическая активность и занятость.

Развитие и федерального, и региональных рынков труда сильнее всего зависит от макроэкономических факторов. Общим для всех субъектов РФ было значительное сокращение экономической активности и занятости в кризисный период 1992-1998 гг., а затем постдефолтный рост активности и занятости, обусловленный экономическим подъемом. Однако уже в 2001г. этот рост перестал быть общим и сменился новым спадом в 63 регионах (71% субъектов РФ). Несмотря на продолжение роста экономики, этап "восстановительного" роста экономической активности и занятости после финансового кризиса 1998г. в основном завершился. Только с 2005г. началась вторая волна роста занятости, охватившая подавляющее большинство регионов. Она стала следствием устойчивого роста спроса на рабочую силу во всех секторах экономики. Этот период завершился осенью 2008г. с началом нового экономического кризиса.

В целом за 1990-2007 гг. уровень экономической активности населения сократился незначительно – с 70 до 67% в возрасте 15-72 года. Территориальные различия в экономической активности инерционны, т.к. они зависят от унаследованных особенностей – демографических, расселенческих и социокультурных. Более половины субъектов РФ имеют среднероссийские показатели, однако сохранились две контрастные группы:

Северные и северо-восточные регионы нового освоения, а также агломерации федеральных городов с высоким уровнем экономической активности населения (68-80%);

Более аграрные и слаборазвитые регионы Европейского юга и юга Сибири с пониженной экономической активностью (40-60%).

В целом по стране уровень занятости в 2008г. составлял 63% (70,8 млн. человек) населения в возрасте 15-72 лет, в 2009г.- 60,6% (69,1 млн. человек), в республике Ингушетия – 25%, в Чечне – 37%. Уровень занятости в крупнейших агломерациях (69-72%) намного выше среднероссийского, в Москве и С.-Петербурге работает почти все экономически активное население. Максимальные показатели занятости в некоторых малонаселенных автономных округах Крайнего Севера (74-77%) обусловлены очень высокой долей трудоспособного населения. Состав безработных по уровню профессионального образования показан в табл.24.

Таблица 24.

Состав безработных по уровню проф. образования в 2008г.
(по данным выборочного обследования населения по проблемам занятости; в процентах к итогу).

Ситуация с занятостью очень похожа на положение в экономике в целом: общие показатели обнадеживают, но детальное изучение указывает на ряд проблем. Уровень безработицы за 2008г.- 6,3%, за 2009г. 8,2% или 6,1млн. человек. Уровень безработицы - это отношения количества безработных к общему объёму взрослого трудоспособного населения в стране. Динамика уровня безработицы по регионам с 1995г. в Приложение 5. Самый низкий уровень безработицы за 2009г. отмечается в Центральном ФО (5%), самый высокий - в Южном ФО (11,3%) .

В сопоставлении с другими странами Россия выигрывает по уровню безработицы. Для примера в Латвии этот показатель – 22,8%, в Испании – 19,5%. Важно, что рост этого показателя за год незначителен. По данным МОТ (Международная организация труда) в 2009 году количество безработных в мире достигло рекордного уровня почти 212 млн. человек. Этот показатель демонстрирует беспрецедентный рост с 2007г., когда без работы было зарегистрировано 34 млн. человек.

Еще один показатель - количество безработных на одно вакантное рабочее место, характеризующий напряженность на рынке труда, демонстрирует реальное положение дел в экономике. Для России на 01.10.2009 он составлял 20,2 человек, на 01.01.2010 вырос до 24,1 человек. Отсутствие новых вакансий говорит о том, что у предприятий нет планов развития производства, а сокращение числа вакансий указывает на то, что идет сворачивание проектов. Впрочем, этот же показатель может указывать на начало модернизации производства, активное внедрение новой техники и технологий и, как следствие, повышение производительности труда. Но, к сожалению, не для России, так как «на практике, внедрение инноваций ограничивается покупкой нефтяной компанией нового насоса», - считает И. Николаев, директора департамента стратегического анализа.

«И наконец, такой феномен, как неформальная занятость, совершенно официально оценивается Росстатом в 13 млн. человек», - сообщила Т. Малеева, директор Независимого института социальной политики.

В 2009 году снижение зарплат составило 5%, а с учетом рынка «серых» зарплат - 8%. По прогнозам Т. Малеевой, уровень зарплат на неформальном рынке труда в 2010г. будет значительно ниже. При этом он скажется и на официальной зарплате, которая, по ее прогнозам, снизится в 2010г. на 7-10%. Однако снижение заработной платы в интересах обуздания безработицы ставит крест на возможности повысить производительность труда. С другой стороны, модернизационные процессы в экономике всегда сопровождаются ростом безработицы. Именно потому, что в России боятся безработицы, модернизация никак не начнется.

Программа Правительства по развитию предпринимательства и поддержка начала открытия бизнеса в размере от 60до 100 тыс. рублей, не сможет обеспечить рост предпринимательства в России и серьезно повлиять на снижение уровня безработицы. «Мировой опыт показывает, что предпринимательский талант присущ только 7-8% населения. Создать класс бизнесменов из безработных очень сложная задача. Поэтому ставку надо делать на поддержку бизнесменов, создающих рабочие места».

Однако Правительство РФ считает целесообразным продолжить в 2010г. все программы по содействию занятости населению. На эти цели в 2010г. будет выделено 36,3 млрд. руб., особое внимание будет уделено реализации программ самозанятости населения, стажировки выпускников (ими будет охвачено более 70% выпускников высших и средних учебных заведений). Кроме того, в 2010г. будут компенсироваться затраты на наставничество на предприятиях, а также работодателям будет доплачиваться за прием на работу инвалидов.

Контрольные вопросы

1.Каковы исторические особенности городского и сельского расселения в РФ? Каковы современные тенденции?



2.Каковы причины изменения этнического состава в РФ? Каковы тенденции в динамике этн.состава национальных субъектов РФ?

3.Что такое коэффициент рождаемости, его динамика в РФ?

4.Каковы причины миграции в России? Что такое трудовая миграция, ее «+» и «-« для страны?

5.Приведите примеры регионов с различным уровнем занятости?

Региональные рынки труда: зависимость от макроэкономических факторов

Состояние национальных, региональных и локальных рынков труда определяется соотношением двух основных компонентов: предложения рабочей силы (численности экономически активного населения , его образования, возрастной и профессиональной структуры, территориального размещения и мобильности) и спроса на рабочую силу, т.е. существующего количества рабочих мест.

Спрос на рабочую силу зависит в первую очередь от макроэкономических тенденций. При росте экономики рабочих мест становится больше, при кризисе или спаде их число сокращается. Кроме того, спрос на рабочую силу, как, впрочем, и ее предложение, зависит от уровня оплаты труда. В странах и регионах с "дешевой" рабочей силой ниже издержки создания новых рабочих мест и поэтому чаще размещаются новые трудоемкие производства. При высоком уровне оплаты труда работодатели стремятся снизить свои издержки путем автоматизации производства или его вывода в "дешевые" страны или регионы, тем самым ограничивая предложение новых рабочих мест на региональных или локальных рынках труда
Значительную роль в формировании спроса играет структура экономики, в том числе соотношение трудоемких и нетрудоемких отраслей. В современной экономике наиболее трудоемки отрасли услуг, поэтому в крупных городах, где сектор услуг развивается опережающими темпами, предложение рабочих мест больше, что способствует лучшему состоянию рынков труда. В небольших монофункциональных городах рынки труда зависят от положения градообразующего предприятия и поэтому наиболее уязвимы и нестабильны.

Еще один фактор спроса на рабочую силу - политика государства в сфере занятости.

Во-первых, государство выступает в качестве регулятора рынка труда, определяя "правила игры" - найма и увольнения работников, социальных гарантий и социального страхования занятых. При более жестком государственном регулировании и высоком уровне социальной защиты занятых, характерном для западноевропейских стран, работодатели, как правило, стремятся минимизировать риски дополнительных издержек и ограничивают наём работников, что приводит к росту безработицы. При более мягком регулировании, характерном для США, занятые менее защищены при ухудшении ситуации в экономике, но при благоприятной экономической конъюнктуре облегчается создание новых рабочих мест, в результате рынок труда оказывается более гибким. В России трудовые отношения регулируются федеральным законодательством. В начале 2000-х годов был принят Трудовой кодекс с достаточно жесткой регламентацией отношений работника и работодателя в целях социальной защиты занятых. Однако побочным негативным эффектом стала скрытая дискриминация при найме на работу тем категориям занятых, которые защищаются законом (женщин с несовершеннолетними детьми, инвалидов и др.).

Во-вторых, государство влияет на рынок труда как крупнейший работодатель, оплачивающий за счет госбюджета занятых в сфере - социальных услуг, обороне и охране общественного порядка, государственном управлении и др. Политика государства, определяющего число и структуру занятых в этих отраслях, уровень оплаты их труда, также влияет на занятость. Если повышение оплаты не сопровождается мерами по снижению неэффективной занятости, результатом, как правило, становится рост числа работников бюджетного сектора. В российских регионах со слаборазвитой экономикой, особенно высокодотационных, бюджетный сектор стал ведущим по численности работников и занятость в нем продолжает расти.

Предложение рабочей силы зависит от динамики численности населения и половозрастного состава. В регионах с незавершенным демографическим переходом и растущей численностью населения проблемы занятости наиболее остры. Они обусловлены, в частности, количественной диспропорцией между возрастной когортой молодежи, входящей на рынок труда, и меньшей по численности возрастной когортой уходящих на пенсию. Такая ситуация характерна для слаборазвитых республик Северного Кавказа и юга Сибири, она усугубляется незначительным предложением новых рабочих мест.

Диспропорция может быть не только количественной, но и структурной, когда спрос на рабочую силу не совпадает с предложением по полу, профессиональной структуре, уровню образования и квалификации. Многие структурные несовпадения можно ослабить с помощью переподготовки имеющихся кадров, но это возможно не всегда. К тому же такая активная политика в сфере занятости весьма затратна.

Поведение населения на рынке труда зависит также от уровня образования, социокультурных особенностей, в том числе эмансипации женщин, территориальной мобильности. В регионах и городах с более высоким уровнем образования населения его адаптация к изменениям спроса на рынке труда идет быстрее, поэтому безработица, как правило, ниже. В регионах нового освоения, заселенных недавними мигрантами, при ухудшении ситуации на рынке труда быстрее начинается миграционный отток, так как мобильность населения выше.

Региональные и локальные рынки труда обладают большим потенциалом саморегуляции. Количественные и структурные диспропорции предложения и спроса могут сглаживаться территориальной мобильностью экономически активного населения: переездом на новое место жительства, сезонной или маятниковой трудовой миграцией в регионы и города с более значительным предложением рабочих мест. Однако на фоне стран с развитым рынком труда территориальная мобильность населения современной России пока еще невелика. Она вдвое ниже и по сравнению с советским периодом, когда трудовые миграции стимулировались государством или были принудительными. Основные причины низкой мобильности в современной России - редкая сеть городов и слаборазвитая транспортная инфраструктура, препятствующие маятниковым миграциям, огромные перепады цен на локальных рынках жилья и высокие затраты на смену места жительства, непосильные для большинства домохозяйств.

Пока только большой "градиент" социально-экономических различий, создаваемый одновременно притягивающими и выталкивающими факторами, может стимулировать территориальную мобильность, что и наблюдается, например, в Московской агломерации с ее огромным спросом на труд и его высокой оплатой. Именно поэтому она стала крупнейшим центром притяжения рабочей силы. Резко расширился радиус трудовых миграций в столицу: маятниковая миграция распространилась за пределы столичной агломерации на соседние области Центра, растет трудовая миграция, особенно из регионов российского юга.

Именно "градиент" социально-экономических различий привел к увеличению с конца 1990-х годов трудовой миграции в Россию титульного населения стран СНГ, заполняющего рабочие места с более низкой оплатой труда, сделал экономически мотивированными возвратные миграции русского населения из этих стран, причем переселенцы постепенно перемещаются в крупные городские агломерации России.

Особенно ярко выражены контрасты в северо-восточных регионах нового освоения: в ведущих нефтегазодобывающих округах с более высокой оплатой труда до середины 2000-х годов сохранялся приток трудовых мигрантов, в то время как остальные северные и восточные регионы теряют население с 1990-х годов. Многочисленные примеры территориальной мобильности населения, обусловленной экономическими факторами, подтверждают развитие механизмов саморегуляции на региональных рынках труда.

Экономическая активность и занятость . Развитие и федерального, и региональных рынков труда сильнее всего зависит от макроэкономических факторов. Общим для всех субъектов РФ было значительное сокращение экономической активности и занятости в кризисный период 1992-1998 годов, а затем постдефолтный рост активности и занятости, обусловленный экономическим подъемом. Однако уже в 2001 году этот рост перестал быть общим и сменился новым спадом в 63 регионах (71% субъектов РФ). Несмотря на продолжение роста экономики, этап "восстановительного" роста экономической активности и занятости после финансового кризиса 1998 года в основном завершился.

До середины 2000-х годов экономическая активность увеличивалась незначительно, а занятость даже сокращалась в отдельные годы. При этом географическая картина стала еще более мозаичной, поскольку динамика занятости все сильнее зависит от региональных факторов. В агломерациях федеральных городов рост занятости стимулировался созданием новых рабочих мест в отраслях рыночных услуг. В слаборазвитых республиках этому способствовало увеличение числа рабочих мест в социальной сфере, финансируемое за счет федерального бюджета, но такой рост не может быть устойчивым. В остальных регионах уровень занятости до середины 2000-х годов почти не менялся, а в 2002-2004 годах в половине из них даже сокращался.

Только с 2005 года началась вторая волна роста занятости, охватившая подавляющее большинство регионов. Она стала следствием устойчивого роста спроса на рабочую силу во всех секторах экономики.

В целом за 1990-2006 годы уровень экономической активности населения сократился незначительно - с 70 до 66,2% в возрасте 15-72 года. Территориальные различия в экономической активности инерционны, т.к. они зависят от унаследованных особенностей - демографических, расселенческих и социокультурных. Более половины субъектов РФ имеют среднероссийские показатели, однако сохранились две контрастные группы: северные и северо-восточные регионы нового освоения, а также агломерации федеральных городов с высоким уровнем экономической активности населения (68-80%); более аграрные и слаборазвитые регионы Европейского юга и юга Сибири с пониженной экономической активностью (40-60%).

Региональные различия в уровне занятости схожи, но они более сильно зависят от состояния экономики и динамики рабочих мест в субъектах РФ. В целом по стране уровень занятости в 2006 году составлял 61,4% населения в возрасте 15-72 лет, а в республике Ингушетия - 17%, в Чечне - 20%. Уровень занятости в крупнейших агломерациях (68-70%) намного выше среднероссийского, в Москве и С.-Петербурге работает почти все экономически активное население. Максимальные показатели занятости в некоторых малонаселенных автономных округах Крайнего Севера (71-80%) обусловлены очень высокой долей трудоспособного населения.

Территориальные различия в экономической активности и занятости во многом "запрограммированы" и зависят от унаследованных особенностей региона - демографических, социокультурных, расселенческих, сложившейся структуры экономики. Рыночные реформы переходного периода усилили преимущества и усугубили дефекты сложившегося территориального неравенства условий на рынке труда, но экономическая активность населения изменилась незначительно.

1 - По классификации Международной организации труда (МОТ) к экономически активному населению относится население в возрасте 15-72 лет, занятое в экономике и ищущее работу - безработные.

Рынок труда - это совокупность экономических отношений по купле-продаже такого фактора производства, как труд. Основными субъектами рынка труда являются, с одной стороны, предпринимательский сектор, который формирует спрос на труд с целью соединения всех ресурсов для производства товаров и услуг и получения прибыли, с другой - домохозяйства как собственники рабочей силы, предлагающие свой труд на рынке с целью получения дохода в форме заработной платы.

На рынке труда они выступают в виде экономически активного населения, включающего как уже работающих, так и безработных.

Продажа труда имеет свою специфику по сравнению с продажей товаров и услуг, финансовых активов. Так как труд является фактором производства, то спрос на него носит производный характер и зависит от спроса на конечные товары и услуги, создаваемые с помощью данного фактора производства. При продаже труда можно отметить большую продолжительность отношений продавца и покупателя, которые оформляются длительными контрактами. Важную роль при этом играют неденежные факторы - сложность и условия труда, безопасность здоровья работника, гарантии профессионального роста. Значительное воздействие на условия продажи труда оказывают институциональные структуры: профсоюзы, трудовое законодательство, государственная политика, союзы предпринимателей.

Макроэкономический подход к анализу этого рынка имеет следующие специфические черты:

¦ рынок труда рассматривается как единый национальный рынок без учёта отраслевых, национальных, региональных и прочих различий;

¦ на рынке устанавливается цена труда (ставка заработной платы) как единственный параметр, оказывающий влияние на отношения найма.

Рынок труда с макроэкономических позиций рассматривается как самый несовершенный из всех национальных рынков. Это объясняется тем, что поиск работы требует продолжительного времени, многие работники плохо информированы о вакансиях, в ряде случаев положительное решение вопроса о трудоустройстве требует смены места жительства или переквалификации.

Поэтому даже полная занятость предполагает наличие фрикционной и структурной безработицы.

Функционирование рынка труда имеет свои особенности в долгосрочном и краткосрочном периодах. В долгосрочном периоде все ценовые показатели, в том числе ставки заработной платы и уровень цен, становятся гибкими и субъекты рынка труда с их помощью получают возможность адаптироваться к происходящим изменениям. В результате этой адаптации обеспечивается равновесие спроса и предложения на рынке труда и формируется полная занятость. В краткосрочном периоде цены и ставки номинальной заработной платы являются жесткими и экономические субъекты не могут полностью приспособиться к происходящим на рынке труда изменениям, поэтому в краткосрочном периоде несоответствие величин спроса на труд и предложения труда может принимать устойчивый характер в форме безработицы.

В макроэкономической теории сложились две основные концепции занятости, объясняющие механизм функционирования рынка труда: неоклассическая и кейнсианская. Первая из них объясняет механизм функционирования рынка труда в долгосрочном периоде, вторая - в краткосрочном периоде. Каждая из концепций включает в себя три основных составляющих:

Теорию спроса на труд, которая выясняет факторы, лежащие в основе решений предпринимателей о найме того или иного количества работников;

Теорию предложения труда, анализирующую мотивы работников, побуждающие их к принятию решений о предложении на рынке того или иного количества труда;

Теорию, объясняющую механизм установления равновесия на рынке труда и причины возникновения устойчивой безработицы.

Рынок труда играет особую роль в макроэкономике. Прежде всего, заработная плата, занятость и условия труда, складывающиеся под воздействием рыночных сил, в решающей степени определяют уровень благосостояния работников и их семей. Во-вторых, величина заработной платы непосредственно влияет на расходы домашних хозяйств, соответственно – и на совокупный спрос. Наконец, затраты предпринимателей на оплату труда составляют важнейший элемент издержек производства готовой продукции. Если повышение заработной платы опережает рост производительности труда, то издержки (затраты) на единицу продукции увеличиваются, что ведет к росту цен.

Главное, однако, состоит в том, что на рынке труда определяется уровень занятости, соответственно и размер ВВП в коротком периоде. Дело в том, что в макроэкономике, также как и в микроэкономике, существует производственная функция, показывающая зависимость реального ВВП (Y) от количества труда (L) и капитала (K): Y=F(K,L). При этом в коротком периоде величина капитала и производственные технологии являются заданными, а, значит, ВВП зависит только от количества применяемого труда: чем больше его используется, тем выше и выпуск.

Уровень занятости, а также размер заработной платы определяются на рынке труда. При этом различают номинальную заработную плату – сумму денег, которую наемные работники получают за свой труд и реальную заработную плату – количество товаров и услуг, которое работники способны купить на свою номинальную заработную плату. Таким образом, величина реальной заработной платы определяется посредством деления номинальной заработной платы (W) на уровень цен (P) на потребительские товары и услуги: . Точно также индекс реальной заработной платы исчисляется путем деления индекса номинальной заработной платы на индекс цен.

Ситуация на рынке труда определяет не только занятость, но и безработицу, означающую превышение предложения труда над спросом на него. Неоклассики и кейнсианцы по-разному объясняют функционирование рынка труда и существование безработицы.

Неоклассическая концепция исходит из того, что спрос и предложение на рынке труда зависят от реальной заработной платы: чем она выше, тем спрос на труд меньше, а его предложение больше. Точка пересечения кривых спроса и предложения определяет равновесную реальную заработную плату, а также равновесный уровень занятости. Безработицы в строгом понимании этого слова здесь нет, т.к. спрос на труд совпадает с его предложением: каждый желающий трудиться за данную заработную плату имеет работу. Можно говорить лишь о некоторой добровольной безработице среди тех, кого не устраивает сложившаяся на рынке цена труда. Таким образом, согласно неоклассикам, рыночный механизм автоматически обеспечивает полную занятость на рынке труда, соответственно достижение потенциального ВВП.

В отличие от неоклассиков, у кейнсианцев спрос на труд целиком определяется совокупным спросом на готовую продукцию. Если совокупный спрос известен, то предприниматели, опираясь на производственную функцию, определяют численность работников, необходимую для производства соответствующего ВВП. Данному уровню занятости соответствует максимальная ставка номинальной заработной платы, по которой предприниматели согласны нанять это количество работников.

При сокращении совокупного спроса снижается и спрос на труд при той же заработной плате. Возникает безработица, поскольку предложение труда при этой заработной плате превышает спрос на него. Важно иметь в виду, что даже если бы все работники согласились на снижение заработной платы, это не привело бы к росту занятости и снижению безработицы, поскольку при данном уровне совокупного спроса на готовую продукцию дополнительные работники бизнесу просто не нужны.

Опираясь на эти рассуждения, кейнсианцы выступают за стимулирование совокупного спроса методами государственной экономической политики.

100 р бонус за первый заказ

Выберите тип работы Дипломная работа Курсовая работа Реферат Магистерская диссертация Отчёт по практике Статья Доклад Рецензия Контрольная работа Монография Решение задач Бизнес-план Ответы на вопросы Творческая работа Эссе Чертёж Сочинения Перевод Презентации Набор текста Другое Повышение уникальности текста Кандидатская диссертация Лабораторная работа Помощь on-line

Узнать цену

Механизм действия рынка труда существенно сложнее приведенной на рис. 3 схемы. Чтобы сформировать представление о базовых концепциях механизма рынка труда и трансформировать их на нашу действительность, рассмотрим основные теоретические модели рынка в их “исторически-логической” последовательности.

Классическая политэкономия

До Великой депрессии в США большинство экономистов, прежде всего так называемые классики — Д. Рикардо, Д.С. Милль, А. Маршалл — полагали, что рыночная система сама по себе способна обеспечить полное использование ресурсов в экономике, в том числе полную занятость . Признавалось, что при некоторых обстоятельствах полной занятости может и не быть, но присущая рыночной системе способность к саморегулированию автоматически восстанавливает в экономике уровень производства и полную занятость. Наилучшей экономической политикой признавалась политика невмешательства государства в функционирование экономики.

Утверждение классиков о полной занятости в равновесной экономике обосновывается тем, что конкурируя за свободные рабочие места, безработные будут способствовать снижению ставок заработной платы, и этот процесс будет идти до тех пор, пока ставка заработной платы не достигнет величины, при которой работодателям станет выгодно нанять всех имеющихся рабочих, обеспечив тем самым полную занятость. Отсюда следовал вывод о том, что вынужденная безработица невозможна.

Кейнсианство

Родоначальником современной теории занятости в рыночной экономике является известный английский экономист Джон Мейнард Кейнс , который в 1936 г. в своей работе “Общая теория занятости, процента и денег” сделал вывод, что при капитализме не существует механизма, гарантирующего полную занятость . Экономика может быть и сбалансированной, утверждают сторонники кейнсианства, т.е. равновесия совокупного производства можно достичь, но при значительном уровне безработицы или при существенной инфляции. Полная занятость скорее случайна, чем закономерна, капитализм не является саморегулирующейся системой, причины безработицы и инфляции кроются в отсутствии синхронности в принятии важнейших экономических решений, в частности решений о сбережениях и инвестициях . Несостоятельны, считал Дж. М. Кейнс, утверждения классиков, что инвестиции растут в меру роста сбережений, ибо субъекты сбережений и инвесторы относятся к разным группам экономических агентов и руководствуются разными мотивами. Уровень сбережений, говорят кейнсианцы, слабо зависит от ставки процента. Точно так же ставка процента не является единственным фактором инвестирования, а дополнительным важным фактором является ожидаемая норма прибыли на инвестиции. Вот почему во время спада производства несмотря на снижение ставок процента уровень инвестиций низок из-за низкого уровня ожидаемой прибыли.

Кейнсианство полностью отрицает и второй важнейший аспект теоретического положения классиков, согласно которому регулирование цен и заработной платы в направлении их понижения устраняет воздействие безработицы на общие расходы . Эластичности соотношения цен и заработной платы, утверждают кейнсианцы, просто не существует в той степени, которая необходима для восстановления полной занятости при снижении совокупного спроса. Рыночная система не бывает совершенно конкурентной , кроме того, на ней сказывается несовершенство механизма рынка, факторы неэкономического характера, которые существенно снижают эластичность цен и заработной платы по совокупному спросу, а поэтому рассчитывать, что снижение цен и заработной платы нивелирует последствия роста безработицы при снижении совокупного спроса, не приходится.

Но даже если бы цены и заработная плата были эластичными, то и это не смягчило бы образовавшуюся в результате снижения совокупного спроса безработицу: общее снижение заработной платы приведет лишь к дальнейшему снижению суммарных денежных доходов и, соответственно, к общему падению спроса на продукцию и труд.

Одним из наиболее важных выводов из приведенных выше рассуждений следует считать то, что уровень занятости находится в прямой зависимости от уровня совокупных расходов и объемов производства.

Депрессивный характер экономического развития и высокую норму безработицы в капиталистических странах в 30-е гг. Дж. М.Кейнс объяснял недостаточностью расходов, и прежде всего недостаточностью спроса на инвестиционные товары, причина которого, в свою очередь, состояла в том, что ожидаемая норма прибыли неизменно оказывалась ниже долгосрочной нормы процента на рынке заемных средств. Нельзя не согласиться, что этот тезис в полной мере относится к современной российской действительности.

Чисто монетаристская политика, направленная на снижение предложения денег, в условиях кризиса признавалась Дж. М. Кейнсом недостаточной, ибо она воздействует только на краткосрочные процентные ставки. Для стимулирования же инвестиций и занятости необходимо в первую очередь снижать долгосрочный процент. Для реализации этой цели Дж- М. Кейнс настоятельно рекомендовал активную финансово-денежную политику государства, воздействие которой должно было протекать по следующей схеме: увеличение государственных расходов — возникновение дополнительного платежеспособного спроса — повышение уровня занятости и использования производственных мощностей — создание обстановки уверенности в достаточно высоких и устойчивых будущих нормах прибыли, уменьшение спекулятивного спроса на ликвидные активы, в первую очередь на деньги — снижение долгосрочных норм процента — стимулирование частных инвестиций — длительное оживление хозяйственной конъюнктуры.

В дальнейшем экономическое развитие капиталистических стран (особенно кризисы 70-х и 80-х гг. в США) как подтверждало, так и опровергало основной теоретический постулат Дж. М. Кейнса о возможности повышения степени использования производственных мощностей и снижения уровня безработицы посредством стимулирования платежеспособного спроса. Дело в том, что изменение совокупного спроса отражается на изменении чистого национального продукта и занятости лишь в том случае, когда уровень цен остается постоянным. Если же цены растут, то часть или вся величина прироста совокупного спроса сведутся на нет инфляцией, а потому прироста реального объема производства и занятости не произойдет.

Монетаристский подход

Монвтаристский подход (его лидером общепризнанно является Милтон Фридман, лауреат Нобелевской премии 1976 г.) состоит в том, что рынки в достаточной мере конкурентны и что система рыночной конкуренции сама по себе обеспечивает высокую степень макроэкономической стабильности. Идейные корни монетаризма, как видно, восходят к классикам и частично основываются на законе Сэя — “предложение рождает свой собственный спрос”. Деньги рассматриваются решающим фактором косвенного регулирования всех процессов в экономике, а государственное вмешательство должно быть минимизировано. Проблема, с точки зрения монетаристов, состоит как раз в том, что государство своими неуклюжими и непродуманными действиями в попытке стабилизировать экономику с помощью налоговой и кредитно-денежной политики только усиливает циклические колебания.

Монетаризм в плане стабилизации экономики реализуется путем стабилизационных программ . Типичными примерами программ такого рода являются: сокращение бюджетного дефицита путем сокращения государственных инвестиций, социальных расходов, субсидий; ограничение роста заработной платы; ограничительная кредитно-денежная политика; ослабление контроля над ценами и экспортно-импортными операциями . Несомненно, что нынешнее российское правительство проводит свою экономическую политику преимущественно в русле монетаристской концепции.

Можно ли утверждать, что какая-то из рассмотренных теорий более прогрессивна, нежели другая, и что одна из них лучше подходит к решению проблем российской действительности? Однозначно сказать, очевидно, нельзя. Преимущества и возможности каждой из них раскрываются в своих характерных условиях. Однако в практической деятельности возможны ситуации, в которых обнаружив-ется тяготение или к кейнсианству, или к монетаризму. Тем не менее, с точки зрения изучения механизма рынка труда наиболее важным является то, что каждая из вышеназванных теорий рынка основным моментом регулирования всех экономических процессов, в том числе на рынке труда, признает финансовую политику.