Духовный смысл брачной одежды. Без брачной одежды

Духовный смысл брачной одежды. Без брачной одежды
Духовный смысл брачной одежды. Без брачной одежды

Толковая Библия Толкование на Евангелие от Матфея

Слово "им" как в русском, так и в греческом неопределенно. Можно понимать здесь и врагов Христа, и вообще слушавший Его народ.

. Царство Небесное подобно человеку царю, который сделал брачный пир для сына своего

В древних толкованиях притчи у отцов и церковных писателей находим, во-первых, обилие общих мест, а во-вторых, аллегорических мнений, и это понятно, потому что с первых же стихов притчи видно, что в ней говорится о духовных предметах. Древние толкователи ставят ее в ближайшую связь с притчей о злых виноградарях. «Видишь ли, – говорит Златоуст, – какое различие между сыном и рабами представляется как в предыдущей притче, так и в этой? Видишь ли великое сходство и вместе великое различие той и другой притчи? И эта притча показывает долготерпение Божие и великое Его попечение, а также и нечестие и неблагодарность иудеев. Впрочем, эта притча заключает в себе больше первой: она предвозвещает отпадение иудеев и призвание язычников и, кроме того, показывает правильный образ жизни и то, какая казнь ожидает беспечных». Феофилакт говорит, что здесь «жених – Христос, невестой же является и , и всякая душа».

. и послал рабов своих звать званых на брачный пир; и не хотели придти.

Слова Христа имеют общий смысл и указывают вообще на лиц, посылаемых Богом для проповеди и привлечения людей в Его Царство. Слово κεκλημένους (позванные или званые) показывает, что гости уже были приглашены царем ранее, и посланные должны были только напомнить им о прежнем зове. Иоанн Златоуст и другие обращают внимание на то, что в притче о злых виноградарях сказано было, что Сын был убит виноградарями. Несмотря на это, в рассматриваемой притче люди призываются опять – на брачный пир Сына. Это дает Иоанну Златоусту повод думать, что первая притча относилась к событиям, которые окончились распятием Христа; а вторая – к событиям после Его воскресения. «Там Он изображается привлекающим их (людей) к Себе, прежде распятия Своего, а здесь – настоятельно привлекающим их к Себе и после распятия; и в то время, как надлежало их наказать тягчайшим образом, Он влечет их на брачный пир и удостаивает высочайшей чести». Но мысль Христа, выясняющаяся при помощи сравнения обеих притч, представляется более глубокой. Духовные отношения людей к Богу и Его духовному пиру могут не походить на отношения их к обыкновенным житейским торжествам. В обеих притчах выясняется одинаковая богословская истина, но с разных сторон. В духовном смысле страдания, смерть и воскресение Сына могут быть приравнены вполне к брачному пиру Агнца ().

. Опять послал других рабов, сказав: скажите званым: вот, я приготовил обед мой, тельцы мои и что откормлено, заколото,

. Но они, пренебрегши то, пошли, кто на поле свое, а кто на торговлю свою;

. прочие же, схватив рабов его, оскорбили и убили их.

Образное изложение еще более враждебных отношений к царю. Те, которые ушли под разными предлогами, поступили сравнительно благоразумно. Нашлись кроме них еще люди (οἱ δὲ λοιποί ), которые выразили свой гнев оскорблениями царских слуг и убийствами. Для этого стиха имеется замечательная параллель в (см. также ; ).

. Услышав о сем, царь разгневался, и, послав войска свои, истребил убийц оных и сжег город их.

. Тогда говорит он рабам своим: брачный пир готов, а званые не были достойны;

. итак пойдите на распутия и всех, кого найдете, зовите на брачный пир.

"Распутия" – τὰς διεξόδους τῶν ὁδῶν – показывает, что здесь имеются в виду не главные дороги или главные, большие пути, где живут почетные гости, а вообще закоулки, переулки, проселки, тропинки, где ютится, ходит и живет бедный люд.

. И рабы те, выйдя на дороги, собрали всех, кого только нашли, и злых и добрых; и брачный пир наполнился возлежащими.

Выражение «злых и добрых» можно понимать и в нравственном смысле, и в физическом – нищих, оборванных, больных. Эти лица сильно противополагаются первым званым, на которых совсем не были похожи.

. Царь, войдя посмотреть возлежащих, увидел там человека, одетого не в брачную одежду,

. и говорит ему: друг! как ты вошел сюда не в брачной одежде? Он же молчал.

Когда собирались гости, царя не было во дворце. Он входит только тогда, когда уже начался пир. Контраст между выражениями «злые и добрые» и «возлежащие» на пиру, т.е. принятые на царский пир в царский дворец гости, проведен, несомненно, намеренно и очень тонко. Хотя гости были «злые и добрые», однако они удостоились царского приглашения и возлежали теперь на пиру в брачных, т.е. нарядных одеждах. Злые и порочные превращаются здесь в почетных гостей быстро и какой-то чудодейственной силой. Смысл, конечно, тот, что евангельские вести, принимаемые злыми и добрыми, быстро преобразовывают их. Но взор царя омрачается при виде одного человека, который сидел на пиру не в нарядной, а в рваной, грязной, «не в брачной» одежде, в лохмотьях. Виноват ли был этот человек, если пришел на пир прямо, так сказать, с улицы и если у него не было средств для того, чтобы приобрести себе нарядную одежду? Вопрос этот разрешается очень просто тем, что всякий, приходящий на пир, приготовляемый Царем Небесным, может взять для себя в приемной комнате царского дворца какие угодно нарядные одежды и, таким образом, явиться в приличном виде на брачный пир Агнца. Это в притче, несомненно, предполагается. Наша церковная песнь: «Чертог Твой вижду, Спасе мой, украшенный, и одежды не имам, да вниду в он» , выражает, с одной стороны, глубочайшее смирение христианина, а с другой – просьбу, обращенную к Богу, дать приличную одежду в духовном смысле: «просвети одеяние души моея, Светодавче, и спаси мя» . Таким образом, от грешника требуется только желание приобрести себе нарядные одежды, которые, несомненно, будут ему даны, и притом безвозмездно. Человек не в брачной одежде, очевидно, сам не захотел воспользоваться этой царской милостью, и, не стыдясь ни Царя, ни гостей, явился на пир в своих лохмотьях. Стихи 11–14 имеют прямое отношение к пророчеству . Под рабом, пришедшим на пир не в брачной одежде, разумеется здесь не Иуда, а вообще плотский ветхозаветный человек (ср. ; ; ; ). Выражение «он же молчал» Иероним толкует так: «В то время не будет места покаянию и способности к оправданию, когда все Ангелы и самый мир будут свидетельствовать о грехах».

. Тогда сказал царь слугам: связав ему руки и ноги, возьмите его и бросьте во тьму внешнюю; там будет плач и скрежет зубов;

О связывании, узах, веревках много раз упоминается в Евангелиях (см. , 5и др.), о связывании и развязывании Христос говорил несколько раз. Слов: «возьмите его за руки и ноги» (ἄρατε αὐτὸν ποδῶν καὶ χειρῶν ) нет в лучших кодексах. Некоторые думают, что слова «там будет плач и скрежет зубов» – не слова изображенного в притче царя, а Самого Христа, прибавленные к притче.

. ибо много званых, а мало избранных.

Человек, пришедший на пир не в брачной одежде, так сказать, стал на один уровень с теми многочисленными людьми, которые оскорбили и убили посланных от царя (стих 6). В сравнении с их огромным числом принятые царем гости представляют из себя незначительное меньшинство, какое могло поместиться во дворце. И даже в среде самих гостей нашелся человек, присутствие которого было нежелательно и недопустимо (ср. , ). Подобное же заключение притчи и у Луки ().

. Тогда фарисеи пошли и совещались, как бы уловить Его в словах.

Согласно Марку и Луке, фарисеи поняли, что Спаситель в притче о злых виноградарях говорил о них (; ). Поэтому и хотели уловить Его в слове (; ). У Матфея эта связь не выражена столь же ясно, как у других синоптиков, но их сообщения бросают свет и на его выражения. Можно заключить в конце концов, что фарисеев раздражила не только рассказанная у всех синоптиков притча о злых виноградарях, но и о браке царского сына, рассказанная в настоящей связи только у Матфея; враги Христа могли растолковать не в свою пользу и эту притчу, если только ее слышали. Таким образом, показание Матфея в разбираемом стихе представляется естественным и связным. Что касается времени, то как у Матфея, так и в параллельных рассказах Марка () и Луки () оно не определяется. Только одно можно утверждать с достоверностью, что эти события были продолжением предыдущих и совершились в третий день еврейской недели, или, по-нашему, во вторник. Может быть, фарисеи пошли и совещались во время произнесения притч Спасителем, но вероятнее – после них.

Думают, что это были не официальные представители партии, бывшие членами синедриона (как в ), а все дело происходило независимо от синедриона, фарисеи действовали как отдельная и самостоятельная партия. Совещание происходило, может быть, среди бывшей в храме или окружавшей Христа толпы.

Греческий глагол παγιδεύσωσιν характерен. Во всем Новом Завете он встречается только здесь у Матфея и происходит от πάγη – παγίς (; ; ; ) – сеть, петля, силок, западня. Так как уловление Христа в слове было важно для Его врагов, то они на своем совещании употребили, конечно, все свои силы и способности для того, чтобы как можно хитрее придумать вопрос, при помощи которого можно было бы поставить Христа в затруднение и даже безвыходное положение.

. И посылают к Нему учеников своих с иродианами, говоря: Учитель! мы знаем, что Ты справедлив, и истинно пути Божию учишь, и не заботишься об угождении кому-либо, ибо не смотришь ни на какое лице;

. итак скажи нам: как Тебе кажется? позволительно ли давать подать кесарю, или нет?

Марк не различает фарисеев от их учеников, как Матфей, а Лука приписывает вопрос первосвященникам и книжникам (), которые «подослали» ко Христу «лукавых людей» , неизвестно каких (). По всему видно, что дело это было результатом сильной вражды, но в то же время и опасений всенародного обличения, и этим объясняется, почему некоторые враги Христа только, так сказать, высовывают свои головы из толпы, но сами не говорят ничего, подставляя вместо себя хотя и лукавых, но неопытных или менее опытных в казуистике учеников, может быть, людей молодых. Если бы последние были всенароднообличены, то настоящим инициаторам всего этого дела не было бы стыдно перед народом. Кто были иродиане? Большинство экзегетов считает, что иродиане – члены иудейской партии, преданной дому Ирода, имевшей скорее политический характер, чем иерархический.

Основание предложенного Христу вопроса находилось в господстве над Иудеей язычников-римлян. Это признавалось злом, к уничтожению которого следовало стремиться всеми силами. Налог, взимаемый в пользу язычников, противоречил теократической идее. В Иудее (а не в Галилее) происходили волнения, вождем которых сделался Иуда Галилеянин. Причиной его восстания был κῆνσος, имущественный налог, который считался признаком рабства. Уплата налогов в пользу римлян началась в Иудее с 63 года до Р.X. С 6 г. по Р.X. вопрос о подати сделался жгучим. Предлагая Христу вопрос о подати кесарю, т.е. римскому императору, которым был тогда Тиверий, фарисеи и иродиане надеялись поставить Христа в безвыходное положение. Если Христос признает обязательность налога, то тем самым возбудит против себя народ, который в массе считал налог в пользу кесаря оскорбительным. Если же Христос отвергнет налог, то явится возмутителем против римской власти.

. Но Иисус, видя лукавство их, сказал: что искушаете Меня, лицемеры?

. покажите Мне монету, которою платится подать. Они принесли Ему динарий.

У евреев на монетах обыкновенно не делалось никаких изображений лиц, потому что это считалось идолопоклонством. Асмонеи чеканили свои монеты только с надписями на еврейском и греческом языке и изображениями сосуда с манною, жезла Ааронова и проч. На римских монетах, которыми уплачивалась подать, были изображения императоров с различными надписаниями. Христос требует не какую-либо другую монету, а ту, которой уплачивается подать. Это несколько неопределенное выражение Матфея у других синоптиков заменяется более определенным – требованием «динария», как и было в действительности.

. И говорит им: чье это изображение и надпись?

Принятый Христом наглядный способ разъяснения дела показывал, что если бы иудеи были независимым народом, то у них такие монеты, как динарий, не были бы ходячими и употребительными. Пользование римскими монетами указывало на зависимость иудеев от кесаря, и они должны были смотреть прямо в глаза этой, современной им действительности. Смысл стиха кратко можно выразить только одним словом: «если». Если вы покажете Мне монету, которой вы уплачиваете подать, то для вас будет ясно, следует ли ее уплачивать или нет. Если вы скажете Мне, чье это изображение и надпись, то узнаете, кому нужно платить подать. Спаситель не говорит только: «чье это изображение?» или:"чья эта надпись?» Но соединяет оба эти вопроса. При взгляде на сделанное на монете изображение невозможно было сомневаться, что это было изображение кесаря, а для не знавших этого или не видавших лично кесаря об этом свидетельствовала надпись. На динарии был, вероятно, изображен бюст императора Тиверия с надписью TI CAESAR DIVI AVG F AVGUSTUS, т.е. «Тиверий кесарь, божественного Августа сын, Август». На обороте монеты, может быть, значились буквы PONTIF МАXIМ, т.е. «pontifex maximus».

. Говорят Ему: кесаревы. Тогда говорит им: итак отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу.

Смысл ответа: служение кесарю не препятствует истинному служению Господу Богу.

. Услышав это, они удивились и, оставив Его, ушли.

. В тот день приступили к Нему саддукеи, которые говорят, что нет воскресения, и спросили Его:

В своих учениях саддукеи вообще придерживались мнений, противоположных тем, которые приняты были фарисеями, «они не верили ни в воскресение, ни в духов, ни в Ангелов, будучи противниками фарисеев» (Феофилакт).

Беседа с саддукеями произошла в тот же день и, по-видимому, вскоре после беседы с фарисеями и иродианами о подати кесарю, а не в то время, когда фарисеи пошли и совещались, как бы уловить Его в словах (стих 15), как замечает Ориген .

. Учитель! Моисей сказал: если кто умрет, не имея детей, то брат его пусть возьмет за себя жену его и восстановит семя брату своему;

Отвергая воскресение (ср. ), саддукеи старались подтвердить свое учение ссылкою на постановление Моисея относительно так называемого «левиратного» брака (от латинского слова «левир» – деверь), изложенное во Второзаконии (). У всех синоптиков в начале стиха повторение λέγοντες (Марк – οἵτινες λέγουσιν ; Лука – ἀντιλέγοντες ) предыдущего стиха. Цитата не сходна по выражениям у всех синоптиков, отступает как от еврейского текста, так и от перевода Семидесяти. Мысль еврейского текста саддукеи выражают здесь весьма кратко и своими словами. Этот закон об ужичестве понятен и применялся на практике. Согласно ему, если кто-нибудь умрет, оставив жену, от которой не было детей, то жена его должна выходить замуж за брата его (так у Семидесяти и в Евангелиях, но в еврейском – за деверя, что, конечно, одно и то же; разница только в выражениях) и восстановить ему семя. Ἐπιγαμβρεύειν – техническое слово для обозначения левиратного брака. Встречается в Новом Завете только здесь у Матфея. В , 20брак с вдовой умершего брата воспрещен. Но во указываются некоторые случаи, когда дозволялись исключения.

. было у нас семь братьев; первый, женившись, умер и, не имея детей, оставил жену свою брату своему;

. подобно и второй, и третий, даже до седьмого;

. после же всех умерла и жена;

. итак, в воскресении, которого из семи будет она женою? ибо все имели ее.

Пример, приведенный саддукеями, был, конечно, вымышлен, потому что в действительности обыкновенно не бывает подобных сочетаний (в речь о другом предмете). Для их цели им можно было бы ограничиться двумя-тремя братьями, и их аргументация от этого не потеряла бы своей силы. Говоря о семи братьях (может быть, они выбрали семь потому, что число это было священным), саддукеи, очевидно, желают представить дело в карикатурном виде, которое показалось бы забавным даже и здесь, на земле, а не только на небе. По мнению некоторых, саддукеи хотели выразить еще и ту мысль, что законное учение о левиратном браке, если объединять с ним фарисейское учение о воскресении, необходимо должно было вести к учению о полиандрии. Это был казуистический вопрос, решением которого затруднялись и фарисеи, как видно из трактата Иевамот (Талмуд, пер. Переферкович. Т. 3. С. 10 и сл.). В Иевамот (там же, c. 30) разбирается такой случай: «Имеется три брата: двое из них женаты на двух сестрах, а третий – холост; умер один из женатых, и холостой совершил (с его вдовой) нечто вроде договора («маамар» – изречение, формула), а затем умер второй брат; школа Шаммая говорит: его жена (обрученная с ним по «маамару») да остается у него, а вторая свободна, как сестра его жены; а школа Гиллеля говорит: жену свою он должен отпустить по «гету» (разводному письму) и по «халице» (разувание), а жену его брата по халице».

. Иисус сказал им в ответ: заблуждаетесь, не зная Писаний, ни силы Божией,

У Луки слова Матфея и Марка заменены совершенно другим выражением, не встречающимся у первых двух синоптиков. Невежество бывает обыкновенной причиной заблуждений. Иисус Христос и отвечает саддукеям в этом смысле, ставя их невежество на первый план. Оно заключалось в незнании Писаний, где содержалось неизвестное саддукеям учение, и силы Божией, потому что Бог, давший жизнь живым, может дать ее и мертвым и всегда имеет силу и власть ее восстановить. «Смотри, – говорит святитель Иоанн Златоуст , – с какой мудростью, приличной истинному учителю, Спаситель отвечает им. Хотя они приступили к Нему и с коварным намерением, но вопрос их происходил более от неведения. Поэтому Спаситель и не называет их лицемерами».

. ибо в воскресении ни женятся, ни выходят замуж, но пребывают, как Ангелы Божии на небесах.

Сравнение с Ангелами не дает права на заключение, что жизнь в будущем мире будет бестелесная. Существование тел у воскресших людей «необходимо предполагается в изречении Христа» (ср. ; ). Воскресшие будут иметь тела, но с ограничением – в невозможности и бесцельности вступления в брак. «Христос не отрицает, что на небе будут и мужчины, и женщины, а скорее предполагает существование женщин, но так, что своим полом для брака и рождения они не пользуются. Nemo enim dicit de rebus quae non habent membra genitaliä non nubent, neque nubentur» (Иероним).

. А о воскресении мертвых не читали ли вы реченного вам Богом:

. Я Авраама, и Бог Исаака, и Бог Иакова? Бог не есть Бог мертвых, но живых.

В Ветхом Завете есть места, где содержится более ясное учение о воскресении, чем в приведенной Христом цитате из (см. ; ; ; ; и др.). Почему же Спаситель не ссылается на эти более ясные места, а предпочитает не столь ясное ? Объясняя это, Иероним предполагал, что они (саддукеи) принимали только книги Моисея, отвергая пророчества. Следовательно, неразумно было заимствовать свидетельства из таких источников, авторитета которых саддукеи не признавали. Новейшие же экзегеты, однако, признают, что саддукеи не отвергали пророков, но только Пятикнижие считали каноническим в собственном смысле. Если так, то вполне ясно, почему Спаситель для доказательства воскресения обратился к Пятикнижию Моисея. Он выбрал цитату (), которая, конечно, саддукеям была хорошо известна, но которой они не понимали. Слова «Бог не есть мертвых, но живых» не заимствованы из , а являются только толкованием слов закона Самим Спасителем. У Луки еврейская цитата передается в перифразе (своими словами), у Матфея и Марка приводится сам ее текст, но с незначительными отступлениями как от еврейского, так и от перевода Семидесяти. Смысл слов Христа вполне ясен. Если в законе Моисеевом сказано, что называл Себя Богом прежде живших, но потом умерших людей, то это значит, что они и теперь живы, потому что истинный и живой Бог не может быть Богом мертвых и несуществующих лиц. Таким образом, истина загробного и продолжающегося бытия людей основывается на признании истины бытия Бога, как живого и вечного. Тот только отрицает бессмертие человека, кто отрицает бытие Бога. Против цитаты из закона (стих 24) Спаситель приводит другую цитату из закона же, и этим оружием опровергает Своих врагов.

. И, слыша, народ дивился учению Его.

У Марка только добавлено: «итак, вы весьма заблуждаетесь» , но слов, приведенных у Матфея, нет. Их нет и у Луки, но у него сделана следующая прибавка: «На это некоторые из книжников сказали: Учитель! Ты хорошо сказал. И уже не смели спрашивать Его ни о чем» . Впечатление, произведенное на народ, Матфей здесь обозначает словом ἐξεπλήσσοντο (ср. ; ; ; ).

. А фарисеи, услышав, что Он привел саддукеев в молчание, собрались вместе.

Поражение саддукеев доставило, по-видимому, по крайней мере книжникам, некоторое, может быть,только временное, удовольствие (). Но это не помешало фарисеям составлять против Спасителя все новые и новые заговоры и козни. Очень любопытно, что Лука, закончив свою речь словами: «уже не смели спрашивать Его» (), дальше действительно никаких вопросов Христу со стороны врагов Его не приводит, а вопрос законника () относит к другому времени и поставляет его в другой связи. Но Матфей и Марк слов Луки здесь не повторяют, и потому вопрос законника не служит здесь противоречием сказанному ими прежде.

. И один из них, законник, искушая Его, спросил, говоря:

. Учитель! какая наибольшая заповедь в законе?

Νομικός (законник) встречается здесь только у Матфея, ни разу у Марка, но шесть раз у Луки (, ), и один раз в Послании к Титу (). В Тит. 3то же слово употреблено как прилагательное. Существенное различие между νομικοί и γραμματεῖς провести трудно. Может быть, следует сказать только, что νομικός есть более специальное название книжника. В отличие от «мудрого», каким считали книжника, νομικός обозначает юриста или юрисконсульта. У Марка вовсе нет заметки, что «законник» подошел ко Христу, искушая Его; вообще разговор представляется у Марка только приятным и симпатичным, законник высказывает в конце похвалу Христу и Он – ему. Рассказ Марка бросает некоторый свет и на рассказ Матфея. Не все в окружавшей Христа толпе были Его заклятыми и непримиримыми врагами. Находились и исключения. Даже и из среды врагов Его – это, по-видимому, и хочет сказать Матфей, вводя слово «искушая»: некоторые, приходившие, если не вполне, то почти с враждебными намерениями, уходили от Него довольные Его учением и разъяснением недоумений. Но этим только еще более усиливался мрак той вражды ко Христу, которой вызваны были Его обличения в 23-й главе. Эту мысль хорошо выражает Евфимий Зигавин: «У Матфея законник искушает, а у Марка – больше восхваляет. Почему? Потому, что сначала искушал, будучи послан фарисеями. Но выслушав ответ, принял его и, переменив образ мыслей, согласился».

Слова Марка, пропущенные Матфеем и у Лукой: «слушай, Израиль! Господь наш есть Господь единый» , могут указывать, что Спаситель разъяснил здесь только то, что спрашивавшему Его законнику было хорошо известно из так называемой еврейский «шемы» (см. Талмуд, пер. Переферковича. Т. 1, с. 40–44), состоявшей из трех разделов и , с различными славословиями, сопровождающими «шема». В трактате Берахот (см. Талмуд, пер. Переферковича. Т. 1, с. 1–39) содержатся различные постановления относительно чтения шема утром и вечером и вообще при различных обстоятельствах.

) слово «возлюби» заменено союзом καί («и»). Отступления от еврейского текста и перевода Семидесяти незначительны. Эта вторая заповедь не ниже первой, но подобна ей. Евфимий Зигавин говорит: «Сказал, что по величию подобна первой заповеди вторая, ибо и эта велика, взаимно связаны и взаимно поддерживают себя эти заповеди». Но Иоанн Златоуст легким выражением ставит вторую заповедь несколько ниже первой: «Будучи спрошен о первой заповеди, приводит и вторую, почти столько же важную, как и первая» (οὐ σφόδρα ἐκείνης ἀποδέουσαν ). Из Евангелий же можно вывести, что вторая заповедь не меньше первой (; .)

Глагол κρέμαται не значит, как переведено в русском, «утверждается» , но «висит» (в славянской Библии – "висят" ; в некоторых текстах единственное число, а не множественное; в Вульгате – pendet, в немецком переводе Лютера и у новых немецких переводчиков – hänget и hängt, в английском переводе – hang). Глагол поставлен в настоящем времени общего залога (со значением прошедшего совершенного действия) от κρεμάννυμι , значит вешать, быть повешенным, висеть, зависеть. В Новом Завете этот глагол употребляется везде в этом смысле ( ὁ νόμος . Такая конструкция встречается в Новом Завете (ср. , 18и др.).

. Когда же собрались фарисеи, Иисус спросил их:

У Мк. 12этот стих имеет очевидное отношение к . Значит, вопрос законника был дан в то время, когда (по Матфею) фарисеи собрались для совещаний. У Матфея эта связь выражена довольно ясно, но не так ясно у Луки. Собственно, этот вопрос и служит у Матфея началом дальнейших обличений ( . В иудейских писаниях весь этот псалом прилагался к Мессии и считался мессианским. Христос не опровергает правильного (в стихе 42) ответа фарисеев, которые назвали Христа Сыном Давидовым, и не считает ответа недостаточным, а напротив, подтверждает его, задавая Свой вопрос в видах его истолкования. Толкование псалма в том смысле, что он во время Христа будто бы был сравнительно недавним произведением, было совершенно неизвестно ни саддукеям, ни фарисеям (Эдершейм). В еврейской Библии псалом надписывается «ледавид мизмор» (псалом Давида), в греческом переводе Семидесяти так же (ψαλμός τῷ Δαβίδ ).

. Итак, если Давид называет Его Господом, как же Он сын ему?

Некоторые думали, что Христос опровергает здесь мнение фарисеев, утверждавших, что Мессия есть Сын Давидов. Но весь контекст против такого толкования. Вероятнее предполагать, что вопрос Христа был вызван распространяемыми со стороны Его врагов слухами о том, что Он не Сын Давидов и, следовательно, не Мессия, каким признавали Его ученики и народ. Если так, то вопрос Христа становится понятен. Если Он не Сын Давидов и не Мессия, то о ком же говорит Давид, называя сына своего Господом? «Истинный ответ не приходил им на ум. Он мог бы состоять в следующем. Мессия есть Сын Давидов по своему человеческому происхождению, но как Сын Божий, происходящий предвечно от Отца, Он возвышен и над Давидом, и над всем человечеством, и потому Давид называл Его своим Господом правильно. Но такое двоякое отношение Мессии к великому еврейскому царю и вместе с тем истинная оценка достоинства и служения Мессии не были известны в богословии раввинов».

. И никто не мог отвечать Ему ни слова; и с того дня никто уже не смел спрашивать Его.

Указывается вообще на силу ответов Христа. В дальнейшей истории мы действительно видим, что враги Его не предлагают Ему никаких вопросов с целью искусить Его.


– Друг! – однажды эти слова услышит каждый из нас, смотря Христу прямо в глаза. А дальше мы можем услышать следующие слова..
– Друг! Как ты вошел сюда не в брачной одежде?

Не думаю, что в Царстве Небесном существует дресс-код и для того, чтобы отличить друзей, там нужна униформа. Свойства нашей души и сегодня легко читаются по нашему лицу. Там же душа будет более осязаема и, следовательно, более видна ее суть. На нашем лице каждый может прочесть чем мы жили.

Мы знаем, что все мы воскреснем. Кто-то говорит, что тела нам будут даны те же, что имеем сейчас, но только молодые и здоровые. Но это странно. Зачем тогда умирать, чтобы обрести то же самое? Ведь если и воскреснем в том же теле, то временная жизнь после смерти до Суда вообще бессмыслица.

Апостол Павел пишет,​ что: «..не все мы умрем, но все мы изменимся». Значит, все-таки тела будут другими, преображенными, более легкими и светлыми. В самом деле, зачем волку в Раю зубы, а кошке когти? Зачем человеку тоже чрево для тяжелой пищи и все то, что ему досталось по родству от зверя?

Никто не знает меры телесности и преображения воскресшего тела. Будет ли это тонкое эфирное тело без кожаных риз или наше тело получит только косметический тюнинг, Один Бог знает..

Апостол Фома отказался испытать качество плоти Господа и не дотронулся до его ран. Апостолы видели Христа в образе человека, но они не знают как существует это тело сейчас. Ведь если оно такое же, то Ему нужна вода, свет и прочие условия существования на земле. То есть это вознесшееся тело должно пребывать на планете Земля-2 и ждать повторного десанта к нам. А это чепуха. Значит, здесь некая тайна.

Совершенно логично, что образ нового тела будет связан с личной мерой святости или, хотя бы, благочестия. Очевидно, что брачная одежда друзей Христа, которые соберутся на Его Пасхальный пир в Царстве Небесном будут украшены нашей личной добродетелью.

Святость будет определять то, что там можно будет назвать одеждой. Вряд ли это будет этническая одежда древней Палестины или одежды греков, в которые иконописцы одевают святых.

Это условность иконописцев, которые очень смело утверждают, что свидетельствуют об образе преображенного бытия. Сандалии, хитоны, фелони, шапочки в виде рюмочки есть условность графики.

Разумеется, что за отсутствие свадебного халата не выбросят гостя во тьму внешнюю пришедшего на пир не в брачной одежде. Разве Христос смотрит, кто как одет? И не за то свяжут ангелы душу, что Христу жалко будет Небесных яств или то, что Он честолюбив и обидчив. А за то, что на вопрос Спасителя:

– Друг! как ты вошел сюда не в брачной одежде?

Этот «друг» ответил молчанием. Так уже было, когда Бог Отец пошел искать согрешившего Адама, а тот сперва прятался от Него, а потом принялся оправдываться и врать. То есть обман и нежелание быть честным и любящим сыном привело праотца на лицо земли, где смерть и земля в волчцах.

Это место в Евангелии можно трактовать тремя способами. Самый популярный - укорение и назидание на примере древнего Израиля, отвергнувшего свое призвание. Но часто такое толкование больше походит на сюжет учебника истории древнего мира. Отвергнувшие давно в земле, и от них, в лучшем случае, остались только зубы или осколки костей. На Страшном Суде Господь точно не спросит с нас за их грех

Второй - перенесение притчи на нас. Ведь Евангелие – вневременной поток информации. Оно - благая весть для каждого из тех, кто его читает. Здесь уместно вспомнить о новых призванных на пир Христа - всех христианах всего света.

Ну, или конкретно о России. Тут опять ловушка. Вспоминая антихристианскую революцию в России думают, что иноземец-масон одурачил русского мужика и он наломал дров. Но, мне кажется, что русские не такие уж дети, чтобы их можно было одурачить и подбить сжечь свой дом. Другие, уверены, что революция сломала хребет русскому народу окончательно и бесповоротно. Они ждут гибели империи и находятся в смертной панике.

Я думаю, что если хочешь научить уму и пророчествовать о своем городе, то сначала нужно стать как местночтимый святой. Как наша рязанская блаженная Любовь. Если хочешь знать, что Бог написал о России - стань преподобным Серафимом или Сергием.

Если хочешь знать о чашах, уготованных миру - будь как Иоанн Богослов

Нет в тебе такого духа - внимай себе, как советуют святые люди. Это третий способ.

Таким образом, примем к себе обращение Христа «друг» и посмотрим, а что сделал не так этот упоминаемый Спасителем евангельский «друг» и «друзья друга».

Мы не знаем, что натворил этот «друг» из притчи, но косвенно можем догадаться о проблеме из реакции озлобившихся законников. Они приняли укор притчи на свой счет и решили убить Христа. Они огорчились словами Христа оттого, что их отношения с Богом были легкими.

Закон проще любви. Их закон, с натяжками, но позволял им убить пророков. Строгость закона всегда компенсируется возможностью обойти его уловками в параграфах. Закон вообще не предполагает любовь. Ни к вышним, ни к нижним. За законом можно спрятать сердце. И это удобно.

И мы так поступаем: судимся, живем по расчету и с понятием того, что не запрещено, то можно. Устранив из своей жизни любовь, а следовательно и Бога, человек находит радость в простых вещах: в еде, автомобилях, деньгах, в противоположном поле, в вине и даже убийствах. Радость греха реально существует. Точнее не радость, а опьянение пороком и следующее за ним похмелье.

Сначала грешить трудно, а потом человек навыкает и живет от греха к греху, украшая пороками свою жизнь и вытолкнув из нее Бога. Грех как наркотик привязывает к себе преступника. Без греха злодею плохо. Наскучивая одним грехом, злодей переходит к другому до тех пор, пока неизбежно не дойдет до вражды на Бога или самоубийства.

С Богом порочному человеку скучно. Молиться, то есть беседовать с Богом, неохота и не о чем.

Но рано или поздно эта встреча произойдет. О чем мы будем с Ним говорить? О наследстве, болезни, еде, автомобилях и деньгах? В самом деле, что у меня есть сказать Богу? Или о чем мы будем беседовать с Его друзьями за пасхальным столом? Вот, обнял нас Христос и говорит:

Садись, сын мой, давай поговорим.

А говорить и не о чем. Жили разными интересами, часто путая добро и зло со своей прихотью.

Мы одновременно и добрые и злые. Очень редко бываем по временам, даже, святыми, но больше скучными и холодные сердцем. Но вот и таких Христос любит и ждет. У нас есть еще время оглянуться и посмотреть, а как так получилось, что «обычная» жизнь обычных людей, привела к тому, что им пришлось услышать: «…царь разгневался, и, послав войска’ свои, истребил убийц оных и сжег город их».

Ничего нет дурного в том, что человек любит свою работу, землю или жену. Плохо то, что жена, работа, деньги или здоровье становится богом. Жена-бог рано или поздно задаст перца. Работу-бога, все равно, всю не переделаешь и всех денег не заработаешь.

Но жизнь пройдет, жена постареет, здоровье, нужное для работы, кончится, и жизнь потеряет смысл. Она теряет смысл не только на земле, но и на небе. Придет время и станет вокруг нас тихо и строго. И мы зададим себе простые и важные вопросы.

В самом деле, зачем тысячи поколений как заведенные куклы непрестанно женятся, пашут землю и ищут деньги? Где эти деньги царя Ксеркса и красота Нефертити? В лучшем случае ломанное золото древнего мира выставлено в Эрмитаже, а мумия египетской красавицы в виде жалкой перебинтованной куклы лежит в стеклянном ящике на всеобщем обозрении. Крутится эта карусель истории, и сегодня наша очередь недолго покружиться на ней.

Но в руках у нас билет на Пир Бога. И с этим билетом надо прервать вековечное кружение и пойти во дворец Небесного Царя на пир. Это пир не в изобилии еды и вина. А он в радости. Ведь, душа питается радостью. Прав. Иоанн Кронштадтский писал, что если на сердце нет радости, значит там прилег враг Христов.

Зов Бога мы можем услышать сердцем, принимающим благодать. Эта благодать нам дается не только в храме и в таинствах, но и за его оградой. Она везде. Благодать принимается от честной работы, от верности людям, от всего того, что без Бога - губит и ведет к греху и одиночеству безбожия.

Лучший способ испортить себе настроение - начать думать о себе. Лучший способ испортить себе жизнь - жить только для себя. А лучший способ кануть с головой во тьму внешнюю - принести на небо свои проблемы.

Дом Божий - это весь мир. В нем ежедневно совершается Литургия. Пасха бывает не в мае или в апреле. Она всегда в вечности. И пир, он везде. Только на небе мы будем с Богом лицом к лицу, а сейчас мы всего лишь чувствуем Его руку на своем плече.

Пусть нас не обманывает древнее заблуждение и антураж внешнего благочестия и ложное мнение, что с Богом можно договориться как с деловым партнером. Мало просто ходить в храм. Мало читать и вычитывать. Мало спорить в блогах.

На этом уже попались те, кто выслушав притчу хотели убить Христа. Надо жить и любить. В этом случае Закон всего лишь инструмент усиления любви, но никак не смысл жизни. Кто же любит инструмент больше дела? Закон сам по себе охлаждает и высушивает душу С холодным и тяжелым сердцем не слышащим голоса Христа даже в храме можно быть чужим. Чужим можно быть, даже причащаясь на малом пиру литургии.

Однажды, человек любящий Бога достигает в своем развитии такого этапа, когда он понимает и видит, что мир полон радости. Так человек находит ее везде. И ему становится стыдно своего счастья среди простых и измученных людей. Не потому счастлив праведник, что все у него есть или он совсем здоров.

Нет. Он счастлив тем, что ему не нужно земное богатство. Он счастлив тем, что к чему он ни прикасается открывает ему источник благодати. Он счастлив, видеть, что на все, на что падает его взор полно этой благодати с избытком. Все это происходит потому, что у него в работе, и в семье, во сне и бодрствовании на первом месте Бог. И все это земное счастье и небесные дары, и вечная радостная жизнь дается нам ни за что, а просто даром по любви. Так почему бы это не взять?

Так жить хорошо. Христианину этот мир прекрасен. А за границей жизни он еще лучше.

Спрашивает ВОВА
Отвечает Александра Ланц, 03.06.2011


Вопрос : И КТО ЖЕ ВСЕ-ТАКИ ТОТ, КТО ПРИШЕЛ НА БРАЧНЫЙ ПИР НЕ В ПРАЗДНИЧНОЙ ОДЕЖДЕ? И СТОИТ ЛИ ЗАДАВАТЬСЯ ВОПРОСАМИ О ТОМ, ЧТО НЕПОНЯТНО. МОЖЕТ, НУЖНО ПРОСТО ЧИТАТЬ? ЗАРАНЕЕ БЛАГОДАРЕН.
Мир вам, Вова!

Я не могу понять, что вы имеете ввиду, говоря «может, нужно просто читать». Что значит «просто читать»? Просто бегать глазами по строчкам и словам? А для чего? Каков смысл? Неужели Бог даровал Библию человечеству, предусмотрел путь сохранения её книг и даже перевод этих книг почти уже на все языки мира только для того, чтобы человечество просто водило глазами по её словам, не понимая смысла написанного? Простите, но рассуждая так, вы вступаете в противоречие с её же словами, которые вы, наверняка, в состоянии понять... если заставите ваш мозг обрабатывать информацию, полученную от того, что видят ваши глаза:

«Все Писание богодухновенно
и полезно для научения,
для обличения,
для исправления,
для наставления в праведности,
да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен» ().


Каков смысл существования Писания? «да будет совершен Божий человек».

Как достигается это совершенство? Через то, что, когда мы читаем Писание мы можем чему-то из него научиться, при этом оно обличает нас в том, что мы делаем или думаем неправильно, оно исправляет нас и учит нас праведности.

Но как оно всё это делает? За счёт того, что человек бездумно водит глазами по строчкам, или за счёт того, человек стремится понять написанное?

Глава 17 книги «Деяния» повествует нам о том, что вера появлялась именно от усердного исследования Писания () . Сам Иисус повелел людям исследовать Писание () . Понимаете? Не просто читать его, бегая глазами по строчкам, в надежде, что это «беганье» как-то магическим образом будет воздействовать на вас, но исследовать , т.е. сопоставлять тексты, искать ответы на свои вопросы, проще говоря, напрягаться, тратить силы и время на то, чтобы понять, о чём оно, собственно, говорит.

Со страниц Библии Бог объясняет нам, падшим существам, Самого Себя и план нашего спасения! Он желает, чтобы у нас была возможность понять Его и поклониться Ему не из страха перед наказанием, а из-за того, что всё наше существо поймёт Его, осознает, что Он действительно Единственный, Кто по-настоящему справедлив и милостив, и поэтому достоин поклонения. Понимаете? Бог не просто приходит к вам и заявляет: теперь ты будешь поклоняться Мне. Нет! Он приходит к вам и говорит: позволь Мне объяснить, почему ты можешь доверять Мне, позволь, Я объясню тебе, каким Я задумал тебя, каким Я могу сделать тебя, приклони своё ухо и послушай, что Я делаю для того, чтобы вытащить тебя из ямы смерти, в которую попало всё человечество.

Апостол Пётр ясно говорит о том, что Писание – это светильник, к которому мы должны обращаться постоянно () , и здесь он вторит Давиду, сказавшему: «Слово Твое - светильник ноге моей и свет стезе моей». А почему Слово Бога могло быть светильником ноге Давида? Потому что...

Заповедью Твоею Ты соделал меня мудрее врагов моих, ибо она всегда со мною.

Я стал разумнее всех учителей моих, ибо размышляю об откровениях Твоих.


Я сведущ более старцев, ибо повеления Твои храню.


От всякого злого пути удерживаю ноги мои, чтобы хранить слово Твое...


Как сладки гортани моей слова Твои! лучше меда устам моим.


Повелениями Твоими я вразумлен; потому ненавижу всякий путь лжи.


Слово Твое - светильник ноге моей и свет стезе моей.
()

Может ли кто-то, кто просто бегает глазами по строчкам Библии, сказать, что становится от этого мудрее и разумнее, что хранит повеления Бога, что Слово Бога слаще мёда для него? Нет, это невозможно. Если не размышлять над Словом, если не тратить силы на понимание сказанного, если не молить Автора о даровании вам разумения, то Слово будет для вас скучным и мёртвым, оно не принесёт вам никакой пользы и не станет для вас ОСВОБОЖДАЮЩИМ от греха, страха и смерти.

Каждый, кто открывает Библию, должен открывать её с молитвой о вразумлении, о том, чтобы Бог помог подключить к чтению Его Слова все интеллектуальные способности читающего, а иначе нет смысла открывать её:

Вразуми меня, и буду соблюдать закон Твой и хранить его всем сердцем ().

Руки Твои сотворили меня и устроили меня; вразуми меня, и научусь заповедям Твоим ().


Я раб Твой: вразуми меня, и познаю откровения Твои ().


Правда откровений Твоих вечна: вразуми меня, и буду жить ().

Вы задаёте конкретный вопрос о том, кто именно подразумевается под человеком, который пришёл на брачный пир не в праздничной одежде. Вы задавали этот вопрос Иисусу? Ведь, я думаю, вы согласитесь, что именно Ему надо задавать вопрос о словах, записанных в Его книге, да ещё явно изошедших их Его уст. Зачем бы Он рассказал эту притчу, если бы её невозможно было бы понять тем, кто слушал её тогда и читает её сейчас? Иисус никогда не занимался пустословием.

Иисус, продолжая говорить им притчами, сказал:

Царство Небесное подобно человеку царю, который сделал брачный пир для сына своего и послал рабов своих звать званых на брачный пир; и не хотели придти.

Опять послал других рабов, сказав: скажите званым: вот, я приготовил обед мой, тельцы мои и что откормлено, заколото, и все готово; приходите на брачный пир. Но они, пренебрегши то, пошли, кто на поле свое, а кто на торговлю свою; 6 прочие же, схватив рабов его, оскорбили и убили [их].







Царь, войдя посмотреть возлежащих, увидел там человека, одетого не в брачную одежду, и говорит ему: друг! как ты вошел сюда не в брачной одежде? Он же молчал. Тогда сказал царь слугам: связав ему руки и ноги, возьмите его и бросьте во тьму внешнюю; там будет плач и скрежет зубов; ибо много званых, а мало избранных ().

Царство Небесное (т.е. То Царство, в котором правит Сам Бог) подобно человеку царю, который сделал брачный пир для сына своего и послал рабов (т.е. тех людей, которые верой и правдой служат Истинному Богу) своих звать званых (тех, кто изначально знал, что принадлежит Богу, а именно израильтян) на брачный пир; и не хотели придти. (читая Евангелия, мы можем увидеть, что даже перед распятием Иисус посылал Своих учеников (рабов) для того, чтобы проповедовать приближение Царствия, т.е. того самого брачного пира, и посылал их с проповедью именно среди израильтян, но мало кто соглашался слушать и тем более придти)

Опять послал других рабов, сказав: скажите званым: вот, я приготовил обед мой, тельцы мои и что откормлено, заколото, и все готово; приходите на брачный пир. Но они, пренебрегши то, пошли, кто на поле свое, а кто на торговлю свою; прочие же, схватив рабов его, оскорбили и убили [их]. (Люди, для которых предназначалось Царствие Божие, оказались слишком занятыми собою, а сердца их были уже настолько ожесточены, что они возненавидели и сам призыв, и посланников Бога, подняв на них руку)

Услышав о сем, царь разгневался, и, послав войска свои, истребил убийц оных и сжег город их.

Тогда говорит он рабам своим: брачный пир готов, а званые не были достойны; итак пойдите на распутия и всех, кого найдете, зовите на брачный пир. (В связи с тем, что избранный народ в подавляющем своём большинстве отказался придти на пир, Бог, оставив их в покое, отправил Своих вестников туда, где о Нём даже не слышали)

И рабы те, выйдя на дороги, собрали всех, кого только нашли, и злых и добрых; и брачный пир наполнился возлежащими. (таким образом, на пиру оказались все, кто захотел придти. Вы хотите быть там? Значит, и вы будете. Однако для того, чтобы действительно начать пировать, т.е. участвовать в бракосочетании Сына и Его невесты, вам необходимо быть одетым соответственно события, не так ли? Ведь вы уважаете, почитаете и даже любите и Отца, и Сына, не так ли? А если так, то вы обязательно позаботитесь о том, чтобы оказаться на этом пиру в брачной одежде, которая во всём будет соответствовать грандиозности и пышности события. Судя по тому, что мы читаем дальше, далеко не все люди, решившие придти на брачный пир, приняли это событие как наиважнейшее в их жизни, поэтому они не позаботились о том, чтобы обзавестись правильной одеждой. Они решили, что и так сойдёт, что Бог не такой уж и требовательный, а событие не такое уж и важное, что можно проскользнуть в Небесное Царствие и в фиговых листьях, и в грязных штанах)

Царь, войдя посмотреть возлежащих, увидел там человека, одетого не в брачную одежду, и говорит ему: друг! как ты вошел сюда не в брачной одежде? Он же молчал. Тогда сказал царь слугам: связав ему руки и ноги, возьмите его и бросьте во тьму внешнюю; там будет плач и скрежет зубов; ибо много званых, а мало избранных.

Вторая часть притчи, та, о которой вы спрашиваете, – о тех, кто называет себя христианами. Есть христиане, которые, приняв приглашение на пир, сразу же начали заботиться о чистоте и правильности своей одежды для этого великого события, а есть те, кто просто начали назвать себя христианами, но при этом так и остались в том, в чём были.

Что же это за брачная одежда , о которой говорит притча,
чем она отличается от того, в чём ходят люди этого мира ,
и где её взять ?


Это явно не что-то, сделанное из земных тканей и материалов, потому что мы знаем, что когда придёт День Суда, все дела рук человеческих обязательно сгорят () . Значит в притче речь идёт о чем-то очень и очень особенном. Вот те стихи Библии, которые помогут нам понять, какая именно одежда должна быть на тех, кто желает оказаться на брачном пире.

Впрочем у тебя в Сардисе есть несколько человек, которые не осквернили одежд своих, и будут ходить со Мною в белых [одеждах], ибо они достойны.

Побеждающий облечется в белые одежды; и не изглажу имени его из книги жизни, и исповедаю имя его пред Отцем Моим и пред Ангелами Его.

Советую тебе купить у Меня золото, огнем очищенное, чтобы тебе обогатиться, и белую одежду, чтобы одеться и чтобы не видна была срамота наготы твоей, и глазною мазью помажь глаза твои, чтобы видеть.

И вокруг престола двадцать четыре престола; а на престолах видел я сидевших двадцать четыре старца, которые облечены были в белые одежды и имели на головах своих золотые венцы.

И когда Он снял пятую печать, я увидел под жертвенником души убиенных за слово Божие и за свидетельство, которое они имели. И возопили они громким голосом, говоря: доколе, Владыка Святый и Истинный, не судишь и не мстишь живущим на земле за кровь нашу? И даны были каждому из них одежды белые, и сказано им, чтобы они успокоились еще на малое время, пока и сотрудники их и братья их, которые будут убиты, как и они, дополнят число.

После сего взглянул я, и вот, великое множество людей, которого никто не мог перечесть, из всех племен и колен, и народов и языков, стояло пред престолом и пред Агнцем в белых одеждах и с пальмовыми ветвями в руках своих.

И, начав речь, один из старцев спросил меня: сии облеченные в белые одежды кто, и откуда пришли?Я сказал ему: ты знаешь, господин. И он сказал мне: это те, которые пришли от великой скорби; они омыли одежды свои и убелили одежды свои Кровию Агнца.

Се, иду как тать: блажен бодрствующий и хранящий одежду свою, чтобы не ходить ему нагим и чтобы не увидели срамоты его.

Просите Небесного Отца, направить ваши мысли и помочь вам понять, что это за одежда такая, которая так важна для нас с вами, желающих не просто оказаться на брачном пире, но и остаться на нём. Если вы будете искать водительства Бога в том, как вы размышляете, то вы обязательно увидите ответы.

Да пребудет с вами Святой Дух Божий.

Читайте еще по теме "Толкование Писания":

22 ноя Соломон говорит старайся и работай, Иисус же говорил о том чтобы мы не заботились о завтрашнем дне. (Владислав)

Во имя Отца и Сына и святого Духа.

Сегодня мы слышали слова евангельской притчи о брачном пире.

Описание пира, образ этого праздничного собрания часто используется в Священном Писании. Но описания эти разные.

Знаем мы описание пророком Даниилом пира у царя Валтасара, безумного торжества накануне бед и несчастий. Мы помним и о торжестве пиршественном, устроенном Иродом царем по случаю дня рождения своего, и все, что потом произошло. Помним и о богаче пировавшем каждый день, и о нищем Лазаре, который сидел у порога его дома.

Это все примеры торжеств нечестивых, которые по словам Священного Писания устраиваются людьми для удовольствия, на которых вино веселит жизнь; а за все отвечает серебро (Екл. 10, 19). Слова «за все отвечает серебро» значат, что основа этого ликования не изобилие чувств искреннего и чистого сердца, близкого к своему Творцу, но желание угодить своему чреву, и надежда на то, что чем более этих денег, серебра будет истрачено на это угождение, тем более можно будет приобрести счастья и веселья, тем более тешится тщеславием душа устроителя гуляний.

Не о таких ли празднествах и Псалтирь говорит: Да будет трапеза их пред ними в сеть .

Но есть и другие примеры пира.

Одно из них и было предложено нашему духовному вниманию. Господь обращается к фарисеям, священникам, своим ученикам и к нам, говоря:

Царство Небесное подобно человеку царю, который сделал брачный пир для сына своего и послал рабов своих звать званых на брачный пир .

Конечно, прежде всего слова этой притчи, были обращены во время оно к первосвященникам и фарисеям, т.е. к самым праведным и ревностным хранителям закона того времени. Но увлеченные самомнением и гордостью за сохранением его буквы, они перестали хранить его дух, сущность — перестали внимать словам Истины — сыну Божиему, пришедшему к ним для призвания от закона ветхого к новому, к призванию на брак, союз с Царством Небесным через принятие Его учения. Поэтому и продолжает слово Евангельское:

Но они, пренебрегши [приглашение], пошли, кто на поле свое, а кто на торговлю свою; прочие же, схватив рабов его, оскорбили и убили их .

Так мелочность в исполнении даже самого святого дела затмила их духовное зрение и слух и они пропустили мимо себя великое призвание единения с Богом.

А те, кто был избит за созыв на пир — это пророки и все последующие ученики и последователи Христовы, его апостолы, святые мученики, всех, благочестно хотящих проводить свою жизнь, угождая Бога.

Пойдите [говорит великий распорядитель] на распутия и всех, кого найдете, зовите на брачный пир. И рабы те, выйдя на дороги, собрали всех, кого только нашли, и злых и добрых; и брачный пир наполнился возлежащими .

Это нас, всех христиан, некогда не знавших Бога до крещения, зовет Господь на пир веры.

Созывает не на простой праздник, но брачный пир, призывает к союзу с Богом через соединение через веру с Сыном Божиим — Христом Спасителем. Поэтому и жизнь христианина, хотя бы и была полна скорбей, лишений, печалей не может быть исполнена уныния, ибо цель ее — союз с Богом, союз настолько верный, искренний и чистый, что сам Господь называет его браком. И мы стремимся к нему.

И вот мы действительно видим, как храмина, чертог царя Небесного, церкви Божии, наполнены народом, богомольцами — ибо это мы и есть, и злые и добрые, призванные для общения с Богом, вместо отвергнутых, считавшими себя праведниками. Но не будем думать что мы уже достигли желанной цели, что мы и есть те избранные, о которых говорилось в притче. Мало внешнего прихода в храм и внешнего исполнения обрядов церковных, надо в сердце своем начать служить Господу.

Но как? Через покаяние.

Царь, войдя посмотреть возлежащих, увидел там человека, одетого не в брачную одежду, и говорит ему: друг! как ты вошел сюда не в брачной одежде ?

О какой одежде говорится?

О той, о которой поет Церковь на исходе Великого поста:

Чертог Твой вижду Спасе мой, украшенный, и одежды не имам, да вниду в онь: просвети одеяние души моея Светодавче, и спаси мя .

Под одеждой, «одеянием души» разумеются дела жизни по вере, та светлая, праздничная одежда, которая подтверждает нашу готовность на брак, верность, союз с Богом в служении и любви к Нему. Одежда, которая не будет сорвана ветром злых перемен времен и трагических обстоятельств нашей жизни.

Имеем ли мы такую одежду, чиста ли она, не осквернена ли, не запятнана ли грязью нечистых дел и скверных сердечных устремлений: превозношением над ближним, завистью, таящейся или даже открыто живущей в сердце?

Мы часто не хотим видеть своих грехов, считая себя уже окончательно искупленными и прощенными в таинстве крещения.

Правдивы ли к себе, не покрываем ли себя ложью вымышленной о себе правде, не кривим ли душой, не хотим ли казаться теми, кем не являемся, как в блестящей толпе приглашенных на праздник под приветливыми улыбками скрывается холодность души и равнодушие. действительности и нет, а есть только духовная лень.

Суетные страхи, суеверия — неразлучные спутники неверного сердца во все времена, пустые переживания, суетливость от неожиданных перемен в мире и личной жизни, не порождают ли они в нас к Богу — недоверие, а к ближнему — враждебность и гневливость.

Не преисполнено ли наше сердце обид на ближних, на весь мир, на Бога, от которых мы замыкаемся в себе от гордости упрямства и одиночества.

И сами разрываем узы духовного и кровного родства, и кажется совсем остаемся одинокими в этом мире.

И вдруг мы получаем великие приглашение — приглашение на брачный пир к Царю. Мы, все некогда разобщенные грехом, спешим на этот призыв.

Но что мы делаем по дороге на этот пир, по дороге, длиной в жизнь, которая и есть сама наша жизнь. Не отвлекаемся ли мы на суету. Не хотим ли достичь цели раньше других, опередить их, в одиночку, надеясь на свои силы получить на финише и венцы и славу и благодать?

Но стать достойным званым на пир Царя невозможно без смирения нашего сердца перед ближним, надо, чтобы и мы сами стали зовущими и других на торжество веры к Царю Небесному по слову Самого Христа Спасителя: «когда делаешь пир, зови нищих, увечных, хромых, слепых, и блажен будешь, что они не могут воздать тебе, ибо воздастся тебе в воскресение праведных » (Лк. 14, 13). Поделимся с ними своей радость, а не ропотом, будем стремится утешить их, христиански ободрить, и сделав это малому из сих, сделаем это самому Господу, пока не пришли дни суда

Ибо много званых, а мало избранных.

Потому что полное торжество благодати и силы Царства Божиего, неразрушимый и совершенный союз души с Богом совершиться только при втором и страшном пришествии Господнем, как и говорит об этом Сам Христос Спаситель:

Царь, войдя посмотреть возлежащих, находившихся в собрании верующих, рассмотрит дела веры каждого.

Тогда сбудется слово из таинственного Откровения святого апостола Иоанна Богослова: -блаженны званые на брачную вечерю Агнца .

Тогда, в жизни будущего века, когда воцарится Господь Бог Вседержитель, судья живых и мертвых. Тогда свершится и полнота союза церкви земной, церкви всех святых, работавших Господу с Женихом Небесным. И они возрадуются и возвеселятся и воздадут Ему славу.

И все рабы Его боящиеся Его, малые и великие возрадуются и возвеселятся и воздадут ему славу.

Но что каждый из нас услышит от Владыки мира?

И горе будет нам нераскаянным, нагим и без брачных одеяний жившим. Какая бездна и мрак нечестия дел наших обличит нас, и какой смрад грехов окутает нас, не имеющих покаяния, а имеющих сердце гордое и надменное над ближним своим.

Тогда отлучат нас от торжества, и

связав руки и ноги, бросят во тьму внешнюю; там будет плач и скрежет зубов.

Что же делать нам? Исполнить древний и вечно новый призыв святого пророка:

Омойтесь, очиститесь; удалите злые деяния ваши от очей Моих; перестаньте делать зло; научитесь делать добро, ищите правды, спасайте угнетенного, защищайте сироту, вступайтесь за вдову.

Тогда придите — и рассудим, говорит Господь. Если будут грехи ваши, как багряное, — как снег убелю; если будут красны, как пурпур, — как вОлну, т.е. как чистую овечью шерсть, убелю .

Но не только в примере сегодняшнего Священного чтения видим два разных пира, но и сама жизнь сегодняшняя дает нам свои образы.

Сегодня перед нами два праздника: день воскресный, малая пасха, совершаемый в храмах, и праздник — День града сего, совершаемый на площадях и в парках.

Называя сегодняшний, внешний, праздник днем города, все ли понимают, почему именно в этот день он совершается?

Кто зовет нас на сегодняшний, городской, праздник, и в память о чем устраивается он?

Первоначально, в дни святителя Филарета, этот праздник желали совершать в весенние дни, года впервые в летописи был упомянут малой городок Москва. Но не этот день, день рождения стен и башен и первого великокняжеского пиршества, знаменовал рождение града сего.

Указом имераторской власти повелено было совершать праздник города в первый день каждого нового года. Но и это празднование не знаменовало дня его духовного рождения и было забыто со временем.

Промысл Божий устроил так, что в середине прошлого века власть, положившая целью своей искоренение самой мысли и веры в Бога, неведомо для себя выбрала для праздника день, который был связан с историей духовного становлением нашего города, его скорбями и радостями через помощь Божию. Посвятив первый нерабочий день этого первого осеннего месяца городскому празднику, мы видим что он почти всегда приходится на день памяти Собора всех московских святых, на день памяти тех, кто наиболее потрудился на духовной ниве сего града, кто созывал на духовное торжество, пиршество веры в дни радости и скорби народ православный. В списке этом более полутысячи имен, и совершая память этих святых в один день, Церковь воздает им честь, как небесным покровителям города Москвы и молитвенникам за наше Отечество земное. Святые, среди которых одним из первых по времени, видим митрополита Петра, святителя Божиего, тогда по титулу еще Киевского митрополита, благословившего град сей и жителей его, и положивший камень в основание его дальнейшего процветания.

Но и этот праздник, как утренняя звезда перед зарей, предшествует дню бОльшего торжества — вспоминанию встречи у городских стен чудотворной Иконы Царицы Небесной, издревле не однажды устраивавшей спасение жителям нашего города и являющейся его небесной Покровительницей.

Святители, пастыри, мученики, юродивые, исповедники и благоверные стояли верой и жизнью за народ Божий и сделали град сей тем, что он есть ныне - столицей государства Российского. Но все ли носящие имя христианское живут в нем достойно своему званию, и есть ли он столица благочестия, веры и чистоты? Не блекнет ли образ благочестия и веры во внешнем блеске и расточительной роскоши.

Будем же помнить слова сегодняшнего Евангелия: много званых, а мало избранных .

Будем благодарны Господу, за то что не презрел нашего убожества, но призвал нас к Своему общению, да сделаемся достойными этого приглашения, и получив радость этого звания на пир и других призовем к этой радости, стремясь в покаянии обрести чистые брачные одежды.

Будем просить себе помощи Божией, покрова Божией Матери и молитвенной помощи святых Московских, да просветит душу нашу и покроет ее одеждой веселия для жизни будущего века. Аминь

Свт. Иоанн Златоуст

Свт. Григорий Двоеслов

Царь, войдя посмотреть возлежащих, увидел там человека, одетого не в брачную одежду

Поскольку вы, по щедрости Бога, уже вошли в дом брачного пира, то есть святую Церковь, то будьте внимательны, братья, как бы Царь, придя, не обнаружил изъяна в облачениях души вашей. С великим трепетом в сердце рассуждать надо о том, что последует: Царь, войдя посмотреть возлежащих, увидел там человека, одетого не в брачную одежду .

Возлюбленные братья! Что, как вам кажется, обозначается брачной одеждой ? Если скажем, что брачная одежда - это крещение или вера, то кто же вошел туда без крещения и без веры? Человек, еще не поверивший, находится вне пира. Что же должны мы понимать под брачной одеждой, как не любовь? Человек приходит на брачный пир, но нет на том брачной одежды , кто, пребывая в святой Церкви, не имеет любви, пусть даже есть в нем вера. Мы правы, когда говорим, что брачная одежда - любовь, потому что это именно то, что имел наш Творец, когда пришел на брачный пир соединения Себя с Церковью. И только любовь Бога сделала возможным то, что Его Сын Единородный соединился с сердцами избранных Своих. Иоанн говорит: Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную (Ин. 3:16) .

Сорок гомилий на Евангелие от Матфея.

Свт. Григорий Палама

Царь, войдя посмотреть возлежащих, увидел там человека, одетого не в брачную одежду

Омилия 27, произнесенная во время жатвы.

«Вшед Царь» , – говорит, – «видети возлежащих» , т.е. пришедших из числа званных. Пришествие же Его для того, чтобы видеть и судить возлежащих, является возвещением имеющего быть в свое время суда. Итак, «вшед Царь , – говорится, – виде ту человека не оболчена во одеяние брачное» . – Одеяние духовного брака это – добродетель, в которое если кто не облачится здесь, в этой жизни, тот не только будет найден недостойным оного брачного чертога, но и подвергнется узам и несказанным мукам. Если же одеянием всякой души является сочетанное с нею тело, то не сохранивший его, или не очистивший здесь (в этой жизни) воздержанием и непорочностью и целомудрием, найдет его тогда непотребным и недостойным нетленного сего брачного чертога, и заслуженно будет извергнут оттуда.

Омилия 41. На 14-е воскресное Евангельское чтение по ев. Матфею.

Прп. Симеон Новый Богослов

Ст. 11-13 Царь, войдя посмотреть возлежащих, увидел там человека, одетого не в брачную одежду, и говорит ему: друг! как ты вошел сюда не в брачной одежде? Он же молчал. Тогда сказал царь слугам: связав ему руки и ноги, возьмите его и бросьте во тьму внешнюю; там будет плач и скрежет зубов

Видишь, что говорит Господь? Что на браки собираются те, кои прелагаются от зла и делаются добрыми и добродетельными; те же, которые имеют в себе какое-либо лукавство или зло, хотя и входят на браки, но извергаются и изгоняются со стыдом ангелами, которые здесь называются слугами. Те, которые остались седящими за брачною трапезою, суть святые. Впрочем, я знаю некоторых, которые думают, что под неимущим одеяния брачного должно здесь разуметь тех, которые осквернили тела свои блудами, прелюбодеяниями и убийствами, но это не так. Всякий оскверненный какою бы ни было страстию и греховною склонностию не имеет одеяния брачного. И что это справедливо, послушай, что говорит святой Павел: не лстите себе: ни блудницы… ни прелюбодеи… ни малакии, ни мужеложницы, ни лихоимцы (которые называются и идолослужителями), ни татие, ни пияницы, ни досадители, ни хищницы (но скажу и от себя, ни те, которые имеют ненависть или зависть к какому-либо брату), царствия Божия не наследят (1 Кор. 6:9-10) , и не имеют части и места в брачном торжестве Господа нашего Иисуса Христа. Видишь, как всякая страсть и всякий грех оскверняют одежду души нашей и изгоняют нас из царства небесного?

Слова (Слово 45-е).

Прп. Исаак Сирин

Царь, войдя посмотреть возлежащих, увидел там человека, одетого не в брачную одежду

Если не очищен малый зрачок твоей души, не смей задержать свой взгляд на солнце, чтобы не лишиться тебе [и] обычного зрения и не быть брошенным в одно из тех умопостигаемых мест, которое есть тартар, представляющий собой образ (ṭupsā = τύπος) шеола. Это есть тьма вне Бога, в которой те, кто вышли за пределы естества в движениях своего ума, блуждают той разумной природой, которой они обладают. Поэтому и тот, кто дерзнул войти в грязных одеждах на пир, назначен быть брошенным в эту внешнюю тьму . Пиром называется видение духовного знания; тем, что приготовлено на нем, [называется] обилие Божественных тайн, исполненных радости и ликования и услаждения души; одеждой пира именуется облачение чистоты, грязными же одеждами - страстные движения, пачкающие душу; тьмой внешней - [то, что пребывает] вне всякого услаждения ведением истины и Божественным общением. Ибо тот, кто, облачившись в эти [т. е. грязные] одежды, дерзает вообразить в своем разуме (madʕā) вышняя Божия и ввести и поместить себя внутрь духовных созерцаний оного святого пира, который появляется только среди чистых, и, будучи охвачен наслаждением страстей, желает приобщиться его [т. е. пира] наслаждению, - тотчас поглощается, словно неким наваждением (šraḡraḡyāṯā), и извергается оттуда в место, лишенное сияния, - то, которое именуется шеолом и погибелью, которое есть неведение и отклонение от Бога.

Слово 76. Краткие главы.

Прп. Иустин (Попович)

Царь, войдя посмотреть возлежащих, увидел там человека, одетого не в брачную одежду

Блж. Иероним Стридонский

Ст. 11-12 Царь, войдя посмотреть возлежащих, увидел там человека, одетого не в брачную одежду, и говорит ему: «друг! как ты вошел сюда не в брачной одежде»? Он же молчал

Царскую трапезу наполнили те, которые были приглашены из-под оград, с перекрестков, с улиц и различных мест. Но потом, когда вошел царь, чтобы увидеть возлежащих на пире своем (то есть успокоившихся на своей видимой вере (in sua quasi fide) подобно тому, как в день суда Он посетит пиршествующих и рассудит о заслугах каждого), то нашел человека, который не был одет в брачное одеяние. Под этим одним человеком нужно понимать всех тех, которые связаны между собой злобой, как союзники. А брачная одежда - это заповеди Божий, а также и дела, исполняемые согласно закону и Евангелию и составляющие одеяние нового человека. Итак, кто во время суда будет найден имеющим имя христианина, но не имеющим одеяния брачного, то есть одежды сверхнебесного (supercoelestis) [или: небесного - coelestis] человека, а имеющим одежду запятнанную, то есть броню ветхого человека, тот тотчас же получает наставление и ему говорится: Друг! как ты вошел сюда? Он называет его другом как приглашенного на брак; но обличает его в бесстыдстве, потому что грязной одеждой он осквернил чистоту брачного пира. Но он остался без ответа , ибо в то время уже не будет места раскаянию, ни возможности отрицать бывшее, потому что все ангелы и сам мир будут свидетелями против грешников.

Блж. Феофилакт Болгарский

Ст. 11-14 Царь, войдя посмотреть возлежащих, увидел там человека, одетого не в брачную одежду, и говорит ему: друг! как ты вошел сюда не в брачной одежде? Он же молчал. Тогда сказал царь слугам: связав ему руки и ноги, возьмите его и бросьте во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов; ибо много званных, а мало избранных

Вход на брачный пир происходит без различия: все мы, добрые и злые, призваны только по благодати. Но затем жизнь подлежит испытанию, которое царь производит тщательно, и жизнь многих оказывается оскверненною. Содрогнемся же, братья, помыслив, что у кого не чиста жизнь, для того бесполезна и вера. Таковой не только извергается из брачного чертога, но и посылается в огонь. Кто же этот носящий оскверненные одежды? Это тот, кто не облекся в одежду милосердия, благости и братолюбия. Много таких, которые, обольщая себя тщетными надеждами, думают получить Царство Небесное и, высоко думая о себе, причисляют себя к лику избранных. Производя допрос недостойного, Господь показывает, во-первых, что он человеколюбив и справедлив, а во-вторых, что и мы не должны никого осуждать, хотя бы кто, очевидно, и согрешал, если таковой открыто не изобличен в суде. Далее, Господь говорит слугам, карающим ангелам: «свяжите ему руки и ноги» , то есть способности души к действию. В настоящем веке мы можем поступать и действовать так или иначе, а в будущем силы душевные будут связаны, и нельзя нам будет сотворить какое-либо добро для умилостивления за грехи; «тогда будет скрежет зубов» - это бесплодное раскаяние. «Много званных» , то есть Бог призывает многих, точнее, всех, но «мало избранных» , немного спасающихся, достойных избрания от Бога. От Бога зависит избрание, но стать избранными или нет - это наше дело. Господь этими словами дает иудеям знать, что о них сказана притча: они были призваны, но не избраны, как непослушные.

Толкование на Евангелие от Матфея.

Евфимий Зигабен

Вшед же царь видети возлежащих, виде ту человека не оболчена во одеяние брачное, и глагола ему: друже, како вшел еси семо не имый одеяния брачна

Лопухин А.П.

Ст. 11-12 Царь, войдя посмотреть возлежащих, увидел там человека, одетого не в брачную одежду, и говорит ему: друг! как ты вошел сюда не в брачной одежде? Он же молчал

Когда собирались гости, царя не было во дворце. Он входит только тогда, когда уже начался пир. Контраст между выражениями “злые и добрые” и “возлежащие ” на пиру, т.е. принятые на царский пир в царский дворец гости, проведен, несомненно, намеренно и очень тонко. Хотя гости были “злые и добрые,” однако они удостоились царского приглашения и возлежали теперь на пиру в брачных, т.е. нарядных одеждах. Злые и порочные превращаются здесь в почетных гостей быстро и какою-то чудодейственной силой. Смысл, конечно, тот, что евангельские вести, принимаемые злыми и добрыми, быстро преобразовывают их. Но взор царя омрачается при виде одного человека, который сидел на пиру не в нарядной, а в рваной, грязной, “не в брачной” одежде, в лохмотьях. Виноват ли был этот человек, если пришел на пир прямо, так сказать, с улицы, и если у него не было средств для того, чтобы приобрести себе нарядную одежду? Вопрос этот разрешается очень просто, тем, что всякий, приходящий на пир, приготовляемый Царем Небесным, может взять для себя в приемной комнате царского дворца какие угодно нарядные одежды, и, таким образом, явиться в приличном виде на брачный пир Агнца. Это в притче, несомненно, предполагается. Наша церковная песнь “Чертог Твой, вижду, Спасе мой, украшенный, и одежды не имам, да вниду в он” выражает, с одной стороны, глубочайшее смирение христианина, а с другой - просьбу, обращенную к Богу, дать приличную одежду в духовном смысле: “просвети одеяние души моей, Светодавче, и спаси мя.” Таким образом, от грешника требуется только желание приобрести себе нарядные одежды, которые будут ему, несомненно, даны, и притом безвозмездно. Человек не в брачной одежде, очевидно, сам не захотел воспользоваться этой царской милостью, и, не стыдясь ни Царя, ни гостей, явился на пир в своих лохмотьях. Ст. 11 -14 имеют прямое отношение к пророчеству Соф. 1:7,8. Под рабом, пришедшим на пир не в брачной одежде, разумеется здесь не Иуда, а вообще плотский ветхозаветный человек (ср. Рим. 13:14; Гал. 3:27; Еф. 4:24; Кол. 3:12) . Выражение “он же молчал” Иероним толкует так: “в то время не будет места покаянию и способности к оправданию, когда все Ангелы и самый мир будут свидетельствовать о грехах.”

Толковая Библия.