Викторина о правильное питание детей для школьников. Игра – викторина: Правильное питание – залог здоровья. Правила поведения за столом

Викторина о правильное питание детей для школьников. Игра – викторина: Правильное питание – залог здоровья. Правила поведения за столом

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа с. Наровчат

Классный час для учащихся 9 класса

«Что значит быть добрым и человечным?»

Выполнила учитель математики

МБОУ СОШ с. Наровчат

Трушина Ольга Александровна

Цели:

Воспитывать у учащихся добрые чувства: человечность, внимательность, доброжелательность, сочувствие, прощение.

Развивать умение оценивать собственные поступки и поступки окружающих;

Формировать навыки толерантного отношения к людям.

Ход проведения.

Учитель:

Мы с вами живем в непростое время, где все изменяется с огромной скоростью. Это время сложного периода для страны, поэтому мы особенно остро нуждаемся во внимательном, чутком отношении со стороны окружающих.

Ребята, давайте ответим на вопросы (на доске – кроссворд. Учащиеся вписывают в него слова).

1. Отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим. (Доброта).

2. Внутренний мир человека. (Душа)

3. Наука, изучающая процессы и закономерности психологической деятельности человека. (Психология).

4. Проявление заботы, внимания. (Заботливость).

5. Почтительное отношение, основанное на признании чьих-либо достоинств. (Уважение).

6. Самое ценное, что есть у человека. (Жизнь).

7. Чувство ответственности за свое поведение перед окружающими людьми. (Совесть).

8. Жалость, сочувствие, вызываемое несчастьем другого человека. (Сострадание).

9. Высокий уровень чего–нибудь, высокие умения. (Культура).

10. Группа живущих вместе родственников. (Семья).

Сегодня наш разговор пойдёт о доброте. Добрые чувства проявляются у людей с детства: это человечность, доброта, доброжелательность, внимательность, толерантность.

Человек живет в труде и заботе о людях, о животных.

Древнегреческий философ Демокрит сказал: «У людей зло вырастает из добра, когда не умеют им управлять и надлежащим образом пользоваться».

Так ли это?

(Учитель просит учащихся высказать свое мнение по поводу этих слов. Учащиеся высказывают свое отношение к словам).

Да, быть добрым очень трудно, потому что добрые дела делаются не для себя, а для кого-то, значит, человеку надо уделить внимание, потратить время и силы.

Учитель:

У каждого из нас бывают ситуации, когда надо поступить по-доброму, правильно, не сделав зла другому человеку.

Учащийся:

Почаще сейте вы добро,

Его запомнят свыше где-то.

Потом вернется к вам оно,

Как надежды лучик света.

За все то время, что мы есть

Нам нужно сильно постараться,

Словами добрыми согреть,

Кто очень будет в них нуждаться.

И если человек печален и поник,

То тотчас к нему ты подойди

И в сей сложный грустный миг,

Слова прекрасные и добрые скажи.

А старикам должны мы дать,

Надежду - ту, что им нужна!

Всегда должны их поддержать –

Жизнь прекрасна ведь всегда!

Больную душу добрым словом

Легко и просто излечить.

Тогда и под ночным покровом

Луч солнца будет нам светить

Давайте всем добро дарить!

Пусть это будет ежедневно,

Стараться будут отплатить

Добром Вам люди непременно!

Для доброты не нужно много,

Не нужно денег или злата.

Для доброты нужна всего-то

Душа, теплом и верою богата.

1 ведущий:

Говорят, что если есть в человеке доброта, чуткость, доброжелательность, он как человек состоялся. Василий Александрович Сухомлинский писал: «Если добрые чувства не воспитаны в детстве, их никогда не воспитаешь. В детстве человек должен пройти эмоциональную школу – школу добрых чувств».

Человеческая доброта, милосердие, умение радоваться и переживать за других людей создают основу человеческого счастья. Человек, который думает только о себе и ищет во всем своей выгоды, не может быть счастлив. Человек, делающий другим добро, умеющий сопереживать, благотворить, чувствует себя счастливым!

2 ведущий:

Если человек любит только себя, он не имеет друзей и когда в жизни ему приходиться трудно, остается один, переживает чувство отчаяния, страдает.

Любовь к окружающим, семье, отдельному человеку определяется, прежде всего, отношением к детям, старикам, к самым беззащитным и нуждающимся в помощи, к «братьям нашим меньшим», к родной природе, стремлением помогать людям в несчастье. Конечно, мы не всегда имеем возможность помочь, но к этому надо стремиться.

1 ведущий:

Вот сейчас прозвучали слова:доброта, милосердие, доброжелательность, человечность, благотворить, внимание друг к другу. Как вы их понимаете?

Ведущие (по очереди).

Милосердие – это сочувствие, любовь на деле, готовность делать добро каждому, мягкосердечность.

Благотворить – значит делать добро, помогать бедным, инвалидам, старым людям.

Доброта – отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.

Доброжелательность – желание добра, готовность содействовать благополучию других, благожелательность.

Человечность – достойно человека, отзывчиво, гуманно.

Внимание друг к другу – заботливое отношение.

1 ведущий:

Уважать других, невзирая на различия, быть внимательным к другим, бережно относиться ко всему живому на нашей планете – это значит быть толерантным. Все слова, о которых мы сейчас говорили, можно назвать одним словом – толерантность.

2 ведущий:

Толерантность – терпимость к чужому мнению, вероисповеданию, поведению, культуре, политическим взглядам, национальности, то есть это проявление терпимости, понимания и уважения к личности другого человека независимо от каких-либо отличий.

1 ведущий:

В первую очередь толерантность проявляется дома, в школе. Все знают, что нужно жить дружно, но иногда трудно сдержаться, когда мы видим недостатки других. Иногда у нас возникает ощущение, что к нам придираются, стремясь быть сильными, мы становимся нетолерантными и остаемся в одиночестве. Как нам стать толерантными? Прежде всего, надо остаться самим собой, видеть свои ошибки.

Учитель:

Также надо уметь прощать тех, кто причинил нам боль. Только добрый человек сможет понять и простить. Прощение не дается легко, но последствии прощения облегчают жизнь.

Лев Толстой написал историю о двух людях, которые сильно ненавидели друг друга. Один несправедливо обвинил другого перед судом присяжных, и того сослали в ссылку в Сибирь. Там этот человек женился, построил дом, и у него родились дети. Когда его семья собиралась за обеденным столом, они всегда ставили еще один стул для нежданного гостя. Сосланный в ссылку человек был верующим и всегда был готов принять у себя в доме всех, кого приведет к нему Бог. Однажды вечером, когда разыгралась сильная метель, в дверь дома тихо постучали. Открыв дверь, ссыльный был очень удивлен, увидев перед собой своего смертного врага. В сердцах мужчин пробудились чувства горечи и обиды. Но, несмотря на эти чувства, нежданного гостя впустили в дом и пригласили к столу.

Какой смысл услышанного вами?

(На зло отвечай добром. Учащиеся высказывают свое отношение об услышанной истории.)

Учитель:

Что значит простить?

Простить – это значит:

Не таить обиду;

Перестать сердиться (гнев всегда порождает ответный гнев);

Перестать упрекать человека за нанесенную обиду

Томас Фуллер (философ) сказал: “Худшие из людей те, кто не хочет прощать”.

Учащийся:

Доброта - это готовность защитить слабого и беззащитного.

В. Сухомлинский сказал «Думай и чувствуй, как твои поступки могут отразиться на душевном состоянии другого человека. Не причиняй своими поступками, своим поведением боли, оскорбления, беспокойства, тяжёлых переживаний другим людям. Умей поддержать, помочь, подбодрить человека, у которого горе. Помни, что такое же горе может постигнуть и тебя. Не будь равнодушным. Равнодушие - это душевная слепота».

Самое главное человеческое качество – умение сопереживать. Сопереживать, сострадать кому-то в горе.

Учащийся:

Жизнь нуждается в милосердии.
Милосердием мы бедны.
Кто-то злобствует, кто-то сердится.
Кто-то снова в тисках беды.
Жизнь нуждается в сострадании.
Наши души - как топоры...
Слишком многих мы словом ранили,
Позабыв, что слова остры.
А.Дементьев

Учитель:

Добрые чувства должны уходить своими корнями в детство, а человечность, доброта, ласка, доброжелательность рождаются в труде, заботах.

Каждый из нас судит о людях по-своему, по себе.

Очень многие люди умеют замечать в окружающих положительные качества, а другие видят только от­рицательные.

Учащийся:

Об этом хорошо сказал Расул Гамзатов в одном из своих стихотворений:

«Вот человек, что скажешь ты о нем?»

Ответил друг, плечами пожимая:

Что про него хорошего я знаю?».

«Вот человек, что скажешь ты о нем?» -

Спросил я у товарища другого.

«Я с этим человеком не знаком,

Что я могу сказать о нем плохого?».

(Учитель предлагает учащимся вспомнить из своей жизни ситуации, когда им пришлось усом­ниться в людях, или наоборот почувствовать себя неправым. Учащиеся приводят примеры из своей жизни)

Учитель:

Как вы думаете, ребята, понятие доброта, человечность относится только к живым предметам?

Вы правы, наша русская природа трогает и волнует каждого человека, любящего свою Родину. В минуты великой печали и душевного волнения она дарит нам успокоение, в минуты радости помогает острее почувствовать красоту жизни, но самое главное – она дарит нам здоровье, именно поэтому мы должны беречь природу, относиться к ней исключительно бережно.

Словесное рисование. А теперь представьте на миг, что за окном – не поздняя осень с ее температурными перепадами, хмурым небом и холодным, пронизывающим ветром, а звонкая, веселая, радостная весна с пряным запахом ожившей земли и цветущих трав.

Итак, минуты поэзии (учащиеся выразительно читают стихотворения)

Учащийся:

Опять черемуха в цвету,

Сбежались ландыши гурьбою…

Свою земную красоту

Природа дарит нам с тобою.

Ты оглянись, ты окунись

В ее рассветы и закаты,

В ее лесные ароматы –

И до земли ей поклонись.

Лишь только солнышко весной

Лучи рассыплет над полями –

Уже ручей звенит струной!

Уже гроза гремит громами!

А там лесные соловьи

Опять засвищут до восхода!

Ты слышишь, дарит нам природа

Напевы лучшие свои.

Где красота – там доброта.

Их разлучить ничто не может,

Любая светлая мечта

На двух подруг всегда похожа..

И нам без них не обойтись

Ни светлым днем, ни днем дождливым,

В. Суслов

Учитель:

«Почти 200 лет назад на окраине Вены в маленьком деревянном доме умирал слепой старик – бывший повар графини Тун. Он ослеп от жара печей. Все убранство комнаты составляли: кровать, хромые скамейки, грубый стол, фаянсовая посуда, покрытая трещинами, и, наконец, клавесин – единственное богатство жившей вместе с поваром его восемнадцатилетней дочери Марии.

Когда Мария умыла умирающего и надела на него чистую рубаху, старик сказал: «Я никогда не любил священников и монахов. Но мне нужно перед смертью очистить свою совесть. Попроси первого встречного зайти в наш дом, чтобы исповедовать умирающего. Тебе никто не откажет».

Мария накинула платок, побежала через сад и остановилась на улице. Долго она ждала прохожего. Наконец, она вернулась домой. Вместе с ней в комнату вошел очень молодой, худой, маленький человек. Совсем по- мальчишески он тряхнул головой, поправил напудренный парик, быстро подвинул к кровати табурет, сел, и, наклонившись, пристально посмотрел в лицо умирающего. «Говорите! – сказал он. – Может, властью, данной мне от искусства, которому я служу, я облегчу ваши последние минуты и сниму тяжесть с вашей души».

И старый повар шепотом рассказал незнакомцу о том, как когда – то, когда его жена Марта тяжело заболела и врач прописал ей дорогие лекарства, приказал кормить ее сливками и винными ягодами, поить горячим красным вином, он украл из сервиза графини Тун маленькое золотое блюдо, разбил его на куски и продал. «Мне тяжело теперь вспоминать об этом и скрывать от дочери: я научил ее не трогать ни пылинки с чужого стола».

Старик заплакал: «Если бы я знал, что золото не поможет моей Марте, разве я мог бы украсть!». «То, что вы совершили, не есть грех и не является кражей, - сказал незнакомец, - а, наоборот, может быть зачтено вам как подвиг любви. А теперь скажите мне вашу последнюю волю».

«Я хочу, чтобы кто-нибудь позаботился о Марии!». «Я сделаю это. А еще чего вы хотите?» Тогда умирающий неожиданно улыбнулся и громко сказал: «Я хотел бы еще раз увидеть Марту такой, какой я встретил ее в молодости. Увидеть солнце и этот сад, когда он зацветет весной. Но это невозможно, сударь. Не сердитесь на меня за глупые слова».

«Хорошо, - сказал незнакомец и встал, подошел к клавесину и сел перед ним на табурет. – Хорошо, - повторил он. – Слушайте и смотрите». И он заиграл.

Незнакомец перестал играть. Он сидел у клавесина, не двигаясь, как будто заколдованный собственной музыкой. Мария вскрикнула. Незнакомец встал и подошел к кровати.

Старик сказал, задыхаясь: «Я видел все так ясно, как много лет назад, но я не хотел бы умереть, не узнав ваше имя. Имя!»

Это был гениальный австрийский композитор Вольфганг Амадей Моцарт».

Какие чувства вызвал рассказ?

Какова основная мысль?

Как вы считаете, что заставило старика заплакать?

Как вы оцениваете поступок гениального австрийского композитора В.А. Моцарта?

Сделайте вывод.

Учащийся:

Меня очень удивил ход событий в этом небольшом рассказе. Кажется, простая, грустная история, но как она закончилась, меня просто поразило. Я даже не предполагала, что этот молодой худощавый человек может оказаться гениальным австрийским композитором В.А. Моцартом! И я благодарна ему за то, что он проявил такое благородство, доброту и милосердие по отношению к умирающему человеку. Ведь если кто-то нуждается в твоей помощи, ты должен ее оказать.

Этот рассказ вызвал у меня бурю эмоций: и грусть, и печаль, и слезы…

Учитель:

На протяжении всего мероприятия мы подспудно шли к вопросу, заключенному в теме: что значит быть добрым и человечным? (учащиеся делают вывод)

Заключительное слово учителя.

Если человек ожидает благодарности и похвалы за свою доброту, это не может считаться истинной добротой. Добрые дела сами по себе должны доставлять удовольствие, и при этом, давая что-то другим или помогая кому-то, не стоит ожидать награды. Такова настоящая доброта!

Потерян смысл слова «доброта»,

Ведь нынче «с целью» все поступки.

«Да, друг, я помогу тебе сполна…

А ты мне сделаешь уступки!»

Конечно, многие из нас загружены, нервы испорчены насущными заботами и прочими стрессами, и нам легче отмахнуться, пройти мимо… Но ведь когда-то и нам потребуется чья-то бескорыстная помощь или просто участие, доброе слово…

В добре нуждаются все: наши родные и близкие, знакомые и незнакомые и даже животные!

Психологи уверены, что очень часто в нашей жизни срабатывает принцип бумеранга: те, кто помогал другим, и сами не останутся без помощи. Делайте добро и оно вернется к вам сторицей! К тому же, добрые люди излучают свет и тепло, которые притягивают других.

Так что доброта, милосердие, отзывчивость, бескорыстная помощь - это не пустые слова, это внутренний свет, говорящий о том, что перед вами человек с живой душой.

Ученые из Мичиганского университета не так давно провели эксперимент и выяснили, что проявление бескорыстной доброты действует на человека как лекарство: улучшает состояние здоровья и сохраняет молодость.

Вот на этой ноте мы и закончим наше внеклассное мероприятие.

Спасибо всем.

Список литературы:

    Психология: Словарь / Под общ. Ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского/. - М.Просвещение, 1990

    Энциклопедия. К и М, 2007 г.

    Периодические издания.

4. http://www.aforizm.cn/?Stihi_aforizmy

Цели.

Образовательная:

  • Способствовать формированию нравственно-этической культуры, положительных черт своего характера; подвести детей к пониманию того, что сознательное совершенствование человека является добрым деянием.

Развивающая:

  • Развивать умения общаться с людьми, анализировать свои поступки и оценивать их; умение делать выбор осознанно.

Воспитательная:

  • Воспитывать взаимоуважение, доброту, вежливость; нравственную ответственность за свои поступки.

Оборудование: карточки зелёного и красного цвета для игры; карточки «сердце», «плакса», «равнодушие»; индивидуальные карточки.

Ход занятия.

  1. Вступительная часть.

Классный час сейчас начнём

И беседу поведём

О словах о важных,

Дорогих, отважных,

Трудовых и строгих,

Скромных и убогих.

Я - человек! Каждый ли на Земле может так сказать про себя?

Прежде чем ответить на этот вопрос, скажите, чем, кроме внешних признаков, должен обладать человек? (у человека должны быть добрые и чистые мысли, хорошие качества характера, доброе и любящее сердце, образованный ум, он должен делать добрые дела, человек должен быть человечным)

Мудрые слова о важности того, что вы сейчас сказали, написал М.М.Пришвин «Всё прекрасное на земле от солнца, всё хорошее - от человека».

Красота природы существует благодаря теплу и свету солнца, а всё хорошее, что существует на Земле, создано хорошими людьми. Плохое совершают плохие люди, которые не достойны носить гордое звание - человек. Люди, когда хотят призвать кого-то стать лучше, так и говорят: «Будь человеком!» («Стань человеком!»). То есть, они призывают проявить всё то, о чём вы говорили. Таким образом, человеком мы называем не тело, не внешний облик, а тот внутренний мир, того внутреннего человека, которого мы не видим, но который проявляется во всём том, что совершает человек.

Ответим на вопрос: каждый ли может сказать про себя «Я - человек!» (нет, только тот, кто добр, имеет любящее сердце, хорошие качества характера)

Скажите, так о чём пойдет речь на классном часе, на какую он тему? (о том, что надо помогать тому, кому трудно; об умении дружить; об уважительном отношении к старшим; о доброте и любящем сердце; о вежливости; о совершении благородных поступков, ничего не требуя взамен).

То есть, мы постараемся ответить на вопрос: что значит быть… (настоящим человеком) . Это и будет темой нашего классного часа. Мы поговорим о тех человеческих качествах, которые помогают каждому из нас обрести друзей, найти взаимопонимание, стать настоящим человеком.

Достаётся недёшево

Счастье трудных дорог.

Что ты сделал хорошего,

Чем ты людям помог?

Этой мерой измерятся

Все земные труды.

Может, вырастил деревце

В своём городе ты?

Иль под снежной порошей

Жизнь спасаешь кому?

Делать людям хорошее -

Хорошеть самому!

Если сегодня классный час вам понравится, вы возьмёте для себя полезное и нужное, поднимите карточку с сердцем; если нет, то плаксу. А кто останется равнодушным, пустой листок.

2.Основная часть.

Чтобы делать людям хорошее, надо прежде всего быть вежливым человеком, т.к. «вежливость» - это одно из важнейших качеств воспитанного человека. До 16 века «вежа» - означало «знаток», это тот, кто знает правила приличия формы выражения доброго отношения к людям. Иногда ребята ведут себя грубо, им кажется, что в этих случаях они поступают как самостоятельные, независимые и почти взрослые люди. Послушайте стихотворение А.Л.Барто «Признание» и скажите, какие правила вежливости можно из него вынести.

1уч-ся

Поди узнай, поди пойми,

Он всех в один несчастный день

Чуть не довёл до слёз.

Его зовут - стоит, как пень,

Как будто в землю врос.

2уч-ся

Смотри, не пей сырой воды,

Советует сосед.

Один стакан, потом другой

Андрюша пьёт в ответ.

Поди узнай, поди пойми,

Что стало с парнем лет восьми?

3уч-ся

Придёшь обедать к 3 часам,-

Ему сказала мать.

Он пробурчал: - я знаю сам,

А сам явился в 5.

Ну что с тобой, Андрюшенька?

И сын признался ей:

Когда я вас не слушаюсь,

То выгляжу взрослей.

Ребята, а у нас в классе есть такие, как Андрюшка?

Дети: - Нет.

(встаёт уч-ся и говорит): - Может мне быть таким, как Андрюшка?

Дети: - Егор, будь человеком!

Ребята, какие же правила вежливости можете назвать, прослушав это стихотворение? (не надо быть грубым; не делай неприятностей, никого не обижай; будь внимательным к людям). А автора А.Л.Барто можно назвать настоящим человеком? (да; ведь она на примере других детей учит нас быть внимательными к окружающим, прислушиваться к советам старших, совершать только хорошие поступки).

1слайд - Итак, правила вежливости, прочитаем хором.

* Будь внимательным к людям.

* Не будь грубым.

* Не причиняй другому неприятностей и обид.

Неуважительное отношение к людям - признак плохого воспитания. Невоспитанным, злым, грубым с родителями, своими товарищами и совсем незнакомыми людьми бывают не только мальчики, но и девочки. Послушайте стихотворение А.Л.Барто «Любочка» и скажите, каким же надо быть человеком?

4уч-ся

Кто не знает Любочку? Любу знают все.

Девочки на празднике соберутся в круг.

Как танцует Любочка! Лучше всех подруг!

Кружится и юбочка, и ленточка в косе.

Все глядят на Любочку, радуются все.

Но если к этой Любочке вы придёте в дом,

Там вы эту девочку узнаете с трудом.

Она кричит ещё с порога, объявляет на ходу:

У меня уроков много, я за хлебом не пойду!

Едет Любочка в трамвае - она билета не берёт.

Всех локтями раздвигая, пробирается вперёд.

Говорит она толкаясь: - Фу! Какая теснота!

Говорит она старушке: - Это детские места.

Ну, садись, - вздыхает та.

Синенькая юбочка, ленточка в косе.

Вот какая Любочка во всей своей красе.

Случается, что девочки бывают очень грубыми,

Хотя необязательно они зовутся Любами.

Ребята, а у нас в классе есть такие, как Любочка?

Дети: - Нет.

(встаёт уч-ся и говорит): - Может мне быть таким, как Любочка?

Дети: - Егор, будь человеком.

Ребята, каким же надо быть человеком? (быть трудолюбивым и отзывчивым; помогать малышам, уважать старших; не оскорблять людей; помогать, кому трудно).

2 слайд: - Прочитаем хором, запомним и будем такими же.

* Помогай тому, кому трудно.

* Будь трудолюбивым и отзывчивым.

* Уважай старших, помогай малышам.

* Не оскорбляй людей ни словом, ни делом.

Уважай старших, своих товарищей. А что такое уважение? (доброжелательное отношение к человеку). Уважать человека - это значит:

* быть готовым оказать ему помощь;

* вежливо разговаривать;

* сидеть за одной партой в классе;

* вместе играть на переменах;

А теперь немного поиграем и выясним знание вами волшебных слов. Подумайте, какой вывод можно сделать? Отвечаем хором.

Игра « Словарь волшебных слов».

  1. Растает даже ледяная глыба от слова тёплого…(спасибо).
  2. Зазеленеет старый пень, когда услышит …(добрый день).
  3. Если больше есть не в силах, скажем маме мы…(спасибо).
  4. Мальчик вежливый и развитый говорит, встречаясь…(здравствуйте).
  5. Когда вас бранят за шалости, говорите…(прости, пожалуйста).
  6. И во Франции, и в Дании на прощанье говорят…(до свидания).

Какой же вывод можно сделать? (всегда будь вежливым).

Прочитаем хором. 3 Слайд

* Будь вежлив на словах и на деле.

Ребята, а у нас в классе есть дети, которые не знают волшебных слов?

Дети: - Нет.

(встаёт уч-ся и говорит): - Может мне быть таким человеком?

Дети: - Егор, будь вежливым человеком.

Скажите, вежливый человек может быть злым?

Дети: - Нет.

Почему? (ответы уч-ся).

Конечно, нет. Ведь вежливость тогда настоящая, когда она искренняя, естественная, А значит, она рядом с добротой, доброжелательным отношением друг другу, ко всему живому. Не зря гласит русская народная пословица «Хорошо тому, у кого доброе сердце». Ведь доброта помогает людям жить.

5уч-ся

Добрым быть совсем-совсем не просто,

Не зависит доброта от роста.

Не зависит доброта от цвета.

Доброта не пряник, не конфета.

Доброта с годами не стареет,

Доброта от холода согреет.

Если доброта как солнце светит,

Радуются взрослые и дети.

6уч-ся

Землю обогнули тоненькие нити

Нити параллелей и зелёных рек.

Протяните руку, руку протяните

Обогрейте словом, обласкайте взглядом,

От хорошей шутки даже тает снег.

Станет добрым и весёлым хмурый человек.

Ребята, а у нас в классе есть злые, грубые дети?

Дети: - Нет.

(встаёт уч-ся и говорит): - А может мне быть таким?

Дети: - Егор, будь добрым человеком.

4 слайд:

  • Будь добрым.
  • «Сейте разумное, доброе, вечное…» - сказал когда-то поэт Н.А.Некрасов. Эти слова могут стать прекрасным девизом для вас.
  • Дари радость и улыбки. Давайте сейчас улыбнёмся друг другу и споём замечательную песню В.Шаинского «Улыбка».

Исполняется песня «Улыбка».

Чтобы делать добро, надо, прежде всего, им обладать. У каждого человека свой путь к доброте. Она нам не даётся с рождения, не передаётся по наследству. Необходимо стараться упорно, день за днём, воспитывать в себе её - доброту. Доброта начинается с любви к людям. Сердцем вдохни, не утрать радость любви, силу добра.

5 слайд :

7уч-ся

Добрые люди, ничто нас не остудит,

И не захлопнуть распахнутых дверей.

Добрыми будем, и мир добрее будет,

Добрыми будем, и будет жизнь добрей.

Совершите чудо, руку протяните.

Надо, чтобы в дружбу верил человек.

Это так чудесно, если с вами рядом

Улыбнулся незнакомый хмурый человек.

Сделав добро, наслаждайтесь тем, что другому человеку стало хорошо, комфортно. «От добра добра не ищут», - гласит русская народная пословица. Хорошо бы научиться искренне дарить добро, не ожидая какой-то выгоды и ответа. Если вы научитесь этому, вы - настоящий человек.

3.Заключительная часть.

А сейчас проверим, как вы усвоили и насколько запомнили правила воспитанного настоящего человека. Я буду называть ситуацию, а вы определите: вежливыми, воспитанными или нет были действия в ней. Если да - поднимите зелёную карточку, если нет - красную. Работаем в паре.

Игра «Вежливо - невежливо».

  • Говорить грубые слова.
  • Обижать маленьких.
  • Поиграть с младшей сестрой или братом.
  • Поздороваться при встрече.
  • Толкнуть, не извиниться.
  • Помочь пожилому перейти дорогу.
  • Заплатить за проезд в автобусе.
  • Помыть дома посуду, сходить в магазин.
  • Жаловаться на других.
  • Не уступить место в автобусе взрослому.
  • Сказать «спасибо».

Молодцы, хорошо усвоили правила воспитанности. А только ли вежливым, добрым, хорошим должен быть настоящий человек? (ответы уч-ся)

Вспомните произведение С.Я.Маршака «Рассказ о неизвестном герое». О ком это произведение? (о простом парне, который во время пожара спас девочку)

Почему автор называет его героем? (увидев пожар, он бросился на помощь совершенно чужому человеку; неожиданно появился и так же исчез, не ожидая благодарности, красивых слов в свой адрес; на такое способен не каждый)

Что можно сказать об этом парне? Какой он? (храбрый, смелый, скромный)

Так каким же должен быть настоящий человек? Перед вами листочки, подчеркните слова, характеризующие настоящего человека (инд. работа) Проверка 6 слайд.

А какие вы в жизни? Приведите примеры о своём настоящем поступке? (ответы уч-ся)

Я желаю каждому из вас вырасти хорошим, вежливым, добрым, настоящим человеком.

7слайд:

8 уч-ся

Куда подует ветер, туда и облака.

По руслу протекает послушная река.

Но ты человек, ты сильный и смелый.

Своими руками судьбу свою делай.

Иди против ветра, на месте не стой.

Пойми, не бывает дороги простой.

Теперь не доверяют как прежде чудесам.

На чудо не надейся, судьбой командуй сам.

В удушье городов в наш беспокойный век

Почувствовать дыхание природы

Способен настоящий человек,

Влюблённый в состояние свободы.

Настоящий человек деньгами не богат,

Он в них кумира видеть не умеет.

Сокровища души - его бесценный клад,

Который никогда не оскудеет.

Настоящий человек умеет отдавать

И оттого становится богаче.

Настоящий человек не станет унывать,

Решая в жизни сложные задачи.

Настоящий человек лишь добрые дела творит,

Отвергнув мелочные страсти.

Настоящий человек не может делать зла.

И потому я всем желаю счастья.

Хотелось бы узнать ваше мнение. Если вам понравился классный час, много полезного для себя взяли, то поднимите карточку с сердцем. Если нет, то плаксу. А кто остался равнодушным к тому, о чём мы с вами говорили, пустой листок. 8 слайд (небольшая беседа о выборе).

Хочу поблагодарить вас за то, что слушали и старались понять услышанное, за вашу помощь. Когда я вам говорю «благодарю» (на доске «благо - дарю»), это значит, что я вам от всего сердца желаю всего наилучшего. Старайтесь и вы благодарить людей за всё хорошее, что они вам делают. Я надеюсь, что каждый из вас будет настоящим человеком и дарить только радость для окружающих.

9 слайд:

Классный час хочу закончить словами великого русского писателя К.Г.Паустовского « Человек должен быть умён, прост, справедлив, смел и добр. Только тогда он имеет право носить это высокое звание - человек».

Используемая литература.

Т.В.Волкова «Наука быть человеком», Волгоград, 2008г. (материалы для классных часов 1-4 классы).

  1. И.В.Персидская, Г.А.Фонова, Н.В.Лободина и др. «Классные часы в начальной школе», 2007г.
  2. О.Е.Жиренко, Е.В.Лапина, Т.В.Киселёва «Я - гражданин России» (классные часы по гражданскому и патриотическому воспитанию).
  3. С.Я.Маршак «Рассказ о неизвестном герое» (отрывок).
  4. Я.Л.Барто «Любочка» (отрывок).

Савуя Абдуллина
Тематический классный час «Здравствуй, добрый человек»

Тематический классный час на тему “ Здравствуй , добрый человек”

Цель :

1. Изучение важных человеческих качеств “ доброта” и “ доброжелательность” ;

2. воспитание умений выражать свое доброе отношение друг к лругу, близким и родным, старшему поколению;

3. привитие любви к родительскому дому.

Оборудование : DVD – плеер, диски с фонограммами песен, бумага, ручки, карандаши, слайды-рисунки с различными ситуациями, можно использовать мультимедийный проектор.

Ход классного часа:

1. Предисловие.

2. Страница первая – «Доброта и доброжелательность » .

3. Страница вторая – «Родительский дом»

4. Страница третья – «Любите близких и родных»

5. Страница четвертая – «Добротой себя измерь »

6. Заключение.

ПРЕДИСЛОВИЕ

(исполняется песня «Здравствуй , мир!» )

Здравствуй , дом

Здравствуй , даль,

Здравствуй радость и печаль !

Здравствуй , быль!

Здравствуй , новь,

Здравствуй , светлая любовь!

Здравствуй , мир!

Здравствуй , друг!

Здравствуй , песен щедрый круг!

Здравствуй , миг,

Здравствуй , век!

Здравствуй , добрый человек !

Ведущий : Первое слово, которым встречают друг друга люди, - «Здравствуйте . Поклонившись, мы друг другу сказали, хоть были совсем незнакомы : «Здравствуйте .

Что особенно тем мы друг другу сказали?

Просто «Здравствуйте , больше ведь мы ничего не сказали.

Отчего же на капельку солнца прибавилось в мире?

Отчего же на капельку счастья прибавилось в мире?

Отчего же на капельку радостей сделалась жизнь?

(В. Солохун)

Кл. руководитель : Ребята, сегодня мы с вами поговорим на страницах нашего календаря о важных человеческих качествах , как доброта и доброжелательность , побываем в родительском доме, о материнской любви к близким и родным.

СТРАНИЦА ПЕРВАЯ – «ДОБРОТА И ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНОСТЬ »

Кл. руководитель : Давайте подумаем. Понятия «доброта » и «доброжелательность » - равные в своем значение, или здесь есть разница?

Ученик : Доброта – это чуткость , отзывчивость, деликатность по отношению к другому человеку .

Ученик : «Чуткость» - отзывчивый, сочувственный.

Ученик : «Отзывчивость» . Отзывчивый, легко отзывающийся на чужие нужды, готовый помочь.

Ученик : «Деликатность» . Деликатность – вежливый, мягкий в обращении.

Кл. руководитель : А как можно охарактеризовать понятия «доброжелательность » ?

Ученик : Это слово как бы составлено из двух «желание» и «добро » , то есть желание другим добра .

Ученик : У поэта Яшина в одном из стихотворений есть такие строки :

Но не от тяги к суесловью

И сложились не вчера

Это братское, с любовью

Пожелание здоровья.

Пожелание добра .

И живется вроде лучше,

И на сердце веселей,

Коль другим благополучья

Пожелаешь на земле.

Ученик : Человек доброжелательный не может быть злым , грубым, жестоким. Он приветлив, внимателен и заботлив с окружающими его людьми.

Кл. руководитель : Что необходимо, чтобы быть доброжелательным , а не казаться им?.

Ученик : Уважение к людям, контроль над своими поведением, искренность, сердечность, простота.

Кл. руководитель : Давайте с этой точки зрения попробуем проверить себя. Ответьте на пять «сколько» и сами проанализируйте свои ответы (ребята отвечают письменно на пять вопросов, а затем делаем вывод) .

1. Сколько раз и с кем ты сегодня поздоровался?

2. Сколько раз и кому уступил дорогу?

3. Сколько раз и по отношению к кому ты удержался от грубости (или не удержался?

4. Сколько раз ты назвал по кличке своего одноклассника (или одноклассницу ?

5. Сколько раз ты внимание к другому человечку (выслушал, помог, показал дорогу?

АНАЛИЗ : Поздороваться важно дома со своими близкими, в школе с одноклассниками и со всеми взрослыми, а не только с учителями.

Уступить дорогу можно (и нужно) девочке перед дверью в школе, раздевалке, взрослому, а не только учителю.

Грубить недопустимо никому.

Кл. руководитель : Значит, доброжелательность проявляется не только в словах, но и в поступках и всегда окрашивает поведение воспитанного человека .

Ученик : Доброжелательность – это умение человека выразить свое доброе отношение к другому .

Кл. руководитель : Есть ли отличия между «добротой » и «доброжелательностью » ?

Ученик : «Добротой » более глубокое понятие, оно включает в себя «доброжелательность » .

Ученик : Мы редко говорим «доброжелательный человек » , чаще «проявляет себя доброжелательно » , «ведет себя доброжелательно » , то есть, имеем в виду внешнее выражение отношения человека к людям .

Ученик : Желая доброго другому , человек не всегда может сам нести в себе доброту , уметь отказываться от каких – то благ ради другого человека .

Ученик : Быть добрым – нелегко . Доброта налагает на человека определенную ответственность!

Ученик : Нравственная воспитанность человека тогда станет полной , когда доброта будет его главным и естественным свойством, когда она станет условием его жизни.

Ученик : В. Гюго сказал : «Во внутреннем мире человека доброта – это солнце » .

Ведущий : Закончить нашу страницу хочется словами Алима Кешокова :

Хочу я, чтоб добро к тебе пришло

Как свет весенний, как тепло костра :

Пусть для тебя источником добра

Не станет то, что для другого – зло.

Кл. руководитель : Вдумайтесь в эти слова.

(Звучит песня «Родительский дом» исп. Л. Левщенко)

СТРАНИЦА ВТОРАЯ – «РОДИТЕЛЬСКИЙ ДОМ»

Кл. руководитель : Представьте, что у каждого из вас в руках волшебная палочка, способная творить чудеса. Каждый из вас входит в свой дом, дотрагивается до вещей и людей, изменяя их по своему усмотрению. У вас на это, 3-5 минут. (Ребята остаются наедине со своими чувствами и мыслями, письменно отмечают свои преобразования в доме).

Кл. руководитель : Наше маленькое путешествие в родительский дом закончилось. Расскажите, как вы воспользовались волшебной палочкой. (Дать желающим высказаться, тактично прореагировать на их слова, похвалить за хорошее). А теперь волшебной палочкой прикоснемся к себе. Что с ее помощью вы хотели бы изменить в себе таком, каким вы бываете дома? (Здесь спрашивать не только желающих, но и тех, с кем считаете важным поговорить. Но делать это тактично, доброжелательно по отношению к ребенку).

Кл. руководитель : Вот видите. Ребята, с чем приходилось сталкиваться : с вашей ленью, грубостью, несдержанностью, капризами, претензиями. Как нелегко это видеть вашим родителям. И как обидно им порой бывает! Как этого избежать? Как сделать так, чтобы в дом вы несли тепло, сердечную благодарность, искреннюю привязанность, участие и понимание?

СТРАНИЦА ТРЕТЬЯ – «ЛЮБИТЕ БЛИЗКИХ И РОДНЫХ»

Ведущий : Нельзя позволить быть себе «Иванами, не помнящими родства» . Наша Родина прекрасна, история ее остается великой, а народ достоин преклонения. В,А, Сухомлинский говорил, что любовь в Родине начинается с любви к матери. Мать от детей ничего не требует, любовь ее бескорыстна. Дети бесконечно дороги и отцу и матери, бабушке и дедушке. Пусть же жизненным правилом детей будет боязнь причинить огорчение своим родителям.

Ученик : греческий философ Фалес (IV век до н. э.) послал нам мудрое предостережение : «Помните, что дети ваши будут обходиться с вами так же, как вы обходитесь со своими родителями».

НЕСКОЛЬКО СОВЕТОВ ДЕТЯМ :

1. Будьте ласковыми, добрыми , внимательными сыновьями и дочерьми.

2. Проявляйте любовь, благодарность к тем, кто дал вам жизнь, поставил на ноги, чьи дни и ночи были заполнены заботой о вас.

3. Став взрослыми, не бойтесь показывать уважение к родителям. Им дороги любовь, участие, доброе слово .

4. Вникайте в заботы семьи. Посильно помогайте по дому.

5. Не отвечайте родителям грубостью, дерзостью, молчанием.

6. В сочувствии, добросердечном внимании нуждаются ваши бабушки и дедушки, цените их. Ведь бабушка – добрый дух дома , дедушка – старший член семьи.

СТРАНИЦА ЧЕТВЕРТАЯ – «ДОБРОТОЙ СЕБЯ ИЗМЕРЬ »

КЛ. РУКОВОДИТЕЛЬ :

Демонстрируются картинки (или слайды) ситуации :

1. Мальчик, стремительно бегущий и толкнувший сверстника, который упал («Я тебя толкнул, прости, я нечаянно» ).

2. Женщина звонит по телефону («Коля, у тебя нет моего Вити? Я так волнуюсь, уже поздно, а его нет» ).

3. Девочка с тарелкой, на которой лежит пять апельсинов (Мама велела разделить апельсины с сестренкой. Как же их делить) .

4. Мальчик сидит у телевизора, в доме беспорядок, мама у двери с тяжелыми сумками («Что, сынок, очень интересная передача?» ).

5. Маленький брат протягивает сестре конфету («Хочешь?» ).

Кл. руководитель : Если вы снисходительны и уступчивы в первом случае, если, поторопились утешить во втором, вспомнили, что, кроме сестренки, неплохо было бы оставить апельсины маме, папе, бабушке, постарались загладить свою вину и помочь маме, недосмотрев передачу. Поделились конфетой с сестренкой, значит вы народ добрый и с вами легко окружающим. Если же в ваших ответах что – то не так, задумайтесь над этим.

Ведущий : Неполным был бы наш разговор, если бы мы не поговорили о братьях наших меньших : животных и птицах, об экологической обстановке. Но это темы отдельных классных часов . Мы сегодня говорим о доброте , о доброжелательном отношении к близким . Давайте не забывать, что также по – доброму надо относиться и к животным, и к птицам, и ко всей нашей планете.

Ученик : Есть одна планета – сад

В этом космосе холодном

Только здесь леса шумят,

Птиц скликая перелетных.

Лишь на ней одной цветут,

Ландыши в траве зеленой,

И стрекозы только тут

В речку смотрят удивительно…

Береги свою планету –

Ведь другой, похожей, нету!

(Я. Аким)

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Кл. руководитель : Перелистав страницы нашего календаря, мы можем попрощаться и сказать :

«Добрый вечер ! Доброй ночи !

А что это значит?

Значит, день был по – доброму начат ,

Значит, день был по – доброму прожит ,

Он умножит счастливые дни»

(Всеми участниками классного часа исполняется песня «Дорогою добра » )

Используемая литература :

1. Подборка журналов «Воспитание школьников» .

2. Сборники песен для детей.

3. Пословицы и поговорки о добре и доброте .

Задачи:

1. Воспитывать у учащихся доброжелательность, отзывчивость, доброту, терпимость к чужим мнениям и верованиям, сопереживание; развивать логическое мышление, делать вывод.
2.Формирование умения аргументировать свою точку зрения. Работать над выработкой положительных черт характера.
3.Воспитывать чувства товарищества и дружбы, взаимоуважение, вежливое обращение, способность чувствовать, понимать себя и другого человека.

Форма проведения : беседа, игра, рисование, тестирование, минутка тишины.

Оформление:

  • Кроссворд
  • Рисунки
  • Народная мудрость

Ресурсы: заготовки для рисования, тест, памятки, музыкальный центр.

Структурные элементы классного часа:

  • организационный момент (1 мин.);
  • вступительное слово ведущего (2 мин.);
  • игра (2 мин.);
  • кроссворд (3 мин)
  • беседа о нравственных качествах человека (4 мин)
  • конфликты (4 мин.);
  • рисунок (5 мин.);
  • тест (4 мин.);
  • релаксация(4мин);
  • заключение (3 мин.)

Ход классного часа.

1.Организационный этап.
Классный руководитель

Наш классный час называется «Что значит быть хорошим человеком»

Давайте разучим новую игру, которая называется «Здравствуй, друг!». Для этого нам нужно встать в круг, взяться за руки, рассчитаться на «первый» и «второй» - это является сигналом для начала игры. По команде хором проговариваем:

Здравствуй, солнце

Я твой лучик.

Здравствуй, я -

От сердца ключик.

После этих слов «первые» номера поворачиваются налево ко «вторым» номерам, при этом глядя в глаза своему партнеру и проговаривая:

Здравствуй, друг!

Здравствуй, друг!

Ты прекрасней всех вокруг!

Затем «первые» номера поворачиваются ко «вторым» номерам справа относительно них, глядя им в глаза и проговаривая все те же слова:

Здравствуй, друг!

Здравствуй, друг!

Ты прекрасней всех вокруг!

Классный руководитель

Мы с вами сегодня ответим на вопрос: Что значит быть хорошим человеком?
Это и есть цель классного часа.
Чтобы было нам с вами легче общаться, мы объединимся в команды
Я прошу подойти по одному ребенку - выбрать название вашей команды.
Доброжелатели Добропорядочные Добросовестные Добросердечные

В названии ваших команд есть что-то общее. Что это?
Что значит доброта? Как вы понимаете это слово?
Дети отвечают (каждая команда).
Ребята! Сегодня мы с вами будем говорить о доброте и добрых делах. А что значит добро для вас? (Ответы детей.)
Верно, это всё хорошее, доброе, красивое. А зло? (Ответы детей.)
Это нечто противоположное добру: это беда, несчастье, всё плохое.
Мы живём с вами на планете Земля. Коль существуют на нашей планете добро и зло, значит, люди могут творить и добрые, и злые дела.
В каждом из нас есть маленькое солнце - доброта.
Добрый человек - это тот, кто любит людей и помогает им.
“Доброта”
В доме добрыми делами занята,
Тихо ходит по квартире доброта.
Утро доброе у нас,
Добрый день и добрый час,
добрый вечер, ночь добра,
было доброе вчера.
И откуда, спросишь ты,
В доме столько доброты.
Учитель Доброта - стремление человека дать счастье всем людям. В этом нам поможет наше воображение, память, внимание.

Не стой в стороне равнодушно,
Когда у кого-то беда.
Рвануться на выручку нужно
В любую минуту, всегда.
И если когда-то кому-то
Поможет твоя доброта,
Улыбка твоя,
Ты счастлив, что день
Не напрасно был прожит,
Что годы живешь ты не зря.
Как вы понимаете слова: «рвануться на выручку нужно»? (ответы детей)

Правильно. Помните, что доброта, милосердие вырабатывались в течение столетий для того, чтобы всем было легче жить, общаться друг с другом, чтобы это общение приносило радость. Надо так жить каждому из нас.

Добро и Зло - это главные, основные понятия морали (нравственности). Все, что помогает человеку и природе, идет им на пользу, - добро . Что вредит этому - зло . Высшее проявление добра мир и любовь: к Родине, к матери, другим людям близким и далеким, к живым и мертвым, к делу, природе и др. Высшее проявление зла - война, убийство.
Классный руководитель

Ребята, а приходилось ли вам в жизни встречаться со злыми людьми? Нарисуйте злого человека. (на заготовках рисуют)

Покажите свои работы друзьям. Нравятся ли вам эти лица? Когда вы рисовали их, что творилось у вас в душе? Что вы чувствовали? Почему? Почему человек может обижаться, злиться?

Анкетирование (индивидуальные листы)

Ответьте, пожалуйста, на несколько вопросов

I. Часто ли возникают у тебя конфликты со сверстниками: а)почти всегда б)довольно часто в)иногда г)редко

II. Кто является инициатором данных конфликтов? а)я б)другой человек

III. Что является причиной данных конфликтов? а) грубое отношение, оскорбление, б)Стремление быть занять лидирующее отношение в группе, авторитет среди сверстников;

В) несправедливый поступок, обман Г) несовпадение точек зрения на что-либо д)другое

IV. Долго ли длятся твои конфликты со сверстниками? а)довольно долго б) нечто среднее

в) быстро заканчиваются

V. Кто чаще идет на примирение в конфликтах ? а)я, б) другой, в) оба

VI. Каково твое поведение в конфликте? а) перестаю общаться б) грублю, обзываюсь в) дерусь

г)стараюсь настроить против своего оппонента других детей и взрослых

В чём же вред конфликтов? (ответы детей)

  • Во-первых, от конфликтов страдает достоинство человека.
  • Во-вторых, на каждую минуту конфликта приходится 20 минут последующих переживаний, когда и работа не ладится, и вообще, всё валится из рук.
  • В-третьих, страдает физическое здоровье - поражаются нервы, сердце, сосуды.

Очень часто в последнее время конфликтные ситуации заканчиваются суицидом. Поэтому нужно обязательно научиться предотвращать различные конфликты.

Прежде всего ни в коем случае нельзя употреблять запрещённые приёмы - это фразы типа: "Да брось ты!", "Чего ты понимаешь!", "Ты вроде умный человек, а говоришь такую чепуху!"

Наоборот, просто волшебное действие производят слова: "мне кажется", "может быть, я ошибаюсь", "может быть, ты со мной согласишься" и т.д.

Правильное поведение при конфликте сохранит ваше здоровье, сделает спокойнее и счастливее не только вас, но и других. Носить в себе, а тем более "холить и лелеять" обиду нельзя: душа ожесточится, а обида будет "разъедать" вас изнутри, подобно ржавчине. Конечно, это очень трудно - простить. Нам иногда кажется, что на обиду и зло надо отвечать злом. Но это не так. Уметь прощать - это удел сильных людей. Научитесь быть сильными! Научитесь любить и прощать!

Отсутствие вредных привычек, сильный характер дают вам возможность интересно жить в обществе, приносить пользу людям
Классный руководитель

Человек, который делает доброе другим, чувствует себя счастливым, себялюбец - несчастен. Человек, который любит только себя, который не имеет друзей, остается один, когда приходят тяжелые жизненные испытания.
- Каким делает человека доброта?
- Какой человек может быть добрым?
- Как вы думаете, какие привила доброты необходимо выполнять, что бы быть добрым?
Рассуждения учащихся:
- Сможет ли в наших условиях выжить добрый человек, не смотря даже на малейшее зло?
- Сможет ли добро когда-нибудь окончательно победить зло?
- Чем можно отомстить своему врагу (стараться делать побольше добра)
Добрый человек- это тот, кто любит людей и готов в трудную минуту прийти на помощь. Добрый человек вежлив и уважителен в общении с товарищами и взрослыми. Добрый человек любит природу и бережёт её.

Нарисуйте такого человека. Покажите его друзьям. Нравится ли он вам?
А какие добрые, «волшебные слова» звучат в нашей речи? Часто ли вы употребляете добрые слова? Как вы думаете, зачем? (Ответы детей).
- Подумайте и скажите, какие добрые дела вы можете сделать в классе, дома, на улице, в транспорте, на природе? (Ответы детей.)
Как вы думаете, легко ли быть добрым? Что для этого нужно делать?
ученики

Добрый день.
- Добрый день!- тебе сказали.
- Добрый день!- ответил ты.
Как две ниточки связали-
Теплоты и доброты.
Доброго пути.
Нам желают: «Доброго пути!»
Будет легче ехать и идти.
Приведёт, конечно, добрый путь
Тоже к доброму чему- нибудь.
Здравствуйте.
- Здравствуйте!- ты скажешь человеку.
- Здравствуй!- улыбнётся он в ответ.
И, наверно не пойдёт в аптеку
И здоровым будет много лет.
Спасибо.
За что мы говорим «спасибо»?
За всё, что делают для нас.
И мы припомнить не смогли бы-
Кому сказали, сколько раз?
Простите.
Простите, я больше не буду
Нечаянно бить посуду,
И взрослых перебивать,
И что обещал- забывать.
Но если я всё же забуду-
Простите, я больше не буду.
Пожалуйста.
Отменить, что ли, слово «пожалуйста»-
Повторяем его поминутно.
Нет, пожалуй, что без «пожалуйста»
Нам становится неуютно.
Добрые слова.
Эти слова всем известны давно,
Видишь- они просты и не новы.
Но я ещё повторю всё равно:
- Добрые люди, будьте здоровы!

классный руководитель

Ну вот, «волшебные слова» мы вспомнили. А сейчас я прочитаю вредные советы. Внимательно прослушайте стихи и скажите, что в этих советах неправильного, вредного и как по-настоящему нужно поступить в данных ситуациях.

1-й совет.
Если ты пришёл к знакомым-
Не здоровайся ни с кем,
Слов «пожалуйста», «спасибо»
Никому не говори.
Отвернись и на вопросы
Ни на чьи не отвечай,
И тогда никто не скажет
Про тебя, что ты болтун.
2-й совет.
Если друг на день рожденья
Пригласил тебя к себе,
Ты оставь подарок дома-
пригодится самому.
Сесть старайся рядом с тортом,
В разговоры не вступай:
Ты во время разговора
Вдвое меньше съешь конфет.
3-й совет.
Девчонок надо никогда
Нигде не замечать
И не давать проходу им
Нигде и никогда.
Им надо ножки подставлять,
Пугать из-за угла…
4-й совет.
Если к папе или к маме
Тётя взрослая пришла
И ведёт какой-то важный
И серьёзный разговор,
Нужно сзади незаметно
К ней подкрасться, а потом
Громко крикнуть прямо в ухо:
«Стой, сдавайся! Руки вверх!»
5-й совет.
Если друг твой самый лучший
Поскользнулся и упал,
Покажи на друга пальцем
И хватайся за живот.

Можно ли следовать этим советам?

Классный руководитель

Ребята, обратите, пожалуйста, внимание на рисунки на доске. Как вы думаете, можно ли ребят, изображенных на рисунках, назвать хорошими людьми? Почему?

На выставке книг мы подготовили книги о хороших людях. Как вы думаете, почему на первую полочку мы поставили книгу о Н.А. Назарбаеве. (мнения детей)

С детских лет надо учиться доброте, чуткости, вежливости, уважению, потому что вы - будущее нашей Родины, и вам строить новую жизнь. Научитесь любить окружающих вас людей. Будьте добрыми и человечными. Давайте прикрепим на доску добрые лица, которые вы нарисовали! Смотрите, как нас много!

Наедине с собой. (в сопровождении мелодии «Одинокий пастух»)

Ребята, сядьте поудобнее. Закройте глаза. Расслабьтесь. Представьте себе, что вы очутились на цветочной поляне. Лучи солнца согревают всех детей Земли. Свет солнца дарит мир всему окружающему (пауза). От лучиков солнышка все становится ласковым и дружелюбным (пауза). Свет солнца проникает в наше сердце, соединяется с нашими самыми добрыми и нежными чувствами (пауза). Любовь в нашем сердце растет, она становится все больше и больше. Нашу любовь мы посылаем своим близким и родным, своим друзьям, знакомым и незнакомым людям. (пауза). Все близкие и родные, друзья и знакомые, все окружающие принимают нашу любовь. Они становятся добрее и лучше. И это правда. От этого нам становится приятно и легко. Запомним это чувство (пауза). Улыбнемся миру (пауза). Улыбнемся друг другу и пожелаем мира, согласия себе и другим. Дарите свою любовь не только в своих мыслях, а всегда делайте так, чтобы окружающие вас люди ее чувствовали! Открывайте свои глаза. Вы молодцы!

Итог.

Я хочу, чтобы вы в классе тоже были сплоченные и дружные, чтобы эти отношения у вас остались надолго. Ребята, все вы должны оставаться друзьями. Когда вы закончите школу, вы станете рабочими, врачами, строителями, капитанами… Есть сотни профессий, среди них каждый из вас выберет себе ту, которая для вас станет самой интересной. Но, прежде всего вы должны вырасти настоящими, хорошими людьми: добрыми, смелыми, вежливыми. А этому нужно учиться.

Тема: Классный час-притча « Я среди людей».

Цель: развитие социальной восприимчивости, навыков взаимопонимания между людьми.

1. познакомить учащихся с понятием « культура мира» и раскрыть его составляющие;

2. показать значимость образования в формировании у учеников положительной Я - концепции, позитивного отношения к окружающим людям;

3. продолжить развитие коммуникативных качеств учащихся

Оформление: проектор, ноутбук, видеоролик «Река жизни», презентация, душевная мелодия, 2 нарисованных костра, слова на карточках, 4 свечи (надежда, спокойствие, вера, любовь), плакат с темой занятия, зелёные горошки, лист с изображением человечка.

Ход классного часа

    Вступительное слово учителя

Звучит душевная мелодия.(1 слайд)

Доброе утро. Сегодня мы с вами проведём не совсем обычный классный час. Я надеюсь, что вы будете активно рассуждать, обсуждать, выдвигать свои мнения. Ровный, спокойный тон, внимание друг к другу, взаимная поддержка укрепят наши отношения. И хотелось бы зажечь свечу, раз надеюсь, то свечу надежды.

Зажигается 1-я свеча надежды

Сегодня наш классный час – притча. (2 слайд)

Что такое притча? (короткий назидательный рассказ в иносказательной форме , заключающий в себе нравственное поучение). Мы поведём серьезный разговор о том, каким должен быть человек, о его отношении к людям.

Попрошу подойти ко мне. Протяните свои ладони. Я кладу в них горошины и прошу внимательно их рассмотреть.

(3 слайд) - Скажите, на что похожи эти горошины? (Ответы детей.)

(4 слайд) Горошина похожа на нашу планету Земля, именно такой она видится из космоса.

Присаживайтесь. А теперь закрыли глаза и пофантазируем, поразмышляем о том, что каждый из вас может увидеть на этой маленькой копии планеты Земля.

(5 слайд) Звучит запись шума ветра, морских волн, грома, молнии, капель дождя.

Что представили, что увидели? (Ответы детей.)

Обобщение: как на земле происходят разные природные явления, так же человек сталкивается с социальными природными явлениями среди людей.

2. Введение в тему.

Человек среди людей. Рассмотрите схему-карту (слова, поделённые на 2 сектора «я», «люди») (6 слайд)

Ребята, а кто знает, сколько таких «я» живет на Земле? (Дети высказывают свои предположения.)

На нашей планете пять миллиардов жителей. Это очень много. Но каждый человек - это целый мир.

Может ли человек прожить один? Почему?

Кого мы видим на планете рядом с собой?

(Учащиеся высказывают свое мнение).

Что бы вы вложили в понятие «Я среди людей»?

(Друзья, семья, родственники, школа и одноклассники, соседи, окружающие нас люди).

На доске появляется схема: Друзья, семья, родственники, школа и одноклассники, соседи, окружающие нас люди.

Мы все друг на друга похожи?

(Чем-то похожи, но мы не найдем двух совершенно одинаковых людей. Каждый стремиться стать лучше).

Мы подчеркнули, что на Земле проживает 5 миллиардов жителей, и всем им хватает места, солнца, воздуха, воды и пищи. Как вы думаете, почему люди между собой враждуют? (Ответы детей)

Обобщение: существует два мира: мир любви, добра и мир пошлости, глупости. Каждый человек должен решить сам, в каком мире ему жить, какой мир строить.

Коррекционное упражнение:

В конверте даётся задание (распределить по группам и объяснить):

1 группа: 3 вещи, которые ненадёжны в жизни (власть, удача, состояние), 3 вещи, которые не следует терять (спокойствие, надежду, честь);

2 группа: 3 вещи, которые разрушают человека (вино, гордыня, злость), 3 вещи, которые определяют человека (труд, честность, достижение)

В каком мире легче жить? (в мире любви и добра)

Зажигается 2-я свеча любви (обучающимся)

Обобщение: от вас самих зависит, как будут складываться отношения с людьми. Люди во все времена пытались выработать универсальные правила взаимоотношения людей.

(7 слайд) Прочитайте цитату из Библии: «Не поступай с другими людьми так, как не хотел бы, чтобы они поступили по отношению к тебе».

Почему люди знают, как нужно поступать, а поступают наоборот?

Давайте поразмышляем: какой я, что во мне хорошего и что бы вам хотелось исправить? (Дети размышляют.)

Обобщение: идеальных людей не бывает, но в каждом человеке есть что-то хорошее. Очень важно учиться видеть это хорошее не только в себе, но и в окружающих людях. Не поступайте с людьми так, как не хотели бы, чтобы они поступали по отношению к вам.

Жертвенные костры.

Вы наверное обратили внимание на то, что у нас в классе пылают костры (на доске нарисованы 2 костра, звучит лирическая музыка / (8 слайд)

Это не просто костры – это « костры жертвенности ».

Как вы думаете, почему их так назвали?

Что значит слово « жертва », «пожертвовать»? (учащиеся ищут значение слов в толковом словаре)

Это значит отказаться от чего-то, принести в дар «безвозмездно!»

Каждый язык пламени олицетворяет жертвенный поступок человека ради

кого-то другого.

Подумайте, как и чем вы пожертвовали или собираетесь пожертвовать ради

своей семьи, своих родителей, близких людей? (дети подбирают на каждом языке пламени жертвенного костра поступки детей).

А чем родители, близкие жертвуют для вас? (подбирают слова на пламени поступки родителей)

1 костёр – детей : друзьями, интересами, игрушкой, мечтами.

2 костёр - родителей: карьерой, желаниями, работой, свободным временем, здоровьем, жизнью.

А теперь сравните, чей костёр горит ярче?

Кому вы должны отдать свою благодарность и любовь?

А может ли поменяться положение? Как? Когда? (высказывания детей)

Обобщение: Поэтому прислушиваться совету старших необходимо. Они мудрее и опытнее.

Прочитайте пословицы, объясните:

"Старое дерево, только опираясь на молодое, может жить долго".

"Пред старцами - молчание, пред мудрыми – послушание, с равными дружбу иметь,

с младшими - дружелюбное согласие".

Зажжём 3-ю свечу, чтобы вера в себя, в своих близких всегда сопровождала нас.

Зажигается 3-я свеча вера (обучающимся)

Как узнать о человеке вообще (по его делам, поступкам) да, но это может проявиться только в обществе.

Как человек может познать себя? (в обществе, в сравнении с другими людьми).

Что нужно сделать, чтобы стать интересным человеком? (Запоминать побольше веселых историй. Много читать. Смотреть познавательные программы. Научиться мастерить всякие поделки.)

Как воспитать характер? Попробуйте ответить на этот вопрос, продолжив предложение: «Воспитание характера - это…(искоренение плохих черт характера, выработка хороших, избавление от вредных привычек, овладение в совершенстве каким –либо делом….)

Всё, что мы сейчас перечислили, называется самовоспитанием и требует постоянного напряжения воли.

Что значит воспитанный? (соблюдающий правила приличия).

Признаки воспитанного человека.

Задание: перед вами на листе бумаги нарисован человечек. Пусть каждый из вас подарит ему признак воспитанного человека (от человечка в разные стороны чертятся стрелочки и ученики по очереди записывают характеристики воспитанного человека)

(Защита проекта)

Посмотрите, почти все у человека предназначено для самого себя: глаза - смотреть, рот - поглощать пищу, все нужно самому себе, кроме улыбки. Улыбка предназначена другим людям, чтобы им с вами было хорошо и радостно.

А на ваш взгляд, каким должен быть член нашего классного коллектива?

Обобщение: Т.е., воспитанный – это нравственный человек. А нравственный - это обдуманный, внутри него спокойствие. Если человек не спокоен, то он становится злобным, отчаянным. Точно также и в мире. На мирной Земле легче, счастливо живётся, также как и в мирном обществе.

Зажигается «Свеча спокойствия»

Обратите внимание на слова мудрой китайской пословицы:

«Мудрый ищет погрешности в себе, немудрый – в других». Объясните.

Очень важно помнить, что любой поступок имеет последствие или результат!

Умейте вовремя принести свои извинения людям, ведь мы с вами живем в обществе среди людей. Жить в обществе - это значит преподнести себя, обращая внимание, прежде всего на себя и на свои поступки. Все Люди очень разные. И чтобы жить рядом с ними, надо уметь вести себя так, чтобы всем с вами было хорошо, приятно, удобно. Тогда и вам будет легко с окружающими.

Вежливость и воспитанность ценились с давних пор.

(9 слайд) Еще во времена Петра 1 существовала книга о культуре поведения «Юности честное зеркало», в которой были слова: «Вежливому быть не убыточно, а похвалы достойно, и лучше, когда про кого говорят: он есть вежлив, смиренный молодец, нежели когда скажут про которого: он есть спесивый болван»

Если следовать этим правилам, то можно избежать конфликтов и достичь успеха в обществе. Есть такие тонкие и нежные, сильные и мужественные, несгибаемые понятия – честь и достоинство человеческой личности.

Скоро вы выйдете из стен школы. Кто-то ставит конкретные цели и будет достигать их, а кто-то будет довольствоваться «что жизнь даёт, тем и буду пользоваться». Посмотрите видеоролик-притчу «Река жизни»

Просмотр видеоролика-притчи «Река жизни» (10 слайд)

Чему учит эта притча?

Кто на ваш взгляд река? С чем сталкивается она? А как суметь выжить среди людей?

Упражнение «Закончи предложения»

Участники по карточкам заканчивают предложения:

Я очень хочу, чтобы в моей жизни было...

Я пойму, что счастлив, когда...

Чтобы быть счастливым сегодня, я (делаю)...

Обобщение: В жизни человек часто встречает красоту и подлость, радость и горе, любовь и предательство. Можно по- разному определить цель своего существования, но одно правило жизни должно быть у каждого человека – надо прожить свою жизнь с честью и достоинством. Ребята! Мы живем среди людей, а поэтому совершайте нравственные поступки по отношению друг к другу и по отношению ко всем людям.

(11 слайд)Звучит мелодия

Давайте посмотрим еще раз на ту горошину, которую каждый из вас получил в начале классного часа. Сумели ли вы ее сохранить? Сделать это было сложно: горошина могла потеряться, разломиться на части. Так же трудно сохранить добрые отношения в коллективе. Для этого нужно быть очень внимательным и бережливым.

Я хочу, чтобы вы научились беречь мир внутри себя. Если вам будет одиноко, возьмите вашу горошину, посмотрите на нее, вспомните наш сегодняшний разговор. Может быть, вам станет чуть-чуть радостнее и спокойнее. Я желаю, чтобы внутри вас всегда горели (подойдя к свечам) свеча надежды, любви, веры, спокойствия.