Политика правительства александра 2 на национальных окраинах. Национальная политка Александра II

Политика правительства александра 2 на национальных окраинах. Национальная политка Александра II

Слайд 2

План урока.

  1. Польское восстание;
  2. Финская автономия;
  3. Украина и Белоруссия;
  4. Еврейский вопрос;
  5. "Культурническая русификация".
  • Слайд 3

    Задание на урок.

    Докажите,что национальная политика самодержавия носила противоречивый характер?

    Слайд 4

    Польское восстание.

    Буржуазные реформы не затронули окраины страны. Острая ситуация сложилась в Польше, где стали возникать тайные общества. «Красные» выступали за реформы, «Белые» - против. И те,и другие хотели Восстановить Польшу в границах 1772 г. В 1862 г. наместником стал Константин Николаевич, а управление возглавил маркиз Великовский, сторонник Конституции 1815 г.
    Польские повстанцы.

    Слайд 5

    Борясь с антирусскими на строениями он закрыл Земледельческое общество и призвал в армию революционную молодежь. В ответ вспыхнуло восстание.
    Национальный Комитет дал крестьянам землю, но,русские направили в Польшу войска и «белые» сделали руководителем ген. Лянгевича.
    Подавлением мятежа руководил ген. Муравьев, расстреливавший восставших несмотря на протесты Англии.
    Муравьев-вешатель.

    Слайд 6

    В сен. 1863г. восстание возглавили «красные». Но Александр II поручил провести в Польше аграрную реформу и крестьяне отвернулись от повстанцев.
    После подавления восстания остатки автономии были ликвидированы а Королевство Польское переименовано в Привислинский Край, где началась про водиться насильственная русификация населения.
    Подавление восстания.

    Слайд 7

    Финская автономия.

    Опасаясь повторения в Финляндии «польского» варианта, власти в 1863 г. созвали финский сейм не собиравшийся более 30 лет.
    Был ликвидирован церковный контроль над образованием, введено обучение на финском языке. Создавались финские воинские части в составе русской армии, появилась своя денежная система и таможня даже на границе с Россией.
    Финский герб.

    Слайд 8

    Украина и Белоруссия.

    В 60-е гг. начался ромт национального самосознания украинцев и белоруссов. Правительство считало эти территории «исконными землями» и отказывало местным народам даже в культурной самостоятельности. В 1860-е гг. на Украине возникают просветительские организации-громады. В ответ правительство запретило печатать книги на украинском языке. Лидеров киевской «Старой громады» уволили из Киевского университета.
    Памятник Владимиру-Крестителю на берегу Днепра.

    Слайд 9

    После восстания в Польше были ограничены права католиков в Белоруссии, где разгорелся конфликт православной и католической церквей утверждавшими, что белорусы - это часть русского, или польского народов.
    Но среди интеллигенции возникла уверенность в самостоятельности белорусского народа. Вскоре стали появляться книги на белорусском языке.
    Киево-Печерская лавра.

    Слайд 10

    Еврейский вопрос.

    Изменения произошли и в еврейском вопросе. Если раньше проводилась политика христианизации, то теперь был взят курс на «просвещение».
    Части еврейского населения разрешили проживать вне черты оседлости. Вскоре появилась прослойка еврейской буржуазии и интеллигенции. Но в 70-е г еврейские школы стали закрываться, и был ограничен доступ евреев в городские думы.
    В еврейской школе. (фото к.19 в.)

    Слайд 11

    «Культурническая русификация».

    Насильственная христианизация народов Поволжья показала свою несостоятельность. Многие новокрещенцы возвращались к старой вере. Тогда Александр II взял курс на приобщение поволжских народов к русской культуре. Это привело к формированию местной интеллигенции. Каюм Насыри заложил основы татарского литературного языка и открыл 1-ю татарскую школу. В 1869 г. И.Яковлев основал Чувашскую учительскую школу.
    Развалины Булгара.

    Слайд 12

    Формирование национальных культур шло на основе тесного взаимовлияния с русской культурой. Университет в Казани был одним из цент ров русской науки. Здесь учились А.Бутлеров, Л.Толстой, М.Балакирев и др. Сходные процессы проходили и в др. районах. Была создана алтайская письменность. В Петербурге возникли центры по изучению армянской и грузинской культур. Но было отменено освобождение от армии.
    Казанский Кремль.

    Посмотреть все слайды

    Реформы в области образования.

    Университетская реформа 1863 г. Университетам вернули автономию. Вводится выборность ректора, проректоров, деканов и профессоров. Полиция не имела права входить на территорию университета.

    Были основаны новые университеты – «Новороссийский » в Одессе (1862–1865 гг.) и Томский (1888 г.). В Мо­скве в 1861 г. открылась Петровская земледельческая академия , а в Петербурге в 1891 г. – Электротехнический ин­ститут . Было поло­жено начало высшему женскому образованию: открылись 7 высших жен­ских курсов. В Петер­бурге в 1878 г. основаны Бесту­жевские курсы профессора К. Н. Бестужева-Рю­мина ; в Москве в 1872 г. – курсы профессора В. И. Герье . Образование на женских курсах не уступало университетскому, но диплома о высшем образовании курсистки не получали. В 1897 г. в Петербурге открылся Женский медицинский институт.

    Школьная реформа 1864 г. Автор реформы: министр просвещения А.В. Головнин . В 1862 г. открылись жен­ские гимназии. Было разрешено откры­вать частные школы. В 1864 г. утверждены Положение о начальных народных училищах и Устав гимназий и прогимназий .

    Начальное образо­вание осуществляли школы трёх типов: государственные, церковно-при­ходские и земские. Срок обучения: 1–3 года. Преемственности между начальными школами и гимназиями не было.

    Среднее образование : 4-классные прогимназии и 7-классные гимназии. Гимназии делились на классические с гуманитар­ным уклоном (преподава­нием «классических» языков – латинского и греческого), и реальные с углублённым изучением естественных наук. В 1871 г. реальные гимназии были преобразованы в реальные училища .

    Численность учебных заведений возросла с 8 тыс. в середине XIX века до 79 тыс. к концу века, а число учащихся, соответст­вено, с 23 тыс. до 3,8 млн. Грамотность выросла с 1–2 % до 22 %. Интелли­генция шла в земские школы в надежде помочь народу. Большое значение имела деятель­ность талантливого педагога К. Д. Ушинского .

    Национальный вопрос в Российской империи стоял довольно остро.

    Польское восстание 1863–1864 гг. В 1863 г. подпольный Центральный на­циональный комитет во главе с Я. Домбровским, 3. Сераковским и др. начал восстание в Польше и Литве под лозунгом возвращения независимости Речи Посполитой в границах 1772 г. Повстанцы уничтожали русские гарнизоны. Поляков были готовы поддержать Англия и Франция, но 164-тысячное русское войско жёстко подавило восстание. Погибло 4,5 тыс. русских солдат, 30 тыс. повстанцев, 1 тыс. поляков была казнена, 12.721 отправлены на каторгу и ссылку.

    Царское правительство усилило политику русификации Польши: насаждался русский язык; важные посты занимали только русские чиновники. В 1874 г. Царство Польское переименовали в Привислинский край (самодержавие избегало напоминания о польской государственности). Политика русификации усилила русофобию, ненависть поляков к России. Поляки подчёркивали своё цивилизационное и культурное превосходство: «Прочь в Азию, потомки Чингисхана!» – эти слова из польской песни 1863–1864 гг. передают стереотип польского сознания в отношении русских. С другой стороны, восстание вызвало в России полонофобию .


    Поляки принимали активное участие в российском антиправительственном революционном движении. В 1881 г. член «Народной воли» выходец из бывшей Речи Посполитой Игнатий Гриневицкий смертельно ранил Александра II. Это вызвало в России стихийные погромы поляков как виновников убийства царя.

    Россия и Финляндия. В 1863 г. Великому княжеству Финляндскому были дарованы законодательное учреждение – Сейм (парламент) и конституционная монархия. Жители получили широкие гражданские и политические права, о которых в России можно было только мечтать.

    Государственныйо антисемитизм . По отношению к евреям (иудеям) самодержавие проводило политику государственного антисемитизма. В 1791–1917 гг. существовала «черта оседлости » – граница территории, за пределами которой запрещалось жительство евреям.

    В XIX в. в Восточной Сибири были созданы «инородные управы » для управления «инородцами » – коренными народами Сибири.

    1. Объясните понятие «национальная политика».
    2. Соотнесите:
    1.
    2.
    3.
    4.
    5.
    Финляндия
    Польша
    Кавказ
    Украина
    Евреи
    a. Отмена конституции 1815 г.,
    закрытие ряда университетов;
    b. Открытие университета,
    возникновение КириллоМефодиева общества;
    c. Введение рекрутской
    повинности;
    d. Война за покорение;
    e. Действует конституция,
    учреждена должность статссекретаря – представитель
    территории в России;
    3. Чем могли быть недовольны представители разных
    народов?

    Прочтите параграф 20 и заполните таблицу.

    Как вы считаете, какую цель преследовал Александр II в своей национальной политике?

    Ответьте письменно на вопрос: «Почему отличалась правительственная политика в Польше и Финляндии?»

    Домашнее задание.

    Выучить национальную политику
    императоров в отношении разных
    регионов.

    Современная национальная политика.

    Какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите слово «национализм»?

    Прочтите текст и ответьте на вопросы.

    1. Какой элемент дореволюционной
    национальной политики мы могли бы
    заимствовать?
    2. Что было ошибочным в
    послереволюционной национальной
    политике?
    3. Вопрос в тексте.
    4. Как вы понимаете слова «Политика
    дружбы…» (выделенный фрагмент)?

    Составьте синквейн.

    1.
    2.
    3.
    4.
    5.
    Националисты.
    2 прилагательных.
    3 глагола.
    Фраза.
    1 существительное или наречие.

    1. Националисты не могут быть довольны до тех пор, пока не найдут когонибудь, кто их обидит.
    Вольфрам Вейднер
    2. Убогий человечек, не имеющий ничего, чем бы он мог гордиться, хватается
    за единственно возможное и гордится нацией, к которой он принадлежит.
    Шопенгауэр.
    3. Почитание своего общества есть рефлекс самопочитания.
    Герберт Спенсер
    4. Обрусевшие инородцы всегда пересаливают по части истинно русского
    настроения.
    В.И. Ленин
    5. Национализм.. самое тяжелое из несчастий человеческого рода.
    Порождено оно на самом деле злобой, ненавистью к другим народам и к
    той части своего собственного народа, которая не разделяет
    националистических взглядов.
    Д.С.Лихачёв

    Домашнее задание.

    Напишите эссе на одну из тем:
    1. Не беспокойся о том, что тебя не знают. Беспокойся о
    том, достоин ли ты того, чтобы тебя знали.
    Конфуций.
    2. Я научу тебя, как всем прийтись по нраву: Улыбки
    расточай налево и направо. Евреев, мусульман и
    христиан хвали - и добрую себе приобретешь ты славу.
    Омар Хайям.
    3. Любовь к славе есть лишь желание нравиться себе
    подобным.
    Гельвеций К.
    4. Никто не вечен в мире, все уйдет, но вечно имя доброе
    живет.
    Саади.

    По словам вождя мировой революции В. И. Ленина, во время правления Александра II Российская империя превратилась в «тюрьму народов». Ленину было свойственно преувеличивать действительность, особенно в вопросах касающихся монархической системы.

    Национальная политика Александра II была весьма двойственной, в первую очередь это объясняется тем, что государство населяли представители множеств народностей и этносов, имеющих резкие отличия в культурном, духовном и общественном развитии.

    Главным стержнем национальной политики Александра II была либеральная унификация национальных окраин, которая сопровождалась русификацией и обращением вправославие. Стоит отметить, что в отличие от своих предшественников, Александр II запрещал внедрять православие в насильственной форме, скорее это носило рекомендативный характер.

    Польский вопрос

    После многочисленных восстаний 1863-1864гг против русской короны в Польше, Александр II вынужден был продолжить реакционную политику своего отца: польские чиновники смещались со своих должностей, на их место приходили доверенные лица императора. Делопроизводство, учебный процесс, юриспруденция с 1865 года были переведены на русский язык.

    Главным идейным противником Александра II была польская шляхта, поэтому первый удар император нанес именно по ее ней: в 1964 года в Польше была проведена аграрная реформа, в результате которой польская элита лишилась половины своих владений и крепостных. Даже название государства - «Польша» - было выведено из оборота и заменялось «Привислинским краем».

    Народы Кавказа и Средней Азии

    Если в противостоянии с польским национализмом император не чуждался жестких методов борьбы, то отношение к народностям Средней Азии и Кавказа было кардинально противоположным. Во времена правления Александра II строго запрещалось ущемлять в национальных правах эти народы.

    Культурные и национальные традиции в этих регионах активно поощрялись царской властью. Местная элита смогла сохранить за собой все должностные места, не проводились также репрессии против мусульманского духовенства. Верующие, исповедовавшие ислам, не только не поддавались обращению в христианство, но и получали существенные скидки в налогообложении за сохранение своих национальных традиций и верований.

    Подобный либерализм был основан на необходимости предотвращения новых военных конфликтов с этими народами, в частности жителей Северного Кавказа.

    Решение еврейского вопроса

    После довольно жестких ограничений еврейского населения, которые был предпринятые в первой половине 19 века, в период царствования Александра II народ был уравнен в правах и свободах с русским населением. В результате политики, направленной на ассимиляцию иудеев, представители этого народа начали массово покидать маленькие города и переселятся в села, все чаще они вступали в смешанные браки с русскими, а также активно вливались в торговые отношения.

    Евреи получали беспрецедентное право частного владения землей и торговли алкогольными напитками. Конец национального либерализма в Российской империи наступил сразу после смерти Александра II. Его сын, Александр III, в знак мести за смерть отца отменил все национальные прерогативы, которыми одарил народы император.

    Национальная политика Александра II

    9 класс

    Цели :

      Образовательные

      формировать у учащихся знания об особенностях национальной политики правительства Александра II

      подвести к пониманию проблем России как многонационального и многоконфессионального государства

      создавать у школьников представление о положении некоторых народов, входящих в состав Российской империи (поляки, евреи, украинцы, белорусы, горцы)

      обеспечить усвоение новых понятий и терминов: "сепаратизм", "антисемитизм", "громады"

      напомнить и закрепить такие понятия и термины как: "империя", "имам", "имамат", "Сейм"

      Развивающие

      продолжить формировать умение сравнивать и обобщать

      развивать память, внимание и воображение учащихся

      развивать и обогащать речь учеников

      Воспитательные

    Тип урока: комбинированный

    Ход урока

    Этап урока

    Методические приемы

    Хронометраж

    Основное содержание

    Деятельность учеников

    Примечания

    (для самоанализа)

    Орг. Момент

    Приветствие

    Перекличка

    Настрой

    (1 мин.)

    Добрый день! Я рада вас видеть! Присаживайтесь.

    Ребята, кто сегодня отсутствует? (отмечаю)

    приветствие

    сообщают, кто отсутствует

    слушают, достают всё необходимое, успокаиваются, настраиваются

    Домашнее задание

    (1 минута)

    Откройте, пожалуйста, дневники и запишите домашнее задание

    ДЛЯ ВСЕХ: параграф 20, устно ответить на вопросы после него

    ПО ЖЕЛАНИЮ: письменно выполнить творческое задание "Петиция к царю" (напишите прошение императору от лица польского, украинского народа, с просьбой о тех или иных привилегиях; обязательно обоснование)

    Отвечаю на вопросы

    Записывают, задают вопросы

    Проверка д/з

    (проверка – 7 мин плюс 1 мин. инструктаж по выполнению работ = 8 мин)

    Уплотненный опрос:

      тестирование

      работа по карточкам

      контрольная беседа

    Прежде чем мы приступим к изучению нового материала, проверим то, как вы усвоили предыдущий. Сделаем это следующим образом: часть будет решать тесты, часть работать по карточкам, и с троими "счастливчиками" мы побеседуем. Делать это мы будем одновременно. Я раздаю вам работы, вы их подписываете, пишете в этих же листах. Читайте внимательно, там все написано: где подписать, сколько времени дается на выполнение, сколько правильных вариантов. Один раз я озвучу, потом читайте сами, чтобы не было лишних вопросов. Показываю бланк и комментирую: здесь подписываете, вариантов ответа может быть несколько, выполняете в течение 7 минут. Варианты разные, вопросы разные, отсюда вас всех прекрасно видно, после 2-ух замечаний я, не принимая вашей, работы ставлю "2", поэтому лучше худо бедно, но зато сами.

    Убираем всё со столов, оставляем только пишущую ручку.

    Вопросы есть? Работайте внимательно, аккуратно и тихо. Можете начинать.оценку по пройденной теме.

    Одновременно:

    Часть учащихся пишет тест,

    часть - работает по карточкам, 3-4 человека (первые парты второго ряда) беседуют со мной (контрольная беседа)

    .