Правда об идеальном супружестве. Петр и феврония муромские

Правда об идеальном супружестве. Петр и феврония муромские
Правда об идеальном супружестве. Петр и феврония муромские

Гундяев К.

Приближается день 14 февраля, который почти во всем мире празднуется как день влюбленных. Россиянам вместо этого дня предлагается праздновать день других святых – Петра и Февронии. Мне такая замена не нравится. Попробую пояснить почему.

Святой Валентин

Считается, что в третьем веке нашей эры римский император Юлий Клавдий Второй с целью укрепления своей власти и укрепления армии запретил своим воинам жениться, а христианский священник Валентин тайно венчал влюбленных, за что и был казнен. Существует легенда, что Валентин из застенков написал одно или несколько писем слепой дочери надзирателя Юлии, получив которые, та прозрела.

Чистая история о жизни, отданной ради любви других людей.

Петр и Феврония
Считается, что легенда про Петра и Февронию основана на отношениях реально жившего в 13-ом веке муромского князя Давида Юрьевича и местной знахарки. Прежде чем канонизировать кого-нибудь церковь обязательно должна описать его "житие". Так и было сделано. Перед тем как канонизировать в 1547 г. на московском церковном соборе Петра и Февронию, для них в книге «Сборник Житий» священник Ермолай Прегрешный (в иночестве Еразм) в довольно сказочной форме описал "житие" Петра и Февронии.

В качестве предыстории он переложил скандинавскую историю о Зигурде (Зигмунде), убивающим заговоренным мечом коварного змея Фафнира.

Предполагается, что муромский князь Давид Юрьевич (по легенде Петр, в монашестве по легенде Давид) женился на местной колдунье (в монашестве Ефросинья-Феврония) не из-за любви, а из-за проказы: Феврония пару раз излечивала князя, ставя единственное условие – жениться на ней. Прожив некоторое время в браке, Петр бежит от Февронии в монахи, одновременно сослав Февронию в монастырь. Единственный факт, на котором основана вся легенда о невероятной любви Петра и Февронии, это то, что умерли они в один день и что две ночи после смерти оказывались в одном гробу.

Думаю, что все в этой истории было не совсем так, как рассказывает церковь.
Известно, что князь Давид Юрьевич (далее Петр) болел проказой, вылечить которую никому не удавалось. Вылечить болезнь взялась местная знахарка-колдунья при одном условии, что князь за это женится на ней. Петр дал такое обещание через гонца. Феврония князя вылечила. Но жениться на колдунье Петр не захотел даже в благодарность за исцеление. За нарушенное слово Феврония опять наслала на Петра проказу. Тогда Петр лично поклялся жениться на Февронии. Феврония опять провела колдовской ритуал, князь вылечился, и после излечения проказы женился.

Но жить с колдуньей, силой вынудившей его жениться, Петр не мог. Все знали, о вредном характере Февронии, и что как супруги на одном ложе Петр и Феврония не жили. Все окружение Петра ненавидело Февронию. Петром и окружением Петра Февронии неоднократно предлагались деньги, чтобы только она оставила князя в покое. Но Феврония хотела только одного - быть княжной и править.

Петр, дважды перенесший проказу, очень боялся повторения болезни. Поэтому ни убить Февронию, ни выгнать ее, ни развестись с ней и отправить ее в монастырь (как это часто делали князья вместо развода) Петр не решался. В конце концов Петр решил отправить колдунью-Февронию в монастырь поближе к Богу, и самому уйти в монахи. А чтобы мечта Февронии о полной княжеской власти не исполнилась даже после его смерти, Петр приказал своим самым верным слугам в случае своей смерти умертвить Февронию в тот же день.

Так и было сделано. После смерти Петра в тот же день Февронию убили. Одновременная смерть Петра и Февронии привлекла всеобщее внимание. Чтобы свести все к чуду трупы ночами два раза переносили из двух гробов в один гроб. Этого оказалось достаточно, чтобы народ уверовал в чудо.

Петр и Феврония

Путь по Выксунской епархии Нижегородской области привел нас в село Жайск. Здесь на берегу величавой Оки, на высоком холме, продуваемом всеми ветрами, возвышается памятник покровителям семьи, любви и верности, святым Петру и Февронии.

У авторов этой статьи «душевная аллергия» на нравоучительность. До глубокого погружения в историю, святые Петр и Феврония, как христианские и литературно-исторические персонажи, казались нам скучноватыми примерами идеальной христианской семьи. После глубокого погружения в тему Петр и Феврония стали для нас абсолютно живыми людьми – яркими, интересными, незабываемыми. История Петра и Февронии оживает в документах и фотографиях, будто эти люди и сейчас находятся среди нас. Вот они идут, продуваемые ветрами истории на холме в Жайске, и нам есть, о чем с ними поговорить и что спросить…

Возможно, наши современники ничего бы не знали о Петре и Февронии, если бы не Ермолай-Еразм (Ермолай Прегрешный) – священник, писатель, публицист, церковный деятель, а позднее монах. Творивший в XVI в. (еще во времена детства и юности Ивана Грозного), священник и писатель из Пскова Ермолай (под творческим псевдонимом Прегрешный), как человек образованный и просвещенный, был замечен церковной властью. Прославился писатель Ермолай Прегрешный тем, что написал, адресованное царю литературное произведение с проектом переустройства общества в интересах крестьян и просвещенной части дворянства. Царь на это произведение не отреагировал, а вот московский митрополит Макарий талантливого писателя заметил и перевез его в Москву, чтобы привлечь к написанию жития святых. Так Ермолай-Еразм (Ермолай Прегрешный) стал протопопом и церковным писателем в Москве.

Нам повезло дважды. Один раз в том, что Ермолай-Еразм взялся написать удивительную историю муромского князя Петра и деревенской девушки простолюдинки Февронии. Второй раз в том, что двухтомник произведений Ермолая-Еразма чудом сохранился до наших дней.

А вот Ермолаю-Еразму не повезло. Не получилось у него каноническое церковное житие Петра и Февронии. Получилось литературно-историческое произведение, описывающее жизнь двух очень ярких людей. Да, написанное церковным языком. Да, несущее христианские идеи веры и нравственности. Но слишком живое и противоречивое (какой и является человеческая жизнь), а также полное символов (напоминающих языческую символику), чтобы это описание безоговорочно могло сразу стать церковным каноном. Митрополит Макарий не принял текст Ермолая Прегрешного в оригинальном виде и не включил его в канонические церковные книги.

Писатель Ермолай Прегрешный постригся в монахи под именем Еразм, и вскоре его литературное творчество закончилось. А удивительная история Петра и Февронии, предположительно живших в конце XI – начале XII веков, дошла до наших дней и волнует людей XXI века своей яркой жизненностью и неоднозначностью.

Русская Православная Церковь причислила Петра и Февронию к лику святых в 1547 г. (примерно через 300 лет после их смерти) – по этому случаю и получил задание написать житие Петра и Февронии Ермолай-Еразм (Ермолай Прегрешный).

По инициативе Светланы Медведевой (супруги Дмитрия Медведева) в России в 2008 г. был учрежден новый праздник – День семьи, любви и верности, совпадающий с днем почитания святых Петра и Февронии (православных покровителей семьи) – и был принят символ праздника – ромашка.

Через год в 2009 г. известная российская журналистка Наталья Радулова опубликовала дискуссионную статью, посвященную Петру и Февронии – «Мифология семьи, любви и верности» – в которой святые Петр и Феврония предстают перед читателями в очень противоречивом образе, как нам кажется, оскорбительном для православного человека:

«Петр и Февронья Муромские, семейная пара, которую нам преподносят как пример любви и верности, на самом деле были те еще кадры. Февронья угрозами загоняла кавалера под венец, а он, бедняга, бегал от нее, как заяц… А что ж тут романтичного? – удивилась я. – Зачем эту хитрожопую парочку назначать главным российским символом любви и верности?» Наталья Радулова

«В сентябре 2009 г. Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) вынесла предупреждение о недопустимости экстремистской деятельности газете “Вечерняя Тюмень” за публикацию в N 26 (451) от 17-23 июля 2009 этой статьи». Источник: . (По этой же ссылке можно прочитать и саму статью Натальи Радуловой.)

Так что Петр и Феврония – люди несомненно интересные, раз они вызывают столько человеческих переживаний, начиная с Ермолая-Еразма в XVI веке (который так и не смог написать бесспорное каноническое житие святых Петра и Февронии), и заканчивая нашими современниками в XXI веке.

До сих пор не затихают дискуссии, существовали в действительности такие люди – Петр и Феврония – или это вымышленные персонажи, описанные Ермолаем-Еразмом на основании народных легенд и преданий? Ведь древний автор Ермолай-Еразм описывал события, которые происходили за 300 лет до момента написания. Бесспорных летописных свидетельств до наших дней не сохранилось.

Большинство светских исследователей считают, что образ князя Петра Ермолай-Еразм писал с муромского князя Давида (который постригся в монахи, вероятно, под именем Петра). Косвенно подтверждает это предположение и то, что у князя Давида была жена с именем Феврония (которая постриглась в монахини под именем Ефросинья). Но есть противоречие. Если все так, то, вероятно, Ермолай-Еразм написал бы либо Давид и Феврония (у обоих светские имена), либо Петр и Ефросинья (у обоих монашеские имена). Почему Ермолай-Еразм написал Петр и Феврония? Много есть непонятного нам, людям XXI века, в этой древней истории.

Также Ермолай-Еразм никак не упомянул, были ли дети у Петра и Февронии? Было бы странным, подробно описывая жизнь этой яркой супружеской пары, не упомянуть хотя бы вскользь об их детях. Но не упомянул… И тогда у критически настроенных читателей возникает предположение, что детей у Петра и Февронии не было вовсе. Но как бездетная пара может стать народным символом православной семьи? Вопрос неоднозначный… Но вопреки всем замечаниям критиков святые Петр и Феврония продолжают волновать современных людей яркой историей своей жизни.

«Повесть о Петре и Февронии Муромских», которую написал для нас священник и писатель Ермолай-Еразм (Ермолай Прегрешный), но в современной литературной обработке можно прочитать на сайте «Петр и Феврония – любовь и верность навсегда» . Оригинальный текст Ермолая-Еразма (Ермолая Прегрешного) «Повесть о Петре и Февронии», но в современной орфографии выложен на сайте «История литературы Древней Руси» . Также О.А. Сухова и Ю.М. Смирнов написали книгу «Петр и Феврония Муромские», которая выложена на сайте «Муромский музей» . Напоминаем, что крайне неоднозначная статья Натальи Радуловой «Мифология семьи, любви и верности» выложена на сайте Библиотека священника Якова Кротова . Мы осознанно не пересказываем вам историю святых Петра и Февронии. Надеемся, что вдумчивому читателю самому будет интересно погрузиться в чтение и сопоставление источников.

Мы же вернемся в современность на Нижегородскую землю в село Жайск. Не доезжая до высокого холма на берегу Оки, где в 2013 г. был установлен памятник Петру и Февронии, в лесах находится святой источник, из которого по народному преданию брали воду Петр и Феврония во время своего изгнания из Мурома. Родник бьет в глубоком овраге, тропа к нему трудная – крутые склоны, глинистая почва – но люди ходят сюда за водой вопреки трудностям (хотя родниковую воду можно брать ближе и легче) и украшают это место. Значит, светлая память о Петре и Февронии живет в народе вопреки недоверчивым и критикам. Скромный (по сравнению с впечатляющим памятником над Окой), но посещаемый источник в лесах наводит на мысль, что народная память о Петре и Февронии истинная и не зависит от государственных программ по укреплению семьи.

Дорога приводит нас на высокий холм над рекой Окой, по которой плыли Петр и Феврония, которые по народной легенде и по описанию Ермолая-Еразма предпочли совместное изгнание из Мурома и потерю власти, но не разлуку друг с другом.

Красивая белая часовня – легкая и воздушная – удивительно органично вписывается в холмистые окские просторы, продуваемые ветрами и поросшие березами. Красота!

Мозаики на часовне светлые, солнечные.

Стоя над Окой в обнимку с любимым человеком, в голову приходит простая мысль: не имеет значения строгость исторических фактов, изложенных Ермолаем-Еразмом, а имеют значение семья, любовь и преданность любящих людей друг другу.

Электронное СМИ «Интересный мир». 12.01.2014

Дорогие друзья и читатели! Проект «Интересный мир» нуждается в вашей помощи!

На свои личные деньги мы покупаем фото и видео аппаратуру, всю оргтехнику, оплачиваем хостинг и доступ в Интернет, организуем поездки, ночами мы пишем, обрабатываем фото и видео, верстаем статьи и т.п. Наших личные денег закономерно не хватает.

Если наш труд вам нужен, если вы хотите, чтобы проект «Интересный мир» продолжал существовать, пожалуйста, перечислите необременительную для вас сумму на карту Сбербанка: Мастеркард 5469400010332547 или на карту Райффайзен-банка Visa 4476246139320804 Ширяев Игорь Евгеньевич.

Также вы можете перечислить Яндекс Деньги в кошелек: 410015266707776 . Это отнимет у вас немного времени и денег, а журнал «Интересный мир» выживет и будет радовать вас новыми статьями, фотографиями, роликами.

В России празднуют День покровителей семьи, святых Петра и Февронии Муромских. Считается, что эта дата может вытеснить из праздничного календаря западный День святого Валентина. Правда, немногие из тех, кто слышал о Петре и Февронии, знают всю историю их жизни, а также хитрости и уловки, на которые шли оба будущих символа любви и верности. Один - чтобы не жениться, другая - чтобы все-таки получить мужа с титулом. Подноготная отношений самой известной российской семьи.

Согласно официальному жизнеописанию святых Петра и Февронии, князь заболел проказой, от которой никак не мог исцелиться, пока не обратился за помощью к крестьянской дочери Февронии. Князь полюбил девушку за доброту и благочестие, а после выздоровления - женился на ней. Когда Петру пришло время княжить в Муроме, бояре взбунтовались против княгини-крестьянки, и муж с женой удалились в изгнание, вернувшись лишь после того, как началась смута. Правили они долго, мудро, заслужили людскую любовь и умерли, конечно, в один день.

Но не все было так гладко в истории Петра и Февронии. Если верить древнерусскому эпосу, Петр, еще до княжения, убил огненного змия, но, испачкавшись его кровью, заболел. Там, где яд попал на тело Петра, образовались струпья. И действительно, вылечить князя не мог никто, пока во сне ему не открылось, что помочь избавиться от проказы может дочь бортника Феврония. Девушка, к которой обратился Петр, согласилась избавить князя от струпьев - но с условием, что тот возьмет ее в жены, когда выздоровеет. Петр условие принял, но обещание свое нарушил - не захотел жениться на простолюдинке. Но хитрая Феврония предусмотрела это, оставив на теле князя один незалеченный струп. Болезнь взялась власть над Петром снова - и тогда уже он был вынужден исполнить свое обещание и жениться на Февронии.

В остальном, впрочем, исторические и литературные свидетельства сходятся. Даже в сказочном финале - незадолго до смерти оба приняли постриг. Правда, в разных монастырях. Но молились они о том, чтобы умереть в один день. Давид и Ефросиния, такими были их монашеские имена, завещали быть похороненными в одном гробу. Но это сочлось нарушением монашеского обета, поэтому их положились порознь. Однако уже на следующий тела чудесным образом оказались вместе. Петр и Феврония были канонизированы Русской православной церковью в 1547 году.

Словом, история получилась специфическая. С одной стороны, вполне обыденный сюжет - обманщик-князь и хитрая девушка, которая захотела получить титулованного мужа. С другой стороны, тривиальная, казалось бы, история завершилась сказочным образом. Но тут уж каждому решать, как относиться к Петру и Февронии, как святой семье, прошедшей через испытания, или как к парочке хитрецов.

Но так или иначе, День Петра и Февронии может составить конкуренцию западному празднику - Дню святого Валентина - и даже вытеснить его. По крайней мере, в некоторых областях России пары, решившие связать свои жизни, выбирают именно 8 июля для торжественной даты. Как минимум - 650 пар в Челябинской области. И то дело. Февраль. Темень... Как писал поэт: "Достать чернил и плакать!". А тут - плюс 28, запах преющего мангала, Стас Михаилов из проезжающей мимо "Целики". Романтика.

Любой россиянин, несомненно, слышал о святых Петре и Февронии Муромских. Это чудотворцы, которые стали образцом семейной пары, прожившей в любви и верности многие годы, символом идеального супружеского союза....

Любой россиянин, несомненно, слышал о святых Петре и Февронии Муромских. Это чудотворцы, которые стали образцом семейной пары, прожившей в любви и верности многие годы, символом идеального супружеского союза. Смирение, кротость и другие православные добродетели получили признание на их примере.

В 1547 году Петр и Феврония Муромские были канонизированы представителями христианской православной церкви.

История о них была записана на бумаге в то же время, в XVI веке.

У муромского князя Павла, правившего в то время в городе, был младший брат Петр.

Однажды князь Петр начал болеть, его тело вдруг оказалось все в язвах и фурункулах. Он искал спасения от неизвестной болезни у врачей на Руси и в заморских странах, но никто не мог помочь знатному человеку.

Тогда князь послал гонцов во все земли с просьбой найти того, кто его излечит. И вот посланник князя заехал в одно русское село. Там он встретил девушку, поразившую в разговоре его своими мудрыми рассуждениями. Парень предложил ей попробовать исцелить князя.

Девица попросила, чтобы князь прибыл к ним в село, но предупредила, что вылечиться он сможет, если только умеет держать слово и добр к окружающим.

Звали девушку Февронией. Она в качестве награды за исцеление князя попросила его жениться на ней.

Когда князя Петра привезли в село, девица подула на хлебную закваску и повелела князю помыться в бане и затем намазать закваской все язвы и струпья, а один струп оставить.

Петр выполнил все ее наставления – сходил в баню и после мытья там же намазался целительной смесью, кроме одного струпа. Сразу же он почувствовал облегчение, кожа его очистилась, боли больше не было.

Однако девушка по имени Феврония не только казалась, но и поистине была очень мудрой. Она понимала, что князю Петру надо прежде всего исцелить душу, избавив ее от пороков, и тогда только излечится его тело. Феврония помнила, что Господь болезни насылает в наказание за грехи и поэтому, предвидя возможный обман князя по низости помыслов, наказала ему оставить один струп.

Петр поразился такому скорому выздоровлению и богато наградил девушку. Однако жениться на ней, как ранее обещал, он не захотел, так как она происходила из незнатной семьи. Феврония все дары отослала назад князю.

Петр вернулся в родной город полным сил и здоровья, лишь с одной оставшейся небольшой болячкой. Но через некоторое время от этого последнего струпа опять по его телу расползлись язвы и фурункулы.

На этот раз Петр усмирил свою и гордость и вернулся к мудрой девушке с твердым намерением сдержать слово и взять ее в жены. Князь отправил к ней посланника с мольбами о прощении. Феврония же не держала на сердце обиды и согласилась исцелить князя окончательно и стать его нареченной.

Точно так же Феврония подула на хлебную закваску и отдала князю. Петр, на этот раз окончательно излечившись, сдержал слово и сделал девушку княгиней, взяв ее в супруги.

Когда правивший в Муроме Павел скончался, Петр вместо него стал княжить в городе. Бояре с радостью приняли нового князя, но их знатные жены строили козни простолюдинке Февронии.

Накрученные своими злыми супругами, бояре возвели напраслину на скромную Февронию и поставили князю условие, чтобы он изгнал девушку из города. Князь послушался и повелел ей уйти, взяв с собой только одну любимую вещь. Феврония сказала, что хочет забрать с собой только его, своего любимого мужа.

Князь Петр помнил, что Господь заповедовал быть с супругой в горе и в радости и отправился в изгнание вместе с женой. Они отплыли из Мурома на двух кораблях.

По наступлении сумерек они высадились на суше. Князь сильно тревожился об их дальнейшей судьбе. Супруга успокаивала Петра, призывая надеяться на милость Божию.

И она была права. Уже через день бояре из Мурома прислали послов, прося князей вернуться, так как после того, как они отплыли, знать не смогла выбрать другого правителя, все передрались и сейчас хотели опять спокойствия и мира.

Будущие святые не стали злобствовать на обидевших их бояр и возвратились. Они правили Муромом мудро и справедливо многие годы, уважая Божьи заповеди и сея вокруг добро. Заботились о горожанах, оказывали помощь неимущим, были словно любящие родители для своих родных детей.

Не смотря на социальное положение человека, они любого одаривали любовью и душевным теплом, препятствовали злым поступкам и жестокости, не корпели над деньгами и любили и почитали Бога. Горожане ценили и уважали их, стремящихся помочь всем и каждому, насытить и облачить, исцелить болезных и дать наставления заблудшим.

Достигнув преклонного возраста, Петр и Феврония в одно время приняли постриг, взяв имена Давид и Ефросиния. У Господа они молили о возможности умереть в один день и подданным велели упокоить их в одном гробу, в котором была лишь тонкая стенка.

Однако после их отхода к Богу горожане подумали, что так как супруги приняли монашество, их нельзя будет похоронить в одном гробу, как те просили.

Срубили два гроба и оставили супругов на отпевание в разных церквях.

Но утром горожане увидели, что отдельные гробы пусты, а тела князей лежат в двойном гробу, высеченном из камня при их жизни.

Не осознав случившегося чуда, непонятливые горожане вновь разделили супругов, но и на другое утро Петр и Феврония покоились в общем гробу.

После этого люди наконец поняли, что так угодно Богу и упокоили их в совместном каменном гробу, поблизости к храму святой Богородицы.

И до сих пор туда совершают паломничество нуждающиеся люди, болезные и несчастные. И если они приходят туда с искренней верой и надеждой, то святые Петр и Феврония Муромские даруют им исцеление и семейное счастье. И рассказ о взаимной любви и верности супругов живет в веках.

В 1993 году мощи святых князей Муромских перевезли в Троицкий собор Муромского Свято-Троицкого монастыря.

В 2008 году 8 июля, День семьи, любви и верности, признали национальным праздником на государственном уровне. В православных церквях в этот летний день проводят службу в честь святых Петра и Февронии Муромских и снова рассказывают историю их любви благодарным потомкам.

Я слышала, что житие Петра и Февронии — это просто художественое произведение, не отражающее никаких реальных событий, а сами супруги — это вымышленные персонажи. Так ли это? Почему же в таком случае их почитают? Наталья

Отвечает руководитель Православного историко-культурного общества на Патриаршем Крутицком подворье Александр РАКИТИН:

— Уважаемая Наталья! Благоверных супругов Петра и Февронию почитали святыми на муромской земле с XIII века, то есть практически с момента их преставления. А вот общерусское почитание связано с Казанскими походами Ивана Грозного сороковых-пятидесятых годов XVI века. Муром был последним городом, из корогого русские войска выходили на Казань. Перед нелегким испытанием царь молился в Рождественском соборе Мурома, давал обеты у мощей, среди которых были и мощи местночтимых святых Петра и Февронии. Иван Грозный не забыл своих обетов — после взятия Казани в 1552 году на средства царя в городе был заново построен Рождественский собор, возведена «обетная» церковь Космы и Дамиана. В глазах царя местные муромские святые явились покровителями его побед, а потому митрополиту Московскому Макарию было поручено включить имена князя Петра и его супруги Февронии в так называемые списки общерусских святых. По указу митрополита были написаны их жития и составлены им службы.

Автором жизнеописания Петра и Февронии стал священник дворцового собора Ермолай-Еразм (Еразм — второе имя, полученное им при пострижении в монахи уже в 1560-е годы). Отец Ермолай приехал в Муром и на основе местных устных преданий составил житие. Но следует учитывать, что к тому времени прошло уже около четырехсот лет с момента преставления супружеской четы. Неудивительно, что за это время их жизнь превратилась в народном сознании в красивую сказку о любви и супружеской добродетели. Отец Ермолай записал все сохранившиеся известия о Петре и Февронии, переработал и изложил в надлежащем виде. Правда, даже получившийся «надлежащий вид» мало походил на традиционное житие, поэтому жизнеописание Петра и Февронии стали именовать не житием, а сказанием. При этом митрополит Макарий не стал включать это сказание в свои знаменитые Четьи минеи.

Насколько правдива дошедшая до нас история? Нужно отметить, что священник Ермолай-Еразм известен нам и по другим произведениям, где этот автор показывает себя не только высокообразованным человеком, но и тонким богословом. Именно поэтому исследователи исключают предположение о том, что автор сам сочинил повесть о княжеской чете. Не вызывает сомнений и то, что мощи принадлежат представителям княжеского рода: Рождественский собор Мурома изначально являлся усыпальницей местных князей. А вот вопрос о времени княжения Петра до сих пор остается открытым. Большинство исследователей отождествляют Петра и Февронию с известным по летописям муромским князем Давидом Юрьевичем и его супругой Евфросинией. Князь Давид правил в Муроме с 1205-го по 1228 год и принял постриг с именем Петра, о его супруге нам практически ничего не известно.

Мы не имеем права относиться к народным преданиям как к недостоверным. Это такой же источник, как и летопись. О многих русских святых мы узнаем лишь из их жизнеописаний, при этом летописи ничего о них не сообщают, житие Петра и Февронии в этом смысле не исключение. Как ни странно, древнерусских хронистов редко интересовало благочестие тех или иных князей. Поэтому неудивительно, что память о замечательных русских святых сохранило именно народное почитание и устные предания.

В сонме канонизированных в Средневековье святых-монахов (преподобных и святителей) Петр и Феврония являют редкий пример святой жизни в супружестве. Знаменитый исследователь древнерусской литературы Дмитрий Сергеевич Лихачев сравнивал их с Тристаном и Изольдой. Сейчас мощи святых благоверных князя Петра и княгини Февронии хранятся в Муроме в Троицком женском монастыре.