Вид искусства художественная фотография происхождение. Фотоискусство и художественная фотография

Вид искусства художественная фотография происхождение. Фотоискусство и художественная фотография
Вид искусства художественная фотография происхождение. Фотоискусство и художественная фотография

Фотография фотографии рознь.

Снимки часто делаются только для того, чтобы остановить какие-то мгновения, сохранить память о событиях или местах, где человек побывал - мы называем этот жанр "Я и пальма". Но иногда хочется снять нечто такое, что будет пробуждать эмоции независимо от воспоминаний, хочется сделать снимок, который будет висеть на стене так, как будто он открывает окно в какой-то другой мир, - туда, где мы еще не были и вряд ли уже будем. Окно в мир искусства.

Да-да, это будет именно искусство, которое вы создали сами - не Микеланджело, не Сарьян и не Малевич - именно вы. А почему нет? Это доступно каждому. Надо только захотеть.

Именно тем, кто стремится делать такую фотографию, и пригодится наша Азбука. Для фотосессий класса "Я и пальма" все эти знания абсолютно не нужны - современные цифровые камеры настолько просты в обращении и настолько сложны внутри, что позволяют снимать "хроники жизни" без малейших усилий, без духовной перегрузки - и с великолепными результатами, которыми можно под завязку набить толстенький альбомчик 10х15.

Как определить - искусство или нет?

Если при взгляде на чужую фотографию вам жаль, что не вы ее сделали - это искусство. Шутка. Но только почти.

Положим, свои шедевры мы всегда знаем - только не нужно пытаться убеждать себя в обратном. Некоторые фотографы так упорно стараются добиться абсолютного совершенства, что простыми рядовыми удачами пренебрегают. И тем самым обедняют и себя, и нас. Другие же, напротив, каждый свой снимок видят только в розовом фильтре и лишают себя роскоши критической оценки.

Если вам удастся избегнуть таких крайностей (а крайности всегда крайне вредны), то останется только прислушаться к внутреннему голосу. Своему. Он вас никогда не обманет. Ведь главное - чтобы снимок нравился вам самому. Создателю.

И если вам снимок нравится - это искусство. А настоящее искусство достойно выхода в массы - в печать и в свет.

Печать как заветный результат

Ваш замечательный снимок станет настоящим шедевром лишь после того, как Вы его представите на суд зрителя. Хотя, уже на пороге времена, когда в галереях или на стенах квартир будут висеть плазменные панели для демонстрации картин (настольные электронные рамки уже вовсю продаются в магазинах), но самым простым способом овеществления шедевра все-таки остается печать.

После появления более-менее дешевых струйных принтеров стало возможно печатать фотографии прямо на дому, а главное - стало возможно управлять качеством и процессом печати.

Управлять процессом - это очень важно. Наверное, каждый владелец камеры хотя бы раз оказывался в такой ситуации: приходите вы в лабораторию получать фотографии, а они...

  • слишком красные...
  • слишком синие...
  • слишком мутные!
  • ...да это вообще не ваши фотографии!!!

Поэтому печатать снимки дома - надежнее. Придется потратиться на бумагу (которая чем лучше - тем дороже!) и на чернила (которые бывают оригинальные - т.е. от производителя вашего принтера, а бывают дешевле - т.е. не от производителя вашего принтера).

Сделать качественный отпечаток дома не так уж просто. Прежде всего, принтер и монитор нужно откалибровать, для чего придется воспользоваться специальным оборудованием. Понадобятся также навыки в управлении цветом (color management), изменении контраста, цвета, насыщенности и многих других характеристик изображения. Обо всем этом можно прочитать в нашей Азбуке.

Впрочем, можно и не заниматься всем этим самому - достаточно найти профессионалов, которые за разумные деньги сделают все за вас. В последнее время таких сервисов появляется все больше и больше. Здесь важно не ошибиться в выборе. И для этого вам опять-таки полезно будет дочитать до конца нашу Азбуку - ведь если даже вы будете обрабатывать и печатать свои шедевры не сами, то знакомство с этими технологиями позволит вам осознанно выбрать наиболее профессионального исполнителя ваших заказов.

Проснувшись утром, что вы обычно делаете? Скорее всего, многие тянутся к смартфону и начинают пролистывать свою новостную ленту Вконтакте, Facebook или Twitter, но одной из самых популярных социальных сетей за последние несколько лет стал Instagram. Некоторые люди уже не могут представить своей жизни без него. Выставление своих фотографий стало целым ритуалом. Благодаря ним, стало легче всего передавать эмоции и сам момент действия.

Изобретение фотографии относится к началу XIX века. Над её созданием работало почти одновременно несколько человек: Томас Уэджвуд с Уильямом Генри Фоксом в Англии и Жозеф Ньепс с Луи Дагером во Франции. Однако попытка закрепить какое-либо изображение, была проделана намного раньше. Это доказывает камера-обскура («темная комната»), используемая со Средних веков. В данный момент идет речь о ящике с маленьким отверстием куда позднее стала вставляться линза. Первый фотоаппарат был довольно тяжёл в использовании, так как на противоположной стенке камеры, попадающий внутрь через отверстие свет давал перевернутое изображение .

Фотография была настоящей сенсацией для XIX века. Во-первых, она в скором времени стала носить коммерческий характер, во-вторых, это дало прямой толчок для технологического прогресса, поэтому усовершенствование снимков шло семимильными шагами. Чуть ниже представлены две фотографии, которые были сделаны с разницей в 13 лет. Их создателем является Жозеф Ньепс .

Камера-обскура

Снимок был сделан в 1826 году, первая фотография с натуры

Эта фотография была сделана в 1839 году

На самом деле, на изображении выше должен был получиться экипаж, но он ехал слишком быстро, поэтому камера не успела его запечатлеть, данный снимок сделан с «выдержкой» 8 часов. Именно в этот год на самом деле появилась фотография.

К 1860-ым удалось сократить выдержку с 8 часов до 30 секунд, что вызвало небывалую популярность у фотографии .

Развитие фотоснимоков неумолимо двигалось вперед. Постепенно они становились настоящими произведениями искусства, именно через них люди могли видеть мир, каким он был, и представлять новые горизонты в более реалистичном формате.

Становление фотографии как независимого искусства стало проявляться в конце XIX – начале XX века . Технологии дошли до того, что каждый кадр, который делал фотограф, ловил мельчайшие особенности модели или пейзажа. В этот момент произошёл синтез двух направлений в искусстве, которые до этого имели лишь художественный смысл: так модернизм и импрессионизм стали единым целым. Такое сочетание показывает Фред Холланд Дэй , выставивший в 1898 году в Филадельфийском Салоне цикл «Семь последних слов». Снимки отображают последние мгновения жизни Христа .

«Семь последних слов», Фред Холланд Дэй. На фотографиях изображен сам автор.

Но если Фред Дэй придерживался классической подачи фотографии, то всё изменил авангардистский подход Альфреда Стиглица , который сделал фотографию тем, чем она является для нас в современном мире. Его особый подход произвёл настоящую революцию в индустрии. Он начал запечатлевать натюрморты и привнёс новые веяния в фотопортреты. Стиглицу принадлежало несколько арт-галерей в Нью-Йорке, где были представлены не только его работы, но и произведения художников из Европы .

Именно его работы являются классическим примером фотографии в XX веке.

Через несколько лет он вместе с Фредом Дэйем основал «Фото-Сецессию», которая стала первым фотохудожественным движением . Также Стиглиц продвигал свои фотографии через такие созданные им журналы как «С amera Notes » и « Camera work » , где новое слово в искусстве было дано каждому человеку, купившему журнал. Фотограф много путешествовал, поэтому в его коллекции были снимки не только американского городского пейзажа, но также и из Европы. На протяжении своего пути Стиглицу приходилось сталкиваться с пренебрежением со стороны художественной элиты, которая считала, что фотография не заслуживает такого же почетного места, что и картина. Как было сказано выше, Альфред Стиглиц смог сломать данные стереотипы и привлечь внимание общественности к своим работам. Стоит отметить, что Стиглиц никогда не гнался за коммерческой целью в фотографии, он был, вопреки общему мнению, настоящим художником, ведь каждый снимок требовал усилий – будь то фотография снежного Нью-Йорка или попытка правильного выставления света для модели.

Список фотографов, которые появились после Альфреда Стиглица, многочисленны. Одни ему подражали, а другие концентрировали свою деятельность в коммерческой индустрии, которая в Америке бурно развивалась весь XX век. Можно прийти к выводу, что за своё недолгое существование фотография смогла несколько раз изменить к себе отношение со стороны общественности. С коммерческого дела она перешла в высокое искусство, а затем опять превратилась в индустрию, но шедевры, которые нам подарили фотографы начала XX века, останутся навсегда. Они существуют как напоминание о том, что раньше люди могли ценить фотографию немного больше, чем мы сейчас.

Многие начинающие фотографы хотят побыстрее научится фотографировать профессионально.
Сегодня, благодаря развитию цифровых технологий, зарабатывать фотосъёмкой может практически любой фотолюбитель обладающий...

Выбор формата снимка в искусстве фотосъёмки дело очень важное. Правильно выбранная ориентация кадра способна не только улучшить визуальное восприятие снимка, но и испортить его....

Чтобы создать настроение и атмосферу на фотоснимке, совсем не обязательно быть виртуозом композиции...

Советы пррофессиональных фотографов по портретной фотографии вы найдёте в книге по технике портретной фотосъёмки. Памятка начинающему фотографу по кадрированию портретов прилагается...

Удачной можно считать фотографию, по которой взгляд зрителя переходит от одного объекта к другому, по траектории заранее продуманной автором фотографии. На самом деле, это совсем не сложно если знать некоторые основные особенности восприятия фотографии зрителем...

Вы уже освоились с фотоаппаратом и знаете, как правильно использовать свет при фотосъёмке портрета, ищете подходящий фон, ракурс и используете нужную глубиной резкости? Однако, как вы ни стараетесь, результат фотосъёмки обычно не совпадает с тем, что вы хотели показать на своих фотографиях...

Многие начинающие фотографы мечтают, чтобы на их снимках было красивое размытие фона - боке. Именно для этого они и покупают зеркальный фотоаппарат... Но не всё так просто, как кажется на первый взгляд - для создания карсиво размытого фона (боке) на ваших фотографиях необходимо выполнить несколько условий...

Портретная фотосъёмка крупным планом может показаться более лёгкой, чем съёмка во весь рост. Здесь необязательна стройная фигура модели и её умение позировать перед камерой. Однако, для хорошего портрета недостаточно сфотографировать лицо фотомодели, сидящей перед камерой...

Что делать фотографу-любителю если он хочет снять хороший портрет? Не покупать же профессиональные фото-осветители? А может быть просто арендовать профессиональную фотостудию? Отличных результатов можно добиться и минимальными средствами. Вполне реально снять студийный портрет у себя дома...

При съёмке на улице при естественном освещении, часто достаточно просто увидеть и зафиксировать свето-теневой рисунок уже созданный Его Величеством Природой. А как правильно установить свет в фотостудии...

Много ли праздничных фотографий снятых вами остаются столь же восхитительными и волнующими через пару лет после знаменательного события? Наверное нет. Вы можете подумать, что всё дело в практике - нужно больше снимать праздники и у вас в конце концов получатся отличные снимки... Да, практика помогает добиться совершенства, но только не в этом случае...

Праздничная фотосъёмка всей семьи дело не лёгкое. Особенно если семья большая и праздник удался...

Пять простых правил, которые помогут легко получить отличный портрет вашего ребёнка...

В конструкцию качественных профессиональных объективов обычно входят так называемые асферические и низкодисперсные оптические элементы, позволяющие получить картинку более резкую и контрастную, чем с обычными линзами. Однако, даже самые дорогие профессиональные объективы имеют...

Часто один из любимых вопросов новичка в фотографии касается кратности зума. Многие считают, что чем больше увеличение зума тем лучше - сильнее можно приблизить отдалённый объект съёмки! Вы тоже пользуетесь зумом как подзорной трубой? А между тем, в исскустве фотосъёмки разные объективы используют в художественных целях...

Независимо от того, собираетесь ли вы стать фотомоделью или просто хотите, чтобы ваши портретные фотографии выглядели красиво, в любом случае вам придётся учиться позировать...

Из всех разновидностей фотосъёмки живой природы, фотосъёмка птиц, пожалуй самая захватывающая и интересная. Птицы одни из самых пугливых существ в этом мире и часто требуется не малое терпение, чтобы поймать нужный кадр...

Чтобы получить приличную макрофотграфию стрекозы, бабочки или даже просто цветка нужно приложить немало усилий. И дело здесь не в оборудовании для макросъёмки, и даже не в опытности фотографа. О некоторых секретах профессиональных макрофотографов вы узнаете изучив эту статью и посмотрев небольшой видеоролик...

Часто ли начинающий фотограф задумывается о том, что умелое использование нестандартной экспозиции может из банального сюжета сделать снимок достойный восхищения? Как получить эффект низкого и высокого ключа. Что такое выборочный фокус. Как придать снимку ретро-эффект...

Eсли вы хотите улучшить свои фотографии, придать им живость, динамизм или другие эффекты, вам придётся забыть об автоматических режимах и проявить творческий подход к выбору экспозиционных паремтров: выдержки, диафрагмы и ISO. Используйте нестандартные экспозиционные параметры креативно и добавьте вашим снимкам различные динамические эффекты...

Фотография сегодня - это не просто способ запечатлеть важный жизненный момент. Благодаря огромному количеству техники высокого класса и специальным программам, возможность сделать съемку своим хобби получил каждый. Художественная фотография как вид искусства достаточно многогранна. Даже новичок сможет проявить фантазию в свое удовольствие. При этом каждый найдет для себя любимый жанр.

Немного истории

Сегодня цифровая фотокамера имеется в каждом доме. А ведь еще сто лет назад фотография была настоящей роскошью. Мало кто знает, что обычный снимок - это изображение, рисованное светом. Такое уникальное открытие появилось благодаря нескольким ученым. Прежде чем появилась фотография в таком виде, в котором ее знают многие, было проделано немало работы. История фотографии интересная и захватывающая.

Попытки получения снимков были зафиксированы еще в XVII веке. Но назвать их успешными нельзя. Художественная фотография берет свое начало с 1839 года. Французскому ученому Луи Дагеру впервые удалось получить отчетливое изображение человека. При этом время экспозиции не превышало и минуты. С тех пор фотография совершенствовалась множество раз. Сегодня мы имеем возможность создавать настоящие шедевры при минимальных затратах времени.

Как создать уникальный снимок?

Взять камеру и фотографировать все подряд без предварительных настроек может каждый. При этом красивый снимок получить, скорее всего, не удастся. Тем, кто хочет стать настоящим фотографом, следует научиться в первую очередь правильно подбирать содержимое кадра. Должен быть правильно подобран свет, настроен объектив. Эти правила одинаковы для любой техники, независимо от того, приходится снимать старым "Зенитом" или же новейшей цифровой камерой.

Стать профессиональным фотографом с первых же дней невозможно. Придется сделать огромное количество снимков, прежде чем появится на свет настоящий шедевр. В этом плане цифровая техника имеет немало преимуществ. Неудачный кадр в любой момент можно удалить. Каждый начинающий фотограф должен выделить для себя жанры искусства фотографии, которым он будет уделять внимание в первую очередь. Чтобы стать профессионалом, нельзя распыляться. Редко можно встретить специалиста, который хорошо бы разбирался во всех отраслях той или иной сферы деятельности.

Портрет

Портретная съемка родилась уже тогда, когда люди научились делать первые снимки. Здесь деятели искусства старались повторить образы живописи. Первые портреты стоили достаточно дорого. Их могли позволить себе лишь аристократы. Они фотографировались как самостоятельно, так и с членами своей семьи. Некоторые старинные снимки сохранились до наших дней и находятся сейчас в музеях мира.

Портрет - это не только изображение лица. Если человек изображен во весь рост - это также считается портретной съемкой. Любая школа фотографии в первую очередь включает в свой курс именно этот жанр. Модели могут сниматься как на улице, так и в помещении. Важно, чтобы

основной акцент падал именно на человека. Никакие детали не должны отвлекать внимание.

Отдельно стоит отметить студийную съемку. Этот вид портретной фотографии является относительно молодым. Ранее таким образом снимали звезд для модных журналов. Сегодня же фотосессией в студии может порадовать себя каждый. Художественная фотография при этом заключается в правильном подборе фона и организации освещения.

Натюрморт

Этот жанр фотографии также произошел от живописи. Художники изображали на своих картинах красиво разложенные фрукты и овощи. Дополнялось изображение красивой тканью и посудой. Как только появилась первая школа фотографии, натюрморт также начал пользоваться популярностью. От французского «nature morte» дословно обозначает «неживая природа». Профессиональные фотографы, как и художники, способны зрителю красиво передать смысл существования тех или иных невоодушевленных предметов.

Продолжительное время натюрморт относился к невостребованному жанру. Техника и искусство фотографии преподавались в школах лишь в ознакомительных целях. С развитием информационных технологий натюрморт стал очень популярен. С его помощью фотографы оттачивают свои профессиональные навыки. Кроме того, разве можно вспомнить интернет-магазин без фотографий товаров? Ведь изображение того или иного изделия - это и есть натюрморт.

Сегодня натюрморт занимает одно из первых мест среди всех жанров. История фотографии рассказывает о том, что эмоциональная сила изображений предметов ранее не уступала портретным снимкам. На данный момент эта тенденция утеряна. Но без натюрморта существование онлайн-магазинов было бы невозможным.

Пейзаж

Классический жанр, который предусматривает съемку природы, называется пейзажем. Эту отрасль фотоиндустрии можно назвать наиболее эмоциональной. Именно из природы каждый начинающий фотограф может черпать вдохновение. А некоторые снимки настолько удивительны, что от них сложно оторвать взгляд.

Новичку сложно освоить с первых же дней пейзаж. Фотографии ландшафта сможет сделать каждый. Но суть не в том, чтобы запечатлеть момент. Через изображение должно передаваться состояние души фотографа. Усложняться процесс поиска удачного кадра может различными природными явлениями. В отличие от студии, на улице работе могут мешать яркое солнце, осадки или сильный ветер. Иногда фотографу приходится работать неделями, чтобы получить действительно стоящий снимок.

Архитектура

Как и предыдущие жанры фотографии, архитектура зародилась практически сразу же. Существует огромное сходство с пейзажем. Разница лишь в том, что объектом выступают различные здания и сооружения. Существуют также и отличительные особенности. Огромное внимание уделяется правильному выбору точки съемки. Наиболее выгодно снять здание можно с возвышенности. Например, один дом можно фотографировать с крыши другого.

Архитектура является одним из наиболее сложных жанров. Поиск нужной позиции часто усложняется уличным движением и погодным условиями. Кроме того, через объектив фотокамеры не всегда удается передать детали. Для съемки архитектуры нужна дорогостоящая техника.

Репортажная съемка

Сегодня этот жанр является достаточно распространенным. А пользоваться популярностью репортажная съемка начала лишь во второй половине XX века. Мало кто знает, что снимки различных мероприятий и праздников - это и есть репортаж.

Считается, что фотограф просто снимает то или иное событие. На самом деле репортаж - это возможность передать не только суть тех или иных действий, но и отношение к ним. Если рассматривать различные жанры фотографии, то репортаж наиболее точно передает характер фотографа, его эмоциональное состояние и профессионализм. Если проводится съемка протеста, к примеру, в силах фотографа показать в положительном свете как одну, так и другую сторону. Объективный взгляд на вещи - одно из важнейших черт характера, которой должен обладать настоящий фоторепортер.

Бытовые или жанровые фотографии

Передача с помощью фотокамеры повседневной жизни относится к жанровой съемке. Достаточно часто изображения имеют документальную основу. Жанровые фото по своей сути очень схожи с репортажными. Профессионал должен передать жизнь именно такой, какой она является. На снимке могут быть изображены играющие дети, убирающая двор бабушка, просящий подаяния нищий и т. д.

Отличием жанрового фото является возможность передачи эмоционального состояния не только фотографа, но и самих объектов съемки. На снимке можно увидеть радость, слезы, разочарование и злость. Это может быть как уличная фотография, так и снимок внутри помещения.

Интерьерная съемка

Без этого жанра фотографии сегодня не обойтись, хотя он является достаточно молодым. Уже готовый интерьер, созданный профессиональным дизайнером, имеет свою эмоциональную нагрузку. При этом задачей фотографа является передать задумку совершенно без искажений. Интерьерная фотография тесно связана с дизайном. Ни один профессионал не смог бы создать портфолио своих работ без помощи опытного фотографа.

Ракурс имеет огромное значение в портретной съемке. От правильно выбранной точки зависит, как будет выглядеть комната на снимке. Кроме того, один элемент позволяет украсить все пространство. Поэтому наиболее выгодным деталям интерьера фотограф должен уделять особое внимание.

Репродукция

Этот жанр фотографии не относится к художественным. Несмотря на это, он имеет важное значение. Существует огромное количество сканеров с различными техническими характеристиками. Но фотограф сможет передать суть картины более правильно. Кроме того, многие старинные изображения требуют к себе особого отношения. К краске нельзя прикасаться лишний раз. Фотография - это возможность аккуратно перенести изображение на бумагу. А некоторые снимки выполняются настолько качественно, что отличить фото от оригинала бывает достаточно сложно.

Фотография в стиле Ню

Обнаженное человеческое тело является популярным объектом съемок на сегодняшний день. На самом деле этот жанр зародился достаточно давно. Всем известно, что художники любили изображать своих женщин без одежды. Как только появился первый художественный фотопортрет, зародился стиль Ню. Этот жанр занимает одно из важнейших мест на протяжении многих веков.

Чаще всего объектом фотосъемки выступают девушки. Это может быть как уличная фотография, так и студийная. Обнаженное тело на снимках способно вызвать только положительные эмоции. Никакой злости и отвращения.

Стиль Ню достаточно часто переплетается с бытовой фотосъемкой. Эти жанры фотографии прекрасно существуют вместе. К примеру, может быть изображена обнаженная девушка, которая занимается своими повседневными делами или же загорает на пляже.

Авангардизм

Как и к любой другой сфере жизнедеятельности, к фотосъемке можно найти нестандартный подход. Авангардизм - это особый жанр фотографии. Он характеризуется выходом за рамки общепринятой эстетики. Для достижения своих целей фотограф может использовать самые нестандартные средства.

Авангард не имеет каких-то определенных черт, как другие жанры фотографии. Поэтому профессионализм снимка часто отследить достаточно сложно. Фотографом может изображаться «вторая действительность», которая никак не связана с настоящим миром. Объектом съемки при этом могут быть люди, животные, предметы быта и растения. А изображены они будут в непривычном для окружающих виде.

Макросъемка

У начинающих фотографов этот жанр пользуется огромной популярностью. Он предусматривает получение изображения в определенном масштабе. Многие считают макросъемку возможностью фотографировать на маленьком расстоянии от объекта. Но это не совсем так. Качественный снимок позволяют получать специальные объективы. Техника для передачи объектов в большом масштабе стоит достаточно дорого.

Макросъемка позволяет запечатлеть жизнь насекомых, маленьких животных, а также микроорганизмов. С помощью дорогостоящего объектива можно сфотографировать даже комара или блоху.

Нестандартные жанры фотографии

Существуют разновидности съемок, которые нельзя назвать общепринятыми в профессиональных кругах. В первую очередь к ним относится автопортрет. Качественно снять себя самого не сможет ни один фотограф. Этот жанр больше подходит для любителей. С развитием информационных технологий автопортрет начал пользоваться огромной популярностью. При этом для того чтобы создать снимок, чаще всего используют обычный мобильный телефон.

На смартфон можно снимать также и пейзаж. Фотографии получаются неплохими для домашнего альбома. Качественные же профессиональные снимки должны создаваться с помощью соответствующей техники, которая стоит недешево. Начинать знакомство с фотографией все-таки желательно с полупрофессиональной зеркальной камерой из средней ценовой категории. Такая аппаратура позволяет начинающему фотографу получить представление о жанрах фото, а также обучится азам.

Фотоискусство

разновидность художественного творчества, в основе которого лежит использование выразительных возможностей фотографии (См. Фотография).

К новому, необычному «техническому» средству фиксации изображений с первых дней своего существования обратились представители изобразительного искусства. Один из изобретателей фотографии Л. Ж. М. Дагер был художником, и первые фотографические снимки (дагеротипы) создавались в русле традиционных для живописи жанров портрета, пейзажа и натюрморта. Ранняя фотография открыто имитировала произведения живописи; каждое направление в изобразительном искусстве 19 в (романтизм, критический реализм, импрессионизм) имело своего двойника в пикториальной (т. е. подражающей живописи) фотографии. Приверженцы пикториализма, получившего название художественной фотографии, немало сделали для того, чтобы Ф. обрело высокую изобразительную культуру, ощутило свою органическую связь с пластическими искусствами. К наиболее примечательным результатам подобные поиски привели в фотопортрете. Г. Ф. Надар во Франции, Дж. М. Камерон в Великобритании, А. И. Деньер и С. Л. Левицкий в России и др., восприняв от живописи мастерство анализа человеческой индивидуальности, вместе с тем сделали важный шаг на пути использования различных съёмочных эффектов (освещения и т.д.) для достоверной передачи документально воссозданных черт личности портретируемого человека.

Если в портретном жанре уже в середине 19 в. разрабатывались образные возможности, специфические только для Ф., то произведения др. жанров первоначально целиком принадлежали к пикториальному направлению. Фотографы-пикториалисты, в большинстве случаев в прошлом живописцы и графики, создавали очень сложные по замыслу и исполнению композиции; нередко при этом фотографу приходилось монтировать произведение из нескольких негативов [так, помпезная аллегорическая композиция «Два жизненных пути» английского мастера О. Рейландера (1856) была смонтирована из 30 негативов]. Процесс работы над фотокомпозициями зачастую включал в себя создание графических набросков – так, как это принято при создании живописных полотен.

Параллельно с направлениями Ф., развивавшимися в искусственной среде ателье, уже с 1860-х гг. распространилась техника натурной фотосъёмки. Однако и фотопейзаж вплоть до 1920-х гг. развивался в духе имитации пейзажа живописного (француз Р. Ламар, бельгиец Л. Миссон, англичанин А. Кейли, русский С. А. Саврасов и др.). Подобно тому как в портретном жанре Ф. получило распространение т. н. рембрандтовское освещение, в фотопейзаже конца 19 – начала 20 вв. использовались принципы импрессионистической живописи.

Этнографическая натурная фотография 2-й половины 19 в. была своеобразным подобием записной книжки путешественника: она ставила перед собой целью достоверную фиксацию жизненного материала. Результаты ранних натурных этнографических съёмок показали плодотворность этого метода, ибо послужили основой для возникновения репортажной фотографии. Широкий общественный отклик имели (нередко отмеченные суровой правдивостью) фотографии с фронтов Крымской 1853–56 (Р. Фентон). Гражданской в США 1861–65 (М. Б. Брейди, А. Гарднер), русско-турецкой 1877–1878 (А. И. Иванов, Д. Н. Никитин, М. В. Ревенский) войн.

Чрезвычайно большое, в некоторых отношениях решающее, значение для становления Ф. имели технические и научные достижения в фотографии. Открытие способа приготовления сухих бромо-желатиновых пластин (Р. Мэддокс, Великобритания, 1871) позволило отказаться от т. н. мокроколлодионного метода и производить фотоматериалы фабричным способом, что значительно упростило процесс фотографирования. Предложенный в 1883 рус. фотографом С. А. Юрковским, а затем усовершенствованный австрийцем О. Аншюцем шторно-щелевой затвор, приспособленный к коротким Экспозиция м, позволил фотографировать людей и предметы в движении. Создание Дж. Истменом портативной камеры «Кодак» (США, 1886–88) дало новый толчок для развития репортажной фотографии. На протяжении 2-й половины 19 в. и в 20 в. создавались новые, всё более совершенные и разнообразные фотографические Объектив ы и др. элементы фотооптики (например, приставки и специальные объективы для панорамной съёмки). Работы Л. Дюко дю Орона (Франция, 1868–69), Ф. Айвса (США, 1881), Г. Липмана (Франция, 1891), Б. Гомольки в 1907 и Р. Фишера в 1912 (Германия) заложили основы цветной фотографии.

Важной вехой в истории Ф. явились исполненные Э. Майбриджем (США) циклы фотографий, снятых несколькими камерами с разных точек зрения («Галопирующая лошадь», 1878; «Фигура в движении», «Прыгающая девушка» – оба 1887), которые обнаружили необычайную красоту пластики реальных движений. Во многом благодаря этим новшествам в 1-й четверти 20 в. усилился интерес к интерпретации в Ф. форм реального мира (а не образных принципов, выработанных в иной области искусства, т. е. в живописи). Наряду с пикториализмом в Ф. 1910-х гг. всё большее значение получал документализм (Э. Атже во Франции, П. Мартин в Великобритании, А. Стиглиц в США, М. П. Дмитриев в России и др.), в русле которого создавались произведения, посвященные прозе повседневной городской или сельской жизни, проникнутые горячим сочувствием к «маленькому человеку».

Важную роль в эволюции Ф. на этом этапе сыграли такие тесно связанные с успехами журналистики приёмы фотографирования, как репортажная съёмка «скрытой камерой» (См. Скрытая камера), длительное фотонаблюдение (т. н. привычная камера), создание фотосерий (т. е. фотоочерков или цикла фотографий на одну тему). Становление и развитие этих форм документального Ф. во многом было связано с появлением лёгкой, работающей на киноленте камеры «Лейка» (изобретена немцем О. Барнаком в 1914, массовый выпуск налажен в 1925). Характерные для 1920-х гг. обогащение возможностей репортажной фотографии и достижения документального Ф. во многом способствовали окончательному признанию самостоятельной эстетической ценности фотографических изображений. Внимание обращалось теперь преимущественно на создание правдивых образов, воспроизводящих жизнь «в формах самой жизни».

Преодолевая черты этнографической или чисто жанровой созерцательности, характерные для многих социальных наблюдений в документальной Ф. начала 20 в., лучшие представители зарубежного фоторепортажа 20–30-х гг. сумели создать обобщённые образы разлагающейся буржуазной демократии, её капитуляции перед надвигающимся фашизмом (нем. мастера А. Айзенштадт и Э. Заломон), впечатляющие картины обнищания народных масс (произведения У. Эванса, Д. Ланге, Р. Ли, Б. Шана и др. мастеров, работавших в начале 30-х гг. в США).

В 1910–20-е гг. интенсивно проводились исследования выразительных возможностей фотоматериалов: среди мастеров Ф. популярность обрели композиции (т. н. фотограммы венгра Л. Мохой-Надя и рейограммы американца Мэн Рея; подобными экспериментами занимались также А. Ренгер-Патч в Германии, Я. Функе в Чехословакии и др.), полученные без применения фотоаппарата с помощью различных предметов, накладываемых на чувствительную бумагу и оставляющих на ней свои следы под воздействием света. Эти опыты послужили основой для развития фотографики, обогатившей арсенал художественных средств Ф.; однако решительный отказ от принципа изобразительности открывал путь для вторжения в Ф. модернистских концепций (близких Дадаизм у, Сюрреализм у и др. авангардистским течениям).

Подлинным триумфом документального Ф. явился сов. фоторепортаж 20-х – начала 30-х гг., возникший из потребности в конкретном рассказе о происходивших в стране грандиозных социальных преобразованиях. Фотокомпозиции 20-х гг., появившиеся в газетах и журналах («Огонёк», «Советское фото» и др.), сразу же заняли видное место в ряду бурно развивавшихся форм революционного искусства. Открывая в сов. действительности черты, непосредственно выявляющие пафос социалистического строительства, мастера документального Ф. 20-х гг. (М. В. Альперт, Б. В. Игнатович, Е. И. Лангман, А. М. Родченко, С. О. Фридлянд, Я. Н. Халип, А. С. Шайхет и другие) виртуозно использовали новаторские приёмы создания фотографической выразительности (необычные ракурсы и т.д.), отнюдь не превращая их в самоцель (например, эффектная верхняя точка съёмки позволяла передать на снимке истинные масштабы происходящих в стране преобразований).

Наряду с документальным Ф. успешно развивалась студийная фотография. Виднейшим мастером фотопортрета был М. С. Наппельбаум (ему принадлежит первый в советское время фотопортрет В. И. Ленина; среди др. мастеров, фотографировавших Ленина, ведущее место занял П. А. Оцуп). В 20–30-е гг. выдвинулись также фотопортретист А. П. Штеренберг, фотопейзажисты Н. П. Андреев, Ю. П. Еремин, С. К. Иванов-Аллилуев, К. А. Лишко, А. В. Скурихин, применявшие т. н. мягкорисующую оптику и особые способы печати, позволяющие детально разрабатывать тональные отношения.

Создателями советского прикладного Ф. (часто использующего технику Фотомонтаж а) явились Родченко и Л. М. Лисицкий, обогатившие художественных возможности книжной иллюстрации, плаката, оформительского искусства.

Новым этапом развития сов. документального Ф. стал репортаж периода Великой Отечественной войны 1941–45. Вместе с мастерами старшего поколения активно выступали Д. Н. Бальтерманц, А. С. Гаранин, И. Е. Озерский, М. С. Редькин, М. И. Савин, Г. З. Санько, М. А. Трахман, Е. А. Халдей, И. М. Шагин и др. Пользуясь портативными камерами («Лейка», «ФЭД»), военные репортёры сохранили для будущих поколений правдивый образ всенародной борьбы с фашизмом. Свой вклад в создание фотолетописи 2-й мировой войны 1939–45 внесли и репортёры др. стран антигитлеровской коалиции (американец Д. Дункан и др.).

Зарубежное документальное Ф. 1950–1970-х гг. характеризуется многообразным развитием жанровой фотографии, обычно создаваемой в результате путешествий фоторепортёров, посылаемых крупными агентствами, по различным странам. Среди документальных снимков, поставляемых объединением «Магнум », редакциями иллюстрированных журналов типа «Лайф » и агентствами печати (Юнайтед Пресс Интернэшонал , Ассошиэйтед Пресс , Рейтер , Франс пресс и т.д.), наряду с обезличенной фотоинформацией, рассчитанной на удовлетворение самых невзыскательных вкусов, встречаются подлинные произведения искусства. Яркой антимилитаристской направленностью отличались военные фоторепортажи В. Бишофа, Р. Капы, Д. Сеймура, созданные во время американской агрессии во Вьетнаме и др. войн 60-х гг. Фотокниги франц. мастера А. Картье-Брессона, созданные в результате его путешествий 40–50-х гг., привлекают виртуозным умением автора проникать в характер жизни разных народов средствами документального Ф. Прогрессивные тенденции современного документального Ф. капиталистических стран представлены также творчеством Б. Дейвидсона, А. Кертеса, Д. Уинера, Д. Фрида и др. Яркими достижениями отмечено развитие документального Ф. социалистических стран [среди ведущих мастеров – Т. Лер (ГДР), Л. Ложиньский (Польша), Э. Пардубски (Чехословакия), Л. Альмаши (Венгрия), А. Михаилопол (Румыния), И. Скринский (Болгария)].

Художественная фотография, которая в 19 – начале 20 вв. (т. е. в пору отсутствия малоформатных съёмочных камер и особо светочувствительных материалов, мешавшего развитию документального Ф.) представлялась главным и даже единственным путём развития фотографического творчества, в середине 20 в. заняла более скромное место в современной Ф. В отличие от фотодокументализма, основанного на принципе непосредственного воспроизведения впечатлений «потока жизни», художественная фотография продолжала существовать как особая форма фотографического творчества, в котором автор интерпретирует натуру посредством создания искусственной среды (фотоателье) или посредством различного рода лабораторных преобразований (фотомонтаж, фотографика, подчёркивающая лежащий в основе фотографического изображения черно-белый контраст, Соляризация , различные модификации позитивного процесса (См. Позитивный процесс) и т.д.). Как и на рубеже 19–20 вв., художественная фотография развивается, чутко отражая многообразные направления изобразительного искусства, в том числе и многие кризисные его тенденции. П. Брассаи во Франции, Х. Каллаган, Д. Кипис, А. Сискайнд, А. Уэстон (все – США) и др., фотографируя штукатурку старых стен, обрывки плакатов, трещины на асфальте и т.д., изменяя при этом масштабы и фактуру до неузнаваемости, создают композиции в духе абстрактного искусства (См. Абстрактное искусство). Тенденции к эпической величавости в трактовке дикой природы (А. Адамс, США), психологизму сюрреалистического толка (Т. дель Тин в Италии, Д. Харисиадис в Греции), экспрессионистической напряжённости образов (Б. Брандт в Великобритании) свойственны современному зарубежному фотопейзажу. Гуманистическим пафосом проникнуты произведения лучших мастеров зап.-европейского и амер. фотопортрета (Р. Аведон, Брассаи, Ю. Карш, Э. Стайхен, Ф. Халсман и др.). Мастерами фотографики зарекомендовали себя Ф. Ройтер (Италия), В. Раух (ФРГ), Э. Хартвиг (Польша).

В 1970-е гг. чрезвычайно усилилось влияние фотографических форм художественного видения на живопись и графику, что привело к появлению различных видов т. н. гиперреализма (представители которого имитируют Ф., надеясь найти выход из тупика новейших модернистских течений).

Современный этап в развитии сов. документального Ф. (начавшийся в первые послевоенные годы) характеризуется особым многообразием жанровых форм и творческих манер. Появление новой аппаратуры способствует специализации многих мастеров в области определённых тем и направлений фототворчества. Постоянный интерес к темам музыки (О. В. Макаров), балета (Е. П. Умнов), драматического театра (А. С. Гаранин), спорта (И. П. Уткин, В. С. Шандрин), авиации (В. М. Лебедев) позволяет авторам достигать большой глубины в образном раскрытии жизненного материала; тема памяти о героях Великой Отечественной войны впечатляюще интерпретируется фотомастерами, прошедшими по её дорогам (М. П. Ананьин, В. М. Мастюков). Создание Агентства печати Новости (См. Агентство печати Новости) (АПН), деятельность фотохроники ТАСС, издание большого количества иллюстрированных журналов («Огонёк», «Советский Союз », «Смена », «Советский экран » и др.) расширили «географию» советского фоторепортажа (В. А. Генде-Роте, Г. А. Копосов, В. С. Резников, В. С. Тарасевич, Л. Н. Шерстенников и др.). В образах документального Ф. (прежде всего в крупных фотожанрах, например фотоочерке) всё чаще предстают не только события, но и отдельные люди, трактованные с глубоким проникновением в их индивидуальную психологию. Современное советское документальное Ф. отмечено расцветом т. н. репортажного портрета, в котором человек снят не в специальных условиях фотоателье, но в процессе труда, на улицах города, в домашней обстановке. С 1969 (в связи с созданием издательства «Планета ») развивается новый жанр сов. документального Ф. [создание фотокниг – ежегодников («Фото-70» и т.д.), региональных альманахов («Северное сияние», 1974, и др.), авторских изданий]. Среди национальных школ сов. документального Ф., окончательно оформившихся в 60–70-е гг., одно из ведущих мест занимает литовская (А. Кунчюс, А. Мацияускас, А. Суткус и др.).

В области советской художественной фотографии в 50–70-е гг. успешно выступали В. А. Малышев (цветной фотопортрет), А. Кочар, Р. Л. Баран (использующий для акцентировки черт портретируемого различные эффекты печати), фотопейзажисты А. М. Перевощиков и успешно применяющие возможности цвета А. Г. Бушкин, В. Е. Гиппенрейтер, Л. Л. Зиверт, Н. Ф. Козловский. Методы фотомонтажа, фотографики, негативно-позитивного комбинирования, печати посредством цветных фильтров и масок разрабатывают Л. Балодис, В. С. Бутырин, Р. Дихавичюс, П. Карпавичюс, П. Тооминг и др. Новые эстетические критерии вырабатывает современное сов. прикладное Ф., привлекающее внимание многих фотохудожников (В. Ф. Плотникова и др.).

Лит.: Морозов С., Русская художественная фотография, М., 1955; его же, Советская художественная фотография, М., 1958; его же, Искусство видеть, М., 1963; его же, Фотография среди искусств, [М., 1971]; Наппельбаум М., От ремесла к искусству, М., 1958; Photographis. The international annual of advertising and editorial, Z., 1966–; Pawek K., Das Bildaus der Maschine. Skandal und Triumph der Photographic, Olten – Freiburg im Breisgau, 1968; Gernsheim Н. and A., The history of photography from the camera obscura to the beginning of modern era, N. Y., ; The encyclopedia of photography, v. 1–20, N. Y. – Toronto – L., ; One hundred years of photographic history, Albuquerque (New Mexico), 1975.

А. С. Вартанов.