Исповедую едино крещение. Исповедаю едино Крещение во оставление грехов. Чаю воскресения мертвых, и жизни будущаго века. Аминь

Исповедую едино крещение. Исповедаю едино Крещение во оставление грехов. Чаю воскресения мертвых, и жизни будущаго века. Аминь
Исповедую едино крещение. Исповедаю едино Крещение во оставление грехов. Чаю воскресения мертвых, и жизни будущаго века. Аминь

Приходящему ко Святому Крещению и его восприемникам.

Крещение . В ряду таинств Святой Церкви на первом месте стоит таинство Крещения. «Никто не входит в Царство небесное иначе, как только через таинство крещения», - пишет святитель Амвросий Медиоланский. Установление этого таинства произошло после Воскресения Христова. Явившись Своим ученикам, Господь сказал им, что Он принял от Отца всякую власть на небе и на земле, и продолжал: Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам (Мф. 28, 19-20). В день сошествия Святого Духа на апостолов, когда после речи апостола Петра слушатели спрашивали, что же им делать, - апостол Петр сказал им: покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святого Духа (Деян. 2, 37-38)

«Действия крещения вкратце суть следующие: во-первых, через него даруется отпущение в прародительском грехе и во всех других грехах, сотворенных крещаемым. Во-вторых, крещающийся освобождается от вечного наказания, которому подлежит каждый как за прирожденный грех, так и за собственные смертные грехи. В-третьих, крещение дарует блаженное бессмертие, ибо, освобождая людей от прежде бывших грехов, делает их храмами Божиими», - из «Послания восточных патриархов». Через крещение происходит присоединение к Церкви. Десятый член Символа веры гласит: Исповедую едино крещение во оставление грехов. Это значит, что крещение, как духовное рождение, если оно совершено правильно, через троекратное погружение во имя Отца и Сына и Святого Духа, не может быть повторяемо; поэтому Церковь принимает и еретиков, вступающих в ее лоно, без повторения крещения, только через миропомазание, если они крещены, как заповедано Евангелием и древней Церковью.

Как видно из всего учения Церкви – крещение не есть только символ очищения и омовения от скверны души, но есть само по себе начало и источник божественных даров, очищающих и уничтожающий собою все скверны греховные и сообщающий новую жизнь. Прощены все грехи, первородный и личные; открыт путь для новой жизни; открыта возможность получения даров Божиих.Дальнейший рост духовный опирается на произволение человека. Но так как искушающее начало способно находить себе сочувствие в природе человека, имеющей со дня первого грехопадения склонность ко греху, то поэтому нравственное усовершенствование не обходится без борьбы; помощь в этой борьбе внутренней человек получает во всей благодатной жизни Церкви.

Миропомазание . Это таинство совершается обычно сразу после таинства крещения, составляя с ним один богослужебный чин. «Через помазание Святым Миром запечатлеваются и утверждаются на крестившемся дары Святого Духа, которые он получат в укрепление своей христианской веры … Святой Дух освящает все наше существо: через помазание чела освящает наш ум и мысли, через помазание груди освящает наши чувства и желания, чтобы мы любили не мир и то что в мире, а Бога и Божие. Через помазание органов чувств освящает все наши чувства, слово и язык, чтобы мы воспринимали, чувствовали только доброе. Через помазание рук и ног освящает все дела, все поведение человека – одним словом, через помазание изливаются на человека все дары Святого Духа: Дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух ведения и благочестия (Ис. 11,2)

10. Исповедую едино крещение во оставление грехов.

В десятом члене Символа Веры говорится о таинстве крещения и о прочих таинствах.

Таинством называется такое священное действие, через которое тайно, невидимым образом подается человеку благодать Святого Духа, или спасительная сила Божия.

Св. Православная Церковь содержит семь таинств; крещение, миропомазание, покаяние, причащение, брак, священство и елеосвящение .

В Символе Веры упомянуто только о крещении, потому что оно является как бы дверью в Церковь Христову. Только принявший крещение может пользоваться другими таинствами.

Кроме того, в момент составления Символа Веры были споры и сомнения: не следует ли некоторых людей, как например еретиков, при возвращении их в Церковь, крестить вторично. Вселенский Собор указал, что крещение может совершатся над человеком только один раз . Потому и говорится - "исповедую едино крещение".

ТАИНСТВО КРЕЩЕНИЯ


Таинство крещения есть такое священное действие, в котором верующий во Христа, через троекратное погружение тела в воду , с призыванием имени Пресвятой Троицы - Отца и Сына и Святого Духа, омывается от первородного греха, а также и от всех грехов, совершенных им самим до крещения, возрождается благодатно Духа Святого в новую духовную жизнь (духовно рождается) и делается членом Церкви, т. е. благодатного Царства Христова.

Таинство крещения установил Сам Господь наш Иисус Христос. Он освятил крещение Своим собственным примером, крестившись у Иоанна. Потом, по воскресении Своем, Он дал апостолам повеление: "идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа " (Матф. 28 , 19).

Крещение необходимо каждому, кто желает быть членом Церкви Христовой. "Если кто не родится от воды и Духа , не может войти в Царство Божие", сказал Сам Господь (Иоан. 3 , 5).

Для принятия крещения необходимы вера и покаяние.

Православная Церковь крестит младенцев по вере их родителей и восприемников. Для этого и бывают при крещении восприемники, чтобы поручиться перед Церковью за веру крещаемого. Когда он подрастет, они обязаны научить его вере и позаботиться о том, чтобы их крестник стал истинным христианином. Это священный долг восприемников и они тяжко грешат, если пренебрегают этим долгом. А то, что благодатные дарования даются по вере других, нам дано указание в Евангелии, при исцелении расслабленного: "Иисус видя веру их (принесших больного), говорит расслабленному: чадо, прощаются тебе грехи твои " (Марк. 2 , 5).

Сектанты считают, что нельзя крестить младенцев и осуждают православных за совершение таинства над младенцами. Но основанием для крещения младенцев служит то, что крещение заменило ветхозаветное обрезание, которое совершалось над восьмидневными младенцами (христианское крещение названо "обрезанием нерукотворным" - (Колос. 2 , 11-12); и апостолы совершали крещение над целыми семействами, где, несомненно, были и дети. Младенцы, так же как и взрослые, причастны первородному греху и имеют нужду в очищении от него.

Сам Господь сказал: "пустите детей приходить ко Мне, и не возбраняйте им, ибо таковых есть Царствие Божие " (Лук. 18 , 16).

Так как крещение есть духовное рождение, а родится человек однажды, то и таинство крещения над человеком совершается однажды. "Один Господь, одна вера, одно крещение " (Ефес. 4 , 4).

ТАИНСТВО МИРОПОМАЗАНИЯ


Миропомазание есть таинство, в котором верующему подаются дары Святого Духа, которые укрепляют его в духовной христианской жизни.

О благодатных дарах Духа Святого сказал Сам Иисус Христос: "Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева (т. е. из внутреннего центра, сердца) потекут реки воды живой. Сие сказал Он о Духе, Которого имели принять верующие в Него , ибо еще не было на них Духа Святого, потому что Иисус еще не был прославлен" (Иоан. 7 , 38-39).

Апостол Павел говорит: "Утверждающий же нас с вами во Христе и помазавший нас есть Бог, Который и запечатлел нас и дал залог Духа в сердца наши" (2 Кор. 1 , 21-22).

Благодатные, дары Святого Духа необходимы каждому верующему во Христа. (Есть еще чрезвычайные дарования Святого Духа, которые сообщаются только некоторым людям, как-то: пророкам, апостолам, царям).

Первоначально св. апостолы таинство миропомазания совершали через возложение рук (Деян. 8 , 14-17; 19 , 2-6). А потом в конце первого века таинство миропомазания стало совершаться через помазание святым миром, по примеру ветхозаветной церкви, так как апостолы не успевали сами совершать это таинство через возложение рук.

Святым миром называется особенным образом приготовленный и освященный состав из благовонных веществ и елея.

Миро освящали непременно сами апостолы и их преемники - епископы (архиереи). И теперь освящать св. миро могут только епископы. Через помазание освященным епископами св. миром, по поручению епископов, могут совершать таинство миропомазания и пресвитеры (священники).

При совершении таинства святым миром крестообразно помазуются верующему следующие части тела: лоб, глаза, уши, рот, грудь, руки и ноги - с произношением слов: "печать дара Духа Святого, аминь".

Некоторые называют таинство миропомазания - "пятидесятницей (сошествием Св. Духа) каждого христианина".

ТАИНСТВО ПОКАЯНИЯ


Покаяние есть таинство, в котором верующий исповедует (открывает устно) свои грехи Богу в присутствии священника и получает через священника прощение грехов от Самого Господа Иисуса Христа.

Иисус Христос дал святым апостолам , а через них и всем священникам власть разрешать (прощать) грехи: "Приимите Духа Святаго. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся " (Иоан. 20 , 22-23).

Еще Иоанн Креститель, подготовляя людей к принятию Спасителя, проповедовал "крещение покаяния для прощения грехов. И крестились от него все в реке Иордане, исповедуя грехи свои " (Марк. 1 , 4-5).

Св. апостолы, получив на это власть от Господа, совершали таинство покаяния: "многие же из уверовавших приходили, исповедуя и открывая дела свои" (Деян. 19 , 18).

Для получения прощения (разрешения) грехов от исповедующегося (кающегося) требуется: примирение со всеми ближними, искреннее сокрушение о грехах и устное исповедание их, твердое намерение исправить свою жизнь, вера в Господа Иисуса Христа и надежда на Его милосердие.

В особых случаях на кающегося налагается "епитимия" (слово греческое - запрещение), состоящая из благочестивых дел и некоторых лишений, направленных к преодолению греховных привычек.

ТАИНСТВО ПРИЧАЩЕНИЯ


Причащение есть таинство, в котором верующий (православный христианин), под видом хлеба и вина, принимает (вкушает) самое Тело и Кровь Господа Иисуса Христа и через это таинственно соединяется со Христом и делается причастником вечной жизни.

Таинство святого причащения установил Сам Господь наш Иисус Христос во время последней Тайной Вечери , накануне Своих страданий и смерти. Он Сам совершил это таинство: "взяв хлеб и благодарив (Бога Отца за все Его милости к роду человеческому), преломил и подал ученикам, говоря: приимите ядите: сие есть Тело Мое, которое за вас предается; сие творите в Мое воспоминание. Также взяв чашу и благодарив подал им, говоря: пейте из нее все; ибо сие есть Кровь Моя нового завета, за вас и за многих изливаемая во оставление грехов . Сие творите в Мое воспоминание" (Матф. 26 , 26-28; Марк. 14 , 22-24; Лук. 22 , 19-24; 1 Кор. 11 , 23-25).

Так Иисус Христос, установив таинство причащения, заповедал ученикам совершать его всегда: "сие творите в Мое воспоминание".

В беседе с народом, Иисус Христос сказал: "если не будете есть плоти Сына Человеческого и пить крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою плоть и пиющий Мою кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день. Ибо плоть Моя истинно есть пища, и кровь Моя истинно есть питие. Ядущий Мою плоть и пиющий Мою кровь пребывает во Мне, и я в нем" (Иоан. 6 , 53-56).

Согласно заповеди Христовой, таинство причащения постоянно совершается в Церкви Христовой и будет совершаться до скончания века за богослужением, называемым Литургией , во время которой хлеб и вино, силою и действием Духа Святого, прелагаются , или пресуществляются, в истинное тело и в истинную кровь Христову.

Хлеб для причащения употребляется один, так как все верующие во Христа, составляют одно тело Его, глава которого есть Сам Христос. "Один хлеб, и мы многие одно тело; ибо все причащаемся от одного хлеба ", говорит апостол Павел (1 Кор. 10 , 17).

Первые христиане причащались каждый воскресный день, но теперь не все имеют такую чистоту жизни, чтобы так часто причащаться. Однако, св. Церковь заповедует причащаться каждый пост и никак не реже одного раза в год.

К таинству св. причащения христиане должны подготовлять себя говением , которое состоит в посте, молитве, примирении со всеми, а затем - исповедью , т. е. очищением своей совести в таинстве покаяния.

Таинство св. причащения по-гречески называется евхаристией , что значит "благодарение".

ТАИНСТВО БРАКА


Брак есть таинство, в котором при свободном (пред священником и Церковью) обещании женихом и невестою взаимной верности друг другу, благословляется их супружеский союз, во образ духовного союза Христа с Церковью, и испрашивается и подается благодать Божия для взаимной помощи и единодушия, и для благословенного рождения и христианского воспитания детей.

Брак установлен Самим Богом еще в раю. По сотворении Адама и Евы, "благословил их Бог и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю и обладайте ею " (Быт. 1 , 28).

Иисус Христос освятил брак Своим присутствием на браке в Кане Галилейской и подтвердил его божественное установление, сказав: "Сотворивший (Бог) в начале мужчину и женщину сотворил их (Быт. 1 , 27). И сказал: посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью (Быт. 2 , 24), так что они уже не двое, но одна плоть. И так, что Бог сочетал, того человек да не разлучает" (Матф. 19 , 4-6)

Св. апостол Павел говорит: "Тайна сия велика; я говорю по отношении ко Христу и к Церкви" (Ефес. 5 , 31-32).

Союз Иисуса Христа с Церковью основывается на любви Христа к Церкви, и на полной преданности Церкви в волю Христову. Отсюда муж обязан самоотверженно любить жену, а жена обязана добровольно, т. е. с любовью, повиноваться мужу.

"Мужья", говорит апостол Павел, "любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее... любящий свою жену любит самого себя (Ефес. 5 , 25, 28). Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу, потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела" (Ефес. 5 , 22-23).

Поэтому супруги (муж и жена) обязаны во всю жизнь хранить взаимную любовь и уважение, взаимную преданность и верность.

Добрая христианская семейная жизнь есть источник личного и общественного блага.

Семья есть основа Церкви Христовой.

Таинство брака не обязательно для всех, но лица, добровольно остающиеся безбрачными, обязаны проводить чистую, непорочную и девственную жизнь, которая, по учению Слова Божия, выше брачной жизни, и есть один из величайших подвигов (Матф. 19 , 11-12; 1 Кор. 7 , 8, 9, 26, 32, 34, 37, 40 и др.).

ТАИНСТВО СВЯЩЕНСТВА


Священство есть таинство, в котором правильно избранный человек (в епископа, или пресвитера, или диакона), через архиерейское рукоположение, получает благодать Святого Духа, для священного служения Церкви Христовой.

Это таинство совершается только над лицами, избираемыми и посвящаемыми в священнослужители. Степеней священства три: диакон, пресвитер (священник) и епископ (архиерей).

Посвящаемый во диакона получает благодать служить при совершении таинств.

Посвящаемый во священника (пресвитера) получает благодать совершать таинства.

Посвящаемый во епископа (архиерея) получает благодать не только совершать таинства, но и посвящать других для совершения таинств.

Таинство священства есть установление божественное. Св. апостол Павел свидетельствует, что Сам Господь Иисус Христос "поставил одних апостолами, других пророками, иных евангелистами, иных пастырями и учителями , к совершению святых, на дело служения, для созидания Тела Христова" (Ефес. 4 , 11-12).

Апостолы, по наставлению Духа Святого, совершая это таинство, через возложение рук возводили в диаконы, пресвитеры и епископы.

Об избрании и рукоположении самими св. апостолами первых диаконов говорится в книге Деяний Апостольских: "их поставили пред апостолами, и сии (апостолы) помолившись возложили на них руки" (Деян. 6 , 6).

О рукоположении пресвитеров говорится: "рукоположивши же им пресвитеров к каждой церкви, они (апостолы Павел и Варнава) помолились с постом и предали их Господу, в Которого уверовали" (Деян. 14 , 23).

В посланиях к Тимофею и Титу, которых апостол Павел поставил епископами, говорится: "напоминаю тебе (епископу Тимофею) возгревать Дар Божий, который в тебе чрез мое рукоположение" (2 Тим. 1 , 6). "Для того я оставил тебя (епископа Тита) в Крите, чтобы ты довершил недоконченное и поставил по всем городам пресвитеров, как я тебе приказывал" (Тит. 1 , 5). Обращаясь к Тимофею, апостол Павел, говорит: "рук ни на кого не возлагай поспешно, и не делайся участником в чужих грехах. Храни себя чистым (1 Тим. 5 , 22). "Обвинение на пресвитера не иначе принимай, как при двух или трех свидетелях" (1 Тим. 5 , 19).

Из этих посланий мы видим, что апостолы предоставили епископам власть посвящать пресвитеров через рукоположение и совершать суд над пресвитерами, диаконами и церковнослужителями.

О священнослужителях апостол Павел, в послании к епископу Тимофею, пишет: "но епископ должен быть непорочен... Диаконы также должны быть честны... (1 Тим. 3 , 2, 8).

ТАИНСТВО ЕЛЕОСВЯЩЕНИЯ


Елеосвящение есть таинство, в котором, при помазании больного освященным елеем (маслом), призывается на больного благодать Божия для исцеления его от телесных и душевных болезней.

Таинство елеосвящения еще называется соборованием , потому что для совершения его собирается несколько священников, хотя по нужде может совершить его и один священник.

Это таинство ведет свое начало от апостолов. Получив от Господа Иисуса Христа власть во время проповеди исцелять всякую болезнь и немощь, они "многих больных мазали маслом, и исцеляли" (Марк. 6 , 13).

Особенно подробно говорит об этом таинстве апостол Иаков: "Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазавши его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему" (Иак. 5 , 14-15).

Святые, апостолы ничего не проповедовали сами от себя, но учили только тому, что заповедал им Господь и внушил им Дух Святый. Апостол Павел говорит: "возвещаю вам, братия, что Евангелие, которое я благовествовал, не есть человеческое, ибо и я принял его и научился не от человека, но чрез откровение Иисуса Христа" (Гал. 1 , 11-12).

Елеосвящение над младенцами не совершается, потому что у младенца не может быть сознательно совершенных грехов.

Этот член Символа веры напоминает нам о том, что исповедание веры начинается с Крещения. Провозглашать, что оставление грехов возможно лишь в Крещении – значит признавать, что соединение со Христом в Церкви есть единственно верный путь спасения. В древние времена Таинство Крещения обычно совершалось над взрослыми, которых до этого посвящали в христианское учение. Испрашивая Крещение, неофиты сознавали, что это означает разрыв с прежней жизнью. Теперь, исключая те страны, где Церковь находится на миссионерском положении, Крещение совершается иначе: к Таинству допускаются дети младенческого возраста, чтобы они могли соучаствовать в христианской жизни, по словам Спасителя: Пустите детей приходить ко Мне (Лк. 18,16). В обоих случаях чтение этого члена Символа веры есть возобновление обетов, данных во время Крещения либо непосредственно, либо посредством крестного отца или крестной матери. За литургией Символ веры поется или читается перед началом анафоры; именно в этот момент он своевременно напоминает собранию верующих об обетах Крещения и звучит как отголосок предостерегающих слов апостола Павла: Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей (1Кор. 11,28).

Член Символа веры, относящийся к Крещению, следует сразу же за членом, говорящим о Церкви, и этот порядок логичен, ибо нет другого способа войти в основанную Христом церковную общину, как только через принятие Крещения. Итак, это Таинство есть начало всей христианской жизни, в нем человек рождается духовно и, как мы уже упоминали, с самого начала предполагает разрыв со всем, что не принадлежит Царству Божию. Здесь компромисса быть не может: Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить – или одному станет усердствовать, а о другом не радеть (Мф. 6,24; Лк. 16,13). Апостол Павел пишет римлянам: Неужели не знаете, что все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились? Итак мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни… Если же мы умерли со Христом, то веруем, что и жить будем с Ним, зная что Христос, воскреснув из мертвых, уже не умирает; смерть уже не имеет над Ним власти. Ибо, что Он умер, то умер однажды для греха, а что живет, то живет для Бога. Так и вы почитайте себя мертвыми для греха, живыми же для Бога во Христе Иисусе, Господе нашем (Рим. 6,3-4; 8-11).

В обряде Крещения отчетливо выделяются два момента: момент разрыва – «Отрицаешися ли сатаны и всех дел его, и всего служения его, и всея гордыни его?» и момент связи – «Сочетаваеши ли ся Христу?». В христианской древности каждая часть обряда Крещения изобиловала символами. Но некоторые аспекты этой символики выходят далеко за рамки простой аллегории. Церковь тщательно их хранит, хотя сейчас они не для всех вполне понятны. Отцы же в своих крестинных поучениях настаивали на совлечении ветхого человека так же, как и на облачении в белую ризу, говорящую о чистоте, обретенной через принятие Таинства.

Известно, что в Православной Церкви, за исключением некоторых случаев, Крещение всегда совершается через погружение. В этом раскрывается все значение этого Таинства. Мы читаем в «Постановлениях Апостольских» следующую молитву на освящение воды в купели: «Освяти воду сию, дабы крещаемые распинались со Христом, умерли с Ним, погребались с Ним, и воскресли с Ним в усыновление».

Раскрывая значение троекратного погружения – «образа пасхального тридневия» - святой Кирилл Иерусалимский (4-й век) пишет следующие дивные строки: «Как удивительно и странно! Мы действительно не умерли, и действительно не погребены, и действительно после того, как были распяты, не воскресли. Но подражание совершается по образу, спасение же – действительно. Христос был действительно распят, и действительно положен во гроб, и действительно воскрес, и все это было соделано по любви к нам, чтобы, подражанием участвуя в Его страданиях, мы обрели бы действительное спасение». Теперь понятно, что не только по привязанности к прошлому Православная Церковь остается верной древнему способу преподавать Таинство Крещения. Она делает это в силу священной значительности обряда. Несомненно, отказ от Крещения через погружение влечет за собой исчезновение символичности, присущей этому Таинству. В Православной Церкви за Таинством Крещения всегда следует Таинство Миропомазания – то, что на Западе называется конфирмацией. Действительно, если Крещение знаменует рождение к духовной жизни, то Миропомазание подтверждает харизматическое включение в христианское собрание благодатью Духа Святого. Обычно христианское посвящение завершается участием в Таинстве Причащения. Для неофита (новообращенного) – это полное соединение с Господом и обещание новому христианину, что он станет участником грядущего пира Царствия. Тогда и завершается процесс «привитого» Крещением и Миропомазанием преображения. Таким образом, христианское посвящение соединяет три Таинства – Крещение, Миропомазание, Евхаристию, и как мы уже видели, связь эта отнюдь не случайна. Это не практичное соединение трех служб, но полный глубокого мистического смысла процесс.

В Символе веры мы исповедуем «едино крещение» (Unum baptisma). Это торжественное утверждение единократности Крещения. Апостол Павел ясно говорит об этом Ефесянам: Один Господь, одна вера, одно крещение, один Бог и Отец всех, Который над всеми, и чрез всех, и во всех нас (Еф. 4,5-6). Так же, как мы исповедуем, что Господь наш основал только одну Церковь, исповедуем мы и то, что есть только одно Крещение, ибо Едина и нераздельна Пресвятая Троица, во имя Которой нас крестят, как повелел Спаситель (Мф. 28,19). Поэтому Церковь не возобновляет Крещения и принимает в свое лоно, не перекрещивая, еретиков, которые были крещены во имя Отца, и Сына, и Святого Духа, в соответствии с 7-ым каноном Второго Вселенского Собора (381 год). «Действительность» Крещения в данном случае обуславливается правильным совершением Таинства с точки зрения содержания и формы, с одной стороны, и принадлежностью того, кто совершал обряд Крещения, к какой-либо христианской общине, исповедающей первичный догмат о Пресвятой Троице, с другой стороны. Крещение не повторяется, если иной христианин отрекается от веры, а впоследствии просит Церковь снова принять его в свое лоно. Ибо печать Бога на каждом крещенном неизгладима: проступок сына не разрывает его связи с отцом, так же, как великое множество грехов и вся тяжесть их не упраздняет возможностей, дарованных Крещением. Всегда открыт путь покаяния, о чем и напоминает нам Господь в притче о блудном сыне.

Крещение – неповторимый момент в жизни человека, поскольку Таинством крещаемый оправдывается перед Богом, и не по собственным своим заслугам, а благодаря примирению и спасению, принесенным Спасителем. Проклятие, тяготевшее над человечеством после первородного греха, было снято жертвой Воплотившегося Слова. Быть крещенным – значит стать частью обновленного человечества, Глава которого Новый Адам – Христос. Но то, что обретаем мы во Христе – это свобода в полном смысле этого слова, то есть возможность выбора. В момент христианского посвящения Божественная благодать сходит на нас, но наше дело – умножить врученные нам таланты. Если мы этого делать не будем, то на нас обрушится гнев Божий, как поучает евангельская притча. Но тому, кто исполняет Божественные заповеди, обещаны неизреченные тайны Божественного сопричастия (2Пет. 1,4) – это конечная цель всех «во Христа крестившихся».

Из цикла духовных бесед протопресвитера Александра Шмемана

После исповедания веры «во едину Святую, Соборную и Апостольскую церковь» в Символе веры далее следует: «Исповедую едино крещение во оставление грехов». Что значат эти слова?
Напомню сначала, что Евангелие от Матфея кончается заповедью Христа ученикам: Дана Мне всякая власть на небе и на земле. Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь (Мф. 28:18-20). Именно в свете этих слов, как и в свете самого слова «крещение», мы должны постараться понять крещальное исповедание Символа веры.
Начнем с последнего. Если Евангелие завершается запове дью крестить все народы, то начинается оно с рассказа о крещении, которым крестил Иоанн Предтеча и которое принял от него в реке Иордане сам Христос. Для современников Евангелия крещение - по-гречески (βàπτισμα, т.е. символическое погружение в воду, - было по нятным обрядом. Оно предполагало, что человек осознал свою за грязненность грехом, раскаялся и жаждет очищения, прощения, возрождения. Вода - источник жизни, источник очищения - была здесь самым подходящим и, так сказать, самоочевидным символом, а погружение в воду - самым распространенным обрядом. И вот, при нимая крещение от Иоанна, Христос сообщил этому обряду новый смысл. Он связал его с Собою, сделал знаком Своей любви и Себя Са мого как прощения и соединения с Богом. Вот Агнец Божий, Кото рый берет на себя грех мира (Ин. 1:29), - говорит Иоанн Креститель, видя приближающегося к нему Иисуса. И когда воскресший Христос перед Своим вознесением на небо заповедал апостолам крестить все народы, это означало, что Он оставляет им, но также и их последова телям, общине всех, кто уверует в Него, знак, дар, силу прощения грехов и обновления жизни - того, что Сам принес людям как Сын Божий и Спаситель.

Учение Христа о любви к Богу и к ближнему, о праведности и чистоте, можно воспринимать умом. Такое восприятие есть доверие Ему, согласие с Ним как Учителем. Но всякому, кто хоть раз в жизни прочел Евангелие, невозможно не увидеть, что приятие учения Христа неотделимо в христианстве, в Евангелии от веры в Него. Ибо учение Его - не философия, не мораль, не отвлеченная истина, приятие кото рых не зависит от нашего отношения к тому, кто нам их предлагает. Учение Христа - и мы уже не раз говорили об этом - есть, прежде всего, Благая весть, возвещение, что Бог явился в мир спасти людей от греха и смерти, даровать им новую, святую жизнь. Поэтому уверовавший во Христа жаждет соединения с Ним, жаждет дара этого спасения, этой новой жизни. И крещение в христианстве с самого начала знак этого дара, или, как называет этот знак Церковь, - таинство. В таинстве крещения через видимое, т.е. через погружение в воду во имя Отца, Сына и Святого Духа, невидимо осуществляется соединение человека с Христом, а в Нем - с Богом Отцом и даром Духа Святого, даром спасения, радости, чистоты, совершенства.

Апостол Павел говорит, что в крещении мы соединяемся с Христом подобием смерти и воскресения. В самом деле, погружение в воду – это знак смерти, смерти человека, полностью порабощенного материи, греху, страстям. Возведение из воды - это знак воскресения, начала новой жизни в единстве со Христом. Христос, по вере Церкви, воскрес из мертвых, и смерть, по слову апостола Павла, «Им уже не обладает» (ср.: Рим. 6:9). И вот, Свою воскресшую и бессмертную жизнь, Свою любовь, силу Своей победы Он дарует в крещении нам. И отсюда та удивительная радость, которая окружает крещение в ранней Церкви, отсюда эта вера в него как в духовное, но реальное соединение с Хри стом. Мы погреблисъ с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос вос крес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни (Рим. 6:4), - пишет апостол Павел.
Для христиан крещение с самого начала - основа Церкви, ибо Церковь, т.е. собрание верующих в Христа, - это не просто организация для распространения учения Христа или для взаимной помощи и поддержки. Это единство во Христе всех тех, кто от Христа принял дар новой жизни и прощения грехов; это единство веры, т.е. приятия Христа как Бога и Спасителя; это единство любви к Нему, и в Нем - друг к другу. Рассеянная по всему миру, среди всех народов, Церковь составляет новый народ Божий, соединенный не кровью и плотью, не земными интересами, как государство или нация, не языком и даже не общностью исторической судьбы, а верой в Христа, любовью к Нему и опытом Его присутствия.

На земле человек рождается представителем определенного народа, нации. Но христианин рождается и вступает в новый народ Божий крещением. «Вода крещения, - пишет один христианский святой, - для нас гроб и мать» (Св. Кирилл Иерусалимский). Гроб - потому что в воде этой умирает человек, ограниченный земным и материальным, «плотью и кровью»; мать - потому что в воде этой рождается новый человек, прощенный, очищенный, возрожденный, живущий уже здесь и сейчас новой, веч ной жизнью. И эта крещальная смерть и это крещальное воскресение совершаются каждый день вот уже две тысячи лет.

Все время приходят люди к Христу, слышат Его голос, отдают Ему свое сердце, свою любовь, свою жизнь, и эта самоотдача Христу есть крещение. А отдав себя Христу, получают взамен Его жизнь, Его самоотдачу нам. И эта самоотдача Христа нам есть также крещение. Таков смысл слов: «Исповедую едино крещение во оставление грехов».

Дорогие братья и сёстры, здравствуйте!
В Символе веры, с помощью которого мы каждое воскресенье исповедуем свою веру, мы утверждаем: «Исповедую единое Крещение во отпущение грехов». (…) Эту фразу можно разделить на три части: «исповедую»; «единое Крещение»; «во отпущение грехов».
Первый элемент: «Исповедую». Что это значит? Это торжественное слово указывает на огромную важность объекта, то есть Крещения. В самом деле, произнося эти слова, мы утверждаем нашу истинную идентичность чад Божиих. Крещение является в некотором смысле документом, удостоверяющим личность христианина, его свидетельством о рождении. Это свидетельство о рождении в Церкви. Все вы знаете день своего рождения, ведь так? Все вы празднуете день рождения, все мы это делаем. Но я задам вопрос, который уже задавал и буду еще задавать: кто из вас помнит дату своего Крещения? Поднимите руку. Кто из вас? Мало. Вас не много. И я не спрашиваю епископов, чтобы им не стало стыдно, если они этого не помнят, да? Увы, мало тех, кто помнит. Но сделаем так: сегодня, когда вернётесь домой, спросите себя: «В какой день я был крещён?», вспоминайте. Это – ваш второй день рождения. Первый день рождения – это день собственно рождения, а второй – день, в который вы родились в Церкви. Сделаете это? Считайте это домашним заданием: вспомнить день, когда ты родился, и поблагодарить Господа за то, что Он открыл двери Своей Церкви в тот день, когда ты получил Крещение. Сделаем это сегодня. Вместе с тем с Крещением связана наша вера во отпущение грехов. Таинство Покаяния, или Исповедь, является, в сущности, “вторым крещением”, которое всегда отсылает к первому, чтобы укрепить и обновить его. (…)
Второй элемент: «единое Крещение». Это выражение напоминает другое выражение – св. Павла: «Один Господь, одна вера, одно крещение» (Еф 4,5). Слово “крещение” буквально означает “погружение”, и действительно, это Таинство представляет собой истинное духовное погружение – куда? В бассейн? Нет, в смерть Христа. Крещение – это именно духовное погружение в смерть Христа, из которой возрождаются вместе с Ним как новые творения (ср. Рим 6,4). Речь идет об омовении возрождения и просвещения. Омовение возрождения – потому что оно осуществляет это рождение от воды и от Духа, без которого никто не может войти в Небесное Царство (ср. Ин 3,5). Омовение просвещения – потому что через Крещение человек наполняется Христовой благодатью, «Светом истинным, Который просвещает всякого человека, приходящего в мир» (Ин 1,9) и изгоняет мрак греха. (…)
Наконец, рассмотрим вкратце третий элемент: «во отпущение грехов». Вспомните Символ веры: единое Крещение; исповедую единое Крещение во отпущение грехов. В Таинстве Крещения отпускаются все грехи – первородный грех и все личные грехи, а также наказания за грех. Крещением открывается дверь в истинную новизну жизни, не обременённой грузом негативного прошлого, но уже ощущающей красоту и благость Царства Небесного. Речь идёт о мощном вмешательстве милости Божьей в нашу жизнь, чтобы спасти нас. Это спасительное вмешательство не лишает нашу человеческую природу ее слабости (все мы слабые и все мы грешники, да?) и не лишает нас ответственности просить прощения всякий раз, как мы ошибаемся! И это прекрасно. Нельзя креститься два, три, четыре раза, но можно пойти к Исповеди, и когда мы идем к Исповеди, мы обновляем эту благодать Крещения. Это всё равно что второй раз креститься. Господь Иисус настолько добр, что не устаёт прощать нас. Не забывайте об этом. Крещение открывает нам двери в Церковь. И когда эти двери немного прикрываются (из-за наших слабостей и грехов), Исповедь их вновь открывает, потому что Исповедь – это как второе Крещение, которое прощает нам всё и просвещает, чтобы мы шли вперед со светом Господа, с Его радостью. (…)

(Из наставления Папы Франциска во
время общей аудиенции 13 ноября 2013 г.).
Русская служба Радио Ватикана.