Проектная технология на занятиях иностранного языка. Организация и проведение сценарных уроков иностранного языка

Проектная технология на занятиях иностранного языка. Организация и проведение сценарных уроков иностранного языка

Тип урока: усвоение новых знаний.

Задачи урока:

Образовательные:

словообразования;

Развивающие:

логическое мышление;

Развивать языковую догадку;

Воспитательная:

Ориентировать детей на уважительное отношение к разным профессиям, уважать труд свой и своих родителей;

Просмотр содержимого документа
«Сценарный план открытого урока по английскому языку по теме: « Professions»»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей № 6 имени М.А. Булатова»

Сценарный план открытого урока

по английскому языку

по теме: « Professions »

Э.Ш. Перегудова и др.

Изд-во: «Просвещение» г. Москва

Учитель английского языка

Гордиенко Ирина Валерьевна

Курск-2016г.

Сценарный план урока по английскому языку по теме « Professions »,

6 класс

Цель урока: развитие способности к синтезу и анализу материала по

заданной теме.

Тип урока: усвоение новых знаний.

Формы образовательного процесса: фронтальная, парная, индивидуальная.

Задачи урока:

Образовательные:

Знакомить обучающихся с основными стратегиями

словообразования;

Расширить объем лексики по теме «Профессии»;

Формировать лексические навыки говорения;

Развивать навыки диалогической речи;

специальной информации и общего понимания.

Развивающие:

Развивать память, внимание, мышление, воображение,

логическое мышление;

Развивать языковую догадку;

Учить анализировать, обобщать, группировать.

Воспитательная:

Ориентировать детей на уважительное отношение к разным
профессиям, уважать труд свой и своих родителей;

Развивать у учащихся интерес к языку.

Планируемые результаты:

Обучающиеся:

Актуализируют в речи лексику по теме «Профессии», глаголы

в Present Simple, в 3 л. ед.числе, формы глагола to be;

Тренируют общие и специальные вопросы в Present Simple

(What does he do? What is he? What is his job? Does he like his
job? Where does he work?) в диалогической речи;

Знакомятся с наиболее типичными суффиксами для
образования профессий, увлечений, занятий по теме
«Словообразование»: er, or, ist, ian;

Продолжают совершенствовать навыки неподготовленной
речи;

Проявляют инициативу и творческие способности;

Смогут использовать приобретенные навыки в повседневной
жизни, в процессе общения.

Универсальные учебные действия (УУД), на формирование которых направлен образовательный процесс.

Коммуникативные

Личностные

Познавательные

Регулятивные

Логические

Использовать коммуникативные,

прежде всего речевые,

средства для решения коммуникативной

Строить понятные для

партнера высказывани;

Осуществлять взаимоконтроль и взаимопощь при работе в парах;

Стремиться к координации позиций при работе в парах.

Формировать

учебно-познавательный

интерес к новому

учебному материалу,

мотивацию к

изучению иностранного

языка, положительное отношение к

уроку иностранного языка;

Развивать способность к самопроверке;

Проявлять инициативу и

самостоятельность.

Осуществлять поиск и

выделение необходимой информации,

Уметь структурировать знания;

Развивать смысловое чтение;

Уметь осознанно строить речевое высказывание в устной и письменной формах;

Расширение общего лингвистического кругозора школьников;

Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты и явления, строить логические рассуждения;

Самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, представлять информацию на основе таблиц.

Определять цель учебной деятельности с помощью учителя;

Планировать свои

действия для реализации задач;

Принимать

и сохранять учебную задачу;

Уметь адекватно оценивать результаты собственной деятельности;

Адекватно воспринимать оценку учителя, одноклассников;

Регулировать свое поведение в соответствии с признанными моральными нормами.

Развивать умение анализировать информацию, сравнивать, обобщать, группировать.

Развивать память, внимание, мышление.

Педагогические технологии:

Технология коммуникативного обучения иноязычной
культуре;

ИКТ – технологии;

Технология сотрудничества;

Личностно - ориентированное обучение;

Элементы здоровьесберегающих технологий.

Оборудование, технические средства:

Компьютер, проектор, мультимедийная презентация,
раздаточный материал (индивидуальные листы с
заданиями для работы в парах), запись песни

«When I was a soldier»;

Тексты для аудирования;

Картинки по теме: «Профессия», «смайлики», таблицы
для этапа рефлексии.

Межпредметные связи: история, русский язык.

Литература:

1. УМК «Английский язык. 6 класс»/ В.П. Кузовлев, Н. М. Лапа, Э.Ш. Перегудова и др. – М.:Просвещение.

2. УМК «New opportunities», Elementary /Michael Harris, David Mower, Anna Sikorzynska и др.- Pearson Longman.

Этапы урока,

формы работы.

Продолжительность

УУД, формирующиеся на данном этапе.

Основные виды учебной деятельности

I. Этап мотивации учебной деятельности

1. Оргмомент

Т. Good morning, boys and girls!

I am glad to see you.

Личностные : адекватная мотивация учебной деятельности; формирование мотивации к изучению иностранного языка; формирование положительного отношения к уроку иностранного языка.

Восприятие на слух приветствия, речи учителя и одноклассников, ответы согласно ситуации общения.

2. Речевая разминка. Интерактивные формы работы с учащимися

Т. You go to school and it is your job, isn’t it?

What do you do at school? (учащиеся по цепочке отвечают на вопрос)

Примерные ответы:

I do projects, do the sums and calculate.

I learn poems, study Maths.

I write dictations and read interesting books.

Регулятивные : самооценка готовности к уроку.

Тренировать глаголы в Present Simple.

3. Эмоциональная рефлексия учебной деятельности в начале урока

Т. Are your in a good mood?

What smile do you choose?

Red, green, yellow? – Ok. Nice.

Учащиеся отвечают на вопросы учителя, выбирают «смайлики», соответствующие их настроению.

4. Ознакомление с темой урока, сообщение целей урока.

(работа с классом)

Т. Look at the spidergram. Guess the word that unites the words around. Pictures can help you. Right you are, it is «jobs». Is it interesting for you? Yes. So we are going to build, practice and learn many words about different professions and jobs and speak, read about them.

Регулятивные : определение цели учебной деятельности с помощью учителя; планирование своих действий для реализации задач; принятие и сохранение учебной задачи. (целеполагание)

Учащиеся угадывают самостоятельно слова и определяют тему.

5. Фонетическая зарядка (хоровое проговаривание)

Прочтение стихотворения:

«A sailor went to sea, sea, sea

To see what he could see, see, see.

And all that he could see, see, see

Was the blue, blue sea, sea, sea!»

Восприятие на слух рифмовки, повторение ее с английской интонацией, соблюдением ритма и правильным произношением.

II. Этап актуализации опорных знаний и фиксации затруднений в деятельности

1. Аудирование диалогов с целью извлечения специальной информации (индивидуальная работа)

Т. Open your students books,

ex 1, p 116. Listen to the dialogues. What do the children’s parents do? Find out the meaning of the highlighted words.

Познавательные : выявление необходимой информации, умение структурировать знания.

Личностные

Регулятивные : умение адекватно оценивать результаты собственной деятельности.

Воспринимать на слух и зрительно содержание текстов с некоторыми новыми словами и речевыми конструкциями. Понимать содержание и извлекать необходимую информацию.

2. Самопроверка.

(парная работа)

What have you learnt about Bill’s and Molly’s parents worк? (выполнение упр.2 стр.116)

Логические : развивать память, внимание.

Работать с таблицей, зачитывать сообщения, соблюдать нормы произношения, ударения, интонации.

3. Задание к диалогам. (выделение новых речевых структур)

Т. Какие вопросы задают в диалогах? Read them out:

What does he do?

Where does he work?

Does he like his job?

Тренировать вопросительные предложения и отработать активные речевые конструкции.

Общие и специальные вопросы:

What’s your father’s job?

What does your father do?

What is your father?

4. Контроль домашнего задания. Лексическое упражнение (фронт. работа)

Т. People have different jobs and work in different places.

(у.2, стр117)

Активизация нового лексического материала по теме: «Профессии», читать вслух слова с соблюдением норм произношения и ударения. Соотносить звуковой и буквенный состав слова.

III. Этап введения нового материала («открытие» обучающими нового знания)

1. Введение нового материала «Словообразование» в форме презентации

Learning strategies

1) to design + er = designer

2) piano + ist = pianist

3) fire + man = fireman

4) life + guard = lifeguard

Познавательные : умения анализировать, группировать явления, строить логические рассуждения.

Учащиеся самостоятельно определяют наиболее типичные суффиксы при образовании профессий, занятий, увлечений: er, or, ist, ian, сложение других слов. Их выводы сопровождаются визуальной поддержкой.

IV. Этап построения проекта

1. Диалогическая речь по образцу (парная работа)

Т. Ask each other questions about your parents’ jobs.

Познавательные : умение осознанно строить речевое высказывание в устной форме с опорой. Взаимодействие с собеседником. Развитие воображения.

Коммуникативные : оформление своих мыслей в устной речи с учетом учебных ситуаций, использовать речевые средства для решения коммуникативной задачи. Осуществлять взаимопомощь.

Вести диалог, адекватно отвечать на вопросы. Разыгрывать диалоги с опорой на образец. Уметь задавать общие и специальные вопросы и уметь отвечать на них. Воспроизводить и употреблять в речи изучаемые лексические единицы.

2. Пауза в учебной деятельности (прочтение хором, выполнение действий)

This is my house

This is the door

The windows are clean

And so is the flour

This is my chimney

As high as can be

The smoke goes out

Tongue twister: she sells sea shells

On the sea shore

Выразительно воспроизводить фонетические стихотворения, соблюдая произношение, ударение, ритм. Выполнять физические упражнения.

3. Чтение с целью извлечения основной и специальной информации. (работа в парах)

Учащиеся получают листы с текстом и заданием: заполнить таблицу о сфере деятельности героя, соответствующей профессии и указать суффикс, используемый в каждом конкретном слове.

(см. приложение № 1)

Read the texts about Leonardo Da Vinci, Michael Lomonosov,Winston Churchill and fill in the charts. Find the words for the jobs. What do we call the people who work in these areas, write the suffixes.

Коммуникативные : участие в парной работе, планирование своей работы, осуществление взаимопомощи, взаимоконтроля.

Познавательные : умение сопоставлять и отбирать информацию из текста, анализировать, группировать факты, строить логические рассуждения, развитие смыслового чтения, выделять главные факты, опуская второстепенные; расширение общего лингвистического кругозора школьников.

Регулятивные : умение ставить цель собственной познавательной деятельности и удерживать ее.

Личностные : формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу.

Работать в парах и извлекать из текста необходимую информацию. Сравнивать и анализировать информацию. Работать с таблицей. Применять изученные правила словообразования. Орфографически корректно писать слова с опорой на текст. Использовать языковую догадку.

V. Этап проверки реализации построенного проекта

    Проверка проектов (таблицы)

Индивидуальный проект «Робототехника»

Учащиеся зачитывают выделенную информацию. Учитель собирает выполненные задания (таблицы) и выставляет оценки.

Личностные : умение развивать способность к самопроверке.

Логические : развивать память, внимание.

Познавательные : умение структурировать знания.

Закрепить изученный грамматический и лексический материал.

2. Музыкальная пауза

I think it is high time to relax.

Sing a good song.

«When I was a soldier»

Воспринимать на слух общее содержание песни, улавливать ее мелодию, подпевать.

VI. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке

Подведение итогов:

1.Игра: «Запоминание лексики по кругу»

(по принципу «snow ball»)

Учащиеся образуют группы из 4-х человек.

P1: I am a banker

P2: He is a banker, I am a farmer.

P3: He is a banker. She is a farmer. I am an accountant. Затем группы 2,3;

профессии не повторять.

Обобщение изученного лексического материала. В высказываниях использовать тренируемые лексические единицы, употреблять глагол to be в Present Simple.

2.Эмоциональная рефлексия

(в конце урока)

Are you in a good mood at the end of the lesson?

What smile do you choose?

Red, green, yellow?

What have we done at the lesson?

Учащиеся вспоминают этапы урока. Учитель рисует лучи.

Звучит песня «Here comes the sun» группы Beatles

Регулятивные : умение контролировать свою деятельность по результатам, умение адекватно воспринимать оценку учителя, одноклассников.

Учащиеся отвечают на вопросы учителя, выбирают «смайлики», соответствующие их настроению на конец урока. Осваивать формы личностной рефлексии.

3.Рефлексия

Заполнить карты рефлексии (приложение № 2)

Which exercise do you find interesting, boring, difficult, easy.

What have you learnt at the lesson?

Личностные : умение развивать способность оценки своих действий, проявлять инициативу и самостоятельность.

Учащиеся заполняют таблицу и высказывают свое мнение о выполненных упражнениях и отвечают на вопросы учителя.

4.Домашнее задание

Выполнить у 4, стр118 (my parents’ jobs) по образцу письменно;

АВ у1,2 стр102

Учащиеся записывают домашнее задание.

5.Окончание урока

Thank you for your work

Your marks are…

В этой главе речь пойдет о видах сценарных уроков, а также методике их

проведения. Прежде, чем говорить о каждом виде сценарных уроков в

отдельности, целесообразно проанализировать общие черты таких уроков.

Во-первых, сценарные формы урока английского языка реализуются, как

правило, после изучения какой-либо темы или нескольких тем, выполняя

функции обучающего контроля. Такие уроки проходят в необычной,

нетрадиционной обстановке. Подобная смена привычной обстановки

целесообразна, поскольку она создает атмосферу праздника при подведении

итогов проделанной работы, снимает психический барьер, возникающий в

традиционных условиях из-за боязни совершить ошибку. Нетрадиционные

формы урока иностранного языка осуществляются при обязательном участии

всех учеников группы/класса, а также реализуются с непременным

использованием средств слуховой и зрительной наглядности. На таких уроках

удается достичь самых разных целей методического, педагогического и

психологического характера, которые можно суммировать следующим образом:

Осуществляется контроль знаний, навыков и умений учащихся по

определенной теме;

Обеспечивается деловая, рабочая атмосфера, серьезное отношение

учащихся к уроку;

Предусматривается минимальное участие на уроке учителя.

Во-вторых, сценарные уроки имеют 3 основных базовых этапа:

1) Он является предпосылкой формирования и развития мотивационной сферы

учащихся: ставятся проблемы, выясняется степень готовности к их решению, к

нахождению путей достижения целей урока. Намечаются ситуации, участие в

которых позволит решать познавательные, развивающие и воспитательные

задачи. Развитие мотивационной сферы осуществляется тем эффективнее, чем

результативнее проведен подготовительный период: качество выполнения

учащимися предварительных заданий влияет на их интерес к предстоящей

работе. При проведении урока учитель учитывает отношение учащихся к

оригинальной форме урока; уровень их подготовленности; возрастные и

психологические особенности.

2) Сообщение нового материала, формирование знаний учащихся в различных

"нестандартных" формах организации их мыслительной активности.

3) Он посвящен формированию умений и навыков. Контроль обычно не

выделяется во времени, а "растворяется" в каждом из предшествующих этапов.

В период анализа данных уроков целесообразно оценивать как итоги обучения,

воспитания, развития учащихся, так и картину общения - эмоциональный тонус

урока: не только в общении учителя с учащимися, но и в общении учащихся

друг с другом, а также отдельных рабочих групп.

Как уже отмечалось ранее, подробнее мы остановимся на следующих

сценарных уроках: урок-дискуссия, урок-мозговой штурм, урок-ролевая игра,

урок-проект, урок-спектакль.

Урок-дискуссия

Этот тип предполагает создание ситуаций решения собственно

коммуникативно-познавательных задач. Коммуникативное взаимодействие и

сотрудничество – это всегда всестороннее обсуждение общего для всех

предмета познавательной активности. К совокупности коммуникативно-

познавательных задач можно отнести широкий спектр моделирования ситуаций

в рамках симуляции (simulation), дебатов, диспутов и конференций, различных

интервью. При подготовке таких ситуаций учитель определяет темы,

формирует задания для самостоятельной подготовки учениками материалов

будущих дискуссий, является ее организатором. Участники же дискуссии (то

есть учащиеся) должны не только уметь сформулировать свою точку зрения и

ее обосновать, но прежде всего должны уметь слушать и понимать суждения

партнеров, видеть сходства и различия мнений, должны уметь формулировать

вопросы для уяснения содержания высказываний. При организации дискуссии

учитель следит не только за правильностью речи выступающих, ее

лексическим и грамматическим богатством, но и за правильностью понимания

возможность учащимся высказывать самые разнообразные точки зрения,

обращая внимание на противоречивые и альтернативные высказывания по

поводу одного общего предмета. Учитель также обобщает и демонстрирует

общие результаты дискуссии. Темы обсуждения должны соответствовать

жизненным и познавательным интересам учеников, как, впрочем, и все

По мнению Р.С. Аппатовой, групповая дискуссия является одним из более

продуктивных способов организации общения на уроке. В процессе такой

дискуссии учащиеся анализируют полученную информацию и принимают

единое, обоснованное решение. «Дискуссия как способ последовательного

решения коммуникативных задач вносит существенный вклад в активизацию

устноречевого взаимодействия учащихся, в обучении полилогическому

общению» . А если совместить дискуссию с ролевой игрой, то это

позволит учащимся снять коммуникативные барьеры в общении, увеличить

объем их речевой практики, поможет каждому спланировать свое

высказывание, а всех вместе – объединит сюжетом, организационными

формами, правилами и т.п.

Способность вести дискуссию включает в себя множество

лингвистических, интеллектуальных и социальных навыков и умений.

Дискуссия с ее давно сложившимися традициями является механизмом ведения

организованного обсуждения различных тем. Участники дискуссии излагают

свои аргументы и контр-аргументы, убеждая друг друга правоте своей точки

зрения и риторических навыков. Таким образом, изучение методов ведения

дискуссии предоставляет изучающим отличную возможность поднять свое

умение говорить и общаться на гораздо более высоком уровне.

Дискуссия развивает умения логически и критически мыслить, умение

организовывать свои мысли; владение устной речью, риторические умения,

способность работать в группе, способность сосредотачиваться на сути

проблемы, умение держаться на публике.

Ведение дискуссии на иностранном языке оказывает неоценимую помощь

в следующем: устной практике, сознательном использовании иностранного

языка в практических целях; преодолении комплексов. В целом, умение вести

беседу способствует развитию навыков, необходимых для того, чтобы

учащиеся были в состоянии эффективно общаться, мыслить критически.

Научась этому умственному процессу, люди будут способны к:

1) Анализу сильных и слабых сторон противоположных точек зрения и умению

поставить себя на место других.

2) Осознанию того, что чувства представляют собой реакцию на ситуацию, и

что они были бы другими, будь отношение к ситуации иным.

3) Общению и справедливому отношению к людям.

4) Мобилизации всех имеющихся у них средств для решения проблемы и

поиска оптимального решения.

5) Умению приветствовать интересные вопросы как возможность направить

мысль в новое русло.

6) Развивать наблюдения и выводы.

7) Различать факты, имеющие и не имеющие отношение к теме.

Участники дискуссии должны уметь правильно использовать: повествование,

описание, пояснение с помощью примеров, сравнение или

противопоставление, выводить причину и следствие, давать определения,

умело пользоваться аргументацией. Последние два направления (определение

и аргументация ) особенно важны с точки зрения участников дискуссии. При

обучении ведению дискусии следует помнить о понятиях риторики:

определение (ключевые понятия, определения, термины должны

сопровождаться определениями с тем, чтобы их значения были понятны всем

участникам)

Типы определения:

* Логическое(краткое, ясное, объективное)

* Образное(обычно основанное на метафоре)

* Расширенное(детальное, длительное)

Определения необходимы для разъяснения заявлений и утверждений. Сами по

себе заявления не имеют смысла. Для их обоснования необходимы аргументы.

Однако аргументы нуждаются в подкреплении их с помощью доказательств

Аргументы могут вытекать из определения; происходить из связи между

причиной и следствием; порождаться ситуацией или обстоятельствами;

основываться на аналогии; основываться на доказательствах.

Способы развития аргументации:

* индукция - использование фактов и доказательств для выведения общего

заключения.

* дедукция - движение от общего к частному, характерно использование

силлогизмов.

Школьников необходимо обучать подготовке к ведению дискуссии.

Следующие исследовательские навыки представляются крайне необходимыми:

1) Работа в библиотеке

2) Использование справочников, газет, журналов,и т.д.

3) Анализ цели

4) Подход к теме с различных точек зрения

5) Ведение записей

6) Правильное документирование

Суть курса по ведению дискуссии заключается в непрекращающихся

диспутах. Тем не менее, и другие виды деятельности необходимы для

понимания школьниками всех граней ведения дискуссии. Эти виды

деятельности включают речь и анализ текста, упражнения по языковому

осознанию, коммуникационные игры, упражнения в риторике, совместная

работа в течение всего процесса - от подготовки до выступлений .

Дискуссия - это сложный вид деятельности, и, таким образом, очень

важно избежать стремления объяснить и научить школьников всему сразу.

1) стоит заранее объявить тему урока-дискуссии и те вопросы, которые будут

обсуждаться.

2) рациональна подготовка и распределение ролей в дискуссии, предоставление

определенного материала учащимся, т.к. такой урок требует тщательной

подготовки.

3) составление плана урока-дискуссии с учетом элмента спонтанности.

4) подготовка наглядных средств, аудиовизуальных материалов, опор, которые

будут являться базой при ведении дискуссии.

5) заранее можно подготовить не самых сильных учеников, т.к. для них это

будет шанс проявить себя, и такой подход даст им возможность поверить в свои

6) подготовка системы анализа, оценки и поощрения учеников. Здесь важно

учитывать не только то, достигнуты ли основные цели, но и то, в каком

настроении пребывают ученики в конце урока-дискуссии. Ведь позитивное

настроение - это мощный толчок к дальнейшим успехам и заинтересованности

учащихся в изучении иностранного языка.

Урок-мозговая атака

Метод и термин "мозговой штурм", или "мозговая атака", предложены

американским ученым А. Ф. Осборном (за основу взят вариант эвристического

диалога Сократа). Изобретателем было отмечено, что коллективно

генерировать идеи эффективнее, чем индивидуально. В обычных условиях

творческая активность человека часто сдерживается явно и не явно

существующими барьерами (психологическими, социальными,

педагогическими и т. д.). Эту ситуацию удобно выразить при помощи модели

"шлюза". Творческая активность человека чаще всего потенциально

сдерживается, как вода при помощи "шлюза". Поэтому нужно открыть "шлюз",

чтобы ее высвободить. Жесткий стиль руководства, боязнь ошибок и критики,

сугубо профессиональный и слишком серьезный подход к делу, давление

положительных эмоций - все это выполняет роль "шлюза". Диалог в условиях

"мозговой атаки" выступает в роли средства, позволяющего убрать "шлюз",

высвободить творческую энергию участников решения творческой задачи.

Принцип “мягкого соревнования”

При обучении надо использовать мягкое соревнование, так как оно

способствует активному вовлечению детей в учебный процесс.

При проведении мягкого соревнования необходимо соблюдать следующие

1. организовывать групповые соревнования чаще, чем индивидуальные;

2. соревновательная деятельность не должна быть связана с

вознаграждением, оценками в журнал и т. д.;

3. состав команды должен постоянно меняться.

Оценка мягкого соревнования:

По количеству идей, выдвинутых командой;

По количеству оригинальных идей (это те идеи, которые другие

команды не предлагают).


©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20

Сценарий первого урока второго иностранного языка

(французский язык) в 6 классе.

Тема урока: «Первая встреча с французским языком!»

Цель урока: формирование представления о тесной взаимосвязи языка и культуры, введение в язык.

Задачи урока:

    Формирование мотивации к изучению предмета и чувства толерантности к культуре, традициям, реалиям и языку другой страны.

    Развитие и воспитание у школьников понимания важности изучения иностранного языка в современном мире.

    Развитие коммуникативной компетенции в некоторых видах речевой деятельности (говорение, аудирование, чтение).

    Овладение аспектами языка: лексическим и фонетическим.

    Развитие умения анализировать собственную деятельность, работу одноклассников и учителя.

    Развитие умений работать индивидуально, в группах и парах.

    Формирование основ самоконтроля и самооценки.

Тип урока: урок первичного предъявления новых знаний.

Материально-техническое оснащение урока: компьютер, колонки, видеопроектор, учебник, аудиоприложение к учебнику, раздаточный материал (цифры, имена известных французов).

Ход урока

Речь учителя:

Здравствуйте, ребята! С этого года вы приступаете к изучению нового, важного и интересного предмета – французский язык, для вас он - второй иностранный язык. Я надеюсь, мы сможем получить основные представления об этом прекрасном языке и насладиться его культурными сокровищами! Я уверена, вы удивитесь французскому менталитету, узнаете о выдающихся людях и событиях этой страны, а также сможете блеснуть знаниями разговорных фраз этого экзотического для нашей местности языка! Цель первого занятия – получить представления о связи языка и культуры, а также познакомиться с французским языком в общем. Предположите, что вас ожидает сегодня к концу занятия? Чему вы можете научиться за первые 45 минут французского языка в вашей жизни?

II Основной этап (32 минуты)

Речь учителя:

Прежде чем перейти к практике на французском языке, мне бы хотелось обсудить с вами следующие вопросы: «Для чего нам нужен ИЯ?», «Стоит ли изучать культуру страны изучаемого языка?» и «Связан ли язык с культурой?».

(Слайд №2). «Человек столько раз человек, сколько языков он знает.» Пьер Брантом.

Обсуждение высказывания. Учитель мотивирует обучающихся на изучение иностранных языков и подводит к мысли, что их изучение – важная необходимость в современном мире. Язык – средство приобретения знаний.

(Слайд №3). «Ни один человек не должен путешествовать, пока он не изучил язык страны, которую посещает. В противном случае он добровольно делает себя большим ребенком - таким беспомощным и таким нелепым.»Ральф Уолдо Эмерсон.

Обсуждение высказывания. Учитель подводит обучающихся к мысли, что иностранный язык необходим как средство общения с представителями других народов, приводя примеры из личного опыта путешествий.

(Слайд №4). «Для познания нравов какого ни есть народа старайся прежде изучить его язык.» Пифагор Самосский.

Обсуждение высказывания. Учитель подводит обучающихся к мысли, что культура тесно связана с языком, отражение культурных ценностей народа можно найти в языке. Примером служит рассказ об эскимосах Аляски, имеющих в своем повседневном речевом обиходе свыше 40 лексем, обозначающих понятие «снег», что подчеркивает их особое отношение к снежным осадкам. Подобное уважение к снегу отсутствует в речевом и культурном аспектах русского человека, что говорит также о разнообразии культур мира.

Речь учителя:

(Слайд №5). На самом деле, вы часто употребляете в речи французские слова, даже не подозревая, что они – французские. Слово «l’étoile» переводится с французского как «звезда», игра «patience» переводится как «терпение», театральный суфлёр получил свое название от французского «souffler», то есть «дышать, выдыхать, подсказывать», а вот слово «la fourchette» означает вовсе не фуршет, а «вилку», шарф, надеваемый под пальто и прикрывающий горло – «к ашне» («le cache-nez») буквально переводится с французского как «прячь-нос», всем известный «ш езлонг» (« une chaise longue») в глазах французов – ничто иное как «длинный стул». Интересный пример - слово «помидор» происходит от французского «pomme d’or» и переводится как «золотое яблоко»! Вы можете привести похожие примеры?

Работа в группах . (Слайд №6). Для следующего задания обучающиеся делятся на 3 группы.

Речь учителя:

Я попрошу вас выделить особенности французского языка, во-первых, на слух, прослушав аудиозапись разговора французов, во-вторых, визуально, изучив слайд (на нём одна и та же фраза написана на английском, немецком, французском языках).

После того, как группы пришли к своим выводам, обменялись наблюдениями, учитель с помощью слайда №7, акцентирует внимание на неозвученных особенностях (среди особенностей: мелодичность речи, ударение в слове на последнем слоге, диакритические знаки, носовые гласные, «картавый» звук и другие).

Речь учителя:

Поскольку нам удалось выяснить, чем французский принципиально отличается от нашего родного языка и от английского/немецкого, предлагаю попрактиковаться в освоении первых слов и фраз! Обращайте внимание на те особенности произношения, которые вы ранее выделили.

Ouvrez vos livres sur la page 8. Le ç on 1. (Сопровождение слов действиями)

Развитие умений чтения. Работа над произношением.

Опора на опыт владения первым иностранным языком (разъяснение, что многие согласные французского языка читаются так же, как и в их первом иностранном языке). Введение правил чтения буквосочетаний ou [ u ] и om , on [õ]. Введение правил чтения согласных t , s и гласной e на конце слова (не читаются). Отработкой чтения хором и индивидуально. Используется наглядный материал учебника и записи на доске.

Речь учителя :

Ecoutez et répétez les phrases après le speaker. (Прослушивание диалога-приветствия, класс повторяет за диктором фразы из упражнения.).

Работа в парах. Ученики читают диалог по ролям.

Работа в парах + физкультминутка . Ученики вытягивают карточку с цифрами и ищут себе нового речевого партнера, имеющего такую же цифру (перемещаются по классу, пересаживаются и т.п.) Обучающиеся тренируются составлять аналогичный диалог-приветствие-прощание, заменяя имена героев уже на свои имена и здороваются друг с другом. Затем обучающиеся вытягивают себе листы с именами известных французов и разыгрывают диалог-знакомство, представляясь чужим именем.

III Заключительный этап (7 минут)

Домашнее задание. Объяснение стратегии выполнения.

Домашнее задание:

В качестве первого домашнего задания обучающие находят информацию о человеке, именем которого они представлялись, и готовят краткое изложение информации о нём (годы жизни, профессия, значение для Франции), а также тренируют умения чтения в ранее прочитанных предложениях.

Оценивание работы на уроке.

Введение методики «Отчёт за две недели». На первом уроке учителю необходимо разъяснить технику работы с данной методикой, цели таких отчетов. Первый раз такой опросный лист они заполнят на следующей неделе, так как в учебном плане урок 2ИЯ – 1 час в неделю.

Суть данной методики формирующего оценивания: Ученикам необходимо письменно ответить на три вопроса: «Чему я научился за эти две недели?», «Что осталось для меня неясным?», «Какие вопросы я задал бы ученикам, если бы я был учителем, чтобы проверить, поняли ли они материал?».

Подведение итогов урока. Обсуждение достигнутой цели, постановка планов на будущие занятия. Благодарность классу за урок. Прощание.

Список использованных источников и литературы:

    Береговская Э. М. Французский язык. Книга для учителя. 2015.

    Береговская Э. М. Французский язык. Учебник для 5 класса. 2015.

    Кобринец О. С. Французский за 15 минут. Начальный этап. 2015.

    Пинская М. А. Оценивание в условиях введения требований нового Федерального государственного образовательного стандарта. 2013.

    Щепилова А. В. Теория и методика обучения французскому как второму иностранному языку. 2005.

Методе проектов как педагогическая технология - это совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути, что предполагает определённую совокупность учебно-познавательных приёмов, решающих поставленную проблему в результате самостоятельных действий с обязательной презентацией результата (продукта).

Основная цель обучения иностранным языкам – формирование коммуникативной компетенции, что предусматривает не только практическое владение иностранным языком, но и умение работать с информацией: печатной, звуковой на разных носителях, т.е. владение умениями критического и творческого мышления. Всё это достигается при личн.-ориентр. подходе, а метод проектов наиболее полно отражает основные принципы личностно ориентированного подхода, базирующегося на принципах гуманистического направления в психологии и педагогике.

Сегодня метод проектов является одним из популярнейших в мире , поскольку позволяет рационально сочетать теоретические знания и их практическое применение для решения конкретных проблем окружающей действительности в совместной деятельности школьников. Задача учителя активизировать деятельность каждого учащегося, создать ситуации для их творческой активности в процессе обучения. Проектная деятельность позволяет учащимся выступать в роли авторов, созидателей, повышает творческий потенциал, расширяет не только общий кругозор, но и способствует расширению языковых знаний.

Проект. тех-я позволяет : 1– развивать творческие возможности уч-ся,
2. развивать умения уч-ся: - самостоятельно конструировать свои знания и применять их для решения познавательных и практических задач, - ориентироваться в информационном пространстве, - анализировать полученную информацию.

Применительно к уроку иностранного языка, проект – это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий, завершающихся созданием творческого продукта.

Проектная методика характеризуется высокой коммуникативностью и предполагает выражение учащимися своих собственных мнений, чувств, активное включение в реальную деятельность, принятие личной ответственности за продвижение в обучении.

Главные цели введения в школьную практику метода проектов:

1. Показать умения отдельного ученика или группы учеников использовать приобретенный в школе исследовательский опыт.

2. Реализовать свой интерес к предмету исследования, приумножить знания о нем.
3. Продемонстрировать уровень обученности иностранному языку.

4. Подняться на более высокую ступень, образованности, развития, социальной зрелости.

5 А также: расширить словарный запас детей, закрепить изученный лексико-грамматический материал, создать на уроке атмосферу праздника и украсить кабинет иностранного языка красочными работами детей.

Отличительная черта проектной методики – особая форма организации. Организуя работу над проектом важно соблюсти несколько условий :

1 Тематик а может быть связана как со страной изучаемого языка, так и со страной проживания, учащиеся ориентированы на сопоставление и сравнение событий, явлений, фактов из истории и жизни людей разных стран.

2. Проблема , предлагаемая ученикам, формулируется так, чтобы ориентировать учеников на привлечение фактов из смежных областей знаний и разнообразных источников информации.

3.Необходимо вовлечь в работу всех учащихся класса, предложив каждому задания с учетом уровня его языковой подготовки

Для того чтобы разбудить в школьниках активную деятельность, им нужно предложить проблему интересную и значимую. Метод проектов позволяет школьникам перейти от усвоения готовых знаний к их осознанному приобретению .

В проектной методике используются:1.Разнообразие 2.Проблемность 3.Учеба с удовольствием . 4.Эгофактор , (возможность говорить о том, о чем школьники думают, о своих планах).5. Новизна

В курсе иностранный язык метод проектов может использоваться в рамках программного материала практически по любой теме

В проектной методике используется весьма плодотворная идея. Наряду с вербальными средствами выражения учащиеся широко используют и другие средства: не только мультимедийные презентации, но и рисунки, коллажи, картинки, планы, карты, схемы, анкетные таблицы, графики и диаграммы. Таким образом, развитие коммуникативных навыков надежно подкрепляется многообразием средств, передающих ту или иную информацию. .

Этапы проектирования

1. Подготовка к проекту

Приступая к созданию учебного проекта, следует соблюдать ряд условий:
– предварительно изучить индивидуальные способности, интересы, жизненный опыт каждого ученика;
– выбрать тему проекта, сформулировать проблему, предложить учащимся идею, обсудить ее с учениками.

2. Организация участников проекта

Сначала формируются группы учащихся, где перед каждым стоит своя задача. Распределяя обязанности, учитываются склонности учащихся к логичным рассуждениям, к формированию выводов, к оформлению проектной работы. При формировании группы в их состав включаются школьники разного пола, разной успеваемости, различных социальных групп.

3. Выполнение проекта

Этот шаг связан с поиском новой, дополнительной информации, обсуждением этой информации, и ее документированием, выбором способов реализации проекта (это могут быть рисунки, поделки, постеры, чертежи, викторины и др.). Одни проекты оформляются дома самостоятельно, другие, требующие помощи со стороны учителя, создаются в классе. Главное – не подавлять инициативу ребят, с уважением относится к любой идее, создавать ситуацию «успеха».

4. Презентация проекта

Весь отработанный, оформленный материал надо представить одноклассникам, защитить свой проект. Здесь важны способы выполнения и представления проекта. Так, у школьников может быть специальная тетрадь только для проектов. Проекты могут выполняться на отдельных листах и скрепляться вместе, образуя выставку, монтаж. Группы могут соревноваться друг с другом. Проектные задания тщательно градуируются, с тем, чтобы учащиеся могли выполнять их на английском языке. Поощряется вначале черновой вариант, а потом чистовик.

5. Подведение итогов проектной работы.

Количество шагов – этапов от принятия идеи проекта до его презентации зависит от его сложности.

Начало проектной деятельности школьников обычно очень простое – то, что имеет непосредственное значение для каждого из них.

4. Scenario lessons. Types of the lessons, planning and management .

Сценарные уроки – нестандартные уроки, т.е. уроки нестандартной формы, обладающие большой мотивацией. Органичное сочетание образования, развития и воспитания.

Сценарий – прописанная система действий в конкретной ситуации, которая характеризуется тем, что позволяет выбрать вариант ситуации и определить адекватные действия.

Уроки даются после изучения темы. Выполняют функцию контроля.

Уроки в нетрадиционной обстановке.

Характерна атмосфера праздника.

Обязательное участие всех.

Обязательное использование средств слуховой и зрительной наглядности.

Минимальное участие учителя.

Виды:

Урок-дискуссия.

Урок-мозговая атака.

Урок-ролевая игра.

Урок-ток шоу.

Урок-проект.

Урок-экскурсия.

Урок-конкурс (викторина).

Урок-симуляция.

Сценарные уроки: урок-мозговая атака. Рекомендации по организации урока.

Суть её заключается в следующем: один желающий ученик выходит для ответа перед классом – он объект атаки - «атакуемый», все остальные задают ему вопросы по теме. Задающий вопросы ученик – «атакующий» - должен формулировать его чётко, лаконично, так, чтобы ответ был неодносложным. Соответственно «атакующий» и сам должен знать ответ на задаваемый вопрос. В случае если «атакуемый» не знает ответа на поставленный вопрос, «атакующий» сам должен дать ответ. (Это один из эффективнейших видов работы, так как позволяет включить в работу весь класс, учит чётко формулировать вопросы и выстраивать ответы в соответствии с ними, приучает к активной речевой деятельности, что в настоящее время является важнейшим компонентом изучения языка; также учащиеся учатся быть корректными собеседниками и слушателями. Кроме этого, такой вид работы позволяет оценить активность 5 – 6 учащихся. После проведения мозговой атаки необходимо попросить учащихся прокомментировать и оценить ответы «атакуемого», но не только эмоционально, но и критически, при этом вырабатывается умение давать аргументированную оценку ответа товарища. Такие задания помогают развитию логического мышления учащихся, укрепляют память, создают предпосылки для становления принципиальности.)

1 этап: Учащимся предлагается подумать и записать все, что они знают или думают, что знают, по данной теме;

1. Жесткий лимит времени на 1-м этапе 5-7 минут;

2. При обсуждении идеи не критикуются, но разногласия фиксируются;

3. Оперативная запись высказанных предложений.

Возможна индивидуальная, парная и групповая формы работы. Как правило, их проводят последовательно одну за другой, хотя каждая может быть отдельным самостоятельным способом организации деятельности. Примечание: парная мозговая атака очень помогает учащимся, для которых сложно высказать свое мнение перед большой аудиторией. Обменявшись мнением с товарищем, такой ученик легче выходит на контакт со всей группой. Разумеется, работа в парах позволяет высказаться гораздо большему числу учащихся.

ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ СЦЕНАРНЫХ УРОКОВ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

1. Понятие сценарный урок иностранного языка

Урок был и остается основным звеном учебно-воспитательного процесса. Важнейшей проблемой, волнующей всех учителей средних школ, является повышение эффективности урока как основной формы обучения и воспитания учащихся.

Положительно изменить многое в отношении учащихся к учению может творческий подход учителя к подготовке и проведению урока. Причем творческий подход характерен для каждого учителя, если он проявляет выдумку и изобретательность, вовлекает каждого учаще­гося в организацию и проведение урока, делает учеников своими соавторами в конструировании уроков. В этом случае есть уверенность, что учитель добьется значительных успехов в повыше­нии эффективности урока.

В методике известны различные типы уроков. Они используются в зависимости от темы, места данного урока в учебном процессе, определены замыслом учителя и т.д. Условно все уроки можно разделить на традиционные и нетрадиционные. Именно нетрадиционный подход к проведению урока позволяет побудить учащихся к активизации умственной деятельности, к самостоятельному творчеству, реализации возможностей каждого учащегося.

На таких уроках воплощается в общем деле творчество учащихся и творчество учителя. Уроки такого типа дают учителю достаточно полное представление об уровне речевых умений учащихся, однако оценки на таких уроках не выставляются, что дает положительные результаты, т.к. учащиеся не чувствуют боязни за сделанные ошибки.

1. Начинать работу с большой предварительной подготовки: готовится оборудование урока, готовятся сами учащиеся, выполняются необходимые предварительные задания, накапливаются по поручению учителя нужные учебные материалы.

2. Обязательно нужно включать всех учащихся в подготовку и проведения урока.

3. Учитывать фактический уровень подготовленности конкретного класса.

4. При анализе проведенного нестандартного урока оценивать не только степень достижения поставленных целей, но и тот эмоциональный тонус, который устанавливается на уроке, а также интерес учащихся, их активность, коллективизм, взаимопомощь и другие благоприятные условия, положительно влияющие на формирование личности школьника.

По структуре нетрадиционный урок может не содержать обычных блоков и этапов, а представляет собой целостный сценарий по теме. Такие уроки – это всегда уроки развития неподготовленной речи.

Перед написанием сценария нестандартного урока следует подготовить методическое обоснование. Вот некоторые рекомендации по написанию методического обоснования нестандартного урока:

1. Обоснуйте, почему именно данный вид нестандартного урока вы выбираете для проведения в данном классе, по данной теме, на данном этапе (опишите психологические и возрастные особенности учащихся, уровень их языковой подготовки, интерес к данной форме работы и т.п.).

2. Основательно изучите сами выбранную форму нестандартного урока и ознакомьте с ней учащихся класса (укажите, как выбудете это делать).

3. Продумайте цели и задачи данного урока (он должен являться логическим завершением той или иной темы).

4. Определите основные этапы подготовки нестандартного урока и продумайте, как будут распределяться роли среди учащихся класса, что будет делать каждый и какова позиция учителя на каждом из этапов (консультант, информатор, лидер, помощник, сотрудник, рефери, т.д.).

5. Подберите задания и упражнения для каждого этапа и продумайте необходимое время на подготовку.

6. Продумайте условия для индивидуального раскрытия каждого участника данного урока.

7. Подготовьте сценарий урока, в котором подробно распишите, что вы ожидаете от каждого ученика.

8. Укажите время презентации нестандартного урока, пригласите коллег.

9. Оговорите, как будет проходить обсуждение результатов проведения урока.

2. Дидактические возможности нетрадиционных уроков

Сценарные уроки не требуют изменения программы, они являются логическим завершением той или иной темы. Но положительный результат достигается только лишь в том случае, если есть система в работе учителя, если есть желание побуждать учащихся готовиться к этим урокам так, чтобы это приносило им радость и удовлетворение. Подобные уроки воспитывают чувство коллективизма, сопереживания за товарища, ответственность перед всей группой не подвести, не отстать от одноклассников.

Уроки подобного типа могут создаваться коллективно, т.е. всеми учителями, работающими в школе. Разрабатывается модель и сценарий каждого урока. Затем уроки проводятся одним из учителей. При проведении и подготовке урока проявляется искусство учителя. Главное в таком деле не опыт, а оригинальный подход и нестандартный образ мысли.

Нетрадиционные уроки позволяют:

■ формировать у учащихся целостное представление об изучаемой теме;

■ объяснять наиболее трудные вопросы изучаемой темы;

■ реализовывать межпредметные связи в соответствии с требованиями времени;

■ активизировать познавательную деятельность учащихся;

■ повышать качество усвоения изучаемого материала;

■ создавать творческую обстановку в коллективе учащихся;

■ выявлять способности каждого;

■ улучшать контакт учителя с учащимися;

■ формировать навыки работы школьников с дополнительной литературой;

■ учить учащихся сравнивать, обобщать, экспериментировать;

■ повышать интерес учащихся к предмету «иностранный язык».

3. Наиболее распространенные формы нестандартных уроков и методика их организации и проведения

Рассмотрим более подробно некоторые наиболее часто применяемые в школе формы нестандартных уроков.

Интересен по своей структуре урок-диспут (его часто называют дебаты).

В нашем обществе силе слова зачастую уделяется недостаточное внимание. Умение выражать себя принимается как должное, и считается, что при хорошем владении грамматикой и богатом справочном запасе человек способен к образованной речи. Школьные программы нередко не содержат ориентации на сознательное становление устного высказывания.

Спор с его давно сложившимися традициями является механизмом ведения организованного обсуждения различных тем. Две группы излагают свои аргументы и контраргументы с тем, чтобы попытаться убедить выступающего в роли судьи в правоте своей точки зрения и риторических навыках. Таким образом, изучение методов ведения дискуссии предоставляет изучающим отличную возможность поднять свое умение говорить и общаться на гораздо более высоком уровне.



Дебаты развивают умение логически и критически мыслить; умение организовывать свои мысли; владение устной речью; риторические умения; уверенность в собственных силах; способность работать в группе; способность сосредотачиваться на сути проблемы; умение держаться на публике.

Ведение дебатов на иностранном языке оказывает неоценимую помощь в следующем: устной практике, сознательном использовании иностранного языка в практических целях; преодолении комплексов. В целом, умение вести дебаты способствует развитию навыков необходимых для того, чтобы учащиеся были в состоянии эффективно общаться.

Одним из наиболее важных навыков, формируемых в результате ведения дебатов, является способность мыслить критически. Научась этому умственному процессу, люди будут способны к: 1) анализу сильных и слабых сторон противоположных точек зрения и умению поставить себя на место других людей; 2) осознанию того, что чувства представляют собой реакцию на ситуацию; 3) осознанию границ своих познаний и склонности к предубеждению; 4) общению и справедливому отношению к людям, выражающим непопулярные идеи или убеждения; 5) мобилизации всех имеющихся у них средств для решения проблемы и поиска оптимального решения; 6) умению приветствовать интересные вопросы как возможность направить мысли в новое русло; 7) развивать навыки наблюдения и умения делать выводы.

Количество участников дебатов может варьироваться от 2-х до 4-х групп. В спорах некоторых видов участники могут лишь делать выступления, в то время как в других им предоставляется еще и возможность задавать вопросы.

Следующие правила были приняты по ведению дебатов: Участники: 1. Хронометрист - регистрирует время, затраченное каждым участником. Делает устное предупреждение за 30 секунд до истечения времени и дает сигнал необходимости заканчивать выступление. Сообщает сколько времени затрачено на выступление. 2. Судья - делает заключение о том, какая команда одержала победу. Судья приводит мотивы принятого им решения, помогая, тем самым, участникам подготовиться к следующим дебатам. 3. Команды, состоящие, как правило, из 4- 5 участников. Команда, выступающая в защиту темы называется «утверждающей», оспаривающая ее - «отрицающей».

Памятка «Как преодолеть неуверенность»:

1. Нервозность естественна. Внешняя нервозность не приведет к потере очков.

2.Ваши товарищи вас поддержат, т.к. для многих из них эта речь тоже первая.

3. Вы должны быть хорошо подготовлены: подготовьте хорошую речь, при подготовке репетируйте до тех пор, пока не почувствуете себя уверенно.

4. Перед тем как говорить, глубоко вздохните и установите зрительный контакт.

5. Вы должны выглядеть уверенным, даже если и не ощущаете уверенности.

6. Говорите медленно, четко, не торопитесь, делайте паузы там, где нужно.

7. Если необходимо, повторите отдельную мысль, но никогда не начинайте свою речь сначала.

8. Постарайтесь держать всю аудиторию в поле зрения.

9. Используйте жесты для придания вашим аргументам большей силы.

Участники дискуссии должны уметь правильно использовать: повествование; описание; пояснение с помощью примеров; сравнение или противопоставление; выводить причину и следствие; давать определения; умело пользоваться аргументацией. Последние два направления (т.е. определение и аргументация) особенно важны с точки зрения участника диспута. При обучении ведению дискуссии следует помнить о следующих понятиях риторики: определение (ключевые понятия/термины должны сопровождаться определениями с тем, чтобы их значения были понятны всем участника).

Типы определения:

Логическое определение (краткое, ясное, объективное);

Образное определение (обычно основанное на метафоре);

Расширенное определение (детальное, длительное).

Определения могут даваться: 1) перечислением характеристик вещей; 2) перечислением их компонентов; 3) путем противо­поставления или сравнения; 4) предоставлением примеров; 5) указанием их цели; 6) комбинацией перечисленных способов. Определния необходимы для разъяснения заявлений или утверждений. Сами по себе заявления не имеют смысла. Для их обоснования необходимы аргументы. Однако аргументы также нуждаются в подкреплении их с помощью доказательств.

Аргументы могут вытекать из определения; происходить из связи между причиной и следствием; порождаться ситуацией или обстоятельствами; основываться на аналогии; исходить из принципа «тем более» (если человечество смогло послать человека в космос, то оно должно быть в состоянии накормить всех нуждающихся); основываться на доказательствах.

Способы развития аргументации:

Индукция (использование фактов и доказательств для выведения общего заключения);

Дедукция (движение от общего к частному, использование силлогизмов).

Школьников необходимо обучать подготовке к ведению дискуссии. Следующие исследовательские навыки представляются крайне необходимыми: 1) работа в библиотеке и с интернет источниками; 2) использование справочников, газет, журналов и периодических изданий; 3) анализ цели; 4) подход к теме с различных точек зрения; 5) ведение записей; 6) правильное документирование.

Вот описание возможной последовательности действий на начальном этапе подготовки дискуссии:

1. «Значение слова» - коммуникативная игра, способствующая росту осознания роли речи. Например, часть группы видит картинку, спрятанную от других, и пересказывает ее содержание своим товарищам, которые воспроизводят рассказ на бумаге. Описывающие картинку не видят, что рисуется с их слов.

2. Демонстрация модели диспута в видеозаписи.

3. Школьники делают заключение и учитель объясняет правила.

4. Анализ роли выступающих.

5. Определения.

6. Пути развития аргументации.

7. Аспекты судейской деятельности.

8. Развитие ораторских навыков устной речи (артикуляция, голосовые модуляции, использование мимики и жестов и т.д.).

9. Практика выступления на публике с сообщением по теме.

10. «Мозговой штурм».

11. Исследовательская работа.

12. Классификация и отбор доказательств.

13. Написание текста выступления.

14. Практика судейских заключений.

15. Подготовка к состязанию.

Дискуссия готовится всем ходом предшествующей работы по теме, отдельные приемы отрабатываются на уроках темы. Ученикам должна быть понятна форма сценарного урока, который вы планируете проводить.

Интересно проходят уроки-турниры для учащихся младших классов. На этих уроках предлагаются загадки, скороговорки, кроссворды и т.д. Обычно такие уроки проводятся в конце четверти на завершающем уроке. Разгадывание головоломок, ребусов, чайнвордов развивает смекалку и укрепляет память. Предварительно нужно ввести следующие слова с дефиницией: puzzle - головоломка. Она может создаваться с помощью цифр, букв, рисунков или того и другого вместе. Chainword - чайнворд (цепочка слов). В чайнворде последняя буква предыдущего слова является первой буквой после­дующего. Слова, которые нужно вставить в чайнворд, зашифровываются рисунками, ребусами или ключевыми предложениями. Crossword - кроссворд (пересечение слов). Слова зашифрованы так же, как в чайнворде. Кроссворды нужно заготовить на отдельных листах, чтобы они были хорошо видны всем учащимся или ксерокопировать для каждого учащегося. Это не должно быть новым видом работы на данном уроке для учащихся, т.к. в этом случае на выполнение задания будет уходить много времени. Подобные задания нужно регулярно выполнять на уроках.

Rebus -ребус или рисованные загадка. В ребусе искомое слово или фраза изображены комбинацией фигур, букв, цифр, нот и других знаков.

Урок-игра тоже в основном проводится для младших школьников. Одним из важнейших приемов при обучении иностранному языку детей является игра. Факторы, сопровождающие игру, – интерес, чувство удовлетворения, радости – облегчают обучение. Игра конкретна и соответствует развитию младших школьников. Возбуждение, вызываемое игрой, создает как бы зону торможения для всего того, что находится вне игры.

Учитель может широко использовать подвижные, полуподвижные и спокойные игры при объяснении и усвоении нового учебного материала. Игры могут применяться с различными целями: при введении и закреплении лексики и моделей иностранного языка; для формирования умений и навыков устной речи; как форма самостоятельного общения детей на иностранном языке. Усложняя игру в процессе обучения, мы соблюдаем принципы постепенности, последовательности и доступности в обучении.

На уроках нужно использовать как оригинальные игры, специфичные для детей страны изучаемого языка, так и игры, знакомые уже детям по содержанию, но с иностранным текстом. Чаще всего используются аналоги телепередач: «Что? Где? Когда?», «Поле чудес», «Умники и умницы» и т.д.

Область их применения - преимущественно повторение определенных тем. Соревнование состоит из нескольких конкурсов-этапов. Заключительный этап - подведение итогов.

Ролевая игра является учебной моделью межличностного группового общения, специфической организационной формой обучения устно-речевому общению, основанному на коммуникативном принципе. Она легко вписывается в урок и доставляет учащимся неподдельное удовольствие.

Задачи, решаемые с помощью ролевой игры:

1. усвоение и закрепление нового материала;

2. развитие творческих способностей;

3. формирование общеучебных умений;

4. развитие коллективных форм общения;

5. повышение мотивации.

Виды и свойства ролевых игр.

Ролевая (деловая в старших классах) игра позволяет приблизить обстановку учебного процесса к реальным условиям порождения потребности в знаниях и их практическом применении, что обеспечивает личностную познавательную активность школьников.

Роль, даваемая ученику должна учитывать учебные задачи урока, а также индивидуальные особенности и потребности учащихся.

Функции ролевой игры:

Обучающая (способствует развитию речевых навыков и умений);

Мотивационно-побудительная (вызывает потребность в общении на иностранном языке);

Воспитательная (создаются условия для воспитания дисциплины, взаимопомощи, активности, самостоятельности, умения отстоять свою точку зрения, проявления инициативы);

Ориентирующая (ориентирует на планирование собственного речевого поведения собеседника, развивает умение контролировать свои поступки, давать объективную оценку поступкам других);

Компенсаторная (реализует стремление детей к общению, даже при недостатке языковых средств).

Позиция учителя при проведении ролевой игры.

1. Руководитель – сценарист, режиссер.

2. Участник – партнер учеников по игре.

3. Наблюдатель – контролер за ходом игры.

4. «Отсутствующий».

Дидактические возможности ролевой игры:

– создается благоприятный психологический климат на уроке;

– учащиеся испытывают удовольствие от проведения игры, т.к. любая игра имеет высокую мотивацию;

– урок проходит на высоком эмоциональном уровне;

– в процессе игры учащиеся имитируют определенную деятельность, что формирует навыки и умения, на основе полученных знаний;

– послеигровое обсуждение способствует закреплению знаний.

Отрицательные моменты: высокая трудоемкость подготовки для учителя;

учитель должен быть хорошим сценаристом, режиссером и актером, иначе ему будет трудно организовать игру, что может привести к разочарованию учащихся;трудности с заменой участников игры, если кто-то отсутствует в момент проведения игры;некоторая неопределенность и непредсказуемость результатов; возможное скрытое сопротивление отдельных участников.

Урок-экскурсия (путешествие) может проводиться различным образом. Для того, чтобы этот урок действительно принес пользу учащимся, для развития их познавательных интересов и углубления знаний, перед проведением такого урока учащихся можно разбить на группы и предложить каждой из них задание или несколько вопросов, на которые они должны ответить. Каждая группа, получив задание, идет своим маршрутом, во время которого собирает нужные сведения. После экскурсии группа решает поставленные перед ней задачи, используя полученные данные.

Можно проводить такой урок и в виде экскурсии или путешествия с остановками, т.е. в форме игры. На остановках учащимся предлагаются определенные вопросы (желательно, чтобы они тематически были связаны с самой экскурсией). Те, кто в состоянии ответить на эти вопросы, является участником путешествия и может на следующей остановке отвечать на последующий вопрос. Побеждает тот, кто успешно отвечает на все вопросы.

Урок-показ мод используется для закрепления лексики по теме одежда. Учитель заранее с группой учащихся составляет план урока, распределяя роли. Также необходимо подготовить ведущих (они же могут выступать в роли модельеров или модельеров-консультантов), которые расскажут о новейших направлениях моды. На урок следует принести журналы мод, с которыми учащиеся смогут ознакомиться. Вероятно, у них возникнут вопросы к модельерам. Вопросы не должны оставаться без ответов. Также, такой урок могут провести старшеклассники для учащихся средней ступени: побеседовать с ними об умении красиво одеваться, причесываться, правильно использовать косметику, продемонстрировать красивую одежду. Сейчас многие девочки мечтают о профессии манекенщицы, поэтому такой урок пройдет достаточно интересно в любой школе.

Урок-телемост обычно проводится для старшеклассников по определенной теме. Класс делится на две группы. Данному уроку предшествует большая подготовка, т.к. учащимся приходится обсуждать не только пройденную тему, но задействовать и дополнительный материал. Такой урок расширяет и углубляет знания учащихся по определенной теме.

Урок-аукцион может проводиться в любом классе. Обязательным условием является то, что учащиеся должны уметь рассказать о продаваемой вещи, представить все ее положительные стороны. Проводится урок следующим образом: за демонстрационным столом находится аукционист и его ассистент. У аукциониста есть маленький молоточек. Ассистент записывает фамилии купивших какие-то вещи. Учащиеся предлагают свои вещи на продажу, описывая подробно все их преимущества. Если у «покупателей» есть вопросы по поводу вещей, они задают их. Затем аукционист приступает к продаже.

Урок пресс-конференцию хорошо использовать для повторения какой-либо темы или для обсуждения какой-то интересной проблемы. Он готовится заранее. На пресс-конференции присутствуют «ученые» из разных стран, или «музыканты» известных групп, или «известные спортсмены» и т.д. Остальные учащиеся «журналисты». Они имеют бэджи и представляют определенные газеты. Журналисты заранее готовят вопросы, на которые хотят получить ответы по данной теме. Вопросы могут быть поставлены и в ходе пресс-конференции, но учитель должен быть уверен, что все журналисты будут участвовать в опросе. Некоторые вопросы можно подавать и в письменном виде.

Урок-квиз или урок-конкурс проводится после изучения какой-то темы или после изучения какого-то раздела этой темы. Побеждает тот, кто быстрее и правильнее ответит на все поставленные вопросы.

Учащиеся, сталкиваясь с наиболее сложными случаями употребления грамматических сочетаний в литературе и разговорной речи, часто путают одно сочетание с другим. Многократ­ное прослушивание и воспроизведение рифмовок помогает легче: запомнить изучаемые речевые модели, облегчает в дальнейшем их употребление в речи, способствует выработке устойчивого и безошибочного навыка их использования в адекватных речевых ситуациях. Необходимо, чтобы все рифмовки были оформлены на карточках и имелись в наличии у учащихся, чтобы, в случае ошибок, они могли их повторять. Подобные уроки можно проводить с любым грамматическим материалом.

Урок-размышление, урок-дискуссия, урок-круглый стол, урок-беседа - похожи по структуре. Учитель выбирает определенную тематику, разрабатывает план проведения урока. Заранее объявляется тема такого урока и те вопросы, ответы на которые желательно бы было подготовить. Тему необходимо выбрать актуальную, чтобы ее обсуждение вызывало желание у учащихся говорить. По ходу проведения урока у учащихся возникнут свои вопросы, которые им бы хотелось обсудить с одноклассниками. Такую инициативу нужно поощрять. Тем не менее, необходимо раздать определенный материал некоторым учащимся класса, т.к. такой урок требует тщательной подготовки и не стоит рассчитывать на то, что все этапы урока пройдут спонтанно. Заранее можно подготовить не самых сильных учеников, т.к. для них это будет шанс проявить себя и такой подход даст возможность кому-то из них поверить в свои силы.

Урок-анализ и урок-проблема имеют сходную структуру. Для урока-анализа выбирается актуальная ситуация и анализируется с учащимися. Тема непременно должна интересовать всех и вызывать желание не только говорить, но и действительно анализировать ситуацию.

Урок-поэзии необходим для учащихся средних школ, т.к. он дает возможность познакомить их с прекрасными стихами авторов той страны, чей язык они изучают. На обычном уроке заниматься стихами не представляется возможности, поэтому это можно успешно сделать на нетрадиционном уроке. Многие учащиеся сами пишут стихи; их необходимо привлечь к переводу стихов того автора, о каком пойдет речь на уроке.

Урок-мечта может проводиться в любом классе, в зависимости от выбранной тематики. Школьники мечтают о многих вещах. Учителю важно выяснить их мечту и на ее основе построить урок. Подбирается соответствующий языковой материал, исполь-зуются изученные структуры, привлекаются тексты, на базе ко? торых будет строиться урок. Не стоит забывать и об оформлении урока. При необходимости, стоит принести красочные картинки открытки, они сделают урок более интересным и запоминающим.

Урок-исследование - это урок, на котором учащиеся могут исследовать себя и найти ответы на какие-то важные вопросы.. Им предлагаются какие-либо тесты (на иностранном языке) психологического или познавательного характера, которые они выполняют во время урока. В конце выполнения обязательно дается ключ. Результаты исследования обсуждаются в конце урока.

В настоящее время весьма актуальной специальностью является профессия юриста. Обычно школьники в юридических классах занимаются по тематике углубленного обучения. Им редко предлагается профессионально-ориентированная лексика. Уроки типа урока-расследования являются своеобразной профессиональной ориентацией на будущую профессию. Но такой урок может быть проведен и в обычной школе, т.к. к подобным про­блемам проявляют интерес многие школьники.

Это далеко не полный перечень форм сценарных уроков. Проявляя заинтересованность и творчество, вы сможете подготовить и провести много разных форм нетрадиционных уроков.